Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 30.05.2000 № 180

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
              АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30.05.2000 N 180
г.Барнаул

О    протесте     прокурора
Алтайского   края  на закон
Алтайского     края     "Об
участии  населения в охране
общественного   порядка  на
территории Алтайского края"

     В краевой Совет народных депутатов поступил вышеуказанный протест
прокурора края.
     В протесте  отмечено,  что  закон  Алтайского  края  "Об  участии
населения  в  охране  общественного  порядка  на территории Алтайского
края"   противоречат   статьям   2,17,18,22   Конституции   Российской
Федерации,  федеральному  законодательству и ставит в непосредственную
угрозу нарушения основные  права  и  свободы  человека  и  гражданина,
закрепленные   в   Конституции  Российской  Федерации.  Прокурор  края
предлагает отменить статью 7,  пункты 3,  5 статьи 12,  статьи 13,  14
названного закона.
     Данный протест прокурора  края  не  может  быть  удовлетворен  по
следующим основаниям.
     В соответствии со статьей  72  Конституции  Российской  Федерации
защита прав и свобод человека,  обеспечение законности, правопорядка и
общественной безопасности относится  к  предмету  совместного  ведения
Российской  Федерации  и субъектов Российской Федерации.  Поскольку на
федеральном   уровне   в   настоящее   время   отсутствует    правовая
регламентация   участия  населения  в  охране  общественного  порядка,
Алтайское  краевое  Законодательное  Собрание,   как   законодательный
(представительный)  орган  государственной  власти субъекта Российской
Федерации,  вправе было принять собственный нормативный правовой акт и
обеспечить населению Алтайского края защиту их основных прав и свобод.
     Принимая данный закон,  законодательный (представительный)  орган
государственной  власти  Алтайского  края руководствовался статьями 2,
17,  18,  22,  45 Конституции Российской Федерации,  согласно  которым
человек,   права   и   свободы  человека  являются  высшей  ценностью,
непосредственно действующими;  признание,  соблюдение и защита прав  и
свобод  человека  и  гражданина являются обязанностью государства и им
гарантируются.
     Утверждения прокуратуры  края  о  том,  что  участие  населения в
охране   общественного   порядка   поставит   под   угрозу   нарушения
конституционные  права  неопределенно  широкого  круга  лиц  на личную
неприкосновенность,   жизнь,   здоровье   и    достоинство    личности
безосновательны.
     Вышеуказанным законом  края  установлена  правовая  регламентация
права граждан на свою защиту  и  защиту  окружающих  людей.  В  законе
предупреждены  все  возможные случаи злоупотреблений со стороны членов
добровольной народной дружины (статьи 6, 10, 11, 12).
     В законе    строго   регламентировано   применение   дружинниками
физической силы и оружия при участии в  охране  общественного  порядка
(статьи 13, 14).
     Статья 13  закона  края  принята  в  соответствии  с  Федеральным
законом "Об оружии".
     Не основано на законе утверждение прокурора о том,  что статья 14
закона   края,   регламентирующая   порядок   применения  дружинниками
физической силы, противоречит части 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации и статье 12 Закона Российской Федерации "О милиции".
     Указанная 14-я статья  закона  Алтайского  края  не  ограничивает
права  и свободы граждан,  а обеспечивает их защиту.  Данная статья не
может противоречить статье  12  Закона  "О  милиции",  т.к.  последняя
регулирует  применение  физической  силы  сотрудниками  милиции,  а не
гражданами.
     Не усматривается  каких-либо  противоречий между пунктом 2 статьи
6,  которой  установлено,   что   граждане,   участвующие   в   охране
общественного  порядка,  не  имеют  права  осуществлять  деятельность,
отнесенную законодательством  Российской  Федерации  к  исключительной
компетенции  правоохранительных  органов  и  пунктами 3,  5 статьи 12,
статьей 13 закона,  которыми предоставлено право доставлять граждан  в
органы  внутренних дел,  в медицинские вытрезвители и применять оружие
при охране общественного порядка.
     Исходя из смысла Закона "О милиции", охрана общественного порядка
не относится к исключительной компетенции правоохранительных  органов.
Согласно  пункту  32  статьи  11 данного Закона милиции для выполнения
возложенных на не° обязанностей предоставлено право привлекать граждан
с их согласия к сотрудничеству,  объявлять о назначении вознаграждения
за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц,  их  совершивших,
поощрять   граждан,   оказавших   помощь  милиции  в  выполнении  иных
возложенных на неё обязанностей.
     Не усматривается  противоречий  между статьей 7 закона Алтайского
края,  содержащей положения о том, что общее руководство деятельностью
добровольных   народных   дружин   осуществляется   органами  местного
самоуправления, а оперативное-территориальными органами внутренних дел
и  статьей  30  Конституции Российской Федерации и Федеральным законом
"Об общественных  объединениях",  содержащими,  по  мнению  прокурора,
положения  о  запрете  на  вмешательство органов власти в деятельность
общественных объединений.
     Статья 30  Конституции  Российской  Федерации  такого  запрета не
содержит.   Статьей   17   Федерального   закона   "Об    общественных
объединениях" не допускается вмешательство в деятельность общественных
объединений органов государственной  власти.  Однако  органы  местного
самоуправления  согласно статье 12 Конституции Российской Федерации не
входят в систему органов государственной власти.  А в соответствии  со
статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"  охрана  общественного  порядка
относится к предметам ведения местного самоуправления.
     Положение об оперативном руководстве  деятельностью  добровольных
народных  дружин,  предусмотренное  законом края,  вытекает из профиля
данного общественного объединения и смысла Закона Российской Федерации
"О милиции". Оно не предусматривает собой вмешательство в деятельность
общественного  объединения  и  неравнозначно   понятию   осуществления
руководства   общественным   объединением   органами,   созданными   в
соответствии с их уставами.
     В связи   с   изложенным   краевой   Совет   народных   депутатов
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Протест  прокурора  края  на закон Алтайского края "Об участии
населения в охране  общественного  порядка  на  территории  Алтайского
края" от 6 марта 2000 года N 12-ЗС отклонить.
     2. В  соответствии  со  статьей   23   Федерального   закона   "О
прокуратуре   Российской   Федерации"   сообщить   прокурору   края  о
результатах рассмотрения протеста.

     Председатель краевого
     Совета народных депутатов          А.Г.Назарчук



Информация по документу
Читайте также