Расширенный поиск
Закон Алтайского края от 13.07.1998 № 41-ЗСРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АЛТАЙСКИЙ КРАЙ ЗАКОН АЛТАЙСКОГО КРАЯ Утратил силу - Закон Алтайского края от 04.09.2001 г. N 49-ЗС О профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов Настоящий Закон определяет цели, задачи и систему профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, а также устанавливает правовую основу взаимодействия органов государственной власти Алтайского края (далее - край в соответствующем падеже) с иными органами и учреждениями, общественными объединениями, религиозными объединениями, негосударственными организациями в комплексном решении проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. Глава 1. Общие положения Статья 1. Правовая основа настоящего Закона Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные правовые акты, касающиеся защиты прав и интересов несовершеннолетних, ратифицированные Российской Федерацией, законы и иные нормативные правовые акты края. Глава 2. Государственные, иные органы и учреждения профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. Их компетенция Статья 2. Система государственных, иных органов и учреждений профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов Систему государственных, иных органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, составляют комитеты администрации края по социальной защите населения, здравоохранению, образованию, делам молодежи, физкультуре и спорту, культуре и туризму, труду, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю, управление внутренних дел Алтайского края, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения органов социальной защиты населения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения органов образования (далее - специальные учебно-воспитательные учреждения в соответствующем падеже), учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, а также органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Статья 3. Основные задачи в области профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов Основными задачами государственных, иных органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, являются: выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, вовлечения их в преступную или иную противоправную деятельность; выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними; оказание помощи несовершеннолетним в защите и восстановлении их нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; оказание помощи семьям, имеющим детей, в предупреждении правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов; проведение профилактической работы с родителями (лицами, их заменяющими), злостно не выполняющими свои обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних. Статья 4. Финансовое обеспечение системы государственных, иных органов и учреждений, осуществляющих профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов Финансовое обеспечение системы государственных, иных органов и учреждений, указанных в статье 2 настоящего Закона, осуществляется за счет соответствующих бюджетов, средств спонсоров, привлечения банковских кредитов и других источников в соответствии с действующим законодательством. Финансирование государственных и муниципальных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования. Абсолютные размеры нормативов финансирования учреждений подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции. Привлечение учреждениями дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов (или) абсолютных размеров финансирования учреждений из бюджета учредителя. Статья 5. Координация деятельности государственных, иных органов и учреждений в области профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов Координация деятельности государственных, иных органов и учреждений в области профилактики и безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов возлагается на Комиссию по делам несовершеннолетних администрации края (далее в статье - Комиссия в соответствующем падеже). Положение о Комиссии, разработанное на основе Положения о комиссии по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, и ее персональный состав утверждает глава администрации края. Комиссию возглавляет заместитель главы администрации края. Статья 6. Комиссии по делам несовершеннолетних. Их обязанности и права Комиссии по делам несовершеннолетних создаются при администрациях муниципальных образований и районов в городах (далее - комиссии, комиссия в соответствующем падеже и числе). Комиссии, созданные при администрациях городов, районов, районов в городах, по решениям соответствующих органов местного самоуправления являются постоянно действующими органами. Комиссию возглавляет заместитель главы администрации муниципального образования, района в городе. Численный состав штатных работников комиссии определяется главой администрации, при которой она создается, с учетом несовершеннолетнего населения, как правило, из расчета один специалист по работе с детьми на 4,5 тысячи населения в возрасте до 18 лет. В состав комиссии входят ответственный секретарь, специалисты, имеющие юридическое, педагогическое или иное высшее образование либо опыт работы с несовершеннолетними. На общественных началах и принципе добровольности в состав комиссий могут входить представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждений, общественных объединений, желающие оказать комиссиям помощь в осуществлении их задач. Комиссии: организуют работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов; определяют формы трудового и иного устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, и соответствующие постановления, основанные на заключении и рекомендациях медико-психолого-педагогической комиссии с указанием формы устройства несовершеннолетних, направляют в заинтересованные органы и организации; оказывают помощь несовершеннолетним в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности; координируют усилия органов государственной власти края, местного самоуправления, иных органов и учреждений по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов; рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних: совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные деяния; совершивших в возрасте от 14 лет до 18 лет общественно опасные деяния, в отношении которых отказано в возбуждении уголовных дел или прекращены уголовные дела; совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения, предусмотренные статьями 14, 195, 201 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, законом края "Об административной ответственности за нарушения правопорядка на территории Алтайского края"; рассматривают дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних; рассматривают ходатайства образовательных учреждений об исключении обучающихся несовершеннолетних, достигших пятнадцатилетнего возраста и не получивших основного общего образования, - за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения; применяют к несовершеннолетним, родителям (лицам, их заменяющим) за совершенные правонарушения, перечисленные в настоящей статье, меры воздействия, предусмотренные законом; осуществляют контроль в пределах предоставленных им полномочий за условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними, соблюдением их прав и законных интересов в учреждениях государственной системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних; оказывают помощь в трудовом и ином устройстве несовершеннолетних, выпускников детских домов, школ - интернатов, профессиональных училищ, специальных учебно-воспитательных учреждений; в соответствии с законодательством обращаются в суд с иском о защите законных интересов несовершеннолетних, восстановлении их нарушенных прав. Решения комиссий оформляются в виде постановлений. Статья 7. Органы социальной защиты населения. Их обязанности и права Органы социальной защиты населения: организуют работу с несовершеннолетними и их семьями, формируют систему социальных услуг для оказания своевременной помощи; проводят работу по формированию и развитию сети учреждений социального обслуживания несовершеннолетних; осуществляют финансовое, кадровое, организационно-методическое и материально-техническое обеспечение деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних; ведут учет и оказывают материальную и иную помощь многодетным, неполным, опекунским семьям, семьям, имеющим детей - инвалидов, несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; принимают меры (совместно со службой занятости) по созданию рабочих мест для несовершеннолетних; участвуют в организации летнего отдыха несовершеннолетних; занимаются (совместно с заинтересованными ведомствами) трудовым и иным устройством несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы, выпускников детских домов, школ - интернатов, профессиональных училищ, закрытых специальных учебно-воспитательных учреждений. Статья 8. Обязанности органов образования в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов Органы образования: организуют воспитательную работу с несовершеннолетними и их родителями посредством детских садов, школ, других образовательных учреждений; разрабатывают и внедряют программы социального воспитания несовершеннолетних и их родителей (лиц, их заменяющих); обобщают и распространяют (совместно с заинтересованными ведомствами) опыт работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов; осуществляют подготовку и переподготовку социальных педагогов, психологов и специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами несовершеннолетних и их семей; используют возможности средств массовой информации в распространении отечественного и зарубежного опыта по оказанию помощи несовершеннолетним и их семьям; занимаются (совместно с заинтересованными ведомствами) трудовым и иным устройством несовершеннолетних, оставивших учебу в профессиональных училищах, выпускников детских домов, бывших воспитанников учебно-воспитательных учреждений. Статья 9. Обязанности органов опеки и попечительства в области профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов Органы опеки и попечительства: организуют выявление детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для жизни и воспитания в семье, принимают меры по их трудовому и иному устройству и созданию благоприятных условий для всестороннего развития, охраны жизни и здоровья; обеспечивают защиту личных, имущественных, жилищных и иных законных интересов несовершеннолетних; устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей; выносят решения о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные или другие учреждения для несовершеннолетних, приемные, патронатные семьи. Статья 10. Органы и учреждения здравоохранения. Их функции Органы и учреждения здравоохранения участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов посредством детских поликлиник, женских консультаций, родовспомогательных и других лечебно-профилактических и специализированных учреждений. Лечебно-профилактические и специализированные учреждения осуществляют: женская консультация - работу с женщинами из группы социального риска с целью профилактики отказа от ребенка; родильный дом (отделение) - работу с женщинами с целью профилактики отказа от ребенка, в том числе больного, определение судьбы ребенка, оставленного в родовспомогательном учреждении (усыновление, устройство в дом ребенка); стационар - обследование на срок более 2-х месяцев несовершеннолетних, лишенных попечения родителей, с последующей подготовкой рекомендаций об их устройстве с учетом состояния здоровья в учреждения системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения; дом ребенка - выхаживание, динамическое наблюдение и определение состояния здоровья детей в возрасте до 4 лет с последующим решением вопроса об их устройстве, а также воспитание и оказание лечебно-коррекционной помощи детям раннего и дошкольного возраста с дефектами умственного и физического развития на период, определенный медицинскими показаниями; наркологический (психоневрологический) диспансер - выявление, наблюдение, обследование и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические или иные подобные средства; детские психиатрические больницы (отделения) - обследование и лечение несовершеннолетних с различными формами психической патологии; медико-социальные учреждения - оказание помощи нуждающимся несовершеннолетним, участие в работе по подготовке социально здоровой семьи. Органы здравоохранения обязаны сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних по месту жительства о несовершеннолетних, нуждающихся в защите их прав и законных интересов. Статья 11. Подразделения милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Их функции Подразделения милиции общественной безопасности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: предупреждают преступления и административные правонарушения несовершеннолетних; проводят профилактическую работу с несовершеннолетними: осужденными к лишению свободы условно, а также к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; совершившими преступления, но освобожденными от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии; совершившими общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; обвиняемыми в совершении преступлений и не заключенными под стражу в период предварительного следствия; освобожденными из мест лишения свободы; вернувшимися из закрытых специальных учебно-воспитательных учреждений; совершившими правонарушения, влекущие меры административного взыскания; употребляющими спиртные напитки, наркотические или иные подобные средства, а также родителями (лицами, их заменяющими), имеющими детей, перечисленных в настоящей статье, в случаях, если они не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим поведением способствуют совершению ими правонарушений; рассматривают заявления и сообщения о правонарушениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и принимают по ним решения в соответствии с законом; участвуют в подготовке и проведении комплексных мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Статья 12. Органы и учреждения культуры, туризма, физкультуры и спорта. Их функции Органы и учреждения культуры, туризма, физкультуры и спорта в пределах своей компетенции участвуют в работе по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, оказывают содействие несовершеннолетним, склонным к противоправному поведению, в реализации их прав на удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, занятиям физической культурой, спортом, туризмом. Статья 13. Органы и учреждения по делам молодежи. Их функции Органы и учреждения по делам молодежи участвуют в работе по предупреждению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, оказывают в пределах своей компетенции социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации, способствуют развитию военно-патриотических клубов, детских подростковых и молодежных организаций и вовлечению в них несовершеннолетних. Статья 14. Органы занятости и труда. Их функции Органы занятости в соответствии с законодательством обеспечивают: проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости несовершеннолетних; обучение профессии (специальности), повышение квалификации несовершеннолетних из числа безработных граждан; создание дополнительных рабочих мест для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке. Органы труда, Государственная инспекция труда Алтайского края и ее территориальные подразделения осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в отношении работающих несовершеннолетних. Статья 15. Общественные объединения, религиозные объединения и негосударственные организации. Их функции Общественные объединения, религиозные объединения, негосударственные организации в соответствии с их уставами и положениями участвуют в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав в области образования, нравственного, физического, трудового воспитания, утверждения здорового образа жизни, оказывают помощь многодетным матерям, детям, оставшимся без попечения родителей; содействуют социальной реабилитации осужденных несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений. Общественные объединения, религиозные объединения, негосударственные организации взаимодействуют с субъектами государственной системы профилактики, могут вносить предложения по совершенствованию системы профилактики, благотворительной деятельности, а также индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их семьями. Глава 3. Специальные и специализированные учреждения для несовершеннолетних. Их функции Статья 16. Специальные учебно-воспитательные учреждения Специальные учебно-воспитательные учреждения обеспечивают психолого-медико-педагогическую и социальную реабилитацию несовершеннолетних, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального образования. К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся: специальные общеобразовательные школы; специальные профессионально-технические училища; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния; другие виды учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания. Специальные учебно-воспитательные учреждения создаются по решению администрации края по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Специальные учебно-воспитательные учреждения могут быть открытыми и закрытыми. В открытые специальные учебно-воспитательные учреждения принимаются несовершеннолетние, в т.ч. оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 8 до 18 лет, требующие специального педагогического подхода, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей (лиц, их заменяющих). Закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения создаются для несовершеннолетних, виновно совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также несовершеннолетних, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности или наказания в соответствии с законом. Срок, порядок и условия нахождения несовершеннолетнего в специальных учебно-воспитательных учреждениях определяются настоящим Законом и Положениями об этих учреждениях, утвержденными правительством Российской Федерации. Статья 17. Специализированные учреждения для несовершеннолетних Специализированные учреждения для несовершеннолетних (далее специализированные учреждения в соответствующем падеже) в пределах своей компетенции проводят профилактическую и иную работу с несовершеннолетними, обеспечивают социальную и другую реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. К специализированным учреждениям относятся: социально-реабилитационные центры; социальные приюты; центры помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. Специализированные учреждения создаются по решениям администрации края, органов местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих органов социальной защиты населения, которые определяют виды этих учреждений, порядок их деятельности, оказывают им необходимую организационно-методическую помощь. Специализированные учреждения проводят профилактическую и иную работу с несовершеннолетними: нуждающимися в экстренной социальной, психологической, психотерапевтической помощи; испытывающими трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами; подвергшимися любым формам физического и психического насилия; отказавшимися жить в семье или образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих); не имеющими постоянного места жительства и средств к существованию; допускающими правонарушения. Специализированные учреждения: обеспечивают временное проживание безнадзорных несовершеннолетних в возрасте от 4 до 18 лет с предоставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода и соблюдением норм гигиены; выявляют причины и условия безнадзорности несовершеннолетних и принимают меры к их устранению; оказывают психологическую, психокоррекционную, социальную и иную помощь семьям, имеющим детей, и содействуют возвращению несовершеннолетних к родителям (лицам, их заменяющим); участвуют (совместно с заинтересованными ведомствами) в трудовом и ином устройстве несовершеннолетних. Статья 18. Основания помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения органов социальной защиты населения Основанием для помещения несовершеннолетнего в специализированные учреждения органов социальной защиты населения являются: заявление родителей (лиц, их заменяющих); заявление несовершеннолетнего; направление комиссии по делам несовершеннолетних, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, органов внутренних дел. Статья 19. Основания помещения несовершеннолетних правонарушителей в закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения В закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние моложе 11 лет, а также при наличии у них медицинских противопоказаний. Продолжительность пребывания несовершеннолетних в учреждении не может превышать 3-х лет. Вопрос о выпуске несовершеннолетних из закрытого специального учебно-воспитательного учреждения рассматривается соответствующей комиссией по делам несовершеннолетних по представлению администрации этого учреждения. Статья 20. Порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних в закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения Материалы о помещении несовершеннолетних в закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения готовятся уполномоченными на то органами в соответствии с законодательством в месячный срок со дня получения необходимых процессуальных документов, свидетельствующих о наличии оснований для применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера. Комиссия по делам несовершеннолетних представляет материалы в суд, если придет к выводу, что иные меры воспитательного характера не способствуют исправлению поведения несовершеннолетнего. Статья 21. Права несовершеннолетних, содержащихся в специальных и специализированных учреждениях Несовершеннолетним, содержащимся в специальных и специализированных учреждениях, гарантируется право на: гуманное обращение и уважение человеческого достоинства; получение бесплатной юридической консультации; обеспечение бесплатным питанием, лечебно-профилактической помощью и коммунально-бытовыми услугами, а при необходимости одеждой, обувью к другими предметами вещевого довольствия; получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; поддержание связи с семьей; получение посылок, передач, получение и отправление писем без ограничения их количества. Глава 4. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям. Ответственность родителей (лиц, их заменяющих) Статья 22. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям К несовершеннолетним правонарушителям могут применяться меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации и законами края. Статья 23. Ответственность родителей (лиц, их заменяющих) К родителям (лицам, их заменяющим), не выполняющим обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних либо злоупотребляющим родительскими правами, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, законами края. Глава 5. Заключительные положения Статья 24. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Алтайская правда". Первый заместитель главы администрации Алтайского края Н.А.Чертов г. Барнаул 13 июля 1998 г. N 41-ЗС Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|