Расширенный поиск

Закон Республики Хакасия от 11.03.2015 № 18-ЗРХ

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ

 

ЗАКОН

 

 

О нормативных правовых актах Республики Хакасия

 

(В редакции Закона  Республики Хакасия от 12.05.2016 № 37-ЗРХ;

от 08.05.2017 № 21-ЗРХ)

 

 

от 11.03.2015 № 18-ЗРХ

 

Принят Верховным Советом Республики Хакасия 25 февраля 2015 года

 

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Хакасия определяет порядок осуществления нормотворческой деятельности органами государственной власти Республики Хакасия в пределах своих полномочий, понятие и виды нормативных правовых актов Республики Хакасия, порядок подготовки проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, их принятия, вступления в силу, их действия и толкования в целях качественного и эффективного нормотворчества органов государственной власти Республики Хакасия.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Законодательство Республики Хакасия

 

1. Законодательство Республики Хакасия представляет собой систему нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Хакасия, основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов, имеющих наибольшую юридическую силу.

2. Законодательство Республики Хакасия является составной частью законодательства Российской Федерации.

 

Статья 2. Принципы нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия

 

Нормотворческая деятельность органов государственной власти Республики Хакасия осуществляется на основе принципов разделения властей, законности, гласности, планирования и согласованности действий нормотворческих органов, соблюдения правил юридической техники.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

 

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) нормативный правовой акт Республики Хакасия (далее – нормативный правовой акт) – принятый (изданный) в определённых Конституцией Республики Хакасия и настоящим Законом форме и порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Хакасия, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений;

2) нормотворческие органы государственной власти Республики Хакасия (далее – нормотворческие органы) – Верховный Совет Республики Хакасия, Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия, Правительство Республики Хакасия, иные исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия;

3) нормотворческая деятельность органов государственной власти Республики Хакасия – деятельность органов государственной власти Республики Хакасия по подготовке, принятию и изменению нормативных правовых актов;

4) проект нормативного правового акта – документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта, внесённый в установленном порядке на рассмотрение уполномоченного на то органа государственной власти Республики Хакасия;

5) прогнозирование нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия (далее – прогнозирование нормотворческой деятельности) – научно обоснованное предложение о будущем состоянии и тенденциях развития нормативных правовых актов, факторах и последствиях их действия;

6) планирование нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия (далее – планирование нормотворческой деятельности) – намеченная система, предусматривающая порядок, последовательность и сроки осуществления нормотворческой деятельности.

 

Статья 4. Стадии нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия

 

Нормотворческая деятельность органов государственной власти Республики Хакасия состоит из следующих стадий:

1) прогнозирование нормотворческой деятельности;

2) планирование нормотворческой деятельности;

3) подготовка проектов нормативных правовых актов;

4)правотворческая инициатива;

5) экспертиза проектов нормативных правовых актов;

6) оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, указанных в части 1 статьи 33 настоящего Закона; (В редакции Закона  Республики Хакасия от 12.05.2016 № 37-ЗРХ)

7) принятие нормативных правовых актов соответствующим нормотворческим органом;

8) официальное опубликование нормативных правовых актов;

9) систематизация нормативных правовых актов;

10) официальное толкование нормативных правовых актов.

 

Глава 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 5. Система нормативных правовых актов

 

Систему нормативных правовых актов образуют:

1) Конституция Республики Хакасия;

2) конституционные законы Республики Хакасия;

3) законы Республики Хакасия;

4) постановления Верховного Совета Республики Хакасия;

5) постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия;

6) постановления Правительства Республики Хакасия;

7) приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия, имеющие нормативный характер.

 

Статья 6. Конституция Республики Хакасия

 

1. Конституция Республики Хакасия – Основной Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, определяющий правовое положение Республики Хакасия как субъекта Российской Федерации и закрепляющий иные положения, составляющие правовую основу законодательства Республики Хакасия.

2. Конституция Республики Хакасия имеет высшую юридическую силу в системе нормативных правовых актов Республики Хакасия и применяется на всей территории Республики Хакасия.

 

Статья 7. Конституционный закон Республики Хакасия

 

1. Конституционный закон Республики Хакасия - нормативный правовой акт, принятый Верховным Советом Республики Хакасия и издаваемый по вопросам, определённым Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия.

2. В соответствии с Конституцией Республики Хакасия конституционные законы Республики Хакасия принимаются по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Хакасия.

 

Статья 8. Закон Республики Хакасия

 

Закон Республики Хакасия – нормативный правовой акт, принятый Верховным Советом Республики Хакасия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия, регулирующий наиболее значимые и устойчивые общественные отношения.

 

Статья 9. Постановление Верховного Совета Республики Хакасия

 

Постановление Верховного Совета Республики Хакасия – нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Верховного Совета Республики Хакасия.

 

Статья 10. Постановление Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия

 

Постановление Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия – нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия.

 

Статья 11. Постановление Правительства Республики Хакасия

 

Постановление Правительства Республики Хакасия – нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия Правительства Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия.

 

Статья 12. Приказ исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия

 

Приказ исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, имеющий нормативный характер, – нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия.

 

Глава 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 13. Прогнозирование нормотворческой деятельности

 

1. Прогнозирование нормотворческой деятельности осуществляется нормотворческими органами с целью получения научно обоснованной прогностической информации об основных тенденциях и направлениях дальнейшего развития законодательства Республики Хакасия и будущем его состоянии, необходимой для принятия этими органами эффективных нормотворческих решений.

2. Основными задачами прогнозирования нормотворческой деятельности являются:

1) получение научной прогностической информации о тенденциях дальнейшего развития законодательства Республики Хакасия;

2) определение первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих правового разрешения со стороны нормотворческих органов;

3) выявление общественных потребностей и общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

3. Для проведения прогностического исследования нормотворческими органами могут привлекаться научные организации, учёные и специалисты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 14. Планирование нормотворческой деятельности Верховного Совета Республики Хакасия

 

1. Нормотворческая деятельность Верховного Совета Республики Хакасия осуществляется на основе планирования.

2. План законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия на соответствующий календарный год разрабатывается на основе предложений депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, представительных органов муниципальных образований Республики Хакасия и иных субъектов права законодательной инициативы, определённых Конституцией Республики Хакасия.

Предложения к плану законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия могут быть внесены комитетами (комиссиями) Верховного Совета Республики Хакасия, территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия, Общественной палатой Республики Хакасия и иными органами. Указанные предложения должны быть обоснованными. К разработке плана законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия могут привлекаться научные организации, учёные и специалисты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Субъекты права законодательной инициативы, указанные в части 2 настоящей статьи, не позднее чем за месяц до начала очередного календарного года представляют в Верховный Совет Республики Хакасия предложения о включении в план законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия проектов законов Республики Хакасия, внесение которых планируется ими в очередном календарном году, по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

4. План законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия на очередной календарный год утверждается до его начала постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия и направляется субъектам права законодательной инициативы, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи. Проекты законов Республики Хакасия включаются в план законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия на соответствующее полугодие с указанием субъекта права законодательной инициативы, разработчика проекта закона Республики Хакасия и комитета (комиссии) Верховного Совета Республики Хакасия, ответственного за прохождение проекта закона.

5. Если в ходе реализации плана законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия соответствующие субъекты права законодательной инициативы придут к выводу о нецелесообразности подготовки проекта закона Республики Хакасия, включённого в план законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия по их инициативе, они представляют в Верховный Совет Республики Хакасия письмо об исключении проекта закона из плана законопроектной работы Верховного Совета Республики Хакасия с мотивированным обоснованием.

 

Статья 15. Планирование нормотворческой деятельности Правительства Республики Хакасия

 

1. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия разрабатываются с учётом предложений членов Правительства Республики Хакасия, депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, государственных органов Республики Хакасия, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия.

2. По решению Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия в планы подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия могут быть включены предложения иных органов и организаций в Республике Хакасия.

3. В целях формирования планов подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия на очередной календарный год лица и органы, указанные в части 1 настоящей статьи, не позднее чем за месяц до начала очередного календарного года направляют Главе Республики Хакасия – Председателю Правительства Республики Хакасия свои предложения к плану подготовки проектов нормативных правовых актов по форме согласно приложению 2к настоящему Закону.

4. Разработка, рассмотрение и утверждение планов подготовки проектов нормативных правовых актов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия осуществляются в порядке, установленном Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия.

5. Исполнительные органы государственной власти Республики Хакасия самостоятельно разрабатывают и утверждают планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

 

Глава 4. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТАНОРМАТИВНОГО

ПРАВОВОГО АКТА

 

Статья 16. Подготовка проекта нормативного правового акта

 

1. Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется нормотворческим органом, должностным лицом, иными субъектами, на которые возложена обязанность или которым предоставлено право подготовки проекта соответствующего нормативного правового акта.

2. Для подготовки проекта нормативного правового акта могут создаваться рабочие группы с привлечением к участию в их работе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия, депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, учёных и иных специалистов.

3. Подготовленный проект нормативного правового акта проходит согласование со всеми заинтересованными лицами в порядке, установленном нормотворческим органом. В обязательном порядке проект нормативного правового акта направляется на правовую экспертизу в юридическую службу нормотворческого органа.

4. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия, проект нормативного правового акта направляется на иные обязательные экспертизы.

5. В отношении нормативных правовых актов и их проектов проводится антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

 

Статья 17. Условия внесения проекта закона в Верховный Совет Республики Хакасия

 

1. Условиями внесения проекта закона в Верховный Совет Республики Хакасия в порядке законодательной инициативы является представление на бумажном и магнитном носителях:

1) сопроводительного письма;

2) текста проекта закона с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) права законодательной инициативы, внёсшего (внёсших) проект закона;

3)пояснительной записки к проекту закона, содержащей предмет законодательного регулирования и цель законопроекта;

4) информации о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

5) перечня законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием данного закона Республики Хакасия;

6) перечня предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона Республики Хакасия;

7) финансово-экономического обоснования;

8) заключения Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске республиканских займов, об изменении финансовых обязательств Республики Хакасия, по другим проектам законов, предусматривающим расходы, покрываемые за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия или внебюджетных фондов Республики Хакасия;

9) документов и материалов, предусмотренных статьями 20, 30 и 39 Закона Республики Хакасия от 07 декабря 2007 года № 93-ЗРХ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия» (по проектам законов Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год и плановый период; о внесении изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на текущий финансовый год и плановый период; об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за отчётный финансовый год).

2. При внесении законопроекта субъектом права законодательной инициативы, являющимся коллегиальным органом (представительным органом муниципального образования Республики Хакасия, Конституционным судом Республики Хакасия, Верховным Судом Республики Хакасия, Арбитражным судом Республики Хакасия, Избирательной комиссией Республики Хакасия, Контрольно-счётной палатой Республики Хакасия, объединениями профсоюзов в лице республиканских профсоюзных органов, Съездом (Чыылыг) хакасского народа), должно быть представлено решение соответствующего коллегиального органа о внесении законопроекта с указанием представителя субъекта права законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия по данному законопроекту.

 

Статья 18. Условия внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия

 

1. Условиями внесения проекта нормативного правового акта на рассмотрение Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия является представление:

1) пояснительной записки или справки, которая должна содержать информацию, расчёты, анализ фактов, обосновывающих необходимость принятия проекта нормативного правового акта;

2) текста проекта нормативного правового акта;

3) перечня нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие проекта нормативного правового акта;

4) перечня предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации проекта нормативного правового акта в случае его принятия;

5) финансово-экономического обоснования;

6) заключения о возможности рассмотрения проекта нормативного правового акта Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия или Правительством Республики Хакасия.

2. Если предлагаемым проектом нормативного правового акта вносятся изменения в действующий нормативный правовой акт, то к проекту прилагается сравнительная таблица по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону.

3. Если предлагаемые проектом нормативного правового акта изменения вносятся в финансирование государственных программ Республики Хакасия, программных мероприятий, то к проекту прилагается сводная таблица по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону.

 

Глава 5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНОГО

ПРАВОВОГО АКТА

 

Статья 19. Структура нормативного правового акта

 

1.Структуру нормативного правового акта образуют преамбула (введение), основная (содержательная) часть, заключительные (переходные) положения.

2. Преамбула предваряет текст нормативного правового акта.

Преамбула является самостоятельной частью нормативного правового акта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания, не делится на статьи, не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие изменению и признанию утратившими силу в связи с изданием нормативного правового акта, не содержит легальные дефиниции, не формулирует предмет регулирования нормативного правового акта, не нумеруется.

3. Основная часть нормативного правового акта содержит нормы права, регулирующие соответствующие общественные отношения, и может иметь следующие основные структурные единицы:

1) раздел;

2) глава;

3)статья;

4) пункт.

4. В законах Республики Хакасия нормативные предписания излагаются в виде статей, нумерация которых должна быть единой (сквозной) для всего закона Республики Хакасия, обозначаемая арабскими цифрами. В необходимых случаях статьи могут иметь наименования. Статьи законов Республики Хакасия могут подразделяться на части, обозначаемые арабской цифрой с точкой. Части статей могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или абзацы. Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

5. Нормативные предписания близкого содержания значительных по объёму нормативных правовых актов могут объединяться в главы, нумеруемые арабскими цифрами. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа, наименование главы печатается прописными буквами полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка. В необходимых случаях главы могут объединяться в раздел, который имеет наименование и порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим полужирным шрифтом.

6. В иных нормативных правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов, нумерация которых должна быть единой (сквозной) для всего акта. Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые как арабскими цифрами, так и строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы.

7. В заключительных положениях закона Республики Хакасия указывается порядок вступления его в силу, а также может содержаться перечень законов Республики Хакасия, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона.

8. В заключительных положениях иных нормативных правовых актов могут указываться нормативные правовые акты, признаваемые утратившими силу в связи с принятием данного нормативного правового акта, лица, ответственные за исполнение нормативного правового акта, а также может содержаться указание на необходимость опубликования текста нормативного правового акта.

 

Статья 20. Требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта

 

1. Текст нормативного правового акта излагается простым и ясным литературным языком.

Слова и выражения в тексте нормативного правового акта используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия. Текст нормативного правового акта должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.

Не допускается обозначение в нормативном правовом акте разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это не оговаривается в нормативном правовом акте.

2. В нормативном правовом акте даются определения вводимых в нём новых юридических, технических и других специальных терминов, если иное не оговаривается в нормативном правовом акте.

3. В тексте нормативного правового акта не допускается употребление устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.

4. Нормативный правовой акт может иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, схемы, чертежи, карты, образцы бланков, документов. Если к нормативному правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте нормативного правового акта знак № также не указывается. Приложения являются неотъемлемой составной частью нормативного правового акта. Юридическая сила приложений и нормативного правового акта, к которому они относятся, одинакова.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста нормативного правового акта. В обозначении приложения к нормативному правовому акту не содержится указание на регистрационный номер и дату подписания нормативного правового акта.

 

Статья 21. Реквизиты нормативных правовых актов

 

Нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:

1) обозначение вида нормативного правового акта;

2) наименование нормотворческого органа, принявшего нормативный правовой акт;

3) наименование нормативного правового акта, в краткой форме обозначающее предмет правового регулирования, которое должно соответствовать содержанию нормативного правового акта;

4) место и дата принятия (издания) нормативного правового акта;

5) подпись должностного лица с указанием полного наименования его должности, инициалов и фамилии;

6) номер нормативного правового акта.

 

Глава 6. ПРИНЯТИЕ, ПОДПИСАНИЕ,

ОФИЦИАЛЬНОЕОПУБЛИКОВАНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ

В СИЛУ НОРМАТИВНЫХПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 22. Принятие законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета Республики Хакасия

 

1. Порядок принятия Верховным Советом Республики Хакасия законов Республики Хакасия и постановлений Верховного Совета Республики Хакасия устанавливается Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

2. Датой принятия закона Республики Хакасия считается день его принятия Верховным Советом Республики Хакасия.

3. Датой принятия постановления Верховного Совета Республики Хакасия считается день его принятия Верховным Советом Республики Хакасия.

 

Статья 23. Принятие (издание) иных нормативных правовых актов

 

1. Порядок принятия (издания) иных нормативных правовых актов утверждается Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия в соответствии с настоящим Законом.

2. Датой принятия иных нормативных правовых актов считается день их подписания Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия, или должностным лицом, исполняющим обязанности Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, или должностным лицом, исполняющим обязанности руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия.

 

Статья 24. Официальное опубликование нормативных правовых актов

 

1. Законы и иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

2. Не подлежат официальному опубликованию нормативные правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, составляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную тайну, предназначенные для служебного пользования или содержащие сведения конфиденциального характера.

3. При официальном опубликовании закона Республики Хакасия указываются наименование закона, дата его принятия Верховным Советом Республики Хакасия, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, номер нормативного правового акта.

4. При официальном опубликовании постановления Верховного Совета Республики Хакасия, постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, постановления Правительства Республики Хакасия указываются наименование нормативного правового акта, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, номер нормативного правового акта.

5. При официальном опубликовании приказов органов исполнительной власти Республики Хакасия указываются наименование нормативного правового акта, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, номер нормативного правового акта, номер и дата его государственной регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия.

 

Статья 25.Сроки официального опубликования нормативных правовых актов

 

1. Законы Республики Хакасия должны быть опубликованы в течение семи дней со дня их подписания Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия.

2. Постановления Верховного Совета Республики Хакасия, Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия и Правительства Республики Хакасия должны быть опубликованы в течение пяти дней со дня их принятия.

3. Приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия должны быть опубликованы в течение десяти дней со дня их государственной регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в порядке, определённом Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства Республики Хакасия.

 

Статья 26. Исправление несоответствия официально опубликованного текста нормативного правового акта тексту, принятому нормотворческим органом

 

В случае выявления несоответствия официально опубликованного текста нормативного правового акта тексту, принятому нормотворческим органом, нормативный правовой акт в десятидневный срок со дня обнаружения указанного несоответствия подлежит повторной публикации в полном объёме в том же официальном издании.

 

Статья 27. Контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов

 

1. Контроль официального опубликования и идентичности опубликованных текстов текстам принятых законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия осуществляет государственный орган Республики Хакасия, обеспечивающий деятельность Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия – Аппарат Верховного Совета Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия – орган исполнительной власти Республики Хакасия, обеспечивающий деятельность Правительства Республики Хакасия, приказов органов исполнительной власти Республики Хакасия – орган исполнительной власти Республики Хакасия, принявший данный приказ.

2. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляет Глава Республики Хакасия – Председатель Правительства Республики Хакасия.

 

Статья 28. Официальные издания

 

1. Официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях:

1) в газете «Хакасия»;

2) в газете «Хабар»;

3) в бюллетене «Вестник Хакасии»;

4) или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

2. Газеты «Хакасия» и «Хабар» являются официальными периодическими печатными изданиями, учредителями которых являются  Правительство Республики Хакасия и Верховный Совет Республики Хакасия. В газетах «Хакасия» и «Хабар» подлежат обязательному опубликованию нормативные правовые акты в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом. Официальное опубликование нормативных правовых актов на хакасском языке осуществляется в газете «Хабар».

3. Бюллетень «Вестник Хакасии» является официальным периодическим печатным изданием, который состоит из пяти разделов:

1) в первом разделе публикуются законы Республики Хакасия;

2) во втором разделе публикуются постановления Верховного Совета Республики Хакасия, Президиума Верховного Совета Республики Хакасия;

3) в третьем разделе публикуются постановления Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия, Президиума Правительства Республики Хакасия;

4) в четвёртом разделе публикуются приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия, а также договоры нормативного характера, заключённые от имени Республики Хакасия;

5) в пятом разделе публикуются вступившие в законную силу судебные акты о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщения об указанных судебных актах.

4.«Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) является официальным сетевым изданием, в котором размещаются нормативные правовые акты Республики Хакасия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Официальными являются тексты законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов, включенные в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) «Законодательство России», распространяемые в электронном виде Федеральной службой охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны на основании соглашения с органами государственной власти Республики Хакасия. (Часть дополнена - Закон  Республики Хакасия от 08.05.2017 № 21-ЗРХ)

 

Статья 29. Вступление в силу нормативных правовых актов

 

1. Законы Республики Хакасия и иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования, если законами и иными нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

2. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, о чём должно быть указано в самом нормативном правовом акте.

 

Глава 7. ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

И ИХ ПРОЕКТОВ

 

Статья 30. Экспертизы нормативных правовых актов и их проектов

 

1. Органы государственной власти Республики Хакасия, иные государственные органы в пределах своих полномочий организуют и проводят правовую, лингвистическую, финансовую и иные виды экспертиз нормативных правовых актов и их проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

2. В случаях, предусмотренных федеральными законами, законом Республики Хакасия, проводится общественная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

 

Статья 31. Общественная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

 

1. Общественная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях осуществления общественного контроля.

2. Проведение общественной экспертизы является обязательным в отношении нормативных правовых актов и их проектов в случаях, установленных федеральными законами.

3. Общественная экспертиза может проводиться по инициативе органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

4. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, инициаторами проведения общественной экспертизы могут быть Общественная палата Республики Хакасия, общественные палаты (советы) муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля.

5. Срок проведения общественной экспертизы не может превышать ста двадцати дней со дня объявления о проведении общественной экспертизы, если иное не установлено федеральными законами.

6. По результатам общественной экспертизы готовится итоговый документ (заключение) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 32. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов

 

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и их проектов при проведении правовой экспертизы нормативных правовых актов, а также при проведении мониторинга их правоприменения.

3. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов определяется нормотворческим органом самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия о противодействии коррупции и об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.

 

Статья 33. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертиза нормативных правовых актов

 

1. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (за исключением проектов законов Республики Хакасия, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам, проектов законов Республики Хакасия, регулирующих бюджетные правоотношения), подлежат оценке регулирующего воздействия.

 

(Часть в редакции Закона  Республики Хакасия от 12.05.2016 № 37-ЗРХ)

 

2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится в целях выявления в них положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и республиканского бюджета Республики Хакасия.

3. Нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе.

4. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов определяются Правительством Республики Хакасия.

 

Статья 34. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия

 

1. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия представляет собой комплексную и плановую деятельность органов государственной власти Республики Хакасия в пределах своих полномочий по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о практике применения действующих нормативных правовых актов в Республике Хакасия.

2. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия проводится в целях определения эффективности их действия, защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления режима законности и правопорядка, контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов, противодействия коррупции, совершенствования нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Хакасия.

3. Организация и проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия осуществляются в соответствии с Законом Республики Хакасия от 09 июня 2012 года № 49-ЗРХ «О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Хакасия». (В редакции Закона  Республики Хакасия от 12.05.2016 № 37-ЗРХ)

 

Глава 8. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 35. Действие нормативных правовых актов

 

1. Действие нормативных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими юридической силы.

2. Нормативные правовые акты действуют бессрочно, но могут приниматься также и на определённый период времени.

Действие отдельных положений нормативных правовых актов может быть ограничено определённым периодом времени.

3. Действие нормативных правовых актов распространяется на всю территорию Республики Хакасия.

4. Действие нормативных правовых актов распространяется на все находящиеся на территории Республики Хакасия органы государственной власти Республики Хакасия, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы, организации, их должностных лиц, на всех граждан Российской Федерации и иных лиц, проживающих или пребывающих на территории Республики Хакасия, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Хакасия.

 

Статья 36. Обратная сила нормативного правового акта

 

1. Действие нормативного правового акта, как правило, не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

2. Придание нормативному правовому акту обратной силы не допускается, если:

1) нормативный правовой акт устанавливает или отягчает юридическую ответственность;

2) нормативный правовой акт иным образом ухудшает положение субъектов соответствующих правоотношений.

 

Статья 37. Приостановление действия нормативного правового акта

 

1. Действие нормативного правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено на определённый срок.

2. Действие нормативного правового акта приостанавливается актом того же вида, принятым органом, его издавшим.

3. Действие нормативного правового акта может быть также приостановлено актом, изданным иным органом, наделённым такими правами законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

 

Статья 38. Прекращение действия и отмена нормативного правового акта

 

1. Нормативный правовой акт прекращает своё действие с момента утраты им юридической силы в случаях:

1) истечения срока действия нормативного правового акта, указанного в нём;

2) признания нормативного правового акта утратившим силу органом, принявшим этот акт.

2. Одновременно с утратой нормативным правовым актом юридической силы утратившими силу признаются также нормативные правовые акты (отдельные положения нормативных правовых актов), которыми были внесены изменения в нормативный правовой акт, утративший силу.

3. Для приведения нормативного правового акта в соответствие с вновь принятым нормативным правовым актом, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении нормативного правового акта в соответствие с вновь принимаемым нормативным правовым актом путём признания нормативного правового акта (его структурной единицы) утратившим (утратившей) силу.

4. Отмена нормативного правового акта (структурной единицы нормативного правового акта) осуществляется в случае, если нормативный правовой акт не вступил в силу, а необходимость в нём отпала.

5. Принятия специального нормативного правового акта при утрате нормативным правовым актом юридической силы по истечении срока, на который он был принят, не требуется.

6. При внесении изменений в нормативный правовой акт или признании утратившим силу нормативного правового акта, структурной единицы нормативного правового акта указывается источник его официального опубликования.

 

Статья 39. Коллизия нормативных правовых актов

 

1. Нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Хакасия, действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих большей юридической силой.

2. В случае коллизии нормативных правовых актов субъекты права обязаны руководствоваться нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой.

3. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

4. В случае коллизии между общим нормативным правовым актом и актом той же юридической силы, предусматривающим исключение из общего регулирования (специальный акт), действуют нормы специального акта.

 

Глава 9. ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 40. Официальное толкование нормативных правовых актов

 

1. Официальное толкование нормативных правовых актов – властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов правомочным нормотворческим органом.

2. Официальное толкование нормативного правового акта осуществляется в случае обнаружения неясностей и различий в процессе правоприменения нормативного правового акта и не должно изменять его смысл (содержание).

3. Акты официального толкования нормативных правовых актов должны приниматься, подписываться и опубликовываться в том же порядке, что и толкуемые нормативные правовые акты.

 

Статья 41. Органы, осуществляющие официальное толкование нормативных правовых актов

 

1. Официальное толкование законов Республики Хакасия осуществляется Верховным Советом Республики Хакасия и оформляется законом Республики Хакасия.

2. Официальное толкование постановлений Верховного Совета Республики Хакасия осуществляется Верховным Советом Республики Хакасия и оформляется постановлением Верховного Совета Республики Хакасия.

3. Официальное толкование нормативных правовых актов Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, Правительства Республики Хакасия осуществляется органом (должностным лицом), их принявшим, и оформляется постановлением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлением Правительства Республики Хакасия.

4. Официальное толкование нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия осуществляется органом (должностным лицом), их принявшим, и оформляется приказом исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия.

 

Глава 10. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, УЧЁТИ РЕГИСТРАЦИЯ

НОРМАТИВНЫХПРАВОВЫХ АКТОВ

 

Статья 42. Систематизация нормативных правовых актов

 

1. Систематизация нормативных правовых актов – деятельность нормотворческих органов, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных правовых актов.

2. Систематизация нормативных правовых актов включает:

1) государственный систематизированный учёт нормативных правовых актов;

2) кодификацию;

3) инкорпорацию.

3. Государственный систематизированный учёт нормативных правовых актов представляет собой первичную систематическую деятельность нормотворческих органов по сбору, сохранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативных правовых актов.

4. Кодификация – деятельность нормотворческих органов по созданию нового систематизированного нормативного правового акта, которая осуществляется путём всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

5. Инкорпорация – способ систематизации действующего права путём объединения нормативных правовых актов в сборники или собрания правовых актов в хронологическом, алфавитном и ином порядке без изменения их содержания, переработки и редактирования.

 

Статья 43. Государственный систематизированный учёт нормативных правовых актов


Информация по документу
Читайте также