Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13.11.2012 N 617 г.Барнаул Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы В целях реализации основных базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права направлений и задач государственной политики в интересах детей постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Алтайского края от 13.11.2012 N 617 СТРАТЕГИЯ действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы I. Введение Сохранение и укрепление здоровья детей, их физическое развитие, формирование культуры здорового образа жизни являются приоритетными направлениями государственной политики. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнута необходимость разработки государственной политики в области детства. Поставлены конкретные задачи повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышения квалификации их сотрудников. Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. В Алтайском крае уделяется большое внимание обеспечению благополучного и защищенного детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в долгосрочных и ведомственных целевых программах "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы, "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2011 - 2013 гг., "Здоровое поколение" на 2011 - 2013 гг., "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" на 2009 - 2013 гг., "Вакцинопрофилактика" на 2012 - 2014 гг., "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы, в краевой программе "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 гг. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование". В рамках данных проектов в Алтайском крае осуществлена реконструкция и оснащение новейшим оборудованием школьных столовых, ежегодно проводится диспансеризация детей первого года жизни, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения и образования. Укрепился кадровый потенциал этих отраслей. Существенно обновился парк автомобилей скорой медицинской помощи, школьных автобусов. В 2011 году в крае учреждена должность Уполномоченного при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка. Для повышения эффективности реализации семейной политики создан краевой Общественный совет по развитию замещающего семейного устройства в Алтайском крае. С того же года регион принимает участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, в рамках которой проводится информирование о едином номере телефона доверия, участвует в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 -2015 годы. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Доля детей, рожденных здоровыми, за последние три года составляет 50%, число абсолютно здоровых детей (имеющих первую группу здоровья) - 20%, а среди городских детей этот показатель - около 10%. По данным органов внутренних дел Алтайского края, за 2011 год в отношении несовершеннолетних совершено 1443 преступления, включая 515 преступлений против их жизни и здоровья. На 1 января 2012 года количество детей, находящихся в социально опасном положении, составило 9700 человек (на 1 января 2010 года - 13016 человек, на 1 января 2011 года - 11586 человек). Доля безнадзорных детей в общей численности детского населения Алтайского края в 2011 году - 2,15% (в 2009 г. - 2,83%, в 2010 г. - 2,57%). Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения. Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "Интернет"). Значительное число сайтов, посвященных суициду, доступно подросткам в любое время. Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства и возникающие новые вызовы настоятельно требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. II. Основные проблемы в сфере детства Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно. III. Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства 1. Краткий анализ ситуации В Алтайском крае благодаря комплексу мер по поддержке семейного жизнеустройства детей на 20,6% сократилось число детей, лишенных родительского попечения: с 2073 человек в 2009 году до 1646 человек в 2011 году. За 1 полугодие 2012 года выявлено 784 ребенка, оставшихся без попечения родителей (845 детей - за аналогичный период прошлого года). В крае формируется институт приёмных семей: в 2009 году 343 семьи взяли на воспитание 639 детей, по состоянию на 01.07.2012 приемных семей, в которых воспитываются 1190 детей, стало 614. Растет также число детей, усыновленных российскими гражданами: в 2009 году усыновлено 234 ребенка, в 2011 году - 279 детей. Организована работа по пропаганде семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работают постоянно действующие фотовыставки "Я ищу маму". На телевидении (филиал ВГТРК ГТРК "Алтай") идет программа "Я пришел на эту землю", где транслируются ролики с участием детей, оставшихся без попечения родителей. На сайте управления обновляется страница "Счастливое детство - в семье!" ('). Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 02.09.2011 N 3149 утверждено Положение об организации сопровождения замещающего семейного устройства в Алтайском крае. В 2011 году в центры психолого-медико-социального сопровождения обратились более 2400 человек, что на 26,6% больше, чем в 2010 году. Психолого-медико-педагогическое сопровождение оказано более чем 1900 детям, воспитывающимся в замещающих семьях. С целью улучшения качества подготовки потенциальных замещающих родителей к приему детей в семьи, для исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, обеспечения доступности данной услуги населению организована работа по передаче указанных полномочий органов опеки и попечительства различным организациям. Работа проведена в 30 муниципальных образованиях края. Сайт краевого государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс" () содержит информацию, необходимую при предоставлении замещающим семьям комплексной помощи и поддержки. В 2011 году по сравнению с 2010 годом количество пользователей сайта увеличилось в 20 раз. Приняты меры по повышению престижа и по поддержке замещающих семей. Проводится конкурс на соискание гранта Губернатора Алтайского края, который предоставляется опекунам (попечителям), приемным родителям, чьи дети достигли особых успехов в учебе, творчестве, спорте, а также активно участвовали в общественной жизни, краевой конкурс на лучшую приемную семью. На территории Алтайского края функционирует 33 детских дома, в них воспитываются 1260 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние три года в семьи граждан передано 448 воспитанников детских домов, в том числе 73 (16%) - в кровные. Количественный состав воспитанников детских домов уменьшился на 15%. Сократилось на 7 учреждений с 2009 года и количество детских домов края: один реорганизован в краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи, "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс", в здании других открыты дошкольные образовательные учреждения. Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2011 N 350 утверждена краевая программа "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы. В целях оказания информационно-просветительской и консультативной помощи выпускникам интернатных учреждений края работает телефон "горячей линии" (36-63-97), посвященный вопросам защиты прав и законных интересов воспитанников и выпускников интернатных учреждений. Открыта страница "Вместе в будущее" на сайте КГБОУ "Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения "Семья плюс". Создана краевая информационная база данных выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой содержатся сведения о 1076 выпускниках 2008 - 2011 годов. В целях реализации закона Алтайского края от 28.12.2009 N 115-ЗС "О патронатном сопровождении в Алтайском крае" проводится работа по организации постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений. За I полугодие 2012 года со 104 воспитателями заключены договоры о постинтернатном патронате. Указанной формой социальной помощи охвачено 252 выпускника детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Проведена работа по привлечению попечительских советов интернатных учреждений к социализации выпускников детских домов. В детских домах и специальных (коррекционных) школах-интернатах открываются социальные гостиницы для приема выпускников с целью обеспечения их временного проживания (до одного года). Организовано взаимодействие с общественными организациями по развитию замещающего семейного устройства, решению вопросов социализации выпускников интернатных учреждений. В крае существует также сеть учреждений социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, представленная 4 реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями, 2 домами-интернатами для умственно отсталых детей, 37 отделениями социальной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в территориальных центрах социальной помощи семье и детям. В Алтайском крае реализуются различные варианты обеспечения образовательными услугами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Их обучение осуществляется в группах компенсирующей и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, специальных (коррекционных) классах и общеобразовательных классах школ, не являющихся коррекционными, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах- интернатах. В крае работают 32 психолого-медико-педагогические комиссии. Родителям (законным представителям), воспитывающим и обучающим 928 детей-инвалидов дошкольного возраста на дому самостоятельно, выплачивается соответствующая компенсация за счет средств краевого бюджета (постановление Администрации Алтайского края от 27.07.2009 N 336 "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Алтайском крае"). В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Алтайском крае" на 2011-2015 годы проводится конкурс на предоставление грантов на реализацию программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста. Общая сумма денежных средств, выделенных из краевого бюджета на эти цели в 2012 году, составила 400,0 тыс. руб. В 2011 году по сравнению с 2010 годом на 5,2% увеличилось число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных услугами дошкольного образования в различных формах. Например, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы в Алтайском крае реализуется проект дистанционного образования детей-инвалидов. С 2011 года край участвует в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. В прошедшем году 58 специалистов базовых образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических комиссий прошли курсы повышения квалификации, в программу которых был включен модуль, посвященный организации интегрированного обучения детей- инвалидов. В Алтайском крае функционирует 30 специальных (коррекционных) школ-интернатов и 2 специальные (коррекционные) школы, в которых обучается около 3900 детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии. Продолжается работа по открытию классов для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложной структурой дефекта при специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида, что позволило за последние три года на 20% увеличить контингент этих детей, а также уменьшить число детей, ранее не охваченных услугами образовательных учреждений по состоянию здоровья. В крае работают консультационные пункты, сайты специальных (коррекционных) учреждений, оказывающих методическую помощь родителям детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогам не являющихся коррекционными общеобразовательных школ, занимающимся обучением и воспитанием детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Важным аспектом является организация работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Им обеспечено предоставление услуг в рамках специально разработанных 16 программ активной поддержки родителей. За 2009 - 2011 гг. данными программами охвачено 3753 родителя. Кроме того, такие родители имеют возможность получить консультацию специалистов по вопросам развития и воспитания ребенка на интернет-сайте "Растем и развиваемся вместе" (). С целью обеспечения доступности социально-консультативной помощи семьям с детьми раннего возраста организованы выездные формы работы. В 2012 году Общественным советом по развитию образования в Алтайском крае при Главном управлении образования и молодежной политики Алтайского края создана секция общественных организаций родителей детей-инвалидов. 2. Основные задачи Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Продолжение работы по формированию системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования всех уровней, полноценное участие в общественной жизни, охрану здоровья и реабилитацию, профессиональную подготовку, доступную среду. Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации деятельности в сфере социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Совершенствование системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Популяризация идеи содействия социальной интеграции детей- инвалидов и их семей, формирование отношения к детям-инвалидам как к равным членам общества. 3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи. Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей, обеспечение географической доступности предоставляемой услуги в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа, применение психологического тестирования. Создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов в период адаптации и на последующих этапах функционирования замещающей семьи, с особым вниманием к семьям, воспитывающим подопечных подросткового возраста. Перепрофилирование учреждений интернатного типа в центры психолого-медико-социального сопровождения, дошкольные образовательные учреждения. Продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, предоставления в них условий, приближенных к семейным, создания новых современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций. Разработка и внедрение программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них. Внедрение технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве. Внедрение правовых механизмов общественного контроля за обеспечением прав детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах. Продолжение создания и развития региональной системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере образования; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах. Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом. Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих абилитационную и реабилитационную помощь детям-инвалидам и членам их семей. Развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, а также семей с детьми-инвалидами. Создание условий для личностной самореализации детей-инвалидов и членов их семей. Научно-методическое обеспечение процесса социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленной на их социализацию и интеграцию в общество. Обеспечение условий для выявления и развития творческого потенциала детей-инвалидов, проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания населения. Внедрение в практику работы учреждений стационарного социального обслуживания здоровьесберегающих технологий. С целью реализации указанных мер в Алтайском крае действуют ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы и краевая программа "Доступная среда" на 2012-2015 годы. 5. Меры, направленные на улучшение положения детей-инвалидов, находящихся на стационарном социальном обслуживании Обеспечение развития способностей каждого обслуживаемого ребенка, соответствующих его склонностям и жизненным планам. Обеспечение реализации гарантий доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки. Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в учреждениях стационарного социального обслуживания. Оказание государственной поддержки в разработке и реализации комплексных межотраслевых программ, организации спортивно-досуговых мероприятий для детей. Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей. Формирование у детей основ компьютерной грамотности. Повышение гибкости и многообразия форм образовательных услуг для детей-инвалидов. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ с учетом психического и физического здоровья детей-инвалидов. Реализация права детей на получение всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения. Повышение ответственности медицинского персонала стационарных учреждений социального обслуживания за некачественное оказание медицинской помощи детям. Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для детей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в соответствии с их потребностями и возможностями, с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурноспортивных технологий в работу таких учреждений. 6. Ожидаемые результаты Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90%. Снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 17 лет до 2,28%. Снижение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, до 10%. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления услуг психолого-медико-социального сопровождения семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям. Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20%. Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (оценка по данным социологических опросов). Увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов на 25,4%. Увеличение удельного веса детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья на 36,3% (1710 чел.). Увеличение удельного веса детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов на 11% (1090 чел.). Увеличение удельного веса детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов на 12% (1134 чел.). Увеличение удельного веса семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и др.) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами на 0,8% (60 чел.). Увеличение количества волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, на 120 человек. Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ с учетом психического и физического здоровья детей-инвалидов. Создание системы социальной защиты детей-инвалидов от противоправного контента. IV. Профилактика жестокого обращения с детьми, социальная реабилитация детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей в Алтайском крае 1. Краткий анализ ситуации Одним из основных приоритетов социальной политики в Алтайском крае является реализация права ребенка на защиту от жестокого обращения и насилия и формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия в отношении детей. Ежегодно увеличивается количество преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (131 - 135 ст. УК Российской Федерации). Так, в 2009 году было зафиксировано 89 фактов, в 2010 году - 115 фактов. В 2011 году в 123 случаях возбуждены уголовные дела по данной статье. Проблема жестокого обращения с детьми является одной из ключевых в нашем обществе. Она выступает первопричиной многих негативных социальных явлений, таких как безнадзорность, социальное сиротство, преступность несовершеннолетних, в значительной мере определяет высокий уровень детской смертности от внешних причин, детских суицидов. 2. Основные задачи Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации деятельности в сфере профилактики жестокого обращения с детьми, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей. Создание условий, обеспечивающих своевременное (раннее) выявление случаев жестокого обращения с детьми и беспрепятственный доступ детей и членов их семей к социальным услугам. Развитие системы услуг по профилактике жестокого обращения с детьми, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих услуги в сфере профилактики жестокого обращения, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей. Научно-методическое сопровождение мероприятий в сфере профилактики жестокого обращения с детьми, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей. Введение запрета на распространение в СМИ информации о несовершеннолетних, ставшими жертвами насилия. 3. Меры, направленные на профилактику жестокого обращения с детьми Создание системы служб помощи детям, пострадавшим от насилия и преступных посягательств, и поддержки таких детей. Открытие социальных объектов для женщин с детьми, находящихся в ситуации домашнего насилия, с целью оказания им поддержки и сохранения здоровья матери и ребенка в ситуации, представляющей угрозу для их жизни. Научно-методическое сопровождение мероприятий в сфере профилактики жестокого обращения с детьми, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия, преступных посягательств, и их семей, создающее условия для поэтапного обобщения индивидуального опыта специалистов, включенных в систему, с целью повышения эффективности реализуемых технологий. Информирование отдельных категорий населения об услугах в сфере профилактики жестокого обращения с детьми, социальной реабилитации детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей. Определение в системе здравоохранения, образования и социального обслуживания перечня организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей. Создание условий для предоставления несовершеннолетнему потерпевшему бесплатной юридической помощи на основании обращения следователя (дознавателя) в орган опеки и попечительства. Создание в сфере защиты, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних региональной системы мониторинга. 4. Ожидаемые результаты Снижение численности детей, изъятых из семей вследствие возникновения непосредственной угрозы их жизни или здоровью, на 45%. Снижение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, на 46%. Снижение численности несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств, на 200 человек (17%). Снижение численности несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления против жизни и здоровья, на 90 человек (26%). Снижение численности несовершеннолетних, в отношении которых совершены преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, на 45 человек (38%). Снижение численности несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений и антиобщественные действия, на 6 чел. (43). Снижение численности несовершеннолетних, в отношении которых родители не исполняют обязанностей по воспитанию, на 19 чел. (48,7%). V. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в Алтайском крае 1. Краткий анализ ситуации В последние три года в крае наблюдается тенденция к сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними: с 2170 в 2009 году до 1490 в 2011 году. Наблюдается снижение числа осужденных к условной мере наказания подростков, совершивших повторные преступления, в общем количестве лиц, совершивших преступления. В 2009 году их удельный вес составил 4%, в 2011 году - 3%. Анализ результатов реализации в 2009 - 2011 годах краевой целевой программы "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае "Все в твоих руках!" на 2009 - 2011 годы, направленной на создание в крае межведомственной системы социализации и реабилитации несовершеннолетних, совершивших преступление или правонарушение, показал следующее: снизилась степень опасности преступлений, совершаемых несовершеннолетними; повысился уровень социальной компетенции несовершеннолетних правонарушителей; увеличилась степень включенности родителей и ближайшего окружения в процесс их социальной реабилитации. Статистические данные, получаемые в ходе мониторинга, свидетельствуют о том, что увеличивается число находящихся в конфликте с законом несовершеннолетних, пользующихся услугами учреждений социального обслуживания (в 2009 г. - 435 чел, в 2011 г. - 1038 чел.); количество социальных услуг, оказываемых несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом, и их семьям (в 2009 г. - 595 услуг, в 2011 г. - 7953 услуги). Сопоставление приведенных статистических данных говорит о снижении в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах уровня преступности несовершеннолетних, в том числе за счет улучшения качества работы учреждений социального обслуживания населения. Однако до сих существует проблема вхождения освободившегося в новую микросреду - семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение - и рецидива преступлений, совершенных несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, а также осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. 2. Основные задачи Реализация межведомственного подхода к профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, их социальному сопровождению на основе модели комплексного сетевого взаимодействия. Обеспечение согласованных действий субъектов системы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, включенных в процесс их социального сопровождения. Обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Расширение спектра услуг для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с целью их вовлечения в социально-реабилитационные программы. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, их социализации и реабилитации. Научно-методическое обеспечение процесса профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, их социализации и реабилитации. Информационное сопровождение процесса профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних, их социализации и реабилитации. 3. Меры, направленные на профилактику преступности и правонарушений несовершеннолетних Апробация и внедрение в муниципальных образованиях края системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, их социализации и реабилитации на основе модели комплексного сетевого межведомственного взаимодействия. Проведение мониторинга эффективности комплексного сетевого взаимодействия по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, эффективности организации социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, качества социальных услуг для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Обеспечение согласованных действий субъектов системы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, включенных в процесс их социального сопровождения. Расширение спектра услуг для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с целью их вовлечения в социально-реабилитационные программы, обеспечение их трудовой занятости. Совершенствование индивидуального сопровождения несовершеннолетних, условно осужденных и освободившихся из мест лишения свободы. Создание служб примирения, содействующих разрешению конфликтов среди несовершеннолетних, а также в семьях с детьми, путем реализации восстановительных технологий и иных современных методов урегулирования отношений. Взаимодействие судов, правоохранительных органов, следствия со специалистами по восстановительным технологиям (медиаторами, психологами, социальными педагогами). До- и послесудебное сопровождение несовершеннолетних социальным адвокатом, дружественным ребенку. Использование восстановительных технологий, в том числе медиации, в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав как методов воздействия, не связанных с наказанием. Создание условий для научно-методических разработок и сопровождения внедрения новых методик реагирования на конфликтные ситуации, реализующих на практике восстановительные технологии и программы примирения, проведение обучения сотрудников заинтересованных ведомств. Организация общесоциальных профилактических мероприятий, направленных на нейтрализацию причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению детьми и в отношении детей преступлений и правонарушений. 4. Ожидаемые результаты Расширение практики применения в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребёнка, технологий восстановительного подхода. Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам. Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, на 12%. Снижение численности несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, на 12%. Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступления или принявших в них участие, в общей численности несовершеннолетних на 0,03%). Снижение удельного веса несовершеннолетних, совершивших преступление повторно, в общей численности несовершеннолетних, совершивших преступление, на 1,7%. VI. Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды 1. Краткий анализ ситуации Ведущими направлениями профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, осуществляемой всеми субъектами профилактики, являются организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, профилактической работы в отношении семей, выявленных на ранней стадии социального неблагополучия, и организация работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Ключевой задачей решения проблемы детской безнадзорности является организация эффективной работы с семьей. В последние три года наблюдается снижение удельного веса, находящихся в социально опасном положении семей, состоящих на учете в органах и учреждениях социальной защиты населения. По итогам 2011 года таких семей насчитывалось 5688, что составило 1,85% от общего числа семей, проживающих в Алтайском крае (соответственно в 2009 г. - 7405 семей (2,26%), в 2010 г. - 6992 семьи (2,21%). Важным становится изменение подходов к организации работы по профилактике детского неблагополучия на муниципальном уровне. В работе субъектов системы профилактики приоритет отдается раннему выявлению семейного неблагополучия. Целенаправленную работу по организации индивидуальной профилактической работы и профилактике социального сиротства проводят специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В последние годы увеличивается количество детей, прошедших реабилитацию в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах края. В 2011 году этот показатель составил 901 человек, что на 27,3% больше, чем в 2009 году (в 2009 г. - 655 чел., в 2010 г. - 865 чел.). В 2009 - 2011 гг. решение задачи профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды осуществлялось программно-целевым методом в рамках краевых целевых программ "Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в Алтайском крае "Свет в родном окне" на 2009-2011 годы" и "Профилактика отказов от новорожденных детей в Алтайском крае "Я не могу без тебя" на 2009-2011 годы. Реализация данных региональных программ осуществлялась при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате осуществления программных мероприятий произошло снижение числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 26%, снижение количества лишений родительских прав на 26,7%, увеличение численности детей, родители которых были ограничены в родительских правах, на 28%. В последние 3 года снижается удельный вес новорожденных детей, в отношении которых был зафиксирован отказ, в общей численности родившихся с 0,4% в 2009 году до 0,33% в 2011 году. Вместе с тем остается проблема неравенства между муниципальными образованиями, между городом и селом в отношении объема и качества доступных для детей и семей услуг. Отсутствует единая система обучения специалистов в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2. Основные задачи Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы своевременного выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организация комплексной работы с ними для предотвращения дезорганизации семьи и профилактики лишения родительских прав. Совершенствование работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, для предотвращения лишения родителей родительских прав, содействие в восстановлении в родительских правах в случае их ограничения. Профилактика отказов от детей в родильных домах. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, организующих работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды. Информационное обеспечение процесса профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Меры, направленные на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства детей Сопровождение реализации единого межведомственного автоматизированного информационного комплекса мер "Дети в трудной жизненной ситуации" (с соответствующими разделами: "Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, выявленные на ранних стадиях социального неблагополучия", "Дети из семей, находящихся в социально опасном положении", "Дети, пострадавшие от насилия и преступных посягательств, дети - свидетели насилия", "Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья" "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", "Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом"). Совершенствование организационно-управленческих механизмов межведомственной координации деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды в рамках организации деятельности Координационного совета, направленной на улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Создание единой системы обучения специалистов разных ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Утверждение перечня услуг, предоставляемых детям и семьям целевых групп, порядок их предоставления и стандарты качества. Апробация и внедрение в муниципальных образованиях края модели многоуровневой системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановления благоприятной для воспитания ребенка семейной среды. Развитие системы выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организации комплексной работы с ними для предотвращения дезорганизации семьи и профилактики лишения родителей родительских прав (развитие служб, работающих в системе детского телефона доверия с единым телефонным номером; организация комплексной работы с находящимися в трудной жизненной ситуации семьями, выявленными на ранних стадиях социального неблагополучия). Совершенствование в рамках деятельности отделений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних территориальных центров социальной помощи семье и детям (организация работы отделений по принципу работы участковых социальных служб, образованных по территориальному принципу) работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, для предотвращения лишения родителей родительских прав, содействия в восстановлении в родительских правах в случае их ограничения; организация работы служб социального (комплексного) сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, межведомственного социального патронажа семей, находящихся в социальноопасном положении. Совершенствование работы существующих служб экстренного реагирования (выездных мобильных бригад) по оказанию неотложной социальной помощи женщинам, имеющим намерение отказаться от ребенка, отделений временного пребывания для женщин с новорожденными детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, комнат дневного пребывания для женщин с детьми раннего возраста, пунктов проката средств по уходу за ребенком первого года жизни, обеспечение качества социальных услуг и повышение их доступности. Создание служб по профилактике отказов от новорожденных в 8 муниципальных образованиях Алтайского края. Разработка концепции и организация информационной поддержки в средствах массовой информации реализации мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Ожидаемые результаты Снижение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 17 лет до 2,28%. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90%. Снижение численности детей, родители которых лишены родительских прав, на 150 чел. Снижение удельного веса отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей на 0,18%. VII. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни 1. Краткий анализ ситуации В 2011 году показатель младенческой смертности в Алтайском крае снизился на 18,1% в сравнении с 2010 годом. Произошла стабилизация показателя рождаемости. На протяжении последних трех лет сохраняется тенденция снижения числа абортов у девочек-подростков (15-19 лет), в 2011 году - снижение на 10,2% в сравнении с 2010 годом.Число абсолютно здоровых детей (имеющих первую группу здоровья) в Алтайском крае составляет 20,6%. Охват прививками детского населения в рамках Национального календаря прививок составляет 95% - 100%. Охват туберкулинодиагностикой детей до 14 лет в целом по краю составляет 93,4%, профилактическими флюорографическими осмотрами подростков - 99,6%. С 2007 года проводится диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой ежегодно проводится осмотр около 6 тысяч человек. В рамках программы модернизации здравоохранения в Алтайском крае учреждения родовспоможения, детские учреждения второго этапа выхаживания новорожденных оснащаются современным оборудованием, внедряются стандарты лечения детей, больных пневмонией, бронхиальной астмой, детей с низкой массой тела при рождении. На реализацию программы в части родовспоможения и детства на все мероприятия на 2011 - 2012 годы запланировано 2423475,8 тыс. руб., в том числе на приобретение медицинского оборудования - 585007,7 тыс. руб., на внедрение стандартов оказания медицинской помощи в детских медицинских учреждениях и учреждениях родовспоможения - 269895,3 тыс. руб. В 2011 году проведена диспансеризация 22 тысяч подростков в возрасте 14 лет. Дополнительное обследование прошли 4413 подростков, что составило 20% от их общего количества. Всего выявлено 29638 заболеваний. Показатель заболеваемости составил 1347,5 больных на 1000 осмотренных, из них впервые выявлено 24,5% заболеваний. По результатам диспансеризации 53,3% подростков рекомендовано лечение, из них 89% - в амбулаторно-поликлинических условиях, 7% - в условиях стационара, 4,5% - санаторное лечение. Лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия проведены в отношении 65% подростков из числа нуждающихся. Активно внедряются новые методы профилактической работы. С 2010 года успешно функционируют центры здоровья для детей, где наряду с диагностическим обследованием организуются школы для беременных и молодых мам по воспитанию детей до 3 лет жизни, для подростков по предупреждению употребления табака, алкоголя и наркотиков, профилактике нарушений осанки, избыточного веса. В крае реализуется ряд целевых программ, направленных на сохранение и улучшение здоровья детей - "Неотложные меры по предупреждению распространения в Алтайском крае заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" на 2012-2014 годы; "Профилактика, лечение и реабилитация лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" на 2012-2014 годы; "Вакцинопрофилактика"; "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2011-2013 годы; "Здоровое поколение" на 2011-2013 гг.; "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010-2015 годы, "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста" на 2012-2016 годы. Вместе с тем отмечается ряд нерешенных проблем. Недостаточно финансовых средств для обеспечения в учреждениях здравоохранения бесплатными лекарствами детей до 3 лет жизни (и до 6 лет из многодетных семей), обеспечение детей до 2 лет жизни из малообеспеченных семей бесплатным питанием. В связи с переходом на новые критерии выхаживания новорожденных отмечается рост младенческих потерь, одной из причин которых являются заболевания органов дыхания новорожденных пневмококковой этиологии. Между тем пневмококковая инфекция является вакциноуправляемой. В настоящее время в Алтайском крае вакцинопрофилактика пневмококковой инфекции проводится в закрытых детских учреждениях: домах ребенка, детских домах. С целью снижения заболеваний детей первых лет жизни, вызванных пневмококком, необходимо расширить круг детей, подлежащих иммунизации, включая недоношенных. В то же время увеличилось количество женщин с патологией репродуктивной системы, что отразилось на здоровье беременных женщин. Каждая вторая из них в настоящее время страдает хронической анемией, каждая четвертая имеет патологию почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне происходит рост осложнений при беременности, а также рост заболеваемости новорожденных: только 50 процентов новорожденных детей могут быть признаны здоровыми. А 8 из 100 детей рождаются с аномалиями. Подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. В структуре смертности от несчастных случаев у подростков в Алтайском крае на первом месте стоят самоубийства, затем - ДТП. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста. Сохраняется тенденция роста числа подростков, приобщающихся к курению. Средний возраст начала употребления алкоголя для мальчиков 12,5 лет, для девочек - 13 лет. Рост учтенных продаж табачных изделий в крае за три года составил более 150 %. 2. Основные задачи Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья. Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. 3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям. Сохранение и укрепление репродуктивного здоровья подростков, развитие службы планирования семьи, решение проблемы бесплодия в браке, невынашивания ребенка, создание специализированной службы детских урологов-андрологов; Усиление взаимодействия с религиозными организациями по вопросам духовного и нравственного просвещения населения, прежде всего формирования репродуктивной ориентации и укрепления семьи, предупреждения абортов; Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности. Повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений. Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи. Обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы для профилактической работы с детьми. Создание мобильных акушерско- педиатрических бригад. Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители. Проведение комплекса дополнительной вакцинопрофилактики пневмококковой инфекции детей из групп риска. Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медикосоциальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям. Осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения. Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения. Создание краевого регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета согласно регистру; ускорение решения вопроса об обеспечении детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием. Обеспечение создания сети учреждений (отделений), служб, оказывающих паллиативную медицинскую помощь детям, страдающим неизлечимыми заболеваниями. Распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейном воспитании. Развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций, центров охраны репродуктивного здоровья подростков и центров медикосоциальной помощи подросткам. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних. Создания клиник, дружественных к детям и молодежи. Повышение ответственности персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям. 4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, укреплению здоровья школьников Проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям. Формирование у различных групп населения мотивации к ведению здорового образа жизни путем повышения информированности граждан при помощи средств массовой информации, привлечение их к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга. Совершенствование работы центров здоровья для детей по распространению здоровьесберегающих технологий. Ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков. Обеспечение культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ. Совершенствование подготовки кадров, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений. Обеспечение в общеобразовательных учреждениях психологического комфорта и безопасности с целью снижения потерь здоровья детей. Создание единого образовательного пространства, призванного формировать культуру безопасного поведения и здорового образа жизни школьников. Развитие в учреждениях образования физической культуры и детско- юношеского спорта. Внедрение в работу образовательных учреждений и организаций инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий. Обеспечение оптимального режима и рациона школьного питания, формирование у обучающихся культуры здорового питания. Лицензирование медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях. Проведение мероприятий, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ с целью предупреждения употребления детьми и подростками алкоголя и табачных изделий. Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения. Разработка системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку в системе здравоохранения психологов для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка. Разработка программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде. Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Координация действий органов власти, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций по пропаганде здорового образа жизни и возрождению системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке средств массовой информации. 5. Ожидаемые результаты Снижение показателя младенческой смертности до 7,6 младенцев, родившихся мертвыми, на 1 ООО младенцев, родившихся живыми. Проведение диспансеризации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, 100 % подростков в возрасте 14 лет. Охват дополнительной вакцинопрофилактикой от пневмококковой инфекции 80 % детей из групп риска. Увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, принимающих участие в профилактических мероприятиях, до 95%. Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья в 100% случаев обращений. Получение комплексных медицинских услуг 90 % детей с особыми потребностями, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, проживающих в труднодоступных местностях. Увеличение доли общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные проекты в области здоровьесбережения, до 40%. Увеличение доли детей, имеющих положительную динамику состояния здоровья по результатам диспансеризации (1 и 2 группы здоровья), до 85 %. Увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 40%. Увеличение охвата двухразовым горячим питанием обучающихся детей, время пребывания которых в школе превышает 8 часов, до 65%. Увеличение численности сотрудников школ, прошедших повышение квалификации в области сохранения и укрепления здоровья детей школьного возраста, до 45%. Снижение уровня нервно-психических заболеваний школьников на 30%". Обучение 5 детских андрологов в г. Барнауле. Открытие андрологического приема в 5 детских поликлиниках г. Барнаула. Открытие 5 паллиативных коек в стационарах г. Барнаула для детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями. Открытие на базе детских поликлиник г. Барнаула 2 отделений реабилитации для детей с хроническими заболеваниями. Организация работы 2 мобильных центров здоровья. Обеспечение детей первых 2 лет жизни из малообеспеченных семей бесплатным молочным питанием, детей с врожденной фенилкетонурией - лечебным питанием в 100% случаев. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|