Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 15.03.1999 № 150

 
 
                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
от 15.03.99                                            N 150
            Утратил силу - Постановление Администрации Алтайского края
                                                   от 13.08.2013 № 437
                               г.Барнаул
 
Об  утверждении  комплексной
программы    становления   и
развития      дистанционного
образования в Алтайском крае
на 1998-2003 гг.
 
     В целях  обеспечения  становления  новой  системы  предоставления
образовательных  услуг,  базирующейся  на  средствах  обмена   учебной
информацией  на  расстоянии,  и осуществления  на  ее  базе  повышения
образовательного,  профессионального  и  культурного  уровней  широких
слоев населения
 
ПОСТАНОВЛЯЮ:
 
     1. Утвердить  прилагаемую  Комплексную  программу  становления  и
развития дистанционного образования в Алтайском крае на 1998-2003 гг.
 
     2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя главы администрации края Вислогузова Ю.А.
 
     Глава администрации края          А.А.Суриков
 
 
 
                                                            Утверждена
                                          постановлением администрации
                                           края от 15.03.1999 г. N 150
 
 
                        КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
           становления развития дистанционного образования
                  в Алтайском крае на 1998-2003 гг.
 
                          Паспорт Программы
 
     Программа становления  и  развития дистанционного  образования  в
Алтайском   крае   разработана   в   соответствии   с   Постановлением
администрации края N 129 от 11.03.98.
     При ее разработке учтены:  "Концепция создания и развитие  единой
системы   дистанционного    образования   в   России",    утвержденная
постановлением  Государственного  Комитета  Российской  Федерации   по
высшему  образованию  N  6   от  31.05.95  и  "Концепция   становления
дистанционного образования в Алтайском крае", разработанная  временным
творческим  коллективом,   созданным  при   комитете  по   образованию
администрации  Алтайского   края,  тенденции  развития   дистанционных
технологий обучения в крае, Западно-Сибирском регионе, России и мире.
     Сферой действия настоящей Программы является система  образования
Алтайского края.
     Реализация Программы  предусматривает  меры  со  стороны  органов
власти  (государственных  и  местных),  а  также  учебных   заведений,
предприятий и организаций края, направленные на консолидацию действий,
указанных субъектов в части становления и развития в крае новой  формы
и  новых  технологий   предоставления  образовательных  услуг.   Такие
консолидированные действия обеспечат минимизацию затрат,  максимальные
социальный и экономический эффекты.
     Разработчики Программы:  Администрация  Алтайского  края,   Совет
ректоров вузов  Алтайского  края, совет  директоров ссузов  Алтайского
края,  временный  творческий  коллектив, созданный  в  соответствии  с
Приказом  N  185  от  19.03.98  г.  комитета  администрации  края   по
образованию.
 
                   Социальная значимость программы
 
    Выполнение Программы   становления   и   развития   дистанционного
образования в крае позволит:
     - сократить затраты  населения  на обучение,  в части  содержания
обучаемых вне семьи и  затраты организаций на обучение специалистов  с
выездом к месту предоставления образовательных услуг;
     - расширить объем  образовательных  услуг, в  том  числе в  сфере
повышения  квалификации и  переподготовки  кадров за  счет  увеличения
количества обучаемых свыше числа  мест, на которые рассчитаны  учебные
заведения края,  вовлечения в  сферу образования  социальных слоев  не
имеющих  возможности  получить  образование в  традиционных  формах  и
расширения    номенклатуры    образовательных    услуг,    ранее    не
предоставляемых в крае;
     - создать  дополнительные  рабочие  места  для  преподавателей  и
обеспечивающего персонала системы дистанционного образования, повысить
их   профессиональный  уровень   в   области  современных   технологий
преподавания;
     - сократить затраты и  повысить качество обучения в  традиционных
формах  ха счет  интеграции  в  них  учебных материалов  и  технологии
дистанционного образования;
     - вовлечь  во  все  формы   образования  в  крае  через   систему
дистанционного  обучения  огромный  информационный  массив   обучающих
материалов  мирового  образовательного  пространства  (через   систему
кейсов, глобальные компьютерные сети) и обеспечить повышение  качества
подготовки   и  переподготовки   специалистов   по  широкому   спектру
направлений, специальностей, специализаций и отдельных учебных курсов;
     - улучшить социальную обстановку, сократить число  правонарушений
в крае;
     - обеспечить    образовательными     услугами    широкие     слои
русскоязычного населения  в Казахстане и  других государствах  Средней
Азии.
 
            Основные концептуальные положения становления
                и развития дистанционного образования в
                            Алтайском крае
 
     Алтайский край   как    субъект   Российской   Федерации    имеет
разветвленную  сеть  образовательных учреждений,  осуществляющих  свою
деятельность   в  рамках   различных   уровней,  форм   и   технологий
образования.  Эта   сеть,   в  основном,   решает   задачи  общего   и
профессионального образования населения.
     Социально-экономическая ситуация в Российской Федерации (и  края,
в частности), формирующая новые образовательные потребности населения,
с одной стороны,  а также радикальные  изменения в стратегии  мирового
образования на пороге  XXI века, с  другой стороны, требуют  глубокого
анализа и разработки мер по совершенствованию краевой  образовательной
системы, направленных  на более полное  и всестороннее  удовлетворение
образовательных потребностей населения.
     Одной из  важнейших мер  по  реформированию образования  является
становление   в  крае   системы   дистанционного  образования   (СДО),
получившей в последние годы динамичное  развитие во всем мире. В  1995
году была разработана  и принята концепция создания  и развития СДО  в
России, созданы головной  совет по ДО  и региональные рабочие  группы.
Сформированы  отдельные  структуры  (например,  Открытый   университет
Западной Сибири,  Центр ДО  АГУ, Центр  Дистанционного и  Интенсивного
образования  АлтГТУ и  др.),  осуществляющие ДО  в  Западной Сибири  и
Алтайском крае.
     Дистанционное образование способствует  реализации прав  человека
на обучение  и получение  информации.  Являясь одной  из форм  системы
непрерывного   образования,   оно   позволяет   предоставить    равные
возможности при обучении школьников, студентов, гражданских и  военных
специалистов,  безработных в  любых  районах  края и  территориях  его
приоритетного влияния за счет более активного использования научного и
образовательного потенциала ведущих  учебных заведений  края и РФ.  ДО
позволяет   получить   общее,   профессиональное   и    дополнительное
образование  параллельно  с   основной  деятельностью  человека.   Это
обеспечит реализацию следующих социально значимых функций:
     - повышение уровня образованности населения;
     - удовлетворение   потребностей   населения   в   образовательных
услугах;
     - удовлетворение потребностей края в широком спектре  качественно
подготовленных специалистов;
     - повышение социальной и профессиональной мобильности  населения,
его предпринимательской  и социальной активности,  кругозора и  уровня
самосознания;
     - развитие единого образовательного пространства края;
     - обеспечение непрерывности образования всех групп населения.
     Рынок образовательных услуг ДО  в Алтайском крае весьма  обширен.
Он  формируется  из числа лиц, не  прошедших по конкурсу в вузы (40000
человек),   в  средние   профессиональные   учебные   заведения  (6000
человек), из числа школьников, обучающихся в неполных и  некомплектных
средних    общеобразовательных    школах,    незанятого     населения:
военнослужащих, лиц имеющих медицинские ограничения и многих других.
     Представляется целесообразным ориентировать развитие системы ДО в
крае, прежде всего на следующие группы населения:
     1. Молодежь,  не  имеющую  возможности  получить  образовательные
услуги в традиционной системе образования на уровнях: среднего  общего
образования    (школьники    малокомплектных    и    неполных    школ,
старшеклассники   на   стадии   подготовки   в   средние   и    высшие
профессиональные   учебные  заведения);   среднего   профессионального
образования    (лица,    нуждающиеся   в    повышении    квалификации,
переподготовке,   получении  дополнительного   образования);   высшего
образования (молодые люди, не  прошедшие по конкурсу в высшие  учебные
заведения, не имеющие возможности получить высшее образование в других
формах).
     В период становления дистанционного образования на Алтае выделить
в качестве   приоритетного    направления   развитие    дистанционного
образования школьников, прежде  всего, проживающих в сельских  районах
края.
     2. Специалисты разного профиля,  имеющие потребность в  повышении
образовательного    уровня    для    соответствия    должности    либо
профессионального роста  (государственные  служащие, другие  категории
служащих), офицеры, проходящие  действительную службу и уволившиеся  в
запас,  специалисты   сельскохозяйственного  производства,   работники
конверсионных предприятий.
     3. Специалисты, желающие:
     - получить сертификаты, лицензии о повышении их профессионального
уровня (учителя  школ,   преподаватели  средних  специальных   учебных
заведений  и   вузов,  менеджеры   служб,  организаций,   предприятий,
учреждений,  госслужащие  управленческого  аппарата  и   корпоративных
организаций (например, краевых служб СЭС, ГО и т.п.);
     - пройти   переподготовку    и   дополнительную   подготовку    с
переориентацией профессиональной деятельности (например,  безработные,
желающие получить второе профессиональное образование, в том числе  по
профилю, отсутствующему в учебных заведениях края).
     4. Лица, специфика жизни и работы которых, практически, исключает
другие формы  образования  (инвалиды,  лица,  отбывающие  наказание  в
местах лишения свободы, и др.).
     Придавая большое   значение   качеству   образовательных   услуг,
представляется  целесообразным  в качестве  субъектов,  осуществляющих
контроль и сертификацию услуг по ДО в крае, выделить:
     1. Лицензированные,        аттестованные,         аккредитованные
образовательные учреждения края, в том числе специально организованные
для дистанционного образования (например, открытые университеты).
     2. Ведущие   вузы   России,   работающие   через    аттестованные
образовательные    учреждения    края    (на    правах     совместного
образовательного пространства, провайдерства, филиала и др. форм).
     3. Лицензированные учебные центры фирм, других организаций  края,
осуществляющих    профессиональную    переподготовку    и    повышение
квалификации.
     С учетом объектов и субъектов  ДО, а также, принимая во  внимание
достаточно разветвленную  структуру телефонных и  телекоммуникационных
сетей края, перспективными в  регионах края являются следующие  модели
ДО:
     - обучение   по   учебно-методическим   комплектам   и   заданиям
(кейс-технология), в том числе  на базе существующей системы  заочного
образования    использованием  печатных  материалов  и   электронных
носителей);
     - кейсо-тьюторская   классическая    модель    ДО   с    участием
профессионально    подготовленных    преподавателей    (тьюторов)    в
периферийных центрах;
     - телекоммуникационная  модель в  режиме off-line (в том числе  с
параллельным использованием  кейс-технологии), основанной на  почтовых
e-mail протоколах (РОРЗ и IMAP4) с поддержкой ведущих  образовательных
учреждений  края  через   телекоммуникационные  узлы.  Данная   модель
предполагает  ведение  архива,   тестирующей  системы,  базы   данных,
библиотеки и диспетчеризации почты;
     - телекоммуникационная модель  в режиме  on-line  параллельным
использованием кейс-технологии), основанная  на протоколах http,  ftp,
gopher  и  др.,  позволяющих  организовать  интерактивные   технологии
обучения.
     По мере развития ДО  вышеуказанные модели обучения  целесообразно
дополнить   системой   краевого  образовательного   телевизионного   и
радиовещания.
     Для эффективной реализации  приведенных моделей обучения  следует
ориентироваться  на создание  опорных  пунктов (терминальных  классов,
учебно-консультационных пунктов, периферийных  центров ДО в городах  и
крупных населенных пунктах  края). Это позволит объединить  обучаемых,
использовать  специальную   виртуальную  инфраструктуру   (библиотеки,
лаборатории и  т.п.), применять  специальные образовательные  средства
(телеконференции, образовательные  архивы,  видеоконференции и  т.п.),
использовать  при  обучении реальные  профессиональные  информационные
системы,  включая  телекоммуникации   на  основе  компьютерных   сетей
(internet).
     Успешное развитие СДО в Алтайском крае требует кооперации краевых
органов власти  и субъектов  ДО.  Краевые органы  власти  обеспечивают
законодательную  финансовую,  организационную  поддержку  ДО  в  крае,
осуществляют  координацию  деятельности  субъектов ДО  и  контроль  за
качеством реализации профессиональных образовательных программ.
     Представляется эффективным  создание  краевых  и   координирующих
органов (ассоциаций субъектов ДО под патронажем краевой администрации,
краевого методологического совета по ДО, технических и технологических
объединений,  типографий,  мультимедиа-лабораторий,  краевого   центра
тестирования и др.).
     Проблемы ДО  в  Алтайском  крае  требуют  разработки  комплексной
программы  его  становления  и  развития,  учитывающей  интересы  всех
объектов и субъектов.
 
             Глобальная цель и основные целевые установки
             комплексной программы становления и развития
             дистанционного образования в Алтайском крае
 
     Глобальная цель комплексной Программы становления и развития ДО в
Алтайском крае может быть сформулирована следующим образом:
     Обеспечить становление в  крае в  условиях формирования  рыночной
многоукладной экономики  новой системы предоставления  образовательных
услуг,  базирующейся  на   средствах  обмена  учебной  информации   на
расстоянии,  и на  ее  базе  совершить  кардинальный шаг  в  повышении
образовательного,  профессионального  и  культурного  уровней  широких
слоев и групп населения края и соседних территорий его влияния.
     Основные целевые установки, обеспечивающие достижение  глобальной
цели:
     1. Обеспечение  оптимальной  образовательной  структуры  уровней,
объемов,  форм,  направлений дистанционного  обучения  в  динамическом
режиме,  отслеживающем  потребности  края  в  специалистах  различного
профиля и рынок образовательных услуг.
     2. Формирование контингента обучающихся в системе  дистанционного
образования в Алтайском крае.
     3. Становление  структуры,  содержания  и  технологии  реализации
образовательных  программ   ДО,   ориентированных  на   удовлетворение
потребностей  личности,  профессионально и  социально  ориентированных
групп и соответствующих материальным ресурсам заведений края, Западной
Сибири и России, а также их различных объединений.
     4. Формирование и совершенствование методов управления и контроля
системы ДО в крае, стимулирование высокого качества ее результатов.
     5. Создание  и  развитие   материальной  базы,  методического   и
информационного обеспечения образовательного процесса для ДО всех форм
и уровней.
     6. Обеспечение  вхождения  дистанционного образования  в  крае  в
образовательное пространство России и мира.
     7. Подготовка  специалистов   для  обеспечения   функционирования
системы дистанционного образования в крае.
 
         Индикаторы достижения целевых установок комплексной
           Программы становления и развития дистанционного
                     образования в Алтайском крае
 
                                                             Таблица 1
 
-----------------------------------------------------------------------------------------
Содержание целевых        |Индикаторы достижения целевых  |Сроки         |Ответственный  |
установок Программы       |установок Программы            |достижения    |               |
--------------------------+-------------------------------+--------------+---------------|
        1                 |          2                    |    3         |      4        |
-----------------------------------------------------------------------------------------
1. Обеспечение оптимальной  Центры дистанционного             1998         Узы края
образовательной структуры   образования
уровней, объемов, форм,
направлений дистанционного  Терминальные классы в          1998 и далее    Узы края
обучения в динамическом     населенных пунктах края
режиме, отслеживающем
потребности края в          Профессиональные                  1998         Вузы, ссузы и
специалистах различного     образовательные программы      (ежегодная      дрчебные
профиля и рынок             с использованием ДО            актуализация)   заведения края,
образовательных услуг.                                                             "Открытый
                            Отделения учебных заведений    1998 и далее    университет
                            по ДО в населенных пунктах                     Западной
                            края (Новоалтайскелокуриха,                  Сибири"
                            Славгород, Рубцовск, Заринск,                  АлтГТУ, АГУ...
                            Камень-на-Оби...)
 
                            Научно-методический центр           2000        АКИПКРО, БГПУ
                            психолого-педагогических
                            проблем дистанционного
                            образования
 
                            Базы данных о рынке                1998        КСДО
                            образовательных услуг в крае   (ежегодная
                            в сфере ДО                     актуализация)
 
 
2. Формирование контингента Маркетинг рынка образователь-  Весь период     Департамент по
обучающихся в системе       ных услуг в системе дистанци-  действия        занятости,
дистанционного образования  онного образования             Программы       комитеты по
в Алтайском крае                                                           труду, образова
                                                                           нию, КСДО, УЗы
                                                                           края
 
                            Распространение рекламных        - " -         УЗы края
                            материалов по дистанционному
                            образованию в крае и на
                            территориях его влияния
 
                            Разработка и выпуск краевых      1999          КСДО, краевое
                            нормативных актов по льготам                   Законодательное
                            для обучаемых по системе                       Собрание
                            дистанционного образования
 
3. Становление структуры,   Учебные пакеты (пособия,       1998 и далее    УЗы края
содержания и технологии     тестирующие материалы)
реализации образовательных
программ ДОриентированных Программное обеспечение для       -"-          АлтГТУ, АГУ,
на удовлетворение потреб-   сетевого сопровождения ДО в                    БГПУ
ностей личности, професси-  режимах on-line, off-line
онально и социально ориен-
тированных групп и соот-    Электронный учебник по мето-      1999         АлтКЦНИТ, БГПУ
ветствующих материальным    дике дистанционного образования
ресурсам заведений края,
Западной Сибири и России,   Электронная библиотека, базы      1999         АГУ, АлтГТУ,
а также их различных        по персоналиям и методическим  (ежегодная      БГПУ
объединений                 материалам                     актуализация)
 
                            Интеграциия учебных материалов    2000         УЗы края, КСДО
                            и технологий дистанционного
                            образования в традиционные
                            формы образования
 
4. Формирование и совершен- Создание постоянно действующего   1998         Комитет
ствование методов управле   координационного совета по                     администрации края
ния и контроля системы ДО   ДО в крае (с представительством                по образованию,
в крае, стимулирование      учебных заведений, развивающих                 Совет ректоров,
высокого качества ее        ДО, администрации и                            Совет директоров
результатов.                общественности)                                ССузов края
 
                            Каталог образовательных услуг     1998         КСДО
                            в крае (дублированный в        (ежегодная
                            электронной базе данных)       актуализация)
 
                            Конкурсы образовательных          1999         Комитет
                            учреждений на инновационной    (ежегодная      администрации края
                            основе на проекты по ДО в крае актуализация)   по образованию,
                                                                           КСДО
 
                            Лицензирование и аттестация    1999 и далее    КСДО, центры
                            образовательных программ и                     тестирования
                            учреждений ДО, с привлечением                  АГУ, БГПУ
                            центров тестирования
 
                            Краевой образовательный        1999 и далее    Комитет
                            стандарт "ДО в Алтайском крае",                администрации края
                            утвержденный краевой админист-                 по образованию,
                            рацией (с обеспечением единства                КСДО
                            и непрерывности ДО в системе
                            общего и профессионального
                            образования)
 
                            Краевой конкурс на:
                            - лучший учебный пакет для ВО, 1999 и далее    КСДО
                              СО, ССО;
                            - электронный учебник;
                            - лучшую образовательную
                              программу
 
 
                            Разработка раздела в Положение  1999           Комитет по
                            по ССУзам о лицензировании на                  образованию
                            право деятельности в области                   Алтайского края,
                            дистанционного образования                     Совет директоров
                                                                           ССУзов края
 
5. Создание и развитие ма-  Краевой телекоммуникационный   1999 (первая    АлтКЦНИТ,Алтай-
териальной базы, методичес- узел (центр) для сетевого      очередь)        Информатика,
кого и информационного      обеспечения обмена информацией 2000 (вторая    АлтайТелеком,
обеспечения образователь-   с удаленным пользователем,     очередь)        Барнаульский
ного процесса для ДО всех   предназначенного для подключе-                 ЦНИТ, БГПУ
форм и уровней.             ния обучающихся в режиме
                            дистанционного образования
 
                            Создание распределенной          1999          АлтГТУ, АГМУ,
                            лаборатории для подготовки и                   АГУ, TV Спектр,
                            издания теле- и мультимедиа-                   БГПУ
                            курсов дистанционного
                            образования, печатных материалов
 
                            Организация каналов дистан-       1999         КСДО, краевая
                            ционного образования в сетях                   Администрация
                            краевого радио- и телевещания
 
                            Разработка открытого краевого     1999         АлтКЦНИТ, Узы
                            Wed-сервера по методическому   (непрерывная    края, Барнаульский
                            обеспечению дистанционного     актуализация)   ЦНИТ,
                            образования                                    Алтайинформатика
 
                            Класс для экспресс-обучения      1999          АлтКЦНИТ, Алтай
                            тьюторов и авторов учебных                     Центр Интернет
                            материалов по дистанционному                   в АГУ
                            образованию
 
                            План подготовки и реализации     1999          АГУ, АлтГТУ,
                            мультимедиа продукции          (ежегодная      БГПУ
                                                           актуализация)
 
                            План изданий печатной продукции  1998          КСДО
                            по ДО и его реализация         (ежегодная
                                                           актуализация)
 
6. Обеспечение вхождения    Представительство Алтайского     1998          Краевая
дистанционного образования  края в Координационном совете                  администрация
в крае в образовательное    МОПО по ДО
пространство России и мира
                            Постоянно действующий семинар  1998 и далее    Алтайская Академия
                            ЛИНКА по ДО                                    экономики и права,
                                                                           АГУ
 
                            Всероссийская конференция по ДО   1999         Краевая
                                                                           Администрация,
                                                                           АлтГТУ
 
                            Всероссийская конференция по ДО   2000         Краевая
                                                                           Администрация, АГУ
 
                            Обмен информационными ресур-   Весь период
                            сами по ДО через краевой спе-  действия
                            циализированный сервер с узами Программы
                            России и мира
 
                            Представительство Алтайского   Весь период     АГУ
                            края в ассоциации "Открытый    действия
                            Западно-Сибирский университет" Программы
 
7. Подготовка специалистов  Организация цикла семинаров по   1999          АОМАИ, Алт.кр.
для обеспечения функциони-  методике сетевого дистанционного(и далее       Центр Интернет
рования системы дистанцион- образования                     ежегодно)      в АГУ
ного образования в крае
                            Организация подготовки тьюторов  -"-           АлтКЦНИТарн.
                            для дистанционного обучения                    НИТ
                            по сетевым технологиям
 
                            Экспресс-обучение авторов        -"-           АлтКЦНИТ
                            учебных материалов по дистан-
                            ционному образованию
 
                            Экспресс-обучение тьюторов для Весь период      АКИПКРО, Алт
                            системы дистанционного         действия         ГТУ, АГУ, БГПУ,
                            образования                    Программы        Региональный
                                                                            центр развития
                            Обучение авторов учебных         -"-            модульного
                            курсов и других методических                    обучения
                            материалов для дистанционного
                            образования
 
                            Переподготовка учителей и        -"-           БГПУ, АКИПКРО,
                            преподавателей профессиональных                Региональный
                            узов в области дистанционного                  центр развития
                            образования                                    модульного
                                                                           обучения
 
 
 
 


Информация по документу
Читайте также