Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.03.2005 № 94

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


 О мерах по развитию строительного комплекса Республики Хакасия на
                     перспективу до 2010 года


25 марта 2005 года              г. Абакан                      N 94

    Для    обеспечения   поступательного   развития   экономики   и   
формирования основных направлений и программ развития строительного 
комплекса   Республики   Хакасия,   с   целью  реализации  Послания  
Президента  Российской  Федерации  Федеральному Собранию Российской 
Федерации в 2004 году 
    Правительство Республики Хакасия   

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1. Одобрить   прилагаемую   Стратегию   развития  строительного  
комплекса Республики Хакасия на перспективу до 2010 года.  
    2. Министерству  по  градостроительной   и  жилищной   политике  
Республики    Хакасия    (В.П.   Романюк)   обеспечить   проведение   
государственной  политики в области строительства в соответствии со 
Стратегией  развития  строительного комплекса Республики Хакасия на 
перспективу до 2010 года.
    3. Рекомендовать   администрациям   муниципальных   образований  
Республики  Хакасия,  при решении вопросов в области строительства, 
руководствоваться   Стратегией   развития  строительного  комплекса  
Республики Хакасия на перспективу до 2010 года.    
    4. Контроль  за  исполнением настоящего постановления возложить 
на  Заместителя  Председателя  Правительства  Республики  Хакасия - 
Министра финансов и экономики Республики Хакасия A.M. Иванова. 


    Председатель Правительства
    Республики Хакасия          А. ЛЕБЕДЬ



                                                         Приложение
                                      к постановлению Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                           от 25 марта 2005 г. N 94

                             СТРАТЕГИЯ
                 РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
          РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 ГОДА

    Стратегия  развития  строительного комплекса Республики Хакасия 
(далее  -  Стратегия)  определяет  перспективы строительной отрасли 
Республики   Хакасия   в   целях  повышения  уровня  благосостояния  
населения  республики,  удовлетворения  потребности  внутреннего  и  
внешнего   рынка  продукцией  стройиндустрии,  роста  эффективности  
производства и увеличения производительных сил, наращивания объёмов 
строительной  продукции и обеспечения поступательного развития всей 
экономики Республики Хакасия.
    Стратегия разработана на период до 2010 года и является базисом 
для   формирования   основных   направлений   и  программ  развития  
строительного комплекса республики.

    1. Современное состояние строительного комплекса Республики 
    Хакасия

    Строительный  комплекс  Республики  Хакасия  относится  к числу 
ключевых   отраслей   региона   и   во  многом  определяет  решение  
социальных,   экономических   и  технических  задач  развития  всей  
экономики  республики  как неотъемлемой составляющей макроэкономики 
Российской Федерации.
    Ведущая   роль   республиканского   строительного  комплекса  в  
достижении стратегических целей развития общества определяется тем, 
что    конечные    результаты   достигаются   путем   осуществления   
инвестиционных  строительных  программ  и проектов на федеральном и 
региональном уровнях.
    В   соответствии  с  объективными  факторами  выход  Республики  
Хакасия  на  более  высокий  уровень  возможен  только  при условии 
широкомасштабного   повышения   инвестиционной   активности,  роста  
объёмов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и 
техническое   перевооружение   существующих   основных   фондов   с   
опережающим  развитием  производственного  потенциала  строительной  
отрасли и её материально-технической базы.       
    При  этом непременным условием является повышение эффективности 
капитального   строительства   на   основе  наиболее  рационального  
использования    инвестиционных    ресурсов,   направление   их   в   
республиканские и местные программы и проекты, позволяющие получить 
наибольшие  экономические  и социальные результаты, а также высокую 
эксплуатационную рентабельность возведённых объектов.
    Состояние     строительной     отрасли    Республики    Хакасия    
характеризуется следующими показателями.
    Удельный  вес  строительства в основных показателях экономики в 
2003  году  составил:  в  валовом  региональном  продукте - 5,2% (в 
2002 г. - 4,5 %), в численности занятых - 5,6 % (в 2002 г. - 5,3 %), 
в  основных  фондах  -  1,4  %  (в 2002 г. - 1,3%). Средний уровень 
загрузки  производственных  мощностей в строительном секторе в 2003 
году   составил   57,0   %.   Степень   износа  основных  фондов  в  
строительстве  к  началу  2003 г. составила 58,0% (2002 г. - 56 %). 
    В  2003  году  количество  подрядных организаций составило 274. 
Количество    малых   предприятий   189.   Количество   предприятий   
промышленности   строительных   материалов   -   84.  Среднегодовая  
численность  занятых  в  подрядных  строительных  организациях 6540 
человек.
    В   2000   году   объем   средств,   освоенных  при  выполнении  
строительно-монтажных    работ,    выполненных    предприятиями   и   
организациями  всех форм собственности, составил 422,8 млн. руб., в 
2003 году - 1771,3 млн. руб.        
    Инвестиции  в  основной  капитал  в  2002 году в промышленности 
строительных  материалов составили 4103 тыс. руб. (в 2001г. - 12890 
тыс.  руб.),  т.е.  имело  место снижение инвестиционной активности 
более чем в 3 раза.             
    В 2003 году сохранилась сложившаяся в 2002 году тенденция роста 
объёма жилищного строительства.
    В  2002  году  организациями  всех форм собственности введено в 
действие 96,93 тыс. кв. м. общей площади жилых домов, что на 33,8 % 
больше,  чем за 2001 год (65,18 тыс. кв. м). В 2003 году ввод жилья 
в эксплуатацию составил 104,8 тыс. кв. м., что на 8 % больше, чем в 
2002  году  (в  том  числе  индивидуального  жилья 54980,84 кв. м.) 
Больше  половины  общего  объёма  введённого  жилья  было построено 
населением за свой счёт и с помощью кредитов.    
    С  целью  реализации  мероприятий  по  ипотечному  кредитованию  
жилищного  строительства  в  Республике Хакасия в 2003 году создано 
Республиканское  агентство  ипотечного  кредитования - региональный 
оператор  по  взаимодействию  с  Федеральным  агентством ипотечного 
кредитования,  с которым Правительство Республики Хакасия заключило 
соответствующее соглашение.
    С  2003  года  в Республике Хакасия гражданами подано около 500 
заявлений.  Всего  ипотечные  кредиты в республике уже получили 269 
человек на общую сумму 45 288 600 рублей.    
    В  то  же  время наблюдается увеличение ветхого и аварийного (с 
износом  более  70%)  жилья.  За  период  с 1999 по 2003 годы общая 
площадь  аварийного  жилья возросла с 173 до 522,5 тыс. кв. м, т.е. 
более  чем  в  3  раза. Общая потребность в финансовых средствах на 
ликвидацию аварийного жилищного фонда Республики Хакасия составляет 
61,33  млн.  руб.  Панельные  жилые  дома составляют более половины 
аварийного  жилищного  фонда. Расчетный срок их планового ремонта - 
20  -  25  лет.  Прослеживается тенденция потери жилищного фонда за 
счет его морального и физического износа, обветшания.   
    Принимая    во   внимание   большую   зависимость   обеспечения   
предприятий   строительного   комплекса   республики  от  бюджетных  
заказов,   представляется  необходимым  привлечение  дополнительных  
инвестиций  из  федерального  бюджета.  При  определенном ежегодном 
увеличении  финансирования строящихся в Республике Хакасия объектов 
в  рамках  федеральных  целевых  программ,  их объем недостаточен и 
должен   быть   значительно   увеличен,  особенно  по  подпрограмме  
"Переселение   граждан   из  ветхого  и  аварийного  жилого  фонда"  
федеральной  целевой  программы "Жилище". В республике продолжается 
формирование  жилищного  фонда  для  переселения  граждан из домов, 
подлежащих   сносу  (сформированы  списки  граждан,  нуждающихся  в  
переселении  из  ветхого и аварийного жилья, подготовлены документы 
для их переселения).
    В  2003  году в республиканском бюджете на реализацию указанных 
мероприятий было выделено 2,5 млн. руб., в 2004 году - 1 млн. руб. 
    Жилищный фонд Республики Хакасия составляет 10283,9 тыс. кв.м., 
со  следующей  структурой:  муниципальный  жилищный  фонд  - 20,1%, 
государственный   -   3,8%,   частный   -  75,4%,  смешанные  формы  
собственности - 0,7%.

    2. Цели и задачи Стратегии

    Целями Стратегии являются:
    - формирование   экономики   строительной   отрасли  Республики  
Хакасия,  обладающей динамичным потенциалом, способным обеспечивать 
рост  уровня  благосостояния  населения  и  современных  стандартов  
проживания;
    - эффективное воспроизводство и модернизация  производственного 
аппарата,  как  на уровне предприятия, так и на уровне республики в 
целом;
    - рост  качественных  показателей  и  структурных характеристик 
республиканского строительного комплекса.
    В   социальной  сфере  Стратегия  ориентирована  на  реализацию  
федеральных  и  республиканских  программ  и  инвестиций  в области 
архитектуры, строительства и градостроительства, а также развитие и 
переустройство  сельских  населённых  мест,  с целью удовлетворения 
спроса населения на жилье различной степени комфортности, повышение 
уровня  обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального 
хозяйства и гражданского назначения.
    В  производственной  сфере  Стратегия  направлена  на  создание  
обновленного   потенциала   мощностей   и   материально-технической   
инфраструктуры   строительного   комплекса   республики  на  основе  
инновационных   технологий,   передовых   архитектурно-строительных   
систем, новаторских структур объемно-планировочных и конструктивных 
решений  для  нового  строительства,  реконструкции  и технического 
перевооружения    промышленных   узлов,   предприятий,   зданий   и   
сооружений, инженерных сетей.
    Указанные цели предполагают решение следующих задач:
    В  градостроительстве - приведение городов и населённых пунктов 
Республики   Хакасия   в  соответствие  современным  требованиям  и  
стандартам  проживания,  сохранение  их  исторического, самобытного 
облика,  определение  действующих градообразующих факторов, и на их 
основе  построение  перспектив  развития  для  каждого  населённого  
пункта,  приведение в сбалансированное состояние размеров жилищного 
фонда,  числа  рабочих  и  учебных  мест,  количества  и  мощностей  
объектов  социальной,  инженерной  и  транспортной  инфраструктуры,  
восстановление  и поддержание в равновесном экологическом состоянии 
природной окружающей среды.
    Для   решения   задач  развития  градостроительства  Республики  
Хакасия необходимо:
    - развитие региональной законодательной  и нормативной правовой 
базы градостроительного проектирования на основе Градостроительного 
кодекса Российской Федерации;
    - разработка      республиканской       целевой       программы     
"Сейсмобезопасность   территории   Республики  Хакасия"  на  основе  
федеральной   целевой   программы   "Сейсмобезопасность  Российской  
Федерации";
    - принятие правил застройки и землепользования  в муниципальных 
образованиях республики;
    - осуществление  государственной  градостроительной   политики,  
учитывающей   систему  социальных,  экономических  и  экологических  
факторов, обеспечивающих устойчивое развитие региона в целом;  
    - разработка  и  принятие документации по планировке территории 
Республики Хакасия;
    - проведение  работ по  созданию и ведению в Республике Хакасия 
Государственного градостроительного кадастра;
    - обеспечение   интеграции   федеральных     и  территориальных  
социально-экономических  аспектов  при  разработке  схем и программ 
градостроительного развития Республики Хакасия;
    - обеспечение  Республики  Хакасия  схемами  территориального и 
градостроительного планирования развития и зонирования территорий; 
    - развитие  рынка  недвижимости, установление  платы за землю и 
направление  средств  на  повышение качества городской и поселковой 
среды;
    - усиление   государственного   контроля    за   осуществлением  
градостроительной  деятельности,  использованием  земель  городов и 
поселений,  а  также  резервированием  и  предоставлением земельных 
участков  для целей строительства в границах городов и поселений на 
основе градостроительной документации соответствующего уровня;  
    - проведение   пересмотра   проектной    и    градостроительной   
документации   с  учетом  ужесточения  экологических  требований  к  
продукции строительства, технологиям и конструкциям.    
    Приоритетным   содержанием  градостроительной  деятельности  на  
муниципальном   уровне   должна   стать  комплексная  реконструкция  
существующей   застройки   путем   сноса  и  замены  ветхих  зданий  
современными;   реконструкция   жилой  застройки  с  домами  первых  
массовых  серий,  а  затем  кварталов  и  микрорайонов, застроенных 
крупнопанельными   домами   всех   серий;  уплотнение  промышленной  
застройки;   модернизация   объектов   инженерной   и  транспортной  
инфраструктуры,  объектов  социального  назначения,  восстановление  
природных компонентов городской и сельской среды.    
    В        архитектуре        -        обеспечение       единства       
архитектурно-пространственной   среды,   сохранение  культурного  и  
архитектурного   наследия,   разработка   архитектурно-строительных   
систем нового поколения.
    Для  решения  задач  развития  архитектуры  Республики  Хакасия  
необходимо обеспечить:
    - привнесение  в  архитектурные  решения  жилых и  общественных 
зданий  и  сооружений  республики  черт  национального  своеобразия  
(особенно  на  территориях  с  преобладанием  коренного населения), 
организацию  современной  пространственной среды поселений с учетом 
исторических и культурных традиций;
    - создание  комфортного  и  экономичного в эксплуатации жилища, 
учитывая различные слои и группы населения, а также государственные 
социальные стандарты;
    - развитие  типологии  жилища   в  соответствии с потребностями 
модернизации  существующего жилищного фонда в домах первых массовых 
серий с обеспечением надежного и безопасного проживания населения; 
    - разработку архитектурно-строительных систем нового поколения, 
большепролетных конструкций, обеспечивающих возможности организации 
единого   внутреннего   пространства   общественных   зданий  и  их  
комплексов,  более  активное  использование подземного пространства 
для устройства автостоянок, а также различных объектов обслуживания 
зданий и сооружений;
    - охрану       культурного,     архитектурно-строительного    и    
архитектурно-археологического      наследия,      реставрацию     и     
восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников, 
восстановление исторической части городов и поселений;   
    - формирование  средствами  архитектуры и  проектными решениями 
среды жизнедеятельности, удобной и доступной для инвалидов и других 
маломобильных групп населения.
    В  жилищном  строительстве  - ликвидация тенденций к старению и 
сокращению   жилищного   фонда   и  инженерных  систем,  переход  к  
интенсивному   их   восстановлению   и  воспроизводству  на  основе  
разработки и реализации эффективных социальных и научно-технических 
программ и проектов на федеральном, республиканском и муниципальном 
уровнях, наращивание строительства индивидуального жилья.   
    Решение перечисленных задач потребует:
    - разработки     и    реализации   комплексных   программ   (на   
республиканском и муниципальном уровнях) реконструкции жилых зданий 
первых массовых серий, которые должны охватывать отдельные объекты, 
кварталы застройки, микрорайоны, города и населённые пункты в целом 
с   ранжированием   жилищного   фонда   "реконструкция  -  снос"  и  
обязательным учетом кадастровой ценности земельного участка;  
    - увеличения объёмов современного многоэтажного строительства в 
крупных   городах  (Абакан,  Черногорск,  Саяногорск)  и  плотности  
застройки, в связи с быстрым ростом стоимости земельных участков на 
городской территории;
    - развития  малоэтажного  строительства  (в   малых  городах  и  
сельских  населённых  пунктах)  в  двух перспективных направлениях: 
малоэтажной    высокоплотной    застройки    и   отдельно   стоящих   
одноквартирных жилых домов (усадебная застройка);     
    - привлечения   внебюджетных    источников  финансирования  для  
строительства жилья;
    - разработки  предложений   по  комплексному  решению  вопросов  
ипотечного  жилищного  кредитования,  включая  выделение  земельных  
участков и инженерную подготовку.
    Кроме   того,   должны   получить   развитие  жилые  комплексы,  
включающие    увеличенную    внеквартирную    инфраструктуру.   Для   
коммерческого жилья должны применяться индивидуальные проекты жилых 
домов  и жилых комплексов с повышенным комфортом проживания за счет 
насыщенности   квартир   современным   инженерным  оборудованием  и  
средствами   связи,   увеличением  состава  подсобных  помещений  и  
объектов инфраструктуры.
    В   прогнозируемом   периоде   должны   произойти  качественные  
изменения  строящегося  и  реконструируемого  жилища. Прежде всего, 
будет    начат    переход    к   проектированию   и   строительству   
энергоэффективных   домов   из  экологически  чистых  материалов  и  
конструкций.  Во-вторых,  расширится  до 50 и более процентов объём 
строительства  частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в 
сельской  местности.  В  городах  в  основном будут строиться новые 
жилые   дома   повышенной   комфортности.   Для   решения  проблемы  
социального,  в  том  числе бесплатного, жилья будет использоваться 
существующий  жилищный  фонд  с  обязательной  его  реконструкцией:  
повышением      уровня      комфортности     квартир,     улучшения     
энергоэффективности  жилых  домов, экологической безопасности жилой 
застройки, а также развитием в ней сети объектов социальной сферы и 
услуг.
    В  перспективе  до  2010 года улучшение уровня жизни и качества 
проживания требует ввода в действие жилья не менее 150 тыс. кв. м в 
год,  а  за  2004  -  2010  годы суммарно 900-920 тыс. кв. м. путем 
строительства  коммерческого  и  муниципального жилья, в т.ч. домов 
для  малосемейных  граждан, молодёжных жилых комплексов, общежитий, 
домов   для  престарелых  и  инвалидов,  с  одновременным  решением  
вопросов   повышения   уровня  комфортности  и  качества  жилищного  
строительства. При этом доля частного сектора должна составить 80%, 
муниципального и государственного - 20% соответственно.   
    В сфере жилищно-коммунального хозяйства - разработка и принятие 
республиканской    программы    реформирования    и    модернизации    
жилищно-коммунального   комплекса   Республики   Хакасия,  а  также  
проведение  конкретных  организационно-технических  мероприятий  по  
реализации  на  территории  Республики Хакасия системы добровольной 
сертификации   услуг  и  персонала  в  сфере  жилищно-коммунального  
хозяйства,    включенных   в   проект   республиканской   программы   
реформирования  и  модернизации  жилищно-коммунального комплекса, с 
предложениями по источникам финансирования.
    Также  необходимо провести комплекс мер по повышению надежности 
инженерных коммуникаций, для чего:
    - осуществить  техническую  инвентаризацию   основных  фондов с 
учетом их физического износа;
    - разработать  и  поэтапно  реализовать  территориальные  планы 
восстановления   и   капитального  ремонта  объектов  коммунального  
назначения, физический износ которых превышает 50%;    
    - обеспечить   строительство   там,   где    это  целесообразно  
автономных  источников  тепла  (крышные,  пристроенные и встроенные 
котельные)   под   объём   нового   строительства  жилья  с  учетом  
поквартирного теплоснабжения;
    - организовать  службы диспетчерского  управления и контроля за 
состоянием  коммунальных  объектов  и  сетей  (на республиканском и 
муниципальном уровне);
    - при  проектировании  новой жилой  застройки закладывать схемы 
опережающей   инженерной  и  транспортной  подготовки  на  площадях  
строительства,  а  также  производить установку счетчиков горячей и 
холодной воды во вновь возводимые дома и квартиры;   
    - обратить  внимание  муниципальных  служб   на   необходимость  
проведения   мероприятий  по  улучшению  санитарно-гигиенических  и  
эстетических   качеств   городского  озеленения  и  благоустройства  
территорий.
    В   производственном   строительстве   -   создание   новых   и   
реконструкция  действующих  и  ранее  законсервированных  объектов,  
входящих   в   состав   предприятий   и   промышленных   узлов,   с   
использованием   гибких  и  универсальных  объемно-планировочных  и  
конструктивных решений, обеспечивающих приспосабливаемость зданий и 
сооружений к изменению технологических процессов.     
    Для решения этих задач необходимо обеспечить:
    - разработку  рациональных унифицированных  параметров зданий и 
сооружений,   в   том   числе   сборных  модулей,  планировочных  и  
конструктивных    схем,    обеспечивающих   при   строительстве   и   
эксплуатации     объектов     размещение     и     функционирование     
высокопроизводительного   оборудования,  гибких  автоматизированных  
систем  и роботокомплексов для различных производств промышленности 
и сельского хозяйства;
    - применение эффективных материалов, в  том числе высокопрочных 
легких   бетонов   на  пористых  заполнителях,  клееной  древесины,  
облицовочного  кирпича, болынепустотных керамических камней, легких 
металлических    конструкций,    полимерных    изделий,   негорючих   
утеплителей  на  основе  базальтов,  а  также  материалов  на  базе  
рационального   использования   техногенных  отходов  промышленного  
производства предприятий республики;
    - для сейсмических районов, к которым относится и большая часть 
Республики  Хакасия,  использование  наукоемких  систем  и  методов  
предупреждения  массовой деформации застройки, технических решений, 
технологий и оборудования, позволяющих выполнять усиление оснований 
и фундаментов, упрочнение слабых зон грунтов;     
    - освоение  подземного пространства с  применением материалов и 
конструкций   с   заданными   заранее   свойствами,   применение  в  
производственном  строительстве  специальной технологии монолитного 
бетона и поробетона;
    - снижение   приведенной   массы    зданий,  сокращение  сроков  
строительства  зданий  и  сооружений  производственного  назначения  
путём применения современных технологий, материалов и конструкций; 
    - разработку  и  внедрение сервисных  комплексов, строительство 
общественных  зданий многопрофильного назначения, адаптированных по 
местоположению,   демографической  ситуации  и  другим  условиям  к  
наиболее эффективному их использованию.
    В     производстве    строительных    материалов    обеспечение    
республиканского     строительного     рынка    высококачественными    
строительными  материалами,  изделиями  и конструкциями, способными 
конкурировать с импортной продукцией за счёт аналогичного (или даже 
лучшего) качества, но гораздо меньшей цены.     
    Для решения указанных задач необходимо:
    - провести    обновление    основных    фондов      предприятий   
промышленности  строительных  материалов  республики с переходом на 
более высокий уровень их технического оснащения;    
    - обеспечить  выпуск   высококачественных,  конкурентоспособных  
материалов и изделий на базе местного сырья;    
    - добиться  снижения ресурсоёмкости, энергетических  и трудовых 
затрат на изготовление единицы продукции;       
    - повысить  производительность  труда    за  счёт  максимальной  
механизации  и  автоматизации производственных процессов, внедрения 
современных компьютерных технологий;
    - обеспечить  рациональное использование  минеральных природных 
ресурсов  и вовлечение в производство техногенных отходов различных 
отраслей промышленности;
    - привлечение   необходимых   инвестиций    для    модернизации   
действующих  производств,  введения в действие новых мощностей и их 
эффективной эксплуатации.
    Одним   из  приоритетных  направлений  развития  рынка  местных  
строительных  и  отделочных  материалов в Республике Хакасия должно 
стать  производство  и  выпуск  утеплителей  на  основе базальтов и 
золошлакобетонов.
    Для перспективного развития в Республике Хакасия промышленности 
строительных материалов, осуществления стратегического планирования 
в  области  расширения  номенклатуры  видов  и  увеличения  объемов  
производства    продукции    необходимо   организовать   разработку   
республиканской      целевой     программы     по     использованию     
минерально-сырьевой  базы  республики,  включающей  оценку  наличия  
запасов   полезных   ископаемых,   пригодных   для   применения   в   
строительном комплексе.

    3. Научно-техническое обеспечение Стратегии

    Сегодня  наука  предлагает  строительному  комплексу  ряд новых 
материалов  и  технологий,  которые  смело  можно  отнести к классу 
высоких   технологий   и   которые   могут   качественно   изменить   
строительное производство республики и открыть новые возможности по 
возведению зданий и сооружений.
    Многие  новшества, вводимые в производство в различных регионах 
России,   используют  достижения  российских  учёных,  а  собранные  
вместе,  образуют новую концепцию строительства и впервые за долгие 
годы  затрагивают  его  основной  элемент  -  несущие  конструкции,  
обеспечивающие  безопасность,  надёжность  и долговечность зданий и 
существенно отличающиеся от традиционных представлений о предельных 
возможностях стандартных решений.
    Одна  из задач, стоящих перед наукой в сфере строительства, это 
изучение  передового  опыта  регионов  с  целью  применения высоких 
технологий в строительстве и производстве строительных материалов в 
Республике Хакасия.
    Развитие    научно-технического   прогресса   и   инновационной   
деятельности  в  строительстве должно обеспечить повышение качества 
строительной   продукции,  высокие  потребительские  характеристики  
зданий  и сооружений, их надёжность, безопасность, функциональную и 
эстетическую   комфортность   и   эксплуатационную   экономичность,   
преобразование  архитектурно-строительной  среды  жизнедеятельности  
человека  и  её  дальнейшее  развитие  до  уровня, соответствующего 
современным   достижениям   социально  благополучных  и  технически  
развитых стран.
    Для реализации этих задач необходимо обеспечить:
    - создание  единой базы  данных о последних достижениях в сфере 
строительства  и производства строительных материалов и обеспечение 
доступа к ней всех субъектов строительной деятельности республики; 
    - создание  наукоёмких  технологий, обеспечивающих  эффективное 
использование   сырьевых   ресурсов   Республики  Хакасия  на  базе  
фундаментальных  и прикладных научных исследований с использованием 
приоритетных    технических    решений,    достижений   в   области   
биотехнологии,   лазерной,   радиационной,  плазменной  технологии,  
химии, машиностроения, информационных технологий;
    - создание конкурентоспособных по качеству и цене типов зданий, 
материалов  и изделий с учетом требований безопасности, эргономики, 
гигиены;
    - формирование     научно-обоснованных       рекомендаций    по    
стратегическим   целям   научно-технической   политики   Республики   
Хакасия,  приоритетным  направлениям  науки и техники и эффективным 
механизмам их реализации;
    - совершенствование   экономического      механизма   повышения   
эффективности  работы  строительного  комплекса  Республики Хакасия 
путём  разработки  и  внедрения на уровне предприятий, строительных 
организаций   и   компаний   систем  стратегического  планирования,  
маркетинга и финансового менеджмента;
    - разработку  и  реализацию  программ  структурной  перестройки 
отраслей строительства и их материально-технической базы в масштабе 
Республики   Хакасия   и   Сибирского   федерального   округа   (по   
согласованию со смежными регионами);
    - разработку   и   внедрение  на  всех  уровнях  предприятий  и  
организаций   строительного   комплекса   локальных   и  глобальных  
информационных  баз  данных  и сетей, обеспечивающих формирование и 
выход  на товарные рынки, рынки трудовых ресурсов и капитала, в том 
числе на региональном, общероссийском и международном уровнях; 
    - разработку   направлений   развития     научно-технической  и  
инновационной        деятельности       производственной       базы       
строительно-дорожного   и   технологического   машиностроения   для   
предприятий и организаций республиканского строительного комплекса; 
    - развитие  межрегионального и  международного сотрудничества с 
зарубежными  странами  (в  том числе СНГ) на основе двухсторонних и 
многосторонних  соглашений и программ по разработке, приобретению и 
продаже  качественно  новых  видов продукции, ресурсов, технологии, 
лицензий;
    - участие  в  российских  и  международных   научно-технических  
организациях;
    - снижение энергозатрат на теплоснабжение зданий и сооружений в 
жилищно-коммунальном хозяйстве и в производственной сфере в полтора 
- два раза, в том числе на 20% за счёт использования нетрадиционных 
источников     энергоснабжения,     применения    высокоэффективных    
ограждающих материалов и конструкций;
    - замещение   на     20-30%   природного   минерального   сырья   
производственными   и   бытовыми  отходами  (после  соответствующей  
обработки)   при   производстве  бетонов,  растворов,  керамических  
изделий  и  других  видов  строительных  материалов  с существенным 
снижением их стоимости;
    - снижение массы строительных конструкций, изделий, материалов, 
зданий  и сооружений за счёт внедрения передовых научных разработок 
в  их  производство  и  изготовление  и,  как следствие, сокращение 
транспортных расходов на одну четверть;        
    - освоение   выпуска   нового   поколения    высококачественных  
строительных   материалов  и  изделий,  в  том  числе  композитных,  
вытеснение  с рынка инвестиционных ресурсов более дорогих импортных 
материалов аналогичного назначения;
    - техническое  оснащение  квалифицированных  рабочих-строителей 
современным   инструментом   отечественного  производства  с  целью  
повышения производительности их труда в два и более раз.  

    4. Кадровое обеспечение Стратегии

    Первоочередной  задачей  в  области подготовки и переподготовки 
специалистов  строительной отрасли республики является сохранение и 
развитие  того  интеллектуального  и  кадрового потенциала, который 
существует на сегодняшний день в Республике Хакасия.   
    Для этого необходимо:
    - проанализировать  реальную  потребность  строительной отрасли 
Республики   Хакасия   в   специалистах,   оценить  их  необходимое  
количество   и  квалификацию  по  видам  деятельности,  возможности  
распределения   и  трудоустройства  выпускников  высших  и  средних  
специальных   учебных  заведений  в  организациях,  предприятиях  и  
учреждениях   строительного   профиля   (совместно  с  федеральными  
органами, ведающими вопросами статистики, трудовых ресурсов);  
    - на   основе   полученных  данных    подготовить  обоснованные  
предложения  по  государственному  заказу на подготовку необходимых 
специалистов;
    - в   республиканском   бюджете   предусмотреть    средства  на  
подготовку,  переподготовку  кадров  всех  уровней через профильные 
учебные заведения Республики Хакасия;
    - разработать образовательные стандарты и новые учебные курсы в 
свете современного уровня развития строительной отрасли;   
    - разработать программу по подготовке и  повышению квалификации 
архитекторов и градостроителей - главных архитекторов муниципальных 
образований и специалистов-проектировщиков;
    - на  базе учебных заведений Республики Хакасия  создать единую 
организационную     систему     подготовки     и     переподготовки     
инженерно-технических и рабочих кадров для строительных профессий и 
профессий жилищно-коммунального хозяйства.

    5. Обеспечение экологической безопасности и меры по снижению 
    отрицательного влияния строительного комплекса на окружающую 
    среду

    Влияние   деятельности  строительного  комплекса  на  состояние  
окружающей среды происходит по трём основным направлениям:  
    - при  использовании  природных  ресурсов  в   производственном  
процессе (ресурсы недр, водные, лесные и др.);    
    - при  использовании  территории    и  пространства  (земельные  
участки, акватория, геологическая среда);
    - при  выбросах  в   окружающую  среду производственных отходов 
строительства и промышленности строительных материалов.    
    В   рамках   строительного   комплекса   в   целях  обеспечения  
безопасности  и снижения отрицательного влияния на окружающую среду 
представляется необходимым:
    - решение проблем по утилизации твердых отходов промышленности, 
их переработке и вовлечению в производство строительных материалов; 
    - рекультивация земель, нарушенных строительством;
    - проведение  мероприятий по  уменьшению норм отвода земель под 
строительство   за   счет  рационального  использования  земельного  
пространства    и   внедрения   современных   методов   организации   
строительства;
    - внедрение     малоотходных      технологических    процессов,    
обеспечивающих   подавление   или   сокращение   вредных  выбросов,  
проведение реконструкции газоотводящих систем;
    - предотвращение   шумового   загрязнения     путём  разработки  
шумозащитных   решений   по   всей   цепочке:   в   проектировании,   
производстве  строительных материалов, строительстве и эксплуатации 
объекта,  а также акустических мероприятий и оборудования защиты от 
шума:  применение зонирования и структурного расчленения территории 
по уровням шума, создание системы зелёных насаждений;   
    - организация   системы   управления   процессами    по  охране  
окружающей  среды  через  директивный  контроль  на муниципальном и 
республиканском  уровнях,  а  также  через  налоги  на  выбросы как 
инструмент экономического государственного регулирования.
    В  прогнозируемый  период намечается дальнейшее снижение уровня 
загрязнения  окружающей  природной  среды  и  коренное улучшение её 
состояния  за  счёт продолжения работ по реконструкции производств, 
внедрения  передовых экологически безопасных технологий. Намечается 
строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов 
и    сточных   вод   в   промышленности,   сельском   хозяйстве   и   
жилищно-коммунальном     секторе,    строительство    и    освоение    
опытно-промышленных   установок  по  переработке  и  обезвреживанию  
различного вида промышленных отходов, отходов жилищно-коммунального 
и сельского хозяйства.
    В   области   очистки,   обеззараживания,   утилизации  осадков  
природных  и  сточных  вод планируется применение высокоэффективных 
технологий, таких как:
    - сорбционная очистка порошкообразными сорбентами;
    - мембранная  система   с  использованием ультра-нанофильтровых 
устройств;
    - конструкция аэротенков с использованием микроорганизмов;
    - обеззараживание воды  с помощью ультрафиолетового облучения и 
дезинфектантов   -  озона,  диоксида,  гипохлорида  натрия,  метода  
интенсивного анаэробного сбраживания осадка.
    В области охраны окружающей среды планируется:
    - сооружение  и  эксплуатация систем мониторинга за процессами, 
приводящими к негативным экологическим последствиям;    
    - реабилитация загрязнённых территорий городской и промышленной 
застройки;
    - разработка и внедрение систем контроля за гидрогеологическими 
процессами в подземной гидросфере.

    6. Повышение конкурентоспособности строительной продукции

    Повышение   конкурентоспособности   строительной  продукции  на  
республиканском,  российском  и  мировом  рынках  требует, в первую 
очередь,   проведения  институциональных  преобразований,  главными  
направлениями которых являются:
    - развитие,  реформирование и поддержка  предприятий по выпуску 
строительных материалов и конструкций на основе местного сырья; 
    - поддержка  малого  и  среднего  предпринимательства  в  сфере 
строительства, оптимизация его налогообложения;
    - развитие  интегрированных  структур  и  предприятий различных 
форм  собственности, занятых в области строительства и производства 
строительных материалов.
    Основу   поддержки   и  реформирования  предприятий  составляет  
комплекс следующих внутренних преобразований:
    - финансовая  реструктуризация   активов  предприятий,  которая  
включает  в  себя  мероприятия по обеспечению конкурентоспособности 
продукции  за  счёт  снижения  нерациональных  затрат  и налогового 
бремени на предприятия строительной индустрии;      
    - устранение   излишних  административных  барьеров    на  всех  
ступенях создания и развития предприятий стройиндустрии;   
    - реструктуризация имущественных активов предприятий, для  чего 
необходимо  решение проблемы вовлечения в имущественный оборот всех 
имеющихся нематериальных и материальных промышленных активов;  
    - перестройка  управления  предприятиями  (сообразно их  формам 
собственности) с целью наиболее рационального их функционирования; 
    - закрытие   или   перепрофилирование   (в   рамках    отрасли)  
предприятий  строительной  индустрии,  не способных или не желающих 
налаживать выпуск конкурентоспособной строительной продукции;  
    - стимулирование предприятий строительной отрасли к переходу на 
международные   стандарты   бухгалтерского   учета   и   финансовой   
отчетности,  применению  в работе современной компьютерной техники, 
средств связи и информации;
    - создание  единого  имущественного  комплекса,  состоящего  из 
предприятия  и  ранее  предоставленного ему земельного участка, что 
позволит  значительно повысить капитализацию предприятия и приведёт 
к росту его инвестиционной привлекательности.      
    Поддержка   малого   предпринимательства  осуществляется  путём  
создания  политических,  правовых  и экономических факторов для его 
свободного развития. Для этого необходимо:       
    - формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное 
развитие сферы малого предпринимательства в области строительства и 
производства строительных материалов;
    - устранение  излишних  административных и правовых  барьеров в 
становлении и развитии малых и средних инновационных фирм;  
    - обеспечение      государственной       поддержки       малого     
предпринимательства.
    Задачами   развития   крупных   интегрированных   корпоративных   
структур в области строительства являются:       
    - создание      условий,    благоприятствующих      объединению    
регионального   строительного   бизнеса,   процессам  корпоративной  
интеграции,    модернизации,    техническому   и   технологическому   
перевооружению отрасли, созданию единой информационной базы данных; 
    - ориентация крупного бизнеса в  сфере строительства на решение 
задач,   соответствующих   национальной   стратегии   долгосрочного   
экономического развития Республики Хакасия.
    Кроме того, проблема конкурентоспособности требует решения ряда 
научно-технических,   производственно-экономических,  социальных  и  
экологических задач, а именно:
    - развития инновационного потенциала строительного комплекса;
    - повышения  технического уровня и  качества видов строительной 
продукции,  пользующихся  наибольшим  спросом  на  республиканском,  
российском и мировом рынках;
    - разработки  и   промышленного  освоения  экологически  чистых  
строительных  материалов,  конструкций  и  изделий,  обеспечивающих  
снижение совокупных затрат на единицу продукции;    
    - применения   строительных   машин,  техники    и  механизмов,  
посредством    которых    реализуются   современные   прогрессивные   
ресурсосберегающие технологии.
    Меры   государственной  поддержки,  направленные  на  повышение  
эффективности  производства  и  конкурентоспособности  строительной  
продукции Республики Хакасия:
    - внедрение  мировых  стандартов  качества  продукции  и защиты 
окружающей среды (в соответствии с действующим законодательством); 
    - формирование институциональных и  законодательных условий для 
масштабного    освоения   прогрессивных   технологий   и   создания   
производств наукоёмких видов продукции;
    - совершенствование  налогового  законодательства и  механизмов 
его  применения  с  целью  создания  выгодных  условий для развития 
высокотехнологичных направлений;
    - обеспечение    приоритетности    государственной    поддержки   
наукоёмких,      передовых      технологий     и     стимулирования     
производственно-технологических      преобразований     предприятий     
строительной сферы;
    - выявление и поддержка республиканских предприятий, внедряющих 
технологии,   освоение   которых   обеспечит   данным  предприятиям  
конкурентные  преимущества  на российском и мировом рынках, а также 
стимулирование   предприятий,   осваивающих   новые   отечественные   
научно-технические разработки;
    - вовлечение  в  хозяйственный оборот объектов интеллектуальной 
собственности    и    обеспечение    надёжной    защиты    от    их    
несанкционированного использования;
    - объединение  усилий   с  соседними  регионами  и  зарубежными  
партнерами    в    разработке    и    освоении    новых   поколений   
конкурентоспособной строительной техники.

    7. Государственное регулирование основных направлений Стратегии

    Проведение    структурного    регулирования    и   модернизации   
строительной   отрасли   Республики  Хакасия  в  условиях  рыночной  
экономики  должно  опираться  на механизм и систему государственных 
регуляторов     и    инструментов,    включающих    инвестиционные,    
финансово-ценовые, нормативные, правовые и другие рычаги.   
    К инструментам инвестиционного регулирования относятся:
    - стимулирование   спроса    на    инвестиции   государства   в   
строительный  бизнес  всех видов, в строительство домашних хозяйств 
(усадебная застройка);
    - разработка     направлений     льготного     кредитования   и   
налогообложения,    а   также   применения   процедуры   ускоренной   
амортизации,  в  том  числе  в  отраслях  строительно-промышленного  
бизнеса.
    К   этому   спектру  инструментов  относится  также  защита  на  
государственном  уровне  прав  и интересов кредиторов и инвесторов, 
усиление    контроля    акционеров   за   деятельностью   субъектов   
строительно-промышленного бизнеса.
    Финансово-ценовые регуляторы включают:
    - ценовой контроль государства;
    - индексацию цен;
    - формирование   индексов-дефляторов  на  строительно-монтажные  
работы,   строительные   материалы   и  использование  строительной  
техники;
    - финансовые субсидии.
    Новой   системой   ценообразования   в   Российской   Федерации   
предусмотрено  формирование  на  федеральном уровне государственных 
элементных  сметных  норм,  которые  достаточны  для  разработки  и  
внедрения  новых сметных нормативов на территориальном и отраслевом 
уровнях.  Разработка  таких  нормативов  на  территории  Республики  
Хакасия  осуществляется  региональным  центром по ценообразованию в 
строительстве Республики Хакасия.
    Для развития республиканского ценообразования необходимо:
    - разработать  и  довести  до пользователей каталоги (сборники) 
сметных  цен  на  местные  и  привозные материалы, а также каталоги 
сметных  цен  на  машины  и  механизмы,  используемые  в Республике 
Хакасия,   что   необходимо  для  разработки  сметной  документации  
ресурсным методом с использованием государственных сметных норм; 
    - осуществить    разработку     и      регистрацию    сборников    
территориальных единичных расценок;
    - обеспечить   получение   всеми   заинтересованными  лицами  и  
организациями   правил   по   определению   стоимости  строительной  
продукции на территории Российской Федерации в новой редакции; 
    - организовать  на  основе  индивидуальных  сметных  нормативов 
разработку  укрупнённых  показателей,  необходимых для формирования 
инвесторских  смет  и позволяющих оперативно с необходимой степенью 
приближения оценивать стоимость строительства.
    Нормативные  правовые  регуляторы  обеспечивают государственный 
контроль  через  систему  законодательных и нормативных требований, 
строительных   норм  и  правил,  лицензирование,  стандартизацию  и  
сертификацию продукции на всех этапах строительства.    
    Задачами  технического  регулирования  в строительстве является 
реализация    требований   Федерального   закона   "О   техническом   
регулировании"   в   части   проведения  коренной  реформы  системы  
технического   нормирования,   стандартизации   и   сертификации  в  
Российской  Федерации,  а также и в строительной отрасли Республики 
Хакасия.
    Для   решения   задач   технического   регулирования   в  сфере  
строительства необходимо:
    - при  рассмотрении вопросов  лицензирования (выдача, продление 
лицензий),   а   также   при   осуществлении  комплексных  проверок  
лицензиатов,   т.е.   организаций,   занимающихся  проектированием,  
строительством и инженерными изысканиями, уделять внимание вопросам 
взаимодействия с контрольными и надзорными органами;    
    - при   проведении   экспертизы   предпроектной   и   проектной  
документации уделять внимание вопросам экономической эффективности, 
рационального  использования  бюджетных  средств, энергосбережения, 
внедрения прогрессивных технологий, конструкций и материалов;  
    - обеспечивать          непрерывность          государственного       
архитектурно-строительного надзора на всех стадиях строительства от 
обоснования  инвестиций до завершения строительства и сдачи объекта 
в эксплуатацию;
    -  повышать    эффективность    регулирования    имущественного   
потенциала  комплекса  в  соответствии  с  интересами  строительной  
отрасли и государства;
    - привести    процедуры    технормирования,   стандартизации  и  
сертификации  в  соответствие  с Федеральным законом "О техническом 
регулировании".
    Система    страхования    является    одним    из    механизмов    
государственного    регулирования    на    этапах   проектирования,   
строительства   и   эксплуатации   объектов  всех  видов.  Системой  
страхования   должно   быть   охвачено   имущество  всех  субъектов  
хозяйствования       строительного       комплекса:      проектных,      
проектно-изыскательских,     строительно-монтажных     организаций,     
организаций  промышленности строительных материалов и конструкций и 
др.  Одним  из  источников  возмещения  ущерба,  причиняемого фонду 
недвижимости,   должно   стать   введение  института  обязательного  
страхования жилых и нежилых помещений и зданий.    
    Комплексную систему защиты интересов жителей Республики Хакасия 
следует  рассматривать  как  непременное  условие  последовательной  
реализации  государственной  политики  в  сфере недвижимости. Такая 
система в сфере жилищного строительства должна включать:  
    - страхование  рисков всех  участников жилищного строительства: 
проектировщиков,  геодезистов,  архитекторов, строителей и др. - за 
последствия  возможных  ошибок  от начала работ до возведения жилых 
домов и других объектов недвижимости;        
    - страхование     рисков    организации   жилищно-коммунального   
хозяйства,  принявшей  жильё  на  баланс,  за возможные нарушения в 
обеспечении  жильцов  водой,  электроэнергией,  теплом, газом и др. 
услугами;
    - страхование жилищного фонда, т.е. всех частных домов, квартир 
в   муниципальных   и   государственных   домах,   жилищного  фонда  
предприятий,  учреждений  и  организаций  на случай уничтожения или 
повреждения   соответствующих   объектов   от   пожаров,  стихийных  
бедствий, аварий техногенного характера и др. чрезвычайных событий. 

    8. Экономические механизмы и условия реализации Стратегии

    Основным  механизмом реализации Стратегии является комплекс мер 
по   активизации   инвестиционной   деятельности  в  строительстве,  
включающий:
    - концентрацию государственных, республиканских и муниципальных 
инвестиций    на    объектах,    обеспечивающих   внедрение   новых   
градостроительных   принципов,   архитектурно-строительных  систем,  
технологических, объёмно-планировочных и конструктивных решений; 
    - повышение   уровня     координации   и   качества  управления  
инвестициями,   реализуемыми   в  рамках  адресных  республиканских  
инвестиционных    программ    и   федеральных   целевых   программ,   
направленных  на повышение экономического благосостояния Республики 
Хакасия, конкурентоспособности строительной продукции;
    - активное  использование  механизмов  снижения  инвестиционных 
рисков   в   наукоёмкие   и  высокотехнологичные  проекты  за  счёт  
государственной  поддержки  заключительных  стадий  исследований  и  
разработок  и  доведения  их  результатов  до  стадии коммерческого 
освоения;
    - активизацию  развития  инфраструктуры  инвестиционного  рынка 
(фондов     венчурного    финансирования,    страховых    агентств,    
специализированных  информационных  агентств  и т.д.), формирование 
рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;
    - разработку  механизмов  участия  государства в инвестиционных 
проектах  нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной 
собственности;
    - активизацию  деятельности  государственных,  муниципальных  и 
коммерческих  банков,  государственных  инвестиционных  компаний по 
отбору   и   финансированию  на  возвратной  основе  инвестиционных  
проектов строительства;
    - усиление  инвестиционной направленности в  деятельности рынка 
ценных  бумаг  в  целях  совершенствования механизма межотраслевого 
движения капитала;
    - совершенствование и расширение лизинговой деятельности;
    - пересмотр  существующих  механизмов   и  принципов  выделения  
государственных гарантий по инвестиционным кредитам;    
    Для  поступательного  наращивания  инвестиционной  активности с 
преобладанием  в  инвестициях инновационной составляющей необходимо 
соблюдение определенных условий внутрикомплексного характера.  
    К условиям внутрикомплексного характера относятся темпы роста и 
скорость   обновления   производственного,   научно-технического  и  
трудового   потенциала,  масштабы  производственного,  жилищного  и  
других видов строительства и промышленных отраслей комплекса.  
    Стимулирование    инвестиций    в   основной   капитал   должно   
осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:   
    - разработка    экономического    механизма     вовлечения    в   
хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;   
    - разработка    и    внедрение  мероприятий  по  стимулированию  
привлечения  сбережений  населения  в  инвестиционный  строительный  
процесс;
    - использование  возможности  некапиталоёмкого  роста  за  счёт 
загрузки простаивающих производственных мощностей;
    - уменьшение    числа    посредников      между    инвесторами,   
производителями и потребителями строительной продукции;    
    - усиление   инновационной     направленности   инвестиционной   
деятельности;
    - повышение  инвестиционной  привлекательности  предприятий  на 
основе  решения  вопроса  о  собственности  на землю под зданиями и 
сооружениями;
    - вывод   из  хозяйственного  оборота  неиспользуемых  основных  
фондов, регулирование применения ускоренной амортизации;   
    - контроль  и  гибкое  государственное  регулирование   импорта  
технологий,  машин  и  оборудования  при  реализации инвестиционных 
проектов;
    - создание условий, способствующих использованию  корпоративных 
облигаций в качестве источника привлечения инвестиций;   
    - более  широкое  внедрение  механизмов  ипотечного   жилищного  
кредитования.
    Наряду  с  совершенствованием  нормативной  правовой  базы  для  
развития  ипотечного  кредитования  необходимо разработать комплекс 
организационных и финансовых мер, основными из которых являются: 
    - создание государственной системы страхования ипотечных рисков 
в  Республике Хакасия и Российской Федерации для эффективной защиты 
участников   ипотечного   жилищного   кредитования   и  обеспечение  
активного  участия страховых компаний на инвестиционно-строительном 
и ипотечном рынках;
    - развитие  инфраструктуры  ипотечного жилищного  кредитования: 
ипотечных  агентств, кредитных бюро, института регистрации и оценки 
недвижимости,  консультационных  пунктов  для  населения  и центров 
подготовки   специалистов   для   организаций   -  профессиональных  
участников ипотечного рынка;
    - обеспечение темпов роста  объёмов жилищного строительства (до 
15%  в  год)  за счет внедрения ипотечного жилищного кредитования и 
активизации инвестиционно-строительной деятельности;
    - повышение  эффективности функционирования  жилищных программ, 
финансируемых    с    использованием   бюджетных   средств,   путем   
формирования  единого  порядка их реализации, в том числе на основе 
создаваемой    информационно-аналитической    электронной   системы   
мониторинга   жилищного   фонда,   ипотечных  жилищных  кредитов  и  
инвестиционно-строительной деятельности;
    - разработка  программы  пропаганды  и  образования  населения, 
разъяснения  сути  и задач жилищной политики, механизмов ипотечного 
жилищного кредитования (с привлечением средств массовой информации) 
в целях преодоления сложившихся стереотипов.
      
    9. Этапы реализации Стратегии

    Сложность  и  многомерность  поставленных  задач,  а  также  их  
временная    взаимоувязанность    обусловливает    целесообразность    
выделения двух основных этапов реализации Стратегии.    
    На первом этапе (2005-2006 годы) необходимо:
    - провести  формирование градостроительной  политики, где чётко 
обозначить  те  цели  и  задачи,  которые Республика Хакасия должна 
решить  для  создания  благоприятной среды жизнедеятельности, в том 
числе   принять   ряд   законодательных   и   нормативных  правовых  
документов,   схем   социально-экономического  развития  Республики  
Хакасия в целом как основы развития всего строительного комплекса; 
    - определиться со структурой и численностью органов архитектуры 
и  градостроительства всех уровней, необходимыми и достаточными для 
выполнения    возложенных   на   них   задач   в   соответствии   с   
Градостроительным   кодексом   Российской   Федерации   и   Законом   
Республики  Хакасия  "О градостроительной деятельности в Республике 
Хакасия".
    - рекомендовать  органам   местного  самоуправления  городов  и  
населённых  пунктов  Республики Хакасия принять правила застройки и 
землепользования;
    - создать  условия  для  привлечения необходимых  инвестиций на 
модернизацию действующих производств, введение новых мощностей и их 
эффективной эксплуатации;
    - осуществить  экономическую  инвентаризацию  основных  фондов, 
провести анализ возможностей их эффективного использования;  
    - провести   с  помощью администраций муниципальных образований 
комплексную  оценку  состояния  жилищного  фонда Республики Хакасия 
посредством   введения   механизма  паспортизации  жилых  зданий  и  
помещений, разработать программу (подпрограмму) реконструкции домов 
первых массовых серий, не подлежащих сносу;     
    - разработать   схемы  привлечения  внебюджетных инвестиций для 
реализации  пилотных  проектов  по реконструкции жилых домов первых 
массовых серий, не подлежащих сносу, включая средства собственников 
жилых помещений;
    - осуществить    реструктуризацию      и     перепрофилирование    
экономически  бесперспективных  производств и предприятий на выпуск 
продукции, пользующейся спросом;
    - обеспечить   расширение   имеющихся     и    создание   новых   
экспортно-ориентированных  производств,  главным  образом,  за счёт 
более   глубокой  переработки  сырья  и  материалов,  использования  
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
    - разработать   комплексную   программу     по   вовлечению   в   
строительное производство вторичных ресурсов;
    - провести  инвентаризацию  республиканских целевых  программ с 
целью  определения степени готовности строек и объектов, разработки 
оптимальной   структуры   программ   и   схем   их  финансирования,  
обеспечивающих максимальную концентрацию финансовых ресурсов;  
    - на  основании инвентаризации программ  определить оптимальный 
перечень    республиканских    целевых   программ   и   подготовить   
соответствующие  документы  по перераспределению бюджетных средств, 
исходя   из   государственных   приоритетов  и  степени  готовности  
программ.
    На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается:
    - осуществление   сформированной    градостроительной  политики  
городами  и  населёнными  пунктами  Республики Хакасия для придания 
городам   и  поселениям  республики  их  исторического  самобытного  
облика;
    - определение действующих градообразующих факторов и перспектив 
развития  для каждого поселения, сконцентрировав внимание и ресурсы 
на  завершенности застройки и гармонизации существующей городской и 
сельской среды;
    - приведение  в  сбалансированное состояние  размеров жилищного 
фонда,  числа  рабочих  и  учебных  мест,  количества  и  мощностей  
объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;  
    - восстановление  и  поддержание  в  равновесном  экологическом 
состоянии природной окружающей среды;
    - реконструкция     и    модернизация   производственной   базы   
строительства  в  каждом  районе  и  городе с переориентацией её на 
обеспечение     полной     потребности     в    высококачественных,    
соответствующих  современным  стандартам,  строительных материалах, 
изделиях и конструкциях, включая модернизацию производственной базы 
крупнопанельного   домостроения   в  направлении  использования  её  
мощностей  для  выпуска индустриальных изделий внутренней "начинки" 
жилых домов с переходом на энергосберегающие технологии;  
    - восстановление  и  развитие производственной сферы в городах, 
базирующейся на освоении новейших технологий;      
    - реализация республиканской целевой программы по реконструкции 
жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу;  
    - снижение ресурсоёмкости, энергетических  и трудовых затрат на 
изготовление    продукции    в   соответствии   с   прогнозируемыми   
параметрами;
    - выпуск  высококачественных, конкурентоспособных  строительных 
материалов, изделий и конструкций;
    - повышение  производительности  труда  в строительстве за счёт 
максимальной    механизации    и   автоматизации   производственных   
процессов.

    10. Прогноз развития строительного комплекса до 2010 года и 
    оценка эффективности мероприятий Стратегии

    Исходя     из     основных    макроэкономических    показателей    
социально-экономического  развития Республики Хакасия до 2006 года, 
разработанных   Министерством   финансов   и  экономики  Республики  
Хакасия,  программы  социально-экономического  развития  Республики  
Хакасия  на  среднесрочную  перспективу  (2005 - 2006 годы), к 2010 
году в строительном комплексе республики ожидается:    
    - темп роста инвестиций в основной капитал отрасли за счёт всех 
источников финансирования - 5-8% в год;    
    - темп  роста объёмов  строительно-монтажных работ по договорам 
строительного подряда - 4-6% в год;     
    - ввод  в  действие жилых домов всех форм собственности - около 
120-150 тыс. кв. м в год;       
    - рост   объемов    производства  основных  видов  строительных  
материалов, изделий и конструкций от 1,3 до 2,3 раза;  
    -   увеличение  доли  предприятий,  производящих  инновационную  
продукцию,    в   общем   количестве   предприятий   промышленности   
строительных  материалов  -  10-12%,  в  общем  числе  строительных  
организаций - 8-10%;
    - увеличение  доли импортных  строительных материалов в среднем 
по отрасли - 4-5%.          
    Прогнозируемое   развитие  строительного  комплекса  Республики  
Хакасия, при воплощении в жизнь данной Стратегии, должно привести к 
увеличению налогооблагаемой базы организаций и предприятий не менее 
чем  в  1,5-2  раза.  При  этом  ежегодные:  прибыль  предприятий и 
организаций, налоговые платежи в бюджеты всех уровней и поступления 
во внебюджетные фонды - возрастут более чем на 100 млн. рублей.
    При выполнении всех намеченных положений данной Стратегии всеми 
участниками    градостроительной    и   строительной   деятельности   
практически  будет реализована одна из важнейших социальных задач - 
обеспечение комфортным, современным жильём основной части населения 
Республики Хакасия.
    Внедрение   прогрессивных   и   ресурсосберегающих   технологий   
позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, повысить 
эффективность    капитальных    вложений,    значительно    снизить    
эксплуатационные расходы.
    Проводимая    модернизация    жилищного    фонда   и   объектов   
жилищно-коммунального    хозяйства   даст   возможность   сократить   
стоимость  коммунальных  услуг в среднем на 20%, достигнуть резкого 
сокращения    дотаций    из    бюджета   на   содержание   объектов   
жилищно-коммунального хозяйства.
    При  проведении  грамотной  кадровой  политики, предусмотренной 
Стратегией,  занятость  населения  в  строительном комплексе должна 
увеличиться более чем на 3 тыс. человек.     
    Возрастёт в несколько раз производство продукции промышленности 
строительных  материалов  на основе местного сырья. Будет ослаблена 
зависимость   от   импорта   продукции   и   изделий  строительного  
назначения.
    При этом по многочисленным расчётам отдельных проектов программ 
производимые затраты окупятся менее чем за 3 года.   
    Разработанная  Стратегия  позволит обеспечить значительный рост 
основных экономических показателей развития строительного комплекса 
Республики Хакасия.

Информация по документу
Читайте также