Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 557
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении государственной программы Республики
Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в
Республике Хакасия (2016–2020 годы)» от 27.10.2015 № 557 В целях реализации
государственной политики, направленной на дальнейшее развитие инновационной и
научной деятельности и внедрения её результатов в производственную и социальную
сферы Республики Хакасия, в соответствии с постановлением Правительства Республики
Хакасия от
23.04.2013 № 221 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения,
реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия»
(с последующими изменениями) Правительство
Республики Хакасия П О С Т А
Н О В Л Я Е Т : 1. Утвердить государственную
программу Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в
Республике Хакасия (2016–2020 годы)» (приложение). 2. Рекомендовать руководителям научных организаций,
образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории
Республики Хакасия, организациям всех форм собственности принять участие в
реализации мероприятий настоящей государственной программы. Исполняющий
обязанности Главы Республики
Хакасия – Председателя Правительства
Республики Хакасия О. Нам Приложение УТВЕРЖДЕНА постановлением
Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 № 557 ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в
Республике Хакасия (2016–2020 годы)» ПАСПОРТ
государственной программы Республики Хакасия
«Развитие инновационной,
научной и научно-внедренческой деятельности в
Республике Хакасия (2016–2020 годы)»
1. Общая характеристика сферы За период реализации государственной программы
Республики Хакасия «Развитие инновационной, научной и научно-внедренческой
деятельности в Республике Хакасия (2011–2015 годы)» было освоено 31659,0 тыс.
рублей. Указанная программа предоставила возможность для осуществления более
100 исследовательских проектов, из них девять инновационных проектов внедрены в
социально-экономическую сферу Республики Хакасия, издается периодический
научный журнал «Научное обозрение Саяно-Алтая»
(вышло восемь номеров), проведено 10 научных школ для студентов и аспирантов
образовательных организаций, реализующих свою деятельность на территории
Хакасии, и т.д. Для реализации основных
направлений научной, научно-внедренческой и инновационной деятельности в
Республике Хакасия имеется научная база, представленная организациями высшего
образования и научно-исследовательскими учреждениями. К образовательным
организациям высшего образования, активно участвующим в научной деятельности,
относятся ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
(далее – ХГУ) и Хакасский технический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский
федеральный университет» (далее – ХТИ). Деятельность указанных организаций
определяется их спецификой. Так, ХГУ является классическим университетом с
циклом образовательных программ высшего образования, имеющих социальный, гуманитарный,
естественнонаучный, информационный и физико-технический профили, ХТИ – это
технический институт с набором инженерных специальностей. Кроме того, следует
отметить наличие в ХГУ такого уровня высшего образования, как подготовка кадров
с высшей квалификацией (аспирантура по гуманитарному циклу специальностей). Это
определяет направленность исследовательской сферы научных коллективов и
отдельных учёных, носящих выраженный фундаментальный характер. Научные организации
представлены двумя научно-исследовательскими учреждениями: ГБНИУ РХ «Хакасский
научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» (далее – ХакНИИЯЛИ), учредителем которого является Министерство
образования и науки Республики Хакасия, и ФГБУ «Научно-исследовательский
институт аграрных проблем Хакасии» (далее – НИИАП Хакасии), учредитель –
Федеральное агентство научных организаций. Деятельность ХакНИИЯЛИ направлена на исследования этнографического,
археологического характера, изучение и развитие хакасского языка и литературы,
имеющие более социально-политический эффект, реализуемый в перспективе.
Исследования НИИАП Хакасии имеют прикладной характер и непосредственный
экономический эффект, связанный с развитием сельского хозяйства в Хакасии, а
также сохранением и культурацией насаждений и почв. Наука Хакасии характеризуется активным развитием
гуманитарного знания: филология, история, этнография, что обусловлено
потребностями сохранения и развития этнического потенциала, а также уникальным
рекреационным и историческим ресурсом. Кроме того, высоких результатов достигла научная школа
нанотехнологий ХГУ в области компьютерного
моделирования и теоретической физики. Результаты исследований интегрированы в
мировую науку, имеют высокий индекс цитирования. Научная школа показывает рост
числа высококвалифицированных научных кадров (за период 2011–2014 годов
защищены одна докторская и пять кандидатских диссертаций). Данная научная школа
имеет выраженный фундаментальный характер. В последние годы наметились «точки роста» в развитии
научных школ в медицине, ветеринарии, активно ведутся исследования в сфере
естественных наук: биологии, экологии, агрономии. Таким образом, научный потенциал Республики Хакасия
характеризуется: ограниченным количеством организаций, осуществляющих
научные исследования и разработки, с многообразной ведомственной
принадлежностью, что выдвигает потребность создания единого пространства
структуры науки в республике; признанием профессионального научного сообщества
результатов фундаментальных исследований учёных Хакасии, которые не имеют
выраженного прикладного характера в свете Стратегии социально-экономического
развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденной постановлением
Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011
№ 700 (далее – Стратегия); развитым сектором социальных исследований, результаты
которых не находят реализации по причине отсутствия стимулов для инновационного
развития сферы социального развития и управления в Республике Хакасия; потребностью в организационной поддержке
исследователей, воспроизводстве научных кадров – привлечению к научной
деятельности максимального широкого круга молодежи. В Республике Хакасия созданы и эффективно работают органы научной
инфраструктуры в области научной деятельности и инноваций: при Правительстве Республики Хакасия – Совет по научной и
научно-технической деятельности; при Министерстве образования и науки Республики Хакасия Конкурсный
совет по грантам Республики Хакасия для поддержки научных исследований;
Региональный экспертный совет научных проектов «Российское могущество
прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном»; Региональный экспертный совет
фундаментальных исследований Республики Хакасия конкурса проектов
фундаментальных исследований. Советы обеспечивают высокий уровень экспертизы научных проектов,
реализуемых за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия,
координируют усилия ученых и органов исполнительной власти в Республике
Хакасия. Министерство образования и науки Республики Хакасия осуществляет общее
руководство и координирует деятельность Совета молодых ученых и специалистов,
коллегиального совещательного органа при Главе Республики Хакасия
Председателе Правительства Республики Хакасия,– для поддержки молодых
исследователей. Ежегодная серия мероприятий «Дни молодых ученых» нуждается в финансовой
поддержке и призвана включить в себя мероприятия более высокого статуса,
выходящие на межрегиональный уровень взаимодействия с аналогичными
организациями молодых исследователей в сопредельных регионах. Целью
государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на
2013–2020 годы», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 301 (далее – государственная
программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы»), является формирование конкурентоспособного и
эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его
ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики. Это, в первую
очередь, требует поддержки фундаментальных и прикладных исследований в сферах,
определяемых Стратегией в качестве
приоритетных, а также в традиционно
развитых гуманитарных и социальных научных направлениях. Институциональное развитие
научного сектора Республики Хакасия получит развитие в деятельности ХакНИИЯЛИ. Одним из направлений его
работы станет координация взаимодействия научных и образовательных организаций
профессионального образования с общественными организациями (Отделение
Российского исторического общества в Хакасии, Советом молодых ученых и специалистов
и т.п.) для обобщения достижений в области науки и инноваций в регионе, а также
организации и проведения крупных научных мероприятий, направленных на
привлечение внимания ученых России и мира к изучению культурно-исторического
наследия Хакасии и сопредельных территорий и повышение статуса науки в
Хакасии. Актуально продолжение практики привлечения средств федеральных научных
фондов: Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда
фундаментальных исследований – через соглашения и равное
софинансирование научных проектов – на
фундаментальные научные исследования. Важной задачей государственной программы Российской
Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020
годы» является обеспечение интеграции
российского сектора исследований и разработок в международное
научно-техническое пространство. Для научного сектора Хакасии это выразится в
увеличении объемов публикаций учёных Хакасии в научных журналах, индексируемых
в базе данных Web of Science и
Scopus;увеличении количества научных мероприятий со статусом
всероссийских и международных, проводимых в Республике Хакасия, которые
привлекают ведущих учёных, тем самым поднимая статус науки в Хакасии; расширении мобильности учёных в виде стажировок в ведущих
научных центрах страны и мира. Стратегией определены цели: стабилизация и рост
производства основных отраслей экономики, обеспечение нормального
функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости. В
соответствии с отраслевой структурой Республики Хакасия Стратегией названы
ориентиры социально-экономического развития региона: в области промышленности – ориентация на внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий; в области агропромышленного комплекса – осуществление
комплексных, организационных, экономических, технологических мероприятий по
формированию факторов роста и дальнейшего развития указанной сферы; в области жилищно-коммунального хозяйства – повышение
качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению Республики
Хакасия, при применении новых технологий и т.д. Поставленные Стратегией цели требуют активизации
инновационных усилий в технологиях обеспечения безопасной жизнедеятельности
населения; сохранения традиционных культур; охраны окружающей среды; сохранения
биоразнообразия; разработки и использования
специализированных технологий в производстве, транспорте, энергетике.
Достижение данных позиций определяет необходимость системного изучения всех
сторон жизни в Хакасии, внедрения инновационных технологий не только в
экономическую, но и в социальную сферу жизни Республики Хакасия. Научные результаты, полученные учёными Республики
Хакасия, не всегда имеют выраженный прикладной характер и могут быть немедленно
применены в отраслях производства Хакасии. Большей частью они обладают
отсроченным экономическим эффектом, что порождает противоречия на этапе их
воплощения: внедрение инновационных технологий в производственный
цикл сталкивается с низким спросом со стороны производства на результаты
научно-технической деятельности, разработанные в образовательных и научных
организациях Хакасии; внедрение социально-экономических инноваций
сталкивается с отсутствием заказа на социальные и экономические преобразования
как со стороны органов регионального и муниципального управления, так и со
стороны предпринимателей/руководителей организаций Республики Хакасия. Необходимо расширять внедрение инноваций в
общественном секторе и социальной сфере, ответственность за развитие которых
возложена на государство и муниципалитеты, через определение заказа на темы,
требующие обоснованного научного подхода в социальной, экономической и
политической сферах. Органами государственного и муниципального управления в
муниципальные программы инновационного развития территорий должны внедряться
существующие разработки в сферах социального обслуживания населения, жилищного
строительства, транспорта, коммунального хозяйства, агропромышленного
комплекса, здравоохранения, культуры и туризма. Стратегия предусматривает реализацию активного (инвестиционного)
сценария развития региона, который требует создания условий для интенсивного
развития науки, а также образования республиканского инвестиционно-инновационного
портфеля проектов с последующим финансированием наиболее перспективных проектов
в форме грантовой, организационной и иной поддержки
со стороны исполнительной власти. Внедрение
инновационных разработок влечет за собой создание в Республике Хакасия системы
кадровой поддержки инновационной деятельности, включающей обучение отдельных
специалистов и предпринимателей малого наукоемкого бизнеса. Для инновационной сферы перспективным направлением кадрового развития
является создание среды для научно-технического творчества молодежи,
объединения усилий учёных, потребностей производства и творческого, исследовательского
потенциала молодых (в частности в робототехнике). Задача развития механизмов внедрения
научных разработок инновационного характера в отрасли экономики и
социальной сферы Хакасии выходит на первый план. Для решения задачи такого
уровня сложности необходимо привлечение усилий Министерства экономики
Республики Хакасия. Таким образом, обеспечение научной и инновационной
поддержки Стратегии требует целенаправленной программной деятельности по
координации усилий Министерства образования и науки Республики Хакасия и
Министерства экономики Республики Хакасия на основе приоритетных направлений
научных школ, действующих на территории Республики Хакасия. Предпринятые в предыдущие годы действия создали
предпосылки для реализации в Хакасии инвестиционного сценария
социально-экономического развития, определенного Стратегией. В то же время для
качественных изменений в научной и инновационной сфере Республики Хакасия
требуется устойчивое программное сопровождение и финансирование. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель,
задачи Государственная программа «Развитие инновационной,
научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Хакасия (2016–2020
годы)» (далее – государственная программа) разработана с учетом направлений
государственной политики Российской Федерации в области науки, подготовки
высококвалифицированных специалистов и требований инновационной экономики,
определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №
596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012
№ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №
599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и
науки»; государственной программой Российской Федерации «Развитие науки и
технологий» на 2013–2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №
301; Законом Республики Хакасия от 05.07.2005
№ 39-ЗРХ «О научной и научно-технической деятельности в Республике Хакасия»
(с последующими изменениями); Законом Республики Хакасия от
02.04.2010 № 27-ЗРХ «О государственной поддержке инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории
Республики Хакасия» (с последующими изменениями); постановлением Правительства Республики Хакасия от
27.10.2005 № 364 «О Совете по научной и научно-технической деятельности при
Правительстве Республики Хакасия» (с последующими изменениями); Стратегией социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020
года, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от
25.10.2011 № 700. Приоритетными направлениями реализации государственной программы
являются: повышение признания и профессионального статуса научной и инновационной
деятельности в Республике Хакасия; институциональное развитие структуры сектора исследований Республики
Хакасия (ХакНИИЯЛИ); поддержка молодых исследователей Республики Хакасия; популяризация результатов науки и инноваций в Республике Хакасия; продвижение инноваций в социально-экономической и
социально-политической сфере Республики Хакасия. Цель государственной программы –
создание условий развития инновационной, научной, и научно-внедренческой
деятельности в Республике Хакасия. Достижение поставленной цели
осуществляется путем решения следующих задач: обеспечение условий для повышения статуса научной,
научно-внедренческой деятельности и ее результатов в Республике Хакасия; стимулирование разработки и внедрения инноваций в
сферу экономики Республики Хакасия. 3. Перечень и характеристики основных мероприятий
государственной программы Таблица 1 Перечень основных мероприятий государственной
программы
4. Информация о
ресурсном обеспечении государственной программы Таблица 2 Ресурсное обеспечение реализации государственной
программы
На реализацию
мероприятий государственной программы планируется направить средства
республиканского бюджета Республики Хакасия в объеме 160545, 0 тыс. рублей, в
том числе 2016 год – 32180,0 тыс. рублей, 2017 год – 31973,0 тыс. рублей, 2018
год – 32205,0 тыс. рублей, 2019 год – 31982,0 тыс. рублей, 2020 год – 32205, 0
тыс. рублей. На решение первой задачи программы «Обеспечение
условий для повышения статуса научной и научно-внедренческой деятельности и ее
результатов в Республике Хакасия» будет направлено 156045,0
тыс. рублей, в том числе 2016 год – 31280,0 тыс. рублей, 2017 год – 31073,0
тыс. рублей. 2018 год – 31305,0 тыс. рублей, 2019 год – 31082,0 тыс. рублей.
2020 год – 31305,0 тыс. рублей. Эти средства
предусмотрены на предоставление грантов
для разработки и внедрения научных проектов по приоритетным направлениям развития
науки, выполнения фундаментальных исследований и исследований гуманитарной
направленности; на популяризацию и поднятие престижа научной и
научно-внедренческой деятельности; стимулирование и поддержку деятельности
научных коллективов, конкретных ученых, исследователей (в том числе молодых
ученых, аспирантов, докторантов, обучающихся образовательных организаций
высшего образования). Кроме того, средства государственной программы будут
направлены на обеспечение деятельности и модернизацию материально-технической
базы ХакНИИЯЛИ, выпуск научного журнала гуманитарной
направленности «Научное обозрение Саяно-Алтая». На решение второй задачи
«Стимулирование разработки и внедрения
инноваций в сферу экономики Республике Хакасия» будет направлено 4500,0 тыс.
рублей, в том числе 2016 год – 900,0 тыс. рублей, 2017 год –900,0 тыс. рублей, 2018 год – 900,0 тыс.
рублей, 2019 год – 900,0 тыс. рублей. 2020 год – 900,0 тыс. рублей. Указанные средства предусмотрены на разработку и
ведение реестра инновационных проектов, реализуемых и планируемых к реализации
на территории Республики Хакасия; мониторинг проводимых научных проектов;
проведение конкурса грантов инвестиционных и инновационных проектов на
внедрение новаторских технологий, создание и развитие материально-технической
базы Центра научно-технического творчества молодежи. 5. Перечень целевых показателей государственной
программы Оценка хода реализации государственной программы осуществляется по
целевым показателям, указанным в таблице 3. Таблица 3
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|