Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 30.11.2007 № 395РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Комплексной программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" 30 ноября 2007 года г. Абакан N 395 С целью реализации в Республике Хакасия Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351, Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" (далее - Программа). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований принять участие в реализации мероприятий Программы. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Хакасия Н.А. Пилюгину. Председатель Правительства Республики Хакасия А. ЛЕБЕДЬ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.11.2007 г. N 395 Комплексная программа "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" Содержание I. Введение 4 II. Характеристика демографической ситуации в Республике Хакасия 4-10 III. Цели и задачи Программы 10 IV. Перечень основных мероприятий Программы 10-12 V. Управление и механизм ее реализации 12-13 VI. Источники финансирования Программы 13 VII. Информационная поддержка Программы 13 VIII. Ожидаемые результаты Программы 13-15 Приложение 1 16-29 Приложение 2 30-31 I. Введение Комплексная программа "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" (далее Программа) направлена на реализацию Концепции демографической политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351, и на 2008-2010 годы предусматривает мероприятия по формированию благоприятных условий для увеличения рождаемости, поддержки семей с детьми, снижения смертности населения от предотвратимых причин. Программа разработана в соответствии с направлениями и основными мероприятиями по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации на 2007-2010 годы, а также параметрами их реализации, утвержденными Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол заседания от 23 мая 2007 года N 19) и с учетом особенности демографической ситуации в Республике Хакасия. Программа призвана обеспечить координацию и взаимодействие органов государственной власти и муниципальных образований по решению демографических задач на территории Республики Хакасия. Реализация и финансирование Программы предусматривается в рамках законодательных и нормативных правовых актов Республики Хакасия, направленных на демографическое развитие Республики Хакасия, муниципальных программ развития здравоохранения и приоритетных национальных проектов в сфере образования здравоохранения. II. Характеристика демографической ситуации в Республике Хакасия Демографическая ситуация в Республике Хакасия остается сложной. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия с 1998 года отмечается снижение численности постоянного населения, проживающего на территории Республики Хакасия, с 584,5 тысяч человек в 1998 году до 536,6 тысяч человек в 2006 году. Миграционный прирост является незначительным и не влияет на увеличение численности населения. Главной причиной сокращения численности населения является высокий уровень естественной убыли населения. В целом отрицательный баланс естественного движения населения держится в Республике Хакасия с 1993 года, с пиком интенсивности отрицательной демографической волны в 2004 и 2005 годах. До 2006 года естественная убыль составляла 3462-3206 человек в год, а в 2006 году сократилась в 2 раза и составила 1429 человек. Показатель на 1000 человек населения составил - 2,7 человека, что в 2,1 раза ниже показателя по Российской Федерации (- 5,9 на 1000 человек населения). Складываются неблагоприятные демографические тенденции и в возрастно-половой структуре населения. Доля женщин фертильного возраста недостаточна для воспроизводства населения и составляет - 27,6% (148496 чел.). На одну женщину фертильного возраста приходится 1,4-1,5 рождений ребенка, а для нормального воспроизводства населения и увеличения его численности необходимо рождение 2-3 детей каждой женщиной фертильного возраста. Достаточно высокий показатель рождаемости по Республике Хакасия, традиционно превышающий средний российский показатель на 15-16%, остается ниже показателя смертности населения. Так, в 2006 году рождаемость по республике составила 12,1 на 1000 населения, а смертность 14,9 на 1000 населения (по Российской Федерации рождаемость 10,2 на 1000 населения, смертность 16,1 человек на 1000 населения). Впервые в Республике Хакасия снижение уровня смертности населения отмечено в 2006 году, до этого года он составлял: 2002 год - 16,1 человек на 1000 человек населения, в 2003 году - 17,8, в 2004 году - 16,1 человек, в 2005 - 17,3 человек, в 2006 году - 14,8 человек на 1000 человек населения. Основными причинами смертности населения являются болезни сердечно-сосудистой системы - 52%, травмы и отравления - 17,3%, новообразования - 11,9%. Наиболее неблагоприятным демографическим признаком в Республике Хакасия является высокая смертность населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 36% от общего числа умерших в год (2800-2900 человек в год). Основными причинами смертности трудоспособных граждан являются травмы и отравления, которые составляют 38% от числа умерших в трудоспоспособном возрасте. Интенсивность показателя смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди населения трудоспособного возраста в 2 раза ниже, чем в общей популяции, но за последние 10 лет отмечается рост заболеваемости и смертности от инсульта среди трудоспособных лиц более чем на 30%. Данная тенденция указывает на высокую социальную значимость мероприятий по раннему выявлению артериальной гипертонии среди работающего населения и проведения своевременной профилактики ее осложнений. Важным направлением демографической политики является охрана труда работающих граждан. Целенаправленная работа по данному направлению позволила сократить количество несчастных случаев на производстве с 6,0 случаев на 1000 работающих в 2001 году до 4,5 случая на 1000 работающих в 2006 году. Однако уровень производственного травматизма остается высоким и превышает средний российский показатель на 55%, уровень профессиональных заболеваний остается превышающим российский на 11%. Основными причинами высокого травматизма на производстве является недостаточное финансирование охраны труда и неполное соответствие условий труда санитарно-гигиеническим нормам. Только 32,5% работающих граждан имеют рабочие места, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам. Остается значительной доля смертности от дорожно-транспортных травм, которая составляет 10,3% от всех травм и отравлений. Ежегодно в Республике Хакасия в дорожно-транспортных происшествиях погибает 140-150 человек, что на 100 тыс. населения составляет 26,5 случая смерти (по России - 28,1). 86,6% из общего числа погибших составляют граждане трудоспособного возраста. Уровень смертности населения в Республике Хакасия от отравлений алкоголем (34,1 человек на 100 тыс. населения) значительно превышает показатель по России (28,6 человек на 100 тыс. населения). Уровень смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний, дорожно-транспортных травм, производственного травматизма и отравлений в определенной степени являются управляемыми, особенно среди работающего населения. Сокращение смертности населения от предотвратимых причин достигается путем усиления профилактических мер по охране труда, раннего выявления заболеваний, снижения числа дорожно-транспортных происшествий, обеспечения своевременности и повышения эффективности лечения при травмах и сердечно-сосудистых заболеваниях, увеличения доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи, борьбы с распространением алкоголизма и наркомании, внедрения образовательных программ по формированию здорового образа жизни, полного использования возможностей физической культуры и спорта. Реализация мероприятий Программы позволит уменьшить число случаев смерти на 500-600 случаев в год. Высокие показатели общей смертности населения обусловлены распространением среди населения заболеваний инфекционной и неинфекционной этиологии. Имеют высокое распространение среди населения республики туберкулез (на 42,8% выше, чем по России), клещевой энцефалит (рост в 24 раза за последние 5 лет), сахарный диабет (рост ежегодно на 1,8%), вирусные гепатиты (120 новых случаев в год), распространение психических расстройств составляет 2,8% всего населения, ежегодно регистрируется до 1500 человек с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования и от 30 до 40 новых случаев ВИЧ-инфекции, остается угроза заболевания людей бешенством. Низкий уровень здоровья населения Российской Федерации репродуктивного возраста, высокая распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают высокие показатели материнской смертности, перинатальной смертности детей, мертворождаемости. В Республике Хакасия данные показатели значительно превышают средние российские. Уровень младенческой смертности в 2006 году составлял 15,6 на 1000 родившихся живыми, по России - 11,0 на 1000 родившихся живыми. Уровень материнской смертности по Республике Хакасия - 46,4 на 100 тыс. родившихся живыми, по России - 26,2 на 100 тыс. родившихся живыми. В структуре младенческой смертности на первом месте стоят отдельные состояния перинатального периода, возникновение которых связано со здоровьем матери. Остаются высокими показатели заболеваемости беременных, 70% из них страдают экстрагенитальными заболеваниями, что создает неблагоприятный фон для реализации дальнейшей репродуктивной функции, и в результате ежегодно увеличивается количество детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности (661,6 в 2004 году, 704,5 в 2006 году), детей, родившихся недоношенными (2004 год - 4%, 2006 год - 4,5%). За последние пять лет наметилась стойкая тенденция повышения рождаемости (2000 год - 10,5 на 1000 населения, 2006 год - 12,4 на 1000 населения). Положительная динамика числа родившихся требует капитальных вложений в развитие материально-технической базы и совершенствования организации службы охраны материнства и детства, системы образования и социальной защиты. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в настоящее время - одна из приоритетных задач в системе образования. В республике 159 учреждений для детей дошкольного возраста, которые посещают 18017 детей (51%) от общего числа детей, проживающих в Хакасии (34735 чел.). В 2006 году, используя все возможные резервы, образовательные учреждения дополнительно приняли более 1,5 тыс. детей. Однако число детей, претендующих на места в дошкольных учреждениях, значительное - более 7 тыс. чел. И этот показатель будет увеличиваться, если не будут приниматься меры для улучшения сложившейся ситуации. В 2008-2010 годах предстоит принять комплекс мер для решения данной проблемы. Одним из важнейших мероприятий является сохранение и развитие сети дошкольных учреждений, в том числе различных форм собственности, с гибким режимом работы (вечерние, прогулочные, выходного дня и т.д.), различного типа (ясли-сады, центры развития ребенка, дошкольные микрорайонные центры, др.) и назначения (общего развития, с углубленными направлениями в работе, по уходу и оздоровлению, компенсирующие и т.д.). В Республике Хакасия складывается тенденция семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передача их под опеку (попечительство). Этой формой устройства охвачено 60,5% от общего числа учтенных несовершеннолетних, или 3474 человек. Развитие института приемной семьи позволяет решать не только проблемы детей, но и взрослых по созданию рабочих мест, сохранению сети образовательных учреждений в малых селах и др. Приемные родители берут на воспитание подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, детей, самовольно уходящих из учреждений, детей-инвалидов и др. В настоящее время в приемных семьях воспитывается 701 ребенок (в возрасте от 6 до 18 лет - 79,8%). Необходимо обеспечить сохранение и увеличение охвата семейной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что позволит организовать воспитание детей-сирот в благоприятных социальных условиях, будет способствовать лучшей социализации детей в обществе, формированию активной гражданской позиции. Существующая система государственных гарантий в области поддержки семей с детьми не в полной мере решает вопросы снижения уровня бедности и социальной поддержки семей с детьми. В республике проживает 83,2 тыс. семей с детьми, из них 35,8 тыс. семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. Данная категория населения требует социальной и материальной поддержки. В этих целях принят Закон Республики Хакасия от 9 ноября 2004 года N 78 "О государственном ежемесячном пособии на ребенка в Республике Хакасия", в соответствии с которым ежемесячное государственное пособие на ребенка выплачивается адресно семьям с детьми, среднедушевой размер доходов которых не превышает величины прожиточного минимума, установленной в республике. На выплату пособия в 2006 году из республиканского бюджета было выделено 91,9 млн. рублей, в 2007 году - 85,0 млн. рублей. В рамках ведомственной целевой программы Министерства труда и социального развития Республики Хакасия на социальную поддержку многодетных семей в 2006 году выделено 12 млн. руб., в 2007 году предусмотрено 11,0 млн. руб. В республике функционируют 10 учреждений социального обслуживания семей с детьми, в которых в 2006 году обслужено 7,9 тыс. семей, что составляет 22% от всех нуждающихся в социальной поддержке семей с детьми. В целях укрепления института семьи, повышения качества жизни семей с детьми необходимо продолжение и совершенствование системы мер по выплатам пособий гражданам, имеющим детей, развитию социального обслуживания семей с детьми, повышению занятости женщин, их профессиональной подготовке и переподготовке. Жилищная проблема для молодых семей является одной из наиболее острых в Республике Хакасия. Из-за ее нерешенности у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, и, как следствие, снижается потребность в создании семьи. Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями привело к снижению уровня рождаемости и увеличению количества разводов среди молодых семей. В большинстве случаев основными причинами, по которым молодые семьи не желают заводить детей, являются отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов. Решение жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для молодых семей с детьми и позволит создать мотивацию для рождения второго и последующих детей. Ежегодно в службу занятости населения Республики Хакасия обращается около 1000 женщин, имеющих детей до 3-х лет, из них 80% присваивается статус безработного и назначается пособие. При этом 20% женщин не имеют трудового стажа. Длительный перерыв в работе, потеря профессионально-квалификационных качеств, отсутствие необходимого образования делают такую категорию женщин наиболее уязвимой на рынке труда. Анализ причин женской безработицы показал, что основными трудностями в поиске работы являются отказ работодателя, неподходящий режим работы, отсутствие социальных гарантий, несоответствие уровня профессиональной квалификации требованиям работодателя. В связи с этим основными мероприятиями в части повышения занятости женщин, имеющих детей, и молодежи является организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по специальностям, востребованным на рынке труда, содействие в поиске подходящей работы, организация временного трудоустройства. Особое внимание в демографической политике Российской Федерации уделяется эффективному использованию возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении детей, подростков и молодежи. В Республике Хакасия охвачено систематическими занятиями по физической культуре и спорту 88,8 тыс. человек - 16,6% от всего населения, из них в 24 детско-юношеских спортивных школах занято 13,5 тыс. детей и подростков. В ежегодно организуемых спортивно-массовых мероприятиях принимает участие до 100 тысяч человек. Более 50% школьников имеют заболевания или отклонения в физическом развитии. К окончанию школы в 3 раза увеличивается число детей с нарушением осанки, в 8 раз со сколиозом, в 2,5 раза со снижением остроты зрения. Около 50% призывников не выполняют необходимых нормативов по физической подготовке, 30% признаются негодными к службе в армии. Такое состояние здоровья молодого поколения требует организации и совершенствования физического развития детей, подростков и молодежи, прежде всего в организованных коллективах. В настоящее время обеспеченность спортивными сооружениями в значительной степени отстает от потребности в них населения Республики Хакасия: плавательными бассейнами - 12,8%, спортивными залами - 30,7%, плоскостными сооружениями - 42,6%. Всего в республике 900 спортивных сооружений различного назначения. Наиболее напряженная демографическая обстановка отмечается среди коренных малочисленных народов Российской Федерации. Сокращение численности населения отмечается по 21 из 30 коренных малочисленных народов, проживающих в Российской Федерации. Средняя продолжительность жизни среди них на 10-15 лет ниже, чем в среднем по России. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 07.10.1993 N 997 "О внесении изменений в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера" к местам компактного проживания коренного малочисленного народа (шорцев) в Республике Хакасия отнесены села Анчул и Матур Таштыпского района, село Балыкса Аскизского района с общей численностью населения 4196 человек, включая шорцев. На территории этих сел проживает 800 семей, из которых 315 нуждаются в социальной защите, многодетных семей 80, 130 инвалидов. Анализ медико-статистических данных показал, что среди населения, проживающего в местах компактного проживания шорцев, отмечается тот же уровень отрицательного естественного движения населения, что и по Республике Хакасия (- 2,8), но при этом в 4,5 раза выше младенческая смертность, на 45% выше распространенность инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе социально значимых (туберкулеза и сифилиса). Большое значение в реализации демографической политики Российской Федерации на территории Республики Хакасия имеет поддержка деятельности общественных организаций в области защиты материнства и детства, пропаганды семейных ценностей, внедрения здорового образа жизни, проведения информационной и просветительской работы по вопросам семьи и детства. Анализ показал, что демографическая ситуация в Республике Хакасия имеет те же неблагополучные тенденции, что и в целом по Российской Федерации. Вместе с тем выявились ее особенности, требующие обеспечения приоритета в социально-экономическом развитии Республики Хакасия на период с 2008 по 2010 годы: - в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи путем обеспечения социальной и материальной поддержки семей с детьми, особенно молодых семей, устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышения занятости женщин, имеющих малолетних детей, обеспечения жильем молодых семей, улучшения медицинской помощи женщинам во время беременности и родов; - в области снижения смертности от предотвратимых причин путем развития учреждений здравоохранения, совершенствования медицинской помощи работающим гражданам при травмах, болезнях сердечно-сосудистой системы и социально значимых заболеваний, развития системы физической культуры и спорта, внедрения здорового образа жизни. III. Цели и задачи Программы, сроки реализации Цель Программы - создание благоприятных условий для увеличения рождаемости и поддержки семьи, снижения смертности трудоспособного населения от предотвратимых причин. Задачи Программы: - социальная и материальная поддержка семей при рождении и воспитании детей; - развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов; - стимулирование устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика заболеваний; - повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей. Программа реализуется в 2008-2010 годах - I этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. IV. Перечень основных мероприятий Программы Социальная и материальная поддержка семей при воспитании детей: - сохранение и развитие сети дошкольных учреждений; - выплата компенсации родителям в части оплаты за содержание ребенка в государственном или муниципальном дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - развитие физкультуры и спорта среди детей, подростков и молодежи; - работа с общественными организациями Республики Хакасия по защите материнства и детства, пропаганде семейных ценностей, повышению престижа семьи в общественном сознании; - выплата ежемесячного государственного пособия на ребенка семьям, имеющим доход ниже прожиточного минимума; - предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям; - улучшение жилищных условий молодым семьям (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств; - развитие и укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Развитие учреждений детства и родовспоможения и улучшение медико-социальной помощи женщинам и детям: - реализация программы "Родовый сертификат"; - оснащение учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям, современным медицинским оборудованием; - развитие медико-генетической службы в Республике Хакасия с целью снижения смертности новорожденных от врожденных и наследственных заболеваний; - строительство, реконструкция, капитальные ремонты учреждений детства и родовспоможения; - совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки медицинских работников службы охраны материнства и детства; - улучшение жилищных условий врачам специалистам, привлеченным для работы в Государственном учреждении здравоохранения "Хакасская республиканская больница им. Г.Я. Ремишевской" и в муниципальные учреждения здравоохранения, (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет бюджетных средств; - обеспечение детей в возрасте до 3-х лет специальными продуктами детского питания; - организация и проведение иммунопрофилактики детских инфекционных заболеваний; - совершенствование диспансеризации детей, оставшихся без попечения родителей; - совершенствование информационно-пропагандисткой работы с населением по вопросам охраны репродуктивного здоровья; - профилактика вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции (от матери к ребенку). Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: - организация и проведение денежных выплат единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью; - содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в опекунских и приемных семьях; - оплата труда приемным родителям; - обеспечение функционирования регионального банка данных о детях-сиротах, подлежащих устройству в семьи. Снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика наиболее распространенных заболеваний: - совершенствование медицинской помощи при болезнях сердечно-сосудистой системы; - совершенствование медицинской помощи при дорожно-транспортных травмах; - совершенствование медицинской помощи работающим гражданам и профилактика производственного травматизма; - совершенствование медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Повышение занятости молодежи и женщин, имеющих детей, их профессиональная подготовка и переподготовка: - профессиональная ориентация; - профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; - организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; - содействие в поиске подходящей работы; - организация временного трудоустройства молодежи; - привлечение общественных объединений Республики Хакасия к участию в работе органов государственной власти и местного самоуправления Республики Хакасия по решению проблем мигрантов и социально-культурной адаптации добровольных переселенцев (проведение конкурса проектов научных и учебных учреждений, проведение мониторинга, публикации в печати, создание телепрограмм и радиопрограмм). Создание условий для устойчивого развития коренного малочисленного народа Российской Федерации (шорцев), проживающего в Республике Хакасия: - строительство участковой больницы в с. Балыкса Аскизского района; - проведение Международного дня коренных малочисленных народов Севера; - укрепление института семьи на основе пропаганды национальных традиций народов Республики Хакасия (проведение конкурса социальных проектов). Перечень мероприятий Программы с исполнителями мероприятий и механизмом их реализации и финансирования (приложение 1). V. Управление Программой и механизм ее реализации Управление Программой осуществляет координационный совет. Положение и состав координационного совета утверждаются Правительством Республики Хакасия. Координационный совет проводит: - оценку достижения результатов Программы, ее социально-экономическую эффективность; - рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий Программы и организует проверку выполнения мероприятий; - рассматривает результаты экспертизы проектов на строительство и реконструкцию зданий и сооружений; - при необходимости привлекает органы исполнительной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления, республиканские и муниципальные учреждения, средства массовой информации для эффективной реализации Программы; - осуществляет необходимое взаимодействие с федеральными органами государственной власти. Мероприятия Программы реализуются в рамках утвержденных республиканских и федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, средств текущего финансирования органов и учреждений, предусмотренных Законом Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы". Исполнителями Программы являются: Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство здравоохранения Республики Хакасия, Министерство по физической культуре и спорту Республики Хакасия, Министерство региональной политики Республики Хакасия, Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия, Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия. Исполнителями Программы разрабатывается календарный план реализации мероприятий Программы, который представляется в координационный совет по управлению Программой, где формируется сводный план мероприятий, назначаются сроки исполнения и осуществляется ежеквартальный контроль за их выполнением. Результаты выполнения плана рассматриваются на заседании координационного совета с привлечением заинтересованных ведомств, общественных организаций и представителей средств массовой информации. Ежегодные результаты реализации Программы публикуются. VI. Источники финансирования Программы Мероприятия Программы финансируются: за счет средств республиканского бюджета, в соответствии с Законом Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы", в рамках утвержденных объемов финансирования мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия (приложение 2); за счет средств муниципальных бюджетов в объемах, утвержденных на финансирование муниципальных программ, направленных на улучшение демографической ситуации в муниципальном образовании; за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, в рамках федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов и средств, выделенных на софинансирование расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения. VII. Информационная поддержка Программы Информационная поддержка Программы организуется и осуществляется исполнителями Программы и включает организацию и обеспечение мониторинга демографической ситуации в Республике Хакасия, результатов исполнения мероприятий Программы, социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, публикаций в газетах и журналах, разработку учебных программ. В информационно-просветительскую кампанию привлекаются государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, промышленные предприятия и предприниматели, частные организации. Организация и финансирование информационной поддержки Программы осуществляется за счет средств, выделенных на финансирование основной деятельности исполнителей Программы. VIII. Ожидаемые результаты Программы В соответствии с Концепцией демографической политики в Российской Федерации на первом этапе ее реализации (2008-2010 годы) Программой предусмотрены мероприятия по созданию благоприятных условий для увеличения рождаемости и поддержке семьи, снижению смертности трудоспособного населения от предотвратимых причин в Республике Хакасия. Главными критериями достижения поставленной цели являются: - рост рождаемости с уровня 12,1 родившихся на 1000 человек населения в 2006 году до уровня 14,8 на 1000 человек населения к 2010 году; - стабилизация уровня смертности населения на уровне 2006 года - 14,8 умерших на 1000 человек населения. Достижение этих показателей позволит преодолеть естественную убыль населения и создать условия для роста численности постоянного населения на втором и третьем этапах реализации Концепции демографической политики Российской Федерации в Республике Хакасия. Решение задачи "Социальная и материальная поддержка семей при рождении и воспитании детей" определяется по следующим показателям: - увеличение доли детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения всех форм собственности, различного типа и режима работы, с уровня 51% в 2006 году до 80% к 2010 году; - увеличение числа семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке и получивших ее, с уровня 7,9 тысяч в 2006 году до 10 тысяч к 2010 году; - обеспечение социальной поддержки семей с детьми из числа коренных малочисленных народов Севера; - обеспечение жильем 500 молодых семей к 2010 году; - увеличение охвата населения систематическими занятиями по физической культуре и спорту с 16,6% населения в 2006 году до 30% к 2010 году. Решение задачи "Развитие учреждений родовспоможения и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов" определяется следующими показателям: - снижение материнской смертности с уровня 46,4 случая на 100 тыс. родившихся живыми в 2006 году до 34,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми к 2010 году; - снижение младенческой смертности с 15,6 случая на 1000 родившихся живыми в 2006 году до 11,6 случая на 1000 родившихся живыми к 2010 году. Решение задачи "Стимулирование устройства на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяется по следующему показателю: - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, с 60,5% в 2006 году до 80% к 2010 году. Решение задачи "Снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика наиболее распространенных заболеваний" определяется по следующим показателям: - снижение смертности от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) с 276,0 человек на 100 тыс. населения до 267,0 человек на 100 тыс. населения к 2007 году; - снижение смертности от травм и отравлений с 256,0 человек на 100 тыс. населения в 2006 году до 230,0 человек на 100 тыс. населения к 2010 году; - снижение смертности от дорожно-транспортных травм с 26,5 человека на 100 тыс. населения в 2006 году до 22,0 человек на 100 тыс. населения к 2010 году; - снижение смертности от туберкулеза с 23,3 человек на 100 тыс. населения до 26 случаев на 100 тыс. населения; - 100%-ный охват больных ВИЧ-инфекцией антиретровирусным лечением; - снижение доли осложнений при сахарном диабете до 31% к 2010 году; - снижение госпитальной летальности от инфаркта миокарда с 22,2% в 2006 году до 20,0% к 2010 году, сахарного диабета с 2,6% до 2,0%, мозгового инсульта с 20,8% до 18%; - снижение доли больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,8%; - доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории лиц - 30%; - доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее трех лет, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших реабилитацию - 25%. Решение задачи "Повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей" определяется по показателю: - трудоустройство молодежи и женщин, имеющих детей, в 2008 году 2700 человек, в 2009 году - 2750 человек, в 2010 году - 2800 человек. Приложение 1 к Комплексной программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" IV. Перечень основных мероприятий Программы на 2008-2010 годы |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Исполнители |Наименование закона, постановления, программы, приказа, | | | |национального проекта, в рамках которых предусмотрена реализация | | | |мероприятий | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1 |2 |3 | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1. Социальная и материальная поддержка семей при воспитании детей | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.1. Сохранение и развитие сети |Министерство образования|Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |дошкольных учреждений: |и науки Республики |программы "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008-2010 | | |Хакасия, администрации |годы". | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————| | | |открытие групп кратковременного | | | |пребывания дошкольников при школах и | | | |детских садах муниципальных | | | |образований; | | | |———————————————————————————————————————| | | |приобретение оборудования для | | | |дошкольных учреждений муниципальных | | | |образований; | | | |———————————————————————————————————————| | | |проведение республиканского конкурса | | | |"Воспитатель дошкольного | | | |образовательного учреждения"; | | | |———————————————————————————————————————| | | |организация консультативных пунктов в | | | |муниципальных дошкольных | | | |образовательных учреждениях в целях | | | |оказания методической помощи семьям, | | | |воспитывающим детей дошкольного | | | |возраста на дому, в том числе детей - | | | |инвалидов. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.2. Выплата компенсации родителям в |Министерство образования|Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканского бюджета | |части оплаты за содержание ребенка в |и науки Республики |Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы". | |государственном или муниципальном |Хакасия | | |дошкольном образовательном учреждении, | | | |реализующем основную | | | |общеобразовательную программу | | | |дошкольного образования. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.3. Развитие физической культуры и |Министерство по |Приказ Министерства по физической культуре и спорту Республики | |спорта среди детей, подростков и |физической культуре |Хакасия "Об утверждении | |молодежи: |и спорту | | |———————————————————————————————————————|Республики Хакасия |——————————————————————————————————————————————————————————————————| |проведение республиканских соревнований| |ведомственной целевой программы "Проведение спортивно-массовых и | |среди семей под девизом "Папа, Мама, Я | |физкультурно-оздоровительных мероприятий в Республике Хакасия, | |- спортивная семья"; | |участие сборных команд Республики Хакасия в Российских и | | | |международных соревнованиях в 2008 году и на период до 2010 года".| |———————————————————————————————————————| | | |проведение республиканских соревнований| | | |среди воспитанников детских домов, | | | |школ-интернатов; | | | |———————————————————————————————————————| | | |пропаганда физической культуры и | | | |спорта, здорового образа жизни | | | |(изготовление печатной, наглядной и | | | |наградной атрибутики); | | | |———————————————————————————————————————| | | |предоставление мер социальной поддержки| | | |детям-сиротам обучающимся в РГОУ СПО | | | |"Училище олимпийского резерва". | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.4. Работа с общественными |Министерство |Закон Республики Хакасия "О взаимодействии органов государственной| |организациями Республики Хакасия по |регионального развития |власти с негосударственными некоммерческими организациями"; | |защите материнства и детства, |Республики Хакасия |соглашение от 01.07. 2005 N 27-д "О социальном партнерстве, | |пропаганде семейных ценностей, | |гражданском мире и согласии между Правительством Республики | |повышение престижа семьи в общественном| |Хакасия и общественными объединениями Республики Хакасия на | |сознании: | |2005-2008 годы". | |———————————————————————————————————————| | | |организация и проведение круглого стола| | | |"Гражданское общество и положение | | | |женщин в XXI веке" (совместно с | | | |женскими общественными организациями); | | | |———————————————————————————————————————| | | |организация и проведения праздничных | | | |мероприятий, посвященных Международному| | | |дню 8 Марта "Голубой огонек" и День | | | |матери" (совместно с женским | | | |общественным движением "Материнская | | | |забота"); | | | |———————————————————————————————————————| | | |организация и проведение | | | |республиканской конференции по вопросам| | | |семьи, материнства и детства совместно | | | |с Хакасской региональной общественной | | | |организацией "Лига хакасских женщин | | | |"Алтынай"; | | | |———————————————————————————————————————| | | |организация и проведение мероприятий | | | |совместно с Хакасской общественной | | | |организацией "Клуб деловых женщин" по | | | |привлечению женщин к | | | |предпринимательской деятельности; | | | |———————————————————————————————————————| | | |проведение конкурсов социальных | | | |проектов общественных объединений | | | |Республики Хакасия, осуществляющих | | | |деятельность в области семейной | | | |политики и укрепления семьи, на | | | |проведение культурных спортивных акций,| | | |———————————————————————————————————————| | | |пропаганду национальных традиций | | | |формирования успешной семьи и | | | |воспитания благополучных детей. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.5. Выплата ежемесячного |Министерство труда и |Закон Республики Хакасия "О государственном ежемесячном пособии на| |государственного пособия на ребенка |социального развития |ребенка в Республике Хакасия". | |семьям, имеющим доход ниже прожиточного|Республики Хакасия | | |минимума. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.6. Предоставление мер социальной |Министерство труда и |Приказ Министерства труда и социального развития Республики | |поддержки многодетным семьям. |социального развития |Хакасия "Об утверждении ведомственной целевой программы | | |Республики Хакасия |"Социальная поддержка многодетных семей в Республике Хакасия". | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.7. Улучшение жилищных условий молодым|Министерство по |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |семьям (в том числе с использованием |градостроительной и |программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы", подпрограмма "Обеспечение| |ипотечных жилищных кредитов и займов) |жилищной политике |жильем молодых семей". | |при оказании содействия за счет |Республики Хакасия | | |бюджетных средств. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.8. Развитие и укрепление материальной|Министерства труда и |Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики | |базы учреждений социального |социального развития |Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы". | |обслуживания семьи и детей. |Республики Хакасия | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2. Развитие учреждений детства и родовспоможения и улучшение медико-социальной помощи женщинам и детям | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.1 Реализация программы "Родовый |Министерство |Приоритетный национальный проект "Здоровье". | |сертификат". |здравоохранения | | | |Республики Хакасия, | | | |администрации | | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.2. Оснащение учреждений |Министерство |приоритетный национальный проект "Здоровье"; Закон Республики | |здравоохранения, оказывающих |здравоохранения |Хакасия "Об утверждении республиканской целевой программы "Дети | |медицинскую помощь матерям и детям, |Республики Хакасия, |Хакасии на 2008-2010 годы", подпрограмма "Здоровый ребенок"; | |современным медицинским оборудованием. |администрации |приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия "Об | | |муниципальных |утверждении ведомственной целевой программы "Здоровое поколение на| | |образований (по |2008-2010 годы"; | | |согласованию) |муниципальные программы развития здравоохранения. | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.3. Развитие медико-генетической |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |службы в Республике Хакасия с целью |здравоохранения |программы "Дети Хакасии на 2008-2010 годы", подпрограмма "Здоровый| |снижения смертности новорожденных от |Республики Хакасия |ребенок"; | |врожденных и наследственных | |приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия "Об | |заболеваний. | |утверждении ведомственной целевой программы "Здоровое поколение на| | | |2008-2010 годы". | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.4. Строительство, реконструкция, |Министерство |Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики | |капитальные ремонты учреждений детства |здравоохранения |Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы"; | |и родовспоможения. |Республики Хакасия, |муниципальные программы развития здравоохранения. | | |администрации | | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.5. Совершенствование профессиональной|Министерство |Муниципальные программы развития здравоохранения. | |подготовки и переподготовки |здравоохранения | | |медицинских работников службы охраны |Республики Хакасия, | | |материнства и детства. |администрации | | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.6. Улучшение жилищных условий врачам |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |специалистам, привлеченным для работы в|здравоохранения |программы "Перспективное развитие Государственного учреждения | |Государственном учреждении |Республики Хакасия, |здравоохранения "Хакасская республиканская больница им. Г.Я. | |здравоохранения "Хакасская |администрации |Ремишевской" на 2008-2010 годы"; муниципальные программы развития | |республиканская больница имени Г.Я. |муниципальных |здравоохранения. | |Ремишевской" и в муниципальных |образований (по | | |учреждениях здравоохранения, (в том |согласованию) | | |числе с использованием ипотечных | | | |жилищных кредитов и займов) при | | | |оказании содействия за счет бюджетных | | | |средств. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.7. Обеспечение детей в возрасте до |Министерство |Закон Республики Хакасия "О наделении органов местного | |трех лет специальными продуктами |здравоохранения |самоуправления в Республике Хакасия государственными полномочиями | |детского питания. |Республики Хакасия, |по обеспечению детей в возрасте до трех лет жизни специальными | | |администрации |продуктами детского питания". | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.8. Организация и проведение |Министерство |приоритетный национальный проект "Здоровье"; Закон Республики | |иммунопрофилактики детских инфекционных|здравоохранения |Хакасия "Об утверждении республиканской целевой программы | |заболеваний. |Республики Хакасия, |"Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на | | |администрации |2008-2010 годы", подпрограммы "Клещевой энцефалит" и | | |муниципальных |"Вакцинопрофилактика". | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.9. Совершенствование диспансеризации |Министерство |приоритетный национальный проект "Здоровье". | |детей, оставшихся без попечения |здравоохранения | | |родителей. |Республики Хакасия, | | | |администрации | | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию). | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.10. Совершенствование информационной |управления |муниципальные программы развития здравоохранения. | |пропагандисткой работы с населением по |здравоохранением | | |вопросам охраны репродуктивного |муниципальных | | |здоровья. |образований | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.11. Профилактика вертикального пути |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |передачи ВИЧ-инфекции (от матери к |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |ребенку). |Республики Хакасия |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Анти ВИЧ/СПИД". | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |3. Содействие устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | | | | | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |3.1. Организация и проведение выплат |Министерство образования|Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканского бюджета | |единовременных пособий при передаче |и науки Республики |Республики Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы" | |ребенка на воспитание в семью. |Хакасия |(субвенции федерального бюджета). | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |3.2. Содержание детей-сирот и детей, | | | |оставшихся без попечения родителей, в | | | |опекунских и приемных семьях. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |3.3. Оплата труда приемным родителям. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |3.3. Обеспечение функционирования | | | |регионального банка данных о | | | |детях-сиротах, подлежащих устройству в | | | |семьи. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4. Снижение смертности от предотвратимых причин и профилактика наиболее распространенных заболеваний | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.1.Совершенствование медицинской |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |помощи при болезнях сердечно-сосудистой|здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |системы: |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Артериальная | |внедрение в практику работы районных и |администрации |гипертония". Закон Республики Хакасия "Об утверждении | |городских лечебно-профилактических |муниципальных |республиканской целевой программы "Перспективное развитие | |учреждений метода суточного |образований (по |Государственного учреждения здравоохранения "Хакасская | |мониторирования артериального давления,|согласованию) |республиканская больница им. Г.Я. Ремишевской" на 2008-2010 годы";| |организация отделений | |приоритетный национальный проект "Здоровье"; муниципальные | |восстановительного лечения для больных | |программы развития здравоохранения. | |перенесших мозговой инсульт и | | | |черепно-мозговые травмы; организация | | | |пунктов измерения артериального | | | |давления на предприятиях, учреждениях; | | | |организация работы и оснащение | | | |ангиографического отделения на базе | | | |Государственного учреждения | | | |здравоохранения "Хакасская | | | |республиканская больница имени Г.Я. | | | |Ремишевской". | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.2. Совершенствование медицинской |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |помощи при дорожно-транспортных |здравоохранения |программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике | |травмах: |Республики Хакасия, |Хакасия на 2008-2010 годы"; | |мониторинг причин смертности и выхода |администрации |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |на инвалидность лиц, пострадавших в |муниципальных |программы "Перспективное развитие Государственного учреждения | |результате дорожно-транспортных |образований (по |здравоохранения "Хакасская республиканская больница им. Г.Я. | |происшествий, и эффективности оказанной|согласованию) |Ремишевской" на 2008-2010 годы"; | |им медицинской помощи; | |приоритетный национальный проект "Здоровье"; | |организация работы учебного центра по | |муниципальные программы развития здравоохранения. | |обучению участников дорожного движения | | | |приемам оказания первой медицинской | | | |помощи лицам, пострадавшим в результате| | | |дорожно-транспортных происшествий; | | | |дооснащение хирургических, | | | |нейрохирургических и травматологических| | | |отделений государственных и | | | |муниципальных учреждений | | | |здравоохранения реанимобилями и | | | |современным медицинским оборудованием | | | |для оперативного лечения, интенсивной | | | |терапии и | | | |реанимационно-анестезиологического | | | |пособия; | | | |обеспечение функционирования | | | |телемедицинской консультативной помощи | | | |муниципальным учреждениям | | | |здравоохранения при | | | |дорожно-транспортных травмах. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.3. Совершенствование медицинского |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |освидетельствования на наличие алкоголя|здравоохранения |программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению | |и наркотических веществ у водителей |Республики Хакасия, |наркотиками и их незаконному обороту в Республике Хакасия на | |транспортных средств: |администрации |2008-2010 годы"; | |обеспечение работы передвижных пунктов |муниципальных |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |медицинского освидетельствования; |образований (по |программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике | |развертывание дополнительных пунктов |согласованию) |Хакасия на 2008-2010 годы"; | |медицинского освидетельствования на | |муниципальные программы развития здравоохранения. | |алкоголь и наркотическое опьянение на | | | |базе учреждений здравоохранения | | | |муниципальных образований, | | | |расположенных вдоль основных | | | |автотранспортных магистралей | | | |федерального и республиканского | | | |подчинения, и оснащение их алкометрами;| | | |дооснащение медицинским оборудованием | | | |участковых больниц, врачебных | | | |амбулаторий, фельдшерско-акушерских | | | |пунктов, расположенных вдоль основных | | | |магистралей федеральных и | | | |республиканских дорог для оказания | | | |медицинской помощи пострадавшим в | | | |дорожно-транспортных происшествиях. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.4. Совершенствование медицинской |Министерство |Приоритетный национальный проект "Здоровье". | |помощи работающим гражданам и |здравоохранения | | |профилактика производственного |Республики Хакасия, | | |травматизма: |администрации | | | |муниципальных | | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————| | | |проведение углубленных медицинских | | | |осмотров гражданам, занятым на работах | | | |с вредными и (или) опасными условиями | | | |труда; | | | |———————————————————————————————————————| | | |проведение дополнительной | | | |диспансеризации граждан, работающих в | | | |государственных и муниципальных | | | |учреждениях сферы здравоохранения, | | | |образования, культуры, социальной | | | |защиты, физической культуры и спорта и | | | |в научно-исследовательских учреждениях.| | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.5. Организация обучения по охране |Министерство труда и |Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном | |труда руководителей и специалистов в |социального развития |социальном страховании от несчастных случаев на производстве и | |обучающих организациях в соответствии с|Республики Хакасия |профессиональных заболеваний". | |ГОСТ 12.0.004-90 и постановлением | | | |Минтруда Российской Федерации и | | | |Минобразования Российской Федерации от | | | |13.01.2003 N 1-29 "Об утверждении | | | |порядка обучения по охране труда и | | | |проверки знаний требований охраны труда| | | |работников организаций" | | | |———————————————————————————————————————| | | |4.6. Совершенствование медицинской | | | |помощи, гражданам, страдающим социально| | | |значимыми заболеваниями. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.1. Совершенствование медицинской |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |помощи, гражданам, страдающим |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |туберкулезом: |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Туберкулез"; | |- проведение семинаров с медицинскими |администрации |муниципальные программы развития здравоохранения. | |работниками общей лечебной сети с |муниципальных | | |участием специалистов НИИ туберкулеза; |образований (по | | |- организация микробиологического |согласованию) | | |обследования на туберкулез | | | |(приобретение питательных сред и | | | |расходных материалов); | | | |- приобретение флюорографической и | | | |рентгенологической пленки для | | | |обследования населения на туберкулез; | | | |- создание и обеспечение | | | |функционирования мониторинга | | | |результатов лечения туберкулеза | | | |(компьютеры); | | | |- приобретение современных | | | |противотуберкулезных препаратов, в том | | | |числе для лечения | | | |лекарственно-устойчивого туберкулеза; | | | |- оснащение современным диагностическим| | | |оборудованием; | | | |-приобретение дезинфицирующих средств | | | |для работы в очагах туберкулезной | | | |инфекции; | | | |- приобретение бактерицидных ламп и | | | |облучателей; | | | |- обеспечение работников туберкулезной | | | |службы средствами индивидуальной защиты| | | |(респиратор дыхательный); | | | |- обеспечение бациллярных больных | | | |защитными масками; | | | |- организация социальной поддержки | | | |больных туберкулезом, находящихся на | | | |амбулаторном лечении (приобретение | | | |продуктовых наборов и оплата проезда | | | |больных к месту лечения); | | | |- реконструкция здания ГУЗ | | | |"Республиканский противотуберкулезный | | | |диспансер". | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.2. Совершенствование методов |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |профилактики инфекций, управляемых |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |средствами специфической профилактики: |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограммы "Клещевой | |- развитие системы информирования |администрации |энцефалит" и "Вакцинопрофилактика"; | |населения о мерах предупреждения |муниципальных |муниципальные программы развития здравоохранения; | |распространения инфекций, управляемых |образований (по |приоритетный национальный проект "Здоровье". | |средствами специфической профилактики; |согласованию) | | |- совершенствование государственного | | | |контроля за проведением | | | |профилактических мероприятий; | | | |- создание эффективной системы | | | |транспортировки и хранения вакцин; | | | |- приобретение иммунобиологических | | | |препаратов; | | | |- проведение плановой иммунизации | | | |населения против клещевого энцефалита | | | |(приобретение вакцины); | | | |- проведение экстренной | | | |иммунопрофилактики клещевого энцефалита| | | |(приобретение противоклещевого | | | |иммуноглобулина); | | | |- организация и проведение мероприятий | | | |по повышению уровня знаний населения по| | | |профилактике клещевого энцефалита | | | |(видеороликосоциальная реклама и др.). | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.3. Совершенствование методов |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |диагностики и лечения при ВИЧ-инфекции,|здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |в том числе: |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Анти ВИЧ/СПИД"; | |- приобретение препаратов и расходных |администрации |муниципальные программы развития здравоохранения; приоритетный | |материалов для диагностики и лечения |муниципальных |национальный проект "Здоровье". | |больных ВИЧ-инфекцией; |образований (по | | |- оснащение диагностическим |согласованию) | | |оборудованием республиканского центра | | | |СПИД; | | | |- обеспечение и совершенствование | | | |постоянно действующей системы | | | |информирования населения по | | | |профилактике распространения | | | |ВИЧ-инфекции; | | | |- формирование приверженности к | | | |антиретровирусной терапии у больных | | | |ВИЧ-инфекцией, оказание им паллиативной| | | |помощи (обеспечение расходными | | | |материалами работы мультидисциплинарной| | | |команды, оплата транспортных и | | | |командировочных расходов); | | | |- организация и проведение обучающих | | | |семинаров по пропаганде здорового | | | |образа жизни среди молодежи; | | | |- внедрение и обеспечение мониторинга | | | |заболеваемости населения ВИЧ-инфекцией | | | |и оценки выполнения мероприятий по | | | |противодействию распространения | | | |ВИЧ-инфекции. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.4. Совершенствование медицинской |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |помощи больным сахарным диабетом: |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |- приобретение сахароснижающих |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Сахарный диабет"; | |лекарственных препаратов и средств |администрации |муниципальные программы развития здравоохранения. | |контроля за уровнем сахара в крови; |муниципальных | | |- ведение регистра больных сахарным |образований (по | | |диабетом; |согласованию) | | |- мониторинг заболеваемости населения | | | |сахарным диабетом и его осложнений; | | | |- организация и проведение школ для | | | |больных сахарным диабетом. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.5. Совершенствование методов |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |профилактики инфекций, передаваемых |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |половым путем, в том числе: |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Инфекции, | |- создание и обеспечение мониторинга |администрации |передаваемые половым путем"; муниципальные программы развития | |заболеваемости инфекциями, |муниципальных |здравоохранения. | |передаваемыми половым путем; |образований (по | | |- обеспечение функционирования |согласованию) | | |Интернет-сайта по профилактике | | | |инфекций, передаваемых половым путем; | | | |- разработка и тиражирование брошюр по | | | |пропаганде здорового образа жизни среди| | | |молодежи; | | | |- приобретение средств индивидуальной | | | |защиты; | | | |- приобретение современного | | | |медицинского и лабораторного | | | |оборудования; | | | |- приобретение лекарственных препаратов| | | |для лечения социально неадаптированных | | | |лиц, детей, беременных женщин; | | | |- приобретение тест-систем для | | | |лабораторной диагностики сифилиса | | | |методом иммуноферментного анализа. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.6. Профилактика и лечение вирусных |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |гепатитов: |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |- проведение мониторинга |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Вирусные | |распространения вирусных гепатитов; |администрации |гепатиты"; муниципальные программы развития здравоохранения. | |- создание системы информирования |муниципальных | | |населения по профилактике вирусных |образований (по | | |гепатитов; |согласованию) | | |- совершенствование специализированной | | | |медицинской помощи больным вирусными | | | |гепатитами, внедрение новых технологий | | | |диагностики и лечения (приобретение | | | |противовирусных препаратов). | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.7. Совершенствование профилактики, |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |диагностики и лечения онкологических |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |заболеваний, раннего выявления |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Онкология"; | |опухолевых и предраковых заболеваний, в|администрации |муниципальные программы развития здравоохранения. | |том числе: |муниципальных | | |- приобретение медицинского |образований (по | | |оборудования для оснащения палат |согласованию) | | |интенсивной терапии, эндоскопических | | | |технологий, ультразвуковой диагностики;| | | |- внедрение современных | | | |противоопухолевых лекарственных | | | |средств; | | | |- внедрение телекоммуникационных | | | |технологий (создание пункта | | | |телемедицины в Государственном | | | |учреждении здравоохранения "Хакасский | | | |республиканский онкологический | | | |диспансер". | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.8. Совершенствование методов |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |профилактики психических расстройств: |здравоохранения |программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми | |- создание и обеспечение мониторинга |Республики Хакасия, |заболеваниями на 2008-2010 годы", подпрограмма "Психические | |деятельности психиатрических учреждений|администрации |расстройства". | |и контроля качества психиатрической |муниципальных | | |помощи (приобретение компьютерной |образований (по | | |техники и программное обеспечение); |согласованию) | | |- обеспечение современными | | | |антипсихотическими препаратами больных | | | |с психическими расстройствами при | | | |стационарном лечении; | | | |- дооснащение современным медицинским | | | |оборудованием республиканского | | | |психоневрологического диспансера и | | | |республиканской психиатрической | | | |больницы. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.6.9. Обеспечение доступности и |Министерство |Закон Республики Хакасия "Об утверждении республиканской целевой | |повышение качества медицинской помощи |здравоохранения |программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению | |при наркологических расстройствах: |Республики Хакасия, |наркотиками и их незаконному обороту в Республике Хакасия на | |- создание токсикологической |администрации |2008-2010 годы"; Закон Республики Хакасия "Об утверждении | |лаборатории в Республике Хакасия; |муниципальных |республиканской целевой программы "Повышение безопасности | |- приобретение |образований (по |дорожного движения в Республике Хакасия на 2008-2010 годы". | |программно-диагностического комплекса |согласованию) | | |биологической обратной связи "БОСЛАБ" | | | |для наркологического кабинета г. | | | |Саяногорска; | | | |- оснащение ГУЗ "Республиканский | | | |наркологический диспансер" комплексной | | | |реабилитационной установкой "Альфа Окси| | | |Спа Narcology" и аппаратами | | | |транскраниальной электростимуляции | | | |головного мозга "Трансаир"). | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.7. Обеспечение доступности |Министерство |постановление Правительства Республики Хакасия от 27 октября 2005 | |лекарственной помощи населению |здравоохранения |г. N 361 "О порядке реализации и финансировании мер социальной | |Республики Хакасия. |Республики Хакасия, |поддержки по | | |администрации |обеспечению лекарственными средствами при амбулаторном лечении | | |муниципальных |отдельных категорий граждан в Республике Хакасия". | | |образований (по | | | |согласованию) | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |5. Повышение занятости молодежи и женщин, имеющих детей, их профессиональная подготовка и переподготовка | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |5.1. Профессиональная ориентация. |Государственный комитет |Закон Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики | | |по занятости населения |Хакасия на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы" (субвенции | | |Республики Хакасия |федерального бюджета). | |———————————————————————————————————————| | | |5.2. Профессиональная подготовка, | | | |переподготовка и повышение | | | |квалификации. | | | |———————————————————————————————————————| | | |5.3. Организация ярмарок вакансий и | | | |учебных рабочих мест. | | | |———————————————————————————————————————| | | |5.4. Содействие в поиске подходящей | | | |работы. | | | |———————————————————————————————————————| | | |5.5. Организация временного | | | |трудоустройства молодежи. | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |5.6. Привлечение общественных |Министерство |соглашение от 01.07.2005 N 27-д "О социальном партнерстве, | |объединений Республики Хакасия к |региональной политики |гражданском мире и согласии между Правительством Республики | |участию в работе органов |Республики Хакасия |Хакасия и общественными объединениями Республики Хакасия на | |государственной власти и местного | |2005-2008 годы". | |самоуправления Республики Хакасия по | | | |решению проблем мигрантов и | | | |социально-культурной адаптации | | | |добровольных переселенцев (проведение | | | |конкурса проектов научных и учебных | | | |учреждений, проведение мониторинга, | | | |публикации в печати, создание | | | |телепрограмм и радиопрограмм). | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |6. Создание условий для развития коренного малочисленного народа Российской Федерации (шорцев), проживающего в Республике Хакасия | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |6.1. Строительство участковой больницы |администрация Аскизского|постановление Правительства Российской Федерации от 25. 07. 2007 N| |в с. Балыкса Аскизского района. |района (по |478 "О внесении изменений в постановление Правительства | | |согласованию) |Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564". | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| |6.2. Проведение Международного дня |Министерство |Соглашение от 01.07. 2005 г. N 27-д "О социальном партнерстве, | |коренных малочисленных народов Севера. |региональной политики |гражданском мире и согласии между Правительством Республики | | |Республики Хакасия |Хакасия и общественными объединениями Республики Хакасия на | | | |2005-2008 годы". | | | | | | | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————| | |6.3. Укрепление института семьи на |Министерство | | |основе пропаганды национальных традиций|региональной политики | | |народов Республики Хакасия (проведение |Республики Хакасия | | |конкурса социальных проектов). | | | |———————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————| Приложение 2 к Комплексной программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" Объемы финансирования мероприятий Комплексной программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Хакасия на 2008-2010 годы" за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия на 2008-2010 годы |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————-——————————————-———————————-————————————| |N п/п|Наименование |Объемы | | | |финансирования по | | | |годам (тыс. руб.): | | | |——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | | |2008-2010 |2008 |2009 |2010 | | | | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |1. |Республиканская целевая программа |240090,0 |76558,0 |80898,0 |82634,0 | | |"Предупреждение и борьба с социально | | | | | | |значимыми заболеваниями на 2008-2010 | | | | | | |годы", всего, в том числе подпрограммы: | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Туберкулез", всего: |98910,0 |30228,0 |33898,0 |34784,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |в том числе капитальные вложения; |40800,0 |15000,0 |15800,0 |1000,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Вакцинопрофилактика"; |5300,0 |1000,0 |2100,0 |2200,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Анти-ВИЧ/СПИД"; |12200,0 |4700,0 |4700,0 |2800,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Сахарный диабет"; |60000,0 |18000,0 |20000,0 |22000,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Инфекции, передаваемые половым путем"; |8500,0 |3800,0 |2100,0 |2600,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Артериальная гипертония"; |9100,0 |3000,0 |2900,0 |3200,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Клещевой энцефалит"; |17000,0 |5500,0 |5500,0 |6000,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Вирусные гепатиты"; |3500,0 |1000,0 |1200,0 |1300,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Онкология"; |17000,0 |6800,0 |6300,0 |3900,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |"Психические расстройства". |8580,0 |2530,0 |2200,0 |3850,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |2. |Республиканская целевая программа |11910,0 |4610,0 |4000,0 |3300,0 | | |"Комплексные меры противодействия | | | | | | |злоупотреблению наркотиками и их | | | | | | |незаконному обороту в Республике Хакасия | | | | | | |на 2008-2010 годы". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |3. |Республиканская целевая программа |651660,0 |205500,0 |191900,0 |254260,0 | | |"Перспективное развитие Государственного | | | | | | |учреждения здравоохранения "Хакасская | | | | | | |республиканская больница им. Г.Я. | | | | | | |Ремишевской" на 2008-2010 годы. | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |4 |Республиканская целевая программа |11200,0 |3400,0 |3700,0 |4100,0 | | |"Повышение безопасности дорожного движения| | | | | | |в Республике Хакасия на 2008-2010 годы. | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |5 |Республиканская целевая программа |27600,0 |7300,0 |9800,0 |10500,0 | | |"Развитие образования в Республике Хакасия| | | | | | |на 2008-2010 годы". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |6 |Ежемесячное пособие на ребенка в |285000,0 |90000,0 |95000,0 |100000,0 | | |Республике Хакасия". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |7 |Закон Республики Хакасия "О наделении |57168,0 |17987,0 |19066,0 |20115,0 | | |органов местного самоуправления в | | | | | | |Республике Хакасия государственными | | | | | | |полномочиями по обеспечению детей в | | | | | | |возрасте до трех лет жизни специальными | | | | | | |продуктами детского питания". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |8 |Реализация и финансирование мер социальной|37000,0 |10000,0 |12000,0 |15000,0 | | |поддержки по обеспечению лекарственными | | | | | | |средствами при амбулаторном лечении. | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |9 |Организация спортивных мероприятий и |53979,0 |16078,0 |17551,0 |20350,0 | | |физкультурно-оздоровительной работы в 2008| | | | | | |году и на период до 2010 года. | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |10 |"Ведомственная целевая программа |39250,0 |12100,0 |13070,0 |14080,0 | | |"Социальная поддержка многодетных семей в | | | | | | |Республике Хакасия". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |11 |Республиканская целевая программа "Жилище"|35730,0 |11910,0 |11910,0 |11910,0 | | |на 2006-2010 годы", подпрограмма | | | | | | |"Обеспечение жильем молодых семей". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |12 |Средства, предусмотренные в |60421,0 |32826,0 |21415,0 |6180,0 | | |республиканском бюджете, на укрепление | | | | | | |материально-технической базы учреждений | | | | | | |социальной сферы, в том числе на | | | | | | |капитальный ремонт и реконструкцию | | | | | | |дома-интерната для детей-инвалидов в г. | | | | | | |Абакане. | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |13 |Республиканская целевая программа "Дети |9900,0 |3000,0 |3300,0 |3600,0 | | |Хакасии на 2008-2010 годы", подпрограмма | | | | | | |"Здоровый ребенок". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |14 |Ведомственная целевая программа "Здоровое |13500,0 |4500,0 |4500,0 |4500,0 | | |поколение на 2008-2010 годы". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| |15 |Ведомственная целевая программа |31208,0 |6841,0 |14563,0 |9804,0 | | |"Модернизация здравоохранения на 2008-2010| | | | | | |годы". | | | | | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| | |ВСЕГО: |1565616,0 |502610,0 |502673,0 |560333,0 | |—————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|——————————————|———————————|————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|