Расширенный поиск

Постановление Председателя Правительства Республики Хакасия от 18.11.2002 № 03-ПП

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


 О введении в действие на территории Республики Хакасия Программы
    Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного
   Полумесяца "Организация противотуберкулезной помощи населению
         субъектов Российской Федерации на 2002 2004 годы


     Во  исполнение Федерального закона от 18.06.2001 г. N 77-ФЗ "О
предупреждении    распространения    туберкулеза    в    Российской
Федерации",  Указа Президента Российской Федерации от 20.07.96 г. N
1056  "О  государственной  поддержке  Российского общества Красного
Креста"   и   в   целях   снижения  и  стабилизации  заболеваемости
туберкулезом населения в Республике Хакасия 

                     П О С Т А Н О В Л Я Ю :

     1. Ввести  в  действие  с  18  ноября  2002 года на территории
Республики   Хакасия   Программу  Международной  Федерации  обществ
Красного     Креста     и    Красного    Полумесяца    "Организация
противотуберкулезной    помощи   населению   субъектов   Российской
Федерации  на  2002  2004 годы", финансируемую USAID Агентством США
по  международному  развитию через Международную Федерацию Красного
Креста   и   Красного   Полумесяца  и  Общероссийскую  общественную
организацию "Российский Красный Крест" (приложение).
     2. Министерству   финансов   и  экономики  Республики  Хакасия
(Иванов  А.М.)  предусмотреть в проекте республиканского бюджета на
2003  год  финансирование  расходов  на  реализацию республиканской
целевой   программы   "Предупреждение   и  борьба  с  заболеваниями
социального   характера   в   Республике   Хакасия  на  2003  год",
подпрограммы  "Неотложные  меры  борьбы с туберкулезом в Республике
Хакасия",     включающих     медико-социальные    мероприятия    по
здравоохранению,    Управления    исполнения    наказаний   Минюста
Российской    Федерации   в   Республике   Хакасия   и   Хакасского
республиканского  отделения Общероссийской общественной Организации
"Российский Красный Крест".
     3. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить
на   заместителя   Председателя  Правительства  Республики  Хакасия
Пилюгину Н.А.


    Председатель Правительства
    Республики Хакасия          А. ЛЕБЕДЬ


     г. Абакан
     18 ноября 2002 года
     N 03-ПП



                                                         Приложение
                                                    к постановлению
                                         Председателя Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                       от 18 ноября 2002 г. N 03-ПП

                             Программа
    Организация противотуберкулезной помощи населению субъектов
              Российской Федерации на 2002 2004 годы

                             Введение
     Рост   заболеваемости   туберкулезом   (ТБ)   в   РФ  вызывает
обеспокоенность.  С  1991 г. уровень заболеваемости повысился в два
раза,  и в 2000 году он достиг 90,7 на 100 000 населения, а уровень
смертности  составил  20,4  на  100000.  Более того, заболеваемость
туберкулезом  в тюрьмах в 30 40 раз выше по сравнению с гражданским
населением.  Около  70%  больных  туберкулезом относятся к наиболее
уязвимым  слоям  населения.  Полирезистентные  формы  туберкулеза и
дальнейшее   распространение   ВИЧ-эпидемии  осложняют  ситуацию  в
России,  поэтому  ситуация  по  туберкулезу  и  ВИЧ/СПИДу  в России
переросла в ранг серьезных международных проблем.
     Ввиду   текущей   социально-экономической  ситуации  в  России
национальные    службы    здравоохранения    ограничены   в   своих
возможностях  адекватно  отвечать на эти вызовы. Эти обстоятельства
требуют   новых   подходов   к   контролю   над   туберкулезом,   с
использованием эффективных, международно признанных стратегий.
     С  сентября  1999  г. Международная Федерация обществ Красного
Креста   и   Красного  Полумесяца  (ниже  именуемая  Федерацией)  в
содружестве  с Российским Красным Крестом (РКК) реализует программу
по  ТБ/ВИЧ/СПИДу  в  7  регионах  (областях)  Российской  Федерации
(Архангельске,  Астрахани, Республике Бурятия, Кемерове, Мурманске,
Пскове  и  Томске)  при  финансовой  поддержке  Гуманитарного  бюро
Европейского  Сообщества  (ЕСНО), а в Орле при финансовой поддержке
Всемирной  организации  здравоохранения  (ВОЗ)  и  Агентства США по
международному развитию (АМР США).
     Программа   значительно  дополнила  деятельность  региональных
противотуберкулезных  служб,  особенно  в  сфере медико-санитарного
просвещения.  Более  того,  в  рамках  Программы  с  помощью Службы
сестер   милосердия  РКК  осуществлялся  непосредственный  контроль
лечения  и  предоставлялась  социальная и продовольственная помощь,
как   стимул   к   продолжению   лечения   самых  уязвимых  больных
туберкулезом.   Программа   усилила   диагностические   возможности
региональных    фтизиатрических    служб    путем    предоставления
лабораторного  оборудования  и  обучения  персонала  по  стратегии,
рекомендованной  ВОЗ,  и  лабораторным  методам  исследования. Были
внедрены новые формы мониторинга лечения.
     Эти  аспекты  программы  способствовали признанию международно
одобренных  принципов  лечения  туберкулеза  и  повышению поддержки
противотуберкулезных  мероприятий  на  федеральном  и  региональном
уровне,  особенно  в  отношении  непрерывного  обеспечения регионов
противотуберкулезными   препаратами.   Программа   также   повысила
уровень  осведомленности  населения  по вопросам туберкулеза и ВИЧ,
способствовала  укреплению  связи  между  фтизиатрическими службами
гражданского  и  пенитенциарного  секторов,  что привело к снижению
числа  больных  целевой  группы,  прервавших  лечение, и увеличению
числа тех больных, которые его завершили.
     В  трех  регионах  (Астрахань,  Республика Бурятия и Псков) не
было   других  международных  организаций,  которые  бы  поддержали
реформу   во   фтизиатрической  службе.  Были  усилены  возможности
реализации   стратегии   на   основе   международных  принципов.  В
Республике   Бурятия   местные   органы   власти  начали  внедрение
элементов этой стратегии за счет своих собственных ресурсов.
     Полученный  опыт  по  социальным  программам  показал, что без
комплексного  использования  международных  принципов  в  борьбе  с
туберкулезом  одновременно  в  здравоохранении  и  социальной сфере
трудно решить задачу контроля над туберкулезом.
     С    целью    повышения   эффективности   противотуберкулезных
мероприятий    Федерация    получила   грант   Агентства   США   по
международному  развитию  для  работы  в  трех  регионах России, на
основе      которого     подготовлена     Программа     организации
противотуберкулезной    помощи   населению   субъектов   Российской
Федерации на 2002 - 2004 годы.

     1. Цель Программы
     Усиление   Программы   борьбы  с  туберкулезом  на  территории
субъекта  Российской  Федерации,  включая систему УИН, повышение ее
результативности    и   экономической   эффективности   на   основе
сотрудничества  Международной  Федерации  обществ Красного Креста и
Красного       Полумесяца,       РКК,       ведущих      российских
научно-исследовательских  учреждений,  администраций  и  учреждений
здравоохранения   территорий   на  основе  международного  опыта  и
рекомендаций
     Рабочей  Группы Высокого Уровня по туберкулезу, организованной
МЗ РФ и ВОЗ.
     В  результате  выполнения  программных мероприятий должна быть
создана   устойчивая   модель   борьбы  с  туберкулезом,  способная
функционировать    в    рамках   российского   законодательства   с
максимальной эффективностью после окончания Программы.

     2. Задачи Программы
     Обеспечить  100-процентный  охват  лечением вновь выявленных и
повторных случаев больных туберкулезом.
     Организовать  работу  клинических лабораторий по исследованиям
мокроты    в    лечебных    учреждениях    общелечебной    сети   и
бактериологической  лаборатории  в  областном  противотуберкулезном
диспансере, включая лаборатории системы УИК.
     Обеспечить      достоверность     результатов     лабораторных
исследований   мокроты  во  всех  лабораториях,  участвующих  в  ее
исследовании.
     Обеспечить  выявление  больных  туберкулезом  при  обращении в
любое медицинское учреждение.
     Обеспечить  координацию  и  преемственность диагностического и
лечебного    процессов    между    гражданской   и   пенитенциарной
фтизиатрическими службами.
     Обеспечить      выявление     больных     туберкулезом     при
флюорографических осмотрах, особенно в системе УИН.
     Обеспечить    бесперебойное    наличие    противотуберкулезных
препаратов, создав систему снабжения, отчетности и контроля.
     Разработать  и  внедрить  систему учета и отчетности на основе
ежеквартального  когортного  анализа,  обеспечивающую  получение на
всех    уровнях    соответствующей    информации   для   управления
противотуберкулезной  программой  и  контроля  ее  выполнения,  как
дополнение  к Российской статистической системе. Организовать курсы
обучения   всего   медицинского   персонала,   включая  сотрудников
лабораторий,   участвующего   в  мероприятиях  противотуберкулезной
программы.
     Создать  систему  внешнего  и  внутреннего  контроля  качества
работ, проводимых по Программе.
     Обеспечить   дисциплину   лечения   больных   туберкулезом  из
социально уязвимых слоев населения в области.
     Повысить  осведомленность  населения  в  вопросах профилактики
ТБ/ВИЧ/ СПИД и ЗППП и здорового образа жизни.
     Усилить   организационные   возможности  Российского  Красного
Креста и Службы сестер милосердия РКК.

     3. Ожидаемые результаты
     Создание  механизма сотрудничества между работниками различных
российских  противотуберкулезных  НИИ,  практическими специалистами
различных  территорий  и  международными  экспертами, объединенными
единой программной целью.
     Создание  проекта  системы  противотуберкулезных  мероприятий,
который позволит интегрировать российский и международный опыт.
     Разработка   практических   предложений   для  Рабочей  Группы
Высокого  Уровня, организованной МЗ РФ и ВОЗ, по интеграции систем,
рекомендованной ВОЗ и российской.
     Сохранение  устойчивости и эффективности системы до интеграции
на федеральном уровне.
     Улучшение  лабораторной базы лечебных учреждений на территории
и УИН.
     Развитие   средств   коммуникации   противотуберкулезной  сети
области.
     Усиление  роли  РКК  в  борьбе  с  туберкулезом,  как ключевой
неправительственной организации.
     Создание    системы    преемственности   в   лечении   больных
туберкулезом,    учете    и    отчетности   между   гражданской   и
пенитенциарной противотуберкулезными службами.
     Снижение      уровня      заболеваемости,     смертности     и
распространенности туберкулеза.
     Предотвращение      дальнейшего     развития     лекарственной
устойчивости микобактерий туберкулеза.
     Снижение    остроты    проблем,   связанных   с   физическими,
психологическими,   социальными   и   экономическими  последствиями
заболеваемости,   инвалидности,  смертности  от  туберкулеза  среди
населения,   проживающего   на   территории   субъекта   Российской
Федерации, и спецконтингента УИН.

     4. Основные положения Программы
     Оказание   методической   и   финансовой   помощи  со  стороны
Федерации.  Использование  средств  донора  и  опыта  зарубежных  и
российских   специалистов   для   обучения   персонала  и  создания
областной  нормативной  базы  по  организации  противотуберкулезной
помощи.   Помощь   российской   стороне  в  материально-техническом
обеспечении Программы.
     Постоянная     организационная    и    финансовая    поддержка
противотуберкулезной    Программы    органами   законодательной   и
исполнительной   власти   субъекта   Российской  Федерации  и  ГУИН
Министерства  юстиции  РФ.  Формализация  и  конкретизация вклада в
Программу российской стороны.
     Сотрудничество   с   международными   и   неправительственными
организациями.  Особое  внимание  будет  направлено  на  совместную
работу  с Представительством ВОЗ в РФ для обеспечения методологии и
анализа   динамики  Программы.  Усиление  роли  РКК,  как  ключевой
неправительственной   организации   в   решении   медико-социальных
проблем   больных   туберкулезом,   особенно  освободившихся  после
заключения,  для  обеспечения  механизма непосредственного контроля
над  лечением.  РКК  и  областные  комитеты  РКК  должны быть очень
авторитетными  и  сильными  партнерами  в  реализации  Программы по
разделам  медицинского  просвещения,  координатором  взаимодействия
власти и общественности, практической помощи.
     Выявление  больных  туберкулезом  среди  лиц,  обратившихся  в
любое  медицинское  учреждение  с  симптомами,  подозрительными  на
туберкулез.  Постоянное  обучение  медицинского  персонала  с целью
выработки    теоретической   и   практической   настороженности   в
определении  симптомов  туберкулеза  и  алгоритма  действий  по его
диагностике    лабораторным,   рентгенологическим   и   клиническим
методами и по направлению к фтизиатру.
     Привлечение  к  лечению  больных  туберкулезом  общей лечебной
сети.   Создание  системы  приближения  пунктов  лечения  к  месту,
удобному для посещения больного.
     Регистрация    всех    больных,    нуждающихся    в   лечении,
ежеквартальная  отчетность по регистрации, лечению и по результатам
лечения.  Создание  системы  прослеживания  случаев лечения каждого
больного и оценки результатов по четким критериям.
     Стандартная  химиотерапия  под  непосредственным  контролем на
всех   этапах   лечения.   Обучение  и  демонстрация  практического
применения в другой территории или стране.
     Бесперебойное     снабжение     всеми    противотуберкулезными
препаратами.   Обучение  расчету  потребности,  получение  гарантии
регионального   и   федерального   финансирования   или   поставок,
временная  помощь  для предотвращения отсутствия лекарств, создание
системы  заявок,  закупок,  распределения, отчетности и контроля по
расходованию.
     Создание   системы  коммуникации  для  управления  программой.
Компьютерное    и    факсовое    обеспечение   противотуберкулезных
учреждений субъекта Российской Федерации и УИН.
     Обеспечение    инфекционной   безопасности   по   туберкулезу.
Обучение   принципам   инфекционного   контроля   на   всех  этапах
противотуберкулезных  мероприятий,  составление плана инфекционного
контроля и его реализация.
     Создание  системы  поощрения  и  поддержки  больных  на  время
лечения.  Демонстрация  совместно  с  РКК эффективности системы как
меры   предотвращения   отрывов  от  лечения.  Привлечение  местных
социальных  служб  для  создания  постоянно  действующего механизма
поддержки.
     Создание   системы  информации  и  быстрого  принятия  мер  по
сокращению   отрывов  от  лечения.  Определение  перечня  возможных
мероприятий и алгоритма их использования.
     Обучение   всех   специалистов,   участвующих   в   реализации
Программы.  Тщательный подбор преподавателей из разных институтов и
территорий,  анализ  программ  тренингов,  проведение тренингов вне
мест  работы с проверкой усвоения материала, снабжение специалистов
необходимым   количеством   руководств,   рекомендаций   и   других
методических материалов.
     Организация  активной  санитарно-просветительской деятельности
среди   населения.   РКК   совместно   с  органами  и  учреждениями
здравоохранения  и  СМИ разработает медико-санитарные материалы для
местных  условий.  Организует выпуск печатной продукции, подготовит
газетные  статьи  и  выступления  по  радио и телевидению, проведет
лекции   и   беседы   для   медработников   и  населения.  Проведет
мероприятия, посвященные Международному дню борьбы с туберкулезом.
     Создание   системы   контроля  качества  работ  по  Программе,
включая  инспекторские  визиты.  Отработка  системы  внутреннего  и
внешнего   контроля   качества  всех  видов  работ  с  акцентом  на
обучающий компонент.
     Подготовка   плана  мероприятий  для  завершения  Программы  с
постепенной  передачей всех сформированных новых функций российской
стороне.
     Отчетность    по    выполнению    Программы   регламентирована
Всесторонней  моделью  программы  контроля  над туберкулезом в трех
регионах   Российской  Федерации.  Копии  отчетов  по  деятельности
направляются в МЗ РФ и ВОЗ.

     5. Организационная структура
     Для  реализации  Программы определяются центральный, областной
и районные уровни управления.
                        Центральный уровень
     Международная  Федерация  обществ  Красного  Креста и Красного
Полумесяца.  Определяет  стратегические  задачи  и формирует группу
управления.  Осуществляет  координацию  и  контроль над выполнением
согласованных   планов   действий   на   всех   уровнях  реализации
Программы.  Обеспечивает  финансирование  мероприятий  Программы  в
рамках  ее  идеологии.  Привлекает  к  управлению  Программой ЦНИИТ
РАМН,    НИИ    фтизиопульмонологии    ММА   им.   И.М.   Сеченова,
Санкт-Петербургский      НИИ      фтизиопульмонологии,     Северный
государственный      медицинский      университет,     специалистов
противотуберкулезных служб различных субъектов РФ.
     Центральный  Комитет Российского Красного Креста. Осуществляет
мероприятия   по   социальной  поддержке  больных  туберкулезом  из
уязвимых   слоев   населения   и   медико-санитарному  просвещению.
Является  активным партнером в управлении и практической реализации
Программы.
     Федерация    и    РКК   будут   обеспечивать   соответствующую
координацию    с    национальными   органами   здравоохранения   на
федеральном  и  региональном уровнях (Министерство здравоохранения,
Министерство    юстиции),   так   же,   как   с   национальными   и
негосударственными  организациями,  занятыми вопросами контроля над
туберкулезом  (Агентство  США по международному развитию, Всемирная
организация  здравоохранения,  Центр  по  контролю  и  профилактике
заболеваний,     Мerlin,    Врачи    без    границ,    Нью-йоркский
научно-исследовательский  институт  здравоохранения  и  Департамент
международного развития Великобритании).
                         Областной уровень
     Администрация   субъекта  Российской  Федерации.  Контролирует
выполнение  пунктов Программы с целью политической, организационной
и финансовой поддержки мероприятий.
     Межведомственная  комиссия  по  борьбе с туберкулезом субъекта
Российской   Федерации.   Определяет   круг   задач   для   органов
исполнительной  власти  по  Программе.  Два  раза  в  год  проводит
заседания,   в   которых   один   раз   в   год  принимают  участие
представители Федерации и ее партнеры.
     Комитет  по  здравоохранению администрации субъекта Российской
Федерации.  Назначает  директора Программы, создает Координационный
совет,  утверждает  состав  Рабочей группы и районных координаторов
Программы,   координирует  и  контролирует  проведение  оперативных
мероприятий  по реализации программы на основе согласованного плана
действий.  Выходит  с предложениями по реализации пунктов Программы
в органы исполнительной и законодательной власти области.
     Управление  исполнения  наказаний МЮ РФ по субъекту Российской
Федерации   (медицинский  отдел).  Назначает  директора  Программы,
создает  Координационный  совет, утверждает состав Рабочей группы и
координаторов   программы   в   спецучреждениях,   координирует   и
контролирует   проведение  оперативных  мероприятий  по  реализации
Программы на основе согласованного плана действий.
     Областной  комитет  Российского  Красного Креста. Осуществляет
мероприятия  социально-образовательного блока, обеспечивает связь с
государственными,  общественными  организациями и СМИ. Координирует
работу  по  поддержке  больных  на время лечения, формирует систему
медицинского   просвещения,   оказывает   практическую   помощь   в
контролируемом лечении больных.
     Координационный   совет.  Проводит  ежемесячные  заседания  по
мониторингу  Программы,  в  которых ежеквартально принимают участие
представители  Федерации  и  РКК.  Корректирует  при  необходимости
планы  оперативных  мероприятий  на  последующий месяц или квартал.
Дает  рекомендации  директору  Программы  и Рабочей группе. Готовит
вопросы для межведомственной комиссии.
     Директор  Программы.  На базе областного противотуберкулезного
диспансера  (медотдела  УИН) создает рабочую группу по направлениям
мероприятий   Программы   и   определяет   районных   координаторов
(координаторов   спецучреждений)  Программы.  Осуществляет  функции
координатора  и  супервизора  по области (УИН). Готовит вопросы для
заседаний   Координационного  совета.  Ежеквартально  предоставляет
отчеты  о  ходе  реализации  Программы  в  Федерации  и  Комитет по
здравоохранению администрации области (УИН).
     Рабочая   группа.   Оказывает   организационно-методическую  и
консультативную  помощь персоналу противотуберкулезных учреждений и
учреждений  общей  лечебной  сети  (спецучреждений)  в практической
реализации  Программы,  в  том числе и путем инспекторских визитов.
Готовит  вопросы  для  обсуждения  на  заседаниях  Координационного
совета.
                         Районный уровень
     Главный   врач   ЦРБ,   начальник  МСЧ,  районный  координатор
(координатор  спецучреждения), председатель районного комитета РКК.
Обеспечивают   выполнение   оперативных   мероприятий  Программы  в
районе, спецучреждении.

     6. Сроки и этапы реализации Программы
     Первый  этап: сентябрь 2001 г. июнь 2002 г. подготовка и выбор
территорий.  Второй  этап: июль 2002 г. сентябрь 2004 г. реализация
мероприятий.

     7. Ресурсное  обеспечение  Программы  Программа реализуется за
счет  средств  федерального  бюджета,  бюджета  субъекта Российской
Федерации, средств Федерации и возможных внебюджетных источников.

     8. Оценка эффективности Программы
     Выполнение пунктов ожидаемых результатов.

     9. Организация противотуберкулезной помощи населению субъекта
     Российской Федерации, выявление и диагностика туберкулеза
     Приоритетным    направлением    является   выявление   больных
туберкулезом  при  их  обращении  с  симптомами заболевания в любое
медицинское  учреждение, выявление путем флюорографических осмотров
подлежащего населения, туберкулинодиагностика.
     В  общей  лечебной  сети  лицам  с наличием кашля с выделением
мокроты  в  течение  трех  недель,  и  тем более с появлением таких
симптомов,   как   похудание,  потливость,  повышение  температуры,
слабость,    утомляемость,   боли   в   области   грудной   клетки,
кровохарканье,       необходимо       проведение       трехкратного
микроскопического   исследования   мокроты   на   кислотоустойчивые
бактерии    (по    методу   Циля-Нельсена)   и   рентгенологическое
исследование  грудной  клетки.  Первый  образец  мокроты  берется у
пациента  в  день  обращения  в присутствии медработника. В этот же
день   проводится  рентгенография  (флюорография)  грудной  клетки.
Затем  ему  выдается  посуда  (плевательница)  для  сбора  утренней
мокроты  перед  вторым  посещением  врача.  На  второй день пациент
сдает  собранную  утром  порцию  и  через  полтора-два  часа третью
порцию   мокроты,   также  собранную  в  присутствии  медработника.
Результаты  микроскопии  и рентгенографии должны быть сразу оценены
врачом, назначившим исследования.
     При  положительном  мазке  больной незамедлительно должен быть
направлен   к   врачу-фтизиатру  для  регистрации  и  лечения.  При
отрицательном  мазке  и  при изменениях на рентгенограмме требуется
дообследование   и  уточнение  диагноза,  с  возможным  проведением
противопневмонической        терапии        без       использования
противотуберкулезных препаратов.
     Организация лечения больных туберкулезом
     Основным     принципом     организации     лечения    является
непосредственное  наблюдение  за  получением  больными  каждой дозы
лекарственных  препаратов.  Лечение  подразделяется  на  две  фазы:
интенсивную    (начальную)    и    поддерживающую    (завершающую).
Интенсивная  фаза  проводится либо в стационаре, либо амбулаторно в
зависимости  от  клинического  состояния больного и его возможности
лечения  вне  стационара. Поддерживающая фаза, если нет медицинских
или  социальных  осложнений,  проводится  амбулаторно.  От  момента
постановки   диагноза   до   начала   лечения   время  должно  быть
минимальным.  При  любой  фазе  лечения больной принимает лекарства
под  контролем  медицинского   работника,  который делает отметку о
получении  больным  каждой  дозы  препаратов  в  медицинской карте.
Наличие  лекарств  должно  быть гарантировано на весь курс терапии.
Контроль  терапии  проводится  методом непосредственного наблюдения
за  приемом лекарств и периодическим лабораторным (мазки мокроты по
Циль-Нильсену и посевы) и рентгенологическим исследованиями.
     При  выявлении больного туберкулезом определяется его лечебный
режим    по    результатам   исследования   мокроты,   анамнеза   и
клинико-рентгенологической  картины.  Используются препараты первой
линии  (основного ряда): изониазид (Н), рифампицин (R), пиразинамид
(Z), этамбутол (E), стрептомицин (S).
     Категория  1. Больные с впервые выявленным туберкулезом легких
с  бактериовыделением  (по методу Циля-Нильсена), а также больные с
тяжелыми    формами    туберкулеза   (менингит,   диссеминированный
туберкулез,  туберкулезный  перикардит, перитонит, двусторонний или
обширный   плеврит,   туберкулез   легких   с  обширным  поражением
паренхимы,   без  выявленного  выделения  микобактерий,  туберкулез
позвоночника, туберкулез кишечника, урогенитальный туберкулез).
     Категория  2.  Больные  с  рецидивом  туберкулеза и предыдущим
неэффективным лечением, сопровождающимся выделением БК.
     Категория  3.  Впервые  выявленные больные туберкулезом легких
без    бактериовыделения   (по   методу   Циля-Нельсена),   больные
внелегочными формами туберкулеза, не вошедшие в категорию 1.
     Режимы  химиотерапии зависят от определения категорий больных.
Учитывая    распространенность   резистентных   форм   туберкулеза,
необходимо  проведение одинаковой терапии для больных категорий 1 и
3.
     Режимы  химиотерапии  больных лечебных  категорий  1 и 3. Срок
лечения   шесть   месяцев,   180   доз  комбинации  препаратов  при
ежедневном приеме.
     В  интенсивной  фазе  назначаются Н, R, Z, Е или S. Назначение
стрептомицина    вместо    этамбутола    основывается   на   данных
распространенности   резистентности   к  стрептомицину  в  области.
Интенсивная  фаза  продолжается  два  месяца.  За этот срок больной
должен  принять 60 доз, состоящих из четырех основных препаратов. В
случае   пропусков   в  приеме  срок  лечения  в  интенсивной  фазе
продлевается,  пока  больной  не  получит все дозы. При негативации
мокроты  лечение  переходит  в  фазу  продолжения.  При  сохранении
положительного  мазка  интенсивная фаза продлевается на один месяц,
и  если  после  этого мазок остается положительным, то коллегиально
принимается   решение  об  индивидуализации  лечения  на  основании
полученных  лабораторных  данных по чувствительности микобактерий к
противотуберкулезным препаратам.
     Если  негативация  мазка  наступила,  то больной переводится в
фазу  продолжения  лечения,  которое  проводится  в течение четырех
месяцев  двумя  препаратами:  изониазидом  и рифампицином ежедневно
либо в интермиттирующем режиме.
     Режимы химиотерапии больных лечебной категории 2
     Срок лечения восемь месяцев, 240 доз при ежедневном приеме.
     Начальная  интенсивная  фаза лечения проводится в течение двух
месяцев   пятью   противотуберкулезными  препаратами:  изониазидом,
рифампицином,   пиразинамидом,  стрептомицином  и  этамбутолом  (60
доз),   затем   в   течение  одного  месяца  четырьмя  препаратами:
изониазидом,  рифампицином,  пиразинамидом и этамбутолом (+30 доз).
Если  у  больного  через  три месяца не наступила негативация мазка
мокроты   (по  методу  Циля-Нельсена),  то  пересматривается  режим
химиотерапии  с учетом результатов определения чувствительности МВТ
к  противотуберкулезным  препаратам. Если негативация мазка мокроты
наступила,  то  больной  переводится  на фазу продолжения лечения в
течение  пяти  месяцев тремя препаратами: изониазидом, рифампицином
и этамбутолом ежедневно.
     Результаты  и эффективность лечения оцениваются по результатам
бактериоскопических,    бактериологических   и   рентгенологических
исследований, количеству принятых доз.
     Оценка исходов лечения
     Успешно  завершившим лечение считается больной с положительным
мазком  до лечения, получивший все дозы препаратов, и у которого на
пятом месяце и в конце лечения мазок стал отрицательным.
     Завершившим  печение  считается больной с отрицательным мазком
до  лечения,  получивший все дозы препаратов, и у которого на пятом
месяце и в конце лечения мазок остался отрицательным.
     Неудача  лечения  считается  в случае сохранения или появления
положительных  мазков  в  конце  интенсивной фазы и на пятом месяце
лечения либо на пятом месяце и в конце курса лечения.
     Отрыв  от  лечения  считается  в  том  случае,  когда  больной
прервал лечение на срок два и более месяца.
     Выбывшим  и  переведенным считается случай переезда больного в
другую   административную   территорию   или   перевода   в  другое
ведомство, и результат лечения которого неизвестен.
     Умершим  регистрируется  случай  смерти по любой причине, а не
только от туберкулеза.
     Усиление   роли   бактериоскопических   и   бактериологических
методов диагностики и контроля над лечением больных
     Повышается   роль   врачей-лаборантов  клинико-диагностических
лабораторий   в  выявлении  больных  туберкулезом,  выделяющих  БК,
Приоритет  в  выявлении  больных туберкулезом отдается обследованию
диагностического   материала   методом   прямой   бактериоскопии  с
окраской  по Цилю-Нильсену. Культуральные исследования используются
для диагностики и контроля лечения.
     Дооснащается   оборудованием   бактериологическая  лаборатория
областного  противотуберкулезного  диспансера, которой будет придан
статус   референс-лаборатории   для   всех  клинико-диагностических
лабораторий    области.   Внешний   контроль   качества   областной
референс-лаборатории  будет  осуществляться  на Центральном уровне.
Аналогичная работа будет проведена и в лабораториях системы УИН.
     Бактериоскопические    и    бактериологические    исследования
проводятся  также  с  целью  контроля  лечения  обязательно в конце
интенсивной  фазы,  на  пятом  месяце  и  по  окончании всего курса
лечения.
     Усиление  роли  мероприятий социального характера и вовлечение
социальных служб в систему борьбы с туберкулезом
     В  области  будет  обеспечено  контролируемое  лечение на всех
этапах   лечения  больных  туберкулезом,  особенно  в  амбулаторных
условиях,  силами  противотуберкулезной  службы,  первичного  звена
здравоохранения и Службы сестер милосердия РКК.
     При  необходимости  сестры милосердия РКК будут привлекаться к
уходу  на  дому  и обеспечению контролируемой терапии туберкулезным
больным  из  целевых  групп  на  амбулаторном этапе лечения. Особое
внимание  будет  уделено тому, чтобы деятельность сестер милосердия
РКК  дополняла,  а  не  подменяла существующую противотуберкулезную
службу в этой работе.
     С   целью   поощрения   соблюдения   режима   лечения  больным
туберкулезом  из  уязвимых  слоев  населения  будет предоставляться
социальная  поддержка  в виде продуктовых посылок, горячего питания
или  ежедневных  продуктовых  наборов  и  гигиенических  наборов до
окончания основного курса лечения.
     Служба  сестер  милосердия  РКК  окажет помощь фтизиатрической
службе  в  отслеживании  тех больных туберкулезом, которые прервали
курс лечения.
     Основываясь  на  предыдущем  опыте  РКК, социальная помощь для
больных  туберкулезом  будет  организована  в  противотуберкулезных
дневных  стационарах, пунктах питания, в комнатах медико-социальной
помощи  Красного  Креста,  фельдшерско-акушерских  пунктах  и,  при
необходимости, на дому.
     В  соответствии  с  новым  Федеральным  законом  о туберкулезе
больные  туберкулезом  имеют  право  на  бесплатный проезд до места
лечения  и  обследования.  Затраты  на  транспорт могут возмещаться
туберкулезным  больным  Программой в переходный период до реального
вступления  Федерального  закона  в действие. Указанные мероприятия
осуществляются   за  счет  средств  областного  бюджета  и  средств
Программы.
     Работа с освободившимися заключенными,
     больными туберкулезом
     Особое  внимание  будет  уделено обеспечению преемственности в
лечении заключенных, больных туберкулезом, после их освобождения.
     Сотрудники   Красного   Креста  начнут  свою  деятельность  по
санитарному  просвещению  за  месяц до освобождения больного, делая
акцент на информации, касающейся важности завершения лечения.
     Юридические    советы   и   психологическая   поддержка,   как
необходимый  элемент,  будут предоставлены освободившимся больным в
течение  лечения  для  их  реинтеграции  в гражданское общество. За
месяц  до  окончания  срока  заключения психолог и юрист РКК начнут
проводить  образовательную  деятельность с больными туберкулезом по
медицинским  и  юридическим  вопросам.  Больным будет предоставлена
соответствующая   информация   о   поддерживающей  стадии  лечения,
социальной  помощи,  и  с  ними  будут проведены консультации. Цель
подобной  деятельности  будет  заключаться  в том, чтобы обеспечить
тесную  преемственность  в  лечении между фтизиатрическими службами
пенитенциарной системы и гражданского сектора.
     Больным  туберкулезом  будет  рекомендовано  встать  на учет в
противотуберкулезные  диспансеры  после  освобождения,  так как это
даст  им  право  на  получение поддержки Красного Креста в процессе
лечения.  Социальная  и продовольственная помощь бывшим заключенным
будет    оказываться    после    их    регистрации    в   областном
противотуберкулезном диспансере.
     В    течение    амбулаторного    лечения    в   дополнение   к
продовольственной  и  социальной помощи, предоставляемой как стимул
к  лучшему соблюдению режима лечения. Красный Крест будет оказывать
медицинскую,  образовательную, психологическую и юридическую помощь
для  того, чтобы содействовать процессу реинтеграции этих больных в
обществе.  Для  этой  цели  будет открыта комната медико-социальной
помощи.
     В  рамках  программы  будет организована техническая поддержка
фтизиатрической      службе     УИН.     Адекватное     обеспечение
противотуберкулезными  препаратами должна осуществлять система УИН.
В  случае,  если противотуберкулезными служба УИН не сможет покрыть
расходы  на необходимое лекарственное обеспечение, Программа окажет
содействие   через  региональную  фтизиатрическую  службу.  Красный
Крест  приложит усилия для того, чтобы областные органы власти были
осведомлены  об  условиях  тюремных противотуберкулезных больниц, и
будет  уделять внимание важности хорошей координации действий между
фтизиатрическими службами пенитенциарного и гражданского секторов.
     Медико-санитарное просвещение населения по вопросам здорового
     образа жизни и профилактики ТБ/ВИЧ/СПИД/ЗППП
     Красный   Крест  в  сотрудничестве  с  региональными  органами
здравоохранения  и  власти  будет  проводить постоянные кампании по
медико-санитарному    просвещению    среди    населения,    больных
туберкулезом,  ВИЧ/СПИДом  и  их  семей,  а также среди групп риска
(ТБ/ВИЧ).
     Принимая  во  внимание увеличивающуюся эпидемию ВИЧ в России и
ее   связь   с   туберкулезом,   особое   внимание   будет  уделено
профилактике  ВИЧ/СПИДа  среди  молодежи  и проблеме стигматизации,
связанной с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом.
     Информационно-образовательная  деятельность  будет основана на
информационной  стратегии, разработанной Международной Федерацией и
РКК для реализуемой Программы Красного Креста по ТБ/ВИЧ/СПИД.
     Новые   материалы  по  ВИЧ/СПИД,  алкоголизму,  туберкулезу  и
другим   связанными   с   этим   проблемам   будут   разработаны  и
распространены.  Кампании в СМИ с привлечением регионального радио,
телевидения  и  газет  будут  проводиться  совместно  с  областными
органами власти.
     10. Усиление   роли  Российского  Красного  Креста  Реализация
данной  Программы придаст особое значение РКК как сильному партнеру
органов  здравоохранения в гражданском секторе России и повысит его
авторитет.
     РКК  будет  усилен  организационно,  так  как  будут укреплены
партнерские  отношения  с  федеральными  и  региональными  органами
здравоохранения,  продолжена  деятельность  по  мобилизации местных
ресурсов  на  реализацию  медико-социальной  деятельности  Красного
Креста.
     Будет   укреплена   организационная   структура   РКК:  сестры
милосердия,   работающие   с   больными  ТБ/ВИЧ/СПИД,  будут  лучше
подготовлены,  они  смогут оказывать высококвалифицированную помощь
нуждающимся.
     Улучшатся   возможности   областного   комитета   РКК   быстро
реагировать   на   другие   приоритеты   здравоохранения,   включая
профилактику  инфекционных  и  неинфекционных заболеваний, борьбу с
курением,   алкоголизмом   и  токсикоманией,  пропаганду  здорового
образа жизни.

     11. Система управления противотуберкулезными мероприятиями
     Центральный  уровень  обеспечивает  идеологическое  управление
Программы и контролирует ход ее развития.
     Областной    уровень.    Администрация   субъекта   Российской
Федерации  издает  постановление  о  принятии Программы и возлагает
руководство    по    осуществлению    мероприятий    Программы   на
Межведомственную  комиссию.  Главы  администраций городов и районов
издают    аналогичные   постановления   для   подведомственных   им
учреждений и создают территориальные Межведомственные комиссии.
     По  УИН  издается  приказ  о  принятии Программы и мерах по ее
реализации.       Организационной      основой      координирования
межведомственных  мероприятий  по  борьбе  с  туберкулезом являются
областная  Программа,  городские  и  районные  программы  или планы
мероприятий,     определяющие     межсекторальное    сотрудничество
государственных и неправительственных организаций.
     Управление   реализацией   Программы   в  повседневной  работе
осуществляется  Комитетом по здравоохранению администрации субъекта
Российской  Федерации  и  медицинским  отделом  УИН.  Главные врачи
районов   и   городов   области,   начальники   МСЧ   ежеквартально
представляют  директору  Программы  отчеты по утвержденному образцу
для анализа и обобщения проведенной работы.
     Управление   социально-образовательным  блоком  осуществляется
областным   Комитетом   РКК  в  тесном  взаимодействии  с  органами
здравоохранения.
     Мероприятия  по борьбе с туберкулезом начинаются с разъяснения
населению   во   всех   доступных   средствах  массовой  информации
существующей   проблемы   туберкулеза   и   принятия  постановления
администрации области по борьбе с туберкулезом.
     Не  реже двух раз в течение года вопросы борьбы с туберкулезом
и  ход  выполнения  Программы  рассматриваются  на Межведомственных
комиссиях   с   обязательной  оценкой  ситуации  по  финансированию
противотуберкулезной   службы.  Директор  Программы  по  прошествии
кварталов,  не  позднее 10 апреля, 10 июля, 10 ноября и 15 февраля,
направляет  в  Федерацию  и Центральный НИИ туберкулеза РАМН отчеты
по утвержденной форме.
     Контроль     над    выполнением    Программы    осуществляется
администрацией
     субъекта  Российской Федерации. Международной Федерацией, ГУИН
МЮ РФ и Центральным НИИ туберкулеза РАМН.

     12. Система учета и отчетности
     Основой  системы учета и отчетности является районный уровень,
который  регистрирует  больных  и отвечает за квартальные отчеты по
регистрации  выявления  больных  туберкулезом  и  за  результаты их
лечения.  Суммирование  и  анализ  отчетов  проводится на областном
уровне,  который  направляет полный отчет в Федерацию и ЦНИИТ РАМН.
Федерация направляет областной отчет в представительство ВОЗ в РФ.

     13. Документы, необходимые для развития Программы
     Постановление    главы   администрации   субъекта   Российской
Федерации   о   введении   в   действие  Программы  по  организации
противотуберкулезной    помощи   населению   области   и   создании
областного    органа    управления   Программой   (Межведомственной
комиссии).
     Приказы     Комитета     по    здравоохранению    о    системе
противотуберкулезных  мероприятий  на территории области и создании
группы  управления  и мониторинга. Постановления глав администраций
органов  местного  самоуправления  о  системе  противотуберкулезных
мероприятий на подотчетной территории.
     Приказ  УИН  МЮ РФ по субъекту Российской Федерации о введении
в  действие  Программы по организации противотуберкулезной помощи в
спецучреждениях и создании органа управления Программой по УИН.

     14. План мероприятий программы

|--------------------------------------------------|-------|-----|
|                    Мероприятие                   |Ответс-|Сроки|
|                                                  |твенный|     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|1. Координация и управление                       |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Составление примерного плана действий, определе-|       |     |
|  ние партнеров по Программе, создание группы     |       |     |
|  управления Программы Федерации                  |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Визит в территорию для определения перспектив   |       |     |
|  Программы                                       |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Оценочный визит                                 |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Административная встреча                        |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Создание органа управления центрального уровня  |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Создание органа управления областного уровня    |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Подготовка постановления администрации области, |       |     |
|  регламентирующего реализацию Программы          |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Подготовка приказов Комитета по здравоохранению |       |     |
|  по организации противотуберкулезных мероприятий |       |     |
|  в области на основе Программы и постановления   |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Подготовка приказов УИН МЮ РФ по организации    |       |     |
|  противотуберкулезных мероприятий в спецучрежде- |       |     |
|  ниях                                            |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|2. Кураторские визиты                             |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Контрольные визиты                              |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Рабочие визиты                                  |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|2. Обучение                                       |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Руководителей органов и учреждений здравоохране-|       |     |
|  ния                                             |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Работников противотуберкулезной службы          |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Врачей-лаборантов и лаборантов                  |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Врачей общей лечебной сети                      |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Фельдшеров и медицинских сестер                 |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|4. Материально-техническое обеспечение            |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Составление плана обеспечения                   |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Обеспечение противотуберкулезными препаратами   |       |     |
|  первой линии                                    |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Создание плана по потребности, распределению и  |       |     |
|  контролю над использованием лекарственных       |       |     |
|  средств                                         |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Материально-техническое оснащение средствами    |       |     |
|  лабораторной диагностики и контроля над лечением|       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Обеспечение управления Программой транспортом   |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Обеспечение оргтехникой                         |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Обеспечение средствами связи                    |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Обеспечение методической литературой            |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Снабжение учетно-отчетной документацией         |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|6. Санитарно-просветительные мероприятия          |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Разработка санпросветматериалов для местных     |       |     |
|  условий                                         |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Печатная продукция для населения                |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Газетные статьи                                 |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Выступления по радио и телевидению              |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Лекции и беседы для медицинских работников и    |       |     |
|  населения                                       |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Мероприятия к Всемирному дню борьбы с туберку-  |       |     |
|  лезом                                           |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|7. Создание системы социальной поддержки больных  |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Питание на амбулаторном этапе                   |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Оплата проезда к месту приема лекарств          |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Помощь в трудовой реабилитации                  |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Помощь в решении бытовых проблем                |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|8. Создание системы поддержки больных после       |       |     |
|заключения                                        |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Помощь юриста и психолога                       |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|
|- Помощь в решении проблем, мешающих лечению      |       |     |
|--------------------------------------------------|-------|-----|




Информация по документу
Читайте также