Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 17.01.2007 № 61

 



                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 17 января 2007 г. № 61
                             г. Кызыл


О Концепции развития рыбного хозяйства Республики Тыва на 2007-2020
                               годы

    Во  исполнение  пп.4  п.  43 мероприятий по реализации Послания 
Председателя  Правительства  Республики  Тыва Ооржака Ш.Д. Великому 
Хуралу  Республики  Тыва о положении в республике и государственной 
политике  на  2006  год,  утвержденных постановлением Правительства 
Республики  Тыва  от  21  июня  2006  г.  № 783, и в целях развития 
рыбного   хозяйства   республики   Правительство   Республики  Тыва  
постановляет:
    1.  Одобрить  прилагаемую  Концепцию развития рыбного хозяйства 
Республики  Тыва на 2007-2020 годы.         
    2. Агентству по печати и массовым коммуникациям Республики Тыва 
опубликовать  настоящее  постановление в газетах «Шын» и «Тувинская 
правда».
    3.  Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить 
на  управление  экономики, финансов и отраслевого развития Аппарата 
Правительства Республики Тыва.


    Председатель Правительства Республики Тыва            Ш. Ооржак

                                                           Одобрена
                       постановлением Правительства Республики Тыва
                                               от 17 января 2007 г.
                                                               № 61
                             КОНЦЕПЦИЯ
развития рыбного хозяйства Республики Тыва на период с 2007 по 2020
                                год

                             Введение

    Концепция   развития   рыбного  хозяйства  Республики  Тыва  на  
2007-2020  годы (далее - Концепция) определяет основные направления 
формирования  единой  государственной  политики  в области развития 
отрасли  на  долгосрочный  период. В Концепции сформулированы цели, 
задачи,  направления  и  способы обеспечения интересов республики в 
сфере  эффективного  использования  водных  биологических ресурсов. 

 1. Современное состояние рыбного хозяйства Республики Тыва и его
                    роль в экономике республики

    Рыбное  хозяйство в Республике Тыва является важнейшим сектором 
экономики,  включающим  широкий  спектр  видов  деятельности  -  от  
прогнозирования  сырьевой  базы  отрасли  до  организации  торговли  
рыбной    продукцией    в    республике    и   за   ее   пределами.   
    В  рыбном  хозяйстве  республики  в 2006 году работали более 40 
предприятий различных форм собственности.
    В  экономике  республики  рыбное хозяйство должно играть важную 
роль   в   качестве  поставщика  пищевой,  кормовой  и  технической  
продукции   (рыбной   муки   и  жира,  кормовой  рыбы  для  пушного  
звероводства,  различных  биологически  активных  веществ и др.). В 
общем  балансе  потребления  животных  белков  доля  рыбных  белков  
составляет  около  10  процентов,  а в мясорыбном балансе -около 25 
процентов.
    Сырьевая   база   рыбного  хозяйства  имеет  ряд  особенностей,  
связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биологических 
ресурсов,  трудностью  прогнозирования запасов водных биологических 
ресурсов,  определения  рациональной доли их изъятия без ущерба для 
воспроизводства.
    С  1991  по  2004  годы  общий  объем  вылова  (добычи)  водных  
биологических  ресурсов  снизился  с  230 до 150 тонн. Объем вылова 
(добычи)   сократился   на   34,8   процента.   Это   было  вызвано  
социально-экономическими  причинами  внутри  страны  и  республики.  
    В  то  же  время  запасы  многих видов рыбных ресурсов в полном 
объеме  не  осваиваются.  В водных экосистемах происходит замещение 
наиболее  ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими 
промыслового значения.
    В   республике   не   ведется   производство  непищевой  рыбной  
продукции,     в     том    числе    рыбной    муки    и    кормов.    
    Из  республики  вывозится  в большом количестве свежая рыба или 
продукция низкой степени переработки.
    Снизилось  производство  рыбной  продукции,  на республиканском 
рынке    она   замещается   ввозимой   продукцией   и   консервами.   
    Потребление  рыбной  продукции  в  расчете  на  душу  населения  
сократилось  в  1,6  раза  и  составило  10  килограммов в год. Эта 
продукция  стала  менее  доступной  для  широких  слоев  населения.  
    Имеются проблемы с транспортировкой готовой рыбной продукции из 
мест ее вылова.
    В  последние  10  лет  не  обновлялись  основные  фонды рыбного 
хозяйства   республики.   Уровень   технологической  и  технической  
оснащенности  предприятий  рыбного  хозяйства  находится  на низком 
уровне.
    Система   охраны  водных  биологических  ресурсов  и  среды  их  
обитания требует совершенствования.
    Растут   масштабы  незаконного  промысла  водных  биологических  
ресурсов  и  нелегального  вывоза  рыбной продукции за пределы. Это 
негативно   сказывается  на  состоянии  рыболовства,  и,  в  первую  
очередь,  на  запасах  ценных  видов водных биологических ресурсов. 
    За  последние  10  лет  не удалось создать нормативную правовую 
базу,   необходимую   для   эффективного  функционирования  рыбного  
хозяйства.

     2. Основные проблемы рыбного хозяйства Республики Тыва на
                         современном этапе
                                                                      
    В  ходе  анализа  состояния  рыбного  хозяйства республики были 
определены   следующие   основные   проблемы,   препятствующие  его  
эффективному развитию:
    - отсутствие комплексного подхода к государственному управлению 
развитием  рыбного  хозяйства  в  республике;       
    -  отсутствие  необходимой  нормативной  правовой базы, а также 
механизмов   устойчивого   и   долгосрочного   управления   водными   
биологическими      ресурсами,      обеспечивающих      эффективное      
функционирование       и      развитие      рыбного      хозяйства;      
    - случаи незаконного промысла водных биологических ресурсов;
    -  резкое  снижение  запасов  водных  биологических ресурсов, в 
особенности  ценных  видов  этих ресурсов;        
    - сырьевая направленность экспорта рыбной продукции;
    -   недостаточное   развитие   финансово-кредитных   отношений,   
отсутствие  развитого рынка рыбной продукции и эффективной рыночной 
инфраструктуры.
    Исходя  из  основных  проблем отрасли, в Концепции определяются 
цели  развития  рыбного хозяйства в Республике Тыва, а также задачи 
по  выводу  его  из кризисного состояния и обеспечению эффективного 
развития.

3. Цель и задачи развития рыбного хозяйства Республики Тыва с 2007
                           по 2020 годы

    Целью  развития  рыбного  хозяйства  в Республике Тыва является 
достижение    устойчивого    функционирования   рыбного   хозяйства   
республики  на  основе  сохранения, воспроизводства и рационального 
использования  водных биологических ресурсов, развития аквакультуры 
обеспечивающего   удовлетворение   внутреннего   спроса  на  рыбную  
продукцию,  продовольственную  независимость  республики.  При этом 
должны  быть  созданы  условия  для  повышения эффективности вывоза 
рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры 
управления.
    Достижение  этой цели требует формирования комплексного подхода 
к  государственному  управлению  рыбного  хозяйства  в  республике,  
создания  эффективной  системы управления и предусматривает решение 
следующих задач:
    -    совершенствование    нормативно-правовой   базы   (издание   
нормативно  правовых  актов  Республики  Тыва в сфере рыболовства); 
    - повышение эффективности использования ресурсного потенциала;
    - создание условий для динамичного и устойчивого экономического 
развития   и  повышения  конкурентоспособности  рыбного  хозяйства;  
    - реализация мероприятий по ресурсному обеспечению отрасли;
    -  развитие инновационного потенциала и создание инвестиционной 
привлекательности рыбного хозяйства республики;
    -  повышение  качества  государственных  услуг, предоставляемых 
уполномоченным  органом  Республики  Тыва  в  сфере  рыболовства  в  
соответствии    с    единым    реестром    государственных   услуг;   
    -  повышение эффективности управления госсобственностью в сфере 
рыбного хозяйства;
    -  реализация республиканской целевой программы в сфере рыбного 
хозяйства;
    - участие в реализации федеральной целевой программы «Повышение 
эффективности   использования   и  развития  ресурсного  потенциала  
рыбохозяйственного комплекса»;
    -  сохранение и рациональное использование водных биологических 
ресурсов,   оптимизация   промысловой   нагрузки  на  эти  ресурсы;  
    -  проведение  научных  исследований  и  разработок  в  области  
рыбного  хозяйства,  совершенствование  методов  определения  общих  
допустимых   уловов   водных   биологических   ресурсов,   развитие   
научно-технического  потенциала  и  системы подготовки специалистов 
рыбохозяйственного комплекса;
    -   совершенствование   системы   охраны  водных  биологических  
ресурсов    и   среды   их   обитания,   обеспечение   действенного   
государственного   контроля  за  использованием  и  охраной  водных  
биологических   ресурсов   в   целях  предотвращения  и  пресечения  
браконьерства   и   нарушений   установленных  правил  рыболовства;  
    -  развитие искусственного воспроизводства водных биологических 
ресурсов,  формирование  генофондовых  коллекций  и  маточных  стад  
ценных видов этих ресурсов;
    - разработка комплексных мер по развитию аквакультуры;
    -  приоритетное  развитие  рыболовства  во  внутренних водоемах 
республики;
    - развитие береговой инфраструктуры рыбного хозяйства;
    - создание условий для формирования развитого внутреннего рынка 
рыбной  продукции,  его  эффективной функциональной инфраструктуры; 
    -   развитие   системы   информационного   обеспечения  рыбного  
хозяйства;
    -  разработка  государственной  социальной  стратегии в области 
рыбного  хозяйства,  обеспечивающей  оптимальную занятость и доходы 
населения.

            4. Направления и этапы реализации Концепции
                                                                      
    Основными направлениями реализации Концепции являются:
    - регулирование промысловой деятельности и создание условий для 
поставок  рыбной продукции на рынки г.Кызыла, кожуунов и за пределы 
республики;
    -  проведение  мероприятий  по  ресурсному  обеспечению рыбного 
хозяйства;
    - организация и развитие рыболовства, аквакультуры;
    -   совершенствование   системы   охраны  водных  биологических  
ресурсов и их сохранение.

                   Первый этап (2007-2011 годы)

    На  этом  этапе будут решаться в основном первоочередные задачи 
по  созданию  нормативной  правовой  базы, охватывающей все аспекты 
рыбохозяйственной   деятельности   и   структурных  преобразований,  
осуществляемых  в  период  подготовки и проведения административной 
реформы.
    Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
    -разработка    нормативной    правовой    базы,    регулирующей    
государственное    управление    в   области   рыбного   хозяйства;   
    - закрепление механизмов устойчивого и долгосрочного управления 
водными   биологическими   ресурсами,   обеспечивающих  эффективное  
функционирование  и развитие рыбного хозяйства;      
    -  реализация  мероприятий  по  ресурсному обеспечению отрасли: 
обеспечение   предприятий  материальными,  трудовыми  и  доступными  
кредитными ресурсами кредитных учреждений;
    -  строительство  и  реконструкция  объектов по воспроизводству 
водных биологических ресурсов;
    -   научное   обеспечение   мероприятий  по  увеличению  объема  
производства товарной аквакультуры.
    -  реализация  мероприятий  по  техническому  перевооружению  и  
внедрению     новых     технологий,     для     этого    требуется:    
    оснащение предприятий рефрижераторным транспортом, что позволит 
повысить ритмичность поставок;
    оснащение    предприятий    холодильниками,   скороморозильными   
аппаратами и льдогенераторами;
    организация на местах рыбоприемных пунктов и баз для передержки 
рыбы,    что    позволит    увеличить    сроки    ее    реализации;    
    создание на местах посольных, коптильных и разделочных цехов;
    расширение производства пресервов и кулинарии;
    внедрение новых видов продукции и рыбного сырья;
    -   содействие  формированию  рыночных  механизмов  и  развитию  
конкуренции     на     внутреннем     рынке    рыбной    продукции;    
    -   совершенствование   системы   охраны  водных  биологических  
ресурсов   и   среды   их  обитания,  разработка  мер  по  усилению  
ответственности  за  организацию  браконьерского лова и незаконного 
предпринимательства       в       сфере      рыбного      промысла;      
    -  разработка  и осуществление мер по улучшению экологической и 
эпизоотической    обстановки    на    рыбохозяйственных   водоемах;   
    -  разработка системы мер направленных на развитие аквакультуры 
на промышленной основе;
    -  создание  условий  для  ускоренного  развития  пресноводного  
рыболовства и пресноводной аквакультуры;
    Завершение  первого  этапа  предполагает  создание  условий для 
выхода рыбного хозяйства из кризиса, перехода к рыночным механизмам 
управления    отраслью,   формирование   соответствующей   рыночной   
инфраструктуры,  создание  эффективной системы распределения водных 
биологических ресурсов.

                   Второй этап (2012-2015 годы)

    В  этот  период предполагается создать условия для стабилизации 
развития рыбного хозяйства на основе достижений научно-технического 
прогресса,   включая   развитие   высокотехнологичных  производств.  
Предусматриваются увеличение уловов водных биологических ресурсов и 
рост  объемов продукции, повышение инвестиционной привлекательности 
предприятий   отрасли.   Предполагается,   что   развитие  рыночной  
инфраструктуры    отрасли    будет   стимулировать   инвестиционную   
активность   отечественных   и   иностранных  товаропроизводителей.  
    В   целом  на  этапе  рыночной  стабилизации  будут  определены  
приоритетные  направления республики в области добычи и переработки 
водных  биологических  ресурсов.  Будут  развиваться интеграционные 
отношения  в  области  рыбного  хозяйства с сопредельными регионами 
Республики Тыва, аймаками Монголии.
    Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
    -  расширение  сотрудничества  с  предприятиями  и  хозяйствами  
России  в  области  рыболовства  и  рыбоводства  на  взаимовыгодной  
основе;
    -  совершенствование  мер государственной поддержки и выработка 
механизмов   кредитования   рыбодобывающих  и  рыбоперерабатывающих  
предприятий  с  учетом специфических особенностей рыбного хозяйства 
республики;
    -   достижение   равновесия   между   объемами  запасов  водных  
биологических   ресурсов   и  выловом  (добычей)  рыбных  ресурсов;  
    - увеличение объемов товарного выращивания водных биологических 
ресурсов   путем   развития   различных  форм  их  культивирования;  
    -  дальнейшее  развитие производственной инфраструктуры рыбного 
хозяйства    (речные    причалы,   порты,   оснащение   холодильным   
оборудованием,    сетеснастное,   тарное   производства   и   др.);   
    -  реализация  мер  по  комплексной подготовке и переподготовке 
специалистов   в   целях   обеспечения   нужд   рыбного  хозяйства.  
    На   втором   этапе   будут  созданы  условия  для  устойчивого  
расширенного  воспроизводства в рыбном хозяйстве на базе внутренних 
накоплений  и  привлечения  заемных  средств.  Это послужит основой 
существенного  увеличения  поставок  рыбной продукции на внутренний 
рынок  республики и в соседние регионы, расширения ее ассортимента, 
повышения качества и конкурентоспособности.

                   Третий этап (2016-2020 годы)

    На   третьем   этапе   будет  завершено  создание  условий  для  
устойчивого  развития  рыбного  хозяйства  Республики Тыва. Охрана, 
регулирование  использования  и воспроизводства, мониторинг запасов 
водных   биологических   ресурсов   в   целях   определения  общего  
допустимого  улова  этих ресурсов, содействие кадровому обеспечению 
рыбного  хозяйства  сохранятся  в течение третьего этапа концепции. 
Развитие  аквакультуры, освоение новых объектов и районов промысла, 
вопросы   модернизации   маломерного   флота   и  разработки  новых  
технологий  будут  осуществляться  на  основе  рыночных механизмов. 
    Меры  по  развитию  рыбного  хозяйства позволят решить проблему 
занятости,  обеспечить  сохранение  и  создание новых рабочих мест, 
создать в кожуунах условия для устойчивого социально-экономического 
развития.
    Продолжится  работа  по  совершенствованию системы подготовки и 
переподготовки кадров в соответствии с российскими и международными 
требованиями   к   качеству   образования  и  потребностям  рыбного  
хозяйства в квалифицированных специалистах.
    Наращивание  объемов по вылову рыбных ресурсов и выпуска рыбной 
продукции,    а    также   стабильное   налоговое   и   гражданское   
законодательство  создадут  объективные  предпосылки для укрепления 
финансового  положения  рыбохозяйственных  организаций. При условии 
дальнейшей  стабилизации  финансово-кредитной  системы в республике 
ожидается      увеличение      доли      долгосрочных     кредитов.     
    При   осуществлении   искусственного   воспроизводства   водных   
биологических      ресурсов     будут     широко     использоваться     
научно-технические  достижения,  передовой  отечественный и мировой 
опыт.  Расширение  исследования рыбных ресурсов позволит включить в 
промысловый   оборот  малоизученные  и  недоиспользуемые  их  виды,  
освоить новые промысловые районы.
    Рыболовство   обеспечит   расширение   сырьевой  базы  за  счет  
недоиспользуемых  видов рыбных ресурсов и станет одной из важнейших 
составляющих экономики республики.
    В  результате  рационального  использования  рыбных  ресурсов и 
организации   любительского   и   спортивного   рыболовства   будут   
обеспечены     условия    для    развития    в    отрасли    малого    
предпринимательства.     Перспективным     направлением    является    
организация       и       развитие       рыболовного       туризма.       
    Будут  развиваться  рыболовство  и  рыбоводство  во  внутренних  
водоемах  республики. Существенно возрастет доля высокопродуктивных 
видов     рыб,     выращиваемых     в     рыбоводных    хозяйствах.    
    Политика   в   области   научно-технического   прогресса  будет  
направлена  на  повышение эффективности добычи и переработки рыбных 
ресурсов  за  счет внедрения новой техники и технологии, глубокой и 
комплексной переработки сырья, совершенствования методов хранения и 
транспортировки рыбной продукции.
    Будут  созданы  условия,  обеспечивающие  рост  производства  и  
поставок   кормовой,   а   также   технической   рыбной  продукции.  

       5. Механизмы реализации Концепции и основные меры по
   совершенствованию использования водных биологических ресурсов

    Реализация Концепции предполагает:
    -  государственное  регулирование и контроль в сфере управления 
рыбными ресурсами;
    -  разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение 
основных  задач, сформулированных в Концепции;      
    -  координацию  на  федеральном,  региональном  и муниципальном 
уровнях  действий, направленных на обеспечение устойчивого развития 
рыбного хозяйства;
    -   систематизацию   анализа  и  оценки  информации  о  текущем  
состоянии отрасли.
    Намеченные  пути  развития  рыбного  хозяйства  в  долгосрочной  
перспективе  создадут условия для роста промышленного производства, 
организация   рыболовного   туризма,   формирования  цивилизованной  
конкурентной рыночной среды.
    Использование  водных  биологических ресурсов предусматривается 
осуществлять для следующих целей:
    - обеспечение собственных потребностей;
    - научные исследования;
    - рыбоводство;
    -   промышленное,   любительское   и   спортивное  рыболовство,  
организация рыболовного туризма.
    Должна  быть организована работа по проведению инвентаризации и 
паспортизации рыбопромысловых участков.
    Организация    рыболовства    будет    стимулировать   развитие   
инфраструктуры   рыбного  хозяйства,  социальной  сферы  населенных  
пунктов,   создание   дополнительных   рабочих   мест,   увеличение   
поступлений в бюджеты всех уровней.         
    Использование    различных    форм    культивирования    водных    
биологических  ресурсов  в  целях развития рыболовства также должно 
способствовать  увеличению  объемов  производства рыбной продукции. 

           6. Правовое обеспечение реализации Концепции

    Реализация    Концепции   предполагает   разработку   целостной   
нормативной  правовой базы, обеспечивающей функционирование рыбного 
хозяйства    на    основе    обеспечения    последовательности    и    
преемственности  развития,  а  также  унификации законодательства в 
сфере  изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных 
биологических ресурсов.
    В этих целях потребуются разработка и принятие ряда нормативных 
правовых  актов,  и  в  первую  очередь  закона  Республики  Тыва о 
рыболовстве    и    сохранении   водных   биологических   ресурсов,   
регулирующего  многоплановые проблемы в сфере изучения, сохранения, 
воспроизводства       и      использования      этих      ресурсов.      
    С   принятием   закона  станет  возможным  единое  понимание  и  
применение    правовых   норм   в   сфере   изучения,   сохранения,   
воспроизводства  и  использования  водных  биологических  ресурсов.  
    Необходимо  законодательно закрепить систему мер, стимулирующих 
промышленное   выращивание   ценных   видов   водных  биологических  
ресурсов.
    В  первоочередном  порядке  необходимо  разработать  и  принять  
нормативные  правовые акты по вопросам: организации и регулирования 
промышленного,    любительского    и    спортивного    рыболовства.    


Информация по документу
Читайте также