Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 12.02.2010 № 43РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Концепции по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года 12 февраля 2010 года г. Абакан N 43 В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года (от 15 июля 2009 года N Пр-1802 ГС) Правительство Республики Хакасия П О С Т А Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить прилагаемую Концепцию по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года. 2. Утвердить Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия координатором Концепции по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года. 3. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Хакасия до 01 августа 2010 года разработать и утвердить муниципальные целевые программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Хакасия, Заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия А. НОВОСЕЛОВ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 февраля 2010 г. N 43 Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года 1. Введение Концепция по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года (далее - Концепция) составлена в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 года (от 15.07.2009 N Пр-1802 ГС), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики Хакасия. В основе Концепции - системный, комплексный подход к созданию условий для энергосбережения, сокращения энергетических затрат организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, учреждений, расположенных на территории Республики Хакасия (финансируемых из республиканского бюджета), использования собственного энергетического потенциала республики, обеспечения ее энергетической безопасности. Реализация Концепции предусматривает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, участвующих в создании и эксплуатации объектов энергетического комплекса. В основу реализации Концепции заложены следующие принципы: - эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; - поддержка и стимулирование энергосбережения, и повышение энергетической эффективности; - системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; - планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; - использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. Реализация Концепции предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для претворения в жизнь мероприятий, направленных на повышение энергосбережения на территории Республики Хакасия. При этом основой для реализации энергосберегающих мероприятий служит программно-целевой метод. Преимущества данного метода заключаются в создании целевых механизмов реализации энергосберегающих мероприятий. Алгоритм последовательных действий при разработке и реализации Концепции представлен в приложении. Данная Концепция является основой для разработки республиканских целевых программ в области энергосбережения и энергоэффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, учреждений, расположенных на территории Республики Хакасия (финансируемых из республиканского бюджета). 2. Исследование эффективности топливно-энергетического комплекса Республики Хакасия За последние годы в электроэнергетике России произошли радикальные преобразования: изменилась управленческая система отрасли, сформировались конкурентоспособные единицы рынка, созданы новые компании. Видоизменилась и структура отрасли: было осуществлено разделение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций; взамен прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Данное нововведение должно привести к сфокусированному, т.е. более качественному выполнению возложенных функций. Магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрированы в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений были переданы общероссийскому Системному оператору (далее - СО ЕЭС). Активы генерации в процессе реформы объединились в межрегиональные компании двух видов: генерирующие компании оптового рынка (далее - ОГК) и территориальные генерирующие компании (далее - ТГК). ОГК объединили электростанции, специализированные на производстве практически только электрической энергии. В ТГК вошли главным образом теплоэлектроцентрали (далее - ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Основной задачей такой генерации было создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, а также создание конкурентоспособного рынка электроэнергии, цены на котором формируются с помощью закона спроса и предложения. В Республике Хакасия на 01.01.2010 действуют 29 энергоснабжающих организаций, из которых сбытовой деятельностью занимаются четыре организации, производством электроэнергии - четыре организации, и оставшиеся организации занимаются деятельностью в области оказания услуг по передаче электроэнергии по территориальным сетям. Республика Хакасия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Топливно-энергетический комплекс Республики Хакасия - один из самых капиталоемких частей экономики республики. В его развитие и функционирование вовлекается значительное количество материальных и трудовых ресурсов. От его состояния в значительной степени зависят жизнеспособность экономики и повышение уровня благосостояния населения. Энергетический комплекс республики представлен Филиалом ОАО "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего" (далее - Саяно-Шушенская ГЭС) (самая мощная в России - 6400 МВт), Майнской ГЭС (мощность 321 МВт) и тремя ТЭЦ суммарной мощностью 295 МВт. Всего в республике в качестве резервных источников электроснабжения используется 226 дизельных электростанций общей мощностью 18,9 МВт. Источниками энергоснабжения в Республике Хакасия владеют компании ОАО "РусГидро" (Саяно-Шушенская ГЭС и Майнская ГЭС), ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (Абаканская ТЭЦ), ОАО "Евразруда" (ТЭЦ ООО "Абаза-Энерго"), ООО "Сорский ГОК". В настоящее время в результате аварии, произошедшей на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, работа станции была остановлена. Полностью были выведены из строя все турбины электростанции. На сегодняшний день пиковые нагрузки покрываются прочими крупными источниками электроэнергии в Сибирском федеральном округе, большинство из которых работают на угле. В ближайшее время имеется возможность ввода в работу шестой гидротурбины Саяно-Шушенской ГЭС, которая в момент аварии находилась в ремонте. По данным, опубликованным ОАО "РусГидро", станция может быть полностью восстановлена к январю 2014 года. Предполагается, что на Саяно-Шушенской ГЭС могут быть установлены более мощные турбины с повышением мощности станции до 7500 МВт. Централизованное электроснабжение Республики Хакасия осуществляется от Хакасской энергосистемы и распространено практически на всю территорию региона. Исключение составляют единичные поселки Таштыпского района с численностью жителей не более 20-40 человек, электроснабжение потребителей которых осуществляется при помощи локальных дизельных электростанций. Крупнейшими потребителями электроэнергии в Хакасской энергосистеме являются следующие предприятия: Саяногорский и Хакасский алюминиевые заводы (выпуск алюминия соответственно 500 и 300 тысяч тонн в год), ОАО "Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК)" (добыча угля более 10 миллионов тонн в год), ООО "Сорский ГОК", ООО "Сорский ферромолибденовый завод" (проектная мощность 7500 тонн концентрата и 4500 тонн ферромолибдена в год), Красноярская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Евразруда" и т.д. В Республике Хакасия действуют три основные электросетевые компании: филиал ОАО "ФСК ЕЭС" - Хакасское предприятие "МЭС Сибири" обслуживает сети 550-220 кВ на территории Республики Хакасия, Республики Тыва, Красноярского края; филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" обслуживает сети 220-0,4 кВ; сети 110-0,4 кВ г. Абакана обслуживает МП "Абаканские электрические сети". Угольная промышленность является важнейшим звеном топливно-энергетического комплекса и одним из ключевых элементов энергетической безопасности республики. Ведущими организациями угольной отрасли являются: ООО "Угольная компания "Разрез Степной" и группа предприятий Хакасского филиала ОАО "СУЭК". Теплоснабжение потребителей республики осуществляется от тепловых источников филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", котельных промышленных предприятий, от котельных ЖКХ и других собственников, которые кроме технологических нужд обеспечивают коммунально-бытовые нужды населения. Крупнейшим источником тепловой энергии на территории Республики Хакасия является филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)". Установленная тепловая мощность ТЭЦ составляет 481 Гкал/ч. Оборудование станции включает четыре энергетических котла производительностью 420 т/ч, газомазутный котел производительностью 50 т/ч, три турбины общей мощностью 270 МВт. Предприятие может работать как в теплофикационном режиме, так и в режиме комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Филиал "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" покрывает практически все потребности города Абакана. Промышленные предприятия, имеющие значительную технологическую нагрузку, как правило, обеспечиваются теплом от собственных котельных. В общем числе отопительных котельных преобладают котельные малой производительности - до 3 Гкал/ч. Низкая оснащенность этих котельных контрольно-измерительными приборами и автоматикой не позволяет организовать надлежащий приборный учет расхода топлива, объемов вырабатываемой тепловой энергии. На 01.01.2010 от 3 до 10% предприятий оснащены контрольно-измерительными приборами, для оснащения оставшихся предприятий необходимы финансовые затраты. Общее число отопительных и отопительно-производственных котельных в республике, от которых подключены социально значимые объекты, составляет 209 шт. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исполнении, обеспечивающих доставку тепловой энергии потребителям, составляет 647 км. В Республике Хакасия в 2009-2010 годах планируется к закрытию следующие котельные: муниципальное образование г. Абакан - два котла общей мощностью 0,97 Гкал/ч; муниципальное образование г. Абаза - четыре котла общей мощностью 1,14 Гкал/ч; муниципальное образование Бейский район - четыре котла общей мощностью 3,2 Гкал/ч. Реализация данных мероприятий внесет не только заметный вклад в улучшение экологической ситуации в Республике Хакасия, но и позволит увеличить энергоэффективность с помощью внедрения энергосберегающих технологий, сделать более высоким КПД котельных. Эффективное использование данного сектора экономики создает благоприятные предпосылки для устойчивого экономического развития республики, что в свою очередь обеспечивает повышение благосостояния и уровня жизни граждан. Насколько эффективно будет развиваться данный сектор экономики, настолько увеличится и темп роста экономики региона в целом. 2.1. Исследование энергоэффективности Республики Хакасия Природа Хакасии уникальна, разнообразие климатических и растительных зон - от высокогорья с вечными ледниками и снегом, лесов и лесостепей до степей. Климат республики резко-континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля - 17,9°С, января - 18,9°С. Среднегодовое количество осадков 300-700 мм в год в степной зоне и до 1500 мм в год в горно-таежной. В 60-80 годах было создано два водохранилища - Красноярское и Саяно-Шушенское, что смягчило резко-континентальный климат республики, который выражается в малоснежной зиме, ранней весне, сухом лете, теплой продолжительной осени. Количество солнечных дней в республике значительно выше, чем в других районах Сибирского федерального округа. Строительство на территории республики мощного энергетического комплекса по производству электрической энергии определило размещение в регионе энергоемких промышленных производств цветной металлургии, добычи полезных ископаемых, производства металлических изделий, их удельный вес в объеме промышленного производства составляет более 76%. Так, на основе статистических данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия потребление электроэнергии в 2008 году составило 16826,5 млн. кВт.ч. На рисунке 1 отображено потребление электроэнергии за период 2005-2008 годов. Рис.1. Потребление электроэнергии за период 2005-2008 годов. Рисунок в разработке. Анализ рисунка 1 показывает ежегодный рост потребляемой электроэнергии, так в 2006 году по сравнению с 2005 годом рост составил 4%, в 2007 году по сравнению с 2006 годом - 22%, в 2008 году, по сравнению с 2007 годом - 11%. Исследование структуры потребления электроэнергии за период 2005-2008 годов показывает, что основная доля потребляемой электроэнергии приходится на обрабатывающие производства - 78%. За I квартал 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, наблюдается снижение электропотребления на 2,5%, во II квартале 2009 года - на 2,4%, в III квартале 2009 года - на 2,3%. В IV квартале 2009 года наблюдается увеличение электропотребления на территории Республики Хакасия, что говорит о снижении кризисных явлений, связанных с экономической ситуацией в России. Потребителям Республики Хакасия крупными и средними предприятиями в 2004 году отпущено 2820285,4 Гкал тепловой энергии, к 2008 году данный показатель достиг уровня 3057278 Гкал. Анализ структуры показателя говорит о том, что основная доля потребляемой теплоэнергии приходится на группу "население". В условиях опережающего роста цен на энергоресурсы высокая энергоемкость производств привела к значительному росту себестоимости большинства видов продукции, производимой на территории республики. Энергоемкость валового регионального продукта республики превышает среднероссийский показатель практически в 2 раза. Валовой региональный продукт (ВРП) является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона. Структура ВРП республики в период 2003-2008 годов свидетельствует о средней степени диверсификации экономики республики и указывает на развитие среднего и малого бизнеса. Данный факт характеризует мобильность экономических составляющих региона. В таблице 1 отображены основные показатели, характеризующие развитие экономики Республики Хакасия. Таблица 1 Показатели валового регионального продукта за период 2003-2008 годов |————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Наименование |2003 год |2004 год |2005 год |2006 год |2007 год |2008 год | |————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Численность населения, |542,7 |540,9 |538,2 |536,6 |536,9 |537,7 | |тыс. человек | | | | | | | |————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Валовой региональный |29463 |33963 |41727 |51028 |64029 |73434* | |продукт (в текущих | | | | | | | |ценах), млн. рублей | | | | | | | |————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| |Валовой региональный |54,3 |62,8 |77,5 |95,1 |119,2 |136,57* | |продукт (на душу | | | | | | | |населения), тыс. рублей | | | | | | | |————————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| * предварительные статистические данные. Анализ таблицы 1 показывает, что социально-экономическое развитие Республики Хакасия за период 2003-2008 годов имеет поступательную динамику развития, так в 2008 году ВРП на душу населения увеличился на 14% по сравнению с 2007 годом, в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 25%. На рисунке 2 отображен удельный вес производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре валовой добавленной стоимости за период 2004-2007 годов. Рис. 2. Удельный вес производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре валовой добавленной стоимости за период 2004-2007 годов Рисунок в разработке. Анализ рисунка 2 отражает тенденцию роста удельного веса производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре валовой добавленной стоимости, что снижает конкурентоспособность региона, особенно если учитывать ежегодный рост цен на энергоносители и, следовательно, рост бюджетных расходов на коммунальное хозяйство. На рисунке 3 отображен индекс цен на производство, передачу и распределение электроэнергии за период 2001-2008 годов. Рис. 3. Индекс цен на производство, передачу и распределение электроэнергии за период 2001-2008 годов Рисунок в разработке. Анализ статистических данных, отраженных на рисунке 3, показывает, что темп роста цен на производство, передачу и распределение электроэнергии за семилетний период имеет неоднородную динамику. Наибольший рост наблюдается в 2007 году и составляет 35% по сравнению с 2006 годом, обратная ситуация в 2008 году - снижение на 32%. В таблице 2 отражена динамика изменения тарифов на потребляемую электроэнергию за период 2000-2009 годов. Динамика изменения тарифов на электрическую энергию за период 2000-2009 годов Таблица 2 (руб./МВт.ч) |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Наименование |2000 год |2001 год |2002 год |2003 год |2004 год |2005 год |2006 год |2007 год |2008 год |2009 год | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |1. Население Республики Хакасия (с НДС): | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Городское |200 |290 |400 |460 |480 |520 |650 |734 |829,4 |1040 | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Сельское |140 |200 |280 |320 |340 |364 |455 |514 |580,6 |728 | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Промышленные |116,1 |155,3 |193 |213 |252 |286,1 |315,24 |355,52 |446,1 |653,6 | |потребители с | | | | | | | | | | | |присоединенной | | | | | | | | | | | |мощностью УЗО кВА и | | | | | | | | | | | |более (без НДС) | | | | | | | | | | | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Промышленные |152 |200 |261 |298 |358 |444,5 |441,73 |501,82 |692,5 |1125 | |потребители с | | | | | | | | | | | |присоединенной | | | | | | | | | | | |мощностью до 750 кВА | | | | | | | | | | | |(без НДС) | | | | | | | | | | | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Базовый потребитель |116,1 |138,6 |193 |213 |213 |239,6 |260,99 |278,10 |350,36 |377,16 | |(без НДС) | | | | | | | | | | | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Бюджетные |152 |200 |261 |298 |334 |365,7 |398,2 |438,02 |547,52 |766,5 | |потребители (без НДС) | | | | | | | | | | | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| |Среднерасчетный тариф |116,6 |151,4 |193,6 |213,32 |220,99 |251,5 |273,42 |365,90 |403,52 |453,04 | |(без НДС) | | | | | | | | | | | |——————————————————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|———————————|————————————|———————————|———————————|———————————| На рисунке 4 отражена динамика изменения тарифов на электрическую энергию по группе потребителей "население" в сравнении со среднерасчетным тарифом. Рис. 4. Динамика изменения тарифов на электрическую энергию по группе потребителей "население" в сравнении со среднерасчетным тарифом за период 2001-2009 годов Анализ рисунка 4 отражает ежегодную динамику увеличения тарифов на электрическую энергию. Темп роста тарифа по группе "население" выше, чем среднерасчетный тариф, данный факт связан с тем, что в соответствии с существующей в республике программой поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования тарифы для группы "население" должны быть доведены к 2014 году до экономически обоснованного уровня. На рисунке 5 отображена динамика индекса цен на производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) за период 2001-2008 годов. Рис. 5. Индекс цен на "производство, передачу и распределение пара и горячей воды" (тепловой энергии) за период 2001-2008 годов Анализ рисунка 5 отражает колеблющуюся динамику индекса цен на производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) за семилетний период, наибольший темп роста цены наблюдался в 2001 году - 56,3 % по сравнению с 2000 годом. Износ активной части фондов в "крупной" электроэнергетике составляет в среднем 47%, Особенно остро нуждаются в модернизации и реконструкции распределительные сети, находящиеся в муниципальной собственности. На рисунке 6 отображена степень износа активной части основных фондов по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за период 2004-2008 годов. Рис. 6. Степень износа основных фондов по "производству и распределению электроэнергии, газа и воды" в структуре валовой добавленной стоимости за период 2004-2008 годов Рисунок в разработке. Отечественное оборудование, составляющее техническую основу энергетики не только технически, но и морально устарело, уступает современным требованиям и лучшим мировым стандартам. Поэтому необходимо не только поддержание работоспособности, но и существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники и технологий производства и распределения электроэнергии и тепла. В энергетике в настоящее время наблюдается острейший дефицит инвестиций, который препятствует реализации требуемой перестройки структуры мощностей энергетики и их модернизации, В связи с этим приходится вынужденно ориентироваться на полумеры, продлевая срок службы оборудования на основе замены базовых узлов паровых турбин, котлоагрегатов и т.д. На рисунке 7 отображен коэффициент выбытия и обновления основных фондов в энергетическом секторе Республики Хакасия. Рис. 7. Коэффициент выбытия и обновления основных фондов по виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" за период 2004-2007 годов Рисунок в разработке. Как видно из рисунка 7 темп обновления основных фондов опережает выбытие, что положительно характеризует данный вид экономической деятельности. Однако, несмотря на положительные тенденции в данном виде деятельности, имеет место наличие изношенного, выработавшего свой ресурс оборудования, доля которого уже превысила 15% всех мощностей, и отсутствие возможности его восстановления связано с технологическими отказами, авариями и, как следствие, снижением надежности электроснабжения. За период использования энергетического комплекса в силу природно-климатических особенностей республики величина затрат на энергию является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность продукции предприятий республики как на внутреннем рынке, так и за рубежом, и поэтому снижение энергоемкости продукции считается актуальной задачей. Таким образом, на территории республики необходимо реализовывать мероприятия, направленные на снижение энергоемкости технологических процессов и повышение эффективности использования энергоресурсов. Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий со стороны органов государственной власти, местного самоуправления муниципальных образований республики, предприятий и учреждений по повышению эффективности потребления энергии и ресурсов других видов на территории республики. При сохранении существующего положения показатели эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике, промышленной и бюджетной сфере, в домохозяйствах республики будут значительно отставать от сопоставимых показателей развитых стран, следовательно, затраты на оплату энергии в несколько раз превысят аналогичные затраты в экономике развитых стран и регионов. В этих условиях основным инструментом повышения энергосбережения республики является реализация мероприятий в области энергосбережения на основе программно-целевого метода, который предусматривает разработку, принятие и исполнение республиканских и межмуниципальных целевых программ энергосбережения, а также иных целевых программ. 2.1.1. Внедрение и разработка энергосберегающих и энергоэффективных механизмов в процесс управления организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, с помощью инвестиционных программ в области электро- и теплоэнергетики Инвестиционные программы разрабатываются ежегодно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и являются гарантами внедрения и исполнения реконструкций, модернизации и приобретения оборудования, энергосберегающих технологий. В разрабатываемых инвестиционных программах также находят отражение мероприятия по энергосбережению. Наиболее крупные инвестиционные программы и энергосберегающие мероприятия разработаны и реализуются следующими организациями: 1. Программа "Перспективное развитие системы учета электроэнергии в сетях распределительной сетевой компании филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 2010-2012 годы. Филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" - региональная сетевая компания, обслуживающая: ПС-220/35/10 кВ - 1 шт.; ПС-110/(35)/10(6) кВ - 30 шт.; ПС-35/10(6) кВ - 51 шт.; ПС-35/0,4 кВ - 3 шт.; ТП-10(6)/0,4 кВ - 2291 шт. Согласно Программе перспективного развития систем учета электроэнергии в сетях филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" в 2010 году планируется на вводах многоэтажных домов у потребителей бытового сектора замена электрических счетчиков на электронные приборы учета, устанавливаемые на фасадах жилых домов, а также установка приборов технического учета на ТП 10/0,4 кВ для выявления очагов потерь. В 2010 году планируется установка 1225 приборов учета: 309 - на вводах многоквартирных домов, на границе балансовой принадлежности с исполнителями коммунальных услуг, обслуживающими внутридомовые электрические сети. Реализация данного мероприятия позволит исключить потери из затрат данной сетевой организации во внутридомовых сетях, которые по результатам 2008 года составляют 15% от общего поступления в многоквартирные дома и в настоящее время являются потерями филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"; 916 - на фасадах одноквартирных домов, что позволит исключить хищение электроэнергии и воздействие потребителей на приборы учета. Планируется провести установку электронных счетчиков с классом точности 1.0 и замену индукционных счетчиков с истекшим сроком поверки. Реализация данного мероприятия позволит снизить потери филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго" на 1935,33 тыс. кВт.ч/год. В 2010 году планируется установка 9 систем коммерческого учета для потребителей, подключенных к ПС 110/10/6 кВ "Расцвет", РП-11, ПС 35/10 кВ "Аскизская о/с", ПС 35/6 кВ N 6 по стороне 6-10 кВ. Планируемый эффект от перевода потребителей на головной учет составит 2600 тыс. кВт.ч/год. Для выявления очагов потерь в сетях НН необходимо установить в ТП 6(10)/0,4 кВ приборы технического учета для сведения балансов по фидерам 0,4 кВ в количестве 288 шт. По данным 2008 года коммерческие потери по уровню напряжения 0,4 кВ составляют до 20%. Установка приборов учета позволит оперативно воздействовать на потребителей и снизить потери на 15465 тыс. кВт.ч/год. Общий эффект от внедрения данных мероприятий к 2010 году составит 20000,33 тыс. кВт.ч/год. Планируемый эффект от внедрения мероприятий составит в натуральном выражении - 20,33 млн. кВт.ч. или в стоимостном - 6862,11 тыс. рублей. 2. Инвестиционная программа филиала "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2009-2010 годы. В филиале "Абаканская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" имеется резерв тепловой мощности котлов в размере 343 т/ч или 220 Гкал/ч. В настоящее время присоединенная тепловая мощность составляет 553 Гкал/ч, установленная 481 Гкал/ч, в результате дефицит тепловой мощности составляет 72 Гкал/ч. Согласно программе развития города Абакана и графику проведения аукционов по продаже права аренды земельных участков под строительство объектов недвижимости перспектива застройки на пятилетний период определена: 8-9 микрорайоны I жилого района - 47,03 Гкал/ч; 4-5 микрорайоны II жилого района - 66,71 Гкал/ч; спорткомплекс "Абакан" - 7, 69 Гкал/ч; жилая и учебная зоны ХТИ - 4,16 Гкал/ч; административные объекты по ул. Крылова - 1,08 Гкал/ч. ИТОГО: - 126,67 Гкал/ч. Согласно поданной заявке компании "Русский кремний" потребность в тепле составит 14,2 Гкал/ч. С учетом ожидаемого прироста нагрузок суммарная присоединенная тепловая мощность к 2016 году составит: 553+126,7+14,2 = 693,9 Гкал/ч. Соответственно расчетный дефицит тепловой мощности составит 212,9 Гкал/ч. Принимая во внимание экономическую целесообразность и наличие свободных производственных площадей для установки пиковых бойлеров, были установлены три бойлера ПСВ-500 (72x3=216 Гкал/ч). При этом установленная тепловая мощность предприятия после реализации данного мероприятия составила 697 Гкал/ч, что больше требуемой на 3,1 Гкал/ч. Окупаемость проекта будет достигнута через 2,06 года использования без дисконтирования и через 2,28 года с дисконтированием. В результате внедрения инвестиционного проекта повысится эффективность использования установленного оборудования и резерва тепловой мощности котлов. 3. Инвестиционная программа МП г. Абакана "Абаканские электрические сети" по развитию системы электроснабжения города Абакана на 2010 год. Основное направление деятельности организации - передача электроэнергии по распределительным сетям 110-0,4кВ, развитие электросетевой инфраструктуры г. Абакана и подключение потребителей к электрическим сетям муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские электрические сети". Основными мероприятиями инвестиционной программы являются: - реконструкция КЛ - 10 кВ; - реконструкция ВЛ - 10 кВ; - реконструкция ВЛ - 0,4 кВ и строительство новых ВЛ - 0,4 кВ; - реконструкция КЛ - 0,4 кВ; - реконструкция ТП - 10/0,4 кВ и РП-10 кВ; - монтаж КТПН-10/0,4 кВ с силовыми трансформаторами ТМ-630 кВА иТМ-400 кВА; - внедрение системы коммерческого учета АСКУЭ. Для реализации данных мероприятий на 2010 год потребуются финансовые вложения в сумме 67520 тыс. рублей, при этом срок окупаемости в среднем составит 7 лет. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить более надежное электроснабжение потребителей и повысить точность учета электроэнергии, сведение балансов, сокращение потерь и поиск мест хищения электроэнергии, автоматизировать сбор данных о потреблении электроэнергии с приборов учета. 4. Инвестиционная программа МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" по развитию теплоснабжения в городе Абакане на 2010 год. В настоящее время производство, передачу и распределение тепловой энергии потребителям города Абакана обеспечивает муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (МП "АТС"). Разработка инвестиционной программы, направленной на развитие теплоснабжения, проводилась с учетом следующих условий: - максимально возможное использование теплофикационной мощности существующих источников для более экономичной выработки теплоэнергии; - обеспечение гидравлической устойчивости систем теплоснабжения; - обеспечение стабильности, надежности и качества теплоснабжения. В рамках данной программы для обеспечения энергосбережения предложены следующие мероприятия: - проектно-изыскательские работы; - на реконструкцию тепловой сети от котельной N 2 до ТК-7; - на замену магистральной теплосети от ТК-21 до ТК-23. Для их реализации МП АТС, предопределяя запланированные работы на 2010 год, приступило к разработке проектов, общая стоимость которых составит 1553,1 тыс. рублей; - реконструкция, модернизация тепловых сетей и котельных. Для реализации указанных мероприятий в 2010 году потребуется 18702,3 тыс. рублей, в том числе 5000 тыс. рублей из средств бюджета г. Абакана. Выполнение мероприятий по модернизации системы теплоснабжения города Абакана, предусмотренных инвестиционной программой, направлено на: 1) улучшение производственных показателей системы теплоснабжения города; 2) увеличение срока службы технологического оборудования; 3) снижение затрат на планово-предупредительные и ремонтные работы; 4) повышение эффективности использования ресурсов; 5) снижение себестоимости 1 Гкал; 6) улучшение экологической ситуации на территории города. Проведение мероприятий по энергосбережению не представляется возможным без применения программно-приборного парка. В Республике Хакасия на части предприятий проводятся испытания по определению фактических тепловых потерь в тепловых сетях: МУП "Тепловые сети" (г. Саяногорск); ООО "Тепловые системы" (г. Черногорск) и т.д. Фирмой АНО "Сервисэнерго" в 2006 и 2009 годах проведены испытания на фактические тепловые потери через ограждающие конструкции тепловой сети на предприятии МУП "Тепловые сети" г. Саяногорска. В результате данных испытаний предприятие получило возможность оценить фактические потери тепловой энергии на теплосетях от имеющихся независимых источников теплоснабжения с различным температурным графиком и провести сравнительный анализ по отношению к нормативным тепловым потерям, заложенным проектными решениями при строительстве. Указанные испытания позволяют при установлении тарифов на передачу тепловой энергии на следующий расчетный период учитывать естественное старение изоляции трубопроводов тепловой сети и планировать организационные и технические мероприятия с учетом финансовых затрат на их снижение. К примеру, согласно данным рекомендациям МУП "Тепловые сети" при проведении текущих и капитальных ремонтов организовали проведение замены изоляции трубопроводов тепловой сети на более современную и энергоэффективную (скорлупу ППУ), что привело к уменьшению тепловых потерь на этом участке на 656,4 Гкал. В своем отчете о проведении испытаний АНО "Сервисэнерго" предложила дополнительно выполнить мероприятия по оптимизации эксплуатационных характеристик тепловой сети. Выполнение данных мероприятий позволит дополнительно уменьшить тепловые потери в сети. Фирмой ОАО "Новосибирский энергетический центр" на тепловых сетях предприятия ООО "Абаканское монтажно-промышленное предприятие" (г. Абаза) ЗАО "Востоксантехмонтаж" проводятся в соответствии с техническим заданием заказчика работы по расчету оптимальности эксплуатационного режима системы теплоснабжения муниципального образования г. Абаза. На основании задания заказчика проведен расчет диаметров сопел на магистральных и внутриквартальных тепловых сетях исходя из параметров источника теплоты. Установка данных устройств позволит отрегулировать гидравлический режим тепловой сети и положительно скажется на теплоснабжении города. 2.2. Основные направления и способы ресурсо- и энергосбережения в республике В результате использования в большинстве случаев традиционных источников энергоснабжения на территории Республики Хакасия имеется потенциал энергосбережения, который должен реализовываться за счет эффективной региональной политики. Региональная политика энергосбережения базируется на удовлетворении интересов всех сторон общественного производства и на поиске наиболее экономически привлекательных решений с оптимальным использованием энергоносителей при их высоком качестве и доступной цене. Региональная политика в области обеспечения ресурсе- и энергосбережения на территории Республики Хакасия обеспечивается за счет комплекса следующих основных направлений: доведение до нормативных и проектных показателей; внедрение ресурсосберегающих технологий и новых конструкций; применение информационных технологий; взаимозаменяемость ресурсов; нормирование ресурсов; экономия ресурсов; создание экономических механизмов, стимулирующих эффективное использование энергии; поддержка специализированного бизнеса в области энергосбережения; популяризация энергосбережения, информирование (таблица 3). Таблица 3 Направления и способы ресурсе- и энергосбережения республики |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |N п/п |Направление |Способ | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |Соблюдение ресурсонормативов и энергонормативов | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |1. |Доведение до нормативных и |соблюдение технических и технологических | | |проектных показателей |норм; соблюдение производственных | | | |инструкций; проведение энергетических | | | |обследований. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |Ресурсосбережение | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |2. |Внедрение ресурсосберегающих |"безотходная" технология; строгое | | |технологий и новых конструкций |соблюдение технологических процессов; | | | |обновление основных производственных | | | |фондов; снижение ресурсоемкости. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |3. |Применение информационных |информатизация производственного процесса | | |технологий |и системы управления. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |4. |Взаимозаменяемость ресурсов |применение искусственных и синтетических | | | |материалов, нетрадиционных и | | | |возобновляемых источников энергии. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |5. |Нормирование ресурсов |создание информационной базы; | | | |усовершенствование нормативной базы (норм | | | |изъятия, расхода, запаса). | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |6. |Экономия ресурсов |использование вторичных ресурсов; | | | |уменьшение потерь (в тепловых и | | | |электрических сетях). | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |Энэргосбережение | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |7. |Создание экономических |совершенствование финансовых механизмов; | | |механизмов, стимулирующих |совершенствование системы нормирования в | | |эффективное использование |бюджетной сфере; совершенствование правил | | |энергии |учета и контроля энергопотребления; | | | |совершенствование системы энергоаудита и | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | | |мониторинга; создание привлекательных | | | |условий для вложения капитала в | | | |энергосбережение. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |8. |Поддержка специализированного |создание энергосберегающих компаний; | | |бизнеса в области |разработка механизмов привлечения частных | | |энергосбережения |инвестиций. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| |9. |Популяризация энергосбережения, |создание доступных баз данных, содержащих | | |информирование |информацию об энергосберегающих | | | |мероприятиях, технологиях и оборудовании, | | | |нормативно-технической документации; | | | |организация курсов повышения квалификации;| | | |проведение ежегодных выставок и семинаров | | | |по обмену опытом; пропаганда | | | |энергосбережения в средствах массовой | | | |информации. | |—————————|————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————| Реализация имеющихся направлений и способов в области энергосбережения позволит повысить энергетическую безопасность региона при одновременном сокращении нагрузки на окружающую среду: уменьшение выбросов вредных веществ в воздух, воду и почву. 3. Основные цели и задачи Концепции 3.1. Основными целями Концепции являются: - повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Республике Хакасия за счет снижения к 2015 году удельных показателей энергоемкости экономики региона не менее чем на 10%; - создание условий для перевода экономики, промышленной и бюджетной сферы региона на энергосберегающий путь развития; - снижение финансовой нагрузки на республиканский бюджет за счет внедрения энергосберегающих технологий. 3.2. В процессе достижения поставленных целей в ходе реализации Концепции необходимо решить следующие задачи: 3.2.1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением для создания системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики региона. Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по совершенствованию нормативной базы и методическому обеспечению энергосбережения, в том числе предполагается: - разработать и принять систему региональных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение; - разработать и внедрить типовые формы договоров на поставку топливно-энергетических и коммунальных ресурсов с целью стимулирования энергосбережения; - создать комплексную систему нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов; - создать привлекательные условия для вложения капитала в энергосбережение (переход на методику тарифообразования КАВ позволит привлечь инвестиции с гарантией возврата вложенного капитала). 3.2.2. Подготовка кадров и принятие целевых программ по повышению эффективности использования энергии в отраслях экономики (промышленной и бюджетной сферах) и муниципальных образованиях республики. Для решения данной задачи необходимо организовать работу по: 1) подготовке кадров в области энергосбережения, в том числе предполагается: - включить в программы по повышению квалификации государственных служащих (работников бюджетной сферы) учебные курсы по основам эффективного использования энергетических ресурсов; - подготовить и издать учебные пособия для преподавателей средних общеобразовательных учебных заведений по вопросу преподавания предмета "основы энергосбережения"; - систематически проводить мероприятия по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения; 2) внедрению системы энергетического менеджмента в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и в учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия (назначение ответственных за энергосбережение): 3) проведению научно-практических конференций, семинаров и участию в них, в том числе предполагается: - расширить тематику и круг участников выставок и семинаров по энергосбережению, проводимых в Республике Хакасия, организовать ежегодную научно-практическую конференцию по проблемам повышения эффективности использования энергетических ресурсов с участием Российской академии наук, отраслевых научных учреждений и высших учебных заведений; - представителям Республики Хакасия принимать участие в международных и межрегиональных выставках и конференциях по энергосбережению, организовать обмен опытом и технологиями в рамках заключенных органами государственной власти республики международных и межрегиональных соглашений; 4) разработке и внедрению форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкость экономики региона; 5) созданию условий для разработки и принятия органами местного самоуправления муниципальных и межмуниципальных целевых программ энергосбережения во всех муниципальных образованиях республики. 3.2.3. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов. Для решения данной задачи необходимо сформировать условия для перехода к долгосрочному планированию энергопотребления и повышению эффективности использования ресурсов в экономике и социальной сфере региона, в том числе: - создать механизм управления процессом энергосбережения в регионе; - внедрить в эксплуатацию современное оборудование, технологии, позволяющие снизить эксплуатационные издержки на его ремонт и техническое обслуживание, повысить надежность снабжения энергетическими ресурсами потребителей и снизит потери при их передаче. 3.2.4. Проведение энергетических обследований и мероприятий по энергоаудиту, ведение энергетических паспортов. Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по: - проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, разработке рекомендаций по организации этой работы в муниципальных образованиях республики; - стимулированию организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, при проведении энергосберегающих мероприятий; - своевременной и качественной ликвидации технологических нарушений в тепловых и электрических сетях. 3.2.5. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии здания и сооружения, находящиеся в государственной собственности и имеющие технические возможности к такому оснащению, перейти на расчеты между учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета и расположенными на территории Республики Хакасия, и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета. 3.2.6. Организация ведения топливно-энергетических балансов. Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить ведение топливно-энергетических балансов организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности и учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета и расположенными на территории Республики Хакасия, разработать рекомендации по организации этой работы в муниципальных образованиях республики. 3.2.7. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов для предприятий и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия. Для выполнения данной задачи необходимо разработать параметры нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления и рекомендации по организации этой работы в муниципальных образованиях республики. 3.2.8. Создание условий для развития специализированного бизнеса в области энергосбережения на территории Республики Хакасия. Для выполнения данной задачи необходимо содействие в создании энергосберегающих (энергосервисных) компаний, а также создание системы конкурсного отбора бизнес-проектов в сфере энергосбережения, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников (госзаказа на реализацию бизнес-проектов по энергосбережению). 3.2.9. Информационные и РR-кампании, ведение тематических рубрик в СМИ, способствующих развитию энергосбережения на территории Республики Хакасия. Для выполнения данной задачи необходимо организовать издание брошюры по энергосбережению для руководителей предприятий и учреждений, расположенных на территории Республики Хакасия. 3.3. Поставленные цели и решаемые в рамках Концепции задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Проведенный анализ республиканских целевых программ Республики Хакасия позволяет сделать вывод, что указанные цели и задачи решаются впервые, и Концепция не дублирует цели и задачи других утвержденных и действующих программ (целевых программ) Республики Хакасия. Впервые на региональном уровне будет запущен новый механизм реализации потенциала энергосбережения, основанный на взаимном сотрудничестве органов власти, энергопотребителей и энергопроизводителей при осуществлении мероприятий, направленных на энергоэффективность хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики. 4. Основные показатели и индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Концепции Концепция рассчитана на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года. Основные показатели и индикаторы, позволяющие оценить ход реализации Концепции, следующие: - разработка и принятие программ в области энергосбережения муниципальными образованиями (ежегодный прирост не менее 5% разработанных и принятых программ); - проведение в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, энергетических обследований (ежегодный прирост не менее 5% от общего количества проведенных обследований); - наличие в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, энергетических паспортов (ежегодный прирост не менее 5% от общего количества полученных паспортов); - наличие в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, топливно-энергетических балансов (не менее 20% от общего количества предприятий и учреждений); - наличие программ энергосбережения в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности и расположенных на территории Республики Хакасия (ежегодный прирост не менее 10% от общего количества принятых программ); - соблюдение установленных сроков расследования по ликвидации и технологических нарушений в тепловых и электрических сетях (ежегодное снижение не менее чем на 2%); - оснащенность приборами учета тепловой и электрической энергии зданий и сооружений, находящихся в государственной собственности и имеющих технические возможности к такому оснащению (в размере 100% к 2011 году); - снижение в сопоставимых условиях объема потребленной бюджетными учреждениями тепловой и электрической энергии в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленной им в 2009 году (ежегодное снижение не менее чем на 3%); - наличие утвержденных в Минэнерго России нормативов технологических потерь при передаче тепловой и электрической энергии (ежегодный прирост не менее 5% утвержденных нормативов); - увеличение количества организаций, использующих нетрадиционные и современные возобновляемые источники для выработки тепловой энергии, в топливно-энергетическом балансе республики (ежегодный прирост не менее 20%от общего количества организаций, использующих нетрадиционные источники); - увеличение потребителей и организаций топливно-энергетического комплекса Республики Хакасия, внедривших для взаимных расчетов современные автоматизированные системы учета электроэнергии и мощности (ежегодный прирост не менее 5% от общего числа организаций); - количество проведенных конференций и семинаров в области энергосбережения (не менее 2 семинаров или конференций в год); - сокращение удельных показателей энергоемкости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и в учреждениях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, не менее чем на 2% по сравнению с 2008 годом. 5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Концепции В ходе реализации Концепции планируется достичь следующих результатов: - формирование действующего механизма управления потреблением энергетических ресурсов организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета и расположенными на территории Республики Хакасия, и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов; - снижение затрат на энергопотребление учреждений, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных на территории Республики Хакасия, населения и организаций республики в результате реализации энергосберегающих мероприятий; - подготовка достаточного количества специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования; - появление элементов системы подготовки управленческих кадров по энергосбережению; - создание условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и в муниципальных образованиях республики; - развитие на территории республики рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения; - внедрение в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования; - применение энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения; - увеличение доли нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе региона. Для исключения негативных последствий реализации мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения республики, развитие экономики и социальной сферы региона. Приложение к Концепции по повышению эффективности энергетического сектора экономики Республики Хакасия на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года Алгоритм последовательных действий при разработке и реализации Концепции 1 ЭТАП. Принятие управленческого решения 2 ЭТАП. Создание рабочей группы (координационного совета) о проработке вопроса 3 ЭТАП. Формирование и анализ информационной базы 1. Сбор статистических данных 2. Приведение данных в сопоставимый вид 3. Проведение анализа данных 4 ЭТАП. Разработка документа 5 ЭТАП. Разработка методов внедрения 6 ЭТАП. Принятие документов, обязывающих исполнять принятый документ 7 ЭТАП. Доведение разработанных документов до исполнителей 8 ЭТАП. Анализ и контроль полученных результатов Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|