Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 05.02.2008 № 48 АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05.02.2008 N 48
Утратил силу - Постановление Администрации Алтайского края
от 01.03.2013 № 102
г.Барнаул
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие
сельского хозяйства
Алтайского края" на 2008- 2012 годы
(В редакции Постановлений Администрации Алтайского края
от 19.03.2008 г. N 106; от 29.08.2008 г. N 361;
от 26.11.2008 г. N 488; от 22.06.2009 г. N 262;
от 06.07.2009 г. N 297; от 17.11.2009 г. N 479;
от 28.07.2010 г. N 338; от 19.10.2010 г. N 461;
от 14.12.2010 г. N 552; от 22.12.2010 г. N 578;
от 10.06.2011 г. N 303; от 19.08.2011 г. N 463;
от 10.11.2011 г. N 637; от 16.12.2011 г. N 742;
от 11.05.2012 г. N 243; от 29.05.2012 г. N 274;
от 30.05.2012 г. N 285; от 04.09.2012 г. N 462;
от 09.10.2012 г. N 535; от 11.12.2012 г. N 674)
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012
годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в соответствии с постановлением Администрации края от 11 марта 2007 года N 94 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" постановляю: 1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н. (В редакции
Постановления Администрации Алтайского края от 14.12.2010 г. N 552)
Губернатор Алтайского края А.Б.Карлин
Утверждена
постановлением Администрации Алтайского края
от 05.02.2008 N 48
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие сельского хозяйства Алтайского края"
на 2008 - 2012 годы
Паспорт
ведомственной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства Алтайского края"
на 2008 - 2012 годы
Наименование Ведомственная целевая программа "Развитие Программы сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы (далее - "Программа")
Цели Программы устойчивое развитие сельского хозяйства Алтайского края на основе повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, интенсивного развития приоритетных подотраслей;
обеспечение повышения уровня жизни и занятости сельского населения
Задачи Программы повышение эффективности использования природных ресурсов и создание условий для интенсивного развития растениеводства на основе внедрения энергоресурсосберегающих технологий выращивания сельскохозяйственных
культур, использования высокоурожайных сортов и гибридов;
создание условий для интенсивного развития животноводства на основе совершенствования племенной базы, повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных, обновления и модернизации основных фондов, проведения противоэпизоотических мероприятий;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет мер, направленных на расширение их доступа к кредитным ресурсам, развития страхования сельскохозяйственной деятельности, за счет информационного, научного обеспечения внедрения передовых технологий в производство;
улучшение кадрового обеспечения сельского хозяйства; повышение доходов и занятости сельского населения за счет развития малых форм хозяйствования
развитие объектов жизнеобеспечения сельских
поселений в рамках пилотных проектов
комплексной компактной застройки и
благоустройства сельских поселений
Алтайского края (Дополнен - Постановление
Администрации Алтайского края от 06.07.2009 г. N 297)
Целевые индикаторы и индекс физического объема продукции показатели Программы сельского хозяйства во всех категориях хозяйств; урожайность сельскохозяйственных культур;
продуктивность сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях;
коэффициент обновления сельскохозяйственной техники;
доля безубыточных сельскохозяйственных организаций;
повышение образовательного уровня руководителей и специалистов сельского хозяйства;
рост располагаемых доходов домашних хозяйств в сельской местности;
соотношение среднемесячной заработной платы
в сельском хозяйстве со среднемесячной заработной платой в целом по краю
количество домов, оснащенных объектами
социальной и инженерной инфраструктуры в
рамках пилотных проектов комплексной
компактной застройки и благоустройства
сельских поселений Алтайского края (Дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от 06.07.2009 г. N 297)
Сроки реализации 2008 - 2012 годы
Программы Субъекты Главное управление сельского хозяйства бюджетного Алтайского края; планирования управление племенного животноводства (В редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 19.03.2008 г. N 106)
Алтайского края;
управление ветеринарии Алтайского края
управление пищевой, перерабатывающей
и фармацевтической промышленности
Алтайского края (Дополнен - Постановление
Администрации Алтайского края от 26.11.2008 г. N 488)
Объемы и источники общий объем финансирования Программы из финансирования краевого бюджета составит 4484553,2 тыс. Программы рублей;(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 30.05.2012 г. N 285; от 09.10.2012 № 535;
от 11.12.2012 № 674)
финансирование мероприятий Программы из краевого бюджета осуществляется в пределах сумм, утвержденных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год
Ожидаемые результаты производство основных видов реализации Программы сельскохозяйственной продукции в год (в 2012 году):
зерна - не менее 4,45 млн. тонн;
сахарной свеклы - не менее 440 тыс. тонн; (Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
льна-долгунца (в переводе на льноволокно) - не менее 10 тыс. тонн;
абзац; (Исключен - Постановление Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. N 303)
овощей, выращиваемых в защищенном грунте, -
не менее 10 тыс. тонн; молока - 1450 тыс. тонн;
мяса - 310 тыс. тонн;(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. N 303)
яиц - 976,5 млн. шт.;(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. N 303)
снижение доли убыточных предприятий до 8%;
повышение доходов сельского населения не менее чем в 2,1 раза
Оснащение 300 домов объектами социальной
и инженерной инфраструктуры в рамках
реализации проектов комплексной компактной
застройки и благоустройства сельских
поселений Алтайского края (Дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от 06.07.2009 г. N 297)
1. Общие положения
Ведомственная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2008 - 2012 годы (далее - "Программа") определяет
направления развития сельскохозяйственного производства и механизмы государственной поддержки агропродовольственного сектора Алтайского края. В настоящей Программе используются следующие определения:
сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели,
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, признанные таковыми в
соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ
"О развитии сельского хозяйства;(Абзац в редакции Постановления
Администрации Алтайского края от 28.07.2010 г. N 338)
личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"), осуществляемой гражданами, проживающими на территории Алтайского края; сельскохозяйственные потребительские кооперативы - перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные потребительские кооперативы, зарегистрированные на территории Алтайского края, созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; крестьянские (фермерские) хозяйства - хозяйства созданные и осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; племенные хозяйства - сельскохозяйственные товаропроизводители, обладающие высокоценным маточным поголовьем, имеющие свидетельства о регистрации в государственном племенном реестре, выданные Минсельхозом России; научные и образовательные организации - организации, осуществляющие деятельность в сфере научных исследований и образования. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 15.03.2010 г. N 89)
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами
Сельское хозяйство занимает приоритетное место в экономике Алтайского края, его доля в валовом региональном продукте составляет более 20%. В расчете на душу населения в регионе производится больше,
чем в среднем по стране, зерна - в 2,7 раза, молока - в 2,2 раза, мяса - в 1,9 раза. Благодаря благоприятным климатическим условиям, значительному производственному и кадровому потенциалу край располагает исключительными возможностями для дальнейшего устойчивого
развития сельскохозяйственного производства, позволяющего в достаточных объемах обеспечить пищевую и перерабатывающую промышленность сырьем, а население региона - качественными продуктами
питания, а также вывозить их за пределы края. За период с 1999 года по 2006 год объем валовой продукции сельского хозяйства в крае увеличился более чем на треть. Тем не менее, начиная с 2002 года, наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства края. Если в 1999 - 2001 гг. среднегодовой темп роста составлял 10,9%, то в 2002 - 2006 гг. - только 0,5%. Подавляющая часть сельскохозяйственных предприятий края находится в неустойчивом финансовом состоянии. В 2002 - 2005 годах ежегодно более половины сельскохозяйственных предприятий терпели убытки. В 2006 году общая прибыль составила 900 млн. руб. В то же время более 30% сельскохозяйственных предприятий остались убыточными,
средняя рентабельность не превысила 7%. Уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается самым низким среди отраслей экономики края, не превышая величины прожиточного минимума. В 2006 году среднемесячная начисленная заработная плата одного работника сельского хозяйства составила лишь 44% от общего уровня среднемесячной заработной платы. Даже с учетом поступлений от личных подсобных хозяйств доходы сельских жителей в 1,2 раза ниже, чем у жителей городов. В целом низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли
обусловлены диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным
доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, слабым
развитием страхования рисков в сельском хозяйстве, дефицитом квалифицированных кадров как менеджеров, так и работников массовых профессий. При сохранении сложившегося уровня эффективности агропродовольственного сектора экономики края возможности его развития будут недостаточными для повышения уровня жизни сельского населения, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала сельского хозяйства. В данной ситуации государственная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий функционирования субъектов отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов. Растениеводство
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в крае составляет 12,5 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 10,6 млн. га (из них пашни - 6,3 млн. га, естественных сенокосов и пастбищ - 3,7 млн. га). Площадь посевов во всех категориях хозяйств в
2004 - 2006 годах составляла ежегодно более 5 млн. га, зерновые и зернобобовые культуры занимали 3,4 млн. га. Валовой сбор зерновых культур в среднем за 2004 - 2006 годы составлял 3,4 млн. тонн в весе после доработки, в том числе яровой пшеницы, 93 - 95% которой является продовольственной, - 2,4 млн. тонн. Доля зерна в общем объеме валовой
продукции растениеводства сельских товаропроизводителей достигает от 60% до 80%. При этом наличие зерноперерабатывающих мощностей в крае, высокий спрос на пшеницу (особенно твердых и сильных сортов) как на внутреннем рынке, так и за пределами края определяют перспективность,
экономическую и социальную значимость увеличения производства зерновых культур. Из технических культур наиболее значительные площади заняты подсолнечником на маслосемена. В Сибирском федеральном округе на долю
Алтайского края приходится более 80% его производства. Данная культура пользуется спросом как в крае, так и за его пределами. Главная задача
- увеличение производства маслосемян за счет повышения урожайности подсолнечника, совершенствования технологии его выращивания, создания
и использования высокопродуктивных гибридов и сортов. Алтайский край - единственный от Урала до Дальнего Востока производитель сахарной свеклы, посевы которой в 2004 - 2005 гг. занимали в среднем 21 тыс. га. В 2006 году они достигли 25 тыс. га, а
объемы производства - 300 тыс. тонн. Наличие в крае перерабатывающих заводов обусловливает перспективность дальнейшего увеличения производства данной культуры. Хозяйства восточных районов края занимаются производством льна-долгунца. Площади под этой культурой составляют свыше 7 тыс. га. В крае имеются собственные перерабатывающие предприятия, что определяет приоритетность развития льноводства. Одним из основных направлений обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства является мелиорация. В крае 79 тыс. га орошаемых земель, из них на площади более 50 тыс. га оросительные сооружения требуют ремонта и реконструкции. Эти дорогостоящие мероприятия сельхозтоваропроизводители самостоятельно реализовать не в состоянии. Развивается в Алтайском крае и промышленное садоводство. Увеличиваются объемы валового производства плодов и ягод. В 2006 году
выращено 16,7 тыс. тонн плодов и ягод, или 6,4 кг на душу населения, но указанные объемы производства обеспечивают только 5,5% от необходимой медицинской нормы потребления данной продукции. Выращиванием овощей в защищенном грунте в крае занимаются 2 крупных тепличных предприятия. Площадь защищенного грунта в последние 3 года составляла 28,2 га, с объемом производства овощей - 6674,1 тонны. Развитие данной отрасли имеет социально-экономическое значение, поскольку позволяет обеспечить население края ранней овощной продукцией высокого качества. Важной проблемой, сдерживающей интенсивное развитие растениеводства, является низкая продуктивность пашни и, как следствие, высокая себестоимость продукции, не обеспечивающая ее конкурентоспособности на рынке. Кроме того, анализ состояния земельных ресурсов показывает, что сохраняется тенденция снижения плодородия почв. В то же время объемы внесения минеральных и органических удобрений крайне недостаточны. Низкий уровень применения средств химизации в сельском хозяйстве края наряду с климатическими условиями
определяет неустойчивость урожаев, нестабильность экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. В настоящее время в сравнении с 1990 годом на гектар пашни вносится в 19 раз меньше действующего вещества минеральных удобрений. Одна из главных причин этого - постоянный рост цен на минеральные удобрения, которые за последние 4 года увеличились в 2,5 раза. Из-за недостатка оборотных средств многие сельхозтоваропроизводители не проводят мероприятия по защите растений от вредителей, болезней и сорняков. Интенсивное развитие растениеводства в крае сдерживается рядом факторов: 1. Недостаточное использование качественных, элитных семян, позволяющих увеличивать урожайность сельскохозяйственных культур. Для проведения планомерной сортосмены и сортообновления в крае необходимо производить от 15 до 20 тыс. тонн семян высших репродукций. Принятые в рамках реализации краевой целевой программы "Стабилизация и развитие сельскохозяйственного производства Алтайского края" на 2005 - 2007 годы меры позволили обеспечить необходимое производство элитных семян. Тем не менее доля использованных некондиционных семян составляет порядка 20%, а не предназначенным для сева материалом засевается около 38% площадей. 2. Низкий уровень обеспеченности хозяйств сельскохозяйственной техникой. Обеспеченность хозяйств края основными видами сельскохозяйственной техники в среднем составляет 40 - 51% от нормативной потребности. Нагрузка на технику в 2 - 3 раза превышает нормативную. Высокая степень износа сельхозмашин не позволяет своевременно и качественно проводить весь комплекс сельскохозяйственных работ. В целях технического переоснащения существующего парка сельскохозяйственных машин в 2005 году была принята краевая целевая программа "Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края" на 2006 - 2010 годы. Подобная форма государственной поддержки доказала свою эффективность. В 2006 году из краевого бюджета на возмещение части стоимости приобретенной техники было направлено 120 млн. руб. По краевому лизингу приобретено сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства на сумму 260 млн. руб. По федеральному лизингу - на сумму 146 млн. рублей. Меры государственной поддержки позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2006 году приобрести сельскохозяйственной техники на 1,5 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2005 году. В целом указанные меры положительно сказались на растениеводстве:
увеличены площади сельскохозяйственных земель, где внесены минеральные удобрения, расширена обработка посевов средствами защиты растений, повысился уровень сортосмены и сортообновления, сохранена система орошения. В результате в 2006 году по сравнению с 2005 годом валовый сбор зерна возрос на 19%, сахарной свеклы - на 7%, льноволокна - на 24%, овощей, выращенных в закрытом грунте, - на 23%. Индекс физического объема продукции растениеводства составил 110,6%. Дальнейшее развитие растениеводства в крае, решение выявленных проблем требует государственной поддержки в сфере: создания качественной системы семеноводства;
сохранения и повышения плодородия почв;
обеспечения защиты растений от вредителей, сорняков и болезней;
качественного обновления парка сельскохозяйственных машин и оборудования и перехода на новые сберегающие технологии; развития перспективных, экономически значимых отраслей.
Животноводство
Алтайский край является одним из ведущих животноводческих регионов России. Он занимает третье место в стране по поголовью крупного рогатого скота и одно из лидирующих мест по поголовью свиней
и лошадей. Численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы представлена в таблице 1. Таблица 1 Поголовье сельскохозяйственных животных и птицы
по категориям хозяйств (на конец года)
---------------------------------------------------------------- | Наименование показателя | Единица |Значение показателя | | |измерения |--------------------|
| | | 2004 | 2005 | 2006 | |--------------------------------|----------|------|------|------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |--------------------------------|----------|------|------|------| |Крупный рогатый скот | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства всех категорий |тыс. голов| 946,4| 865,0| 865,9|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов| 540,8| 490 | 478,5|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства населения |тыс. голов| 391,6| 358,2| 366,9|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |Коровы | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства всех категорий |тыс. голов| 411,0| 381,1| 381,1|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов| 207,3| 191,5| 185,2| |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства населения |тыс. голов| 197,3| 182 | 186,8| |--------------------------------|----------|------|------|------| |Свиньи | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства всех категорий |тыс. голов| 486,0| 470,5| 519,2|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов| 74 | 73 | 80,7| |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства населения |тыс. голов| 394,9| 379,9| 415,9|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |Овцы и козы | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства всех категорий |тыс. голов| 196,0| 171,6| 170,2|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов| 47,2| 32,9| 31,9| |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства населения |тыс. голов| 142,4| 133,2| 133,0|
|--------------------------------|----------|------|------|------| |Птица | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов|2774,7|2878,5|2948,6| |--------------------------------|----------|------|------|------| |Лошади | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |хозяйства всех категорий |тыс. голов| 95,2| 86,5| 76,9| |--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов| 51,2| 45,5| 39,1| |--------------------------------|----------|------|------|------| |Олени и маралы | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. голов| 26,6| 26,2| 20,3| |--------------------------------|----------|------|------|------| |Пчелосемьи | | | | | |--------------------------------|----------|------|------|------| |сельскохозяйственные организации|тыс. штук | 22,9| 19,7| 17,3| ---------------------------------------------------------------- Несмотря на то, что темпы снижения численности крупного рогатого скота, в том числе коров, в Алтайском крае ниже, чем в среднем по Российской Федерации, за последние 3 года во всех категориях хозяйств
их поголовье сократилась соответственно на 17,1% и 16,1%, в том числе
на сельскохозяйственных предприятиях на 17,2% и 20,4%. Поголовье свиней, овец также снизилось в большей степени за счет снижения его в
общественном секторе. В 2006 году в целом по краю приостановлено сокращение поголовья крупного рогатого скота и коров, а поголовье свиней увеличено на 10,4%. В хозяйствах всех категорий было произведено 1333,4 тыс. тонн молока, 226,0 тыс. тонн мяса на убой в живом весе, рост за год составил 1,2% и 0,8% соответственно. За счет повышения продуктивности скота и птицы, более эффективного ведения производства растет рентабельность продукции животноводства. Ведущей отраслью животноводства является молочное скотоводство, которое занимает в структуре производства продукции животноводства 79%. Для дальнейшего его развития в крае имеются все необходимые условия. Производственные мощности краевых предприятий позволяют перерабатывать до 1880 тыс. тонн молока в год и в настоящее время используются лишь на 38%. В настоящее время племенные хозяйства края ежегодно могут поставлять на рынок более 3 тысяч голов племенного крупного рогатого скота молочных и мясных пород. При соответствующей государственной поддержке созданный генетический потенциал позволит без увеличения численности коров повысить производство молока в крае в 1,3 - 1,5 раза. Несмотря на увеличение доли КРС в личных подсобных хозяйствах населения, основным поставщиком молока остаются сельхозпредприятия. Их доля в реализации молока в крае более 75%, и в перспективе ситуация не изменится. В современных условиях перспективным является также развитие мясного скотоводства - наименее энергоемкого сегмента отрасли производства мясных продуктов. К основным факторам, сдерживающим интенсивное развитие молочного и мясного скотоводства в крае, относятся: неустойчивое финансовое состояние большинства сельскохозяйственных предприятий края, вынуждающее для решения вопроса пополнения оборотных средств реализовывать продуктивный скот; относительно слабая механизация производственных процессов в животноводстве, ведущая к снижению продуктивности, качества продукции, увеличению затрат на ремонт; низкий уровень кормопроизводства.
В 2002 - 2006 годах несколько улучшилось состояние кормовой базы.
В среднем на одну условную голову заготавливалось по 21,8 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов. Вместе с тем кормовая база требует дальнейшего развития, основными направлениями которого являются: повышение обеспеченности отрасли кормозаготовительной техникой;
совершенствование структуры площадей, занятых кормовыми культурами; повышение эффективности использования орошаемых земель.
В последние годы получает развитие птицеводство. В 2004 - 2006 годах за счет наращивания производственных мощностей птицефабрик края
увеличилось производство пищевых яиц. Потребность населения края в указанном продукте полностью удовлетворяется за счет собственного производства. Для дальнейшего развития отрасли требуется осуществление следующих мер: проведение реконструкции и модернизации птицефабрик с внедрением новых технологий; ежегодное обновление родительского и промышленного стада кур яичного и мясного направлений. Другим направлением, играющим значительную роль в наполнении продовольственного рынка мясной продукцией, является производство свинины на промышленной основе для последующей переработки. С этой целью необходимо осуществление мер по поддержке строительства крупных
свиноводческих комплексов, укрупнению базы племенного свиноводства. Кроме того, в крае активно развиваются нетрадиционные виды животноводства: 1) пантовое оленеводство, которое включает в себя разведение маралов и пятнистых оленей. Сегодня это одна из достаточно устойчиво функционирующих отраслей, что связано с наличием спроса на продукцию оленеводства на внешнем рынке. Главной задачей дальнейшего развития подотрасли является повышение конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и внешнем рынках; 2) табунное коневодство с использованием горных, лесных и степных
пастбищ, интенсивному развитию которого благоприятствуют природно-климатические условия. При соответствующей государственной поддержке в ближайшие годы возможно увеличение на 10 - 15% ежегодно поголовья лошадей в хозяйствах всех категорий (в том числе за счет развития продуктивного табунного коневодства); 3) пчеловодство. При успешном развитии эта отрасль станет стабильным источником пополнения бюджета края, а также возможностью решения вопросов занятости сельского населения. Ежегодно в крае производится до 3000 тонн товарного меда. При правильной организации мероприятий по племенной работе возможно увеличение производства меда
до 7000 тонн. Для эффективного развития пчеловодства необходимо увеличение количества специализированных пчелохозяйств, организация селекционной работы, обеспечение отрасли квалифицированными кадрами. Алтайский край имеет благоприятные условия и для развития рыбоводства. Однако начиная с 90-х годов в водоемах Алтайского края наблюдается тенденция к уменьшению промысловых запасов, объемов добычи ценных видов рыб. Главной причиной уменьшения объемов вылова и выращивания рыбы является повсеместное прекращение комплексных рыбоводно-мелиоративных работ, включая искусственное воспроизводство ценных видов рыб и биологически обоснованное зарыбление водоемов кондиционной молодью, обеспечивающее высокий промысловый возврат. В настоящее время перспективными направлениями развития рыбоводства является прудовое рыбоводство. Подводя итоги анализа государственной поддержки развития животноводства, необходимо подчеркнуть главные достигнутые результаты: стабилизация поголовье скота, сохранение системы селекционно-племенной работы, повышение объемов производства продукции животноводства. Дальнейшее развитие животноводства требует государственной поддержки в сфере: сохранения и улучшения генетических показателей сельскохозяйственных животных в племенных хозяйствах; разведения породистого скота в товарных хозяйствах края; увеличения продуктивности животных;
развития кормопроизводства;
реконструкции молочно-товарных ферм с переходом на ресурсосберегающие технологии; повышения качества производимого молока; развития перспективных и малозатратных подотраслей животноводства. В перспективе большая доля сельскохозяйственной продукции будет производиться личными подсобными хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В настоящее время ими производится более 60% валовой сельскохозяйственной продукции, в том числе картофеля - 98%, овощей - 94%, мяса - 70,8%, молока - 55,4%. Крестьянские хозяйства края в большей степени специализируются на
производстве продукции растениеводства. Общая земельная площадь, используемая ими, за последние 3 года увеличилась на 302 тыс. га. Также возросло производство: зерна - на 291,0 тыс. тонн, подсолнечника - на 43,6 тыс. тонн, сахарной свеклы - на 23,7 тыс. тонн, картофеля -
на 4,8 тыс. тонн и овощей - на 2,2 тыс. тонн. Малые формы хозяйствования - источник доходов для сельского населения, способ самообеспечения продуктами питания, поэтому их государственная поддержка необходима и в дальнейшем. Кадровый потенциал
Низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве приводит к оттоку из села наиболее квалифицированных кадров. В 2006 году в сравнении с 2004 годом общая численность занятых работников в коллективном секторе сельхозпроизводства края сократилась на 31,4 тыс. человек, в том числе главных специалистов - на 684 человека, руководителей и специалистов среднего звена - на 2647 чел. При этом доля руководителей сельхозпредприятий с высшим образованием сократилась на 0,9%, главных специалистов - на 0,3%. Важной проблемой обеспечения сельского хозяйства края кадровыми ресурсами является низкий процент трудоустройства и закрепления в АПК
выпускников образовательных учреждений аграрного профиля. В 2006 году
в АПК трудоустроено 40,2% выпускников ФГОУ ВПО "Алтайский государственный аграрный университет", и лишь 6,6% выпускников очных отделений аграрных техникумов и колледжей, обучавшихся на бюджетной основе, 7% выпускников ПТУ и лицеев по специальности "механизатор". Реализация в рамках краевых целевых программ мероприятий по кадровому обеспечению села, наряду с мероприятиями по его социальному
развитию, несколько улучшила ситуацию. В дальнейшем решение поставленной задачи должно осуществляться за счет: материальной поддержки молодых специалистов при поступлении на работу в сельскохозяйственную организацию; обеспечения жильем руководителей и (или) молодых специалистов при
найме на работу в сельскохозяйственные организации; материального стимулирования руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций; обеспечения доступности повышения квалификации руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций. Для решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора требуется системный подход, важнейшей
частью которого является осуществление мер по повышению уровня и
качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и
квалифицированных рабочих. Сложившаяся на селе ситуация в социальной
сфере тормозит эффективное формирование социально-экономических
условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса. Исходя
из задач социально-экономической политики Алтайского края и страны в
целом на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления
критического положения в сфере жизнеобеспечения сельских поселений
необходимо проведение программных мероприятий. (Дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от 06.07.2009 г. N 297)
3. Основные цели и задачи Программы
Основные цели Программы:
устойчивое развитие сельского хозяйства Алтайского края на основе
повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, интенсивного развития приоритетных подотраслей; повышение уровня жизни и занятости сельского населения.
Задачи Программы:
1. Повышение эффективности использования природных ресурсов и создание условий для интенсивного развития растениеводства на основе внедрения энергоресурсосберегающих технологий выращивания сельскохозяйственных культур, использование высокоурожайных сортов и гибридов. Для решения этой задачи к 2012 году необходимо обеспечить увеличение объемов производства основных видов продукции растениеводства: зерновых и зернобобовых культур - до 4,45 млн. тонн,
сахарной свеклы - до 440 тыс. тонн, льна на льноволокно - до 10 тыс. тонн. Для этого требуется повысить оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей высокопроизводительной техникой, обеспечить доступность приобретения элитных семян. Необходимо обеспечить полное использование пахотных земель, повысить урожайность основных сельскохозяйственных культур за счет увеличения объема внесения минеральных удобрений, применения средств защиты растений. (Абзац в
редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
2. Создание условий для интенсивного развития животноводства на основе сохранения и развития племенной базы, повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных, обновления и модернизации основных фондов, укрепления кормовой базы, проведения противоэпизоотических мероприятий. Для этого к 2012 году необходимо увеличить объемы производства продукции животноводства: молока - до 1450 тыс. тонн, мяса - до 310 тыс. тонн, яиц - до 976,5 млн. шт. В связи с чем требуется увеличить реализацию в хозяйства племенного молодняка сельскохозяйственных животных, инкубационного яйца, активизировать процессы строительства и реконструкции животноводческих помещений, оснащения их современным оборудованием. Особенно важным является развитие племенных хозяйств, увеличение реализации ими племенного скота до 3900 голов в год. Путем
развития системы орошения в степных районах, а также путем технического перевооружения отрасли необходимо увеличить обеспеченность животноводства кормами до 31 центнера кормовых единиц на одну условную голову скота.(Абзац в редакции Постановления
Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. N 303)
Необходимо также предупреждение и ликвидация карантинных и особо опасных болезней сельскохозяйственных животных через осуществление противоэпизоотических планов ветеринарного обслуживания животноводства, обеспечения лекарственными средствами против карантинных и других особо опасных болезней животных на территории края, совершенствования технологий профилактики и лечения инфекционных заболеваний.(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 29.05.2012 г. N 274)
3. Техническое переоснащение сельскохозяйственных товаропроизводителей. Планируется к 2012 году увеличить обеспеченность хозяйств края основными видами сельскохозяйственной техники (до 70% от нормативной потребности). Для этого обновление основных ее видов в 2012 году должно составлять: тракторов - 2,6 %, зерноуборочных и кормоуборочных
комбайнов - 4,3 %.(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. N 303)
4. Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет мер, направленных на расширение их доступа к кредитным ресурсам, развития страхования сельскохозяйственной деятельности, улучшения кадрового, информационного обеспечения отрасли, научного сопровождения внедрения
передовых технологий в производство. Для этого необходимо обеспечить рентабельность сельскохозяйственного производства не ниже 10%, сокращение доли убыточных предприятий до 8%. 5. Улучшение кадрового обеспечения сельского хозяйства.
Для решения этой задачи необходимо повысить образовательный уровень работников сельского хозяйства, расширить доступ сельской молодежи к получению профессионального образования в учебных заведениях аграрного профиля, обеспечить закрепляемость квалифицированных специалистов на селе. Не менее 83% руководителей сельскохозяйственных организаций должны иметь высшее профессиональное
образование, а 67% главных специалистов, 75% руководителей и специалистов среднего звена - высшее или среднее специальное профессиональное образование. 6. Повышение доходов и занятости сельского населения за счет развития малых форм хозяйствования. Планируется увеличить объемы производства крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами населения до 2012 года
следующей продукции сельского хозяйства: молока - до 806,9 тыс. тонн, мяса - до 188,3 тыс. тонн; увеличить величину располагаемых доходов домашних хозяйств в 2 раза.(Абзац в редакции Постановления
Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г. N 303)
7. Развитие объектов жизнеобеспечения сельских поселений в рамках пилотных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства
сельских поселений Алтайского края.
Планируется строительство (реконструкция) объектов
жизнеобеспечения микрорайонов, расположенных в сельских населенных
пунктах, под индивидуальную жилищную застройку 300 домов.
(Пункт дополнен - Постановление Администрации Алтайского края
от 06.07.2009 г. N 297)
4. Система программных мероприятий
Для решения основных задач в Программе предусмотрена следующая система программных мероприятий: 4.1. Комплекс мероприятий по поддержке рационального использования природных ресурсов и развития растениеводства. Данные мероприятия призваны решить задачу повышения эффективности
использования природных ресурсов, в первую очередь обеспечить увеличение объемов внесения минеральных удобрений, проведение сортосмены и сортообновления, мелиоративных работ и включают следующее: 4.1.1. Поддержка сохранения и восстановления почвенного плодородия. Поддержка сохранения и восстановления почвенного плодородия осуществляется путем субсидирования части затрат: на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, используемых при выращивании сельскохозяйственных культур; на потребленную электроэнергию и топливо, используемые при поливе
сельскохозяйственных культур; на ремонт и содержание внутрихозяйственных оросительных систем.
Ставки субсидий устанавливаются в соответствии с порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Администрации
края, из расчета на гектар (тонну) либо в процентах от стоимости
средств химизации и потребленной электроэнергии и топлива(Абзац в
редакции Постановления Администрации Алтайского края
от 26.11.2008 г. N 488)
Субсидии на ремонт и содержание внутрихозяйственных оросительных систем предоставляются в соответствии с договором, заключенным между федеральным государственным учреждением "Управление "Алтаймелиоводхоз" и Главным управлением сельского хозяйства Алтайского края. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.1.2. Поддержка элитного семеноводства.
Поддержка элитного семеноводства осуществляется путем субсидирования части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур для собственного сельскохозяйственного производства (размножения, сортосмены и сортообновления). Ставки субсидий устанавливаются в размере до 50% от стоимости приобретенных элитных семян сельскохозяйственных культур. Предоставление субсидий осуществляется на основании заключенных между исполнителями мероприятия и алтайскими или российскими производителями элитных семян договоров купли-продажи и представления
соответствующих документов об оплате. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.1.3. Поддержка развития промышленного садоводства.
Поддержка развития промышленного садоводства осуществляется путем
субсидирования части затрат: на закладку плодовых, ягодных, кустарниковых насаждений, питомников и уход за ними; абзац; (Исключен - Постановление Администрации Алтайского края от 22.06.2009 г. N 262)
на раскорчевку старых насаждений.
Поставка посадочного материала для закладки школьных садов осуществляется на основе договоров, заключаемых Главным управлением
сельского хозяйства Алтайского края c 1.01.2008. (Дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от 22.06.2009 г. N 262)
(Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.1.4. Поддержка производства льна-долгунца.
Поддержка производства льна-долгунца осуществляется путем субсидирования части затрат: на приобретение минеральных удобрений и пестицидов в соответствии
с п. 4.1.1; на производство соломки и тресты льна-долгунца (в переводе на волокно). Субсидии на производство соломки и тресты льна-долгунца предоставляются исходя из данных статистической отчетности (в переводе на льноволокно) в расчете на 1 тонну товарной продукции. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.1.5. Поддержка производства овощей в защищенном грунте.
Поддержка производства овощей в защищенном грунте осуществляется путем субсидирования части затрат на приобретение природного газа, используемого при выращивании овощей в защищенном грунте. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.1.6. Мероприятия резервного характера в растениеводстве.
Мероприятия резервного характера связаны решением Администрацией края оперативных вопросов развития отрасли. Финансирование данных мероприятий осуществляется в соответствии с
распоряжениями Администрации края. 4.1.7 Компенсация затрат на дизельное топливо, использованное для проведения сезонных сельскохозяйственных работ.
Поддержка осуществляется путем субсидирования затрат на
проведение сезонных сельскохозяйственных работ в размере до 10% от
средств, выделяемых на эти мероприятия из федерального бюджета.
(Дополнен - Постановление Администрации Алтайского края
от 26.11.2008 г. N 488)
4.1.8. Поддержка растениеводства за счет дотаций,
предусмотренных бюджету Алтайского края из федерального бюджета в 2012
году.
Поддержка растениеводства за счет дотаций, предусмотренных
бюджету Алтайского края из федерального бюджета в 2012 году,
оказывается путем предоставления сельскохозяйственным
товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в районах края,
в которых в соответствии с распоряжением Администрации края от
26.07.2012 N 304-р был введен режим чрезвычайной ситуации, субсидий на
возмещение части затрат на приобретение семян и минеральных удобрений,
используемых при выращивании сельскохозяйственных культур. (Дополнен -
Постановление Администрации Алтайского края от 11.12.2012 № 674)
4.2. Комплекс мероприятий по поддержке развития животноводства.
Мероприятия позволят обеспечить сохранение и развитие племенной базы животноводства, увеличить производство и реализацию племенного материала, улучшить качество выращиваемого и реализуемого племенного молодняка, повысить генетический потенциал сельскохозяйственных животных как в общественном секторе, так и в личных подсобных хозяйствах населения. Будет увеличено поголовье скота мясных пород, поголовье табунных лошадей, маралов и оленей, обеспечено рациональное использование малоценных пастбищ для повышения объемов производства мяса, увеличены
объемы производства товарной рыбы. Реализация мероприятий позволит сохранить и восстановить животноводство на сельскохозяйственных предприятиях, находящихся в отдаленных горных районах, обеспечить рациональное использование горной территории. Проведение противоэпизоотических мероприятий будет способствовать
увеличению численности поголовья животных и птицы, повышению продуктивности сельскохозяйственных животных. Мероприятия по поддержке развития животноводства включают следующее: 4.2.1. Поддержка племенного животноводства.
Поддержка племенного животноводства осуществляется путем субсидирования части затрат: на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных
животных (крупного рогатого скота, свиней, лошадей), племенных зверей, рыб, пчелосемей, поголовья быков-производителей в ОАО Племпредприятие
"Барнаульское" и жеребцов-производителей в ФГОУ "Государственная заводская конюшня "Алтайская" с ипподромом"; на приобретение сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей), пушных зверей, ремонтных бычков для ОАО Племпредприятие "Барнаульское", племенного молодняка птицы для комплектования родительского стада, племенного инкубационного яйца, племенных пчел;(Абзац в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 14.12.2010 г. N 552)
на воспроизводство сельскохозяйственных животных, производство ОАО Племпредприятие "Барнаульское" биопродукции и ее доставку до пунктов искусственного осеменения; на приобретение оборудования и материалов для пунктов искусственного осеменения скота в личных подсобных хозяйствах граждан. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.2. Поддержка развития животноводства в отдаленных горных и острозасушливых районах.
(Наименование в редакции Постановления Администрации Алтайского
края от 28.07.2010 г. N 338)
Поддержка развития животноводства в отдаленных горных и острозасушливых районах осуществляется в виде субсидирования части затрат на реализованную продукцию (молоко и молочные продукты, мясо и
мясопродукты собственного производства).(Абзац в редакции
Постановления Администрации Алтайского края от 28.07.2010 г. N 338)
Перечень населенных пунктов, на территории которых сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на государственную поддержку в соответствии с данным мероприятием, утверждается Администрацией края. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.3. Поддержка рыбоводства.
Поддержка рыбоводства осуществляется путем субсидирования затрат на приобретение рыбопосадочного материала. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.4. Поддержка овцеводства.
Поддержка овцеводства осуществляется путем субсидирования части затрат на содержание маточного поголовья овец. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.5. Поддержка табунного коневодства.
Поддержка табунного коневодства осуществляется путем субсидирования до 10% затрат на содержание табунных лошадей. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.6. Поддержка пантового оленеводства.
Поддержка пантового оленеводства осуществляется путем субсидирования до 10% затрат на содержание маралов и пятнистых оленей. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.7. Поддержка птицеводства.
Поддержка птицеводства осуществляется путем субсидирования части затрат на приобретение суточного молодняка птицы для комплектования промышленного стада кур-несушек. (Таблица исключена - Постановление Администрации Алтайского края
от 10.06.2011 г. N 303)
4.2.8. Предоставление средств на осуществление противоэпизоотических мероприятий.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|