Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 31.12.1997 № 222РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ Концепции развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия от 31.12.1997 г. Абакан N 222 В целях развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия, экспортного потенциала республики, импортозамещающих производств, межрегиональных и международных связей, создания инвестиционной инфраструктуры, благоприятного инвестиционного климата для привлечения долгосрочных капиталовложений в экономику республики, улучшения механизма государственного регулирования и поддержки развития внешнеэкономической деятельности Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия (Приложение). 2. Государственному комитету по внешнеэкономическим связям Республики Хакасия в течение первого полугодия 1998 года разработать республиканскую Программу развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия на 1998-2000 и выйти с предложением в Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации о совместной разработке механизма реализации и финансирования республиканской Программы развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия на 1998-2000 гг. 3.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Шейко О.В. Председатель Правительства Республики Хакасия А. ЛЕБЕДЬ Приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 31.12.1997г. N 222 Концепция развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Республика Хакасия в 1991г. приобрела статус республики в составе Российской федерации. В соответствии с Конституциями Российской Федерации и Республики Хакасия республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, кроме тех, которые находятся в ведении Российской Федерации, что требует нового подхода к разработке и проведению продуманной, взвешенной внешнеэкономической политики. Это предполагает определение целей, задач и приоритетов этой политики, основных направлений и средств ее реализации. Именно этим определяется настоятельная потребность в разработке целостной концепции внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия. В республике значительно увеличилось число субъектов внешнеэкономической деятельности. В этой связи остро встает проблема регулирования и координации их деятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельных участников этой деятельности с интересами республики. Такая координация и согласование возможны лишь в рамках единой концепции внешнеэкономической деятельности республики. Действенный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, невозможно осуществить в короткий срок. Для этого потребуется как минимум несколько лет. Концепция развития внешнеэкономической деятельности предполагает проведение работ в данном направлении в несколько этапов до 2005 года. Первый этап разработка общей концепции и конкретных программ создаваемого механизма внешнеэкономической деятельности для республики и рычагов его регулирования. На этом же этапе создаются основы его инфраструктуры, а также финансовопрмышленно-внешнеторговые группы. На втором этапе отдельные элементы механизма регулирования внешнеэкономической деятельности сводятся воедино и приводятся в действие как целостная система. На третьем этапе механизм регулирования внешнеэкономической деятельности отрабатывается и корректируется на уровне республики в целях его дальнейшей интеграции в региональную и общероссийскую системы государственного регулирования и поддержки развития внешнеэкономической деятельности. Цель настоящей концепции - определить приоритеты структурной, инвестиционной и региональной политики, место республики в современном общероссийском механизме регулированиия внешнеэкономической деятельности, наметить направления и принципы формирования правовой основы деятельности республики в этой сфере. Конкретная реализация основных положений концепции предполагает разработку республиканских целевых программ, представляющих собой взаимосвязанный комплекс мероприятий с определенным ресурсным обеспечением, конкретными исполнителями и сроками выполнения соответствующих задач. Настоящая концепция развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Хакасия, Федеральным законом от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", а также во исполнение постановления Правительства Республики Хакасия от 27 мая 1997г. N 102 "О плане действий Правительства Республики Хакасия на 1997 год". 1. Состояние и проблемы развития внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Либерализация внешнеэкономической деятельности Российской Федерацией обеспечила предприятиям и организациям Республики Хакасия самостоятельный выход на мировой рынок. Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия за последние годы характеризуется увеличением внешнеторгового оборота республики, количества экспортно-импортных операций, расширением географии внешнеэкономической деятельности, изменением структуры экспорта и импорта. В то же время в 1996-1997г.г. наблюдается тенденция к снижению показателей в области внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот Республики Хакасия в 1996 году составил 748,3 млн. долл. США, в т. ч. экспорт - 484,2 млн. долл. США, импорт - 264,1 млн. долл. США. Динамика изменения внешнеторгового оборота с 1994 года приведена в таблице N 1. Таблица N 1 1 Динамика внешнеторгового оборота региона (млн. долл. США) 1994г. 1995г. 1995г. 1996г. 1996г. 1 п/г 1 п/г 1п/г 1997г. к к к 1997г. 1996г. 1п/г 1996г. 1994г. 1995г. в% _______________ __________ __________ в% ________ в% _________ __________ _____________ Внешнеторговый оборот, 432.0 777.7 180.0 748.3 96.2 299.0 400.3 74.7 в том числе экспорт 312.2 559.8 179.3 484.2 86.5 216.2 250.5 86.3 импорт 119.8 217.9 181.9 264.1 121.2 82.8 149.8 55.3 Сальдо (Превышение 192.4 341.9 177.7 220.1 64.4 133.4 100.7 132.5 экспорта над импортом)_____________________________________________________________________________ Географафическая структура внешнеторговых связей предприятий и организаций Республики Хакасия в 1996 году включает 48 государств мира. В течение 1995-1996 годов произошла переориентация экспорта Республики Хакасия от стран Западной Европы к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Одним из существенных факторов, оказавших влияние на данный процесс, является повышение транспортных тарифов при экспорте основных товаров республики. В 1996г. наибольший объем экспорта Республики Хакасия приходится на страны дальнего зарубежья - 471.97 млн. долл. США (97.5% всего экспорта): Япония (284.8 млн. долл. США), США (152.5 млн. долл. США), Нидерланды (8.9 млн. долл. США), Турция (5.7 млн. долл. США), Венгрия (4.5 млн. долл. США). Наибольший объем импорта приходится на страны ближнего зарубежья - 170.61 млн. долл. США (64.5% всего импорта): Казахстан (163.7 млн. долл. США), Украина 5,1 млн. долл. США). Из стран дальнего зарубежья импортировано товаров на 93.5 млн. долл. США: Венесуэла (14.4 млн. долл. США), Суринам (11.9 млн. долл. США), США (10.6 млн. долл. США). Наряду со значительным увеличением объема экспорта за последние годы произошли существенные изменения в структуре экспорта. Значительно сократилась доля машин и оборудования, произошло постепенное уменьшение в объеме экспорта доли топливно-энергетических ресурсов, увеличилась доля продукции металлургического комплекса. При существенном увеличении объема импорта сократилась доля ввозимых машин и оборудования, увеличился импорт товаров народного потребления. Товарная структура экпортно-импортных операций республики за 1996 год представлена в таблице N 2. Таблица N 2 Товарная структура экспорта-импорта региона в 1996г. Наименование Экспорт Импорт _____________________________млн. долл. в % к итогу млн. долл. в % к итогу Всего 484,2 100 264,1 100 Продовольственные товары 0,45 0,1 6,2 2,4 Продукция ТЭК 9,5 2,0 30,5 11,5 Продукция нефтехимического 0,35 0,1 217,9 82,5 комплекса Черные и цветные металлы 454,2 93,8 0,25 0,1 Древесина и пиломатериалы 2,1 0,4 0,5 0,2 Машиностроительная продукция 4,8 1,0 6,6 2,5 За последние годы наметилась негативная тенденция, связанная с ухудшением экономических условий экспорта, несмотря на ликвидацию основных нетарифных государственного регулирования экспорта со стороны Правительства Российской Федерации. Эта связано в большей степени с ухудшением экономической ситуации в целом как по Российской Федерации, так и Республике Хакасия, непрекращающейся инфляцией, спадом производства и т.д. Все это в целом привело к росту внутренних цен на экспортную продукцию, что наряду с непрерывным ростом затрат на перевозку способствовало экономической неэффективности экспорта многих видов республиканской продукции. Кроме того, нарушение хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, странами - членами бывшего СЭВ, как основных потребителей республиканской машино-технической продукции, резко сократило экспорт данных видов продукции. Действующие таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость на импорт оборудования препятствует технической реконструкции и модернизации действующих производств, созданию новых с целью выпуска экспортной и импортозамещающей продукции, отвечающей требованиям мирового рынка. На сегодняшний день в республике имеется более 20-ти перспективных, экономически эффективных и социально значимых инвестиционных проектов. Однако отсутствие надежных политических и экономических гарантий для потенциальных инвесторов сдерживает приток иностранных инвестиций в экономику республики. 2. Цели и основные задачи внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Цели внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия состоят в развитии всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, иностранными компаниями, фирмами, банками и другими международными организациями для достижения экономического роста республики путем внедрения передовых технологий и научных разработок, постепенного подключения к международному разделению труда и интеграции ее экономики в мировой рынок и на этой основе повышения благосостояния населения, с Основными задачами внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия являются: - совершенствование форм и методов государственного регулирования и государственной поддержки развития внешнеэкономической деятельности; - государственная поддержка экспорта, развитие экспортного потенциала республики и улучшение структуры экспорта; - пополнение валютных ресурсов республики за счет различных видов внешнеэкономической деятельности; - рационализация импорта; - содействие развитию экспортоориентированного и импортозамещающего производства; - приведение российских и иностранных инвестиций в экономику республики; - развитие инвестиционной деятельности республики за рубежом; - развитие информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности; - развитие организационного обеспечения внешнеэкономической деятельности; - развитие новых форм внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; - подготовка специалистов в области внешнеэкономической деятельности; - обеспечение экономической безопасности Республики Хакасия. 2.1. Общие условия внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Внешнеэкономическая деятельность республики планируется и осуществляется под воздействием совокупности внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся: - относительный рост стабильности политической и экономической ситуации в целом по Российской Федерации; - общая неурегулированность торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными государствами; - противоречивость и нестабильность российских нормативных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью; - недостаточная урегулированность разграничения полномочий между субъектами Федерации и Российской Федерацией в области международной деятельности и внешнеэкономических связей; - отсутствие механизма симулирования долгосрочного коммерческого кредитования в российской кредитно-финансовой системе; - продолжающаяся стабилизация российской финансовой системы и ее валюты. Стремясь проводить относительно самостоятельную внешнеэкономическую политику, Республика Хакасия исходит из единства и территориальной целостности Российской Федерации, необходимости учета взаимных интересов. К внутренним факторам относятся: - наличие достаточно высокого экономического потенциала, значительных природных ресурсов; - наличие в республике различных транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, авиамагистральных путей и др.); - стабильная социально-политическая обстановка; - нормальное развитие межэтнических отношений; - неконкурентоспособность продукции большинства отраслей экономики на рынках развитых стран; - недостаточный опыт в области внешнеэкономической деятельности как у органов государственной власти, так и предприятий республики; - недостаток в республике специалистов в области международных экономических отношении. При формировании внешнеэкономической политики Республики Хакасия наряду с явлениями и процессами общероссийского масштаба необходимо учитывать и ряд специфических условий, вытекающих из особенностей самой республики. К ним относятся: преобладание крупных и сверхкрупных предприятий, отсутствие общих границ с иностранными государствами, географическая удаленность от морских портов некоторые другие. 3. Приоритеты развития отраслей экономики Республики Хакасия Экономичесческие интересы республики требуют изменения места и роли республики межрегиональном и международном разделении труда и, соответственно, в изменении приоритетов развития отраслей народного хозяйства республики, которые выиекают из следующих предпосылок: - максимальная опора на местные сырьевые ресурсы; - развитие экспортного потенциала республики и его возможной конкурентоспособности; - использование уникальных природных условий республики; - имеющийся промышленный потенциал и сложившаяся специализация производства; - наличие квалифицированных производственных кадров; - развитие отдельных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств; - необходимость улучшения экологической ситуации. К приоритетным отраслям (комплексам) экономики Республики Хакасия относятся: - лесопромышленный комплекс; - агропромышленный комплекс; - легкая промышленность; - металлургический комплекс; - машиностроительный комплекс; - туризм. Основной механизм развития приоритетных отраслей развития экономики республики Хакасия является создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитов и мобилизация внутренних ресурсов. Существуют следующие направления реализации этой задачи: - оптимизация и интенсификация собственных материальных и финансовых ресурсов; - создание республиканского залогового фонда; - иностранные инвестиции и кредиты; - развитие инновационной деятельности с целью создания отечественных производств высокой технологии; - привлечение средств российских предприятий, банков и организаций. Приоритеты развития и его механизм должны быть конкретизированы по отдельным отраслям, производствам, срокам реализации, источникам финансирования в программах, стимулирующих развитие экспортного и импортозамещающего потенциала Республики Хакасия. 4. Основные направления государственной политики в области внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Внеэкономическая деятельность Республики Хакасия распадается на ряд основных направлений, которые являются традиционными для любого государства. Однако по содержанию эти направления отличаются, и республика сама определяет задачи, механизм их реализации, исходя из собственных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения. 4.1. Развитие экспортного потенциала Республики Хакасия и улучшение структуры экспорта Основными задачами Республики Хакасия в области экспорта товаров и услуг являются: - расширение номенклатуры и объема экспорта товаров и услуг; - постепенное изменение структуры экспорта за счет увеличения удельного веса конечной продукции и снижения удельного веса сырья; - контроль над выполнением договорных обязательств по поставкам товаров на экспорт; - усиление конкурентоспособности производимой в республике продукции, повышение качества и снижение себестоимости товаров и услуг, предназначенных для экспорта; - государственная поддержка в продвижении отечественных товаров на мировой рынок. Для решения указанных задач необходимо реализовать комплекс следующих мероприятий: На первом этапе (1998-1999 гг.) - определить экспортный потенциал в натуральном и стоимостном выражении; - выявить приоритетные направления экспорта товаров и услуг; - разработать комплекс мер по стимулированию производства и экспорта товаров и услуг; - развернуть конъюнктурные и маркетинговые исследования для расширения рынков сбыта товаров и услуг; - разработать комплекс мер по рекламированию за рубежом конкурентоспособных республиканских товаров и услуг. На втором этапе (2000-2005 гг.) при условии развития экспортных возможностей и расширения рынков сбыта: - оптимизировать объем и структуру экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий за счет уменьшения доли сырья, энергоносителей, полуфабрикатов; - оптимизировать направления экспорта продукции; - разработать и приступить к реализации программы привлечения иностранных инвестиций в экономику республики; - разработать программу правового и организационного обеспечения внешнеэкономической деятельности республики. Необходимо добиться, чтобы экспортное производство стало неотъемлемой частью работы республиканских предприятий. В этих целях необходимо разработать комплекс мероприятий по стимулированию экспорта из республики, в котором необходимо предусмотреть: - стимулирование предприятий, впервые сумевших наладить экспорт продукции, прежние аналоги которой не имели сбыта за рубежом, в том числе путем предоставления налоговых льгот; - поддержка предприятий, выпускающих наукоемкую, ресурсосберегающую, экологически чистую продукцию, соответствующую международным стандартам; - льготное кредитование экспортеров; - страхование от коммерческих и некоммерческих рисков; - информационно-консалтинговое обслуживание организаций, экспортирующих товары и услуги. В целях повышения экспортного потенциала республики целесообразны: - государственная поддержка развития производства экспортной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке; - формирование системы сертификации продукции и производств по ее изготовлению в соответствии с международными стандартами; - развитие лизинговой политики; - развертывание конъюнктурных и маркетинговых исследований и предоставление всем экспертно-консалтинговых услуг. Приоритетными во внешнеэкономических связях Республики Хакасия являются отношения со странами ближнего зарубежья с целью восстановления утерянных и создания новых хозяйственных связей. Возможные источники финансирования развития данного направления: - ассигнования из федерального бюджета путем включения в федеральную программу "ФЦП развитие экспорта" проектов экспортоориентированных организаций Республики Хакасия; - формирование республиканской программы государственной поддержки экспорта; - муниципальные бюджеты путем предоставления налоговых льгот в части налогов, отчисляемых в местные бюджеты. 4.2. Рационализация импорта и развитие импортозамещающего потенциала Республики Хакасия Значительное место во внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия занимают импортные операции. С одной стороны, существует потребность в импорте продукции, не производимой в республике и в Российской Федерации. Кроме того, более качественная и относительно дешевая импортная продукция позволит создать конкуренцию отечественной с целью улучшения ее качества и снижения себестоимости. С другой стороны, нерегулируемая конкуренция импортной продукции спсобна оказать разрушающее воздействие на экономику республики, подорвать перспективы дальнейшего развития отечественных производителей. В связи с этим, необходимо сформировать политику в области импорта. Для обеспечения рационализации импорта и развития импортозамещающего потенциала Республики Хакасия необходимо: - определить по годам (до 2000г. и далее) экономически и социально обоснованные импортные потребности; - оптимизировать объем и структуру импорта по годам (до 2000г. и далее); - разработать программу развития и стимулирования импортозамещающего производства; - разработать программу насыщения внутреннего рынка республики социальнозначимыми и дефицитными товарами и услугами. Приоритетом в данной области является постепенная переориентация импортных закупок на расширение экспортных возможностей Республики Хакасия за счет ввоза новейшей техники и высоких технологий, приглашения наиболее квалифицированных специалистов. Ддя насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами целесообразно: - в целях экономии государственных валютных средств при определении источников финансирования делать основной упор на импортные закупки хозяйствующими субъектами Республики; - представить в Правительство Российской Федерации технико-экономическое обоснование, финансовые расчеты и целесообразность создания на территории республики свободных таможенных складов, таможенных зон, в перспективе свободных экономических зон экспортного производства. Для повышения эффективности экспортно-импортных операций большое значение имеет поиск новых способов организации их грузопотоков. В этой связи к числу основных задач относятся: - развитие международных авиаперевозок (в том числе стимулирование увеличения транзитных потоков); - развитие международных автомобильных перевозок; - оптимизация грузопотоков экспортно-импортной продукции; - снижение тарифов на перевозки железнодорожным транспортом. - поиск возможностей снижения издержек таможенного оформления при импорте продукции для республиканских программ как финансируемых из республиканского бюджета, так и оборудования для создания импортозамещающего производства. 4.3. Привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Республики Хакасия Основная цель привлечения инвестиций - получение дополнительных ресурсов для реструктуризации убыточных производств, увеличения оборотных средств, а также в целях обновления основных фондов на основе новейшей технологии. Основными факторами, сдерживающими в настоящее время активность иностранных инвесторов, являются: - политическая и экономическая нестабильность в Российской Федерации; - правовая неурегулированность проблемы иностранного инвестирования; - отсутствие реальных и надежных правовых гарантий сохранения и вывоза капитала; - жесткий внутрироссийский налоговый режим, не способствующий привлечению иностранного капитала. В силу действия этих факторов, политика в области привлечения инвестиций на территорию республики должна строиться на следующих принципах: - стимулирование прямых инвестиций в форме создания на территории Республики Хакасия совместных предприятий, а также полностью принадлежащих иностранным физически и юридическим лицам предприятий; продажа иностранным инвесторам предприятий и объектов незавершенного строительства; - участие зарубежных инвесторов на равных условиях с отечественными инвесторами в процессе разгосударствления и приватизации собственности. Приоритетными сферами для инвестиций в нынешних условиях являются: - агропропромышленный комплекс; - легкопромышленный комплекс; - лесопромышленный комплекс; - машиностроительный комплекс; - металлургический комплекс; - топливно-энергетический комплекс; - туристический комплекс. Политика Республики Хакасия будет основываться на системе преференций для инвестиций, прежде всего в приоритетные сферы и регионы республики. Меры стимулирования будут применяться в первую очередь в отношении инвестиций, направленных в приоритетные сферы экономики республики как с точки зрения социальной значимости (создание новых рабочих мест, улучшение социальной инфраструктуру путем реинвестирования и т.д.), так и с точки зрения экономического эффекта (производство конкурентоспособной продукции, снижение расходной части бюджета путем капиталовложений в отрасли, финансируемые из республиканского бюджета и т.д.) Необходимо разработать программу по привлечению инвестиций, предусматривающую стимулирование деятельности инвесторов (в т.ч. иностранных) путем создания в республике благоприятного инвестиционного климата, включающего: - упрощение процедуры регистрации предприятий с иностранными инвестициями; - льготное налогообложение предприятий с участием иностранного капитала; - льготное налогообложение финансово-кредитных учреждений, финансируемых инвестиционные проекты; - создание свободных экономических зон; - страхование от некоммерческих рисков; - использование залоговых форм привлечения инвестиций и создание с этой целью золотого и валютного запаса республики; - создание условий стимулирующих реинвестиции; - формирование инвестиционной инфраструктуры (Государственной комиссии по инвестициям, Государственной инвестиционной корпорации, уполномоченного республиканского банка, залогового фонда и т.д.) для отбора быстро окупаемых, экономически эффективных и социально значимых проектов; - формирование государственной инвестиционной программы республики, финансируемой из различных источников, в том числе республиканского бюджета; - создание механизма государственных гарантий иностранным инвесторам под особо значимые инвестиционные проекты, отработка механизма предоставления банковских Следует разработать методику отбора наиболее перспективных и эффективных инвестиционных проектов и методику обоснования инвестиционных проектов для предоставления их в кредитно-финансовые учреждения. Необходимо создание специального межведомственного органа (например, Государственной комиссии по инвестициям) с возложением на него следующих функций: - координация деятельности по привлечению отечественных и иностранных инвестиций; - разработка программы по привлечению и использованию инвестиции; - подготовка предложений по совершенствованию правовой базы инвестиционной деятельности; - сбор информации об инвестиционных проектах в республике и возможных источниках капиталовложения; - экспертные оценки инвестиционных проектов; - установление контактов с международными организациями по страхованию капиталовложений; - составление аналитических обзоров о деятельности предприятий с иностранными инвестициями; Следующим направлением, связанным с инвестированием, является зарубежная инвестиционная деятельность самой республики. Необходимо подготовить программу инвестиционной деятельности Республики Хакасия за рубежом, в которой предусмотреть разработку рекомендаций для деловых кругов Республики Хакасия: - по организации или участию в деятельности предприятий в странах традиционного производства товаров, импортируемых республикой; - по созданию сервисных организаций за рубежом по обслуживанию, ремонту и эксплуатации поставляемой республикой оборудования и техники; - по инвестированию капитала в транснациональные компании, функционирующие в странах ближнего и дальнего зарубежья. 5. Обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Достижение эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия невозможно без ее правового, информационного, организационного и кадрового обеспечения. 5.1. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности республики должно быть реализовано решением следующих первостепенных задач: - подготовка программы становления нормативно-правовой базы в области внешнеэкономической деятельности; - формирование нормативно-правовых основ внешнеэкономической деятельности; - заключение Республикой Хакасия международных договоров и соглашений по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству с зарубежными партнерами. Для реализации указанных задач необходима разработка следующих законов и нормативных актов: - Об иностранных инвестициях в Республике Хакасия; - О залоговом фонде Республики Хакасия; - О международных и межрегиональных соглашениях Республики Хакасия; - О зонах экономического благоприятствования; - О правовом положений иностранных физических и юридических лиц на территории Республики Хакасия, а также ряд других. 5.2. Программное обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Программа развития информационного обеспечения состоит из трех частей. 5.2.1. Создание информационной базы данных о следующем: - участниках внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия (реестр отечественных производителей с бизнес-возможностями и бизнес-предложениями); - экспортном потенциале республики; - импортных потребностях республики; - международных соглашениях; - экспортно-импортных контрактах и других сделках, заключенных участниками внешнеэкономической деятельности; - инвестиционных программах и инвестиционных проектах; - законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия о внешнеэкономической деятельности и т.д. Информационная база должна также содержать сведения: - о крупнейших зарубежных производителях продукции; - об экономическом и финансовом положении реальных и потенциальных партнеров по внешнеэкономическим связям; - о законодательстве иностранных государств и международно-правовых актов, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности; - о конъюнктуре мирового рынка; - о ценах на основных рынках по видам товаров и т.д. Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации предполагает создание республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи информации. Такую систему целесообразно сформировать при Государственном комитете по внешнеэкономическим связям Республики Хакасия с созданием центра анализа и исследования внешнеэкономической деятельности. 5.2.2. Необходимо создание республиканского бюджетно-хозрасчетного консалтингового центра по обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности, например, при Торгово-промышленной Палате Республики Хакасия. Он должен осуществлять маркетинговые и конъюнктурные исследования, предоставлять по их результатам информационные и консультационные услуги предприятиям, организациям и отдельным предпринимателям. 5.2.3. Широкая презентация Республики Хакасия, ее реальных и потенциальных возможностей в международном сообществе и формирование благоприятного внешнего имиджа республики. Цель - ознакомление общественности и деловых кругов зарубежных стран с республикой. Исходя из этого, целесообразно разработать комплекс мероприятий по презентации республики в международном сообществе, положив в ее основу распространение информационной базы данных в компьютерной сети а также участие в выставочной деятельности регионального и континентального масштабов, в ярмарках, семинарах. Функции по аналитическому и организационному обеспечению выставочной деятельности, участию Республики Хакасия в выставках, ярмарках, семинарах можно возложить на Торгово-промышленную Палату Республики Хакасия. Целесообразно создание координационного органа по выставочной деятельности под эгидой Государственного комитета по внешнеэкономическим связям Республики Хакасия и Торгово-промышленной Палаты Республики Хакасия. 5.3. Организационное обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности необходимо осуществление ряда организационно-структурных инноваций. 5.3.1. Принципиально важное значение имеет банковское обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия. Эту функции можно было бы возложить на уполномоченный республиканский, которому в данном случае будут необходимы прямые корреспондентские связи с зарубежными банками и интегрирование в международную банковскую систему. Основными дополнительными функциями данного банка являлись бы: - обслуживание экспортно-импортных операций; - контроль за движением валютных средств; - обслуживание и контроль за целевым использованием зарубежных инвестиций, кредитов и прочих иностранных вложений; - страхование собственными активами участников внешнеэкономической деятельности; - инвестиции из собственных средств; - аккумулирование свободных валютных средств предприятий. Одним из учредителей такого банка могло бы выступить Правительство Республики Хакасия. 5.3.2. В целях повышения конкурентоспособности производимых предприятиями республики товаров и услуг существует потребность в сертификации продукции и производств по ее изготовлению на основе международных стандартов. Данную работу по сертификации и стандартам можно возложить на Хакасский центр стандартизации и метрологии, в котором можно сосредоточить необходимую информацию по стандартам, а главная его функция состояла бы в оперативной оценке качества продукции, выпускаемой предприятиями республики. 5.3.3. Рассмотреть вопрос об открытии за рубежом сети торгово-экономических представительств Республики Хакасия на базе торговых представительств Российской Федерации. Наиболее приемлемой формой является создание в республике отраслевых союзов экспортеров и организация совместных с ними представительств в странах, представляющих интерес для Республики Хакасия. 5.3.4. Важной мерой организационного обеспечения деятельности участников внешнеэкономических связей является формирование самостоятельной системы независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республики и (или) гарантии Правительства Республики Хакасия, а также предоставление информационно-консалтинговых услуг, в т.ч. организация работы по продвижению проектов, поиске источников финансирования и т.д. Представляется, что данную функцию должна исполнять независимая экспертная организация, например Государственная инвестиционная корпорация, совместно с Государственной Комиссией по инвестициям и республиканским уполномоченным банком. 5.3.5. Плодотворное внешнеэкономическое сотрудничество невозможно без системы быстрой и надежной связи с любым регионом мира. Необходимо создание такого рода системы на территории республики, которая сможет обеспечить каналами круглосуточной международной связи иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности. 5.3.6. В целях упрощения процедуры регистрации предприятий с иностранными инвестициями (независимо от величины вклада иностранных партнеров в уставной капитал) необходимо при Государственном комитете по внешнеэкономическим связям Республики Хакасия открыть отделение Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации. 5.4. Кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия невозможно без наличия высококвалифицированных кадров в данной области. В связи с этим представляется необходимым предпринять ряд мер по подготовке кадрового потенциала внешнеэкономической деятельности республики. Целесообразно осуществить такие меры по следующим направлениям: - рекомендовать руководству Хакасского государственного университета им. Катанова Н.Ф. ввести специализацию по внешнеэкономическому законодательству и внешнеэкономической деятельности; - направлять молодые перспективные кадры на учебу в известные российские центры, готовящие кадры по внешнеэкономической деятельности (прежде всего такие как, Дипломатическая Академия МИД России, Академия внешней торговли МВЭС России), в том числе и на коммерческих условиях; - регулярно отправлять специалистов, отобранных на основе открытого конкурса, в зарубежные университеты для продолжения учебы по специальностям внешнеэкономического профиля; - включать в соглашения с иностранными фирмами, банками и другими партнерами по внешнеэкономической деятельности обязательства с их стороны финансировать учебу или стажировку специалистов республики в стране пребывания фирмы, банка - рекомендовать предприятиям с иностранным капиталом периодически направлять своих сотрудников на учебу и стажировки в зарубежные страны за счет средств предприятия; - приглашать в республику зарубежных преподавателей и специалистов в области внешних экономических отношений. 6. Заключительные положения Настоящая концепция рассчитана на переходный период. Политическая и социально-экономическая жизнь в Российской Федерации и в Республике Хакасия развивается настолько динамично, что неизбежно потребуется вносить определенные коррективы в содержание концепции. Однако в целом она может послужить в качестве отправного документа, определяющего основы внешнеэкономической деятельности Республики Хакасия в современных условиях. В развитие данной концепции необходимо разработать ряд республиканских нормативных актов и программ. В подготовке и реализации данных документов могут оказать содействие федеральные органы исполнительной власти и организации, находящиеся под их ведомством, в частности, Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и научно-исследовательские институты при МВЭС России. Предусматривается непосредственное участие в данном процессе республиканских министерств, ведомств и организаций, а также подразделений федеральных органов исполнительной власти по Республике Хакасия. В результате реализации настоящей концепции и программ, принятых в развитие ее, позволит создать в республике целостную инфраструктуру обеспечения внешнеэкономической деятельности, позволит более эффективно использовать потенциал экономики Хакасии. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|