Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.06.1998 № 108

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


 О комплексной целевой программе "Социальная защита и реабилитация
         инвалидов в Республике Хакасия на 1998-2000 годы"


от 25.06.1998 г.                 г. Абакан                     N 108                                              
                              

    В   целях  усиления  социальной  защиты  инвалидов  в  условиях  
перехода  к рыночным отношениям и выполнения Федерального закона от 
24  ноября  1995  года  N  181-ФЗ  "О социальной защите инвалидов в 
Российской Федерации"
    Правительство Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

    1. Утвердить комплексную целевую программу "Социальная защита и 
реабилитация  инвалидов  в  Республике  Хакасия  на 1998-2000 годы" 
(прилагается).
    2. Министерству финансов (Попов В.И.) при формировании бюджетов 
на   1999-2000   годы   предусматривать   средства  для  реализации  
программы.
    3.  Министерствам: здравоохранения (Бурнакова Л.А.), социальной 
защиты  населения  (Пилюгина  Н.А.),  образования  (Баев  В.И.), по 
градостроительной  и  жилищной  политике  (Романюк  В.П.), культуры 
(Чаптыков  В.Г.),  государственным  комитетам:  транспорта  и дорог 
(Волков   П.Н.),   труда  и  занятости  населения  (Цыганок  В.И.),  
физкультуры  и  спорта  (Тюкавкин  К.Н.),  администрациям городов и 
районов,  общественным организациям инвалидов Всероссийских обществ 
инвалидов, слепых и глухих обеспечить выполнение программы в объеме 
выделяемых из бюджетов всех уровней ассигнований.
    4.  Контроль  за выполнением данного Постановления возложить на 
заместителя    Председателя    Правительства   Республики   Хакасия   
Боргоякову Т.Г.


    Первый заместитель
    Председателя Правительства
    Республики Хакасия         А.Р.САРКИСЯН



                                                         Приложение
                                      к Постановлению Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                           от 25 июня 1998 г. N 108

                   КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
            "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
              В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 1998-2000 ГОДЫ"

                              Паспорт
  комплексной целевой программы "Социальная защита и реабилитация
         инвалидов в Республике Хакасия на 1998-2000 годы"

    Наименование  программы  -  социальная  защита  и  реабилитация  
инвалидов в Республике Хакасия на 1998-2000 годы.
    Наименование,  номер  и  дата  принятия  решения  о  разработке  
программы   -  решение  межведомственной  комиссии  по  координации  
деятельности в сфере реабилитации инвалидов от 11 июля 1997 года.
    Государственный   заказчик  -  Министерство  социальной  защиты  
населения Республики Хакасия.
    Основные    исполнители    -    Министерство   здравоохранения;   
Министерство социальной защиты населения; Министерство образования; 
Министерство культуры; Министерство по градостроительной и жилищной 
политике;  Госкомитет  транспорта;  Госкомитет  труда  и  занятости  
населения;    Госкомитет   по   физической   культуре   и   спорту;   
администрации   городов   и   районов;   республиканские  правления  
Всероссийских обществ инвалидов, слепых и глухих.
    Разработчик - Министерство социальной защиты населения.
    Сроки реализации программы - 1998-2000 годы.
    Основные  задачи  программы  -  изучение  и  анализ состояния в 
республике  инвалидности  и  реабилитации  инвалидов;  разработка и 
реализация  мероприятий по созданию системы реабилитации инвалидов; 
разработка     и    реализация    мероприятий    по    медицинской,    
профессиональной  и  социальной  реабилитации инвалидов; разработка 
нормативно-правовой    базы    для    проведения   реабилитационных   
мероприятий  на  республиканском  и  муниципальном  уровнях; расчет 
материальных  и  финансовых  ресурсов,  необходимых  для реализации 
программы и определение источников финансирования.
    Ожидаемые    конечные   результаты   -   формирование   системы   
реабилитации  инвалидов  в  республике;  обеспечение первоочередных 
потребностей   инвалидов  в  медико-социальной  и  профессиональной  
реабилитации  и  создание  условий  для  реабилитации  и реализации 
индивидуальных программ реабилитации; постепенное улучшение условий 
для нормальной жизнедеятельности инвалидов.
    Объемы  и  источники  финансирования  - всего расходов: 123.285 
млн. рублей.
    В том числе:
    - федеральный бюджет - 13.120 млн. рублей;
    - республиканский бюджет - 56.145 млн. рублей;
    - муниципальные бюджеты - 52.746 млн. рублей;
    - государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 
1.274 млн. рублей.
    Сумма расходов на 1998 год.
    Всего - 37,173 млн. рублей.
    В том числе:
    - федеральный бюджет - 2,560 млн. рублей;
    - республиканский бюджет - 18,823 млн. рублей;
    - муниципальные бюджеты - 15,702 млн. рублей;
    - государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 
0,088 млн. рублей.
    Сумма расходов на 1999 год
    Всего: 42,056 млн. рублей.
    В том числе:
    - федеральный бюджет - 5,560 млн. рублей;
    - республиканский бюджет - 18,681 млн. рублей;
    - муниципальные бюджеты - 17,222 млн. рублей;
    - государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 
0,593 млн. рублей.
    Сумма расходов на 2000 год
    Всего: 44,056 млн. рублей.
    В том числе:
    - федеральный бюджет - 5,0 млн. рублей;
    - республиканский бюджет - 18,641 млн. рублей;
    - муниципальные бюджеты - 19,822 млн. рублей;
    - государственный фонд занятости России по Республике Хакасия - 
0,593 млн. рублей.
    Система   контроля  за  исполнением  программы  -  Министерство  
социальной  защиты  населения  совместно  с Госкомитетом экономики, 
Министерством   финансов,  другими  министерствами,  госкомитетами,  
общественными организациями.

                             Введение

    Экономические   и  социальные  преобразования,  происходящие  в  
стране,  выдвигают  в  число важнейших задач государства и общества 
социальную защиту инвалидов.
    Проведенный  анализ  показывает,  что  уровень и качество жизни 
инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения.
    Многочисленные   проблемы   инвалидов   решаются   недостаточно   
эффективно,  что  определяет  необходимость формирования оптимально 
функционирующей  системы  социальной  защиты  инвалидов, отвечающей 
современной политике государства и концепции инвалидности.
    Инвалидность  является  одним  из  критериев состояния здоровья 
населения.  Ее  уровень  и  структура  зависят  от  заболеваемости,  
социально-экономических   условий   жизни   людей,  демографической  
ситуации,  объема и качества медицинского обслуживания, наличия или 
отсутствия   системы  реабилитации  инвалидов  и  некоторых  других  
факторов.
    По   данным  Всемирной  организации  здравоохранения,  инвалиды  
составляют  около  10% населения Земли. Эта категория граждан более 
других  нуждается  в  поддержке  государства  и  требует проведения 
комплексных   мероприятий   по  социальной,  трудовой,  медицинской  
реабилитации.
    Реабилитация  инвалидов  представляет  собой динамичную систему 
взаимосвязанных   медицинских,   психологических,   педагогических,   
социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или 
возможно  более  полную  компенсацию ограничения жизнедеятельности, 
вызванную  нарушением  здоровья  со  стойким  расстройством функций 
организма.  Целью реабилитации являются: восстановление социального 
статуса  инвалида,  достижение  им материальной независимости и его 
социальной адаптации.
    За  последние годы в России несколько нормативных документов по 
проблемам  социальной  поддержки  и  реабилитации инвалидов. В ряде 
Указов Президента Российской Федерации (от 2 октября 1992 г. N 1156 
"О   мерах   по   формированию   доступной   для   инвалидов  среды  
жизнедеятельности",  от  2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных 
мерах  государственной  поддержки инвалидов", от 25 марта 1993 г. N 
394   "О  мерах  по  профессиональной  реабилитации  и  обеспечению  
занятости  инвалидов")  намечены  конкретные  меры, направленные на 
создание  оптимальных  для инвалидов условий жизнедеятельности и их 
социальную интеграцию.
    В  целях  обеспечения  инвалидам  равных  с  другими гражданами 
возможностей  в реализации гражданских, экономических, политических 
и других прав и свобод 24 ноября 1995 года принят Федеральный закон 
N  181-ФЗ  "О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 
Данным  Законом  определяется  государственная  политика  в области 
социальной  защиты инвалидов в нашей стране. В Российской Федерации 
действуют   концепция   социальной   защиты   инвалидов,   а  также  
федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов".
    В   соответствии   с   принятыми   вышеуказанными   документами   
реабилитация  должна  рассматриваться  как приоритетное направление 
государственной  политики  в отношении инвалидов, основное звено их 
социальной защиты.
    Социальная  защита  инвалидов  на  региональном  уровне  должна  
включать  в  себя  реализацию  федеральных  программ  по социальной 
защите  инвалидов,  разработку региональных программ по обеспечению 
жизнедеятельности  инвалидов,  развитию  сети  органов и учреждений 
медико-социальной  экспертизы, по реабилитации инвалидов и созданию 
условий для их социальной интеграции.

   Состояние инвалидности и реабилитации инвалидов в Республике
                              Хакасия

    По  данным  на  1  января 1994 года в органах социальной защиты 
населения  в  Республике  Хакасия состояло на учете 18511 инвалидов 
(3.16%  от  общей  численности  населения), на 1 января 1998 года - 
соответственно 22307 человек (3.81% от населения республики).
    Анализ  распределения  инвалидов,  состоящих на учете в органах 
социальной защиты, представлен в таблице:

|---------------------------------|----------|---------|---------|
|           Показатели            |   Факт   |  Факт   |1997 год |
|                                 |1993 года |1997 года|в % к    |
|                                 |          |         |1993 году|
|---------------------------------|----------|---------|---------|
|1. Инвалидов от общего заболева- |  11753   |  14536  |  123,6  |
|ния                              |          |         |         |
|                                 |          |         |         |
|2. Инвалидов трудового увечья или|   1080   |    924  |   85,5  |
|профзаболевания                  |          |         |         |
|                                 |          |         |         |
|3. Инвалидов с детства           |   2825   |   4426  |  156,6  |
|В том числе:                     |          |         |         |
|детей-инвалидов в возрасте до    |   1455   |   2762  |  189,9  |
|16 лет                           |          |         |         |
|                                 |          |         |         |
|4. Инвалидов Великой Отечествен- |   2575   |   2032  |   78,9  |
|ной войны                        |          |         |         |
|                                 |          |         |         |
|5. Инвалидов из числа военнослу- |    278   |    246  |   88,4  |
|жащих                            |          |         |         |
|                                 |          |         |         |
|6. Инвалидов вследствие военной  |    186   |    143  |   76,8  |
|травмы                           |          |         |         |
|                                 |          |         |         |
|ВСЕГО:                           |   18511  |   22307 |  120,5  |
|---------------------------------|----------|---------|---------|

    Анализ  показывает,  что  за  четыре  года  число  инвалидов по 
республике  увеличилось  на  3796  человек  (20,5%). Произошел рост 
числа  инвалидов  от  общего  заболевания,  инвалидов  с  детства и 
особенно детей-инвалидов.
    За последнее время отмечается рост инвалидности по заболеваниям 
сердечно-сосудистой  и  нервной  систем, психическим расстройствам, 
онкозаболеваниям.
    Уровень  первичной  инвалидности  является одним из показателей 
здоровья  населения.  Показатель  первичной  инвалидности в Хакасии 
имеет тенденцию к увеличению. Анализ представлен в таблице:

|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|NN |          Показатели          |   Факт   |  Факт   |1997 год |
|   |                              |1993 года |1997 года|в % к    |
|   |                              |          |         |1993 году|
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
| 1 |              2               |    3     |    4    |    5    |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|1. |Всего признано инвалидами     |   2782   |  3523   |  126,6  |
|   |в том числе                   |          |         |         |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- 1 группы                    |   445    |   583   |  130,0  |
|   |- 2 группы                    |   1780   |  2235   |  125,6  |
|   |- 3 группы                    |   557    |   705   |  126,6  |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|2. |Из общего числа обследованных |          |         |         |
|   |граждан инвалидность наступила|          |         |         |
|   |от:                           |          |         |         |
|   |- болезни органов кровообраще-|   805    |  1153   |  143,2  |
|   |ния                           |          |         |         |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- болезни нервной системы и   |   257    |   342   |  133,0  |
|   |органов чувств                |          |         |         |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- злокачественных новообразо- |   310    |   363   |  117,1  |
|   |ваний                         |          |         |         |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- психических расстройств     |   156    |   251   |  160,9  |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- болезни костно-мышечной     |   216    |   278   |  128,7  |
|   |системы                       |          |         |         |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- туберкулеза                 |   125    |   220   |  176,0  |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- травм                       |   391    |   220   |  56,3   |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|
|   |- прочих причин               |   128    |   43    |  33,6   |
|---|------------------------------|----------|---------|---------|

    В  27 раз возросло количество инвалидов вследствие радиационных 
воздействий,   в  том  числе  в  период  ликвидации  катастрофы  на  
Чернобыльской АЭС.
    В  Республике  Хакасия остаются низкими показатели реабилитации 
инвалидов  и  практически  отсутствует  тенденция к их динамике. За 
последние  три  года  из  числа переосвидетельствованных в бюро МСЭ 
инвалидов  сокращается  число  граждан, признанных не инвалидами (с 
210 человек за 1993 год до 99 в 1997 году).
    В   Хакасии   крайне   остро  стоит  проблема  профессиональной  
реабилитации  инвалидов,  о чем свидетельствует низкий удельный вес 
работающих  инвалидов.  В 1997 году бюро МСЭ были даны рекомендации 
по  трудоустройству 1470 инвалидам. В то же время в государственную 
службу занятости обратились лишь 212 человек. На 1 января 1998 года 
в   республике   получают   пособие  по  безработице  171  инвалид,  
зарегистрировано в качестве безработных 193 человека.
    Участие  инвалидов  в трудовой деятельности не только позволяет 
им улучшить свое материальное благосостояние, но и дает возможность 
вернуть  их  к  активному  участию  в  жизни общества, способствует 
восстановлению  их  социального  статуса.  Кроме  этого,  правильно  
подобранный,   определенным   образом  дозированный  труд  является  
лечебным, реабилитационным фактором для инвалидов.
    Специфика  занятости  этой  категории  такова,  что  в условиях 
формирования  рынка  труда  инвалиды  в большей степени не способны 
обеспечить  себя  подходящей  работой  и нуждаются в законодательно 
закрепленных    мерах    по    трудоустройству   и   в   содействии   
специализированных   служб   в  решении  вопросов  профессиональной  
реабилитации и обеспечении занятости.
    В   республике   количество  специализированных  предприятий  и  
работающих на них инвалидов имеет тенденцию к сокращению.

|----------------------------------------|-----------|-----------|
|        Показатели                      |за 1993 год|за 1997 год|
|----------------------------------------|-----------|-----------|
|1. Специализированных предприятий -     |    13     |    12     |
|всего                                   |           |           |
|2. В них трудятся инвалидов - всего     |   434     |   168     |
|В том числе:                            |           |           |
|в надомных условиях                     |   207     |    12     |
|----------------------------------------|-----------|-----------|

    Важнейшим  этапом  в  планировании реабилитационных мероприятий 
должна  являться  экспертная  диагностика,  осуществляемая органами 
медико-социальной  экспертизы.  На этом этапе каждый инвалид должен 
получить  заключение  специалистов с определением реабилитационного 
потенциала     и     индивидуальную     программу     реабилитации,     
предусматривающую     комплекс     оптимальных     для     инвалида     
реабилитационных  мер  и услуг с определением видов, форм, объемов, 
сроков  и порядка проведения медицинских, профессиональных и других 
мер реабилитации. Однако в настоящее время из-за финансовых проблем 
и   медленного   реформирования   ВТЭК   в  бюро  медико-социальной  
экспертизы такая работа в Хакасии практически не производится.
    Сложным  остается  положение  дел  с  общим  и профессиональным 
обучением   инвалидов.   Дети-инвалиды   по  слуху  получают  общее  
образование      в      Канске,      Минусинске,     Ачинске.     В     
профессионально-технических училищах нет специализированных условий 
по  профессиональному  образованию  инвалидов.  Из-за экономических 
трудностей  практически не занимаются профессиональным образованием 
учебно-производственные  предприятия Всероссийских обществ слепых и 
глухих.
    Важным  фактором  социальной реабилитации инвалидов является их 
приобщение   к   культурной   жизни   общества   путем  организации  
культурно-массовых  мероприятий и участия в клубной деятельности. В 
республике  есть  клубы  для  инвалидов по зрению и слуху, но из-за 
финансовых   трудностей   они   находятся   на  грани  закрытия,  а  
культурно-массовые мероприятия носят эпизодический характер.
    Другим  важнейшим  фактором  социальной  реабилитации инвалидов 
являются  занятия  физкультурой и спортом. Однако в настоящее время 
ввиду   финансовых  трудностей  и  недостаточности  организационных  
структур для проведения физкультурно-оздоровительной работы занятия 
физкультурой   и  спортом  с  инвалидами  в  республике  проводятся  
разрозненно и не систематически.
    Большое   значение   для  реабилитации  инвалидов  имеет  также  
формирование  безбарьерной  среды жизнедеятельности, обеспечивающей 
свободный  доступ  этой  категории  граждан к объектам социальной и 
производственной  инфраструктуры,  средствам  транспорта,  связи  и  
информации. Сложившаяся на сегодняшний день инфраструктура городов, 
других  населенных  пунктов  не приспособлена для жизнедеятельности 
инвалидов,   ограничивает   их   возможности   в   передвижении   и   
препятствует их активному участию во всех сферах социальной жизни.
    Требуется    значительное    укрепление    материальной    базы    
стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов.
    Неудовлетворительным  остается  положение  дел  с  обеспечением  
инвалидов  средствами  передвижения. Так, в Министерстве социальной 
защиты  населения  Республики Хакасия по состоянию на 1 января 1998 
года   состоят   на   учете  650  инвалидов  и  участников  Великой  
Отечественной войны, 537 инвалидов от общего заболевания, трудового 
увечья   и  профзаболевания,  с  детства.  За  последние  два  года  
спецавтотранспорт инвалидам практически не выдавался.
    Затруднительным   для   инвалидов  является  процесс  заказа  и  
получения   протезно-ортопедических   изделий   через  Красноярское  
протезно-ортопедическое объединение. Из-за экономических трудностей 
затягивается    срок    ввода   в   действие   в   г.   Черногорске   
протезно-ортопедического предприятия.
    Большие  трудности возникают с обеспечением инвалидов по зрению 
и слуху специализированными средствами реабилитации.
    В    Хакасии    практически   100%   инвалидов   с   поражением   
опорно-двигательного    аппарата   нуждаются   во   вспомогательных   
технических средствах и специализированном оборудовании квартир.
    В   республике   нередко   возникают  нарушения  предоставления  
гарантированных  инвалидам государством социальных гарантий и льгот 
(по  лекарственному  обеспечению,  скидки  стоимости  квартплаты  и  
коммунальных услуг, по проезду на транспорте).
    Таким    образом,   сложившаяся   в   республике   ситуация   с   
медико-социальной   и   профессиональной   реабилитацией  не  может  
считаться    удовлетворительной.   Причем   накопившиеся   проблемы   
невозможно   решить  за  короткий  срок.  Требуется  долговременная  
программа  мер  по  созданию  условий  для  проведения  полноценной  
медико-социальной   и   профессиональной   реабилитации  инвалидов,  
создание  государственной системы реабилитации инвалидов с участием 
различных служб, координирующих эту работу.

                      Цели и задачи программы

    Цель  настоящей  Программы - создание инвалидам, проживающим на 
территории   Хакасии,   равных   со   здоровыми   членами  общества  
возможностей в осуществлении прав и свобод, устранение или возможно 
более   полная  компенсация  ограничений  в  их  жизнедеятельности,  
создание  оптимальных  условий, позволяющих вести полноценный образ 
жизни и способствующих их социальной адаптации.
    Данная  Программа  представляет собой начальный этап реализации 
мероприятий по созданию системы реабилитации инвалидов в республике 
и  решению  первостепенных  задач, направленных на создание условий 
для реинтеграции инвалидов в жизнь общества.

                         Область внедрения

    Органы  социальной  защиты  населения,  бюро  медико-социальной  
экспертизы,    органы   здравоохранения,   образования,   культуры,   
транспорта,  труда  и  занятости  населения,  печати  и информации, 
архитектуры  и градостроительства, физкультуры и спорта, торговли и 
подведомственные   им   учреждения,   республиканские   организации   
Всероссийских   обществ   инвалидов,   слепых  и  глухих,  общества  
инвалидов на местах.

Информация по документу
Читайте также