Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Красноярского края от 07.02.2013 № 4-1050ПЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 07.02.2013 N 4-1050П О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕЛА" В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "О социально-экономическом развитии села", проведенных 19 декабря 2012 года, Законодательное Собрание края ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "О социально-экономическом развитии села". 2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет по делам села и агропромышленной политике (Сергиенко В.И.). Председатель Законодательного Собрания края А.В. Усс Утверждена постановлением Законодательного Собрания края от 7 февраля 2013 г. N 4-1050П РЕЗОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕЛА" Участники публичных слушаний отмечают, что реализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства позволила остановить падение и начать постепенный подъем производства сельскохозяйственной продукции, обеспечив достижение в крае минимального порога продовольственной безопасности. В то же время за прошедшие два десятилетия аграрных преобразований существенного улучшения уровня и качества жизни сельских жителей края, экономической ситуации на селе не произошло. Численность сельского населения за период 1990-2010 годов снизилась на 19 процентов. Уровень жизни сельского населения остается крайне низким. Доля сельского населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности малоимущего населения края в 2011 году составила 41,5 процента, притом что в сельских населенных пунктах проживает 24 процента общей численности населения. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в 2011 году составила 11,9 тысячи рублей, или 50,6 процента к среднекраевому уровню. Сельская бедность и высокая безработица сельского населения ведут к падению культурного и профессионального уровня как в производственной, так и социальной сфере. Почти 45 процентов ветхого и аварийного жилищного фонда края приходится на сельскую местность. Недопустимо низким остается уровень благоустройства жилищного фонда. Около 40 процентов водопроводных сетей в сельской местности нуждаются в реконструкции и еще 10 процентов - в полном восстановлении, больше половины сельских жителей края вынуждены использовать воду, не соответствующую санитарным нормам. Обеспеченность сельского населения по сравнению с городским населением врачами меньше в 3,1 раза, средним медицинским персоналом - в 1,5 раза. Продолжается сокращение количества учреждений здравоохранения, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов. Обеспеченность больничными койками в сельской местности в 2 раза ниже среднекраевого показателя. Доля детей, посещающих детские дошкольные учреждения в сельской местности, составляет 40 процентов от нуждающихся (для сравнения: в городе 54,6 процента). Капитальный ремонт необходим более двум третям учреждений культуры села, почти 50 процентов муниципальных учреждений культуры находятся в приспособленных помещениях, 40 процентов библиотек не имеют читальных залов. Физической культурой и спортом занимается всего 3-5 процентов взрослого сельского населения и 8-10 процентов сельской учащейся молодежи. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или даже информационной изоляции: информационно-телекоммуникационная сеть Интернет и сотовая телефонная связь во многих деревнях, селах и поселках работают крайне неустойчиво или отсутствуют полностью. Стационарная телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях технически изношена, а в отдельных населенных пунктах не функционирует. Электроснабжение сельских населенных пунктов является нестабильным, не соответствующим нормативным показателям по качеству поставляемой электрической энергии, а ее цена делает продукцию краевых сельскохозяйственных товаропроизводителей неконкурентоспособной. Спорные подходы к вопросам выкупа земли для целей жилищного строительства в сельской местности тормозят решение вопросов строительства жилья на селе и не способствуют закреплению кадров. Свыше 350 сельских поселений края или 20 процентов от общего числа не имеют круглогодичной транспортной связи. Более 6 тысяч километров дорог в сельской местности требуют приведения в нормативно-техническое состояние. Для обеспечения круглогодичного автомобильного сообщения необходим ввод почти 700 километров новых сельских дорог. Особое внимание требует круглогодичная доступность автомобильного и авиатранспорта к населенным пунктам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Финансово-экономическое положение предприятий аграрного сектора как основного хозяйствующего субъекта в сельской местности остается нестабильным. Ценовой диспаритет, монополистический диктат энергоснабжающих организаций, минимальная поддержка государством сельхозтоваропроизводителей, налоговая нагрузка привели к снижению потенциала основных фондов, земли, трудовых ресурсов, что отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Используется не более половины площадей пашни по сравнению с 1990 годом, поголовье крупного рогатого скота сократилось почти в три раза. Недостаточное финансовое обеспечение местных бюджетов и нехватка профессиональных кадров, а также в некоторых случаях слабое понимание и неэффективное исполнение своих функций главами отдельных муниципальных образований являются главными причинами низкого качества и неполноценного осуществления органами местного самоуправления своих полномочий по содержанию муниципального жилья, школ, больниц, жилищно-коммунального хозяйства, местных дорог, обеспечению соблюдения общественного порядка и других полномочий. Участники публичных слушаний считают, что политика государства последних десятилетий в отношении сельских территорий строилась исходя из ориентации на достижение высоких производственных показателей сельскохозяйственной деятельности и, прежде всего, на получение прибыли, на возможность саморазвития сельскохозяйственных предприятий без учета природно-климатических особенностей и других многообразных факторов регионов России, что негативно сказалось на развитии сельских территорий Красноярского края. Единый системный подход в отношении развития сельских территорий, направленный на комплексное решение проблем села, на повышение уровня благосостояния сельских жителей, до настоящего времени отсутствовал. Разрабатываемые и реализуемые в последние 5-7 лет федеральные и краевые программы по улучшению социального положения села вследствие различных обстоятельств не смогли перекрыть допущенного ранее значительного падения уровня социально-экономического развития сельских территорий и принципиально изменить к лучшему качество жизни сельского населения. Отмечая масштабность выявленных проблем, а также то, что факторы, определяющие устойчивость развития сельских территорий, имеют в основном негативный характер, участники публичных слушаний: 1. Считают, что выходу социальной сферы села из кризиса и переходу к устойчивому развитию препятствуют следующие факторы: ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях; узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого развития сельских территорий; ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования; слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и, прежде всего, местного самоуправления; недостаточный объем средств и мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства; недостаток финансовых средств у муниципальных образований не только на реализацию мероприятий, направленных на развитие сельских территорий, но и на исполнение ими своих полномочий; недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий. 2. Решили: 2.1. Одобрить Концепцию устойчивого развития сельских территорий Красноярского края на период до 2020 года и предложить Правительству края как основу для разработки программы устойчивого развития сельских территорий Красноярского края (прилагается). 2.2. Обратиться к председателю Правительства края с предложением образовать и возглавить в крае межведомственный координационный совет по вопросам устойчивого развития сельских территорий края. 3. Рекомендуют: 3.1. Законодательному Собранию края и Правительству края: 3.1.1. Считать важнейшим приоритетом социальной, экономической и бюджетной политики края вопросы развития сельскохозяйственного производства и вопросы устойчивого развития сельских территорий края. 3.1.2. Способствовать доведению уровня заработной платы работников сельскохозяйственного производства до среднего уровня заработной платы по отраслям экономики в Красноярском крае. 3.1.3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с предложениями по изменению бюджетного законодательства в части закрепления дополнительных источников доходов местных бюджетов, достаточных для исполнения закрепленных за ними полномочий, с целью повышения ответственности и самостоятельности органов местного самоуправления. 3.1.4. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с предложением об изменении земельного законодательства: в части предоставления земельных участков в сельской местности для целей жилищного строительства для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, и членов их семей, для работников сельскохозяйственных организаций и членов их семей безвозмездно; в части упрощения процедуры изъятия земель сельскохозяйственного назначения за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения. 3.1.5. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с предложением о возобновлении обучения техническим сельскохозяйственным специальностям в сельских школах. 3.2. Законодательному Собранию края заслушать Правительство края по вопросу совершенствования государственной политики края в области устойчивого развития сельских территорий Красноярского края и об участии Красноярского края в федеральных программах, направленных на развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельских жителей. 3.3. Правительству Красноярского края: 3.3.1. Разработать и принять (в случае необходимости внести в Законодательное Собрание края) нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Концепции в части: диверсификации сельской экономики; разработки социальных нормативов, используемых при формировании планов развития сельских территорий (социальных нормативов в здравоохранении, образовании, культуре, спорте, сфере транспортного обслуживания, охране общественного порядка, коммунально-бытовой сфере и других социальных показателей для сельской местности); установления упрощенной процедуры предоставления (отвода) земельных участков для целей жилищного строительства и объектов культурно-бытового назначения, процедуры проектирования, экспертизы и ввода в эксплуатацию объектов жилищного, социально-культурного и бытового назначения. 3.3.2. Разработать в течение 2013 года комплексную региональную программу устойчивого развития сельских территорий Красноярского края на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, а также долгосрочные целевые программы, решающие неотложные, наиболее острые проблемы, препятствующие устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий края. К числу первостепенных задач относятся: строительство водозаборных сооружений и водопроводов в необходимом количестве, благоустройство сельских поселений и утилизация твердых бытовых отходов, электрификация сельских населенных пунктов, развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности. 3.3.3. Провести анализ реализуемых в крае долгосрочных целевых программ в области развития и модернизации материально-технической базы учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты населения), в том числе в части определения полного перечня объектов и объема средств, необходимого для проведения модернизации материально-технической базы краевых и муниципальных учреждений социальной сферы, расположенных в сельской местности, а также проведения ревизии по использованию модернизированных объектов. Рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования действующих долгосрочных целевых программ в области развития и модернизации материально-технической базы краевых и муниципальных учреждений социальной сферы. 3.3.4. Рассмотреть возможность увеличения финансирования действующих долгосрочных целевых программ, направленных на улучшение жилищных условий специалистов, молодых специалистов (и членов их семей), проживающих (выразивших желание проживать) в сельской местности и работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы. 3.3.5. Рассмотреть возможность увеличения финансирования действующих долгосрочных целевых программ, направленных на содействие решению вопросов благоустройства сельских поселений. 3.3.6. Рассмотреть возможность увеличения финансирования долгосрочных целевых программ, направленных на поддержку личных подсобных хозяйств, расширения перечня направлений государственной поддержки, оказываемой в рамках данных программ. 3.3.7. Организовать взаимодействие исполнительных органов государственной власти края с органами государственной власти Российской Федерации по получению средств федерального бюджета, направляемых субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий. Обеспечить выделение в достаточном количестве финансовых ресурсов для выполнения условий, установленных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, для исключения случаев возврата полученных средств федерального бюджета. 3.3.8. Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением об установлении для сельскохозяйственных товаропроизводителей края, сельского населения, государственных и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, расположенных в сельской местности Красноярского края, льготных тарифов на электрическую энергию. 3.3.9. Принять решение об объявлении конкурса на разработку новых форм (схем, принципов) отопления жилья и общественных зданий в сельской местности, включая автономные системы и различные виды топлива, учитывая экономическую целесообразность их использования в различных районах Красноярского края. 3.4. Органам местного самоуправления: 3.4.1. Провести анализ исполнения муниципальных программ развития сельских территорий. При разработке муниципальных программ развития сельских территорий считать приоритетами деятельности органов местного самоуправления содействие развитию экономического потенциала сельских территорий и привлечение инвестиций как основных факторов обеспечения развития сельских территорий. 3.4.2. Активнее привлекать население к участию в мероприятиях, программах, направленных на улучшение облика сельских территорий, формировать у молодежи ответственное отношение к своей малой родине. Приложение к Резолюции публичных слушаний по вопросу "О социально-экономическом развитии села" Концепция устойчивого развития сельских территорий Красноярского края на период до 2020 года 1. Общие положения Концепция устойчивого развития сельских территорий Красноярского края на период до 2020 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в области устойчивого развития сельских территорий и агропромышленного комплекса Красноярского края, обеспечения продовольственной безопасности. Сельские территории как социально-территориальная подсистема общества выполняют следующие важнейшие общенациональные функции: геополитическую, производственную, демографическую, трудоресурсную, жилищную, пространственно-коммуникационную, культурную. С учетом социально-экономического, геополитического, государствообразующего, генетического значения и необходимости сохранения национальной идентичности устойчивое развитие сельских территорий отнесено к приоритетам первого уровня деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Концепция разработана с учетом Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Концепция является основой для разработки и реализации законов, краевых и муниципальных программ, направленных на развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса Красноярского края. Объем средств краевого бюджета на финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией и осуществляемых за счет средств краевого бюджета, должен составлять не менее 10 процентов от общих расходов краевого бюджета на очередной финансовый год. 2. Характеристика современного состояния сельских территорий Красноярского края Сельские территории Красноярского края обладают мощным, но маловостребованным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. В состав края входят два северных муниципальных района (Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский), имеющие статус особых административно-территориальных единиц, на территории которых проживают и осуществляют сельскохозяйственную деятельность коренные малочисленные народы Севера. В Красноярском крае насчитывается более 1700 сельских населенных пунктов, из которых только 1611 имеют постоянных жителей. Идет сокращение и измельчение сельских населенных пунктов: 54,3 процента сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 20 тыс. человек составляют 3,1 процента. Данная тенденция ведет к обезлюдению и запустению огромных пространств в сельской местности. Численность сельских жителей края на начало 2011 года составила 667 тыс. человек, или 23,5 процента общей численности населения Красноярского края. За период 1990-2010 годов численность жителей сельских населенных пунктов снизилась на 19 процентов. В сельской местности максимальные потери населения отмечены в северных районах края. В среднем за год из села уезжают 2500 человек, преимущественно в возрасте до 35 лет. Различная степень удаленности районных центров от г. Красноярска (в центральной (сельскохозяйственной) части края от 16 до 523 км, г. Дудинки - 2021 км) и сельских населенных пунктов от районных центров (от 3 до 140 км в центральной (сельскохозяйственной) части края до 680 км на Севере (п. Хатанга), резкие различия в природно-климатических условиях в значительной степени обуславливают дифференциацию сельских населенных пунктов по уровню транспортной доступности к социальным и общественным благам, конкурентоспособности производимой на их территории продукции, уровню доходов населения и уровню доходов сельских поселений. Последствиями системного кризиса 90-х годов, не преодоленными до настоящего времени, являются: - низкая конкурентоспособность и высокие издержки сельскохозяйственного производства; - сельская бедность и высокая безработица сельского населения, падение культурного и профессионального уровня; - снижение качества сельской жизненной среды (благоустройство территорий, состояние сферы услуг); - обветшание зданий учреждений здравоохранения, образования, культуры, спортивных сооружений; - существенный физический износ объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, использование устаревших высокоэнергозатратных технологий в коммунальной сфере; - потеря исторически освоенных агроландшафтов. К категории развитых сельскохозяйственных территорий края можно отнести 16 из 44 районов края, причем 12 из них ориентированы в основном на производство зерновых культур, то есть сезонную занятость сельского населения. В некоторых районах края производство товарной сельскохозяйственной продукции прекращено полностью или практически прекращено. Численность занятых в сельскохозяйственном производстве с 1990 по 2011 годы сократилась в 4 раза, посевные площади - в 2 раза, поголовье крупного рогатого скота - в 2,9 раза, износ машинно-тракторного парка составляет 72-82 процента. Почти четвертая часть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30 процентов пашни, подвержена водной и ветровой эрозии. Происходит деградация лесного фонда края. Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Доля сельского населения с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума в общей численности малоимущего населения края в 2011 году составила 41,5 процента. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в 2011 году составила 12,9 тыс. рублей, или 50,6 процента к среднекраевому уровню. В 1990 году этот показатель равнялся 97,8 процента. Необходимо довести размер заработной платы работников сельского хозяйства к 2020 году до 100 процентов от среднекраевого показателя. По состоянию на начало 2012 года число безработных, проживающих в сельской местности, составило 27,6 тыс. человек, или 8,3 процента от экономически активного сельского населения (что на 3,1 процентного пункта выше, чем в городской местности). Сохраняется тенденция увеличения доли сельских безработных в общем числе безработных края: с 37,6 процента на начало 2010 года до 45,5 процента на 1 августа 2012 года. Почти 45 процентов ветхого и аварийного жилищного фонда края приходится на сельскую местность. Более 61 тысячи сельских жителей (9,1 процента всех сельских жителей при среднекраевом показателе 4,8 процента) проживают в ветхом и аварийном жилье. Федеральными и краевыми программами строительство жилья взамен ветхого и аварийного в сельской местности предусмотрено не было. В сельской местности централизованным водопроводом оборудовано 28,6 процента жилых помещений, канализацией - 17,6 процента, отоплением - 32,7 процента, горячим водоснабжением - 11,8. В среднем данные показатели за период 1990-2011 годы выросли на 1,6 процента. Необходимо данные показатели к 2020 году довести по холодному и горячему водоснабжению, канализации до 100 процентов. Актуальна проблема обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Почти 40 процентов водопроводных сетей в сельской местности нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. При этом ежегодно восстанавливается не более 4 процентов водопроводных сетей. Несмотря на осуществление мероприятий по поддержке инженерной инфраструктуры объектов жилищно-коммунального хозяйства, реализуемую программу "Чистая вода", более 75 процентов сельского населения вынуждено пользоваться холодной водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам. Из-за бездорожья свыше 350 сельских поселений края с численностью проживающих более 85 тыс. человек не имеют круглогодичной транспортной связи. Требуется приведение в нормативное техническое состояние более 6,0 тыс. километров ведомственных и бесхозных дорог, в том числе около 3,0 тыс. километров дорог, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, а также ввод почти 700 километров новых сельских дорог для обеспечения круглогодичных и безопасных автотранспортных связей. Особого внимания требует организация круглогодичной доступности автомобильного и авиатранспорта для населенных пунктов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи сельскому населению является одним из важнейших приоритетов Красноярского края, в рамках которого реализуются мероприятия долгосрочных целевых программ в области здравоохранения "Поддержка развития первичной медико-санитарной помощи в сельской местности Красноярского края", "Развитие общей врачебной практики (семейной медицины) на территории Красноярского края", "Укрепление материально-технической базы краевых государственных, муниципальных учреждений здравоохранения и краевых государственных образовательных учреждений среднего специального образования Красноярского края". Обеспеченность сельского населения по сравнению с городским населением врачами меньше в 3,1 раза, средним медицинским персоналом - в 1,5 раза. Продолжается сокращение количества учреждений здравоохранения, обеспеченность больничными койками в сельской местности в 2 раза ниже среднекраевого показателя (49,6 и 95,9 ед. на 10 000 человек соответственно). Число фельдшерско-акушерских пунктов составляет 76 процентов от показателей 1990 года. Число мест в дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности за период с 1990 года сократилось в 2,2 раза. За последние 5 лет в сельской местности введено 50 мест в дошкольных образовательных учреждениях. Доля детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в сельской местности составляет 40 процентов от нуждающихся (в городе 54,6 процента) при приближении показателя числа родившихся детей в сельской местности на 1000 человек к показателям 1990 года (15,1 в 2011 году, 16,3 - в 1990 году). Занимаются физической культурой и спортом всего 3-5 процентов взрослого сельского населения и 8-10 процентов сельской учащейся молодежи. Капитальный ремонт необходим более 2/3 учреждений культуры села, почти 50 процентов муниципальных учреждений культуры находятся в приспособленных помещениях, 40 процентов библиотек не имеют читальных залов. В техническом переоснащении нуждаются более 70 процентов сельских учреждений культуры, парк музыкальных инструментов имеет почти 100-процентный износ. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов края возросла до 100 часов в год. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Вследствие допущенного ранее значительного падения уровня социально-экономического развития сельских территорий мер, предусмотренных и реализуемых федеральными и краевыми программами в последние 5-7 лет, оказалось недостаточно для повышения качества жизни сельского населения. Выход села из кризиса и переход к устойчивому развитию тормозят следующие факторы: ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития; ограниченный доступ жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования; слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и прежде всего местного самоуправления; недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий. 3. Цели, принципы и задачи государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 года являются: устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства; создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития, а также снижение рисков при вхождении во Всемирную торговую организацию; повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения; стабилизация численности сельского населения и увеличение продолжительности жизни; рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды; сохранение и приумножение культурного потенциала села. Основной оценкой эффективности государственного управления в области устойчивого развития сельских территорий являются рост благосостояния сельских жителей, прежде всего рост реальной заработной платы, и улучшение демографической ситуации на селе. Государственная политика в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами: развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции; обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг; гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала; партнерство между государством, органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях устойчивого развития сельских территорий; интегрирования села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения; развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества. Достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач: стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность; диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения; снижение для сельской местности уровня тарифов на потребляемую электрическую и тепловую энергию; улучшение жилищных условий сельского населения, переход на электроотопление жилища; повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, включая развитие и модернизацию автомобильных дорог, в том числе уличной дорожной сети, объектов жилищно-коммунального хозяйства, учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других учреждений; повышение территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры; повышение уровня инженерного оборудования жилищной сферы села; комплексная застройка сельских поселений; стимулирование инициатив сельских жителей в области развития сельских территорий; развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; проведение научно-исследовательских работ, разработка системы и проведение мониторинга в сфере развития сельских территорий; формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни, повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда. Необходимым условием успешной реализации задачи устойчивого развития сельских территорий является вычленение органами государственной власти Красноярского края в общей структуре планирования и реализации стратегий, программ, проектов развития в подведомственных отраслях сельских территорий как отдельных самостоятельных направлений. 4. Направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Красноярского края 4.1. Развитие гражданских и общественных инициатив Развитие сельских территорий Красноярского края без активного участия всего сельского населения невозможно. Жители должны сами выдвигать проекты и формулировать приоритеты развития сельских территорий. В условиях недостаточности собственных финансовых ресурсов на муниципальном уровне для решения собственных полномочий одним из результатов принятия и реализации различных мер государственной поддержки и мероприятий долгосрочных целевых программ в области социальной поддержки населения, жилищного строительства, благоустройства населенных пунктов явилось формирование иждивенческого настроения как граждан, так и органов местного самоуправления. Необходимо уйти от потребительского отношения в вопросах содержания и благоустройства сельских поселений, мест общего пользования, собственных домов жителей, земельных и приусадебных участков. Для этого необходимо: - создавать условия для проявления инициатив "снизу", поощряя и мотивируя проявление активности волонтерских и социально-экономических инициатив граждан; - поддерживать и поощрять проекты бизнес-структур и некоммерческих объединений, направленные на развитие сельских территорий и улучшение уровня жизни сельского населения; - совершенствовать механизмы взаимодействия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций с органами местного самоуправления поселений; - усилить внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества в сельских населенных пунктах; - усилить меры административного принуждения и наказания граждан и должностных лиц за нарушения в области благоустройства территорий и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 4.2. Демографическая политика и создание условий для переселения в сельскую местность Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях края, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на сохранение и повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений. Наряду с общегосударственными мерами, осуществляемыми в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в целях повышения эффективности государственной демографической политики применительно к сельским территориям требуется принятие дополнительных мер, направленных: на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, а также на снижение уровня заболеваемости социально значимыми заболеваниями, улучшение качества жизни пенсионеров и инвалидов; на сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте. Мероприятия для решения данной задачи должны быть направлены на сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, улучшения материально-технического обеспечения сельских учреждений здравоохранения, повышения доступности лекарственного обеспечения сельских жителей; на сокращение уровня младенческой смертности, укрепление здоровья детей; на снижение миграционного оттока населения как в города Красноярского края, так и в другие регионы Российской Федерации, содействие добровольному переселению в Красноярский край соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства; на повышение уровня и качества жизни на селе, снижение масштабов бедности; на создание новых рабочих мест; на разработку и реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей; на развитие рынка доступного благоустроенного жилья и института социального найма жилья; на создание в сельской местности благоприятной для семей с детьми среды обитания, включая разработку и установление соответствующих требований к градостроительным решениям и объектам социальной инфраструктуры, учитывающих плотность населения. 4.3. Диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей. Условия для устойчивого развития сельских территорий формируются путем: - восстановления и расширения сельскохозяйственного производства, в том числе на неиспользуемых пахотных землях. Переход агропромышленного производства на модернизированные инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства; - развития инфраструктуры переработки и транспортировки сельскохозяйственной продукции; - создания центров (комплексов) бытового, торгового, социально-культурного обслуживания, предоставления транспортных и иных услуг сельскому населению; - развития сельского строительства и жилищно-коммунального хозяйства; - развития малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, развитие предпринимательства по переработке отходов лесопиления; - развития структуры снабженческо-сбытовой кооперации, предпринимательства в рекреационной и туристской деятельности, народных промыслов, заготовки, переработки дикорастущих плодов, ягод, грибов и иного недревесного сырья с привлечением местных жителей, не занятых в основном производстве; - повышения эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах, особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами; - формирования качественных инфраструктурных возможностей для повышения инвестиционной привлекательности сельских территорий. Основными направлениями поддержки развития малого и среднего бизнеса в сельской местности являются: - создание гарантийных и залоговых фондов для финансового обеспечения возвратности кредитов за счет средств краевого и местных бюджетов с возможностью привлечения средств федерального бюджета на условиях софинансирования; - создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства; - содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства, ремесел, народных промыслов, расширение сети приемо-заготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков; - развитие финансовых механизмов прямой поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе частичной компенсации затрат на инженерное обустройство, разработку проектной документации, оформление прав собственности; - улучшение информационно-консультационного обслуживания, расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям; - обучение сельских предпринимателей, распространение передового отечественного и зарубежного опыта среди малых форм хозяйствования. В целях стимулирования сбыта сельскохозяйственной продукции предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой стороны. Развитие кадрового обеспечения отраслей сельской экономики предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, обеспечению организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Достижение этих задач предусматривает реализацию следующих мер: - создание электронной системы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей, а также совершенствования целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; - совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования, материально-техническое переоснащение профессиональных образовательных учреждений; - обеспечение функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраивающихся специалистов на основе долгосрочных целевых программ кадрового обеспечения отраслей сельской экономики и социальной сферы на селе, предусматривающих в том числе меры государственной поддержки молодых специалистов при переезде к месту работы, на обустройство и хозяйственное обзаведение, а также ежемесячные доплаты к заработной плате, осуществление системы социально-экономических мер, направленных на снижение миграции сельской молодежи в города и формирование у нее установок на постоянное проживание в сельской местности, предоставление на льготных условиях земельных участков для целей жилищного строительства и государственная поддержка при строительстве жилья на селе. Повышению уровня занятости сельского населения будет также способствовать вовлечение граждан в обустройство сельских территорий через грантовые программы. 4.4. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Государственная политика в области развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг, развитие дорожно-транспортных коммуникаций. 4.4.1. Одним из приоритетных направлений развития сельских территорий остается расширение строительства жилья в сельской местности в целях сохранения имеющегося населения и привлечения в сельскохозяйственное производство, социальную сферу и иные виды деятельности квалифицированных работников и их семей, в первую очередь молодежи. В жилищной политике необходимо ориентироваться на удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, на основе: - развития кредитно-финансовой поддержки государством сельских граждан при строительстве жилья и улучшении жилищных условий; - формирования на селе фонда социального жилья, предоставляемого малообеспеченным сельским семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе договора найма, муниципального фонда служебного жилья и фонда жилья коммерческого использования; - стимулирования инвестиционной активности организаций-работодателей, прежде всего сельскохозяйственных товаропроизводителей, в жилищной сфере; - переселения сельского населения, проживающего в ветхом, аварийном и требующем капитального ремонта жилье, в том числе посредством привлечения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; - организации системы земельно-ипотечного кредитования строительства и покупки жилья на селе; - преференций для молодых специалистов и молодых семей в обеспечении полностью благоустроенным жильем с целью активизации их репродуктивного поведения; - стимулирования привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в рамках программ развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования; - типового проектирования жилых домов, развития и модернизации жилищно-строительной индустрии на селе, снижения стоимости сельского жилищного строительства, возможности применения современных автоматизированных систем теплоснабжения; - упрощения процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе отмены требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан, проживающих в сельской местности, кроме пригородных районов, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также переселяющихся для постоянного проживания и работы в сельскую местность, и установления механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков указанным категориям граждан. Органам местного самоуправления на селе предстоит сформировать первичный рынок жилья, расширить ипотечное жилищное кредитование населения и накопительные схемы строительства (приобретения) жилья при государственной поддержке особенно молодых и малоимущих семей. 4.4.2. В области инженерной и транспортной инфраструктуры села необходимо: - улучшить электроснабжение производственных организаций и населения на основе обеспечения надежности электросетевого комплекса, снижения затрат на электроэнергию за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого оборудования, а также перевода на более высокий класс напряжения распределительных сетей; - повысить качество обеспечения сельского населения теплом на основе повышения эффективности использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учетом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы Красноярского края; - обеспечить сельское население питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции, модернизации и развития водозаборных сооружений и централизованных систем водоснабжения, повышения санитарной надежности водозаборных сооружений; - улучшить дорожно-транспортное обслуживание сельского населения путем обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, увеличения количества сельских населенных пунктов с автобусным сообщением, количества и протяженности автобусных маршрутов, количества автобусов и обновления автобусного парка, а также более активного использования имеющейся сети железных дорог, водного и авиатранспорта; - улучшить состояние уличной дорожной сети сельских населенных пунктов; - охватить радио- и телевизионным вещанием, обеспечить услугами электросвязи, мобильной телефонной связи и почтовой связи всех жителей, включая объекты социальной сферы, обеспечить доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставление государственных услуг сельскому населению в электронном виде. 4.4.3. В целях повышения уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности при разработке схем территориального планирования и планов развития сельских территорий необходимо ориентироваться на комплексную застройку, обеспечивающую максимальное удовлетворение всех потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пешеходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса. Планировка и застройка сельских поселений должна осуществляться на основе принципов: учета специфики сельскохозяйственной деятельности, образа жизни и потребностей сельского населения; размещения объектов инфраструктуры с учетом функционального зонирования территорий поселений, компактности их застройки, кооперирования учреждений, повышения качества социальных услуг на селе; сохранения и восстановления историко-культурного наследия, памятников архитектуры и искусства, сельских ландшафтов. 4.4.4. В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования на селе, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования предусматривается осуществление мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1507-р, в том числе повышение квалификации сельских работников образования, грантовая поддержка выпускников вузов для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения. В целях повышения эффективности реализации указанных мер применительно к сельским учреждениям образования необходимо: - улучшение учебно-материальной и технической оснащенности сельских школ и дошкольных учреждений, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием; - проведение капитального ремонта и реконструкции сельских школ и дошкольных учреждений; - обеспечение сельских школ кадрами, в том числе молодыми специалистами; оказание социально-педагогической поддержки молодым специалистам сельских школ; - создание базовых школ, определение транспортных схем и организация подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности, кооперация образовательных учреждений с целью развития межшкольной коммуникации и дистанционного образования, обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы; - восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждений образования типа "детский сад - школа", детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других вариативных форм дошкольного образования; - внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, а также создание условий для расширения доступа участникам образовательного процесса к образовательным и информационным ресурсам информационно-коммуникационной сети Интернет, в том числе установка высокоскоростного Интернета; - восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности; - строительство учреждений образования, а также пришкольных спортивных комплексов и площадок. 4.4.5. Одним из приоритетных направлений в области здравоохранения является доступность первичной медико-санитарной помощи, в том числе на основе развития фельдшерско-акушерских пунктов, центральных районных больниц, здравпунктов, участковых больниц, организация работы по типу выездных бригад и оптимизация маршрутизации населения по зоне ответственности лечебно-профилактических учреждений. Расширение доступа сельского населения к квалифицированной первичной медицинской помощи предполагается за счет: - улучшения работы участковой службы, совершенствования деятельности диагностических служб и специалистов амбулаторного звена; - развития патронажной работы; - развития стационарозамещающих организационных форм; - внедрения новых видов по медицинскому (сестринскому) уходу на дому за маломобильными пациентами, перенесшими инсульт, онкобольными и другими хроническими больными; - распространения выездных форм работы; - совершенствования организации неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В целях улучшения демографической ситуации, повышения качества и продолжительности жизни людей, снижения заболеваемости и смертности сельских жителей необходимо провести модернизацию здравоохранения, что позволит обеспечить каждого жителя квалифицированной и доступной медицинской помощью за счет: - укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения; - внедрения современных информационных систем в здравоохранении, в том числе путем обеспечения фельдшерско-акушерским пунктам доступа к ресурсам информационно-коммуникационной сети Интернет; - внедрения стандартов оказания медицинской помощи. В целях доступности скорой медицинской помощи на территории Красноярского края на базе центральных районных больниц, врачебных амбулаторий, участковых больниц необходимо открытие дополнительных постов скорой медицинской помощи для обслуживания жителей отдаленных населенных пунктов. Для приближения специализированной медицинской помощи населению по профилям (офтальмология, кардиология, онкология и др.) необходимо продолжить и расширить практику выездной работы врачебных бригад, в том числе врачебных бригад центральных районных больниц. В целях приближения лекарственной помощи населению удаленных сельских территорий организовать выписку и доставку льготных лекарственных средств медицинскими работниками на базе фельдшерско-акушерских пунктов. Другое приоритетное направление - усиление профилактической направленности деятельности учреждений амбулаторно-поликлинической помощи. Все сельское население должно быть охвачено диспансерным наблюдением. С этой целью необходима организация выездов врачей-консультантов, специалистов государственных учреждений здравоохранения Красноярского края в центральные районные больницы для оказания организационно-методической, лечебно-консультативной помощи, проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, участия в работе призывных комиссий, профилактических осмотров. В целях популяризации здорового образа жизни сельского населения необходимо проводить мероприятия, направленные на снижение потребления алкоголя и табачных изделий, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также профилактику сердечно-сосудистых и других заболеваний. 4.4.6. Для улучшения культурного обслуживания сельского населения, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо ориентироваться на решение следующих задач: - создание многофункциональных культурных центров с обеспечением доступа к электронным базам данных и оцифрованным библиотечным и музейным фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания, кинопоказа, доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; - создание и организация профессиональных и любительских творческих коллективов; - восстановление имеющих культурно-историческое значение архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этнографических комплексов, развитие сельского туризма. 4.4.7. Важным условием для привлечения сельского населения к занятиям физической культурой и спортом является наличие современной материально-технической базы спорта. Именно физкультурно-спортивные сооружения определяют характер функционирования отрасли и представляют собой элемент долгосрочной политики развития физической культуры и спорта. В целях популяризации здорового образа жизни и привлечения сельских жителей к занятиям физической культурой и спортом предполагается: - строительство спортивных сооружений и площадок; - модернизация существующих учреждений физической культуры и спорта; - проведение краевых и межмуниципальных сельских игр, включая спартакиаду края, и мероприятий по актуальным проблемам развития физической культуры и спорта в условиях сельского социума; - создание условий для привлечения на работу в сельскую местность спортивных тренеров и учителей физической культуры. 4.4.8. В целях улучшения торгового и бытового обслуживания сельского населения необходимо ориентироваться на создание благоприятных условий: - для развития системы потребительской кооперации, мелкорозничных торговых предприятий, торгующих товарами первой необходимости, а также на развитие сети организаций розничной торговли, торгово-бытовых центров; - для развития комплексной системы бытового обслуживания, включающей дома бытовых услуг в районных центрах, стационарные мастерские и цеха в крупных селах, а также прием заказов на бытовые услуги, организованный магазинами, в мелких сельских населенных пунктах. 4.5. Экологическая политика сельских территорий Основными задачами экологической политики являются экологическая реабилитация сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики. Важными направлениями экологической политики являются: 1) снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду, ликвидация источников загрязнения; 2) развитие экологически безопасных видов природопользования, производство экологически безопасной продукции; 3) сохранение биоразнообразия животного и растительного мира на сельских территориях; 4) внедрение природоохранной составляющей в технологии проведения сельскохозяйственных работ и осуществление иной деятельности в сельской местности. Для комплексного решения проблем в области экологической реабилитации сельских территорий необходимо реализовать следующие мероприятия: - планирование и реализация мер по санитарной очистке сельских населенных пунктов, организация селективного сбора отдельных видов отходов, строительство очистных сооружений; - инвентаризация и ликвидация существующих свалок; проведение мероприятий по обустройству объектов размещения бытовых отходов, скотомогильников, навозохранилищ; - внедрение эффективных технологий переработки и обезвреживания сельскохозяйственных отходов; - обеспечение безопасного хранения отходов пестицидов на централизованных обустроенных складах; - сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за счет реконструкции отопительных котельных; - рекультивация земель, загрязненных агрохимикатами и нефтепродуктами, захламленных отходами, занятых разрушенными объектами строительства, вовлечение этих земель в хозяйственный оборот; - поддержание в благоприятном состоянии водоохранных зон водных объектов; - озеленение сельских населенных пунктов, обустройство мест отдыха жителей сельских поселений; - реализация мер охраны объектов растительного и животного мира при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов. Необходима разработка методического обеспечения, которое даст возможность принимать оптимальные решения при формировании природоохранных проектов, распределении природоохранных инвестиций между отдельными сельскими территориями и объектами и размещении производственных объектов. 4.6. Особенности развития сельских поселений, расположенных на территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях В местах исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера и старожильческого населения: Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Туруханский, Богучанский, Енисейский и Северо-Енисейский муниципальные районы, жители сельских поселений занимаются видами традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, охота, рыболовство). Основным направлением политики Красноярского края по устойчивому развитию данных территорий является сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, сохранение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и повышение качества их жизни. Достижение целей будет осуществляться посредством: - комплексного развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры сельских поселений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - государственной поддержки строительства и модернизации мощностей по добыче биологических ресурсов, комплексной и глубокой переработки сырья; - содействия занятости видами традиционной хозяйственной деятельности; - проведения политики в области здравоохранения и образования исходя из особенностей территориальной удаленности и природно-климатических условий проживания; - системы мер по защите прав коренных малочисленных народов Севера, связанных с возмещением ущерба, наносимого исконной среде обитания коренных малочисленных народов Севера при осуществлении хозяйственной и иной деятельности организациями всех форм собственности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. 5. Механизмы реализации политики устойчивого развития сельских территорий 5.1. Организационно-правовое обеспечение Эффективное государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий потребует внесения изменений в действующие краевые целевые программы, разработки и принятия нормативных правовых актов края, направленных на достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. Необходимо обратиться в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением о внесении изменений в законодательство Российской Федерации для решения вопросов: - установления пониженных тарифов на потребляемую электрическую энергию для организаций-производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, расположенных в сельской местности, бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги в сельской местности, органов местного самоуправления сельских районов и сельских поселений, сельского населения на потребляемую ими для жилищно-коммунальных нужд электрическую энергию; - предоставления права приобретения земельных участков на льготных условиях (без проведения торгов (конкурсов, аукционов) для целей строительства жилья в сельской местности, сельскохозяйственным товаропроизводителям и гражданам, работающим и проживающим в сельской местности, а также переселяющимся для постоянного проживания и работы в сельскую местность; - о возможности передачи в собственность гражданину - работнику государственных или муниципальных бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности, предоставленных ему служебных жилых помещений; - усиления ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в муниципальных районах должны быть разработаны муниципальные программы развития сельских территорий на основе Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. Для преодоления межведомственной разобщенности в области устойчивого развития сельских территорий требуется расширить полномочия министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края в части наделения его функциями координации деятельности других исполнительных органов государственной власти края по реализации ими мероприятий в области развития сельских территорий Красноярского края. 5.2. Финансовое обеспечение В целях диверсификации сельской экономики необходимо расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на льготных условиях. Важным направлением является создание системы грантового поощрения инициатив отдельных граждан, некоммерческих организаций, сельских сообществ по благоустройству сельских поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды. Реализацию направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств краевого бюджета с привлечением средств федерального и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников, в том числе средств хозяйствующих субъектов и средств сельского населения. Органы государственной власти Красноярского края должны обеспечить проведение последовательной политики в части финансирования мероприятий, направленных на достижение поставленных в Концепции целей и задач, в объемах, обеспечивающих эффективную реализации положений настоящей Концепции. 5.3 Информационное обеспечение и контроль за реализацией Концепции Реализация политики устойчивого развития сельских территорий Красноярского края должна сопровождаться постоянным мониторингом и анализом показателей, характеризующих эффективность сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения края. Для этого необходимо разработать и реализовать систему нормативных показателей в экономической и финансовой сферах муниципальных образований, в области образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обеспечения и других сферах, являющихся индикаторами выполнения поставленных настоящей Концепцией целей и задач. Информационно-аналитическое обеспечение реализации настоящей Концепции предполагает использование данных государственного статистического учета показателей, дополнительных выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также данных муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики. Широкое информирование населения о проводимой политике в области устойчивого развития сельских территорий Красноярского края осуществляется посредством размещения информации, сведений, материалов на официальных сайтах органов государственной власти Красноярского края и на портале государственных услуг. 6. Результаты реализации Концепции В целях контроля, анализа, оценки и корректировки реализуемых мероприятий, систематизации деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения края по решению проблем, определенных настоящей Концепцией, необходимо принятие социальных нормативов необходимой обеспеченности населения важнейшими социально-культурными, жилищно-коммунальными, медицинскими, образовательными и другими бытовыми услугами в натуральном выражении, разработанных с учетом природно-климатических условий нахождения населенных пунктов, плотности населения и демографических показателей, транспортной доступности и иных факторов, существенным образом влияющих на величину устанавливаемых нормативов. Органам местного самоуправления и органам государственной власти края необходимо провести инвентаризацию, с учетом наличия и состояния, объектов инженерной, коммунальной, социальной инфраструктур, объектов благоустройства, дорог сельских населенных пунктов с целью определения потребности в конкретных объектах, потребности в финансовых средствах на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и обновление материальной базы. Оценка реализации Концепции, осуществление промежуточного контроля, анализа, оценки и корректировки реализуемых мероприятий, систематизации деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения края по решению проблем, определенных настоящей Концепцией, должны проводиться с использованием следующих целевых индикаторов и показателей: 1. Строительство (ввод) жилых домов в сельских населенных пунктах (тыс. кв. метров); 2. Строительство (ввод) жилых домов в сельских населенных пунктах на одного человека (кв. метров на одного человека); 3. Доля семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности (процент); 4. Строительство (ввод) жилых домов для молодых семей и молодых специалистов в сельских населенных пунктах (тыс. кв. метров); 5. Доля молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия, в общем числе молодых семей и молодых специалистов, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности (процент); 6. Степень благоустройства жилых помещений (процент оборудованных водопроводом, горячим водоснабжением, внутридомовой канализацией, централизованным теплоснабжением); 7. Ввод в действие общеобразовательных учреждений в сельских населенных пунктах (единиц в год, количество ученических мест); 8. Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях в сельской местности, находящихся в аварийном состоянии, в общем числе обучающихся (человек, доля в общем числе обучающихся); 9. Количество средних профессиональных учебных заведений в сельской местности (единиц, число обучающихся); 10. Число обучающихся сельскохозяйственным специальностям в средних профессиональных учебных заведениях, расположенных в сельской местности (человек); 11. Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах (единиц в год, количество мест); 12. Открытие филиалов детско-юношеских спортивных школ при сельских средних общеобразовательных учреждениях (единиц в год, количество занимающихся); 13. Ввод в действие, реконструкция спортивных залов, сооружений, площадок в сельских населенных пунктах (единиц в год, кв. метров в год, кв. метров на 1000 человек по каждой категории спортивных объектов); 14. Обеспеченность сельского населения плоскостными спортивными сооружениями (кв. метров на 1000 человек); 15. Ввод в действие районных и участковых больниц (количество коек); 16. Реконструкция и капитальный ремонт районных и участковых больниц, амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов (единиц); 17. Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений в сельских населенных пунктах, фельдшерско-акушерских пунктов (единиц, число посещений в смену); 18. Обеспеченность сельского населения фельдшерско-акушерскими пунктами и/или офисами врачей общей практики (на 1000 человек); 19. Уровень обеспеченности сельского населения врачами общей практики (врачей на 1000 жителей); 20. Уровень обеспеченности сельского населения специализированной медицинской помощью (врачей на 1000 жителей); 21. Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа (в год, мест); 22. Обеспеченность сельского населения учреждениями культурно-досугового типа (мест на 1000 человек); 23. Количество объектов розничной торговли и общественного питания в сельских населенных пунктах (единиц на 1000 человек); 24. Количество специализированных объектов бытового обслуживания в сельских населенных пунктах (единиц, единиц на 1000 человек); 25. Открытие пунктов приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребительской кооперации в сельских населенных пунктах (единиц); 26. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение линий электропередачи напряжением 0,38 кВ и напряжением 6-10 кВ в сельской местности (км в год); 27. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение трансформаторных подстанций 6-10/0,4 кВ в сельской местности (штук в год); 28. Ввод в действие в сельских населенных пунктах групповых водоводов, локальных водопроводов (км в год); 29. Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, соответствующей санитарным нормам (процент от общего числа жителей); 30. Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой в соответствии с нормативами потребления (процент от общего числа сельских жителей); 31. Ввод в действие станций водоподготовки в сельской местности (куб. м/сут.); 32. Ввод в действие систем водоотведения в сельской местности (куб. м/сут.); 33. Уровень телефонизации (стационарная телефонная связь) (количество телефонных номеров на 10000 человек); 34. Возможность использования сотовой связи (отношение количества населенных пунктов, в которых действует сотовая связь, к общему числу населенных пунктов, %); 35. Ремонт и приведение в нормативное техническое состояние автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты (км); 36. Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования, в том числе связывающих сельские населенные пункты (км); 37. Ремонт и приведение в нормативное техническое состояние уличной дорожной сети (км в год; в процентах от общей потребности); 38. Ввод в действие уличной дорожной сети (км); 39. Уровень обеспеченности населения регулярными пассажирскими перевозками (% от общей численности населения); 40. Протяженность улиц в сельских населенных пунктах, оборудованных освещением (км); 41. Тариф на электрическую энергию, потребляемую сельским населением, бюджетными учреждениями, организациями агропромышленного комплекса, расположенными в сельской местности; 42. Средний размер начисленной заработной платы сельским жителям - работникам сельскохозяйственного производства, работникам бюджетной сферы (рублей в месяц); 43. Уровень начисленной заработной платы работников сельскохозяйственного производства, работников бюджетной сферы к среднекраевому показателю в отраслях экономики (процент); 44. Количество сельских поселений, в которых реализованы проекты по комплексному обустройству площадок под жилищную застройку (единиц в год); 45. Количество местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку (единиц в год); 46. Количество реализованных мероприятий (проектов) по поощрению и популяризации достижений в сфере сельского развития (единиц в год). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|