Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.03.2005 № 94РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ О мерах по развитию строительного комплекса Республики Хакасия на перспективу до 2010 года 25 марта 2005 года г. Абакан N 94 Для обеспечения поступательного развития экономики и формирования основных направлений и программ развития строительного комплекса Республики Хакасия, с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития строительного комплекса Республики Хакасия на перспективу до 2010 года. 2. Министерству по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия (В.П. Романюк) обеспечить проведение государственной политики в области строительства в соответствии со Стратегией развития строительного комплекса Республики Хакасия на перспективу до 2010 года. 3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Хакасия, при решении вопросов в области строительства, руководствоваться Стратегией развития строительного комплекса Республики Хакасия на перспективу до 2010 года. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия - Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова. Председатель Правительства Республики Хакасия А. ЛЕБЕДЬ Приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 25 марта 2005 г. N 94 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА Стратегия развития строительного комплекса Республики Хакасия (далее - Стратегия) определяет перспективы строительной отрасли Республики Хакасия в целях повышения уровня благосостояния населения республики, удовлетворения потребности внутреннего и внешнего рынка продукцией стройиндустрии, роста эффективности производства и увеличения производительных сил, наращивания объёмов строительной продукции и обеспечения поступательного развития всей экономики Республики Хакасия. Стратегия разработана на период до 2010 года и является базисом для формирования основных направлений и программ развития строительного комплекса республики. 1. Современное состояние строительного комплекса Республики Хакасия Строительный комплекс Республики Хакасия относится к числу ключевых отраслей региона и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики республики как неотъемлемой составляющей макроэкономики Российской Федерации. Ведущая роль республиканского строительного комплекса в достижении стратегических целей развития общества определяется тем, что конечные результаты достигаются путем осуществления инвестиционных строительных программ и проектов на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с объективными факторами выход Республики Хакасия на более высокий уровень возможен только при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объёмов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и её материально-технической базы. При этом непременным условием является повышение эффективности капитального строительства на основе наиболее рационального использования инвестиционных ресурсов, направление их в республиканские и местные программы и проекты, позволяющие получить наибольшие экономические и социальные результаты, а также высокую эксплуатационную рентабельность возведённых объектов. Состояние строительной отрасли Республики Хакасия характеризуется следующими показателями. Удельный вес строительства в основных показателях экономики в 2003 году составил: в валовом региональном продукте - 5,2% (в 2002 г. - 4,5 %), в численности занятых - 5,6 % (в 2002 г. - 5,3 %), в основных фондах - 1,4 % (в 2002 г. - 1,3%). Средний уровень загрузки производственных мощностей в строительном секторе в 2003 году составил 57,0 %. Степень износа основных фондов в строительстве к началу 2003 г. составила 58,0% (2002 г. - 56 %). В 2003 году количество подрядных организаций составило 274. Количество малых предприятий 189. Количество предприятий промышленности строительных материалов - 84. Среднегодовая численность занятых в подрядных строительных организациях 6540 человек. В 2000 году объем средств, освоенных при выполнении строительно-монтажных работ, выполненных предприятиями и организациями всех форм собственности, составил 422,8 млн. руб., в 2003 году - 1771,3 млн. руб. Инвестиции в основной капитал в 2002 году в промышленности строительных материалов составили 4103 тыс. руб. (в 2001г. - 12890 тыс. руб.), т.е. имело место снижение инвестиционной активности более чем в 3 раза. В 2003 году сохранилась сложившаяся в 2002 году тенденция роста объёма жилищного строительства. В 2002 году организациями всех форм собственности введено в действие 96,93 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что на 33,8 % больше, чем за 2001 год (65,18 тыс. кв. м). В 2003 году ввод жилья в эксплуатацию составил 104,8 тыс. кв. м., что на 8 % больше, чем в 2002 году (в том числе индивидуального жилья 54980,84 кв. м.) Больше половины общего объёма введённого жилья было построено населением за свой счёт и с помощью кредитов. С целью реализации мероприятий по ипотечному кредитованию жилищного строительства в Республике Хакасия в 2003 году создано Республиканское агентство ипотечного кредитования - региональный оператор по взаимодействию с Федеральным агентством ипотечного кредитования, с которым Правительство Республики Хакасия заключило соответствующее соглашение. С 2003 года в Республике Хакасия гражданами подано около 500 заявлений. Всего ипотечные кредиты в республике уже получили 269 человек на общую сумму 45 288 600 рублей. В то же время наблюдается увеличение ветхого и аварийного (с износом более 70%) жилья. За период с 1999 по 2003 годы общая площадь аварийного жилья возросла с 173 до 522,5 тыс. кв. м, т.е. более чем в 3 раза. Общая потребность в финансовых средствах на ликвидацию аварийного жилищного фонда Республики Хакасия составляет 61,33 млн. руб. Панельные жилые дома составляют более половины аварийного жилищного фонда. Расчетный срок их планового ремонта - 20 - 25 лет. Прослеживается тенденция потери жилищного фонда за счет его морального и физического износа, обветшания. Принимая во внимание большую зависимость обеспечения предприятий строительного комплекса республики от бюджетных заказов, представляется необходимым привлечение дополнительных инвестиций из федерального бюджета. При определенном ежегодном увеличении финансирования строящихся в Республике Хакасия объектов в рамках федеральных целевых программ, их объем недостаточен и должен быть значительно увеличен, особенно по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда" федеральной целевой программы "Жилище". В республике продолжается формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу (сформированы списки граждан, нуждающихся в переселении из ветхого и аварийного жилья, подготовлены документы для их переселения). В 2003 году в республиканском бюджете на реализацию указанных мероприятий было выделено 2,5 млн. руб., в 2004 году - 1 млн. руб. Жилищный фонд Республики Хакасия составляет 10283,9 тыс. кв.м., со следующей структурой: муниципальный жилищный фонд - 20,1%, государственный - 3,8%, частный - 75,4%, смешанные формы собственности - 0,7%. 2. Цели и задачи Стратегии Целями Стратегии являются: - формирование экономики строительной отрасли Республики Хакасия, обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать рост уровня благосостояния населения и современных стандартов проживания; - эффективное воспроизводство и модернизация производственного аппарата, как на уровне предприятия, так и на уровне республики в целом; - рост качественных показателей и структурных характеристик республиканского строительного комплекса. В социальной сфере Стратегия ориентирована на реализацию федеральных и республиканских программ и инвестиций в области архитектуры, строительства и градостроительства, а также развитие и переустройство сельских населённых мест, с целью удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства и гражданского назначения. В производственной сфере Стратегия направлена на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса республики на основе инновационных технологий, передовых архитектурно-строительных систем, новаторских структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей. Указанные цели предполагают решение следующих задач: В градостроительстве - приведение городов и населённых пунктов Республики Хакасия в соответствие современным требованиям и стандартам проживания, сохранение их исторического, самобытного облика, определение действующих градообразующих факторов, и на их основе построение перспектив развития для каждого населённого пункта, приведение в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, восстановление и поддержание в равновесном экологическом состоянии природной окружающей среды. Для решения задач развития градостроительства Республики Хакасия необходимо: - развитие региональной законодательной и нормативной правовой базы градостроительного проектирования на основе Градостроительного кодекса Российской Федерации; - разработка республиканской целевой программы "Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия" на основе федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность Российской Федерации"; - принятие правил застройки и землепользования в муниципальных образованиях республики; - осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и экологических факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона в целом; - разработка и принятие документации по планировке территории Республики Хакасия; - проведение работ по созданию и ведению в Республике Хакасия Государственного градостроительного кадастра; - обеспечение интеграции федеральных и территориальных социально-экономических аспектов при разработке схем и программ градостроительного развития Республики Хакасия; - обеспечение Республики Хакасия схемами территориального и градостроительного планирования развития и зонирования территорий; - развитие рынка недвижимости, установление платы за землю и направление средств на повышение качества городской и поселковой среды; - усиление государственного контроля за осуществлением градостроительной деятельности, использованием земель городов и поселений, а также резервированием и предоставлением земельных участков для целей строительства в границах городов и поселений на основе градостроительной документации соответствующего уровня; - проведение пересмотра проектной и градостроительной документации с учетом ужесточения экологических требований к продукции строительства, технологиям и конструкциям. Приоритетным содержанием градостроительной деятельности на муниципальном уровне должна стать комплексная реконструкция существующей застройки путем сноса и замены ветхих зданий современными; реконструкция жилой застройки с домами первых массовых серий, а затем кварталов и микрорайонов, застроенных крупнопанельными домами всех серий; уплотнение промышленной застройки; модернизация объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов социального назначения, восстановление природных компонентов городской и сельской среды. В архитектуре - обеспечение единства архитектурно-пространственной среды, сохранение культурного и архитектурного наследия, разработка архитектурно-строительных систем нового поколения. Для решения задач развития архитектуры Республики Хакасия необходимо обеспечить: - привнесение в архитектурные решения жилых и общественных зданий и сооружений республики черт национального своеобразия (особенно на территориях с преобладанием коренного населения), организацию современной пространственной среды поселений с учетом исторических и культурных традиций; - создание комфортного и экономичного в эксплуатации жилища, учитывая различные слои и группы населения, а также государственные социальные стандарты; - развитие типологии жилища в соответствии с потребностями модернизации существующего жилищного фонда в домах первых массовых серий с обеспечением надежного и безопасного проживания населения; - разработку архитектурно-строительных систем нового поколения, большепролетных конструкций, обеспечивающих возможности организации единого внутреннего пространства общественных зданий и их комплексов, более активное использование подземного пространства для устройства автостоянок, а также различных объектов обслуживания зданий и сооружений; - охрану культурного, архитектурно-строительного и архитектурно-археологического наследия, реставрацию и восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников, восстановление исторической части городов и поселений; - формирование средствами архитектуры и проектными решениями среды жизнедеятельности, удобной и доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения. В жилищном строительстве - ликвидация тенденций к старению и сокращению жилищного фонда и инженерных систем, переход к интенсивному их восстановлению и воспроизводству на основе разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических программ и проектов на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, наращивание строительства индивидуального жилья. Решение перечисленных задач потребует: - разработки и реализации комплексных программ (на республиканском и муниципальном уровнях) реконструкции жилых зданий первых массовых серий, которые должны охватывать отдельные объекты, кварталы застройки, микрорайоны, города и населённые пункты в целом с ранжированием жилищного фонда "реконструкция - снос" и обязательным учетом кадастровой ценности земельного участка; - увеличения объёмов современного многоэтажного строительства в крупных городах (Абакан, Черногорск, Саяногорск) и плотности застройки, в связи с быстрым ростом стоимости земельных участков на городской территории; - развития малоэтажного строительства (в малых городах и сельских населённых пунктах) в двух перспективных направлениях: малоэтажной высокоплотной застройки и отдельно стоящих одноквартирных жилых домов (усадебная застройка); - привлечения внебюджетных источников финансирования для строительства жилья; - разработки предложений по комплексному решению вопросов ипотечного жилищного кредитования, включая выделение земельных участков и инженерную подготовку. Кроме того, должны получить развитие жилые комплексы, включающие увеличенную внеквартирную инфраструктуру. Для коммерческого жилья должны применяться индивидуальные проекты жилых домов и жилых комплексов с повышенным комфортом проживания за счет насыщенности квартир современным инженерным оборудованием и средствами связи, увеличением состава подсобных помещений и объектов инфраструктуры. В прогнозируемом периоде должны произойти качественные изменения строящегося и реконструируемого жилища. Прежде всего, будет начат переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций. Во-вторых, расширится до 50 и более процентов объём строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности. В городах в основном будут строиться новые жилые дома повышенной комфортности. Для решения проблемы социального, в том числе бесплатного, жилья будет использоваться существующий жилищный фонд с обязательной его реконструкцией: повышением уровня комфортности квартир, улучшения энергоэффективности жилых домов, экологической безопасности жилой застройки, а также развитием в ней сети объектов социальной сферы и услуг. В перспективе до 2010 года улучшение уровня жизни и качества проживания требует ввода в действие жилья не менее 150 тыс. кв. м в год, а за 2004 - 2010 годы суммарно 900-920 тыс. кв. м. путем строительства коммерческого и муниципального жилья, в т.ч. домов для малосемейных граждан, молодёжных жилых комплексов, общежитий, домов для престарелых и инвалидов, с одновременным решением вопросов повышения уровня комфортности и качества жилищного строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80%, муниципального и государственного - 20% соответственно. В сфере жилищно-коммунального хозяйства - разработка и принятие республиканской программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Хакасия, а также проведение конкретных организационно-технических мероприятий по реализации на территории Республики Хакасия системы добровольной сертификации услуг и персонала в сфере жилищно-коммунального хозяйства, включенных в проект республиканской программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, с предложениями по источникам финансирования. Также необходимо провести комплекс мер по повышению надежности инженерных коммуникаций, для чего: - осуществить техническую инвентаризацию основных фондов с учетом их физического износа; - разработать и поэтапно реализовать территориальные планы восстановления и капитального ремонта объектов коммунального назначения, физический износ которых превышает 50%; - обеспечить строительство там, где это целесообразно автономных источников тепла (крышные, пристроенные и встроенные котельные) под объём нового строительства жилья с учетом поквартирного теплоснабжения; - организовать службы диспетчерского управления и контроля за состоянием коммунальных объектов и сетей (на республиканском и муниципальном уровне); - при проектировании новой жилой застройки закладывать схемы опережающей инженерной и транспортной подготовки на площадях строительства, а также производить установку счетчиков горячей и холодной воды во вновь возводимые дома и квартиры; - обратить внимание муниципальных служб на необходимость проведения мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и эстетических качеств городского озеленения и благоустройства территорий. В производственном строительстве - создание новых и реконструкция действующих и ранее законсервированных объектов, входящих в состав предприятий и промышленных узлов, с использованием гибких и универсальных объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих приспосабливаемость зданий и сооружений к изменению технологических процессов. Для решения этих задач необходимо обеспечить: - разработку рациональных унифицированных параметров зданий и сооружений, в том числе сборных модулей, планировочных и конструктивных схем, обеспечивающих при строительстве и эксплуатации объектов размещение и функционирование высокопроизводительного оборудования, гибких автоматизированных систем и роботокомплексов для различных производств промышленности и сельского хозяйства; - применение эффективных материалов, в том числе высокопрочных легких бетонов на пористых заполнителях, клееной древесины, облицовочного кирпича, болынепустотных керамических камней, легких металлических конструкций, полимерных изделий, негорючих утеплителей на основе базальтов, а также материалов на базе рационального использования техногенных отходов промышленного производства предприятий республики; - для сейсмических районов, к которым относится и большая часть Республики Хакасия, использование наукоемких систем и методов предупреждения массовой деформации застройки, технических решений, технологий и оборудования, позволяющих выполнять усиление оснований и фундаментов, упрочнение слабых зон грунтов; - освоение подземного пространства с применением материалов и конструкций с заданными заранее свойствами, применение в производственном строительстве специальной технологии монолитного бетона и поробетона; - снижение приведенной массы зданий, сокращение сроков строительства зданий и сооружений производственного назначения путём применения современных технологий, материалов и конструкций; - разработку и внедрение сервисных комплексов, строительство общественных зданий многопрофильного назначения, адаптированных по местоположению, демографической ситуации и другим условиям к наиболее эффективному их использованию. В производстве строительных материалов обеспечение республиканского строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией за счёт аналогичного (или даже лучшего) качества, но гораздо меньшей цены. Для решения указанных задач необходимо: - провести обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов республики с переходом на более высокий уровень их технического оснащения; - обеспечить выпуск высококачественных, конкурентоспособных материалов и изделий на базе местного сырья; - добиться снижения ресурсоёмкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление единицы продукции; - повысить производительность труда за счёт максимальной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения современных компьютерных технологий; - обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности; - привлечение необходимых инвестиций для модернизации действующих производств, введения в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации. Одним из приоритетных направлений развития рынка местных строительных и отделочных материалов в Республике Хакасия должно стать производство и выпуск утеплителей на основе базальтов и золошлакобетонов. Для перспективного развития в Республике Хакасия промышленности строительных материалов, осуществления стратегического планирования в области расширения номенклатуры видов и увеличения объемов производства продукции необходимо организовать разработку республиканской целевой программы по использованию минерально-сырьевой базы республики, включающей оценку наличия запасов полезных ископаемых, пригодных для применения в строительном комплексе. 3. Научно-техническое обеспечение Стратегии Сегодня наука предлагает строительному комплексу ряд новых материалов и технологий, которые смело можно отнести к классу высоких технологий и которые могут качественно изменить строительное производство республики и открыть новые возможности по возведению зданий и сооружений. Многие новшества, вводимые в производство в различных регионах России, используют достижения российских учёных, а собранные вместе, образуют новую концепцию строительства и впервые за долгие годы затрагивают его основной элемент - несущие конструкции, обеспечивающие безопасность, надёжность и долговечность зданий и существенно отличающиеся от традиционных представлений о предельных возможностях стандартных решений. Одна из задач, стоящих перед наукой в сфере строительства, это изучение передового опыта регионов с целью применения высоких технологий в строительстве и производстве строительных материалов в Республике Хакасия. Развитие научно-технического прогресса и инновационной деятельности в строительстве должно обеспечить повышение качества строительной продукции, высокие потребительские характеристики зданий и сооружений, их надёжность, безопасность, функциональную и эстетическую комфортность и эксплуатационную экономичность, преобразование архитектурно-строительной среды жизнедеятельности человека и её дальнейшее развитие до уровня, соответствующего современным достижениям социально благополучных и технически развитых стран. Для реализации этих задач необходимо обеспечить: - создание единой базы данных о последних достижениях в сфере строительства и производства строительных материалов и обеспечение доступа к ней всех субъектов строительной деятельности республики; - создание наукоёмких технологий, обеспечивающих эффективное использование сырьевых ресурсов Республики Хакасия на базе фундаментальных и прикладных научных исследований с использованием приоритетных технических решений, достижений в области биотехнологии, лазерной, радиационной, плазменной технологии, химии, машиностроения, информационных технологий; - создание конкурентоспособных по качеству и цене типов зданий, материалов и изделий с учетом требований безопасности, эргономики, гигиены; - формирование научно-обоснованных рекомендаций по стратегическим целям научно-технической политики Республики Хакасия, приоритетным направлениям науки и техники и эффективным механизмам их реализации; - совершенствование экономического механизма повышения эффективности работы строительного комплекса Республики Хакасия путём разработки и внедрения на уровне предприятий, строительных организаций и компаний систем стратегического планирования, маркетинга и финансового менеджмента; - разработку и реализацию программ структурной перестройки отраслей строительства и их материально-технической базы в масштабе Республики Хакасия и Сибирского федерального округа (по согласованию со смежными регионами); - разработку и внедрение на всех уровнях предприятий и организаций строительного комплекса локальных и глобальных информационных баз данных и сетей, обеспечивающих формирование и выход на товарные рынки, рынки трудовых ресурсов и капитала, в том числе на региональном, общероссийском и международном уровнях; - разработку направлений развития научно-технической и инновационной деятельности производственной базы строительно-дорожного и технологического машиностроения для предприятий и организаций республиканского строительного комплекса; - развитие межрегионального и международного сотрудничества с зарубежными странами (в том числе СНГ) на основе двухсторонних и многосторонних соглашений и программ по разработке, приобретению и продаже качественно новых видов продукции, ресурсов, технологии, лицензий; - участие в российских и международных научно-технических организациях; - снижение энергозатрат на теплоснабжение зданий и сооружений в жилищно-коммунальном хозяйстве и в производственной сфере в полтора - два раза, в том числе на 20% за счёт использования нетрадиционных источников энергоснабжения, применения высокоэффективных ограждающих материалов и конструкций; - замещение на 20-30% природного минерального сырья производственными и бытовыми отходами (после соответствующей обработки) при производстве бетонов, растворов, керамических изделий и других видов строительных материалов с существенным снижением их стоимости; - снижение массы строительных конструкций, изделий, материалов, зданий и сооружений за счёт внедрения передовых научных разработок в их производство и изготовление и, как следствие, сокращение транспортных расходов на одну четверть; - освоение выпуска нового поколения высококачественных строительных материалов и изделий, в том числе композитных, вытеснение с рынка инвестиционных ресурсов более дорогих импортных материалов аналогичного назначения; - техническое оснащение квалифицированных рабочих-строителей современным инструментом отечественного производства с целью повышения производительности их труда в два и более раз. 4. Кадровое обеспечение Стратегии Первоочередной задачей в области подготовки и переподготовки специалистов строительной отрасли республики является сохранение и развитие того интеллектуального и кадрового потенциала, который существует на сегодняшний день в Республике Хакасия. Для этого необходимо: - проанализировать реальную потребность строительной отрасли Республики Хакасия в специалистах, оценить их необходимое количество и квалификацию по видам деятельности, возможности распределения и трудоустройства выпускников высших и средних специальных учебных заведений в организациях, предприятиях и учреждениях строительного профиля (совместно с федеральными органами, ведающими вопросами статистики, трудовых ресурсов); - на основе полученных данных подготовить обоснованные предложения по государственному заказу на подготовку необходимых специалистов; - в республиканском бюджете предусмотреть средства на подготовку, переподготовку кадров всех уровней через профильные учебные заведения Республики Хакасия; - разработать образовательные стандарты и новые учебные курсы в свете современного уровня развития строительной отрасли; - разработать программу по подготовке и повышению квалификации архитекторов и градостроителей - главных архитекторов муниципальных образований и специалистов-проектировщиков; - на базе учебных заведений Республики Хакасия создать единую организационную систему подготовки и переподготовки инженерно-технических и рабочих кадров для строительных профессий и профессий жилищно-коммунального хозяйства. 5. Обеспечение экологической безопасности и меры по снижению отрицательного влияния строительного комплекса на окружающую среду Влияние деятельности строительного комплекса на состояние окружающей среды происходит по трём основным направлениям: - при использовании природных ресурсов в производственном процессе (ресурсы недр, водные, лесные и др.); - при использовании территории и пространства (земельные участки, акватория, геологическая среда); - при выбросах в окружающую среду производственных отходов строительства и промышленности строительных материалов. В рамках строительного комплекса в целях обеспечения безопасности и снижения отрицательного влияния на окружающую среду представляется необходимым: - решение проблем по утилизации твердых отходов промышленности, их переработке и вовлечению в производство строительных материалов; - рекультивация земель, нарушенных строительством; - проведение мероприятий по уменьшению норм отвода земель под строительство за счет рационального использования земельного пространства и внедрения современных методов организации строительства; - внедрение малоотходных технологических процессов, обеспечивающих подавление или сокращение вредных выбросов, проведение реконструкции газоотводящих систем; - предотвращение шумового загрязнения путём разработки шумозащитных решений по всей цепочке: в проектировании, производстве строительных материалов, строительстве и эксплуатации объекта, а также акустических мероприятий и оборудования защиты от шума: применение зонирования и структурного расчленения территории по уровням шума, создание системы зелёных насаждений; - организация системы управления процессами по охране окружающей среды через директивный контроль на муниципальном и республиканском уровнях, а также через налоги на выбросы как инструмент экономического государственного регулирования. В прогнозируемый период намечается дальнейшее снижение уровня загрязнения окружающей природной среды и коренное улучшение её состояния за счёт продолжения работ по реконструкции производств, внедрения передовых экологически безопасных технологий. Намечается строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе, строительство и освоение опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов, отходов жилищно-коммунального и сельского хозяйства. В области очистки, обеззараживания, утилизации осадков природных и сточных вод планируется применение высокоэффективных технологий, таких как: - сорбционная очистка порошкообразными сорбентами; - мембранная система с использованием ультра-нанофильтровых устройств; - конструкция аэротенков с использованием микроорганизмов; - обеззараживание воды с помощью ультрафиолетового облучения и дезинфектантов - озона, диоксида, гипохлорида натрия, метода интенсивного анаэробного сбраживания осадка. В области охраны окружающей среды планируется: - сооружение и эксплуатация систем мониторинга за процессами, приводящими к негативным экологическим последствиям; - реабилитация загрязнённых территорий городской и промышленной застройки; - разработка и внедрение систем контроля за гидрогеологическими процессами в подземной гидросфере. 6. Повышение конкурентоспособности строительной продукции Повышение конкурентоспособности строительной продукции на республиканском, российском и мировом рынках требует, в первую очередь, проведения институциональных преобразований, главными направлениями которых являются: - развитие, реформирование и поддержка предприятий по выпуску строительных материалов и конструкций на основе местного сырья; - поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере строительства, оптимизация его налогообложения; - развитие интегрированных структур и предприятий различных форм собственности, занятых в области строительства и производства строительных материалов. Основу поддержки и реформирования предприятий составляет комплекс следующих внутренних преобразований: - финансовая реструктуризация активов предприятий, которая включает в себя мероприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции за счёт снижения нерациональных затрат и налогового бремени на предприятия строительной индустрии; - устранение излишних административных барьеров на всех ступенях создания и развития предприятий стройиндустрии; - реструктуризация имущественных активов предприятий, для чего необходимо решение проблемы вовлечения в имущественный оборот всех имеющихся нематериальных и материальных промышленных активов; - перестройка управления предприятиями (сообразно их формам собственности) с целью наиболее рационального их функционирования; - закрытие или перепрофилирование (в рамках отрасли) предприятий строительной индустрии, не способных или не желающих налаживать выпуск конкурентоспособной строительной продукции; - стимулирование предприятий строительной отрасли к переходу на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, применению в работе современной компьютерной техники, средств связи и информации; - создание единого имущественного комплекса, состоящего из предприятия и ранее предоставленного ему земельного участка, что позволит значительно повысить капитализацию предприятия и приведёт к росту его инвестиционной привлекательности. Поддержка малого предпринимательства осуществляется путём создания политических, правовых и экономических факторов для его свободного развития. Для этого необходимо: - формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства в области строительства и производства строительных материалов; - устранение излишних административных и правовых барьеров в становлении и развитии малых и средних инновационных фирм; - обеспечение государственной поддержки малого предпринимательства. Задачами развития крупных интегрированных корпоративных структур в области строительства являются: - создание условий, благоприятствующих объединению регионального строительного бизнеса, процессам корпоративной интеграции, модернизации, техническому и технологическому перевооружению отрасли, созданию единой информационной базы данных; - ориентация крупного бизнеса в сфере строительства на решение задач, соответствующих национальной стратегии долгосрочного экономического развития Республики Хакасия. Кроме того, проблема конкурентоспособности требует решения ряда научно-технических, производственно-экономических, социальных и экологических задач, а именно: - развития инновационного потенциала строительного комплекса; - повышения технического уровня и качества видов строительной продукции, пользующихся наибольшим спросом на республиканском, российском и мировом рынках; - разработки и промышленного освоения экологически чистых строительных материалов, конструкций и изделий, обеспечивающих снижение совокупных затрат на единицу продукции; - применения строительных машин, техники и механизмов, посредством которых реализуются современные прогрессивные ресурсосберегающие технологии. Меры государственной поддержки, направленные на повышение эффективности производства и конкурентоспособности строительной продукции Республики Хакасия: - внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды (в соответствии с действующим законодательством); - формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоёмких видов продукции; - совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений; - обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоёмких, передовых технологий и стимулирования производственно-технологических преобразований предприятий строительной сферы; - выявление и поддержка республиканских предприятий, внедряющих технологии, освоение которых обеспечит данным предприятиям конкурентные преимущества на российском и мировом рынках, а также стимулирование предприятий, осваивающих новые отечественные научно-технические разработки; - вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и обеспечение надёжной защиты от их несанкционированного использования; - объединение усилий с соседними регионами и зарубежными партнерами в разработке и освоении новых поколений конкурентоспособной строительной техники. 7. Государственное регулирование основных направлений Стратегии Проведение структурного регулирования и модернизации строительной отрасли Республики Хакасия в условиях рыночной экономики должно опираться на механизм и систему государственных регуляторов и инструментов, включающих инвестиционные, финансово-ценовые, нормативные, правовые и другие рычаги. К инструментам инвестиционного регулирования относятся: - стимулирование спроса на инвестиции государства в строительный бизнес всех видов, в строительство домашних хозяйств (усадебная застройка); - разработка направлений льготного кредитования и налогообложения, а также применения процедуры ускоренной амортизации, в том числе в отраслях строительно-промышленного бизнеса. К этому спектру инструментов относится также защита на государственном уровне прав и интересов кредиторов и инвесторов, усиление контроля акционеров за деятельностью субъектов строительно-промышленного бизнеса. Финансово-ценовые регуляторы включают: - ценовой контроль государства; - индексацию цен; - формирование индексов-дефляторов на строительно-монтажные работы, строительные материалы и использование строительной техники; - финансовые субсидии. Новой системой ценообразования в Российской Федерации предусмотрено формирование на федеральном уровне государственных элементных сметных норм, которые достаточны для разработки и внедрения новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом уровнях. Разработка таких нормативов на территории Республики Хакасия осуществляется региональным центром по ценообразованию в строительстве Республики Хакасия. Для развития республиканского ценообразования необходимо: - разработать и довести до пользователей каталоги (сборники) сметных цен на местные и привозные материалы, а также каталоги сметных цен на машины и механизмы, используемые в Республике Хакасия, что необходимо для разработки сметной документации ресурсным методом с использованием государственных сметных норм; - осуществить разработку и регистрацию сборников территориальных единичных расценок; - обеспечить получение всеми заинтересованными лицами и организациями правил по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации в новой редакции; - организовать на основе индивидуальных сметных нормативов разработку укрупнённых показателей, необходимых для формирования инвесторских смет и позволяющих оперативно с необходимой степенью приближения оценивать стоимость строительства. Нормативные правовые регуляторы обеспечивают государственный контроль через систему законодательных и нормативных требований, строительных норм и правил, лицензирование, стандартизацию и сертификацию продукции на всех этапах строительства. Задачами технического регулирования в строительстве является реализация требований Федерального закона "О техническом регулировании" в части проведения коренной реформы системы технического нормирования, стандартизации и сертификации в Российской Федерации, а также и в строительной отрасли Республики Хакасия. Для решения задач технического регулирования в сфере строительства необходимо: - при рассмотрении вопросов лицензирования (выдача, продление лицензий), а также при осуществлении комплексных проверок лицензиатов, т.е. организаций, занимающихся проектированием, строительством и инженерными изысканиями, уделять внимание вопросам взаимодействия с контрольными и надзорными органами; - при проведении экспертизы предпроектной и проектной документации уделять внимание вопросам экономической эффективности, рационального использования бюджетных средств, энергосбережения, внедрения прогрессивных технологий, конструкций и материалов; - обеспечивать непрерывность государственного архитектурно-строительного надзора на всех стадиях строительства от обоснования инвестиций до завершения строительства и сдачи объекта в эксплуатацию; - повышать эффективность регулирования имущественного потенциала комплекса в соответствии с интересами строительной отрасли и государства; - привести процедуры технормирования, стандартизации и сертификации в соответствие с Федеральным законом "О техническом регулировании". Система страхования является одним из механизмов государственного регулирования на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов всех видов. Системой страхования должно быть охвачено имущество всех субъектов хозяйствования строительного комплекса: проектных, проектно-изыскательских, строительно-монтажных организаций, организаций промышленности строительных материалов и конструкций и др. Одним из источников возмещения ущерба, причиняемого фонду недвижимости, должно стать введение института обязательного страхования жилых и нежилых помещений и зданий. Комплексную систему защиты интересов жителей Республики Хакасия следует рассматривать как непременное условие последовательной реализации государственной политики в сфере недвижимости. Такая система в сфере жилищного строительства должна включать: - страхование рисков всех участников жилищного строительства: проектировщиков, геодезистов, архитекторов, строителей и др. - за последствия возможных ошибок от начала работ до возведения жилых домов и других объектов недвижимости; - страхование рисков организации жилищно-коммунального хозяйства, принявшей жильё на баланс, за возможные нарушения в обеспечении жильцов водой, электроэнергией, теплом, газом и др. услугами; - страхование жилищного фонда, т.е. всех частных домов, квартир в муниципальных и государственных домах, жилищного фонда предприятий, учреждений и организаций на случай уничтожения или повреждения соответствующих объектов от пожаров, стихийных бедствий, аварий техногенного характера и др. чрезвычайных событий. 8. Экономические механизмы и условия реализации Стратегии Основным механизмом реализации Стратегии является комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности в строительстве, включающий: - концентрацию государственных, республиканских и муниципальных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем, технологических, объёмно-планировочных и конструктивных решений; - повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках адресных республиканских инвестиционных программ и федеральных целевых программ, направленных на повышение экономического благосостояния Республики Хакасия, конкурентоспособности строительной продукции; - активное использование механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоёмкие и высокотехнологичные проекты за счёт государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения; - активизацию развития инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования, страховых агентств, специализированных информационных агентств и т.д.), формирование рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов; - разработку механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности; - активизацию деятельности государственных, муниципальных и коммерческих банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инвестиционных проектов строительства; - усиление инвестиционной направленности в деятельности рынка ценных бумаг в целях совершенствования механизма межотраслевого движения капитала; - совершенствование и расширение лизинговой деятельности; - пересмотр существующих механизмов и принципов выделения государственных гарантий по инвестиционным кредитам; Для поступательного наращивания инвестиционной активности с преобладанием в инвестициях инновационной составляющей необходимо соблюдение определенных условий внутрикомплексного характера. К условиям внутрикомплексного характера относятся темпы роста и скорость обновления производственного, научно-технического и трудового потенциала, масштабы производственного, жилищного и других видов строительства и промышленных отраслей комплекса. Стимулирование инвестиций в основной капитал должно осуществляться за счет реализации следующих мероприятий: - разработка экономического механизма вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства; - разработка и внедрение мероприятий по стимулированию привлечения сбережений населения в инвестиционный строительный процесс; - использование возможности некапиталоёмкого роста за счёт загрузки простаивающих производственных мощностей; - уменьшение числа посредников между инвесторами, производителями и потребителями строительной продукции; - усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности; - повышение инвестиционной привлекательности предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под зданиями и сооружениями; - вывод из хозяйственного оборота неиспользуемых основных фондов, регулирование применения ускоренной амортизации; - контроль и гибкое государственное регулирование импорта технологий, машин и оборудования при реализации инвестиционных проектов; - создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций; - более широкое внедрение механизмов ипотечного жилищного кредитования. Наряду с совершенствованием нормативной правовой базы для развития ипотечного кредитования необходимо разработать комплекс организационных и финансовых мер, основными из которых являются: - создание государственной системы страхования ипотечных рисков в Республике Хакасия и Российской Федерации для эффективной защиты участников ипотечного жилищного кредитования и обеспечение активного участия страховых компаний на инвестиционно-строительном и ипотечном рынках; - развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования: ипотечных агентств, кредитных бюро, института регистрации и оценки недвижимости, консультационных пунктов для населения и центров подготовки специалистов для организаций - профессиональных участников ипотечного рынка; - обеспечение темпов роста объёмов жилищного строительства (до 15% в год) за счет внедрения ипотечного жилищного кредитования и активизации инвестиционно-строительной деятельности; - повышение эффективности функционирования жилищных программ, финансируемых с использованием бюджетных средств, путем формирования единого порядка их реализации, в том числе на основе создаваемой информационно-аналитической электронной системы мониторинга жилищного фонда, ипотечных жилищных кредитов и инвестиционно-строительной деятельности; - разработка программы пропаганды и образования населения, разъяснения сути и задач жилищной политики, механизмов ипотечного жилищного кредитования (с привлечением средств массовой информации) в целях преодоления сложившихся стереотипов. 9. Этапы реализации Стратегии Сложность и многомерность поставленных задач, а также их временная взаимоувязанность обусловливает целесообразность выделения двух основных этапов реализации Стратегии. На первом этапе (2005-2006 годы) необходимо: - провести формирование градостроительной политики, где чётко обозначить те цели и задачи, которые Республика Хакасия должна решить для создания благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе принять ряд законодательных и нормативных правовых документов, схем социально-экономического развития Республики Хакасия в целом как основы развития всего строительного комплекса; - определиться со структурой и численностью органов архитектуры и градостроительства всех уровней, необходимыми и достаточными для выполнения возложенных на них задач в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О градостроительной деятельности в Республике Хакасия". - рекомендовать органам местного самоуправления городов и населённых пунктов Республики Хакасия принять правила застройки и землепользования; - создать условия для привлечения необходимых инвестиций на модернизацию действующих производств, введение новых мощностей и их эффективной эксплуатации; - осуществить экономическую инвентаризацию основных фондов, провести анализ возможностей их эффективного использования; - провести с помощью администраций муниципальных образований комплексную оценку состояния жилищного фонда Республики Хакасия посредством введения механизма паспортизации жилых зданий и помещений, разработать программу (подпрограмму) реконструкции домов первых массовых серий, не подлежащих сносу; - разработать схемы привлечения внебюджетных инвестиций для реализации пилотных проектов по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу, включая средства собственников жилых помещений; - осуществить реструктуризацию и перепрофилирование экономически бесперспективных производств и предприятий на выпуск продукции, пользующейся спросом; - обеспечить расширение имеющихся и создание новых экспортно-ориентированных производств, главным образом, за счёт более глубокой переработки сырья и материалов, использования ресурсо- и энергосберегающих технологий; - разработать комплексную программу по вовлечению в строительное производство вторичных ресурсов; - провести инвентаризацию республиканских целевых программ с целью определения степени готовности строек и объектов, разработки оптимальной структуры программ и схем их финансирования, обеспечивающих максимальную концентрацию финансовых ресурсов; - на основании инвентаризации программ определить оптимальный перечень республиканских целевых программ и подготовить соответствующие документы по перераспределению бюджетных средств, исходя из государственных приоритетов и степени готовности программ. На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается: - осуществление сформированной градостроительной политики городами и населёнными пунктами Республики Хакасия для придания городам и поселениям республики их исторического самобытного облика; - определение действующих градообразующих факторов и перспектив развития для каждого поселения, сконцентрировав внимание и ресурсы на завершенности застройки и гармонизации существующей городской и сельской среды; - приведение в сбалансированное состояние размеров жилищного фонда, числа рабочих и учебных мест, количества и мощностей объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; - восстановление и поддержание в равновесном экологическом состоянии природной окружающей среды; - реконструкция и модернизация производственной базы строительства в каждом районе и городе с переориентацией её на обеспечение полной потребности в высококачественных, соответствующих современным стандартам, строительных материалах, изделиях и конструкциях, включая модернизацию производственной базы крупнопанельного домостроения в направлении использования её мощностей для выпуска индустриальных изделий внутренней "начинки" жилых домов с переходом на энергосберегающие технологии; - восстановление и развитие производственной сферы в городах, базирующейся на освоении новейших технологий; - реализация республиканской целевой программы по реконструкции жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу; - снижение ресурсоёмкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции в соответствии с прогнозируемыми параметрами; - выпуск высококачественных, конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций; - повышение производительности труда в строительстве за счёт максимальной механизации и автоматизации производственных процессов. 10. Прогноз развития строительного комплекса до 2010 года и оценка эффективности мероприятий Стратегии Исходя из основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Хакасия до 2006 года, разработанных Министерством финансов и экономики Республики Хакасия, программы социально-экономического развития Республики Хакасия на среднесрочную перспективу (2005 - 2006 годы), к 2010 году в строительном комплексе республики ожидается: - темп роста инвестиций в основной капитал отрасли за счёт всех источников финансирования - 5-8% в год; - темп роста объёмов строительно-монтажных работ по договорам строительного подряда - 4-6% в год; - ввод в действие жилых домов всех форм собственности - около 120-150 тыс. кв. м в год; - рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций от 1,3 до 2,3 раза; - увеличение доли предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем количестве предприятий промышленности строительных материалов - 10-12%, в общем числе строительных организаций - 8-10%; - увеличение доли импортных строительных материалов в среднем по отрасли - 4-5%. Прогнозируемое развитие строительного комплекса Республики Хакасия, при воплощении в жизнь данной Стратегии, должно привести к увеличению налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее чем в 1,5-2 раза. При этом ежегодные: прибыль предприятий и организаций, налоговые платежи в бюджеты всех уровней и поступления во внебюджетные фонды - возрастут более чем на 100 млн. рублей. При выполнении всех намеченных положений данной Стратегии всеми участниками градостроительной и строительной деятельности практически будет реализована одна из важнейших социальных задач - обеспечение комфортным, современным жильём основной части населения Республики Хакасия. Внедрение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить эффективность капитальных вложений, значительно снизить эксплуатационные расходы. Проводимая модернизация жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства даст возможность сократить стоимость коммунальных услуг в среднем на 20%, достигнуть резкого сокращения дотаций из бюджета на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства. При проведении грамотной кадровой политики, предусмотренной Стратегией, занятость населения в строительном комплексе должна увеличиться более чем на 3 тыс. человек. Возрастёт в несколько раз производство продукции промышленности строительных материалов на основе местного сырья. Будет ослаблена зависимость от импорта продукции и изделий строительного назначения. При этом по многочисленным расчётам отдельных проектов программ производимые затраты окупятся менее чем за 3 года. Разработанная Стратегия позволит обеспечить значительный рост основных экономических показателей развития строительного комплекса Республики Хакасия. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|