Расширенный поиск
Закон Республики Хакасия от 26.01.1995 № 42РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Хакасия от 22.11.2002 г. N 61 О референдуме Республики Хакасия Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Референдум Республики Хакасия Референдум Республики Хакасия - всенародное голосование граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, по законопроектам, действующим законам и другим важнейшим вопросам республиканского значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Республики Хакасия проводится на всей территории Республики Хакасия. Голосование на референдуме Республики Хакасия осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждый участник референдума Республики Хакасия обладает одним голосом. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Хакасия, голосует на референдуме Республики Хакасия лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своего мнение и убеждения или отказу от них. Статья 2. Право на участие в референдуме Республики Хакасия В референдуме Республики Хакасия имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Хакасия, достигший на день голосования 18 лет. Не имеют права участвовать в референдуме Республики Хакасия граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Вопросы, выносимые на референдум Республики Хакасия На референдум Республики Хакасия могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Республики Хакасия, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Хакасия. На референдум Республики Хакасия могут выноситься вопросы о принятии Конституции Республики Хакасия, внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Хакасия. Вопросы, выносимые на референдум Республики Хакасия, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия, ограничивать или отменять общепризнанные права человека и гражданина и правовые гарантии их реализации. Формулировка вопроса должна быть четкой и предполагать однозначный ответ. На референдум Республики Хакасия не могут выноситься вопросы: - об изменении административно-территориального устройства на территории Республики Хакасия; - о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Республики Хакасия, Председателя Правительства Республики Хакасия, а равно о проведении досрочных выборов Верховного Совета Республики Хакасия и Председателя Правительства Республики Хакасия; - о принятии и изменении республиканском бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Республики Хакасия; - о введении, изменении и отмене республиканских налогов и сборов, в также освобождении от их уплаты; - о принятии чрезвычайных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения. Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Республики Хакасия Референдум Республики Хакасия не проводится в условиях чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, либо из всей территории Республики Хакасия, или в отдельной ее части, а также в течение трех месяцев после отмены чрезвычайного положения. Повторный референдум Республики Хакасия не проводится в течение года после опубликования результатов референдума Республики Хакасия с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса. Статья 5. Язык проведения референдума Республики Хакасия При подготовке и проведении референдума Республики Хакасия используются государственные языки - русский и хакасский. Тексты законопроектов или иных решений, выносимых на референдум, бюллетени для голосования составляются (публикуются) на русском и хакасском языках. Статья 6. Законодательство о референдуме Республики Хакасия Подготовка и проведение референдума Республики Хакасия регулируются настоящим законом, иными законодательными актами Республики Хакасия. Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Статья 7. Инициатива проведения референдума Республики Хакасия Инициатива проведения референдума Республики Хакасия принадлежит: 1) не менее чем 20 тысячам граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия, имеющих право на участие в референдуме; 2) не менее чем половине от общего числа представительных органов власти районов и городов республиканского значения либо не менее чем одной трети от общего числа представительных органов местного самоуправления; 3) Председателю Правительства Республики Хакасия, Правительству Республики Хакасия; 4) депутатам Верховного Совета Республики Хакасия. В период между назначением референдума и опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, перечисленные в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума. Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан Республики Хакасия о проведении референдума Республики Хакасия Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, проживающие на территории Республики Хакасия, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей с целью проведения референдума Республики Хакасия. В состав инициативной группы должны входить граждане, проживающие на территории Республики Хакасия. Инициативная группа обращается в центральную избирательную комиссию Республики Хакасия с ходатайством о регистрации группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы. В ходатайстве инициативной группы указываются: 1) формулировка вопроса, предлагаемое инициативной группой для вынесения на референдум Республики Хакасия; 2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов их заменяющих) членов и инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени группы на территориях районов, городов Республики Хакасия. Центральная избирательная комиссия Республики Хакасия, установив соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям статей 2, 3, 4 и 8 настоящего закона, в течение 14 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Верховный Совет Республики Хакасия. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссии Республики Хакасия. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума Республики Хакасия. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Республики Хакасия, действительно в течение трех месяцев. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол. Подписные листы, пронумерованные, подшитые, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченным (уполномоченными) группы в Центральную избирательную комиссию Республики Хакасия. Центральная избирательная комиссия Республики Хакасия проверяет соблюдение требований настоящего закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление (заключение) и в 10-дневный срок направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления (заключения) в Верховный Совет Республики Хакасия. Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части 1 статьи 7 настоящего закона, о чем будет отражено в постановлении (заключении) Центральной избирательной комиссии Республики Хакасия, Верховный Совет Республики Хакасия выносит постановление об отказе в проведении референдума Республики Хакасия, и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Республики Хакасия. В случае, если Центральная избирательная комиссия Республики Хакасия обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 14 дней. Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимое количество подписей, то с инициативой о проведении референдума Республики Хакасия с такой же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса, указанного в ходатайстве, можно обращаться не ранее, чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Статья 9. Подписной лист референдума Республики Хакасия В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума Республики Хакасия (подписном листе) указываются: 1) наименование населенных пунктов Республики Хакасия, где проводился сбор подписей граждан; 2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации; 3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, местожительство, номер и серия паспорта (документа его заменяющего) гражданина, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписи. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшем подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта каждом из этих лиц. Форму подписного листа утверждает Центральная избирательная комиссия Республики Хакасия. Статья 10. Порядок реализации инициативы представительных органов власти районов, городов республиканского значения, представительных органов местного самоуправления по проведению референдума Республики Хакасия Представительные органы власти районов, городов республиканского значения, представительные органы местного самоуправления могут принять решение об инициировании вопроса о проведении референдума Республики Хакасия и обратиться к соответствующим представительным органам власти или местного самоуправления с предложением поддержать их инициативу. В решении должны быть с учетом требований настоящего закона сформулированы вопрос или вопросы, которые считают необходимым вынести на референдум Республики Хакасия. Принятое решение направляется в Центральную избирательную комиссию Республики Хакасия, которая, в свою очередь, информирует соответственно представительные органы власти районов и городов республиканского значения или органы местного самоуправления, а также Верховный Совет Республики Хакасия. В том случае, если решение об инициировании вопроса о проведении референдума Республики Хакасия приняли соответственно не менее половины представительных органов власти районов, городов республиканского значения или соответственно не менее одной трети представительных органов местного самоуправления, Центральная избирательная комиссия направляет необходимые документы вместе со своим постановлением (заключением) в Верховный Совет Республики Хакасия. Статья 11. Порядок реализации инициативы депутатами Верховного Совета Республики Хакасия о проведении референдума Республики Хакасия В Верховном Совете Республики Хакасия вопрос о проведении референдума Республики Хакасия может быть поставлен на обсуждение по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия. Процедура принятия решения устанавливается Верховным Советом Республики Хакасия. Решение о проведении референдума считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Верховном Совета Республики Хакасия. Статья 12. Порядок реализации инициативы Председателя Правительства, Правительства Республики Хакасия о проведении референдума Республики Хакасия Инициатива Председателя Правительства и Правительств Республики Хакасия о проведении референдума оформляется решением Правительства Республики Хакасия. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа членов Правительства Республики Хакасия. При этом должны быть соблюдены требования статей 3, 4, 7 настоящего закона. Решение об инициировании вопроса о проведении референдума с формулировкой вопроса, вопросов направляется в Верховный Совет Республики Хакасия. Статья 13. Назначение референдума Республики Хакасия Референдум Республики Хакасия назначает Верховный Совет Республики Хакасия, утверждает текст выносимого на референдум вопроса и определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено не позднее чем за 2,5 месяца до дня голосования. Решение о проведении референдума публикуется (обнародуется). В случае совмещения проведения референдума с проведением ранее объявленных выборов референдум может быть назначен не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Статья 14. Комиссии по проведению референдума в Республике Хакасия Организацию и проведение референдума Республики Хакасия осуществляют: - Центральная избирательная комиссия Республики Хакасия, выступающая в качестве Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия; - территориальные (районные, городские - в городах республиканского значения) комиссии по проведению референдума Республики Хакасия; - участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия. Статья 15. Полномочия Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия: 1) обеспечивает единообразное исполнение настоящего закона и дает разъяснения о порядке его применения; 2) организует деятельность территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия; 3) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по проведению референдума Республики Хакасия; 4) издает инструкции для территориальных н участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия по организационным и финансовым вопросам; 5) заслушивает сообщения государственных органов и органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума Республики Хакасия; 6) осуществляет контроль за законностью проведения голосования на референдуме Республики Хакасия; 7) распределяет денежные средства, выделенные из республиканского бюджета на проведение референдума Республики Хакасия, контролирует их целевое использование и отчитывается перед Верховным Советом Республики Хакасия о расходовании этих средств; 8) контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума; 9) устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума Республики Хакасия, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов комиссий по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению референдума; 10) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до дня референдума Республики Хакасия, а в случае совмещения проведения референдума с проведением выборов не позднее 20 дней опубликование с целью всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенном на референдум Республики Хакасия, и текста закона, который предлагается отменить или изменить; 11) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум Республики Хакасия; 12) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими участковых комиссий по проведению референдума; 13) определяет результаты референдума Республики Хакасия и публикует их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в архив документации, связанной с организацией и проведением референдума; 14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Решения Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, государственных органов и органов местном самоуправления, общественными объединений, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. При совмещении проведения референдума с проведением выборов функции Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, территориальных и участковых комиссий по проведению референдума возлагаются на Центральную избирательную комиссию Республики Хакасия и соответствующие территориальные и участковые комиссии по проведению выборов. Статья 16. Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Хакасия образуются в течение десяти дней со дня опубликования решения Верховного Совета Республики Хакасия о назначении референдума Республики Хакасия. Участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия образуются не позднее чем за 40 дней до дня референдума Республики Хакасия. Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия формируются соответствующими представительными и исполнительными органами власти на паритетных началах на основе предложений общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний граждан по месту жительства и учебы. В состав территориальной или участковой комиссии входит от 5 до 11 членов. В случае, если соответствующие органы в установленный срок не сформировали комиссии, формирование территориальной или участковой комиссии производится в течение 5 дней Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия на основе предложений общественных объединений, действующих на территории Республики Хакасия. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной или участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия избираются на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. Если председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии не будет избран, то он назначается в пятидневный срок вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. Статья 17. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия Территориальная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия: 1) обеспечивает соблюдение настоящем закона на территории района, города; 2) оказывает помощь Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия по руководству деятельностью участковых комиссий по проведению референдума; 3) заслушивает сообщения органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума; 4) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению референдума; 5) определяет результаты голосования на референдуме по соответствующей территории, составляет протокол и передает его вместе с протоколами участковых комиссий в Центральную комиссию по проведению референдума Республики Хакасия; 6) отчитывается перед Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия об использовании ассигнований, выделенных на проведение референдума Республики Хакасия; 7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия территориальной комиссии прекращаются по истечении одного месяца со дня опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Хакасия. Статья 18. Полномочия участковой комиссии по проведению Референдума Республики Хакасия Участковая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия: 1) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме, на территории участка; 2) обеспечивает ознакомление граждан со списком лиц, имеющих на территории участка право на участие в референдуме, рассматривает заявления и жалобы о неточностях в этом списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; 3) оповещает население о дне и месте проведения голосования; 4) обеспечивает подготовку помещений для проведения голосования и их надлежащее оборудование; 5) организует голосование на участке: 6) производит подсчет голосов и определяет результаты голосования на референдуме по участку, составляет протокол и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума; 7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума на территории участка; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. Полномочия участковой комиссии прекращаются после передачи документации в территориальную комиссию по проведению референдума. Статья 19. Организация работы комиссий по проведению референдума Республики Хакасия Центральная комиссия по проведения референдума Республики Хакасия проводит свое первое заседание не позднее трех дней с момента опубликования решения Верховного Совета Республики Хакасия о назначении референдума Республики Хакасия. Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования. Заседания комиссий по проведению референдума Республики Хакасия являются правомочными, если в них принимает участие большинство членов соответствующей комиссии. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от присутствующих членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу заседания комиссии. Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами. Решения комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, противоречащие Конституции Республики Хакасия, настоящему закону, либо принятые комиссиями с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума Республики Хакасия в осуществлении ими своих полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы. Комиссии вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления запроса. Председатель, заместитель председателя, секретарь, член комиссии по проведению референдума Республики Хакасия по решению комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума Республики Хакасия. Инициативная группа после опубликования решения Верховного Совета Республики Хакасия о назначении референдума Республики Хакасия вправе назначить одного члена Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия с правом совещательном голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 1О дней после опубликования (обнародования) решения, принятого на референдуме Республики Хакасия. Статья 20. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума Республики Хакасия Решения и действия(или бездействие) Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Хакасия. Решения и действия (или бездействие) территориальных и участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в суд по месту нахождения комиссии или в вышестоящую комиссию по проведению референдума Республики Хакасия. Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума Республики Хакасия могут быть отменены, а ее действия могут приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления. Жалобы на решения и действия (или бездействие) комиссий по проведению референдума Республики Хакасия рассматриваются в трехдневный срок, а поданные за три или менее дней до дня референдума либо в день референдума рассматриваются немедленно. Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению. Статья 21. Участки референдума Республики Хакасия Участки референдума Республики Хакасия образуются исполнительными органами власти района, города республиканского значения по согласованию с территориальными комиссиями по проведению референдума Республики Хакасия не позднее чем за 45 дней до дня референдума. Участки образуются с учетом административно-территориального деления и иных местных условий с целью создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более трех тысяч граждан на каждый участок референдума. В воинских частях участки референдума могут образовываться по решению Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, если невозможно организовать голосование военнослужащих на участках, предусмотренных частью первой настоящей статьи. В случае совмещения проведения референдума с проведением выборов голосование в день референдума проводится на избирательных участках, образованных для проведения выборов. Списки участков референдума с указанием их границ и адресов участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия подлежат обязательному опубликованию. Каждый участок референдума должен иметь помещение для голосования, где при опечатывании и вскрытии ящиков для голосования, а также при подсчете голосов могут свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели, представители средств массовой информации. Помещение должно быть оборудовано мебелью, сейфом для хранении документации, стендами с информацией по референдуму, кабинами и ящиками для тайного голосования. Кабины для тайного голосования оснащаются столиками (стойками) для голосования, и также авторучками. Применение карандашей для голосования не допускается. Статья 22. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, включаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Хакасия. Гражданин может быть включен только в один список. Список составляется участковой комиссией по проведению референдума на основании сведений, представляемых главой местной администрации. В список включаются граждане, проживающие на территории данного участка. Список военнослужащих, голосующих на общих участках референдума, а также список по участку, образованному в воинской части, составляется на основе сведений, представляемых ее командиром. Военнослужащие, постоянно или временно проживающие на момент составления списков вне воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. Сведения, предусмотренные второй, четвертой частями настоящей статьи направляются в участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия не позднее чем за 30 дней до дня референдума. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. Граждане, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в изоляторах временного содержания, включаются в список (основной или дополнительный) на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список на участке по месту нахождения общежития. В случае совмещения проведения референдума с проведением выборов голосование в день референдума проводится по спискам избирателей, составленным для проведения выборов. Гражданин вправе по предъявлении документа, удостоверяющего личность, обратиться в участковую комиссию по проведению референдума с целью проверки включения его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия. Уточнение списка завершается не позднее 20 дней до дня референдума. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся на территории участка после названного срока, но до дня референдума, включаются участковой комиссией в дополнительный список на основании документов, подтверждающих их место жительства. Если менее чем за 15 дней до дня референдума гражданин, включенный в список имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможности прибыть в день референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список, то он вправе получить в участковой комиссии открепительное удостоверение на право участия в референдуме Республики Хакасия. О получении открепительного удостоверения гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в дополнительный список на любом другом участке референдума. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Центральной комиссией по проведению Референдума Республики Хакасия. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение или исключение его из списка, а также допущенные в списке неточности. Соответствующее заявление рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов, а накануне и в день проведения референдума - немедленно. Участковая комиссия обязана внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его жалобы. Решение комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или суд в порядке, установленном настоящим законом. Статья 23. Бюллетени для голосования на референдуме Республики Хакасия В бюллетене для голосования на референдуме Республики Хакасия точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" в квадрате под словом "против". При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Альтернативные реакции какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются. Бюллетени печатаются на государственных языках: русском и хакасском. При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текста выносимого на референдум законопроекта и текста закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст законопроекта не приобщается к бюллетеню для голосования, то он вывешивается в помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления. В случае проведения референдума Республики Хакасия в один день с референдумом Российской Федерации, а также одновременно с выборами бюллетени для голосования изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет иной отличительный знак. Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Хакасия обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за 5 дней до дня референдума. Участковые комиссии по проведению референдума Республики Хакасия получают бюллетени не позднее 3 дней до дня референдума. По каждому участку количество бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме, на данном участке. На каждом бюллетене ставится печать участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия или подписи двух членов комиссии. Статья 24. Финансирование референдума Республики Хакасия Правительство Республики Хакасия на основании решения Верховного Совета Республики Хакасия о проведении референдума выделяет Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия необходимые ассигнования на проведение референдума Республики Хакасия. Выделенные ассигнования поступают в распоряжение Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия и распределяются ею между комиссиями по проведению референдума Республики Хакасия. Комиссии по проведению референдума Республики Хакасия представляют Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия отчеты о расходовании выделенных им ассигнований не позднее 45 дней со дня опубликования (обнародования) результатов референдума. Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия представляет Верховному Совету Республики Хакасия отчет о расходовании ассигнований, указанных в части первой настоящей статьи, на позднее трех месяцев после опубликования (обнародования) результатов референдума. Статья 25. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум Республики Хакасия Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Хакасия, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума Республики Хакасия, за или против участия в референдуме и за или против закона или иного вопроса, выносимого на референдум Республики Хакасия. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. За день до голосования, в день голосования агитация запрещается. В течение шести дней до дня референдума и в день референдума опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов и иных исследований, связанных с референдумом, запрещается. Вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума Республики Хакасия и в помещениях участков референдума запрещается. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, должностные лица. Агитация не может вестись на территории воинских частей, деполитизированных учреждений и в помещениях участков референдума. Рекомендации о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум Республики Хакасия вопроса по каналам государственных телерадиокомпаний принимаются Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум Республики Хакасия. Глава IV. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 26. Порядок голосования на референдуме Республики Хакасия На всех участках референдума Республики Хакасия голосование проводится с 7 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня референдума. В 7 часов утра в день референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим гражданам все ящики для голосования, которые после этого опечатываются. Затем председатель комиссии объявляет о начале голосования. Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в основной или дополнительный списки, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Голосование за других лиц не допускается. Гражданин, получивший бюллетень, расписывается в соответствующей графе списка. Гражданин, предъявивший открепительное удостоверение, включается в дополнительный список. Открепительное удостоверение в присутствии предъявителя погашается и хранится у секретаря участковой комиссии. Участковая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме Республики Хакасия, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали поэтому поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Члены участковой комиссии по проведению референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения участков референдума, вносятся в дополнительный список. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме Республики Хакасия, а равно искажения его волеизъявления. Бюллетени заполняются голосующим в специально оборудованной кабине или комнате, в которой не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом участковой, а равно иной комиссии по проведению референдума или наблюдателем. Заполненные бюллетени опускаются гражданином в ящики для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей. В день голосования в помещениях участков референдума с момента их открытия до подписания протокола об итогах подсчета голосов вправе находиться наблюдатели от общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации и Республики Хакасия, а также иностранные наблюдатели. Порядок аккредитации наблюдателей устанавливается Центральной комиссией референдума Республики Хакасия за 3О дней до дня голосования. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о статусе иностранного (международного) наблюдателя, утверждаемого Центральной комиссией референдума Российской Федерации. Член участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией. Статья 27. Подсчет голосов участковой комиссией по проведению референдума Республики Хакасия После заявления председателя участковой комиссии по проведению референдума Республики Хакасия об окончании голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, после начала подсчета голосов запрещается. На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, в том числе дополнительном, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени. После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Количество бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать количества письменных подтверждений от избирателей о проведении голосования вне помещения участка референдума. В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, могут быть призваны недействительными по решению участковой комиссии по проведению референдума. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, данных о выданных и предъявленных открепительных удостоверениях и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе: 1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, зарегистрированных по участку референдума; 2) количество погашенных неиспользованных бюллетеней; 3) общее число граждан, получивших бюллетени; 4) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования; 5) количество бюллетеней, признанных действительными; 6) количество бюллетеней, признанных недействительными; 7) количество голосов, поданных за проект решения; 8) количество голосов, поданных против проекта решения; 9) количество выданных открепительных удостоверений; 10) количество предъявленных открепительных удостоверений. В протоколе отражаются также поступившие в день голосования в комиссию письменные жалобы и заявления на нарушение настоящего закона и принятые по ним решения. В общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, зарегистрированных по участку референдума, включаются граждане, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном участке, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке. Недействительными признаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью участковой комиссии по проведению референдума либо подписями двух членов участковой комиссии по проведению референдума, а также бюллетени, по которым невозможно однозначно установить волеизъявление голосующего, в том числе те, в которых знак "плюс" проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. В случае сомнений в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия по проведению референдума Республики Хакасия. Протокол по результатам голосования составляется в двух экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами участковой комиссии по проведению референдума. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями и погашенными открепительными удостоверениями хранится у секретаря участковой комиссии. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу референдума производится отдельно. Протоколы о результатах голосования на участках, образованных в воинских частях, составляются в двух экземплярах, первый экземпляр протокола представляется соответствующей территориальной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, второй экземпляр протокола хранится у секретаря участковой комиссии. После включения данных в протокол территориальной комиссии первый экземпляр протокола участковой комиссии, образованной в воинской части, с заверительной подписью председателя и секретаря территориальной комиссии и заверенный печатью территориальной комиссии возвращается в участковую комиссию. Хранение протоколов и бюллетеней для голосования осуществляется в воинской части в установленном для документации референдума Республики Хакасия порядке; в месячный срок протоколы и бюллетени передаются в соответствующие военные архивные учреждения. Разглашение сведений о дислокации и численности воинских частей не допускается. Статья 28. Подсчет голосов территориальной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия Территориальная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия, получив протоколы от всех участковых комиссий по проведению референдума, производит общий подсчет голосов, поданных на соответствующей территории. Территориальная комиссия по проведению референдума составляет протокол, в котором указываются: 1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, зарегистрированных на данной территории; 2) иные данные, перечисленные в пунктах 2-10 части восьмой и в части девятой статьи 27 настоящего закона. Протокол составляется в двух экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами территориальной комиссии по проведению референдума. Член территориальной комиссии по проведению референдума, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума незамедлительно направляется в Центральную комиссию по проведению референдума Республики Хакасия. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии хранится у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы. Статья 29. Определение результатов референдума Республики Хакасия Центральная комиссия референдума Республики Хакасия на основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума определяет: 1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, включенных в списки; 2) общее число граждан, получивших бюллетени; 3) количества бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования; 4) количество бюллетеней, признанных действительными; 5) количество бюллетеней, признанных недействительными; 6) количество голосов, поданных за проект решения; 7) количество голосов, поданных против проекта решения; 8) количество выданных открепительных удостоверений; 9) количество предъявленных открепительных удостоверений. Референдум Республики Хакасия признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме Республики Хакасия, включенных в списки. Число граждан, принявших участие в референдуме, определяется общим числом граждан, получивших бюллетени. Решение считается принятым на референдуме, если за него в целом по Республике Хакасия проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимом количества голосов, то все варианты считаются отклоненными. Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия составляет протокол по итогам голосования в целом по Республике Хакасия, который подписывается всеми членами комиссии. Член центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. В протоколе также отражаются поступившие в Центральную комиссию по проведению референдума Республики Хакасия письменные жалобы и заявления на нарушения настоящего закона и принятые, по ним решения. Постановлением Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия результаты голосования в отдельных территориях могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего закона, существенно повлиявших на результаты голосования. В этом случае Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума провести повторное голосование не позднее двух недель со дня опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия. Статья 30. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме Республики Хакасия Принятое на референдуме Республики Хакасия решение и результаты голосования в целом по Республике Хакасия подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее трех дней после определения результатов референдума Республики Хакасия. Центральная комиссия по проведению референдума Республики Хакасия в этот же срок публикует также для всеобщего сведения результаты голосования на каждой территории с учетом положений статьи 29 настоящего закона. Принятое на референдуме Республики Хакасия решение вступает в силу в день его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Статья 31. Юридическая сила решения, принятого на референдуме Республики Хакасия Решение, принятое на референдуме Республики Хакасия, является обязательным и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти. Решение, принятое на референдуме Республики Хакасия, действует на всей территории Республики Хакасия и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Республики Хакасия. Если для реализации решения, принятого на референдуме Республики Хакасия, требуется издание дополнительного правового акта, Верховный Совет Республики Хакасия обязан в течение 45 дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме Республики Хакасия, определить срок подготовки данного правового акта. Статья 32. Хранение документации референдума Республики Хакасия Документация участковых комиссий по проведению референдума Республики Хакасия, включая бюллетени и погашенные открепительные удостоверения, передается в соответствующие территориальные комиссии по проведению референдума не позднее 10 дней после опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Хакасия. Территориальные комиссии по проведению референдума Республики Хакасия по истечении двух лет после опубликования (обнародования) результатов референдума уничтожают бюллетени для голосования и погашенные открепительные удостоверения, о чем составляют акт по форме, утверждаемой Центральной комиссией по проведению референдума Республики Хакасия. Документация Центральной комиссии по проведению референдума Республики Хакасия сдается на постоянное хранение в Государственный архив Республики Хакасия через два года после опубликования (обнародования) результатов референдума Республики Хакасия. Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Республики Хакасия Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами Республики Хакасия их права на участие в референдуме Республики Хакасия, в том числе на агитацию и голосование, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, члены общественных объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут ответственность в соответствии с законом. Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. ШТЫГАШЕВ г. Абакан 26 января 1995 года N 42 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|