Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 17.05.1999 № 354АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 17.05.1999 N 354 г.Барнаул Утратилo силу - Постановление Администрации Алтайского края от 16.09.2008 г. N 385 О внесении изменений в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года С целью уточнения показателей Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, возникших под воздействием внешних факторов, не предусмотренных на стадии первоначального планирования, в соответствии с пунктом 2 Постановления краевого Законодательного Собрания от 01.04.98 г. N 116 "Об утверждении Плана социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года" постановляю: 1. Утвердить План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, скорректированный на 1999 - 2000 годы по итогам 1998 года (прилагается). 2. Руководителям управлений, комитетов и отделов администрации края, руководствуясь внесенными изменениями в План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, разработать по курируемым отраслям мероприятия по реализации задач Плана социально-экономического развития края, на 1998 - 2000 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края Чертова Н.А. Глава администрации Алтайского края А.А. Суриков План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 г., скорректированный на 1999 - 2000 годы по итогам 1998 года Проблемы устойчивого развития экономики в условиях становления рыночных отношений, существующего в стране системного кризиса сложны, противоречивы, требуют специфических механизмов обеспечения социально ориентированного экономического роста. Администрацией края в начале 1998 года разработан План социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы и на период до 2005 года, а также ряд мероприятий, позволивших осуществить меры по поддержке реального сектора экономики, преодолеть негативные тенденции в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. В результате ситуация в экономике края в течение первого полугодия 1998 года была достаточно управляемой и сопровождалась определенными позитивными тенденциями - снижением инфляции, замедлением темпов спада объемов производства и ростом производства в отдельных отраслях экономики, улучшением некоторых показателей социальной сферы и жизненного уровня населения, его реальных доходов. Однако последствия обострения финансово-экономического кризиса в августе - сентябре прошлого года вывели экономику края из состояния относительного равновесия. Ранее наметившаяся тенденция к некоторому укреплению экономической активности не получила продолжения: во всех сферах экономики заметно сократились объемы производства, ухудшилось финансовое положение большинства предприятий, усилился кризис неплатежей. Инфляция на конец 1998 года составила 171% (к декабрю 1997 года). Из-за отклонений, возникших под воздействием внешних факторов, не предусмотренных на стадии первоначального планирования, возникла необходимость уточнения Плановых показателей. Корректирование Плановых показателей проведено на основании индикативного планирования, при котором использованы как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Приняты во внимание тенденции по увеличению выпуска продукции собственного производства (замещение импорта) и поставок на экспорт в связи с ростом курса доллара. Изменения показателей Плана в ряде случаев согласованы с Концепцией развития производства в Алтайском крае на среднесрочную перспективу (до 2005 года), разработанной Союзом промышленников Алтайского края. Корректировка Плана велась исходя из того, что: 1. Падение в основных отраслях экономики, сохранение диспропорций в денежно-кредитной и налогово-бюджетной сферах, низкая наполняемость доходной части бюджета обусловили существенное снижение объемов ВВП в сопоставимых ценах. По предварительным данным в 1998 году ВВП составил 91% (снижение к Плану - 7 процентных пунктов). В структуре производства ВВП произошел некоторый рост доли производства товаров, связанный с резким его падением (на 8%) в 1997 году. Соответствующие изменения произошли и с удельным весом услуг в общем объеме ВВП. По Плану на 1999 год валовой региональный продукт составит в сопоставимой оценке 99% к 1998 году. 2. В 1998 году не удалось в полном объеме реализовать намеченные направления и в агропромышленном комплексе. Плановое задание по внесению под урожай 1998 года минеральных и органических удобрений выполнено лишь на 16% и 26%. На приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений израсходовано 37,1% от потребности в финансовых ресурсах 1998 года. Это существенным образом отразилось на объеме производства валовой продукции сельского хозяйства. Валовой сбор зерновых культур составил 3,1 млн. тонн - 97% к плану 1998 года. Для животноводства 1998 год оказался одним из самых сложных в последние годы. Засуха 1997 года не позволила заготовить необходимый запас кормов. Сохранилась тенденция снижения поголовья скота. Показатели производства основных видов продукции животноводства, кроме скота и птицы, не достигли намеченных рубежей контрольного задания 1998 года. Производство скота и птицы в 1998 году составило 103,5% к плану 1998 года, молока - 96,5%, яиц - 95,6%, шерсти в физическом весе - 88,3%. В прошедшем году была продолжена работа по осуществлению федеральных и краевых программ. По охране и воспроизводству почвенного плодородия; рациональному использованию сельскохозяйственных угодий по федеральной программе "Плодородие" освоено 34 млн. рублей. Из-за ограниченности финансовых ресурсов федерального и консолидированного бюджета края решено перейти на поэтапное освоение программы "Зерно Алтая" в объеме 50 тыс. гектаров. С этой целью произведена корректировка бизнес-плана "Внедрение интенсивной технологии зерна пшеницы в Алтайском крае (на площади 250 тысяч гектаров)". Получено новое заключение Минсельхозпрода РФ и внесено на рассмотрение инвестиционной конкурсной комиссии Минэкономики РФ в 1999 году. Инвестиции в сельское хозяйство составили в 1998 году 319 млн. руб. (рост к плану в 1,3 раза). Объемы производства того или иного вида продукции пищевой и перерабатывающей промышленности находятся в тесной зависимости от состояния собственной сырьевой базы края. Хороший урожай зерновых в совокупности с комплексом мероприятий по строительству, реконструкции и техническому переоснащению предприятий мукомольно-крупяной промышленности края позволил в 1998 году выполнить плановое задание по производству крупы на 133,7%, муки - на 101,4%. Развитие материально-технической базы переработки зерна осуществлялось на основе принципа более полной и глубокой его переработки. За счет строительства, реконструкции и технического переоснащения увеличены мощности по переработке зерна на 431 тыс. тонн и составили 1731 тыс. тонн. Таким образом, плановое задание по увеличению мощностей мукомольно-крупяной промышленности в 2005 году до 1460 тыс. тонн переработки зерна выполнено уже в первый год Плана. В прошедшем году на АО "Мельник" г. Рубцовск проведена реконструкция производства и введена в эксплуатацию установка по переработке зерна мощностью 800 тонн в сутки итальянской фирмы "Брайн-Банти Голфетто СПА", что позволило предприятию одновременно увеличить производственные мощности в 1,5 раза, повысить качество муки, эффективность использования сырья, наладить выпуск макаронной крупки. На эти цели в 1998 году использовано 31,6 млн. руб. собственных средств. Выполнено одно из приоритетных направлений работы администрации края по поддержке малых и средних городов - ОАО "Алейскзернопродукт" в июне т.г. закончено строительство и введен в эксплуатацию мельничный комплекс сортового помола пшеницы производительностью 430 тонн переработки зерна в сутки с применением технологии и оборудования итальянских фирм. ООО "Поспелихинская макаронная фабрика" выпускает 18 наименований макаронных изделий, соответствующих мировым стандартам качества. В настоящее время за счет собственных средств отлаживаются две линии по производству макаронных изделий. Ввод их в эксплуатацию увеличит мощность предприятия более чем в пять раз. Инвестиции в пищевую и перерабатывающую промышленность в 1998 году составили 244 млн. руб. Выше планового задания перерабатывающими предприятиями края в 1998 году произведено крупы на 33,7%, сыров жирных - на 9,5%, на уровне плановых показателей произведено муки (588 тыс. тонн). Вместе с тем производство мяса составило лишь 71,2% от плана, масла животного - 77,4%, сахара из сахарной свеклы - 87%. Главной задачей в агропромышленном комплексе края на перспективу остается преодоление спада производства и обеспечение наращивания объемов, производство высокорентабельной, конкурентоспособной продукции из собственного сырья, поставки сельскохозяйственной продукции за пределы края в переработанном виде. Сохраняются основные приоритетные направления развития агропромышленного комплекса края: - создание крупной базы зернового производства на основе интенсивных технологий; - закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в счет государственного заказа; - проведение работ по восстановлению оросительных систем, повышению водообеспеченности орошаемых земель; - организационная и финансовая поддержка развития личных подсобных хозяйств населения; - стабилизация производства и наращивание объемов продукции животноводства, в т.ч. овцеводства; - поддержка племенных и семеноводческих хозяйств, специализированных животноводческих комплексов; - дальнейшее развитие льноводства; - проведение реконструкции, технического переоснащения действующих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, создание быстроокупаемых производств в мукомольно-крупяной, маслобойной и мясомолочной отраслях на основе достижений научно-технического прогресса с применением новейших технологий переработки продукции. Схема размещения производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по природно-климатическим зонам края остается без изменений. Вместе с тем из реальных условий сложившейся в 1998 году экономический ситуации вносятся определенные коррективы в плановые задания на период 1999 - 2000 года. По уточненным расчетам скорректированное плановое задание по производству валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах уменьшится от первоначального Плана 1999 года на 5,5%, к факту 1998 года увеличится на 11,5%. Корректировка планового задания валовой продукции сельского хозяйства произошла за счет снижения объемов производства картофеля на 20% в связи с уменьшением его урожайности в последние два года на 44% и существенным ухудшением качества семенного материала. В 1999 году будет увеличено производство яиц на 2,6% относительно планового задания и на 7,4% к уровню 1998 года в связи с утверждением в марте текущего года программы развития птицеводства в крае на 1999 - 2000 годы; в 2000 году рост составит 11,7% к уточненному уровню плана на 1999 год. Однако развитие птицеводства, как скороспелой отрасли животноводства, не повлияет коренным образом на производство скота и птицы в 1999 году. Сохраняющаяся тенденция сокращения поголовья животных в общественном секторе в 1999 году и отсутствия их сбалансированного питания вносит изменение в производство скота в сторону уменьшения на 3,1% к плану 1999 года и на 5,4% - к факту 1998 года. В 2000 году производство скота и птицы составит 103,8% уровня уточненного задания 1999 года. Из-за спада в 1998 году поголовья овец в сельхозпредприятиях на 42%, являющихся основными поставщиками шерсти на перерабатывающие предприятия, и сохранения тенденции сокращения поголовья в 1999 году снижено плановое задание по производству шерсти на 27%. Итоги развития мукомольно-крупяной промышленности в 1998 году, в совокупности с вводом в действие крупнейших мощностей по переработке зерна и освоением новейших технологий по выпуску конкурентоспособной продукции, пользующейся уже сейчас устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынках, позволяют изменить первоначальные параметры развития данной отрасли промышленности. Значительное увеличение производства и расширение ассортимента вырабатываемой крупы (8 наименований) послужило основанием для увеличения планового задания по производству крупы в 1999 году на 39% от первоначальных параметров плана. В 2000 году производство крупы составит 110% уровня уточненного задания 1999 года. Планируемое увеличение производства масла растительного предусматривалось за счет ввода в эксплуатацию рушильно-веялочного цеха на Бийском маслоэкстракционном заводе и установки линии по гидратации и рафинации растительных масел, которые бы позволили при выходе на проектную мощность перерабатывать до 102 тыс. тонн семян подсолнечника в год и производить 35 - 37 тыс. тонн масла рафинированного, 5 тыс. тонн маргарина, 3 тыс. тонн майонеза. Однако срыв плановых сроков сдачи объекта и неопределенная ситуация с перспективами работы завода привели к необходимости изменения планируемых объемов производства масла растительного. В 1999 году объем его производства увеличится в 1,6 раза к уровню 1998 года и составит 18 тыс. тонн вместо 30 тыс. тонн. Рост производства молочной продукции в 1999 году предусматривается за счет увеличения производства молока во всех категориях хозяйств и привлечения на переработку дополнительных ресурсов путем организации закупа молока в личных подсобных хозяйствах населения, для чего Постановлением администрации края от 01.02.99 г. N 51 "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения в 1999 году" планируется направить в администрации городов и районов края 30 млн. руб. кредитных ресурсов. В 1999 году будет произведено масла животного на 17,4% меньше первоначальных параметров плана, а производство сыров жирных - на 16,2% больше. В 2000 году увеличится производство масла животного на 22% и сыров жирных на 2,5% относительно уточненного плана 1999 года. Изменение в 1999 году структуры молочной продукции с масла животного на сыр жирный вызвано увеличением спроса на него в большей степени внешних потребителей при недостатке сырьевых ресурсов. Корректировка производства мяса, включая субпродукты 1 категории, связана с продолжающимся спадом производства скота и птицы сельскохозяйственными предприятиями края. Производство мяса в 1999 году составит 45 тыс. тонн, в 2000 году - 51 тыс. тонн, и только к 2005 году общее производство мяса, включая субпродукты 1 категории, достигнет 72 тыс. тонн в год. Для выполнения скорректированных плановых показателей на 1999 - 2000 год и на период до 2005 года предусматривается дальнейшая реализация федеральных и краевых программ. В целях своевременного и качественного проведения весенне-полевых работ и оказания практической помощи сельским товаропроизводителям через государственного заказчика ГКУП "Алтайагропрод" продолжится авансирование сельхозтоваропроизводителей материально-техническими и кредитными ресурсами в объемах заключенных договоров на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в 1999 году. В 1998 году принят Закон Алтайского края "О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края", который предусматривает адресную поддержку новаций, что позволяет повысить восприимчивость сельхозтоваропроизводителей, предприятий переработки продукции к научно-техническому прогрессу, создает правовую и финансово-экономическую основы наращивания объемов производства, переработки и реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, стабилизации АПК. Для внедрения интенсивных технологий возделывания зерновых культур определены базовые предприятия, проведено укрепление их материально-технической базы, приобретена современная посевная и уборочная техника мирового уровня. На промышленных предприятиях края начато производство современных машин. В крае создана 41 машинотехнологическая станция. В рамках сотрудничества администрации края с Республикой Беларусь планируется организация поставок сельскохозяйственной техники в Алтайский край. Предполагается расширение лизинговых операций с целью обновления основных фондов сельхозпредприятий (сельхозтехника, племенной скот и птица и т.д.). 3. Развитие ситуации в промышленности края в прошедшем году характеризуется как сложное и противоречивое. Еще по итогам 4 месяцев в отрасли отмечалась тенденция значительного замедления темпов падения производства - до 3%, что позволяло в соответствии с Планом социально-экономического развития края оценивать объем промышленного производства в 1998 г. в размере 98,3% к уровню предыдущего года. Однако накопленный потенциал финансовых проблем предприятий, значительно обострившихся в результате финансового кризиса в стране, привел к существенному ухудшению в последующие месяцы положения отрасли, увеличив спад производства до 11,4% в октябре. Для стабилизации ситуации в промышленности и выполнения плановых показателей 1998 г. администрацией края были приняты целенаправленные меры по развитию ее приоритетных направлений, "точечной" поддержке ведущих предприятий, дальнейшему формированию нормативно-правовой базы отрасли, способствующей развитию и поддержке эффективного производства, созданию благоприятной инфраструктуры для предприятий и др. В результате их реализации с середины четвертого квартала отмечена положительная динамика производства, что позволило к концу 1998 г. замедлить темпы падения производства в целом по промышленности до 8,5%, по ряду отраслей превысить уровень предыдущего года: выпуск продукции в электроэнергетике увеличился на 4,6%, лесной и деревообрабатывающей промышленности - на 1,7% и в промышленности строительных материалов - на 5,3%. Однако глубина спада не позволила достичь планового уровня промышленного производства в целом по краю на 6,8 процентных пункта, что обусловлено снижением объемов производства в машиностроении на 29% против 4% по Плану (выпуск тракторов на 75% меньше планового объема), легкой промышленности - на 29,9% против 15%, химии и нефтехимии - на 17,7% при запланированном росте на 6% (выпуск шин меньше плана на 16%, минеральных удобрений - на 30,8%). Основные проблемы развития промышленности в 1991 - 1998 году - недостаток инвестиций, оборотных средств и источников их пополнения, низкий платежеспособный спрос на продукцию, высокие проценты налогообложения предприятий и высокая доля бартера в расчетах, последствия платежного и банковского кризиса - полностью не разрешены и будут оказывать существенное влияние на промышленность края в 1999 и последующие годы, отклоняя показатели от запланированной траектории развития. Это обусловило необходимость корректировки показателей развития как промышленности в целом, так и ее отраслей. В результате в 1999 г. прирост объемов промышленного производства планируется 1%, что несколько ниже ранее предусматривавшегося Планом уровня. Однако уже в 2000 г. намечается сохранить рост производства на запланированном ранее уровне 3,5%. Центральной задачей промышленной политики на 1999 - 2000 гг. в соответствии с Концепцией развития промышленности края до 2005 г. является стабилизация и оживление промышленного производства за счет приоритетной поддержки и развития производств, не исчерпавших потенциал своего развития, способных обеспечивать наибольший прирост выпуска и реализации высокоэффективной, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. В промышленности края "точками роста" являются экспортоориентированные предприятия черной металлургии, химии и нефтехимии, машиностроения, импортозамещающие производства пищевой, легкой, фармацевтической промышленности, конкурентоспособные на внутреннем рынке предприятия машиностроения, химии и нефтехимии, пищевой и перерабатывающей промышленности. Развитие электроэнергетики в планируемый период (которое хотя и замедлится из-за низкой платежеспособности потребителей) предусматривается со стабильным приростом производства - 0,5% в 1999 г. и 1,5% в 2000 г. за счет достаточно высокого внутреннего спроса на электроэнергию и формирования новой стратегии энергоснабжения, приоритетным направлением которой является переход на использование в качестве топлива природного газа на тепловых электростанциях АО "Алтайэнерго". Финансирование газификации предусмотрено из краевого, федерального бюджетов, собственных и заемных средств предприятий. На начало 1999 г. на природный газ переведено 8 из 32 котлов. Приоритетными направлениями развития энергетики остаются поддержание работоспособности и модернизация существующих энергетических мощностей (Барнаульские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, Бийская ТЭЦ-1), строительство для покрытия дефицита тепла и электроэнергии новой газотурбинной станции "Барнаульская ТЭЦ-4". В результате в 2000 г. уровень выработки собственной электроэнергии при объеме инвестиций на 1999 - 2000 гг. 484 млн. руб. должен достичь 4,6 млрд. кВт. час. (против 4,4 млрд. кВт. час. в 1998 г.), в т.ч. 2,65 млрд. кВт. час на АО "Алтайэнерго". В экспортоориентированной металлургической промышленности предусматривается рост производства за счет эффективного использования производственных мощностей в черной металлургии. Ведущее предприятие отрасли - ОАО "Алтай-кокс" постепенно восстанавливает объемы производства за счет экспортных поставок и к 2000 г. может достигнуть уровня 2,5 млн. тонн кокса против 2,0 в 1998 г. В результате уже с 1999 г. в черной металлургии планируются высокие темпы роста производства - по 10% в 1999 - 2000 гг. Необходимый объем инвестиций составляет 70 млн. руб. Другим приоритетным направлением развития металлургической отрасли остается восполнение мощностей и использование рудно-сырьевой базы края. С этой целью образовано АО "Сибирьполиметалл", ведется работа по разработке ряда месторождений, строительству Рубцовского рудника (1999 - 2002 гг.), возобновлению функционирования Змеиногорского рудника. Финансирование цветной металлургии планируется в объеме 69 млн. руб. Основными направлениями для стабилизации и развития машиностроения останутся переориентация на производство конкурентоспособных машин и оборудования, удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка, расширения экспортного сектора. Приоритетами в этом являются выпуск современных комплексов сельхозмашин, дизеле-, котло- и вагоностроение. В рамках краевой Программы развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, включающей в себя ОАО "Алттрак", АО "Рубцовский машзавод", АО "Сибагромаш", АО "Алтайдизель" и др. и рассчитанной до 2005 г., ведущими направлениями остаются: - производство нового пропашного сельскохозяйственного гусеничного трактора Т-250 со шлейфом современных почвообрабатывающих орудий в рамках ассоциации "Алтайагромаш"; - наращивание объемов выпуска трелевочных тракторов и освоенных в 1998 г. энергонасыщенных Т-4.03 и Т-4.04; - организация производства дизельных двигателей Д-4601 и его модификаций для трактора Т-250 и других машин. Отсутствие финансирования из федерального и краевого бюджетов, недостаток средств у предприятий и низкий платежеспособный спрос осложняют реализацию этой программы и обуславливают корректировку объема выпуска тракторов на 1999 - 2000 гг. до 1,5 и 1,8 тыс. тракторов соответственно, при запланированных 3,5 и 6 тыс. Дальнейшее развитие предприятий тракторного и сельхозмашиностроения в решающей степени будет определяться краевым и федеральным заказом на поставку продукции агропромышленному комплексу на основе лизинга, а также краевым госзаказом. Уже в 1999 г. по внутрикраевому лизингу планируется выпуск 340 тракторов, в т.ч. первых десяти Т-250, 60 посевных почвообрабатывающих комплексов ППК 12,4 и др.; еще 190 млн. руб. предусмотрено в краевом бюджете на краевой госзаказ для производства сельскохозяйственной техники. Кроме этого прорабатывается вопрос по выделению средств из федерального бюджета для приобретения сельхозтехники на лизинговой основе. Все это позволяет оптимистично оценивать возможность выполнения плановых показателей. В дизелестроении на планируемый период предусматривается как увеличение эффективности работы существующего, так и организация нового конкурентоспособного производства - дизелей ВАЗ, дизелей многоцелевого назначения типа БМД (в том числе за счет привлечения иностранных инвестиций). В результате производство дизелей и дизельгенераторов на АО "Барнаултрансмаш" увеличится за 1999 - 2000 гг. на 13%, на АО "Алтайдизель" - в 2,3 раза, из которых 950 штук ежегодно будут поставляться на экспорт. Развитие ведущего предприятия вагоностроения - АО "Алтайвагон" в условиях отсутствия заказов на продукцию планируется за счет его перепрофилирования на ремонт вагонов. Прирост производства за планируемый период составит более 12%. В котлостроении развитие производства на АО "Сибэнергомаш" и АО "Бийский котельный завод" за счет поставок продукции как на внутренний, так и внешний рынки позволит увеличить к 2001 г. выпуск котлов на 37,5% и 150% соответственно. Одним из новых перспективных направлений развития предприятий отрасли для расширения рынков сбыта планируется сотрудничество с другими территориями в рамках заключенных администрацией края договоров. Так, АО "АЗПИ" и АО "АТЭ" поставят продукцию на сумму 10 млн. руб. в Республику Беларусь. АО "Алтайдизель", АО "Барнаултрансмаш", АО "БСЗ" планируют сотрудничать с предприятиями г. Москвы. Общий объем инвестиций на развитие отрасли в 1999 - 2000 гг. планируется в размере 583 млн. руб. Реализация намеченных программ позволит уже в 1999 г. стабилизировать ситуацию в машиностроении, а в 2000 г. получить прирост производства на 1%. Развитие химической и нефтехимической промышленности в сложившихся условиях будет ориентировано в основном на выпуск экспортной, импортозамещающей и конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка, что позволит стабилизировать в 1999 г. производство после спада в 1998 г., улучшить финансовое состояние предприятий и увеличить объем выпуска продукции в 2000 г. на 2%. Основными направлениями в этом предусматриваются: - увеличение экспортных поставок АО "Полиэкс", Олеумным заводом, АО "Завод синтволокна", АО "Барнаульский шинный завод", АО "Алтайхимпром" и др.; - восстановление выпуска шин на АО "Барнаульский шинный завод" (до 1670 тыс. штук в год в 2000 г.); - выпуск конкурентоспособных импортозамещающих товаров бытовой химии (АО "Полиэкс", Олеумный завод, АО "Алтайхимпром", АО "Кучуксульфат" и др.); - развитие и расширение выпуска на АО "Синтволокно", АО "Химволокно" совместно с АО "Алтай-кокс" химических волокон и нитей; - производство дешевых гербицидов 2,4Д для посевов зерновых, мощностью 500 тонн (АО "Алтайхимпром"); - развитие местной сырьевой базы для обеспечения устойчивого развития производств. Необходимый объем инвестиций для предприятий отрасли в 1999 - 2000 гг. составит 129 млн. рублей. В развитии лесной и деревообрабатывающей отрасли одним из приоритетных направлений сохранится обеспечение отрасли деловой древесиной, объем которой может снизиться в 1999 г. до 0,3 млн. куб. м. Поэтому инвестиционные приоритеты на 1999 - 2000 годы будут ориентированы, в первую очередь, на лесозаготовительную промышленность. Другим приоритетом является поддержание и эффективное использование имеющихся мощностей в деревообрабатывающей промышленности, стабильно развивающихся в последний период. Производство пиломатериалов за 1999 - 2000 гг. увеличится на 17,6%, в т.ч. на ОАО "Восточный" - на 27,9%, АО "Алтайторф" - 18,8%, снизится на АО "Ларичихинский леспромхоз" из-за недостатка сырья. ЗАО "Форант" для поставок на экспорт планирует в 2 раза увеличить выпуск мебельного щита. В результате тенденция развития отрасли будет иметь стабильный характер. Объем инвестиций в отрасль планируется в размере 12 млн. руб. Развитие производства строительных материалов будет определяться, как и раньше, за счет местных и внешних рынков. Основными направлениями сбыта строительных материалов при этом останутся межрегиональные поставки, поставки мелким потребителям и на выполнение жилищных государственных программ и др. Развитие отрасли по расширению номенклатуры мелкоштучных изделий, базы монолитного строения, переориентации значительной части мощностей сборного железобетона на выпуск изделий для малоэтажного строительства, наращивание мощностей по производству цемента, расширение производства полимерных строительных материалов и др. приведет к увеличению в 2000 г. производства основных строительных материалов: выпуска цемента за счет ввода 2 очереди на АО "Алцем" - до 165 тыс. т в год, стеновых материалов - до 140 млн. шт. усл. кирпича, конструкций и изделий сборных железобетонных - до 115 тыс. куб. м. Одним из перспективных направлений развития стройиндустрии останется разработка богатых местных месторождений минеральной ваты, каменного литья, облицовочных природных материалов. Их использование возможно при реализации проекта по добыче и переработке природного облицовочного камня, реконструкции совместно с корпорацией "Росагропромстрой" в 1999 г. Новоалтайского экспериментального домостроительного комбината (50 тыс. куб. м изделий для домов, 35 тыс. куб. м пиломатериалов), строительстве АК ГУП "Алтайстройзаказчик" совместно с ОАО "Алтай-кокс" в 2000 г. Заринского завода керамического кирпича (50 млн. шт. усл. кирпича). Развитие производства мягких кровельных материалов (АО "Алтайкровля") будет развиваться за счет средств предприятия и в большей мере будет ориентировано на сибирский рынок: с 2001 г. планируется выпускать дополнительно 6 млн. кв. м мягких кровельных материалов. Всего на развитие стройиндустрии в 1999 - 2000 гг. будет направлено 242 млн. руб. инвестиций. В результате реализации вышеуказанных направлений планируется стабильное развитие стройиндустрии, превышающее ранее запланированные показатели: прирост в 1999 г. составит 5%, в 2000 г. - еще 9%. Перспективы развития легкой и текстильной промышленности края остаются связанными с изменением структуры сырьевой базы, производством конкурентоспособной продукции для внутреннего рынка, увеличением использования мощностей предприятий. Основной проблемой развития отрасли является недостаток сырья - хлопка, льноволокна, шерсти. Только реализация всех направлений программы "Ткань" (льнокомбинаты края, ОАО "Полиэкс", АО "Меланжист", АО "ХБК" и др.) позволит стабилизировать ситуацию в отрасли. Для этого необходимо 25 млн. руб., однако отсутствие финансирования затрудняет реализацию программы и обуславливает корректировку плановых показателей в сторону уменьшения объемов производства в 1999 г. до 80%. При стабильном финансировании программы "Ткань", наличии в достаточном количестве сырья в легкой промышленности в условиях увеличения потребительского спроса населения, возможно расширение ассортимента продукции и увеличение выпуска тканей на АО "ХБК" (прирост производства за 1999 - 2000 гг. на 21%), ОАО "Меланжист" (более 30%), швейных и трикотажных изделий на АО "Бийская швейная фабрика" (более 80%), Рубцовской швейной фабрике (178%), обуви на Бийской и Барнаульской обувных фабриках. В результате к 2001 г. производство в легкой промышленности может стабилизироваться. Развитие предприятий высокорентабельной фармацевтической промышленности ориентируется на внутренний и внешний рынки и производство продукции планируется на базе предприятий г. Бийска (НПЦ "Алтай", АО "Алтайвитамины", "БОЗ", АО "Полиэкс") и АО "Алтийхимпром" (г. Яровое). Производство витаминной продукции и лекарственных препаратов опирается на сохранившуюся сырьевую базу и имеет солидное научное обеспечение - НИИ садоводства Сибири им. М.А.Лисавенко. 4. Транспортный комплекс края продолжает функционировать в сложных условиях. В 1998 году снижены объемы перевозок грузов внутри края, но за счет ввоза продукции из-за пределов края увеличен объем грузооборота. Грузооборот всех видов транспорта составил 17,53 млрд. т км, что выше планового задания на 1,3%. Основную долю в объеме грузооборота занимает железнодорожный транспорт (98%). По сравнению с планом грузооборот предприятий железнодорожного транспорта увеличился на 1,2%, автомобильного транспорта - на 5%, а водного - на 10%. Задание Плана социально-экономического развития края на 1998 год по пассажирообороту выполнено лишь на 77,3%. Пассажирооборот железнодорожным транспортом снижен на 21%, автомобильным - на 28%, водным - на 50% по сравнению с планом. В целом пассажирооборот составил 3,4 млрд. пас. км. Резкое сокращение пассажирооборота на железнодорожном транспорте связано с повышением в несколько раз тарифов на проезд в междугородном сообщении после августа прошлого года, что привело к снижению количества пассажиров и, как следствие, отмене части поездов в южном направлении. Снижение пассажирооборота на водном транспорте вызвано вводом в действие автомобильного сообщения Барнаул-Затон по новому мостовому переходу. Основные цели и приоритеты развития транспортного комплекса, принятые в Плане социально-экономического развития края, сохранятся и на последующие годы. Важная проблема транспортного комплекса - отсутствие платежеспособного спроса на транспортные услуги, как следствие ухудшения социально-экономической ситуации в крае. Этим вызвано невыполнение планов грузовых и пассажирских перевозок, неудовлетворительные финансовые результаты деятельности транспортных предприятий. Тяжелое финансовое положение, моральный и технический износ транспортных средств, невозможность обновления подвижного состава, а также высокие тарифы на перевозки привели к корректировке Плана социально-экономического развития края на 1999 и 2000 годы по грузо- и пассажирообороту. В связи с этим грузооборот всех видов транспорта в 1999 году останется на уровне 1998 года; пассажирооборот всех видов транспорта составит 3,404 млрд. пас. км (на 4 млн. пас. км выше 1998 года), при этом увеличится пассажирооборот на автомобильном транспорте при небольшом снижении на воздушном, водном и железнодорожном транспорте. В 2000 году грузооборот всех видов транспорта увеличится на 2,7% по сравнению с уточненным планом 1999 года, а пассажирооборот - на 2,8%. Главными вопросами в сфере пассажирского транспорта, требующими решения в 1999 году и в последующие годы, являются: упорядочение проезда льготных пассажиров; выравнивание условий налогообложения в сфере оказания транспортных услуг для предприятий общественного транспорта и частных предпринимателей; погашение задолженности органов местного самоуправления по возмещению убытков предприятиям транспорта за перевозку льготных категорий пассажиров; обновление подвижного состава для предприятий, выполняющих социальные перевозки пассажиров. Предприятиями дорожно-транспортного комплекса края в 1998 году обеспечена сохранность федеральных и территориальных дорог и их устойчивое функционирование. Построено и реконструировано 98,9 км дорог и 607 п. м мостов, отремонтировано 250 км автодорог. Ведутся работы по реконструкции "Чуйского тракта" в рамках программы "Дороги России". Повышенное внимание уделялось вопросам содержания дорог и ремонта мостовых сооружений, что положительно отразилось на безопасности движения автомобильного транспорта и обустройстве дорог. За счет внедрения 8-ми пунктов весового контроля на автодорогах края дополнительно направлено в территориальный дорожный фонд более 1,8 млн. рублей. Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Барнаула, ее продление и замена светосигнальной системы аэропорта расширили перечень принимаемых воздушных судов и увеличили минимум аэропорта. Решение вопроса организации свободной экономической зоны в границах аэропорта Барнаул повышает его привлекательность как для российских, так и для международных авиакомпаний и инвесторов. В целях реализации Плана социально-экономического развития в области дорожного хозяйства в 1999 году предусмотрено: построить 30 км автодороги "Алтай-Кузбасс", реконструировать 10 км автодороги "Чуйский тракт", отремонтировать 115 км автодорог, построить и реконструировать 74 п. м мостов, 41,4 км автодорог, провести ремонт второй очереди взлетно-посадочной полосы Барнаульского аэропорта. 5. Существенные шаги сделаны в развитии местной телефонной связи. Введено в эксплуатацию оптико-волоконное кольцо в г. Барнауле с использованием современного оборудования, что улучшило качество связи, слышимость для абонентов в различных частях города, уменьшились отказы в соединениях, открыта перспектива для расширения линий между АТС города без существенных затрат на строительство. Оптико-волоконные кабели проложены в г. Бийске. В городах и сельской местности края в 1998 году введено 29,5 тыс. номеров. Доходы от услуг связи возросли на 17,2% в связи с развитием средств телефонной связи, увеличением количества междугородных телефонных разговоров и развитием новых услуг связи. На основании этого в области развития связи в 1999 году планируется обеспечить прирост монтируемой емкости телефонных аппаратов на 17 тыс. номеров, расширить эфирное радиовещание и зону приема второй программы телевидения в сельской местности. 6. Состояние потребительского рынка в 1998 году было подвержено значительным изменениям. В первой половине года наметилась тенденция на увеличение индекса физического объема розничного товарооборота. Однако вследствие августовского финансового кризиса, к концу года в крае, как и в стране в целом, резко повысились цены на потребительские товары (в 1,8 раза к началу года), что привело к снижению покупательского спроса населения. И, несмотря на увеличение объемов товарооборота в денежной массе, индекс физического объема начал снижаться. В целом за год розничный товарооборот, включая общественное питание, составил 10752 млн. рублей. С 1999 года Госкомстатом РФ введена новая форма государственной статистической отчетности, предусматривающая вместо показателя "розничный товарооборот, включая общественное питание" два новых: "оборот розничной торговли" и "оборот общественного питания". В связи с этим в План социально-экономического развития края вводится показатель "оборот розничной торговли". За 1998 год оборот розничной торговли по краю составил 10151 млн. рублей, что на 0,6% выше планового задания. На 1999 год индекс физического объема оборота розничной торговли планируется в размере 80% к уровню 1998 года. В этих условиях стабилизация оборота розничной торговли начнется не ранее 2001 года. Задание Плана социально-экономического развития края по индексу физического объема платных услуг населению в 1998 году перевыполнено на 5,5 процентных пункта. За прошлый год населению края оказано платных услуг на 2656,2 млн. рублей. Увеличились объемы предоставления услуг физкультуры и спорта, ветеринарных, медицинских, образования, санитарно-оздоровительных, культуры, пассажирского транспорта и связи, некоторых видов бытовых услуг. Сложившаяся тенденция развития сферы услуг сохранится и на последующие годы. В связи с этим плановое задание по увеличению объемов платных услуг населению на 1999 и 2000 годы не требует корректировки. Неизменными остаются и основные задачи и приоритеты развития торговли и сферы услуг, принятые в Плане социально-экономического развития на 1999 и 2000 годы. В 1999 году предусматривается: открытие оптового продовольственного рынка в г. Яровое; развитие сети кулинарных, фирменных магазинов, кондитерских цехов предприятий общественного питания, летних кафе на торговых площадях предприятий торговли, в организациях культуры и т.п. Создание краевого Союза бытовиков позволит комплексно решать вопросы по координации эффективной работы службы быта и привлечению инвестиций, переподготовки кадров, материально-технического обеспечения, выполнения "муниципального заказа". 7. Планом социально-экономического развития края на 1998 год предусматривалось увеличить среднемесячную заработную плату 1 работника до 710 рублей. Фактически она сложилась в размере 725 рублей, т.е. превысила плановое задание на 2,1%. В то же время реальная заработная плата в результате инфляционного всплеска уменьшилась на 12%. Из-за снижения объемов производства в важнейших отраслях края, тяжелого финансового состояния предприятий, неплатежей не достигнуты плановые параметры по уровню средней заработной платы 1 работника в таких отраслях материального производства, как промышленность и сельское хозяйство - фактические показатели ниже плановых на 42 и 44 рубля соответственно. С принятием постановления Правительства РФ об увеличении в 1999 году минимальной заработной платы работников бюджетной сферы ожидается ее увеличение. Уровень среднемесячной заработной платы предусмотрен: в 1999 году - 946 рублей, в 2000 году - 1132 рубля. 8. Ситуация на рынке труда продолжает оставаться сложной. По предварительным расчетам, за 1998 год численность трудовых ресурсов увеличится на 9 тыс. человек по сравнению с Планом. Это объясняется ростом численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст (пик рождаемости в крае в 1981 - 1983 гг.), что привело к последующей корректировке Плана: численность трудовых ресурсов составит: в 1999 году - 1527 тыс. чел., в 2000 году - 1529 тыс. чел. За 1998 год численность занятых в экономике уменьшилась на 32 тыс. по сравнению с Планом. Сокращение произошло как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере: в отраслях сельского хозяйства, транспорта, строительства, промышленности, в научных организациях. Причем в 1998 году 83,7 тыс. работников (11,1% среднесписочной численности крупных и средних предприятий) работали в режиме неполного рабочего времени и 104,6 тыс. (13,8%) находились в вынужденных административных отпусках. Тенденция снижения численности занятых в экономике края повлияла на корректировку Плана 1999 года - 1027 тыс. человек против 1060 тыс. чел. Одновременно возрастет число обратившихся в службу занятости до 114,9 тыс. чел. против 111,6 тыс. чел., фактически обратившихся в 1998 году. В связи с ожидаемым оживлением экономики и увеличением спроса на рабочую силу с 2000-го года планируется приостановить падение численности занятых в экономике. Количество безработных, зарегистрированных в службе занятости, колебалось в течение 1998 года от 34,5 тыс. чел. в начале июля до 39,6 тыс. чел. в конце декабря. Сокращение количества официальных безработных в летние месяцы происходило, в основном, за счет увеличения временной занятости, в том числе на сезонных сельскохозяйственных работах. Численность официальных безработных составила на конец 1998 года 39,6 тыс. человек, что меньше планового показателя на 2,2 тыс. чел. Во многом этому способствовало создание субсидированных рабочих мест (около 4,0 тыс. рабочих мест), оказание профориентационных услуг и психологической поддержки населению. Общественные работы в текущем году были организованы на 57 территориях края, в них приняло участие 7,2 тыс. человек, при годовом задании 6,8 тыс. человек. Органами занятости в прошлом году посредством финансовой поддержки и консультативной помощи оказано содействие 754 гражданам в организации собственного дела, при Плане в 700 - 1000 человек. Для обеспечения занятости слабозащищенных категорий безработных граждан организовывались рабочие места, оплата труда на которых субсидировалась из средств фонда занятости. В 1998 году было трудоустроено 3,6 тыс. чел., что в 2,4 раза больше, чем планировалось. Вместе с тем наблюдалось сокращение ряда активных направлений политики занятости. Так, отсутствие средств сдерживает профессиональное обучение безработных. Число направленных на обучение снизилось на 39,2% по сравнению с планом и составило 1,7 тыс. человек. В связи с финансовыми трудностями Государственного фонда занятости в отчетном году не выполнено плановое задание по оказанию помощи предприятиям по предотвращению высвобождения квалифицированных работников. Проводимой политикой в области занятости населения планируется численность официально зарегистрированных безработных на конец 1999 года довести до 45 тыс. чел. против 47 тыс. человек, предусмотренных Планом, а в 2000 году останется на уровне Плана. 9. Минерально-сырьевая база. Общий объем геолого-разведочных работ составил в 1998 году 15,2 млн. рублей, или 48,6% плана. Плановое задание не выполнено в связи с крайне недостаточным финансированием работ из всех источников (всего профинансировано 11,8 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета 3,6 млн. рублей - 61% от объема выполненных работ или 25% от планируемых), что повлияло на корректировку в сторону уменьшения планируемого объема геологоразведочных работ на 1999 год по всем направлениям, кроме научно-исследовательских, обеспечивающих выполнение региональных геолого-съемочных и геофизических работ, согласно рекомендациям Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для выполнения Плана геолого-разведочных работ произведена в сторону увеличения корректировка плана на 2000 год на 4,2 млн. рублей от ранее планируемых объемов. 10. На охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в крае в 1998 году использовано 16,9 млн. рублей капитальных вложений, что составляет 31,6% к плану 1998 года. Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, остался на уровне запланированного, т.е. 380 тыс. тонн, а объем сброса загрязненных сточных вод снизился на 1,1 млн. куб. м и составил 32,9 млн. куб. м. Предусмотренные планом мероприятия в 1998 году выполнены не в полном объеме в виду недостаточного финансирования из бюджетов всех уровней. В связи с этим мероприятия по вводу второй очереди биологических очистных сооружений ОАО "Алтайхимпром" в г. Яровое и переводу котельного оборудования на газообразное топливо АО "Алтайэнерго" перенесены с 1998 г. на 1999 и 2000 годы в соответствии с Постановлением администрации края от 23.12.98 года N 806 "О переносе срока ввода второй очереди биологических очистных сооружений в г. Яровое" и Постановлением краевого Законодательного Собрания от 30.11.98 года N 381 "О Законе Алтайского края "О внесении изменений в Закон Алтайского края о консолидации на специальном счете в 1998 году части действующего тарифа на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую электроснабжающими организациями потребителям на территории Алтайского края". Мероприятия по снижению уровней облучения населения и производственного персонала от природных радиоактивных источников на 1999 - 2000 гг. скорректированы в сторону уменьшения. 11. В соответствии с направлениями развития экономики намечалось в 1998 году обеспечить увеличение внешнеторгового оборота Алтайского края на 3 - 5%. Фактически внешнеторговый оборот составил 280,1 млн. долл. и сократился на 26% к 1997 году. Сальдо внешнеторгового баланса Алтайского края в 1998 году сложилось положительным и составило 24,7 млн. дол. США. Начавшаяся реструктуризация машиностроения, оборонной, пищевой промышленности края в сочетании с увеличением доли высокотехнологичных и наукоемких производств, а также увеличение выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями машиностроения, химии и лесопереработки позволит в 1999 - 2000 годах увеличить внешнеторговый оборот края на 2,8 и 1,7% соответственно, в первую очередь, за счет экспорта. 12. Общероссийский финансовый кризис осени 1998 года крайне негативно повлиял на состояние финансово-бюджетной системы Алтайского края, в том числе, в части фактического исполнения плановых бюджетных показателей 1998 года. По оперативным данным в консолидированный бюджет края поступило 4710,7 млн. рублей, что составило 76% плана, из них: - собственные доходы - 2733 млн. рублей (76%), в том числе в денежном выражении 730 млн. руб., или 27 процентов от всех поступлений; - трансфертов 1586,1 млн. рублей (73 процента от планируемых). Ниже плановых назначений сформирована доходная часть от налоговых поступлений: - налога на прибыль - 292 млн. руб. (73%); - акцизных сборов по водке, спирту и ликеро-водочным изделиям - 266 млн. руб. (80%); - налога на добавленную стоимость - 365 млн. руб. (75%); - налога на имущество - 402, 8 млн. руб. (82,8%). Сохраняется тенденция формирования основной суммы доходов бюджетов за счет налоговых платежей, поступающих от промышленного комплекса края - почти 46%, в том числе 16,5% - поступления от предприятий пищевой промышленности, 9,3% - электроэнергетика, около 10% - машиностроение и металлообработка, 3,5% - химия и нефтехимия, сельское хозяйство и связь - более 4%, предприятия транспорта - до 6%. Целью и основной задачей финансово-экономической, налоговой политики законодательных, административных органов края является стабилизация ситуации в 1999 году с последующим переходом в фазу экономического роста. Плановые показатели социально-экономического положения края, бюджетные показатели 1999 года, прогноза 2000 года базируются на: - учете изменения и совершенствования налогового законодательства, как в целом по России, так и на уровне региона (принятие новых и отмена ранее применяемых налогов и сборов, в частности - введение на территории края налога с продаж, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности); - принимаемых мерах по своевременному и полному исполнению плательщиками своих налоговых обязательств; - увеличении доли денежных поступлений налоговых и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней; - жестком регулировании денежного обращения, сокращении теневого оборота наличных денежных средств; - монополизации производства и реализации ликеро-водочных изделий; - привлечении кредитов и внешних инвестиций для поддержки реального сектора экономики края, за счет создания благоприятного инвестиционного климата; - максимальном использовании основных источников формирования собственных средств; - концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики края, способствующих увеличению поступлений доходов в бюджет; - рационализации и контроле использования денежных средств. 13. За 1998 год на развитие экономики и социальной сферы в крае направлено 3 млрд. руб., или 81% от запланированного (3,7 млрд. руб.). Однако к уровню прошлого года в сопоставимых ценах объем инвестиций составил 106%. Сохранены приоритетные направления: жилищное строительство, коммунальное строительство, прежде всего газификация края. Наибольший удельный вес в общем объеме, как и прежде, занимают собственные средства предприятий (48%). Однако, от запланированных объемов они составили лишь 90%. Финансово-хозяйственное положение предприятий ухудшилось, что не позволило использовать собственные средства на инвестиции. В течение года администрацией края постоянно проводилась работа по включению в федеральные целевые программы, заслушивались отчеты комитетов и управлений о ходе их выполнения и финансирования. Проведен зачет по федеральному бюджету. Результатом работы явилось освоение капитальных вложений из федерального бюджета на сумму 233 млн. руб., хотя это составило только половину запланированных объемов. Несмотря на снижение уровня исполнения доходной части краевого бюджета и недополучение трансферта, из краевого бюджета осуществлялось финансирование строительства объектов социальной сферы, газификации на общую сумму более 200 млн. рублей. Были использованы и средства бюджетов районов и городов края. Доля средств, вложенных из краевого и местных бюджетов, возросла до 11%. Тем не менее, общий объем инвестиций составил 85% от запланированного. В 1998 году за счет всех источников финансирования введено 455 тыс. кв. метров общей площади жилых домов при сохраненном уровне 1997 года, от плановых объемов это составило только 85%. Ввод жилья осуществлялся в основном за счет средств индивидуальных застройщиков. Инвестиции в отрасль составили 546 млн. руб. - 67% от Плана. Выше плана осуществлен ввод по образовательным учреждениям. В 1998 году введено 18 общеобразовательных школ на 5,4 тыс. ученических мест, амбулаторно-поликлинических учреждений на 372 посещения в смену, введены также 2 детских дошкольных учреждения на 165 мест, 3 больницы на 171 койку, санаторий на 160 мест в г. Белокуриха. Инвестиции в народное образование составили 120 млн. руб., что в 2 раза выше от запланированных. В здравоохранении и соцобеспечении освоено также 120 млн. руб. Однако это составляет только 70% от запланированного. Корректировка объемов инвестиций на 1999 - 2000 годы произведена с учетом планируемых темпов роста производства и услуг в различных сферах экономики, а также сложившихся итогов по инвестициям во всех отраслях в прошедшем году. Показатели инвестиций на планируемый период 1999 - 2000 гг., как в целом по объему, так и в отраслевом разрезе разработаны с учетом всех источников финансирования и представлены в ценах 1999 года, в отличие от показателей Плана, где объемные показатели представлены в ценах 1998 года. Для осуществления мероприятий по инвестиционной деятельности в 1999 - 2000 годах потребуется средств в размере 7,72 млрд. рублей, в том числе за счет средств предприятий 3,31 млрд. рублей, за счет средств федерального бюджета 1,2 млрд. рублей, краевого и местного бюджетов 0,9 млрд. рублей и прочих источников 2,31 млрд. рублей; из них: средства индивидуальных застройщиков - 0,95 млрд. рублей, внебюджетных фондов - 0,55 млрд. рублей и др. На 11% уменьшаются инвестиции за счет средств федерального бюджета. Это объясняется сокращением финансирования федеральных программ в связи с напряженным исполнением доходной части федерального бюджета, а также приоритетным направлением этих средств на погашение кредиторской задолженности. Кроме того выделение средств будет осуществляться при условии обеспечения долевого участия бюджета субъекта федерации. На 13% уменьшаются средства краевого и местных бюджетов. Откорректирован объем вложений за счет средств краевого бюджета в связи с принятием Закона Алтайского края "О краевом бюджете на 1999 год". На 17% уменьшаются собственные средства предприятий. Отклонения от планируемых показателей обосновываются финансовым положением предприятий края. От Плана увеличатся на 33% средства индивидуальных застройщиков и прочие средства. Корректировка планируемых показателей произведена с учетом изменений, происходящих в структуре капиталообразующих показателей. Так, значительно возросли средства индивидуальных застройщиков и заемные средства. Кроме того, деятельность краевых органов направлена на создание благоприятных условий по привлечению инвестиций, таких как средства коммерческих банков, частных иностранных инвесторов. Был принят Закон "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", в котором определены цели и принципы стимулирования инвестиционной деятельности, виды мер стимулирования, включающие льготы по налогам и сборам участникам инвестиционной деятельности и др. По отраслям производственного назначения в 1999 - 2000 годах объем капитальных вложений составит 4,23 млрд. рублей, в том числе: в промышленность - 2,1 млрд. рублей, в сельское хозяйство - 1,12, в транспорт и связь - 1,13 млрд. рублей. При корректировке показателей Плана учитывалась лизинговая деятельность, которая является эффективной формой финансирования капитальных вложений и привлечений для этой цели средств частных инвесторов. На развитие социальной сферы в 1999 - 2000 годах будет направлено 3,5 млрд. рублей, в том числе на развитие здравоохранения и образования - 0,53 млрд. рублей, на развитие жилищного строительства - 1,83 млрд. рублей. В вопросах инвестирования социальных отраслей администрация пересмотрела ранее принятые приоритеты и сделала упор не на увеличение финансирования какой-либо отрасли, а на ввод социально значимых объектов. Так, в здравоохранении планируется в 1999 - 2000 годах ввести в эксплуатацию лечебные корпуса на 690 коек и амбулаторно-поликлинические учреждения на 690 посещений в смену. Приоритетные направления в строительстве объектов сохранены. Общий объем инвестиций в эту отрасль в 1999 - 2000 годах составит 315 млн. руб. Объем инвестиций, направляемых на строительство объектов народного образования должен составить в 1999 - 2000 годах 216 млн. рублей. Корректировка инвестиций обосновывается, прежде всего, значительным освоением капитальных вложений в предшествующий период. Этому способствовали действия краевой администрации по урегулированию финансовых потоков и улучшению финансирования строящихся объектов в 1998 году, устанавливался краевой заказ ОАО "Алцем", по которому осуществлялась поставка цемента в города и районы края, также было предусмотрено обязательное долевое участие в строительстве школ местными бюджетами городов - 50% и районов не менее 20%. Кроме того, способствовали действия администраций на местах: поставлялась техника, людские ресурсы и др. Действие краевых и местных органов власти способствовали вводу объектов незавершенного строительства, начатых с 90-х годов и приостановленных в связи с экономической реформой в стране. Проведена инвентаризация объектов на предмет целесообразности строительства, осуществлена корректировка проектно-сметной документации на недостроенных школах с целью удешевления строительства. Ввод объектов общеобразовательных школ до 2000 года по наиболее проблемным территориям выглядит следующим образом: (тыс. уч. мест) ------------------------------------------------------ | | По плану | Откорректированный| | | | план | |---------------------+------------+-------------------+ |Кулундинская зона | 3,2 | 2,8 | |Приалейская зона | 5,4 | 1,81 | |Приобская зона | 1,1 | 3,74 | |Бийско-Чумышская зона| 0,9 | 1,35 | |Присалаирская зона | 0,2 | 0,67 | |Приалтайская зона | | 0,43 | ---------------------+------------+-------------------- Значительное влияние на отклонение от планируемых показателей оказал ввод в 1998 году 18 школ на 5,4 тыс. уч. мест. На реконструкцию и капитальный ремонт объектов культуры в 1999 - 2000 годах планируется направить за счет всех источников финансирования 17 млн. рублей в ценах 1999 года: --—------------------------------------------------------------- | Наименование объекта |1999 - 2000| 1999 | 2000 | |--------------------------------------+-----------+------+------+ |Реконструкция объектов: | | | | |Краевой театр драмы им. В.М.Шукшина | 4,1 | 2,8 | 1,3 | |Краевой музей истории литературы, | | | | |искусства и культуры Алтая | 2,94 | 2,2 | 0,74 | |Государственный художественный музей | 2,6 | 1,5 | 1,1 | |Бийский театр драмы | 0,5 | 0,5 | | |Государственная филармония | 3,77 | 0,21 | 3,56 | |Алтайского края | | | | |Алтайский государственный | | | | |краеведческий музей | 2,47 | 1,17 | 1,3 | |Российско-немецкий дом | 0,2 | 0,2 | | |Театр музыкальной комедии | 0,2 | 0,2 | | |Краевая библиотека им. В.Я.Шишкова | 0,1 | 0,1 | | |Алтайский государственный оркестр | | | | |русских народных инструментов "Сибирь"| 0,12 | 0,12 | | | | | | | |Всего | 17,0 | 9,0 | 8,0 | --------------------------------------+-----------+------+------- Корректировка объемов инвестиций обусловлена включением новых объектов культуры в перечень финансируемых за счет краевого бюджета, в связи с необходимостью проведения на них ремонтно-восстановительных работ. В развитии малых и средних городов края на 1999 - 2000 годы сохранятся приоритеты, предусмотренные Планом. В рамках Плана будет продолжена работа по реализации Программы борьбы с преступностью и комплекса мероприятий, направленных на уменьшение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и сокращения ущерба в случае их возникновения. Предлагаемая корректировка показателей Плана не меняет его стратегических задач - структурной перестройки экономики края и вывода ее из кризиса, которые в свете сложившейся к концу 1998 года в целом по стране экономической ситуации становятся еще более актуальными. Основные показатели социально-экономического развития Алтайского края на 1998 - 2000 годы (в сопоставимых ценах) ------------------------------------------------------------------- | | Единица | 1998 | 1998 | план | | Показатели | измерения | план |факт <*>+----------------+ | | | | | 1999 | 2000 | |----------------------+-----------+------+--------+---------+------+ |Численность населения | | | | | | |(среднегодовая) |тыс. чел. |2659,0| 2668,7 | 2660,4 |2652,0| | | в % к | | | | | | |пред. году | 99,7| 99,7 | 99,7 | 99,7| | | | | | | | |Валовой внутренний | в % к | 98 | 91 | 100,2 | 101 | |продукт |пред. году | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Промышленность | | | | | | | | | | | | | |Объем промышленной | в % к | 98,3| 91,5 | 101 | 103,5| |продукции (работ, |пред. году | | | | | |услуг) - всего , | | | | | | |в т.ч. по отраслям: | | | | | | | | | | | | | |Электроэнергетика | -"- | 98 | 104,6 | 100,5 | 101,5| |Черная металлургия | -"- | 100 | 96,8 | 110 | 110 | |Химическая и | -"- | 106 | 82,3 | 100 | 102 | |нефтехимическая | | | | | | |промышленность | | | | | | |Машиностроение и | -"- | 96 | 71 | 100 | 101 | |металлообработка | | | | | | |Лесная, деревооб- | -"- | 95 | 101,7 | 100 | 102 | |рабатывающая | | | | | | |промышленность | | | | | | |Промышленность | -"- | 90 | 105,3 | 105 | 109 | |строительных | | | | | | |материалов | | | | | | |Легкая промышленность | -"- | 85 | 70,1 | 80 | 100 | |Пищевая промышленность| -"- | 100 | 92,3 | 108 | 111 | |----------------------+-----------+------+--------+---------+------| | Производство продукции производственно-технического назначения | |-----------------------------------------------------------------+-| |Электроэнергия всего | млрд. квт/| 4,5 | 4,4 | 4,5 | 4,6 | | | час | | | | | |Шины | тыс. шт. | 1850 |1555,7 | 1610 | 1670 | |Удобрения минеральные | | | | | | |(в пересчете на 100% | | | | | | |питательных веществ) | млн. т |0,013 |0,0088 | 0,009 | 0,01 | |Трактора | шт. | 2000 | 501 | 1500 | 1800 | |Древесина деловая |млн. куб. м| 0,4 | 0,45 | 0,3 | 0,3 | | | | | | | | |Пиломатериалы | -"- | 0,17 | 0,17 | 0,18 | 0,2 | |Картон | тыс. т | 9 | 8,75 | 9 | 10 | |Цемент | тыс. т | 100 | 120 | 150 | 165 | |Материалы стеновые | млн. шт. | 150 | 130 | 135 | 140 | | | усл. кирп.| | | | | | | | | | | | |Конструкции и изделия | тыс. куб. | 100 | 107 | 110 | 115 | |сборные | м | | | | | |железобетонные | | | | | | | | | | | | | |Сельское хозяйство | | | | | | | | | | | | | |Валовая продукция | в % к |116,2 |102,5 | 111,5 |107,8 | |сельского хозяйства | пред. году| | | | | |во всех категориях | | | | | | |хозяйств - всего | | | | | | |(в сопоставимых | | | | | | |ценах 1994 года) | | | | | | |В том числе: | | | | | | | | | | | | | |Крестьянских | в % к |146,2 |156,0 | 110,9 |106,2 | |(фермерских) | пред. году| | | | | |хозяйств | | | | | | |Личных подсобных | в % к |111,6 | 95,0 | 109,1 |113,6 | |хозяйств населения | пред. году| | | | | |----------------------+-----------+------+--------+---------+------| | Производство основных видов сельскохозяйственной продукции | |-------------------------------------------------------------------| |Зерно (в весе | тыс. т | 3200 | 3074 | 3500 | 3600 | |после доработки) | | | | | | |Сахарная свекла | -"- | 300 | 193 | 300 | 370 | |Подсолнечник | -"- | 100 | 71 | 100 | 115 | |Картофель | -"- | 1140 | 761 | 900 | 1160 | |Овощи | -"- | 216 | 187 | 220 | 220 | |Скот и птица | -"- | 190 | 196,6 | 186 | 193 | |(в живом весе) | | | | | | |Молоко | -"- | 1113 | 1073,6 | 1090 | 1150 | |Яйца | млн. шт. | 680 | 649,8 | 698 | 780 | |Шерсть (в | тыс. т |0,975 | 0,861 | 0,7 | 0,97 | |физическом весе) | | | | | | |----------------------+-----------+------+--------+---------+------| | Производство продукции перерабатывающей промышленности | |----------------------T-----------T------T--------T---------T------| |Мясо, включая | тыс. т | 52 | 37 | 45 | 51 | |субпродукты 1 | | | | | | |категории | | | | | | |Масло животное | -"- | 11,5 | 8,5 | 9,5 | 11,6 | |Сыры жирные | -"- | 10,5 | 11,5 | 12,2 | 12,5 | |Сахар - песок из | тыс. т | 30 | 26,1 | 30 | 37 | |сахарной свеклы | | | | | | |Масло растительное | -"- | 27,5 | 11,2 | 18 | 32 | |Мука | -"- | 580 | 588 | 650 | 700 | |Крупа | -"- | 35 | 46,8 | 50 | 55 | |Товарная пищевая | тыс. т | 2 | 2,2 | 2,3 | 2,5 | |рыбная продукция, | | | | | | |включая консервы | | | | | | |рыбные | | | | | | | | | | | | | |Инвестиции в | | | | | | |основной капитал | | | | | | |(в ценах 1998 г; | | | | | | |- 2000 гг. в | | | | | | |ценах 1999 г.) | | | | | | | | | | | | | |Объем инвестиций за | | | | | | |счет всех | | | | | | |источников | | | | | | |финансирования |млн. руб. | 3700 | 3003 | 3500 | 4220 | | | в % к | 140 | 106 | 106 | 121 | | |пред. году | | | | | |в том числе: | | | | | | | | | | | | | |Федеральный бюджет |млн. руб. | 520 | 233 | 501 | 692 | |Краевой и местный |млн. руб. | 381 | 323 | 367 | 542 | |бюджеты | | | | | | |Собственные средства |млн. руб. | 1600 | 1440 | 1500 | 1806 | |предприятий | | | | | | |Средства индивидуаль- |млн. руб. | 200 | 401 | 450 | 500 | |ных застройщиков | | | | | | |Прочие средства |млн. руб. | 999 | 605 | 682 | 680 | | | | | | | | |Из общего объема | | | | | | |инвестиций: | | | | | | | | | | | | | |Объем инвестиций |млн. руб. | 2138 | 1636 | 1930 | 2304 | |производственного | в % к | 169 | 121 | 107 | 119 | |назначения |пред. году | | | | | | | | | | | | |Объем инвестиций |млн. руб. | 1562 | 1368 | 1570 | 1916| |непроизводственного | в % к | 114 | 88 | 104 | 122 | |назначения |пред. году | | | | | | | | | | | | |Из общего объема | | | | | | |инвестиций - | | | | | | |по отраслям: | | | | | | | | | | | | | |Электроэнергетика |млн. руб. | 211 | 207 | 230 | 254 | | |в % к | 97 | 94 | 101 | 110 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Топливная |млн. руб. | 4 | 1 | 13 | 31 | |промышленность | в % к | 92 | 23 | 1200 | 239 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Черная металлургия |млн. руб. | 17 | 32 | 35 | 35 | | | в % к | 71 | 150 | 101 | 100 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Цветная металлургия |млн. руб. | 43 | | 20 | 49 | | | в % к | 219 | | | 245 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Химическая и |млн. руб. | 101 | 46 | 51 | 78 | |нефтехимическая |в % к | 290 | 150 | 101 | 153 | |промышленность |пред. году | | | | | | | | | | | | |Машиностроение и |млн. руб. | 509 | 66 | 253 | 330 | |металлообработка | в % к | 481 | 63 | 350 | 130 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Лесная, деревооб- |млн. руб. | 4 | 28,5 | 6 | 6 | |рабатывающая и | в % к | 183 | 500 | 19 | 100 | |целлюлозно-бумажная |пред. году | | | | | |промышленность | | | | | | | | | | | | | |Промышленность |млн. руб. | 106 | 24 | 116 | 126 | |строительных |в % к | 203 | 46 | 438 | 109 | |материалов |пред. году | | | | | | | | | | | | |Легкая промышленность |млн. руб. | 23 | 3,4 | 7 | 15 | | |в % к | 422 | 54 | 187 | 214 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Сельское хозяйство |млн. руб. | 349 | 563 | 527 | 597 | | | в % к | 110 | 143 | 85 | 113 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Транспорт, связь и |млн. руб. | 419 | 456 | 541 | 585 | |дорожное |в % к | 127 | 136 | 108 | 108 | |строительство |пред. году | | | | | | | | | | | | |Торговля и общ. |млн. руб. | 195 | 64 | 100 | 110 | |питание | в % к | 338 | 110 | 143 | 110 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Здравоохранение и |млн. руб. | 152 | 120 | 155 | 160 | |физическая |в % к | 39 | 31 | 118 | 103 | |культура, |пред. году | | | | | |соцобеспечение | | | | | | | | | | | | | |Образование |млн. руб. | 62 | 120 | 106 | 110 | | |в % к | 100 | 180 | 80 | 104 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Культура и искусство |млн. руб. | 8 | 3,2 | 9 | 10 | | |в % к | 122 | 46 | 256 | 111 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Жилищное |млн. руб. | 814 | 546 | 884 | 943 | |строительство |в % к | 128 | 72 | 147 | 107 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Коммунальное |млн. руб. | 303 | 123 | 371 | 428 | |строительство |в % к | 163 | 65 | 274 | 115 | | |пред. году | | | | | | | | | | | | |Кроме того: | | | | | | |Иностранные |млн. долл. | 210 | 0,3 | 212 | 214 | |инвестиции |США | | | | | | | | | | | | |Пассажирооборот всех |млрд., | | | | | |видов транспорта |пасс. км | 4,4 | 3,4 | 3,404 | 3,5 | |в том числе: | | | | | | |Железнодорожного | -"- | 2,07 |1,633 | 1,5 | 1,59 | |Автомобильного | -"- | 2,0 |1,449 | 1,6 | 1,6 | |Водного | -"- | 0,01 |0,005 | 0,004 | 0,004| |Воздушного | -"- | 0,32 |0,313 | 0,3 | 0,306| | | | | | | | |Грузооборот всех |млрд. | | | | | |видов транспорта |т км | 17,3 | 17,53 | 17,53 | 18,0 | |в том числе: | | | | | | |Железнодорожного | -"- | 16,9 | 17,1 | 17,1 | 17,5 | |Автомобильного | -"- | 0,2 | 0,21 | 0,21 | 0,25 | |Водного | -"- | 0,2 | 0,22 | 0,22 | 0,25 | | | | | | | | |Трудовые ресурсы |тыс. чел. | 1517 | 1526 | 1527 | 1529 | |Численность занятых в | | | | | | |экономике |тыс. чел. | 1060 | 1028 | 1027 | 1027 | | | | | | | | |в том числе: | | | | | | |в материальном |тыс. чел. | 720 | 713 | 712 | 712 | |производстве | | | | | | |в непроизводственной |тыс. чел. | 340 | 315 | 315 | 315 | |сфере | | | | | | |Число обратившихся в | | | | | | |службу занятости | | | | | | |за период |тыс. чел. |114,0 |111,6 | 114,9 |121,5 | |Численность официально| | | | | | |зарегистрированных | | | | | | |безработных на | | | | | | |конец года |тыс. чел. | 41,8 | 39,6 | 45,0 | 48,0 | | | | | | | | |Среднемесячная |руб. | 710 | 725 | 946 | 1132 | |заработная плата - | | | | | | |всего | | | | | | |в том числе: | | | | | | |в материальном |-"- | 656 | 703 | 910 | 1086 | |производстве | | | | | | |промышленность |-"- | 886 | 844 | 1097 | 1308 | |сельское хозяйство |-"- | 436 | 392 | 470 | 550 | |в непроизводственной |руб. | 808 | 769 | 1015 | 1218 | |сфере | | | | | | | | | | | | | |Оборот розничной |в % к | 100 | 100,6 | 80 | 85 | |торговли |пред. году | | | | | | | | | | | | |Объем платных услуг | в % к | 95 | 100,5 | 102 | 103 | |населению |пред. году | | | | | | | | | | | | |Ввод в эксплуатацию |тыс. кв. м | 536 | 455 | 536 | 538 | |жилых домов по |общей пл. | | | | | |предприятиям и | | | | | | |организациям | | | | | | |всех форм | | | | | | |собственности | | | | | | | | | | | | | |Средняя обеспеченность|кв. м | 17,8 | 17,8 | 18 | 18,2 | |населения общей |на чел. | | | | | |площадью жилых домов | | | | | | | | | | | | | |Обеспеченность: | | | | | | |больничными койками |коек на 10 | 118 | 118 | 118 | 118 | | |тыс. жител.| | | | | | | | | | | | |амбулаторно - |пос./смену | 267 | 267 | 269 | 274 | |поликлиническими |на 10 тыс. | | | | | |учреждениями |жителей | | | | | | | | | | | | |домами - интернатами |мест на 10 | 21,6 | 19,1 | 20 | 21,8 | |для престарелых и |тыс. жител.| | | | | |инвалидов и детей - | | | | | | |инвалидов | | | | | | | | | | | | | |дошкольными |мест на | 390 | 523 | 540 | 435 | |образовательными |1000 детей | | | | | |учреждениями |дошкольного| | | | | | |возр. | | | | | | | | | | | | |Капитальные вложения, |в % к | 117 | 35 | 105,6 |108,4 | |предусматриваемые на |пред. году | | | | | |природоохранные | | | | | | |мероприятия за счет | | | | | | |всех источников | | | | | | |финансирования | | | | | | | | | | | | | |Основные |млн. руб. |115,2 |33,037 | 61,62 | 80,82| |природоохранные | | | | | | |мероприятия за счет | | | | | | |всех источников | | | | | | |финансирования | | | | | | |в том числе: | | | | | | |федеральный бюджет | -"- | 10,2 | - | 16,7 | 20,2| |краевой и местный | | | | | | |бюджеты | -"- | 3,4 |0,685 | 3,3 | 20,1| |экофонды | -"- | 0,6 |0,368 | 0,72 | 0,52| |собственные средства | | | | | | |предприятий | -"- | 101 |31,984 | 40,9 | 40| | | | | | | | |Объем сброса |млн. куб. м| 34 | 32,9 | 34 | 30 | |загрязненных сточных | | | | | | |вод | | | | | | | | | | | | | |Объем вредных веществ,|тыс. т | 380 | 380 | 375 | 334 | |выбрасываемых в | | | | | | |атмосферный воздух | | | | | | |стационарными | | | | | | |источниками | | | | | | |загрязнения | | | | | | | | | | | | | |Основные направления |млн. руб. | 31,3 | 15,2 | 34 | 40 | |геологоразведочных | | | | | | |работ за счет всех | | | | | | |источников | | | | | | |финансирования | | | | | | |в том числе: | | | | | | |федеральный бюджет | -"- | 14,3 | 8,8 | 19,5 | 25 | |краевой и местный | | | | | | |бюджеты | -"- | 14,2 | 5,8 | 9,5 | 12,0| |другие источники | -"- | 2,8 | 0,6 | 5 | 3 | | | | | | | | |Экспорт - всего |млн. дол. | 220 |152,4 | 160 | 165 | | |США | | | | | |в том числе в СНГ | -"- | 160 |111,5 | 120 | 125 | | | | | | | | |Импорт - всего |млн. дол. | 212 |127,7 | 128 | 128 | | |США | | | | | |в том числе в СНГ | -"- | 120 | 60,5 | 55 | 56 | ----------------------+-----------+------+--------+---------+------- ________________________________ <*> Отчет 1998 года - по предварительным данным Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|