Расширенный поиск
Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 29.06.1998 № 14-79 окЗЗАКОН ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА Утратил силу - Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 04.01.2003 г. N 160-окЗ Об особо охраняемых территориях в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе N 14-79 ОкЗ Принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 27 мая 1998 года Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий автономного округа в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения, обеспечение экологической безопасности на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (далее - Таймырского автономного округа). Настоящий Закон также регулирует отношения в области обеспечения законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, сохранения и развития их традиционных форм жизнедеятельности. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями Правительства Российской Федерации, администрации Таймырского автономного округа или органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории Таймырского автономного округа относятся к объектам общенационального достояния и находятся в совместном ведении Российской Федерации и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Глава I. Общие положения Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях 1. Законодательство Таймырского автономного округа об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федерального Закона "Об особо охраняемых природных территориях", других федеральных Законов, Устава (Основного Закона) Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, законов автономного округа, настоящего Закона, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Таймырского автономного округа, а также нормативно -правовых актов органов местного самоуправления. 2. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Таймырского автономного округа. Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством об особо охраняемых природных территориях 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях регулирует: - отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на этих территориях (совместно с гражданским законодательством); - отношения по использованию особо охраняемых природных территорий; - отношения по управлению особо охраняемыми природными территориями (совместно с административным законодательством); - отношения по охране особо охраняемых природных территорий (совместно с другим природоохранным законодательством); - отношения, связанные с ответственностью за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях (совместно с трудовым, административным, гражданским и другим законодательством). 2. Участниками отношений, регулируемых законодательством об особо охраняемых природных территориях, являются: - юридические лица, включая общественные организации, граждане и их объединения; - Российская Федерация, Таймырский автономный округ, муниципальные образования в лице соответствующих органов. Статья 3. Собственность на природные ресурсы в пределах особо охраняемых природных территорий 1. Природные ресурсы, в пределах особо охраняемых природных территорий, кроме земельных участков, переданных в муниципальную собственность, находятся в государственной собственности Российской Федерации и Таймырского автономного округа (за исключением случаев, когда иное предусмотрено законодательством). 2. Вопросы владения, пользования и распоряжения этими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Таймырского автономного округа и осуществляются Российской Федерацией и Таймырским автономным округом совместно. Статья 4. Категории и виды особо охраняемых природных территорий 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий Таймырского автономного округа: а) государственные природные заповедники; б) государственные природные заказники; в) охраняемые водные объекты; г) этно- природные парки; д) микрозаповедники; е) природные и национальные парки; ж) внутрихозяйственные заказники; з) территории, на которых находятся охраняемые речные системы, ландшафты и др. 2. Администрация Таймырского автономного округа и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут устанавливать и другие категории особо охраняемых природных территорий и объектов. 3. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий на прилегающие к ним участки земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны, зоны традиционного природопользования или территории с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. 4. На основании разработанных территориальных комплексных схем, принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий администрация Таймырского автономного округа и специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды принимают решения о резервировании земельных участков, которые предлагается объявить особо охраняемыми природными территориями и об ограничении на них хозяйственной деятельности. 5. Земельные участки и другие природные ресурсы в границах особо охраняемых природных территорий Таймырского автономного округа, а также находящиеся в оперативном управлении указанных особо охраняемых природных территорий здания, сооружения, помещения приватизации не подлежат. 6. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в состав особо охраняемых природных территорий, кроме как по решению органов государственной власти Российской Федерации и Таймырского автономного округа в соответствии с федеральными Законами. Статья 5. Деление особо охраняемых природных территорий по их значению 1. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, межрегиональное, окружное (региональное) и местное значение. 2. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. 3. Особо охраняемые природные территории межрегионального значения определяются на основе соглашений между администрацией Таймырского автономного округа и органами исполнительной власти граничащих с автономным округом субъектов Российской Федерации. 4. К особо охраняемым природным территориям окружного значения по решению Таймырского автономного округа могут быть отнесены природные парки, окружные микрозаповедники, этно-природные парки, государственные заказники, водоохранные зоны, водоемов и их прибрежные полосы, иные особо охраняемые природные территории, создаваемые для охраны природных комплексов и объектов, имеющих окружное значение. 5. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся муниципальные микрозаповедники, ландшафтные парки и внутрихозяйственные заказники. Глава П. Полномочия органов государственной власти в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации 1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий определяются Конституцией Российской Федерации, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации. 2. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий по согласованию с органами государственной власти Таймырского автономного округа. Статья 7. Полномочия Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа 1. К полномочиям Думы Таймырского автономного округа в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся: а) разграничение полномочий между органами государственной власти Таймырского автономного округа в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий автономного округа; б) утверждение порядка образования, финансирования и использования особо охраняемых природных территорий находящихся в собственности автономного округа; в) принятие Законов Таймырского автономного округа, регулирующие правоотношения в вопросах организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, внесение в них изменений и дополнений; г) утверждение ежегодного размера финансирования особо охраняемых природных территорий Таймырского автономного округа из окружного бюджета и контроль за целевым использованием этих средств; д) установление налоговых льгот для особо охраняемых природных территорий находящихся в собственности Таймырского автономного округа, а также собственникам, владельцам и пользователям земельных участков (акваторий), расположенных в границах особо охраняемых природных территорий и имеющих ограничения в их использовании с соблюдением установленного режима охраны. 2. Дума автономного округа может рассматривать и другие вопросы в сфере особо охраняемых природных территорий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Таймырского автономного округа, настоящим Законом. Статья 8. Полномочия администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа К полномочиям администрации Таймырского автономного округа в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий относятся: а) совместное с Российской Федерацией решение вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами на особо охраняемых природных территориях; б) установление категорий особо охраняемых природных территорий окружного значения; в) утверждение по согласованию с органами управления муниципальных образований и органами охраны окружающей природной среды схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы; г) принятие по согласованию с органами управления муниципальных образований и органами охраны окружающей природной среды решения о резервировании земельных участков, акваторий и лесов, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями и об ограничении на них хозяйственной деятельности; д) внесение по согласованию с органами управления муниципальных образований и органами охраны окружающей природной среды предложений в Правительство Российской Федерации об образовании на территории Таймырского автономного округа особо охраняемых природных территорий федерального значения; е) принятие по согласованию с органами управления муниципальных образований и органами охраны окружающей природной среды решения об образовании особо охраняемых природных территорий, охранных зон, зон традиционного природопользования или округов с регулируемым режимом хозяйственной деятельности и утверждение положений о них; ж) управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в пределах своей компетенции; з) организация охраны особо охраняемых природных территорий; и) внесение предложений в федеральный орган исполнительной власти об изменении границ особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса; к) организация ведения государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий; л) решение вопросов о финансировании охраны особо охраняемых природных территорий из окружного бюджета и окружного внебюджетного экологического фонда; м) осуществление иных прав и функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным природоохранным законодательством, Уставом (Основным Законом) Таймырского автономного округа, а также делегированных федеральными органами исполнительной власти. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления К полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и объектов относятся: а) принятие по согласованию со специально уполномоченным органом по охране окружающей природной среды Таймырского автономного округа (в соответствии с их полномочиями) решений об организации, охране, использовании и ликвидации особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения; б) утверждение по согласованию со специально уполномоченным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа положений об особо охраняемых природных территориях местного значения; в) согласование с администрацией Таймырского автономного округа решений об образовании на территории муниципального образования особо охраняемых природных территорий окружного значения; г) внесение предложений в администрацию Таймырского автономного округа об изменении границ особо охраняемых территорий окружного значения, а также об изменении и прекращении действия их особого статуса; д) предоставление собственникам, владельцам, пользователям земельных участков, находящихся в границах природных заказников местного значения, а также государственных природных заказников федерального и окружного значения, расположенных в пределах территории местного сообщества, льгот по земельному налогу, другим налогам и платежам в части, поступающей в местный бюджет и местные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таймырского автономного округа; е) решение вопросов о финансировании охраны особо охраняемых территорий из местных бюджетов или местного внебюджетного фонда; ж) осуществление иных прав и функций, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Таймырского автономного округа, законодательством автономного округа, настоящим Законом, а также делегированных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти автономного округа. Глава III. Управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Статья 10. Задачи управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Задачами управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются: - реализация Таймырским автономным округом своих полномочий по совместному с Российской Федерацией ведению особо охраняемых природных территорий, а также правомочий собственника природных ресурсов; - организация выполнения особо охраняемыми природными территориями возложенных на них задач и функций; - обеспечение режима законности на особо охраняемых природных территориях. Статья 11. Органы управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий 1. Управление в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Правительством Российской Федерации, специально уполномоченным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, администрацией Таймырского автономного округа и специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды Таймырского автономного округа. 2. Согласование взаимных интересов Российской Федерации и Таймырского автономного округа в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Российской Федерацией и администрацией Таймырского автономного округа непосредственно или через специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей природной среды Таймырского автономного округа. Статья 12. Функции управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий К функциям управления в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий относятся: - решение вопросов организации, функционирования и ликвидации особо охраняемых природных территорий; - организация ведения кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий; - государственная экологическая экспертиза по вопросам охраны и использования особо охраняемых природных территорий; - государственный контроль в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий; - разрешение споров об особо охраняемых природных территориях в процессе управления. Статья 13. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий 1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. 2. Государственный кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития Таймырского автономного округа и является составной частью кадастра особо охраняемых природных территорий Российской Федерации. 3. Ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Таймырского автономного округа осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды Таймырского автономного округа. 4. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 14. Мониторинг особо охраняемых природных территорий 1. Мониторинг особо охраняемых природных территорий представляет собой систему наблюдений за состоянием этих территорий и находящихся на них природных объектов для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. 2. Ведение мониторинга особо охраняемых территорий Таймырского автономного округа осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды Таймырского автономного округа за счет федерального бюджета, окружного бюджета и окружного внебюджетного экологического фонда. 3. Порядок осуществления мониторинга особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 15. Экологическая экспертиза по вопросам организации, использования и ликвидации особо охраняемых природных территорий 1. Государственная экологическая экспертиза является обязательной. 2. Экологической экспертизе подлежат материалы по организации, использованию и ликвидации особо охраняемых природных территориях, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов на, или в непосредственной близости от особо охраняемых природных территорий, а также материалы, обосновывающие необходимость изъятия охраняемых природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. 3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется законодательством Российской Федерации. 4. По инициативе общественности может проводиться также независимая общественная экологическая экспертиза. Статья 16. Государственный контроль в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий 1. Задачей государственного контроля в сфере функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий является обеспечение соблюдения всеми государственными органами, юридическими лицами, включая общественные организации, гражданами и их объединениями требований настоящего Закона, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации и автономного округа. 2. Государственный контроль осуществляется администрацией Таймырского автономного округа, а также специально уполномоченным органом по охране окружающей природной среды Таймырского автономного округа в соответствии с их полномочиями. Статья 17. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и ункционировании особо охраняемых природных территорий 1. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы и органы местного самоуправления учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений. 2. Общественные организации, граждане и их объединения могут создавать общественные фонды поддержки государственных заповедников, национальных парков и иных особо охраняемых природных территорий. Вопросы предоставления налоговых льгот для этих фондов решаются органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Расходование средств этих фондов на цели, не связанные с обеспечением организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, запрещается. Глава IV. Экономический механизм охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий Статья 18. Система экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий Система экономического механизма охраны особо охраняемых природных территорий включает в себя: 1) учет и социально-экономическую оценку особо охраняемых природных территорий; 2) финансирование особо охраняемых природных территорий; 3) экономическое стимулирование природоохранных учреждений, их работников, а также граждан, принимающих участие в охране и восстановлении особо охраняемых природных территорий; 4) экономическую ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Статья 19. Учет и социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий Учет и социально-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий обеспечивается: 1) ведением мониторинга и кадастра особо охраняемых природных территорий; 2) ведением летописи природы для государственных природных заповедников или дневника фенологических наблюдений (для иных особо охраняемых природных территорий); 3) учетом посетителей (прием и обслуживание посетителей); 4) учетом проведенных культурно-просветительских мероприятий и результатов научных исследований. Статья 20. Финансирование особо охраняемых природных территорий 1. Финансирование создания и содержания особо охраняемых природных территорий окружного значения осуществляется за счет средств: - федерального бюджета; - окружного бюджета; - окружного внебюджетного экологического фонда; - за счет собственных средств природоохранных учреждений; - субвенций из федерального экологического фонда; - средств организаций, на которые решением об организации особо охраняемых природных территорий возложена обязанность осуществлять их содержание и охрану; - других финансовых источников, не запрещенных законом. Финансирование из окружного бюджета и окружного внебюджетного экологического фонда осуществляется в установленном администрацией Таймырского автономного округа порядке в соответствии с представленными дирекциями особо охраняемых природных территорий ежегодными сметами расходов и отчетами об исполнении смет расходов за предшествующий год. 2. Порядок финансирования определяется федеральными органами, администрацией Таймырского автономного округа, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Финансирование мероприятий, проводимых на территории внутрихозяйственных заказников осуществляется организациями, в ведении которых они находятся. 3. Все заявки на бюджетное финансирование работ по охране особо охраняемых природных территорий независимо от их значения подлежат согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа, либо с его структурными подразделениями. Статья 21. Предпринимательская деятельность природоохранных учреждений, созданных на базе особо охраняемых природных территорий и зарегистрированных в качестве юридического лица со статусом некоммерческих организаций 1. Природоохранные учреждения, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве некоммерческих организаций, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность при условии расходования полученной прибыли для достижения целей, ради которых созданы эти учреждения. 2. Запрещается предпринимательская деятельность, могущая привести к истощению и загрязнению природной среды на особо охраняемых природных территориях и вблизи них, а также нарушающая установленный для них режим особой охраны. Статья 22. Экономическое стимулирование природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий), их работников, а также граждан 1. Систему экономического стимулирования природоохранных учреждений (особо охраняемых природных территорий) образуют специальные льготы и санкции в сфере бюджетно-налогового, финансово-кредитного, амортизационного, таможенного и других направлений внутренней и внешней политики государства, экологические фонды, материальное стимулирование и страхование работников этих учреждений, и другие направления стимулирования. 2. Вопросы предоставления налоговых льгот решаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Таймырского автономного округа и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. 3. Работники природоохранных учреждений, добившиеся наибольших результатов в работе, по представлению дирекции учреждений по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа, премируются за счет средств специально выделенной статьи сметы окружного внебюджетного экологического фонда. 4. Граждане, принимающие активное участие в охране и обеспечении нормального функционирования особо охраняемых природных территорий, имеют право на льготы и поощряются администрацией этих особо охраняемых природных территорий и органами местного самоуправления или администрацией Таймырского автономного округа морально или материально. Глава V. Порядок организации особо охраняемых природных территорий федерального значения Статья 23. Порядок организации особо охраняемых природных территорий федерального значения 1. Особо охраняемые природные территории федерального значения образуются, по представлению органов государственной власти Таймырского автономного округа и специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды Таймырского автономного округа, постановлением Правительства Российской Федерации. 2. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории федерального значения утверждается в порядке, установленном Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Статья 24. Порядок организации особо охраняемых природных территорий, имеющих межрегиональное значение 1. Межрегиональные особо охраняемые природные территории образуются по представлению и по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа на основе соглашения между администрацией Таймырского автономного округа и исполнительными органами власти сопредельных субъектов Федерации, на территории которых они организуются. 2. Положение о межрегиональных особо охраняемых природных территориях утверждается совместно администрацией Таймырского автономного округа и органами исполнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они расположены. Статья 25. Порядок организации особо охраняемых природных территорий окружного (регионального) значения 1. Особо охраняемые природные территории окружного значения образуются администрацией Таймырского автономного округа по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране окружающей среды Таймырского автономного округа по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления. 2. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории окружного значения утверждается администрацией Таймырского автономного округа. 3. В случае необходимости допускается, в соответствии с законодательством Российской Федерации, изъятие земельных участков у их собственников, владельцев и пользователя для организации природных парков, государственных заказников, памятников природы и микрозаповедников. Статья 26. Порядок организации особо охраняемых природных территорий местного значения 1. Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) образуются решением органов местного самоуправления в рамках их полномочий по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 2. Типовые положения об особо охраняемых природных территориях местного значения разрабатываются специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа и утверждаются администрацией Таймырского автономного округа. 3. Положение об организуемой особо охраняемой природной территории, разработанное на основе соответствующего Типового положения, утверждается решением органа местного самоуправления. 4. Внутрихозяйственные заказники образуются организациями - пользователями природными ресурсами по решению соответствующего органа местного самоуправления. Положение о внутрихозяйственном заказнике утверждается органом местного самоуправления. Статья 27. Порядок пользования особо охраняемыми природными территориями 1. Пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляется исходя из принципов сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. 2. Виды пользования, допускаемые на особо охраняемых природных территориях, осуществляются в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях, исходя из приоритетности охраняемых природных комплексов и объектов на этих территориях и не должны противоречить целям образования особо охраняемых природных территорий. Предоставление природных ресурсов в пользование на особо охраняемых природных территориях Таймырского автономного округа юридическими и физическими лицами осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Законом, а также гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации. 3. Отдельные категории особо охраняемых природных территорий могут передаваться на договорной основе в бессрочное (постоянное) либо определенный срок (не менее 25 лет) пользование научно - исследовательским или образовательным учреждениям для осуществления научной, учебной и просветительской деятельности. Пользование указанными территориями для научных, учебных и просветительских целей осуществляется бесплатно. 4. Решение о предоставлении особо охраняемых природных территорий или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование принимается администрацией Таймырского автономного округа по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. Глава VI. Статус, задачи и режим особо охраняемых природных территорий Статья 28. Общие положения 1. Особо охраняемыми природными территориями объявляются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких целей, особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительность и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных. 2. На особо охраняемых природных территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям и задачам организации охранных территорий, либо причиняющая вред окружающей природной среде, научно-исследовательские, восстановительные, противопожарные работы не должны противоречить целям особо охраняемых природных территорий. 3. Положение об особо охраняемых природных территориях, их статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. Статья 29. Государственные природные заповедники и их задачи 1. Государственные природные заповедники образуются с целью охраны природных комплексов, сохранения и воспроизводства дикого растительного и животного мира, изучения законов природы, контроля за состоянием окружающей природной среды и ее изменениями. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. 2. Особо охраняемые природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. 3. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи: а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; б) организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; г) экологическое просвещение; д) участие в экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области окружающей природной среды. 4. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. 5. Статус, задачи и режим государственных природных заповедников устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Статья 30. Статус и задачи микрозаповедников 1. Микрозаповедниками являются уникальные типы природных объектов небольшой площади, предназначенные для охраны и восстановления ценных и редких видов живых организмов (в том числе занесенные в Красные книги) и среды их обитания. 2. Задачами микрозаповедников являются сохранение и восстановление локальных мест обитания, размножения и концентрации ценных, редких и исчезающих видов грибов, растений и животных, имеющих особое значение для популяции этих видов. 3. Объявление территорий микрозаповедниками может осуществляться с изъятием земельных участков у собственников, владельцев, пользователей по решению администрации Таймырского автономного округа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Таймырского автономного округа, микрозаповедники могут быть окружного, либо местного значения. Статья 31. Статус и задачи этно-природных парков 1. Этно-природные парки - это малоизмененные природные территории достаточной площади, имеющие особое экологическое и историко-культурное значение и являющиеся родовыми охотничье -рыболовными и оленеводческими угодьями коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей. 2. Задачами этно-природных парков являются сохранение территорий, имеющих особое экологическое и историко-культурное значение, обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, а также сохранение и рациональное использование местных природных ресурсов. Статья 32. Государственные природные заказники 1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. 2. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: а) комплексными, предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов; б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы. 3. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных природных заказников, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Таймырского автономного округа. 4. Предприятия, учреждения, организации, на территории которых созданы государственные природные заказники, обязаны принимать меры по соблюдению установленного для них режима охраны. 5. Государственные природные заказники могут являться юридическими лицами (в этом случае образуется дирекция государственного заказника). 6. Задачами государственных природных заказников являются сохранение природных комплексов в естественном состоянии, сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных компонентов природной среды, либо природных ресурсов. 7. Государственные природные заказники могут иметь федеральное, либо окружное значение. Статья 33. Внутрихозяйственные заказники 1. Внутрихозяйственные заказники - территории (акватории), имеющие важное значение для сохранения и воспроизводства отдельных видов ресурсов растительного и животного мира, в которых заинтересованы местные природопользователи (организации лесного, охотничьего и рыбного хозяйства и др.). 2. Задачами внутрихозяйственного заказника являются сохранение и восстановление ресурсов животного или растительного мира в целях организации рационального, неистощимого пользования этими ресурсами. 3. Внутрихозяйственный заказник образуется без изъятия земель и без образования юридического лица. Статья 34. Охраняемые водные объекты 1. Особо охраняемые водные объекты - природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению органа управления использования и охраны водного фонда и органа в области охраны окружающей природной среды. 2. Правительством Российской Федерации и исполнительным органом Таймырского автономного округа могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов: - участки внутренних морских вод; - водно-болотные угодья; - водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам; - зоны охраны истока или устья водных объектов; - места нереста ценных видов рыб; - иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране. 3. На охраняемых водных объектах запрещается деятельность, которая может нанести ущерб уникальным или обычным природным комплексам или условиям существования отдельных ценных видов и популяций гидробионтов. 4. Особо охраняемые водные объекты создаются без образования юридического лица на основании проектов особо охраняемых водных объектов, которые утверждаются администрацией Таймырского автономного округа по представлению специально уполномоченного территориального органа управления использованием и охраной водного фонда Таймырского автономного округа. В решении указываются их размеры, режим, источники финансирования работ по их обозначению на местности, а также юридические лица (органы лесного хозяйства, охотхозяйственные, рыбохозяйственные и сельскохозяйственные организации), которым под охрану передаются водоохранные и прибрежные полосы. 5. Ширина водоохранных зон устанавливается администрацией Таймырского автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Использование территории особо охраняемых водных объектов для строительства баз отдыха, санаториев, в виде исключения может быть допущено в каждом отдельном случае специальными решениями Правительства Российской Федерации или администрацией Таймырского автономного округа после государственной экологической экспертизы такого строительства. Статья 35. Статус и задачи памятников природы 1. Памятники природы - уникальные невосполнимые, ценные в экологическом отношении природные объекты и комплексы естественного и полукультурного происхождения, в памятники природы могут включаться участки тундры, ценные лесные насаждения, пруды, озера, участки рек, болота и болотно-озерные комплексы, геологические, археологические и другие объекты. 2. Задачами памятников природы являются сохранение уникальных, редких и хорошо сохранившихся типичных природных объектов и комплексов, имеющих исключительное или важное заповедное, научное, экологическое, краеведческое, эстетическое значение, а также прилегающих к ним территорий. 3. Объявление природных объектов и комплексов и прилегающих к ним территорий памятниками природы может осуществляться изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев, пользователей этих участков. Памятники природы организуются без образования юридического лица. Памятники природы могут иметь федеральное, либо окружное значение. Статья 36. Особенности правового положения особо охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки) являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть, являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. 2. Особо охраняемые природные территории распоряжаются в установленном порядке средствами, поступившими: - от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам охраны территорий; - от возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников; - от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования; - в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов физических и юридических лиц, иностранных граждан, международных организаций; - от просветительской, рекреационной деятельности. 3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц особо охраняемых природных территорий, поступают в самостоятельное распоряжение особо охраняемых природных территорий и учитываются в отдельном балансе. 4. Особо охраняемые природные территории вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). Порядок утверждения использования и охраны символики устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 37. Режим особо охраняемых природных территорий и объектов 1. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, противоречащая задачам и режиму особой охраны территории, установленному в положении о данной территории и объекте. 2. На особо охраняемых природных территориях допускаются мероприятия и деятельность, направленные на: а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; г) осуществление экологического мониторинга; д) выполнение научно-исследовательских задач; е) ведение эколого-просветительской работы; ж) осуществление контрольно-надзорных функций; з) строго регулируемое посещение; и) познавательный туризм, предназначенный для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами; к) рекреационная, предназначенная для отдыха. 3. Соблюдение режима охраны особо охраняемых природных территорий обеспечивается службами охраны особо охраняемых природных территорий. 4. На специальных выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике. 5. На территории государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа жизни. 6. Особенности режима каждого государственного природного заказника, в зависимости от его профиля, а также значения заказника определяются в ходе государственной экологической экспертизы и отражаются в Положении о нем, утверждаемом Правительством Российской Федерации (для заказников федерального значения) или администрацией автономного округа (для заказников окружного значения) по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 7. По представлению природопользователя, и по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа, решением органа местного самоуправления в рамках полномочий, переданных ему администрацией Таймырского автономного округа, могут быть дополнительно ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности внутрихозяйственного заказника (рубка леса, заготовка живицы, сенокошение, пастьба и прогон скота, применение ядохимикатов, предоставление земельных участков под застройку и т.п.). 8. Семьям коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей Таймырского автономного округа предоставляется на переданных им территориях этно-природных парков исключительное право на охоту, рыболовство и другие виды пользования животным и растительным миром. На этих территориях не допускаются какие - либо действия, влияющие на природную среду, без согласия населения, проживающего на соответствующих территориях. 9. Особенности режима и функционирования этно-природных парков определяются в Положении о них, утверждаемом администрацией Таймырского автономного округа по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа, а для межрегиональных этно-природных парков - соглашениями между администрацией Таймырского автономного округа и органами исполнительной власти сопредельных субъектов Российской Федерации. Глава VII. Основания и порядок ликвидации особо охраняемых природных территорий Статья 38. Основания и порядок ликвидации особо охраняемых природных территорий 1. Государственные природные заповедники создаются навечно и ликвидации не подлежат. 2. Иные особо охраняемые природные территории могут быть ликвидированы по следующим основаниям: 1) истечение установленного срока организации, если его продление признано государственной экологической экспертизой нецелесообразным; 2) минование надобности в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т. п. и их восстановление стало невозможным). 3. Особо охраняемые природные территории (за исключением государственных природных заповедников) федерального значения могут быть ликвидированы решением Правительства Российской Федерации по согласованию с администрацией Таймырского автономного округа и специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 4. Особо охраняемые природные территории окружного значения могут быть ликвидированы решением Правительства Российской Федерации или администрации Таймырского автономного округа по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 5. Особо охраняемые природные территории местного значения (кроме внутрихозяйственных заказников) могут быть ликвидированы решением органов местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 6. Внутрихозяйственные заказники могут быть ликвидированы решением предприятия (организации), их организовавшего. Глава VIII. Организация охраны особо охраняемых природных территорий Статья 39. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях 1. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях федерального значения осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Таймырского автономного округа, федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Таймырского автономного округа. 2. Права должностных лиц, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий федерального значения определяются Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об этих территориях и должностными инструкциями. Статья 40. Охрана особо охраняемых природных территорий окружного (регионального) значения 1. Охрана территорий государственных заказников осуществляется службой охраны этих заказников или должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 2. Охрана других особо охраняемых природных территорий окружного значения осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды Таймырского автономного округа, а также органов и организаций, на которых охрана этих территорий возложена администрацией Таймырского автономного округа. 3. Должностные лица, осуществляющие охрану особо охраняемых природных территорий окружного значения, несут персональную ответственность за их состояние и охрану. 4. Для охраны особо охраняемых природных территорий окружного значения могут создаваться специальные подразделения. Положение о таких подразделениях утверждается администрацией Таймырского автономного округа. 5. Охрана особо охраняемых природных территорий окружного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них. Статья 41. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения 1. Охрана внутрихозяйственных заказников осуществляется должностными лицами предприятий (организаций), их образовавших. 2. Охрана иных особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, на которые охрана этих территорий возложена решениями органов местного самоуправления, а также должностными лицами соответствующих специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды Таймырского автономного округа. 3. Для охраны особо охраняемых природных территорий окружного значения могут создаваться специальные подразделения. Положение о таких подразделениях утверждается органом местного самоуправления. 4. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения может осуществляться также общественными инспекциями по охране природы в соответствии с положениями о них. Статья 42. Права должностных лиц осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий 1. Должностные лица по охране особо охраняемых природных территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: а) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся в пределах границ особо охраняемых природных территорий, и охранных зон, для проверки соблюдения требований федерального законодательства и законодательства Таймырского автономного округа об особо охраняемых природных территориях; б) проверять у лиц, находящихся в пределах границ особо охраняемых природных территорий, разрешения на право пребывания на указанных территориях; в) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в охранных зонах, прилегающих к этим территориям; г) составлять протоколы о нарушениях законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять нарушителей в правоохранительные органы; д) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении установленного режима особо охраняемых природных территорий к административной ответственности; е) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы; ж) производить досмотр вещей и личный досмотр лиц, остановку и досмотр транспортных средств; з) вносить предписания о приостановлении хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей режиму охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон. 2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников (заказников) предоставляется право: а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников (заказников); б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников (заказников) средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников (заказников); г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы. 3. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий, при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак. 4. Должностным лицам, при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия. Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством. 5. Иные права должностных лиц, уполномоченных на охрану особо охраняемых природных территорий, определяются положениями об этих территориях и должностными инструкциями. 6. Должностные лица, уполномоченные на охрану особо охраняемых природных территорий подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таймырского автономного округа. Глава IX. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий Статья 43. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий 1. Нарушение установленного режима выразившееся в совершении общественно опасных деяний, посягающих на экологический правопорядок, причиняющий вред окружающей природной среде и здоровью человека на особо охраняемых природных территориях влечет за собой административную ответственность и наложение штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой. 2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. 3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление. Глава X. Введение в действие настоящего Закона Статья 44. Введение в действие настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Таймыр". Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Г. П. Неделин Подписан 29 июня 1998 года N 14-79 ОкЗ г. Дудинка Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|