Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Брянской области от 28.08.2015 № 276-РП
ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 августа г. Брянск Об утверждении Концепции семейной
политики в Брянской области на период до 2025 года В целях
определения основных направлений семейной политики в Брянской области и
реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014
года № 1618-р: 1. Утвердить
прилагаемую Концепцию семейной политики в Брянской области на период до 2025
года. 2. Исполнительным
органам государственной власти области организовать работу по реализации
Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года. 3. Рекомендовать
органам местного самоуправления муниципальных образований области при
планировании и осуществлении мероприятий в области семейной политики руководствоваться
положениями Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025
года. 4. Департаменту семьи, социальной и демографической
политики Брянской области совместно с заинтересованными органами исполнительной
власти области разработать и представить до 1 октября 2015 года в Правительство
Брянской области проект плана мероприятий на 2015 – 2018 годы по реализации
Концепции семейной политики в Брянской области на период до 2025 года. 5. Настоящее
распоряжение вступает в силу с момента его официального опубликования. 6. Опубликовать распоряжение на официальном сайте
Правительства Брянской области в сети «Интернет». 7. Контроль за исполнением распоряжения возложить на
заместителя Губернатора Брянской области Болховитину
Т.С. Временно исполняющий обязанности
Губернатора
А.В. Богомаз Утверждена распоряжением
Правительства Брянской области от 28 августа КОНЦЕПЦИЯ семейной политики в Брянской области на период до 2025 года Семейная политика
в Брянской области – это целостная система направленных на развитие семьи
политических, правовых, экономических, социальных, медицинских и культурных
мер. Концепция семейной политики в Брянской области на период 2025 года (далее
– Концепция) базируется на основных положениях Конституции Российской
Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов,
закрепляющих права и гарантии семьи в Российской Федерации. Семейная политика в Брянской области формируется и
реализуется как многосубъектная
деятельность с участием территориальных органов федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти Брянской области,
органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в
том числе общественных объединений, политических партий, профессиональных
союзов, религиозных организаций, средств массовой информации, а также граждан. Участие семей в реализации семейной политики предполагает их активную
роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. Концепция представляет собой систему принципов, целей
и задач, а также содержит важнейшие направления, механизмы, этапы и ожидаемые
результаты реализации. Концепция является основой для разработки и реализации
различными ведомствами программ, проектов и комплексов мер, направленных на
поддержку семьи и развитие семейной политики в регионе. II.
Анализ положения семьи в Брянской области Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Брянской
области насчитывалось 375901 семья, из них – 156213 семей, имеющих детей моложе
18 лет, в том числе с одним ребенком – 109359 (70 процентов), с двумя детьми –
40636 (26 процентов), с 3 и более детьми – 6218 (4 процента). Из всех семей с несовершеннолетними детьми 64 процента таких семей
являются полными семьями, в которых дети проживают с обоими родителями. Число супружеских пар, в которых оба супруга, а в неполных семьях
матери (отцы) моложе 35 лет, составляет 81038 семей. Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне
зарегистрированного брака, в общем числе рождений – с 21,9 процента в 2010 году
до 19,0 процента в 2014 году. В 2014 году число родившихся детей составило 13618 (в 2010 – 13727),
суммарный коэффициент рождаемости достиг 1,557 (в 2010 – 1,422). Повысилась
доля вторых и последующих рождений в общем количестве рождений. Позитивным изменениям в динамике рождаемости в
последние годы способствовала реализация мер как федеральной (введение
материнского (семейного) капитала, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
неработающим женщинам, родового сертификата, увеличение размера федеральных
пособий), так и региональной семейно-демографической политики (введение новых
мер социальной поддержки семей с детьми, увеличение размера пособий семьям, имеющим
детей, финансируемых из областного бюджета, введение областного материнского
(семейного) капитала, ежемесячной
денежной выплаты при рождении третьего или последующего ребенка, предоставление
многодетным семьям в собственность земельных участков). Наряду с этим значительную роль в положительных изменениях
демографической ситуации сыграли реализуемые программы, направленные на
сохранение здоровья граждан. Внедрение и развитие современных
перинатальных технологий в Брянской области позволили снизить материнскую
смертность. В течение 2010 – 2012 годов материнская смертность не
зарегистрирована. В 2013- 2014 годах зарегистрировано по одному случаю. В Брянской области происходит неуклонное снижение количества абортов (с 11070 в 2010 году до 8077 в 2014 году), в том числе у первобеременных
женщин. По итогам 2014 года количество абортов на 1000
женщин фертильного возраста составляет 27,2. Во многом снижению числа абортов
способствует реализация комплекса мер по профилактике абортов, отказов от
новорожденных, социально- и медико-психологическому
сопровождению беременных женщин и матерей с детьми до 3 лет. Организована
информационно-просветительная работа, в соответствии с которой до населения
доводится полная и достоверная информация о вреде абортов с использованием
средств массовой информации, сети «Интернет». В медицинских организациях проводится
индивидуальное медико-психологическое консультирование супружеских пар,
беременных женщин и женщин, принявших решение о прерывании беременности. В течение последних лет в Брянской области наблюдается увеличение
ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни
увеличилась до 69,42 года в 2014 году (63,40 года – 2005 год). В то же время сохраняется разрыв в продолжительности жизни женщин и
мужчин – более 10 лет. Социально-экономическое
положение семей зависит от состава семьи, количества и возраста детей, жилищной
обеспеченности, уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и других
факторов, влияющих на жизнедеятельность членов семьи. В последние годы в Брянской области наблюдается
положительная тенденция улучшения уровня и качества жизни населения. Так,
в 2014 году среднедушевые денежные доходы населения области составили 221875,0
рубля (в 2010 году – 13358,4 рубля). Величина прожиточного минимума в 2014 году
в среднем на душу населения в месяц составила 7334,75 рубля (2010 год – 4778
рублей). Среднедушевой доход населения области больше величины прожиточного
минимума в 3 раза. Доля населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в общей численности населения с 2010 по 2013 годы
сократилась с 13,5 до 11,7 процента. Но,
несмотря на рост среднедушевого дохода населения, наблюдается ухудшение уровня
жизни семей, возникающее после рождения детей. Так, располагаемые ресурсы
домохозяйств, имеющих в своем составе детей в возрасте до 16 лет, при наличии
одного ребенка составили в 2013 году в среднем 11880 рублей на члена
домохозяйства в месяц, при наличии двух детей – 9729,8 рубля. В
целях оказания финансовой помощи семьям с детьми в области предоставляются меры
социальной поддержки в соответствии с действующим региональным
законодательством. На территории региона семьям с детьми предоставляется более 20 видов мер
социальной поддержки. Наиболее существенными являются:
областной материнский (семейный) капитал (введен с 2012 года) в размере 50
тысяч рублей, с 2015 года размер увеличен до 100 тысяч рублей и ежемесячная
денежная выплата при рождении в семье третьего или последующего ребенка
(введена с 2013 года) в размере 5955 рублей (в 2014 году – 5996 рублей, с 2015
года – 7135 рублей). За 2013 год
назначена ежемесячная денежная выплата на 1084 ребенка на сумму 42,5 млн.
рублей (за 2014 год – на 2610 детей на сумму 146 млн. рублей). Малоимущим гражданам оказывается государственная
социальная помощь. За 2013-2014 годы более 9 тысяч малоимущих семей получили
государственную социальную помощь (в том числе на основе социального контракта)
на общую сумму 24,7 млн. рублей. Как правило, 75 % получателей адресной
социальной помощи – семьи с детьми. В настоящее время актуальными для многих семей области
являются вопросы, связанные с трудоустройством. В 2014 году в органы службы по труду и занятости
обратилось более 5,5 тыс. родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Трудоустроено при содействии органов
службы занятости 3452 человека указанной категории (в 2013 году – 3543
человека). Кроме этого,
прошли профессиональное обучение 180 женщин (в 2013 году – 138), находящихся в
отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по профессиям,
востребованным на региональном рынке труда: маникюрша, парикмахер, оператор
ЭВМ, оператор котельной, секретарь руководителя и др. За 2014 год органами службы занятости было
организовано 132 ярмарки вакантных рабочих мест с участием работодателей,
презентующих промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные
предприятия, организации жилищно-коммунального хозяйства, торговли и
общественного питания, лечебные учреждения и др. Ярмарки посетили более 7,3
тыс. человек, 30 процентов из них, или более 2,2 тыс. человек, трудоустроены. Кроме того,
проведено 15 специализированных ярмарок вакансий для трудоустройства женщин, в
том числе имеющих несовершеннолетних детей, участниками которых стали более 2,0
тыс. человек, более 500 женщин – участниц ярмарок вакансий получили приглашения
для трудоустройства. Для содействия в трудоустройстве родителям,
воспитывающим несовершеннолетних детей, и, прежде всего, женщинам, органами
занятости формируется и регулярно обновляется банк вакансий, в том числе
рабочих мест с применением гибких форм занятости (сокращенный
рабочий день, неполная рабочая неделя, посменная работа, гибкий режим работы,
работа на дому и т.п.). Одной из наиболее важных задач, решение которых влияет
на экономическую активность семей, имеющих малолетних детей, является
обеспечение доступа к услугам дошкольных образовательных организаций. В Брянской области систему образования, реализующего
дошкольные образовательные программы, представляют 386 дошкольных
образовательных организаций и 237 дошкольных групп, работающих в 140
общеобразовательных организациях. С 1 января 2014 года постановка детей на учет для
зачисления в дошкольные образовательные организации, а также процедура
зачисления в дошкольные организации осуществляются по федеральной системе
показателей электронной очереди (ФСПЭИ).
На 1 января 2015 года потребность в
дошкольном образовании детей от 3 до 7 лет в области составляет 1000
детей. В рамках «дорожной карты» в 2014 году
было запланировано открыть 2158 мест для дошкольников (2015 год – 1100, 2016 год –
1000). Завершены
строительство и реконструкция 10 детских садов. В 15 муниципальных районах Брянской области
очередь в детские сады отсутствует. При
отсутствии возможности предоставления места ребенку в дошкольные образовательные
организации предоставляются услуги по присмотру и уходу за детьми: на базе
образовательных организаций функционируют группы кратковременного пребывания;
на базе центров детского творчества во дворцах культуры функционируют группы
часового пребывания детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Также в
строящихся детских дошкольных организациях Брянской области предусмотрены места
для детей до 3 лет (ясельные группы). В современной семье уделяется огромное
внимание всестороннему развитию детей и подростков. В области принимаются меры
по созданию условий для развития ребенка в каждой семье. Сеть учреждений дополнительного образования детей в
Брянской области включает в себя 4 государственных и 68 муниципальных
учреждений. Среди них – 23 центра детского творчества, 11 домов творчества, 4
станции юных техников, 22 спортивные школы, 8 школ искусств. Программами
дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования
охвачено 45,5 тыс. учащихся, кружки и секции на базе общеобразовательных учреждений
посещают ещё 68 тыс. учащихся. Наибольшее распространение получили кружки
физкультурно-спортивной и художественной направленностей,
декоративно-прикладного творчества. Одним из актуальных вопросов в
жизнеобеспечении любой семьи является наличие собственного жилья. Многие семьи не могут самостоятельно
улучшить жилищные условия в связи с высокими рыночными ценами на недвижимость.
Наиболее нуждающимися в государственной поддержке в вопросе обеспечения жильем
являются молодые и многодетные семьи. В целях
обеспечения доступности жилья на территории региона действуют следующие
программы: подпрограмма «Развитие ипотечного кредитования в жилищном
строительстве» государственной программы
«Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства,
архитектуры и развитие дорожного хозяйства Брянской области» (2014 – 2020
годы); мероприятие «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья»
государственной программы «Развитие образования и науки Брянской области» (2014
– 2020 годы);
подпрограмма «Устойчивое развитие
сельских территорий» (2014 – 2020 годы) государственной программы «Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Брянской области» (2014 – 2020 годы). В рамках данных
программ в 2014 году обеспечено жильем 250 семей, 16 семей получили дополнительную социальную выплату на
приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома при
рождении ребенка. Трудности, которые
испытывает семья, в том числе связанные с экономическими проблемами, нередко
приводят к внутрисемейным конфликтам, в результате которых могут оказаться
нарушенными права и законные интересы детей. Важным элементом в преодолении таких
ситуаций является предоставление социальных услуг и реализация
мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия. Отделения помощи семье, женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, учреждений социального обслуживания организуют работу в целях обеспечения комплексной социальной реабилитации семей, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства, формируется и ведется учет таких семей. Особое внимание уделяется семьям, находящимся в социально опасном положении. С данными семьями ведется профилактическая работа в тесном взаимодействии с районными комиссиями по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, другими субъектами профилактики в рамках реализации постановления Правительства Брянской области от 25 августа 2014 года № 403-п «Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении». В течение трех последних лет на территории Брянской
области отмечается устойчивая тенденция к снижению численности семей,
находящихся в социально опасном положении. На 1 января 2015 года на учете состоят 1066 семей,
находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 2152
ребенка, что на 24,5 % меньше по сравнению с 2013 годом (1412/2849) и на 35,9 %
меньше по сравнению с 2012 годом (1662/3304). Внедрение новых методов и технологий работы в
деятельность учреждений социального обслуживания позволяют обеспечивать решение
актуальных проблем, связанных с социально опасным положением детей и семей,
попавших в трудную жизненную ситуацию, и защищать их права и интересы, вовлекая
в данный процесс все институты гражданского общества, органы государственной
власти и местного самоуправления. Принимаемые меры позволили в значительной степени
стабилизировать ситуацию, обеспечить предпосылки для формирования эффективной
системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье. В
этой сфере обозначился рост позитивных тенденций, в частности, за последние 5
лет на 46,5 % уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей,
выявляемых в течение года (2009 год – 806, 2010 год – 750, 2011 год – 633, 2012
год – 508, 2013 год – 431), на 35 % количество лишения родительских прав (2009
год – 466, 2010 год – 465, 2011 год – 433, 2012 год – 422, 2013 год –
302). Вместе с тем большинство (около 80 %) выявляемых
детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему составляют дети, лишившиеся
родительского попечения по социальным причинам. В 2014 году выявлено 466 детей, оставшихся без
попечения родителей, по различным причинам на семейные формы устройства
передано 450 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2013 год
– 390, 2012 год – 318). Процент семейного устройства составил 96,6 % и превысил
показатель 2013 года на 11,3 % (85,3 %). На 1
января 2015 года в региональном банке данных о детях, оставшихся без
попечения родителей, состояло 672 ребенка из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2014 года – 771 ребенок, в 2013
году – 864 ребенка. По сравнению с 2013 годом региональный банк данных
сократился на 12,8 %. Данный показатель свидетельствует о систематической
положительной работе органов опеки и попечительства по подбору семей детям,
находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. Во многом на эти положительные
результаты повлияла и система материальной поддержки семей, принимающих детей
на воспитание. Анализ положения семей, проживающих на
территории Брянской области, выявил следующие основные проблемы
функционирования семьи: социально-экономические: наличие трудностей в адаптации семей с
детьми к современным экономическим условиям, порождающим социальное неравенство
и напряженность в обществе; значительное число семей, нуждающихся
в улучшении жилищных условий; низкий уровень комфортности проживания
семей в сельской местности; демографические: низкая рождаемость, не обеспечивающая
воспроизводство населения; низкая доля детей и молодежи в
демографической структуре населения; трансформация брачного поведения,
более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака; трансформация репродуктивного
поведения, откладывание рождения первого ребенка; социально-педагогические: снижение ценности семенного образа
жизни, ослабление потребности в детях, распространенность разводов, внебрачных
рождений; значительное число детей, оставшихся
без попечения родителей вследствие лишения или ограничения их родителей в
родительских правах; распространение семейных конфликтов; низкий уровень правовой культуры
семьи; медико-социальные: недостаточный уровень ответственности
многих родителей за свое здоровье и здоровье детей; значительное число семей, нуждающихся
в государственной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией. III. Цели, принципы, задачи и основные направления семейной политики в Брянской области Целями семейной политики в Брянской
области являются укрепление института семьи, возрождение и сохранение
духовно-нравственных традиций, семейных отношений, пропаганда социальных и
экономических основ семьи и семейных ценностей, создание необходимых условий
для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение
прав членов семьи в процессе ее общественного развития. В проведении семейной политики
предусматривается активная роль семьи в своем жизнеобеспечении, обучении,
воспитании и развитии детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о
пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия. Меры, предусмотренные Концепцией,
определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семьи – рождением,
воспитанием, содержанием и социализацией детей, участием в экономической
деятельности государства, сохранением физического, психологического и
эмоционального здоровья ее членов, а также духовным развитием членов семьи и
всего общества, сохранением и укреплением традиционных семейных ценностей. Эти
меры распространяются на все семьи независимо от их состава,
социально-экономического положения и социального статуса. К традиционным
семейным ценностям, провозглашаемым Концепцией, относятся ценности брака,
понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной
регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях
создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на
заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся
добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным
стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению. В основу семейной политики в Брянской
области положены следующие принципы: признание семьи как основной и
естественной среды для роста и благополучия всех её членов и особенно детей; самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни; равенство семей и всех их членов в
праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места
жительства и религиозных убеждений; презумпция добросовестности родителей
в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства
в семье и обществе; ответственность каждой семьи за
безопасность, воспитание, образование и развитие личности ребенка (детей) и за
сохранение его здоровья; партнерство семьи и государства, а
также сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными
организациями и предпринимателями; дифференцированный подход к оказанию
государственной поддержки семье в зависимости от характера проблемы и уровня ресурсов
семьи; единство принципов и целей семейной
политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; обеспечение доступности адресной,
своевременной и эффективной помощи для нуждающихся в ней семей, в особенности
отнесенных к группам социального риска, а также равного доступа к социальным
услугам для всех семей. Основными задачами семейной политики в
Брянской области являются: развитие экономической
самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения своей
социальной функции; развитие системы региональной
поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; создание механизмов поддержки семей,
нуждающихся в улучшении жилищных условий; создание условий для обеспечения
здоровья членов семей; повышение ценности семейного образа
жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и
семейном воспитании; содействие в реализации
воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи; обеспечение социальной защиты семей и
детей, нуждающихся в особой заботе государства; профилактика семейного неблагополучия,
детской безнадзорности и беспризорности; повышение эффективности системы
социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу
гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Решение задачи по развитию
экономической самостоятельности семьи и созданию условий для самостоятельного
решения ею своей социальной функции включает в себя: оказание содействия в трудоустройстве,
в том числе на условиях неполной занятости, развитие дистанционных и надомных
форм занятости для одиноких, многодетных родителей, родителей, воспитывающих
детей-инвалидов, усыновителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и граждан, взявших детей на воспитание в семью, а также для членов
семьи старше трудоспособного возраста; развитие индивидуального
предпринимательства родителей, а также поддержку предпринимательской
деятельности многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов; проведение мониторинга востребованности государственных услуг в сфере занятости
населения среди женщин, имеющих несовершеннолетних детей; организация профессионального обучения
и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по
уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; развитие и реализацию программ
временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет в свободное от учебы время; обеспечение доступности дошкольного образования; развитие вариативных форм временного
присмотра и ухода за детьми, в том числе с использованием механизмов
государственно-частного партнерства; использование семьями сети
многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных
услуг при реализации своих прав и потребностей. Решение задачи по развитию системы
региональной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей,
включает в себя: ежегодный мониторинг доходов и уровня
жизни семей; совершенствование механизма предоставления денежных выплат и компенсаций семьям с
детьми, в том числе замещающим семьям, путем совершенствования регионального
законодательства; совершенствование механизмов
использования средств областного материнского (семейного) капитала; создание условий для организации
полноценного питания детей до трех лет и школьного возраста из нуждающихся
малоимущих, многодетных семей; развитие
системы предоставления социальных услуг семьям с детьми; развитие государственной социальной
помощи семьям, предоставляемой на основании социального контракта; создание условий для доступности
общественного транспорта для отдельных категорий семей. Решение задачи по созданию механизмов
поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включает в себя: оказание государственной поддержки гражданам, проживающим на территории Брянской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования; улучшение жилищных условий многодетных семей; оказание государственной поддержки молодым
семьям Брянской области в приобретении (строительстве) жилья; развитие системы доступного арендного
и социального жилья для многодетных и молодых семей; создание условий для увеличения
количества семей, приобретающих жилье экономического класса; предоставление многодетным семьям
земельных участков; улучшение жилищных условий семей, проживающих в сельской местности; обеспечение лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по достижению ими
возраста 23 лет, жилыми помещениями, а также проведение мероприятий по
обеспечению сохранности закрепленных за детьми помещений. Решение задачи по созданию условий для
обеспечения здоровья членов семей включает в себя: проведение профилактической работы по
сохранению репродуктивного здоровья среди несовершеннолетних и молодежи; проведение
просветительской кампании для родителей по организации здорового питания
школьников; расширение спектра
медицинских услуг по лечению бесплодия, включая вспомогательные репродуктивные
технологии; развитие сестринского патронажа для женщин и новорожденных после выписки из акушерского стационара; повышение уровня репродуктивной грамотности
населения и активизация информационной работы по формированию здорового образа
жизни семей с детьми; расширение спектра
услуг, в том числе психологических, ориентированных на профилактику абортов и
сохранение беременностей, при медицинских организациях, оказывающих медицинскую
помощь в сфере акушерства и гинекологии; создание условий для
развития доступной инфраструктуры для организации семейного отдыха и туризма,
оздоровления детей и молодежи, занятий физической культурой и спортом; вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, в том числе в мероприятия по выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»; создание условий для внедрения
инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу
образовательных организаций; обеспечение отдыха детей и их оздоровления,
развитие форм отдыха и оздоровления детей, направленных на формирование
здорового образа жизни. Решение задачи по повышению ценности
семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных
отношениях и семейном воспитании включает в себя: развитие семейных традиций,
направленных на укрепление семейной идентичности и сплоченности, сохранение и
поддержание взаимосвязи и преемственности между поколениями в семье; проведение в средствах массовой
информации на постоянной основе целенаправленной пропаганды в поддержку
традиционных ценностей семьи и брака, морали и нравственности; проведение информационной кампании по
повышению общественного престижа семейного образа жизни, многодетности и многопоколенной семьи путем создания специальных телевизионных
передач и радиопередач, ток-шоу, газетных и журнальных рубрик, иных
информационных проектов, популяризирующих традиционные семейные ценности и
способствующих формированию позитивного отношения к браку, родительству,
достойному отношению к старшему поколению и родному дому; пропаганду ответственного отцовства,
материнства и формирование позитивного образа отца и матери; расширение возможностей для
самореализации и улучшения качества жизни пожилых членов семьи посредством
просвещения и вовлечения в жизнь общества; разработку и реализацию дополнительных
образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным
отношениям на основе традиционных семейных ценностей, конструктивному
разрешению конфликтных и трудных жизненных ситуаций, формированию
ответственного отношения молодежи к браку и семье, старшему поколению,
репродуктивному здоровью и поведению; поддержку
некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, связанную с
пропагандой традиционных семейных ценностей, их сохранением и восстановлением,
а также семейных клубов и родительских объединений, имеющих различную целевую
направленность (семейный досуг, образование, взаимопомощь, продвижение
гражданских инициатив и др.); повышение статуса замещающих семей путем пропаганды
семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; информирование граждан о механизмах государственной поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение современных программ
гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения; развитие мер стимулирования полных
благополучных семей через организацию различных форм поощрения, основанных на
государственно-общественном, государственно-частном партнерстве (награждение
знаками, премиями, стипендиями и др.); проведение региональных семейных праздников и
мероприятий. Решение задачи по содействию в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи включает в себя: повышение педагогической культуры родителей,
в том числе путем поддержки деятельности родительских советов и семейных
клубов, имеющих различную целевую направленность; обеспечение доступности для семей c детьми услуг, направленных на решение
проблем семейной жизни и детско-родительских отношений,
социально-педагогической поддержки семьи; реализацию дополнительных
образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного
отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и
воспитание детей; осуществление социальной,
экономической и психологической поддержки молодых родителей; обеспечение преимущественно семейного
жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
обеспечение комплексной и системной поддержки замещающих семей, формирование
соответствующего общественного мнения, привлечение к этой деятельности
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; сопровождение семей, взявших на
воспитание ребенка (детей), посредством оказания им консультативной, психологической,
педагогической, юридической, социальной и иной помощи; улучшение качества подготовки
потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из
замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; развитие услуг, направленных на
включение в культурную жизнь и творческую деятельность лиц со сниженными
жизненными ресурсами; развитие региональной базы
культурно-познавательных программ, реализация семейных
экскурсионно-образовательных и музейных программ с целью полноценной реализации
воспитательной функции семьи. Решение задачи по обеспечению
социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства,
включает в себя: совершенствование системы реабилитации и оказания
комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья,
детям-инвалидам и их семьям; развитие службы сопровождения семей,
воспитывающих детей-инвалидов, в том числе сопровождения семей с детьми раннего
возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, приводящие к инвалидности; проведение информационно-просветительских
мероприятий по организации системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и
сопровождение семей с детьми-инвалидами; развитие специализированных
центров для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их
семей, предоставляющих различного вида услуги; обучение членов семей,
воспитывающих детей-инвалидов, методикам реабилитации на базе учреждений
социального обслуживания населения, обучение детей-инвалидов адаптивной
физической культуре; создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, для
обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных
технологий; обеспечение санаторно-курортным
лечением детей с хронической патологией, находящихся под
диспансерным наблюдением, детей-инвалидов, в том
числе в сопровождении одного из родителей (законного представителя); реализацию проектов государственно-частного партнерства и развитие
волонтерского движения с целью оказания услуг семьям с детьми-инвалидами; оптимизацию сети организаций для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение правовой и финансовой грамотности воспитанников
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реализацию программ подготовки воспитанников организаций для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной
жизни по окончании пребывания в данных организациях; развитие системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с использованием интернет-ресурсов; развитие
сети служб сопровождения опекунов (попечителей) на базе организаций для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; организацию и проведение массовых мероприятий
для детей, нуждающихся в особой заботе государства. Решение задачи по профилактике
семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности включает в
себя: установление единого порядка отнесения
семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в
проведении в отношении них профилактической работы, а также порядка проведения
профилактической работы с такими семьями; предоставление комплекса социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения для несовершеннолетних и семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности; содействие в предоставлении социального
сопровождения родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей
специалистами в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №
442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; совершенствование программ и расширение
спектра услуг по оказанию помощи родителям, лишённым родительских прав
(ограниченным в родительских правах), но желающим восстановиться в родительских
правах, на базе служб сопровождения опекунов (попечителей) муниципальных
районов и городских округов области; совершенствование работы в государственных
медицинских организациях по профилактике отказов от новорожденных детей; создание инфраструктуры для детей,
обеспечивающей предоставление различного вида услуг им и семьям, в которых они
воспитываются; мониторинг по
проблемам защиты прав несовершеннолетних в Брянской области; разработку и внедрение комплексной межведомственной модели профилактики
семейного неблагополучия и социального сиротства, жестокого обращения с детьми; создание условий для проведения лечения
родителей (иных законных представителей) несовершеннолетних детей и созависимых членов семьи
от алкогольной зависимости; совершенствование форм и методов оказания
правовой и психологической помощи несовершеннолетним и родителям (иным законным
представителям) несовершеннолетних детей; разработку и реализацию эффективных методик
формирования законопослушного поведения несовершеннолетних; внедрение в профессиональную деятельность
специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних инновационных методов работы с семьей
(технологии медиации, социальный патронат и др.); создание службы для
оказания помощи ребенку и семье, оказавшимся в ситуации насилия, кризиса, предсуицидального и суицидального поведения, а также для сопровождения детей, участвующих в
следственных действиях; развитие форм досуга, спорта, туризма
и дополнительного образования, специально ориентированных на интеграцию детей
групп риска и детей, находящихся в социально опасном положении; поддержку негосударственных
организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных
услуг семьям с детьми и детям. Решение задачи по повышению
эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми,
вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного
судопроизводства, включает в себя: реализацию комплекса мер по восстановлению правового статуса осужденного
несовершеннолетнего по окончании отбывания наказания (оказание помощи в
получении регистрации, паспорта и других документов, удостоверяющих факты,
имеющие юридическое значение, в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением,
а также содействие в получении установленных законодательством Российской
Федерации льгот и преимуществ, социальных выплат, полиса обязательного
медицинского страхования); обеспечение образовательного статуса
осужденного несовершеннолетнего (социально-педагогическая диагностика и
обследование личности, социально-педагогическое консультирование, содействие в
повышении общего образовательного уровня, обучение правовым основам с целью
обеспечения гражданской компетентности, содействие в получении среднего
профессионального и высшего образования). IV. Механизмы и ресурсы реализации Концепции Механизмами
реализации Концепции являются: нормативно-правовое обеспечение; организационно-управленческое обеспечение; кадровое
обеспечение; информационное обеспечение. Нормативно-правовое обеспечение включает в себя: совершенствование законодательства Брянской
области в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства; совершенствование программно-целевого метода
формирования и осуществления семейной политики; разграничение полномочий и ответственности
между исполнительными органами государственной власти, а также уточнение компетенции органов местного самоуправления муниципальных
образований области по вопросам реализации семейной политики; определение приоритетных направлений
в реализации семейной политики исходя из социально-экономического развития
области; правовое регулирование предоставления
различного вида услуг семьям; обеспечение правовых условий для деятельности
социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих
деятельность в сфере семейной политики; повышение правовой грамотности и культуры
родителей (иных законных представителей) детей. Организационно-управленческое обеспечение включает в себя: организационное обеспечение совершенствования деятельности исполнительных органов
государственной власти области по решению задач региональной семейной
политики; совершенствование системы управления и
координации государственных и муниципальных органов при реализации семейной
политики; определение и разграничение полномочий
государственных и муниципальных органов в сфере реализации прав и законных
интересов семьи; совершенствование системы работы
исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере
семейной политики; разработку схемы взаимодействия
исполнительной органов государственной власти области, некоммерческих
организаций и общества для реализации Концепции; создание условий для участия семей в решении
вопросов, затрагивающих их права и интересы. Кадровое обеспечение включает в себя: сохранение и развитие кадрового потенциала
специалистов, работающих с семьей; создание системы непрерывного переобучения,
повышения квалификации на основе обновленных квалификационных требований и
стандартов деятельности специалистов,
работающих с семьей; создание
банка программ, методов и технологий профессиональной деятельности
специалистов, работающих с разными типами семей; создание механизма стимулирования работников органов и организаций,
работающих с семьей, поэтапный рост
оплаты их труда; формирование организационной культуры служб,
учреждений, организаций, способствующей достижению высоких стандартов качества
и эффективности деятельности специалистов, принимающих участие в реализации
Концепции, в том числе через разработку и внедрение этического кодекса для
специалистов, работающих с семьей; внедрение системы мониторинга общественного
мнения, мнения потребителей услуг, независимой экспертизы. Информационное
обеспечение включает в себя: доведение до широких кругов общественности
полной и точной информации о позициях органов исполнительной власти области по
основным проблемам семейной политики, об инициативах и действиях, о процессах и
планах развития семейной политики; формирование и
совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и
негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации,
журналистов, освещающих вопросы реализации региональной семейной политики, включая поддержку проектов, направленных на
реализацию целей и задач Концепции; распространение рекламной и промышленной
продукции, производство и размещение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной
видеопродукции, поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных
и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных
на реализацию целей и задач семейной политики; размещение информации о проводимых
мероприятиях на сайтах исполнительных органов государственной власти области и
учреждений, занимающихся реализацией Концепции, публикации в газетах, проведение
обзоров на радио и телевидении; выступление в средствах массовой информации
представителей институтов гражданского общества, общественных организаций по
актуальным вопросам, связанным с реализацией региональной семейной политики; проведение мероприятий, направленных на
пропаганду семейных ценностей. Ресурсами для успешной реализации Концепции являются: развитая инфраструктура организаций –
субъектов семейной политики; материально-техническое и финансовое
обеспечение реализации мероприятий Концепции. Для
обеспечения реализации Концепции, улучшения материально-технического
обеспечения органов и организаций – субъектов семейной политики планируется в
приоритетном порядке учитывать интересы семейной политики при формировании
областного бюджета и бюджетов всех уровней, планируется концентрация финансовых
и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений
Концепции через разработку программ по отдельным направлениям Концепции,
привлечение внебюджетных средств. Принципиальное значение для успешной реализации
Концепции имеют новые методологические основы семейной политики, обосновывающие
поддержку и укрепление, восстановление и развитие ресурсного потенциала разных
типов семей, обеспечение их нормального функционирования в обществе, выполнение
широкого спектра значимых функций, адекватную адаптацию к изменяющимся
социально-экономическим условиям. V. Этапы реализации Концепции Реализация Концепции будет осуществляться в два этапа.
Правительством Брянской области разрабатываются и утверждаются планы
мероприятий по реализации Концепции на период 2015 – 2018 годов и период 2019 –
2025 годов, включающие в себя комплекс мероприятий, направленных на реализацию
основных задач региональной семейной политики. На первом этапе (2015 – 2018 годы) предусматривается
совершенствование правовых актов, направленных на реализацию положений
Концепции; совершенствование организационного-управленческого,
кадрового, информационного обеспечения реализации Концепции, система
мониторинга хода реализации Концепции. На данном этапе определяются и реализуются
первоочередные мероприятия в сфере семейной политики. При необходимости
разрабатываются и внедряются новые программы, мероприятия, социальные услуги. В
2018 году проводится промежуточная оценка реализации Концепции и корректировка
целей, задач, ожидаемых результатов. В результате реализации
мероприятий первого этапа реализации Концепции предполагается: создать условия для уменьшения числа
малоимущих семей с несовершеннолетними детьми; повысить доступность дошкольного
образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет; повысить профилактическую
направленность и адресность предоставления социальных
услуг; снизить в результате профилактических
мероприятий число детей, родители которых лишены родительских прав или
ограничены в родительских правах, и число детей, имеющих родителей (одного
родителя) и постоянно проживающих в организациях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; создать условия для развития форм
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
воспитание в семьи российских граждан в случае невозможности их возвращения к
кровным родителям; создать условия воспитания детей в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
приближенные к семейным. На втором этапе реализации Концепции
(2019 – 2025 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по обеспечению
семейного благополучия. Основной акцент будет сделан на улучшение положения
семей, развитие инфраструктуры оказания услуг, организацию дополнительного
образования детей и взрослых, семейного отдыха, оздоровления и досуга. Эффективность и степень достижения ожидаемых
результатов будет оцениваться на основе результатов постоянного мониторинга
реализации мероприятий семейной политики в Брянской области. VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции Итогом реализации Концепции станет
сформированная к 2025 году система мер, направленных на создание условий для
удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости,
роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении престижа
брака и семейного образа жизни. В соответствии с задачами Концепции
предполагается достижение следующих результатов: уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в Брянской области; сокращение числа неработающих
родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем
числе трудоустроенных граждан; увеличение численности детей в
возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и
уходу; повышение качества и уровня жизни семей с детьми; увеличение доли семей, улучшивших жилищные
условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных
условий; увеличение
числа организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение
досуга; снижение числа возвратов
детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; снижение доли детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского
населения; увеличение доли детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан
Российской Федерации; сокращение доли семей, находящихся в социально опасном положении, в
общем числе семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории
области; уменьшение числа отказов от новорожденных в
государственных медицинских организациях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|