Расширенный поиск

Постановление Администрации Алтайского края от 13.11.2012 № 617

 



                    АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


13.11.2012                                            N 617


                              г.Барнаул


Об утверждении Стратегии действий в
интересах  детей  в Алтайском  крае
на 2012-2017 годы


     В целях  реализации   основных  базирующихся  на   общепризнанных
принципах  и   нормах   международного  права   направлений  и   задач
государственной политики в интересах детей постановляю:
     1. Утвердить  прилагаемую  Стратегию действий в интересах детей в
Алтайском крае на 2012-2017 годы.
     2. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.


Губернатор Алтайского края                                 А.Б. Карлин



                                          УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Администрации
                                          Алтайского края
                                          от 13.11.2012 N 617

                              СТРАТЕГИЯ
    действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012-2017 годы

                             I. Введение

     Сохранение и укрепление здоровья  детей, их физическое  развитие,
формирование культуры  здорового образа  жизни являются  приоритетными
направлениями государственной политики.
     В Послании Президента Российской Федерации Федеральному  Собранию
Российской    Федерации    подчеркнута    необходимость     разработки
государственной  политики  в области  детства.  Поставлены  конкретные
задачи повышения доступности и  качества медицинской помощи матерям  и
детям,  технологической  модернизации детских  поликлиник  и  больниц,
повышения  квалификации  их  сотрудников.  Главная  цель  Национальной
стратегии - определить  основные направления и задачи  государственной
политики  в  интересах  детей  и  ключевые  механизмы  ее  реализации,
базирующиеся  на  общепризнанных  принципах  и  нормах  международного
права.
     В Алтайском   крае   уделяется   большое   внимание   обеспечению
благополучного  и защищенного  детства.  Проблемы  детства и  пути  их
решения нашли свое  отражение в  долгосрочных и ведомственных  целевых
программах "Демографическое развитие Алтайского  края" на 2010 -  2015
годы,  "Формирование  и   пропаганда  здорового  образа  жизни   среди
населения Алтайского края" на 2011 - 2013 гг., "Здоровое поколение" на
2011 -  2013  гг., "Комплексные  меры противодействия  злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае" на 2009 -  2013
гг., "Вакцинопрофилактика" на 2012  - 2014 гг., "Развитие  дошкольного
образования в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы, в краевой программе
"Социальная  адаптация   выпускников  детских   домов  и   специальных
(коррекционных)  школ-интернатов  из   числа  детей  сирот  и   детей,
оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 гг.
     Инструментом практического  решения   многих  вопросов  в   сфере
детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье"
и  "Образование".   В  рамках   данных  проектов   в  Алтайском   крае
осуществлена реконструкция и оснащение новейшим оборудованием школьных
столовых,  ежегодно  проводится  диспансеризация  детей  первого  года
жизни,  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей.
Улучшилась материально-техническая база  учреждений здравоохранения  и
образования. Укрепился кадровый  потенциал этих отраслей.  Существенно
обновился  парк  автомобилей   скорой  медицинской  помощи,   школьных
автобусов.
     В 2011  году  в  крае  учреждена  должность  Уполномоченного  при
Губернаторе  Алтайского   края  по  правам   ребенка.  Для   повышения
эффективности реализации семейной политики создан краевой Общественный
совет по развитию замещающего семейного устройства в Алтайском крае. С
того   же   года   регион   принимает   участие   в   широкомасштабной
общенациональной информационной кампании по противодействию  жестокому
обращению  с детьми,  в  рамках  которой проводится  информирование  о
едином номере телефона доверия, участвует в реализации государственной
программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 -2015 годы.
     В результате  принятых   мер   наметились  позитивные   тенденции
увеличения  рождаемости  и  снижения  детской  смертности,   улучшения
социально-экономического   положения   семей   с   детьми,   повышения
доступности образования  и  медицинской помощи  для детей,  увеличения
числа устроенных в  семьи детей,  оставшихся без попечения  родителей.
Вместе  с   тем   проблемы,  связанные   с   созданием  комфортной   и
доброжелательной  для жизни  детей  среды,  сохраняют свою  остроту  и
далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение  численности
детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста  и
обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные
заболевания  и  функциональные   отклонения.  Доля  детей,   рожденных
здоровыми,  за последние  три  года  составляет 50%,  число  абсолютно
здоровых  детей  (имеющих  первую  группу здоровья)  -  20%,  а  среди
городских детей этот показатель - около 10%.
     По данным органов внутренних дел  Алтайского края, за 2011 год  в
отношении несовершеннолетних совершено 1443 преступления, включая  515
преступлений  против  их жизни  и  здоровья.  На  1 января  2012  года
количество детей, находящихся в социально опасном положении, составило
9700 человек (на 1 января 2010 года - 13016 человек, на 1 января  2011
года -  11586 человек).  Доля безнадзорных детей  в общей  численности
детского населения Алтайского края  в 2011 году -  2,15% (в 2009 г.  -
2,83%,  в  2010  г.  -  2,57%).  Низкими  темпами  сокращается   число
детей-инвалидов,  детей-сирот  и   детей,  оставшихся  без   попечения
родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма,  наркомании
и    токсикомании:    почти    четверть    преступлений    совершается
несовершеннолетними в состоянии опьянения.
     Развитие высоких   технологий,    открытость   страны    мировому
сообществу привели к незащищенности детей от противоправного  контента
в   информационно-телекоммуникационной   сети  "Интернет"   (далее   -
"Интернет"). Значительное число сайтов, посвященных суициду,  доступно
подросткам в любое время.
     Масштабы и  острота  существующих  проблем  в  сфере  детства   и
возникающие новые вызовы настоятельно требуют принятия неотложных  мер
для улучшения положения детей и их защиты.

                II. Основные проблемы в сфере детства

     Недостаточная эффективность  имеющихся  механизмов  обеспечения и
защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в
области прав ребенка.
     Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в  многодетных
и  неполных   семьях.  Распространенность  семейного   неблагополучия,
жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
     Низкая эффективность профилактической  работы с  неблагополучными
семьями  и детьми,  распространенность  практики лишения  родительских
прав и социального сиротства.
     Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты  и
дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,  дети-инвалиды  и  дети,
находящиеся в социально опасном положении).
     Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации,
представляющей опасность для детей.
     Отсутствие действенных  механизмов  обеспечения участия  детей  в
общественной   жизни,   в    решении   вопросов,   затрагивающих    их
непосредственно.

     III. Обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся
                     в особой заботе государства

     1. Краткий анализ ситуации
     В Алтайском крае благодаря  комплексу мер по поддержке  семейного
жизнеустройства  детей  на  20,6% сократилось  число  детей,  лишенных
родительского попечения: с 2073 человек в 2009 году до 1646 человек  в
2011 году. За 1 полугодие  2012 года выявлено 784 ребенка,  оставшихся
без попечения родителей  (845 детей -  за аналогичный период  прошлого
года).
     В крае формируется институт приёмных семей: в 2009 году 343 семьи
взяли на воспитание  639 детей,  по состоянию  на 01.07.2012  приемных
семей, в  которых воспитываются  1190 детей, стало  614. Растет  также
число  детей,  усыновленных   российскими  гражданами:  в  2009   году
усыновлено 234 ребенка, в 2011  году - 279 детей. Организована  работа
по пропаганде семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.  Работают постоянно  действующие фотовыставки  "Я
ищу маму". На телевидении  (филиал ВГТРК ГТРК "Алтай") идет  программа
"Я пришел на  эту землю", где транслируются  ролики с участием  детей,
оставшихся без  попечения родителей. На  сайте управления  обновляется
страница "Счастливое детство - в семье!" (').
     Приказом Главного управления  образования  и молодежной  политики
Алтайского  края  от  02.09.2011   N  3149  утверждено  Положение   об
организации сопровождения замещающего семейного устройства в Алтайском
крае. В 2011 году в центры психолого-медико-социального  сопровождения
обратились более 2400 человек, что  на 26,6% больше, чем в 2010  году.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение  оказано более чем  1900
детям, воспитывающимся в замещающих семьях.
     С целью улучшения  качества  подготовки потенциальных  замещающих
родителей к  приему детей в  семьи, для  исключения возврата детей  из
замещающих   семей  в   учреждения   интернатного  типа,   обеспечения
доступности данной  услуги населению организована  работа по  передаче
указанных  полномочий   органов  опеки   и  попечительства   различным
организациям. Работа проведена  в 30 муниципальных образованиях  края.
Сайт краевого государственного бюджетного образовательного  учреждения
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и  медико-социальной
помощи,  "Краевой  центр  психолого-медико-социального   сопровождения
"Семья плюс"  () содержит информацию,  необходимую при  предоставлении
замещающим  семьям комплексной  помощи  и поддержки.  В  2011 году  по
сравнению с 2010 годом количество пользователей сайта увеличилось в 20
раз. Приняты  меры по  повышению  престижа и  по поддержке  замещающих
семей. Проводится конкурс  на соискание гранта Губернатора  Алтайского
края,  который   предоставляется   опекунам  (попечителям),   приемным
родителям,  чьи дети  достигли  особых  успехов в  учебе,  творчестве,
спорте, а  также  активно участвовали  в  общественной жизни,  краевой
конкурс на лучшую приемную семью.
     На территории Алтайского  края функционирует 33  детских дома,  в
них воспитываются 1260 детей-сирот  и детей, оставшихся без  попечения
родителей.  За  последние  три  года  в  семьи  граждан  передано  448
воспитанников  детских  домов, в  том  числе  73  (16%) -  в  кровные.
Количественный состав воспитанников  детских домов уменьшился на  15%.
Сократилось на  7 учреждений с  2009 года  и количество детских  домов
края:   один  реорганизован   в   краевое  государственное   бюджетное
образовательное     учреждение     для    детей,     нуждающихся     в
психолого-педагогической  и  медикосоциальной помощи,  "Краевой  центр
психолого-медико-социального  сопровождения  "Семья  плюс",  в  здании
других открыты  дошкольные образовательные учреждения.  Постановлением
Администрации Алтайского края от  24.06.2011 N 350 утверждена  краевая
программа   "Социальная   адаптация  выпускников   детских   домов   и
специальных (коррекционных)  школ-интернатов  из  числа детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011-2013 годы.
     В целях оказания информационно-просветительской и консультативной
помощи выпускникам  интернатных   учреждений  края  работает   телефон
"горячей  линии"  (36-63-97),  посвященный  вопросам  защиты  прав   и
законных интересов воспитанников и выпускников интернатных учреждений.
Открыта страница  "Вместе в  будущее"  на сайте  КГБОУ "Краевой  центр
психолого-медико-социального    сопровождения  "Семья  плюс".  Создана
краевая информационная база данных выпускников интернатных  учреждений
из числа детей-сирот  и детей, оставшихся  без попечения родителей,  в
которой содержатся сведения о 1076 выпускниках 2008 - 2011 годов.
     В целях реализации закона Алтайского края от 28.12.2009 N  115-ЗС
"О патронатном сопровождении  в Алтайском  крае" проводится работа  по
организации   постинтернатного   патроната   выпускников   интернатных
учреждений. За I  полугодие 2012 года  со 104 воспитателями  заключены
договоры  о  постинтернатном патронате.  Указанной  формой  социальной
помощи   охвачено  252   выпускника   детских  домов   и   специальных
(коррекционных)  школ-интернатов   из  числа   детей-сирот  и   детей,
оставшихся  без   попечения  родителей,   обучающихся  в   учреждениях
начального и среднего профессионального образования. Проведена  работа
по  привлечению  попечительских   советов  интернатных  учреждений   к
социализации выпускников детских домов. В детских домах и  специальных
(коррекционных) школах-интернатах открываются социальные гостиницы для
приема выпускников с  целью обеспечения  их временного проживания  (до
одного   года).    Организовано    взаимодействие   с    общественными
организациями по  развитию замещающего  семейного устройства,  решению
вопросов социализации выпускников интернатных учреждений.
     В крае существует также сеть учреждений социального  обслуживания
детей-инвалидов  и  детей  с  ограниченными  возможностями   здоровья,
представленная 4 реабилитационными центрами  для детей и подростков  с
ограниченными  возможностями,   2  домами-интернатами  для   умственно
отсталых  детей,  37  отделениями  социальной  реабилитации  детей   с
ограниченными    умственными    и    физическими    возможностями    в
территориальных центрах социальной помощи семье и детям.
     В Алтайском  крае  реализуются  различные  варианты   обеспечения
образовательными  услугами  детей-инвалидов и  детей  с  ограниченными
возможностями   здоровья.  Их   обучение   осуществляется  в   группах
компенсирующей    и    общеразвивающей    направленности    дошкольных
образовательных  учреждений,  специальных  (коррекционных)  классах  и
общеобразовательных  классах  школ, не  являющихся  коррекционными,  в
специальных  (коррекционных)  общеобразовательных  школах  и   школах-
интернатах.
     В крае  работают  32  психолого-медико-педагогические   комиссии.
Родителям  (законным представителям),  воспитывающим  и обучающим  928
детей-инвалидов   дошкольного   возраста   на   дому   самостоятельно,
выплачивается  соответствующая компенсация  за  счет средств  краевого
бюджета (постановление Администрации  Алтайского края от 27.07.2009  N
336 "О  воспитании и  обучении детей-инвалидов в  Алтайском крае").  В
рамках   долгосрочной   целевой   программы   "Развитие    дошкольного
образования в Алтайском крае" на 2011-2015 годы проводится конкурс  на
предоставление грантов на реализацию программ инклюзивного образования
детей дошкольного возраста.  Общая сумма денежных средств,  выделенных
из краевого бюджета на эти цели в 2012 году, составила 400,0 тыс. руб.
     В 2011 году по сравнению с  2010 годом на 5,2% увеличилось  число
детей-инвалидов  и  детей  с  ограниченными  возможностями   здоровья,
охваченных  услугами  дошкольного  образования  в  различных   формах.
Например, в рамках  приоритетного национального проекта  "Образование"
на 2009 - 2012 годы в Алтайском крае реализуется проект дистанционного
образования детей-инвалидов. С 2011  года край участвует в  реализации
государственной программы  Российской Федерации  "Доступная среда"  на
2011  -  2015   годы.  В  прошедшем   году  58  специалистов   базовых
образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических  комиссий
прошли курсы повышения квалификации,  в программу которых был  включен
модуль,  посвященный  организации  интегрированного  обучения   детей-
инвалидов.
     В Алтайском  крае  функционирует 30  специальных  (коррекционных)
школ-интернатов  и  2  специальные (коррекционные)  школы,  в  которых
обучается около 3900  детей с различными  отклонениями в физическом  и
психическом  развитии. Продолжается  работа  по открытию  классов  для
глубоко умственно отсталых детей и детей со сложной структурой дефекта
при специальных (коррекционных) общеобразовательных  школах-интернатах
VIII  вида, что  позволило  за последние  три  года на  20%  увеличить
контингент  этих  детей,  а  также уменьшить  число  детей,  ранее  не
охваченных услугами образовательных учреждений по состоянию  здоровья.
В   крае   работают   консультационные   пункты,   сайты   специальных
(коррекционных) учреждений, оказывающих методическую помощь  родителям
детей-инвалидов,  детей   с   ограниченными  возможностями   здоровья,
педагогам  не  являющихся  коррекционными  общеобразовательных   школ,
занимающимся обучением и воспитанием детей с нарушением зрения, слуха,
опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
     Важным аспектом  является  организация   работы   с   родителями,
воспитывающими   детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья.  Им
обеспечено предоставление услуг в рамках специально  разработанных  16
программ  активной  поддержки  родителей.  За 2009 - 2011 гг.  данными
программами охвачено 3753 родителя.  Кроме того,  такие родители имеют
возможность  получить консультацию специалистов по вопросам развития и
воспитания ребенка на интернет-сайте "Растем и развиваемся вместе" ().
С   целью  обеспечения  доступности  социально-консультативной  помощи
семьям с детьми раннего возраста организованы выездные формы работы.
     В 2012  году  Общественным  советом  по  развитию  образования  в
Алтайском  крае  при  Главном  управлении  образования  и   молодежной
политики  Алтайского  края  создана  секция  общественных  организаций
родителей детей-инвалидов.

     2. Основные задачи
     Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и  детей,
оставшихся без попечения родителей.
     Реформирование сети и деятельности  учреждений для детей-сирот  и
детей, оставшихся  без попечения родителей,  в том  числе для детей  с
ограниченными возможностями здоровья.
     Продолжение работы  по  формированию   системы   постинтернатного
сопровождения   выпускников   учреждений   для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  и  лиц  из  их  числа  для  их
социализации в обществе.
     Обеспечение в  соответствии  с  международными  стандартами  прав
детей-инвалидов  и детей  с  ограниченными возможностями  здоровья  на
получение качественного образования всех уровней, полноценное  участие
в общественной жизни, охрану здоровья и реабилитацию, профессиональную
подготовку, доступную среду.
     Совершенствование организационно-управленческих        механизмов
межведомственной координации деятельности в сфере социальной поддержки
семей, воспитывающих детей-инвалидов.
     Совершенствование системы  ранней  помощи  семьям,  воспитывающим
детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Популяризация идеи   содействия  социальной   интеграции   детей-
инвалидов и их семей,  формирование отношения к детям-инвалидам как  к
равным членам общества.

     3. Меры,  направленные на защиту прав и интересов  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей
     Организация работы   по    реабилитации   и   восстановлению    в
родительских правах  родителей  воспитанников учреждений  интернатного
типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для
возврата детей в родные семьи.
     Совершенствование системы   стимулирования   граждан,    желающих
принять на воспитание  детей-сирот и  детей, оставшихся без  попечения
родителей.
     Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей,
обеспечение географической доступности предоставляемой услуги в  целях
исключения   возврата  детей   из   замещающих  семей   в   учреждения
интернатного типа, применение психологического тестирования.
     Создание системы  профессионального  сопровождения  усыновителей,
опекунов в период адаптации  и на последующих этапах  функционирования
замещающей  семьи,   с  особым  вниманием   к  семьям,   воспитывающим
подопечных подросткового возраста.
     Перепрофилирование учреждений   интернатного   типа   в    центры
психолого-медико-социального сопровождения, дошкольные образовательные
учреждения.
     Продолжение реформирования учреждений  для  детей-сирот и  детей,
оставшихся    без    попечения   родителей,    путем    разукрупнения,
предоставления в них условий, приближенных к семейным, создания  новых
современных детских домов квартирного типа и в форме детской деревни с
учетом международных норм и современных методов развития,  воспитания,
реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей,
при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций.
     Разработка и   внедрение   программы   подготовки   воспитанников
учреждений  для   детей-сирот  и  детей,   оставшихся  без   попечения
родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них.
     Внедрение технологии   "социальных   лифтов"   для    выпускников
учреждений  для   детей-сирот  и  детей,   оставшихся  без   попечения
родителей, в системе образования и при трудоустройстве.
     Внедрение правовых   механизмов    общественного   контроля    за
обеспечением  прав  детей  в  учреждениях  для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей, детских домах-интернатах.
     Продолжение создания    и    развития    региональной     системы
постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений  для
детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в том  числе
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
     4. Меры,    направленные     на     государственную     поддержку
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
     Активизация работы  по  устранению различных  барьеров  в  рамках
реализации государственной  программы Российской Федерации  "Доступная
среда" на 2011 - 2015 годы.
     Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей  медицинскую,
реабилитационную,    коррекционно-педагогическую    помощь    ребенку,
социально-психологическую   и   консультативную   помощь    родителям;
обеспечение  преемственности  ранней  помощи  и  помощи  в  дошкольном
возрасте, развития  инклюзивного дошкольного образования,  организации
комплексной  подготовки  ребенка-инвалида и  ребенка  с  ограниченными
возможностями здоровья к обучению в школе.
     Обеспечение укомплектованности    психолого-медико-педагогических
комиссий    современными    квалифицированными   кадрами    в    целях
предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы  комиссий
на  составление  оптимального  образовательного  маршрута  для  детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Обеспечение равного   доступа    детей-инвалидов   и   детей    с
ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию  всех
уровней,   гарантированной   реализации  их   права   на   инклюзивное
образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на
выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
     Нормативно-правовое регулирование     порядка      финансирования
расходов, необходимых для  адресной поддержки инклюзивного обучения  и
социального  обеспечения  детей-инвалидов  и  детей  с   ограниченными
возможностями здоровья.
     Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в  сфере
образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными  возможностями
здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
     Проведение регулярного     мониторинга    потребностей     семей,
воспитывающих детей-инвалидов  и детей  с ограниченными  возможностями
здоровья,  в предоставлении  услуг  в  сфере образования;  создание  и
ведение   базы   данных,   касающихся  детей-инвалидов   и   детей   с
ограниченными возможностями  здоровья  и их  потребностей в  указанных
услугах. Создание условий для  социализации детей-инвалидов и детей  с
ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду  здоровых
сверстников и обеспечением участия  в культурной и спортивной жизни  и
других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха
и оздоровления детей-инвалидов  и детей с ограниченными  возможностями
здоровья  и  их  семей;  создание  системы  творческой   реабилитации,
вовлечение   детей-инвалидов  и  детей с  ограниченными  возможностями
здоровья в занятия физкультурой и спортом.
     Организация системы подготовки и переподготовки специалистов  для
работы  с детьми-инвалидами  и  детьми с  ограниченными  возможностями
здоровья на базе образовательных учреждений высшего  профессионального
образования с использованием их научно-практического потенциала.
     Совершенствование системы подготовки, переподготовки и  повышения
квалификации     специалистов,    оказывающих     абилитационную     и
реабилитационную помощь детям-инвалидам и членам их семей.
     Развитие программ отдыха и оздоровления детей-инвалидов, а  также
семей с детьми-инвалидами.
     Создание условий для личностной самореализации детей-инвалидов  и
членов их семей.
     Научно-методическое обеспечение  процесса  социальной   поддержки
семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленной на их  социализацию
и интеграцию в общество.
     Обеспечение условий   для   выявления  и   развития   творческого
потенциала детей-инвалидов,  проживающих  в учреждениях  стационарного
социального обслуживания населения.
     Внедрение в практику работы учреждений стационарного  социального
обслуживания здоровьесберегающих технологий.
     С целью  реализации  указанных  мер в  Алтайском  крае  действуют
ведомственная  целевая  программа "Развитие  образования  в  Алтайском
крае" на 2011  - 2013  годы и краевая  программа "Доступная среда"  на
2012-2015 годы.

     5. Меры,  направленные на  улучшение  положения  детей-инвалидов,
находящихся на стационарном социальном обслуживании
     Обеспечение развития способностей каждого обслуживаемого ребенка,
соответствующих его склонностям и жизненным планам.
     Обеспечение реализации   гарантий   доступности  образования  для
детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  и   их
поддержки.
     Обеспечение предоставления детям качественной  психологической  и
коррекционно-педагогической   помощи   в   учреждениях   стационарного
социального обслуживания.
     Оказание государственной  поддержки  в  разработке  и  реализации
комплексных  межотраслевых программ,  организации  спортивно-досуговых
мероприятий для детей.
     Организация системы  повышения  профессиональной   компетентности
педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
     Формирование у детей  основ  компьютерной грамотности.  Повышение
гибкости    и   многообразия    форм    образовательных   услуг    для
детей-инвалидов. Расширение  вариативности  программ, рассчитанных  на
детей с разными  уровнем, типом и  формами проявления способностей,  в
том  числе  индивидуализированных  программ с  учетом  психического  и
физического здоровья детей-инвалидов.
     Реализация права     детей     на    получение     всех     видов
высокотехнологичной медицинской помощи и лечения.
     Повышение ответственности  медицинского  персонала   стационарных
учреждений  социального   обслуживания   за  некачественное   оказание
медицинской помощи детям.
     Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом  и
спортом для детей, проживающих в стационарных учреждениях  социального
обслуживания, в  соответствии с  их потребностями  и возможностями,  с
ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
     Внедрение инновационных оздоровительных и  физкультурноспортивных
технологий в работу таких учреждений.

     6. Ожидаемые результаты
     Увеличение доли  детей-сирот и  детей,  оставшихся без  попечения
родителей, воспитывающихся в  семьях граждан Российской Федерации,  до
90%.
     Снижение удельного  веса  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 17 лет до
2,28%.
     Снижение численности   детей,   воспитывающихся   в   интернатных
учреждениях, до 10%.
     Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей,
оставшихся без  попечения родителей,  на  воспитание в  семьи  граждан
Российской Федерации.
     Постепенное сокращение числа  детей, переданных на  международное
усыновление,   за  счет   развития   системы  стимулирования   граждан
Российской   Федерации  к   усыновлению,   различных  форм   опеки   и
попечительства,   предоставления  услуг   психолого-медико-социального
сопровождения семьям граждан  Российской Федерации, принявшим  ребенка
на воспитание.
     Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и  детей,
оставшихся    без    попечения   родителей,    обеспеченных    жильем,
трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
     Создание реабилитационно-образовательной          инфраструктуры,
обеспечивающей   максимально   полную   реабилитацию   и   образование
большинства  детей-инвалидов  и детей  с  ограниченными  возможностями
здоровья.  Снижение  числа  детей-инвалидов и  детей  с  ограниченными
возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы
образования, до 20%.
     Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного
отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (оценка
по данным социологических опросов).
     Увеличение удельного     веса     детей-инвалидов,     получивших
реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов на 25,4%.
     Увеличение удельного  веса  детей   до  3  лет  с   ограниченными
возможностями здоровья,  получивших реабилитационные  услуги, в  общей
численности детей до 3  лет с ограниченными возможностями здоровья  на
36,3% (1710 чел.).
     Увеличение удельного    веса   детей-инвалидов,    систематически
занимающихся физкультурой, спортом,  творчеством, в общей  численности
детей-инвалидов на 11% (1090 чел.).
     Увеличение удельного веса  детей-инвалидов, получивших услуги  по
оздоровлению и  отдыху,  в общей  численности  детей-инвалидов на  12%
(1134 чел.).
     Увеличение удельного веса  семей с детьми-инвалидами,  получивших
социальные  услуги  (группы кратковременного  и  дневного  пребывания,
домашний  помощник и  др.)  на  период  занятости родителей,  в  общей
численности семей с детьми-инвалидами на 0,8% (60 чел.).
     Увеличение количества      волонтеров,     оказывающих     услуги
детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, на 120 человек.
     Расширение вариативности  программ,   рассчитанных  на  детей   с
разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том  числе
индивидуализированных  программ с  учетом  психического и  физического
здоровья детей-инвалидов.
     Создание системы    социальной    защиты    детей-инвалидов    от
противоправного контента.

      IV. Профилактика жестокого обращения с детьми, социальная
       реабилитация детей, пострадавших от насилия и преступных
              посягательств, и их семей в Алтайском крае

     1. Краткий анализ ситуации
     Одним из  основных приоритетов  социальной  политики в  Алтайском
крае  является  реализация  права  ребенка  на  защиту  от   жестокого
обращения и насилия и формирование в обществе нетерпимого отношения  к
различным проявлениям насилия в отношении детей.
     Ежегодно увеличивается  количество  преступлений  против  половой
неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних (131 - 135 ст.
УК  Российской Федерации).  Так,  в 2009  году  было зафиксировано  89
фактов, в 2010 году - 115 фактов. В 2011 году в 123 случаях возбуждены
уголовные дела по данной статье.
     Проблема жестокого обращения с детьми является одной из  ключевых
в  нашем  обществе.  Она  выступает  первопричиной  многих  негативных
социальных явлений,  таких как  безнадзорность, социальное  сиротство,
преступность  несовершеннолетних,   в  значительной  мере   определяет
высокий  уровень  детской   смертности  от  внешних  причин,   детских
суицидов.
     2. Основные задачи
     Совершенствование организационно-управленческих        механизмов
межведомственной  координации   деятельности   в  сфере   профилактики
жестокого   обращения  с   детьми,   социальной  реабилитации   детей,
пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей.
     Создание условий, обеспечивающих своевременное (раннее) выявление
случаев жестокого обращения с детьми и беспрепятственный доступ  детей
и членов их семей к социальным услугам.
     Развитие системы  услуг  по профилактике  жестокого  обращения  с
детьми,  социальной  реабилитации  детей, пострадавших  от  насилия  и
преступных посягательств, и их семей.
     Совершенствование системы подготовки, переподготовки и  повышения
квалификации  специалистов, оказывающих  услуги  в сфере  профилактики
жестокого обращения,  социальной реабилитации  детей, пострадавших  от
насилия и преступных посягательств, и их семей.
     Научно-методическое сопровождение     мероприятий     в     сфере
профилактики  жестокого обращения  с  детьми, социальной  реабилитации
детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей.
     Введение запрета   на   распространение  в   СМИ   информации   о
несовершеннолетних, ставшими жертвами насилия.
     3. Меры,  направленные  на  профилактику  жестокого  обращения  с
детьми
     Создание системы служб  помощи детям, пострадавшим  от насилия  и
преступных посягательств, и поддержки таких детей.
     Открытие социальных объектов для  женщин с детьми, находящихся  в
ситуации домашнего насилия, с целью оказания им поддержки и сохранения
здоровья матери  и ребенка  в ситуации, представляющей  угрозу для  их
жизни.
     Научно-методическое сопровождение     мероприятий     в     сфере
профилактики  жестокого обращения  с  детьми, социальной  реабилитации
детей, пострадавших от насилия, преступных посягательств, и их  семей,
создающее  условия  для  поэтапного  обобщения  индивидуального  опыта
специалистов, включенных  в систему, с  целью повышения  эффективности
реализуемых технологий.
     Информирование отдельных категорий населения  об услугах в  сфере
профилактики  жестокого обращения  с  детьми, социальной  реабилитации
детей, пострадавших от насилия и преступных посягательств, и их семей.
     Определение в системе здравоохранения, образования и  социального
обслуживания  перечня  организаций, осуществляющих  психологическую  и
социальную реабилитацию  детей -  жертв насилия,  а также  оказывающих
помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств
в отношении детей.
     Создание условий    для    предоставления     несовершеннолетнему
потерпевшему  бесплатной  юридической помощи  на  основании  обращения
следователя (дознавателя) в орган опеки и попечительства.
     Создание в  сфере  защиты,  охраны  прав  и  законных   интересов
несовершеннолетних региональной системы мониторинга.
     4. Ожидаемые результаты
     Снижение численности   детей,   изъятых   из   семей   вследствие
возникновения непосредственной угрозы их жизни или здоровью, на 45%.
     Снижение численности  родителей,  лишенных  родительских  прав  в
связи с жестоким обращением с детьми, на 46%.
     Снижение численности    несовершеннолетних,    потерпевших     от
преступных посягательств, на 200 человек (17%).
     Снижение численности  несовершеннолетних,  в  отношении   которых
совершены преступления против жизни и здоровья, на 90 человек (26%).
     Снижение численности  несовершеннолетних,  в  отношении   которых
совершены  преступления против  половой  неприкосновенности и  половой
свободы личности, на 45 человек (38%).
     Снижение численности несовершеннолетних, вовлеченных в совершение
преступлений и антиобщественные действия, на 6 чел. (43).
     Снижение численности  несовершеннолетних,  в  отношении   которых
родители не исполняют обязанностей по воспитанию, на 19 чел. (48,7%).

  V. Профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних,
      социальное сопровождение несовершеннолетних, находящихся в
                конфликте с законом, в Алтайском крае

     1. Краткий анализ ситуации
     В последние три года  в крае  наблюдается тенденция к  сокращению
количества  преступлений, совершенных  несовершеннолетними:  с 2170  в
2009 году до 1490 в 2011 году. Наблюдается снижение числа осужденных к
условной   мере    наказания    подростков,   совершивших    повторные
преступления, в общем количестве лиц, совершивших преступления. В 2009
году их удельный вес составил 4%, в 2011 году - 3%.
     Анализ результатов реализации в 2009 - 2011 годах краевой целевой
программы "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в
Алтайском крае "Все в твоих руках!" на 2009 - 2011 годы,  направленной
на   создание  в   крае   межведомственной  системы   социализации   и
реабилитации   несовершеннолетних,   совершивших   преступление    или
правонарушение,  показал   следующее:   снизилась  степень   опасности
преступлений,  совершаемых   несовершеннолетними;  повысился   уровень
социальной     компетенции    несовершеннолетних     правонарушителей;
увеличилась степень  включенности родителей и  ближайшего окружения  в
процесс их социальной реабилитации.
     Статистические данные,    получаемые    в    ходе    мониторинга,
свидетельствуют о том, что увеличивается число находящихся в конфликте
с  законом   несовершеннолетних,   пользующихся  услугами   учреждений
социального обслуживания (в 2009 г. - 435 чел, в 2011 г. - 1038 чел.);
количество   социальных    услуг,   оказываемых    несовершеннолетним,
находящимся в конфликте с законом, и их семьям (в 2009 г. - 595 услуг,
в 2011  г. -  7953 услуги).  Сопоставление приведенных  статистических
данных говорит о снижении в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах  уровня
преступности  несовершеннолетних,  в  том  числе  за  счет   улучшения
качества работы учреждений социального обслуживания населения.
     Однако до  сих существует  проблема  вхождения освободившегося  в
новую  микросреду  -  семью,  трудовой  коллектив,  ближайшее  бытовое
окружение - и рецидива преступлений, совершенных  несовершеннолетними,
отбывшими наказание  в виде  лишения  свободы, а  также осужденными  к
мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
     2. Основные задачи
     Реализация межведомственного      подхода     к      профилактике
правонарушений  и  преступлений  несовершеннолетних,  их   социальному
сопровождению на основе модели комплексного сетевого взаимодействия.
     Обеспечение согласованных действий субъектов системы профилактики
преступлений и правонарушений несовершеннолетних, включенных в процесс
их социального сопровождения.
     Обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних, находящихся  в
конфликте с законом.
     Расширение спектра услуг  для  несовершеннолетних, находящихся  в
конфликте     с    законом,     с     целью    их     вовлечения     в
социально-реабилитационные программы.
     Совершенствование системы подготовки, переподготовки и  повышения
квалификации   специалистов,    работающих   в   сфере    профилактики
преступности и  правонарушений несовершеннолетних,  их социализации  и
реабилитации.
     Научно-методическое обеспечение       процесса       профилактики
правонарушений и  преступлений несовершеннолетних,  их социализации  и
реабилитации.
     Информационное сопровождение процесса профилактики правонарушений
и преступлений несовершеннолетних, их социализации и реабилитации.
     3. Меры,    направленные    на    профилактику   преступности   и
правонарушений несовершеннолетних
     Апробация и  внедрение  в муниципальных образованиях края системы
профилактики  преступности  и  правонарушений  несовершеннолетних,  их
социализации  и  реабилитации  на  основе модели комплексного сетевого
межведомственного взаимодействия.
     Проведение мониторинга   эффективности   комплексного    сетевого
взаимодействия   по   профилактике   правонарушений   и   преступлений
несовершеннолетних,     эффективности     организации      социального
сопровождения несовершеннолетних  правонарушителей, освободившихся  из
учреждений      уголовно-исполнительной      системы,      специальных
учебно-воспитательных учреждений закрытого  типа, качества  социальных
услуг для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
     Обеспечение согласованных действий субъектов системы профилактики
преступлений и правонарушений несовершеннолетних, включенных в процесс
их социального сопровождения.
     Расширение спектра услуг  для  несовершеннолетних, находящихся  в
конфликте     с    законом,     с     целью    их     вовлечения     в
социально-реабилитационные   программы,   обеспечение   их    трудовой
занятости.
     Совершенствование индивидуального                   сопровождения
несовершеннолетних,  условно  осужденных  и  освободившихся  из   мест
лишения свободы.
     Создание служб  примирения, содействующих  разрешению  конфликтов
среди несовершеннолетних, а также в семьях с детьми, путем  реализации
восстановительных технологий и иных современных методов урегулирования
отношений.
     Взаимодействие судов,  правоохранительных органов,  следствия  со
специалистами   по    восстановительным   технологиям    (медиаторами,
психологами,   социальными    педагогами).    До-   и    послесудебное
сопровождение несовершеннолетних  социальным адвокатом,  дружественным
ребенку.
     Использование восстановительных технологий, в том числе медиации,
в деятельности комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их  прав
как методов воздействия, не связанных с наказанием.
     Создание условий    для    научно-методических    разработок    и
сопровождения  внедрения  новых методик  реагирования  на  конфликтные
ситуации,  реализующих  на  практике  восстановительные  технологии  и
программы примирения, проведение обучения сотрудников заинтересованных
ведомств.
     Организация общесоциальных     профилактических      мероприятий,
направленных  на  нейтрализацию   причин,  условий  и   обстоятельств,
способствующих совершению детьми  и в  отношении детей преступлений  и
правонарушений.
     4. Ожидаемые результаты
     Расширение практики применения в сфере правосудия, а также в иных
сферах, затрагивающих права  и законные  интересы ребёнка,  технологий
восстановительного подхода.
     Сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, в том числе
несовершеннолетними, отбывшими наказание  в виде  лишения свободы,  за
счет повышения  эффективности  социальной и  психологической работы  в
местах лишения  свободы и развития  системы постпенитенциарной  помощи
таким лицам.
     Снижение численности  несовершеннолетних,  состоящих на  учете  в
подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,  на
12%.
     Снижение численности  несовершеннолетних,  состоящих на  учете  в
комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, на 12%.
     Снижение удельного    веса    несовершеннолетних,     совершивших
преступления  или  принявших  в  них  участие,  в  общей   численности
несовершеннолетних на 0,03%).
     Снижение удельного    веса    несовершеннолетних,     совершивших
преступление  повторно,   в   общей  численности   несовершеннолетних,
совершивших преступление, на 1,7%.

     VI. Профилактика  семейного  неблагополучия  и  социального
    сиротства детей, восстановление  благоприятной для  воспитания
                       ребенка  семейной среды

     1. Краткий анализ ситуации
     Ведущими направлениями     профилактики     безнадзорности      и
беспризорности  несовершеннолетних,  осуществляемой  всеми  субъектами
профилактики,   являются  организация   индивидуально-профилактической
работы  с  несовершеннолетними  и семьями,  находящимися  в  социально
опасном  положении,   профилактической  работы   в  отношении   семей,
выявленных на ранней стадии социального неблагополучия, и  организация
работы   специализированных    учреждений   для    несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации.
     Ключевой задачей решения проблемы детской безнадзорности является
организация эффективной работы с семьей.
     В последние  три  года   наблюдается  снижение  удельного   веса,
находящихся в социально опасном положении семей, состоящих на учете  в
органах и учреждениях социальной защиты населения. По итогам 2011 года
таких семей насчитывалось  5688, что составило  1,85% от общего  числа
семей, проживающих в Алтайском крае  (соответственно в 2009 г. -  7405
семей (2,26%),  в  2010 г.  - 6992  семьи  (2,21%). Важным  становится
изменение  подходов  к  организации работы  по  профилактике  детского
неблагополучия на  муниципальном  уровне. В  работе субъектов  системы
профилактики   приоритет   отдается   раннему   выявлению    семейного
неблагополучия. Целенаправленную работу по организации  индивидуальной
профилактической работы и профилактике социального сиротства  проводят
специализированные учреждения  для  несовершеннолетних, нуждающихся  в
социальной  реабилитации. В  последние  годы увеличивается  количество
детей,    прошедших    реабилитацию    в    социальных    приютах    и
социально-реабилитационных центрах края.  В 2011 году этот  показатель
составил 901 человек, что на 27,3% больше, чем в 2009 году (в 2009  г.
- 655 чел., в 2010 г. - 865 чел.).
     В 2009  -   2011  гг.  решение   задачи  профилактики   семейного
неблагополучия   и   социального   сиротства   детей,   восстановления
благоприятной  для воспитания  ребенка  семейной среды  осуществлялось
программно-целевым методом в  рамках краевых целевых программ  "Раннее
выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в
Алтайском крае "Свет в родном окне" на 2009-2011 годы" и "Профилактика
отказов от новорожденных детей в  Алтайском крае "Я не могу без  тебя"
на   2009-2011   годы.   Реализация   данных   региональных   программ
осуществлялась при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся
в трудной жизненной  ситуации. В результате осуществления  программных
мероприятий произошло снижение  числа выявленных детей-сирот и  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  на  26%,  снижение  количества
лишений  родительских прав  на  26,7%, увеличение  численности  детей,
родители которых  были ограничены  в  родительских правах,  на 28%.  В
последние  3  года  снижается  удельный  вес  новорожденных  детей,  в
отношении  которых  был   зафиксирован  отказ,  в  общей   численности
родившихся с 0,4% в 2009 году до 0,33% в 2011 году.
     Вместе с тем остается  проблема неравенства между  муниципальными
образованиями, между  городом и  селом в отношении  объема и  качества
доступных для детей и семей услуг. Отсутствует единая система обучения
специалистов в  области профилактики  безнадзорности и  правонарушений
несовершеннолетних.

     2. Основные задачи
     Совершенствование организационно-управленческих        механизмов
межведомственной  координации   деятельности   в  сфере   профилактики
семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановления
благоприятной  для  воспитания   ребенка  семейной  среды,   семейного
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     Развитие системы своевременного  выявления  семей, находящихся  в
трудной жизненной  ситуации,  на ранних  стадиях развития  социального
неблагополучия,   организация   комплексной   работы   с   ними    для
предотвращения   дезорганизации    семьи   и   профилактики    лишения
родительских прав.
     Совершенствование работы  с  семьями,  находящимися  в  социально
опасном положении, для  предотвращения лишения родителей  родительских
прав, содействие в  восстановлении в родительских  правах в случае  их
ограничения.
     Профилактика отказов от детей в родильных домах.
     Совершенствование системы подготовки, переподготовки и  повышения
квалификации  специалистов,   организующих   работу  по   профилактике
семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановлению
благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.
     Информационное обеспечение   процесса   профилактики    семейного
неблагополучия   и   социального   сиротства   детей,   восстановления
благоприятной  для  воспитания   ребенка  семейной  среды,   семейного
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     3. Меры,  направленные на профилактику семейного неблагополучия и
социального сиротства детей
     Сопровождение реализации        единого         межведомственного
автоматизированного  информационного  комплекса мер  "Дети  в  трудной
жизненной ситуации"  (с  соответствующими разделами:  "Дети из  семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, выявленные на ранних стадиях
социального неблагополучия", "Дети  из семей, находящихся в  социально
опасном  положении",  "Дети,  пострадавшие  от  насилия  и  преступных
посягательств,  дети  -  свидетели насилия",  "Дети-инвалиды,  дети  с
ограниченными возможностями здоровья" "Дети-сироты и дети,  оставшиеся
без попечения родителей", "Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте
с законом").
     Совершенствование организационно-управленческих        механизмов
межведомственной  координации   деятельности   в  сфере   профилактики
семейного неблагополучия, восстановления благоприятной для  воспитания
ребенка   семейной   среды    в   рамках   организации    деятельности
Координационного совета,  направленной на  улучшение положения  детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
     Создание единой системы обучения  специалистов разных ведомств  в
области     профилактики      безнадзорности     и      правонарушений
несовершеннолетних.
     Утверждение перечня услуг, предоставляемых детям и семьям целевых
групп, порядок их предоставления и стандарты качества.
     Апробация и внедрение  в муниципальных  образованиях края  модели
многоуровневой  системы   профилактики   семейного  неблагополучия   и
социального   сиротства   детей,  восстановления   благоприятной   для
воспитания ребенка семейной среды.
     Развитие системы выявления семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, на  ранних  стадиях  развития  социального   неблагополучия,
организации   комплексной   работы    с   ними   для    предотвращения
дезорганизации  семьи и  профилактики  лишения родителей  родительских
прав (развитие служб, работающих в системе детского телефона доверия с
единым   телефонным   номером;  организация   комплексной   работы   с
находящимися  в трудной  жизненной  ситуации семьями,  выявленными  на
ранних стадиях социального неблагополучия).
     Совершенствование в  рамках  деятельности  отделений профилактики
безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  территориальных
центров  социальной помощи семье и детям (организация работы отделений
по  принципу  работы  участковых  социальных  служб,  образованных  по
территориальному принципу) работы с семьями,  находящимися в социально
опасном положении,  для предотвращения лишения родителей  родительских
прав,  содействия  в  восстановлении в родительских правах в случае их
ограничения;  организация  работы  служб  социального   (комплексного)
сопровождения   семей,   находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,
межведомственного   социального   патронажа   семей,   находящихся   в
социальноопасном положении.
     Совершенствование работы    существующих    служб     экстренного
реагирования  (выездных  мобильных  бригад)  по  оказанию   неотложной
социальной помощи женщинам,  имеющим намерение отказаться от  ребенка,
отделений временного  пребывания для женщин  с новорожденными  детьми,
находящихся в трудной  жизненной ситуации, комнат дневного  пребывания
для женщин с детьми раннего возраста, пунктов проката средств по уходу
за ребенком первого года жизни, обеспечение качества социальных  услуг
и повышение их доступности.
     Создание служб  по  профилактике  отказов от  новорожденных  в  8
муниципальных образованиях Алтайского края.
     Разработка концепции  и  организация информационной  поддержки  в
средствах массовой информации  реализации мероприятий по  профилактике
семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановлению
благоприятной  для  воспитания   ребенка  семейной  среды,   семейному
устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
     4. Ожидаемые результаты
     Снижение удельного  веса  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 17 лет до
2,28%.
     Увеличение доли  детей-сирот и  детей,  оставшихся без  попечения
родителей, воспитывающихся в  семьях граждан Российской Федерации,  до
90%.
     Снижение численности детей, родители которых лишены  родительских
прав, на 150 чел.
     Снижение удельного  веса   отказов  от   новорожденных  в   общей
численности родившихся детей на 0,18%.

 VII. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

     1. Краткий анализ ситуации
     В 2011 году показатель  младенческой смертности в Алтайском  крае
снизился на  18,1% в  сравнении с 2010  годом. Произошла  стабилизация
показателя рождаемости. На  протяжении последних трех лет  сохраняется
тенденция снижения числа абортов  у девочек-подростков (15-19 лет),  в
2011 году - снижение на 10,2% в сравнении с 2010 годом.Число абсолютно
здоровых  детей (имеющих  первую  группу  здоровья) в  Алтайском  крае
составляет 20,6%.
     Охват прививками  детского   населения  в  рамках   Национального
календаря     прививок     составляет    95%     -     100%.     Охват
туберкулинодиагностикой детей  до 14  лет в целом  по краю  составляет
93,4%,  профилактическими  флюорографическими осмотрами  подростков  -
99,6%. С  2007 года  проводится диспансеризация  детей-сирот и  детей,
оставшихся без попечения родителей, в ходе которой ежегодно проводится
осмотр около 6 тысяч человек.
     В рамках программы модернизации здравоохранения в Алтайском  крае
учреждения   родовспоможения,   детские   учреждения   второго   этапа
выхаживания   новорожденных  оснащаются   современным   оборудованием,
внедряются стандарты лечения  детей, больных пневмонией,  бронхиальной
астмой,  детей  с  низкой  массой тела  при  рождении.  На  реализацию
программы в части родовспоможения и детства на все мероприятия на 2011
-  2012  годы  запланировано  2423475,8 тыс.  руб.,  в  том  числе  на
приобретение  медицинского  оборудования  -  585007,7  тыс.  руб.,  на
внедрение стандартов оказания медицинской помощи в детских медицинских
учреждениях и учреждениях родовспоможения - 269895,3 тыс. руб. В  2011
году проведена диспансеризация 22 тысяч подростков в возрасте 14  лет.
Дополнительное обследование прошли 4413 подростков, что составило  20%
от их общего количества. Всего выявлено 29638 заболеваний.  Показатель
заболеваемости составил  1347,5 больных  на 1000  осмотренных, из  них
впервые  выявлено 24,5%  заболеваний.  По результатам  диспансеризации
53,3%   подростков   рекомендовано   лечение,   из   них   89%   -   в
амбулаторно-поликлинических условиях, 7% - в условиях стационара, 4,5%
-  санаторное   лечение. Лечебно-оздоровительные  и   реабилитационные
мероприятия проведены в отношении 65% подростков из числа нуждающихся.
Активно внедряются новые методы  профилактической работы. С 2010  года
успешно  функционируют  центры  здоровья  для  детей,  где  наряду   с
диагностическим  обследованием  организуются школы  для  беременных  и
молодых мам  по воспитанию  детей до 3  лет жизни,  для подростков  по
предупреждению   употребления    табака,   алкоголя   и    наркотиков,
профилактике нарушений осанки, избыточного веса.
     В крае  реализуется   ряд  целевых   программ,  направленных   на
сохранение  и  улучшение   здоровья  детей   -  "Неотложные  меры   по
предупреждению   распространения   в   Алтайском   крае   заболевания,
вызываемого  вирусом   иммунодефицита   человека  (ВИЧ-инфекции)"   на
2012-2014 годы;  "Профилактика,  лечение и  реабилитация лиц,  больных
алкоголизмом,  наркоманией   и  токсикоманией"   на  2012-2014   годы;
"Вакцинопрофилактика";  "Формирование  и пропаганда  здорового  образа
жизни среди населения  Алтайского края"  на 2011-2013 годы;  "Здоровое
поколение"  на  2011-2013 гг.;  "Демографическое  развитие  Алтайского
края"  на 2010-2015  годы,  "Сохранение  и укрепление  здоровья  детей
школьного возраста" на 2012-2016 годы.
     Вместе с  тем  отмечается ряд  нерешенных  проблем.  Недостаточно
финансовых  средств  для  обеспечения  в  учреждениях  здравоохранения
бесплатными  лекарствами  детей  до  3  лет  жизни  (и  до  6  лет  из
многодетных   семей),   обеспечение   детей  до   2   лет   жизни   из
малообеспеченных семей  бесплатным питанием.  В связи  с переходом  на
новые критерии выхаживания новорожденных отмечается рост  младенческих
потерь, одной из причин  которых являются заболевания органов  дыхания
новорожденных  пневмококковой  этиологии.  Между  тем   пневмококковая
инфекция является вакциноуправляемой.
     В настоящее   время   в   Алтайском   крае    вакцинопрофилактика
пневмококковой  инфекции проводится  в  закрытых детских  учреждениях:
домах  ребенка, детских  домах.  С  целью снижения  заболеваний  детей
первых лет  жизни, вызванных пневмококком,  необходимо расширить  круг
детей, подлежащих  иммунизации, включая  недоношенных. В  то же  время
увеличилось количество женщин с патологией репродуктивной системы, что
отразилось  на здоровье  беременных  женщин. Каждая  вторая  из них  в
настоящее время страдает  хронической анемией, каждая четвертая  имеет
патологию почек и сердечно-сосудистой системы. На этом фоне происходит
рост  осложнений  при   беременности,  а  также  рост   заболеваемости
новорожденных:  только 50  процентов  новорожденных детей  могут  быть
признаны здоровыми. А 8 из 100 детей рождаются с аномалиями.
     Подростки в возрасте  от 10  до  18 лет  нередко оказываются  вне
достаточного внимания  со стороны государства.  Трудности, с  которыми
они сталкиваются в этот  сложный возрастной период, подчас приводят  к
самым трагическим последствиям.  В структуре смертности от  несчастных
случаев  у  подростков  в   Алтайском  крае  на  первом  месте   стоят
самоубийства,  затем   -  ДТП.  Особого   внимания  требуют   проблемы
подросткового алкоголизма, включая  "пивной алкоголизм", наркомании  и
токсикомании,   немедицинского  потребления   наркотических   средств,
психотропных и других  токсических веществ детьми, особенно  школьного
возраста. Сохраняется тенденция роста числа подростков,  приобщающихся
к курению. Средний возраст начала употребления алкоголя для  мальчиков
12,5 лет, для девочек - 13 лет.
     Рост учтенных продаж табачных изделий в крае за три года составил
более 150 %.
     2. Основные задачи
     Создание условий  для  здорового   развития  каждого  ребенка   с
рождения,  обеспечение доступа  всех  категорий детей  к  качественным
услугам  и  стандартам  системы  здравоохранения,  средствам   лечения
болезней и восстановления здоровья.
     Развитие подростковой медицины, клиник,  дружественных к детям  и
молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
     Обеспечение надлежащих  комплексных услуг  и  стандартов в  сфере
здравоохранения для детей с особыми потребностями.
     Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления
детей на принципах государственно-частного партнерства.
     Формирование потребности у детей и подростков в здоровом  питании
и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей  в
образовательных,       лечебных      и       лечебно-профилактических,
санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
     3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения
     Совершенствование нормативно-правового   обеспечения  в   области
охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
     Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на
основе современных порядков и  стандартов оказания медицинской  помощи
детям.
     Сохранение и  укрепление  репродуктивного  здоровья   подростков,
развитие  службы  планирования  семьи, решение  проблемы  бесплодия  в
браке,  невынашивания  ребенка,  создание  специализированной   службы
детских урологов-андрологов;
     Усиление взаимодействия с религиозными организациями по  вопросам
духовного  и   нравственного  просвещения   населения,  прежде   всего
формирования   репродуктивной    ориентации   и   укрепления    семьи,
предупреждения абортов;
     Осуществление комплекса    мер,    направленных    на    снижение
младенческой и детской смертности.
     Повышение доступности и качества оказания бесплатной  медицинской
помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным  детям
за  счет развития  семейно  ориентированных перинатальных  технологий,
снижающих   риск  неблагоприятного   исхода   беременности  и   родов,
укрепления  материально-технического  и кадрового  обеспечения  службы
материнства  и  детства   в  соответствии  со  стандартами   оснащения
родовспомогательных учреждений.
     Обеспечение юридического и психологического сопровождения рожениц
в женских консультациях и родильных домах.
     Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни
в амбулаторно-поликлинических  учреждениях  в целях  выявления  детей,
подверженных  риску задержки  двигательного,  речевого и  когнитивного
развития, и своевременного оказания им медицинской помощи.
     Обеспечение возможности экстренной транспортировки больных  детей
из труднодоступных районов и организация доступа врачей в такие районы
для профилактической  работы с детьми.  Создание мобильных  акушерско-
педиатрических бригад.
     Обеспечение повсеместного   проведения  обследования   детей   на
наличие наследственных заболеваний, включая генетическое  обследование
детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей,  оставшихся
без попечения родителей, с предоставлением соответствующей  информации
кандидатам в опекуны и усыновители.
     Проведение комплекса      дополнительной      вакцинопрофилактики
пневмококковой инфекции детей из групп риска.
     Развитие технологий    комплексной    диагностики    и     ранней
медикосоциальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье,  а
также оказание необходимой помощи их семьям.
     Осуществление необходимых  организационных  мер  по   обеспечению
нахождения  родителей  (законных  представителей)  рядом  с  ребенком,
получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
     Изучение потребностей    детей    в    получении    всех    видов
высокотехнологичной  медицинской  помощи  и  лечения,  обеспечение  их
предоставления нуждающимся  в них детям,  сокращение времени  ожидания
такой помощи и лечения.
     Создание краевого  регистра  детей  с  редкими  заболеваниями   и
организация  адресного  финансирования  лечения таких  детей  за  счет
бюджетных  ассигнований   федерального   бюджета  согласно   регистру;
ускорение   решения  вопроса   об   обеспечении  детей   с   орфанными
заболеваниями  специальным   лечением,  питанием  и   реабилитационным
оборудованием.
     Обеспечение создания   сети   учреждений   (отделений),    служб,
оказывающих   паллиативную   медицинскую  помощь   детям,   страдающим
неизлечимыми заболеваниями.
     Распространение ежегодной      обязательной       диспансеризации
детей-сирот   и   детей,    оставшихся   без   попечения    родителей,
воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся на семейном воспитании.
     Развитие подростковой медицины, создание молодежных консультаций,
центров охраны   репродуктивного   здоровья   подростков   и   центров
медикосоциальной помощи подросткам.
     Проведение просветительской  работы   по  предупреждению   ранней
беременности и абортов у несовершеннолетних.
     Создания клиник, дружественных к детям и молодежи.
     Повышение ответственности  персонала  медицинских  учреждений  за
некачественное оказание медицинской помощи детям.
     4. Меры  по развитию политики формирования здорового образа жизни
детей и подростков, укреплению здоровья школьников
     Проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления
нарушений состояния   здоровья   детей   и   подростков,   обеспечение
доступности  первичной  медико-санитарной, специализированной,  в  том
числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям.
     Формирование у  различных  групп населения  мотивации  к  ведению
здорового образа жизни  путем повышения информированности граждан  при
помощи  средств  массовой   информации,  привлечение  их  к   занятиям
физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга.
     Совершенствование работы   центров   здоровья   для   детей    по
распространению здоровьесберегающих технологий.
     Ограничение (вплоть до полного  запрета) скрытой рекламы  табака,
алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков.
     Обеспечение культурного,  здорового  досуга детей  и  подростков,
проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках
реализации государственных целевых программ.
     Совершенствование подготовки кадров, обеспечивающих сохранение  и
укрепление здоровья детей в условиях общеобразовательных учреждений.
     Обеспечение в  общеобразовательных  учреждениях  психологического
комфорта и безопасности с целью снижения потерь здоровья детей.
     Создание единого   образовательного   пространства,   призванного
формировать культуру  безопасного поведения и  здорового образа  жизни
школьников.
     Развитие в учреждениях образования физической культуры и  детско-
юношеского спорта.  Внедрение  в работу  образовательных учреждений  и
организаций  инновационных оздоровительных  и  физкультурно-спортивных
технологий.
     Обеспечение оптимального  режима  и  рациона  школьного  питания,
формирование у обучающихся культуры здорового питания.
     Лицензирование медицинских   кабинетов   в    общеобразовательных
учреждениях.
     Проведение мероприятий,  направленных   на  снижение   количества
потребляемого   алкоголя,   регулирование  производства,   продажи   и
потребления  алкогольной  продукции, осуществление  в  образовательных
учреждениях   профилактических   программ   с   целью   предупреждения
употребления детьми и подростками алкоголя и табачных изделий.
     Повышение эффективности проведения  мероприятий, направленных  на
профилактику ВИЧ-инфекции, вирусных  гепатитов В  и С, туберкулеза,  и
совершенствование   системы   противодействия   распространению   этих
заболеваний  среди  целевых  групп  школьников,  молодежи  и  наиболее
уязвимых групп населения.
     Разработка системы мер  по предотвращению подросткового  суицида,
включая подготовку в системе  здравоохранения психологов для работы  с
детьми  и   подростками   с  суицидальными   наклонностями,  а   также
организацию  проведения   психологическими  службами   образовательных
учреждений профилактической  работы с  детьми, родителями,  социальным
окружением ребенка.
     Разработка программы   противодействия   пропаганде    молодежных
суицидов в интернет-среде.
     Активизация работы  по исполнению  соответствующих  ведомственных
нормативных правовых актов о психологическом тестировании  обучающихся
в  образовательных учреждениях  на  предмет потребления  наркотических
средств, психотропных и других токсических веществ.
     Координация действий  органов власти,  общественных  объединений,
религиозных и  благотворительных организаций  по пропаганде  здорового
образа жизни и возрождению системы массового  санитарно-гигиенического
просвещения при активной поддержке средств массовой информации.
     5. Ожидаемые результаты
     Снижение показателя  младенческой  смертности до  7,6  младенцев,
родившихся мертвыми, на 1 ООО младенцев, родившихся живыми.
     Проведение диспансеризации  детей-сирот,  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, 100 % подростков в возрасте 14 лет.
     Охват дополнительной   вакцинопрофилактикой   от   пневмококковой
инфекции 80 % детей из групп риска.
     Увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет,
принимающих участие в профилактических мероприятиях, до 95%.
     Доступность и   своевременность   для   всех   категорий    детей
качественных  профилактических и  медицинских  услуг, средств  лечения
болезней и восстановления здоровья в 100% случаев обращений.
     Получение комплексных  медицинских услуг  90  % детей  с  особыми
потребностями, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей,
проживающих в труднодоступных местностях.
     Увеличение доли   общеобразовательных   учреждений,   реализующих
инновационные проекты в области здоровьесбережения, до 40%.
     Увеличение доли детей,  имеющих положительную динамику  состояния
здоровья по результатам диспансеризации (1 и 2 группы здоровья), до 85
%.
     Увеличение доли  обучающихся  в  общеобразовательных  учреждениях
детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом,  до
40%.
     Увеличение охвата двухразовым горячим питанием обучающихся детей,
время пребывания которых в школе превышает 8 часов, до 65%.
     Увеличение численности  сотрудников  школ,  прошедших   повышение
квалификации  в  области   сохранения  и  укрепления  здоровья   детей
школьного возраста, до 45%.
     Снижение уровня  нервно-психических  заболеваний  школьников   на
30%".
     Обучение 5   детских   андрологов   в   г.   Барнауле.   Открытие
андрологического приема в 5 детских поликлиниках г. Барнаула.
     Открытие 5 паллиативных коек в стационарах г. Барнаула для детей,
страдающих неизлечимыми заболеваниями.
     Открытие на  базе  детских  поликлиник г.  Барнаула  2  отделений
реабилитации для детей с хроническими заболеваниями.
     Организация работы 2 мобильных центров здоровья.
     Обеспечение детей первых  2 лет жизни  из малообеспеченных  семей
бесплатным молочным  питанием,  детей с  врожденной фенилкетонурией  -
лечебным питанием в 100% случаев.


Информация по документу
Читайте также