Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 03.03.2011 № 153ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 марта 2011 г. N 153 г. Кызыл О Концепции межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва. 2. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству культуры Республики Тыва, Министерству по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва (по согласованию), Министерству внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию) при принятии решений в своей сфере деятельности, направленной на профилактику алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва, учитывать положения данной Концепции. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление Канцелярии Председателя Правительства и Аппарата Правительства Республики Тыва. Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Ш. Иргит Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 3 марта 2011 г. N 153 К О Н Ц Е П Ц И Я межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва 1. Общие положения В условиях обострения наркотической ситуации в Республике Тыва назрела острая необходимость пересмотреть практику проведения профилактических антиалкогольных и антинаркотических мероприятий. Ведомственная разобщенность и отсутствие возможности влияния на наркоситуацию со стороны отдельных структур исполнительной власти и органов местного самоуправления республики требуют разработки и осуществления согласованных действий. Межведомственная координация в проведении профилактики алко- и наркозависимости должна стать основой целенаправленного противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Предлагаемая Концепция межведомственного взаимодействия в организации профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва ориентирована на разрешение ведомственных проблем профилактики наркомании посредством создания межведомственных механизмов противодействия распространению алкоголизма и наркомании и проведение общей согласованной антиалкогольной и антинаркотической политики на территории республики. В настоящей Концепции сформированы основные направления антиалкогольной и антинаркотической профилактической деятельности органов и учреждений, принципы и пути их межведомственного взаимодействия. Субъективная направленность Концепции: дети – подростки – молодежь – родители. Среда реализации Концепции: семья – образовательное учреждение – среда неформального общения молодежи, включая связанное с ним микро- и макросоциальное окружение. Концепция является основой для разработки органами исполнительной власти и местного самоуправления конкретных целевых программ и организационных документов по противодействию распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи Республики Тыва, а также служит методической базой для организации профилактической антиалкогольной и антинаркотической деятельности. Научно-методической основой Концепции являются материалы республиканского мониторинга по раннему выявлению потребителей наркотических веществ среди несовершеннолетних и учащейся молодежи Республики Тыва и Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы развития современной наркологической помощи» (г. Кызыл, 17-18 июня 2009 г.). 2. Актуальность проблемы Проникновение наркотиков в молодежную среду, в том числе несовершеннолетних, остается одним из актуальных вопросов. В настоящее время в республике остро стоит проблема злоупотребления детьми и подростками спиртными напитками и другими психоактивными веществами. Так, показатель общей заболеваемости наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних в группе риска за 2009 год увеличился на 178,4 % по сравнению с 2008 годом, в том числе увеличилось количество потребителей наркотических средств на 136 %. Выявлено 14 несовершеннолетних, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, против 1 выявленного подростка в 2008 году. Интерес к алкоголю и наркотикам проявляется во всех возрастных группах молодежи, но наибольший интерес отмечается у 14-15-летних подростков. Наблюдается тенденция употребления психоактивных веществ в более раннем возрасте – до 10 лет. Кроме того, возрастает доля одновременного потребления наркотических и токсических веществ, исчезает психологический барьер у несовершеннолетнего подростка перед употреблением сильнодействующих психоактивных веществ, в том числе и внутривенным введением наркотиков. Высокий спрос на наркотики, в свою очередь, стимулирует рост наркопреступности. Одной из основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, является легкая доступность наркотиков. Основным фактором, определяющим уровень наркоситуации в Республике Тыва, является произрастание на ее территории зарослей дикорастущей конопли, которые представляют реальную угрозу, являясь сырьем для наркотиков каннабиноидной группы. Данные официальной статистики о количестве наркозависимых лиц не могут полностью отражать действительность, так как значительная часть злоупотребляющих алкоголем и наркотиками не обращаются за медицинской помощью. Показатель первичной заболеваемости наркологическими расстройствами среди несовершеннолетних по сравнению с 2008 г. увеличился на 34,8 %. За 2009 г. в республике выявлено 54 несовершеннолетних с наркологическими расстройствами, показатель 55,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 48 подростков и 6 детей (в 2008 г. – 40 несовершеннолетних, из них 33 подростка, 7 детей). Анализ первичных показателей официальной медицинской статистики говорит об активном вовлечении значительной части подростков республики в потребление психоактивных веществ. Наглядным является и тот факт, что показатель первичной заболеваемости употребления психоактивных веществ в группе лиц от 14 до 17 лет за 2009 г. возрос на 38,4 % в сравнении с 2008 годом (РТ – с 113,8 до 119,1; РФ – 74,0, СФО – 175,8 на 100 тыс. подростков). По состоянию на 1 января 2010 г. на диспансерном учете состояло 120 несовершеннолетних, показатель 116,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 13 детей, 107 подростков (2008 г. – 134 несовершеннолетних, 8 детей и 126 подростков). Большинство состоящих на диспансерном учете, как и в предыдущие годы, –дети, употребляющие психоактивные вещества с вредными последствиями, – 90 %; дети со сформировавшимся синдромом зависимости от психоактивных веществ составляют 10 %. Наиболее общей и ранней характеристикой группы подростков с риском развития алкоголизации является школьная дезадаптация. Это может быть конфликтность со сверстниками, недостаток социальной нормативности, неугомонность, проявления эмоционального напряжения, неприятие взрослых, уход в себя, астения, недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. У большинства детей и подростков наблюдается снижение уровня превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны – массовое распространение наркотиков, рекламные предложения нового стиля жизни и новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой стороны – растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей. Обращает на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркомании. При появлении наркологических проблем население, в основном, ориентировано на анонимную наркологическую помощь. Через средства массовой информации не развернута широкая и эффективная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда. Научные исследования распространения алкогольной зависиомости в республике показывают, что нейропсихологической особенностью тувинского этноса является правополушарность. Распределение тувинских подростков по Павловским типам выглядит следующим образом: преобладает художественный тип – 58 %, средний тип – 23 %, мыслительный тип – 19 %. Для художественного типа характерна образность и яркость представлений, склонность человека к художественному творчеству, хорошая память на образы и лица, худшая память на определения, термины и общий смысл – преобладает функциональная активность правого полушария головного мозга. Известно, что правое полушарие является наиболее уязвимым к действию алкоголя, что благоприятствует ускоренному формированию алкогольной и наркотической зависимости. Правополушарность является психофизиологической характеристикой, врожденной, конституциально-обусловленной и может влиять на поведенческие характеристики и степень социальной адаптированности. Таким образом, первичная профилактика алкоголизма в Республике Тыва определяется преимущественно немедицинскими мероприятиями, направленными на возрождение национального самосознания, должна базироваться на принципах хорошего знания тувинской психологии и состоять в искоренении негативного влияния русских алкогольных обычаев и микросоциальной среды через духовное возрождение народных традиций, этническое оживление, движение в сторону формирования этнической гордости, формирования менталитета, предполагающего самодостаточность тувинской культуры. Антиалкогольная пропаганда должна затрагивать чувства, а не взывать к разуму. Для большей эффективности антиалкогольной пропаганды необходимо с помощью специальных курсов, основанных на религиозных верованиях, этнокультуральных представлениях, проводить информирование об особенностях влияния алкоголя на тувинский народ. Психологические средства на основе социокультурных особенностей тувинцев в совокупности обеспечат развитие чувственно-эмоционального понимания необходимости полного отказа от алкоголя. При проведении антиалкогольной и антинаркотической работы в республике не скоординирована деятельность всех заинтересованных ведомств и управлений, органов местного самоуправления, так как не определены их функции. В связи с чем распространение алкоголизма и наркомании характеризуется не только совокупностью различных по своему роду факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением, что диктует выбор определенных стратегий и реальных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных структур исполнительной власти и органов местного самоуправления городов и районов республики и привлечением общественности. В этом направлении можно условно определить четыре основные стратегические цели: - пресечение незаконного оборота алкоголя и наркотических средств и регламентация их легального оборота; - первичная профилактика – персонально для тувинских детей, с учетом их менталитета и психологических особенностей, возрождение национального самосознания, национальной гордости, духовное возрождение народных традиций, пропаганда и внедрение идей здорового образа жизни, направленных на полный отказ от алкоголя и наркотиков, создание условий для полной реализации личности; - вторичная профилактика – работа с группами риска, организация работы на улице, ювенальные технологии; - третичная профилактика – работа с химически зависимыми детьми, направленная на профилактику рецидива заболевания. 3. Цели и основные задачи Концепции Главная цель Концепции заключается в объединении образовательных, социальных, медицинских, информационных и административных мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании, обеспечивающих достижение общего результата: - снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи; - снижениеь медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами – инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, разрушения семей, криминализации детей и молодежи. Для достижения обозначенной цели предстоит решить основные задачи: - вовлечение в профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность всех без исключения органов и учреждений социальной сферы, образования, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой информации; - улучшение качества воспитания и формирование у детей и молодежи этнической гордости за самодостаточность тувинской культуры, народных традиций, движение в сторону формирования антиалкогольных и антинаркотических установок; - улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации детей и молодежи; - повышение качества здоровья детей и молодежи; - улучшение криминогенной ситуации в республике, разобщение наркотических асоциальных групп; - оказание детям и молодежи консультационной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; - осуществление антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы в семьях, а также в местах досуга детей и молодежи; - создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест организации творческого досуга (секции, кружки, подростковые клубы и пр.), мест неформального общения. Для решения обозначенных задач предстоит реализация следующих этапов организационной профилактической деятельности: - создание нормативной правовой базы; - совершенствование деятельности координационных антинаркотических структур; - реализация дифференцированных программ профилактики; - подготовка и переподготовка кадров; - разработка научно обоснованной программы этнического возрождения тувинцев; - обеспечение взаимодействия с различными общественными объединениями, а также со средствами массовой информации. 4. Основные принципы межведомственного профилактического взаимодействия 4.1. Межведомственное профилактическое взаимодействие по противодействию распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи основывается на следующих принципах: 4.1.1. Комплексность: - согласованность взаимодействия органов и учреждений,отвечающих за различные аспекты системы противодействия распространению алкоголизма и наркомании в Республике Тыва в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения,учреждения по делам молодежи, учреждения социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.); - согласованность на профессиональном уровне специалистов различных профилей (педагогов, воспитателей, школьных и медицинских психологов, врачей - наркологов, социальных педагогов, работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников правоохранительных органов и др.); - в системе субъектов профилактики – органов и учреждений на республиканском и местном уровнях, а также специально уполномоченных органов, отвечающих за взаимодействие и координацию при проведении различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики алкоголизма и наркомании. 4.1.2. Дифференцированность Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом возраста, степени вовлеченности в наркогенную ситуацию (здоровые, «потребители», больные), отношения к группе риска. 4.1.3. Ценностная ориентация Формирование у детей и молодежи этнической гордости за самодостаточность тувинской культуры, народных традиций, мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству и др. 4.1.4. Многоаспектность Ведущими аспектами являются образовательный, психологический и социальный. 4.1.5. Постоянство и последовательность (этапность) Первый этап – неотложные мероприятия, реализация которых предполагается в условиях текущего финансирования и действующего законодательства; второй этап – формирование нормативной правовой базы согласованных профилактических антинаркотических действий; третий этап – организационные мероприятия; четвертый этап – полное развитие программ. 5. Основные направления организационной профилактической деятельности по реализации Концепции Развитие системы межведомственного взаимодействия по профилактике наркомании среди молодежи требует поэтапных целенаправленных действий в следующих направлениях: 5.1. Нормативное правовое обеспечение 5.1.1. Проведение анализа действующих федеральных законов и законов Республики Тыва, ведомственных нормативных актов на их соответствие задачам по реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, распространением наркомании в молодежной среде республики. 5.1.2. Формирование блока республиканских законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих деятельность органов и учреждений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, распространением наркомании среди молодежи. Формирование рабочих групп специалистов по разработке данных проектов нормативных правовых актов. 5.2. Организационно-управленческое обеспечение 5.2.1. Повышение ответственности органов исполнительной власти и местного самоуправления городов и районов республики за создание разноуровневой системы профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи. 5.2.2. Разработка и принятие муниципальных комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2013 годы. Изыскание дополнительных внебюджетных средств на проведение антиалкогольной и антинаркотической работы в рамках реализуемых программ. 5.2.3. Обеспечение органами исполнительной власти и местного самоуправления городов и кожуунов республики оперативного руководства и координации действий органов и учреждений образования, здравоохранения, внутренних дел, учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения и других ведомственных органов по реализации государственной политики противодействия распространению наркомании, решению задач в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. 5.2.4. Укрепление взаимодействия антиалкогольных и антинаркотических комиссий, управлений и ведомств, подведомственных им учреждений с общественными, религиозными объединениями, фондами для создания единой системы противодействия распространению наркомании среди молодежи. 5.2.5. Дифференциация функций и сфер профилактического влияния, осуществляемого различными органами и учреждениями (дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов). 5.3. Информационно-аналитическое обеспечение 5.3.1. В целях получения объективных данных для разработки целевых профилактических программ и программ оказания специализированной помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами, и больным наркоманией необходимо проведение на республиканском уровне мониторинга наркотической ситуации. В этих целях необходимо: - разработать дополнительные формы внутриведомственной статистики, отражающей характер и состояние распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде; - обеспечить в соответствии с законодательством доступность статистической информации, отражающей характер и состояние распространения алкоголизма и наркомании в молодежной среде; - регулярно проводить анализ состояния распространения алкоголизма и наркомании и ее последствий на основании данных, полученных в ходе проведения мониторинга алкогольной и наркотической ситуации: оценка эффективности антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы, проводимой субъектами системы профилактики, прогнозирование качественного и количественного развития всех компонентов системы. 5.4. Ресурсное обеспечение 5.4.1. Разработка комплексных республиканских и муниципальных программ на 2011-2013 годы, обеспечивающих реализацию мероприятий по противодействию злоупотреблению алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту. 5.4.2. Совершенствование деятельности подростковой наркологической службы, ее материально-техническое укрепление. 5.4.3. Мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, предназначенных для ведения антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы на республиканском и муниципальном уровнях. 5.4.4. Привлечение внебюджетных средств: средств инвестиционной поддержки, спонсорских и других форм дополнительного финансирования. 5.4.5. Разработка предложений об эффективном использовании средств существующих целевых программ в области реализации государственной молодежной политики. 5.5. Кадровое обеспечение 5.5.1. Анализ кадрового обеспечения учреждений различных ведомств, имеющих антинаркотическую профилактическую направленность, выявление кадрового дефицита специалистов по социальной, психосоциальной, социально-педагогичес-кой работе, по лечению больных алкоголизмом и наркоманией. 5.5.2. Анализ существующей системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной, психосоциальной, коррекционно-реабилитационной работе, лечебно-профилактической работе в системе государственных и негосударственных учреждений высшей профессиональной подготовки в Республике Тыва. 5.5.3. Формирование заказа на подготовку и переподготовку кадров на базе Тывинского государственного университета для работы в органах и учреждениях системы профилактики алкоголизма и наркомании, а также специалистов по социальной «уличной работе» с молодежью. Разработка межведомственных программ, ориентированных на обучение специалистов по социальной «уличной работе» с молодежью. 5.6. Научно-методическое обеспечение Формирование заказа в рамках целевой программы на разработку и издание новых социальных технологий профилактики алкоголизма и наркомании, методик для профилактической работы с молодежью, организации «родительского всеобуча». Организация международных, межрегиональных, республиканских научно-практических конференций по проблемам противодействия распространению алкоголизма и наркомании в молодежной среде. Научное обобщение республиканского, отечественного и зарубежного опыта проведения антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы. 5.7. Информационное обеспечение и взаимодействие с общественными организациями 5.7.1. Формирование общественного мнения, поддерживающего цели и задачи возрождения национальных традиций, национального самосознания для противодействия распространению алкоголизма и наркомании среди молодежи на территории Республики Тыва. 5.7.2. Привлечение средств массовой информации к пропаганде идеалов здорового образа жизни. 5.7.3. Повышение уровня объективности и профессионализма при освещении проблем распространения наркомании среди молодежи в средствах массовой информации. 5.7.4. Организация регулярных выступлений и обращений руководителей органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления городов и районов, специалистов в средствах массовой информации по проблемам злоупотребления алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту. 5.7.5. Проведение конкурса среди журналистов средств массовой информации по освещению проводимой антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы. 5.7.6. Поддержка деятельности общественных организаций и объединений, ведущих профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность в молодежной среде. 5.8. Функции субъектов системы профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва Совершенствование межведомственного взаимодействия в организации профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи невозможно без четкого разделения функций и сфер профилактического влияния различных ведомств и их подведомственных учреждений, определения основных форм межведомственного профилактического антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия, поэтому одной из важнейших задач государственного управления должно стать определение основных форм согласованных действий субъектов системы профилактики, разграничение их функций и сфер влияния. 5.8.1. Основные формы межведомственного антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия 5.8.1.1. Всесторонний обмен интересующей информацией между каждым ведомством системы профилактики алкоголизма и наркомании. В этих целях представители каждого ведомства обязаны незамедлительно информировать: - комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, подверженных алкозависимости и наркозависимости или находящихся в группе риска, на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - орган управления образованием – о выявлении алкозависимых и наркозависимых или находящихся в группе риска несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях, с самовольными уходами из дома, интернатных учреждений; - орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних группы риска алкозависимых или наркозависимых, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их развитию, воспитанию и образованию; - орган управления учреждения социальной защиты населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с алкозависимостью и наркозависимостью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении, имеющих алкозависимых и наркозависимых членов семьи; - орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в сферу незаконного оборота наркотиков, или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, попавших в наркозависимость, о случаях появления сбытчиков наркотиков в образовательных учреждениях, местах досуга подростков и молодежи; - орган управления здравоохранением и учреждения здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних группы риска, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; - орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних и молодежи, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи, в организации занятости, отдыха, досуга. При этом каждый орган и учреждение обязаны обеспечить хранение и использование информации, полученной от других органов и учреждений системы профилактики наркомании в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность. 5.8.1.2. Совместное определение и принятие адекватных (социальных, медицинских или правовых) индивидуально-профилактических мер в отношении молодежи, вовлеченной в потребление или незаконный оборот наркотиков. 5.8.1.3. Совместное выявление источников поступления в молодежную среду наркотических средств в целях привлечения лиц, поставляющих наркотические средства и психотропные вещества, к уголовной ответственности и пресечения наркоторговли. 5.8.2. Координация межведомственного профилактического антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия Координацию межведомственного профилактического антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия субъектов системы профилактики алкоголизма и наркомании среди молодежи на республиканском уровне осуществляет Антинаркотическая комиссия в Республике Тыва, на местном уровне – Муниципальная антинаркотическая комиссия. Антинаркотическая комиссия координирует ресурсы системы межведомственного профилактического взаимодействия, деятельность всех ее субъектов, выполняет функции информационного обслуживания всей структуры системы, осуществляет обработку информационных потоков. 5.8.3. Профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа, проводимая комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют координацию деятельности организаций и учреждений, осуществляющих профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Комиссии в своей деятельности не допускают нарушения законных интересов и прав несовершеннолетних, подверженных алкоголизму и наркозависимости или находящихся в группе риска, на лечение, образование, учебу и труд, отдых, оздоровление, жилище и других прав, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. 5.8.4. Органы и учреждения образования, осуществляющие профилактику алкоголизма и наркомании, содержание их работы 5.8.4.1. Органы управления образования осуществляют профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по следующим основным направлениям работы: а) организация контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Тыва в профилактической работе с несовершеннолетними по предупреждению зависимости от алкоголя, наркотических средств и психоактивных веществ; б) оценка эффективности профилактических мер, создание условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на алко- и наркоситуацию; в) осуществление комплекса мер по сохранению сети дошкольных образовательных учреждений. Обеспечение сохранности и расширение сети дошкольных образовательных учреждений и учреждений общего образования с целью увеличения срока пребывания детей всех возрастов и подростков в нормативных микросредах; г) принятие мер по обеспечению круглогодичной занятости детей и подростков. Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, подверженных алко- и наркозависимости или находящихся в социально опасном положении; д) строгий контроль за соблюдением требований действующего законодательства по недопущению перегрузок, переутомления, превышения психофизических нагрузок, разрешенных для каждого возраста обучающихся, обеспечение особого внимания организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях повышенного уровня; е) организация учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, раннее выявление группы риска; ж) разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в организации здорового образа жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды: - внедрение специальных программ формирования полезных навыков и привычек; - разработка и внедрение комплекса учебно-профилактических программ в обязательное обучение (возможный вариант исполнения – введение в предметы инвариантной части учебного плана (химия, биология, ОБЖ) тем, раскрывающих разрушающее действие психоактивных веществ; - создание сети психолого-медико-педагогических комиссий (консилиумов) образовательных учреждений для выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию помощи, определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних; з) сохранение и развитие учреждений дополнительного образования детей, постоянное расширение видов занятий с целью обеспечения интересов школьников, их творческого развития и самореализации; к) создание системы консультационной помощи специалистами различных ведомств, работающих с детьми и молодежью; л) создание системы, обеспечивающей информирование работников образовательных учреждений, обучающихся и родителей о негативных последствиях употребления алкоголя и наркотиков: медицинских, юридических, социальных; м) организация взаимодействия образовательных учреждений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, наркологической подростковой службы, органов внутренних дел, органов и учреждений социальной защиты населения, групп родительского актива, поддержка проблемных семей в целях создания на уровне микрорайона благополучной микросреды, свободной от распространителей психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками. 5.8.4.2. Образовательные учреждения общего и начального профессионального образования осуществляют профилактическую антиалкогольную и антинаркотическую деятельность по следующим основным направлениям работы: 5.8.4.2.1. Профилактическая работа с родителями: - организация «родительских университетов», различных объединений родителей учащихся для поддержки проблемных семей и формирования негативного отношения к алкоголизации и наркотизации школьников; - предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними. В этих целях организуется семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи проблемной семье; - оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал употреблять алкоголь и наркотики; уходит из дома; прошел антиалкогольное и антинаркотическое лечение; находится на реабилитации и т.д.). В этих целях организуется консультирование по вопросам «семейного примирения», информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля алкоголизации и наркотизации, оказание помощи семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как жить рядом с ребенком, который начал употреблять психоактивные вещества». 5.8.4.2.2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми: - разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, физическая культура); - разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления психоактивных веществ (обучение и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий алко- и наркозависимости); - разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста; - создание в каждом образовательном учреждении воспитательной системы, направленной на формирование у школьников ценностных ориентаций, духовности, патриотизма, трудовой мотивации; - поддержка и развитие существующих, а также организация новых детских, подростковых, юношеских объединений по интересам, их участие в профилактической антиалкогольной и антинаркотической работе; - методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков; - разработка и внедрение оформления предметов молодежной субкультуры и школьных принадлежностей символикой антиалкогольного и антинаркотического направления; - разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антинаркотических мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции, конкурсы газет, выставок, плакатов, рисунков, беседы в классах с учетом возраста детей, тематические классные часы с профилактической тематикой; - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся во внеурочное время; - принятие мер по разъединению асоциальных, алкогольных и наркотических групп в целях ослабления криминогенной ситуации; - использование в профилактической работе волонтеров из числа подростков, отказавшихся от употребления алкоголя и наркотиков; - восстановление деятельности и организация работы подростковых клубов по месту жительства, строительство и укрепление базы дворовых спортивно-досуговых площадок. 5.8.4.2.3. Организационно-методическая антиалкогольная и антинаркотическая работа в образовательном учреждении: - организация при необходимости внутришкольного наркопоста, включающего следующие формы работы: учет обучающихся (их родителей) с риском алкоголизации, наркотизации и проблемами алкозависимости и наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антиалкогольной и антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при мотивационном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики алкоситуации и наркоситуации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком; - организация внутришкольных и межшкольных тематических семинаров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения злоупотребления психоактивными веществами в детско-подростковой среде. 5.8.4.3. Профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа, осуществляемая в детских домах и интернатных учреждениях: Детские дома, интернатные учреждения в соответствии со своей компетенцией реализуют следующие функции: - осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, находящихся в группах риска, алко- и наркозависимых или в состоянии ремиссии, обеспечивая в пределах своей компетенции индивидуальную профилактическую работу с ними; - принимая для содержания, воспитания и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних (в соответствии со статусом учреждения), особое внимание следует обращать на детей и подростков, имеющих отклонения в поведении и развитии, для обеспечения своевременной инди видуальной профилактической работы или специальной (медицинской, психологической) помощи в случае необходимости вторичной профилактики. 5.8.4.4. В образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: 5.8.4.4.1. Профилактическая работа с родителями: - информирование родителей о случаях алкоголизации и наркотизации студента, о целесообразности внутрисемейного контроля алкоголизации и наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления алкоголя и наркотиков; - организация среди родителей, нетерпимо относящихся к алкоголизации и наркотизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 5.8.4.4.2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и молодежью, обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования: - разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных на предупреждение употребления наркотиков и других психоактивных веществ в условиях студенческого общежития; - разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей общежитий образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования; - проведение регулярных антиалкогольных и антинаркотических мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии, тематические дискотеки «Молодежь против наркотиков»; - формирование групп социальной и психологической поддержки лиц с проблемами наркотической зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Организация взаимодействия между указанными группами и руководством образовательных учреждений. 5.8.4.4.3. Организационно-методическая антиалкогольная и антинаркотическая профилактическая работа в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: - организация при необходимости наркопостов и кабинетов профилактики при учреждениях среднего и высшего профессионального образования, разработка методического обеспечения их деятельности; - разработка и внедрение моделей межвузовского центра реабилитации подростков и молодежи с алкозависимостью и наркозависимостью и организация подобных центров; - организация и проведение мониторинга распространенности употребления алкоголя и наркотиков среди подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. 5.8.4.5. Должностные лица органов управления образованием, органов опеки и попечительства, руководители и педагогические работники образовательных учреждений всех видов и типов имеют право: - осуществлять мероприятия по раннему выявлению детей группы риска; - в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами; - запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или их законных представителей, иных лиц. 5.8.5. Профилактическая работа с семьей Основные направления работы с семьей: 1) формирование негативного отношения родителей к риску алкоголизации и наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок; 2) предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье; 3) оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами; 4) основные формы и средства оказания антиалкогольной и антинаркотической помощи семье: - работники образовательных учреждений выявляют совместно с социальными работниками, врачами-педиатрами, сотрудниками правоохранительных органов семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей, активно привлекают родителей к профилактической работе с детьми и подростками группы риска; - с помощью родительской общественности, врачей-наркологов, специалистов по делам молодежи работники образовательных учреждений обеспечивают: формирование нетерпимого отношения родителей к риску алкоголизации и наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок; организацию на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ; общественный контроль за проведением досуга детей и подростков силами родительских комитетов; организацию и проведение массовых семейных мероприятий с участием детей и подростков, школьной общественности; реализацию программы повышения родительской компетентности, развития родительских клубов, в которых идет обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с собственными детьми (беседы на родительских собраниях, семинары, занятия в «родительском университете» и т.д.); формирование из родительского актива группы родительской поддержки для проблемных семей; выявление детей и родителей группы риска (алкоголизация, наркотизация) и оказание им социальной и медико-психологической помощи; предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними; социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование (семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел и т. д.); оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: начало наркотизации ребенка, уходы из дома, реабилитация после антиалкогольного и антинаркотического лечения и т.д. (консультирование по вопросам «семейного примирения», информирование родителей о формах и методах обследований, помощь в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи, индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи); организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, потребности в здоровом образе жизни, адекватной реакции на провокации и негативные проявления окружающей среды; обеспечение систематических медицинских комплексных профилактических осмотров учащихся школ, дошкольных учреждений, профессиональных училищ (в необходимой временной частотности). 5.8.6. Воспитательная и профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа с детьми и подростками по месту жительства Основы профилактической работы должны быть развернуты на уровне конкретного муниципального образования (города, микрорайона, кожууна, сумона) через программы типа «Образовательное учреждение – микрорайон (кожуун, сумон) – семья» при непосредственном участии социальных педагогов образовательного учреждения, социальных работников учреждений социальной защиты населения, специалистов по делам молодежи, учреждений культуры, физической культуры, спорта и туризма, сотрудников правоохранительных органов. Цель внедрения методов профилактической работы – обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде. Организационно-методическая профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа в микрорайоне (кожууне, сумоне): - составление социального паспорта микрорайона, сумона с определением зон риска, связанных с распространением наркотиков, учетом трудных и проблемных семей по микрорайонам (сумонам), нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подростков, контроль за работой торговых предприятий, баров, кафе и дискотек, в которых допускается употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками); - организация под социальным патронажем образовательного учреждения многопрофильных детско-подростковых клубов; создание клубного воспитательного пространства, строительство и укрепление дворовых спортивно-досуговых площадок с обязательным привлечением к данной работе специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений, а также для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона (улицы) праздников, спортивных и развлекательных программ; - установление взаимодействия образовательного учреждения с депутатской группой, общественными объединениями, которые работают в микрорайоне (городе, кожууне, сумоне) и в рамках своей деятельности оказывают социально-психоло-гическую помощь и поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации. Воспитательная профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа с детьми и подростками в микрорайоне (сумоне): - организация и развитие на уровне микрорайона (сумона) через подростковые клубы, учреждения дополнительного образования детей, различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона; участие социальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положительно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомощи по предупреждению употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодежи; - организация социально значимой деятельности детей, подростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайона, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые спортивно-досуговые площадки); установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время; - организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска наркотизации. 5.8.7. Органы и учреждения здравоохранения и социальной защиты 5.8.7.1. Органы управления здравоохранением республики обеспечивают развитие сети наркологических учреждений и служб, оказывающих медицинскую помощь алко- и наркозависимым детям, подросткам, молодежи и членам их семей. 5.8.7.2. Учреждения здравоохранения обеспечивают выявление группы риска по наркологическим расстройствам среди пациентов, обращающихся за медицинской помощью в первичное звено здравоохранения. 5.8.7.3. Специализированные учреждения здравоохранения обеспечивают: - диагностику, учет, обследование (при наличии показаний медицинского характера), комплексную медицинскую помощь (детоксикация, медицинская реабилитация) и лечение несовершеннолетних и молодежи, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании среди молодежи и связанных с этим нарушений в поведении; - диагностику алкогольных и наркологических расстройств из числа пациентов из группы риска, оказывают консультационную помощь членам их семей; - психосоциальное консультирование членов семей алкоголиков и наркоманов: первичная консультация, групповая терапия, индивидуальная терапия; - психосоциальные консультации для алкоголиков и наркоманов: первичная консультация, общая консультация, помощь в кризисе, создание мотивации к лечению; - лечение алко- и наркозависимых больных, раннюю медицинскую и социальную реабилитацию; - круглосуточный прием лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера; - медико-социальное сопровождение пролеченных пациентов; - распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни (совместно со средствами массовой информации, учреждениями образования и социальной защиты населения); - участие в подготовке профилактических программ на радио, телевидении, серии газетных материалов профилактического характера; - подготовку материала к выпуску информационных листков по вопросам профилактики наркомании для специалистов и населения; - поддержку научно-практических изысканий в области профилактики, экспертизы, диагностики и лечения наркомании, научное руководство и экспертизу форм и методов профилактических мероприятий; - высокое качество информированности специалистов по вопросам профилактики алкоголизма и наркомании; - проведение со специалистами различных ведомств, работающих с молодежью (правоохранительные органы, социальные службы, отделы по делам молодежи и т.д.), информационно-методических семинаров по вопросам профилактики алкозависимости и наркозависимости, участие специалистов системы здравоохранения в совещаниях работников других ведомств, посвященных вопросам алкозависимости и наркозависимости; - проведение наркологической экспертизы лиц призывного возраста; - систематическое, своевременное, комплексное и профилактическое обследование всех обучающихся в образовательных учреждениях и посещающих детские дошкольные учреждения; - использование тестов экспресс-диагностики наличия психотропных веществ в биологических жидкостях организма в ходе проведения профилактических осмотров при подозрении на употребление вышеуказанных веществ согласно действующему законодательству; - оказание консультационной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или законным представителям несовершеннолетних по вопросам профилактики зависимости от психоактивных веществ и адаптации наркозависимых; - организацию реабилитационной медико-психологической и частично социальной помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами, имеющим химическую зависимость; - оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении в связи с алкогольной и (или) наркотической зависимостью; - медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, обратившихся по поводу алкогольной и (или) наркотической зависимости, подготовку рекомендаций по их устройству и лечению с учетом состояния здоровья. 5.8.7.4. Органы и учреждения социальной защиты населения в соответствии со своей компетенцией: - организуют профилактическую работу по предотвращению распространения алкоголизма и наркомании, реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; - способствуют улучшению профилактических работ среди семей, злоупотребляющих алкоголем, не занимающихся воспитанием детей. 5.8.7.5. Учреждения социального обслуживания семьи и детей проводят индивидуальные занятия с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, у которых родители или члены семьи имели или имеют алкогольную и наркотическую зависимость. Осуществляют меры по предотвращению распространения алкоголизма и наркомании путем реализации профилактических и реабилитационных программ, направленных на формирование здорового образа жизни, ответственности родителей, повышение информированности родителей в вопросах профилактики алкоголизма и наркомании. 5.8.7.6. В целях апробации новых методов, технологий, программ работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, учреждения социального обслуживания семьи и детей совместно со специализированными медико-психологическими учреждениями здравоохранения и психолого-педагогичес-кими учреждениями системы образования разрабатывают и издают методические рекомендации, наглядные пособия по организации первичной профилактики детского алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5.8.8. Органы внутренних дел Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании, злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и молодежи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. 5.8.8.1. Руководители городских, районных отделов (управлений) внутренних дел Руководители городских, районных отделов (управлений) внутренних дел: - обеспечивают активное участие в противодействии распространению наркомании и токсикомании, проводимом всеми заинтересованными подразделениями отделов (управлений) внутренних дел, на основе присущих им форм и методов работы; - контролируют практику взаимного обмена информацией, проведение совместных профилактических мероприятий, подготовку обобщенных представлений и информаций, выступлений сотрудников подразделений в трудовых коллективах и учебных заведениях, в средствах массовой информации; - принимают меры по повышению профессионального мастерства сотрудников, занимающихся решением проблем противодействия злоупотреблению алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту, усовершенствованию их специализации; - в пределах своей компетенции рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. 5.8.8.2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: - выявляют и ставят на профилактический учет органов внутренних дел несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотические, психоактивные вещества, и информируют о них органы управления образованием, здравоохранением и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях. При выявлении таких несовершеннолетних оформляют материалы, необходимые для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - ведут учет несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические и психоактивные вещества. Ежемесячно проводят сверку с наркологическим кабинетом органа здравоохранения, которая фиксируется в специальном журнале; - незамедлительно информируют органы здравоохранения о выявлении несовершеннолетнего, нуждающегося в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; - выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств и психоактивных веществ и (или) совершающих иные правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков. При выявлении таких лиц в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - совместно с другими заинтересованными учреждениями системы профилактики проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ; - в отношении несовершеннолетнего, когда имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, либо потребившего психотропные вещества без назначения врача или доставленного в органы внутренних дел по подозрению в совершении преступления в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона Российской Федерации от 2 июня 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в возрасте до 15 лет направляют на медицинское освидетельствование для установления степени опьянения по просьбе или с согласия его родителей либо законных представителей, а в возрасте от 15 до 18 лет – с согласия родителей и законных представителей, а также с добровольного согласия самого несовершеннолетнего по направлению начальника внутренних дел или комиссии по делами несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях администраций; - осуществляют взаимодействие с Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Тыва и другими заинтересованными учреждениями системы профилактики. 5.8.8.3. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел 5.8.8.3.1. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции: - выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, а также устанавливают лиц, их подготавливающих или совершивших; - выявляют несовершеннолетних правонарушителей, группы таких лиц, а также несовершеннолетних, входящих в организованные преступные группы или в преступные сообщества (преступные организации), и принимают меры по предупреждению совершения ими преступлений; - осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; - выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в сферу наркобизнеса, злоупотребления алкоголем и психотропными веществами, применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; - принимают участие в розыске несовершеннолетних, без вести пропавших, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания наказания или принудительных мер воспитательного воздействия, совершивших побеги из учреждений уголовно-исправительной системы или самовольно ушедших из семей, специальных учебно-воспитательных учреждений или центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. 5.8.8.3.2. Должностные лица подразделений органов внутренних дел имеют право: - доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, в том числе занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств; - вносить в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Тыва в отношении несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств, их родителей или законных представителей, либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; - вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетними, занятыми незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений; - принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением или употреблением наркотических средств. 5.8.9. Органы и учреждения по делам молодежи и спорта Органы и учреждения по делам молодежи и спорта в пределах своей компетенции: - содействуют социальному, культурному, духовному нравственному и физическому развитию молодежи; - осуществляют координацию государственных, муниципальных учреждений, молодежных общественных организаций и движений в решении молодежных проблем; - участвуют в разработке целевых программ по противодействию злоупотреблению алкоголем и наркотиками и их незаконному обороту; - оказывают помощь и поддержку детским и молодежным организациям, объединениям, входящим в областной реестр молодежных и детских общественных объединений, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике и противодействию распространению алкоголизма и наркомании; - участвуют в организации отдыха, творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи; - организуют пропаганду формирования здорового образа жизни молодежи; - организуют проведение различных профилактических антиалкогольных и антинаркотических акций; - осуществляют профилактику антиобщественного поведения несовершеннолетних и молодежи; - оказывают социально-психологическую помощь и определенные виды социальных услуг несовершеннолетним и молодежи, находящимся в социально опасном положении; - обеспечивают расширение сети детских и юношеских спортивно-оздоровительных, культурно-зрелищных, технических и творческих клубов, в том числе бесплатных, специализированных спортивных центров; - организуют массовые досуговые и спортивные мероприятия для детей, подростков и молодежи; - вовлекают в кружки и секции подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел; - проводят смотры-конкурсы на лучшую организацию спортивно-досуговой работы с молодежью по месту жительства; - осуществляют развитие деятельности и организацию работы подростковых клубов по месту жительства, строительство и укрепление базы дворовых спортивно-досуговых площадок с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, социальной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и развлекательных программ. 5.8.10. Органы и учреждения культуры Учреждения культуры, искусства и туризма в пределах своей компетенции оказывают содействие подросткам и молодежи, нуждающимся в особой заботе государства, в реализации прав на свободу творчества, культурную деятельность, занятия туризмом, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, развитие досуга и отдыха. Учреждения культуры и туризма в целях профилактики наркомании и алкоголизма осуществляют: - движение в сторону формирования этнической гордости, формирования менталитета, предполагающего самодостаточность тувинской культуры, проводят мероприятия, направленные на возрождение национальных традиций, обычаев, возрождение национального самосознания через духовное, этническое оживление; - пропаганду безалкогольного проведения мероприятий (свадьбы, юбилеи, похороны и т.д.); - выявление познавательных и профессиональных интересов несовершеннолетних и молодежи; - формирование ценностных ориентаций у детей и подростков, создание условий для реализации творческого потенциала личности; - расширение сети детских и юношеских спортивно-оздоровительных, культурно-зрелищных, технических и творческих клубов, в том числе бесплатных, специализированных культурных центров; - организацию массовых досуговых и спортивных мероприятий для детей, подростков и молодежи; - вовлечение в кружки и секции подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел; - проведение смотров-конкурсов на лучшую организацию культурно-досуговой работы с молодежью по месту жительства. 5.8.11. Общественные организации Общественные объединения, ассоциации, фонды в соответствии с уставами и положениями, определяющими их деятельность, участвуют в противодействии распространению алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних путем взаимодействия с субъектами системы профилактики алкоголизма и наркомании, открытия соответствующих специальных учреждений, подготовки предложений по совершенствованию государственной системы профилактики алкоголизма и наркомании, выявлению лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, благотворительной деятельности, а также индивидуальной профилактической работы с подростками и молодежью, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками, их семьями, организуют общественные формирования для профилактической антиалкогольной и антинаркотической работы по месту жительства подростков и молодежи, организуют пропаганду здорового образа жизни. 5.8.12. Взаимодействие министерств и ведомств республики по вопросам профилактики наркомании и алкоголизма через средства массовой информации Министерства и ведомства республики в целях профилактики наркомании и алкоголизма обеспечивают: - широкое освещение в средствах массовой информации проблем, отражающих практику работы по профилактике алкоголизма и наркомании в республике с введением в этих целях рубрик специальной тематики; - пропаганду и распространение среди населения, детей, молодежи идеалов здорового образа жизни, повышение уровня осведомленности населения об опасностях, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков. Рекомендовать средствам массовой информации при освещении профилактической тематики, направленной на предотвращение алкоголизма, наркомании среди населения республики, руководствоваться следующими основными принципами: - позитивность, наступательность и отсутствие оттенка безысходности; - правдивость и доходчивость информирования населения о трагических последствиях употребления алкоголя и наркотиков; - не показывать людей в состоянии эйфории, не демонстрировать наркотические средства, способы их приготовления и использования; - содержание в резюме любой публикации четкой, всем понятной рекомендации по профилактике алкоголизма и наркомании; - активное привлечение при подготовке материалов антиалкогольной и антинаркотической направленности специалистов, работающих в сфере реализации антиалкогольной и антинаркотической политики (наркологи, психологи, социальные педагоги, сотрудники правоохранительных органов); - недопущение обсуждения в средствах массовой информации вопросов легализации потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|