Расширенный поиск

Закон Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 02.06.2000 № 6-окЗ

                                ЗАКОН


        Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа

                                  Утратил силу - Закон Таймырского
                                  (Долгано-Ненецкого) автономного
                                 округа от 09.12.2002 г. N 154-окЗ

         Об охране окружающей природной среды в Таймырском
                (Долгано-Ненецком автономном округе


                             N 6 - окЗ

           Принят Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого)
                        автономного округа

                         23 мая 2000 года

     Природа  Таймырского  (Долгано-Ненецкого) автономного округа и
ее  богатства  являются  национальным  достоянием  народов России и
автономного    округа,    естественной   основой   их   устойчивого
социально-экономического развития и благосостояния человека.
     Настоящий  Закон  устанавливает  правовые,  организационные  и
экономические  основы обеспечения соблюдения конституционного права
граждан  Российской Федерации и иных лиц, проживающих на территории
автономного  округа  на  благоприятную  окружающую природную среду,
охрану  окружающей  природной среды, предупреждения ее деградации и
восстановления  нарушенного  состояния,  формирования  и укрепления
экологического   правопорядка   с   учетом   природно-климатических
особенностей     автономного     округа     и     характера     его
социально-экономического развития.

     Глава I. Общие положения

     Статья  1.  Основные  понятия  и  определения,  используемые в
настоящем Законе
     В  настоящем  Законе используются следующие основные понятия и
определения:
     окружающая  природная среда совокупность природных компонентов
в   их   взаимосвязи  (атмосферного  воздуха,  воды,  почвы,  недр,
животного  и  растительного  мира)  ландшафтов  и  экосистем  в  их
взаимосвязи и взаимодействии;
     охрана   окружающей   природной   среды   комплекс   правовых,
организационных,   экономических   и   иных  мер,  направленных  на
поддержание  благоприятного  состояния  окружающей природной среды,
его восстановление и предупреждение деградации;
     хозяйствующие  субъекты  лица,  осуществляющие хозяйственную и
иную   деятельность,   способную  оказывать  влияние  на  состояние
окружающей природной среды;
     обосновывающая  документация  подготовленная  в  установленном
законодательством  порядке  документация,  содержащая  проектные  и
иные   решения   и   экспертные  оценки  по  реализации  намечаемой
хозяйственной  и  иной  деятельности способной оказывать влияние на
состояние окружающей природной среды;
     экологические  требования  закрепленные  в  актах федерального
законодательства  и  законодательства автономного округа требования
об  охране  окружающей  природной  среды  и использовании природных
ресурсов.

     Статья   2.  Законодательство  автономного  округа  об  охране
окружающей природной среды
     1. Охрана  окружающей  природной  среды находится в совместном
ведении  Российской  Федерации  и  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
автономного округа (в дальнейшем автономный округ).
     2. Законодательство  автономного округа основано на положениях
Конституции  Российской  Федерации, федеральном законодательстве об
охране  окружающей  природной  среды,  положениях  ратифицированных
Российской  Федерацией  международных  договоров  и  заключенных  и
вступивших   в   силу   межгосударственных  и  межправительственных
соглашений  в  области  охраны  окружающей природной среды в части,
имеющих  отношение  к  автономному округу, Уставе (Основном Законе)
Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного  округа  и состоит из
настоящего  Закона,  законов  автономного округа и иных нормативных
правовых  актов  автономного  округа  в  области  охраны окружающей
природной среды.
     3. Отношения  по  охране  и  использованию  земли,  недр, вод,
атмосферного  воздуха, лесов и иной растительности, животного мира,
объектов  окружающей природной среды, имеющих особую экологическую,
научную   и   культурную   ценность,   особо  охраняемых  природных
территорий  в  части,  не  урегулированной  настоящим  Законом,  на
территории   автономного   округа   регулируются   соответствующими
законодательными  и  иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и автономного округа.

     Статья   3.   Компетенция   специально  уполномоченных  на  то
государственных  органов  Российской  Федерации  в  области  охраны
окружающей природной среды
     К  компетенции специально уполномоченных на то государственных
органов  Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды относятся:
     комплексное  управление  в области охраны окружающей природной
среды  в  автономном  округе,  проведение единой научно-технической
политики   по   вопросам   охраны   окружающей  природной  среды  и
использования    природных   ресурсов,   координация   деятельности
министерств,  ведомств,  предприятий,  учреждений  и  организаций в
этой области;
     государственный  контроль  за использованием и охраной земель,
недр,  поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, лесов и
иной    растительности,   животного   мира,   природных   ресурсов,
континентального  шельфа  и  морской экономической зоны автономного
округа, а так же за соблюдением норм экологической безопасности;
     организация  мониторинга  окружающей природной среды, создание
и   обеспечение   работы   государственной   службы  наблюдения  за
состоянием окружающей природной среды;
     утверждение   нормативов,   правил,   участие   в   разработке
стандартов  по  регулированию  использования  природных  ресурсов и
охране  окружающей  природной  среды  от загрязнения и иных вредных
воздействий;
     осуществление государственной экологической экспертизы;
     получение  бесплатно  от  министерств,  ведомств, предприятий,
учреждений и организаций экологической информации;
     обеспечение экологической информацией населения;
     выдача     разрешений     на    захоронение    (складирование)
промышленных,  коммунально-бытовых  и иных отходов, выбросы, сбросы
загрязняющих    веществ    в   окружающую   природную   среду,   на
использование     природных     ресурсов     в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации;
     ограничение  или  приостановление  деятельности  предприятий и
иных  объектов  независимо от форм собственности и подчинения, если
их  эксплуатация  осуществляется с нарушением природоохранительного
законодательства,  лицензий  на использование природных ресурсов, с
превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
     предъявление   исков   о   возмещении  вреда,  причиненного  в
результате нарушения правоохранительного законодательства;
     разработка  государственных, межгосударственных и региональных
экологических программ;
     составление  протоколов и рассмотрение дел об административных
правонарушениях  в  области охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов;
     учет   и   оценка   природных  ресурсов,  ведение  федеральных
кадастров природных ресурсов;
     управление   природно-заповедным  фондом  автономного  округа,
ведение    Красной    книги   Российской   Федерации,   организация
природно-заповедного дела;
     участие   в   организации   системы   всеобщего,  непрерывного
экологического воспитания и образования;
     координация  работ  других  специально  уполномоченных  на  то
органов  государственного  управления  в  области охраны окружающей
природной среды;
     осуществление  международного  сотрудничества в области охраны
окружающей  природной  среды, изучение, обобщение и распространение
международного    опыта,    обеспечение   выполнения   обязательств
автономного  округа  в соответствии с международными соглашениями в
области окружающей природной среды.
     Решение   специально   уполномоченных  на  то  государственных
органов  Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды  по  вопросам,  отнесенных  к их компетенции, обязательны для
всех  юридических  лиц и граждан и могут быть обжалованы в судебном
порядке.

     Статья  4.  Компетенция  автономного  округа  в области охраны
окружающей природной среды
     К  ведению  автономного  округа  в  области  охраны окружающей
природной среды относятся:
     определение  основных  направлений охраны окружающей природной
среды и утверждение экологических программ;
     учет  и  оценка  природных ресурсов, учет экологически вредных
объектов, ведение кадастров природных ресурсов;
     планирование  охраны окружающей природной среды, использование
природных   ресурсов,   финансирование   и  материально-техническое
обеспечение экологических программ;
     координация    природоохранительной    деятельности    органов
государственного  управления, предприятий, учреждений, организаций,
содействие   добровольному  кооперированию  средств  на  выполнение
мероприятий по охране окружающей природной среды;
     выдача  решений  на право пользования землей, недрами, водами,
лесами  и  иной  растительностью,  животным  миром,  на размещение,
переработку,      захоронение     (складирование)     промышленных,
коммунально-бытовых и иных отходов;
     установление  дифференцированных  ставок  платы за пользование
природными ресурсами, за выбросы и сбросы вредных веществ;
     руководство  экологической службой, проведение государственной
экологической экспертизы;
     государственный  экологический  контроль,  принятие решений об
ограничении,  приостановлении,  прекращении  деятельности объектов,
вредно воздействующих на окружающую природную среду;
     организация природно-заповедного дела;
     экологическое воспитание, образование, просвещение;
     обеспечение населения необходимой экологической информацией;
     рассмотрение  других  вопросов,  не  относящихся к компетенции
Российской Федерации.

     Статья    5.   Полномочия   органов   государственной   власти
автономного  округа  в области охраны окружающей природной среды на
территории автономного округа.
     1. Дума Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа:
     -  обеспечивает законодательное регулирование в области охраны
окружающей природной среды на территории автономного округа;
     -  участвует  в  заключении международных договоров Российской
Федерации  с  другими  государствами  по вопросам охраны окружающей
природной среды в части, относящейся к ведению автономного округа;
     -   утверждает   бюджетные   ассигнования   на  финансирование
природоохранных программ автономного округа;
     -  проводит депутатские слушания по вопросам охраны окружающей
природной среды;
     -   рассматривает   иные   вопросы,   отнесенные   к   ведению
законодательного    органа    федеральным    законодательством    и
законодательством автономного округа.
     2. Администрация  Таймырского  (Долгано-Ненецкого) автономного
округа:
     -   издает   во  исполнение  федерального  законодательства  и
законов   автономного   округа   постановления  и  распоряжения  по
вопросам охраны окружающей природной среды;
     -  организует  разработку  и  обеспечивает выполнение программ
автономного округа в области охраны окружающей природной среды;
     -   обеспечивает   создание  окружных  резервов  финансовых  и
материальных   ресурсов   для   ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,
техногенных  и экологических катастроф и аварий, а также определяет
порядок использования этих резервов;
     -  организует проведение научных исследований в области охраны
окружающей природной среды;
     -  создает природные парки, памятники природы, государственные
природные  заказники и другие особо охраняемые природные территории
автономного округа;
-   принимает решения об ограничении, прекращении деятельности
объектов и производств, вредно действующих  на окружающую природную
 среду по представлению природоохранных органов;
     -    устанавливает    дифференцированные   ставки   платы   за
пользование  природными  ресурсами, за выбросы, сбросы загрязняющих
веществ,   размещение   отходов   производства   и   потребления  в
окружающей   природной  среде  не  ниже  размеров  базовых  ставок,
утвержденных Правительством Российской Федерации;
     -   рассматривает   иные   вопросы,   отнесенные   к   ведению
администрации  автономного  округа  федеральным законодательством и
законодательством автономного округа.

        Статья   6.  Компетенция  органов  местного  самоуправления
   автономного округа в области охраны окружающей природной среды
     К  компетенции  органов  местного  самоуправления  автономного
округа относятся:
     -   определение   основных   направлений   охраны   окружающей
природной  среды, разработка экологических программ и их реализация
в границах муниципального образования;
     -   содействие   осуществлению  государственного  контроля  за
использованием  и  охраной вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и
животного мира;
     -  участие  в  согласовании  условий лицензий на использование
отдельных  видов  природных  ресурсов  в  части  охраны  окружающей
природной среды и соблюдения природоохранных норм и стандартов;
     -   принятие  мер  для  предотвращения  аварийных  ситуаций  и
ликвидации   экологических   последствий   техногенных   аварий   и
катастроф;
     -  принятие мер для сохранения уникальных природных объектов и
территорий;
     -   предоставление   населению   и   хозяйствующим   субъектам
достоверной  информации  о  состоянии окружающей природной среды на
территории муниципального образования;
     -  учет  объемов и организация утилизации отходов производства
и потребления на территории муниципальных образований;
     -   экологическое   воспитание,   образование   и  просвещение
населения муниципального образования;
     -   иные   вопросы,  отнесенные  к  ведению  органов  местного
самоуправления  федеральным  законодательством  и законодательством
автономного округа.

     Статья 7. Принципы охраны окружающей природной среды
     Охрана  окружающей  природной  среды на территории автономного
округа основывается на следующих принципах:
     -  приоритет  охраны  жизни  и здоровья человека, сохранения и
восстановления  окружающей природной среды благоприятной для жизни,
труда и отдыха населения;
     -  обеспечение  выполнения  экологических  требований  и учета
экологических    интересов    будущих    поколений   при   принятии
хозяйственных, управленческих и иных решений;
     -  восстановление нарушенных естественных экологических систем
на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой;
     -   рациональное  использование  и  воспроизводство  природных
ресурсов,  плата  за  специальное  природопользование  и  внедрения
экономического стимулирования охраны окружающей природной среды;
     -   обеспечение   сохранения   биологического  разнообразия  и
объектов  окружающей природной среды, имеющих особое экологическое,
научное и культурное значение;
     -  государственное  регулирование  охраны окружающей природной
среды,      неотвратимость     ответственности     за     нарушение
законодательства об охране окружающей природной среды;
     -  предотвращение нанесения ущерба окружающей природной среде,
оценка    возможного   воздействия   намечаемой   деятельности   на
окружающую природную среду;
     -  активное  участие  населения,  общественных  объединений  и
органов   местного   самоуправления  в  области  охраны  окружающей
природной среды;
     -  международное  сотрудничество  в  области охраны окружающей
природной среды на основе международного права.

     Статья  8.  Объекты  окружающей  природной среды на территории
автономного округа, подлежащие охране
     Охране  от  уничтожения,  деградации,  повреждения, истощения,
загрязнения,   нерационального   использования   и  иного  вредного
воздействия подлежат:
     -   земля,  недра,  вода,  атмосферный  воздух,  леса  и  иная
растительность, животный мир;
     -  естественные  экологические системы, климат и озоновый слой
Земли.
     Особой  охране  подлежат  объекты  окружающей природной среды,
имеющие  особую  экологическую,  научную  и  культурную ценность, а
также особо охраняемые природные территории.


     Глава  II.  Права  и  обязанности  в области охраны окружающей
природной среды

     Статья  9.  Права  и  обязанности  гражданина в области охраны
окружающей природной среды
     1. Каждый,  находящийся на территории автономного округа имеет
право  на информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах
по  ее  улучшению,  возмещению  вреда,  причиненного  их здоровью и
имуществу   вследствие   нарушения   законодательства   об   охране
окружающей природной среды.
     2. Граждане имеют право:
     -  использовать  в  установленном  порядке  природные ресурсы,
осуществлять  меры  по  их  охране и воспроизводству, участвовать в
охране и оздоровлении окружающей природной среды;
     -  создавать  общественные  объединения  и  общественные фонды
охраны окружающей природной среды;
     -обращаться  в  органы  государственной власти и организации с
письмами,  жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны
окружающей природной среды и требовать их рассмотрения;
     -  вносить предложения о проведении общественной экологической
экспертизы;
     -  требовать  отмены  в  административном или судебном порядке
решений  о  размещении,  строительстве,  реконструкции  и  вводе  в
эксплуатацию  предприятий,  сооружений  и иных экологически вредных
объектов,  а  также  об  ограничении, приостановлении и прекращении
хозяйственной  и  иной  деятельности юридических и физических лиц и
граждан,  предъявлять  в  суд иски о возмещении вреда, причиненного
их  здоровью  и  имуществу вследствие нарушения законодательства об
охране окружающей природной среды;
     -  реализовывать  в  установленном  порядке другие свои права,
предусмотренные  законодательными  и  иными  нормативными правовыми
актами.
     3. Каждый,   находящийся   на  территории  автономного  округа
обязан  охранять  окружающую природную среду и бережно относиться к
природным    ресурсам,   соблюдать   законодательство   об   охране
окружающей   природной   среды   и   содействовать   экологическому
воспитанию подрастающего поколения.

     Статья  10.  Полномочия общественных экологических объединений
на территории автономного округа
     1. В  целях  реализации своих прав граждане автономного округа
имеют   право  создавать  общественные  экологические  объединения.
Общественные экологические объединения вправе:
          -  оказывать  содействие органам государственной власти в
     борьбе  с  нарушением  природоохранительного  законодательства
     путем  делегирования общественных инспекторов и формирования в
     установленном  порядке  органов  общественного  экологического
     контроля;
          -   за  счет  своих  средств  и  добровольного  трудового
     участия   выполнять   работы   по   охране  и  воспроизводству
     природных  ресурсов,  улучшению  качества окружающей природной
     среды;
          -  участвовать  в  проведении  общественной экологической
     экспертизы;
          -  обращаться в органы государственной власти автономного
     округа  с  предложениями  о совершенствовании законодательного
     регулирования  охраны  окружающей природной среды и нормативов
     ее качества;
-   предъявлять иски к государственным органам, предприятиям,
учреждениям, организациям, должностным лицам, гражданам о
возмещении вреда, нанесенного их действиями (бездействием)
окружающей природной среде;
-   осуществлять мероприятия по экологическому образованию
населения автономного округа и его информационному обеспечению в
части выполнения государственных природоохранных и экологических
программ.
     2. Общественные  экологические  объединения  в  соответствии с
Уставами,  на  основании которых они осуществляют свою деятельность
на  территории  автономного  округа,  вправе создавать общественные
экологические   инспекции.  Полномочия  общественных  экологических
инспекторов  определяются  нормами федерального законодательства об
охране окружающей природной среды.

     Глава   III.   Информационное  обеспечение  охраны  окружающей
природной среды

     Статья   11.   Система   информационного   обеспечения  охраны
окружающей природной среды.
     Информационное  обеспечение  деятельности по охране окружающей
природной среды включает:
     -    ведение    комплексных,    отраслевых,    территориальных
государственных  кадастров  природных  ресурсов,  особо  охраняемых
природных территорий и объектов;
     - ведение окружного и местных кадастров отдыха;
     -   данные   статистического   учета   использования,  изъятия
отдельных  компонентов  окружающей  природной среды, воздействий на
окружающую природную среду;
     - экологическую паспортизацию предприятий;
     -    государственный    и    производственный    экологический
мониторинг.
     Порядок  предоставления  информации  экологического  характера
определяется   федеральным  законодательством  и  законодательством
автономного округа.


     Статья  12.  Открытость  и  доступность  информации  в области
охраны окружающей природной среды на территории автономного округа
     1. На территории автономного округа не подлежат засекречиванию
     сведения:
     -   о  состоянии  окружающей  природной  среды  на  территории
автономного
     округа;
     - о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих
     безопасности   и   здоровью   населения   автономного  округа,
экологических
     последствиях   таких  происшествий  и  катастроф,  а  также  о
стихийных
     бедствиях,  официальных прогнозах и последствиях;
     -   об   экологически   обусловленных  заболеваниях  населения
автономного
     округа;
     - о государственных региональных (окружных) природоохранных
     программах, программах здравоохранения и санитарии;
     -   о   влиянии   экологической  и  санитарной  обстановки  на
демографическую
     ситуацию на территории автономного округа.
     2. Граждане   вправе   обжаловать   решения  о  засекречивании
сведений
     экологического  характера  либо  отказ  в предоставлении таких
сведений в
     административном или судебном порядке.
     3. Должностные  лица  органов государственной власти и органов
местного
     самоуправления,     принявшие    неправомерные    решения    о
засекречивании
     перечисленных  в настоящей статье сведений либо о включении их
в перечни
     сведений,    составляющих    государственную    тайну,   несут
ответственность в
     соответствии     с     федеральным     законодательством     и
законодательством автономного округа.


     Статья 13. Учет и социально-экономическая оценка природных
     ресурсов
     1. Территориальные подразделения специально уполномоченных
     государственных органов в области регулирования
     использования  и  охраны отдельных видов природных ресурсов, а
также    охраны    окружающей    природной    среды   совместно   с
соответствующими     органами    государственной    статистики    и
природопользователями  ведут  количественный  и  качественный  учет
природных    ресурсов    и    вторичного   сырья,   определяют   их
социально-экономическую оценку.
     2. На территориальные подразделения специально уполномоченных
     государственных органов в области регулирования
     использования  и  охраны отдельных видов природных ресурсов, а
также  охраны  окружающей  среды  возлагаются организация и ведение
государственного    земельного,    водного,    лесного   кадастров,
государственных  кадастров  запасов  полезных ископаемых, животного
мира,   отходов   производства   и  потребления,  особо  охраняемых
природных   территорий   и   объектов,   их  анализ,  обновление  и
периодическое издание.
     3. Данные государственных кадастров природных ресурсов, особо
     охраняемых    природных   территорий   и   объектов   подлежат
применению при
     разработке программ их охраны и использования, учитываются при
     проектировании,    строительстве,   реконструкции,   вводе   в
эксплуатацию
     объектов,  способных  оказать прямое или косвенное воздействие
на
     окружающую природную среду.

     Статья 14. Экологический паспорт предприятия
     Каждое предприятие, независимо от формы собственности,
     подчиненности  и  организационно-правовой  формы,  оказывающее
вредное
     воздействие  на  состояние окружающей природной среды, обязано
иметь
     экологический паспорт.
     Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс
данных, содержащих:
- общие сведения о предприятии и его реквизиты;
- краткую природно-климатическую характеристику района расположения
 предприятия;
- краткое описание технологии производства и сведения о
производимой продукции;
- сведения об использовании земельных ресурсов; о рекультивации
земель;
- характеристику сырья, используемых материальных и энергетических
ресурсов;
- характеристику выбросов в атмосферу; водопотребления;
водоотведения; отходов;
- сведения о транспорте предприятия;
- сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.
Ведение экологического паспорта предприятия осуществляется в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в
области стандартизации и метрологии.

     Статья 15. Территориальная система государственного
     экологического мониторинга автономного округа
     1. Территориальная   система  государственного  экологического
мониторинга     автономного     округа     обеспечивает    создание
территориального  фонда  сведений  о состоянии окружающей природной
среды,  природных  ресурсов  и  комплексов; источниках, процессах и
объемах  хозяйственной  и  иной антропогенной деятельности, влиянии
факторов среды обитания на здоровье населения автономного округа.
     2. Территориальная   система  государственного  экологического
мониторинга автономного округа включает:
     а)  наблюдение  по  определенным  программам  и  методикам  за
состоянием   окружающей   природной  среды,  природных  ресурсов  и
комплексов,
     источниками антропогенного воздействия на них;
     б) оценку состояния указанных объектов наблюдения;
     в) прогноз их изменений;
     г) выработку рекомендаций и разработку мероприятий по охране
     окружающей природной среды на территории автономного округа.
     3. Государственный    экологический    мониторинг    природных
ресурсов на
     территории  автономного округа осуществляют окружное и местные
подразделения  специально  уполномоченных  органов в области охраны
окружающей природной среды в соответствии с их полномочиями.
     4. Территориальная   система  государственного  экологического
мониторинга   является   частью   Единой   государственной  системы
экологического мониторинга Российской Федерации.
     5. Экологическая     информация,     полученная    в    рамках
территориальной
     системы     государственного     экологического    мониторинга
автономного округа,
     является    государственной    собственностью.    Порядок   ее
использования
     определяется       федеральным       законодательством       и
законодательством автономного округа.

     Статья 16. Производственный экологический мониторинг
     Предприятия и иные организации всех форм собственности и
     подчиненности,  физические  лица, осуществляющие на территории
автономного  округа использование природных ресурсов, хозяйственную
и иную
     деятельность,  отрицательно  влияющую  на состояние окружающей
природной
     среды,    отдельных    природных    ресурсов   обязаны   вести
экологический
     мониторинг.
     Средства измерения (наблюдения), используемые для ведения
     мониторинга  антропогенных  источников  и  зон их воздействия,
состояния
     используемых   природных   ресурсов,   должны  соответствовать
требованиям
     государственных стандартов стандартизации.
     Порядок  проведения мониторинга антропогенных источников и зон
их
     воздействия,  используемых природных ресурсов регламентируется
федеральным   законодательством   и  законодательством  автономного
округа.

     Глава  IV.  Экономический механизм охраны окружающей природной
среды

     Статья  17.  Экономические  методы охраны окружающей природной
среды
     Экономическими  методами  охраны  окружающей природной среды в
автономном округе являются:
     -   планирование   и   финансирование  мероприятий  по  охране
окружающей
     природной среды;
  - плата за пользование природными ресурсами;
  - плата за загрязнение окружающей природной среды;
  - создание фондов охраны окружающей среды;
  - экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды;
  - экологическое страхование.

     Статья 18. Планирование охраны окружающей природной среды
     Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды
     осуществляется  в  формах  государственных  программ по охране
окружающей
     природной   среды,  территориальных  комплексных  схем  охраны
окружающей
     природной  среды  и  иных  формах, предусмотренных федеральным
законодательством и законодательством автономного округа.

     Статья 19. Государственные программы в области охраны
     окружающей природной среды
     Администрация  автономного  округа разрабатывает, финансирует,
утверждает     и     обеспечивает     реализацию    территориальных
государственных  программ  в  области  охраны  окружающей природной
среды.
     Государственные   программы   в   области   охраны  окружающей
природной   среды   предусматривают   конкретные   меры,  сроки  их
выполнения,   финансовые   и   материальные  средства  и  механизмы
контроля  и  должны  быть  направлены  на обеспечение благоприятной
окружающей  природной среды, сохранение, улучшение и восстановление
благоприятного  состояния окружающей природной среды и ее отдельных
компонентов.
     По решению органов местного самоуправления могут приниматься
     местные программы в области охраны окружающей природной среды.

     Статья 20. Территориальные комплексные схемы охраны
     окружающей природной среды
     В   целях  сохранения,  улучшения  и  восстановления  качества
окружающей   природной   среды   и   ее  компонентов  и  поэтапного
достижения  установленных  нормативов качества окружающей природной
среды  на  конкретных  территориях  автономного  округа  по решению
администрации   автономного   округа,   специальным  уполномоченным
государственным   органом  по  охране  окружающей  природной  среды
Таймырского  (Долгано-Ненецкого) автономного округа разрабатываются
и реализуются
     территориальные  комплексные схемы охраны окружающей природной
среды.
     Порядок разработки, утверждения и реализации территориальных
     комплексных    схем    охраны   окружающей   природной   среды
устанавливается Администрацией автономного округа.


     Статья   21.   Финансирование   экологических   программ  и
мероприятий в области охраны окружающей природной среды
     1. Финансирование  экологических  программ  и мероприятий в
области  охраны  окружающей природной среды производится за счет
средств:
          -   федерального бюджета
-   бюджета автономного округа
-   местных бюджетов
-   внебюджетного экологического фонда
          -   предприятий, учреждений, организаций и других субъектов
          хозяйственной деятельности;
          -   страховых резервов страховых компаний, формируемых за счет
          страховых взносов субъектов предпринимательской деятельности
          -    других   источников,   предусмотренных   федеральным
     законодательством и законодательством автономного округа.
     2. Финансирование  государственных окружных программ в области
охраны
     окружающей  природной  среды  выделяется в бюджете автономного
округа
     отдельной строкой.

     Статья 22. Платность использования природных ресурсов
     1. Платность  природопользования  включает  плату за природные
ресурсы,  за  загрязнение  окружающей  природной  среды и за другие
виды воздействия.
     2. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная
     растительность,   животный   мир,   рекреационные   и   другие
природные ресурсы) взимается:
          -  за  право  пользования природными ресурсами в пределах
     установленных лимитов;
          -   за   сверхлимитное   и  нерациональное  использование
     природных ресурсов;
          -   на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
     3. Плата  за  загрязнение  окружающей природной среды и другие
виды
     воздействия взимается за:
          -   выбросы,   сбросы  загрязняющих  веществ,  размещение
     отходов  и  другие  виды  загрязнения в пределах установленных
     лимитов;
          -   выбросы,   сбросы  загрязняющих  веществ,  размещение
     отходов   и   другие   виды  загрязнения  сверх  установленных
     лимитов.
     4. Плата  за  нормативные  и  сверхнормативные выбросы, сбросы
вредных
     веществ,   размещение   отходов  перечисляется  предприятиями,
учреждениями,
     организациями   в   бесспорном   порядке:   90  процентов  -на
специальный  счет  окружного  внебюджетного экологического фонда,10
процентов -в
     федеральный  бюджет  Российской  Федерации  для финансирования
деятельности  территориальных органов государственного управления в
области охраны окружающей природной среды.
     5. Порядок   исчисления   и  применения  нормативов  платы  за
использование   природных   ресурсов   определяется  Правительством
Российской Федерации.
     6. Внесение  платы  за  использование  природных  ресурсов  не
освобождает
     природопользователя   от   выполнения  мероприятий  по  охране
окружающей
     природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим
     правонарушением.

     Статья 23. Внебюджетные государственные экологические фонды
     1. Для    решения   неотложных   природоохранительных   задач,
восстановления  потерь  в  окружающей  природной среде, компенсации
причиненного   вреда   и   других   природоохранительных  задач  на
территории    автономного    округа    создается    государственный
внебюджетный экологический фонд.
     2. Окружной   внебюджетный  экологический  фонд  образуется  и
действует  в соответствии с Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа "Об окружном внебюджетном экологическом фонде".
     3. Органы    местного    самоуправления    вправе    создавать
муниципальные  внебюджетные  экологические  фонды  в соответствии с
федеральным   законодательством   и  законодательством  автономного
округа.
     4. Средства  экологических  фондов  зачисляются на специальные
счета
     учреждений    банков,    распределяются   и   расходуются   на
природоохранные  цели  в  соответствии  с  действующим  федеральным
законодательством    и    законодательством   автономного   округа.
Запрещается  расходование  средств экологических фондов на цели, не
связанные с природоохранительной деятельностью.


     Статья 24. Экономические меры, стимулирующие охрану
     окружающей природной среды на территории автономного округа
     1. К экономическим мерам, стимулирующим охрану окружающей
     природной среды на территории автономного округа, относятся:
     -   регулирование  платы  за  сбросы  и  выбросы  загрязняющих
веществ   в   окружающую   природную  среду  и  размещение  отходов
производства и потребления;
-   применение повышающих коэффициентов при расчете платежей за
сверхнормативные сбросы и выбросы загрязняющих веществ в окружающую
 природную среду и размещение отходов;
     -   применение штрафов за нарушение природоохранительного
     законодательства.
     -  установление обязательности возмещения ущерба, причиненного
окружающей  среде  и  здоровью  населения в результате техногенного
воздействия на территории автономного округа;
     -   установление   нормативными   актами   автономного  округа
налоговых  и  иных  льгот в части выплаты налогов в окружной бюджет
для   предприятий   и  организаций  всех  форм  собственности,  при
модернизации  оборудования и внедрении ими технологий производства,
обеспечивающих  снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а
также снижение уровня иных видов нанесения экологического ущерба.
     2. К льготам, предоставляемым хозяйствующим субъектам с целью
     стимулирования    природоохранной   деятельности   в   округе,
относятся:
     -  полное  либо  частичное  освобождение на основе специальных
налоговых   актов   и   в   соответствии  с  федеральным  налоговым
законодательством  хозяйствующих  субъектов всех форм собственности
от выплаты налогов в части направляемой в окружной бюджет;
     -   предоставление  льготных  кредитов  в  части  расходов  на
приобретение  оборудования для технического оснащения предприятий и
производственных подразделений специализированных на производстве
     природовосстановительных  (в  т.ч.  рекультивационных)  работ,
строительства  полигонов  хранения  и утилизации производственных и
бытовых отходов;
     -   корректировка в установленном порядке размеров платежей за
     природопользование с учетом затрат природопользователя на
     природоохранные мероприятия, предусматриваемые действующими
     инструктивными  материалами  Министерства  природных  ресурсов
Российской Федерации.
     3. Предоставление      хозяйствующим      субъектам     льгот,
перечисленных в п. 2.
     настоящей   статьи   производится   органами  государственного
управления
     автономного  округа  (на  уровне окружного бюджета) и органами
местного
     самоуправления  муниципальных образований на территории округа
(на  уровне местных бюджетов) по представлении ходатайств окружного
и местных комитетов по охране окружающей природной среды.
     4. В  бюджете  автономного округа отдельной статьей выделяются
расходы,  связанные  с  предоставлением  льгот  по  налогообложению
хозяйствующих субъектов.
     Размеры   (предоставляемых   в   соответствии   с  положениями
настоящей
     статьи) и условия льгот и льготного кредитования для субъектов
     предпринимательской  деятельности,  направляющим свои средства
на
     природоохранные  программы  на  территории автономного округа,
внедрение    ресурсосберегающих,    безотходных    и   экологически
безопасных  технологий,  а  также  на страхование рисков причинения
ущерба   окружающей   природной  среде,  определяются  специальными
налоговыми   законами   и   иными   нормативными  правовыми  актами
автономного округа.

     Статья 25. Экологическое страхование
     1. На    территории    автономного    округа    осуществляется
добровольное и
     обязательное     экологическое     страхование    предприятий,
учреждений,
     организаций,  объектов  их  собственности  и доходов на случай
причинения
     ущерба окружающей природной среде.
     2. Субъекты  предпринимательской  деятельности, осуществляющие
свою
     деятельность   на   территории   автономного  округа,  обязаны
страховать риски
     причинения  ущерба окружающей природной среде в соответствии с
требованиями федерального законодательства .
     3. Порядок  и  условия  проведения  экологического страхования
определяется   в   соответствии   с  гражданским  законодательством
Российской Федерации.

     Глава V. Экологическое нормирование

     Статья 26. Основные задачи экологического нормирования
     Экологическое нормирование ставит целью установление научно
     обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на
     окружающую  среду,  гарантирующих  поддержание  благоприятного
состояния     окружающей     природной     среды,    обеспечивающих
предотвращение     загрязнения    окружающей    природной    среды,
воспроизводство и рациональное
     использование природных ресурсов.
     В задачи экологического нормирования входит:
     - установление критериев разработки экологических нормативов;
     -    установление   предельно   допустимых   величин   вредных
воздействий на
     окружающую природную среду.

     Статья 27. Виды экологических нормативов
     К экологическим нормативам относятся:
     -  нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
в
     окружающей  природной  среде  и нормативы предельно допустимых
уровней
     вредною физических воздействий на нее;
     -   нормативы   предельно   допустимых   выбросов   и  сбросов
загрязняющих
     веществ в окружающую среду;
     -  нормативы  предельно  допустимых  уровней  шума,  вибрации,
магнитных  полей, радиации и иных вредных физических воздействий за
окружающую природную среду;
     -  предельно  допустимые  нормы применения стимуляторов роста,
средств
     защиты  растений  и  других  препаратов  в  сельском  и лесном
хозяйстве;
     - нормативы охранных, санитарно-защитных и иных защитных зон.

     Статья 28. Нормативы предельно допустимых концентраций
     вредных  веществ  в  окружающей  природной  среде  и нормативы
предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее
     1. Нормативы   предельно   допустимых   концентраций   вредных
веществ, а
     также вредных микроорганизмов и других биологических веществ,
     загрязняющих  атмосферный  воздух,  воды,  почвы,  и нормативы
предельно
     допустимых   уровней   вредных   физических   воздействий   на
окружающую
     природную   среду   устанавливаются   для   оценки   состояния
окружающей
     природной   среды   в   интересах  охраны  здоровья  человека,
сохранения
     генетического фонда, охраны растительного и животного мира.
     2. С   учетом  природно-климатических  особенностей,  а  также
повышенной
     социальной   ценности   отдельных   территорий  (заповедников,
заказников,
     национальных  парков,  рекреационных  зон) в автономном округе
для них
     устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых
     концентраций  вредных веществ, а также вредных микроорганизмов
и  других  биологических  веществ, загрязняющих атмосферный воздух,
воды,  почвы,  и  нормативы  предельно  допустимых  уровней вредных
физических воздействий на окружающую природную среду.

     Статья 29. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов
     загрязняющих    веществ    в    окружающую    среду    вредных
микроорганизмов   и   других   биологических  веществ  и  нормативы
предельно  допустимых  уровней  вредных  физических  воздействий на
окружающую природную среду
     1. В целях охраны окружающей природной среды для каждого
     стационарного    источника    вредных   воздействий   на   нее
устанавливаются
     нормативы    предельно    допустимых    выбросов   и   сбросов
загрязняющих    веществ,    вредных    микроорганизмов   и   других
биологических  веществ  и  нормативы  предельно  допустимых уровней
вредных физических воздействий на
     окружающую  природную  среду (шума, вибрация, магнитных полей,
радиации и других физических воздействий).
     2. Нормативы   предельно   допустимых   выбросов   и   сбросов
загрязняющих
     веществ,   вредных   микроорганизмов  и  других  биологических
веществ в
     окружающую  природную  среду  и нормативы предельно допустимых
уровней
     вредных  физических  воздействий  на  нее  устанавливаются  на
уровне, на
     котором  выбросы  загрязняющих  веществ  и  вредные физические
воздействия  от  конкретного  и  всех  других  источников  в данном
районе  с  учетом перспективы его развития не приведут к превышению
нормативов  предельно  допустимых  концентраций  вредных  веществ в
окружающей   природной  среде  и  нормативов  предельно  допустимых
уровней вредных физических воздействий на нее.
     3. Нормативы   предельно   допустимых  выбросов  и  сбросов  в
окружающую
     природную  среду  и  нормативы  предельно  допустимых  вредных
физических
     воздействий  на нее утверждаются специально уполномоченными на
то
     государственными   органами  Российской  Федерации  в  области
охраны
     окружающей   природной   среды   (по   химическим  веществам),
санитарно-
     эпидемиологического     надзора    (по    микроорганизмам    и
биологическим
     веществам).
     4. Если по техническим (технологическим) причинам выполнение
     нормативов  предельно  допустимых  выбросов,  сбросов  вредных
веществ в
     окружающую  природную  среду,  нормативов предельно допустимых
вредных
     физических  воздействий  на  нее  на конкретном предприятии не
может быть
     обеспечено,   для   таких  предприятий  могут  устанавливаться
временно
     согласованные  нормативы  (лимиты)  выбросов,  сбросов вредных
веществ с
     одновременным  утверждением  плана  снижения объемов выбросов,
сбросов до предусмотренных предельных величин.



     Статья  30. Предельно допустимые нормы применения стимуляторов
роста,  средств  защиты  растений  и других препаратов в сельском и
лесном хозяйстве
     1. Предельно    допустимые    нормы   применения   минеральных
удобрений,
     средств   защиты   растений,   стимуляторов   роста  и  других
препаратов  в  сельском и лесном хозяйстве устанавливаются в дозах,
обеспечивающих    соблюдение    нормативов   предельно   допустимых
концентраций вредных веществ в
     окружающей природной среде и нормативов предельно допустимых
     остаточных  количеств химических веществ в продуктах питания и
кормах.
     2. Указанные нормативы утверждаются территориальными
     подразделениями     специально     уполномоченных     на    то
государственных  органов  Российской  Федерации  в  области  охраны
окружающей природной среды,
     санитарно-эпидемиологического надзора по представлению органов
     государственной агрохимической службы Российской Федерации.

     Статья 31. Охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны
     В  целях  предотвращения  вредного воздействия на окружающую
среду   и   сохранения   объектов,   требующих   особой   охраны,
устанавливаются  охранные,  санитарно-защитные  и  иные  защитные
зоны.
     Размеры  охранных,  санитарно-защитных  и иных защитных зон,
режимы   их   использования   устанавливаются  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.


     Глава VI. Оценка воздействия планируемой деятельности на
     окружающую природную среду и экологическая экспертиза

     Статья 32. Оценка воздействия на окружающую природную среду
     1. Оценка воздействия на окружающую природную среду проводится
     инициатором   (заказчиком)  намечаемой  хозяйственной  и  иной
деятельности,
     если  такая  деятельность  может оказывать вредное воздействие
на состояние
     окружающей  природной среды, в целях определения экологических
и
     связанных  с  ними  социально-экономических  последствий  этой
деятельности,
     разработки  мер  по  обеспечению  рационального  использования
природных
     ресурсов  и охране окружающей природной среды в соответствии с
федеральным   законодательством   и  законодательством  автономного
округа  в области охраны окружающей природной среды и использования
природных ресурсов.
     2. Материалы  оценки воздействия на окружающую природную среду
являются неотъемлемой частью предпроектных и проектных материалов,
     представляемых на государственную экологическую экспертизу.
     3. До  передачи  материалов  оценки  воздействия на окружающую
природную   среду   и  других  материалов,  касающихся  планируемой
деятельности на
     государственную экологическую экспертизу, заказчик доводит до
     общественности  автономного  округа  через  средства  массовой
информации
     сведения  о  планируемой  деятельности и результатах оценки ее
воздействия  на  окружающую  природную среду, организует и проводит
общественные  слушания  с  последующим  включением  соответствующих
протоколов  в  состав материалов, представляемых на государственную
экологическую экспертизу.
     4. Оценка   воздействия   на   окружающую   природную  среду
проводится  в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.

     Статья 33. Экологическая экспертиза
     1. Экологическая   экспертиза   проводится  с  целью  проверки
соответствия
     намечаемой  хозяйственной  и  иной  деятельности экологическим
требованиям   и   определения   допустимости   реализации   объекта
экологической экспертизы.
     2. Государственная  экологическая  экспертиза  организуется  и
проводится  специально  уполномоченными государственными органами в
области
     экологической экспертизы в порядке, установленном федеральным
     законодательством.
     3. Государственная  экологическая экспертиза осуществляется на
основе
     принципов:
     -   презумпции  потенциальной  экологической  опасности  любой
намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
     -   обязательности  проведения  государственной  экологической
экспертизы  до  принятия решений о реализации объекта экологической
экспертизы;
     -  комплексности  оценки  воздействия  на окружающую природную
среду
     хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
     -  обязательности  учета требований экологической безопасности
при
     проведении экологической экспертизы;
     - достоверности и полноты информации, представляемой на
     экологическую экспертизу;
     -   независимости   экспертов   экологической  экспертизы  при
осуществлении   ими   своих   полномочий  в  области  экологической
экспертизы;
     -   научной   обоснованности,   объективности   и   законности
заключений
     экологической экспертизы;
     -  гласности,  участия общественных организаций (объединений),
учета
     общественного мнения;
     - ответственности участников экологической экспертизы и
     заинтересованных  лиц  за  организацию,  проведение,  качество
экологической
     экспертизы.
     4. Государственная     экологическая    экспертиза    является
обязательной    мерой    охраны    окружающей    природной   среды,
предшествующей принятию
     хозяйственного    решения,    осуществление   которого   может
оказывать вредное
     воздействие на окружающую природную среду.
     5. Организацию   и  проведение  государственной  экологической
экспертизы    на   территории   автономного   округа   осуществляет
Государственный  комитет  по  охране  окружающей  среды Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа.
     6. Финансирование  и  осуществление  работ  по всем проектам и
программам   производится   только   при   наличии   положительного
заключения
     государственной экологической экспертизы.
     7. Заключение  государственной  экологической экспертизы может
быть
     обжаловано в суд.
     8. Общественная   экологическая   экспертиза   на   территории
автономного
     округа    может   проводиться   общественными   экологическими
организациями  по объектам государственной экологической экспертизы
до или в период
     проведения     государственной    экологической    экспертизы.
Заключение
     общественной экологической экспертизы становится юридически
     обязательным    после    его    утверждения    территориальным
подразделением
     специально уполномоченного государственного органа в области
     государственной экологической экспертизы.


  Глава VII. Государственное лицензирование деятельности по охране
                    окружающей природной среды

     Статья 34. Виды деятельности, подлежащие лицензированию на
     территории автономного округа
     1. Государственному лицензированию подлежат следующие виды
     деятельности на территории автономного округа в области охраны
     окружающей природной среды:
     -    утилизация,   складирование,   перемещение,   размещение,
захоронение,
     уничтожение  промышленных  и иных отходов, материалов, веществ
(кроме радиоактивных);
     -   проведение   экологической   паспортизации,  сертификации,
экологического аудирования;
     -  осуществление  видов  деятельности,  связанных  с  работами
(услугами)
     природоохранного назначения.
     2. Государственное   лицензирование   деятельности  в  области
охраны
     окружающей  природной среды в автономном округе осуществляется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Статья 35. Органы, осуществляющие государственное
     лицензирование   деятельности   в  области  охраны  окружающей
природной среды на территории автономного округа
     Государственное лицензирование деятельности в области охраны
     окружающей  природной среды в автономном округе осуществляется
окружным  подразделением  федерального  специально  уполномоченного
государственного  органа  в  области  охраны  окружающей  природной
среды.


     Глава VIII. Сертификация в области охраны окружающей
     природной среды

     Статья 36. Сертификация в области охраны окружающей
     природной среды
     Для   определения   соответствия  новой  техники,  технологии,
материалов,
     веществ   и   другой   продукции,  способной  оказать  вредное
воздействие на
     окружающую    природную   среду,   экологическим   требованиям
стандартов и
     технических   условий  на  такую  продукцию,  установленным  в
соответствии со
     статьей  32  Закона  РСФСР  "Об  охране  окружающей  природной
среды",
     осуществляется обязательная и добровольная сертификация.

      Статья  37.  Объекты сертификация в области охраны окружающей
 природной среды
     1. К  объектам  обязательной  сертификации  в  области  охраны
окружающей  природной  среды  относится  производимая  в автономном
округе или ввозимая на его территорию продукция (работы,
     услуги),  которая  может  причинить  вред окружающей природной
среде, жизни и здоровью населения.
     2. Реализация    продукции    (работ,    услуг),    подлежащей
обязательной
     сертификации  в  области  охраны окружающей среды, запрещается
без
     сертификата соответствия.
     3. Порядок  проведения  обязательной сертификации определяется
Администрацией Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.

      Глава IX. Экологические требования к хозяйственной и иной
      деятельности

      Статья  38.  Общие экологические требования к хозяйственной и
 иной деятельности
      На территории автономного округа обеспечивается соблюдение
      экологических   требований,   установленных   статьями  40-57
 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

      Статья   39.   Особенности   экологических   требований   при
 банкротстве субъекта предпринимательской деятельности
      1. При    рассмотрении    дела    о    банкротстве   субъекта
 предпринимательской   деятельности,   в   рамках  любой  процедуры
 банкротства      территориальные      подразделения     специально
 уполномоченного   государственного  органа  по  охране  окружающей
 природной среды вправе требовать от комитета
      кредиторов либо арбитражного управляющего проведения проверки
      экологического состояния предприятия или иного объекта.
      2. Проверка экологического состояния промышленного объекта,
      природного  объекта  и  отдельных  территорий  осуществляется
 силами
      территориального подразделения специально уполномоченного
      государственного   органа   в   области   охраны   окружающей
 природной среды.
      3. Объем   и   порядок  проведения  соответствующей  проверки
 определяется     территориальным     подразделением     специально
 уполномоченного
      государственного   органа   в   области   охраны   окружающей
 природной среды.

     Глава X. Особо охраняемые природные территории

     Статья 40. Категории особо охраняемых природных территорий
     На   территории  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)  автономного
округа
     могут  образовываться  особо  охраняемые  природные территории
федерального,  регионального  или  местного значения. В зависимости
от   целевого   назначения  образуются  следующие  категории  особо
охраняемых природных территорий:
       а) государственные природные заповедники;
       б) национальные парки;
       в) этно-природные парки;
       г) государственные природные заказники;
       д) памятники природы;
       е) охраняемые водные объекты;
       ж)микрозаповедники;
       з) внутрихозяйственные заказники;
       и)    территории,    на   которых   находятся
  охраняемые речные системы, ландшафты и др.

     Статья 41. Образование особо охраняемых природных территорий
     1. Решение   об   организации   особо   охраняемых   природных
территорий
     окружного   значения  принимается  Администрацией  автономного
округа на
     основании     материалов,    подготовленных    территориальным
подразделением
     специально  уполномоченного  государственного органа в области
охраны
     окружающей природной среды.
     2. Решение   об   организации   особо   охраняемых   природных
территорий
     местного значения принимается соответствующим органом местного
     самоуправления.

     Статья 42. Правовой режим особо охраняемых природных
     территорий
     Правовой   режим   особо   охраняемых   природных   территорий
окружного и
     местного  значения  и  режим  их  особой  охраны  определяется
федеральными
     законами,  а  также  Законом  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
автономного  округа  "Об  особо  охраняемых территориях Таймырского
(Долгано-Ненецкого)   автономного   округа   ",законами   и   иными
нормативными правовыми актами автономного округа.

     Глава XI. Экологическое воспитание и образование. Научное
     обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды

     Статья 43. Всеобщность, комплексность и непрерывность
     экологического воспитания и образования
     В целях повышения экологической культуры общества и
     профессиональной  подготовки  специалистов в автономном округе
устанавливается  система  всеобщего,  комплексного  и  непрерывного
экологического  воспитания и образования, охватывающая весь процесс
дошкольного,  школьного  воспитания и образования, профессиональной
подготовки  специалистов  в  средних  и  высших учебных заведениях,
повышения   их  квалификации  с  использованием  при  этом  средств
массовой информации.
     Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для
     формирования   экологической   культуры   граждан,   во   всех
дошкольных,  средних  и  высших учебных заведениях независимо от их
профиля,    обеспечивается    обязательным    преподаванием   основ
экологических знаний.
     В  соответствии  с  профилем  в  специальных  средних и высших
учебных
     заведениях  предусматривается  преподавание специальных курсов
по охране
     окружающей природной среды и рациональному природопользованию.

     Статья 44. Профессиональная экологическая подготовка
     руководящих работников и специалистов
     Руководители   предприятий,  учреждений  и  организаций,  иные
должностные лица и специалисты, граждане, связанные с
     деятельностью,   оказывающей  вредное  влияние  на  окружающую
природную
     среду  и  здоровье  человека на территории автономного округа,
обязаны иметь
     необходимую  экологическую подготовку, которая учитывается при
назначении на должность, аттестации и переаттестации работников.
     Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к
     выполнению  работы,  требующей  соответствующих  экологических
знаний.

     Статья 45. Распространение экологических знаний
     В    целях   воспитания   бережного   отношения   к   природе,
рационального
     использования    ее    богатств   проводится   распространение
экологических     знаний,     а     также     природоохранительного
законодательства.
     Распространение экологических и эколого-правовых знаний
     осуществляется  государственными  органами,  профессиональными
союзами,
     общественными объединениями, средствами массовой
     информации.

     Статья 46. Научное обеспечение деятельности по охране
     окружающей природной среды
     Для наиболее эффективного решения экологических проблем
     Администрация   автономного   округа   организует   проведение
научных  исследований по вопросам охраны окружающей природной среды
и обеспечивает внедрение научных разработок в практику.
     Финансирование   научных   исследований   в   области   охраны
окружающей   природной   среды   осуществляется   за  счет  средств
федерального,   окружного,  муниципальных  бюджетов,  экологических
фондов.

     Глава ХII. Экологический контроль

     Статья 47. Государственный экологический контроль
     1. Государственный  экологический  контроль  осуществляется  с
целью    проверки    и    обеспечения    исполнения    федерального
законодательства  и  законодательства  автономного округа в области
охраны окружающей природной среды.
     2. Государственный экологический контроль в автономном округе
     осуществляется Администрацией  автономного округа, специально
     уполномоченным  органом  по охране окружающей природной среды,
а  также  специально  уполномоченными  государственными  органами в
области   регулирования  использования  и  охраны  отдельных  видов
природных  ресурсов, действующих на территории автономного округа в
соответствии с их компетенцией.
     3. Порядок    проведения    государственного    экологического
контроля,
     полномочия  должностных  лиц,  осуществляющих  государственный
экологический       контроль,      устанавливаются      федеральным
законодательством и законодательством автономного округа.

     Статья 48. Производственный экологический контроль
     1. Производственный экологический контроль осуществляется
     экологической службой или уполномоченными должностными лицами
     предприятий,  учреждений,  организаций,  деятельность  которых
связана с
     вредным  воздействием на состояние окружающей природной среды,
и  ставит  своей  задачей  проверку  исполнения  на  предприятии, в
учреждении и
     организации   требований   федерального   законодательства   и
законодательства  автономного  округа  в  области охраны окружающей
природной  среды,  планов и программ по охране окружающей природной
среды.
     2. Порядок    организации   производственного   экологического
контроля
     регулируется    положениями,    утвержденными   предприятиями,
учреждениями,
     организациями на основе настоящего Закона.

     Статья 49. Общественный экологический контроль
     1. Общественный    экологический    контроль    осуществляется
общественными  объединениями,  трудовыми коллективами, гражданами и
ставит  своей  задачей  проверку  выполнения  требований настоящего
Закона   предприятиями,   учреждениями,  организациями  автономного
округа,  независимо  от  их  форм  собственности  и  подчиненности,
должностными лицами и гражданами.
     2. Порядок проведения общественного экологического контроля
     регулируется    настоящим    Законом,   законодательством   об
общественных
     объединениях.

     Статья 50. Экологический аудит.
     1. В  целях  независимого  и  квалифицированного  контроля  за
исполнением   требований   законодательства  об  охране  окружающей
природной    среды    и   выработки   рекомендаций   по   повышению
эффективности использования
     природных  ресурсов  на территории автономного округа решением
специально   уполномоченного   государственного  органа  в  области
охраны  окружающей  природной  среды либо администрации автономного
округа   (в   том   числе   по   представлению   органов   местного
самоуправления муниципальных
     образований)  может  проводиться экологический аудит природных
объектов,
     отдельных территорий (в границах автономного округа), а также
     промышленных объектов.
     2. Правовые  основы  экологического  аудита, порядок и условия
его
     проведения определяются в специальных федеральных и окружных
     нормативных правовых актах.

     Глава  ХШ.  Разрешение  споров  по  вопросам охраны окружающей
природной среды
     Статья 51. Разрешение споров по вопросам охраны окружающей
     природной среды между автономным округом и другими субъектами
     Российской Федерации
     Споры по вопросам охраны окружающей природной среды между
     автономным  округом и другими субъектами Российской Федерации,
решаются  в  порядке,  установленном  соглашениями между сторонами,
либо разрешаются в судебном порядке.

     Статья 52. Разрешение споров по вопросам охраны окружающей
     природной среды между предприятиями и иными хозяйствующими
     субъектами, а также гражданами
     Споры по природоохранным обязательствам либо вытекающие из
     причинения   вреда   окружающей  природной  среде  с  участием
хозяйствующих
     субъектов   (в  том  числе  граждан)  разрешаются  в  порядке,
установленном
     законодательством Российской Федерации.

     Глава XIV. Ответственность за экологические правонарушения
     Статья    53.    Виды    ответственности    за   экологические
правонарушения
     1. Виновные    за    противоправные   деяния   (действие   или
бездействие),   нарушающие   природоохранное   законодательство   и
причиняющие  экологический  вред  окружающей  природной среде, либо
нарушающие  иные права и законные интересы субъектов экологического
права,   несут  дисциплинарную,  административную  либо  уголовную,
гражданско-правовую,   материальную,   а  предприятия,  учреждения,
организации  -  административную  ответственность  в соответствии с
федеральным законодательством, и настоящим Законом.
     2. Привлечение к дисциплинарной, административной или иной
     ответственности   не   освобождает   виновных  от  обязанности
возместить
     причиненный ущерб.

     Статья  54.  Виды  административных взысканий за экологические
правонарушения, применяемые на территории автономного округа
     1. За экологические правонарушения к физическим, должностным и
     юридическим  лицам на территории автономного округа могут быть
применены:
     - предупреждение;
     -  штраф, налагаемый на юридических лиц, граждан и должностных
лиц;
     -   ограничение, приостановка, либо прекращение деятельности
     предприятия,   учреждения,   организации,   их  подразделений,
объектов или отдельных видов работ;
     -  лишение  специального  права  (лицензии)  в  области охраны
окружающей природной среды;
     -   конфискация предметов, явившихся орудием совершения или
     непосредственным объектом административного экологического
     правонарушения.
     2. Административные    взыскания    налагаются    в   порядке,
определяемом
     федеральным законодательством.

     Статья   55.   Возмещение   вреда,   причиненного   окружающей
природной   среде,   здоровью  и  имуществу  граждан  экологическим
правонарушением
     1. Предприятия,    учреждения,    организации    и   граждане,
причинившие   вред   окружающей   природной   среде  на  территории
автономного  округа,  здоровью  и имуществу граждан, проживающих на
территории    автономного    округа,    вследствие   экологического
правонарушения,   обязаны   возместить   его   в  полном  объеме  в
соответствие    с    действующим    гражданским   законодательством
Российской Федерации.
     2. Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде,
     здоровью   или  имуществу  граждан  вследствие  экологического
правонарушения, производится добровольно, либо по решению суда в
     соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и
     методиками  исчисления  размера  ущерба, а при их отсутствии -
по  фактическим  затратам  на  восстановление нарушенного состояния
окружающей природной среды, здоровья граждан или имущества.

     Глава XV. Заключительные положения
     Статья 56. Вступление Закона в силу
     Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального
     опубликования.

     Статья  57.  Приведение  в  соответствие  с  настоящим Законом
нормативных   правовых   актов   автономного  округа,  регулирующих
отношения по охране окружающей природной среды
     Нормативные   правовые  акты  Таймырского  (Долгано-Ненецкого)
автономного  округа  в  области  охраны  окружающей природной среды
приводятся  в  соответствие  с  настоящим  Законом  в  течение трех
месяцев после вступления Закона в силу.

     Губернатор Таймырского
     (Долгано-Ненецкого)
     автономного округа                         Г. П. Неделин

     Подписан 2 июня 2000г.
     N  6 - окЗ

Информация по документу
Читайте также