Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 19.07.2005 № 853ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июля 2005 г. N 853 г. Кызыл О Государственном докладе «Современная религиозная ситуация и государственная политика в области религиозных отношений в Республике Тыва» Во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Республики Тыва Ооржака Ш.Д. от 12 марта 2004 г. N 05-к по вопросам взаимодействия с религиозными организациями и изучения традиционной культуры Канцелярией Председателя Правительства создана рабочая группа по подготовке Государственного доклада о религиозной ситуации в республике. Религиоведом, кандидатом философских наук Хомушку О.М. разработана анкета по анализу религиозной ситуации и проведено анкетирование в кожуунах, гг.Кызыле и Ак-Довураке. Членами рабочей группы проанализирована деятельность религиозных организаций в кожуунах и городах, а также практика применения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Отмечается, что в работе исполнительных органов власти и местного самоуправления имеется положительный опыт по взаимодействию с религиозными организациями. Они оказывают реальную материальную и организационную поддержку деятельности религиозных объединений. Вместе с тем в деятельности отдельных религиозных организаций имеются факты несоблюдения своих уставов относительно целей и порядка их деятельности, действующего законодательства о свободе совести и вероисповедания. В целях устранения недостатков в вопросах взаимодействия с религиозными организациями со стороны органов исполнительной власти, местного самоуправления, недопущения нарушений законодательства о свободе совести и вероисповедания, усиления контроля за деятельностью религиозных организаций Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемый Государственный доклад «Современная религиозная ситуация и государственная политика в области религиозных отношений в Республике Тыва». 2. Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва в месячный срок организовать ознакомление заинтересованных органов, населения и религиозных организаций с Государственным докладом «Современная религиозная ситуация и государственная политика в области религиозных отношений в Республике Тыва» и принять меры по активизации деятельности исполнительных органов власти по взаимодействию с религиозными организациями. 3. Рекомендовать руководителям администраций кожуунов, гг.Кызыла и Ак-Довурака в месячный срок организовать ознакомление заинтересованных организаций, населения и религиозных организаций с Государственным докладом «Современая религиозная ситуация и государственная политика в области религиозных отношений в Республике Тыва» и принять меры по активизации деятельности местных органов самоуправления по взаимодействию с религиозными организациями. 4. Агентству по печати и массовым коммуникациям Республики Тыва опубликовать в газетах «Шын» и «Тувинская правда» Государственный доклад «Современная религиозная ситуация и государственная политика в области религиозных отношений в Республике Тыва». 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Председателя Правительства Республики Тыва. Председатель Правительства Республики Тыва Ш. Ооржак Одобрен постановлением Правительства Республики Тыва от 19 июля 2005 г. N 853 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА Цели и задачи Определение общего состояния деятельности религиозных организаций и религиозного поведения граждан как одного из факторов развития духовности в Республике Тыва; - оценка реализации прав человека в области религии в современных условиях (законодательные и иные нормативно-правовые акты государства, практика деятельности традиционных и нетрадиционных конфессий на территории республики); - конституционный принцип разделения государства и религии и основные задачи органов государственной власти и местного самоуправления в удовлетворении духовных потребностей граждан. Содержание I. Введение. Религиозная ситуация в Республике Тыва. II. Состояние традиционных религиозных верований: проблемы и пути их решения; шаманизм; буддизм; православие; старообрядчество III. Протестантизм и конфессии, ранее не имевшие распространения на территории Республики Тыва. Особенности действий различных протестантских организаций в современной Туве: протестантизм в Туве - традиционные и новые направления, проникновение в Туву зарубежных протестантистских организаций; пятидесятничество, миссионерское общество «Христианин» и его деятельность в Туве; тувинская церковь веры евангельской «Сун Бок Ым»; поместная церковь «Путь к истине»; церковь «Прославление»; религиозная община Свидетелей Иеговы в Туве. «Церковь Последнего Завета» и форма ее деятельности в Туве; Церковь Рона Хаббарда (саентология») в Туве; кришнаитство в Туве; «Трансцендентальная медитация» (ТМ) и деятельность Международного университета Махариши в Туве; деятельность «Центра Шри Чанмоя» в Туве; церковь Муна IV. Практика работы мэрии г.Кызыла по взаимодействию с религиозными организациями V. Практика применения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» VI. Заключение. Правовые аспекты деятельности религиозных объединений как основа государственного регулирования религиозных отношений в Республике Тыва Введение Религиозная ситуация в Республике Тыва В республике продолжается процесс возрождения традиционных религий тувинцев - шаманизма, буддизма и дальнейшего развития приходов Русской православной церкви. Жизнь подтвердила, что религия является одним из путей развития духовности. В республике решением конкретных задач в духовной сфере и разработкой программ развития духовности занимаются отдельные министерства и ведомства, органы местного самоуправления, руководители территориальных управлений Правительства в кожуунах и городах, зарегистрированные религиозные организации и ученые-религиоведы. Координирующим органом республиканской исполнительной власти в проведении государственной политики по вопросам духовного развития является Канцелярия Председателя Правительства Республики Тыва, в штат которой введена должность Полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с религиозными организациями. Вступив в XXI век, большинство людей осознали, что один материальный прогресс не может дать человеку прочного счастья, что необходимо и духовное развитие. Его Святейшество Далай-Лама XIV в своей лекции на площади Арата в г.Кызыле 20 сентября 1992 г. отметил: «Когда люди не имеют духовного багажа, иногда кажется, что они могут быть счастливыми и без этого. Но события последних десятилетий показали, что подлинного счастья без духовности обрести невозможно». Правительство Республики Тыва постановлением от 12 мая 1998 г. N 280 одобрило Концепцию духовного развития республики, в которой утверждаются следующие основные направления духовного возрождения народа: - распространение общечеловеческих норм морали и нравственности; - формирование позитивного отношения к природе и окружающему миру; - воспитание молодежи на лучших примерах традиционной культуры; - возрождение традиционных форм религии как части духовной культуры. С 90-ых годов XX столетия с началом демократизации общества в Республике Тыва зарегистрированы различные религиозные конфессии. Поскольку республика является многонациональной и многоконфессиональной, органы власти решают многие проблемы - социальные, национальные, религиозные и другие, с учетом интересов различных групп населения. Тем более, что для некоторых этносов понятия «национальное» и «религиозное» являются взаимосвязанными элементами. Сложные процессы изменения в политической, экономической, социальной и духовной жизни заставляют по-новому посмотреть на многие религиоведческие проблемы. Являясь своеобразным способом освоения мира, религия является частью культуры, которая в процессе своего развития меняет формы. Проблемы сохранения и воспроизводства культуры, духовности и нравственности волнует в настоящее время многих. Воспитание духовности и нравственности осуществляется в общеобразовательных учреждениях в ходе обучения учащихся традициям и обычаям народов. В Республике Тыва сохранилась и применяется народная педагогика, которая воспитывает детей в национальном и общечеловеческом духе. Народная система воспитания - это богатство этнопедагогики, вытекающее из историко-культурного опыта нации. В народной педагогике тувинцев традиционное воспитание состоит из таких составных начал, как уважение к старшим, знание родственных связей и родовой солидарности, гостеприимство, соблюдение этикета, знание законов природы и религиозной морали. Они все направлены на формирование нравственных качеств. Для изучения и исследования особенностей этнической культуры большую роль сыграли труды М.Б. Кенин-Лопсана. Он призывает всех изучать, пропагандировать национальную культуру, быть ее носителями, воспитывать детей в духе культуры, потому что это есть завещание наших предков, которые оставили нам свое бессмертное духовное наследие. Тува за последние 10 лет оказалась средоточением возрождения самых различных религиозных конфессий. Все конфессии равны и мирно сосуществуют, тем не менее шаманский и буддийский синкретизм в сознании тувинского народа остается все-таки приоритетным. Эту особенность религиозного менталитета тувинцы сумели сохранить с древних времен. Обострение интереса к шаманизму в Туве и в современном мире ученые объясняют двумя причинами. Первая заключается в том, что в свете нового отношения к народной медицине возрос интерес к знахарским и шаманским способам лечения. С другой стороны, в связи с гуманизацией общества как никогда усилился интерес к самому человеку, его врожденным способностям к самосовершествованию, громадным тайнам возможностей психики. Все эти аспекты чрезвычайно «удобно» сосредоточены в образе шамана. Помимо огромного общетеоретического и научного значения для исследования и раскрытия возможностей психики современного человека значение тувинского шаманства для современной Тувы заключается в том, что тувинские шаманы, к которым народ обращается в своей повседневной жизни за духовной и медицинской помощью или для осуществления жизненно важных обрядов, например, при рождении ребенка, в свадебных обрядах и особенно в похоронных ритуалах, могли бы оказать огромное влияние на нравственное и духовное оздоровление людей, удержать молодежь от алкоголизма, наркомании и бездуховности. Тот авторитет, который тувинские шаманы завоевали и продолжают завоевывать в зарубежных странах, создавая положительный имидж республики, нужно более активно и действенно использовать для духовного оздоровления своих сограждан. Важное значение в возрождении духовных традиций играет православие. Прихожане православных религиозных организаций соблюдают проповеди Библии: избегать лености и роскоши; свое имущество тратить на бедных, постройку храмов и помощь духовенству; быть умеренным в пище и питье; быть правдивым и благочестивым. Русской православной церковью поощряется как частная, так и общественная благотворительность, преданность церкви, престолу и отечеству. Современная жизнь изменила отношение многих людей, особенно молодежи, к проблемам религии, национальной культуры, народным традициям. Религия, ее духовные и материальные ценности тесно связаны со всеми сторонами общественной жизни. Современная религиозная ситуация в республике отличается своей динамичностью, стабильностью, происходит обновление старых и создание новых религиозных организаций. Количество религиозных организаций, зарегистрировавших свои гражданские уставы в Республике Тыва, за последние 7 лет возросло в 1,6 раза. Динамика зарегистрированных религиозных организаций по основным конфессиям по состоянию на 1 января 2005 г. +--------+-------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------------+ | Годы | | | | | | в том числе: | | | Количество | | | | организаций | | +--------+-------------+------------+---------------------------------------------------------------------------+----------+-------+ | | | | христианские, в том числе | | | | | | буддийские | | шаманизм | ислам | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | | | | православные | католические | другие, | старообрядческие | | | | | | | | | протестантские | | | | | | | | | | | | | | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 1998 | 30 | 14 | 1 | - | 9 | 1 | 5 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 1999 | 33 | 15 | 2 | - | 10 | 1 | 5 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 2000 | 49 | 21 | 3 | - | 18 | 1 | 6 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 2001 | 45 | 18 | 3 | - | 17 | 1 | 6 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 2002 | 46 | 18 | 3 | - | 18 | 1 | 6 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 2003 | 45 | 18 | 3 | - | 16 | 1 | 7 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ | 2004 | 47 | 19 | 3 | - | 16 | 1 | 8 | - | +--------+-------------+------------+-------------------+-------------------+----------------+------------------+----------+-------+ В последние годы религиозные организации существенно расширили свое влияние на население республики. По данным социологического опроса, проведенного в республике в 2004 году, 53,4 процента опрошенных относят себя к верующим в бога. Из числа верующих последователями буддизма считают себя 58,5 процента, шаманизма - 6,7 процента, православия - 6,7 процента, протестантизма (евангельских христиан - баптистов, пятидесятников и др.) - 3,4 процента, и просто христианст-ва - 4,2 процента. Рост религиозных организаций в последние годы обострил проблему кадров - духовными учителями становятся люди без духовного образования. Наиболее остро проблема количественного и качественного состава кадров стоит перед буддистскими организациями. Современная религиозно-конфессиональная структура в республике является результатом длительного и сложного процесса. Дошаманские культы (промысловые культы, тотемизм, культы хозяев местности и т.д.), шаманизм и буддийское вероучение к XIX-XX вв. составляли религиозно-синкретическую систему, включавшую в себя комплекс религиозных взглядов, традиций, культов и институтов. Сложность сегодняшней религиозной картины Тувы определяется ее поликонфессиональностью, которая характеризуется двумя тенденциями: возрождением и развитием традиционных религиозных верований и шаманизма, буддизма и православия и возрастающим влиянием новых религиозных направлений, ранее не имевших распространения в республике. Долгие годы традиционные верования тувинцев - буддизм и шаманизм - оценивались как «пережитки прошлого», а сами немногочисленные служители культа в информационных отчетах о деятельности религиозных организаций фигурировали как «подпольные ламы и шаманы». Современная картина религиозной жизни в Туве характеризуется увеличением числа буддийских храмов (дуганов), молитвенных домов, различных религиозных и общественных организаций разной конфессиональной направленности, возрастанием интереса к религиозной литературе, появлением богословской литературы не только на русском, но и на тувинском языках. I. Состояние традиционных религиозных верований: проблемы и пути их решения Шаманизм в Туве, сохранившийся до настоящего времени как составная часть традиционной культуры тувинцев, представляет собой одну из форм религиозных верований, характерной особенностью которой является экстатическое общение шамана со сверхъестественным миром. Даже после прихода буддизма в Туву и активного его распространения, тувинцы во многом сохраняли шаманское мировоззрение, а обрядово-культовая практика, связанная с семейно-бытовым и хозяйственным циклом, во многом продолжала оставаться шаманской. До сих пор на обряды, связанные с погребальным циклом («семь дней», «сорок девять дней»), для «разговора с умершим» приглашаются шаманы. Социологический опрос, проведенный в республике показал, что в совершении таких обрядов, как определение ламой, шаманом дня похорон, свадьбы участвовали 34,5 %; определение направления выноса тела к месту похо- рон - 16,9 %; «разговор с умершим» - 10,5 %; обряд «7 дней» - 29,6 %; обряд «49 дней» - 32,3 %; оваа ыдыктаар - 14,5 %; оваа дагыыр - 20,8 % респондентов. В религиозном отношении предки современных тувинцев были шаманистами, и в настоящее время Тува стала одним из центров мирового шаманства. В 1993 и 2003 годах в столице республики г.Кызыле проведены два международных симпозиума шаманов и шамановедов Тувы, России, Европы и Америки. Правительством Республики Тыва еще в октябре 1993 года поддержано решение I тувинско-американского научно-практического семинара ученых-шамановедов и шаманов о создании при Тувинском краеведческом музее имени 60 богатырей научного центра по изучению шаманства, целью которого является комплексное этнологическое, социологическое, философское исследование этого древнего феномена мировой, в частности, тувинской культуры, проблемы воздействия шаманства на экологию культуры человека и окружающей среды, возможности его использования в оздоровлении духовности современного человека». При содействии Правительства республики вышли три тома мифологического наследия тувинского народа: «Алгыши тувинских шаманов» в 1995 г., «Мифы тувинских шаманов» в 2002 г. и «Ойтулааш. Любовная лирика» в 2004 г. Лаборатория тюркологии и монголоведения Института языкознания Российской Академии наук рекомендует издать эти три тома в г.Москве. Ученые-историки, ученые-археологи и ученые-философы достоверно определили периоды возникновения, бытования и репрессирования тувинского шаманства. Как известно, шаманство существовало у всех народов Земли. Оно было у народов Сибири, языческой Руси, в Лапландии, у народов Индонезии, индейцев Америки, народов Скандинавии, арабских бедуинов. Шаманом рождаются. Такова философия у тувинцев. При этом необходимо отметить, что не было специальной школы, в которой бы обучались молодые шаманы. Однако в практике тувинских шаманов существовала определенная форма их подготовки. Так, Буга-Хам или Шаман-Бык считался сильным шаманом, он учил молодых шаманов искусству камлания. Посвящение в «профессию» шамана зависит от характера ученика, а также от сезона - весны, лета, осени и зимы, потому что шаманы - дети природы. Срок обучения разный: от одной недели до одного месяца или года. Когда Учитель-Шаман благословлял ученика-шамана в путь самостоятельного камлания, проходила торжественная совместная мистерия Учителя и Ученика. По переписи 1931 г. в Туве было 275 шаманов, из них 211 мужчин и 64 женщины. О судьбе этих шаманов история умалчивает, так как после 8-го съезда Тувинской народно-революционной партии шаманы оказались вне закона. Эти страницы истории Тувы навсегда остаются страшной трагедией в истории тувинского общества. В настоящее время в республике зарегистрировано 57 шаманов. В 1991 г. в Туве было создано Общество тувинских шаманов «Дунгур» (Бубен). М.Б.Кенин-Лопсан является учредителем этого общества и является пожизненным Президентом тувинских шаманов. В настоящее время в республике функционируют следующие организации шаманов: «Дунгур» - «Бубен» (председатель Монгуш Л.Д.) и «Тос Дээр» -«Девять Планет» (председатель Оюн А.Ш.) в г.Кызыле; «Оваа» (председатель Чооду А.Д.) в Тес-Хемском кожууне,; Духовное образовательное учреждение «Дом шаманизма «Хаттыг-Тайга (руководитель - Канчыыр-оол С. И.) в г.Кызыле, «Адыг Ээрен» - «Идол Медведь» (председатель Допчун-оол К.Т.) и классическая основа шаманизма «Золотая Орба» (председатель Канчыыр-оол С.И.) в г.Кызыле; общество «Солангы Ээрен» - «Идол Зарево» в г.Ак-Довураке (председатель Сарыглар Д. С.), «Уш-Моорук» (председатель Аныкай Б.Т.) в г.Шагонаре. Тувинские шаманы имеют тувинский, российский и международный авторитет, владеют архидревним методом лечения больных. Они - народные лекари, замечательные костоправы, знатоки народных лекарственных средств, великолепные танцоры и певцы. Они побывали в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Америке, Италии, где показали древнее искусство лечения больных и древний метод культовых обрядов. Исторически в Туве получила распространение школа тибетского буддизма - гелукпа, возникшая в Тибете в конце XIV - начале XV в.в., основателем которой явился реформатор Цзонхава, стремившийся к сохранению строгой буддийской морали и неукоснительного соблюдения Винайя - монашеского устава, принципа организации буддийской монашеской общины и др. Цзонхава вновь вводит обязательную желтую одежду и головной убор. Именно по одежде лам пришедший в Туву буддизм получил название «сарыг шажын» -«желтая вера», широкое распространение которой относится к XVII в. В настоящий момент можно отметить две взаимодополняющие тенденции развития буддизма в Туве: первая - распространение внешней обрядовой сферы буддизма (чтение сутр, лечебные действия, обряды семейно-бытового цикла), вторая - в большей степени связана с наставнической деятельностью тибетских лам, как живущих, так и приезжающих в республику по приглашению верующих. Законченное буддийское образование будущие ламы Тувы получают в монастыре Дрейпунг Гоманг Индии, в храме Гунзенчойней г.Санкт-Петербурге, а также в Иволгинском и Агинском дацанах. В 1994 году в республике была создана общественная организация «Друзья Тибета», основной целью которой явилось расширение сотрудничества между Республикой Тыва и Тибетом в области культуры, литературы, массовой информации, образования, науки, религии, здравоохранения, экологии, туризма и др. В последнее время эта организация не действует. В 1995 году в республику прибыли тибетские ламы, которые стали обучать тувинских молодых людей тибетскому языку. В этом же году на учебу в Гоман Дацан Индии были отправлены 5 хуураков. Один из них Сат Апыш-оол закончил институт философии буддизма и в апреле 2005 года избран Камбы-Ламой Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва». В сентябре 1997 года на Первом Всетувинском учредительном съезде сторонников и последователей учения Будды в республике Камбы-Ламой был избран Хертек Аганак, образовано управление Камбы-Ламы. В сентябре 2001 года в храме Цеченлинг состоялся второй съезд лам республики, на котором был избран новый глава тувинских буддистов двадцатичетырехлетний гелонг Еше Дагба. В октябре 1999 года состоялось торжественное открытие буддийского храма-резиденции Камбы-Ламы Республики Тыва в г.Кызыле. На церемонии присутствовали Президент Республики Тыва Ш.Д. Ооржак, Председатель Верховного Хурала Ш.В. Кара-оол, официальные гости. В январе 2000 года Камбы-Лама Хертек Аганак подписал Соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Республики Тыва по охране окружающей среды в области сохранения живой природы, а также протокол присоединения к Общественному договору о сохранении живой природы России, принятому на II Всероссийском съезде по охране природы в 1999 году в г. Саратове. Согласно подписанному документу «присоединение к Договору означает принятие моральной ответственности за живую природу России и Тувы перед собой, своими детьми, перед своим народом и всем российским обществом и их будущим». Тибетские учителя, живущие в Туве, разъясняют верующим учение Его Святейшества Далай-Ламы XIV, дарованное во время визита в Туву в сентябре 1992 года. Занятия по основам буддизма в исправительно-трудовой колонии № 1 УИН проводит Гелонг Сулдэм Чымба. Он преподает этику, дает советы, нравственные ориентиры молодым осужденным, желающим начать новую жизнь. Геше Лопсан Туптен и Геше Пенде Гьялцен предлагают издать учебник по буддизму для детей в целях преподавания в школах основ буддизма. Проблемы в монастырях, буддийских организациях возникли из-за отсутствия опыта работы и нехватки кадров. Необходимо поднимать экономическое состояние религиозных организаций, в том числе и за счет спонсорской помощи. В начале ХХ века буддийское духовенство по своему экономическому положению занимало ведущее место в тувинском обществе благодаря монастырским хозяйствам. «В монастырских хозяйствах были тысячи голов скота. Верхнечаданский монастырь (хурээ) имел четыре больших хозяйства. В одном, например, содержалось более 300 лошадей, 60 коров и свыше 700 голов мелкого скота.» (История Тувы, Новосибирск, 2001, том 1, стр. 271). В 2003-2004 годах в Туве наблюдается дальнейшее возрастание интереса к буддизму среди населения. Этому способствуют лекции Геше Джампа Тинлея, визиты в республику в сентябре 2003 года Его Святейшества Богдо-Гегена IX и дарование им тувинскому народу учения Калачакры, а также Досточтимого Шивалха Римпоче в апреле-ноябре 2004 года, Хамбо-Ламы Монголии Чойчамц Демберела и проведенные ими посвящения и ритуалы. Досточтимый Хамбо-Лама Монголии Чойчамц Демберел подарил буддистам республики метровую позолоченную статую Будды и 108 томов Драгоценного учения Будды Ганджура. Во время открытия фестиваля «Устуу-Хурээ» статуя в торжественной обстановке была передана местной религиозной буддийской организации Алдыы-Хурээ «Майтрейи» г.Чадана. С сентября 2003 года по июнь 2004 года в республике построены 5 Мандал Калачакры, Будды Медицины, Манла, Минтугбы, Ченрезиг и Ямантаки и песок этих священных Мандал был поднесен в озера и реки. Многие из граждан, которые интересуются и изучают философию буддизма, соблюдают принятые ими обеты, прекратили употребление алкоголя, наркотиков, хорошо работают. У них нормальная обстановка в семьях, занимаются воспитанием детей. Важным событием в жизни буддистов республики стал визит Богдо-Гегена Хутухту Джебзуна Дамба Ринпоче, третьего лица из числа духовенства буддийской школы (после Далай-ламы и Панчен-Ламы), в сентябре 1999 года. Им были прочитаны лекции по основам буддизма, состоялось посвящение различных буддийских божеств и бодхисатв верующим. К девяностым годам в Туве не было ни одного буддийского храма. В настоящее время построены небольшие буддийские храмы (дуганы) в десяти кожуунах республики. Открываются молитвенные буддийские дома. Действуют буддийские храмы в сс.Кызыл-Даге, Тээли, Кызыл-Мажалыке, Самагалтае, Эрзине, Сарыг-Сепе, Бай-Хааке, Мугур-Аксы, Хандагайты, г.Чадане, храмы Чойхорлинг, Дхарма-центр, Ташипанделин, Цеченлинг в г.Кызыле. Строится буддийский молитвенный дом в с. Тоора-Хем, планируется строительство буддийских храмов в гг.Туране и Шагонаре, сс.Чаа-Холе, Сут-Холе, где проведены марафоны по сбору добровольных пожертвований на их строительство. Кроме того, гражданами на средства спонсоров построены субурганы на перевалах Хондергей в Овюрском кожууне, Сарыг-Холчук - Дзун-Хемчикском, Калдак-Хамар - Тес-Хемском и в селах Эрзинского кожууна. В августе-октябре 2004 года в Кызыле возведен Субурган Бодхисаттвы - Буддийская ступа под непосредственным руководством Досточтимого Учителя Шивалха Ринпоче Тензина Нгаванга Лопела. В 2005 году изданы книги Бодур-Ооржак А.Ш. «Шивалха Ринпоче и Субурган Бодхисаттвы», Геше Лобсанг Тхуптена «Джецун Миларепа» тиражом по 3 тыс. экземпляров и проведены их презентации. В качестве наиболее важных проблем, стоящих в настоящее время перед буддийской Сангхой Тувы, можно считать следующие: - недостаточный уровень образования тувинского духовенства, что приводит к низкой конкурентоспособности тувинских лам с проповедниками других конфессий. Не все тувинские ламы могут выступать с содержательными лекциями по основам буддизма перед населением, до недавнего времени только лекции Геше Джампа Тинлея восполняли этот пробел; - все еще не начато формирование согласованных действий, общих программ развития в буддийской Сангхе Тувы, до сих пор существуют трения внутри самого Управления Камбы-Ламы, нет единства между мирянами и духовенством. Только во время крупных буддийских праздников или приезда высоких гостей (например, во время проведения обрядов посвящения Калачакры и др.) можно наблюдать определенную согласованность в работе буддийских центров и общин. В последнее время активизируется буддийский центр «Манджушри», объединивший буддистов-мирян, учеников Геше Джампа Тинлея, занимающихся культурно-просветительской деятельностью - проведением лекций и ретритов, распространением буддийской литературы. В целом, можно говорить, что в тувинском буддийском духовенстве сейчас происходит своего рода смена поколений. Так, в восьмидесятые годы, годы восстановления буддийских традиций после долгого запрета культовую деятельность отправляли либо пожилые ламы, некогда учившиеся в буддийских монастырях (и зачастую окончивших свое образование на уровне начального), либо ламы из числа бывших мирян, несколько месяцев проучившихся в дацанах Бурятии и Санкт-Петербурга. Нынешнее поколение лам имеют уже более высокое образование, многие из них хорошо разбираются в обрядово-культовой сфере. От того, насколько глубоко эти знания будут дополняться знаниями по вопросам философии буддизма и насколько они будут передаваться верующим, зависит и дальнейшее развитие буддизма в Туве. В республике зарегистрированы и действуют три православные религиозные организации: - местная религиозная организация прихода Троицкой церкви г. Кызыла Абакано-Кызылской епархии Русской православной церкви (настоятель - иерей Вячеслав, в миру Дементьев Вячеслав Леонидович); - местная православная религиозная организация прихода Храма Святителя Иннокентия Иркутского в г.Туране Абакано-Кызылской епархии Русской православной церкви (настоятель храма иерей Николай, в миру Павлов Николай Иванович); - местная православная религиозная организация прихода иконы Божией матери в с.Сарыг-Сепе Абакано-Кызылской епархии Русской православной церкви (настоятель иеромонах Алексий, в миру - Скороходов Алексей, председатель приходского совета). На территории Троицкой церкви завершено строительство крестильного храма воскресной школы на средства, собранные попечительским Советом. В г.Кызыле ведется строительство Воскресенского собора Русской православной церкви. В августе 1999 года состоялся визит управляющего делами Московской патриархии Русской православной церкви, постоянного члена Синода, митрополита Солнечногорского Сергия в рамках проведения дней Москвы в Республике Тыва. С приходом на работу нового благочинного и настоятеля Троицкой церкви иерея Вячеслава количество прихожан возросло в г.Кызыле до 500 человек, г.Туране - до 200 человек, с. Сарыг-Сепе - до 150 человек. Регулярно проводятся богослужения, обряды крещения, отпевания, свадеб. Благочинный по Республике Тыва иерей Вячеслав осуществляет общий контроль за деятельностью и состоянием приходов в г.Туране и с. Сарыг-Сепе. Возраст прихожан молодеет. График проведения религиозных праздников публикуется в средствах массовой информации. Ведется учет доходов и расходов религиозных организаций, регулярно проводятся ревизия финансово-хозяйственной деятельности. Поступают пожертвования от продажи свечей и спонсоров. В православных организациях работают воскресные школы по изучению Библии, истории христианства. Издаются газеты: для взрослых - «Благословение», для детей - «Незабудка» тиражом по 300 экземпляров. В детском православном лагере Каа-Хемского кожууна «Незабудка» ежегодно отдыхают 45 детей из малообеспеченных семей, занимающихся в воскресной школе, где детям прививают трудовые навыки по выращиванию овощных культур и цветов. В республике существуют старообрядческие поселения Белокриницкого согласия, компактно проживающие в Каа-Хемском, Тандинском, Тоджинском и Тес-Хемском кожуунах. Несмотря на годы официального запрета традиционная старообрядческая культура в силу своего консервативного уклада во многом сохранилась до настоящего времени. Основу сохранения традиций здесь, как и в Русской православной церкви, составляют семьи. Культовая деятельность ограничивается в основном обрядово-бытовой сферой. В 2005 году в г.Кызыле побывал благочинный Всея Сибири и Дальнего Востока Русской православной старообрядческой церкви преосвященный Силуян, проживающий в г. Новосибирске. В г. Кызыле с 1991 года зарегистрирована старообрядческая община Русской православной старообрядческой церкви, относящаяся также к Белокриницкому согласию. В сс. Эржей, Сизим, Ужеп, Бельбей проживают старообрядцы -беспоповцы, в Тандинском кожууне - старообрядцы поморского толка и беспоповцы, в г.Кызыле и селах Каа-Хемского кожууна - старообрядцы другого толка (белокриницкие). Их община зарегистрирована, имеется молельный дом. Долгое время тема старообрядчества замалчивалась и только в последнее время стали изучать идеологию, мировоззрение старообрядцев. Ценным для духовности народа Тувы является то, что именно старообрядцы, как никто другой в современном обществе, сохранили традиционные черты русской культуры и ведут здоровый образ жизни. Староверы самоуспокоение находят не в алкоголе, в наркотиках и табаке, а в различных видах деятельности: занятием и ухаживанием за детьми и домашними животными, организацией различных игр. Отсюда - необходимость использовать эти устои для просвещения населения, которым следует его значительная часть. Занятость детей решит многие проблемы воспитания. Заботясь о здоровье дочерей, родители стараются подольше не отдавать их замуж. Православные чины не разрешают вступать в половые контакты до брака, поэтому в среде староверов нет венерических и грибковых заболеваний. Если бы эти правила стали повсеместными, общество избавилось бы от многих проблем, имеющих место и в нашей республике: социальных болезней, неполных семей, беспризорности. Внимание к вере и культуре староверов в последнее время возросло исходя из уникальности этой этноконфессиональной группы населения. В 2004 году в рамках юбилейных мероприятий проведен фестиваль «Певческое искусство и традиционные ремесла старообрядцев Сибири» на базе поселений староверов Каа-Хемского кожууна. III. Протестанизм и конфессии, ранее не имевшие распространения на территории Республики Тыва. Особенности действий различных протестантских организаций в современной Туве Одним из трех главных направлений христианства кроме православия и католичества является протестантизм. Существуют евангельские христиане-баптисты, пятидесятники. В Туве наиболее влиятельным объединением пятидесятников является миссионерское общество «Христианин». В настоящее время в кожуунах действует более 20 церквей, относящихся к этому обществу. Оно имеет тесные связи с американской организацией «Ассамблея Бога», представители которой неоднократно посещали республику. Общество регулярно отправляет своих последователей на обучение в библейские школы гг. Лесосибирск, Иркутск и другие. В г.Кызыле открыта заочная библейская школа. В 2000 году между руководителем миссионерского общества «Христианин» и некоторыми прихожанами возникли разногласия по вопросам соблюдения ряда культовых предписаний, вследствие чего А.Мироненко отказался от руководства и возглавил одну из организаций в г. Ак-Довураке. Тувинская церковь веры евангельской «Сун Бок Ым», расположенная в бывшем здании кинотеатра «Каа-Хем», стала популярной среди тувинского населения. Поместная церковь «Шынче орук» («Путь к истине») образована в 1997 году из части верующих церкви «Сун Бок Ым». В настоящее время между этими общинами особых разногласий нет, они проводят совместные праздники и мероприятия. За несоблюдение требований устава относительно целей и порядка деятельности Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва намерено подать материалы в суд для прекращения деятельности религиозной организации «Сун Бок Ым». На собрании организация приняла решение о самоликвидации. До 1999 года пастором церкви «Прославление» являлся Кругликов Д.Г., которого часть прихожан обвинила в стяжательстве и финансовом обогащении. После чего в церкви произошел раскол. Для руководства новой общиной из Абаканской централизованной церкви «Прославление» направлен новый пастор Д. Рябов. В 2000 году общиной был организован семинар «Семья-2000», в котором приняли участие христиане не только церкви «Прославление», но и других пятидесятнических объединений - миссионерского общества «Христианин», церкви «Сун Бок Ым» и другие. Проведены мероприятия с участием проповедников из Абакана и иностранных миссионеров из Шотландии, США. Пятидесятничество в республике имеет наиболее емкую динамику роста. Так, количество объединений в кожуунах, входящих в миссионерское общество «Христианин», увеличилось с 13 в 1998 г. до 24 в 2000 г. Среди верующих наиболее высок процент тувинского населения. Объединения пятидесятников имеют финансовую поддержку зарубежных организаций. Эти объединения привлекают верующих из-за простоты и доступности излагаемых проповедей, имеется некоторое психологическое сходство культовых действий глоссолалии пятидесятников с шаманским камланием. Они активно обучают последователей в библейских школах очной и заочной формы. Не последнее место здесь занимает и психологический фактор - полное доверие прихожан к своим руководителям, основанное на высоком уровне образования, морально-нравственном облике, стремлении не просто проповедовать, но стать частью жизни прихожан. Конечно, подобное явление можно объяснить тем, что значительная часть людей находит в религии возможность восполнить недостающие социальные и психологические отношения и связи, желание почувствовать себя полезным и нужным. Кстати, именно в протестантских общинах даже во времена «воинствующего атеизма» эти связи и отношения всегда были очень сильными, сильнее даже, чем в православной церкви. Но это лишь одна сторона. Тот факт, что сегодня в Туве столь широкое распространение получают те конфессии, которых ранее в республике никогда не было, причем процент тувинского населения среди прихожан этих конфессий велик, в последнее время вызывает у кого недоумение, у кого непонимание и даже опасение - не приведет ли это к утрате своих корней и традиций. Простыми запретами и ограничениями вопрос не решается, видимо, эта проблема требует серьезного осмысления, но главное очевидно - только через разумный диалог и взаимопонимание возможно дальнейшее развитие. Религиозная община свидетелей Иеговы в Туве (председатель Гвардеев В.И.) прошла перерегистрацию в августе 1999 года. В настоящее время в Кызыле более 100 членов этой общины. Последователи свидетелей Иеговы имеются в г. Туране, сс. Ильинке, Владимировке и Сукпаке. Ежегодно община проводит конгрессы, посвященные определенным темам. Таким образом, в республике в настоящее время протестантские объединения имеют своих последователей. Хотя в количественном отношении они не занимают ведущих позиций, тем не менее динамика протестантских образований говорит о их растущем влиянии на население. Эта картина вполне соотносится с общей религиозной ситуацией в России, когда ранее не имевшие распространение в стране религиозные движения оказывают все более ощутимое влияние. Термином новые религиозные движения в религиоведении обозначаются оформившиеся во второй половине XX века новые конфессии, религиозные группы, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере. В республике эти направления представлены как в форме общественных организаций, так в виде влияния через приезжающих миссионеров, распространение литературы, проведения пропагандистской деятельности. «Церковь Последнего Завета» Виссариона не имеет в республике самостоятельных религиозных общин. В г.Кызыле распространяется ее литература. Многие члены общины Виссариона, находящейся в Красноярском крае, приехали туда из других краев и областей, продав свое жилье. Среди них есть и жители нашей республики. Церковь Рона Хаббарда («саентология») также не имеет в республике самостоятельной организации, но многочисленная литература широко представлена в книжных киосках и магазинах. Из неоориенталистских групп можно отметить нерегулярное влияние бахай и кришнаитов («Общество Сознания Кришны»). Первые пытаются распространить свое влияние через молодежь. Так, в 1997 году в кинотеатре «Найырал» проходила презентация данного направления, но большого количества последователей она не собрала (не более десяти человек). В дальнейшем официально группа не была зарегистрирована, поэтому говорить о серьезном влиянии этого направления в настоящее время вряд ли правомерно. Что касается кришнаитов, то они нерегулярно приезжают в республику, пытаются привлечь внимание. Отмечены случаи, когда они распространяли свое учение на улицах прохожим и обращались в частные дома и квартиры. «Трансцендентальная медитация» (ТМ) представлена в Республике Тыва Международным университетом Махариши. В Туве побывали учителя Махариши. За три года они обучили около 3 тысяч человек. Кроме этого было обучено более 100 человек продвинутой технике Сидхи, что было бы вполне достаточно для наступления «Эффекта Махариши». Он выражается в том, что в регионе во всех аспектах социально-экономической и политической жизни наступает улучшение показателей - снижение уровня преступности, улучшение экономического благополучия, улучшение здоровья населения и так далее. К настоящему моменту группа медитирующих прошла три-четыре ступени продвинутой техники Махариши. Часть курсов обучения проходила в Кызыле, часть - в г. Красноярске. Неоднократно в республику приезжали учителя Джиотиш Махариши (астрологи), учителя вайдьи (медицины). Однако действия медитирующих не имеют строгой организованности, все обученные медитации предоставлены сами себе, нет организационной структуры. Университет Менеджмента Махариши прекратил свое существование в 2003 году. В республике есть группа наиболее активных медитирующих, которые пытаются придать Движению Махариши некую организованность и порядок. В 2000 году в Туве появились представители еще одного направления нетрадиционных религиозных движений - Центра Шри Чинмоя. Ими проведена выставка спонтанной живописи Шри Чинмоя «Фонтан Радости», в училище искусств открылся музыкальный клуб «Слушая сердцем». Отдельные нетрадиционные религиозные движения представлены в Туве различными общественными и образовательными структурами (Церковь Муна и ТМ), остальные оказывают определенное влияние через литературу, аудио- и видеокассеты, либо через нерегулярные миссионерские действия. Они малочисленны и не оказывают серьезного влияния на общественную и политическую жизнь республики. IV. Практика работы мэрии г.Кызыла по взаимодействию с религиозными организациями. В г. Кызыле создано и официально зарегистрировано 27 религиозных организаций. Это буддийские, шаманские, православные, протестантские организации и объединения и старообрядческая община. При городской администрации создан и действует Совет общественности, членами которого являются представители религиозных, политических и общественных объединений. Главными задачами Совета общественности являются рассмотрение предложений, программ, проектов общественных организаций, направленных на улучшение социально-экономической и духовно-нравственной обстановки в г.Кызыле, выработка согласованных решений по возможности их внедрения. При Совете общественности созданы секции духовно-нравственного возрождения по социальным вопросам, молодежной политике, спорту, проблемам семьи, материнства и детства. Работа Совета общественности способствовала организации взаимодействия с Управлением Камбы-ламы республики, православной церковью, другими религиозными объединениями. Администрация города, организуя взаимоотношения с религиозными организациями, руководствуется принципами Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений». Это уважительное отношение и различным религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов, населяющих республику, содействие достижению понимания и уважения в вопросах совести и свободы вероисповедания. В городе за последние 2-3 года традиционными стали встречи с последователями буддийской религии. В сентябре 2003 года огромный общественный резонанс вызвал приезд Его святейшества Богдо-Гэгена с целью проведения уникального буддийского обряда Посвящения Калачакры. Стадион, где проходил обряд, посетили тысячи горожан, среди которых были люди разных национальностей. Их объединяло стремление к Истине, возрождению духовности и нравственности. В городе созданы и действуют центр русской традиционной культуры, активно проявляют себя центры немецкой и бурятской культур. В настоящее время, когда остро стоит задача развития и саморазвития личности, необходимо начинать с подрастающего поколения. В школах реализуется новый подход к воспитанию, который предусматривает идейную и нравственную толерантность, право учащихся приобщаться к той или иной идее, религии, культуре. Одной из первых школ, которые осознали необходимость внедрения в жизнь духовности, стала школа-гимназия № 9. Педагогический коллектив школы работает над темой «Оптимизация учебно-воспитательного процесса на основе народной педагогики», активно вовлекает историко-культурное наследие тувинского народа в национально-региональный компонент российского стандарта образования. Учащиеся изучают этнографию Тувы, народную педагогику, экологию, народное музыкальное искусство. Важной составной частью воспитания в школе является изучение устного народного творчества тувинского народа. Коллективы школ № 4, 8, 10, 14 ввели в учебные планы факультативы по изучению традиций и обычаев русского народа. Изучая русский быт, культуру, музыку, устное народное творчество, знакомясь с историей православной религии, учащиеся постигают духовность, сострадание, любовь к родной земле, уважение к людям других национальностей. Взаимное проникновение в русскую и тувинскую культуры начинается с дошкольного возраста. Программы дошкольного образования и воспитания помогают воспитателям развивать у детей интерес к родной природе, родному краю. Затем эти навыки закрепляются в школе. В ДОУ созданы игровые комнаты с элементами тувинского и русского устного народного творчества, традиционных ремесел, прикладного искусства. При Центре дополнительного образования создан клуб «Поиск», который получил статус республиканской экспериментальной площадки совместно со школой № 14 «Русская национальная культура». Ансамбль «Октай» изучает традиции старообрядцев, проживающих в верховьях Малый Енисей. Ансамбль «Октай» принимает активное участие в фестивале живой музыки «Устуу-Хурээ», который несет на себе огромный нравственный и духовный смысл. В городе ежегодно проводятся народные религиозные праздники: Шагаа, Пасха, Масленица, Рождество. Обряды, ритуалы, традиции этих праздников воспитывают уважение к истории, культуре разных народов, объединяют людей разных национальностей. В последнее время усилился интерес к истории культуры и религии. Активизировалась работа библиотек по содействию в формировании духовно-нравственного мировоззрения и эстетической культуры читателей. В городских библиотеках созданы тематические картотеки, папки газетных вырезок. Интересна форма работы «Краеведческая копилка» с разделами религия тувинцев; культура и обряды тувинского народа. В детском филиале библиотеки им. С.Сарыг-оола используются все формы работы по теме «Библиотека - центр сохранения национальных традиций». Библиотека им. Н.К. Крупской, филиалы им. А.П. Чехова, С. Есенина являются центрами тувинской и русской духовной культуры, использующие разные формы работы. Основная часть населения города по данным анкетирования признает своей религией буддизм, шаманизм, православие. Большинство горожан настороженно относится к миссионерской деятельности, усматривает в их деятельности наличие угрозы духовному и психическому здоровью людей. Это ставит перед администрацией города задачи по усилению противодействия деятельности этим организациям, особенно в отношениях с молодежью. V. Практика применения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» В республике деятельность религиозных объединений регулируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (да-лее - Закон) в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, правового положения религиозных объединений. Решение о регистрации религиозной организации принимается Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва. Во исполнение данного Закона органами юстиции рассматриваются заявления о государственной регистрации религиозных организаций, а также регистрация изменений и дополнений к уставам религиозных организаций. Реализация полномочий в данной области способствует пресечению государственной регистрации тех религиозных организаций, заявленные цели которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. В целях недопущения нарушений со стороны религиозных организаций при их государственной регистрации Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Тыва в средствах массовой информации проведено разъяснение по вопросам регистрации религиозных организаций. В соответствии с законом Управление осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями целей и порядка их деятельности, обеспечением неукоснительного соблюдения ими Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Тыва, действующего законодательства, предупреждением и пресечением противоправных проявлений. Управление Федеральной регистрационной службы вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы. По решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы. Дополнительными полномочиями органы Госрегистрации юстиции наделены Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» 2002 г., в частности правом приостанавливать деятельность религиозного объединения до рассмотрения судом заявления о ликвидации или запрете этого объединения в случае осуществления им экстремистской деятельности. С 1991 г. в Единый государственный реестр юридических лиц включено 60 религиозных организаций, из которых 12 организаций ликвидированы в судебном порядке, 3 - приняли решение о добровольном прекращении деятельности в качестве юридического лица. Управлением юстиции с 2002 по первое полугодие 2005 г. рассмотрено 13 заявлений религиозных организаций. За этот период зарегистрировано 5 организаций, по заявлению 2-х религиозных организаций проведена регистрация изменений и дополнений в уставе. Отказано в регистрации 4 религиозным организациям из-за несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации их уставов и других представленных документов. Так, например, было отказано в государственной регистрации Берт-Дагской местной религиозной организации тувинских шаманов «Оваа», в одном из пунктов устава которого указано, что участником организации может быть любой гражданин Российской Федерации, независимо от национальности, пола, возраста. Данное положение противоречит пункту 5 статьи 3 Закона, который запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения. В уставе этой религиозной организации не определена компетенция контрольно-ревизионной комиссии. Впоследствии после устранения указанных нарушений данная религиозная организация была зарегистрирована. Управлением Госрегистрации за 2002-2004 годы проверена деятельность 38 религиозных организаций, в том числе 7, действующих в кожуунах республики, проведено 59 проверок. По результатам проверок 11 религиозным организациям Управлением Росрегистрации вынесены письменные предупреждения. В целях повышения эффективности контроля за деятельностью общественных объединений и религиозных организаций были заключены соглашения о совместной деятельности и формах взаимодействия, а также дополнительные соглашения о взаимодействии с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Тыва и Министерством внутренних дел Республики Тыва в сфере противодействия экстремистской деятельности. При осуществлении контроля за соблюдением уставов религиозными организациями относительно целей и порядка их деятельности особое внимание обращается на фактическую деятельность организаций, заявленную в учредительных документах, недопущение запрещенных видов деятельности, в том числе экстремистской, соблюдение уставных положений о структуре и управлении в организациях, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений, своевременное информирование ими Управления юстиции об изменении данных, включаемых в государственный реестр, и представление ежегодной информации о продолжении их деятельности в установленном Законом объеме. Одной из форм реагирования на нарушения религиозными организациями действующего законодательства является применение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в отношении двух религиозных организаций составлены и направлены в мировой суд протоколы об административном правонарушении - централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» и местной буддийской религиозной организации «Алдын Богда», выразившемся в отказе предоставления документов при проверке и непредставлении сведений о смене руководителя организации. Мировым судьей по одному иску на виновных лиц наложен штраф. Практика применения Закона показала, что в действующем законодательстве, регулирующем отношения государства и религиозных объединений, имеются пробелы. Основная проблема, возникающая при осуществлении контроля за деятельностью религиозных организаций со стороны органов юстиции, связана с крайней неэффективностью возможных мер реагирования на нарушения. Типичным нарушением действующего законодательства является нарушение части 3 пункта 9 статьи 8 Закона, согласно которой религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности. Нарушение данного положения выявлено в деятельности 8 религиозных организаций и послужило основанием для вынесения письменного предупреждения с требованием устранить указанное нарушение. Так, по данному основанию вынесены письменные предупреждения местной религиозной организации «Евангельская христианская церковь «Свет Евангелия» г.Кызыла», местной православной религиозной организации прихода иконы Божией матери с.Сарыг-Сеп Абакано-Кызылской епархии Русской православной церкви, местной буддийской религиозной организации «Управление Даа-Ламы Улуг-Хемского кожууна», «Сун Бок Ым» г.Кызыла и другим. При проверке деятельности Централизованной религиозной организации тувинских шаманов «Тос дээр» Управлением федеральной регистрационной службы установлено, что участники и члены организации проводят за денежное и материальное вознаграждение религиозные обряды и церемонии. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» религиозные организации являются некоммерческими организациями. Председателю организации сделано устное предупреждение о нарушении действующего законодательства. Одно из нарушений положений уставов религиозных организаций - несоблюдение периодичности заседаний либо бездействие руководящих и контрольно-ревизионных органов религиозных организаций. Так, например, в деятельности Местной религиозной организации Церкви христиан веры евангельской «Путь к истине» г.Турана выявлено нарушение периодичности заседаний руководящих и ревизионных органов религиозной организации, Местной православной религиозной организации прихода храма святителя Иннокентия Иркутского г.Турана Абаканской и Кызылской епархии русской православной церкви вынесено аналогичное предупреждение. В Централизованной буддийской религиозной организации «Управление Камбы-Ламы Республики Тыва» установлено, что на Съезде были избраны 3 заместителя Камбы-Ламы, что противоречит положению устава, согласно которому Камбы-Лама имеет одного заместителя. Кроме того, решение по указанному выше вопросу является полномочием Ыдык-Хурала - руководящего органа организации. Руководители некоторых религиозных организаций, которым были вынесены предупреждения, по-прежнему не представляют необходимую информацию, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей. VI. Заключение В целом религиозная деятельность и религиозные отношения на территории республики отрегулированы законодательством согласно ст.28 Конституции Российской Федерации и ст.25 Конституции Республики Тыва. При этом законодательство не регулирует внутриконфессиональные дела религиозных организаций, а устанавливает правовые основы отношений церкви и государства, церкви и общества, церкви и гражданина, исходя из общепринятых демократических принципов отделения церкви от государства и свободы вероисповедания. Современное светское управление государством предполагает невмешательство в дела внутрицерковные, но в то же время конституционно не дозволяет вмешательства церкви в дела государственные. В то же время для государства религия представляет собой особую духовную ценность, относящуюся к общепринятым морально-этическим основам жизни общества и государства. Для церкви государство является особым институтом, сотрудничество с которым является неотъемлемой частью и условием бытования самой церкви как религиозной организации. Государство четко определило законодательную базу взаимоотношений с церковью и своим невмешательством во внутренние ее дела гарантирует свободу вероисповедания и церковнослужения. Общим позитивным результатом применения конституционно-правовых основ регулирования религиозных отношений в Республике Тыва следует считать отсутствие конфронтации между государством и церковью, между обществом и религией, установление межконфессионального мира и согласия, недопущение актов религиозной нетерпимости и случаев возникновения межличностных конфликтов на религиозной почве. Данный результат является итогом и достижением большой работы государственных органов власти и местного самоуправления республики по взаимодействию с религиозными организациями. В то же время его следует оценивать также и как уважительные и законопослушное отношение религиозных организаций Тувы к государству, государственным институтам, законам и Конституциям Российской Федерации и Республики Тыва. Со стороны государства не зафиксирован ни один случай ущемления прав граждан на свободу вероисповедания, ограничения или препятствования деятельности религиозных объединений. В значительно большей степени органы государственной власти и местного самоуправления оказывают реальную материальную и организационную поддержку деятельности религиозных объединений. В части уплаты государственных налогов религиозным объединениям Тувы предоставлены максимально допустимые законом льготы и привилегии. В порядке дальнейшего совершенствования государственно-церковных отношений, регулирования религиозных отношений республике следует особо обратить внимание на следующие обстоятельства. Первое. Основной причиной нарушений законодательства в деятельности религиозных организаций является незнание законов, низкий уровень правовой грамотности руководителей организаций. В связи с этим органам Госрегистрации нужно продолжать работу по разъяснению действующего законодательства. Религиозные организации обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации и принимать меры по повышению правового уровня своих руководителей и членов. В целях эффективного контроля за деятельностью религиозных организаций необходимо продолжить работу по привлечению правоохранительных органов и органов публичной власти всех уровней к проведению совместных проверок деятельности религиозных организаций. Рекомендовать Федеральной регистрационной службе по Республике Тыва проводить религиоведческие экспертизы на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения по разрешению Экспертного совета при Председателе Правительства Республики Тыва. Второе. Либеральность ряда законодательных норм по ограничению возможных правонарушений, нарушения прав граждан, применения недопустимых форм и методов воздействия на человека со стороны части религиозных объединений, которые могут навредить его психическому здоровью и материальному положению, может стать основой открытой или завуалированной деятельности сект и сектантских организаций, негативно воздействующих на человека, общество и государство. Третье. Несмотря на спокойный фон деятельности религиозных объединений в Туве, следует усилить установленный законодательством контроль за исполнением действующих в области религиозных отношений законов и нормативных актов. Четвертое. В целях недопущения нарушения принципа отделения церкви от государства необходимо добиваться неукоснительного соблюдения со стороны должностных лиц любого ранга принципа невмешательства в дела церкви - следует строго разделять право каждого должностного лица на участие в религиозных мероприятиях и прямое участие должностных лиц в подготовке и проведении тех или иных религиозных мероприятий - последнее недопустимо по требованиям законодательства. Пятое. Имеющаяся тенденция увлечения части тувинского населения нетрадиционными для них конфессиями происходит в рамках общей религиозной толерантности, но как особое явление подлежит специальному изучению. Отдельные случаи негативного отношения со стороны ряда миссионеров к святыням и религиозным ценностям своего народа требует осмысления с тем, чтобы не допустить возможных столкновений на религиозной почве. Шестое. Проявившиеся в ходе применения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» пробелы и определенно слабые места должны быть тщательно изучены и по ним необходимо в установленном порядке разработать и внести законодательные предложения. Необходимо рассмотреть специальные предложения о пребывании и деятельности зарубежных религиозных миссий на территории республики с тем, чтобы не допустить с их стороны использования непростых социально-экономических условий для вовлечения людей в сомнительные секты и сектантские организации. Седьмое. В целях повышения эффективности исполнения и применения законодательства в области регулирования религиозных отношений необходимо вести действенную пропаганду межэтнической и межрелигиозной толерантности и терпимости, по недопущению появления в республике ростков этнического и религиозного экстремизма. Эта работа является составной частью обшей борьбы с экстремизмом и терроризмом. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|