Расширенный поиск
Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 10.02.2004 № 22
Алтайский краевой Совет народных депутатов
Постановление
05.02.2004 N 22
г.Барнаул "Об отчете постоянного
комитета краевого
Совета народных депутатов по
бюджету,
налоговой и кредитной политике о
деятельности за 2003 год"
Заслушав информацию председателя постоянного
комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной
политике Н.В.Рыжака, краевой Совет народных депутатов
постановляет: 1.
комитета о деятельности за 2003 год принять к сведению (). 2. Отметить,
что комитет постоянно совершенствует организационные формы и методы своей
правотворческой и контрольной деятельности. 3. Предложить
комитету: 1) совместно с администрацией края
провести комплекс мероприятий по анализу и подготовке соответствующих изменений
в бюджетное и налоговое законодательство Алтайского края в связи с проводимой
реформой организации местного самоуправления и межбюджетных отношений; 2) совместно
с органами местного самоуправления продолжить практику проведения выездных
заседаний комитета по актуальным проблемам их деятельности в области бюджетной
и налоговой политики; 3) совместно
с администрацией края и комитетом по правовой политике и местному
самоуправлению, в целях оптимизации расходов консолидированного бюджета
Алтайского края, изучить возможность и экономическую целесообразность изменения
административно-территориального устройства края; 4) совместно
с администрацией края и управлением Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Алтайскому краю продолжить осуществление мероприятий в
области налоговой политики в части разработки законодательных инициатив по
совершенствованию федерального налогового законодательства и решению вопросов
повышения собираемости налогов. 4. Контроль за
выполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета по
бюджету, налоговой и кредитной политике. Председатель
краевого Совета народных
депутатов А.Г.Назарчук Приложение к
краевого Совета народных депутатов от 5 февраля 2004 г. N 22 Отчет
постоянного комитета
краевого Совета народных депутатов по бюджету,
налоговой и кредитной
политике о деятельности за 2003 год
Одно из центральных направлений деятельности
краевого Совета народных депутатов составляют вопросы бюджетной и налоговой
политики как основа нормального функционирования экономики и социальной сферы
края. Ключевую роль в этой работе играет комитет по бюджету, налоговой и
кредитной политике. Статистика работы комитета за 2003 год
выглядит следующим образом: проведено заседаний - 11; рассмотрено вопросов - 94, из них внесено на
рассмотрение сессий - 60: рассмотрено законопроектов - 36, из них
внесено на рассмотрение сессии - 35, принято - 35; проведено круглых столов - 1; подготовлено законодательных инициатив - 3; рассмотрено законодательных инициатив других
субъектов РФ - 43; рассмотрено проектов федеральных законов - 51. В течение отчетного года, в рамках подготовки
к рассмотрению и принятию основного документа года - закона Алтайского края
"О краевом бюджете на 2004 год" депутаты комитета сосредоточили свое
внимание на трех основных направлениях: 1. Дальнейшее улучшение качества бюджетного
процесса в части повышения прозрачности и регламентированности
рассмотрения и принятия закона о краевом бюджете. 2. Совершенствование налогового
законодательства в крае. 3. Внедрение усовершенствованной методики распределения средств фонда финансовой поддержки
муниципальных образований. Начало подготовительной работы к рассмотрению
в первом чтении проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2004
год" было организовано комитетом за полтора месяца до официального
внесения законопроекта в краевой Совет народных депутатов. Целью этой подготовительной работы было: 1. Заранее ознакомить делегатов с основными
параметрами прогноза социально-экономического развития и проекта краевого
бюджета. 2. Предоставить возможность администрации края
учесть в проекте бюджета ряд проблем, поднимаемых депутатами, ответить на
многие их вопросы, что в дальнейшем существенно облегчило прохождение проекта
краевого бюджета в комитетах краевого Совета. 3. Уже к первому чтению отработать с
администрацией края максимальное количество замечаний и предложений комитетов
краевого Совета к проекту бюджета. Всего было проведено 5 заседаний рабочей
группы по подготовке к рассмотрению прогноза социально-экономического развития
края и проекта краевого бюджета на 2004 год и столько же консультаций с
комитетами краевого Совета после официального внесения проекта бюджета. В результате, в процессе совместной работы
администрации и депутатов, значительная часть поправок и замечаний депутатов
были сняты. Таким образом, те цели, которые мы поставили в
процессе подготовительной работы к рассмотрению проекта бюджета, были
достигнуты. Как следствие, проект закона Алтайского края
"О краевом бюджете на 2004 год" был принят в окончательной редакции в
декабре 2003 года почти без замечаний. Однако, можно с
уверенностью сказать, что бюджет предстоящего года будет крайне напряженным,
возможно одним из самых напряженных за последние годы. Во-первых, в связи с очередным повышением
заработной платы работникам бюджетной сферы произошло дальнейшее увеличение
удельного веса заработной платы в расходах бюджета до 55 процентов с
соответствующим снижением доли материальных затрат. Во-вторых, применяемые сегодня Правительством
Российской Федерации подходы к определению объема финансовой помощи субъектам
Федерации, привели к фактическому снижению в целом объема средств федерального
бюджета, выделяемых на данные цели. Алтайский край не стал исключением: а
именно, плановый объем финансовой помощи Алтайскому краю из федерального
бюджета определен только в размере 95 процентов к уровню 2003 года. Поэтому, несмотря на большую
работу, проводимую администрацией края и депутатами по повышению уровня
собственных доходов бюджета и их росту за последние 5 лет более чем на 20
процентов ежегодно, общий темп роста плановых показателей доходов
консолидированного бюджета края на 2004 год по сравнению с 2003 годом возрастет
только на 5,5%, при ежегодном приросте в 2000-2002 годах более чем на 30
процентов, а в 2003 году на 18 процентов. Ситуация усугубляется еще и тем, что даже
такой, весьма скромный по динамике расходов, бюджет удалось сбалансировать
только после введения в него самого высокого за последние годы и почти
предельного уровня дефицита - более 650 млн. рублей, который планируется
погасить в основном за счет заемных средств. Поэтому в целях снижения объема привлечения
займов и кредитов на гашение дефицита бюджета по предложению нашего комитета
депутаты обозначили две наиболее перспективные позиции относительно нахождения
дополнительных внутренних источников финансирования дефицита краевого бюджета: - увеличение доходов от продажи земельных
участков собственникам, на участках которых расположены здания, строения,
сооружения, при условии снижения в 2004 году стоимости выкупа данных участков
примерно в 2 раза; - повышение доходов от продажи имущества,
находящегося в краевой собственности за счет активизации процесса приватизации. Все это, с учетом инфляции и роста тарифов на
энергоресурсы, привело к значительному опережению темпов роста необходимых
расходов бюджета по сравнению с ростом доходов. Эта проблема, по мнению депутатов нашего
комитета, является на сегодняшний день одной из самых актуальных и в решении ее
кроется один из самых серьезных источников внутренних резервов, касающийся
оптимизации расходов консолидированного бюджета. Речь идет об устойчивой в последние годы
динамике роста численности работников органов управления, работников
образования и здравоохранения при одновременном снижении численности учащихся и
количества койко-мест. Например, за последние десять лет численность
работников органов местного самоуправления увеличилась более чем на три тысячи
человек, что ежегодно влечет за собой дополнительные расходы в сумме более 300
млн. рублей. Администрации края необходимо еще раз
совместно с администрациями районов и городов проанализировать эту проблему и
найти разумные пути ее решения постольку, поскольку уже сейчас удельный вес
заработной платы и расходов на отопление в бюджетах некоторых районов достигает
90 процентов. В течение 2003 года в рамках подготовки к
рассмотрению бюджета на 2004 год депутаты комитета значительное внимание
уделили вопросам налоговой политики, которая всегда строилась и основывалась на
двух принципиальных позициях: единство налогового правового поля на
территории края; оптимальное
соотношения налогового бремени с потребностями бюджета и возможностями
налогоплательщиков. Эти принципы депутаты комитета в полной мере
реализовали в отчетном году. Так, в начале года по итогам проведенного
заседания "Круглого стола", посвященного ряду вопросов
налогообложения, комитет стал одним из инициаторов обращения к главе
администрации края с предложением предоставить дополнительные льготы по
транспортному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, ранее
пользовавшимся данной льготой. Данное предложение нашло поддержку в
администрации края, после чего был принят соответствующий закон, который
вступил в силу уже в текущем году. Были предоставлены льготы в размере 30
процентов пенсионерам по возрасту и инвалидам 1 и 2 групп, имеющим легковые
автомобили мощностью до 100 лошадиных сил. Кроме того, по результатам
серьезной аналитической работы с участием комитета, было принято решение:
начиная с 1 апреля 2003 года расширить сферу применения единого налога на
вмененный доход и на стационарную розничную торговлю, как разумный баланс
интересов бюджета и налогоплательщиков, создать целый ряд оптимальных
поправочных коэффициентов для определения базовой доходности по различным
сферам деятельности применения единого налога. Аналогичную позицию депутаты комитета заняли
при рассмотрении и принятии закона Алтайского края "О ставках налога на
игорный бизнес на территории Алтайского края". Первоначально предложенные ставки данного
налога депутаты сочли завышенными, что могло бы спровоцировать перерегистрацию
плательщиков в других регионах, имеющих более низкие ставки. Поэтому, по инициативе комитета, вопрос
установления ставок налога на игорный бизнес был рассмотрен совместно с
администрацией края на заседании рабочей группы по подготовке проекта краевого
бюджета на 2004 год. С учетом предложений Союза предпринимателей,
администрации г. Барнаула, Алтайской ассоциации развития игорного бизнеса, а
также состояния и перспектив развития игорного бизнеса в Алтайском крае, ставки
налога ко второму чтению были снижены в 2 раза. В связи с тем, что зачисления по данному
налогу с 1 января 2004 года будут производиться в размере 100 процентов в
региональный бюджет, поступления налога по предложенным ставкам составят более
30 млн. рублей в год. Наряду с принятием в декабре 2003 года новой
30 главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество
организаций", комитетом по бюджету проводилась серьезная работа в части
введения на территории Алтайского края налога на имущество организаций. Данный
налог претерпел значительные изменения - наряду с отменой многочисленных льгот,
уменьшением налогооблагаемой базы, одновременно увеличилась максимальная ставка
этого налога. В итоге, с 1 января 2004 года закон Алтайского
края "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского
края" вступил в силу. Но пока остались нерешенными вопросы
льготирования отдельных категорий имущества и налогоплательщиков. Поэтому, в
соответствии с решениями депутатов в марте 2004 года вопросы предоставления
дополнительных льгот, особенно в отношении территориальных автомобильных дорог
общего пользования, сельскохозяйственных товаропроизводителей, мелиоративных
систем и других категорий будут рассмотрены. При рассмотрении бюджета мы столкнулись с
проблемой, по которой до настоящего времени нет полной ясности: это введение с
начала следующего года единого сельхозналога и вытекающие из этого последствия
для сельхозтоваропроизводителей, связанные с уплатой
и возмещением НДС. По нашей оценке, в существующих условиях
смогут перейти на сельхозналог не более 15-20 процентов хозяйств,
преимущественно мелких, а основная масса крупных сельхозтоваропроизводителей,
оставшихся на обычной системе, неизбежно столкнется с дополнительной налоговой
нагрузкой по налогу на имущество организаций. В связи с тем, что решение данной проблемы
может состояться только на федеральном уровне, принято решение уже в начале
2004 года совместно с комитетом по агропромышленному комплексу и природопользованию
подготовить и направить в Государственную Думу Российской Федерации
соответствующую законодательную инициативу. Данная форма законодательной работы, в рамках
постоянно меняющегося налогового законодательства и введения новых глав
Налогового кодекса Российской Федерации, весьма широко использовалась комитетом
в отчетном году. Всего было подготовлено и
направлено на рассмотрение в Государственную Думу в виде законодательных
инициатив 3 законопроекта, касающиеся изменений федерального налогового законодательства,
а именно: 1) Совершенствование процессов налогообложения
субъектов малого предпринимательства, использующих специальные налоговые
режимы: единые налоги на вмененный и совокупный доход. Предлагаемые изменения
наряду с упрощением налогообложения и уточнением отдельных положений Налогового
кодекса, позволят увеличить доходы бюджетов всех уровней; 2) Ликвидации широко используемого в настоящее
время легального пути ухода от налогов организациями и предпринимателями,
использующими при производстве продукции давальческие схемы переработки сырья
товаров и материалов; 3) Корректировки порядка налогообложения,
зачисления и уплаты налогов в бюджет для плательщиков, занимающихся игорным
бизнесом, что позволит в рамках регулирования межбюджетных отношений в
наибольшей степени сохранить налоговый потенциал субъектов Российской Федерации
и стимулировать путем установления оптимальных ставок развитие игорного бизнеса
в регионах. Если в целом прошедший год для бюджетного комитета несомненно следует признать удачным и плодотворным,
тем не менее, необходимо отметить ряд проблем, которые решить пока не удалось. Главная из них заключается в том, что так и не
была внедрена в бюджете 2004 года новая методика распределения фонда финансовой
поддержки муниципальных образований. В течение 4-х предыдущих лет по инициативе
комитета были проведены многочисленные заседания рабочих групп, круглых столов.
По решениям проведенных заседаний в постановления краевого Совета народных
депутатов были включены пункты, содержание которых касается предложения к
администрации края разработать методику распределения финансовой помощи местным
бюджетам, отвечающую принципам единого подхода, прозрачности, стимулирования
развития. Но пока можно констатировать, что вопрос относительно такого
предложения принципиально не решен и по настоящее время. Вторая нерешенная проблема - в текущем году не
удалось снизить завышенные, по мнению депутатов комитета, ставки выкупа
земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений. Действующие в настоящее время в крае
максимальные ставки выкупа земли не "по карману" большинству
пользующихся земельными участками предприятий, особенно крупным. Так, за
2002-2003 гг. было выкуплено около 5% потенциально возможной к продаже земли. Ведь большинство крупных предприятий не в
состоянии платить более 2 млн. рублей за гектар в Барнауле и почти по 300 тыс.
рублей в других населенных пунктах. Из за
этого бюджет не только недополучает так необходимые дополнительные доходы, но и
существенно снижается инвестиционная привлекательность предприятий, не
являющихся собственниками земли, на которой они находятся. Поэтому, предлагается снизить выкупную
стоимость в 2 раза (как сделали в большинстве субъектов Российской Федерации).
Тогда, за счет существенного увеличения темпов выкупа земельных участков на
сотни миллионов рублей увеличим поступления в бюджет. В соответствии с постановлением краевого
Совета народных депутатов "О законе Алтайского края "О краевом
бюджете на 2004 год", данный вопрос планируется рассмотреть совместно с
администрацией края уже в феврале 2004 года. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|