Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 21.10.1998 № 169

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                Об утверждении положения о системе
          вневедомственного контроля качества медицинской
                    помощи в Республике Хакасия


от 21 октября 1998 г.           г. Абакан                     N 169

    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации 
об   охране  здоровья  граждан,  Законом  Российской  Федерации  "О  
медицинском  страховании  граждан в Российской Федерации" и в целях 
совершенствования контроля качества медицинской помощи населению
    Правительство Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1.   Утвердить   предложенное   Министерством   здравоохранения   
Республики  Хакасия  Положение о системе вневедомственного контроля 
качества медицинской помощи в Республике Хакасия (приложение).
    2.  Министерству  здравоохранения Республики Хакасия (Бурнакова 
Л.А.)  в  срок  до 01.01.1999 разработать и утвердить ведомственным 
приказом  Положение  о  системе  ведомственного  контроля  качества  
медицинской помощи, положение о враче эксперте Республики Хакасия.
    3.   Рекомендовать   главам  администраций  городов  и  районов  
привести  работу  органов  управления  здравоохранением, учреждений 
здравоохранения в соответствие с утвержденным Положением.
    4.  Контроль  за выполнением настоящего Постановления возложить 
на   заместителя   Председателя  Правительства  Республики  Хакасия  
Боргоякову Т.Г.


    Председатель Правительства
    Республики Хакасия          А. ЛЕБЕДЬ



                                                         Приложение
                                      к Постановлению Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                                от 21.10.1998 N 169

                             ПОЛОЖЕНИЕ
           о системе вневедомственного контроля качества
              медицинской помощи в Республике Хакасия

                        I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Система  вневедомственного контроля качества медицинской помощи 
создается   в  Республике  Хакасия  в  соответствии  с  действующим  
законодательством  в целях защиты прав граждан на охрану здоровья и 
содействия  органам  государственного управления, для решения задач 
по совершенствованию деятельности учреждений здравоохранения.
    Под   системой  вневедомственного  контроля  понимается  оценка  
качества    медицинской   помощи   субъектами,   не   входящими   в   
государственную   систему   здравоохранения,   в   пределах   своей   
компетенции.
    Право  на  проведение  вневедомственного контроля закреплено за 
названными    субъектами   Основами   законодательства   Российской   
Федерации  об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации 
"О   медицинском   страховании  граждан  в  Российской  Федерации",  
Постановлением  Правительства  Российской Федерации "Об утверждении 
Положения     о     лицензировании    медицинской    деятельности",    
Постановлением    Совета    Министров    Республики    Хакасия   "О   
государственном    лицензировании    и   аккредитации   учреждений,   
организаций,  предприятий,  отдельных лиц, занимающихся медицинской 
деятельностью,  а  также  оказанием  платных  медицинских  услуг на 
территории   Республики  Хакасия",  инструкцией  о  порядке  выдачи  
документов,  удостоверяющих  временную  нетрудоспособность граждан, 
правилами обязательного медицинского страхования.
    Настоящее  Положение  устанавливает  единые  организационные  и  
методические    принципы    вневедомственного   контроля   качества   
медицинских  услуг,  предоставляемых  учреждениями  здравоохранения  
независимо  от ведомственной подчиненности и формы собственности, а 
также   лицами,  занимающимися  частной  медицинской  практикой  на  
территории Республики Хакасия.
    Вневедомственный    контроль    качества   медицинской   помощи   
осуществляется  на  основе оценки ресурсных и кадровых возможностей 
лечебно-профилактических   учреждений,  применяемых  технологий,  а  
также показателей объемов и результативности их деятельности.
    Для   повышения   эффективности   экспертной   деятельности  на  
территории  Республики  Хакасия  при  Министерстве  здравоохранения  
создается  регистр  внештатных  экспертов,  который входит в единый 
регистр экспертов Российской Федерации.
    Ответственность  за  организацию  и состояние вневедомственного 
контроля   качества   медицинской   помощи   несут  руководители  и  
должностные  лица  организаций  и  учреждений, имеющих право на его 
проведение в соответствии с должностными инструкциями и действующим 
законодательством.

          II. СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ВНЕВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
           КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Вневедомственный    контроль   за   медицинской   деятельностью   
юридических и физических лиц осуществляют:
    -     лицензионно-аккредитационная     комиссия    Министерства    
здравоохранения Республики Хакасия;
    - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и 
его филиалы (в случае выполнения ими функции страховщика);
    - страховые медицинские организации;
    - страхователи;
    -   исполнительные   органы   Фонда   социального   страхования   
Российской Федерации по Республике Хакасия;
    - профессиональные медицинские ассоциации;
    - общество защиты прав потребителей.
    Основной  задачей субъектов вневедомственного контроля качества 
медицинской   помощи   является   организация   в   пределах  своей  
компетенции  медицинской  и медико-экономической экспертизы с целью 
обеспечения   права   граждан   на   получение  медицинской  помощи  
надлежащего   качества   и   проверки  эффективности  использования  
ресурсов  здравоохранения, а также финансовых средств обязательного 
медицинского страхования и социального страхования.
    Вневедомственный  контроль  качества  медицинской  деятельности  
осуществляется по следующим направлениям:
    - анализ результатов оказания медицинской помощи населению;
    -  подготовка  рекомендаций  по совершенствованию организации и 
повышению качества медицинской помощи и контроль за их выполнением; 
    -  изучение  удовлетворенности  пациентов оказанной медицинской 
помощью;
    -    проверка    выполнения   договорных   обязательств   между   
учреждениями     здравоохранения    и    страховыми    медицинскими    
организациями;
    -    проверка    выполнения   договорных   обязательств   между   
страхователем и страховщиком;
    -   соблюдение   Инструкции   о   порядке   выдачи  документов,  
удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;
    -  оценка возможностей учреждения здравоохранения гарантировать 
требуемый уровень качества медицинской помощи;
    -  правильность применения тарифов и соответствие предъявленных 
к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;
    -  другие  виды  контроля, осуществляемые субъектами в пределах 
своей компетенции.

         КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЦЕНЗИОННО-АККРЕДИТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

    В        соответствии        со       своими       полномочиями       
лицензионно-аккредитационная  комиссия Министерства здравоохранения 
Республики Хакасия осуществляет:
    -  контроль  за безопасностью медицинских услуг для пациентов и 
персонала   и   их   соответствием   установленным  стандартам  при  
проведении     лицензирования     и     аккредитации     учреждений     
здравоохранения, аптечных учреждений и сертификации специалистов;
    -   контроль  за  выполнением  учреждениями  здравоохранения  и  
физическими  лицами,  аптечными  учреждениями  лицензионных условий 
независимо от формы собственности;
    - выдачу лицензий и сертификатов юридическим лицам и гражданам; 
    -   участие   в   формировании   вневедомственной   медицинской   
экспертизы и регистра экспертов Республики Хакасия.

  КОМПЕТЕНЦИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
  ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ЕГО ФИЛИАЛОВ ПРИ
                  ВЫПОЛНЕНИИ ФУНКЦИИ СТРАХОВЩИКА

    -  организация  и  осуществление в рамках заключенных договоров 
обязательного  и  добровольного  медицинского  страхования контроля 
качества,  объема  и  сроков  оказания  медицинской помощи штатными 
экспертами,  а  также  путем  привлечения  внештатных,  входящих  в  
регистр, экспертов на договорной основе;
    -  определение  соответствия  выставленных  к  оплате счетов за 
оказанные  медицинские услуги их истинному объему и качеству, а для 
обязательного   медицинского   страхования   -   и  территориальной  
программе  обязательного медицинского страхования с правом частично 
или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг;
    -   предъявление  претензий  и  исков  лечебно-профилактическим  
учреждениям   по  возмещению  ущерба,  причиненного  застрахованным  
гражданам;
    -    информирование    органов   управления   здравоохранением,   
лицензионно-аккредитационных   комиссий   о   выявленных   в   ходе   
экспертной       работы       недостатках       в      деятельности      
лечебно-профилактических учреждений;
    -  заключение  договоров на выполнение медицинской экспертизы с 
компетентными организациями и специалистами;
    - участие в разработке тарифов на медицинские услуги;
    -      участие      в     лицензировании     и     аккредитации     
лечебно-профилактических учреждений и физических лиц;
    -       обращение      в      установленном      порядке      в      
лицензионно-аккредитационную     комиссию     с     заявлением    о    
приостановлении или прекращении действия лицензии;
    -      перезаключение      договора      на      предоставление      
лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому 
страхованию в случаях выявления неоднократных и серьезных нарушений 
в оказании медицинской помощи застрахованным.

                     КОМПЕТЕНЦИЯ СТРАХОВАТЕЛЯ

    -   осуществление  контроля  за  соблюдением  условий  договора  
медицинского страхования;
    -  получение  необходимой информации об имеющихся на территории 
Республики  Хакасия  организациях,  наделенных правом осуществления 
экспертизы  качества  медицинской  помощи  населению,  и порядке их 
деятельности;
    -  получение от страховщиков информации о состоянии медицинской 
помощи застрахованным и мерах по ее совершенствованию;
    -  доведение  до сведения застрахованных результатов экспертной 
оценки   качества   медицинской  помощи  и  принятых  мерах  по  ее  
улучшению;
    -  перезаключение  договора  медицинского страхования в случаях 
неоднократных  и  серьезных нарушений в оказании медицинской помощи 
застрахованным.

             КОМПЕТЕНЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФОНДА
           СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Осуществление    в    пределах    компетенции    контроля    за    
обоснованностью    выдачи,   продления,   правильности   оформления   
документов,  подтверждающих временную нетрудоспособность граждан, в 
т.ч. при выявлении:
    - случаев временной нетрудоспособности с длительным пребыванием 
пациентов  на  больничном  листе, превышающем средние показатели на 
30% и более;
    - случаев, заканчивающихся выходом на инвалидность;
    -  случаев  несвоевременного  направления  на медико-социальную 
экспертизу.

  КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ АССОЦИАЦИЙ В ПРЕДЕЛАХ,
         ОПРЕДЕЛЕННЫХ УЧРЕДИТЕЛЬНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ И УСТАВОМ

    -   организация   экспертизы   качества   медицинской   помощи,   
оказываемой   гражданам  лечебно-профилактическими  учреждениями  и  
лицами,  занимающимися  частной практикой, являющимися членами этой 
ассоциации;
    -  участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, 
программ   и   критериев   подготовки   и   повышения  квалификации  
медицинских кадров, соглашений по тарифам на медицинские услуги;
    - участие в формировании регистра экспертов;
    -   участие   в   работе  комиссий  по  аттестации  медицинских  
работников,  аккредитации  и лицензированию деятельности учреждений 
здравоохранения, квалификационных экзаменационных комиссиях.

    КОМПЕТЕНЦИЯ ОБЩЕСТВА (АССОЦИАЦИИ) ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

    -   изучение   общественного   мнения  о  качестве  оказываемой  
медицинской помощи;
    -  информирование субъектов вневедомственного контроля качества 
и   органов  управления  здравоохранением  о  дефектах  в  оказании  
медицинской помощи;
    -  защита  прав  пациентов  путем  предоставления  и  защиты их 
интересов в административных и судебных органах.

    III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОГО
 КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
              ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Субъекты   вневедомственного   контроля   качества   в  случаях  
выявления  дефектов в процессе оказания медицинской помощи по своей 
компетенции:
    -  четко  формулируют вопросы, требующие решения при проведении 
медицинской экспертизы;
    - организуют проведение дополнительной экспертизы.
    Для  улучшения  взаимодействия ведомственной и вневедомственной 
экспертизы  качества  медицинской помощи субъекты вневедомственного 
контроля   осуществляют   запрос   в   клинико-экспертную  комиссию  
лечебно-профилактического  учреждения  или  соответствующего органа 
управления  здравоохранением о результатах проведения ведомственной 
экспертизы   по   поставленным   вопросам,   оценивают   результаты   
ведомственной  экспертизы  и  в  случае  согласия  с ними принимают 
необходимые   решения   или  соответствующие  меры  без  проведения  
дополнительной экспертизы.

           ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НАЗНАЧЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ
                      МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

    Для  страховых  медицинских организаций, Территориального Фонда 
обязательного медицинского страхования и его филиалов:
    -  жалобы  пациентов  или  страхователей на качество и культуру 
оказания медицинской помощи;
    -   неблагоприятный   исход   заболевания,  прямо  связанный  с  
недостатками в проведении медицинских мероприятий;
    -  несоответствие  представленных  счетов на оплату медицинских 
услуг территориальным медико-экономическим стандартам или включение 
в  счет  медицинских услуг, не входящих в территориальную программу 
обязательного медицинского страхования;
    - наличие многочисленных дефектов в оказании медицинской помощи 
у отдельных специалистов, подразделений, учреждений;
    -  несоответствие  проведенного  лечения  диагнозу заболевания, 
повлиявшее на стоимость лечения.
    Для   исполнительных   органов  Фонда  социального  страхования  
Российской Федерации:
    -  представление  к оплате документов, удостоверяющих временную 
нетрудоспособность граждан, оформленных с нарушением установленного 
порядка;
    -  сомнения  в обоснованности выдачи документов, удостоверяющих 
временную     нетрудоспособность    граждан,    сроков    временной    
нетрудоспособности,   сроков   направления   на   медико-социальную   
экспертизу.
    Для лицензионно-аккредитационных комиссий:
    -   необходимость   проведения  лицензирования  и  аккредитации  
юридических   и   физических  лиц  и  сертификации  специалистов  с  
привлечением внештатных экспертов;
    -  обеспечение  контроля  за выполнением лицензионных условий с 
проведением    ведомственной    и    вневедомственной   экспертизы.   
Организации    и    учреждения,   имеющие   право   на   проведение   
вневедомственной медицинской экспертизы, обязаны:
    -   осуществлять   взаимодействие  с  органами  и  учреждениями  
здравоохранения   по   вопросам   организации   медицинской  помощи  
населению;
    -  вести  учет  всех  предъявляемых  претензий,  результатов их 
анализа и экспертного контроля;
    - организовывать в пределах компетенции разработку и выполнение 
собственных    мероприятий    по    совершенствованию   организации   
медицинской  помощи населению и повышению ее качества, осуществлять 
контроль за их выполнением.
    Организации   и   учреждения,   имеющие   право  на  проведение  
вневедомственной медицинской экспертизы, могут:
    -  участвовать  в  разработке  предложений по совершенствованию 
организации  и  повышению  качества  медицинской помощи населению и 
вносить их на рассмотрение компетентным органам;
    -  содействовать  подготовке  и  повышению  квалификации кадров 
лечебно-профилактических учреждений;
    -  получать  от  лечебно-профилактических  учреждений сведения, 
необходимые для разрешения спорных случаев;
    -    заключать    договоры    на    проведение   экспертизы   с   
заинтересованными лицами, организациями и учреждениями;
    -   организовывать   совещания  по  вопросам  совершенствования  
организации вневедомственного контроля качества медицинской помощи. 

      IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОГО
               КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Субъекты  вневедомственного  контроля  качества организуют свою 
экспертную   деятельность   в   соответствии   с  законодательством  
Российской   Федерации,   ведомственными   нормативными   актами  и  
настоящим   Положением.   Проведение   вневедомственного   контроля   
качества  медицинской помощи осуществляют штатные эксперты, а также 
внештатные  эксперты,  входящие в регистр и допущенные к экспертной 
деятельности в установленном порядке.
    Экспертиза    качества    медицинской    помощи    в    системе    
вневедомственного  контроля  проводится  на  территории  Республики  
Хакасия   по   единым   методологическим  принципам  и  технологии,  
утвержденным  Министерством  здравоохранения  Республики Хакасия по 
согласованию со всеми субъектами вневедомственного контроля.
    Финансирование     экспертной     деятельности     в    системе    
вневедомственного  контроля качества осуществляется за счет средств 
этих  субъектов,  а  также  части  штрафных  санкций, налагаемых на 
юридические и физические лица в соответствии с Положением о порядке 
оплаты  медицинских  услуг  в  системе  обязательного  медицинского  
страхования.
    Вневедомственный контроль может осуществляться в виде:
    - предупредительного контроля;
    - контроля результата;
    - целевого контроля;
    - планового контроля.
    Предупредительный            контроль            осуществляется            
лицензионно-аккредитационной     комиссией     перед    проведением    
лицензирования   и   аккредитации   медицинского   учреждения   или   
физического лица.
    Целью    предупредительного   контроля   является   определение   
возможностей медицинского учреждения или физического лица оказывать 
заявленные   виды  медицинской  помощи,  а  также  соответствия  их  
деятельности установленным стандартам.
    Предупредительный контроль призван оценивать качество и уровень 
безопасности   работы  медицинского  учреждения  для  пациента  для  
получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.
    В ходе предупредительного контроля оцениваются:
    1. Структура медицинского учреждения, включая оценку:
    -  организации  работы  структурных  подразделений медицинского 
учреждения и организации работы персонала;
    - квалификации медицинского персонала;
    - материально-технического и ресурсного обеспечения;
    - финансирования;
    2. Качество лечебно-диагностического процесса, включая оценку:
    - организации обследования, лечения и ухода за больными, объема 
деятельности    и   взаимодействия   лечебных   и   параклинических   
подразделений;
    -   научно-технологического   уровня   лечебно-диагностического   
процесса;
    - качества ведения медицинской документации;
    - исходов и результатов лечения.
    Предупредительный контроль осуществляется на основе стандартов, 
для чего в качестве инструмента оценки применяют:
    - государственные образовательные стандарты;
    - технологические стандарты;
    - действующие стандарты оснащения;
    -  стандарты объемов лечебно-диагностических и реабилитационных 
мероприятий  и  сроков  лечения при различных нозологических формах 
заболеваний,  утвержденные Министерством здравоохранения Республики 
Хакасия.
    В   случаях   отсутствия  федеральных  стандартов  используются  
территориальные      стандарты,      утверждаемые     Министерством     
здравоохранения Республики Хакасия.
    Контроль  результата  осуществляют  субъекты  вневедомственного  
контроля.   Целью  контроля  результата  является  оценка  качества  
выполнения   медицинской   услуги   конкретному  пациенту.  В  ходе  
экспертизы качества медицинской услуги оцениваются:
    - медицинская эффективность услуги;
    - экономическая ее эффективность;
    - соответствие выбранной медицинской технологии патологическому 
процессу, его тяжести и течению.
    Под  медицинской  эффективностью  понимается степень достижения 
поставленной  цели.  Медицинская  эффективность тем выше, чем ближе 
медицинский   работник   по   результатам  лечения  приближается  к  
критериям  и  параметрам  результативности  лечения,  заложенной  в  
стандарте для данной патологии.
    Экономическая     эффективность     оценивается    на    основе    
экономического  стандарта,  характеризующего максимально допустимые 
затраты  на лечение типичного случая для каждой нозологии. Если при 
выполнении  лечебно-диагностического процесса и достижении при этом 
максимально  возможной для данного случая медицинской эффективности 
затраты не превышают максимальной границы нормы, то следует считать 
экономическую эффективность достигнутой.
    Качество   лечебно-диагностического   процесса  оценивается  по  
стандарту,  утвержденному  Министерством здравоохранения Республики 
Хакасия и включающему в себя основные элементы:
    -  качественный  сбор  информации  о  больном  (диагностические  
мероприятия для данной нозологии);
    - правильную постановку и обоснование диагноза;
    - качественно выполненные лечебные мероприятия.
    Кроме этого, субъект, осуществляющий вневедомственный контроль, 
вправе   изучать   мнение   пациентов  о  качестве  предоставляемых  
медицинских  услуг,  поскольку  мнение  пациента  является одной из 
составляющих понятия "качественная медицинская услуга".
    Контроль  результата,  так же как и предупредительный контроль, 
основывается на заключении экспертизы.
    В  случае  необходимости для разрешения спорного случая субъект 
вневедомственного  контроля  может  принять  решение  о  проведении  
ЦЕЛЕВОГО КОНТРОЛЯ с привлечением внештатных экспертов.
    Территориальный  Фонд  обязательного медицинского страхования и 
его   филиалы   имеют   право   проверки  только  случаев  оказания  
медицинской   помощи   пациентам,   имеющим   полис   обязательного   
медицинского страхования, выданный данной страховой организацией, и 
по  видам  медицинской  помощи входящим в территориальную программу 
обязательного медицинского страхования.
    По  итогам  проверки  оформляется  "Акт  экспертного  контроля"  
установленной формы.
    Плановый   контроль  качества  медицинской  помощи  со  стороны  
Территориального Фонда обязательного медицинского страхования и его 
филиалов   страховой   медицинской   организации  осуществляется  в  
соответствии с договором на предоставление лечебно-профилактической 
помощи  (медицинских  услуг)  по  медицинскому  страхованию. В этих 
случаях страховщик составляет график планового контроля медицинских 
учреждений, который доводится до сведения последних.
    График  планового  контроля  составляется  с  расчетом, чтобы в 
течение  года  каждое медицинское учреждение подвергалось плановому 
контролю не реже 1 раза в год. С целью снижения количества плановых 
проверок,  проводимых  в  медицинском учреждении, желательно, чтобы 
субъекты  вневедомственного  контроля координировали свою работу и, 
по возможности, осуществляли объединенные проверки.
    Споры   между  сторонами  по  вопросам  финансово-экономической  
экспертизы  решаются  в  межведомственной  согласительной  тарифной  
комиссии,  медицинской  экспертизы  -  в  клинико-экспертном Совете 
Республики  Хакасия  при  Министерстве  здравоохранения  Республики  
Хакасия в соответствии с положением о работе этих комиссий.
    Спорные  вопросы,  возникающие у сторон на данном уровне, могут 
рассматриваться в суде в установленном порядке.




Информация по документу
Читайте также