Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Хакасия от 24.05.2011 № 287

 



                        РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Об утверждении Концепции информатизации здравоохранения Республики
                     Хакасия на 2011-2015 годы


от 24 мая 2011 г.                г. Абакан                    N 287

    В    целях   развития   информационных   технологий   в   сфере   
здравоохранения,
    Правительство Республики Хакасия 

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т :

    1.     Утвердить     прилагаемую    Концепцию    информатизации    
здравоохранения  Республики  Хакасия  на  2011-2015  годы  (далее - 
Концепция).
    2. Министерству здравоохранения Республики Хакасия (В.Г. Титов) 
предусмотреть    реализацию    направлений   Концепции   в   рамках   
долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ.
    3.    Территориальному    фонду    обязательного   медицинского   
страхования   Республики  Хакасия  (Л.А.  Бурнакова)  предусмотреть  
реализацию направлений Концепции в сфере обязательного медицинского 
страхования в рамках своих полномочий.
    4.  Рекомендовать  главам  муниципальных образований Республики 
Хакасия принять участие в реализации Концепции.


    Исполняющий обязанности Главы Республики
    Хакасия - Председателя Правительства
    Республики Хакасия, заместитель Главы
    Республики Хакасия - Председателя
    Правительства Республики Хакасия          В.Крафт



                                                         Приложение
                                                         УТВЕРЖДЕНА
                                       постановлением Правительства
                                                 Республики Хакасия
                                             от 24.05.2011 г. N 287

                             КОНЦЕПЦИЯ
информатизации здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2015 годы

                        1. Общие положения

    Информатизация  системы  здравоохранения  Республики  Хакасия - 
процесс    создания,    развития   и   эффективного   использования   
информационных  систем  и  ресурсов  сферы здравоохранения, а также 
обеспечение   защиты   информации  в  соответствии  с  требованиями  
законодательства.
    С  точки  зрения  информатизации  региональное  здравоохранение  
представляет   собой  территориально-распределенную  многоуровневую  
систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся 
медицинские  организации республики (далее - МО), органы управления 
здравоохранения,  Территориальный  фонд  обязательного медицинского 
страхования  Республики Хакасия, страховые медицинские организации. 
Объекты    информатизации    одновременно    являются    субъектами    
информационной системы здравоохранения.
    Концепция  информатизации здравоохранения Республики Хакасия на 
2011-2015  годы  (далее  -  Концепция) разработана в соответствии с 
Федеральным   законом  от  29.11.2010  N  326-ФЗ  "Об  обязательном  
медицинском  страховании  в  Российской Федерации", Планом развития 
информационного  общества  в  Республике Хакасия на 2010-2012 годы, 
утвержденным  постановлением  Правительства  Республики  Хакасия от 
29.10.2010  N  557, долгосрочной республиканской целевой программой 
"Развитие  информационного общества в Республике Хакасия (2011-2015 
годы)",   утвержденной   постановлением   Правительства  Республики  
Хакасия  от 09.11.2010 N 575, региональной программой "Модернизация 
здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 годы", утвержденной 
постановлением  Правительства  Республики  Хакасия  от 29.03.2011 N 
161.
    Основными  целями  разработки  Концепции  являются  определение  
приоритетных   направлений   дальнейшего   развития  информатизации  
системы  здравоохранения  и  обязательного медицинского страхования 
Республики  Хакасия  (далее  -  ОМС)  и  координация  действий всех 
субъектов информационной системы здравоохранения.

2. Анализ текущего состояния информатизации системы здравоохранения
                        Республики Хакасия

    К  настоящему  времени  в  системе  здравоохранения  Республики  
Хакасия  сложилась  информационная  инфраструктура,  в  которой все 
субъекты  системы  здравоохранения  Республики Хакасия осуществляют 
взаимодействие через сеть Интернет.
    Накопленный  за  последние  годы  опыт  показал, что отсутствие 
централизованного   управления  субъектами  информационной  системы  
здравоохранения  Республики  Хакасия  приводит  к  разобщенности  и  
дублированию  работ по информатизации, нерациональному расходованию 
средств.  В  связи  с  этим  имеется  необходимость создания единой 
государственной  информационной  системы здравоохранения Республики 
Хакасия,  которая  позволит  обеспечить  интеграцию  всех субъектов 
системы здравоохранения в рамках одного комплекса решений.
    Формирование   нормативного   правового   обеспечения  в  сфере  
информатизации   в   системе   здравоохранения  Республики  Хакасия  
находится    в    стадии    становления   и   требует   постоянного   
совершенствования.
    Необходимо   решение   вопросов,   связанных   с  выравниванием  
технических  возможностей  МО,  укомплектованностью  информационных  
служб    квалифицированными    кадрами,   повышением   квалификации   
медицинского       персонала       в       области       применения       
информационно-коммуникационных технологий.
    Требуют дальнейшего решения вопросы защиты персональных данных, 
хранящихся или передающихся в электронной форме.

                         3. Цели и задачи

    Целями   информатизации   системы   здравоохранения  Республики  
Хакасия являются:
    возможность  проведения  анализа  состояния  здоровья населения 
Республики  Хакасия,  прогнозирования  уровня  состояния здоровья и 
тенденций его изменения;
    совершенствование  прогнозирования развития отрасли и реального 
планирования деятельности в рамках системы ОМС;
    повышение  эффективности  использования  средств  ОМС на основе 
анализа целенаправленности их использования;
    обеспечение  субъектов  информационной  системы здравоохранения 
исчерпывающей   и  достоверной  информацией  о  состоянии  здоровья  
населения  республики,  причинах  и  характере лечения, показателях 
заболеваемости и иных показателях;
    обеспечение   единства   и   корректности  персональных  данных  
застрахованных  по  ОМС граждан в информационных системах субъектов 
ОМС;
    обеспечение  защиты информации при информационном обмене, в том 
числе  в  системе  электронного  документооборота, в соответствии с 
законодательством Российской Федерации;
    обеспечение  оперативного  принятия  управленческих  решений по 
устойчивому  функционированию  системы  здравоохранения  Республики  
Хакасия.
    Указанные  цели  могут  быть достигнуты путем решения следующих 
задач:
    создание    единого    информационного   пространства   системы   
здравоохранения Республики Хакасия;
    организация  информационно-аналитической  системы  многомерного  
анализа данных в рамках системы здравоохранения;
    предоставление  возможности  удаленной  работы в информационном 
пространстве системы здравоохранения Республики Хакасия по открытым 
каналам  связи  с  использованием  средств криптографической защиты 
информации;
    организация   системы   электронного   документооборота   между   
субъектами системы здравоохранения;
    своевременная  актуализация  данных  в  информационных системах 
здравоохранения  из сторонних источников информации, в том числе по 
данным   Комитета   записи   актов   гражданского   состояния   при   
Правительстве  Республики  Хакасия  и  прочих организаций, в рамках 
соглашений об информационном взаимодействии;
    внедрение  средств  защиты  информации, в том числе электронной 
цифровой  подписи,  при  информационном  обмене по открытым каналам 
связи;
    обеспечение оперативности обработки и передачи информации между 
субъектами системы здравоохранения Республики Хакасия;
    повышение  информированности  граждан о системе ОМС и программе 
государственных гарантий.

                4. Основные принципы информатизации

    Основной  принцип  настоящей  Концепции  -  принцип  системного  
единства.  Процесс  внедрения  информационных  технологий  в  сфере  
здравоохранения  Республики Хакасия должен осуществляться исходя из 
принципов:
    этапности внедрения информационных систем;
    концентрации финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; 
    рационального сочетания централизованного и децентрализованного 
управления информацией на всех уровнях;
    формирования   исходных   информационных   массивов  на  уровне  
первичного звена;
    обеспечения   МО   первичного   звена  оперативной  достоверной  
информацией, необходимой для принятия управленческих решений;
    вертикальной  и  горизонтальной  интеграции  имеющихся  и вновь 
создаваемых информационных систем объектов информатизации;
    открытости и масштабируемости информационных систем.

5. Приоритетные направления информатизации системы здравоохранения
                        Республики Хакасия

    Основными  направлениями информатизации системы здравоохранения 
являются:
    совершенствование       организационной       структуры       и       
научно-методического обеспечения информатизации здравоохранения;
    создание      автоматизированной      системы      электронного      
документооборота в сфере здравоохранения Республики Хакасия;
    проведение   мониторинга   процессов,  связанных  со  здоровьем  
населения Республики Хакасия;
    проведение   мониторинга  исполнения  государственных  гарантий  
обеспечения  населения  Республики  Хакасия  бесплатной медицинской 
помощью;
    информатизация  первичной медико-санитарной, специализированной 
медицинской помощи и лечебно-диагностического процесса;
    совершенствование      автоматизированной     системы     учета     
застрахованного населения;
    совершенствование системы информационной поддержки формирования 
сводных медицинских статистических отчетов;
    использование  и  развитие  телекоммуникационной сети субъектов 
системы здравоохранения Республики Хакасия;
    обеспечение безопасности и защиты информации при информационном 
обмене   в   единой   информационной   системе  здравоохранения  на  
территории Республики Хакасия.

       5.1. Мониторинг здоровья населения Республики Хакасия

    Эффективному   функционированию  системы  мониторинга  здоровья  
населения  Республики  Хакасия  должны  способствовать разработка и 
утверждение:
    интегрированных   показателей,  отражающих  состояние  здоровья  
населения и системы охраны здоровья населения Республики Хакасия;
    финансовых показателей, характеризирующих мониторинг исполнения 
программы  государственных  гарантий  медицинского  обслуживания на 
различных уровнях системы здравоохранения;
    единых    алгоритмов    расчета    всех   показателей   системы   
здравоохранения;
    методики  наблюдения,  анализа,  оценки  и  прогноза  состояния  
здоровья  населения  и  среды  обитания  человека  с использованием 
современных методов моделирования и многомерного анализа;
    современного  инструмента  моделирования  и анализа результатов 
мониторинга на основе собранных статистических данных.

        5.2. Мониторинг исполнения государственных гарантий

    С   целью  проведения  мониторинга  исполнения  государственных  
гарантий  предполагается  создание и развитие информационных систем 
субъектов системы здравоохранения по следующим направлениям:
    предоставление  информации  гражданам в сети Интернет (создание 
портала системы здравоохранения Республики Хакасия);
    учет и анализ заявлений, жалоб, обращений граждан;
    анкетирование граждан через сеть Интернет;
    автоматизированный учет результатов проведения вневедомственной 
экспертизы контроля объемов и качества оказания медицинской помощи, 
повторных экспертиз (мета-экспертиз) и т.п.

    5.3. Информатизация процессов оказания медицинской помощи и
                       лечебной диагностики

    В рамках данного направления необходимо создание информационных 
систем   управления   поликлинической  помощью  и  диспансеризацией  
населения,   аптечной   службой,   а  также  информационных  систем  
управления   медицинскими   службами   (акушерство  и  гинекология;  
педиатрия;  инфекционные болезни (СПИД); травматология и экстренная 
хирургия;   кардиология;   пульмонология;   неврология;  онкология;  
наркология и психиатрия; медицина катастроф).
    Использование    данных    информационных    систем    позволит    
организовать    ведение    персонифицированного   учета   оказанной   
медицинской помощи всем категориям населения.
    При  разработке  информационных систем медицинских служб должно 
быть предусмотрено решение следующих задач:
    обеспечение    медицинских    работников   службы   необходимым   
инструментарием  в  процессах  диагностики,  лечения,  наблюдения и 
реабилитации пациентов, состоящих на учете;
    обеспечение  преемственности  на всех этапах поликлинического и 
диспансерного обслуживания;
    накопление  персональных  данных  оказанных медицинских услуг о 
каждом пациенте для оценки в динамике его состояния;
    сравнительная  оценка  эффективности  различных  методов,  схем  
лечения и реабилитации;
    анализ     стоимости,     контроль     полноты    и    качества    
лечебно-реабилитационных мероприятий;
    оценка  качества деятельности отдельных медицинских коллективов 
и учреждений, входящих в систему;
    обеспечение оперативной и итоговой информацией заинтересованных 
ведомств   и   учреждений  с  регламентированным  доступом  к  этой  
информации;
    использование   персональных  данных  для  планирования  работы  
парамедицинских служб специализированного стационара или диспансера 
(медикаментозное обеспечение, лечебное питание и т.д.);
    использование накопленной информации для анализа.

      5.4. Совершенствование автоматизированной системы учета
                     застрахованного населения

    Реализация  данного  направления позволит решить задачу ведения 
единого  регистра  застрахованного населения и персонифицированного 
учета    медицинской    помощи   в   соответствии   с   изменениями   
законодательства Российской Федерации в сфере ОМС, а также повысить 
оперативность и эффективность функционирования системы.
    Необходимо  создание и развитие подсистем единой информационной 
системы    здравоохранения    Республики   Хакасия   по   следующим   
направлениям:
    своевременная  актуализация  данных в сегменте единого регистра 
застрахованного  населения  и  обеспечение  достоверности  данных о 
страховании в режиме он-лайн;
    обеспечение   эффективного   взаимодействия   в  рамках  единой  
информационной системы здравоохранения Республики Хакасия;
    автоматическая   идентификация   полиса  ОМС  в  информационных  
системах;
    организация  экспорта  реестров  случаев  оказания  медицинской  
помощи;
    формирование   плана   проведения  вневедомственной  экспертизы  
качества   оказания   медицинской  помощи  страховыми  медицинскими  
организациями;
    организация   подсистемы   анализа  финансирования  медицинских  
учреждений   с   учетом   результатов  вневедомственной  экспертизы  
качества  оказания  медицинской  помощи застрахованным гражданам по 
ОМС.

      5.5. Совершенствование системы информационной поддержки
      формирования сводных медицинских статистических отчетов

    Реализация  данного направления позволит решить задачу по сбору 
и   формированию   отчетности   субъектов  системы  здравоохранения  
Республики   Хакасия,   медицинских   учреждений,   участвующих   в   
реализации    приоритетного    национального    проекта   в   сфере   
здравоохранения;      оперативному     мониторингу     показателей,     
представляемых   в   Министерство   здравоохранения  и  социального  
развития  Российской  Федерации, Территориальный фонд обязательного 
медицинского     страхования     Республики     Хакасия,     органы     
государственного   управления  и  финансового  контроля  Республики  
Хакасия.
    Основной  целью  создания  и  развития  данной системы является 
повышение  эффективности  управления  функционированием и развитием 
системы    ОМС   Республики   Хакасия,   обеспечиваемой   за   счет   
предоставления   заинтересованным  лицам  с  учетом  их  полномочий  
оперативного   доступа   к   консолидированной  на  уровне  региона  
актуальной  и достоверной информации, в полной мере характеризующей 
текущее  состояние  системы  ОМС  Республики  Хакасия и динамику ее 
развития.
    Для  достижения  поставленной  цели  требуется решить следующие 
задачи:
    создание  системы  управления,  единой  нормативной  справочной  
информацией  с  целью  обеспечения  единства используемых в системе 
удаленного доступа, систем классификации и кодификации информации;
    обеспечение  сбора информации субъектов системы здравоохранения 
Республики  Хакасия  с последующей ее консолидацией на региональном 
уровне    с    использованием   гибких   механизмов   контроля   ее   
аутентичности;
    создание   системы  эффективного  управления  консолидированной  
информацией,  включая  обеспечение  ее  сохранности,  в том числе с 
использованием средств резервного копирования;
    обеспечение    удобных    средств    оперативного   доступа   к   
консолидированной   информации,   в   том  числе  с  использованием  
эффективного  аналитического  инструментария, всех заинтересованных 
лиц с учетом их полномочий;
    обеспечение      надлежащего      режима     конфиденциальности     
обрабатываемой в системе удаленного доступа информации, обеспечение 
ее целостности;
    обеспечение  высокой  доступности консолидированной информации, 
обрабатываемой системой.

      5.6. Использование и развитие телекоммуникационной сети

    Реализация  Концепции  в данном направлении призвана обеспечить 
условия  системной  интеграции  локальных  вычислительных  сетей  и  
корпоративных  информационных  систем в региональное информационное 
пространство.   Такая   интеграция  позволит  кардинально  повысить  
эффективность    региональной    системы   управления   и   уровень   
информационного    сервиса,    создать    основу   для   реализации   
крупномасштабных проектов.
    Использование   при   развитии   телекоммуникационной   системы   
здравоохранения  региональных  сетей передачи данных общего доступа 
является   основой  системной  интеграции  информационных  ресурсов  
здравоохранения в единое региональное информационное пространство.
    В  целях  развития телекоммуникационных средств передачи данных 
необходимо проведение работ по:
    поэтапному  объединению  автоматизированных рабочих мест в МО в 
локальные вычислительные сети;
    развитию      и      модернизации      единой      региональной      
телекоммуникационной   медицинской   сети   на  основе  современных  
технологий;
    использованию  телемедицинских  систем  в  обучении и повышении 
квалификации медицинских кадров;
    организации  коллективного доступа к информационным ресурсам по 
различным разделам медицины;
    разработке  схем  подключения  субъектов информационной системы 
здравоохранения   с  учетом  стоимостных  показателей  к  имеющейся  
телекоммуникационной   сети,   а  также  требований  информационной  
безопасности.

        5.7. Совершенствование организационной структуры и
  научно-методического обеспечения информатизации здравоохранения
                        Республики Хакасия

    Ключевым  в  развитии  и  обеспечении  функционирования системы 
информатизации   здравоохранения  Республики  Хакасия  является  ее  
организационно-методическое обеспечение, которое включает в себя:
    совершенствование      структуры      и      формата     обмена     
медико-статистической и экономической информацией, повышение уровня 
ее достоверности, увеличение степени детализации такой информации и 
оперативности ее представления;
    стандартизацию   и   унификацию   информационного  обеспечения,  
развитие  единой  системы  классификации  и  кодирования,  создание  
централизованной  информационно-справочной  системы,  стандартов  и  
протоколов   информационного   обмена,   создание   единого   фонда   
программных ресурсов;
    анализ баз и банков данных;
    разработку общих нормативно-регламентирующих документов;
    ведение эталонных баз данных нормативно-справочных документов и 
обеспечение  доступа  к  ним  всех субъектов информационной системы 
здравоохранения;
    систематическую   переподготовку   персонала,  направленную  на  
освоение и внедрение новых информационных технологий;
    организацию    дистанционного    обучения    и    дистанционных    
консультаций;
    организацию   работ   по   поддержке   единого  информационного  
пространства системы здравоохранения Республики Хакасия.
    Основным   условием   развертывания   процесса   информатизации   
является  повышение  качества  интеллектуальной среды через систему 
образования и переподготовки руководителей и медицинских кадров.

       5.8. Обеспечение безопасности и защиты информации при
       информационном обмене в единой информационной системе
         здравоохранения на территории Республики Хакасия

    Использование   региональных   сетей   передачи  данных  общего  
пользования и организация межведомственного взаимодействия являются 
основой     системной     интеграции     информационных    ресурсов    
здравоохранения  в единое региональное информационное пространство. 
Это  подразумевает  появление  уязвимостей  в едином информационном 
пространстве  региона,  например в межведомственных узлах доступа к 
информационным   ресурсам.  Для  минимизации  рисков,  связанных  с  
информационной  безопасностью,  и уменьшения уязвимостей необходимо 
использование сертифицированных средств защиты информации.
    В целях развития телекоммуникационных средств передачи данных и 
приведения  информационных систем субъектов системы здравоохранения 
Республики   Хакасия   к  требованиям  законодательства  Российской  
Федерации в области защиты информации необходимо проведение работ в 
рамках  Плана  организационно-технических мероприятий по реализации 
Федерального  закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" 
(с  последующими  изменениями), Федерального закона от 10.01.2002 N 
1-ФЗ    "Об   электронной   цифровой   подписи"   (с   последующими   
изменениями),  постановления  Правительства Российской Федерации от 
17.11.2007  N 781   "Об   утверждении   Положения   об  обеспечении  
безопасности  персональных данных при их обработке в информационных 
системах    персональных   данных",   постановления   Правительства   
Российской Федерации  от 15.09.2008 N 687 "Об утверждении Положения 
об  особенностях  обработки персональных данных, осуществляемой без 
использования  средств  автоматизации", а также приказа Федеральной 
службы  по техническому и экспортному контролю Российской Федерации 
от  05.02.2010  N 58 "Об утверждении Положения о методах и способах 
защиты информации в информационных системах персональных данных".

       5.9. Создание автоматизированной системы электронного
        документооборота здравоохранения Республики Хакасия

    Для  повышения оперативности и достоверности регламентированной 
и   нерегламентированной  информации,  эффективного  взаимодействия  
субъектов  системы  здравоохранения  Республики  Хакасия,  снижения  
трудоемкости   подготовки   документов   и   обработки   информации   
необходимо:
    разработать   унифицированную   технологию  подготовки,  сбора,  
контроля,  обработки и доступа к документам на основе перспективных 
информационных технологий и базовых инструментальных средств систем 
электронного документооборота;
    обеспечить   передачу,   хранение,   поиск,   предоставление  и  
использование   информации  в  электронном  виде  с  использованием  
режимов   доступа   в   реальном   масштабе   времени   на   основе   
информационных  технологий и удаленного доступа по открытым каналам 
связи;
    систематизировать,   формализовать   и   унифицировать  систему  
документооборота;
    обеспечить  надежность, отказоустойчивость системы электронного 
документооборота;
    обеспечить  удобный,  интуитивно  понятный  интерфейс  работы с 
документами;
    обеспечить  гибкость  настройки  рабочих процессов при работе с 
документами;
    отработать систему цифровой электронной подписи;
    обеспечить защиту конфиденциальной информации.

 6. Управление информатизацией системы здравоохранения Республики
                              Хакасия

    6.1.  Министерство здравоохранения Республики Хакасия совместно 
с  Территориальным  фондом  обязательного  медицинского страхования 
Республики  Хакасия  осуществляет общее руководство информатизацией 
системы    здравоохранения,   управление   единой   государственной   
информационной  системой  здравоохранения  Республики  Хакасия и ее 
эксплуатацию.
    6.2.   Государственный   комитет   по  информатизации  и  новым  
технологиям  Республики  Хакасия  осуществляет координацию работ по 
созданию     единой    государственной    информационной    системы    
здравоохранения Республики Хакасия.
    6.3.   Министерство   здравоохранения   Республики   Хакасия  и  
Территориальный   фонд   обязательного   медицинского   страхования   
Республики Хакасия в рамках своих полномочий обеспечивают:
    оптимизацию   работ   по   созданию   единого   информационного   
пространства  системы  обязательного  медицинского  страхования как 
составной   части   единого  информационного  пространства  системы  
здравоохранения Республики Хакасия;
    разработку  и  согласование  в установленном порядке концепций, 
программ,  отдельных мероприятий и планов по информатизации системы 
здравоохранения Республики Хакасия;
    организацию          разработки          нормативных          и          
организационно-методических  документов по вопросам информационного 
обеспечения;
    организацию государственной приемки информационных систем;
    анализ   состояния,  разработку  и  реализацию  предложений  по  
организации  и совершенствованию системы подготовки специалистов по 
информационным технологиям;
    организацию  и контроль за эксплуатацией информационной системы 
здравоохранения Республики Хакасия.
    6.4.   Государственный   комитет   по  информатизации  и  новым  
технологиям Республики Хакасия обеспечивает:
    координацию   деятельности  по  разработке  межведомственных  и  
межрегиональных    целевых   программ   в   части   информационного   
обеспечения охраны здоровья населения;
    проведение   экспертизы   документов,   используемых  в  рамках  
планирования, создания и использования информационных систем;
    участие    в    разработке   предложений   по   организации   и   
совершенствованию системы подготовки специалистов по информационным 
технологиям;
    реализацию  политики  соответствия стандартов по информационным 
технологиям    в   здравоохранении   и   обязательном   медицинском   
страховании.

Информация по документу
Читайте также