Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ 22.09.2015 № 267-р г.Барнаул 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года. 2. Утвердить прилагаемый План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - «план»). 3. Исполнительным органам государственной власти Алтайского края принять меры по организации выполнения плана. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНА распоряжением Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р КОНЦЕПЦИЯ развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года 1. Введение Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года (далее - «Концепция») разработана: в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; во исполнение указов Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Настоящая Концепция учитывает конкурентные преимущества имеющегося инновационного потенциала, обозначенные в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, а также направлена на перевод системы дополнительного образования на качественно новый уровень, который позволит формировать творческую, социально зрелую, физически здоровую личность, призвана стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности и успешности молодых людей, проживающих в Алтайском крае. Принятие и реализация управленческих решений по развитию региональной системы дополнительного образования детей позволит создать условия для эффективного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и частных организаций образования, культуры и спорта, средств массовой информации и общественных объединений в сфере дополнительного образования детей. 2. Современное состояние и проблемы дополнительного образования в Алтайском крае В настоящее время возможность получения дополнительного образования обеспечивается государственными (муниципальными) организациями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями. В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы, подростков и молодежи, использующих образовательные ресурсы сети «Интернет». Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Проблемами дополнительного образования детей остаются: отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, что не позволяет в полном объеме предоставлять услуги достойного качества и эффективно расходовать средства бюджетов всех уровней, а также ограничивает возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства; отставание инфраструктуры от современных требований и острый дефицит в новом оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, оснащении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ; медленное обновление содержания дополнительного образования детей, в то время как требования современной инновационной экономики, запрос рынка труда и социальный заказ требуют расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Кроме того, наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов. Система дополнительного образования детей в Алтайском крае не только сохранена, но и активно развивается. На 01.01.2015 сеть организаций дополнительного образования детей Алтайского края включает 319 государственных и муниципальных организаций различной ведомственной принадлежности: 157 - подведомственные организации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, 115 - организации, подведомственные управлению Алтайского края по культуре и архивному делу, 47 - организации, подведомственные управлению Алтайского края по физической культуре и спорту. Кроме того, 102 негосударственные организации, работающие в сфере дополнительного образования. Особенность региона заключается в наличии большого числа малокомплектных школ, что обусловлено структурой населения (45,2 % жители сельских населенных пунктов). В сельской местности расположено 55,2 % организаций дополнительного образования. Количество детей, занятых в организациях дополнительного образования, более 164 тыс. человек, в том числе в организациях культуры - 15,7 %, в организациях спорта - 15,7 %, в организациях образования - 68,6 %, в основном это дети, проживающие в городах, - 62,1 %. Всего дополнительными общеобразовательными программами в Алтайском крае занято 62 % детей в возрасте от 5 до 18 лет от общего числа детей этого возраста, что на 3,3 % выше, чем в среднем по России (в 2013 году - 59 %). Система дополнительного образования Алтайского края характеризуется самобытностью и результативностью. В крае реализуется более 60 региональных программ и проектов, направленных на выявление и поддержку талантливых детей и молодёжи. Ведущими направлениями по выбранным программам дополнительного образования детей в Алтайском крае в 2012 - 2014 годах в государственном секторе являются художественно-творческое и спортивное. В частном секторе - программы, связанные с обучением иностранным языкам, школы раннего развития, в некоммерческом секторе - проекты и программы, связанные с навыками социального проектирования, экологическим просвещением. Сегодня учебное заведение не единственный источник получения дополнительного образования. Развиваются сетевые и кластерные формы организации образовательного процесса. Большую популярность у детей приобретает участие в инновационных образовательных проектах, краткосрочных дополнительных образовательных программах, дистанционных образовательных курсах. Рост заинтересованности семей и детей дополнительным образованием обусловливает увеличение негосударственных организаций. Задачи социализации, подготовки учащихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях реализуют и общественные организации. В организациях дополнительного образования насчитывается 7465 педагогических работников, в том числе в организациях культуры - 25 %, спорта - 12 %, образования - 65 %. Развитие профессиональной компетентности работников дополнительного образования осуществляется в рамках профессиональных конкурсов педагогов дополнительного образования, краевого учебно-методического объединения, краевого совета руководителей организаций дополнительного образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров по дополнительному образованию осуществляются на базе педагогических вузов края и КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» (далее - АКИПКРО). Вместе с тем существует ряд факторов, препятствующих эффективному развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае: недостаточная сформированность финансовых механизмов развития системы дополнительного образования детей; отсутствие федеральных государственных образовательных стандартов (требований) к реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и единой системы государственной и независимой оценки качества услуг дополнительного образования детей; незначительное влияние государственных и муниципальных заданий на повышение качества услуг и обеспечение регионального заказа на развитие образовательных программ в области научно-технического творчества, экологии, сельского хозяйства и туризма; слабо выраженное взаимодействие между образовательными организациями в решении общих задач как важнейшая характеристика сетевой организации образовательного пространства; недостаточный уровень развития материально-технической базы организаций дополнительного образования, отсутствие доступной среды для детей-инвалидов, оснащенности информационно-коммуникационными ресурсами; возрастающий дефицит профессионально компетентных специалистов, связанный с обновлением содержания дополнительного образования детей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставление дополнительного образования детей относится к компетенции регионального уровня. С учетом сложившейся в Алтайском крае экономической, социальной, демографической ситуации развитие сферы дополнительного образования возможно при условии построения эффективной организационной модели системы дополнительного образования без задействования значительных дополнительных бюджетных ресурсов. Развитие региона неотъемлемо связано с процессами перехода от индустриального к постиндустриальному пространству, которые переживает российское общество. Экономическое, социальное, культурное, общественное изменение Алтайского края требует от системы дополнительного образования безусловного обеспечения права на усовершенствование и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечила бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы. Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, вводится понятие «открытого образования», которое несет кардинальное изменение свойств системы образования в направлении большей свободы при планировании, выборе места, времени и темпа обучения. Модернизация региональной системы дополнительного образования детей должна сохранить лучший опыт и традиции. Вместе с тем, курс на все большую ее открытость, структурные и содержательные преобразования должны стать важным фактором социально-экономического развития региона, формирования и сохранения культурных традиций, создания и продвижения позитивного имиджа Алтайского края, улучшения качества жизни населения. 3. Цели, задачи и основные принципы развития дополнительного образования детей в Алтайском крае Цели Концепции: обеспечение прав детей на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; развитие инновационного потенциала общества. Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи: формирование эффективных механизмов государственно-общественного, межведомственного управления системой дополнительного образования детей; обеспечение высокого качества услуг дополнительного образования детей, полноты и объема информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах для семей с детьми; расширение потенциала дополнительных общеобразовательных программ, создание и реализация вариативных программ на основе сетевого взаимодействия, электронного обучения и дистанционных технологий, постоянное обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ; поддержка инновационного творчества детей и молодежи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежи, молодежного предпринимательства; формирование государственного (муниципального) задания с учетом государственного и социального заказа для обновления содержания образования с учетом особенностей региона, специфики социокультурных, географических ресурсов Алтайского края по перспективным направлениям дополнительного образования: культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, активный туризм, научно-техническое творчество, робототехника, предпрофессиональная подготовка по сельскохозяйственному и лесохозяйственному профилю; модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей, развитие техносферы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы; развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей; совершенствование финансово-экономических механизмов реализации услуг дополнительного образования детей; расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, развитие государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей. Основные принципы: доступность качественного дополнительного образования детей для всех социальных групп населения независимо от места проживания; преемственность и непрерывность образования, предполагающие ориентацию системы дополнительного образования детей на различные возрастные категории обучающихся, повышенный уровень и широту образовательной подготовки на каждом этапе развития ребенка; открытость образования, предоставление любому учащемуся права выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, возможность получать образовательные услуги, соответствующие траектории личностного развития, требованиям рынка труда и социальным потребностям; приоритетность программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (одаренные и мотивированные дети, дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ); государственно-общественный характер управления системой дополнительного образования, опора на механизмы общественной экспертизы и контроля, саморегулирования; обеспечение информационной прозрачности, предоставления доступа к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ; обновляемость содержания дополнительного образования по мере научно-технического развития человечества, изменения региональных приоритетов; принцип развития сферы дополнительного образования детей как инвестиционно привлекательной и инновационной, использующей многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их применения; партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей с детьми; межведомственная и межуровневая интеграция, сетевое взаимодействие, использование культурных, природных, исторических ресурсов региона. 4. Региональная модель развития дополнительного образования детей 4.1. Государственный и социальный заказ на дополнительное образование детей в Алтайском крае Государственный и социальный заказ на дополнительное образование детей в Алтайском крае предусматривает: формирование государственного (муниципального) задания с учетом особенностей региона, специфики социокультурных, географических ресурсов Алтайского края; поддержку образовательных организаций, в том числе в сфере культуры и спорта, негосударственных образовательных и общественных организаций, специализирующихся на работе с детьми, нуждающимися в особой заботе общества и государства, реализующих программы и проекты по приоритетным направлениям. Региональная модель дополнительного образования детей базируется на образовательной программе как на основной единице системы дополнительного образования. Под образовательной программой в дополнительном образовании подразумевается комплекс образовательных событий, объединенных единой тематикой и организационной формой, предполагающих целостный образовательный результат для обучающегося. Приоритетом этой модели является возможность развития сетевых форм при реализации образовательных программ, внедрение вариативных моделей финансирования дополнительного образования детей, в том числе сертификата на услуги дополнительного образования. Совокупность образовательных программ, в том числе имеющих региональный статус, позволяет специфицировать государственное (муниципальное) задание, определять приоритеты финансирования в соответствии с «приоритетностью» программ, а также формировать бюджет непосредственно образовательной деятельности и бюджет необходимой инфраструктуры. Основной риск внедрения данной модели как базовой для региона состоит в недостатке квалификации педагогических кадров в области разработки модульных образовательных программ, а также организации интенсивных форм обучения и сетевого сопровождения. Содержание программ может определяться как приоритетами региона, так и объективными возможностями конкретных организаций. Приоритетными на территории Алтайского края являются дополнительные общеобразовательные программы: по получателям услуг: направленные на адресную поддержку, сопровождение и профессиональную ориентацию одаренных и мотивированных детей; направленные на социализацию детей, требующих особого внимания государства и общества (детей из группы социального риска, детей с ОВЗ, детей мигрантов); по содержанию: обучающие технологиям научного познания: включение школьников в практики научной работы во всех областях науки и техники; организующие детский культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, активный туризм на территории Алтайского края; обучающие инженерным технологиям, позволяющим включать школьников в практическую деятельность по созданию технических объектов, изучение передовых научных технологий; обучающие современным сельскохозяйственным и лесотехническим технологиям; представляющие социально-педагогическое направление: включение в освоение школьниками практик развития человека в различных аспектах (эмоциональном, физическом, волевом, духовном, интеллектуальном), развитие волонтерского движения; направленные на формирование здорового образа жизни, занятие физической культурой с элементами видов спорта; формирующие здоровую окружающую среду, направленные на экологическое воспитание и просвещение; по форме реализации: направленные на обеспечение доступным и качественным дополнительным образованием детей из отдаленных территорий края, в том числе через дистанционные курсы и интернет-проекты. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях: свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации. 4.2. Организационные единицы региональной модели дополнительного образования 1. Реализация дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется государственными и муниципальными организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта. Организации дополнительного образования являются инфраструктурной базой для реализации дополнительных предпрофессиональных программ, включающих школьников в современные формы деятельности в сферах искусства и спорта. Основная миссия реализации программ - выявление одаренных детей и создание условий для их соответствующего образования: в первом случае - художественного образования и эстетического воспитания, приобретения детьми знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. во втором - физического воспитания и развития, получения ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) к освоению этапов спортивной подготовки. Для каждой из дополнительных предпрофессиональных программ в сфере искусств разработаны и утверждены приказами Министерства культуры Российской Федерации федеральные государственные требования (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации этих программ, являющиеся обязательными для участников образовательного процесса. ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в сфере физической культуры и спорта учитывают требования федеральных стандартов спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В этом секторе основными задачами являются: выполнение ФГТ; повышение результатов обучающихся на конкурсах, состязаниях, соревнованиях всех уровней; формирование технологических решений; комплектование материальных ресурсов для повышения доступности дополнительных предпрофессиональных программ для отдельных категорий детей, в частности для детей с ОВЗ. Кроме того, необходима интеграция дополнительных предпрофессиональных программ (в области физической культуры и спорта и в области искусства) с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта или в области искусства). Ресурсными центрами для реализации предпрофессиональных дополнительных общеобразовательных программ являются: в сфере искусства - КГБУ «Алтайский краевой учебно-методический центр по художественному образованию»; в сфере спорта - КГБОУ СПОТ «Алтайское краевое училище олимпийского резерва». 2. Реализация дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными и муниципальными организациями общего и дополнительного образования, детскими загородными оздоровительными лагерями, в том числе через сетевые формы: молодёжные проектные и творческие объединения, включающие старшеклассников в современные социальные (гражданские, волонтёрские) практики; летние профильные смены (модульные школы, молодёжные лагеря, разворачивающие образовательные курсы по региональной проектной грамотности, профориентационные проекты, интенсивные практики для одаренных детей); система центров молодежного инновационного творчества; система детского образовательного и спортивного туризма; система экологического образования (школьные лесничества, трудовые объединения сельскохозяйственного направления, экологические клубы); самодеятельные творческие коллективы, позволяющие участникам реально освоить и опробовать практики творчества; система поддержки массового спорта как формы досуга и поддержания здорового образа жизни. Ресурсными центрами являются краевые организации дополнительного образования Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края: КГБУ ДО «Краевая детско-юношеская спортивная школа», КГБУ ДО «Алтайский краевой дворец творчества детей и молодежи», КГБУ ДО «Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения», КГБУ ДО «Краевой центр информационно-технической работы», КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», КГБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр «Алтай». Организационное и научно-методическое сопровождение модернизации дополнительного образования детей в Алтайском крае призван осуществлять межведомственный Центр развития дополнительного образования детей, который планируется создать на базе вышеуказанных краевых образовательных организаций. 3. Реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется организациями высшего профессионального и допрофессионального образования, АКИПКРО, в том числе через: краткосрочные кадровые школы, обеспечивающие подготовку кадров (как действующих, так и кадрового резерва) к работе в ситуации открытого и деятельностного образования; выстраивание вариативной системы подготовки педагога дополнительного образования для образовательных организаций Алтайского края: допрофессиональная подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации; аттестацию педагогических работников с опорой на профессиональный стандарт; разработку и реализацию сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организацию дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе стажерских площадок и лучших практик; формирование информационной среды профессионального развития педагогов с базами образовательных программ, лучших практик, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами. Ресурсными центрами являются ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», АКИПКРО. 4. Институционализация экспертного сообщества, определяющего приоритеты для образовательных программ в соответствии с ситуацией региона, участвующего в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов. Организационными формами сообщества являются Алтайский краевой совет директоров организаций дополнительного образования, краевое учебно-методическое объединение профессионального сообщества педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей, краевой экспертный совет. 5. Развитие негосударственного сектора в дополнительном образовании для решения государственных образовательных задач. К 2020 году планируется достичь установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» охвата не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами, при этом 50 % за счет средств федерального бюджета. Расширению сектора оказания услуг дополнительного образования детей способствует: рынок частных услуг, восполняющий дефицит основного образования (досуговые клубы, образовательные парки и технопарки, центры молодежного инновационного творчества, музеи и т.п.) или дефицит образовательной инфраструктуры (центры раннего развития детей и т.п.); «неформальная педагогика»: молодёжные и подростковые движения (скаутское движение, ролевые игры, историческая реконструкция); неформальные творческие сообщества; сообщества любителей экстремальных видов спорта; волонтёрские, просветительские, экологические проекты; информальное образование: медиапроекты, сетевые просветительские и образовательные программы. Эти движения могут стать как прототипами, так и организационным базисом для разворачивания системы массовых социально-образовательных проектов. Опорой развития открытого образования могут стать общественные организации, частные организации дополнительного образования, организации культуры. Для этого сектора необходимы финансовые механизмы, которые допускают финансирование лучших практик из бюджетов всех уровней, прежде всего посредством грантовой поддержки. Кроме того, государственные (муниципальные) услуги дополнительного образования могут предоставляться на платной основе. Такие услуги образовательные организации вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц, если они не предусмотрены установленным государственным (муниципальным) заданием. Государственные (муниципальные) услуги на платной основе не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований. 4.3. Управление развитием дополнительного образования детей в Алтайском крае Руководство реализацией Концепции осуществляет межведомственный Координационный совет по развитию дополнительного образования детей в Алтайском крае (далее - «Совет»), в который входят представители органов исполнительной власти Алтайского края, общественных объединений, образовательных организаций, представители частных образовательных и досуговых структур, родительской общественности. Совет обеспечивает согласование действий заинтересованных органов исполнительной власти Алтайского края, общественных объединений, образовательных и иных организаций по реализации региональной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей. Ресурсное обеспечение реализации Концепции возлагается: в части научно-методического обеспечения, подготовки и переподготовки педагогических кадров, обобщения и продвижения передового опыта на АКИПКРО; в части нормативно-правового, организационно-методического, информационного обеспечения, обобщения передового опыта на Центр развития дополнительного образования, краевые организации дополнительного образования в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта. Работа по развитию дополнительного образования на краевом, муниципальном уровнях и в образовательной организации строится в соответствии с программами развития, планами реализации программ («дорожными картами»), годовыми планами соответствующего уровня, а также краевым (муниципальным) планом по реализации настоящей Концепции. Инструментами государственно-общественного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей являются: на региональном уровне: Алтайский краевой совет руководителей организаций дополнительного образования, краевое учебно-методическое объединение профессионального сообщества педагогов и руководителей организаций дополнительного образования детей; региональные конкурсы грантов на проекты социально-педагогической направленности, конкурсы программ и проектов развития новых направлений дополнительного образования детей; на муниципальном уровне: муниципальные советы по развитию образования; муниципальные профессиональные сообщества педагогов и руководителей организаций системы дополнительного образования детей; конкурсы программ и проектов развития новых направлений дополнительного образования детей; на уровне организации: управляющие советы организации, попечительские советы, фонды развития учреждения и другие формы государственно-общественного управления. Механизмом развития, отражающим государственно-общественное управление, становится сетевая образовательная программа с использованием ресурсов иных организаций, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов; сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования. 5. Основные направления и механизмы реализации Концепции Формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей Алтайского края, сетевого и межуровневого взаимодействия включает в себя: формирование межведомственного Координационного совета по развитию системы дополнительного образования детей в Алтайском крае; открытие центра развития дополнительного образования детей; разработку и реализацию плана межведомственного взаимодействия (совместной деятельности образовательных организаций с использованием ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных детско-взрослых сообществ) по реализации Концепции; создание региональной системы информационной поддержки развития дополнительного образования детей; создание инновационных площадок на базе организаций дополнительного образования детей, отвечающих современным требованиям; формирование единого интегрального пространства научно-технического творчества учащихся и молодежи; разработку и внедрение успешных моделей использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей включает в себя: внедрение эффективных форм участия общественности в управлении организациями, осуществляющими дополнительное образование детей (наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы); разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария оценки качества дополнительного образования детей Алтайского края, включающих инструменты общественной экспертизы, межведомственной комплексной оценки эффективности работы организаций, оказывающих дополнительные образовательные услуги; введение электронных систем учета вовлеченности детей в программы дополнительного образования; формирование системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях детей (портфолио), о результатах деятельности организаций дополнительного образования детей; развитие прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; проведение информационных кампаний, направленных на популяризацию сферы дополнительного образования детей в регионе, создание региональных и муниципальных порталов (сайтов) с системами региональных интерактивных навигаторов; развитие государственно-частного и социального партнерства в сфере дополнительного образования детей Алтайского края. Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования детей в Алтайском крае включает: участие в федеральном пилотном проекте по внедрению сертификата на услуги дополнительного образования в области научно-технического творчества; разработку и внедрение вариативных моделей финансирования дополнительного образования детей; разработку и апробацию механизма финансовой поддержки прав детей на участие в программах дополнительного образования, независимо от места проживания, социально-экономического положения семьи; внедрение механизмов статистического учета детей в системе дополнительного образования, обеспечивающих рациональное бюджетное планирование; формирование региональных механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц; оснащение организаций учебным оборудованием, инвентарем, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью. Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на рост качества и доступности дополнительного образования детей, включает в себя: создание системы ресурсной и нормативной поддержки обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения; внедрение инструментов стимулирования создания инновационных программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, выставки педагогических достижений, региональный банк данных лучших дополнительных общеобразовательных программ); введение нормативных и методических механизмов, закрепляющих включение обучающихся организаций дополнительного образования детей в реальную практику на производствах (промышленных и сельскохозяйственных), в организациях социальной сферы, культурной индустрии в качестве самостоятельных образовательных форм; разработку и внедрение дополнительных образовательных программ, направленных на раннее профессиональное самоопределение ребенка, приобщение его к посильной социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии; разработку и внедрение в практику разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ; увеличение возможностей для занятий физической культурой, развивающего отдыха и оздоровления детей, поддержку различных форм физической культуры, в том числе спорта, массовых состязаний и соревнований, детского туризма; реализацию программ развития и модернизации инфраструктуры продуктивного досуга и образования детей в каникулярный период, в том числе с использованием малозатратных форм работы (площадка временного пребывания, временные детские объединения и сводные отряды по месту жительства, клубы выходного дня и др.); развитие региональной многоуровневой и вариативной системы массовых мероприятий с обучающимися по различным направлениям образовательной деятельности, искусства и спорта; развитие механизмов реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования средствами дополнительного образования детей, осуществление синхронизации общеобразовательных программ дополнительного образования детей с существующими требованиями; поддержку совместных семейных и детско-взрослых практик дополнительного образования детей: семейный клуб, творческие мастерские и лаборатории, мастер-классы, проектно-игровые семинары, этнографические экспедиции; поддержку программ для детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ОВЗ, дети из семей с низким социально-экономическим статусом); расширение сферы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с целью организации доступности дополнительного образования для детей из сельской местности; обеспечение информационной открытости и инвестиционной привлекательности дополнительного образования для различных государственных, социальных институтов, бизнес-сообщества с целью снижения дефицита оснащенности государственных и муниципальных организаций дополнительного образования, культуры и спорта. Развитие неформального и информального образования включает в себя: расширение возможностей использования потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) в дополнительном образовании детей; стимулирование и поддержку средств массовой коммуникации (телевидение, печать, сеть «Интернет» и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, программ мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков; развитие программ открытого образования, создание в сети «Интернет» специализированных порталов (платформ), включающих образовательные сервисы различного вида; создание сервисов открытого образования в сети «Интернет», сетевых проектных сообществ в сфере дополнительного образования детей; поддержку родительских и семейных клубов, сообществ и объединений, содействующих укреплению семьи, возрождению и популяризации традиционных семейных и нравственных ценностей, традиций отечественной семейной педагогики; расширение возможностей использования потенциала общественных организаций («Начни с дома своего», «Союз детских и подростковых организаций» и др.) в реализации проектов с использованием позитивного потенциала детских (детско-взрослых) неформальных (самодеятельных) объединений и сообществ. Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению, а также детей с ОВЗ включает в себя: реализацию мероприятий Концепции развития региональной системы работы с одаренными детьми в Алтайском крае; межведомственного плана работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодёжью в Алтайском крае; расширение доступа к дополнительным образовательным услугам детей с ОВЗ, развитие моделей инклюзивного дополнительного образования и создание безбарьерной среды в организациях дополнительного образования; разработку и внедрение системы выявления и учета достижений детей в дополнительном образовании, механизмов учета результатов детей при поступлении в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей включает: внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования детей; создание в регионе современной системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров сферы дополнительного образования детей; проведение согласованного исследования потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации в сфере дополнительного образования детей в системах образования, культуры, спорта; создание единого краевого (межведомственного) механизма формирования заказа на подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование; создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития (обеспечение социально-экономической поддержки молодых специалистов, развитие форм постдипломного сопровождения и наставничества); подготовку педагогов дополнительного образования по очной, заочной и другим формам обучения на базе педагогических вузов края и АКИПКРО; подготовку педагогических работников государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, направленную на обновление состава и компетенций педагогических кадров, в том числе с использованием сети стажировочных площадок, создающих и распространяющих современные модели дополнительного образования детей, имеющих успешный опыт реализации приоритетных направлений дополнительных образовательных программ; внедрение системы оценки достижений педагогов дополнительного образования как инструмента оценки качества профессиональной деятельности и средства самооценки личности педагога; внедрение механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ; поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) педагогов сферы дополнительного образования детей; поддержку статуса и профессионального роста педагога дополнительного образования путем ежегодного проведения открытого очного конкурса лучших педагогов дополнительного образования Алтайского края и его широкого освещения в средствах массовой информации; привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности; выстраивание вариативной системы подготовки педагога дополнительного образования для образовательных организаций Алтайского края: допрофесссинальная подготовка, бакалавриат, магистратура, аспирантура, переподготовка и повышение квалификации; разработку и реализацию сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов дополнительного образования, организация дополнительного профессионального образования на базе стажерских площадок и лучших практик; развитие сети стажировочных площадок из числа организаций дополнительного образования - победителей грантовых конкурсов, краевого конкурса «Дополнительное образование Алтая»; формирование информационной среды профессионального развития педагогов с образовательными программами, лучшими практиками, сервисами консультирования, сетевыми профессиональными сообществами. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей включает в себя: обеспечение организаций дополнительного образования детей современным учебным оборудованием, пособиями, компьютерной техникой и высокоскоростной интернет-связью; формирование высокотехнологичной образовательной среды (цифровые ресурсы нового поколения, виртуальные учебные лаборатории); разработку региональных рекомендаций по развитию инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей при застройке территорий, разработку и внедрение моделей инфраструктуры дополнительного образования и организации досуга детей для муниципального района и городского округа; разработку мер по интенсификации использования площадей организаций, находящихся в введении органов местного самоуправления, для организации дополнительного образования и досуга детей; строительство новых и модернизацию существующих спортивных и культурных объектов на территории Алтайского края, адаптацию спортивных учреждений, подведомственных управлению по физической культуре и спорту Алтайского края, для занятий инвалидов и лиц с ОВЗ; модернизацию и развитие инфраструктуры учреждений культуры (музеев, библиотек и выставочных залов) для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков; участие в федеральных программах, грантах, предусматривающих обновление материально-технической базы организаций дополнительного образования детей; воссоздание на новой основе (решение конкретных актуальных проблем муниципального и регионального уровней, включение детей в социально значимую деятельность) сети клубов (детско-взрослых, подростковых) по месту жительства; формирование социокультурной инфраструктуры детства, содействующей успешной социализации детей, интегрирующей воспитательные возможности музеев, театров, библиотек, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических центров; включение инновационных проектов в сфере дополнительного образования детей, культуры, спорта (музей занимательных наук, интерактивный музей, образовательный кластер на основе межсетевого взаимодействия, ассоциация «Образовательная робототехника Алтайского края», лаборатория молодёжного научно-технического творчества FabLab, проект «Зарница» с использованием высокотехнологичной игры лазербол, цифровое прототипирование и др.) в перечень приоритетных проектов, поддерживаемых Администрацией Алтайского края; создание условий для реализации специальных адаптивных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования в Алтайском крае до 75 %; повышение удовлетворенности населения качеством услуг дополнительного образования детей; расширение сферы услуг дополнительного образования детей за счет вовлечения негосударственного сектора, потенциалов неформального и информального образования; расширение перечня образовательных программ в сфере дополнительного образования детей (не менее 30 % от всей совокупности программ), направленных на социализацию, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку детей; доведение уровня оплаты труда работников системы дополнительного образования детей до средней заработной платы учителей в Алтайском крае; приведение материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей в соответствие современным требованиям к реализации программ, содержанию и оборудованию помещений; создание эффективных финансово-экономических механизмов регулирования дополнительного образования детей, механизмов контроля и оценки качества дополнительного образования детей; увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта. Социально-экономические эффекты реализации Концепции: формирование будущей элиты региона (научной, культурной) через выявление, поддержку и развитие талантливых детей; повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций; формирование мотивации детей к участию в реализации современных программ дополнительного образования детей по приоритетным направлениям (исследовательская, проектно-конструкторская, творческая деятельность и др.) и получению дальнейшего профильного профессионального образования; успешная социализация и самореализация детей из семей с низким социально-экономическим статусом; развитие внутрисемейных и общественных связей, воспроизводство традиций и норм общественной жизни; сокращение уровня преступности среди несовершеннолетних; снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма и наркомании; появление подростковых и молодёжных объединений и сообществ, ориентированных на профессионализацию; укрепление активной жизненной позиции, формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения; появление спроса среди подростков и молодёжи на сложные интеллектуальные и культурные формы досуга; дополнительная инвестиционная привлекательность территории региона; повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования. Показатели эффективности реализации Концепции:охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными образовательными программами (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет); удельный вес численности детей с ОВЗ в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей с ОВЗ; удельный вес численности детей «группы риска» (находящихся на всех формах учета) в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги дополнительного образования, направленные на социализацию, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку, в общей численности этой категории детей; удельный вес детей 5 - 18 лет, занятых программами дополнительного образования, социальными проектами, формами неформального и информального образования в организациях негосударственного сектора и (или) в рамках государственно-частного партнерства, в общем числе детей этого возраста, занятых программами дополнительного образования; удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дополнительного образования детей; удельный вес численности педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов организаций дополнительного образования детей; отношение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей по региону; охват детей в возрасте 5- 18 лет современными программами каникулярного образовательного отдыха (удельный вес численности детей, участвующих в программах каникулярного образовательного отдыха, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет); удельный вес организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы для детей, обеспечивающих материально-технические условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и спорта, в общем числе организаций культуры и спорта; удельный вес числа муниципальных образований и городских округов Алтайского края, внедривших систему персонифицированного учета получателей и подушевого финансирования услуг дополнительного образования детей; удельный вес учащихся в возрасте 5 - 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общем числе детей этого возраста; количество детских школ искусств, обеспечивающих материально-технические условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств; доля дополнительных общеразвивающих программ по направлениям в общем числе дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в рамках муниципального задания: исследовательские (обучающие технологиям научного познания, включающие школьников в практики научной работы во всех областях науки и техники); обеспечивающие предпрофессиональную подготовку по сельскохозяйственному, лесохозяйственному профилю; организующие детский и молодежный культурно-познавательный, событийный, экологический, сельский, спортивный туризм на территории Алтайского края; наукоемкие, обучающие инженерным технологиям: включение школьников в практическую деятельность по созданию технических объектов, изучение передовых научных технологий, предпрофессиональная подготовка по техническому направлению; социально-педагогического профиля, направленные на формирование здорового образа жизни, активной социальной позиции, привлечение к занятиям физической культурой с элементами видов спорта, формирование здоровой окружающей среды. 7. Этапы реализации Концепции Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2015 - 2017 годы и II этап - 2018 - 2020 годы. На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения). Предполагается внесение изменений в нормативные документы в сфере дополнительного образования Алтайского края. По приоритетным направлениям будут разработаны краевые пилотные проекты, региональные программы развития дополнительного образования детей. Кроме того, Алтайский край примет участие в пилотном федеральном проекте по внедрению сертификатов на услуги дополнительного образования в области научно-технического творчества. На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в муниципалитетах Алтайского края. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования. Финансирование плана мероприятий по реализации Концепции будет осуществляться из разных источников, в том числе за счет средств бюджетов всех уровней и частных инвестиций. Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края, управлением Алтайского края по культуре и архивному делу, управлением Алтайского края по физической культуре и спорту, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и заинтересованными организациями будет проводиться постоянный мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени достижения ожидаемых результатов. УТВЕРЖДЕН распоряжением Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р ПЛАН мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|