АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.10.2008 N 421
Утратило силу - Постановление Правительства Алтайского края
от 14.12.2017 г. № 451
г.Барнаул
О краевой целевой программе
"Подготовка квалифицированных
рабочих кадров для различных
отраслей экономики Алтайского
края" на 2008-2012 годы
В целях формирования потенциала квалифицированных рабочих кадров,
обеспечивающего развитие экономики и социальной сферы Алтайского края,
постановляю:
1. Одобрить прилагаемую краевую целевую программу "Подготовка
квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики
Алтайского края" на 2008 - 2012 годы.
2. Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой
и кредитной политике (Притупов В.Г.), Главному управлению экономики и
инвестиций Алтайского края (Щетинин М.П.) при формировании проекта
краевого бюджета на соответствующий год предусматривать расходы на
реализацию указанной программы.
3. Внести программу на рассмотрение сессии Алтайского краевого
Законодательного Собрания.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Губернатора Алтайского края Черепанова Н.П.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
Одобрена
Постановлением
Администрации края
от 08.10.2008 N 421
Краевая целевая программа
"Подготовка квалифицированных рабочих кадров
для различных отраслей экономики Алтайского края"
на 2008-2012 годы
Паспорт
краевой целевой программы "Подготовка
квалифицированных рабочих кадров для различных
отраслей экономики Алтайского края" на 2008 - 2012 годы
Наименование программы краевая целевая программа "Подготовка
квалифицированных рабочих кадров для
различных отраслей экономики Алтайского
края" на 2008 - 2012 годы (далее -
"Программа")
Основание для закон Алтайского края от 03.12.2004
разработки программы N 54-ЗС "Об образовании в Алтайском
крае";
закон Алтайского края от 31.12.2004 N
69-ЗС "О начальном профессиональном
и среднем профессиональном образовании"
Государственный управление Алтайского края по
заказчик программы образованию и делам молодежи
Основные разработчики управление Алтайского края по
программы образованию и делам молодежи;
управление Алтайского края по труду и
занятости населения;
управление Алтайского края по
строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по
промышленности и энергетике
Цель программы создание эффективного механизма
управления формированием, сохранением,
воспроизводством, развитием потенциала
квалифицированных рабочих кадров,
обеспечивающего развитие экономики и
социальной сферы Алтайского края
Задачи программы приведение структуры подготовки
квалифицированных рабочих кадров в
системе начального профессионального
образования в соответствие с кадровой
потребностью регионального рынка труда;
управление качеством подготовки
выпускников учреждений начального
профессионального образования;
модернизация образовательных программ,
учебно-лабораторной и социально-
бытовой базы учреждений начального
профессионального образования;
создание условий для трудоустройства,
адаптации и дальнейшего
профессионального роста выпускников;
совершенствование профориентационной
работы
Важнейшие целевые доля учащихся, принятых на обучение в
индикаторы краевые учреждения начального
показатели программы профессионального образования по
договорам с организациями;
доля учащихся, принятых на обучение
в краевые учреждения начального
профессионального образования,
с которыми заключены ученические
договоры;
количество педагогических работников
учреждений начального профессионального
образования, прошедших стажировку на
базе профильных организаций и
предприятий;
доля учащихся, принятых на обучение
в краевые учреждения начального
профессионального образования,
осваивающих современные
производственные технологии на
оборудовании или имитаторах,
сосредоточенных в ресурсных центрах;
коэффициент обновления учебно-
производственного, лабораторного
оборудования и машин в краевых
учреждениях начального
профессионального
образования;
доля краевых образовательных учреждений
начального профессионального
образования, реализующих
инновационные образовательные
программы;
доля трудоустроенных выпускников
учреждений начального профессионального
образования в общем количестве
выпускников;
доля выпускников краевых учреждений
начального профессионального
образования, принятых на работу по
договорам с организациями, в
общем числе трудоустроенных;
доля выпускников общеобразовательных
школ, ориентированных на выбор рабочих
профессий при планировании карьеры, в
общем числе выпускников
Срок реализации 2008 - 2012 годы
программы
Исполнители основных управление Алтайского края по
мероприятий программы образованию и делам молодежи;
управление Алтайского края по труду и
занятости населения;
Главное управление сельского хозяйства
Алтайского края;
управление Алтайского края по
строительству и архитектуре;
управление Алтайского края по
промышленности и энергетике;
управление Алтайского края по
транспорту, дорожному хозяйству и
связи;
управление Алтайского края по
развитию предпринимательства и
рыночной инфраструктуры;
управление Алтайского края по
жилищно-коммунальному хозяйству;
управление пищевой, перерабатывающей и
фармацевтической промышленности
Алтайского края;
региональные и территориальные
отраслевые объединения работодателей
Объемы и источники финансирование программы осуществляется
финансирования за счет
программы средств:
краевого бюджета - в соответствии с
законом Алтайского края о краевом
бюджете на соответствующий
финансовый год;
прочих источников.
Общий объем финансирования Программы
составляет 306325 тыс. руб.,
в том числе:
из краевого бюджета - 149325 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2008 год - 27900 тыс. руб.;
2009 год - 30230 тыс. руб.;
2010 год - 30850 тыс. руб.;
2011 год - 30055 тыс. руб.;
2012 год - 30290 тыс. руб.;
из федерального бюджета (субсидия на
осуществление государственной поддержки
подготовки рабочих кадров
и специалистов для высокотехнологичных
производств в государственных
образовательных программ
начального профессионального и
среднего профессионального образования,
внедряющих инновационные
образовательные программы) - 30000
тыс. руб.,
в том числе
в 2008 году - 30000 тыс. руб.;
из внебюджетных источников -
127000 тыс. руб.,
в том числе по годам:
2008 год - 29500 тыс. руб.;
2009 год - 23500 тыс. руб.;
2010 год - 24000 тыс. руб.;
2011 год - 25000 тыс. руб.;
2012 год - 25000 тыс. руб.
Конкретные объемы финансирования
мероприятий Программы определяются при
разработке и утверждении краевого
бюджета на соответствующий финансовый
год и могут корректироваться в
соответствии с возможностями краевого
бюджета
Ожидаемые результаты создание нормативно-правовых условий для
реализации программы формирования краевого заказа на
подготовку рабочих кадров и увеличение
к 2012 году до 85% доли принятых
на обучение в краевые учреждения
начального профессионального
образования по заявкам работодателей;
приведение к 2010 году номенклатуры
профессий начального профессионального
образования в соответствие со
структурой спроса на рынке труда;
увеличение к 2012 году до 100% доли
выпускников по основным
образовательным программам учреждений
начального профессионального
образования, аттестованных с участием
работодателей;
создание к 2012 году 14 базовых
площадок и 7 ресурсных центров;
увеличение численности безработных
граждан, обученных в учреждениях
начального профессионального
образования, до 2000 человек к 2012
году;
увеличение объема привлеченных
внебюджетных средств на модернизацию
учебно-лабораторной и
социально-бытовой базы краевых
учреждений начального
профессионального образования
до 25000 тыс. руб. в 2012 году.
1. Общие положения
Объектом регулирования Программы является система начального
профессионального образования, условия и механизмы ее взаимодействия с
работодателями и органами исполнительной власти Алтайского края,
осуществляющими разработку и реализацию государственной политики в
соответствующих областях. Предметом регулирования Программы является
объем, структура и качество подготовки рабочих кадров в условиях
действующего законодательства об образовании. Настоящая Программа
является межведомственной и устанавливает меры по реализации
государственной политики в области начального профессионального
образования и обеспечения различных отраслей экономики Алтайского края
квалифицированными рабочими кадрами. В сферу действия Программы входят
учреждения образования, органы власти, работодатели, общественные
организации и система их взаимоотношений.
В Программе используются следующие понятия и термины:
базовая площадка развития начального профессионального
образования - статус, присвоенный управлением Алтайского края по
образованию и делам молодежи на определенный срок краевому
государственному образовательному учреждению начального
профессионального образования, реализующему проекты развития
начального профессионального образования по приоритетным направлениям
и модернизации учебно-лабораторной и социальнобытовой базы
образовательного учреждения;
ресурсный центр профессионального образования - статус,
присвоенный управлением Алтайского края по образованию и делам
молодежи на определенный срок краевому государственному
образовательному учреждению начального профессионального образования,
достигшему значимых научно обоснованных позитивных результатов
профессионального обучения, обладающему потенциалом для развития
региональной системы профессионального образования, и ресурсами для
повышения квалификации инженерно-педагогических работников и учащихся
однопрофильных образовательных учреждений;
социальное сотрудничество - совокупность взаимоотношений
организационного, образовательного, экономического характера между
учреждениями профессионального образования и субъектами рынка труда,
его институтами, органами власти и управления по обеспечению
целенаправленной политики формирования и развития трудовых ресурсов на
основе общности социально-экономических интересов;
краевой заказ на подготовку кадров - установленный нормативным
актом Администрации Алтайского края объем и структура приема
обучающихся за счет средств краевого бюджета в краевые государственные
образовательные учреждения начального профессионального образования;
контрольные цифры приема - плановые показатели численности
принимаемых на обучение за счет средств краевого бюджета по профессиям
и срокам обучения, установленные учреждению - начального
профессионального образования;
базовый договор - договор между учреждением начального
профессионального образования и предприятием, организацией, являющейся
работодателем для выпускников этого учреждения, о социальном
сотрудничестве, предусматривающий обязательства по подготовке кадров,
производственной практике и трудоустройству выпускников, ресурсной
поддержке образовательного процесса;
профильные управления - органы исполнительной власти Алтайского
края, осуществляющие разработку и реализацию государственной политики
в соответствующей области: Главное управление сельского хозяйства
Алтайского края, управление Алтайского края по строительству и
архитектуре, управление Алтайского края по промышленности и
энергетике, управление Алтайского края по транспорту, дорожному
хозяйству и связи, управление Алтайского края по развитию
предпринимательства и рыночной инфраструктуры, управление Алтайского
края по жилищнокоммунальному хозяйству, управление пищевой,
перерабатывающей и фармацевтической промышленности Алтайского края.
При разработке Программы учтены основные положения, направления
государственной политики в сфере начального профессионального
образования, изложенные в следующих нормативных правовых актах:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об
образовании";
Закон Российской Федерации от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об
объединениях работодателей";
постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N
803 "О Федеральной целевой программе развитии образования на 2006 -
2010 годы";
типовое положение об образовательном учреждении начального
профессионального образования, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521;
постановление Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации";
закон Алтайского края от 03.12.2004 N 54-ЗС "Об образовании в
Алтайском крае";
закон Алтайского края от 31.12.2004 N 69-ЗС "О начальном
профессиональном и среднем профессиональном образовании";
приказ Министерства образования Российской Федерации и
Министерства труда и социального развития Российской Федерации от
04.10.1999 N 462/175 "О мерах по эффективному функционированию системы
содействия трудоустройству выпускников профессиональных
образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда";
приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 01.11.2007 N 680 "Об утверждении
административного регламента предоставления государственной услуги по
организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального
обучения";
приказ Минобрнауки России от 17.10.2006 N 256 "Об обеспечении
выполнения Комплекса межведомственных мероприятий по развитию
начального и среднего профессионального образования";
постановление Администрации края от 28.12.2007 N 622 "О
комплексной программе социально-экономического развития Алтайского
края";
постановление Администрации края от 29.09.2006 N 404 "Об
утверждении порядка разработки и реализации краевых целевых программ";
порядок определения объема и структуры приема обучающихся за счет
средств краевого бюджета в краевые государственные образовательные
учреждения начального профессионального и среднего профессионального
образования, утвержденный постановлением Администрации края от
24.04.2006 N 172.
2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
В последние годы в экономике Алтайского края констатируется
уверенная динамика роста показателей по основным направлениям.
Повышается уровень промышленного производства (индекс физического
объема промышленной продукции в 2007 году составил 108,9%),
сохраняется увеличение объемов производства в организациях
обрабатывающих производств (110%) и положительная динамика в
производстве сельскохозяйственной продукции (108%). Растет
инвестиционная активность в экономике (128,8%). Отмечается устойчивое
повышение объемов работ по виду деятельности "Строительство" (126,8%).
Увеличивается оборот розничной торговли (115,3%) и объем платных услуг
населению (111,9%). В 2007 году численность официально
зарегистрированных безработных в крае находилась в пределах 56,3 -
77,3 тыс. человек (в 2006 году - в пределах 68,0 - 85,7 тыс. человек).
На начало 2008 года уровень зарегистрированной безработицы по
отношению к численности экономически активного населения снизился по
сравнению с началом прошлого года на 1,1 процентного пункта и составил
4,7%.
В 2007 году на рынок труда края в поисках работы вышло порядка
30,0% трудоспособного населения, или 430 тыс. человек, из них каждый
второй нуждался в содействии в трудоустройстве и воспользовался
услугами службы занятости. Как и в предыдущие годы, из числа
обратившихся в службу занятости большую часть составили женщины
(порядка 60,0%) и молодежь в возрасте 16 - 29 лет (более 23,0%).
К числу актуальных проблем в сфере занятости населения края
относятся:
качественное и количественное несоответствие спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда. Из общего числа вакансий, поступивших от
работодателей в органы службы занятости края в 2007 году, порядка 85%
приходится на рабочие профессии, большинство из которых связаны с
использованием неквалифицированного труда, каждая третья вакансия - с
заработной платой ниже прожиточного минимума, каждая вторая - с
заработной платой ниже среднекраевого уровня, что затрудняет их
заполнение. Число граждан, ищущих работу, более чем в два раза
превышает потребность в рабочей силе;
отсутствие стабильных экономических рычагов в развитии
сельскохозяйственного производства в коллективных и личных подсобных
хозяйствах граждан и, как следствие, дефицит постоянных рабочих мест в
районах с преимущественным развитием сельского хозяйства. В сельской
местности сосредоточено только 17,0% вакансий, заявляемых
работодателями в органы службы занятости, причем более половины из них
приходится на временные и общественные работы, в то время как более
75% безработных, зарегистрированных в крае, проживает в сельской
местности;
снижение качества рабочей силы (старение кадрового состава и
сокращение высококвалифицированных рабочих на предприятиях);
несоответствие объемов и профилей подготовки рабочих и
специалистов в учреждениях профессионального образования разного
профиля структуре рынка труда. Отношение численности подготовленных
молодых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием
к числу подготовленных молодых рабочих с начальным профессиональным
образованием составляет 2:1, т.е. на одного рабочего готовится два
специалиста (руководителя). Реальная структура занятых на производстве
в среднем составляет 1:5, т.е. на пять человек рабочих профессий
приходится один специалист (руководитель).
Структура подготовки кадров в учреждениях профессионального
образования:
Таблица 1
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| | 2000 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.| 2006 г.| 2007 г.|
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| <*> Подготовлено | 8043 | 11414 | 12903 | 13423 | 14392 | 12290 |
| специалистов с высшим | | | | | | |
| профессиональным | | | | | | |
| образованием | | | | | | |
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Подготовлено специалистов | 9890 | 11758 | 11713 | 11760 | 11764 | 11721 |
| со средним | | | | | | |
| профессиональным | | | | | | |
| образованием | | | | | | |
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Подготовлено рабочих и | 16599 | 16092 | 16013 | 13129 | 12518 | 12164 |
| служащих с начальным | | | | | | |
| профессиональным | | | | | | |
| образованием | | | | | | |
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
--------------------------------
<*> Без учета подготовки специалистов в филиалах вузов.
На количество подготавливаемых в крае квалифицированных рабочих,
служащих и специалистов оказывает существенное влияние баланс
распределения выпускников общеобразовательных школ по уровням
профессионального образования, который в последнее время смещен в
сторону высшей школы:
Таблица 2
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| | 2000 г.| 2003 г.| 2004 г.| 2005 г.| 2006 г.| 2007 г.|
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Доля выпускников школ, | 35,6% | 34,8% | 36,3% | 39,3% | 42,4% | 44,6% |
| продолживших обучение в | | | | | | |
| вузах | | | | | | |
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Доля выпускников школ, | 31% | 32,8% | 33,2% | 34% | 33,8% | 33,3% |
| продолживших обучение в | | | | | | |
| вузах | | | | | | |
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Доля выпускников школ, | 33,4% | 32,4% | 30,5% | 26,7% | 23,8% | 22,1% |
| продолживших обучение в | | | | | | |
| профессиональных училищах | | | | | | |
| и лицеях | | | | | | |
|————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
В соответствии с постановлением Администрации края от 24.04.2006
N 172 в крае введен порядок определения объема и структуры приема
обучающихся за счет средств краевого бюджета в краевые государственные
образовательные учреждения начального профессионального и среднего
профессионального образования. Контрольные цифры приема утверждаются
соответствующим распоряжением Администрации края. При установлении
контрольных цифр приема на обучение существуют следующие проблемы:
не определена процедура подачи работодателями заявок на
подготовку кадров, отсутствует их ответственность за трудоустройство
выпускников учреждений начального профессионального образования,
подготовленных согласно заявкам на обучение за счет средств краевого
бюджета;
существующий механизм регулирования объема и структуры подготовки
кадров предусматривает управление формированием объема и структуры
контингента обучающихся только в краевых учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования.
В крае сформирована и функционирует подведомственная управлению
Алтайского края по образованию и делам молодежи сеть краевых
государственных учреждений начального профессионального образования,
включающая в себя 52 профессиональных училища и 10 профессиональных
лицеев, всего 62 учреждения. Кроме этого, на территории края работает
4 федеральных учреждения начального профессионального образования,
подведомственных Рособразованию. В учреждениях начального
профессионального образования по различным формам обучения на
бюджетной и платной основах ежегодно обучаются около 24 тыс. человек
по 73 профессиям для производства и сферы обслуживания. В
профессиональных училищах и лицеях имеется 50 общежитий, 70 библиотек,
53 здравпункта, 63 столовые, 82 спортивных и тренировочных зала, 60
спортивных площадок, 369 учебно-производственных мастерских, 276
лабораторий, 43 автотрактородрома и полигона. В системе начального
профессионального образования работают 2800 инженернопедагогических
работников, из них 75% аттестованы на квалификационные категории.
Тридцать три учебных заведения расположены в районных центрах и
селах Алтайского края и осуществляют подготовку рабочих кадров
сельскохозяйственного профиля. Эти училища имеют учебные хозяйства,
площади земельных угодий которых составляют 22 тыс. гектаров, в том
числе 20,2 тыс. гектаров пашни.
Ежегодно увеличивается финансирование краевых учреждений
начального профессионального образования. Так, в сравнении с 2006
годом, бюджет системы начального профессионального образования
увеличился на 97560,5 тыс. руб. и в 2007 году составил 791675,2 тыс.
руб. Также в краевом бюджете планируются средства на обновление
учебной техники и оборудования на общую сумму 10 - 15 млн. руб.
ежегодно, начиная с 2007 года.
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в
2006 году принят программный документ "Приоритетные направления
развития начального профессионального образования Алтайского края на
2006 - 2008 годы", который определил целью развития начального
профессионального образования Алтайского края проведение
структурно-содержательной модернизации сети учреждений начального
профессионального образования в направлении опережающего
удовлетворения потребности рынка труда края квалифицированными
кадрами. Как результат совместной работы с отраслевыми управлениями,
службой занятости, работодателями меняется структура приема на
обучение. Например, в плане приема на 2007 год, по сравнению с 2006
годом, на 25% выросло количество принимаемых на обучение по профессиям
обрабатывающих производств и на 20% снизилось по профессиям сферы
обслуживания и общественного питания. Исходя из приоритетности
профессий для экономики Алтайского края сокращен прием на обучение по
профессиям: "Бухгалтер", "Коммерсант в торговле", "Парикмахер",
"Портной", "Продавец" и увеличена доля обучающихся по профессиям
металлообработки, строительства и сельского хозяйства.
В 2007 году учреждениям начального профессионального образования
разрешено и рекомендовано принимать на обучение по дефицитным
профессиям машиностроения, строительства, сельского хозяйства за счет
средств краевого бюджета по краткосрочным программам профессиональной
подготовки. Это позволит системе начального профессионального
образования быстрее реагировать на запросы работодателей и
удовлетворять потребность предприятий в квалифицированных рабочих
кадрах.
На состояние системы начального профессионального образования
оказывают влияние следующие факторы:
устаревшая нормативно-правовая база основной деятельности
учреждений начального профессионального образования;
снижение численности выпускников общеобразовательных школ,
желающих получить начальное профессиональное образование в
профессиональных училищах;
отсутствие целостной системы профориентационной работы, единой
региональной политики в области профориентации молодежи органов
исполнительной власти всех уровней, учреждений профессионального
образования, работодателей и других ведомств;
отсутствие сбалансированной системы управления структурой
профессионального образования в крае и формирования заказа на
подготовку кадров разного уровня профессионального образования;
отставание содержания и структуры осуществляемых профессиональным
образованием функций от фактических интересов экономики края,
связанное с длительностью процедур открытия новых профессий,
затратностью их учебно-материального оснащения;
отсутствие общественного управления механизмами развития
начального профессионального образования;
ускорение оснащения предприятий края высокотехнологичным
оборудованием и катастрофическое на этом фоне старение
учебноматериальной базы учреждений начального профессионального
образования.
В связи с расширением спектра используемых в промышленности
материалов и технологий, автоматизацией производства изменился
характер реализации профессиональных функций в традиционных
профессиях. Развитие современной промышленности остро обозначило
проблему качества рабочего труда в условиях современного производства.
Внедрение новых технологий, техники и оборудования повышает уровень
требований к компетенции выпускников учреждений профессионального
образования. Содержание профессионального образования стало напрямую
связано с качеством подготовки учащихся в профессиональных училищах.
Одной из ключевых проблем в повышении качества начального
профессионального образования является формирование четкой системы
критериев определения уровня квалификации и качества подготовки
учащихся. Очевидно, что указанные критерии не могут принадлежать
самому образовательному процессу, они должны быть сформированы
совместно с работодателями.
В системе начального профессионального образования края в течение
15 лет, до 2006 года, не обновлялась материально-техническая база.
Средний процент износа учебной техники и оборудования составляет 85%.
В результате прошедших в 2006 - 2007 учебном году краевых совещаний
руководителей учреждений начального профессионального образования,
руководителей промышленных, строительных, сельскохозяйственных
предприятий и руководителей профильных управлений Алтайского края
установлено, что существует спрос на некоторые профессии, обучение
которым в учреждениях профессионального образования не осуществляется
в массовом порядке. Существует потребность в подготовке кадров по
новым профессиям и увеличении масштабов и структуры вторичного
обучения (дообучение, переподготовка и повышение квалификации) при
слабой заинтересованности работодателей в повышении квалификации
работающих и их переподготовке на устаревшей учебной базе учреждений
начального профессионального образования.
Сложившаяся демографическая ситуация (за счет ежегодного
сокращения рождаемости уменьшается количество выпускников школ) и
стремление молодежи к получению высшего и среднего специального
образования приводит к сокращению перспективного контингента системы
профессионального образования и в первую очередь начального
профессионального (см. таблицу 2). За последние 3 года план приема в
учреждения начального профессионального образования постоянно
сокращается: 2004 год - 14500 человек; 2005 год - 10500 человек; 2006
год - 10175 человек. В ближайшие 3 - 4 года количество выпускников
девятых классов сократится на 25%, а число мест, предоставляемых
вузами абитуриентам, будет равным числу выпускников одиннадцатых
классов. Отсюда следует, что приток учащихся в учреждения начального
профессионального образования будет продолжать сокращаться, в первую
очередь это коснется училищ, расположенных в сельской местности. Такая
тенденция на примере нескольких сельских училищ представлена в таблице
3:
Таблица 3
|————|———————————————————————————|————————————|——————————|————————————————|
| N | Профессиональное училище | Количество | Проектная| Доля |
| п/п| (лицей) | учащихся на| наполня- | использования |
| | | 01.04.2008,| емость, | площадей, % |
| | | чел. | чел. | |
|————|———————————————————————————|————————————|——————————|————————————————|
| 1. | ПЛ N 51, р.п. Тальменка | 285 | 694 | 41 |
|————|———————————————————————————|————————————|——————————|————————————————|
| 2. | ПУ N 71, с. Тогул | 252 | 615 | 41 |
|————|———————————————————————————|————————————|——————————|————————————————|
| 3. | ПУ N 74, с. Косиха | 209 | 550 | 38 |
|————|———————————————————————————|————————————|——————————|————————————————|
| 4. | ПУ N 61, с Верх-Ануйское | 149 | 481 | 31 |
|————|———————————————————————————|————————————|——————————|————————————————|
Исходя из вышесказанного и учитывая стоимость обучения одного
учащегося, востребованность выпускников на рынке труда, наполняемость
учебного заведения, состояние учебно-материальной базы и стоимость ее
содержания, объем заказов и договоров на подготовку, переподготовку
кадров, обеспеченность местами производственной практики, необходима
оптимизация сети учреждений системы начального профессионального
образования. В результате проведения мероприятий по оптимизации могут
быть сэкономлены бюджетные средства, неэффективно расходуемые на
содержание училищ, которые будут направлены на мероприятия по развитию
системы начального профессионального образования.
Отсутствие четкого определения механизма государственного заказа
на подготовку рабочих кадров и специалистов для различных отраслей
экономики края, низкая заработная плата и отсутствие социальной
поддержки молодых рабочих, падение престижности рабочих профессий
создали условия для конъюнктурного реагирования профессионального
образования на запросы молодежи. Это привело к сокращению подготовки
кадров, в первую очередь рабочих профессий для металлообработки,
машиностроения и строительства, которые так необходимы сегодня
экономике и увеличению спроса на обучение по профессиям сферы
обслуживания.
Инновационным подходом в решении проблемы качества подготовки
будет создание базовых площадок и ресурсных центров на базе
профессиональных училищ и лицеев сельскохозяйственного, строительного
и машиностроительного профиля. Эти учебные заведения должны иметь
достаточно хорошую ресурсную базу, развитые отношения с
однопрофильными образовательными учреждениями, поддержку работодателей
и быть востребованными у населения. В ресурсных центрах будет
сконцентрирована новая техника, станки и другое учебно-лабораторное
оборудование, на котором будут проходить обучение учащиеся
однопрофильных учреждений.
Для обеспечения качественного начального профессионального
образования, его востребованности на рынке образовательных услуг и
соответствия структуры и объемов подготовки кадров условиям
социально-экономического развития Алтайского края необходима
модернизация системы образования на основе эффективного взаимодействия
образовательных учреждений с рынком труда. Для преодоления
усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными
технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем ее кадрового
потенциала и задачами новой экономики необходимо создать механизмы,
ориентированные на социально-экономические потребности края.
Кроме того, реализация мероприятий Программы носит
межведомственный характер, направлена на все субъекты системы
начального профессионального образования, органы исполнительной власти
Алтайского края, органы местного самоуправления, что позволит
проводить единую политику в реализации начального профессионального
образования, обеспечит решение проблемы подготовки кадров и качества
профессионального образования. Решение задач Программы невозможно
осуществить только в рамках текущего финансирования, направленного
исключительно на сохранение краевых учреждений начального
профессионального образования.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких
негативных последствий и рисков, как:
усиление деградации материальной инфраструктуры начального
профессионального образования, что в будущем может потребовать
принятия экстренных мер по ее восстановлению;
отсутствие условий для развития независимых форм оценки качества
образования;
понижение конкурентоспособности выпускников начального
профессионального образования;
дисбаланс рынков труда и образовательных услуг;
нарастание дефицита квалифицированного персонала, особенно
основных рабочих профессий на всех предприятиях обрабатывающей
промышленности.
3. Основная цель и задачи Программы
Выбор цели Программы опирается на стратегию развития системы
образования в целом и сохранение системы начального профессионального
образования. Основной целью является создание эффективного механизма
управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием
потенциала квалифицированных рабочих кадров, обеспечивающего развитие
экономики и социальной сферы Алтайского края. Для достижения данной
цели необходимо решение следующих задач:
Задача 1. Приведение структуры подготовки квалифицированных
рабочих кадров в системе начального профессионального образования в
соответствие с кадровой потребностью регионального рынка труда.
Основным направлением решения этой задачи является разработка
регламента формирования краевого заказа на подготовку
квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики
Алтайского края путем формирования отраслевых заказов. Отраслевые
заказы должны стать условием участия работодателей в модернизации
начального профессионального образования и опережающего удовлетворения
их потребностей в квалифицированных рабочих кадрах.
Задача 2. Управление качеством подготовки выпускников учреждений
начального профессионального образования.
Одним из основных условий повышения качества подготовки рабочих
кадров является создание условий, обеспечивающих управление
формированием квалификационных требований и процедурами оценивания
соответствия подготовки выпускников этим требованиям. На начальном
этапе реализации Программы предполагается создание отраслевых
координационных советов, разработка нормативных и методических
документов по организации производственного обучения на учебных
участках предприятий и организаций с предоставлением мест практики на
современной технике и оборудовании.
Задача 3. Модернизация образовательных программ,
учебнолабораторной и социально-бытовой базы учреждений начального
профессионального образования.
Основными направлениями решения этой задачи являются:
модернизация материально-технической базы образовательных
учреждений;
создание в профессиональных училищах и лицеях базовых площадок,
ресурсных центров и базовых учреждений;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации
инженерно-педагогических кадров для учреждений начального
профессионального образования;
создание условий для использования опыта отдельных
образовательных учреждений по реализации инновационных образовательных
программ и коллективного доступа к уникальным или дорогостоящим
образовательным ресурсам;
обновление нормативно-правовой базы деятельности краевых
учреждений начального профессионального образования.
Задача 4. Создание условий для трудоустройства, адаптации и
дальнейшего профессионального роста выпускников.
Основными направлениями решения этой задачи являются:
укрепление взаимодействия органов исполнительной власти
Алтайского края и местного самоуправления с учреждениями начального
профессионального образования и работодателями в вопросах
трудоустройства молодежи по месту их проживания;
создание условий для формирования на предприятиях механизмов
поддержки молодых рабочих - выпускников учреждений профессионального
образования и их закреплению на рабочих местах;
создание условий для формирования организационных структур в
составе учреждений профессионального образования, выполняющих
маркетинговые функции.
Задача 5. Совершенствование профориентационной работы.
На начальном этапе реализации Программы предполагается проведение
первоочередных мероприятий по созданию условий для организации
управляемых процессов профориентации учащихся общеобразовательных
школ, направленных на повышение мотивации молодежи к трудовой
деятельности и профессиям, востребованным на рынке труда.
Основными направлениями решения этой задачи являются:
разработка нормативных актов, регламентирующих профессиональную
ориентацию в учреждениях общего и профессионального образования;
мониторинг социально-психологических и профессиональных намерений
молодежи и анализ факторов, влияющих на их формирование;
внедрение методов профессиональной диагностики в школах края,
совершенствование технологий информационного обеспечения, активное
использование возможностей средств массовой информации;
развитие системы пропаганды рабочих профессий, востребованных в
Алтайском крае, использование потенциала работодателей в этом вопросе.
Выполнение задач обеспечивается путем реализации программных
мероприятий (таблица 4).
4. Перечень программных мероприятий
Таблица 4
--------------------------------
<*> Средства учтены законом о краевом бюджете.
<**> Дополнительные средства, предусмотренные Программой.
5. Ресурсное обеспечение
Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом
бюджете на текущий финансовый год и плановый период;
прочих источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 306325 тыс. руб. (таблица
5), в том числе:
из краевого бюджета - 149325 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 27900 тыс. руб.;
2009 год - 30230 тыс. руб.;
2010 год - 30850 тыс. руб.;
2011 год - 30055 тыс. руб.;
2012 год - 30290 тыс. руб.;
из федерального бюджета (субсидия на осуществление государственной поддержки
подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в
государственных образовательных учреждениях начального профессионального и
среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные
программы) - 30000 тыс. руб., в том числе в 2008 году - 30000 тыс. руб.;
из внебюджетных источников - 127000 тыс. руб., в том числе по годам:
2008 год - 29500 тыс. руб.;
2009 год - 23500 тыс. руб.;
2010 год - 24000 тыс. руб.;
2011 год - 25000 тыс. руб.;
2012 год - 25000 тыс. руб.
Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы могут уточняться при
утверждении краевого бюджета на текущий финансовый год и плановый период и
корректироваться в соответствии с возможностями краевого бюджета.
Сводные финансовые затраты по направлениям краевой
целевой программы
Таблица 5
|———————————————————————————|—————————————————————————————————————————|——————————————————|
| Источники и направления | Финансовые затраты в ценах 2007 года | Примечание |
| расходов | (тыс. руб.) | |
| |———————|—————————————————————————————————| |
| | Всего | В том числе по годам | |
| | |——————|——————|——————|——————|—————|| |
| | | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
| | | г. | г. | г. | г. | г. | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| Всего финансовых затрат, | 306325| 87400| 53730| 54850| 55055| 55290| |
| в том числе: | | | | | | | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из краевого бюджета <*> | 65925 | 12900| 13130| 13750| 12955| 13190| |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из краевого бюджета <**> | 83400 | 15000| 17100| 17100| 17100| 17100| |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из федерального бюджета | 30000 | 30000| 0 | 0 | 0 | 0 | на условиях |
| | | | | | | | софинансирования|
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из внебюджетных | 127000| 29500| 23500| 24000| 25000| 25000| средства |
| источников (указать | | | | | | | образовательных |
| каких) | | | | | | | учреждений, |
| | | | | | | | средства |
| | | | | | | | работодателей |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| Капитальные вложения, | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| в том числе: | | | | | | | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из краевого бюджета | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из федерального бюджета | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из внебюджетных | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| источников (указать | | | | | | | |
| каких) | | | | | | | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| НИОКР <***>, | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| в том числе: | | | | | | | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из краевого бюджета | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из федерального бюджета | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из внебюджетных | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
| источников (указать | | | | | | | |
| каких) | | | | | | | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| Прочие расходы, | 306325| 87400| 53730| 54850| 55055| 55290| |
| в том числе: | | | | | | | |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из краевого бюджета <*> | 65925 | 12900| 13130| 13750| 12955| 13190| |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из краевого бюджета <**> | 83400 | 15000| 17100| 17100| 17100| 17100| |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из федерального бюджета | 30000 | 30000| 0 | 0 | 0 | 0 | на условиях |
| | | | | | | | софинансирования|
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
| из внебюджетных | 127000| 29500| 23500| 24000| 25000| 25000| средства |
| источников (указать | | | | | | | образовательных |
| каких) | | | | | | | учреждений, |
| | | | | | | | средства |
| | | | | | | | работодателей |
|———————————————————————————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|—————————————————|
--------------------------------
<*> Средства учтены законом о краевом бюджете.
<**> Дополнительные средства, предусмотренные Программой.
<***> Научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется
государственным заказчиком и исполнителем мероприятий. Для этого
предполагается использовать систему показателей, характеризующих
текущие результаты деятельности. Кроме того, конкретные
мероприятия, включенные в Программу, содержат показатели
результативности их реализации.
Социальная значимость Программы определяется тем, что
сформированный комплексный механизм управления кадровым
потенциалом Алтайского края позволит в среднесрочной перспективе
достичь динамического равновесия спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда, значительно снизить риск невостребованности
выпускников учреждений начального профессионального образования,
привести структуру подготовки рабочих кадров в краевой системе
начального профессионального образования в соответствие с
потребностями экономики края. В результате будут созданы
нормативно-правовые условия формирования краевого заказа на
подготовку рабочих кадров и вырастет доля принятых на обучение в
краевые учреждения начального профессионального образования по
основным образовательным программам по заявкам работодателей до
85% в 2012 году. Номенклатура профессий, по которым обучают в
краевых учреждениях начального профессионального образования, в
2010 году будет приведена в соответствие со структурой спроса на
рынке труда.
В результате реализации Программы будет создан механизм
обеспечения предприятий (организаций) Алтайского края рабочими
кадрами, удовлетворяющими требования работодателей в отношении
готовности к профессионально-трудовой деятельности. Выполнение
мероприятий Программы обеспечит повышение качества подготовки
выпускников и участие работодателей в его оценке. Доля
выпускников по основным образовательным программам учреждений
начального профессионального образования, аттестованных с
участием работодателей в 2012 году, составит 100%. Проблемы
качества подготовки частично решит создание базовых площадок и
ресурсных центров на базе профессиональных училищ и лицеев
сельскохозяйственного, строительного и машиностроительного
профиля. До 2012 года должно быть создано 14 базовых площадок и
7 ресурсных центров, и том числе по годам реализации Программы
должно действовать:
2008 год - 9 базовых площадок и 3 ресурсных центра;
2009 год - 10 базовых площадок и 4 ресурсных центра;
2010 год - 11 базовых площадок и 5 ресурсных центров;
2011 год - 12 базовых площадок и 6 ресурсных центров;
2012 год - 14 базовых площадок и 7 ресурсных центров.
В экономическом аспекте реализация Программы позволит снизить
непроизводительные затраты средств бюджетов всех уровней,
населения и предприятий (организаций) на получение гражданами
образования, соответствующего сегодняшним и перспективным
потребностям экономики и социальной сферы, а также создать
условия для перевода экономики края на инновационный путь
развития путем упреждающего создания необходимого для этого
кадрового потенциала. Численность безработных граждан, обученных
" учреждениях начального профессионального образования, в 2012
году возрастет до 2000 человек. Объем привлеченных внебюджетных
средств на модернизацию учебно-лабораторной и социально-бытовой
базы краевых учреждений начального профессионального образования
в 2012 году увеличится до 25000 тыс. руб.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности
реализации программы приведены в таблице 6. Показатели
рассчитываются по методике, приведенной в таблице 7.
Динамика целевых индикаторов и показателей эффективности
реализации Программы
Таблица 6
|————|—————————————————————————|——————————|—————————————————————————————————————————|
| N | Целевой индикатор | Единица | Значение индикатора по годам |
| п/п| | измерения| |
| | | |—————|————————|————————|————————|————————|
| | | | 2008| 2009 г.| 2010 г.| 2011 г.| 2012 г.|
| | | | г. | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 1. | Доля учащихся, | % | 32 | 35 | 40 | 45 | 50 |
| | принятых на обучение в | | | | | | |
| | краевые учреждения | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования по | | | | | | |
| | договорам с | | | | | | |
| | организациями | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 2. | Доля учащихся, | % | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
| | принятых на обучение в | | | | | | |
| | краевые учреждения | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования с которыми | | | | | | |
| | заключены ученические | | | | | | |
| | договоры | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 3. | Количество | чел. | 76 | 140 | 200 | 300 | 400 |
| | педагогических | | | | | | |
| | работников учреждений | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования, прошедших | | | | | | |
| | стажировку на базе | | | | | | |
| | профильных организаций | | | | | | |
| | и предприятий | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 4. | Доля учащихся, | % | 1 | 2,5 | 4 | 5,5 | 7 |
| | принятых на обучение в | | | | | | |
| | краевые учреждения | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования, | | | | | | |
| | осваивающих | | | | | | |
| | современные | | | | | | |
| | производственные | | | | | | |
| | технологии на | | | | | | |
| | оборудовании или | | | | | | |
| | имитаторах, | | | | | | |
| | сосредоточенных в | | | | | | |
| | ресурсных центрах | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 5. | Коэффициент обновления | - | 0,2 | 0,22 | 0,24 | 0,26 | 0,28 |
| | учебно- | | | | | | |
| | производственного, | | | | | | |
| | лабораторного | | | | | | |
| | оборудования и машин в | | | | | | |
| | краевых учреждениях | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 6. | Доля краевых | % | 19 | 26 | 34 | 40 | 50 |
| | образовательных | | | | | | |
| | учреждений начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования, | | | | | | |
| | реализующих | | | | | | |
| | инновационные | | | | | | |
| | образовательные | | | | | | |
| | программы | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 7. | Доля трудоустроенных | % | 61 | 62 | 64 | 67 | 70 |
| | выпускников учреждений | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования в общем | | | | | | |
| | количестве выпускников | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 8. | Доля выпускников | % | 23 | 25 | 30 | 35 | 40 |
| | краевых учреждений | | | | | | |
| | начального | | | | | | |
| | профессионального | | | | | | |
| | образования, принятых | | | | | | |
| | на работу по договорам | | | | | | |
| | с организациями, в | | | | | | |
| | общем числе | | | | | | |
| | трудоустроенных | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
| 9. | Доля выпускников | % | 11,8| 12,5 | 13,5 | 14,5 | 15 |
| | общеобразовательных | | | | | | |
| | школ, ориентированных | | | | | | |
| | на выбор рабочих | | | | | | |
| | профессий при | | | | | | |
| | планировании карьеры, | | | | | | |
| | в общем числе | | | | | | |
| | выпускников | | | | | | |
|————|—————————————————————————|——————————|—————|————————|————————|————————|————————|
Методика расчета целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации Программы
Таблица 7
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| N | Целевой индикатор | Единица | Описание методики |
| п/п| | измерения| |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 1. | Доля учащихся, принятых | % | показатель ведомственной |
| | на обучение в краевые | | статистики, рассчитывается на |
| | учреждения начального | | основании данных, приведенных в |
| | профессионального | | таблице "Сведения о приеме" |
| | образования по | | пояснительной записки <*> к |
| | договорам с | | предложениям по приему обучающихся |
| | организациями | | в учреждения начального |
| | | | профессионального образования за |
| | | | счет средств краевого бюджета, |
| | | | путем отношения числа учащихся, |
| | | | заявленных работодателями но |
| | | | договорам на обучение между |
| | | | учреждением и работодателем (графа |
| | | | 9), к числу фактически принятых на |
| | | | обучение (графа 6) |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 2. | Доля учащихся, принятых | % | показатель ведомственной |
| | на обучение в краевые | | статистики, рассчитывается на |
| | учреждения начального | | основании данных, приведенных в |
| | профессионального | | таблице "Сведения о приеме" |
| | образования, с которыми | | пояснительной записки <*> к |
| | заключены ученические | | предложениям по приему обучающихся |
| | договоры | | в учреждения начального |
| | | | профессионального образования за |
| | | | счет средств краевого бюджета, |
| | | | путем отношения количества |
| | | | учащихся, заключивших с |
| | | | предприятиями и организациями |
| | | | ученические договоры (графа 7), к |
| | | | числу фактически принятых на |
| | | | обучение (графа 6) |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 3. | Количество | чел. | показатель ведомственной |
| | педагогических | | статистики, рассчитывается на |
| | работников учреждений | | основании оперативной отчетности |
| | начального | | краевых учреждений начального |
| | профессионального | | профессионального образования о |
| | образования, прошедших | | повышения педагогическими |
| | стажировку на базе | | работниками квалификации |
| | профильных организаций | | (стажировке) |
| | и предприятий | | |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 4. | Доля учащихся, принятых | % | показатель ведомственной |
| | на обучение в краевые | | статистики, рассчитывается на |
| | учреждения начального | | основании отчетности краевых |
| | профессионального | | учреждений начального |
| | образования, | | профессионального |
| | осваивающих современные | | образования, работающих в статусе |
| | производственные | | ресурсного центра или базового |
| | технологии на | | учреждения, путем отношения |
| | оборудовании или | | количества учащихся, осваивающих |
| | имитаторах, | | современные производственные |
| | сосредоточенных в | | технологии на оборудовании или |
| | ресурсных центрах | | имитаторах, сосредоточенных в |
| | | | ресурсных центрах, к общему |
| | | | количеству обучающихся по основным |
| | | | образовательным программам в |
| | | | краевых учреждениях начального |
| | | | профессионального образования |
| | | | (отчет 1-профтех) |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 5. | Коэффициент обновления | - | показатель ведомственной |
| | учебно- | | статистики, рассчитывается на |
| | производственного, | | основании ежегодной отчетности |
| | лабораторного | | краевых учреждений начального |
| | оборудования и машин в | | профессионального образования |
| | краевых учреждениях | | "Развитие материально-технической |
| | начального | | базы краевых учреждений начального |
| | профессионального | | профессионального образования" |
| | образования | | путем отношения разницы стоимости |
| | | | учебно-производственного, |
| | | | лабораторного оборудования и машин |
| | | | на конец года и начало года к |
| | | | стоимости учебно-производственного, |
| | | | лабораторного оборудования и машин |
| | | | на начало года |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 6. | Доля краевых | % | показатель ведомственной |
| | образовательных | | статистики, рассчитывается путем |
| | учреждений начального | | отношения числа краевых учреждений |
| | профессионального | | начального профессионального |
| | образования, | | образования, работающих в статусе |
| | реализующих | | базовой площадки, ресурсного |
| | инновационные | | центра, краевой экспериментальной |
| | образовательные | | площадки, федеральной |
| | программы | | экспериментальной площадки, к |
| | | | общему числу краевых учреждений |
| | | | начального профессионального |
| | | | образования |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 7. | Доля трудоустроенных | % | показатель ведомственной |
| | выпускников учреждений | | статистики, рассчитывается на |
| | начального | | основании данных, приведенных в |
| | профессионального | | таблице "Сведения о |
| | образования в общем | | трудоустройстве" пояснительной |
| | количестве выпускников | | записки <*> к предложениям по |
| | | | приему обучающихся в учреждения |
| | | | начального профессионального |
| | | | образования за счет средств |
| | | | краевого бюджета, путем отношения |
| | | | числа направленных на работу |
| | | | (графа 5) к числу выпущенных |
| | | | учащихся (графа 4) |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 8. | Доля выпускников | % | показатель ведомственной |
| | краевых учреждений | | статистики, рассчитывается на |
| | начального | | основании данных пояснительной |
| | профессионального | | записки* к предложениям по приему |
| | образования, принятых | | обучающихся в учреждения начального |
| | на работу по договорам | | профессионального образования за |
| | с организациями, в | | счет средств краевого бюджета, |
| | общем числе | | путем отношения числа выпускников, |
| | трудоустроенных | | принятых на работу по договорам |
| | | | (графа 7 таблицы "Сведения о |
| | | | партнерстве") к числу |
| | | | трудоустроенных выпускников (графа |
| | | | 5 таблицы "Сведения о |
| | | | трудоустройстве") |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
| 9. | Доля выпускников | % | показатель ведомственной |
| | общеобразовательных | | статистики, рассчитывается по |
| | школ, ориентированных | | результатам прикладного |
| | на выбор рабочих | | социально-психологического |
| | профессий при | | исследования профессиональных |
| | планировании карьеры, в | | планов выпускников школ, |
| | общем числе выпускников | | проводимого ежегодно путем |
| | | | анкетирования 100% учащихся 9-х и |
| | | | 11-х классов |
|————|——————————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————|
--------------------------------
<*> Методические рекомендации по составлению пояснительной
записки к предложениям по приему обучающихся в учреждения
начального профессионального образования на 2009 год, изложенные
в письме управления Алтайского края по образованию и делам
молодежи от 26.02.2008 N 1200.
7. Система управления реализацией Программы
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
координирует взаимодействие всех заинтересованных органов
исполнительной власти Алтайского края, органов местного
самоуправления по вопросам подготовки квалифицированных рабочих
кадров; организует подготовку квалифицированных рабочих кадров в
краевых учреждениях профессионального образования в соответствии
с краевым заказом на подготовку кадров; устанавливает
контрольные цифры (план) приема обучающихся за счет средств
краевого бюджета в краевые учреждения начального
профессионального образования; формирует единый подход к
содержанию и организации деятельности системы профессиональной
ориентации и адаптации молодежи; обеспечивает предоставление
сводного отчета по реализации Программы в установленные сроки,
осуществляет реструктуризацию сети краевых учреждений начального
профессионального образования.
Управление Алтайского края по труду и занятости населения
создает межотраслевой координационный совет по подготовке
кадров; разрабатывает прогноз потребности различных отраслей
экономики и социальной сферы Алтайского края в рабочих кадрах, в
том числе из числа безработных граждан и незанятого населения;
формирует заказ на подготовку кадров для организаций социальной
сферы края; формирует отраслевую структуру краевого заказа на
подготовку рабочих кадров; оказывает выпускникам учреждений
профессионального образования государственные услуги
трудоустройства; информирует население о положении на рынке
труда.
Управление Алтайского края по промышленности и энергетике
создает отраслевой координационный совет по подготовке рабочих
кадров; формирует заказ на подготовку кадров для промышленных
предприятий (организаций); обеспечивает участие работодателей в
оценке качества подготовки рабочих кадров; оказывает совместно с
объединениями работодателей содействие в предоставлении рабочих
мест в организациях для прохождения учащимися учреждений
начального профессионального образования производственного
.!cg%-(o и производственной практики.
Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
создает отраслевой координационный совет по подготовке рабочих
кадров; формирует заказ на подготовку кадров для предприятий
(организаций) агропромышленного комплекса Алтайского края;
обеспечивает участие работодателей в оценке качества подготовки
рабочих кадров; оказывает совместно с объединениями
работодателей содействие в предоставлении рабочих мест в
организациях для прохождения учащимися учреждений начального
профессионального образования производственного обучения и
производственной практики.
Управление Алтайского края по строительству и архитектуре
создает отраслевой координационный совет по подготовке рабочих
кадров; формирует заказ на подготовку кадров для предприятий
(организаций) строительного комплекса Алтайского края;
обеспечивает участие работодателей в оценке качества подготовки
рабочих кадров; оказывает совместно с объединениями
работодателей содействие в предоставлении рабочих мест в
организациях для прохождения учащимися учреждений начального
профессионального образования производственного обучения и
производственной практики.
Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству
создает отраслевой координационный совет по подготовке рабочих
кадров; формирует заказ на подготовку кадров для организаций
жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края; обеспечивает
участие работодателей в оценке качества подготовки рабочих
кадров; оказывает совместно с объединениями работодателей
содействие в предоставлении рабочих мест в организациях для
прохождения учащимися учреждений начального профессионального
образования производственного обучения и производственной
практики.
Управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству
и связи создает отраслевой координационный совет по подготовке
рабочих кадров; формирует заказ на подготовку кадров для
организаций транспорта, дорожного хозяйства и связи Алтайского
края; обеспечивает участие работодателей в оценке качества
подготовки рабочих кадров; оказывает совместно с объединениями
работодателей содействие в предоставлении рабочих мест в
организациях для прохождения учащимися учреждений начального
профессионального образования производственного обучения и
производственной практики.
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и
рыночной инфраструктуры создает отраслевой координационный совет
по подготовке рабочих кадров; формирует заказ на подготовку
кадров для малых предприятий; обеспечивает участие работодателей
в оценке качества подготовки рабочих кадров; оказывает
содействие в предоставлении рабочих мест в организациях для
прохождения производственного обучения и производственной
практики учащимися учреждений профессионального образования,
осуществляющих подготовку рабочих кадров.
Управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической
промышленности создает отраслевой координационный совет по
подготовке рабочих кадров; формирует заказ на подготовку кадров
для организаций перерабатывающей и фармацевтической
промышленности; обеспечивает участие работодателей в оценке
качества подготовки рабочих кадров; оказывает содействие в
предоставлении рабочих мест в организациях для прохождения
производственного обучения и производственной практики учащимися
учреждений профессионального образования, осуществляющих
подготовку рабочих кадров.
Региональные и территориальные отраслевые объединения
работодателей (по согласованию) содействуют профильным
управлениям Алтайского края в формировании заказа на подготовку
кадров для предприятий (организаций) края; содействуют совместно
с профильными управлениями Алтайского края в организации
стажировок инженерно-педагогических работников образовательных
учреждений на базе предприятий (организаций), являющихся
потенциальными работодателями выпускников учреждений
профессионального образования; подготавливает предложения по
корректировке регионального перечня профессий с учетом
требований работодателей и региональных особенностей;
подготавливает предложения по включению руководителей учреждений
профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих
кадров, в состав краевых советов, ассоциаций, занимающихся
вопросами развития трудовых ресурсов; оказывают содействие в
предоставлении рабочих мест в организациях для прохождения
учащимися учреждений профессионального образования
производственного обучения и производственной практики.
Контроль за реализацией Программы выполняет управление
Алтайского края по образованию и делам молодежи. Исполнители
мероприятий Программы предоставляют информацию о ходе ее
реализации в управление Алтайского края по образованию и делам
молодежи ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за
отчетным периодом.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным
периодом, направляет в Главное управление экономики и инвестиций
Алтайского края отчет о ходе выполнения Программы.
В ходе выполнения Программы в установленном порядке будет
осуществляться подготовка и предоставление в заинтересованные
структуры отдельных аналитических материалов, результатов
мониторингов, экспресс-информации о состоянии подготовки рабочих
кадров.
В качестве методов оперативного контроля применяются:
ежеквартальное рассмотрение актуальных проблем подготовки
рабочих кадров на заседаниях отраслевых координационных советов
по подготовке рабочих кадров;
рассмотрение проблем подготовки рабочих кадров на совещаниях,
семинарах, конференциях, комиссиях;
освещение проблем подготовки рабочих кадров и результатов
реализации Программы в средствах массовой информации.