Расширенный поиск
Постановление Администрации Алтайского края от 03.10.2014 № 450АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 03.10.2014 N 450 г.Барнаул Об утверждении государственной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы В целях реализации в Алтайском крае мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, в соответствии с постановлением Администрации края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края" постановляю: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Алтайского края, председателя комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Притупова В.Г. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Алтайского края от 03.10.2014 N 450 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы ПАСПОРТ государственной программы Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы Ответственный комитет администрации Алтайского края по финансам, исполнитель налоговой и кредитной политике программы Соисполнители отсутствуют программы Участники Главное управление образования и молодежной политики программы Алтайского края, Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края, управление Алтайского края по печати и информации, управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, управление Алтайского края по культуре и архивному делу, управление Алтайского края по труду и занятости населения, Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (по согласованию), Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (по согласованию), краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский региональный ресурсный центр", краевое автономное учреждение "Алтайский центр финансовых исследований", краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края", краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования", образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (по согласованию), образовательные учреждения дошкольного образования (по согласованию), профессиональные объединения участников финансового рынка (по согласованию), муниципальные образования Алтайского края (по согласованию) Подпрограммы отсутствуют программы Программно-целевые отсутствуют инструменты программы Цель программы формирование у граждан разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг Задачи развитие кадрового и институционального потенциала в программы области повышения финансовой грамотности; реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности; реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности населения; упрощение процедур и повышение комфортности доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей; мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения Индикаторы и доля представителей целевых групп, понимающих показатели соотношение "риск - доходность" при выборе программы финансовых продуктов; доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; доля представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию; доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит; доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями; доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, справившихся с базовым тестом по финансовой арифметике; доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, понимающих личную ответственность за понесенные потери на финансовых рынках; доля действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, считающих неприемлемым поведением отказ от погашения кредита; доля представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций Сроки реализации программа реализуется в 2014 - 2016 годах. программы По итогам реализации программы, оценки эффективности проводимых мероприятий будет рассмотрен вопрос о целесообразности, формах и объемах продолжения реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности на основе созданной институциональной и методической базы Объемы общий объем финансирования программы на 2014-2016 финансирования годы составит 72601 тыс. рублей, из них: программы за счет средств краевого бюджета 29380 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 9960 тыс. рублей; в 2015 году - 11510 тыс. рублей; в 2016 году - 7910 тыс. рублей; за счет внебюджетных источников - 2500 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 0 тыс. рублей; в 2015 году - 1275 тыс. рублей; в 2016 году - 1225 тыс. рублей; за счет средств проекта - 40721 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1031 тыс. рублей; в 2015 году - 24595 тыс. рублей; в 2016 году - 15095 тыс. рублей. Объем финансирования программы подлежит ежегодному уточнению при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период Ожидаемые развитие институционального, экспертного и кадрового результаты потенциала, включая создание центров финансовой реализации грамотности и образовательно-консультационных программы пунктов, подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных учреждений в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; разработка учебных, методических и образовательных материалов и доведение их до конечных потребителей; создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности; организация постоянно функционирующей информационно-просветительской кампании на краевом уровне с участием всех видов печатных и электронных средств массовой информации; содействие усилению защиты прав потребителей финансовых услуг в Алтайском крае; проведение мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения I. Общая характеристика сферы реализации программы Понятия и термины, используемые в программе: финансовая грамотность - получение знаний и навыков управления финансовыми инструментами, способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности; целевые группы программы: учащиеся образовательных учреждений начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования; пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода; пенсионеры; представители малого и среднего предпринимательства; программа - государственная программа Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы; проект - федеральный проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации"; Алтайский краевой центр финансовой грамотности (далее - АКЦФГ) - некоммерческая организация, осуществляющая координацию усилий исполнителей программы, выполнения консультационных услуг, а также проведения семинаров и конференций, обучающих мероприятий, процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, мониторинг реализации программы финансовой грамотности, реализацию иных мероприятий; центры финансовой грамотности (далее - ЦФГ) - организации любых форм собственности, созданные на базе уже имеющихся учреждений (краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края" и его филиалы, школы, библиотеки, образовательные учреждения высшего образования, головные офисы или филиалы коммерческих банков, Центр поддержки предпринимательства Алтайского края, информационно-консультационные центры в муниципальных образованиях, Алтайская торгово-промышленная палата и т.д.), которые консультируют граждан в области финансовой грамотности (работа со школьниками, студентами, взрослыми, защита прав потребителей финансовых услуг). Список используемых сокращений: АКИПКРО - краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования"; КГБУ АРРЦ - краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский региональный ресурсный центр"; КАУ АЦФИ - краевое автономное учреждение "Алтайский центр финансовых исследований"; БП - средства, предусмотренные на финансирование проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (бюджет проекта); ВБИ - внебюджетные источники финансирования; ГУОМП - Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края; ГУЭИ - Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края; ГУ ЦБ - Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю; КБ - краевой бюджет; МФЦ - краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края"; ОПФР - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю; УКАД - управление Алтайского края по культуре и архивному делу; УПИ - управление Алтайского края по печати и информации; УРП - управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; УТЗ - управление Алтайского края по труду и занятости населения; УФНС - Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю; Финкомитет - комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике. В соответствии с Соглашением о займе между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития реализуется федеральный проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Исполнителем проекта является Министерство финансов Российской Федерации, техническое сопровождение проекта осуществляет Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов. Проект призван сформировать условия для повышения финансовой грамотности российских граждан путем разработки и внедрения образовательных программ и широкого информирования общественности о правилах грамотного финансового поведения. Проект также способствует укреплению и расширению имеющихся в России программ и проектов в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей, содействует появлению новых инициатив в этой сфере. Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта решаются две основные задачи: повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся образовательных учреждений общего, среднего профессионального и высшего образования, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов); укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг. В течение последних 10 лет развитие российского финансового сектора происходило одновременно с экономическим ростом и увеличением доходов граждан. Это привело к широкому распространению основных финансовых услуг, таких как денежные переводы и банковские депозиты, сберегательные счета, кредитные карты и т.д. Россияне демонстрируют низкую способность к долгосрочному планированию: треть взрослого населения страны не осуществляет регулярного планирования расходов. Те же, кто планирует, ограничиваются краткосрочным периодом - от месяца до полугода. Уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору, как правило, низок. Лишь каждый пятый (21 процент) россиянин в той или иной степени уверен в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения. В то же время в России высок спрос на финансовое образование. Население стремится узнать, как можно защитить свои интересы при взаимодействии с финансовыми организациями, как распознавать мошеннические финансовые схемы и избегать их. Три четверти семей хотели бы получить финансовое образование как для защиты своих финансовых интересов, так и для планирования будущих финансов. В Алтайском крае вопрос повышения финансовой грамотности населения также является актуальным. Особенность региона - высокая доля сельского населения (45,2 процента при среднероссийском уровне 26,2 процента). Показатель охвата населения Алтайского края банковскими услугами выше среднего по России и Сибирскому федеральному округу: на 100 тыс. человек в крае в среднем приходится 39 офисов банковского обслуживания (средний показатель по России - 32 банковских офиса, по Сибири - 31 банковский офис). По состоянию на 01.01.2014 на территории края осуществляли деятельность 7 региональных банков и 5 их филиалов, 12 филиалов кредитных организаций, зарегистрированных в других регионах, и 915 внутренних структурных подразделений, в том числе 270 дополнительных офисов, 162 операционных офиса, 32 кредитно-кассовых офиса, 451 операционная касса и 3 передвижных пункта кассового обслуживания. Значительно вырос спрос граждан на кредитные ресурсы. Интенсивность кредитования физических лиц в Алтайском крае в 2013 году была выше, чем по России и Сибири. Физическим лицам выдано кредитов на сумму 120,8 млрд. рублей, темп роста к уровню 2012 года составил 131,8 процента. Ссудная задолженность населения перед кредитными организациями увеличилась на 32,6 процента и достигла 141,0 млрд. рублей. Быстрый рост кредитования физических лиц привел к увеличению их доли в совокупном кредитном портфеле системы кредитных организаций края с 44,9 до 50,4 процента. В 2013 году темпы роста кредитования физических лиц были значительно выше темпов роста кредитования юридических лиц (на 26,6 процента). Для жителей Алтайского края также характерно: отсутствие планирования семейного бюджета, семейных подходов к планированию доходов и расходов; ограниченный набор выполняемых финансовых операций; неспособность принимать взвешенные, основанные на анализе всей доступной информации решения в отношении использования тех или иных финансовых продуктов или услуг, спонтанность принятия финансовых решений; низкий уровень правовых знаний в области защиты прав потребителей на финансовых рынках; недоступность для большинства граждан профессионального финансового консультирования; низкая страховая грамотность, недоверие к страховым компаниям, недооценка реальных рисков и их последствий. В регионе имеется опыт реализации программ и проектов по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования. Так, работу по финансовому просвещению населения Алтайского края ведут отдельные представители финансовых институтов и их профессиональные объединения, образовательные учреждения высшего образования, органы государственной власти и местного самоуправления. Мероприятия в сфере финансовой грамотности проводят территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в том числе УФНС, ОПФР, Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю, ГУ ЦБ. Профессиональные объединения участников финансового рынка и отдельные его участники осуществляют мероприятия, включающие: организацию "горячей линии" для населения по вопросам, связанным с функционированием финансового рынка и его институтов, оперативные юридические и финансовые консультации по вопросам взаимодействия с финансовыми организациями; распространение передового опыта управления домашними сбережениями и инвестициями, предупреждение массовых ошибок; организацию и проведение постоянно действующих общедоступных семинаров по актуальным вопросам функционирования рынка финансовых услуг (законодательство, правила инвестирования, основы безопасности личных инвестиций, налоги); реализацию обучающих программ по управлению финансами, в том числе для населения пенсионного возраста с демонстрацией возможностей современных финансовых инструментов и правил обращения с ними; повышение информационной и финансовой грамотности жителей сельских населенных пунктов в рамках реализуемого в крае проекта "Информационные технологии на селе (электронная деревня)", направленного на ликвидацию "цифрового неравенства" и предоставление возможностей дистанционного получения услуг, в том числе финансовых. В рамках программы планируется разработка, апробация и внедрение в данный проект образовательного модуля по финансовой грамотности для населения, проживающего в сельской местности; проведение студенческих конференций и олимпиад по дисциплинам "Страхование" и "Банковское дело"; социологическую диагностику групп риска: пользователей кредита, массовых инвесторов, пенсионеров и др.; проведение специализированных опросов населения с целью отслеживания динамики финансовой грамотности граждан и состояния домохозяйств, выявление новых групп и очагов риска; создание в сети Интернет информационно-консультационного ресурса для потребителей финансовых услуг; подготовку тематических выпусков газет и специальных колонок в деловых изданиях по вопросам финансового образования и проблемам домохозяйств. ГУОМП совместно с АКИПКРО в 2010 - 2013 год успешно реализовали международный проект "Темпус" по теме "Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в России и Таджикистане". В рамках проекта: разработаны, апробированы и внедрены в практику новые программы повышения квалификации, обеспечены учебно-методическими комплектами учителя, преподающие экономические дисциплины в 10-11 классах общеобразовательных школ; обучены 240 учителей общеобразовательных школ для преподавания экономических дисциплин; разработаны, апробированы и внедрены в практику программы учебных дисциплин "Экономика" (34 темы) и "Учебная фирма", учебно-методическое обеспечение к ним; создана сеть пилотных школ (64 школы), в которых подготовлены педагоги-тьютеры и преподается курс "Экономика" ученикам 10-11 классов. На базе 17 из них проводятся стажировки, в ходе которых распространяется опыт выявления и развития предпринимательских способностей учащихся. Пилотные школы работают в каждом из семи образовательных округов; по образовательной программе, созданной в рамках проекта, обучаются 1464 ученика 10-11 классов; на базе пилотных школ прошли повышение квалификации 194 учителя из регионов Сибирского федерального округа. В 2013 году Алтайский край стал победителем конкурса и реализует проект "Темпус" по теме "Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей". В этом проекте принимают участие ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова", АКИПКРО, КГБОУ СПО "Барнаульский торгово-экономический колледж", КГБОУ СПО "Алтайский промышленно-экономический колледж", КГБОУ СПО "Бийский государственный колледж", КГБОУ СПО "Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса". В апреле 2013 года Администрацией края совместно с экспертной группой по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам реализован проект "Финансовая грамотность в регионах России". Так, в рамках Недели финансовой грамотности в Алтайском крае были проведены обучающие семинары, рассчитанные на разные целевые аудитории: школьников и учителей, студентов вузов и преподавателей, трудовые коллективы, предпринимателей. Отдельно рассматривались вопросы пенсионного обеспечения, защиты от мошенничества на финансовых рынках, инвестирования. Эксперты использовали разнообразные формы работы, среди которых встречи с экономическим активом городов и районов края, молодыми семьями, представителями предприятий и организаций, мастер-классы для студентов и преподавателей вузов, деловые игры для школьников и учителей. Состоялось 37 очных встреч: 12 - для школьников, 8 - для представителей среднего и малого бизнеса, 11 - для работников бюджетной сферы. Всего в обучающих семинарах приняли участие около 3000 человек. Администрация Алтайского края информирует граждан о деятельности финансовых институтов на территории региона размещая информацию на сайтах органов исполнительной власти (на сайте ГУЭИ ведется раздел "Финансовый рынок", www.econom22. ru), налажено взаимодействие с Ассоциацией российских банков по реализации проекта "Финграм ТВ". Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю консультирует граждан по вопросам защиты прав в сфере финансов, на официальном сайте ведомства размещаются ответы на часто задаваемые вопросы по защите финансовых интересов граждан. КГБУ "Алтайская краевая научная универсальная библиотека им. В.Я. Шишкова" осуществляет подготовку брошюр, справочных материалов, проводит семинары, обсуждения по вопросам финансовой грамотности. ОПФР дает консультации по вопросам пенсионной реформы, распоряжения пенсионными накоплениями, выбора способа получения пенсии. Кроме того, ОПФР ежегодно реализует программу "Повышение пенсионной грамотности среди учащейся молодежи", целевой аудиторией которой являются учащиеся 9 - 11 классов образовательных учреждений, студенты образовательных учреждений высшего образования Алтайского края старше 14 лет. По итогам обучения проводятся тестирование, конкурс творческих работ. УФНС реализует комплекс мер по повышению налоговой культуры населения, включающий следующие мероприятия: подготовка, издание и распространение учебно-методической, информационно-справочной и иной литературы по проблемам применения налогового права; проведение конкурсов рефератов, конкурсов на лучший рисунок среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, конкурсов работ по проблемам налогового права среди учащихся и студентов экономических факультетов учреждений среднего профессионального и высшего образования, творческих конкурсов среди жителей края; содействие проведению семинаров по экономике в школах и летних лагерях для молодежного актива; издание учебных материалов по налоговому праву для средних общеобразовательных школ; проведение в вузах края викторины по налоговому праву, а также школьных и студенческих олимпиад, конкурсов; выпуск и бесплатное распространение листовок, плакатов, памяток с разъяснением основных положений законодательства о налогах, размещение тематической наружной рекламы, размещение на сайте УФНС информационно-справочных материалов по применению налогового законодательства; подготовка цикла теле- и радиопередач, публикация в краевых и местных газетах материалов по вопросам налогового права и процесса, введение рубрики "Налогоплательщику", "Все о налогах" в городских и районных газетах, демонстрация в эфире ГТРК "Алтай", ТВ "Катунь - 24" видео- и аудиороликов, обучающих видеоклипов, проведение краевого конкурса среди журналистов на лучший материал соответствующей тематики. Следует признать, что проведение мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности имеет разрозненный характер и не решает проблему финансовой безопасности населения в целом. Необходимо проводить последовательную работу с участием большого числа заинтересованных лиц - федеральных и региональных органов власти, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций, финансовых институтов. Исключительно важным условием эффективности этой работы является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения. Объединенные усилия необходимо направить на формирование у жителей Алтайского края на систематической основе знаний, практических навыков по распоряжению личными и семейными финансами. II. Приоритеты региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности, цели, задачи, основные ожидаемые результаты программы, сроки ее реализации Повышение финансовой грамотности населения является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 2043-р, рассматривает повышение финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, роста стабильности финансовой системы и конкурентоспособности российской экономики. Данные национальные инициативы призваны обеспечить укрепление среднего класса, повысить финансовое благосостояние населения и снизить экономические и финансовые риски в условиях колебаний рыночной экономики. Их реализация предполагает расширение взаимодействия населения и финансовых институтов, в том числе на основе новых финансовых схем и инструментов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к финансовой грамотности населения и уровню защиты прав потребителей в финансовой сфере. Одной из главных целей социально-экономического развития Алтайского края, определенной в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС, является повышение благосостояния и качества жизни населения. Это означает высокий уровень доходов населения и его трудовой занятости, высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг в сфере образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности. Достижение этой цели возможно при условии развития финансового рынка региона и повышения уровня финансовой грамотности населения Алтайского края. Министерством финансов Российской Федерации проведен конкурс среди субъектов Российской Федерации, реализующих региональные программы повышения финансовой грамотности населения. Алтайский край вошел в число победителей. Выполнение мероприятий по повышению финансовой грамотности на программной основе позволит скоординировать действия всех заинтересованных участников, сфокусировать усилия на приоритетных задачах, максимально использовать опыт и лучшую практику "пилотных" регионов. Особое внимание необходимо уделить учащимся общеобразовательных учреждений как наиболее восприимчивым к применению современных технологий потенциальным потребителям финансовых услуг. Основным направлением работы с данной целевой группой является формирование практических навыков планирования расходов, грамотного распоряжения личными и семейными финансами. Остается актуальной задача по разъяснению гражданам особенностей формирования накопительной части пенсии, обучению навыкам грамотного управления пенсионными накоплениями. Отдельно следует отметить необходимость обеспечения защиты прав граждан при осуществлении финансовых операций. Целью программы является формирование у граждан разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Для реализации поставленной цели в рамках программы необходимо решение следующих задач: развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности; реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности; реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности населения; упрощение процедур и повышение комфортности доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей; мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения. Реализация программы осуществляется в рамках проекта, поэтому важной задачей является содействие внедрению образовательных, информационных и других продуктов, созданных в том числе в других регионах. Выполнение мероприятий программы будет способствовать достижению одной из целей социально-экономического развития Алтайского края - повышению благосостояния и качества жизни населения. Создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов с целью повышения финансовой грамотности предоставит гражданам открытый доступ к качественным ресурсам. Проводимая исполнителями программы кампания с участием всех видов средств массовой информации позволит сформировать более ответственное отношение граждан к личным финансам, сбережениям, умение рационально использовать кредиты. Региональная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности и усиление защиты прав потребителей финансовых услуг. Будет оказана поддержка в продвижении информационной кампании, разработанной на национальном уровне, также планируется распространение информации о реализации проекта и программы по повышению финансовой грамотности. Предусмотрено финансирование закупки товаров, оплаты консультационных услуг, разработки и выпуска материалов (включая видеоролики, брошюры, рекламные объявления и другую печатную продукцию), организации серий практикумов, "круглых столов", дискуссий, консультаций с участием журналистов и т.д. Проведение публичных мероприятий позволит участникам программы обменяться опытом, организовать обсуждение наиболее актуальных тем с привлечением общественности. В рамках проекта будут разработаны и внедрены в учебный процесс образовательные программы повышения финансовой грамотности для различных целевых групп населения, в том числе для учащихся, студентов, взрослого населения, направленные на развитие базовых знаний и умений в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. Подготовка педагогов Алтайского края по указанным образовательным программам позволит внедрить их в работу образовательных учреждений на всей территории региона, проводить обучение как в годы реализации программы и проекта, так и после их завершения. Подготовленные в рамках реализации программы тьютеры и консультанты в сфере финансовой грамотности будут осуществлять консультационную поддержку взрослого населения на систематической основе. В работе со всеми целевыми группами особое внимание будет уделено вопросам обеспечения адекватного финансового дохода после выхода на пенсию, важности оценки своих финансовых возможностей при получении кредита, недопущения избыточного долга по кредитам и займам, снижения просроченной задолженности по финансовым обязательствам, создания "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, оперативного и справедливого разрешения финансовых споров и возможности отстоять свои права на финансовых рынках, использованию государственных инструментов, защиты имущественных интересов граждан посредством страхования. Проведение научных и социологических исследований позволит получить подробную информацию о поведении различных возрастных и социальных групп населения по вопросам финансовой грамотности и скорректировать направления и мероприятия программы. Конечными индикаторами реализации программы станут: рост доли представителей целевых групп, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов - на 13,5%; рост доли представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций - на 17%; рост доли представителей целевых групп, понимающих возможности материального обеспечения после выхода на пенсию - на 5,5%; рост доли потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит - на 8%; рост доли действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, уверенных в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями - на 5%; рост доли действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, справившихся с базовым тестом по финансовой арифметике - на 2%; рост доли действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, оценивающих личную ответственность за понесенные потери на финансовых рынках - на 2%; рост доли действительных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, считающих неприемлемым поведением отказ от погашения кредита - на 4%; рост доли представителей целевых групп населения, знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций - на 6%. Основные результаты реализации программных мероприятий приведены в приложении 1. III. Обобщенная характеристика мероприятий программы Для решения поставленных задач программой предусмотрена система мероприятий (приложение 2). Постановлением Администрации Алтайского края от 31.10.2013 N 569 утверждено положение о Координационном совете, распоряжением Администрации края от 13.11.2013 N 424-р утвержден его персональный состав. Задачей совета является осуществление координации и контроля за реализацией программы, а также содействие в реализации проекта на территории Алтайского края. В его состав включены представители органов государственной власти и местного самоуправления, объединений профессиональных участников финансового рынка, образовательных учреждений. В целях координации выполнения мероприятий программы запланировано создание АКЦФГ. Задачи АКЦФГ _ координация усилий исполнителей программы, а также выполнение мероприятий по оказанию консультационных услуг, проведению семинаров и конференций, организации обучающих мероприятий, мониторингу реализации программы по повышению финансовой грамотности, деятельность в качестве экспертно-методического центра и центра развития квалификаций в области финансового образования, в том числе проведение процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. В целях изучения опыта и лучшей практики "пилотных" регионов планируется проведение "круглых столов" с участием экспертов, представителей финансовых институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных учреждений. Предусматривается выездная встреча исполнителей программы в регионы, имеющие опыт реализации аналогичных программ. С 2014 года запланировано проведение конкурса и предоставление грантов на реализацию лучших идей в области финансового просвещения. В целях включения в образовательный процесс программ по финансовой грамотности в период реализации программы за счет средств проекта будет осуществлена подготовка педагогов к работе с соответствующими программами для обучающихся и их родителей. Далее будет организовано обучение учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования, высшего образования по разработанным программам. Запланировано проведение конкурсов, олимпиад, семинаров для учащихся и студентов в целях формирования навыков рационального распоряжения личными финансами, планирования семейного бюджета. В рамках проекта предусмотрено проведение единой информационной кампании. В соответствии с разработанным на федеральном уровне планом информационной кампании в крае будет реализован региональный компонент: обеспечено наполнение региональной страницы на общероссийском портале по финансовой грамотности, организовано изготовление и размещение тематических статей, аудиовизуальных материалов в региональных средствах массовой информации. Также будут организованы различные мероприятия по информированию населения об услугах финансового рынка и защите прав потребителей ("прямая линия", "час прямого провода", семинары, курсы финансовой грамотности, специализированные выставки финансовых услуг и другие мероприятия). В рамках реализации проекта запланировано обучение тьютеров и консультантов для работы со взрослым населением, которые также могут выполнять функции организаторов и координаторов проведения мероприятий по финансовой грамотности. После завершения обучения работа данных специалистов будет организована на различных площадках: АКЦФГ, ЦФГ, МФЦ, сеть краевых и муниципальных школьных библиотек, Главалтайзащиты и УТЗ. Кроме того, в указанных организациях будет осуществляться пропаганда ответственного финансового поведения посредством оформления информационных стендов и баннеров для потребителей финансовых услуг. В учреждения будут переданы разработанные памятки, пособия, иные материалы по вопросам финансовой грамотности. В целях реализации мероприятий по защите прав потребителей сотрудники Управления Роспотребнадзора, непосредственно осуществляющие защиту прав населения, пройдут повышение квалификации в рамках федерального компонента проекта. В рамках созданного регионального интернет-портала будет организована возможность on-line тестирования знаний в сфере финансовой грамотности. Также будет предоставляться юридическая помощь и осуществляться консультирование граждан по вопросам защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Созданные в рамках реализации программы образовательные модули, буклеты, пособия, иные материалы будут размещаться в сети Интернет. Отдельные усилия будут направлены на организацию обмена лучшими наработками и практикой с регионами - участниками проекта и другими заинтересованными регионами. IV. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы Общий объем финансирования программы на 2014-2016 годы составит 72601 тыс. рублей, из них: за счет средств краевого бюджета 29380 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 9960 тыс. рублей; в 2015 году - 11510 тыс. рублей; в 2016 году - 7910 тыс. рублей. за счет внебюджетных источников - 2500 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 0 тыс. рублей; в 2015 году - 1275 тыс. рублей; в 2016 году - 1225 тыс. рублей. за счет средств Проекта - 40721 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1031 тыс. рублей; в 2015 году - 24595 тыс. рублей; в 2016 году - 15095 тыс. рублей. Сводные финансовые затраты по направлениям программы представлены в приложении 3. Содержание и объемы финансирования мероприятий уточняются и корректируются ежегодно при формировании краевого бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. V. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы К основным рискам реализации программы относятся: организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, слабая координация между исполнителями программы, образовательными учреждениями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий; социальные риски, связанные с бездействием человека, сопротивлением общественности нововведениям и целям, реализуемым в рамках программы. Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема, недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации программы, несогласованности действий, низкому качеству выполнения программных мероприятий. Минимизация риска возможна за счет организации единого координационного органа (координационного совета по реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности населения в Алтайском крае) и рабочей группы при Финкомитете, а также создания исполнительного органа программы - АКЦФГ. Обеспечение постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации программы, а также корректировка программы на основе анализа данных мониторинга - все это минимизирует организационные и управленческие риски. Социальные риски могут выражаться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям в связи с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках программы результатов. Минимизация названного риска возможна за счет широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации программы. VI. Методика оценки эффективности программы Оценка эффективности реализации программы проводится по следующим критериям: степень достижения целей и решения задач; соответствие запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого бюджета; степень реализации мероприятий программы. Оценка степени достижения целей и решения задач программы проводится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов программы их плановым значениям и рассчитывается по формуле: Cel = (1/m) * (Si), где: i=1 Cel - оценка степени достижения цели, решения задачи программы; Si - оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения программы, отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи; m - число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи программы; - сумма значений. Оценка значения i-го индикатора (показателя) программы производится по формуле: Si = (Fi/Pi)*100%, где: Fi - фактическое значение i-го индикатора (показателя) программы; Pi - плановое значение i-го индикатора (показателя) программы, желаемой тенденцией развития которых является рост значений); или: Si = (Pi/Fi) *100% (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений). В случае превышения 100% выполнения расчетного значения показателя значение показателя принимается равным 100%. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств краевого бюджета программы определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования программы по формуле: Fin = K/L*100%, где: Fin - уровень финансирования реализации мероприятий программы; K - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий программы; L - плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренный на реализацию программы в соответствующем отчетном периоде. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) программы производится по следующей формуле: n Mer = (1/n) * (Rj*100%), где: j=1 Mer - оценка степени реализации мероприятий программы; Rj - показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия программы, определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как "1", в случае недостижения непосредственного результата - как "0"; n - количество мероприятий, включенных в программу; - сумма значений. Комплексная оценка эффективности реализации программы производится по следующей формуле: O = (Cel + Fin + Mer)/3, где: O - комплексная оценка. VII. Система управления реализацией программы Программа разработана в рамках реализации национального проекта и является его составной частью. Министерством финансов Российской Федерации, Некоммерческим Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и Администрацией Алтайского края подписан договор о реализации проекта, определяющий обязанности данных структур в рамках реализации проекта на территории Алтайского края. Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение на территории края мероприятий проекта и программы, разработку и утверждение порядка ее реализации, является Финкомитет. В целях обеспечения согласованных действий по реализации программы органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, финансово-кредитных, страховых организаций и иных организаций, средств массовой информации создан координационный совет. Координационный совет определяет стратегические направления работы, осуществляет общий контроль за реализацией программы, технический контроль за реализацией конкретных мероприятий в рамках программы, а также оказывает содействие в реализации проекта на территории Алтайского края. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня программных мероприятий. В состав совета вошли представители органов государственной власти и местного самоуправления, представители профессиональных объединений участников финансового рынка, учебных организаций, научной общественности. С целью оперативного управления реализацией программы при Финкомитете создается рабочая группа. Состав рабочей группы утверждается заместителем Губернатора Алтайского края, председателем комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике. Для объединения усилий всех участников, решения текущих вопросов реализации проекта и программы за счет средств проекта обеспечивается работа координаторов-консультантов. АКЦФГ также берет на себя функции по координации исполнителей программы, организует выполнение программных мероприятий: проведение семинаров, конференций по вопросам финансовой грамотности, осуществляет деятельность в качестве экспертно-методического центра в области финансового образования, содействует внедрению в регионе образовательных, информационных и других проектов, созданных в рамках проекта, участвует в проведении исследований, мониторингов, экспертиз эффективности реализации программы. С учетом высокой доли сельского населения в Алтайском крае (45,2 процента) деятельность АКЦФГ должна распространяться и на муниципальные районы. ГУОМП содействует внедрению образовательных программ, созданных в рамках проекта, участвует в подготовке региональных программ, осуществляет отбор педагогов, которых необходимо обучить работе с созданными образовательными программами, организует повышение квалификации и методическую поддержку педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности, участвует в отборе консультантов, а также в оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий, связанных с развитием потенциала в области финансового образования и реализацией программ в сфере финансового образования и повышения финансовой грамотности. В исполнении программы также участвуют ГУЭИ, Главалтайсоцзащита, УПИ, УРП, УТЗ, КГБУ АРРЦ, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения среднего профессионального образования, высшего образования, ОПФР, профессиональные объединения участников финансового рынка, иные организации. В выполнении мероприятий программы участвуют также МФЦ и его филиалы, АКИПКРО, краевые и муниципальные, школьные библиотеки в части информирования населения, проведения консультаций, семинаров, конференций, дней финансовой грамотности. Администрации городов и районов края обеспечивают информирование населения о проводимых мероприятиях путем размещения статей в районных и городских газетах, организуют предоставление помещений для проведения мероприятий по финансовой грамотности, реализуют другие организационные вопросы. Исполнители программы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий программы: обеспечивают разработку нормативных правовых актов Алтайского края, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий программы; обеспечивают взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также организациями, осуществляющими внебюджетное финансирование мероприятий программы, по вопросам их реализации; организуют работу по реализации программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях и обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Алтайского края по вопросам реализации программы; проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий. Программа является частью совместного проекта Российской Федерации и Международного банка развития и реконструкции, Министерством финансов Российской Федерации будут осуществляться мониторинг и оценка результатов реализации программы. Оценка воздействия программы будет проводиться на основе мониторинга и независимой оценки эффективности реализации программы. Исследования по оценке воздействия станут основой принятия решений о расширении наиболее эффективных инициатив, пересмотре структуры программы, доработке конкретных инициатив. Отчеты о результатах реализации программы как части федерального проекта, в том числе реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, готовятся и представляются в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, а также иными органами управления федеральным проектом. Мероприятия, разработанные и реализуемые в рамках проекта и программы на 2014-2016 годы (такие как организация деятельности АКЦФГ и ЦФГ; проведение занятий в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего образования по разработанным методикам; обучение субъектов малого и среднего предпринимательства финансовой грамотности; проведение в образовательных учреждениях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами, а также налогового права; проведение разовых и (или) систематических мероприятий по разъяснению основ ответственного финансового поведения; освещение мероприятий по повышению финансовой грамотности через интернет-сайт, а также ведение региональной страницы на федеральном веб-портале, освещающей мероприятия по повышению финансовой грамотности населения; проведение консультаций, семинаров, конференций, дней финансовой грамотности и других мероприятий), будут продолжены на территории Алтайского края. Формы работы, объемы финансирования будут уточнены по итогам реализации мероприятий программы в 2014-2016 годах. Финкомитет контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению. Финкомитет ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует отчет о реализации программы и направляет его в ГУЭИ. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к государственной программе Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы СВЕДЕНИЯ об индикаторах (показателях) государственной программы Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы и их значениях +-----+---------------------------------------+-----------+-----------------------------------------------------------------+ | N | Наименование индикатора | Единица | Значение по годам (нарастающим итогом) | | п/п | (показателя) | измерения | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+--------------------------------------+ | | | | 2012 | 2013 | годы реализации государственной | | | | | (факт) | (оценка) | программы | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | | | | | | 2014 | 2015 | 2016 | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 1 | Наличие координатора реализации | да/нет | нет | нет | да | да | да | | | программы на региональном уровне | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 2 | Наличие координационного совета при | да/нет | нет | нет | да | да | да | | | Администрации Алтайского края | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 3 | Наличие рабочей группы при | да/нет | нет | нет | да | да | да | | | Финкомитете | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 4 | Количество подготовленных педагогов, | человек | 0 | 0 | 0 | 600 | 1200 | | | реализующих программы повышения | | | | | | | | | финансовой грамотности (нарастающим | | | | | | | | | итогом) | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 5 | Доля учащихся общеобразовательных | % | 0 | 0 | 0 | 23,0 | 50,0 | | | учреждений, охваченных мероприятиями | | | | | | | | | программы по повышению финансовой | | | | | | | | | грамотности (нарастающим итогом) | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 6 | Количество учащихся | человек | 0 | 0 | 0 | 54036 | 117470 | | | общеобразовательных учреждений, | | | | | | | | | охваченных мероприятиями программы по | | | | | | | | | повышению финансовой грамотности | | | | | | | | | (нарастающим итогом) | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 7 | Доля студентов и слушателей | % | 0 | 0 | 0 | 23,0 | 50,0 | | | образовательных учреждений среднего | | | | | | | | | профессионального образования, | | | | | | | | | охваченных мероприятиями программы по | | | | | | | | | повышению финансовой грамотности | | | | | | | | | (нарастающим итогом) | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 8 | Количество студентов и слушателей | человек | 0 | 0 | 0 | 9213 | 20028 | | | образовательных учреждений среднего и | | | | | | | | | высшего профессионального | | | | | | | | | образования, охваченных мероприятиями | | | | | | | | | программы (нарастающим итогом) | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 9 | Количество подготовленных тьютеров и | человек | 0 | 0 | 26 | 156 | 156 | | | консультантов в сфере финансовой | | | | | | | | | грамотности (нарастающим итогом) | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 10 | Количество взрослого населения, | человек | 0 | 0 | 0 | не менее | не менее | | | охваченного консультационной | | | | | 5000 | 15000 | | | поддержкой по вопросам финансовой | | | | | | | | | грамотности и защиты прав | | | | | | | | | потребителей финансовых услуг | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 11 | Наличие плана информационной кампании | да/нет | нет | нет | нет | да | да | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ | 12 | Наличие фирменной символики программы | да/нет | нет | нет | да | да | да | | | и брендбука по ее использованию | | | | | | | +-----+---------------------------------------+-----------+-------------+------------+------------+------------+------------+ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к государственной программе Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий государственной программы Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+------------------------------------+----------------------+ | N | Цель, задача, | Срок | Участник программы | Сумма расходов, тыс. рублей | Источники | | п/п | мероприятие | реализации | | | финансирования | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------++----------------------+ | | | | | 2014 | 2015 | 2016 | всего | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 1 | Цель - формирование у | 2014-2016 годы | Финкомитет, АКЦФГ, ГУЭИ, | 10991 | 37380 | 24230 | 72601 | всего, в том числе | | | граждан разумного | | ГУОМП, ОПФР, | | | | | | | | финансового поведения в | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | принятии обоснованных | | УПИ, УРП, Управление | | | | | | | | решений по отношению к | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | личным финансам, и | | КГБУ АРРЦ, КАУ АЦФИ, | | | | | | | | повышение эффективности | | АКИПКРО, МФЦ, | | | | | | | | защиты прав граждан как | | профессиональные | | | | | | | | потребителей финансовых | | объединения участников | | | | | | | | услуг | | финансового рынка, | | | | | | | | | | муниципальные | | | | | | | | | | образования, ГУ ЦБ | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 1031 | 24595 | 15095 | 40721 | БП | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 9960 | 11510 | 7910 | 29380 | КБ | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 1275 | 1225 | 2500 | ВБИ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 2 | Задача 1. Развитие | 2014-2016 годы | Финкомитет, АКЦФГ, ГУЭИ, | 3111 | 18095 | 15395 | 36601 | всего, в том числе | | | кадрового и | | ГУОМП, КГБУ АРРЦ, | | | | | | | | институционального | | АКИПКРО, профессиональные | | | | | | | | потенциала в области | | объединения участников | | | | | | | | повышения финансовой | | финансового рынка, | | | | | | | | грамотности | | муниципальные образования | | | | | | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 1031 | 15595 | 13095 | 29721 | БП | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 2080 | 2500 | 2300 | 6880 | КБ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 3 | Мероприятие 1.1. | 2014-2016 годы | Финкомитет, КГБУ АРРЦ, | 1330 | 2000 | 2000 | 5330 | КБ | | | Создание и организация | | ГУЭИ, ГУОМП, КАУ АЦФИ | | | | | | | | деятельности Алтайского | | | | | | | | | | центра (центров) | | | | | | | | | | финансовой грамотности | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 4 | Мероприятие 1.2. | 2014-2016 годы | ГУОМП, АКИПКРО, АКЦФГ | 0 | 12570 | 12570 | 25140 | БП | | | Повышение квалификации и | | | | | | | | | | методическая поддержка | | | | | | | | | | педагогов, реализующих | | | | | | | | | | программы повышения | | | | | | | | | | финансовой грамотности | | | | | | | | | | для обучающихся | | | | | | | | | | общеобразовательных | | | | | | | | | | учреждений, учреждений | | | | | | | | | | начального и среднего | | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | | образования, детских | | | | | | | | | | домов и интернатов | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 5 | Мероприятие 1.3. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, ГУЭИ, ГУОМП, | 506 | 1975 | 0 | 2481 | БП | | | Подготовка тьютеров и | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | консультантов в сфере | | УРП, ОПФР, Управление | | | | | | | | финансовой грамотности | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | | | КГБУ АРРЦ, КАУ АЦФИ, | | | | | | | | | | АКИПКРО, МФЦ, | | | | | | | | | | профессиональные | | | | | | | | | | объединения участников | | | | | | | | | | финансового рынка, | | | | | | | | | | муниципальные образования | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 6 | Мероприятие 1.4. | 2014-2016 годы | Финкомитет, АКЦФГ, КГБУ | 525 | 1050 | 525 | 2100 | БП | | | Обеспечение | | АРРЦ, КАУ АЦФИ | | | | | | | | консультационной | | | | | | | | | | поддержки реализации | | | | | | | | | | программы | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 7 | Мероприятие 1.5. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, Финкомитет, ГУЭИ, | 750 | 500 | 300 | 1550 | КБ | | | Организация конференций, | | ГУОМП, | | | | | | | | семинаров, круглых | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | столов, выездных встреч | | УРП, ОПФР, КАУ АЦФИ, МФЦ, | | | | | | | | и других мероприятий, | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | участие в них в целях | | Управление | | | | | | | | обмена опытом реализации | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | мероприятий по повышению | | КГБУ АРРЦ, АКИПКРО, | | | | | | | | финансовой грамотности | | профессиональные | | | | | | | | населения | | объединения участников | | | | | | | | | | финансового рынка, | | | | | | | | | | муниципальные образования | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 8 | Задача 2. Реализация | 2014-2016 годы | ГУОМП, АКЦФГ, Финкомитет, | 2530 | 9860 | 1660 | 14050 | всего, в том числе | | | образовательных программ | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | по повышению финансовой | | УРП, ОПФР, Управление | | | | | | | | грамотности | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | | | КГБУ АРРЦ, КАУ АЦФИ, | | | | | | | | | | АКИПКРО, МФЦ, | | | | | | | | | | профессиональные | | | | | | | | | | объединения участников | | | | | | | | | | финансового рынка, | | | | | | | | | | муниципальные образования | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 6000 | 0 | 6000 | БП | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 2530 | 3710 | 1510 | 7750 | КБ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 150 | 150 | 300 | ВБИ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 9 | Мероприятие 2.1. | 2014-2016 годы | ГУОМП | 0 | 0 | 0 | 0 | | | | Реализация | | | | | | | | | | образовательных программ | | | | | | | | | | в общеобразовательных | | | | | | | | | | учреждениях, учреждениях | | | | | | | | | | начального и среднего | | | | | | | | | | профессионального | | | | | | | | | | образования | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 10 | Мероприятие 2.2. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, КГБУ АРРЦ, УРП | 100 | 100 | 100 | 300 | КБ | | | Обучение субъектов | | | | | | | | | | малого и среднего | | | | | | | | | | предпринимательства | | | | | | | | | | вопросам финансовой | | | | | | | | | | грамотности | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 11 | Мероприятие 2.3. | 2014-2016 годы | ГУОМП, УФНС, АКЦФГ, КАУ | 170 | 170 | 160 | 500 | КБ | | | Проведение в | | АЦФИ, профессиональные | | | | | | | | образовательных | | объединения участников | | | | | | | | учреждениях викторин, | | финансового рынка | | | | | | | | олимпиад, творческих | | | | | | | | | | конкурсов, деловых игр, | | | | | | | | | | направленных на | | | | | | | | | | формирование ответ- | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 150 | 150 | 300 | ВБИ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | ственного распоряжения | | | | | | | | | | личными и семейными | | | | | | | | | | финансами | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 12 | Мероприятие 2.4. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, Финкомитет, КАУ | 1500 | 2000 | 500 | 4000 | КБ | | | Предоставление грантов | | АЦФИ, КГБУ АРРЦ, ГУЭИ, | | | | | | | | на лучшую идею в области | | ГУОМП | | | | | | | | финансового просвещения | | | | | | | | | | и ее реализации | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 13 | Мероприятие 2.5. | 2014-2016 годы | ГУОМП, АКЦФГ | 0 | 250 | 250 | 500 | КБ | | | Проведение тематических | | | | | | | | | | занятий в детских летних | | | | | | | | | | лагерях | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 14 | Мероприятие 2.6. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, ГУЭИ, ГУОМП, | 760 | 1190 | 500 | 2450 | КБ | | | Проведение разовых и | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | (или) систематических | | УРП, ОПФР, Управление | | | | | | | | мероприятий по | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | разъяснению основ | | КГБУ АРРЦ, АКИПКРО, МФЦ, | | | | | | | | ответственного | | профессиональные | | | | | | | | финансового поведения | | объединения участников | | | | | | | | | | финансового рынка, | | | | | | | | | | муниципальные образования | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 15 | Мероприятие 2.7. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, КАУ АЦФИ, КГБУ | 0 | 6000 | 0 | 6000 | БП | | | Разработка, апробация и | | АРРЦ, УРП | | | | | | | | внедрение | | | | | | | | | | образовательного модуля | | | | | | | | | | по финансовой | | | | | | | | | | грамотности для | | | | | | | | | | населения, проживающего | | | | | | | | | | в сельской местности | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 16 | Задача 3. Реализация | 2014-2016 годы | АКЦФГ, УПИ, КГБУ АРРЦ, | 4700 | 4900 | 3450 | 13050 | всего, в том числе | | | информационной кампании | | КАУ АЦФИ, ГУОМП, МФЦ, | | | | | | | | по повышению финансовой | | УКАД | | | | | | | | грамотности населения, в | | | | | | | | | | том числе направленной | | | | | | | | | | на разъяснение принципов | | | | | | | | | | рационального | | | | | | | | | | использования кре | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 4700 | 4900 | 3450 | 13050 | КБ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | дитных и страховых | | | | | | | | | | продуктов и не допущение | | | | | | | | | | избыточного долга по | | | | | | | | | | финансовым | | | | | | | | | | обязательствам | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 17 | Мероприятие 3.1. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, УПИ, КГБУ АРРЦ | 0 | 0 | 0 | 0 | | | | Разработка плана | | | | | | | | | | информационной кампании | | | | | | | | | | в Алтайском крае по | | | | | | | | | | повышению финансовой | | | | | | | | | | грамотности населения | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 18 | Мероприятие 3.2. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, УПИ, КГБУ АРРЦ | 200 | 200 | 50 | 450 | КБ | | | Обучение редакторов и | | | | | | | | | | журналистов краевых и | | | | | | | | | | муниципальных СМИ в | | | | | | | | | | рамках проведения | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | программ, тренингов и | | | | | | | | | | семинаров | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 19 | Мероприятие 3.3. Издание | 2014-2016 годы | АКЦФГ, КГБУ АРРЦ, КАУ | 2500 | 2700 | 2200 | 7400 | КБ | | | информационных брошюр, | | АЦФИ, ГУОМП, ГУЭИ, МФЦ, | | | | | | | | буклетов, оформления | | УКАД | | | | | | | | отдельных стендов, | | | | | | | | | | баннеров, приобретение | | | | | | | | | | учебников и иных пособий | | | | | | | | | | по финансовой | | | | | | | | | | грамотности, в том числе | | | | | | | | | | направленных на | | | | | | | | | | разъяснение принципов | | | | | | | | | | рационального | | | | | | | | | | использования кредитных | | | | | | | | | | и страховых продуктов и | | | | | | | | | | не допущение избыточного | | | | | | | | | | долга по финансовым | | | | | | | | | | обязательствам | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 20 | Мероприятие 3.4. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, УПИ, КГБУ АРРЦ, | 2000 | 2000 | 1200 | 5200 | КБ | | | Разработка и выпуск | | КАУ АЦФИ, МФЦ, | | | | | | | | (демонстрация) | | профессиональные | | | | | | | | региональных информацион | | объединения | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | ных материалов по | | участников финансового | | | | | | | | вопросам финансовой | | рынка, муниципальные | | | | | | | | грамотности для СМИ, в | | образования | | | | | | | | том числе направленных | | | | | | | | | | на разъяснение принципов | | | | | | | | | | рационального | | | | | | | | | | использования кредитных | | | | | | | | | | и страховых продуктов и | | | | | | | | | | не допущение избыточного | | | | | | | | | | долга по финансовым | | | | | | | | | | обязательствам | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 21 | Мероприятие 3.5 Ведение | 2014-2016 годы | АКЦФГ, КГБУ АРРЦ, УПИ | 0 | 0 | 0 | 0 | | | | региональной страницы на | | | | | | | | | | федеральном веб-портале | | | | | | | | | | по финансовой | | | | | | | | | | грамотности | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 22 | Задача 4. Упрощение | 2014-2016 годы | АКЦФГ, | 250 | 1375 | 1325 | 2950 | всего, в том числе | | | процедур и повышение | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | комфортности доступа к | | УРП, ОПФР, Управление | | | | | | | | информации для | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | потребителей финансовых | | МФЦ, профессиональные | | | | | | | | услуг, защита прав | | объединения участников | | | | | | | | потребителей | | финансового рынка | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 250 | 250 | 250 | 750 | КБ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 1125 | 1075 | 2200 | ВБИ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 23 | Мероприятие 4.1. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, | 0 | 300 | 300 | 600 | ВБИ | | | Проведение "дней | | Главалтайсоцзащита, УКАД, | | | | | | | | открытых дверей", | | УРП, ОПФР, Управление | | | | | | | | "горячих линий", часа | | Роспотребнадзора, УФНС, | | | | | | | | "прямого провода" по | | МФЦ, профессиональные | | | | | | | | вопросам, связанным с | | объединения участников | | | | | | | | функционированием | | финансового рынка | | | | | | | | финансового рынка и его | | | | | | | | | | институтов, | | | | | | | | | | налогообложению, | | | | | | | | | | пенсионному обеспечению | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 24 | Мероприятие 4.2. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, АКУНБ им. В.Я. | 250 | 250 | 250 | 750 | КБ | | | Проведение | | Шишкова, профессиональные | | | | | | | | специализированных | | объединения участников | | | | | | | | выставок банковских и | | финансового рынка | | | | | | | | других | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 750 | 700 | 1450 | ВБИ | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | финансовых услуг, | | | | | | | | | | ярмарок и выставок | | | | | | | | | | финансовой литературы | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 25 | Мероприятие 4.3. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, Управление | 0 | 75 | 75 | 150 | ВБИ | | | Организация on-line | | Роспотребнадзора, | | | | | | | | тестирования знаний в | | профессиональные | | | | | | | | сфере финансовой | | объединения участников | | | | | | | | грамотности и защиты | | финансового рынка | | | | | | | | прав потребителей | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 26 | Задача 5. Мониторинг и | 2014-2016 годы | АКЦФГ, Финкомитет, КГБУ | 400 | 3150 | 2400 | 5950 | всего, в том числе | | | оценка уровня финансовой | | АРРЦ, КАУ АЦФИ, | | | | | | | | грамотности населения | | муниципальные образования | | | | | | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 400 | 150 | 400 | 950 | КБ | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | | | | | 0 | 3000 | 2000 | 5000 | БП | | | | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 27 | Мероприятие 5.1. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, Финкомитет, ГУЭИ, | 400 | 150 | 400 | 950 | КБ | | | Проведение мониторингов, | | КГБУ АРРЦ, КАУ АЦФИ, | | | | | | | | анкетирований, изучений | | муниципальные образования | | | | | | | | уровня финансовой | | | | | | | | | | грамотности населения | | | | | | | | | | Алтайского края | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ | 28 | Мероприятие 5.2. | 2014-2016 годы | АКЦФГ, финкомитет, ГУЭИ, | 0 | 3000 | 2000 | 5000 | БП | | | Проведение независимой | | КГБУ АРРЦ, КАУ АЦФИ, | | | | | | | | оценки эффективности | | муниципальные образования | | | | | | | | реализации программы и | | | | | | | | | | ее мероприятий | | | | | | | | +-----+--------------------------+----------------+---------------------------+--------+--------+--------+--------+-----------------------+ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к государственной программе Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы ОБЪЕМ финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Алтайского края "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Алтайском крае" на 2014-2016 годы +---------------------------------------------------------------------+---------------------------------------------------+ | Источники и направления расходов | Сумма расходов, тыс. руб. | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | | 2014 | 2015 | 2016 | всего | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | Всего финансовых затрат | 10991 | 37380 | 24230 | 72601 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | в том числе | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из краевого бюджета | 9960 | 11510 | 7910 | 29380 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства | 1031 | 24595 | 15095 | 40721 | | проекта | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из внебюджетных источников | 0 | 1275 | 1225 | 2500 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | Капитальные вложения | 0 | 0 | 0 | 0 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | в том числе | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из краевого бюджета | 0 | 0 | 0 | 0 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства | 0 | 0 | 0 | 0 | | проекта | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из внебюджетных источников | 0 | 0 | 0 | 0 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | НИОКР* | 0 | 0 | 0 | 0 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | в том числе | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из краевого бюджета | 0 | 0 | 0 | 0 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства | 0 | 0 | 0 | 0 | | проекта | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из внебюджетных источников | 0 | 0 | 0 | 0 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | Прочие расходы | 10991 | 37380 | 24230 | 72601 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | в том числе | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из краевого бюджета | 9960 | 11510 | 7910 | 29380 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из федерального бюджета (на условиях софинансирования) средства | 1031 | 24595 | 15095 | 40721 | | проекта | | | | | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ | из внебюджетных источников | 0 | 1275 | 1225 | 2500 | +---------------------------------------------------------------------+------------+------------+------------+------------+ * Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|