Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 25.03.2009 № 116ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 марта 2009 г. № 116 г. Кызыл О Концепции развития инновационной деятельности в Республике Тыва В целях осуществления единой государственной политики в сфере инновационной деятельности в Республике Тыва, сохранения и развития научно-технического потенциала, концентрации бюджетных и внебюджетных средств для решения наиболее актуальных задач формирования инновационной экономики и во исполнение Послания Председателя Правительства Республики Ш.В. Кара-оола Великому Хуралу Республики Тыва о положении дел в республике и государственной политике на предстоящий год «Кадры. Комплексность. Консолидация» Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инновационной деятельности в Республике Тыва (далее – Концепция). 2. Органам исполнительной власти Республики Тыва и администрациям муниципальных образований Республики Тыва при реализации инновационной политики на территории республики руководствоваться настоящей Концепцией. 3. Настоящее постановление опубликовать в газетах «Шын» и «Тувинская правда». Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва С. Тен Утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 25 марта 2009 г. № 116 Концепция развития инновационной деятельности в Республике Тыва Введение Настоящая Концепция определяет сущность, основные задачи и приоритетные направления развития инновационной деятельности, выявляет возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, намечает формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Тыва на ближайшую и среднесрочную перспективу. Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом технологического развития Республики Тыва, обязательным условием сохранения и инструментом мобилизации ее научно-технического потенциала для повышения конкурентоспособности экономики республики. Необходимость разработки Концепции определяется: - возрастанием роли инноваций как фактора роста благосостояния и устойчивости экономического и социального развития; - недостаточным развитием российского законодательства в инновационной сфере и отсутствием концепции развития инновационной деятельности на федеральном уровне; - актуальностью формирования в республике инновационной экономики, базирующейся на современных технологических укладах; - отсутствием должных условий для активного вовлечения накопленного научно-технического потенциала Республики Тыва в процессы модернизации производства и развития высокотехнологичного сектора экономики. Основные понятия, используемые в Концепции В настоящей Концепции применяемые термины используются в следующих значениях: инновационная деятельность – выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии; инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации; инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы; инфраструктура инновационной системы – совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.; наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) – отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции. 1. Инновационный потенциал как основа прогрессивных преобразований в экономике Республики Тыва В условиях глобализации экономики и начавшегося перехода на инновационный путь развития роль науки, технологий и техники в обеспечении экономического роста и повышении благосостояния населения резко возрастает. В развитых странах на долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании, образовании кадров и организации производства, приходится до 85 процентов прироста ВВП. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится. Для Республики Тыва, как одного из недостаточно развитых в научно-техническом и промышленном отношении регионов России, проблемы модернизации и технико-технологического перевооружения особенно актуальны. Несмотря на продолжающийся в течение последних лет рост экономики, его качество не отвечает поставленным задачам. 1. Во-первых, складывающиеся темпы роста не обеспечивают должный рост экономики. ВРП на душу населения составляет около 50 тыс. рублей, что ниже среднероссийского уровня в 3 раза. 2. Во-вторых, в структуре производства преобладает продукция низкой степени передела, в основном сырьевых отраслей. 3. В-третьих, не удается достичь качественных сдвигов в повышении конкурентоспособности продукции большинства несырьевых отраслей. В настоящее время сфера научно-технической и инновационной деятельности в Республике Тыва характеризуется следующими основными показателями. Научный потенциал Республики Тыва составляет 337 человек с учеными степенями, из них 30 докторов наук. Помимо производства новых знаний ученые выполняют и иные функции, многие из которых можно отнести к категории социальных. В их числе: подготовка специалистов-исследователей высшей квалификации; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, предопределяющее современный уровень необходимого качества подготовки специалистов; функции групп экспертов, способных объективно и квалифицированно оценивать прикладные проекты. В республике сохраняется тенденция преобладания численности специалистов-гуманитариев над численностью выпускников инженерного и естественно-технического профиля. Хозяйственный комплекс Тувы нуждается в специалистах в области промышленного производства, энергетики, строительства, горного дела. Необходимо, поощрять, поддерживать и направлять на обучение в целевую аспирантуру лучших выпускников именно по данным востребованным специальностям. В республике действуют 4 научных организации, относящиеся к академической и вузовской науке. Это Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, Государственное научное учреждение «Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук», Тувинский институт гуманитарных исследований и Тывинский государственный университет. Тывинский государственный университет в Республике Тыва является единственным высшим учебным заведением, кроме филиалов различных ВУЗов. Структура университета представлена педагогическим колледжем, факультетом повышения квалификации, отделом аспирантуры и десятью факультетами – физико-математи-ческим, инженерно-техническим, сельскохозяйственным, экономическим, филологическим, историческим, естественно-географическим, факультетами начального обучения, педагогики и психологии, физической культуры и спорта. В ТывГУ преподают 407 преподавателей, из которых 306 являются штатными или внутренними совместителями. Ученую степень имеет 141 человек. Тывинский государственный университет в 2008 году проводил исследования по 15 основным научным направлениям, 6 из которых (естественно-технического профиля) соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации. Одной из существенных характеристик развития ТывГУ является ориентация на объединение образовательного и научно-исследовательских процессов, создание научных школ, выполнение научно-технических разработок, ориентированных на решение социально-экономических вопросов республики. Самым главным компонентом научно-инновационной деятельности университета является разработка и внедрение научных достижений. Имеющийся научно-технический задел по фундаментальным и прикладным исследованиям позволил сформировать различные научные инновационные проекты. Государственное научное учреждение «Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук» выполняет научно-исследовательские и опытно-конструк-торские работы по обеспечению развития агропромышленного комплекса, создано на базе Тувинской государственной сельскохозяйственной опытной станции. В соответствии с Уставом целью учреждения является проведение фундаментальных и прикладных исследований и их внедрение в агропромышленный комплекс Республики Тыва, на территории горных районов и Саянских котловин Юга Восточной Сибири. Научные исследования проводятся по следующим направлениям: растениеводство, земледелие, зоотехния, ветеринарная медицина, экономика. Количество научных работников института составляет 27 человек, из них докторов наук – 3 (вместе с внешними штатными единицами), кандидатов наук – 7 человек. В рамках реализации проекта «Селекция сельскохозяйственных культур», выполненный за счет средств федерального бюджета и республиканской целевой программы «Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы» удалось зарегистрировать в государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию, сорт мягкой яровой пшеницы «Чагытай», выведенный специально для природно-климатических условий Республики Тыва ТувНИИСХ совместно с СибНИИРС. В настоящее время в институте ведется активная работа по проектам: «Создание первичных звеньев элитного семеноводства за счет внедрения адаптированного к экстремальным условиям Республики Тыва нового сорта яровой пшеницы» и «Совершенствование продуктивно-генетического потенциала пород и создание новых типов овец и коз». Состояние материально-технической базы, как по качеству, так и по износу не соответствует даже самым минимальным стандартам. Только в 2008 году в рамках государственной поддержки реализации инновационного проекта «Создание первичных звеньев элитного семеноводства за счет внедрения адаптированного к экстремальным условиям Республики Тыва нового сорта яровой пшеницы» за счет средств республиканской целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2008-2010 годы» была приобретена новая техника для селекции и размножения новых сортов пшеницы. Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (ТИКОПР СО РАН) создан постановлением Президиума РАН от 25 апреля 1995 г. № 96 на основании постановления Президиума Сибирского отделения РАН от 26 октября 1994 г. № 254 в результате преобразования Тувинского комплексного отдела (на правах института) Сибирского отделения РАН. Институт непосредственно подчиняется Президиуму Сибирского отделения РАН, работает под научно-методическим руководством Отделения геологии, геофизики, геохимии и горных наук РАН совместно с Отделением физикохимии и технологии неорганических материалов и Отделением экономики РАН, Объединенным ученым советом наук о Земле, Объединенным ученым советом по химическим наукам СО РАН. Основной целью института является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области геологии рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых, технологий рационального освоения природных ресурсов, информатики и социально- экономических проблем развития региона. В институте имеется 5 лабораторий, работает 117 человек, в том числе 65 научных сотрудников, из них 5 докторов наук, 23 кандидата наук. Институтом в настоящее время проводятся прикладные исследования по минерально-сырьевой базе Республики Тыва. В последние два года результаты научных исследований и разработок не находят применения в экономике. Это связано, в том числе и с тем, что проекты, разрабатываемые институтом, требуют крупных инвестиций. В 2007 году институт выиграл грант по конкурсу «Лучший инновационный проект Республики Тыва» с проектом «Получение из серпентинитовых отходов ГОКа «Туваасбест» сверхчистого диоксида кремния (99,99 %)». Указанный проект предполагает создание принципиально новой, инновационной технологии получения сверхчистого диоксида кремния и является стартовой площадкой для организации крупного производства, строительства химического завода по переработке отходов комбината и производству конкурентоспособной продукции. Тувинский институт гуманитарных исследований (ТИГИ) уже более шести десятилетий является государственным научным учреждением при высшем исполнительном органе власти республики (облисполкоме ТАО, Совете министров Тувинской АССР, Правительстве Республики Тыва). Учеными института создано свыше трехсот научных трудов миллионным тиражом, получившим высокую оценку мировой научной общественности. В настоящее время в институте работают 7 докторов наук, 24 кандидата наук, а также 15 исследователей без ученой степени. К основным видам деятельности института относятся выполнение государственных заказов на подготовку школьных учебников, словарей и научных трудов по актуальным вопросам; проведение комплексных и специальных историко-культурных, археологических, этнографических, социологических и языковых исследований; подготовка экспертных решений по научно-культурным проектам; подготовка исторических справок по вопросам основания населенных пунктов, празднования исторических дат, пограничным и другим вопросам; работа в Терминологической комиссии при Правительстве Республики Тыва. Научная деятельность института направлена на изучение археологического и культурного наследия республики, оказания содействия в решении культурных и социально-экономических задач республики. В связи с этим результаты научных исследований института имеют крайне низкий коммерческий потенциал. Таким образом, основными причинами низкой инновационной активности предприятий и организаций республики являются: - отсутствие результатов научных исследований и разработок, имеющих высокий коммерческий потенциал; - недостаточная материально-техническая база научных и образовательных учреждений, несоответствующая требованиям современной науки; - сырьевая направленность производства; - отсутствие платежеспособного спроса на инновационные исследования и разработки со стороны промышленности, что обуславливает неразвитость инновационной инфраструктуры; - моральный и материальный износ производственных мощностей. Анализ научно-технического и инновационного потенциала научных учреждений республики показал, что при формировании тем прикладных научных исследований и разработок недостаточно учитывается дальнейшая перспектива внедрения в экономику будущих результатов исследований. Не на должном уровне проводится поиск и внедрение эффективных механизмов реализации научно-технической и инновационной политики учреждений для успешной коммерциализации научных разработок. Кроме того, за годы реформ научно-технический потенциал региона серьезно пострадал. Не удалось подготовить высококвалифицированные молодые научные кадры в перспективных направлениях инновационной деятельности. На перспективу представляется необходимым разработка комплекса действенных мер, направленных на ускорение инновационных процессов в республике и превращение его научного и инновационного потенциала в определяющий фактор дальнейшего экономического и социального развития. 2. Стратегия государственной инновационной политики Республики Тыва Государственная инновационная политика является неотъемлемой частью государственной социально-экономической политики Республики Тыва. Она призвана обеспечить усиление позиций республики на мировых и отечественном рынках сырья и технологий, в том числе за счет активного импортозамещения. Целью государственной инновационной политики Республики Тыва является создание эффективно действующей инновационной системы. Стратегия государственной инновационной политики Республики Тыва направлена на модернизацию технологической базы производства, повышение устойчивости развития и обеспечения экономики республики наибольшими конкурентными преимуществами на долгосрочную перспективу. При решении этой задачи делается ставка на максимальное использование собственного научно-технического потенциала. 3. Основные направления инновационной политики, приоритеты и этапы ее реализации Основные направления инновационной политики, приоритеты и этапы ее реализации определяются необходимостью создания конкурентоспособной инновационной системы в республике и наличием инвестиционных ресурсов. Первый этап (2009-2012 гг.) – стабилизационный. Цель этапа – удержание позиций и создание стартовых условий для развития инновационной деятельности. На первом этапе предполагается: 1. Сохранение научно-технического потенциала и создание условий для ускоренного развития сектора исследований и разработок. Развитие этого направления даст толчок для создания ряда технологий и производств, реализующих новейшие технологические уклады, и предотвратит утрату научно-технологических заделов, накопленных в академической и отраслевой науке. 2. Поддержка внедрения инноваций в наиболее рентабельные отрасли, за счет которых формируется основная часть валовой продукции республики и чья продукция пользуется стабильным спросом, по следующим направлениям: а) интенсификация использования природных ресурсов региона, снижение себестоимости и рост экологичности существующих производств; б) создание новых перспективных производств, направленных на углубленную переработку сырьевых ресурсов территории и повышение доли конечных переделов в общем объеме продукции. Это обеспечит рост конкурентоспособности ведущих отраслей и заложит основы для позитивных структурных преобразований экономики республики. 3. Поддержка за счет средств республики ряда высокорентабельных инновационных проектов, представляющих наибольший интерес для технологического развития региона. 4. Создание необходимых правовых и институциональных основ для развития инновационной деятельности. Реализация этого направления предусматривает развитие региональной нормативно-правовой базы и подготовку предложений по совершенствованию федерального законодательства в инновационной сфере. При поддержке органов государственной власти республики осуществляется формирование инновационной инфраструктуры, создается региональная информационно-маркетинговая система обеспечения инновационной деятельности. 5. В целях формирования оптимального механизма поддержки инновационной деятельности в Республике Тыва проводится отработка и апробация вариантов стимулирования инновационной активности предприятий, привлечения инвестиций в инновационную сферу, механизмов участия республики в финансировании инновационных проектов территории, привлечения к их реализации федеральных средств. Второй этап (2013-2016гг.) – переходный к инновационной стадии развития экономики. Цель этапа – ускоренное развитие инновационного предпринимательства, превращение его в действенный фактор преобразования экономики Республики Тыва. На втором этапе предусматривается: 1. Создание конкурентоспособных инновационных кластеров, основанных на новых технологических укладах, в промышленности и сельском хозяйстве. 2. Создание условий для расширенного воспроизводства научно-технического потенциала республики и ускоренного развития высокотехнологичного сектора экономики. 3. Интенсивное развитие малого инновационного бизнеса, формирование в Республике Тыва технопарков, инновационных центров, привлечение в инновационную сферу частного капитала, создания венчурных фондов. 4. Дальнейшее совершенствование инновационного законодательства и развитие инновационной инфраструктуры. 5. Укрепление межрегиональных и международных связей, привлечение иностранных инвестиций в инновационную сферу республики. 6. Создание системы государственной поддержки инновационной деятельности в Республики Тыва Система государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Тыва предполагает: - совершенствование системы управления инновационной деятельностью; - создание в регионе законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей активизации инновационных процессов; - обеспечение благоприятных финансово-экономических условий для инновационной деятельности и инвестиций в инновационную сферу; - расширение форм и механизмов косвенного регулирования инновационных процессов (налоговых, амортизационных, кредитных и др.); - содействие формированию и развитию рыночной инновационной инфраструктуры. 4. Финансово-экономические механизмы 1. Финансирование инновационной деятельности осуществляется на основе селективного подхода и концентрации финансовых ресурсов на перспективных направлениях инновационной деятельности. 2. Основным механизмом поддержки инновационной деятельности органами государственной власти Республики Тыва является республиканская целевая программа развития инновационной деятельности Республики Тыва. 3. Прямая поддержка за счет финансовых средств республики будет оказываться, главным образом, созданию принципиально новых наукоемких технологий и производств, реализующих перспективные научно-технологические разработки высокой степени готовности, а также ряду наиболее значимых для республики высокорентабельных проектов. 4. В отношении промышленных предприятий предполагается использовать преимущественно меры косвенного стимулирования инновационной деятельности (налоговые льготы, льготы по кредитам и т.д.). 5. Предусматривается комплекс мер по созданию льготного режима деятельности для субъектов малого инновационного предпринимательства в «стартовый» период (снижение ставок по налогам в части, зачисляемой в республиканский бюджет, компенсация ставок по банковским кредитам, льготы по аренде помещений и оборудования и др.). 6. В целях привлечения к финансированию инновационной деятельности средств коммерческих банков и иных инвесторов планируется активно применять систему гарантий и льгот, предоставляемых органами государственной власти Республики Тыва отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные инновационные проекты и программы. 5. Формирование инновационной инфраструктуры 1. В основу развития инновационной инфраструктуры Республики Тыва будет положено создание инновационно-технологических центров, «бизнес-инкубаторов» инновационного бизнеса как очагов инновационной активности территорий с последующим объединением их в единую сеть, обеспечивающую сопровождение инновационной деятельности на территории республики и создание благоприятных условий для производства и распространения инноваций. Предполагается организация инновационно-технологических центров и научно-инновационных комплексов при академических институтах и на базе Тувинского государственного университета. 2. На втором этапе необходимо создание республиканского инновационного центра с участием Правительства Республики Тыва, федеральных фондов поддержки предпринимательства, частных банков и субъектов инновационной инфраструктуры. Основными задачами Центра будут являться: координация действий участников инновационного процесса республики; формирование республиканской базы данных об инновационных проектах и субъектах инновационной деятельности; инновационный маркетинг. Организация Центра позволит повысить эффективность управления научно-инновационной деятельностью в республике. В целях укрепления материально-технической базы инновационной деятельности и ее своевременного обновления будут приниматься меры по созданию лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа. Также предполагается создание центров коллективного пользования высокотехнологичным дорогостоящим оборудованием. Особое внимание следует уделить развитию и поддержке сети специализированных центров трансферта (передачи) технологий, обеспечивающих передачу или продажу прав на промышленную собственность, лицензирование запатентованных технологий, поставку ноу-хау и технический консалтинг. Для этого необходимо создание ряда инжиниринговых (инновационно-инвестиционных) центров, обеспечивающих организацию выполнения инновационных проектов, включая подбор исполнителей, комплексную поставку необходимого оборудования, и сдачу объектов «под ключ». Организация инжиниринговых центров будет способствовать разрушению межотраслевых барьеров, усилению интеграции науки и производства. Будут приняты меры по дальнейшему развитию системы учебных центров, обеспечивающих качественную подготовку и переподготовку кадров для инновационного бизнеса. 6. Ожидаемые результаты от реализации Концепции Реализация Концепции обеспечит создание на территории республики эффективно действующей инновационной системы и заложит прочные основы для перехода экономики на инновационный путь развития. Активизация инновационной деятельности будет способствовать решению таких актуальных для региона социально-экономических проблем, как: - модернизация производственного комплекса республики; - преодоление структурных деформаций, увеличение доли продукции конечных переделов в общем выпуске продукции республики; - повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона на отечественном и мировом рынках; - оживление экономики и повышение доходов бюджета республики; - формирование эффективного механизма передачи результатов НИОКР в производство; - создание в республике принципиально новых высокодоходных производств, основанных на новейших технологических укладах; - сохранение и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала; - привлечение инвестиций в инновационную сферу; - создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов; - повышение экологической безопасности, снижение ресурсной зависимости и энергоемкости производства. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|