Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 08.06.2005 № 200

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    О проекте закона Республики Хакасия "О социальной поддержке
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их
                    числа в возрасте до 23 лет"


08 июня 2005 года               г. Абакан                     N 200

    В соответствии со ст. 86 Конституции Республики Хакасия
    Правительство Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1. Одобрить      законодательную    инициативу     Председателя    
Правительства  Республики  Хакасия  по  проекту  закона  Республики  
Хакасия  "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без 
попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет". 
    2. Представить  на   рассмотрение  Верховного Совета Республики 
Хакасия  проект  закона  Республики Хакасия "О социальной поддержке 
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их 
числа в возрасте до 23 лет" в установленном порядке.  
    3. Согласиться    с   предложением  Председателя  Правительства  
Республики  Хакасия  о  назначении  Министра  образования  и  науки  
Республики   Хакасия   Салата   Галины   Александровны  официальным  
представителем   при   рассмотрении   настоящего   законопроекта  в  
Верховном Совете Республики Хакасия.
    4. Контроль  за  выполнением данного постановления возложить на 
Первого  заместителя  Председателя Правительства Республики Хакасия 
Н.А. Пилюгину.


    Председатель Правительства
    Республики Хакасия          А. ЛЕБЕДЬ



                                                           ОДОБРЕНА
                                       постановлением Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                             от 08.06.2005 г. N 202

                             КОНЦЕПЦИЯ
    развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
            на 2005-2008 годы и на период до 2010 года

                        1. Общие положения
    Концепция  развития  жилищно-коммунального хозяйства Республики 
Хакасия разработана в целях дальнейшей реализации Концепции реформы 
жилищно-коммунального  хозяйства Российской Федерации, утвержденной 
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 
и подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального 
комплекса   Российской  Федерации"  федеральной  целевой  программы  
"Жилище"    на   2002-2010   годы",   утвержденной   постановлением   
Правительства  Российской  Федерации  от 17 ноября 2001 г. N 797 (в 
ред. Указа Президента Российской Федерации от 27.05.97 N 528). 
    Республиканская государственная политика в жилищно-коммунальном 
хозяйстве  направлена на повышение эффективности работы в следующих 
сферах:
    - управление  жилищным  фондом и  предприятиями-производителями 
услуг;
    - регулирование ценообразования в коммунальном секторе;
    - социальная защита малообеспеченных слоев населения;
    - модернизация объектов коммунального хозяйства;
    - капитальный ремонт жилищного фонда.

 2. Состояние, цель и способы преобразований жилищно-коммунального
                   комплекса Республики Хакасия

    Процесс   реформирования   многих  сторон  жизнедеятельности  и  
социально-экономическое  состояние  в  России,  и, как следствие, в 
Республике  Хакасия,  продолжает  оказывать  негативное  влияние на 
работу  коммунальной  инфраструктуры.  За  последние годы произошли 
существенные  изменения в деятельности жилищно-коммунальной отрасли 
как  в правовом поле - приняты Жилищный и Градостроительный кодексы 
Российской  Федерации,  Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 
210-ФЗ  "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального 
комплекса" и т.п., так и в техническом плане.    
    Износ основных фондов достигает в некоторых секторах отрасли 80 
%.   Снижаются   надежность   и   устойчивость  систем  инженерного  
обеспечения.    Технологии,   используемые   при   производстве   и   
предоставлении  услуг,  морально  и физически устарели. Не до конца 
изжило  себя  государственное  дотирование существующих предприятий 
жилищно-коммунального  хозяйства,  организационно-правовые  формы и 
формы  собственности  которых  являются  отрицательным  фактором  в  
процессе  развития  конкуренции  в  управлении  жильем  и реновации 
(полного     восстановления)     основных     фондов    предприятий    
жилищно-коммунального    хозяйства.    Договоры   на   коммунальное   
обслуживание  заключаются  формально  и не обеспечивают минимальных 
стандартов   качества   обслуживания.   При   этом  уровень  оплаты  
жилищно-коммунальных  услуг населением, утвержденный постановлением 
Правительства  Республики  Хакасия  от  25  ноября 2004 года N 363, 
составляет  100  %.  Отсутствует  такой инструмент планирования как 
муниципальный  заказ,  что  не  добавляет  финансовой  прозрачности  
отрасли.  Только  в 2005 году начато проведение первых неформальных 
конкурсов на обслуживание части жилищного фонда. Хотя на 01.01.2005 
76  % жилищного фонда Республики Хакасия принадлежит частным лицам. 
Не   создан  реальный  механизм  стимулирования  ресурсосбережения.  
Сохраняется   политическая  составляющая  в  процессе  формирования  
тарифов  на  жилищно-коммунальные  услуги  и  демонополизации сферы 
управления  жилищным  фондом.  Для  решения этих вопросов требуется 
ускорить проведение реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства 
Республики Хакасия.
    На    сегодняшнем    этапе   необходим   системный   подход   к   
бизнес-планированию     производственно-финансовой     деятельности     
производителей  услуг  и снижение издержек на технологическом этапе 
производства,  включающее  использование  только энергоэффективного 
оборудования  и  материалов  и энергоресурсосберегающих технологий. 
Вся  система  принимаемых  мер  должна  базироваться на генеральном 
планировании   и   разработанных  комплексных  программах  развития  
инженерной инфраструктуры поселений Республики Хакасия. Должен быть 
создан либо проревизирован существующий механизм ценообразования на 
товары  и  услуги  как предприятий жилищно-коммунального комплекса, 
так   и   сторонних   поставщиков,   и   контроля   за  реализацией  
производственных и инвестиционных программ.
    Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства 
Республики Хакасия являются:
    - обеспечение    условий    проживания   населения  республики,  
отвечающих стандартам качества;
    - снижение или  удержание тарифов на предоставляемые услуги при 
поддержании качества услуг должного уровня;       
    - создание сбалансированного рынка жилья и жилищно-коммунальных 
услуг и разделение ответственности между его участниками;  
    - финансовое  оздоровление   жилищно-коммунальных   предприятий  
путем проведения реструктуризации задолженности;
    - формирование  инвестиционной  привлекательности  коммунальной 
инфраструктуры  путем  создания  эффективных  и прозрачных процедур 
тарифного     регулирования,     экономически    заинтересовывающие    
естественные  локальные  предприятия  -  монополисты  в  сокращении  
затрат;
    - обеспечение  государственной поддержки  процесса модернизации 
ЖКХ  как  путем  предоставления  бюджетных  средств,  так  и  путем  
формирования финансовых инструментов предоставления государственных 
и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям;   
    - создание  благоприятных условий и государственных гарантий по 
образованию  объединений  собственников  жилья  с  целью совместной 
эксплуатации жилищного фонда;
    - адресная социальная помощь населению.
    Основными способами достижения указанных целей являются:
    - совершенствование  системы  управления   жилищно-коммунальным  
хозяйством;
    - системный   подход    к    конкурсному   отбору  организаций,  
осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;  
    - совершенствование   системы   и   механизма  оплаты  жилья  и  
коммунальных услуг;
    - государственная      поддержка     восстановления    объектов    
жилищно-коммунального хозяйства;
    - персонализация  системы  социальной  защиты  отдельных  групп 
населения (завершение).

   3. Основные направления реформирования жилищно-коммунального
                             хозяйства
   3.1 Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным
                            хозяйством

    В  основу  системы  управления  жилищно-коммунальным хозяйством 
могут  быть  положены рациональное разделение функций и организация 
взаимоотношений   между  собственником,  управляющей  организацией,  
подрядными     организациями    различных    форм    собственности,    
осуществляющими  обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной 
инфраструктуры,     и    органом,    уполномоченным    осуществлять    
государственный     контроль     за    предоставлением    населению    
жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием 
и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. 
    Управляющие  компании  и  коммунальные организации должны нести 
ответственность  за  соблюдение нормативно-технических требований к 
содержанию   и   использованию   жилья   и  объектов  коммунального  
назначения,  за  эффективное  использование ограниченных финансовых 
ресурсов  при  качественном  и  надежном обслуживании потребителей, 
обеспечении  сохранности  жилищного  фонда и объектов коммунального 
хозяйства.
    На  первом  этапе  преобразований  муниципальные организации по 
обслуживанию  жилья  как  самостоятельные хозяйствующие субъекты не 
следует   жестко   закреплять  за  соответствующей  территориальной  
единицей.  Это  позволит  при организации конкурсов на обслуживание 
жилищного   фонда   стимулировать   конкуренцию   не  только  между  
муниципальными  организациями  и  частными  компаниями,  но и между 
самими муниципальными организациями. При этом целесообразно создать 
равные  условия  работы  как  для  частных, так и для муниципальных 
организаций.
    Однако  необходимо  отметить,  что  устаревшая форма управления 
государственным и муниципальным имуществом коммунального хозяйства, 
предусматривающая   его   передачу   в  хозяйственное  ведение  или  
оперативное управление унитарными государственными и муниципальными 
предприятиями,   является  препятствием  для  перехода  предприятий  
коммунального сектора к работе в рыночных условиях.   
    Основная   задача  текущего  этапа  преобразований  -  создание  
условий  для  развития  конкуренции в коммунальном секторе отрасли. 
Для ее реализации необходимо:
    1. Отменить   право   хозяйственного   ведения  и  оперативного  
управления  и,  как  следствие,  перейти  на новые организационно - 
правовые формы (компетенция Российской Федерации).     
    2. Провести  работы по  составлению генеральных планов развития 
территорий   муниципального   образования,   программ  комплексного  
развития   систем   коммунальной   инфраструктуры   и   утверждению   
инвестиционных  программ  развития  инженерной  инфраструктуры. При 
этом  появится  возможность  заранее  планировать  уровень тарифов, 
обеспечить   публичность  и  снять  политизированность  с  процесса  
установления тарифов.
    Отмена   хозяйственного   ведения,   влекущая  за  собой  смену  
организационно-правовой   формы   предприятий  коммунальной  сферы,  
требует   затрат   со  стороны  бюджетов  соответствующего  уровня,  
связанных  с  полной  инвентаризацией  объектов  государственной  и  
муниципальной  собственности,  разработкой  и  реализацией  системы  
учета этих объектов и оформлением прав на них.    
    Кроме  того,  реформа  местного  самоуправления влечет за собой 
перераспределение  ответственности  по  уровням  власти,  полностью  
меняя   порядок  и  систему  управления  коммунальным  сектором.  В  
результате общая потребность в финансовых средствах на модернизацию 
коммунального   комплекса   со  стороны  муниципальных  образований  
существенно возрастет.
    Поэтому  необходимо  разработать  и  установить новые механизмы 
государственной  поддержки  -  финансовой  помощи  органам местного 
самоуправления,   реализующим  программы  развития  и  модернизации  
жилищно-коммунального комплекса.
    В условиях активного развития рыночных отношений во всех сферах 
экономики    существующая   структура   управления   муниципальными   
коммунальными  предприятиями  утратила  способность  в  полной мере 
обеспечивать  эффективную  координацию  деятельности предприятий. В 
этой   связи   возникла  объективная  необходимость  реформирования  
структуры   управления  коммунальными  предприятиями  и  разработки  
мероприятий,    направленных    на    повышение   управляемости   и   
экономической эффективности предприятий отрасли.
    Реформирование   коммунального  сектора,  нацеленное  на  режим  
устойчивого  развития,  предполагает структурное изменение объектов 
коммунальной  инфраструктуры  районов  и  городов  республики  и по 
решению   органов  местного  самоуправления  может  предусматривать  
акционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
    Первоочередными   мероприятиями   реформирования  коммунального  
сектора отрасли должны стать:
    - комплексная    инвентаризация    объектов    ЖКХ:   тепловых,   
электрических,  водопроводных,  канализационных  сетей  -  с учетом 
того,   что  во  многих  районах  сети  находятся  в  собственности  
территориальных  управлений муниципальных образований и не выделены 
в отдельные юридические лица - предприятия ЖКХ;    
    - регистрация права собственности на объекты имущества;
    - оценка имущественного комплекса;
    - разработка условий передачи имущества.
    При  акционировании  государственных  и муниципальных унитарных 
предприятий  ЖКХ  в  состав  акционерного капитала могут включаться 
производственная  база, техника, складское хозяйство и т.д. Объекты 
сетевой   коммунальной  инфраструктуры  не  подлежат  приватизации,  
являются   муниципальной  собственностью  и  находятся  на  балансе  
приватизированного    предприятия    по   договору   безвозмездного   
пользования,  обязательным условием которого является их содержание 
и   использование   по   назначению,   осуществление   текущего   и   
капитального ремонта.
    После  акционирования  муниципальных унитарных предприятий и, в 
последующем,   при   продаже   части   акций   акционерных  обществ  
предлагается  их  реализация на конкурсной основе в соответствии со 
статьей  20  Федерального закона "О приватизации государственного и 
муниципального  имущества"  и в соответствии с местными программами 
приватизации.
    Акционирование    и    приватизация   муниципальных   унитарных   
предприятий    должны    проходить    параллельно   с   применением   
концессионных    механизмов   управления   объектами   коммунальной   
инфраструктуры.  Невозможность  формирования  конкуренции  на рынке 
может    компенсироваться   конкуренцией   за   рынок   на   основе   
концессионных  соглашений,  которые  реализуются  путем  заключения  
договоров  на  право  осуществления  различного  рода хозяйственной 
деятельности  с  передачей  объектов муниципальной инфраструктуры в 
эксплуатацию и управление.
    В  зависимости от экономического содержания возможно заключение 
следующих видов договоров концессионного типа:      
    - договор,  содержащий   условия  о  выполнении работ (оказании 
услуг)  с  использованием  объекта,  находящегося  в  муниципальной  
собственности;
    - договор,   содержащий   условия    об   управлении  объектом,  
находящимся в муниципальной собственности;
    - договор,  содержащий  условия  аренды объекта, находящегося в 
муниципальной собственности;
    - договор по модели "строительство - эксплуатация - передача";
    - договор по  модели "строительство - владение - эксплуатация - 
передача";
    - договор   концессии  объектов,  находящихся  в  муниципальной  
собственности.
    Основными преимуществами использования концессии являются:
    1. Ограничение финансового участия местных властей в реализации 
проектов.
    2. Создание конкурентной среды в секторе отрасли.
    Несмотря  на  то,  что  в  каждый  определенный  момент времени 
существует   только   один   поставщик  какого-либо  вида  услуг  -  
концессионер,  конкуренция  возникает еще до подписания контракта в 
результате  рассмотрения  заявок претендентов, а также по истечении 
срока договора, когда требуется его возобновление.    
    3. Обеспечение притока денежных средств.
    4. Вложение   в  проект  на  территории его реализации большого 
объема  средств,  в виде приобретения части необходимых материалов, 
найма рабочей силы и т.д.           
    5. При  строительстве  или  реконструкции коммунальных объектов 
создание дополнительного количества рабочих мест.     
    6. Расширение  круга  возможных  инвесторов  за счет передачи в 
концессию  как  предприятия  в  целом,  так  и  отдельных  объектов  
коммунальной инфраструктуры.
    Переход  на  использование  новых  норм хозяйственных отношений 
между  муниципалитетом  и  управляющими компаниями, предусмотренных 
действующим  законодательством  и  учитывающих особенности рыночных 
взаимоотношений,  будет способствовать снижению рисков деятельности 
управляющих   компаний   и   повысит   гибкость  муниципалитетов  в  
отношениях с концессионерами.

      3.2 Развитие конкурентной среды на рынке жилищных услуг

    Основная  задача преобразования - создание условий для развития 
конкуренции  в  сфере  управления  жильем,  ликвидация  монополизма  
органов местного самоуправления в этой сфере.     
    Важнейшим  элементом  продолжения  преобразований  должно стать 
создание  конкурентной  среды  в  системе управления и обслуживания 
жилищного  фонда,  что  позволит собственникам помещений обеспечить 
необходимый  уровень  качества  работ  и  услуг  по наиболее низким 
ценам.
    В постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 
2001   г.   N   797,  утвердившем  подпрограмму  "Реформирование  и  
модернизация  жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" 
федеральной  целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, особое 
внимание  уделено  роли  управляющих  компаний  в развитии рыночных 
механизмов   функционирования   жилищного   хозяйства.   Возврат  к  
монопольным  принципам  функционирования  ЖКХ  противоречит  Закону  
Российской  Федерации  от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и 
ограничении  монополистической  деятельности  на  товарных  рынках"  
(статья   7),   нормативно-методическим   материалам,  утвержденным  
приказом  Госстроя  России  от  11  декабря  1997  г.  N 17-132, по 
реализации вышеуказанной Концепции.
    Развитие  конкуренции  в жилищной сфере должно осуществляться в 
целях    создания   условий   для   устранения   монопольного   или   
доминирующего        положения       существующих       организаций       
жилищно-коммунального хозяйства путем: 
    - системного    подхода    формирования    органами    местного   
самоуправления муниципального заказа;
    - организации  системы  расчетов   на основе договоров, а также 
применения    экономических   санкций   за   нарушение   договорных   
обязательств;
    - привлечения на равноправной основе организаций различных форм 
собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.    
    Для реализации поставленных задач необходимо осуществление ряда 
мер:
    1. Снятие  с  балансов  муниципальных  унитарных  предприятий и 
учреждений  жилых помещений с долей общего имущества, находящихся в 
собственности  физических  лиц  (граждан),  а также жилых и нежилых 
помещений, являющихся собственностью юридических лиц.    
    2. Ликвидация  в   жилищной сфере института управления жилищным 
фондом  на  основе  договора хозяйственного ведения, преобразование 
муниципальных  унитарных  предприятия (учреждений) в соответствии с 
действующим законодательством.
    3. Организация  перехода   на  реальные  договорные отношения в 
сфере  управления  жильем.  Эксплуатация и ремонт жилья - это сфера 
отношений  управляющей  компании  и собственников жилья, которая не 
должна регулироваться государством.
    Контроль  за соблюдением условий договоров между собственниками 
объектов  жилищного  хозяйства  и производителями услуг и надзор за 
состоянием  жилищного  фонда  должны осуществляться Государственной 
жилищной инспекцией Республики Хакасия.
    Органам  местного самоуправления целесообразно ускорить процесс 
разгосударствления  существующих  организаций жилищно-коммунального 
хозяйства,  обеспечив  тем самым реальное равноправие хозяйствующих 
субъектов различных организационно-правовых форм.

  3.3 Стимулирование создания товариществ собственников жилья или
      иного способа управления жилыми многоквартирными домами

    Реформа  собственности  в  жилищном  фонде  должна  привести  к  
формированию  двух  уровней  конкурентных  отношений: конкуренции в 
сфере  управления недвижимостью за получение заказа от собственника 
на  управление  жилищным фондом и конкуренции подрядных организаций 
за получение заказа на обслуживание жилья от управляющей компании. 
    Создание товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) является 
краеугольным   камнем   жилищно-коммунальной   реформы.  Необходимо  
установить  персональную  ответственность  администраций  районов и 
городов в рамках действующего законодательства за создание ТСЖ. 
    Создание   ТСЖ   в   границах  единого  недвижимого  имущества,  
включающего  в  себя земельный участок и расположенное на нем жилое 
здание,  является одним из способов защиты прав собственников жилья 
и  организации  управления  многоквартирным  жилым  домом с разными 
собственниками  отдельных помещений и вовлечения граждан в активное 
участие в реформе.
    Важное   значение   для   организации  и  развития  ТСЖ  имеют:  
информационная   кампания   по  разъяснению  возможностей,  которые  
получают  собственники,  объединенные  в  ТСЖ; организация обучения 
руководителей   товариществ   основам   управления   недвижимостью;   
упрощение  процедуры  регистрации  ТСЖ и передача недвижимости им в 
управление; безусловная передача бюджетных дотаций; оформление прав 
собственности на домовладение и земельный участок.    
    Объединение  собственников  жилья  в товарищества собственников 
жилья  является  одним  из  наиболее  приемлемых способов защиты их 
прав,  влияния  на  стоимость  и  качество  предоставляемых услуг и 
позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников 
финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. 
    Кроме  того, товарищества собственников жилья получают реальную 
возможность  самостоятельно решать вопросы организации обслуживания 
и  эксплуатации  жилья,  а,  следовательно,  и  определять  порядок  
расходования средств, направляемых на эти цели.     
    Члены  товариществ  собственников  жилья прямо заинтересованы в 
установке    приборов   индивидуального   учета   и   регулирования   
потребляемых  воды,  тепла  и  других  ресурсов,  так  как зачастую 
реальный   объем   потребления   оказывается   значительно   меньше   
рассчитываемого по нормативу.
    Кроме того, комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимый 
товариществами  собственников жилья, позволит значительно уменьшить 
общий   объем   потребления   ресурсов   за   счет   предотвращения   
неоправданных расходов энергоресурсов.
    Органам местного самоуправления можно рекомендовать освобождать 
товарищества  собственников жилья от части местных налогов с учетом 
того,  что  все высвободившиеся средства будут потрачены в конечном 
итоге на содержание жилищного фонда. 
       
  3.4 Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального
           хозяйства, оплаты жилья и коммунальных услуг

    Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает:
    - переход         к         самофинансированию      организаций      
жилищно-коммунального   хозяйства   путем   прекращения   бюджетных   
ассигнований  на  предоставление  им дотаций, а также перекрестного 
субсидирования потребителей;
    - увеличение   тарифов   на   жилищно-коммунальные  услуги  для  
населения  до  экономически  обоснованного  уровня, определяемого в 
основном  путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти 
услуги.
    Переход  на  новые  принципы  расчетов  в  жилищно-коммунальном  
хозяйстве следует осуществлять постепенно.
    Целесообразно   создавать   механизмы  привлечения  и  возврата  
средне-   и  долгосрочных  кредитов  для  развития  и  модернизации  
объектов  жилищно-коммунального  хозяйства.  Это  позволит сгладить 
влияние  на  уровень  тарифов  инвестиционных  затрат,  связанных с 
сезонностью проводимых работ, равномерно распределить их возмещение 
на  более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных 
услуг  доступной  для  потребителей. Финансирование строительства и 
реконструкции   крупных  объектов  жилищно-коммунального  хозяйства  
обеспечивают,  как  правило, органы местного самоуправления за счет 
средств местного бюджета и бюджетов других уровней, а также средств 
инвесторов.  Органам  государственной  власти  Республики Хакасия и 
органам  местного  самоуправления  при формировании соответствующих 
бюджетов   целесообразно   выделять   отдельной  строкой  средства,  
необходимые     для     обеспечения    стандартов    предоставления    
жилищно-коммунальных услуг.
    В  дальнейшем  следует  осуществить  формирование муниципальной 
финансово-кредитной   системы,  обеспечивающей  реальную  поддержку  
программ развития объектов жилищно-коммунального хозяйства.   
    Кризис неплатежей как граждан, так и организаций, финансируемых 
в   основном   из   бюджета,   не  позволяет  сохранить  устойчивое  
финансирование организаций жилищно-коммунального хозяйства.
    В   связи   с   этим  целесообразно  активизировать  работу  по  
сокращению задолженности организаций путем выявления неплательщиков 
и применения к ним штрафных санкций, выпуска различных видов ценных 
бумаг,  проведения взаимных зачетов долговых обязательств как между 
предприятиями,  так  и  для  погашения  задолженности  по налогам и 
платежам  в  бюджеты  разных уровней, использования в установленном 
порядке других эффективных форм расчетов.       
    Органам  местного  самоуправления  при  выборе  подрядчиков  по  
оказанию  жилищно-коммунальных  услуг,  в  том  числе на конкурсной 
основе,  целесообразно  отдавать предпочтение организациям, готовым 
выполнить   полный  объем  работ,  предусмотренных  договором,  при  
наименьшей стоимости этих работ.
    Следует  развивать  возможность  получения собственниками жилья 
доходов  от  использования придомовой территории (в частности, сбор 
за  парковку  автомобилей  и  т.п.) для оплаты жилья и коммунальных 
услуг.   Использование   этих  резервов  возможно  при  образовании  
товарищества собственников жилья.

               3.5 Оплата жилья и коммунальных услуг

    Основная  задача  - обеспечение условий свободного установления 
цен   на   содержание   и   ремонт  жилья  и  социальная  поддержка  
малообеспеченных  слоев  населения  республики с учетом перехода на 
полную оплату жилищно-коммунальных услуг населением.    
    Особенностью   нового   этапа   реформы   жилищно-коммунального   
хозяйства  является изменение тактики ценообразования, переход, для 
устранения  разрыва  между  ценами  в  других  отраслях экономики в 
результате    инфляции,    от   простого   повышения   тарифов   на   
жилищно-коммунальные   услуги   к  более  плавному  изменению  этих  
тарифов,  учитывающему  рост реальных доходов граждан и возможности 
государства   оказывать   социальную  поддержку  отдельным  группам  
граждан.   Это  позволит  обеспечить  наиболее  безболезненный  для  
населения   переход   жилищно-коммунального  хозяйства  к  рыночной  
системе хозяйствования.
    Повышение  оплачиваемой  населением  доли  затрат на содержание 
жилья  и предоставление коммунальных услуг может быть достигнуто за 
счет   относительного   снижения  самих  затрат.  При  этом  должны  
создаваться стимулы снижения этих затрат путем:     
    - повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования 
и учета воды, газа и других энергоресурсов;     
    - заключения   договоров   между   управляющей  организацией  и  
организациями,   предоставляющими  жилищно-коммунальные  услуги  на  
конкурсной основе;
    - согласования   тарифов    при    отсутствии    альтернативных   
конкурирующих  организаций,  а также при заключении договоров между 
управляющей    организацией    и    организациями    -естественными    
монополистами.    Тарифы    согласовываются   на   основе   анализа   
соответствия    деятельности    организаций   жилищно-коммунального   
хозяйства  нормативам  и  стандартам, характеризующим эффективную и 
ресурсосберегающую работу хозяйствующих субъектов
    Ставка  оплаты  жилья,  предоставляемого  по  договору найма, в 
государственном  и муниципальном жилищных фондах должна включать не 
только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, 
но  и  плату  за  его  наем.  Плата за наем жилья, которая является 
доходом  собственника  муниципального  жилья,  в  рыночных условиях 
определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. 
В  переходный период базовая величина платы за наем должна отражать 
амортизационные  отчисления  на  реновацию  (полное восстановление) 
жилищного  фонда  в  среднем  по населенному пункту, которая должна 
быть  дифференцирована  в  зависимости от качества и местоположения 
жилья.  В указанный период население оплачивает часть отчислений на 
капитальный  ремонт  и  полное восстановление жилья, которая должна 
определяться  исходя  из местных условий, динамики реальных доходов 
населения и других факторов.
    В  дальнейшем  в  ставку  оплаты  жилья  в  качестве  отдельной  
составляющей  следует  включать отчисления на страхование жилищного 
фонда.
    Среди  других  мер, направленных на упорядочение оплаты жилья и 
коммунальных услуг, необходимо выделить следующие:     
    - для     определения   соответствующих   условиям  конкретного  
населенного   пункта   ставок  оплаты  жилья  могут  использоваться  
наиболее  характерные  для  этого населенного пункта тип дома и его 
местоположение,   принятые   за  базисный  уровень.  Критерием  для  
определения  соотношения уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в 
домах  различного  качества и местоположения относительно базисного 
уровня может являться соотношение ставок аренды жилья или стоимости 
приобретения  его  на  свободном рынке. Дифференциацию оплаты жилья 
следует  проводить  поэтапно,  не  допуская  развития неуправляемых 
процессов,  формирования  "бедных" и "богатых" районов в населенных 
пунктах.  Рациональное  использование существующего жилищного фонда 
является  основной  целью  дифференциации указанных ставок, которая 
практически  не приведет к увеличению текущих доходов собственника, 
однако  в  перспективе даст существенную экономию в виде сокращения 
потребности   в   новом   строительстве   (реконструкции)  жилья  и  
коммунальных сооружений;
    - основным инструментом муниципальной  политики ценообразования 
с  учетом качества и местоположения жилища является изменение платы 
за   его  наем,  поскольку  только  этот  вид  платежа  может  быть  
дифференцирован  в  зависимости от параметров качества жилища и его 
местоположения.  В  первую очередь следует изменить ситуацию, когда 
худшее  по качеству и местоположению жилье оплачивается так же, как 
и лучшее, или дороже;
    - целесообразно  установить  повышенные  ставки  оплаты  жилья, 
превышающего  по  площади  социальную  норму,  а  также  тарифы  на  
сверхнормативное  потребление коммунальных услуг. При этом процессы 
перераспределения  жилья, связанные со стимулированием проживания в 
жилом  помещении в пределах социальной нормы, не должны приобретать 
неуправляемый    характер    и    вести   к   ухудшению   положения   
малообеспеченных   групп   населения.   Поэтому   органам  местного  
самоуправления   на   новом   этапе  реформы  целесообразно  ввести  
повышенную  оплату  лишь  для  семей, занимающих жилье, значительно 
превышающее  (например,  не  менее  чем  на  10 кв. метров на члена 
семьи)   по  площади  социальную  норму,  организовав  одновременно  
систему  помощи  семьям  в  купле  -  продаже  или обмене жилья при 
переезде в жилье меньшей площади;         
    - в  целях  защиты  прав  потребителей  в   договорах  найма  и  
договорах на техническое обслуживание и предоставление коммунальных 
услуг  с  собственниками жилых помещений должны содержаться права и 
обязанности  сторон, гарантирующие оплату услуг в соответствии с их 
реально достигнутыми объемом и качеством.  
     
            3.6 Обеспечение социальной защиты населения

    Защита  населения  при  переходе  на  рыночные  принципы оплаты 
жилищно-коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов 
государственной   власти   Республики   Хакасия,  органов  местного  
самоуправления,  уполномоченных  ими  организаций  и производителей 
услуг:
    - включения    в    экономически  обоснованные  тарифы  затрат,  
связанных       с      монопольным      положением      организаций      
жилищно-коммунального хозяйства;
    - сдерживания  развития  программы  предоставления  субсидий на 
оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;   
    - необоснованного  снижения   качества  предоставляемых  услуг,  
предусмотренного договорами найма.
    В  связи  с  увеличения  платы  за  жилье и коммунальные услуги 
следует  принять меры по совершенствованию механизма предоставления 
жилищных  субсидий  и  отражения  изменений  в  оценке прожиточного 
минимума  и  минимальной потребительской корзины. Это, в частности, 
предполагает:
    - исключение  возможности  отказа в выделении жилищных субсидий 
гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, 
в  том  числе  проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и 
домах,   находящихся   в   хозяйственном  ведении  или  оперативном  
управлении организаций;
    - при   определении   величины   субсидии  по  оплате  жилья  и  
коммунальных   услуг   недопустимо   исключение   отдельных   видов   
коммунальных   платежей   (плата   за   наем,   за   водоснабжение,   
канализацию,  теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, 
электроснабжение,   снабжение  твердым  топливом  жилых  домов,  не  
имеющих централизованного отопления);
    - установление  процедур,   не   допускающих  отказа  в  выдаче  
субсидии  на  оплату  жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим 
просроченную  задолженность  по  оплате жилья и коммунальных услуг, 
при  их  согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. 
Это   дало  бы  возможность  исключить  просроченную  задолженность  
наименее обеспеченных семей;
    - в  целях  создания  эффективной  системы  мер  воздействия на 
должников   по   оплате   жилищно-коммунальных   услуг,   а   также   
дополнительной    защиты    граждан   от   необоснованных   санкций   
организаций,  осуществляющих  управление  жилищным фондом, контроль 
обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно 
возложить  на  специальную  комиссию (комиссию по жилищным спорам), 
куда    следует    включать    представителей    органов   местного   
самоуправления,   работников  государственной  жилищной  инспекции,  
служб социальной защиты и т.п.
          
                   4. Этапы реализации Концепции

    I этап: 2005-2006 годы
    Завершение  разграничения  функций  собственника-домовладельца,  
управляющей  организации  и  обслуживающей  организации. Проведение 
разгосударствления  эксплуатационных организаций. Полный переход на 
договорные  отношения  в  сфере предоставления жилищно-коммунальных 
услуг.
    Организация  переобучения  кадров  для  работы  в управляющих и 
обслуживающих организациях.
    Доведение  доли  жилищного  фонда, обслуживаемого на конкурсной 
основе, до 80 процентов.
    Обеспечение   контроля   обоснованности  и  уровня  тарифов  на  
предоставление   жилищно-коммунальных  услуг  с  учетом  реализации  
программы снижения затрат на их предоставление.     
    Упорядочение    системы    льгот,   предоставляемых   отдельным   
категориям граждан, с дальнейшим их переводом в денежные формы. 
    Введение    методов    антимонопольного    регулирования    при    
установлении   тарифов   на   услуги   предприятий  -  естественных  
монополистов.
    Дифференциация   ставок  оплаты  жилья  в  зависимости  от  его  
качества  и  местоположения,  а также оплаты жилья, превышающего по 
площади  социальную  норму,  и  тарифов  на коммунальные услуги при 
сверхнормативном их потреблении.
    Демонополизация  деятельности организаций жилищно-коммунального 
хозяйства.
    Организационное  и  методическое  содействие массовому созданию 
товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров. 
    Переход   к   установке   индивидуальных   приборов   учета   и   
регулирования  потребления  воды,  газа  и  других энергоресурсов в 
жилых домах.

    II этап: 2007 - 2008 годы и до 2010 года
    Доведение  доли  жилищного  фонда, обслуживаемого на конкурсной 
основе,  до 100 процентов. Широкое использование практики выбора на 
конкурсной  основе  управляющей  организации  в  государственном  и  
муниципальном жилищных фондах.
    Завершение перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в 
режиме безубыточного функционирования.
    Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в 
себестоимость жилищных услуг.
    Разработка    методологии   технико-экономических   обоснований   
инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального 
хозяйства  средне-  и  долгосрочных  кредитных ресурсов на развитие 
объектов инфраструктуры.
    Обязательная  установка  в  жилых домах индивидуальных приборов 
учета   и   регулирования   потребления   воды,   газа   и   других   
энергоресурсов.
    Широкое  внедрение  механизма привлечения кредитных средств для 
развития    жилищно-коммунальной    инфраструктуры    поселений   с   
использованием различных источников инвестирования.
    Товарищества  собственников  жилья  должны  стать преобладающей 
формой управления жилыми многоквартирными домами.     







Информация по документу
Читайте также