Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 10.11.2009 № 487

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                   Утратилo силу - Постановление
                                  Правительства Республики Хакасия
                                       от 23.11.2010 г. N 602

   Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы
    "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и
 населения при обращении с отходами производства и потребления на
                          2010-2012 годы"

    (В редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия
          от 30.07.2010 г. N 392; от 03.11.2010 г. N 564;
                      от 26.11.2010 г. N 641)


10 ноября 2009 года             г. Абакан                     N 487

    В   соответствии   с  постановлением  Правительства  Республики  
Хакасия от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных республиканских целевых 
программах,   предлагаемых  к  финансированию  из  республиканского  
бюджета  Республики  Хакасия  на  2010  год  и  на  плановый период 
2011-2012 годов" (с последующими изменениями) и в целях обеспечения 
экологической  безопасности  окружающей  среды  и населения в сфере 
обращения с отходами,
    Правительство Республики Хакасия

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    Утвердить   прилагаемую  долгосрочную  республиканскую  целевую  
программу  "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды 
и  населения при обращении с отходами производства и потребления на 
2010-2012 годы".


    Исполняющий обязанности
    Председателя Правительства Республики Хакасия,
    Первый заместитель
    Председателя Правительства Республики Хакасия          А. ГОЛЫШЕВ



                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                         от 10 ноября 2009 г. N 487
    (Приложение  в  редакции Постановлений Правительства Республики
Хакасия  от  30.07.2010  г.  N  392;  от  03.11.2010  г.  N 564; от
26.11.2010 г. N 641)

    Долгосрочная республиканская целевая программа "Обеспечение
    экологической безопасности окружающей среды и населения при
обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы"

Паспорт долгосрочной республиканской целевой программы "Обеспечение
    экологической безопасности окружающей среды и населения при
обращении с отходами производства и потребления на 2010-2012 годы"

|----------------------------|------------------------------------------------|
|Наименование                |- долгосрочная республиканская целевая программа|
|                            |"Обеспечение экологической безопасности         |
|                            |окружающей среды и населения при обращении с    |
|                            |отходами производства и потребления на 2010-2012|
|                            |годы".                                          |
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Дата принятия решения о     |постановление Правительства Республики Хакасия  |
|разработке (наименование и  |от 26.08.2009 N 377 "О долгосрочных             |
|номер соответствующего      |республиканских целевых программах, предлагаемых|
|нормативного акта)          |к финансированию из республиканского бюджета    |
|                            |Республики Хакасия на 2010 год и на плановый    |
|                            |период 2011-2012 годов" (с последующими         |
|                            |изменениями).                                   |
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Государственный заказчик    |- Государственный комитет по промышленности и   |
|                            |экологии Республики Хакасия.                    |
    (Позиция  в  редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 26.11.2010 г. N 641)
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Цель                        |- решение проблем организации утилизации и      |
|                            |переработки бытовых и промышленных отходов с    |
|                            |соблюдением мер экологической безопасности и    |
|                            |обеспечения уменьшения факторов риска здоровью  |
|                            |населения.                                      |
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Задачи                      |обеспечение необходимых санитарно-экологических |
|                            |условий функционирования населенных пунктов     |
|                            |республики и устранение предпосылок для         |
|                            |образования несанкционированных свалок;         |
|                            |оптимизация структуры системы сбора,            |
|                            |транспортировки и размещения отходов, в полной  |
|                            |мере соответствующей экологическим и            |
|                            |санитарно-гигиеническим нормам и правилам;      |
|                            |укрепление материально-технической базы         |
|                            |специализированных предприятий по обращению с   |
|                            |отходами производства и потребления;            |
|                            |- интеграция ТБО в поселениях на районных       |
|                            |полигонах, обеспечивающая стимулирование        |
|                            |создания пунктов сортировки ТБО для последующей |
|                            |утилизации и переработки.                       |
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Показатели результативности |- в 2010 году: за счет строительства полигонов  |
|(целевые индикаторы)        |ТБО будут созданы условия для снижения          |
|                            |негативного воздействия отходов на окружающую   |
|                            |среду на 23%, оснащение мусоровозами и бункерами|
|                            |муниципальных образований снизит на 10%         |
|                            |загрязнение окружающей среды отходами поселений;|
|                            |- в 2011 году: за счет строительства полигона   |
|                            |ТБО будут созданы условия для снижения          |
|                            |негативного воздействия отходов на окружающую   |
|                            |среду на 3%, оснащение мусоровозами и бункерами |
|                            |муниципальных образований снизит на 51%         |
|                            |загрязнение окружающей среды отходами поселений;|
|                            |- в 2012 году: за счет строительства полигонов  |
|                            |ТБО будут созданы условия для снижения          |
|                            |негативного воздействия отходов на окружающую   |
|                            |среду на 55%, оснащение мусоровозами и бункерами|
|                            |муниципальных образований снизит на 9%          |
|                            |загрязнение окружающей среды отходами поселений.|
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Сроки и этапы реализации    |-2010-2012 годы.                                |
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Объемы финансирования       |- общий объем финансирования составляет 226,3   |
|                            |млн. рублей, в том числе за счет: средств       |
|                            |республиканского бюджета Республики Хакасия - 75|
|                            |млн. рублей, из них в 2010 году - 28,0 млн.     |
|                            |рублей, в 2011 году - 22,0 млн. рублей, в 2012  |
|                            |году - 25,0 млн. рублей; внебюджетных средств - |
|                            |151,3 млн. рублей, из них в 2010 году - 7,0 млн.|
|                            |рублей, в 2011 году - 54,3 млн. рублей, в 2012  |
|                            |году - 90,0 млн. рублей.                        |
    (Позиция  в  редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 30.07.2010 г. N 392)
|----------------------------|------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные          |- за период реализации Программы будет построено|
|результаты реализации       |шесть полигонов ТБО, на которых будет           |
|                            |обеспечено захоронение в соответствии с         |
|                            |экологическими и санитарно-эпидемиологическими  |
|                            |требованиями 81% коммунальных отходов,          |
|                            |образующихся в Республике Хакасия;              |
|                            |- в пяти муниципальных образованиях будет       |
|                            |обеспечено усиление материальной базы районных  |
|                            |управлений коммунального хозяйства, что         |
|                            |обеспечит снижение на 70% объемов отходов,      |
|                            |размещаемых на несанкционированных и            |
|                            |санкционированных свалках поселений районов;    |
|                            |мусоросортировочный комплекс обеспечит          |
|                            |сортировку 37% ТБО Республики Хакасии, а также  |
|                            |обеспечит безопасное захоронение 100%           |
|                            |пожароопасных отходов III и IV классов          |
|                            |опасности, образованных на территории Республики|
|                            |Хакасия.                                        |
|----------------------------|------------------------------------------------|

                    1. Характеристика проблемы
    Приоритетным   направлением  социально-экономического  развития  
Республики  Хакасия является обеспечение экологической безопасности 
окружающей среды и населения в сфере обращения с отходами.
    Сложившаяся   в   Республике   Хакасия   ситуация   в   области   
образования,  использования, обезвреживания, хранения и захоронения 
отходов    ведет   к   опасному   загрязнению   окружающей   среды,   
нерациональному  использованию  природных  ресурсов, экономическому 
ущербу   и   представляет   реальную   угрозу   здоровью  населения  
республики.
    По  данным  статистической отчетности 2-ТП (отходы), по которой 
отчитываются  предприятия  и  организации  производственной  сферы,  
общее количество отходов производства и потребления, накопленных на 
территории  Республики  Хакасия к началу 2009 года, составляет 1220 
млн.  тонн.  За  2008  год  данными  предприятиями  и организациями 
образовано   54   млн.  тонн  отходов  производства  и  потребления  
различных классов опасности.
    Из   общего  количества  годового  образования  отходов  99,7%,  
являются   инертными   отходами   добывающей  или  перерабатывающей  
промышленности,  степень вредного воздействия которых на окружающую 
среду незначительна.
    Таким   образом,   в   целях   повышения  уровня  экологической  
безопасности   территории   Республики   Хакасия   от   негативного   
воздействия  на  окружающую  среду необходимо обеспечить безопасное 
обращение с отходами I-IV класса опасности.
    Сложившаяся   практика   обращения  с  отходами  на  территории  
Республики  Хакасия  показывает,  что на объекты размещения отходов 
(хранение  более  трех  лет  или  захоронение)  направляются только 
опасные  отходы  IV  класса  опасности.  Более опасные отходы I-III 
класса  опасности,  как  правило,  передаются  для  обезвреживания,  
использования   или   транспортировки   на  объекты  переработки  в  
республике  или  за  ее  пределами.  Исключением  из  этого правила 
являются   отходы  различных  материалов  и  веществ,  загрязненных  
нефтепродуктами.
    Следовательно,    основным    направлением    по    обеспечению    
экологической   безопасности   окружающей  среды  и  населения  при  
обращении   с  отходами  производства  и  потребления  должно  быть  
создание  системы  управления  безопасного  обращения с отходами IV 
класса опасности.
    Система  управления  безопасного  обращения  с  отходами должна 
включать следующие подсистемы:
    - дифференцированный сбор отходов;
    - временное накопление отходов;
    - сортировка и брикетирование;
    - захоронение не утилизируемых компонентов отходов на полигонах 
твердых бытовых отходов (ТБО).
    Учитывая  тот  факт,  что  статистическому  учету по форме 2-ТП 
(отходы)  подлежат  отходы  предприятий производственной сферы, был 
произведен  расчет норматива образования отходов населения, а также 
учреждений   и  организаций  социальной  инфраструктуры  поселений,  
который составил 303680,1 т/год: из них отходов IV класса опасности 
- 63,2%.
    Таким  образом,  суммарный годовой норматив образования опасных 
отходов  (IV класса опасности) на территории республики, включающий 
в себя отходы предприятий производственной сферы, отходы населения, 
учреждений   и   организаций  социальной  инфраструктуры,  составил  
339446,1 т/год, из них 56,5 % опасных отходов образованы населением 
республики и социальной инфраструктурой поселений.
    Ежегодно  534  тыс. тонн ТБО, в том числе 336 тыс. тонн опасных 
отходов,  размещается  на  100  не обустроенных объектах размещения 
отходов,  занимающих площадь 277,896 га. Так, до настоящего времени 
свалка  Абакано-Черногорского  промузла  не  обустроена  до уровня, 
соответствующего  полигону  ТБО.  Размещение  ТБО г. Саяногорска на 
существующей   свалке   привело   к   загрязнению   подземных  вод.  
Переполнение  свалки  ТБО  г.  Абазы  создало  ситуацию,  близкую к 
чрезвычайной.  Несмотря  на выполнение работ по обустройству свалок 
ряда   поселений,   эти   свалки   продолжают  эксплуатироваться  с  
нарушением  правил  обращения с отходами. В связи с этим происходит 
возгорание  отходов.  Не  ведется  мониторинг загрязнения подземных 
вод,  атмосферы  и  почвы  в  зоне  воздействия объектов размещения 
отходов на окружающую среду.
    Геологическая  среда  в районах расположения населенных пунктов 
республики,  как  правило,  лимитирует создание объектов размещения 
отходов  без  искусственных экранов в виде глиняного замка толщиной 
не  менее  50  см, а также нагорных канав для перехвата талых вод и 
ливневых стоков.
    Кроме  того,  на свалках поселений, территориально удаленных от 
городов,  в  которых  есть  спрос  на  перегной  и навоз для дачных 
участков, избыточный для приусадебного участка навоз размещается на 
свалки  совместно  с ТБО. Анализ структуры отходов на таких свалках 
показывает, что на 70% отходы состоят из навоза и ботвы, потерянных 
для повышения плодородия сельскохозяйственных земель.
    Места   свалок   являются  благоприятной  средой  для  развития  
патогенной  микрофлоры  и  паразитической  микро  и макрофауны. При 
положительной    температуре   на   свалках   активно   развиваются   
переносчики  инфекционных  заболеваний  (патогенная  микрофлора)  и  
гельминтофауна,   мухи   и   грызуны.  Переносу  этих  инфекционных  
заболеваний  способствуют  и  представители  орнитофауны,  в первую 
очередь - вороны.
    Эксплуатация   практически  всех  объектов  размещения  отходов  
осуществляется с нарушением экологических и санитарно-гигиенических 
норм  и  правил,  что способствует загрязнению атмосферного воздуха 
вредными  химическими  веществами  (сероводород,  индол,  скатол  и  
т.п.).  Фильтрат,  содержащий  вредные  химические  и биохимические 
препараты,  загрязняет почвенный слой, попадает в грунтовые воды, а 
затем в открытые водоемы.
    Обследования  на  предмет  эмиссии вредных веществ в окружающую 
среду,  проведенные  в  ряде  городов  России  в рамках федеральной 
программы  "Диоксины",  показали, что при горении одного килограмма 
бытовых   отходов  происходит  выброс  40  мкг  диоксинов.  Среднее  
содержание  диоксинов  в дымовых газах составляет около 1 нг/куб. м 
(2180  ПДК).  Кроме диоксинов происходит выброс полихлорбефинилов и 
полициклических     ароматических    углеводородов    (концентрация    
бенз(а)пирена  в  воздухе  под  факелом горения до 47 раз превышает 
ПДК).
    Наличие  возле  поселений,  не обустроенных мест для размещения 
ТБО   делает   прилегающие   к   дорогам   земли  непригодными  для  
сельскохозяйственных   нужд,   так   как   вдоль  подъездных  путей  
вываливается   бытовой   мусор  и  другие  отходы.  Ветер  разносит  
полиэтиленовые  пакеты,  бумагу на большие расстояния, что засоряет 
близлежащие земли.
    Наиболее  проблемными  территориями по размещениям ТБО являются 
населенные   пункты,   расположенные   в  пойме  реки  Абакан.  При  
возникновении паводковой ситуации и поднятии грунтовых вод, а также 
вследствие выпадения естественных осадков токсичные вещества, в том 
числе тяжелые металлы, с мест, не оборудованных для размещения ТБО, 
попадают  в  воды реки Абакан, что может стать источником массового 
заболевания людей и животных.
    Сложившаяся  ситуация  усугубляется произошедшими изменениями в 
разграничении  полномочий в сфере обращения с отходами производства 
и  потребления.  С  1  января  2005  года  из полномочий Российской 
Федерации   исключены   полномочия  по  разработке,  утверждению  и  
реализации  федеральных  целевых  программ  в  области  обращения с 
отходами,   все   полномочия   по  решению  вопросов  утилизации  и  
переработки отходов переданы районным муниципалитетам, которые не в 
состоянии   самостоятельно   решить   данную   проблему,  поскольку  
большинство районов республики является дотационными.
    Анализ   реальных  действий  по  решению  проблемы  обеспечения  
экологической  безопасности  при обращении с коммунальными отходами 
показал,  что  администрации районов и городов имеют разную степень 
готовности     к     выполнению     требований     природоохранного     
законодательства  в  сфере  обращения  с  отходами  в  рамках своих 
полномочий.
    1.1.  Степень готовности муниципальных образований к выполнению 
требований  природоохранного  законодательства  в сфере обращения с 
отходами в рамках своих полномочий

|----------------------------|-----------------------|-------------------------|
|Стадия реализации полномочий|Муниципальное          |Степень готовности       |
|по утилизации и переработке |образование            |                         |
|отходов                     |                       |                         |
|----------------------------|-----------------------|-------------------------|
|Наличие полигона ТБО        |Аскизский район        |Полигон не сдан в        |
|                            |                       |эксплуатацию и не        |
|                            |                       |получена лицензия        |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |Таштыпский район       |Не в полной мере         |
|                            |                       |выполнены работы,        |
|                            |                       |предусмотренные проектом.|
|                            |                       |Не получена лицензия     |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |Усть-Абаканский район  |Не получена лицензия     |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |г. Черногорск          |Не получена лицензия     |
|----------------------------|-----------------------|-------------------------|
|Наличие проекта полигона    |Ширинский район        |Получено положительное   |
|                            |                       |заключение               |
|                            |                       |государственной          |
|                            |                       |экспертизы               |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |г. Сорск               |Получено положительное   |
|                            |                       |заключение               |
|                            |                       |государственной          |
|                            |                       |экспертизы               |
|----------------------------|-----------------------|-------------------------|
|Наличие акта выбора участка |Боградский район       |Проект полигона устарел, |
|земли для строительства     |                       |поэтому требуется его    |
|полигона                    |                       |корректировка и повторное|
|                            |                       |проведение               |
|                            |                       |государственной          |
|                            |                       |экспертизы               |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |Орджоникидзевский район|Отсутствует              |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |Алтайский район        |Отсутствует              |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |Бейский район          |Отсутствует              |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |г. Саяногорск          |Отсутствует              |
|                            |-----------------------|-------------------------|
|                            |г. Абаза               |Отсутствует              |
|----------------------------|-----------------------|-------------------------|
|Наличие заключения          |г. Абакан, г.          |Предложено три           |
|гидрогеологов на            |Черногорск             |альтернативных участка,  |
|строительство               |                       |благоприятных по         |
|мусороперерабатывающего     |                       |гидрогеологическим       |
|комплекса                   |                       |условиям                 |
|Абакано-Черногорского       |                       |                         |
|промузла                    |                       |                         |
|----------------------------|-----------------------|-------------------------|

    Кроме   коммунальных   отходов   необходимо   решить   проблему   
размещения   отходов   предприятий,   загрязненных   пожароопасными   
веществами.  Эти  отходы относятся к III и IV классам опасности для 
окружающей  природной  среды.  Они  в  соответствии  с  санитарными  
нормами и правилами не могут быть размещены в картах по захоронению 
ТБО  как  из-за  пожароопасных  свойств  отходов, так и из-за более 
жестких требований к обустройству карт захоронения этих отходов.
    1.2.   Сведения   об   образовании   пожароопасных   твердых  и  
шламообразных  отходов  производства  III и IV классов опасности по 
форме 2-ТП (отходы)

|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|N строки|Отходы, сгруппированные по  |Код отхода согласно|Норматив        |
|        |классам опасности для       |Федеральному       |образование     |
|        |окружающей природной среды и|классификационному |отходов за год, |
|        |видам отходов               |каталогу отходов   |т/год           |
|        |                            |(ФККО)             |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|1       |ВСЕГО ОТХОДОВ               |                   |630,908         |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|2       |Третий класс опасности для  |                   |471,259         |
|        |окружающей природной среды  |                   |                |
|        |(всего)                     |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|        |в том числе:                |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|3       |Опилки древесные,           |1713020104033      |20,885          |
|        |загрязненные минеральными   |                   |                |
|        |маслами (содержание масел - |                   |                |
|        |15 % и более)               |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|4       |Песок, загрязненный         |3140230204033      |115,163         |
|        |нефтепродуктами (содержание |3140230304033      |                |
|        |нефтепродуктов - 15 % и     |                   |                |
|        |более)                      |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|5       |Обтирочный материал,        |5490270101033      |0,443           |
|        |загрязненный маслами        |                   |                |
|        |(содержание масел 15 % и    |                   |                |
|        |более)                      |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|6       |Пенька промасленная         |5490300201033      |0,957           |
|        |(содержание масла 15 % и    |                   |                |
|        |более)                      |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|7       |Сальниковая набивка         |5490300301033      |0,241           |
|        |асбестографитовая,          |                   |                |
|        |промасленная (содержание    |                   |                |
|        |масла 15 % и более)         |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|8       |Отходы твердых              |5490300000000      |333,570         |
|        |производственных материалов,|                   |                |
|        |загрязненные нефтяными и    |                   |                |
|        |минеральными жировыми       |                   |                |
|        |продуктами (масляные        |                   |                |
|        |фильтры)                    |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|9       |Четвертый класс опасности   |                   |159,649         |
|        |для окружающей природной    |                   |                |
|        |среды (всего)               |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|        |в том числе:                |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|10      |Опилки древесные,           |1713020101034      |49,191          |
|        |загрязненные нефтепродуктами|1713020201034      |                |
|        |(содержание нефтепродуктов  |1713030101034      |                |
|        |- менее 15%)                |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|11      |Песок, загрязненный         |3140230201034      |49,933          |
|        |нефтепродуктами (содержание |                   |                |
|        |нефтепродуктов - менее 15%) |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|12      |Обтирочный материал,        |5490270101034      |55,608          |
|        |загрязненный маслами        |                   |                |
|        |(содержание масел менее 15%)|                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|13      |Пенька промасленная         |5490300201034      |0,284           |
|        |(содержание масла менее 15%)|                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|14      |Сальниковая набивка         |5490300301034      |0,567           |
|        |асбестографитовая,          |                   |                |
|        |промасленная (содержание    |                   |                |
|        |масла менее 15%)            |                   |                |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|
|15      |Отходы лакокрасочных средств|5550000000000      |4,066           |
|--------|----------------------------|-------------------|----------------|

    Часть  из  этих  отходов  может  быть  обезврежена  термическим  
методом,  а  сыпучие  материалы,  полученные на выходе установки по 
термическому  обезвреживанию,  использованы на полигонах в качестве 
инертного  материала,  при  послойном захоронении отходов. Но такие 
отходы  как  отработанные  масляные  фильтры  не могут подвергаться 
термическому  обезвреживанию по следующим причинам: масляный фильтр 
может  изготавливаться  из галогенсодержащих пластмасс, которые при 
воздействии   температуры  500-800  градусов  будут  разлагаться  с  
образованием  диоксинов; отработанные моторные масла, находящиеся в 
отработанном   масляном   фильтре,   содержат   в  сто  раз  больше  
полициклических    ароматических   углеводородов   (ПАУ),   которые   
расщепляются    на   простейшие   углеводороды   при   температурах   
превышающих  1100-1200  градусов.  Таким образом, при температурном 
обезвреживании   будут   происходить  выбросы  чрезвычайно  опасных  
загрязняющих веществ ПАУ, в том числе бенз(а)пирена.
    Следовательно,  для захоронения или длительного хранения данных 
пожароопасных  отходов должны быть организованы два участка. Первый 
-  для захоронения отработанных масляных фильтров (которые не могут 
быть  подвержены  термическому обезвреживанию) мощностью 350 т/год; 
второй - для прочих пожароопасных отходов мощностью - 300 т/год.
    Для  снижения  себестоимости затрат на захоронение и длительное 
хранение этих отходов целесообразно территориально объединить такой 
полигон  с  полигоном  ТБО.  Создание  комплекса  позволит  снизить  
эксплуатационные   затраты,   в   том  числе  на  электроснабжение,  
подъездные  пути,  охрану,  ограждение  территории,  спецтехнику  и  
мониторинг окружающей среды.
    Месторасположение  такого  полигона  должно находиться в центре 
образования   пожароопасных   отходов   республики,   то   есть  на  
территории, примыкающей к Абакано-Черногорскому промышленному узлу.
    Таким   образом,   уровень   безопасности  окружающей  среды  и  
населения при обращении с отходами производства и потребления может 
быть  существенно  повышен  за  счет  создания  системы  управления  
обращением  с ТБО, основанной на применении элементов инновационных 
технологий коммунального хозяйства.
    Практически  все  объекты  размещения  ТБО не соответствуют как 
экологическим,   так  и  санитарно-гигиеническим  требованиям,  что  
оказывает  негативное  воздействие  на  окружающую среду и здоровье 
населения.
    Объекты  размещения  ТБО  населенных  пунктов,  расположенных в 
пойме   рек,   загрязняют   поверхностные  водоемы.  Финансирование  
обустройства  маломощных  объектов  размещения  ТБО  для  отдельных  
сельских  поселений  нецелесообразно,  так  как  эксплуатация таких 
объектов в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими 
нормами  и  правилами,  во-первых,  избыточно затратна для сельских 
поселений,  а,  во-вторых,  противоречит  полномочиям, определенным 
федеральными   законами  для  сельских  муниципальных  образований.  
Решение   вопроса   раздельного  сбора  ТБО  и  навоза  в  сельских  
поселениях на стадии организации сбора и вывоза отходов существенно 
снизит  негативное  воздействие  этих отходов на окружающую среду и 
сохранит в кругообороте веществ ценный органический материал.
    Пожароопасные   отходы,  загрязненные  нефтепродуктами,  должны  
размещаться  на  специализированном  полигоне промышленных отходов, 
состоящем  из  двух участков. Первый участок - для отходов, которые 
могут  быть  обезврежены  и  в  дальнейшем  использованы в качестве 
инертного  материала  на  полигоне ТБО. Второй участок - для прочих 
отходов,   загрязненных   нефтепродуктами,   которые   должны  быть  
захоронены.  Для  снижения  затрат  на строительство и эксплуатацию 
полигона   пожароопасных   отходов   такой   полигон  целесообразно  
территориально объединить с полигоном ТБО.

                         2. Цель и задачи
    Основной  целью  долгосрочной республиканской целевой программы
"Обеспечение   экологической   безопасности   окружающей   среды  и
населения  при  обращении  с отходами производства и потребления на
2010-2012  годы"  (далее  -  Программа)  является  решение  проблем
организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов
с   соблюдением   мер  экологической  безопасности  и  обеспечением
снижения факторов риска здоровью населения.
    Основными задачами являются:
    обеспечение    необходимых    санитарно-экологических   условий   
функционирования   населенных   пунктов   республики  и  устранение  
предпосылок для образования несанкционированных свалок;
    оптимизация   структуры   системы   сбора,   транспортировки  и  
размещения  отходов,  в полной мере соответствующей экологическим и 
санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
    укрепление   материально-технической   базы  специализированных  
предприятий по обращению с отходами производства и потребления;
    интеграция    ТБО   в   поселениях   на   районных   полигонах,   
обеспечивающая  стимулирование  создания пунктов сортировки ТБО для 
последующей утилизации и переработки.

    (Раздел   в  редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 30.07.2010 г. N 392)

                3. Перечень программных мероприятий

                                                                           (тыс. рублей)
|---------------------------------|----------------------------------------------------|
|Наименование мероприятия,        |Объем финансирования программных мероприятий        |
|источники финансирования         |                                                    |
|                                 |---------------------------------------|------------|
|                                 |по годам                               |всего       |
|                                 |--------------|------------|-----------|            |
|                                 |2010          |2011        |2012       |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|1. Проектирование полигонов ТБО  |7484          |2500        |800        |10784       |
|городов и районов республики     |              |            |           |            |
|(геологические и                 |              |            |           |            |
|гидрогеологические изыскания,    |              |            |           |            |
|землеустроительные работы,       |              |            |           |            |
|проектные работы, согласования,  |              |            |           |            |
|заключения и экспертизы) - всего |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Из них                           |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Средства республиканского бюджета|484           |2500        |800        |3784        |
|Республики Хакасия               |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|В том числе субсидии бюджетам    |484           |2500        |800        |3784        |
|муниципальных образований        |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Внебюджетные средства            |7000          |            |           |7000        |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|2. Строительство полигонов ТБО   |17966         |65600       |106000     |189566      |
|городов и районов республики     |              |            |           |            |
|(капитальное строительство и     |              |            |           |            |
|технологическое присоединение к  |              |            |           |            |
|объектам электроэнергетики) -    |              |            |           |            |
|всего                            |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Из них                           |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Средства республиканского бюджета|17966         |11300       |16000      |45266       |
|Республики Хакасия               |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|В том числе субсидии бюджетам    |17966         |11300       |16000      |45266       |
|муниципальных образований        |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Внебюджетные средства            |              |54300       |90000      |144300      |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|3. Приобретение для муниципальных|9550          |8200        |8200       |25950       |
|образований большегрузных        |              |            |           |            |
|мусоровозов и бункеров, а также  |              |            |           |            |
|оснащение полигонов спецтехникой |              |            |           |            |
|- всего                          |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Из них                           |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Средства республиканского бюджета|9550          |8200        |8200       |25950       |
|Республики Хакасия               |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|В том числе субсидии бюджетам    |9550          |8200        |8200       |25950       |
|муниципальных образований        |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|ИТОГО                            |35000         |76300       |115000     |226300      |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Из них                           |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Средства республиканского бюджета|28000         |22000       |25000      |75000       |
|Республики Хакасия               |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|В том числе субсидии бюджетам    |28000         |22000       |25000      |75000       |
|муниципальных образований        |              |            |           |            |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|
|Внебюджетные средства            |7000          |54300       |90000      |151300      |
|---------------------------------|--------------|------------|-----------|------------|

    (Раздел   в  редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 03.11.2010 г. N 564)

               4. Обоснование ресурсного обеспечения
    Общий  объем финансирования - 226,3 млн. рублей, в том числе за 
счет:
    средств  республиканского  бюджета Республики Хакасия - 75 млн. 
рублей,  из  них в 2010 году - 28,0 млн. рублей, в 2011 году - 22,0 
млн. рублей, в 2012 году - 25,0 млн. рублей;
    внебюджетных  средств - 151,3 млн. рублей, из них в 2010 году - 
7,0 млн. рублей, в 2011 году - 54,3 млн. рублей, в 2012 году - 90,0 
млн. рублей.

Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского
            бюджета Республики Хакасия местным бюджетам

    4.1.  Субсидии  из  республиканского бюджета Республики Хакасия 
(далее  -  субсидии) предоставляются местным бюджетам на реализацию 
мероприятий  по  обеспечению  экологической безопасности окружающей 
среды   и   населения  при  обращении  с  отходами  производства  и  
потребления в рамках аналогичных долгосрочных муниципальных целевых 
программ.
    4.2.  Субсидии  предоставляются  при  соблюдении муниципальными 
образованиями следующих условий:
    -  наличие  утвержденных аналогичных долгосрочных муниципальных 
целевых программ;
    -   наличие   в   местном  бюджете  муниципального  образования  
бюджетных   ассигнований   на  реализацию  мероприятий  аналогичных  
долгосрочных муниципальных целевых программ.
    4.3.    Критерии    отбора    муниципальных   образований   для
предоставления   субсидий  на  реализацию  мероприятий  аналогичных
долгосрочных муниципальных целевых программ:
    для  проектирования  полигона  -  наличие документации на отвод 
земельного   участка,   на   котором  предполагается  строительство  
полигона в рамках реализации мероприятий Программы;
    для строительства полигона и оснащения полигонной спецтехникой:
    -   наличие   в   муниципальном   образовании  проектно-сметной  
документации   на   строительство   полигона  ТБО,  утвержденной  в  
установленном порядке;
    -  отсутствие на территории муниципального образования полигона 
ТБО.
    (Пункт   в   редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 03.11.2010 г. N 564)
    4.4. Распределение субсидий осуществляется между муниципальными 
образованиями, которые соответствуют условиям и критериям отбора.
    4.5. Общий размер субсидии (V]), предоставляемой муниципальному 
образованию, прошедшему отбор, определяется по следующей формуле:


                       Vj = Vjп + Vjт + Vjc

    где:
    Vjп  -  размер  субсидии  i-му  муниципальному  образованию  на  
проектирование  полигона  ТБО,  в  том  числе  на  геологические  и  
гидрогеологические  изыскания, землеустроительные работы, проектные 
работы, согласования, заключения и экспертизы;
    Vjс  -  размер  субсидии  i-му  муниципальному  образованию  на  
строительство полигонов ТБО;
    Vjт  -  размер  субсидии  i-му  муниципальному  образованию  на  
приобретение   большегрузных   мусоровозов   и  бункеров,  а  также  
оснащение полигонов спецтехникой.
    Размер    субсидии    i-му    муниципальному   образованию   на   
проектирование  полигона  ТБО,  в  том  числе  на  геологические  и  
гидрогеологические  изыскания, землеустроительные работы, проектные 
работы,  согласования,  заключения  и экспертизы, рассчитывается по 
следующей формуле:

                   Vjп = (Упобщ / SUM Sп ) х Sjп

    где:
    Vjп  -  размер  субсидии  i-му  муниципальному  образованию  на  
проектирование полигона ТБО;
    Упобщ  -  общий  размер субсидий из республиканского бюджета на 
проектирование  полигонов  ТБО,  соответствующий  установленному  в  
разделе 3 объему финансирования данных программных мероприятий;
    SUM   Sп   -   суммарный   размер   стоимости   заявленных   на   
софинансирование  мероприятий  муниципальных  целевых  программ  на  
проектирование полигонов ТБО;
    Sjп  -  размер  финансовых  средств, необходимых для разработки 
проектно-сметной    документации    полигона    ТБО,    для   i-ого   
муниципального образования в соответствии с заявкой.
    Размер   уровня   софинансирования   расходного   обязательства   
муниципального  образования  за  счет  субсидий  на  проектирование  
полигона ТБО устанавливается в размере 90%.
    Уровень      софинансирования      расходного     обязательства     
муниципального образования за счет местного бюджета устанавливается 
не  ниже  10%  средств, необходимых для разработки проектно-сметной 
документации полигона ТБО.
    Размер   субсидии  на  строительство  полигона  ТБО  для  i-ого  
муниципального образования рассчитывается по следующей формуле:

                  Vjc = (Усобщ / SUM Sс ) х Sjс,

    где:
    Vjс  -  размер  субсидии  i-му  муниципальному  образованию  на  
строительство полигона ТБО;
    Усобщ  -  общий  размер субсидий из республиканского бюджета на 
строительство   полигонов  ТБО,  соответствующий  установленному  в  
разделе 3 объему финансирования данных программных мероприятий;
    SUM   Sc   -   суммарный   размер   стоимости   заявленных   на   
софинансирование  мероприятий  муниципальных  целевых  программ  на  
строительство полигонов ТБО;
    Sjс  - размер финансовых средств, необходимых для строительства 
полигона ТБО, для j-ого муниципального образования, определенных на 
основе    проектно-сметной    документации   полигона   ТБО   i-ого   
муниципального образования или по результату аукциона.
    Размер   уровня   софинансирования   расходного   обязательства   
муниципального   образования  за  счет  субсидий  на  строительство  
полигона ТБО устанавливается в размере 80%.
    Уровень      софинансирования      расходного     обязательства     
муниципального образования за счет местного бюджета устанавливается 
не ниже 20% средств, необходимых для строительства полигона ТБО.
    Размер  субсидии  на  приобретение  большегрузных мусоровозов и 
бункеров,  а  также оснащение полигонов спецтехникой рассчитываются 
по следующей формуле:

                  Vjт = (Утобщ / SUM Sт ) х Sjт,

    где:
    Vjт  -  размер  субсидии  i-му  муниципальному  образованию  на  
приобретение   большегрузных   мусоровозов   и  бункеров,  а  также  
оснащение полигонов спецтехникой;
    Утобщ  -  общий  размер субсидий из республиканского бюджета на 
приобретение   большегрузных   мусоровозов   и  бункеров,  а  также  
оснащение  полигонов спецтехникой, соответствующий установленному в 
разделе 3 объему финансирования данных программных мероприятий;
    SUM   Sт   -   суммарный   размер   стоимости   заявленных   на   
софинансирование  мероприятий  муниципальных  целевых  программ  на  
приобретение   большегрузных   мусоровозов   и  бункеров,  а  также  
оснащение  полигонов спецтехникой, соответствующий установленному в 
разделе 3 объему финансирования данных программных мероприятий;
    Sjт  -  размер финансовых средств, необходимых для приобретения 
большегрузных  мусоровозов  и бункеров, а также оснащения полигонов 
спецтехникой, для i-ого муниципального образования в соответствии с 
заявкой муниципального образования.
    Размер   уровня   софинансирования   расходного   обязательства   
муниципального   образования   за  счет  субсидии  на  приобретение  
большегрузных  мусоровозов  и бункеров, а также оснащение полигонов 
спецтехникой устанавливается в размере 60%.
    Уровень      софинансирования      расходного     обязательства     
муниципального образования за счет местного бюджета устанавливается 
не  ниже  40%  средств,  необходимых для приобретения большегрузных 
мусоровозов и бункеров, а также оснащения полигонов спецтехникой.
    4.6.   Органы  местного  самоуправления,  получающие  субсидии,  
заключают  с Государственным комитетом по охране окружающей среды и 
природопользованию  Республики  Хакасия на очередной финансовый год 
соглашения  о  предоставлении  субсидий  на  реализацию программных 
мероприятий аналогичных долгосрочных муниципальных целевых программ 
в   муниципальных   образованиях.   Соглашение   должно   содержать   
обязательства   муниципального   образования   по  софинансированию  
мероприятий, реализуемых в рамках настоящей Программы.
    4.7.   В   случае   невыполнения  муниципальными  образованиями  
условий,   указанных   в   пункте   4.2,   предоставление  субсидий  
приостанавливается.   Выделенные   финансовые   средства   подлежат   
возврату    в   республиканский   бюджет   Республики   Хакасия   и   
перераспределению в соответствии с пунктом 4.5 настоящего раздела.
    4.8.  Муниципальные  образования представляют в Государственный
комитет   по   промышленности   и   экологии   Республики   Хакасия
ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом,
отчеты   о  ходе  выполнения  мероприятий,  финансирование  которых
осуществляется  за счет средств республиканского бюджета Республики
Хакасия,   по  форме,  утвержденной  Государственным  комитетом  по
промышленности и экологии Республики Хакасия. (В           редакции
Постановления        Правительства        Республики        Хакасия
от 26.11.2010 г. N 641)
    4.9.   Контроль   за   целевым   использованием  муниципальными
образованиями      предоставленных      субсидий     осуществляется
Государственным  комитетом  по промышленности и экологии Республики
Хакасия. (В редакции Постановления Правительства Республики Хакасия
от 26.11.2010 г. N 641)

    (Раздел   в  редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 30.07.2010 г. N 392)

                      5. Механизм реализации
    Государственным  заказчиком является Государственный комитет по
промышленности и экологии Республики Хакасия.
    Реализация программных мероприятий в муниципальных образованиях 
будет осуществляться путем предоставления субсидий местным бюджетам 
на  финансирование  аналогичных  долгосрочных муниципальных целевых 
программ,  а  также  за  счет  финансирования  из  средств  местных  
бюджетов и внебюджетных средств.
    Правила    предоставления,    и   распределения   субсидий   из   
республиканского  бюджета  Республики  Хакасия  местным бюджетам на 
реализацию   мероприятий   аналогичных  долгосрочных  муниципальных  
целевых программ изложены в разделе 4 Программы.
    Государственный  заказчик несет ответственность за реализацию и 
конечные    результаты    Программы,   рациональное   использование   
выделяемых  на  ее  выполнение бюджетных ассигнований, осуществляет 
контроль за реализацией Программы.

    (Раздел   в  редакции  Постановления  Правительства  Республики
Хакасия от 26.11.2010 г. N 641)

                      6. Оценка эффективности
    В  2010 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы 
условия  для снижения негативного воздействия отходов на окружающую 
среду  на  23%,  оснащение  мусоровозами  и бункерами муниципальных 
образований  снизит  на  10%  загрязнение окружающей среды отходами 
поселений;
    В  2011 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы 
условия  для снижения негативного воздействия отходов на окружающую 
среду  на  3%,  оснащение  мусоровозами  и  бункерами муниципальных 
образований  снизит  на  51%  загрязнение окружающей среды отходами 
поселений;
    В  2012 году: за счет строительства полигонов ТБО будут созданы 
условия  для снижения негативного воздействия отходов на окружающую 
среду  на  55%,  оснащение  мусоровозами  и бункерами муниципальных 
образований  снизит  на  9%  загрязнение  окружающей среды отходами 
поселений.
    Мусоросортировочный комплекс позволит обеспечить сортировку 37% 
ТБО  Республики  Хакасии,  а также обеспечит безопасное захоронение 
100% пожароопасных отходов III и IV классов опасности, образованных 
на территории Республики Хакасия.



Информация по документу
Читайте также