Расширенный поиск
Закон Республики Хакасия от 08.06.1993 № 20РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ЗАКОН Отменен - Закон Республики Хакасия от 10.05.2001 г. N 21 О занятости населения в Республике Хакасия Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения, а также гарантии государства по реализации права граждан, постоянно проживающих* на территории Российской Федерации или имеющих гражданство Российской Федерации. ----------- * Шесть месяцев и более, если иное не определено законодательством 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 1. Основные понятия 1. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и Республики Хакасия и приносящая им заработок (трудовой доход)*. ---------- * Далее - заработок 2. Занятые граждане: - работающие по найму и получающие за свою работу плату, вне зависимости от продолжительности рабочего дня и недели, и от категории работодателя, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу); - временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами; - самостоятельно обеспечивающие себя работой; предприниматели; граждане, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, прикладным искусством; фермеры, граждане, вышедшие из колхозов с наделами земли и основных фондов; члены кооперативов и других организационно-правовых форм предприятий; граждане, занятые на подсобных промыслах; - избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; - проходящие службу в Вооруженных силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел; - трудоспособные граждане, обучающиеся во всех видах очных учебных заведений, в том числе по направлению службы занятости. 3. Уволенные по любым основаниям граждане - уволенные (высвобожденные с предприятий, из учреждений, организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий в связи с сокращением численности (штатов), а также уволенные по иным причинам, предусмотренным трудовым законодательством. 4. Ищущие работу и готовые приступить к ней - граждане, зарегистрированные в государственной службе занятости населения и готовые по ее предложению приступить к выполнению производственных обязанностей немедленно (в тот же день, когда сделано предложение или, в случае особых обстоятельств, в течение трех дней со дня получения предложения). 5. Способные трудиться - граждане, не имеющие медицинских или иных противопоказаний к выполнению обычных производственных обязанностей. 6. Ищущие работу впервые - граждане, закончившие обучение во всех видах учебных заведений и не имевшие ранее оплачиваемой работы. 7. Стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - граждане, имевшие ранее оплачиваемую работу и прервавшие по каким-либо причинам отношения с работодателем. 8. Граждане, особо нуждающиеся в социальной защите: - молодежь, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей; женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; лица предпенсионного возраста; инвалиды; лица продолжительное время не имеющие работы; лица, освобожденные из учреждений, исполняющие наказание или осуществляющие принудительное лечение по решению суда; беженцы, вынужденные переселенцы; беременные, воины-интернационалисты. 9. Безработные граждане - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитываются оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата. 10. Подходящая работа - такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется решением местного Совета народных депутатов. Для лиц, уволенных с предыдущего места работы вследствие недостаточной квалификации, а также получивших не менее двух отказов в приеме на работу по направлению службы занятости по тому же основанию, подходящей является работа с учетом профессии (специальности) работника, но более низкой квалификации. Любая оплачиваемая работа, в том числе и временная, считается подходящей для следующей категории граждан: - впервые ищущих работу (никогда не работавших и (или) не имеющих профессии (специальности); - отказавшихся от предложения профессионального обучения, сделанного службой занятости после окончания первоначального (двенадцатимесячного) периода безработицы; - отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию или получить новую (смежную) профессию (специальность) после трехгодичного перерыва в работе; - получивших не менее трех отказов в приеме на работу по направлению службы занятости вследствие недостаточной квалификации. 11. Не подходящей является работа: - связанная с переменой места жительства без согласия гражданина; - предлагаемый заработок по которой ниже среднего заработка гражданина за последние два месяца его работы или ниже среднего заработка по республике, если заработок гражданина превышал средний заработок по республике; - общественные работы; - условия труда на которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда. 12. Работодатель - собственник, предприниматель, руководитель предприятия, учреждения, организации или уполномоченное им лицо, привлекающий для выполнения производственных функций наемных работников. 13. Массовое высвобождение - увольнение работников по инициативе администрации предприятий, учреждений, организаций в результате ликвидации, реорганизации или иного сокращения численности (штата) за определенный календарный период. Критерии массового высвобождения устанавливаются в зависимости от ситуации на региональном рынке труда решением Правительства Республики Хакасия. 14. Иждивенцы - нетрудоспособные члены семьи безработного, находящиеся на полном его содержании или получающие от него помощь, являющуюся для них постоянным и основным источником средств к существованию. СТАТЬЯ 2. Порядок и условия признания граждан безработными. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дня с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов. Безработными не могут быть признаны граждане: - не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности 3 группы; - отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности); - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды. Гражданин, который в установленном порядке не признан безработным, приобретает право на повторное обращение в службу занятости для регистрации в целях поиска подходящей работы через две недели. СТАТЬЯ 3. Государственная политика в области занятости населения 1. Государственные органы власти и управления республики обеспечивают проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободную занятость. 2. Государственная политика в области занятости населения направлена на: - обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия, независимо от национальности, пола, возраста, социального происхождения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на труд и свободный выбор занятости; - поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду; - соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости; - обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; - сочетание самостоятельности местных Советов народных депутатов в обеспечении занятости населения с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении важнейших проблем в этой области; - координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции; - поощрение работодателей, создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите испытывающих затруднения в поиске работы; - координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов Российской Федерации и Республики Хакасия, их организаций, ассоциаций (союзов) предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспече- нию занятости населения; - обеспечение занятости в местах компактного проживания коренного населения Республики Хакасия с учетом национальных особенностей их хозяйственной и культурной деятельности, а также исторически сложившихся видов занятости; - сотрудничество в решении проблем занятости с другими регионами Российской Федерации по вопросам, связанным с трудовой деятельностью граждан Республики Хакасия за ее пределами и граждан Российской Федерации на территории Хакасии. СТАТЬЯ 4. Законодательство о занятости населения 1. Отношения в сфере занятости населения регулируются настоящим Законом, Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о труде и издаваемыми в соответствии с ними законодательными актами, определяющими государственную политику в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите. 2. Законодательство о занятости населения распространяется также на постоянно проживающих на территории республики иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательных актов Республики Хакасия, законодательства Российской Федерации или не предусмотрено международными (межреспубликанскими) договорами Российской Федерации. СТАТЬЯ 5. Разграничение полномочий в осуществлении государственной политики занятости населения 1. К ведению Республики Хакасия в лице ее государственных органов власти и управления относятся: - определение и реализация с участием местных Советов народных депутатов основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Республики Хакасия; - взаимодействие с органами государственной власти и управления Российской Федерации по вопросам занятости, определение нормативов социальной и экономической защищенности граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, от безработицы; участие в разработке федеральных программ в этой сфере; - решение в полном объеме вопросов, связанных с разработкой и осуществлением политики занятости населения с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей, обеспечение реализации прав граждан, предусмотренных настоящим законом и другими законодательными и нормативными актами; - разработка и утверждение республиканских программ в сфере занятости населения. 2. Решениями городских и районных Советов народных депутатов могут предусматриваться иные, не противоречащие настоящему закону, условия и порядок выплаты пособия по безработице за счет средств соответствующих бюджетов. Коллективными договорами (соглашениями) могут предусматриваться условия, порядок и размеры образования страховых фондов для материальной поддержки лиц, потерявших работу. 3. В случае массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве, городские и районные Советы народных депутатов по предложению службы занятости и соответствующих профсоюзных органов могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении или принимать решение о проведении поэтапного высвобождения работников в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств городских и районных Советов народных депутатов. Конкретные сроки приостановки массового высвобождения определяются решением городских и районных Советов народных депутатов в зависимости от уровня безработицы на соответствующей территории в пределах, установленных Правительством Российской Федерации и Республики Хакасия. 2. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ СТАТЬЯ 6. Право граждан на трудоустройство Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Граждане имеют право на свободный выбор места работы путем прямого обращения на предприятия, в учреждения, организации, крестьянские (фермерские ) хозяйства и к другим работодателям или через бесплатное посредничество государственной службы занятости. Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием их привлечения к административной и иной ответственности. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора (контракта, соглашения) между работодателями и гражданином, устраивающимся на работу. Порядок и условия заключения трудовых договоров (контрактов) при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. СТАТЬЯ 7. Право граждан на консультацию по профориентации, профессиональную подготовку и переподготовку и получение информации в государственной службе занятости населения Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости. СТАТЬЯ 8. Право граждан на обжалование действий органов государственной службы занятости населения, их должностных лиц Граждане вправе обжаловать действия должностных лиц органов государственной службы занятости населения в вышестоящий орган системы службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством. 3. ГАРАНТИИ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ СТАТЬЯ 9. Гарантии реализации права граждан на труд Республика Хакасия гарантирует гражданам, проживающим на территории Республики Хакасия: - свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве; - предоставление работодателями, в соответствии с их заранее поданными заявками, подходящей работы на период не менее трех лет выпускникам учебных заведений. Государство гарантирует безработным гражданам: - бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости; - компенсацию в соответствии с действующим законодательством материальных затрат, в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; - возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и других особенностей граждан. СТАТЬЯ 10. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения 1. Республика Хакасия обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим затруднения в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организаций (включая предприятия и организации для труда инвалидов), с организацией обучения по специальным программам и другими мерами. Местные Советы народных депутатов за счет собственных средств, предоставления налоговых льгот, других источников устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу указанных категорий граждан. 2. Гражданам, высвобождаемым с предприятий, из организаций, предоставляется право на приобретение льготных акций приватизируемого предприятия в соответствии с действующим законодательством, гарантируется в течение двух лет после увольнения сохранение очереди на получения жилья (улучшение жилищных условий), выделение земли под дачные участки, строительство гаражей, погребов, коттеджей, погребов, возможность пользоваться детским дошкольным учреждением их детям по прежнему месту работы. 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТАТЬЯ 11. Регулирование и организация занятости населения В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, Республика Хакасия предусматривает: - осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение применения гибких режимов труда, повышение престижности сферы услуг и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест; - правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения и труда; - создание государственной службы занятости населения и государственного фонда занятости Республики Хакасия в рамках Законов Российской Федерации и Республики Хакасия о занятости населения. СТАТЬЯ 12. Статистическая отчетность о занятости населения С целью объективной оценки состояния рынка рабочей силы и положения в области занятости населения в Республике Хакасия устанавливается государственная статистическая отчетность. СТАТЬЯ 13. Республиканские и региональные программы занятости населения Республиканские, городские и районные программы занятости населения, предусматривающие меры содействия занятости населения в соответствии с настоящим Законом, разрабатываются службой занятости населения и утверждаются соответствующим Советом народных депутатов. СТАТЬЯ 14. Территории приоритетного развития Совет Министров Республики Хакасия по согласованию с главами администраций городов и районов определяет территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Такие территории (прежде всего трудоизбыточные), а также сельские районы на определенный период приобретают статус территорий приоритетного развития, который утверждается Верховным Советом Республики Хакасия. Работодателям, создающим на указанных территориях рабочие места, объекты социальной инфраструктуры, предоставляются льготы по налогообложению прибыли в части зачисляемой в республиканский и местные бюджеты, иная финансовая помощь в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия. СТАТЬЯ 15. Лицензирование привлечения в Республику Хакасия иностранной рабочей силы Привлечение иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Лицензирование привлечения иностранной рабочей силы осуществляется правительством Российской Федерации по предложению Совета Министров Республики Хакасия. Порядок лицензирования определяется положением, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации. СТАТЬЯ 16. Негосударственные организации содействия занятости населения Лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан выдаются в установленном порядке органами исполнительной власти при наличии заключения федеральной государственной службы занятости. СТАТЬЯ 17. Координационные комитеты содействия занятости населения С целью выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на республиканском и местном уровнях создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей, рекомендуемых профессиональными союзами, ассоциациями (союзами) предпринимателей, органами службы занятости и общественными организациями, представляющими интерес граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами. СТАТЬЯ 18. Участие профсоюзов в содействии занятости населения 1. Профессиональные союзы, их органы и организации вправе участвовать в разработке государственной политики занятости населения. 2. Профсоюзные организации, их выборные органы имеют право: - вносить в Совет Министров Республики Хакасия и органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с высвобождением работников; - осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопросах обеспечения занятости, приема на работу, увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством. 3. Массовое высвобождение работников, связанное с рационализацией производства, совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированием предприятия, его структурных подразделений, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органа управления, работодателя, может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) письменного уведомления соответствующих профсоюзных органов. 4. Органы управления, работодатели проводят по предложению профсоюзов взаимные консультации по проблемам занятости. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечении занятости. 5. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке. СТАТЬЯ 19. Республиканский фонд занятости населения 1. Республиканский фонд занятости населения Хакасии является частью государственного внебюджетного фонда занятости населения Российской Федерации и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с республиканской программой занятости населения в Хакасии. 2. Порядок образования фонда, а также расходования его средств определяется действующим законодательством. 3. Фонд занятости образуется за счет: - обязательных страховых взносов с заработка работающих; - обязательных страховых взносов работодателей. Дополнительными источниками поступлений могут являться добровольные взносы предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и граждан, а также другие поступления. Размеры страховых взносов, бюджет фонда занятости и отчет об его исполнении утверждаются Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Совета Министров. Средства фонда хранятся на счетах в учреждениях Национального банка Республики Хакасия. Операции по счетам фонда осуществляются в порядке, установленном законодательством и правилами Центрального банка Российской Федерации, и производятся по расчетно-денежным документам установленных форм. Часть средств подлежит обязательному перечислению (отчислению) в государственный фонд занятости Российской Федерации в ежегодно согласованных с Федеральной службой занятости размерах. 4. Средствами фонда занятости распоряжается служба занятости населения Республики Хакасия. 5. Средства фонда занятости, не использованные в отчетном году, изъятию не подлежат и переходят на следующий финансовый год. 6. Республиканский фонд занятости освобождается от уплаты налогов по доходам, получаемым в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, а также государственных и таможенных пошлин. СТАТЬЯ 20. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан 1. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан может осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; - необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). 2. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка таких граждан осуществляется в учебных центрах службы занятости в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами. 3. Право в приоритетном порядке пройти переподготовку, приобрести новую профессию (специальность) имеют граждане в период безработицы и по истечении срока выплаты пособия, в том числе направленные на оплачиваемые общественные работы в случае отсутствия свободных учебных мест. 4. Учебные заведения, осуществляющие обучение и переподготовку граждан по договорам службы занятости, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, других налогов в части, зачисляемой в бюджет республики и платежей во внебюджетные фонды Республики Хакасия от доли доходов, получаемых при выполнении обязательств по переобучению за счет фонда занятости. СТАТЬЯ 21. Организация общественных работ Местные Советы народных депутатов по предложению и при участии службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - на других предприятиях, организациях. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии). Граждане, занятые в общественных работах, получают оплату труда за фактически выполненную работу, но не ниже уровня, установленного законодательством Российской Федерации. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится предприятиями, учреждениями, организациями, для которых выполняются эти работы, а также за счет соответствующего местного бюджета и внебюджетного фонда и привлечения средств фонда занятости. 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ СТАТЬЯ 22. Органы государственной службы занятости населения Республики Хакасия Для реализации государственной политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на территории Республики Хакасия на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения (бюро по трудоустройству населения) создается Государственная служба труда и занятости. Ее работу возглавляет и организует Государственный комитет труда и занятости Республики Хакасия. Руководителем службы труда и занятости Республики Хакасия является Председатель Государственного комитета труда и занятости населения, утверждаемый Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Председателя Совета Министров Республики Хакасия. Назначение и освобождение от должности руководителей органов службы занятости всех уровней производится вышестоящим органом службы труда и занятости по представлению глав администраций городов и районов. Государственная служба труда и занятости населения состоит из: - Государственного комитета труда и занятости населения Республики Хакасия; - городских, районных центров труда и занятости населения. Государственный комитет труда и занятости населения подчиняется в своей деятельности Министерству труда, Федеральной службе занятости и Совету Министров Республики Хакасия. Городские и районные центры труда и занятости подчиняются Государственному комитету труда и занятости населения Республики Хакасия и соответствующим органам исполнительной власти в пределах их компетенции. Их деятельность по вопросам занятости финансируется за счет средств соответствующего фонда занятости Республики Хакасия. СТАТЬЯ 23. Обязанности государственной службы занятости Государственная служба занятости обязана: - анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать исполнительные органы власти и управления и население о состоянии рынка труда; - осуществлять контроль за формированием и расходованием средств фонда занятости и применением законодательства о занятости; - вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; - информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; - оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников; - организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения; - оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемых работников и другим категориям населения; - обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь; - разрабатывать республиканскую и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения; - вносить предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Республику Хакасия на основе межправительственных соглашений и лицензий Российской Федерации; - оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом; - выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий; - устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев. 2. Органы службы занятости обеспечивают опубликование статистических данных и информационных материалов о предложении и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, про- фессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации. 3. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются государственной службой занятости бесплатно. СТАТЬЯ 24. Права государственной службы занятости населения Государственная служба занятости имеет следующие права: - запрашивать у работодателей информацию об обязательных отчислениях в фонд занятости населения и о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников; - обращаться в судебные органы с инициативой привлечения работодателей к административной ответственности в соответствии со статьей 41 настоящего Закона; - направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства; - разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве; - заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовки), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место жительства и работы; - направлять в установленном порядке безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; - оказывать материальную помощь семьям безработных; - взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством. Взыскание указанных сумм производится после расчетов работодателей с бюджетами. При взыскании в бесспорном порядке указанных сумм органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговыми органами Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов. 6. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СТАТЬЯ 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости 1. Содействие работодателей проведению государственной политики занятости осуществляется путем: - соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством; - реализация мер, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях по защите работников в случае безработицы или приостановки производства; - оказание содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам, предусмотренной в коллективных договорах за счет средств предприятий и других работодателей; - создания условий для профессиональной подготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий, учреждений, организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели; - трудоустройства, определяемого местным Советом народных депутатов по предложению службы занятости числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 2. Работодатели своевременно, не менее, чем за три, а предприятия горно-рудной промышленности не менее чем за шесть месяцев, и в полном объеме предоставляют службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях работников, число и категорию работников, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить, и несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, за представление недостоверных сведений. Работодатели не позднее, чем за два месяца обязаны довести до сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации, размера оплаты труда и даты предстоящего увольнения. 3. Работодатели полностью возмещают затраты службы занятости по созданию специальных рабочих мест и профессиональной подготовке в связи с трудоустройством работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность на данном производстве, путем перечисления средств в фонд занятости. 4. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель возвращает в службу занятости направление с указанием для приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. СТАТЬЯ 26. Права работодателей 1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. 2. Работодатели, создающие дополнительные рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого Советами народных депутатов, имеют право на частичное возмещение связанных с этим расходов в виде дополнительных налоговых льгот в пределах сумм, зачисленных в бюджет Республики Хакасия, и другие формы компенсации. 3. Работодатель имеет право получать от службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда. 4. При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты на организацию обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий, из учреждений, организаций. 5. Работодатель имеет право обжаловать действие органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в установленном законодательством судебном порядке. 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ СТАТЬЯ 27. Гарантии материальной и социальной поддержки 1. Граждане, с которыми расторгнут трудовой договор, получают гарантии и компенсационные выплаты в соответствии с законодательством о труде. Государство гарантирует безработным: - предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений; - выплату стипендии в период профессиональной подготовки или повышения квалификации; - выплату пособия по безработице; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах; - компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. 2. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж, что подтверждается соответствующим штампом в трудовой книжке, а при отсутствии таковой - справкой службы занятости. 3. Все виды пособий и других выплат безработных подлежат индексации в установленном законом порядке. СТАТЬЯ 28. Компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций Работникам, высвобождаемым с предприятий, организаций, учреждений в связи с их ликвидацией, реорганизацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности (или штата) при расторжении трудового договора, предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. За указанным работником сохраняется непрерывный трудовой стаж на период трудоустройства (но не более трех месяцев, а одиноким матерям и женщинам, имеющим на своем иждивении двух и более детей в возрасте до 14 лет - до шести месяцев). При отсутствии у ликвидируемых предприятий, учреждений, организаций средств, предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата компенсаций производится в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. СТАТЬЯ 29. Порядок определения размеров стипендий, выплачиваемых безработным в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации 1. На период профессионального обучения (переобучения) граждан по направлению органов труда и занятости им выплачивается стипендия в следующих размерах: - для граждан, уволенных с предприятий, из учреждений, организаций в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы и имеющих трудовой стаж свыше одного года - в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка в Республике Хакасия; - для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года в размере стипендии, установленной государством для учебного заведения соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан; - для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания - за счет средств соответствующих предприятий (организаций) в размере 100 процентов средней заработной платы, исчисленной за последние два месяца, но не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации и не более средней заработной платы по последнему месту работы; - гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в службе занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенных в течение трех месяцев, стипендия на период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению службы занятости выплачивается с первого дня по истечении 3-месячного периода. 2. В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в неблагоприятных климатических условиях, размер стипендии, исчисленный из расчета минимальной заработной платы, устанавливается с учетом соответствующего коэффициента на весь период обучения граждан в указанных местностях. Если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для работников непроизводственных отраслей. 3. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов (безработному, являющемуся единственным кормильцем в семье, до 20 процентов при условии, если совокупный доход на каждого члени семьи не превышает величины прожиточного минимума по Республике Хакасия). 4. Максимальный размер стипендии не может быть больше: - для граждан, уволенных с предприятий, из учреждений, организаций в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы и имеющих трудовой стаж свыше одного года - среднего заработка, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы; - для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года - среднего заработка, сложившегося в Республике Хакасия по состоянию на первое число месяца, предшествующего начислению стипендии. 5. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее может быть приостановлена в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины. СТАТЬЯ 30. Порядок определения размеров пособия по безработице 1. Пособие безработным гражданам (включая граждан, получающих пенсию по инвалидности 3 группы), уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние два месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, устанавливается в размере минимальной оплаты труда. При этом в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в неблагоприятных климатических условиях, размер пособия по безработице, исчисленный из расчета минимальной заработной платы, устанавливается с учетом соответствующего коэффициента на весь период их проживания в указанных местностях. Если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для работников непроизводственных отраслей. 2. При наличии у безработного, уволенного по любым основаниям, нетрудоспособных иждивенцев размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов (безработному, являющемуся единственным кормильцем в семье, до 20 процентов при условии, если совокупный доход на каждого члени семьи не превышает величины прожиточного минимума по Республике Хакасия). 3. Максимальный размер пособия не может быть больше: - для граждан, уволенных с предприятий, из учреждений, организаций в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы и имеющих трудовой стаж свыше одного года - среднего заработка, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы; - для граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года - среднего заработка, сложившегося в Республике Хакасия по состоянию на первое число месяца, предшествующего начислению пособия. 4. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и так далее). СТАТЬЯ 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице 1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. 2. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определяемом статьей 2 настоящего Закона. Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в службе занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенных в течение трех месяцев, пособие по безработице выплачивается с первого дня по истечении этого периода. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении установленного срока выплаты пособия по безработице гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии (специальности) и участие в оплачиваемых общественных работах на период вплоть до его трудоустройства. 3. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации не реже двух раз в месяц. 4. По окончании периода выплаты пособия по безработице, если гражданин снова обратился в службу занятости и в течение 6 месяцев не был трудоустроен, то он признается безработным и размер пособия по безработице не может быть выше установленного законом минимального размера месячной оплаты труда. 5. Городские и районные Советы народных депутатов могут устанавливать более продолжительные периоды выплат пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. СТАТЬЯ 32. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту) 1. Для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" дает право на пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается на две календарные недели сверх установленных 12 месяцев за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. 2. По предложению службы занятости безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. СТАТЬЯ 33. Размер пособия по безработице для граждан, потерявших работу и заработок, уволенных из Вооруженных сил, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел Пособие по безработице начисляется гражданам, уволенным по любым основаниям, уволенным из Вооруженных сил, внутренних, железнодорожных войск, органов государственной безопасности и внутренних дел с момента их регистрации в службе занятости в качестве безработных и до решения вопроса об их трудоустройстве, но срок его выплаты не должен превышать 12 месяцев (для лиц предпенсионного возраста - 24 месяцев), в размерах: первые три месяца - 75 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальнейшем - 45 процентов, но во всех случаях не ниже минимального заработка, установленного законодательством Российской Федерации и не выше среднего заработка, сложившегося в Республике Хакасия. СТАТЬЯ 34. Размер пособия для иных категорий безработных граждан Гражданам, ищущим работу впервые, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным по любым основаниям, но не имевшим 12 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, пособие выплачивается в размере установленного законом минимального размера месячной оплаты труда. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку и переподготовку в учебных заведениях по направлению службы занятости и признанных в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в размере: - уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях неполного рабочего дня (недели) с перерасчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем - первые три месяца - 75 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальнейшем - 45 процентов, но во всех случаях пособие по безработице выплачивается в размере не ниже минимального заработка, установленного законодательством Российской Федерации и не выше среднего заработка, сложившегося в Республике Хакасия. - уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, но не имевшим 12 календарных недель оплачиваемой работы, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - минимальной оплаты труда, установленной законодательством Российской Федерации. СТАТЬЯ 35. Приостановка и прекращение выплаты пособия по безработице 1. Выплата пособия по безработице прекращается, может быть отложена, приостановлении или его размер может быть сокращен органами службы занятости. 2. Выплата пособия по безработице прекращается в случаях: - трудоустройства безработного; - прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению службы занятости с выплатой стипендии; - истечения установленного периода выплаты пособия по безработице; - получения пособия по безработице обманным путем; - осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы или принудительного лечения по решению суда; - назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии (кроме пенсии по инвалидности 3 группы). 3. Выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях: - отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; - увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством; - длительного (более одного месяца) отсутствия безработного в месте постоянного проживания без уведомления службы занятости. Период, на который откладывается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 4. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: - трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем (неделей) без уведомления службы занятости; - нарушение безработным условий его регистрации и перерегистрации в качестве безработного. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 5. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях: - неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления службой занятости; - отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу). 6. Решение о прекращении, отложении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается службой занятости с обязательным уведомлением безработного. СТАТЬЯ 36. Материальная помощь 1. Семье безработного, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. 2. Порядок и условия оказания материальной и иной помощи определяются Положением об оказании материальной помощи безработным гражданам, решениями местных Советов народных депутатов, а также коллективными договорами и иными соглашениями. СТАТЬЯ 37. Добровольное социальное страхование на случай потери работы Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного личного страхования на случай потери работы. Порядок, периодичность и условия страхования определяются законодательством. 8. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ" СТАТЬЯ 38. Органы, осуществляющие контроль Контроль за реализацией законодательства о занятости населения с соблюдением установленных социальных гарантий осуществляется Советами народных депутатов, соответствующими государственными органами, профессиональными союзами и другими общественными организациями. СТАТЬЯ 39. Ответственность за нарушение Закона Республики Хакасия "О занятости населения в Республике Хакасия" Законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение Закона Республики Хакасия "О занятости населения в Республике Хакасия". СТАТЬЯ 40. Ответственность работодателей за нарушение Закона Республики Хакасия "О занятости населения в Республике Хакасия" Работодатели, виновные в нарушении настоящего Закона в части незаконного привлечения граждан к труду, неперечисления обязательных страховых взносов в фонд занятости согласно п. 3 статьи 20, а также ст. 26 (п.п. 2,3) несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке по инициативе Государственного комитета труда и занятости населения и профессиональных союзов Республики Хакасия, либо его органов на местах, с перечислением суммы штрафа в бюджет. СТАТЬЯ 41. Ответственность работников Государственной службы занятости Работники Государственной службы занятости, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность вплоть до увольнения от должности, административную - в виде штрафа в размере до трех должностных окладов, а также уголовную ответственность. СТАТЬЯ 42. Ответственность за принуждение к труду Лица, виновные в нарушении статьи 6 настоящего Закона, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 1 до 10 минимальных размеров оплаты труда, налагаемого в судебном порядке. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. ШТЫГАШЕВ г. Абакан 8 июня 1993 года N 20 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|