АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
21.07.2008 N 288-р
Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края
от 09.01.2018 г. № 4
г.Барнаул
В соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС
"О государственном прогнозировании, индикативном планировании и
программировании социально-экономического развития Алтайского края":
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия
социально-экономического развития Алтайского края на 2009 год и на
период до 2011 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке
прогнозов, целевых программ и корректировке комплексной программы
социально-экономического развития Алтайского края руководствоваться
Сценарными условиями.
3. Предложить органам местного самоуправления при разработке
прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу и корректировке комплексных программ
социально-экономического развития муниципальных образований
руководствоваться Сценарными условиями.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
Заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного
управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Администрации
Алтайского края
от 21.07.2008 N 288-р
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ
социально-экономического развития Алтайского края
на 2009 год и на период до 2011 года
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского
кроя разработаны исходя из задач Правительства Российской Федерации на
среднесрочную перспективу, стратегических направлений и приоритетов,
обозначенных в комплексной программе социально-экономического развития
Алтайского края, одобренной постановлением Администрации края от
28.12.2007 N 622, а также с учетом итогов социально-экономического
развития Алтайского края в 2007 году и в первом квартале 2008 года.
Сценарные условия определяют основные факторы и параметры развития
края на ближайшие три года (приложение).
Характеристика вариантов развития Алтайского края
на период до 2010 года
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского
края в 2009-2011 годах выполнены в двух вариантах. Различия в
вариантах базируются на изменении динамики конкурентоспособности
бизнеса: эффективности реализации мер Правительства Российской
Федерации и Администрации края по усилению инновационного характера
экономики и ее диверсификации; уровне поддержки социального развития.
Вариант 1 (инерционный) отражает развитие экономики в условиях
сохранения инфраструктурных ограничений, снижения ценовой и
технологической конкурентоспособности продукции; предполагает
реализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабные
проекты не инициируются, что тормозит инвестиционную активность. Темпы
прироста валового регионального продукта снизятся с 10,5% в 2008 году
до 6-8% в 2010-2011 годах, инвестиций - с 24,5% до 14-16%, реальных
располагаемых доходов населения - с 11% до 9,2-10%.
Вариант 2 (инновационный) предполагает реализацию мероприятий по
переходу на инновационную модель развития и ориентируется на улучшение
конкурентоспособности экономики на основе динамичного развития
обрабатывающих высокотехнологичных секторов и
территориально-производственных кластеров, а также на создание новой,
более эффективной технологической базы, которая бы позволила в
последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах
деятельности и секторах услуг региона. Инновационный вариант
предусматривает сохранение высокой инвестиционной активности и
реализацию в полном объеме важнейших проектов и программ развития
секторов экономики с использованием механизма частно-государственного
партнерства.
Выбор инновационного варианта развития позволит сохранить средние
темпы прироста ВРП в прогнозном периоде на уровне 9,6% в год,
инвестиций - 19,7%, реальных располагаемых доходов населения - 12,7% в
год.
Инновационный сценарий развития Алтайского края в полной мере
будет способствовать достижению среднесрочной цели
социально-экономического развития Алтайского края, обозначенной в
комплексной программе: создание предпосылок для кардинального
повышения качества жизни населения края и условий для перехода
экономики на инновационный путь развития.
В качестве основного для разработки параметров краевого бюджета
на 2009-2011 годы предлагается второй вариант прогноза.
Сценарии социально-экономического развития Алтайского края на
среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и
внутренних условий (факторов).
Внешними условиями (факторами), оказывающими наибольшее
воздействие на социально-экономические процессы в Алтайском крае,
являются параметры инфляции, уровень цен и тарифов на услуги
естественных монополий, рост мировых цен на продовольствие, динамика
обменного курса рубля, налоговые условия, таможенно-тарифная политика,
а также меры Правительства Российской Федерации на 2009-2011 годы,
направленные на снижение уровня цен на продовольствие, рост заработной
платы работников бюджетной сферы, улучшение пенсионного обеспечения
граждан и социального обслуживания. Кроме того, к внешним факторам
воздействия на социально-экономическое развитие Алтайского края можно
отнести меры Правительства Российской Федерации по реформированию
межбюджетных отношений в рамках совершенствования региональной
политики.
В качестве внутренних условий (факторов) учитывается
демографическая ситуация, создание системы подготовки кадров,
эффективность реализации механизмов инвестиционной и инновационной
политики органов исполнительной власти Алтайского края, скорость
создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа,
игорной зоны, реализации крупных инвестиционных проектов и
осуществление мероприятий по реформированию социальной сферы
Алтайского края, реализации федеральных и региональных целевых
программ. Существенные изменения могут произойти в
социально-экономическом развитии Алтайского края в случае принятия
Правительством Российской Федерации решения о создании на территории
края особой аграрной зоны.
Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
социально-экономического развития Алтайского края
Наиболее важным внешним фактором прогнозов
социально-экономического развития края являются показатели инфляции.
Формирование в 2007 году - начале 2008 года тенденции к опережающему
росту цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары может
превратиться в долгосрочную тенденцию. В 2008 году ожидаемый уровень
инфляции в Алтайском крае оценивается не менее 113% по отношению к
декабрю 2007 года, что на 2,5-4 процентных пункта выше показателя,
предложенного в параметрах прогноза Российской Федерации (109-110,5%).
На последующие годы прогнозируется снижение темпов инфляции: в
2009 году до 107,5%, в 2010 году - до 107% (по обоим вариантам). В
2011 году тенденция снижения продолжится только по 2 варианту -
106,8%, первый вариант не исключает ускорения инфляции до 108,5% в
связи со слабой результативностью мер по развитию конкуренции
(особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а также
недостатком инструментов сдерживания роста тарифов естественных
монополий в условиях их дерегулирования.
Одной из особенностей прогноза цен и тарифов на товары (услуги)
естественных монополий на 2009-2011 годы является одновременное
повышение регулируемых тарифов и свободных цен в либерализуемых
секторах в условиях постепенного расширения доли свободного рынка.
Темпы роста цен (тарифов) на услуги естественных монополий в
течение прогнозируемого периода в связи с принятым решением о
доведении их до уровня экономически обоснованных затрат будут
превышать установленный Правительством Российской Федерации уровень
инфляции.
(в % к уровню декабря предыдущего года)
———————————————————————————————————————————————————————————————————
| Товары (услуги) | Темпы роста цен |
| естественных монополий |————————————————————————————————————————|
| | 2008 год| 2009 год| 2010 год| 2011 год |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Электроэнергия | 110 | 112 | 112,5 | 113,5 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|доля свободного рынка | 22 | 44 | 73 | 77,5 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|для всех категорий | | | | |
|потребителей | 116,7 | 126 | 122 | 118 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|доля регулируемого рынка | 78 | 56 | 27 | 22,5 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|регулируемые тарифы в | | | | |
|среднем для конечных | | | | |
|потребителей | 112 | 111,3 | 113-114 | 116 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|регулируемые тарифы для | | | | |
|населения | 114 | 117 | 120 | 125 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Природный газ | | | | |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|в том числе для всех | | | | |
|категорий потребителей | 128,6 | 119,9 | 128 | 140 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|для населения | 125 | 125 | 130 | 140 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Железнодорожные перевозки | | 117,1-| 109,7- | |
|грузов | 116,3 | 118,7 | 113,7 | 110-114|
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Железнодорожные перевозки | | | | |
|пассажиров | 114 | 113 | 112 | 114 |
|——————————————————————————|—————————|—————————|—————————|——————————|
|Тепловая энергия | 118 | 118,5 | 118 | 120 |
———————————————————————————————————————————————————————————————————
Решения Правительства Российской Федерации о реализации реформы
электроэнергетики являются основными предпосылками для роста цен и
тарифов на электроэнергию, начиная с текущего года. В целом в
2009-2011 годах прогнозируется рост средних цен на электроэнергию на
свободном рынке в 1,8 раза. При этом доля электроэнергии, реализуемой
по нерегулируемым государством ценам, повысится с 22% (от всей
отпущенной электроэнергии) в 2008 году до 78% в 2011 году. В
регулируемом секторе рост тарифов на электроэнергию в Алтайском крае
прогнозируется ниже установленного в Российской Федерации: 119% в 2009
году для конечных потребителей и 125% - для населения.
Из-за увеличения в 2009 году темпов роста регулируемых тарифов на
электроэнергию по сравнению с предыдущим прогнозом планируется
пересмотр величины субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на
ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в
электроэнергетике и заключение ими уточненных соглашений с
Минпромэнерго России и ФСТ России о поэтапном доведении цен (тарифов)
на розничных рынках электрической энергии до экономически
обоснованного уровня.
Учитывая принятые Правительством Российской Федерации решения о
необходимости перехода в 2011 году к равнодоходности поставок газа ОАО
"Газпром" на внутренний и внешний рынки, в среднесрочной перспективе
планируется ускоренный рост тарифов на природный газ, который составит
в 2009-2011 годах 2,1 раза.
В связи с более высоким ростом цен на газ и тарифов на
электроэнергию тарифы на тепловую энергию увеличатся в пределах,
необходимых для покрытия возрастающих затрат на энергоносители и на
реализацию инвестиционных программ теплоснабжающих организаций в
субъектах Российской Федерации, ориентированных на сокращение
значительных потерь в теплосетях, создание новой инженерной
инфраструктуры.
С 2010 года предусмотрена отмена регулирования на федеральном
уровне предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги
(кроме тепловой энергии). При этом прогнозируется, что рост тарифов на
жилищно-коммунальные услуги не превысит 19,5-20% в год. Такая динамика
тарифов предполагает реализацию новых подходов к регулированию
поставок энергии, газа коммунальным хозяйствам в сочетании с мерами по
стимулированию повышения их эффективности. Дополнительный рост
расходов населения на оплату коммунальных услуг, вызванный повышенной
динамикой тарифов, для малообеспеченных слоев населения будет
компенсирован соответствующей адресной поддержкой, заложенной в
параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы.
Темпы роста тарифов на услуги железнодорожного транспорта
установлены, прежде всего, с учетом роста реальной заработной платы
работников железнодорожного транспорта, а также включения в тариф
грузовых перевозок части инвестиционных расходов, необходимых для
реализации дополнительных проектов по развитию железных дорог. В целом
за 2009-2011 годы тарифы на железнодорожные перевозки грузов в
регулируемом секторе возрастут в 1,4-1,5 раза, на пассажирские
перевозки - в 1,4 раза.
Прогноз изменения тарифов на услуги связи учитывает доведение их
до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативной
прибыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов
на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".
В прогнозный период планируется прирост тарифов на услуги телеграфной
связи - 25% ежегодно; на услуги почтовой связи в 2009-2010 годах -
20%, в 2011 году - 15%.
В соответствии с основными направлениями налоговой политики на
2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов изменения налоговых
условий будут направлены на ускорение технологического обновления и
развитие малого бизнеса, стимулирование частных расходов на
образование, здравоохранение и жилье:
внедрение дополнительных механизмов ускоренной амортизации
основных средств и, прежде всего, технологического оборудования;
упрощение и совершенствование налогообложения и налогового
администрирования малого бизнеса;
включение в затраты компаний расходов на профессиональную
подготовку и переподготовку сотрудников, что уменьшает
налогооблагаемую прибыль;
увеличение объема вычетов из подоходного налога, связанных с
расходами физических лиц на образование и здравоохранение,
добровольное пенсионное обеспечение и оплату процентов по ипотечным
кредитам.
Приоритетным направлением таможенно-тарифной политики в
среднесрочной перспективе является стимулирование импорта производств
(вместо импорта товаров) на территорию России путем диверсификации
ставок таможенных пошлин. Будут установлены минимальные пошлины на
материалы, сырье, комплектующие и максимальные - на готовые изделия,
что создает более привлекательные условия для изготовления товаров на
таможенных территориях по сравнению с их импортом и способствует
организации (переносу) производств на российские территории. Кроме
того, усилится регулирующая функция таможенного тарифа для защиты
внутренних рынков, а также стимулирование развития
производственно-технологической кооперации путем развития "таможенных
режимов переработки".
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению
заработной платы в 2009-2011 годах будет строиться на реализации
следующих мер:
доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного
минимума трудоспособного населения, повышение его с 1 января 2009 года
до 4330 рублей;
введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы,
направленных на стимулирование высоких конечных результатов
деятельности.
Выполнение задачи по доведению социальной пенсии до прожиточного
минимума пенсионера, а также другие дополнительные меры будут
способствовать улучшению пенсионного обеспечения граждан. К 2011 году
средний размер пенсии превысит прожиточный минимум пенсионера по
первому и второму вариантам прогноза соответственно на 36 и 55% (в
2007 году - на 3,4%).
Будет продолжена ежегодная индексация пособий семьям с детьми,
рассчитываемая исходя из прогнозируемого уровня инфляции,
установленного законом о федеральном бюджете, а также реализация мер
поощрения семей, воспитывающих детей. Кроме того, предполагается
разработка и осуществление дополнительных адресных мер по поддержке
незащищенных слоев населения в связи с прогнозируемым увеличением цен
(тарифов) на услуги естественных монополий.
Внутренние условия для формирования вариантов
социально-экономического развития
В 2009-2011 годах социально-экономическое развитие Алтайского
края будет определяться следующими основными факторами и тенденциями:
усиление инфляционной угрозы в условиях продолжающего роста
тарифов на товары и услуги естественных монополий, цен на
продовольствие;
начавшимся сокращением населения трудоспособного возраста в
сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных
кадров;
усилением конкуренции как на внутреннем, так и на внешних рынках;
необходимостью модернизации основных фондов реального сектора
экономики;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных
отраслях (электроэнергетика, транспорт);
усилением потребности в активизации инновационно-инвестиционного
компонента роста.
Внутренние факторы все в большей степени будут определять как
уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с
этим значительно возрастает роль инвестиционного климата в крае и
экономической политики, проводимой Администрацией края.
1. Изменение основных макроэкономических параметров прогноза
социально-экономического развития Алтайского края
В рамках первого варианта прогноза, при сохранении условий
экономической деятельности на уровне существующих, темпы роста
экономики составят 106-108% в 2009-2011 годах.
В достижении параметров роста валового регионального продукта не
ниже 108,8-110,3% в год, соответствующих второму варианту развития,
особая роль отводится повышению инвестиционной активности и
существенному увеличению эффективности экономики,
Инновационный сценарий (вариант 2) в отличие от инерционного
(варианта 1) предполагает:
1) активизацию мер по повышению конкурентоспособности продукции
алтайских предприятий, снижению издержек, внедрению эффективных
технологий, продвижению продукции на внутренние и внешние рынки;
2) ускорение развития транспортной инфраструктуры и значительное
расширение генерирующих и сетевых мощностей в энергетике края;
3) формирование инновационной системы края, увеличение объема
инвестиций, направляемых на развитие человеческого капитала;
4) сохранение высоких темпов инвестиционной активности,
реализация инновационных, инфраструктурных и бизнес-проектов, в том
числе с эффективным использованием бюджетных инвестиций;
5) проведение активной социальной политики, направленной на более
широкое привлечение бюджетных и частных ресурсов к решению социальных
задач, повышение отдачи от их использования.
Общий эффект ускорения экономического роста увеличивается по
сравнению с первым вариантом развития на 2,3 процентных пункта
прироста ВРП в 2009 году и до 2,8 процентных пункта в 2011 году.
Вклад основных факторов роста экономики в ВРП
(темпы прироста ВРП, %)
—————————————————————————————————————————————————————————————————————
| | Прогноз |
| |——————————————————————————————|
| | 2009 год| 2010 год| 2011 год|
|——————————————————————————————————————|——————————————————————————————|
|Прирост ВРП в 1 варианте (инерционный)| 8,0 8,0 6,0 |
|Прирост ВРП во 2 варианте | |
|(инновационный) | 10,3 9,8 8,8 |
|Разница в темпах прироста ВРП - всего,| 2,3 1,8 2,8 |
|в том числе по факторам роста | |
|экономики: | |
|вклад дополнительных инвестиций в | |
|производственную инфраструктуру и | |
|туризм; | 0,6 0,6 0,7 |
|вклад дополнительных инвестиций в | |
|диверсификацию экономики и | |
|инновационный сектор; | 1,2 0,8 1,5 |
|вклад дополнительного роста доходов | |
|населения; | 0,4 0,3 0,4 |
|вклад других факторов роста экономики | 0,1 0,1 0,2 |
—————————————————————————————————————————————————————————————————————
Рост инвестиций в инфраструктурные отрасли и в развитие туризма
обеспечит 0,6-0,7 процентного пункта дополнительного прироста ВРП в
год. Основной вклад в относительное увеличение темпов экономического
роста внесет диверсификация экономики и ускоренный рост инвестиций в
инновационный сектор. Данный фактор может обеспечить 0,8 до 1,5
процентного пункта дополнительного прироста ВРП в год. Более активная
социальная политика и дополнительный рост доходов населения повысят
темпы роста экономики на 0,3-0,4 процентного пункта ежегодно.
Рост конкурентоспособности продукции алтайских производителей и
степень выхода ее на внешние рынки позволяет прогнозировать увеличение
объемов экспорта товаров в 2011 году на 19,9% по сравнению с 2008
годом. Объем импорта в прогнозный период увеличится на 27,7% в
основном за счет роста импорта машин, оборудования и транспортных
средств. Активизации внешнеэкономической деятельности Алтайского края
в прогнозный период будет способствовать создание на территории края
Центра приграничного сотрудничества.
Инновационная составляющая экономического роста в 2009-2011 годах
будет характеризоваться значительным увеличением бюджетного и частного
финансирования секторов образования и здравоохранения. Инвестиционные
вложения в сферу образования повышаются с 0,6% ВРП в 2008 году до 0,9%
в 2011 году. Этот рост связан с началом реализации системы
преобразований, направленных на развитие научных исследований в вузах,
внедрение инновационных программ в образовании, на модернизацию
системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров и развитие
системы непрерывного образования. Увеличение инвестиционных расходов
на здравоохранение с 1,0% ВРП в 2008 году до 1,6% в 2011 году позволит
улучшить качество предоставления базовых медицинских услуг, а также
сохранит тенденцию к расширению предложения высокотехнологичных услуг.
2. Инвестиционная политика
В 2008-2011 годах инвестиционная активность в экономике будет
оставаться на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал по
первому (инерционному) варианту в 2011 году возрастет в 1,5 раза к
уровню 2008 года и может составить около 133,0 млрд. рублей; по
второму варианту - в 1,7 раза, 143 млрд. рублей.
По прогнозу в 2011 году более 66% общего объема инвестиций будет
распределяться по 4 основным видам экономической деятельности:
транспорт и связь, сельское хозяйство; обрабатывающие производства и
жилищное строительство.
В инновационном варианте прогноза более высокие темпы роста
инвестиций в основной капитал по сравнению с первым вариантом будут
обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику,
транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, жилищное
строительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что в
указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и
программ, финансирование которых будет осуществляться как из
государственных источников, так и за счет частных средств.
В среднесрочной перспективе планируется реализация ряда крупных
инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края.
В сфере туризма и развлечений в рамках проекта создания особой
экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь"
будут построены 10 гостиниц в среднем на 200 номеров каждая, а также
молодежная гостиница и коттеджи. На строительство объектов внешней
инфраструктуры ОЭЗ "Бирюзовая Катунь" за счет средств бюджетов всех
уровней будет направлено за 2009-2011 годы около 5,1 млрд. рублей. В
рамках проекта по созданию игорной зоны "Сибирская монета"
предполагается создание 5 игорно - развлекательных комплексов с общим
объемом финансирования более 30 млрд. руб. В течение 2009-2011 годов
будет осуществляться также строительство объектов инфраструктуры
(транспортной, коммунальной, энергетической, а также газоснабжения и
связи), общей для обеих зон. На эти цели планируется направить около
14 млрд. рублей в виде инвестиций. Данные средства предполагается
привлечь как из государственных, так и из внебюджетных источников
финансирования.
В сельском хозяйстве планируется завершить строительство
птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в год
общей стоимостью 3,6 млрд. рублей в год, а также начать реализацию
проекта развития семеноводческой отрасли в Алтайском крае стоимостью
3,2 млрд. рублей и строительство крупных свинокомплексов. Особое
значение для Алтайского края в среднесрочной перспективе имеет проект
создания особой аграрной зоны "Алтайское Приобье", реализация
которого, при условии принятия Правительством Российской Федерации
соответствующего решения, позволит уже в 2009 году удвоить общий объем
инвестиций в крае.
Среди обрабатывающих производств реализация наиболее крупных
инвестиционных проектов предполагается в машиностроительном комплексе
края, в производстве пищевой продукции, в стройиндустрии и
фармацевтической промышленности.
В машиностроении - это, в первую очередь, создание мощностей и
организация производства гусеничного многофункционального трактора
А-600 в г.Рубцовске стоимостью 2,1 млрд. рублей и проект модернизации
ОАО "Алтайвагон", который предполагает как развитие Рубцовского
филиала, производящего крупное литье, так и развитие головного
предприятия, создание на его базе сибирского испытательного центра
вагоностроения (ИЦ "Сибирь"); общая стоимость проекта свыше 8,7 млрд.
рублей.
В производстве пищевой продукции планируется реконструкция
Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой
комплексной переработке пшеницы, стоимостью 6,4 млрд. рублей; создание
агропромышленного холдинга "Марьино поле" (4,04 млрд. рублей).
В рамках создания биофармацевтического кластера с центром в
наукограде Бийске планируется создание новых производств и предприятий
с объемом производимой продукции более 8,0 млрд. руб. Инвестиции могут
составить примерно 2,2 млрд. рублей.
В стройиндустрии предполагается строительство двух крупных
предприятий: нового цементного завода в Локтевском районе мощностью 1
млн. тонн цемента в год стоимостью 7,0 млрд. рублей и завода по
производству высококачественных древесно-стружечных плит мощностью 70
тыс.куб.м. и стоимостью 0,34 млрд. рублей в рамках реализации проекта
по утилизации отходов лесопиления и нетоварной древесины от рубок
ухода за лесом. Кроме того, планируется строительство
автоматизированного бетонного завода в г.Новоалтайске.
Крупные проекты будут реализованы в добывающем секторе экономики
края. В среднесрочной перспективе планируется создание первой очереди
горно-рудного кластера в Алтайском крае на базе Корбалихинского,
Рубцовского и Зареченского рудников с последующим освоением Степного,
Таловского, Белорецкого и Инского месторождений с общим объемом
инвестиций более 30 млрд. рублей. Предполагается реализация проекта по
созданию КЭС мощностью 600 МВт и увеличению объема добычи угля на
Солтонском месторождении до 2000 тыс.тонн в год общей стоимостью 29,6
млрд. рублей.
Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться в
соответствии с Программой развития автомобильных дорог Алтайского края
до 2010 года, являющейся составной частью федеральной целевой
программы "Модернизация транспортной системы России", а также в рамках
необходимого финансирования для решения задачи транспортного
обеспечения особых экономических зон. Планируется строительство
обходов г.Бийска, г.Барнаула, г.Рубцовска на автомобильных дорогах
М-52 "Чуйский тракт", ввод 30-40 км автомобильных дорог с твердым
покрытием, ремонт дорожной сети, мостов, аэропортов.
В прогнозируемом периоде за счет средств ОАО "РЖД" планируется
завершить строительство железнодорожного моста через р. Обь у города
Камня-на-Оби, реконструировать ряд объектов железнодорожной
инфраструктуры, в том числе Бийский железнодорожный вокзал, приобрести
новый подвижной состав. На авиационном транспорте - осуществить
реконструкцию аэропортового комплекса в г. Бийске; капитально
отремонтировать взлетно-посадочную полосу аэропорта Барнаул и начать
строительство аэровокзала в г. Барнауле за счет средств федерального
бюджета с целью приведения в соответствие с требованиями федеральных
авиационных правил и улучшения сервисного обслуживания пассажиров.
Прогнозируемое с учетом реализации приоритетного национального
проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" увеличение
расходов населения на приобретение жилья также обеспечит рост объемов
инвестиций, осуществляемых за счет средств, полученных от долевого
участия в строительстве жилья и газификации домовладений. Всего за
2009-2011 годы планируется ввести в строй 2,75-2,98 млн.кв.м жилья.
В структуре инвестиций постепенно будет снижаться доля
собственных средств предприятий и увеличиваться объем привлеченных
средств с использованием как традиционного банковского кредитования,
так и средств государственных институтов развития. Финансирование
инвестиций в основной капитал за счет банковских средств увеличится с
11,8% в 2007 году до 16% в 2011 году.
Несмотря на рост инвестиций из федерального бюджета в создание
особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая
Катунь" и игорной зоны, продолжение реализации на территории края
федеральных целевых программ, доля бюджетных инвестиций в их общем
объеме снизится с 12,2% в 2007 году до 10% к 2011 году.
Вместе с тем бюджетные ассигнования на образование возрастут к
2011 году почти в 2 раза по сравнению с 2008 годом, что связано с
модернизацией и развитием единой образовательной информационной среды.
Инвестиции в здравоохранение за три года возрастут в 1,9 раза. Крупным
инвестиционным проектом данного сектора является начало строительства
в 2008 году Федерального центра травматологии, ортопедии и
эндопротезирования. В результате роста бюджетных ассигнований на
образование и здравоохранение их суммарная доля в общем объеме
инвестиций возрастет с 10,6% в 2008 году до 12,1% в 2011 году.
Основной акцент региональной инвестиционной политики в текущем и
2009-2011 годах будет сделан на реализацию комплекса мер по повышению
инвестиционной привлекательности края, стимулированию инвестиционной
активности хозяйствующих субъектов, использованию моделей
частно-государственного партнерства, "институтов развития",
предлагаемых Правительством Российской Федерации.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды
государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:
лизинг техники и оборудования для отраслей реального сектора
экономики; субсидирование части банковской процентной ставки, в том
числе по инновационным проектам; субсидирование налога на имущество и
налога на прибыль.
В 2009 году планируется разработка краевой целевой программы
"Повышение инвестиционной привлекательности Алтайского края",
реализация которой в последующие годы будет способствовать созданию
благоприятных условий для привлечения в край инвестиций.
3. Инновационная политика
Сценарии социально-экономического развития основываются на
повышении инновационной активности предприятий и организаций края.
В 2009-2011 годах планируется продолжить создание основных
элементов инновационной инфраструктуры, в том числе строительство
бизнес-инкубатора инновационного типа в г. Бийске и центра
высокотехнологичной медицинской помощи в г. Барнауле (медицинского
кластера). Коммерциализации передовых технологий, продвижению
продукции и разработок будет способствовать ведение
специализированного портала "Алтайский краевой инновационный банк" в
Интернете.
Прогнозируемое развитие Межрегионального центра нанотехнологий и
инноваций (г. Бийск) будет осуществляться по следующим направлениям:
создание наноструктурных композиционных материалов в процессах
высокотемпературного синтеза механоактивированных систем для
детонационных покрытий в машиностроении и медицинской технике;
получение слоистых композиционных материалов конструкционного
назначения на основе наноструктурированных связующих.
В среднесрочный период в основном завершится организационное
формирование биофармацевтического кластера и начнется реализация
инновационных проектов. В рамках данного кластера на территории
г.Бийска предусматривается внедрение новых производств как на базе
действующих предприятий, так и на вновь созданных. К первым относится
создание промышленного комплекса по производству аскорбиновой кислоты
из местных источников крахмалосодержащего сырья на ООО "Востоквит";
организация производства сухих экстрактов из растительного сырья на
ОАО "Эвалар"; ко вторым - организация нового предприятия по
производству субстанций антибиотиков цефалоспоринового ряда.
Кроме того, в рамках биофармацевтического кластера планируется
организация производства ксероформа (субстанции) на ОАО "Алтайхимпром"
в г. Яровое и расширение производства магния карбоната фармакопейного
с использованием соды природной Михайловского месторождения на
Михайловском заводе химреактивов.
Будут созданы инновационные разработки в сфере биотехнологий,
необходимые для производства здоровой и оздоравливающей пищи на базе
предприятий АПК.
Планируется участие в конкурсах инновационных проектов и
привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации
федеральных целевых программ научной направленности и совместных
соглашений с Российским гуманитарным научным фондом и Российским
фондом фундаментальных исследований.
Созданные к 2011 году условия для активизации и развития
инновационной деятельности позволят обеспечить повышение уровня
инновационной активности предприятий края за 2008-2011 годы не менее
чем на 4 процентных пункта.
Второй вариант сценария развития экономики края основывается на
более интенсивном использовании в хозяйственной деятельности
инноваций, которые в среднесрочной перспективе станут одним из
основных источников повышения конкурентоспособности продукции и
устойчивого экономического роста края.
4. Структурные сдвиги в экономике
В 2009-2011 годах структурные сдвиги в экономике будут
определяться ростом как инвестиционного спроса, так и
потребительского.
Темп прироста промышленного производства в 2009-2011 годах в
первом инерционном варианте прогнозируется на уровне 4,0-4,5% в год,
или 113,4% за период, из-за технологической отсталости и роста
издержек. Во втором варианте, с учетом дополнительных мер,
направленных на ускорение экономического роста и улучшение
конкурентоспособности выпускаемой промышленной продукции, интенсивные
структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного
секторов, темп роста промышленности составит 6,2-9,0%, или 122,7% за
три года. Объем отгруженных товаров собственного производства
возрастет к 2011 г. до 293-297 млрд. рублей.
В прогнозный период сохранится тенденция опережающего роста
объемов добычи полезных ископаемых (в 1,9 раза к уровню 2008 года) за
счет дальнейшего освоения месторождений полиметаллических руд и
увеличения добычи нерудных строительных материалов.
Динамично будет развиваться обрабатывающий сектор промышленности.
Прирост объемов производства за 2009-2011 годы планируется увеличить
по первому варианту на 13,6%, по второму варианту - на 23,2%. Более
высокими темпами будут развиваться производства, ориентированные на
потребительский спрос, - производство пищевых продуктов, производство
прочих неметаллических изделий, обработка древесины и производство
изделий из дерева, а также фармацевтическое производство. На высоком
уровне сохранятся темпы роста производства машин и оборудования,
резиновых и пластмассовых изделий и производства транспортных средств,
основу которого составляет вагоностроение.
Умеренными темпами прогнозируется развитие сектора
промышленности, включающего производство и распределение
электроэнергии, газа и воды, ежегодные темпы прироста которого
составят 3,0-4,2%. В прогнозируемом периоде продолжится работа по
реформированию алтайской энергетики, внедрению энергосберегающих
технологий, строительству газотурбинных станций, газификации края,
созданию собственной угледобывающей отрасли.
К 2011 году структурные сдвиги в промышленном производстве будут
связаны с увеличением доли добывающего сектора и снижением доли
обрабатывающих производств. Доля сектора производства и распределения
электроэнергии, газа и воды под влиянием существенного удорожания
продукции в среднесрочной перспективе будет увеличиваться.
Прогнозируемые на 2009-2011 годы объемы промышленного
производства в крае будут обеспечиваться реализацией комплекса
мероприятий в рамках разрабатываемой новой краевой целевой программы
развития промышленного производства в Алтайском крае на 2008-2012
годы, активного использования всех форм государственной поддержки
предприятий, развития частно-государственного партнерства в крае и
других мероприятий.
Рост мировых цен на продовольствие и повышение спроса на
сельскохозяйственную продукцию благоприятно скажется на развитии
агропромышленного комплекса края.
Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства в первом
(инерционном) варианте, являются невысокий уровень энерговооруженности
и химизации, недостаточный уровень агротехнической культуры, рост цен
на материально-технические ресурсы, неразвитость инфраструктуры рынка
сельскохозяйственной продукции, дефицит квалифицированных
специалистов, проблемы, связанные с обеспечением эффективного
использования земель сельскохозяйственного назначения, упорядочением
земельных отношений. Данный вариант предполагает поддержание в
2009-2011 годах умеренной положительной динамики на уровне 1,0-2,6% в
год. Общий прирост продукции сельского хозяйства за три года не
превысит 5%.
Вторым (инновационным) вариантом предусматривается ускорение
интенсификации производства сельскохозяйственной продукции в
результате реализации в полном объеме мер, определенных
Государственной программой развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия на 2008 - 2012 годы и ведомственной целевой программой
"Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.
Предусматривается расширение масштабов использования прогрессивных
ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных
культур, увеличение удельного веса посевных площадей, занятых
высокоурожайными сортами, в общих посевах и доли племенного скота в
общем его поголовье.
Реализация указанных мер позволит обеспечить увеличение объемов
производства сельскохозяйственной продукции в 3 раза по сравнению с
первым вариантом прогноза, прирост объемов сельскохозяйственной
продукции за 2009-2011 годы составит 15% в целом, в том числе по
продукции растениеводства - 16%, по продукции животноводства - 13,5%.
Ожидаемое расширение посевных площадей и рост урожайности окажут
влияние на рост объемов производства зерновых культур в среднесрочной
перспективе на 17,8%, сахарной свеклы - на 22,5%.
В животноводстве за счет повышения продуктивности животных и
создания развитой инфраструктуры по первичной переработке мяса скота и
птицы прогнозируемый прирост объемов реализации мяса скота и птицы
составит 21,9%, производства молока - 8,5%.
Увеличение объема инвестиций в сельское хозяйство, реализация
проектов быстрорастущих производств, а также поддержка крестьянских
(фермерских) и личных подсобных хозяйств будут способствовать развитию
конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Высокий
мировой и внутренний спрос на зерновые создают условия для
инвестирования в развитие зернового комплекса и расширения экспортных
возможностей.
В среднесрочной перспективе возможен и третий сценарий развития
сельскохозяйственной отрасли края. Он может быть реализован в случае
создания на территории края особой аграрной зоны, что позволит
максимально полно раскрыть потенциальные возможности региона.
5. Развитие туризма
В период до 2011 года предполагается сформировать организационную
и экономическую среду для создания и функционирования на территории
Алтайского края туристско-рекреационного комплекса международного
значения, ориентированного на максимальное использование
природно-ресурсного потенциала и особенностей местности.
Основой комплекса является организация функционирования особой
экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и
игорной зоны "Сибирская монета" на территории Алтайского района.
В соответствии с концепцией развития особых экономических зон в
России туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь" станет первым в
стране крупным единым курортно-рекреационным комплексом природного и
экстремального туризма. В ходе создания зоны предполагается
строительство гостиничных комплексов на 3,5 тыс. мест единовременного
размещения, горнолыжных спусков, а также автодорог и дополнительной
инфраструктуры электро-, водо- и газоснабжения. Планируемый поток
туристов через "Бирюзовую Катунь" будет превышать 115 тысяч человек
ежегодно.
Масштабным инвестиционным проектом Алтайского края является
создание игорной зоны "Сибирская монета", которая в соответствии с
решением Правительства Российской Федерации начнет функционировать в
2009 году. По предварительным расчетам, общая стоимость проекта
составит более 30 млрд. рублей. Обустройство игорной зоны предполагает
разработку эксклюзивных проектов и дизайнерских решений игорных,
гостиничных, культурно-развлекательных комплексов.
Кроме того, развитие туризма в крае в среднесрочной перспективе
предполагает создание относительно небольших туристических комплексов,
отвечающих современным международным требованиям, а также необходимой
инфраструктуры в других территориях края.
Развитие Белокурихи будет связано с реализацией инвестиционных
проектов по реконструкции коллективных средств размещения и
модернизацией лечебной базы, развитием лечебно-оздоровительной
специализации и бизнес - инфраструктуры.
Планируется углубление специализации туристического центра
"Змеиногорск - Горная Колывань - Горный Чарыш": экологический,
культурно-познавательный, оздоровительный, детский туризм,
экстрим-туризм, пантолечение. Данная функциональная зона может
принимать ежегодно до 150 тыс. туристов.
Развитие туристских центров на Кулундинской равнине
(Завьяловский, Славгородский, Бурлинский районы, г. Яровое) будет
связано с рыболовным, охотничьим, оздоровительным туризмом на основе
местных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический поток
может составить до 300 тыс. туристов в год.
По инновационному сценарию туристический комплекс уже в
среднесрочной перспективе станет высокоэффективным и
конкурентоспособным сектором экономики края. В результате
функционирования туристско-рекреационного комплекса в 2011 году
возможно увеличение потока приезжающих в край туристов и отдыхающих до
1,0 млн. человек, число занятых в туристическом секторе (с учётом
предприятий - поставщиков) возрастёт до 110 тыс.человек, налоговые
платежи в региональный бюджет - до 0,29 млрд. рублей в год, доля
отрасли туризма в ВРП составит 8%.
В структуре валового регионального продукта края в среднесрочной
перспективе будет активно увеличиваться доля и других видов
деятельности, относящихся к услугам.
Объемы платных услуг в 2009-2011 годах в зависимости от варианта
развития могут возрасти на 33%-45% и составить к концу прогнозного
периода 83,1-88,0 млрд. рублей, с учетом осуществления мероприятий по
созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и
игорной зоны. Объем туристических услуг возрастет в 2,0-2,2 раза за
период, санаторно-оздоровительных - в 1,3-1,4 раза.
Динамичное развитие получит организация сопутствующих туризму
платных услуг с учетом их востребованности отдыхающими (услуги
автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги предприятий по
прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря, фотоуслуги).
Реальный объем услуг связи возрастет в 1,8-2 раза за период,
транспортных услуг - на 29,5-45,5%, бытовых - на 22,5-34,3%.
Прогнозируется дальнейшее развитие оборота розничной торговли.
Оба варианта прогноза предполагают некоторое замедление темпов его
роста: с 110,5-111% в 2009 году до 108-110% в 2011 году. По первому
варианту прогноза объем торгового оборота может составить в 2011 году
265,1 млрд. рублей с ростом за три года 130,1%, по второму варианту -
до 278,7 млрд. рублей и 136,8%.
Стабильные темпы роста основных показателей, характеризующих
ситуацию на потребительском рынке края, в течение 2008-2010 годов
будут обеспечиваться развитием и расширением сети крупных розничных
торговых структур края ("Мария-Ра", "Аникс", "Хелми", "Новэкс",
"Раздолье"), федеральных структур на основе договоров франчайзинга, а
также других крупноформатных торговых сетей.
6. Демография и занятость населения
В Алтайском крае в период 2009-2011 годов доминирующей тенденцией
останется снижение численности постоянного населения. Однако при
успешной реализации приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения и мероприятий краевой целевой программа
"Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы" ожидается
замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения
общего коэффициента рождаемости с 11,3 в 2008 году до 12,8 к 2011 году
и снижения уровня смертности, в том числе в результате
дорожно-транспортных происшествий.
Ситуация на рынке труда во многом будет формироваться под
влиянием демографических ограничений. Несмотря на ожидаемое сокращение
в 2009-2011 годах численности трудовых ресурсов на 30,4 тыс.человек,
их будет достаточно для обеспечения потребностей экономики края.
Численность занятых в экономике, с учетом снижения уровня безработицы,
будет иметь тенденцию к росту. В целом за 2009-2011 годы она может
увеличиться на 8,9-12,5 тыс. человек. Основное увеличение численности
занятых ожидается в обрабатывающих производствах, оптовой и розничной
торговле, строительстве, финансовой деятельности, сфере туризма.
Барьером на пути экономического роста в прогнозируемый период
будет дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей. С
учетом усиления конкуренции за квалифицированную рабочую силу
определенное преимущество будут иметь сектора экономики, имеющие более
высокую заработную плату. Проблема обеспечения подготовки
(переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с
потребностями рынка труда будет решаться в среднесрочной перспективе в
рамках краевой целевой программы "Кадры".
7. Уровень жизни населения
В среднесрочной перспективе сохранится тенденция повышения уровня
жизни населения края за счет всех составляющих: фонда заработной
платы, социальных трансфертов, доходов от имущества, находящегося в
собственности, предпринимательской деятельности и прочих доходов. В
2011 году реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут
на 32,1-43,3% к уровню 2008 года.
Важную статью доходов населения составляют социальные трансферты,
в которых основной удельный вес приходится на пенсии. Пенсионеры
составляют более четверти общей численности населения края. С учетом
реализации мер Правительства Российской Федерации по повышению
пенсионного обеспечения средний размер трудовой пенсии за 2009-2011
годы увеличится в реальном выражении на 33,1%.
С интенсивным развитием малого предпринимательства прогнозируется
увеличение доходов от предпринимательской деятельности, их доля в
денежных доходах населения края возрастет с 15,5% по оценке 2008 года
до 20,1% в 2011 году. Предполагается постепенный рост доли доходов от
собственности: с 5,5 % в 2008 году до 7,8% в 2011 году.
Ведущим фактором повышения доходов населения по-прежнему будет
рост заработной платы - основной источник доходов работающего
населения края. Тенденция роста заработной платы будет обусловлена
устойчивыми темпами экономического развития, а также введением новых
систем оплаты труда работников бюджетной сферы и доведением
минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума
трудоспособного населения. Реальная среднемесячная заработная плата,
согласно инновационному сценарию развития, возрастет за 2009-2011 годы
на 43,5% по отношению к уровню 2008 года. Прогнозируется сохранение
превышения темпов роста заработной платы над темпами роста
производительности труда в течение всего среднесрочного периода,
однако разрыв в темпах постепенно будет снижаться: с 5,2 процентных
пункта в 2009 году до 3,5 процентных пункта в 2011 году.
В результате роста доходов населения и адресной поддержки
необеспеченных слоев населения уровень бедности снизится с 18,7% в
2008 году до 13,4% в 2011 году. Повышение качества жизни населения
выразится в увеличении ожидаемой продолжительности жизни населения
края до 69 лет (на 2 года к оценке 2008 года).
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Сценарным условиям
социально-экономического
развития Алтайского края
на 2009 год и на период
до 2011 года
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
прогноза социально-экономического развития Алтайского края
на 2009-2011 годы
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
| Наименование | Единица | 2007 | 2008 | 2009 год | 2010 год | 2011 год |2011 год в % к |
| показателя |измерения | год | год | прогноз | прогноз | прогноз | 2008 году |
| | | факт |оценка|———————————————|———————————————|———————————————|—————————————————|
| | | | | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| | | | |вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант|вариант | вариант|
|——————————————————|———————————|——————|——————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|————————|————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
|——————————————————|———————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Численность | | |
|населения | | |
|(среднегодовая) |тыс. чел. |2515,9 2501,2 2487,5 2474,7 2463,1 |
|Инфляция: | | |
|к декабрю | | |
|предыдущего года | % |112,1 113,0 107,5 107,5 107,0 107,0 108,5 106,8 124,8 122,8 |
|в среднем за год | % |109,1 114,0 109,7 109,7 107,2 107,2 108,6 107,2 |
|Валовой | | |
|региональный | | |
|продукт |млн.руб. |213223 278493 325436 333288 379237 395226 438170 462257 |
|темп роста | % |111,5 110,5 108,0 110,3 108,0 109,8 1O6,0 108,8 123,6 131,8 |
|Промышленное | | |
|производство |млн.руб. |132248 179696 211538 217456 241873 252586 297046 293370 |
|темп роста | % |108,9 109,3 104,0 109,0 104,3 106,0 104,5 106,2 113,4 122,7 |
|в т.ч. по видам | | |
|деятельности: | | |
|добыча полезных | | |
|ископаемых |млн.руб. |2105 3572 4286 5059 5176 6637 6268 8292 |
|темп роста | % |154,8 169,4 109,9 129,8 115,0 124,9 110,0 119,9 139,0 194,4 |
|обрабатывающие | | |
|производства |млн.руб. |109141 149405 172427 177470 192469 201134 230072 229663 |
|темп роста | % |110,0 108,9 104,0 109,5 104,3 106,0 104,7 106,2 113,6 123,3 |
|производство и | | |
|распределение | | |
|электроэнергии, | | |
|газа и воды |млн.руб. |21002 26719 34826 34927 44228 44615 60706 55415 |
|темп роста | |103,6 105,4 103,2 103,5 103,0 103,6 103,2 104,2 109,7 111,7 |
|Продукция | | |
|сельского | | |
|хозяйства во всех | | |
|категориях | | |
|хозяйств |млн. руб. |58708 69426 74629 77914 77914 87228 88251 97552 |
|темп роста | % |108 103,2 101,0 104,8 104,8 104,9 102,6 104,6 105,0 115,0 |
|Инвестиции в | | |
|основной капитал | | |
|за счет всех | | |
|источников | | |
|финансирования |млн.руб. |42681 62140 81093 83190 102747 109511 132710 142978 |
|темп роста | % |128,2 124,5 116,0 119,0 115,5 120,0 114,0 120,0 152,7 171,4 |
|Оборот розничной | | |
|торговли |млн.руб. |132860 171450 201578 204314 232463 239942 265120 278717 |
|темп роста | % |115,3 113,0 110,5 112,0 1О9,0 111,0 108,0 110,0 130,1 136,8 |
|Оборот | | |
|общественного | | |
|питания млн.руб. | |4255 5869 7070 7425 8284 9302 9485 11591 |
|темп роста | % |113,4 114,0 109,5 115,0 108,5 116,0 107,5 117,0 127,7 156,1 |
|Объем платных | | |
|услуг |млн.руб. |34530 44050 55444 57045 67600 71383 83102 88008 |
|темп роста | % |112,3 113,2 111,3 114,5 110,0 112,9 109,0 112,2 133,4 145,0 |
|Внешнеторговый | млн. | |
|оборот |долларов | |
| | США |1290,5 1325 1358 1398 1428 1487 1521 1616 114,8 122,0 |
|экспорт | млн. | |
| |долларов | |
| | США |948,9 979 1001 1028 1050 1082 1109 1174 113,3 119,9 |
|импорт | млн. | |
| |долларов | |
| | США |341,6 346 357 370 378 405 412 442 119,2 127,7 |
|Прибыль по всем | | |
|видам деятельности| млн.руб. |28899 45035 49220 53595 53373 62056 58861 71272 130,7 158,3 |
|Денежные доходы | | |
|населения | млн.руб. |224581 293709 354898 363976 419488 443522 501429 541734 170,7 184,4 |
|Реальные | | |
|располагаемые | | |
|денежные доходы | % |105,0 111,0 109,2 111,5 110,0 113,2 110,0 113,5 132,1 143,3 |
|Средний размер | | |
|трудовой пенсии | | |
|(среднегодовой) | руб. |3124,6 3802,0 4622,6 5481,8 6384,6 167,9 |
|Прожиточный | | |
|минимум | | |
| | руб. |3332 3965 4476 4476 4879 4879 5367 5315 135,4 134,0 |
|Доля населения с | | |
|денежными доходами| | |
|ниже прожиточного | | |
|минимума в общей | | |
|численности | | |
|населения | | |
| | % |20,7 18,7 17,4 17,0 16,0 15,1 14,6 13,4 - - |
|Фонд заработной | | |
|платы, всего |млн.руб. |70902 90245 109508 112701 130088 136701 151911 163965 168,3 181,7 |
|Номинальная | | |
|начисленная | | |
|среднемесячная | | |
|заработная плата | руб. |7805 9924 12041 12367 14302 14981 16696 17955 168,2 180,9 |
|Реальная | | |
|заработная | | |
|плата | % |116,4 111,5 110,6 113,6 110,8 113,0 107,5 111,8 131,7 143,5 |
|Численность | | |
|работников |тыс.чел. |757,0 757,8 757,9 759,4 758,0 760,4 758,2 761,0 100,1 100,4 |
|Численность | | |
|занятого | | |
|в экономике | | |
|населения |тыс.чел. |1105,2 1107,5 1108,0 1110,0 1111,8 1115,0 1116,4 1120,0 100,8 101,1 |
|(среднегодовая) | | |
|Уровень общей | | |
|безработицы | % |6,5 6,4 6,3 6,2 6,2 6,1 6,1 6,0 - - |
|Уровень официально| | |
|зарегистрированной| | |
|безработицы | % |4,7 4,4 4,1 3,9 3,9 3,7 3,8 3,6 - - |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————