Расширенный поиск

Закон Эвенкийского автономного округа от 09.04.1998 № 82

      N 82                                     09 апреля 1998 года

                                ЗАКОН
                   Эвенкийского автономного округа

    Об организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных
             ситуациях и пропаганды знаний в этой области

                           Принят Законодательным Собранием (Сугланом)
                           Эвенкийского автономного округа
                           25 марта 1998 года

     Настоящий Закон создает правовую  основу  организации  подготовки
различных  групп  населения  на  территории  Эвенкийского  автономного
округа к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой
области,   ответственности  должностных  лиц  и  граждан,  виновных  в
неисполнении его требований.

     Статья 1.  Подготовка населения округа к действиям в чрезвычайных
ситуациях
     Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях  -  это
целенаправленная деятельность органов государственной власти,  органов
местного  самоуправления,  предприятий,  учреждений   и   организаций,
независимо  от  их организационно-правовых форм,  по совершенствованию
знаний  и  навыков  населения,  необходимых   для   предупреждения   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Порядок подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
определяется Правительством Российской Федерации, организация обучения
населения  способам  защиты  и  действиям  в  указанных  ситуациях   -
обязанность  соответствующих  органов  исполнительной  власти  округа,
органов   местного   самоуправления,   предприятий,    учреждений    и
организаций.
     Подготовке населения к действиям в чрезвычайных  ситуациях  среди
мер   по   обеспечению   безопасности  и  защиты  населения,  объектов
хозяйственного и  иного  назначения  и  окружающей  среды  от  аварий,
катастроф, эпидемий, экологических, стихийных и иных бедствий отдается
приоритетный характер.
     Законодательной и    нормативно-правовой    основой   организации
подготовки населения к действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  являются
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного   характера",   Постановление   Правительства  Российской
Федерации от 5 ноября 1995  года  N  1113  "О  единой  государственной
системе   предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций"  и
постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995  года
N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций", иные нормативные правовые акты по этим вопросам и настоящий
Закон.

     Статья 2. Принципы государственной политики в вопросах подготовки
населения округа к действиям в чрезвычайных ситуациях
     Подготовка населения   к   действиям   в  чрезвычайных  ситуациях
основывается на следующих принципах:
     обязательность подготовки  населения  к  действиям в чрезвычайных
ситуациях по соответствующим возрастным или социальным группам;
     обучение населения  тому,  что  необходимо  для  его  выживания в
экстремальных условиях и принципам разумных  действий  в  чрезвычайных
ситуациях;
     сознательность и активность обучения;
     использование передовых     образовательных,     культурных     и
патриотических традиций  населения  России,  сложившихся  в  борьбе  с
различными бедствиями, положительного опыта зарубежных стран;
     системность, последовательность,   наглядность   и    доступность
обучения;
     формирование прочных  знаний,  умения  и  навыков  действовать  в
чрезвычайных ситуациях у обучаемых;
     выработка морально-психологической   стойкости,   готовности    к
разумному риску при действиях в чрезвычайных ситуациях.

     Статья 3.  Основные  задачи  подготовки  населения  к действиям в
чрезвычайных ситуациях
     Основными задачами    подготовки    населения   к   действиям   в
чрезвычайных ситуациях являются:
     а) обеспечение  необходимого  уровня теоретической и практической
подготовки  всех  категорий  населения   к   разумному   поведению   в
чрезвычайных   ситуациях,   возникших  вследствие  аварий,  катастроф,
экологических,  стихийных и  иных  бедствий,  и  умелым  действиям  по
ликвидации  их  последствий,  оказанию пострадавшим первой медицинской
помощи,  использованию основных средств  и  способов  защиты  жизни  и
здоровья людей, материальных и культурных ценностей;
     б) выработка   у    руководителей    и    специалистов    органов
исполнительной   власти   Эвенкийского   автономного  округа,  органов
местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков
по  управлению  действиями  сил и средств,  предназначенных для защиты
населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     в) практическая  подготовка  личного состава сил предупреждения и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  (аварийно-спасательных   служб   и
формирований) к действиям в сложных экстремальных ситуациях;
     г) обучение всех категорий населения соблюдению мер  безопасности
в чрезвычайных ситуациях.

     Статья 4. Система подготовки населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях
     Система подготовки  населения  округа  к действиям в чрезвычайных
ситуациях   -   совокупность   соответствующих   органов   управления,
образовательных   учреждений,   учебно-методических   центров,  курсов
консультационных пунктов и кружков,  создаваемых  на  хозяйственных  и
иных  объектах,  подготовки  различных  категорий  населения  способам
защиты и действий в чрезвычайных ситуациях  по  месту  их  жительства,
работы  либо  учебы,  а  также  используемых  иных  в этих целях форм,
методов, приемов и способов обучения.
     Подготовка различных категорий населения Эвенкийского автономного
округа к действиям в чрезвычайных  ситуациях  осуществляется  согласно
рекомендованным программам:
     а) населения,  не занятого в производстве и сфере обслуживания  -
путем проведения бесед,  лекций,  просмотра учебных кино -, видео -, и
диафильмов на консультационных пунктах, обязательно развертываемых при
жилищно-эксплуатационных    организациях,   в   классах   и   защитных
сооружениях  гражданской  обороны,  а  также  путем   привлечения   на
комплексные учения и объектовые тренировки по месту жительства;
     б) населения,  занятого в сфере производства и обслуживания и  не
входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  осуществляется  путем  проведения
специальных  занятий  по  месту  работы  и  самостоятельного  изучения
действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением знаний  и
навыков на учениях и тренировках;
     в) учащихся   общеобразовательных   учреждений    и    учреждений
начального,   среднего   и   высшего   профессионального   образования
осуществляется в учебное время по образовательным программам в области
защиты    от   чрезвычайных   ситуаций,   утверждаемым   Министерством
образования   Российской   Федерации   и   Государственным   комитетом
Российской    Федерации    по   высшему   образованию   предварительно
согласованным  с   Министерством   Российской   Федерации   по   делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
     г) руководителей  и  специалистов  органов  исполнительной власти
округа -  на  ежегодных  сборах,  учениях  и  тренировках,  проводимых
начальником гражданской обороны округа;
     д) руководителей,        командно-начальствующего         состава
невоенизированных    формаций    и   специалистов   органов   местного
самоуправления - в учебно-методическом центре по гражданской обороне и
чрезвычайным  ситуациям  округа  по  программам,  рекомендованным  или
согласованным  с   Министерством   Российской   Федерации   по   делам
гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, а также в ходе учений и тренировок;
     е) работников предприятий,  учреждений и организаций,  входящих в
состав аварийно - спасательных служб и формирований, военизированных и
специализированных формирований постоянной готовности, дислоцированных
в  округе  -   в   учебных   заведениях   повышения   квалификации   и
переподготовки    кадров,    учебно-тренировочных   центрах,   центрах
подготовки   соответствующих   министерств   и   ведомств   Российской
Федерации;
     ж) работников предприятий,  учреждений и  организаций  в  составе
невоенизированных формирований - непосредственно по месту работы.
     Исходя из местных  условий,  специфики  производства  отраслей  и
объектов экономики,  по согласованию с начальником гражданской обороны
округа  могут  быть  внесены  необходимые  изменения  в  установленную
тематику знаний и время, отведенное для изучения отдельных тем.

     Статья 5.  Командно-штабные,  тактико-специальные  и  комплексные
учения и тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций
     В целях  проверки  подготовленности населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций  и  повышения  ее  уровня  управление  по  делам
гражданской   обороны   и  чрезвычайным  ситуациям  в  соответствии  с
порядком, установленным Правительством Российской Федерации, регулярно
проводит     на    подведомственной    территории    командно-штабные,
тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
     При проведении  командно-штабных  учений в органах исполнительной
власти округа могут привлекаться в установленном  порядке  оперативные
группы органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

     Статья 6.  Компетенция  органов  государственной  власти округа в
вопросах организации подготовки населения к действиям  в  чрезвычайных
ситуациях
     Органы государственной  власти  округа  по  вопросам   подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях:
     а) реализуют на территории округа  федеральные  постановления  по
вопросам  подготовки  различных  категорий  населения  к  действиям  в
чрезвычайных ситуациях;
     б) определяют орган,  ответственный за организацию,  методическое
руководство, координацию, надзор и контроль за подготовкой населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций;
     в) принимают  в  соответствии  с  федеральными   законами,   иные
нормативные правовые акты по подготовке населения;
     г) разрабатывают    и    реализуют    с    учетом    региональных
социально-экономических,  экологических, культурных, демографических и
других особенностей окружные  программы  совершенствования  подготовки
населения;
     д) формируют окружной  бюджет  в  части  расходов  на  подготовку
населения,   пропаганду   знаний  в  этой  области,  предусматривая  в
обязательном порядке фонды развития  системы  подготовки  населения  и
пропаганды,  премирования  их  работников  и  соответствующие субсидии
местным бюджетам;
     е) устанавливают  требования  к расположенным на подведомственной
территории предприятиям,  учреждениям и организациям, ответственным за
подготовку  населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и оказывают
им помощь по  вопросам  оснащенности  учебно-воспитательного  процесса
необходимыми  средствами  обучения  и воспитания,  учебными пособиями,
надлежащего оборудования учебных помещений.

     Статья 7.  Компетенция органов местного самоуправления в вопросах
организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
     Органы местного самоуправления:
     а) организуют  на  соответствующей  территории проведение в жизнь
государственной политики по вопросам  подготовки  различных  категорий
населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
     б) принимают   в   соответствии   с   федеральными   законами   и
нормативными  правовыми  актами  органов государственной власти округа
свои  нормативные  акты  о  порядке  организации  на  подведомственной
территории   обучения   и  подготовки  различных  категорий  населения
способам защиты от аварий,  катастроф, экологических, стихийных и иных
бедствий и действий в условиях возникших ситуаций;
     в) наделяют  соответствующие  структурные  подразделения  местной
администрации  полномочиями  по решению на подведомственной территории
задач организации обучения различных категорий населения  действиям  в
чрезвычайных ситуациях;
     г) осуществляют   финансирование   мероприятий,    связанных    с
подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     д) определяют порядок использования средств массовой  информации,
находящихся  в  муниципальной  собственности,  в  интересах подготовки
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды  знаний  в
этой области.

     Статья 8.  Обязанности  предприятий,  учреждений  и организаций в
вопросах подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
     Предприятия, учреждения    и    организации,   расположенные   на
территории округа,  независимо от их организационно-правовых  форм,  в
области  подготовки  населения  к  действиям  в чрезвычайных ситуациях
обязаны:
     планировать и  осуществлять  необходимые меры по подготовке своих
работников и работников подведомственных объектов  способам  защиты  и
действий   в  составе  сил,  привлекаемых  к  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций;
     организовывать специальную подготовку своих аварийно-спасательных
служб  и  аварийно-спасательных  формирований,   предназначенных   для
решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     создавать и постоянно совершенствовать  учебно-материальную  базу
для подготовки персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях;
     финансировать проведение мероприятий по обучению своих работников
подведомственных  объектов  к  защите  и  подготовке  их к действиям в
чрезвычайных ситуациях.

     Статья 9.  Государственный надзор и контроль  за  организацией  и
качеством  подготовки  населения  в  округе к действиям в чрезвычайных
ситуациях
     Государственный надзор  и  контроль  за  организацией и качеством
подготовки   населения   к   действиям   в   чрезвычайных    ситуациях
осуществляется    специально    уполномоченными    на    то   органами
исполнительной   власти   округа,   в   соответствии   с   Положением,
утвержденным Главой Администрации округа.
     Все аварийно-спасательные   службы   (формирования),   а    также
спасатели  проходят  специальную  аттестацию на предмет определения их
пригодности и  готовности  к  действиям  в  чрезвычайных  ситуациях  и
проведении   работ   по   их   ликвидации   в  порядке,  установленном
Правительством Российской Федерации.
     Слушатели курсов  гражданской  обороны  по  завершении подготовки
сдают зачеты.
     Качество подготовки  других групп (категорий) населения,  уровень
их  знаний  и  навыков  проверяется  в  ходе  учений,   тренировок   и
комплексных учений.

     Статья 10.   Организация   пропаганды  знаний  в  области  защиты
населения,  объектов хозяйственного  и  иного  назначения,  окружающей
среды от чрезвычайных ситуаций
     Организация пропаганды  знаний  в   области   защиты   населения,
объектов   хозяйственного   и  иного  значения,  окружающей  среды  от
чрезвычайных ситуаций  является  обязанностью  уполномоченных  органов
исполнительной   власти  округа  и  органов  местного  самоуправления,
предприятий,  учреждений   и   организаций,   а   также   общественных
объединений и организаций,  осуществляющих свою деятельность в области
защиты и спасения людей.
     Порядок использования  в  этом  деле средств массовой информации,
являющихся    собственностью    округа,    определяется    специальной
инструкцией, утверждаемой Главой Администрации округа.
     Общее руководство организацией пропаганды знаний в области защиты
населения  и  подготовке  его  к  действиям  в  чрезвычайных ситуациях
осуществляют   начальники   гражданской    обороны    всех    уровней,
непосредственным организатором пропаганды является управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям округа.

     Статья 11.   Порядок   финансового   и   материально-технического
обеспечения  подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
и пропаганды знаний в этой области
     Финансовое и   материально-техническое   обеспечение   подготовки
населения,  проживающего на соответствующих территориях, к действиям в
чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области производится
за счет уполномоченных на  то  органа  исполнительной  власти  округа,
органов местного самоуправления,  средств соответствующих предприятий,
организаций и учреждений в  соответствии  со  специальным  положением,
утвержденным Главой Администрации округа.

     Статья 12.  Ответственность должностных лиц и граждан, виновных в
невыполнении или недобросовестном  исполнении  предписаний  настоящего
Закона
     За невыполнение или недобросовестное исполнение настоящего Закона
соответствующие  должностные  лица  и  граждане несут административную
ответственность     в     порядке,      установленном      действующим
законодательством.

     Глава Администрации
     Эвенкийского автономного округа          А.А.Боковиков


Информация по документу
Читайте также