Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 14.04.2005 № 14-3305П

                        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                          КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     14.04.05                                          N 14-3305П

   О ПРОЕКТЕ N 136492-4 ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НОВАЯ
       РЕДАКЦИЯ), ВНЕСЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Рассмотрев проект N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации
(новая   редакция),  внесенный  Правительством  Российской  Федерации,
Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Утвердить  отзыв  на  проект  N   136492-4   Водного   кодекса
Российской Федерации (новая редакция) согласно приложению.
     2. Направить настоящее постановление:
     - в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации по природным ресурсам и природопользованию;
     - в  Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации;
     - депутатам  Государственной  Думы от Красноярского края Ашлапову
Н.И.,  Зубову В.М.,  Исакову  И.А.,  Кармазиной  Р.В.,  Клюкину  А.Н.,
Оськиной В.Е., Сергиенко В.И.;
     - члену  Совета  Федерации   Федерального   Собрания   Российской
Федерации  от  Законодательного  Собрания  края Новикову В.А.  и члену
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от  Совета
администрации края Каменскому И.А.

     Председатель
     Законодательного
     Собрания края          А.В.УСС

                                            Приложение к постановлению
                                        Законодательного Собрания края
                                               от 14.04.05  N 14-3305П

                                Отзыв
      на проект N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации
                           (новая редакция)

     Концепция нового  проекта  Кодекса  принципиально  отличается  от
действующей  редакции  Водного кодекса и существенно ограничивает круг
полномочий субъектов РФ в принятии принципиально важных для  населения
субъектов РФ вопросов.
     В соответствии со статьей 72 Конституции Российской  Федерации  в
совместном   ведении   Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации  находятся  вопросы  владения,  пользования  и  распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
     Так, пункт 1 статьи 8 проекта Кодекса  устанавливает  федеральную
форму  собственности на водные объекты.  Право собственности субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц
и  граждан  установлено  исключительно в отношении обособленных водных
объектов и находится в прямой зависимости от  формы  собственности  на
земельные участки, на которых расположены данные водные объекты.
     Статьи 15,  18,  19 проекта  Кодекса  исключают  участие  органов
государственной  власти  субъектов  РФ в государственном регулировании
правоотношений по поводу пользования водными объектами, в данной части
установлены,   по  существу,  исключительные  полномочия  федерального
органа исполнительной власти по управлению водными объектами.
     Также следует  констатировать,  что  в  рамках  статьи 15 проекта
Кодекса отношения,  возникающие между водопользователем и контрагентом
водопользователя,     переведены     в    сферу    гражданско-правовых
правоотношений (право пользования  возникает  на  договорной  основе),
метод  лицензирования  рассматриваемого  вида  деятельности  в проекте
Кодекса исключен.
     В статье    23    проекта   Кодекса,   регулирующей   обязанности
водопользователя,  отсутствует право  органов  государственной  власти
субъектов   РФ   на  бесплатное  получение  необходимой  информации  о
пользовании водными объектами (об  учете  забираемых,  используемых  и
сбрасываемых вод,  количестве загрязняющих веществ в них, информации о
результатах  регулярных  наблюдений  за   водными   объектами   и   их
водоохранными зонами).
     Между тем,   представляется   необходимым   в    данной    статье
предусмотреть обязанность федерального органа исполнительной власти по
управлению водными объектами на  основе  безвозмездности  осуществлять
передачу  органам  государственной  власти  субъектов  РФ  необходимой
информации о  пользовании  водными  объектами.  В  этом  случае  будет
соблюдено   конституционно   закрепленное   право   на   благоприятную
окружающую среду,  установленное  статьей  42  Конституции  Российской
Федерации.
     В статьях 32,  33  проекта  Кодекса  целесообразно  предусмотреть
участие  органов  государственной  власти  субъектов РФ в совместном с
федеральным  органом  исполнительной  власти  по  управлению   водными
объектами   принятии   решений  о  предоставлении  водного  объекта  в
пользование,  приостановлении (ограничении права)  пользования  водным
объектом, прекращении права пользования.
     В главе 8 "Управление в области  использования  и  охраны  водных
объектов"  не  предусмотрены полномочия органов государственной власти
субъектов РФ в области использования и охраны водных объектов.
     Исходя из  смысла  статей 40,  41,  43,  46 проекта Кодекса можно
сделать вывод о том,  что весь объем полномочий  субъектов  Российской
Федерации  сведен  к  предоставлению в пользование обособленных водных
объектов (водоемы площадью до 3000  м2),  расположенных  на  земельных
участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
     Пунктом 3 статьи 46 проекта Кодекса предусмотрен  государственный
надзор за использованием и охраной водных объектов, который независимо
от формы собственности водных объектов возлагается  на  уполномоченный
Правительством РФ федеральный исполнительный орган власти.  Между тем,
согласно статье 72 Конституции Российской Федерации охрана  окружающей
среды  и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном
ведении РФ и субъектов РФ.
     Из числа  полномочий  органов государственной власти субъектов РФ
исключены  полномочия  по  установлению  границ  водоохранных  зон   и
прибрежных защитных полос.
     К числу принципов экономического  регулирования  использования  и
охраны  водных  объектов,  установленных  статьей  69 главы 11 проекта
Кодекса, относится принцип платности водопользования.
     Статья 70  проекта  Кодекса  устанавливает  плату за "пользование
водными объектами",  указывая,  что ставки,  порядок расчета и  уплаты
данных   платежей   устанавливаются  Правительством  РФ,  и  при  этом
устанавливает объект платы,  что считаем  неправомерным  и  ведущим  к
коллизии законов.
     В связи с указанным полагаем, что статья 70 проекта должна носить
отсылочный  характер,  устанавливая,  что плата за пользование водными
объектами осуществляется в соответствии  с  Налоговым  кодексом  РФ  и
принятыми  в  соответствии  с  ним  федеральными  законами о налогах и
сборах.
     Введение федеральной  собственности  на  водные объекты (статья 8
проекта  Кодекса)  и  предлагаемая  система  платежей  за  пользование
водными  объектами  (статья  70 проекта Кодекса) практически исключают
участие  субъектов  Российской  Федерации  в  регулировании   вопросов
водопользования,  что в последующем приведет к снижению доходной части
краевого бюджета и практически полностью исключит возможность  влияния
на   экологическую   обстановку   на  территории  субъекта  Российской
Федерации.
     Помимо указанных  концептуальных  замечаний  по  проекту  Водного
кодекса имеются и другие замечания:
     - в проекте Водного кодекса не прописан порядок выделения средств
субъектам на реализацию водохозяйственных мероприятий.
     При этом  помимо  средств  на  реализацию проектов или каких-либо
научных  разработок  необходимо  предусматривать   выделение   средств
субъектам  на  подготовку  территорий к пропуску паводков,  что усилит
роль комиссий по чрезвычайным ситуациям  в  субъектах,  координирующих
усилия всех заинтересованных органов власти на территориях;
     - в пункте 2 статьи  69  указано,  что  из  федерального  бюджета
финансируются   мероприятия  на  гидротехнических  сооружениях  (ГТС),
находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов РФ,
и бесхозяйновых.
     Фактически в крае основная часть ГТС  находится  в  собственности
муниципальных   образований  (так  сложилась  ситуация  после  развала
колхозов и совхозов).  После принятия нового Водного кодекса  эти  ГТС
будут и дальше разрушаться, создавая угрозу поселениям ниже по рекам и
лишая жителей мест отдыха и рыболовства.  Последствия  разрушения  ГТС
попадают  в  сферу  действия  нового  Водного кодекса,  в связи с этим
целесообразнее не допустить разрушения ГТС, чем заниматься ликвидацией
последствий их разрушения;
     - статью 60  "Водоохранные  зоны  водных  объектов  и  прибрежные
защитные  полосы"  Водного  кодекса  (новая  редакция  проекта закона)
необходимо  конкретизировать  в  части  требований,   регламентирующих
порядок  установления  водоохранных  зон  в  границах  городов  и иных
поселений,  в том числе в случаях отсутствия  ливневой  канализации  и
набережных;
     - проект  кодекса  (пункт  1  статьи   8)   устанавливает   право
собственности   субъектов   Российской   Федерации,  органов  местного
самоуправления,  юридических лиц и граждан исключительно  в  отношении
обособленных водных объектов.  Согласно приведенному определению (ст.1
- "обособленный водный объект -поверхностный непроточный  естественный
или искусственный замкнутый водоем,  не имеющий гидравлической связи с
другими  поверхностными  водными   объектами")   это,   по   существу,
бессточный  водоем.  Однако  бессточные  водоемы  существуют  только в
засушливых районах,  где  испарение  с  водной  поверхности  превышает
атмосферные  осадки.  Следовательно,  если  субъект  РФ  расположен  в
лесостепной,  лесной или тундровой зоне,  он вообще лишен такого  рода
водоемов.  Спрашивается,  в  чем  состоит  смысл  отнесения  в понятие
"обособленный водный объект" исключительно бессточных  водоемов?  Если
речь идет об экологии, то достаточно было бы регламентировать характер
использования сточных или проточных водоемов;
     - требует уточнения определение береговой линии ("граница водного
объекта,  определяемая как  среднемноголетний  высший  уровень  вод  в
безледный период").  Во-первых, на сибирских реках максимальные уровни
воды нередко связаны с  заторами  льда.  Во-вторых,  ширина  береговых
защитных  полос  при  новом определении береговой линии (даже в случае
исключения  наиболее  высоких  максимумов   заторного   происхождения)
включает   значительную  часть  поймы,  ширина  которой  на  равнинных
участках рек достигает 1-3 км,  а в Западной  Сибири  до  10  и  более
километров  (пойма  р.  Оби  до  100 км).  Реально ли запрещать в этих
условиях традиционные виды деятельности на береговой  защитной  полосе
таких размеров после паводков;
     - в пункте 3 статьи 12 понятие "бечевник" определяется как полоса
земли вдоль береговой линии водных объектов, и там же ширина бечевника
составляет  20  метров  от  уреза  воды.  Правильнее   общее   понятие
"бечевник"  связывать  не  с береговой линией,  а с фактическим урезом
воды;
     - проект Водного кодекса РФ содержит значительное количество норм
отсылочного  характера.  Так,   проектом   кодекса   предусматривается
принятие Правительством РФ 15 нормативных правовых актов. Это приведет
к тому,  что фактически Водный  кодекс  РФ  в  новой  редакции  начнет
функционировать  в  полном объеме не ранее чем через 5-7 лет после его
принятия (исходя из опыта применения действующих федеральных законов).
     Введение в   действие  нового  Водного  кодекса  после  доработки
представленного проекта целесообразно с января 2006 года.
     Принимая во   внимание   изложенное,   Законодательное   Собрание
Красноярского края предлагает отклонить  предложенный  проект  Водного
кодекса и направить его на доработку.


Информация по документу
Читайте также