Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 20.01.2000 № 7РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ О целевой программе "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы" 20 января 2000 г. г. Абакан N 7 Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и распоряжения Правительства Республики Хакасия от 15 октября 1999 года N 308-р "О разработке целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 1999-2002 годы", а также в целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Считать рассмотренной целевую программу (далее - Программа "Развития земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы" (приложение). 2. Утвердить Государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия (Радченко В.А.) заказчиком-координатором Программы. 3. Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (Попов В.И.) ежегодно, начиная с 2000 года, предусматривать включение Программы в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета. 4. Рекомендовать главам администраций городов и районов республики обеспечить финансирование работ и мероприятий, предусмотренных Программой за счет средств, поступающих от платы за землю и других источников. 5. Внести на утверждение в Верховный Совет Республики Хакасия целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы". 6. Назначить руководителя Госкомзема Республики Хакасия Радченко В.А. официальным представителем Правительства Республики Хакасия при рассмотрении Верховным Советом Республики Хакасия целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы". 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Шавыркина В.В. Председатель Правительства Республики Хакасия А. Лебедь Приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 20 января 2000 г. N 07 Целевая программа Республики Хакасия "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы" Паспорт целевой программы Республики Хакасия "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы" Наименование программы Целевая программа Республики Хакасия "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000- 2002 годы." Дата принятия решения о разработке Программы (наименование документа) Распоряжение Правительства Республики Хакасия от 15 октября 1999 г. N 308-Р "О разработке целевой программы "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 1999-2002 годы" Основные заказчики Программы Государственный Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Хакасия, Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, Министерство сельского хозяйства Республики Хакасия Цели и задачи Программы Повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста. Сроки и этапы реализации Программы 2000-2002 годы: I этап - 2000 год II этап - 2001-2002 годы Перечень основных мероприятий Разработка и совершенствование на всех Программы уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; создание механизма, регулирующего права собственников земельных долей; создание механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселениях; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Хакасия и муниципальной собственности, создание инфраструктуры рынка земли, развитие механизма ипотечного кредитования, введение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; зонирование территорий, проведение массовой оценки земель; картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы, ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель; проведение информационно-разъяснительной работы среди населения; создание специализированных и информационно-консультативных центров, подготовка и переподготовка кадров. Объем и источники финансирования млн. руб. 2000-2002 годы 2000 год всего 38,30 11,77 в том числе: федеральный бюджет 19,30 6,55 бюджет Республики Хакасия и 16,94 4,56 местные бюджеты прочие источники 20,6 0,66 Ожидаемые конечные результаты Закрепление конституционных прав граждан реализации Программы свободно распоряжаться участком земли и земельными долями под жестким контролем государства; разграничение земель, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Хакасия и муниципальной собственности; Введение Республика Хакасия располагает значительными земельными ресурсами, но это богатство республики используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Ранее существовавшая система сельскохозяйственных земельных отношений разрушена полностью, а новая до сих пор не создана. Диспаритет цен на продукцию сельскохозяйственного производства с продукцией промышленных предприятий (сельскохозяйственная техника, запасные части к сельскохозяйственной технике, стоимость горюче-смазочных материалов) поставили сельскохозяйственные предприятия на грань банкротства. Некоторые отрасли сельскохозяйственного производства находятся на грани исчезновения - овцеводство, мелиорация земель. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интересов инвесторов. Размеры и механизмы начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Тысячи гектаров земли выведены из сельскохозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Республике Хакасия. Перед Республикой Хакасия стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу впадения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли. Целевая программа Республики Хакасия "Развитие земельной реформы в Республике Хакасия на 2000-2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Хакасия от 15 октября 1999 г. и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации" на 2000-2002 годы". 1. Основные положения программы 1.1. Основные итоги земельных преобразований в Республике Хакасия в 1991-1998 годах В Республике Хакасия завершен первый этап земельных преобразований, произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатно переданы в собственность сотни тысяч гектаров продуктивных земель. Они получили земельные участки под сады огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе земельной реформы к январю 1999 г. произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 55 бывших совхозов, подхозов, осуществлена приватизация 0,939 млн. га их земель. В итоге 41,5 тыс. работников бывших совхозов и подхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств (1280 хозяйств), в распоряжение которых передано 53,9 тыс. га земель. Органам местного самоуправления переданы в ведение земли сельских населенных пунктов с прилегающими территориями. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками - 66,6 тыс. граждан имеют земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства - 22,1 тыс. га. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,15 до 0,24 га, а для садоводства - с 0,06 до 0,09 га. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 31,5 тыс. граждан. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1996 году - 19,0 млн. руб.; в 1997 году - 30,00 млн. руб. в 1998 году - 6,20 млн. рублей. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного на значения. Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает законодательство. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности Республики Хакасия и в муниципальной собственности. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению, переход земель к эффективно хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации, сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования. Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов. Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществлялось крайне плохо: в 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 % от бюджетных назначений. В итоге в 1997 - 1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозится создание государственного земельного кадастра, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений 1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации Целями земельной реформы являются: повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики Хакасии, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого на нынешнем этапе являются: осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации; вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в Хакасии регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель; приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством; разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности Республики Хакасия и в муниципальной собственности; создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущества и сделок с ними, проведение массовой оценка земли на большей части территории Хакасии. Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационные, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в Хакасии и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Выделяются два этапа реализации Программы. На I этапе (2000 год) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требующим значительных финансовых затрат, и обеспечить экономическую базу проведения II этапа. На II этапе (2001 - 2002 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель. 1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими программами Программа является составной частью системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития субъекта Федерации. Она конкретизирует и развивает положения программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1997 года N 360, касающегося земельной реформы в стране, а также связанных с ней институциональных преобразований, затрагивает вопросы структурной, инвестиционной, жилищной и региональной политики. В Программе определены направления реализации республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного зе мельного кадастра", утвержденной постановлением Совета Министров РХ от 19 ноября 1996 года N 275, ориентированные на обеспечение взаимосвязи ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Программа развивает положения Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 933, и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 г. N 1499, в части совершенствования земельных отношений и стабилизации финансового положения аграрного сектора. 2. Система программных мероприятий 2.1. Стабилизация отношений собственности на землю Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям: передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота); установление принципов, порядка, согласительных процедур и сроков разграничения земель на земли федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности; дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности; определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; создание системы правового зонирования земель. 2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: обеспечение всем гражданам Республики Хакасия возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование; обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю; обеспечение всем гражданам Республики Хакасия - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается законодательством Российской Федерации); активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей. 2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли. Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя: развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости; информационное обеспечение земельного рынка. Государственная политика по развитию, обороту земли и другой недвижимости направлена на: установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; введение системы рассрочек при приватизации земельных участков; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставной капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс"; повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях; переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных; расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг; совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство; законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территории населенных пунктов. Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем: создания механизма формирования земельных участков и иных объектов не движимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг; создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости; проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения; создания системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними; создания системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли: и другой недвижимости; введения административной и уголовной ответственности за правонарушения на земельном рынке и совершенствования гражданско-правовых способов защиты прав и интересов участников рынка. В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются: создание баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе; внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур; расширение доступа граждан Республики Хакасия и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них; создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных. 2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.). С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель необходимо на I этапе реализации Программы: осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров; уточнить число сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена; установить для сельскохозяйственных организаций правила бухгалтерского учета операций с земельными долями; уточнить списки сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации; создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей; сформировать повсеместно земельный фонд для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам; содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов; принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их. На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках республиканской целевой программы "Повышение плодородия почв Хакасии" ("Плодородие"). 2.5. Развитие ипотечного кредитования Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени. В целях использования потенциала земельной ипотеки на I этапе реализации Программы обеспечивается: учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя; разработка механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества и гарантирование рисков отсрочки возврата кредита; разработка мер по защите прав залогодателей; использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств. Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных. Для развития ипотечных отношений целесообразно использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество. 2.6. Совершенствование системы земельных платежей Действующая система земельных платежей в Хакасии регулируется Законом Республики Хакасия "О плате за землю", по которому формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель. При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает: установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц; расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель; выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель. Наиболее полное использование налогового потенциала земли на I этапе реализации Программы предполагает: завершение инвентаризации земель (в первую очередь - земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации. На II этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной стоимости земли. 2.7. Ведение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости. Автоматизация процесса ведения государственного земельного кадастра осуществляется в рамках программы "Создание автоматизированной системы земельного кадастра Республики Хакасия". Реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся: проведение кадастрового зонирования территории Хакасии в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; обеспечение единого порядка ведения государственного земельного кадастра в Республике Хакасия и муниципальных образованиях; формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях Республики Хакасия и муниципальных образований; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными классификаторов и технологических процедур; организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур. 2.8. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются: установление единого для всех районов Республики Хакасия порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель. На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории Республики Хакасия. 2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально - экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования; разработку градостроительной документация, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями. На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия: реализация пилотных проектов правового зонирования земель в отдельных городах; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов обмена данными классификаторов и технологических процедур; организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур. 2.10. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. Основными направлениями государственной политики в этой области на I этапе реализации Программы являются: установление единого для всех районов Республики Хакасия порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель; На II этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения на всей территории Республики Хакасия. 2.11. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально - экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования; разработку градостроительной документация, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями. На I этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия: реализация пилотных проектов правового зонирования земель в отдельных городах. 2.12. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается: выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения; разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими; установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими; составить дежурные карты ограничений использования земель и обременении (сервитутов) земель; разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления, и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий; установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков; уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений; установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Следует разработать комплекс мер по содействию создания частных земле устроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию. Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов). 2.12. Мониторинг земель В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель. Предусматривается обеспечить: своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений; прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, особенно в зонах проявления процессов опустынивания земель. 2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, получили распространение случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы. Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. На I этапе реализации Программы предусматривается: разработать законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие уточнение порядка государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также меры по усилению прав и государственной защите государственных ин спекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности; совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства; улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель; укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства. На II этапе реализации Программы необходимо создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в цепях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием и охраной земель и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по использованию и охране земель. 2.14. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение в Хакасии земельной реформы. Государственное управление земельными ресурсами Республики Хакасия осуществляет Государственный комитет Республики Хакасия по земельным ресурсам и землеустройству и комитеты в районах и городах. В целях усиления государственного регулирования земельных отношений при реализации Программы предусматривается осуществить следующие организационные меры: укрепить материально-техническую базу территориальных органов Государственного комитета Республики Хакасия по земельным ресурсам и землеустройству, сохранив за ними основные функции государственного управления: нормативно-методическую деятельность, государственный контроль за охраной и использованием земель, организацию проведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель на территории Республики Хакасия в целом; создать в муниципальных образованиях учреждения - кадастровые бюро и передать им часть управленческих функций территориальных органов Государственного комитета Республики Хакасия по земельным ресурсам и землеустройству и функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функции по оценке земель для государственных и иных нужд. При этом создание кадастровых бюро в муниципальных организациях произвести с использованием базы и организаций, подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по земельной политике; финансирование кадастровых бюро осуществлять за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих от юридических лиц и граждан за произведенные работы и оказанные услуги. В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом будет повышена роль Министерства сельского хозяйства Республики Хакасия в сфере осуществления государственной политики в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации федеральных и других программ проведения земельных преобразований в сельской местности, оказания помощи органам исполнительной власти Республики Хакасия в организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 3. Правовое обеспечение программы Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений и нуждается в существенном обновлении. Проведение реформы на основе подзаконных актов не обеспечивает гарантий собственникам, пользователям земли, инвесторам и иным участникам рынка земли. Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в первую очередь на Земельный кодекс Российской Федерации, без принятия которого не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства. Правовое обеспечение развития земельной реформы в Хакасии будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений в соответствии с законами Российской Федерации. Необходимо сохранить преемственность в регулировании земельных отношений в той части, которая не противоречит целям и задачам социально-экономических реформ. Земельное законодательство будет развиваться на базе положений Конституции Российской Федерации, а в части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости - на базе Гражданского кодекса Российской Федерации путем расширения норм гражданского права с учетом специфики земельных отношений. 4. Научное обеспечение Программы Реализация мероприятий Программы базируется на оперативном внедрении в ходе земельных преобразований результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных Российской академией наук, научно-исследовательскими учреждениями Российской академии сельскохозяйственных наук, научными, научно-проектными и проектными учреждениями Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике. Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службы геодезии и картографии России, Государственным университетом по землеустройству и иными заинтересованными организациями. 5. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение мероприятий Программы, включая финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования. Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов - дефляторов. Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой, составляют 38,30 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета будет выделено 19,30 млн. рублей, или 50,4 процента, за счет средств бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов - 16,94 млн. рублей, или 44,2 процента, и за счет прочих источников - 2,06 млн. рублей, или 5,4 процента общего объема затрат. На территории Республики Хакасия предполагается организовать учебно-консультационный пункт, оснастив его минимально необходимыми техническими средствами. Содержание таких пунктов будет осуществляться за счет средств местных бюджетов. Средства на прочие нужды из федерального бюджета направляются на финансирование следующих мероприятий: картографическое и землеустроительное обеспечение учета использования федеральных земель - 19,00 млн. рублей; оценка земель и зонирование территорий - 0,3 млн. рублей. Средства бюджета Республики Хакасия и местных бюджетов в общей сумме 16,94 млн. рублей будут направлены на: картографическое, градостроительное и землеустроительное обеспечение учета, оценки и использования земель Республики Хакасия и земельной реформы - 15,09 млн.руб.; оценка земель - 0,55 млн. руб.; мониторинг земель - 0,3 млн. руб.; информационно-консультационную деятельность - 0,3 млн. руб.; организацию управления и контроль за ходом реализации Программы - 0,2 млн. руб.; контроль за использованием и охраной земель - 0,5 млн. руб. На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на I этапе будет направлено 6,55 млн. рублей и на II этапе - 12,75 млн.рублей. Финансирование Программы будет осуществляться также за счет участников рынка земли и недвижимости - 2,06 млн. руб. Затраты на реализацию мероприятий Программы приведены в таблице. +-----------------------------------+-----------+--------------------+ | |2000-2002г.| в том числе | | | |--------------------| | | |2000 г.|2001-2002 г.| |-----------------------------------|-----------|-------|------------| |Средств - всего | 38,3 | 11,77 | 26,53 | |Из них за счет федерального бюджета| 19,3 | 6,55 | 12,75 | |Из общего объема средств: | | | | |научно-исследовательские и | - | - | - | |опытно-конструкторские работы | | | | |капитальные вложения | - | - | - | |прочие нужды - всего | 38,3 | 11,77 | 26,53 | |в том числе: | | | | |бюджет Республики Хакасия | 7,55 | 1,50 | 6,05 | |местные бюджеты | 9,39 | 3,06 | 6,33 | |прочие источники | 2,06 | 0,66 | 1,4 | +-----------------------------------+-----------+-------+------------+ Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы, осуществляется в рамках целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Республики Хакасия", утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 12 ноября 1996 г. N 275. 6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Государственный комитет Республики Хакасия по земельным ресурсам и землеустройству, государственным заказчиком по соответствующему направлению - Министерство сельского хозяйства Республики Хакасия. Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы. Мероприятия Программы реализуются: государственными заказчиками путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета и внебюджетных источников среди исполнителей, осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров (государственных контрактов); органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием. Механизм реализации Программы разработан с учетом экономической ситуации в республике и состояния республиканского бюджета в ближайшей перспективе. Важной задачей государственного заказчика - координатора является привлечение средств бюджетов органов местного самоуправления для реализации отдельных мероприятий Программы. Реализация Программы осуществляется на основе договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и исполнителями мероприятия. Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых торгов (конкурсов). Государственные заказчики при необходимости оказывают консультационную помощь исполнителям программных мероприятий в материально-техническом обеспечении государственных контрактных работ, в предоставлении коммерческой и другой информации. Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Хакасия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Государственный заказчик - координатор ежегодно направляет в Министерство финансов и экономики Республики Хакасия согласованные предложения по объемам финансирования мероприятий, предусмотренных Программой. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект республиканского бюджета. Государственный заказчик - координатор анализирует ход реализации Программы и представляет: ежегодно в Министерство финансов и экономики республики статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; ежегодно, до 1 февраля, в Министерство финансов и экономики Республики Хакасия отчет о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования выделяемых финансовых средств. Государственные заказчики участвуют в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых Министерством финансов и экономики Республики Хакасия, других заинтересованных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти муниципальных образований. По результатам экспертных проверок подготавливаются для внесения в Правительство Республики Хакасия предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования Программы. При необходимости государственные заказчики вносят в Министерство финансов и экономики Республики Хакасия предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации Программы или отдельных мероприятий. 7. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной организации под жестким контролем государства. Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит: обеспечить целевое использование этих земель; решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли - продажи земельных участков; создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства. Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечивать в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д. Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест. Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходной части бюджетов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект 837,97 млн. рублей, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий, обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными долями; развития ипотеки земельных участков, включая зоны земель сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|