Расширенный поиск

Закон Алтайского края от 06.03.2000 № 19-ЗС

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                            АЛТАЙСКИЙ КРАЙ


                                ЗАКОН

                           АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                                  Утратил силу - Закон Алтайского
                                   края от 04.06.2001 г. N 28-ЗС


              Об автомобильном пассажирском и городском
          наземном электрическом транспорте в Алтайском крае

     Настоящий Закон   определяет   правовые   основы   организации  и
функционирования автомобильного пассажирского и  городского  наземного
электрического  транспорта  в Алтайском крае и направлен на достижение
баланса  интересов  потребителей  транспортных   услуг   (пассажиров),
органов государственной власти и местного самоуправления,  являющимися
заказчиками перевозок  и  перевозчиками,  обеспечивающими  доступность
выполняемых транспортных услуг для потребителей.

     Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

     Настоящий Закон  распространяется  на  отношения,  возникающие  в
связи с работой автомобильного пассажирского  и  городского  наземного
электрического    транспорта   в   Алтайском   крае   между   органами
государственной власти  и  местного  самоуправления,  коммерческими  и
некоммерческими   организациями,   индивидуальными  предпринимателями,
организующими  пассажирские  перевозки  и  участвующими   в   них,   и
пассажирами - потребителями транспортных услуг.

     Статья 2. Основные понятия

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
     1) пассажирский  транспорт  -  система материальных (транспортные
средства,  здания,  сооружения,  оборудование  и  т.д.),   финансовых,
трудовых   и   организационных   ресурсов,   обеспечивающих  перевозку
пассажиров и багажа на автомобильном пассажирском и городском наземном
электрическом транспорте;
     2) пассажир  -  физическое  лицо,  имеющее   проездной   документ
установленной   формы   или   заключившее   в   иной,  предусмотренной
законодательством форме договор его перевозки;
     3) заказчик  перевозок  - орган государственной власти Алтайского
края, местного самоуправления или уполномоченные ими лица, заключившие
договор  с перевозчиком на выполнение краевого,  муниципального заказа
на перевозку населения, а также любое юридическое или физическое лицо,
заключившее от своего имени договор на перевозку пассажиров и багажа;
     4) маршрут - установленный заказчиком и  соответствующим  образом
оборудованный    путь    следования   транспортного   средства   между
определенными пунктами;
     5) регулярный  маршрут  - маршрут с установленным расписанием или
интервалом движения транспортных средств;
     6) городской   маршрут   -   маршрут,   проходящий   в   пределах
установленных границ населенного пункта;
     7) пригородный   маршрут   -   маршрут,   выходящий   за  пределы
населенного пункта на расстояние до 50 километров;
     8) междугородный  маршрут  -  маршрут между населенными пунктами,
расположенный на расстоянии более 50 километров;
     9) международный  маршрут  - маршрут,  по которому осуществляются
перевозки  пассажиров  за  пределы  или  из-за   пределов   Российской
Федерации;
     10) внутрирайонный  маршрут  -  пригородный   или   междугородный
маршрут  между населенными пунктами,  расположенными в пределах одного
сельского района;
     11) межрайонный  маршрут  -  маршрут  между населенными пунктами,
расположенными в разных сельских районах;
     12) лицензирование  - мероприятия,  связанные с выдачей лицензий,
переоформлением   документов,   подтверждающих    наличие    лицензии,
приостановлением  и  аннулированием  лицензии и надзором лицензирующих
органов за соблюдением лицензиатами  при  осуществлении  лицензируемых
видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
     13) сертификация - официальное признание  уполномоченным  органом
соответствия  оказываемых услуг предъявляемым требованиям по качеству,
безопасности и экологическим нормам;
     14) коммерческие  перевозки  -  перевозки,  выполняемые с оплатой
проезда по договору с заказчиком на безкомпенсационной основе;
     15) перевозка пассажира - доставка пассажира и его багажа в пункт
назначения  в  соответствии  с  приобретенным  проездным  билетом  или
договором перевозки;
     16) багаж - вещи  (весом  и  объемом  свыше  установленной  нормы
ручной клади), принадлежащие пассажиру;
     17) перевозчик - коммерческие и  некоммерческие  организации  или
индивидуальный предприниматель,  осуществляющий перевозку пассажиров и
его багажа;
     18) изготовление  и  поставка  билетной продукции - деятельность,
осуществляемая уполномоченной  организацией  в  порядке,  определяемом
администрацией края.

     Статья 3.   Основные   принципы   организации   и   осуществления
пассажирских перевозок

     Деятельность перевозчиков регламентируется заказом на  выполнение
перевозок пассажиров. Заказы на перевозку пассажиров подразделяются на
три категории:
     1) краевой  (государственный)  -  формируется администрацией края
или  уполномоченным  ею  органом,  исходя  из  потребности   населения
Алтайского  края  в  пассажирских перевозках и финансовых возможностей
краевого бюджета по компенсации перевозчику  убытков,  сложившихся  от
провоза   пассажиров,   пользующихся   правом  бесплатного  проезда  в
соответствии с действующим законодательством;
     2) муниципальный  -  формируется органами местного самоуправления
или уполномоченными  ими  органом,  исходя  из  потребности  населения
города,  района в городских, пригородных, внутрирайонных, межрайонных,
междугородных  пассажирских  перевозках  и   финансовых   возможностей
бюджетов городов, сельских районов по компенсации перевозчикам убытков
от работы по установленным тарифам и от  провоза  пассажиров,  имеющих
льготы   на   бесплатный   проезд,   в   соответствии   с  действующим
законодательством;
     3) коммерческий   -   формируется   на   основе   договора  между
перевозчиком  и  заказчиком.  В  качестве  заказчика  могут  выступать
администрация края,  органы местного самоуправления или уполномоченные
ими органы.

     Статья 4.  Порядок размещения заказов на  перевозки  пассажирским
транспортом

     Краевой, муниципальный   и  коммерческий  заказы  размещаются  по
предприятиям   пассажирского   транспорта   общего   пользования   вне
зависимости  от их организационно-правовой формы и формы собственности
в порядке конкурса (аукциона), а при невозможности проведения конкурса
(аукциона)   путем   адресного  размещения  заказа.  Условия  конкурса
(аукциона)  на  размещение  заказа  разрабатываются   и   утверждаются
соответственно администрацией края и органами местного самоуправления.
     Краевой, муниципальный  и  коммерческий   заказы   на   перевозку
пассажиров  в обязательном порядке оформляются двухсторонним договором
(контрактом).
     Выполнение пригородных,  междугородных  маршрутов  осуществляется
через автовокзалы (автостанции).

     Статья 5.  Особенности  организации  коммерческих  перевозок   по
регулярным маршрутам

     1. Коммерческие  перевозки пассажиров организуются по специальным
маршрутам или специальным рейсам на  маршрутах  общего  пользования  с
оплатой  проезда  по  тарифам,  обеспечивающим  работу перевозчиков на
безкомпенсационной   основе.   Стоимость    проезда    пассажиров    и
предоставление   льгот   на   данных   перевозках   осуществляется   в
соответствии с  договоренностью  между  заказчиком  и  перевозчиком  в
рамках  действующего  законодательства.  Коммерческие  перевозки,  как
правило, выполняются на автобусах повышенной комфортности.
     2. Решение  об  открытии коммерческих маршрутов (рейсов) с учетом
интересов  населения  принимают  органы  местного  самоуправления   по
согласованию с перевозчиком, обслуживающим регулярные маршруты.
     3. Коммерческие пассажирские перевозки могут осуществляться,  как
по   существующей  маршрутной  сети,  находящейся  в  ведении  органов
государственной власти или местного самоуправления, так и по отдельным
маршрутам,   определенным   и   оборудованным  самим  перевозчиком  по
согласованию с заказчиком пассажирских перевозок на данной территории.
     4. Выполнять  коммерческие перевозки имеет право любой перевозчик
вне зависимости  от  форм  собственности,  получивший  соответствующие
лицензию и сертификат, а также заключивший договор с заказчиком.
     5. Коммерческие рейсы на регулярных маршрутах должны чередоваться
с   обычными   рейсами,  на  которых  предоставляется  возможность  по
реализации   права   на   льготный   проезд   согласно    действующему
законодательству.
     6. При использовании государственной или муниципальной маршрутной
сети для осуществления коммерческих перевозок,  перевозчик по договору
с заказчиком, на долевой основе компенсирует заказчику часть затрат на
оборудование  и  поддержание  в  нормальном эксплуатационном состоянии
маршрутной сети.
     7. Организации,  юридические  лица,  осуществляющие  коммерческие
перевозки по регулярным  маршрутам,  обязаны  согласовывать  маршруты,
графики  и  расписания  движения  транспортных  средств с заказчиком и
перевозчиком,  работающими   на   тех   же   маршрутах   на   условиях
муниципального заказа.

     Статья 6.   Компетенция   краевого  Законодательного  собрания  и
администрации края в развитии пассажирского транспорта

     1. Краевое Законодательное собрание:
     1) обеспечивает  законодательную  базу по управлению пассажирским
транспортом общего пользования;
     2) утверждает  программы  развития  пассажирского  транспорта  на
территории края;
     3) утверждает   выделение   целевых   бюджетных  ассигнований  на
развитие пассажирского транспорта.
     2. Администрация края:
     1) разрабатывает  и  реализует   программы   (проекты)   развития
пассажирского транспорта на территории края;
     2) выполняет  функции  заказчика  и   организатора   пассажирских
перевозок, находящихся в пределах ее ведения, привлекает на договорных
началах   к   транспортному   обслуживанию   населения    транспортные
организации;
     3) разрабатывает и утверждает  Положение  об  организации  работы
пассажирского транспорта на территории края;
     4) инвестирует  капиталоемкие  проекты  модернизации  и  развития
пассажирского  транспорта,  создает  за  счет средств краевого бюджета
краевые транспортные государственные унитарные предприятия  и  краевые
государственные учреждения;
     5) контролирует   работу    пассажирского    транспорта    общего
пользования,   исполнение   законов   и   иных  нормативных  актов  на
пассажирском транспорте;
     6) осуществляет    контроль    за    организацией    безопасности
пассажирских перевозок;
     7) координирует  деятельность  органов  местного самоуправления в
области реализации транспортной политики на территории края;
     8) взаимодействует   с   федеральными   органами  государственной
власти,  межрегиональными и международными организациями  по  вопросам
функционирования транспорта общего пользования;
     9) формирует нормативно-правовую базу по управлению  пассажирским
транспортом общего пользования;
     10) формирует  и  размещает  краевые  заказы   на   междугородные
перевозки пассажиров, проводит конкурсы на размещение краевых заказов;
     11) выполняет функции по  тарифному  регулированию  пассажирского
транспорта  общего  пользования,  исходя  из  требований  действующего
законодательства и бюджетных возможностей;
     12) рассматривает  вопросы  правового  регулирования деятельности
перевозчиков;
     13) осуществляет    методическое    руководство    и   управление
перевозчиками, находящимися в краевой собственности;
     14) решает  вопросы  по  обустройству  и содержанию междугородной
маршрутной сети на автомобильных дорогах федерального и краевого
значения;
     15) в соответствии с действующим законодательством  разрабатывает
порядок возмещения расходов,  связанных с реализацией гражданами права
льготного проезда;
     16) обеспечивает выполнение действующего законодательства в части
реализации  прав  населения  на  получение  льгот,   при   проезде   в
общественном транспорте;
     17) устанавливает  порядок  изготовления  и   поставки   билетной
продукции, осуществляемой уполномоченной организацией.

     Статья 7.  Компетенция органов местного самоуправления в развитии
пассажирского транспорта

     Органы местного самоуправления:
     1) выполняют   функции   заказчика  по  организации  пассажирских
перевозок на подведомственных территориях;
     2) реализуют   основные   принципы   транспортного   обслуживания
населения,  обеспечивающие удовлетворение потребности  в  пассажирских
перевозках;
     3) определяют   и   утверждают   в   местных   бюджетах    объемы
финансирования    перевозчиков,    привлеченных    для   транспортного
обслуживания населения на подведомственных территориях, в соответствии
с заключенным договором;
     4) обеспечивают выполнение действующего законодательства в  части
реализации  прав  населения  на  получение предусмотренных действующим
законодательством льгот;
     5) разрабатывают  и  утверждают  муниципальные программы развития
пассажирского транспорта;
     6) организуют    обустройство   и   содержание   подведомственной
маршрутной сети согласно существующим правилам;
     7) привлекают  на договорных началах к транспортному обслуживанию
населения пассажирский автотранспорт различных форм  собственности  на
конкурсной основе;
     8) осуществляют    методическое    руководство    и    управление
пассажирским транспортом,  находящимся в муниципальной и других формах
собственности;
     9) контролируют   работу   пассажирского  транспорта,  исполнение
законов и иных нормативных актов в области  организации  пассажирского
транспорта на подведомственной территории;
     10) разрабатывают   и   утверждают   Положение   об   организации
пассажирских перевозок. Правила пользования пассажирским транспортом в
пределах своих полномочий и действующих норм.

     Статья 8. Права и обязанности перевозчика

     1. Перевозчик имеет право:
     1) на эксплуатацию маршрутов пассажирского транспорта;
     2) на  своевременное  полное  получение  оплаты  за   выполненные
транспортные услуги в соответствии с заключенным договором;
     3) требовать обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах
перевозок пассажиров;
     4) за предоставленную транспортную  услугу  взимать  с  пассажира
провозную   плату   и   требовать   от  заказчика  транспортных  услуг
своевременной   и   полной   компенсации   выпадающих    доходов    от
предоставления   льгот   по   оплате   проезда  согласно  действующему
законодательству;
     5) принимать  участие  в  конкурсах на осуществление пассажирских
перевозок.
     2. Перевозчик пассажиров обязан:
     1) получить в  установленном  порядке  сертификат  на  услуги  по
перевозке пассажиров;
     2) получить в установленном порядке лицензию на  право  перевозки
пассажиров, строго соблюдать лицензионные условия;
     3) получить  разрешение  на право  пользования  территориальной
маршрутной   сетью   и   линейными   сооружениями    соответствующих
территориальных образований;
     4) обеспечить   в  установленном  порядке  своевременную  продажу
билетов пассажирам;
     5) обеспечить  безусловное  соблюдение прав,  страхования жизни и
здоровья  пассажира,  как   потребителя   автотранспортных   услуг   в
соответствии с действующим законодательством;
     6) обеспечивать   безопасность   пассажиров    при    пользовании
пассажирским   транспортом,   необходимые   удобства  для  пассажиров,
культурное  обслуживание  их   на   автовокзалах   (автостанциях),   в
автобусах,   трамваях   и   троллейбусах,  своевременную  перевозку  и
сохранность багажа;
     7) перевезти  пассажира  в  пункт  назначения,  а  в случае сдачи
пассажиром багажа также доставить багаж в пункт  назначения  и  выдать
его уполномоченному на получение багажа лицу.

     Статья 9. Права, обязанности и ответственность пассажиров

     1. Пассажир имеет право:
     1) по   собственному   выбору   свободно   пользоваться  услугами
транспорта общего пользования;
     2) требовать   от  перевозчика  соблюдения  установленных  правил
перевозок;
     3) пользоваться установленными льготами;
     4) требовать  от  перевозчика  возмещения  ущерба,   причиненного
пассажиру н его багажу по вине перевозчика;
     2. Гражданин приобретает  права  пассажира,  если  он  осуществил
посадку  в  пассажирский  транспорт  с  соблюдением  правил перевозок,
приобрел проездной документ или  имеет  право  бесплатного  проезда  в
данном виде пассажирского транспорта.
     Гражданин, несвоевременно,   не   полностью    или    неправильно
оплативший  свой  проезд и провоз багажа,  не предъявивший документ на
право бесплатного проезда (проезда по льготному тарифу) в определенном
виде   пассажирского   транспорта,   не   может   пользоваться  правом
потребителя его услуг;
     3. Пассажиры  несут  материальную  ответственность  за  порчу или
повреждение оборудования и инвентаря подвижного состава в соответствии
с действующим законодательством.
     За нарушение правил пользования пассажирским транспортом виновные
лица подвергаются штрафу.

     Статья 10.   Порядок   предоставления   льгот   при   проезде  на
пассажирском транспорте

     Предоставление льгот по оплате проезда на пассажирском транспорте
общего   пользования   осуществляется  в  соответствии  с  действующим
законодательством.
     Возмещение транспортным    организациям   расходов,   возникающих
вследствие предоставления льгот по проезду на пассажирском  транспорте
общего пользования,  осуществляется заказчиком перевозок пассажиров за
счет средств, предусмотренных на эти цели в соответствующих бюджетах.

     Статья 11.   Финансирование   пассажирского   транспорта   общего
пользования

     Цель финансирования пассажирского транспорта общего пользования -
обеспечение  перевозчика  необходимыми  финансовыми   средствами   для
выполнения    принятых    на   себя   обязательств   по   обслуживанию
соответствующих маршрутов.  Финансирование деятельности  пассажирского
транспорта общего пользования, выполняющего социальный государственный
(муниципальный) заказ производится за счет:
     1) собственных   тарифных   доходов   предприятий   пассажирского
транспорта;
     2) сумм компенсации затрат по перевозке пассажиров,  пользующихся
льготами согласно действующему  законодательству,  из  соответствующих
бюджетов;
     3) сумм компенсации  выпадающих  тарифных  доходов  пассажирского
транспорта,  связанных с осуществлением органом государственной власти
или местного самоуправления тарифного регулирования;
     4) выделения целевых бюджетных ассигнований.
     Бюджетному финансированию  подлежат  перевозки,  выполняемые   по
заключенным  договорам  на  выполнение муниципальных и государственных
заказов и нерентабельность которых обусловлена:
     1) регулированием тарифов,
     2) реализацией прав отдельных категорий  пассажиров  на  льготный
проезд;
     3) суммой дотаций на компенсацию выпадающих доходов oт реализации
месячных    проездных   билетов,   установленных   органами   местного
самоуправления.

     Cтатья 12.   Дополнительные   меры   государственной    поддержки
пассажирского транспорта общего пользования

     Дополнительной мерой   государственной   поддержки  пассажирского
транспорта общего пользования  является  выделение  целевых  бюджетных
ассигнований на пополнение и обновление подвижного состава предприятий
пассажирского   транспорта    общего    пользования.    Данная    мера
государственной  поддержки  применяется  исключительно  к предприятиям
пассажирского    транспорта    общего     пользования,     выполняющим
государственный краевой, муниципальный заказ на данной территории.
     В соответствии  с  местными  условиями  организации  пассажирских
перевозок   в  рамках  государственного  муниципального  заказа  новый
подвижной  состав  передается  предприятиям  пассажирского  транспорта
общего    пользования    в    порядке,    установленном    действующим
законодательством.

     Статья 13.   Особенности   налогообложения,   налоговые    льготы
предприятиям пассажирского транспорта общего пользования

     Особенности налогообложения  предприятий пассажирского транспорта
общего пользования  и  предоставления  данным  предприятиям  льгот  по
налогообложению  осуществляется  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и Алтайского края о налогах и сборах.

     Статья 14. Тарифная политика на пассажирском транспорте

     1. Тарифная политика на пассажирском транспорте определяет  выбор
долевого    соотношения    между    применяемыми   тарифами,   объемом
финансирования из соответствующих бюджетов  и  основана  на  принципах
доступности    услуг    для    всех   групп   населения,   устойчивого
функционирования пассажирского транспорта общего пользования.
     2. На  регулярных маршрутах сумма выручки от перевозки пассажиров
по  применяемым  тарифам   и   выплатам   по   источникам   бюджетного
финансирования    пассажирского    транспорта    должна   обеспечивать
рентабельную работу предприятия - перевозчика.
     3. Пересмотр  тарифов  производится  по  мере  необходимости  при
условии,  когда доходы от перевозок не обеспечивают устойчивую  работу
пассажирского транспорта.
     4. Население должно быть уведомлено  перевозчиком  о  предстоящем
изменении  тарифов через средства массовой информации не позднее,  чем
за две недели до введения изменений.
     5. Тарифы  на  городские,  пригородные и внутрирайонные перевозки
устанавливаются органами местного самоуправления  городов  и  сельских
районов Алтайского края.
     6. Тарифы    на    междугородные    перевозки     устанавливаются
перевозчиками    с    обязательным    соблюдением    предельных   норм
рентабельности в целом по предприятию.
     7. Тарифы  на разовые перевозки пассажиров по заказам юридических
и физических лиц устанавливаются на договорной основе.

     Статья 15. Сертификация услуг пассажирского транспорта

     Услуги предприятий автомобильного пассажирского  транспорта,  вне
зависимости  от  организационно-правовых  форм,  подлежат обязательной
сертификации  в  установленном  порядке.   Предприятия   пассажирского
транспорта   и   предприниматели,  не  имеющие  сертификата  услуг  по
пассажирским  перевозкам,  не  допускаются  к  выполнению  заказов  на
пассажирские перевозки.
     Отсутствие (лишение) сертификата на оказываемые услуги влечет  за
собой расторжение договора на осуществление пассажирских перевозок.
     Сертификацию услуг,  связанных с работой пассажирского транспорта
в  Алтайском  крае,  осуществляет  краевое  государственное учреждение
"Алтайсертификаттранс".

     Статья 16. Страхование на пассажирском транспорте

     Предприятия и   организации   пассажирского    транспорта,    вне
зависимости     от     организационно-правовых    форм,    выполняющие
государственный,  муниципальный или коммерческий заказы  на  перевозку
пассажиров   в   междугородном   сообщении,   обязаны   производить  в
соответствии  с  действующим  законодательством  обязательное   личное
страхование пассажиров.
     Средства на выполнение планово-предупредительных  мероприятий  по
обеспечению   безопасности   пассажирских   перевозок,  поступающие  в
распоряжение  перевозчиков  от  проведения  обязательного  страхования
пассажиров, расходуются в соответствии с их целевым назначением.
     При невыполнении перевозчиком плановых мероприятий по обеспечению
безопасности перевозок заказчик вправе принять решение по приостановке
или  аннулированию  договора   на   выполнение   данным   перевозчиком
пассажирских перевозок.

     Статья 17.    Лицензирование    деятельности   по   осуществлению
пассажирских перевозок

     К осуществлению   деятельности   по    пассажирским    перевозкам
допускаются  только предприятия и организации,  а также индивидуальные
предприниматели,  осуществляющие  свою  деятельность  без  образования
юридического  лица,  получившие  в  установленном  порядке лицензию на
осуществление данного вида деятельности.
     Лицензирование деятельности    по    осуществлению   пассажирских
перевозок (кроме международных) осуществляется уполномоченным  органом
исполнительной   государственной   власти   Алтайского  края  либо  по
соответствующему  соглашению  о  передаче  полномочий  территориальным
органом  исполнительной  федеральной  власти  в  области  транспорта -
Алтайским  краевым  отделением   Российской   транспортной   инспекции
Министерства транспорта Российской Федерации.
     Потребность в транспортных средствах для выполнения  пассажирских
перевозок  на  конкретном  маршруте  определяется  заказчиком.  Допуск
перевозчиков к работе на конкретном маршруте осуществляет заказчик  на
конкурсной  основе,  исходя  из  реальных  потребностей в транспортных
средствах и с учетом обеспечения качества предоставляемых услуг.

     Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона

     Нарушение настоящего  Закона  должностными  лицами,   работниками
пассажирского  транспорта,  пассажирами  и  иными  лицами,  вызвавшими
перебои в работе пассажирского транспорта, влечет административную или
уголовную     ответственность    в    соответствии    с    действующим
законодательством.
     За нарушение  порядка  изготовления и поставки билетной продукции
устанавливается  административная  ответственность  в   виде   штрафа,
налагаемого в судебном порядке, в размере от 2 до 20 минимальных
размеров оплаты труда.

     Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  через  10  дней  со  дня  его
официального опубликования в газете "Алтайская правда".

     Глава администрации
     Алтайского края          А.А.Суриков

     г. Барнаул
     06 марта 2000 г.
     N 19-ЗС




Информация по документу
Читайте также