АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
09.09.2011 N 376-р
Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края
от 09.01.2018 г. № 4
г.Барнаул
В целях определения параметров социально-экономического развития
Алтайского края на среднесрочный период:
1. Утвердить прилагаемые Сценарные условия
социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на
период до 2014 года (далее - "Сценарные условия").
2. Органам исполнительной власти Алтайского края при разработке
планово-прогнозных документов, долгосрочных и ведомственных целевых
программ руководствоваться Сценарными условиями.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления при разработке
прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную
перспективу-руководствоваться Сценарными условиями.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Администрации
Алтайского края
от 09.09.2011 N 376-р
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ
социально-экономического развития Алтайского края на 2012 год и на
период до 2014 года
Сценарные условия социально-экономического развития Алтайского
края на 2012 год и на период до 2014 года (далее - "Сценарные
условия") разработаны на основе сценарных условий и основных
макроэкономических параметров прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на указанный период, итогов
социально-экономического развития Алтайского края в 2010 году и в
январе-июне 2011 года.
Сценарные условия учитывают цели и приоритеты, соответствующие
программе социально-экономического развития Алтайского края на период
до 2012 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.04.2010 N
25-ЗС, а также определяют прогнозные параметры развития Алтайского
края на ближайшие три года (приложение).
Основные тенденции социально-экономического развития Алтайского
края в январе-июне и оценка параметров 2011 года
В первом полугодии 2011 года продолжаются восстановительные
процессы в экономике, наблюдавшиеся в 2010 году. Промышленное
производство, инвестиции, оборот розничной торговли уже вышли на
докризисные показатели. Объемы производства в строительном секторе за
счет более длительного периода спада восстановятся только к концу
прогнозного периода.
В промышленности с начала текущего года индекс производства
составил 109,2%. В стоимостном выражении отгружено продукции на 105,3
млрд. рублей. Высокие темпы роста наблюдаются в отдельных видах
обрабатывающих производств: производстве готовых металлических
изделий, текстильном производстве, деревообработке. Так, существенно
превышен прошлогодний уровень производства котлов водогрейных
центрального отопления и котлов паровых (в 1,7 и 2,6 раза
соответственно). В 1,5 раза увеличился объем выпуска трикотажных
изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс
производства составил 142,8%. По итогам июня положительная динамика
сложилась в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака
(индекс производства - 107,5%), что позволило обеспечить рост по
итогам полугодия (100,7%) против спада в январе-мае текущего года
(99,6%). В целом в обрабатывающем секторе промышленности объемы
производства увеличились на 14%.
Объем отгруженной продукции добывающих производств в 1,7 раза
превысил показатель января-июня предыдущего года. При этом индекс
производства сложился на уровне 110,8% (за I полугодие 2010 года
-69,9%).
Индекс промышленного производства в производстве и распределении
электроэнергии, газа и воды составил 88,2%. Вызвано это снижением
производства в крае электроэнергии (на 13,1%) в связи с постепенным
восстановлением выработки электроэнергии на Саяно-Шушенской ГЭС и
соответствующей корректировкой диспетчерских графиков энергосистемы
Сибири.
В целом по 2011 году индекс промышленного производства
оценивается на уровне 106%, в том числе в обрабатывающих производствах
- 108,4%. Наибольший рост ожидается в производстве готовых
металлических изделий, обработке древесины, производстве прочих
неметаллических минеральных продуктов.
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве края в 1 полугодии
2011 года характеризовалась ростом основных показателей. Объем валовой
продукции сельского хозяйства, произведенной всеми
сельхозтоваропроизводителями, составил 31,2 млрд. рублей, индекс
производства - 101,9%. Посевные площади зерновых и зернобобовых
культур, сахарной свеклы и подсолнечника в текущем году увеличены в
целом на 367 тыс. га и составляют 5,5 млн. га. Наблюдается увеличение
объемов производства основных видов животноводческой продукции.
С учетом относительно благоприятных погодных условий для
растениеводческой сферы, а также продолжения тенденции роста в
животноводстве в целом по году индекс производства оценивается на
уровне 102,1%, а объем валовой продукции может составить около 84,9
млрд. рублей.
Несмотря на высокие темпы инвестиционной активности в целом по
2010 году (118%), в текущем году они продолжают нарастать. За первое
полугодие по всем организациям прирост составил 28,8%. На развитие
экономики и социальной сферы края направлено инвестиций на сумму 22
млрд. рублей. В целом по году ожидается рост на уровне 110%, а объем
инвестиционных вложений оценивается в пределах 69 млрд. рублей.
Ожидаемый ввод жилья в 2011 году может составить 700 тыс.кв.м. С
начала 2011 года происходит постепенное улучшение показателей уровня
жизни населения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
в 1 полугодии реальные располагаемые денежные доходы жителей края
возросли на 5%, их прирост в целом по году составит не менее 5,5%.
Реальная заработная плата за январь-май составила 102,1%. В
номинальном выражении средняя заработная плата возросла на 11,7%
относительно аналогичного периода 2010 года. Наиболее высокие темпы
роста заработной платы отмечаются в следующих сферах: добыче полезных
ископаемых (135,8%), сельском хозяйстве (более 138,4%), строительстве
(126,8%). С учетом сохранения тенденции роста заработной платы в
экономике и предусмотренной в текущем году индексации оплаты труда
работни-
ков бюджетных учреждений в целом по 2011 году ожидается прирост
заработной платы на 14,2%, в реальном выражении - на 4,9%.
Рост уровня жизни населения способствует активному восстановлению
потребительских расходов домашних хозяйств: расходы на покупку товаров
за 1 полугодие увеличились на 21%, на оплату услуг - на 9%. Сохранение
тенденции роста платежеспособного спроса населения обеспечит
увеличение оборота розничной торговли в 2011 году в сопоставимых ценах
на 12% (1 полугодие - 10,7%), платных услуг - на 2,8% (1 полугодие -
0,3%).
В 2011 году наблюдается более благоприятная в сравнении с
предыдущим годом ситуация на регистрируемом рынке труда. С начала года
в связи с ростом производства увеличился спрос на труд: заявленная
потребность работодателей в работниках возросла на 6,5% относительно
аналогичного периода 2010 года; емкость краевого банка вакансий
увеличилась в 1,7 раза; коэффициент напряженности на рынке труда
снизился в 2,4 раза. За I полугодие трудоустроено по направлению
службы занятости населения 34,8 тыс. человек. Численность официально
зарегистрированных безработных граждан к аналогичному периоду
предыдущего года снизилась на 29,4%. По предварительной оценке,
уровень официально зарегистрированных безработных к концу 2011 года не
превысит 3%.
Стабилизация макроэкономической ситуации в крае происходит на
фоне умеренных инфляционных процессов: индекс потребительских цен за 1
полугодие составил 104,3%, что на 0,7 процентного пункта ниже, чем в
среднем по Российской Федерации, и на 0,4 процентного пункта ниже, чем
по Сибирскому федеральному округу. В целом на 2011 год уровень
инфляции в Алтайском крае при стабильной ситуации на рынке
продовольственных товаров ожидается в пределах 7,9%.
Ожидаемый рост основных показателей базовых отраслей экономики
края в текущем году по отношению к предыдущему году и повышение
потребительского спроса со стороны населения позволяют оценивать
увеличение объема валового регионального продукта по итогам 2011 года
примерно на 5,1% к уровню 2010 года. Его объем может составить более
370 млрд. рублей.
Характеристика базового варианта прогноза социально-экономического
развития Алтайского края в 2012 - 2014 годах
Сценарные условия разрабатываются на многовариантной основе в
зависимости от внешних и внутренних факторов развития. В текущем году
Министерством экономического развития Российской Федерации для
разработки прогноза предложен один вариант (базовый). Он связан с
происходящими заметными изменениями в характере экономического роста,
в значениях и роли факторов, определяющих развитие экономики.
Предложенный вариант прогноза основан на минимизации влияния внешних
факторов развития, связанных с умеренной динамикой цен за баррель
нефти в течение прогнозного периода, и усилении внутренних факторов
развития.
Базовый вариант развития экономики предполагает реализацию
активной государственной политики, направленной на улучшение
инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и
эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и
модернизацию производства, а также на повышение эффективности расходов
бюджета. При общей социальной направленности расходов бюджета
планируется рост расходов на программы жилищного строительства,
здравоохранения и образования. Базовый вариант предусматривает также
рост объемов выдачи банковских кредитов и сохранение сдержанной
политики регулирования тарифов.
Прогнозные параметры, которые предлагается учитывать при
разработке параметров краевого бюджета на 2012 - 2014 годы, рассчитаны
по одному базовому варианту.
Параметры социально-экономического развития Алтайского края на
среднесрочную перспективу формируются под влиянием внешних и
внутренних условий (факторов). К внешним условиям (факторам),
оказывающим наибольшее воздействие на социально-экономические процессы
в Алтайском крае, относятся параметры инфляции, уровень роста цен и
тарифов на услуги естественных монополий, динамика обменного курса
рубля, налоговые условия, таможенное законодательство. В качестве
внутренних условий (факторов) учитывается демографическая ситуация,
скорость реализации крупных инвестиционных проектов, включая проект
"Комплексное развитие Алтайского Приобья", создание особой
экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь",
игорной зоны, а также осуществление мероприятий по оптимизации
бюджетной сферы Алтайского края.
Внешние условия (факторы), формирующие сценарии
социально-экономического развития Алтайского края
Наиболее значимым внешним фактором прогноза
социально-экономического развития края, который сказывается на всех
без исключения его параметрах, является инфляция. Неблагоприятная
ситуация на российском рынке сельхозпродукции вследствие засухи и
неурожая 2010 года в центральной части России отразилась на сохранении
высокого роста потребительских цен в начале 2011 года. Однако,
достигнув к концу января уровня 102,3% за месяц (продовольственные
товары - 102,5%), рост цен существенно замедлился (в июне - 100%, в
том числе на продовольственные товары -99,4%).
За январь-июнь 2011 года рост потребительских цен составил
104,3%, в том числе на продовольственные товары - 103%, на
непродовольственные -103,1%, на платные услуги - 108,5%.
Основным фактором замедления инфляции становится снижение роста
цен на продовольственные товары после их существенного роста с 4
квартала 2010 по февраль 2011 года. На ослабление роста цен на
продовольствие и потребительскую инфляцию повлияло:
увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного
импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию
(отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);
начавшееся снижение мировых цен на сахар, масло, зерно и
замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых
рынках, что отразилось на замедлении роста внутренних цен на
сельхозпродукцию - в марте рост цен замедлился до 0,6% после 6,2% за
январь-февраль.
Ожидается, что за год инфляция составит 7,9%. В 2012 - 2014 годах
ее уровень будет зависеть от динамики потребительских расходов
населения, ситуации на мировых сельскохозяйственных рынках, динамики
цен и тарифов субъектов естественных монополий. В 2012 году инфляция
прогнозируется в пределах 6%, в 2012 и 2013 годах - 5,5% и 4,5%
соответственно, что находится в целевом диапазоне параметров инфляции
в целом по России.
Определенные риски для инфляции и экономического роста в 2012
-2014 годах могут быть связаны с ростом цен и тарифов на товары и
услуги естественных монополий и, прежде всего, на электроэнергию.
Такая ситуация обусловлена либерализацией рынка электроэнергии и
мощности, введением долгосрочного рынка мощности, а также включением
энергетическими компаниями инвестиционной составляющей в регулируемые
тарифы.
В связи с этим приоритетной задачей тарифной политики в 2012-2014
годах станет ограничение темпов роста цен и тарифов субъектов
естественных монополий в условиях дальнейшей либерализации этих сфер
деятельности для снижения нагрузки на потребителей.
Прогноз роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных
монополий в 2012-2014 годах в среднем по Алтайскому краю
(в среднем за год к предыдущему году, %)
|——————————————————————————————————————————|————————|———————————————————————————————|
|Показатель |2011г. |Прогноз |
| |оценка | |
| | |————————|————————|—————————————|
| | |2012 г. |2013 г. | 2014 г. |
| | | | | |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
| Электрическая энергия |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Доля потребления по нерегулируемым ценам | 66 | 66 | 66 | 66 |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Рост конечных цен в среднем для всех |113-115 |111-113 |110-112 | 109-110 |
|категорий потребителей | | | | |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Рост регулируемых тарифов в среднем для | 110 |110 |110 |110 |
|населения | | | | |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
| Тепловая энергия |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Тепловая энергия (регулируемые цены) | 116,5 | 115,4 |110-111 | 109-110 |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
| Природный газ |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Регулируемые оптовые цены, в среднем для | 115,3 | 115 | 115 | 115 |
|всех | | | | |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Регулируемые тарифы для населения | 113,5 | 115 | 115 | 115 |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Регулируемые тарифы для прочих | 115 | 115 | 115 | 115 |
|потребителей | | | | |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Железнодорожные перевозки |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Железнодорожные перевозки грузов | 108 | 107,4 | 106,4 | 105-105,5 |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
|Пассажирские перевозки железнодорожным | 110 | 110 | 110 | 110 |
|транспортом в регулируемом секторе | | | | |
|——————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|—————————————|
Электрическая энергия в полном объеме, за исключением
поставляемой населению (34% от общего объема потребления), в
соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" с 1 января 2011 года поставляется по свободным
(нерегулируемым) ценам, которые складываются под воздействием спроса и
предложения и не подлежат государственному регулированию.
Подлежат государственному регулированию в составе цены (тарифа)
на электрическую энергию:
тарифы на услуги по передаче электрической энергии по
распределительным сетям сетевых организаций;
сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;
оплата услуг инфраструктурных организаций оптового рынка.
При определении параметров роста тарифов на электроэнергию учтен
рост необходимой валовой выручки филиала ОАО "МРСК
Сибири"-"Алтайэнерго", рассчитанной на долгосрочный период
регулирования 2011-2015 годы с применением метода доходности
инвестированного капитала (RAB). Также учтен переход на
государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче
электрической энергии, оказываемые иными территориальными сетевыми
организациями с 1 января 2012 года в форме установления долгосрочных
тарифов.
Необходимая валовая выручка филиала ОАО "МРСК
Сибири"-"Алтайэнерго" включает его затраты на услуги ОАО "ФСК ЕЭС",
тарифы на которые установлены ФСТ России с применением метода
доходности инвестированного капитала (RAB). Рост затрат филиала на
услуги ОАО "ФСК ЕЭС" по передаче электрической энергии по единой
национальной (общероссийской) электрической сети с учетом тарифов,
установленных ФСТ России, составит на 2012 и 2013 годы 124,3%, на 2014
год - 101,8%.
При переходе территориальных сетевых компаний к регулированию
долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования,
в том числе по методу доходности инвестированного капитала, в
инвестиционные программы будут включаться средства на реализацию
мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической
эффективности и снижению издержек. При этом организации обязаны
обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых
товаров, оказываемых услуг.
В случае принятия на федеральном уровне решения об обязательном
применении социальной нормы рост регулируемых тарифов для населения
может быть выше 10% в отношении объемов электроэнергии, потребляемой
сверх социальной нормы, и будет отражать их экономически обоснованный
уровень.
Параметры роста внутренних цен на газ в прогнозный период
определялись исходя из необходимости сокращения разрыва между
доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также
покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и
транспортировку газа и необходимого объема инвестиций. Также
учитывалась необходимость постепенного выравнивания образовавшихся
диспропорций между ценами на газ, уголь, мазут и улучшения структуры
топливного баланса. Исходя из вышеуказанных факторов рост регулируемых
оптовых цен на газ на 2012-2014 гг. предполагается в размере 115% в
год для всех категорий потребителей.
Розничные цены на газ природный, реализуемый населению края,
рассчитаны исходя из прогнозных параметров роста оптовых цен, тарифов
на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и
платы за снабженческо-сбытовые услуги, утверждаемых Федеральной
службой по тарифам.
Предполагается, что при переходе к использованию метода
доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на
теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, намеченном на 2012-2014
годы, удастся избежать ускоренного роста тарифов. Рост регулируемых
тарифов на тепловую энергию (производство, передача и распределение) в
2011 году в среднем по Алтайскому краю составит 116,5 %, в 2012 году -
115,4 %, к 2014 году снизится до 109-110%.
Прогнозируемый рост тарифов на тепловую энергию учитывает рост
затрат на топливо, электрическую энергию, рост затрат на оплату труда
в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, другие обоснованные
затраты, не учтенные при установлении тарифов на тепловую энергию в
предыдущие периоды регулирования. Затраты на оплату труда и прочие
операционные затраты планируются в соответствии с прогнозом инфляции.
Ограничение роста цен (тарифов) на тепловую энергию будет
стимулировать теплоснабжающие организации сдерживать рост издержек и
позволит также ограничить рост размера платы граждан за коммунальные
услуги.
Индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в
прогнозный период составит в среднем: в 2012 году - 7,4 %, в 2013 и
2014 годах - 6,4 и 5,5 % соответственно. Предельный среднегодовой
прирост тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки в дальнем
следовании в регулируемом секторе не превысит 10% в год.
Среди налоговых нововведений в сценарных условиях учтены принятые
с 1 января 2011 года налоговые ставки, а также изменения порядка
начисления, взимания и освобождения от обложения по основным статьям
налогообложения: налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на
прибыль, налога на добычу полезных ископаемых и налога на доходы
физических лиц. Также учтено изменение ставки и порогов страховых
взносов на
обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское
страхование и обязательное социальное страхование по временной
нетрудоспособности, беременности и родам. С 2012 года предполагается
понижение ставок страховых взносов во внебюджетные фонды - с 34 до
30%, а для малого бизнеса - до 20%.
Политика Правительства Российской Федерации по увеличению
заработной платы в бюджетных отраслях предусматривает осуществление ее
ежегодной индексации в соответствии с уровнем инфляции. В текущем году
фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений проиндексирован на
6,5% с 1 июня. Исходя из финансовых ресурсов государства возможно
проведение дополнительной индексации осенью текущего года.
В прогнозный период продолжится увеличение размера материнского
капитала. К 2014 году его величина составит 430 тыс. рублей.
Планируется ежегодная индексация размера пособий семьям с детьми: в
2012 году - на 6%, в последующие два года - на 5,5 и 5%
соответственно.
В 2011 году изменился порядок индексации социальных пенсий.
Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов
роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за
прошедший год. Это позволит поддерживать соотношение среднего размера
социальной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера на уровне не ниже
1,03 раза.
В среднесрочной перспективе предусматриваются достаточно высокие
темпы роста среднего размера трудовой пенсии. В целом за 2011-2014
годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,43 раза. При этом
прожиточный минимум пенсионера за этот период возрастет в 1,47 раза.
Опережающий рост прожиточного минимума пенсионера связан с планируемым
введением с 2013 года новой потребительской корзины, что приведет к
значительному увеличению прожиточного минимума для всех
социально-демографических групп населения.
С 2013 года предполагается переход на нормативно-статистический
метод расчета величины прожиточного минимума, в соответствии с которым
продукты питания будут включаться в потребительскую корзину по нормам
в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - по их
доле в общих потребительских расходах. Использование новой методики
расчета может привести к увеличению величины прожиточного минимума для
всех социально-демографических групп населения в среднем на 4%, что в
свою очередь может отразиться на изменении численности малоимущего
населения.
Внутренние условия (факторы) для формирования вариантов
социально-экономического развития
В 2012 - 2014 годах социально-экономическое развитие Алтайского
края будет формироваться под влиянием:
повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса; наращивания
темпов модернизации основных секторов экономики; активизации
инновационной деятельности в регионе;
повышения эффективности расходов регионального и местных
бюджетов.
Основным фактором роста социально-экономических показателей края
выступят уже запущенные масштабные инвестиционные проекты, активная
реализация мероприятий целевых программ, краевой программы по
улучшению инвестиционного климата в регионе и программ модернизации
здравоохранения и образования.
Рост валового регионального продукта в 2012 году по сравнению с
оценкой 2011 года может составить 105,5%, его номинальный объем
прогнозируется в размере 413 млрд. рублей. В 2013 - 2014 годах темп
роста ВРП в сопоставимых ценах может ускориться до 107% и 108%
соответственно. В целом за прогнозный период прирост ВРП составит
21,9%.
Основной вклад в прирост ВРП внесут виды деятельности,
относящиеся к производству товаров: промышленность (обрабатывающие
производства и добыча полезных ископаемых), строительство, торговля,
транспорт и связь. Не менее весомый вклад в прирост ВРП внесут
отдельные виды деятельности, относящиеся к услугам, чему будет
способствовать создание в крае особой экономической зоны
туристско-рекреационного типа и игорной зоны, а также рост
потребительского спроса на услуги со стороны населения.
В достижении параметров роста валового регионального продукта в
2011-2012 годах решающим фактором будет рост потребительского спроса
со стороны домашних хозяйств. Причем доля сектора домашних хозяйств и
в целом расходов на конечное потребление в общем объеме ВРП будет
увеличиваться в течение всего указанного периода. К концу прогнозного
периода валовой региональный продукт будет формироваться в большей
мере под воздействием инвестиционного спроса. Доля накопления
основного капитала в общем объеме ВРП увеличится с 18,8% в 2011 году
до 24,1% в 2014 году.
Инвестиционная политика
Прогноз инвестиций в 2012 - 2014 годах основан на реализации
мероприятий, предусмотренных программой социально-экономического
развития Алтайского края на период до 2012 года, первоочередных
инвестиционных проектов, вошедших в состав Стратегии
социально-экономического развития Сибири на период до 2020 года, а
также мероприятий принятой краевой программы "Улучшение
инвестиционного климата в Алтайском крае" на 2011 -2016 годы. Приток
бюджетных инвестиций в экономику и социальную сферу региона обеспечит
реализация 34 долгосрочных и 37 ведомственных целевых программ,
участие в 20 государственных программах, а также реализация краевой
адресной инвестиционной программы, включая Программу "75x75".
В 2012 году и до конца прогнозного периода продолжится тенденция
увеличения доли собственных средств в общем объеме инвестиционных
вложений, и к 2014 г. она может составить 55%. Способствовать этому
будет дальнейшая стабилизация и развитие деятельности предприятий
реального сектора экономики, в том числе субъектов малого
предпринимательства.
Среди привлеченных средств прогнозируется снижение доли бюджетных
средств (в 2012 г. - 37%, в 2014 г. - 30%). При этом около 70%
бюджетных инвестиций будет приходиться на средства федерального
бюджета.
В частности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное
развитие села до 2012 года" продолжится софинансирование расходных
обязательств края, связанных с реализацией мероприятий по улучшению
жилищных условий сельских жителей, в том числе молодых семей и молодых
специалистов, а также мероприятий по развитию газификации и
водоснабжения в сельской местности.
Кроме того, средства федерального бюджета будут направлены на
развитие транспортной системы, строительство футбольных полей,
площадок с искусственным покрытием и спортивных центров, на реализацию
мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности
на рынке труда.
За счет средств краевого бюджета в текущем году будет завершено
строительство мостового перехода через р. Катунь у с. Ая и участка
автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча - "Бирюзовая
Катунь".
В рамках Программы "75x75" планируется провести реконструкцию и
капитальный ремонт 17 средних общеобразовательных школ и детских
садов, 19 городских и центральных районных больниц, 6 сельских домов
культуры. Будут проведены работы по расширению площадей, устройству
кровли, усилению фундамента, замене полов, окон и дверей,
перепланировке помещений, внутренней отделке, устройству вентиляции,
пожарной сигнализации и
др.
К 75-летию образования Алтайского края будут построены: 8 школ на
2580 учащихся, 4 детских сада на 755 мест, 6 лечебных учреждений
(поликлиники на 1958 посещений в смену, лечебные отделения на 464
койки), Дом культуры на 822 места, 4 спортивно-оздоровительных
комплекса, два спортивных центра с плавательными бассейнами, сети
водоснабжения протяженностью 22,42 км, водозаборные и водопроводные
сооружения, мост через реку Алей (г. Рубцовск); завершится
строительство объектов инфраструктуры комплексной компактной застройки
сельского поселения в Мамонтовском районе.
Ускоренными темпами в прогнозном периоде предполагается рост
количества выдаваемых банковских кредитов, вследствие чего доля
банковского кредитования в общем объеме инвестиций (без субъектов
малого предпринимательства) в 2014 году может составить более 13%
(факт 2010 г. -9,3%).
Наиболее крупными секторами распределения инвестиций в основной
капитал по видам экономической деятельности в общем объеме инвестиций
будут сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и
связь, операции с недвижимым имуществом. Значительные инвестиционные
вложения планируется направить в туристическую сферу региона.
Росту инвестиций в сельское хозяйство будет способствовать
реализация мероприятий Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия на 2008-2012 годы, программ "Строительство,
реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и
ферм в Алтайском крае" на 2011-2013 годы и "Устойчивое развитие
сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, ведомственных
целевых программ, а также проекта "Комплексное развитие Алтайского
Приобья".
Проект "Комплексное развитие Алтайского Приобья" имеет
стратегическое значение для Алтайского края и Российской Федерации в
решении вопроса стабилизации внутреннего агропродовольственного рынка
и продовольственной безопасности страны. В ходе реализации проекта
решаются системные задачи по переводу агропромышленного комплекса края
и сопряженных секторов экономики на инновационную модель развития.
В единый мегапроект под общим названием "Комплексное развитие
Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных
активов юга Сибири", вошедший в перечень первоочередных проектов
Сибирского федерального округа (утвержден Председателем Правительства
Российской Федерации 5 июля 2010 года), включены 12 наиболее крупных
инвестиционных проектов региона.
Семь проектов в области производства и переработки
сельскохозяйственной продукции и строительства
транспортно-логистического терминала реализуются в рамках создаваемого
агропромышленного кластера. Это проекты, реализуемые ООО
"Алтаймясопром" (стоимость - 6,2 млрд. рублей), ЗАО "Алтайский Бекон"
(стоимость - 4,7 млрд.рублей), ЗАО "Алтайский бройлер" (стоимость -
6,9 млрд.рублей), ООО "Западное" (стоимость -5,4 млрд.рублей), ОАО
"Пава" (стоимость - 10,5 млрд.рублей), ООО "Агро-СибРаздолье"
(стоимость - 2,1 млрд.рублей), ООО "НПО "Алтайский лен" (стоимость -
0,5 млрд.рублей) и ООО "МОпСТ (стоимость - 1,5 млрд.рублей).
Два проекта по производству глюкозы, аскорбиновой кислоты и
натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного
сырья (ООО "НПФ "Алтайский букет" стоимостью 1,2 млрд.рублей, ООО НПК
"Карбоник" стоимостью 6,4 млрд.рублей) предусмотрены в рамках
биофармацевтического кластера.
В рамках туристско-рекреационного кластера реализуется проект
создания и развития особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа "Бирюзовая Катунь" (стоимость - 30,0 млрд.рублей);
топливно-энергетического кластера - проект по строительству Алтайской
конденсационной электрической станции мощностью 660 МВт и Мунайского
угольного разреза производительностью 4 млн. тонн угля в год
(стоимость -55,2 млрд.рублей).
Ввод в эксплуатацию производственных мощностей в рамках указанных
проектов предусмотрен в период с 2011 по 2015 годы.
В настоящее время 10 первоочередных проектов из 12 предложенных
осуществляются на принципах и механизмах государственно-частного
партнерства с привлечением кредитных ресурсов Сбербанка России,
Россельхозбанка и Внешэкономбанка с применением механизма
субсидирования процентной ставки за счет средств федерального и
краевого бюджетов. Проекты по глубокой переработке пшеницы на
реконструированном мелькомбинате (ОАО "Пава") и строительство
Алтайской конденсационной электрической станции (ООО "Алтайская КЭС")
претендуют на получение бюджетных ассигнований из Инвестиционного
фонда России и краевого бюджета для со-финансирования строительства
объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры.
В результате реализации обозначенных мероприятий, а также
активизации инвестиционной деятельности со стороны субъектов малого
предпринимательства, которые продемонстрировали высокие темпы роста в
2010 году (более 130%), в 2012-2014 годах прирост инвестиций в
основной капитал по краю прогнозируется на уровне 48%. При этом общий
объем инвестиций к 2014 г. может составить более 129 млрд. рублей.
Привлечение инвестиций на строительство и приобретение жилья в
прогнозируемый период будет поддерживаться спросом со стороны
населения. С учетом собственных средств населения, средств бюджетов
всех уровней, а также за счет привлечения внебюджетных источников в
целях стимулирования строительства и реализации жилищных программ,
которые аккумулированы в долгосрочной целевой программе
"Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае" на
2011-2015 годы, к 2014 году планируемый ввод жилья составит 1
млн.кв.м.
В предстоящий период сохранятся все существующие виды
государственной поддержки реального сектора экономики Алтайского края:
лизинг техники и оборудования; субсидирование части банковской
процентной ставки, в том числе по инновационным проектам;
субсидирование налога на имущество и налога на прибыль. В качестве
специального оператора по привлечению инвестиций и работе с
инвесторами в регионе будет выступать созданное в текущем году краевое
автономное учреждение "Алтайский Центр государственно-частного
партнерства и привлечения инвестиций". В регионе будет продолжена
работа по привлечению финансовых ресурсов федерального бюджета через
государственные программы, федеральную адресную инвестиционную
программу, Инвестиционный фонд Российской Федерации, институты особых
экономических зон, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.
Кроме того, в крае создается региональный инвестиционный фонд,
средства которого предполагается направлять на софинансирование
строительства объектов транспортной, энергетической и инженерной
инфраструктуры - инвестиционных проектов, реализуемых на принципах
государственно-частного партнерства.
Туризм
В последние годы туристическая сфера стала одним из приоритетных
направлений развития региона, что находит отражение в действующих
документах стратегического планирования. В среднесрочный период на
территории Алтайского края предполагается сформировать
туристско-рекреационный комплекс международного значения,
ориентированный на максимальное использование природно-ресурсного и
историко-культурного потенциала региона.
Основными задачами, которые предстоит решить в рамках достижения
поставленной цели, являются:
создание системы туристских кластеров для обеспечения развития
объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, привлечение
инвестиций в туристскую индустрию;
улучшение качества туристских и сопутствующих услуг;
формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного
туризма.
"Локомотивами" развития туристского комплекса края в
среднесрочной перспективе станет функционирование особой экономической
зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", формирование
игорной зоны "Сибирская монета", автотуристского кластера "Золотые
ворота" в г.Бийске и крупного туристско-рекреационного кластера
"Белокуриха" на территории одноименного города-курорта и Смоленского
района.
В результате реализации проекта по созданию особой экономической
зоны "Бирюзовая Катунь" на территории Алтайского края будет создан
первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального
туризма в горах, с четким разделением на молодежно-экстремальную зону
и зону с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами. Общая стоимость
проекта оценивается в 30 млрд. рублей с периодом реализации 2007-2027
годы.
В ходе создания зоны предполагается строительство гостиничных
комплексов на 3,5 тыс. мест единовременного размещения, горнолыжных
комплексов, центра экстремальных водных видов спорта, деревни "Русское
подворье", охотничьего хозяйства, спортивно-оздоровительных центров и
т.д. Планируемый поток туристов в особую экономическую зону может
превысить 1,1 млн. человек ежегодно.
Данный проект реализуется на принципах государственно-частного
партнерства и предполагает строительство объектов инфраструктуры за
счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения - за
счет частных инвесторов (резидентов особой экономической зоны).
Стоимость создания внутренней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая
Катунь" за счет средств бюджетов всех уровней составит более 8 млрд.
рублей, часть из которых уже освоена (2,1 млрд. рублей), другая часть
может быть освоена в 2011-2012 годах.
Сегодня на территории ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" зарегистрировано
14 компаний-резидентов, совокупный объем инвестиций которых в
соответствии с представленными бизнес-планами составит около 9 млрд.
рублей. До 2014 года возможна реализация еще 4 проектов потенциальных
резидентов с общим объемом заявленных инвестиций около 250 млн.
рублей.
Строительство инфраструктурных и игорно-развлекательных объектов
игорной зоны "Сибирская монета" ведется за счет средств частных
инвесторов.
Согласно разработанному проекту планировки на территории игорной
зоны площадью 2,3 тыс. га будут построены следующие основные объекты:
45 казино разного стилевого оформления, ориентированных на разные
целевые группы;
57 гостиничных комплексов на 3000 мест размещения, в том числе
гостиничные комплексы 3-5*, семейные мини-отели, гостиницы - виллы 5*,
конференц-отели и т.д.;
конноспортивный манеж с гостиницей, центр парапланеризма и
планеризма, теннисные корты, городок для автогонок;
горнолыжный комплекс, скалодром, сноуборд-парк;
центральный киноконцертный комплекс, открытые танцевальные
площадки, летние кинотеатры, аквапарк круглогодичного действия;
культурно-развлекательные, торговые, спортивные центры;
вертолетная площадка.
В 2010 году на конкурсной основе компании ООО "АЛТИ" в аренду
предоставлены два земельных участка под строительство двух гостиничных
комплексов с казино на 100 мест каждый, а также двух гостиниц
бизнес-класса уровня "5 звезд". Совокупный объем инвестиций составит
свыше 420 млн. рублей. Предполагается, что первое
игорно-развлекательное заведение на территории игорной зоны начнет
функционировать в конце 2011 года (срок окончания строительства всех
объектов данного комплекса - 2013 год).
На строительство внешней инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая
Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета" будет направлено более 4,7
млрд. рублей.
Пилотными в плане применения кластерного подхода к развитию сферы
туризма станут проекты "Золотые ворота" (г.Бийск) и "Белокуриха"
(г.Белокуриха, Смоленский район).
В соответствии с долгосрочной целевой программой "Развитие
туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы, начиная с 2013 года в
Алтайском крае планируется создание еще 9 туристско-рекреационных
кластеров:
"Алтайское", Алтайский район;
"Горная Колывань", Змеиногорский, Краснощековский, Курьинский
районы;
"Завьялово-Гуселетово", Завьяловский, Романовский районы;
"Егорьевка", Егорьевский район;
"Сибирь изначальная", Смоленский район;
"Солонешенский", Солонешенский район;
"Чарышский", Чарышский район;
автотуристского кластера "Красногорье", Красногорский район;
туристско-рекреационного (санаторно-оздоровительного) кластера
"Яровое", г.Яровое.
Предполагается, что каждый кластер будет выполнять свои особые
функции в региональной туристско-рекреационной системе, отличаться
своими видами туризма и рекреации.
Успешные технологии развития туристической сферы, применяемые в
пилотных туристско-рекреационных кластерах, формирование которых
проходит в рамках проекта федеральной целевой программы "Развитие
внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации",
предполагается внедрить во все региональные кластеры, тем самым
обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных
инвестиций.
В ходе реализации проекта "Белокуриха" будут созданы коллективные
средства размещения и другие туристские объекты (в том числе объекты
инженерной и транспортной инфраструктуры), построены и
реконструированы линии электропередач для туристских комплексов,
произведено берегоукрепление и обустройство прибрежных зон туристских
территорий, осуществлено строительство объектов водоснабжения для
туристских комплексов, построены необходимые очистные сооружения.
Создание автотуристского кластера "Золотые ворота" в г.Бийске
изменит направления туристских потоков в пределах предгорного и
горного Алтая и окажет позитивное влияние на развитие туристской
индустрии в Алтайском крае.
Туристический район "Змеиногорск - Горная Колывань - Горный
Чарыш" будет специализироваться на экологическом,
культурно-познавательном, оздоровительном туризме, экстрим-туризме и
пантолечении. Данная функциональная зона может принимать ежегодно до
100-150 тыс. туристов.
Развитие кластеров на Кулундинской равнине (Завьяловский район,
г. Яровое) будет направлено на семейный оздоровительный туризм на
основе местных бальнеологических ресурсов. В перспективе туристический
поток может составить до 100 тыс. туристов в год.
Уже в среднесрочной перспективе туризм станет высокоэффективным и
конкурентоспособным сектором экономики края. В результате к концу
прогнозного периода поток отдыхающих в крае туристов может возрасти с
0,97 до 1,2 млн. человек, число занятых непосредственно в
туристическом секторе - с 15,3 до 20 тыс. человек, налоговые платежи в
региональный бюджет увеличатся до 1 млрд. рублей в год, доля отрасли
туризма в ВРП составит примерно 2,5-3%.
Инновационная политика
Важнейшим направлением инновационной политики в среднесрочной
перспективе станет формирование основ финансовой и технологической
поддержки кластерного взаимодействия предприятий и полюсов
инновационного развития в сфере биофармацевтики, нанотехнологий,
энергосбережения и агропромышленное в сотрудничестве с учреждениями
научно-образовательного комплекса и ведущими институтами развития
страны.
НП "Алтайский биофармацевтический кластер" (г. Бийск)
сконцентрирует усилия на реализации инвестиционных проектов по четырем
направлениям производства: лекарственные средства, биологически
активные добавки к пище и продукты функционального питания,
профилактические средства, а также медицинская техника.
Ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии" (г. Бийск) в
рамках научно-исследовательского проекта "Анализ состояния
наноиндустрии Алтайского края и оценка потенциала его развития на
период до 2015 года" планирует создать нанотехнологический центр при
участии ГК "Роснано".
"Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных
технологий" (г. Барнаул) будет способствовать кооперации предприятий
региона в области научно-технических разработок, производства
энергетического и электротехнического оборудования с выполнением
полного спектра ремонтных и восстановительных работ.
Предприятия НП "Алтайский кластер аграрного машиностроения" (г.
Рубцовск) продолжат реконструкцию производственных мощностей и
разработку сельскохозяйственной техники в рамках программы "Система
машин в земледелии Алтайского края".
Особая роль отводится наукограду Российской Федерации г. Бийску,
задача которого - реализация приоритетных проектов в сфере науки,
технологий и техники путем создания объектов обеспечивающей
инфраструктуры, в частности, технопарка.
Инструментами государственной поддержки обозначенных инициатив
являются:
на региональном уровне - конкурсы и премии, гранты малым
инновационным компаниям; субсидирование расходов на разработку новых
продуктов, патентование, приобретение оборудования и технологий,
маркетинговые исследования, участие в выставочных мероприятиях и
"деловых миссиях"; создание центров коллективного пользования
оборудованием и оснащение лабораторий Бийского бизнес-инкубатора;
на федеральном уровне - участие в конкурсах: в рамках программ
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно -технологического комплекса России", "Научные и
научно-педагогические кадры инновационной России"", "Развитие научного
потенциала высшей школы"; постановлений Правительства Российской
Федерации от 09.04.2010 N218 "О мерах государственной поддержки
развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих
комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" и
от 09.04.2010 N 219 "О государственной поддержке развития
инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях
высшего профессионального образования" и др.
Созданные для активизации и развития инновационной деятельности
условия позволят в среднесрочной перспективе обеспечить существенное
повышение уровня инновационной активности предприятий региона.
Промышленность
Темпы прироста промышленного производства в 2012-2014 годах
прогнозируются на уровне 4,4-5,3 %. В целом за три года индекс
промышленного производства может составить 115,4%. Объем отгруженных
товаров собственного производства к 2014 году возрастет до 314 млрд.
рублей.
Высокие темпы роста в 2012-2014 годах прогнозируются в добывающем
секторе (в среднем -110%) за счет освоения Таловского,
Корбалихинского месторождений полиметаллических руд, разработки
золоторудных месторождений в Курьинском и Краснощековском районах, а
также увеличения добычи нерудных строительных материалов. За три года
добыча полезных ископаемых может увеличиться на 32%, а объем
отгруженных товаров в стоимостном выражении достигнет 9,8 млрд.
рублей.
В обрабатывающих производствах среднегодовой индекс физического
объема в прогнозный период составит 105,5%, в целом за 2012-2014 гг.
-117,3%.
В ведущей отрасли обрабатывающего сектора - производстве пищевых
продуктов, доля которой по итогам 2010 года составила 36%, темп роста
в сопоставимых ценах за период 2012-2014 гг. составит 112,7%.
Значительный рост ожидается в масложировой промышленности (к
концу прогнозного периода - в 1,5 раза) в результате выхода на
проектную мощность завода по производству рафинированного
подсолнечного масла ООО "АгроСиб-Раздолье". Модернизация производства,
внедрение новых технологий и оборудования, расширение ассортимента
выпускаемой продукции и повышение ее качества предприятиями молочной
отрасли края (ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", ООО "Алтайская
буренка", ОАО "Славгородский молочный комбинат") обеспечит в
прогнозном периоде рост объемов производства цельномолочной продукции
на уровне 110%. Кроме того, с целью прироста объемов закупа молока и
улучшения его качества предприятия молочной промышленности продолжат
работу по строительству и модернизации стационарных приемных пунктов
молока, предназначенных для первичной обработки молока и его
охлаждения.
Развитию мясной отрасли края будет способствовать деятельность
организаций по обновлению оборудования, освоению новых современных
технологий производства пищевых продуктов, а также реализация проектов
по строительству крупных свинокомплексов с законченным циклом
производства мясной продукции.
Реализация инвестиционного проекта по организации производства
продукции глубокой переработки зерна пшеницы ОАО "Пава" в период
2012-2013 годов позволит увеличить объемы производства
зерноперерабатывающей отрасли, более полно использовать все
компоненты зерна и получать не только традиционные продукты
мукомольно-крупяной промышленности, но и крахмал, из которого
вырабатывают глюкозные и фруктозные сиропы, глютен. Нарастить в 1,6
раза объемы производства сахарного песка в Алтайском крае позволит
увеличение производственной мощности ОАО "Черемновский сахарный
завод" (с 2,8 до 4,5 тысяч тонн в сутки), а также газификация и
автоматизация производственного процесса, строительство линий по сушке
паром и грануляции свекловичного жома, установка прессов глубокого
прессования для снижения энергозатрат на ООО "Бийский сахарный завод".
С целью увеличения производства консервированных продуктов в
прогнозном периоде до 2014 года предприятиями плодоовощеконсервной
промышленности края предполагается произвести реконструкцию
существующего овощехранилища (КФ "Флора"), внедрить глубокую
переработку растительного сырья на основе жимолости, облепихи и
черноплодной рябины (ЗАО "Агровит-сад" Калманского района). ООО НПФ
"Алтайский букет" продолжит реализацию проекта по производству
функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе
алтайского возобновляемого природного сырья
К концу 2014 года объемы производства в деревообработке и
производстве готовых металлических изделий достигнут уровня, в 2 раза
превышающего докризисный. Вместе с тем лишь к концу прогнозного
периода докризисного уровня достигнет производство в
машиностроительной отрасли, промышленности строительных материалов.
К концу прогнозного периода произойдут структурные изменения в
объеме производства обрабатывающего сектора за счет увеличения доли
продукции стройиндустрии, химического производства, производства
готовых металлических изделий и соответствующего сокращения доли
производства кокса и пищевых продуктов.
Медленнее остальных будут расти объемы производства в
электроэнергетике (100,5-101%) за счет невысоких темпов роста внешнего
спроса и внутренних ограничений. В среднесрочном периоде продолжится
работа по внедрению энергосберегающих технологий, газификации края,
созданию собственной угледобывающей отрасли.
Государственная поддержка организациям промышленного комплекса
будет оказываться в рамках мероприятий ведомственной целевой программы
"Развитие промышленного производства в Алтайском крае" на 2010 - 2012
годы. Кроме того, в крае будут продолжать действовать такие механизмы
господдержки, как:
содействие повышению доступности финансовых ресурсов путем
предоставления государственных гарантий Алтайского края;
содействие предприятиям оборонно-промышленного комплекса в
получении ими государственного заказа;
реализация комплексных инвестиционных планов моногородов;
содействие продвижению продукции в другие регионы Российской
Федерации и на внешние рынки через участие в выставках-ярмарках и др.
Сельское хозяйство
Индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2014 году по
отношению к оценке 2011 года прогнозируется в пределах 112%.
Существенное влияние на развитие сельхозпроизводства в крае
оказывают меры государственной поддержки. Ее приоритетами являются
интенсивное развитие животноводства, приобретение средств химизации,
обеспечение общих условий развития отрасли, технической и
технологической модернизации АПК, развитие малых форм хозяйствования
на селе.
В текущем и прогнозном периоде предполагается ускорение темпов
роста производства животноводческой продукции. Наращивание объемов
производства молока планируется за счет роста продуктивности дойного
стада до 4000 кг. Значительный прирост производства свинины в крае
ожидается в 2013 -2014 годах в связи с завершением и выходом на полную
мощность двух крупных инвестиционных проектов - ООО "Алтаймясопром" и
ЗАО "Алтайский бекон" (годовой объем производства каждого - 32 тыс.
тонн свинины).
С 2011 года реализуется краевая программа "Строительство,
реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и
ферм в Алтайском крае" на 2011-2013 годы, что также будет
способствовать наращиванию объемов производства продукции
животноводства, в т. ч. за счет диверсификации производства в
крестьянских (фермерских) хозяйствах края, создания малых и семейных
ферм.
В результате прогнозируемый прирост производства скота и птицы на
убой (в живом весе) составит 17,3%, молока - 6,1%. В целом темп роста
животноводческой продукции в сопоставимых ценах прогнозируется на
уровне 111,6%.
Обеспечение высокой культуры земледелия, увеличение объемов
внесения минеральных и органических удобрений, проведение мероприятий
по восстановлению материально-технической базы сельскохозяйственных
организаций, внедрение новых технологий позволят повысить урожайность
сельскохозяйственных культур. Среднегодовой валовой сбор зерновых
культур в прогнозируемом периоде составит 4860 тыс. тонн.
Предполагается увеличение посевных площадей, занимаемых техническими
культурами. С учетом благоприятных погодных условий темп роста объемов
производства в растениеводстве за три года составит 112,2%.
В среднесрочной перспективе в рамках действующих программ и новых
направлений государственной поддержки, предусмотренных разработанной
долгосрочной программой "Устойчивое развитие сельских территорий
Алтайского края" на 2012-2020 годы, предполагается увеличение объемов
финансовых вложений, направленных на развитие производственной и
социальной инфраструктуры села. Особое внимание будет уделено
комплексному развитию сельских территорий, формированию нового уклада
жизни в сельской местности.
Потребительский рынок
В прогнозный период предполагается рост потребительской
активности населения, вследствие чего оборот розничной торговли к 2014
году может возрасти в 1,4 раза и составить 357,4 млрд. рублей.
В разрезе видов торговли сохранится тенденция динамичного
развития стационарной торговли и замедление продажи товаров на
розничных рынках и ярмарках. Дальнейшее развитие получат
крупноформатные торговые объекты, оснащенные новейшим оборудованием и
предлагающие широкий ассортимент товаров. Предполагается вхождение в
край крупных сетевых структур международного уровня ("МЕТРО Кэш энд
Керри"), способствующих развитию конкуренции на потребительском рынке
и повышению качества услуг.
Значительно усилил конкуренцию на рынке общественного питания и
сделал его более разнообразным приход в край сетевых компаний из
других регионов. В среднесрочной перспективе в данной сфере
планируется развитие объектов, предоставляющих услуги средней ценовой
категории (кафе, закусочные, столовые, трактиры, блинные и т.д.);
расширение общедоступной сети предприятий быстрого питания; развитие
услуг общественного питания, предоставляемых в
туристическо-гостиничных комплексах. По прогнозным расчетам, оборот
общественного питания в 2014 году может превысить уровень 2011 года на
27,4% и составить 10,5 млрд. рублей.
В прогнозируемый период объемы оказываемых населению края платных
услуг могут возрасти на 20,8% и составить 82,9 млрд. рублей. Наиболее
динамично будут развиваться услуги туризма и сопутствующие им услуги
транспорта и связи. Это обусловлено активной реализацией проекта по
созданию в крае особой экономической зоны туристско-рекреационного
типа и игорной зоны, началом реализации других проектов в сфере
туризма.
Демографические тенденции и рынок труда
В среднесрочный период демографическая ситуация в регионе будет
постепенно стабилизироваться. Абсолютное сокращение среднегодовой
численности постоянного населения в 2011 году оценивается на уровне
8,2 тыс. человек, а к 2014 году составит 0,4 тыс. человек, что будет
обусловлено ростом рождаемости, сокращением смертности, преодолением
миграционной убыли населения. Ожидаемая продолжительность жизни может
возрасти к концу прогнозного периода до 71 года (69,2 года - уровень
2010 г.).
Способствовать стабилизации численности населения будет
реализация программы демографического развития, приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения, ряда федеральных и
региональных целевых программ, в т.ч. региональной программы
модернизации здравоохранения.
Вместе с тем предстоящие годы будут характеризоваться влиянием
ряда неблагоприятных демографических факторов, обусловленных
изменением структуры населения. Численность населения в трудоспособном
возрасте будет ежегодно сокращаться. Трудоспособного возраста
достигают поколения, родившиеся в 1990-е годы (когда отмечался спад
рождаемости). В то же время выходят на пенсию поколения, родившиеся
после войны (пик рождаемости). Увеличение населения старших возрастов
приведет к росту демографической нагрузки. Вследствие сокращения
численности населения в трудоспособном возрасте в прогнозном периоде
намечается сокращение численности трудовых ресурсов на 31,3 тыс.
человек.
Обратная тенденция на рынке труда будет происходить в сфере
занятости населения. В связи с положительными тенденциями в экономике
и ростом выпуска товаров и оказания услуг численность занятых в
экономике края будет постепенно восстанавливаться и к 2014 году может
составить 1,1 млн. человек. Основное увеличение численности занятых
предполагается в обрабатывающих производствах, добыче полезных
ископаемых, строительстве, сельском хозяйстве.
В результате реализации мер поддержки рынка труда, ускоренного
роста экономики регистрируемая безработица за три года снизится более
чем на 2 тыс. человек, а ее уровень (по отношению к численности
экономически активного населения) составит 2,9%.
Уровень жизни населения
В прогнозный период ожидается достаточно высокий рост показателей
уровня жизни населения за счет всех составляющих: заработной платы,
социальных трансфертов, доходов от имущества, но прежде всего, доходов
от предпринимательской деятельности. В целом за 2012-2014 годы
денежные доходы в расчете на душу населения в номинальном выражении
могут увеличиться в 1,4 раза, реальные располагаемые - на 20,9%.
Рост заработной платы будет обусловлен усилением темпов
экономического развития, а также осуществлением мер по повышению
оплаты труда работников бюджетной сферы федерального и регионального
уровней. Прирост реальной заработной платы за прогнозный период
составит 15,5%. Фонд заработной платы в целом за 3 года увеличится на
37,5%.
Создание условий для роста доходов населения, в первую очередь на
основе развития занятости населения и повышения заработной платы, а
также меры по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров и
социальной поддержке семей с детьми позволят снизить долю населения с
денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 22% в 2011
году до 18,5% в 2014 году.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Сценарным условиям социально-экономического развития
Алтайского края на 2012 год и на период до 2014 года
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
прогноза социально-экономического развития Алтайского края
на 2011-2013 годы
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Наименование | Единица |2010 год |2011 год | 2012 | 2013 |2014 год |
|показателя | измерения | (факт) |(оценка) | год | год | |
| | | | |————————|————————|——————————|
| | | | |прогноз |
| | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Численность населения | тыс. чел. | 2421,9 | 2414 | 2408 | 2405 | 2405 |
|(среднегодовая) | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Инфляция: на конец | % | 108,2 | 107,9 | 106,0 | 105,5 | 104,5 |
|года | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|в среднем за год | % | 106,4 | 108,9 | 106,8 | 105,6 | 105,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Валовой региональный | млрд. руб. | 317,0 | 371,4 | 413,0 | 468,0 | 536,3 |
|продукт | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|темп роста | % | 108,0 | 105,1 | 105,5 | 107,0 | 108,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Объем отгруженной | млрд. руб. | 189,4 | 231,3 | 253,5 | 281,7 | 313,6 |
|промышленной | | | | | | |
|продукции | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Индекс промышленного | % | 120,9 | 106,0 | 104,4 | 105,0 | 105,3 |
|производства | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|в том числе по видам | | | | | | |
|деятельности: | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|добыча полезных | млрд. | 4,2 | 5,8 | 6,6 | 7,6 | 9,0 |
|ископаемых | руб. | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства | % | 75,8 | 114,3 | 108,0 | 109,0 | 112,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|обрабатывающие | млрд. руб. | 154,4 | 192,1 | 210,4 | 233,3 | 259,5 |
|производства | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства | % | 125,8 | 108,4 | 105,0 | 105,6 | 105,8 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|производство и | млрд. руб. | 30,8 | 33,3 | 36,5 | 40,8 | 45,1 |
|распределение | | | | | | |
|электроэнергии, газа | | | | | | |
|и воды | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства | % | 108,4 | 93,0 | 100,5 | 100,8 | 101,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Продукция сельского | млрд. | 77,1 | 84,9 | 92,1 | 98,7 | 107,0 |
|хозяйства во всех | руб. | | | | | |
|категориях хозяйств | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс производства | % | 95,5 | 102,1 | 103,5 | 103,7 | 104,2 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Инвестиции в основной | млрд. | 55,8 | 70,0 | 85,0 | 105,0 | 129,3 |
|капитал за счет всех | руб. | | | | | |
|источников | | | | | | |
|финансирования | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|индекс физического | % | 118,0 | 114,0 | 112,5 | 114,5 | 115,0 |
|объема | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Оборот розничной | млрд. | 180,4 | 220,2 | 261,4 | 307,5 | 357,4 |
|торговли | руб. | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
| темп роста в | % | 106,6 | 112,0 | 112,2 | 111,5 | 111,0 |
|сопоставимых ценах | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Оборот общественного | млрд. руб. | 5,0 | 6,2 | 7,5 | 8,9 | 10,5 |
|питания | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
| темп роста в | % | 105,8 | 108,0 | 108,2 | 108,4 | 108,6 |
|сопоставимых ценах | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Объем платных услуг | млрд. руб. | 50,0 | 55,4 | 63,2 | 72,4 | 82,9 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
| темп роста в | % | 101,5 | 102,8 | 105,8 | 106,5 | 107,2 |
|сопоставимых ценах | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Внешнеторговый | млн. долл. | 947,3 | 871,7 | 937,4 |1056,3 | 1130,0 |
|оборот, всего | США | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|в том числе: | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|экспорт | | 512,7 | 522,6 | 577,5 | 688,3 | 730,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|импорт | | 434,6 | 349,1 | 359,9 | 368,0 | 400,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Прибыль по всем видам | млрд. руб. | 47,6 | 60,3 | 66,3 | 72,3 | 78,1 |
|деятельности | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Денежные доходы | млрд. руб. | 316,4 | 365,6 | 413,9 | 465,5 | 523,4 |
|населения | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Реальные | % | 103,5 | 106,2 | 106,0 | 106,5 | 107,1 |
|располагаемые | | | | | | |
|денежные доходы | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Прожиточный минимум | руб. | 5529,5 | 6182,0 |6707,0 |7559,0 | 8141,0 |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Доля населения с | % | 24,3 | 22,2 | 20,5 | 19,3 | 18,5 |
|денежными доходами | | | | | | |
|ниже прожиточного | | | | | | |
|минимума в общей | | | | | | |
|численности населения | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
| Фонд заработной | млрд. руб. | 99,9 | 113,1 | 126,1 | 140,2 | 155,5 |
|платы, всего | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Номинальная | руб. | 12051 | 13760 | 15320 | 17010 | 18840 |
|начисленная | | | | | | |
|среднемесячная | | | | | | |
|заработная плата | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Реальная заработная | % | 104,1 | 104,9 | 104,2 | 105,1 | 105,5 |
|плата | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Численность | тыс.чел. | 691,1 | 685,0 | 686,0 | 687,0 | 688,0 |
|работников | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Численность занятого | тыс.чел. | 1079,4 | 1090,2 |1095,6 |1098,9 | 1100,0 |
|в экономике населения | | | | | | |
|(среднегодовая) | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
|Уровень безработицы: | % | 8,8 | 8,7 | 8,7 | 8,7 | 8,6 |
|общей | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|
| официально | % | 3,2 | 3,0 | 3,0 | 2,9 | 2,9 |
|зарегистрированной | | | | | | |
|——————————————————————|—————————————|—————————|—————————|————————|————————|——————————|