Расширенный поиск

Постановление Совета народных депутатов Алтайского края от 10.02.2004 № 22

Алтайский краевой Совет народных депутатов

 

Постановление

 

05.02.2004 N 22

гарнаул

 

"Об отчете постоянного комитета краевого

Совета народных депутатов по бюджету,

налоговой и кредитной политике о

деятельности за 2003 год"

 

 

 Заслушав информацию председателя постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету, налоговой и кредитной политике Н.В.Рыжака, краевой Совет народных депутатов постановляет:

 1. комитета о деятельности за 2003 год принять к сведению ().

 2. Отметить, что комитет постоянно совершенствует организационные формы и методы своей правотворческой и контрольной деятельности.

 3. Предложить комитету:

 1) совместно с администрацией края провести комплекс мероприятий по анализу и подготовке соответствующих изменений в бюджетное и налоговое законодательство Алтайского края в связи с проводимой реформой организации местного самоуправления и межбюджетных отношений;

 2) совместно с органами местного самоуправления продолжить практику проведения выездных заседаний комитета по актуальным проблемам их деятельности в области бюджетной и налоговой политики;

 3) совместно с администрацией края и комитетом по правовой политике и местному самоуправлению, в целях оптимизации расходов консолидированного бюджета Алтайского края, изучить возможность и экономическую целесообразность изменения административно-территориального устройства края;

 4) совместно с администрацией края и управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алтайскому краю продолжить осуществление мероприятий в области налоговой политики в части разработки законодательных инициатив по совершенствованию федерального налогового законодательства и решению вопросов повышения собираемости налогов.

 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике.

 

 

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                                                                                                     А.Г.Назарчук

 

 

 

Приложение

к краевого

Совета народных депутатов

от 5 февраля 2004 г. N 22

 

 Отчет

постоянного комитета краевого Совета народных депутатов по бюджету,

налоговой и кредитной политике о деятельности за 2003 год

 

 Одно из центральных направлений деятельности краевого Совета народных депутатов составляют вопросы бюджетной и налоговой политики как основа нормального функционирования экономики и социальной сферы края. Ключевую роль в этой работе играет комитет по бюджету, налоговой и кредитной политике.

 Статистика работы комитета за 2003 год выглядит следующим образом:

 проведено заседаний - 11;

 рассмотрено вопросов - 94, из них внесено на рассмотрение сессий - 60:

 рассмотрено законопроектов - 36, из них внесено на рассмотрение сессии - 35, принято - 35;

 проведено круглых столов - 1;

 подготовлено законодательных инициатив - 3;

 рассмотрено законодательных инициатив других субъектов РФ - 43;

 рассмотрено проектов федеральных законов - 51.

 В течение отчетного года, в рамках подготовки к рассмотрению и принятию основного документа года - закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2004 год" депутаты комитета сосредоточили свое внимание на трех основных направлениях:

 1. Дальнейшее улучшение качества бюджетного процесса в части повышения прозрачности и регламентированности рассмотрения и принятия закона о краевом бюджете.

 2. Совершенствование налогового законодательства в крае.

 3. Внедрение усовершенствованной методики распределения средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

 Начало подготовительной работы к рассмотрению в первом чтении проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2004 год" было организовано комитетом за полтора месяца до официального внесения законопроекта в краевой Совет народных депутатов.

 Целью этой подготовительной работы было:

 1. Заранее ознакомить делегатов с основными параметрами прогноза социально-экономического развития и проекта краевого бюджета.

 2. Предоставить возможность администрации края учесть в проекте бюджета ряд проблем, поднимаемых депутатами, ответить на многие их вопросы, что в дальнейшем существенно облегчило прохождение проекта краевого бюджета в комитетах краевого Совета.

 3. Уже к первому чтению отработать с администрацией края максимальное количество замечаний и предложений комитетов краевого Совета к проекту бюджета.

 Всего было проведено 5 заседаний рабочей группы по подготовке к рассмотрению прогноза социально-экономического развития края и проекта краевого бюджета на 2004 год и столько же консультаций с комитетами краевого Совета после официального внесения проекта бюджета.

 В результате, в процессе совместной работы администрации и депутатов, значительная часть поправок и замечаний депутатов были сняты.

 Таким образом, те цели, которые мы поставили в процессе подготовительной работы к рассмотрению проекта бюджета, были достигнуты.

 Как следствие, проект закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2004 год" был принят в окончательной редакции в декабре 2003 года почти без замечаний.

 Однако, можно с уверенностью сказать, что бюджет предстоящего года будет крайне напряженным, возможно одним из самых напряженных за последние годы.

 Во-первых, в связи с очередным повышением заработной платы работникам бюджетной сферы произошло дальнейшее увеличение удельного веса заработной платы в расходах бюджета до 55 процентов с соответствующим снижением доли материальных затрат.

 Во-вторых, применяемые сегодня Правительством Российской Федерации подходы к определению объема финансовой помощи субъектам Федерации, привели к фактическому снижению в целом объема средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели. Алтайский край не стал исключением: а именно, плановый объем финансовой помощи Алтайскому краю из федерального бюджета определен только в размере 95 процентов к уровню 2003 года.

 Поэтому, несмотря на большую работу, проводимую администрацией края и депутатами по повышению уровня собственных доходов бюджета и их росту за последние 5 лет более чем на 20 процентов ежегодно, общий темп роста плановых показателей доходов консолидированного бюджета края на 2004 год по сравнению с 2003 годом возрастет только на 5,5%, при ежегодном приросте в 2000-2002 годах более чем на 30 процентов, а в 2003 году на 18 процентов.

 Ситуация усугубляется еще и тем, что даже такой, весьма скромный по динамике расходов, бюджет удалось сбалансировать только после введения в него самого высокого за последние годы и почти предельного уровня дефицита - более 650 млн. рублей, который планируется погасить в основном за счет заемных средств.

 Поэтому в целях снижения объема привлечения займов и кредитов на гашение дефицита бюджета по предложению нашего комитета депутаты обозначили две наиболее перспективные позиции относительно нахождения дополнительных внутренних источников финансирования дефицита краевого бюджета:

 - увеличение доходов от продажи земельных участков собственникам, на участках которых расположены здания, строения, сооружения, при условии снижения в 2004 году стоимости выкупа данных участков примерно в 2 раза;

 - повышение доходов от продажи имущества, находящегося в краевой собственности за счет активизации процесса приватизации.

 Все это, с учетом инфляции и роста тарифов на энергоресурсы, привело к значительному опережению темпов роста необходимых расходов бюджета по сравнению с ростом доходов.

 Эта проблема, по мнению депутатов нашего комитета, является на сегодняшний день одной из самых актуальных и в решении ее кроется один из самых серьезных источников внутренних резервов, касающийся оптимизации расходов консолидированного бюджета.

 Речь идет об устойчивой в последние годы динамике роста численности работников органов управления, работников образования и здравоохранения при одновременном снижении численности учащихся и количества койко-мест.

 Например, за последние десять лет численность работников органов местного самоуправления увеличилась более чем на три тысячи человек, что ежегодно влечет за собой дополнительные расходы в сумме более 300 млн. рублей.

 Администрации края необходимо еще раз совместно с администрациями районов и городов проанализировать эту проблему и найти разумные пути ее решения постольку, поскольку уже сейчас удельный вес заработной платы и расходов на отопление в бюджетах некоторых районов достигает 90 процентов.

 В течение 2003 года в рамках подготовки к рассмотрению бюджета на 2004 год депутаты комитета значительное внимание уделили вопросам налоговой политики, которая всегда строилась и основывалась на двух принципиальных позициях:

 единство налогового правового поля на территории края;

 оптимальное соотношения налогового бремени с потребностями бюджета и возможностями налогоплательщиков.

 Эти принципы депутаты комитета в полной мере реализовали в отчетном году.

 Так, в начале года по итогам проведенного заседания "Круглого стола", посвященного ряду вопросов налогообложения, комитет стал одним из инициаторов обращения к главе администрации края с предложением предоставить дополнительные льготы по транспортному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, ранее пользовавшимся данной льготой.

 Данное предложение нашло поддержку в администрации края, после чего был принят соответствующий закон, который вступил в силу уже в текущем году. Были предоставлены льготы в размере 30 процентов пенсионерам по возрасту и инвалидам 1 и 2 групп, имеющим легковые автомобили мощностью до 100 лошадиных сил.

 Кроме того, по результатам серьезной аналитической работы с участием комитета, было принято решение: начиная с 1 апреля 2003 года расширить сферу применения единого налога на вмененный доход и на стационарную розничную торговлю, как разумный баланс интересов бюджета и налогоплательщиков, создать целый ряд оптимальных поправочных коэффициентов для определения базовой доходности по различным сферам деятельности применения единого налога.

 Аналогичную позицию депутаты комитета заняли при рассмотрении и принятии закона Алтайского края "О ставках налога на игорный бизнес на территории Алтайского края".

 Первоначально предложенные ставки данного налога депутаты сочли завышенными, что могло бы спровоцировать перерегистрацию плательщиков в других регионах, имеющих более низкие ставки.

 Поэтому, по инициативе комитета, вопрос установления ставок налога на игорный бизнес был рассмотрен совместно с администрацией края на заседании рабочей группы по подготовке проекта краевого бюджета на 2004 год.

 С учетом предложений Союза предпринимателей, администрации г. Барнаула, Алтайской ассоциации развития игорного бизнеса, а также состояния и перспектив развития игорного бизнеса в Алтайском крае, ставки налога ко второму чтению были снижены в 2 раза.

 В связи с тем, что зачисления по данному налогу с 1 января 2004 года будут производиться в размере 100 процентов в региональный бюджет, поступления налога по предложенным ставкам составят более 30 млн. рублей в год.

 Наряду с принятием в декабре 2003 года новой 30 главы Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на имущество организаций", комитетом по бюджету проводилась серьезная работа в части введения на территории Алтайского края налога на имущество организаций. Данный налог претерпел значительные изменения - наряду с отменой многочисленных льгот, уменьшением налогооблагаемой базы, одновременно увеличилась максимальная ставка этого налога.

 В итоге, с 1 января 2004 года закон Алтайского края "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" вступил в силу.

 Но пока остались нерешенными вопросы льготирования отдельных категорий имущества и налогоплательщиков. Поэтому, в соответствии с решениями депутатов в марте 2004 года вопросы предоставления дополнительных льгот, особенно в отношении территориальных автомобильных дорог общего пользования, сельскохозяйственных товаропроизводителей, мелиоративных систем и других категорий будут рассмотрены.

 При рассмотрении бюджета мы столкнулись с проблемой, по которой до настоящего времени нет полной ясности: это введение с начала следующего года единого сельхозналога и вытекающие из этого последствия для сельхозтоваропроизводителей, связанные с уплатой и возмещением НДС.

 По нашей оценке, в существующих условиях смогут перейти на сельхозналог не более 15-20 процентов хозяйств, преимущественно мелких, а основная масса крупных сельхозтоваропроизводителей, оставшихся на обычной системе, неизбежно столкнется с дополнительной налоговой нагрузкой по налогу на имущество организаций.

 В связи с тем, что решение данной проблемы может состояться только на федеральном уровне, принято решение уже в начале 2004 года совместно с комитетом по агропромышленному комплексу и природопользованию подготовить и направить в Государственную Думу Российской Федерации соответствующую законодательную инициативу.

 Данная форма законодательной работы, в рамках постоянно меняющегося налогового законодательства и введения новых глав Налогового кодекса Российской Федерации, весьма широко использовалась комитетом в отчетном году.

 Всего было подготовлено и направлено на рассмотрение в Государственную Думу в виде законодательных инициатив 3 законопроекта, касающиеся изменений федерального налогового законодательства, а именно:

 1) Совершенствование процессов налогообложения субъектов малого предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы: единые налоги на вмененный и совокупный доход. Предлагаемые изменения наряду с упрощением налогообложения и уточнением отдельных положений Налогового кодекса, позволят увеличить доходы бюджетов всех уровней;

 2) Ликвидации широко используемого в настоящее время легального пути ухода от налогов организациями и предпринимателями, использующими при производстве продукции давальческие схемы переработки сырья товаров и материалов;

 3) Корректировки порядка налогообложения, зачисления и уплаты налогов в бюджет для плательщиков, занимающихся игорным бизнесом, что позволит в рамках регулирования межбюджетных отношений в наибольшей степени сохранить налоговый потенциал субъектов Российской Федерации и стимулировать путем установления оптимальных ставок развитие игорного бизнеса в регионах.

 Если в целом прошедший год для бюджетного комитета несомненно следует признать удачным и плодотворным, тем не менее, необходимо отметить ряд проблем, которые решить пока не удалось.

 Главная из них заключается в том, что так и не была внедрена в бюджете 2004 года новая методика распределения фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

 В течение 4-х предыдущих лет по инициативе комитета были проведены многочисленные заседания рабочих групп, круглых столов. По решениям проведенных заседаний в постановления краевого Совета народных депутатов были включены пункты, содержание которых касается предложения к администрации края разработать методику распределения финансовой помощи местным бюджетам, отвечающую принципам единого подхода, прозрачности, стимулирования развития. Но пока можно констатировать, что вопрос относительно такого предложения принципиально не решен и по настоящее время.

 Вторая нерешенная проблема - в текущем году не удалось снизить завышенные, по мнению депутатов комитета, ставки выкупа земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений.

 Действующие в настоящее время в крае максимальные ставки выкупа земли не "по карману" большинству пользующихся земельными участками предприятий, особенно крупным. Так, за 2002-2003 гг. было выкуплено около 5% потенциально возможной к продаже земли.

 Ведь большинство крупных предприятий не в состоянии платить более 2 млн. рублей за гектар в Барнауле и почти по 300 тыс. рублей в других населенных пунктах.

 Из за этого бюджет не только недополучает так необходимые дополнительные доходы, но и существенно снижается инвестиционная привлекательность предприятий, не являющихся собственниками земли, на которой они находятся.

 Поэтому, предлагается снизить выкупную стоимость в 2 раза (как сделали в большинстве субъектов Российской Федерации). Тогда, за счет существенного увеличения темпов выкупа земельных участков на сотни миллионов рублей увеличим поступления в бюджет.

 В соответствии с постановлением краевого Совета народных депутатов "О законе Алтайского края "О краевом бюджете на 2004 год", данный вопрос планируется рассмотреть совместно с администрацией края уже в феврале 2004 года.


Информация по документу
Читайте также