Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Тыва от 03.03.2011 № 153

 


                    ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА                     

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             

                       от 3 марта 2011 г. N 153                       
                               г. Кызыл                               


    О Концепции межведомственного взаимодействия в организации
 профилактики алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и
                     молодежи Республики Тыва
                                                                      
    Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ:
                                                                      
    1.    Одобрить    прилагаемую    Концепцию    межведомственного    
взаимодействия  в организации профилактики алкоголизма и наркомании 
среди    несовершеннолетних    и    молодежи    Республики    Тыва.    
    2.   Министерству   здравоохранения   и   социального  развития  
Республики  Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, 
Министерству   культуры  Республики  Тыва,  Министерству  по  делам  
молодежи и спорта Республики Тыва, Управлению Федеральной службы по 
контролю   за   оборотом   наркотиков   по   Республике   Тыва  (по  
согласованию),  Министерству  внутренних дел по Республике Тыва (по 
согласованию)  при  принятии  решений  в  своей сфере деятельности, 
направленной   на   профилактику  алкоголизма  и  наркомании  среди  
несовершеннолетних  и молодежи Республики Тыва, учитывать положения 
данной Концепции.
    3.  Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить 
на  контрольное  управление Канцелярии Председателя Правительства и 
Аппарата Правительства Республики Тыва.


    Первый заместитель Председателя
    Правительства Республики Тыва                          Ш. Иргит

                                                                      
                                                           Одобрена
                                       постановлением Правительства
                                                    Республики Тыва
                                           от 3 марта 2011 г. N 153  
                                                                      
                                                                      
                           К О Н Ц Е П Ц И Я                          
    межведомственного взаимодействия в организации профилактики
   алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних и молодежи
                          Республики Тыва

                          1. Общие положения                          

    В  условиях обострения наркотической ситуации в Республике Тыва 
назрела   острая  необходимость  пересмотреть  практику  проведения  
профилактических  антиалкогольных  и антинаркотических мероприятий. 
Ведомственная  разобщенность  и  отсутствие  возможности влияния на 
наркоситуацию со стороны отдельных структур исполнительной власти и 
органов  местного  самоуправления  республики  требуют разработки и 
осуществления  согласованных действий. Межведомственная координация 
в  проведении  профилактики  алко-  и наркозависимости должна стать 
основой     целенаправленного    противодействия    злоупотреблению    
наркотиками         и         их        незаконному        обороту.        
    Предлагаемая   Концепция   межведомственного  взаимодействия  в  
организации  профилактики  наркомании  среди  несовершеннолетних  и  
молодежи  Республики Тыва ориентирована на разрешение ведомственных 
проблем     профилактики     наркомании     посредством    создания    
межведомственных    механизмов    противодействия   распространению   
алкоголизма   и   наркомании   и   проведение  общей  согласованной  
антиалкогольной   и   антинаркотической   политики   на  территории  
республики.
    В   настоящей   Концепции   сформированы  основные  направления  
антиалкогольной  и  антинаркотической профилактической деятельности 
органов   и   учреждений,  принципы  и  пути  их  межведомственного  
взаимодействия.
    Субъективная  направленность  Концепции:  дети  –  подростки  –  
молодежь – родители.
    Среда  реализации Концепции: семья – образовательное учреждение 
–  среда  неформального  общения  молодежи, включая связанное с ним 
микро- и макросоциальное окружение.
    Концепция    является    основой    для   разработки   органами   
исполнительной  власти и местного самоуправления конкретных целевых 
программ    и   организационных   документов   по   противодействию   
распространению  алкоголизма и наркомании среди молодежи Республики 
Тыва,   а   также   служит   методической   базой  для  организации  
профилактической  антиалкогольной и антинаркотической деятельности. 
    Научно-методической   основой   Концепции   являются  материалы  
республиканского  мониторинга  по  раннему  выявлению  потребителей  
наркотических  веществ среди несовершеннолетних и учащейся молодежи 
Республики Тыва и Межрегиональной научно-практической конференции с 
международным участием «Проблемы и перспективы развития современной 
наркологической   помощи»   (г.   Кызыл,   17-18   июня  2009  г.).  

                       2. Актуальность проблемы                       

    Проникновение  наркотиков  в  молодежную  среду,  в  том  числе  
несовершеннолетних,   остается   одним   из   актуальных  вопросов.  
    В   настоящее   время   в   республике   остро  стоит  проблема  
злоупотребления  детьми и подростками спиртными напитками и другими 
психоактивными веществами.
    Так,    показатель    общей   заболеваемости   наркологическими   
расстройствами  среди несовершеннолетних в группе риска за 2009 год 
увеличился  на  178,4  %  по  сравнению  с  2008 годом, в том числе 
увеличилось количество потребителей наркотических средств на 136 %. 
Выявлено  14  несовершеннолетних, употребляющих алкоголь с вредными 
последствиями,   против   1  выявленного  подростка  в  2008  году.  
    Интерес  к алкоголю и наркотикам проявляется во всех возрастных 
группах  молодежи,  но наибольший интерес отмечается у 14-15-летних 
подростков.   Наблюдается   тенденция   употребления  психоактивных  
веществ в более раннем возрасте – до 10 лет. Кроме того, возрастает 
доля   одновременного   потребления   наркотических  и  токсических  
веществ,  исчезает  психологический  барьер  у  несовершеннолетнего  
подростка   перед   употреблением  сильнодействующих  психоактивных  
веществ,   в   том   числе  и  внутривенным  введением  наркотиков.  
    Высокий  спрос  на  наркотики, в свою очередь, стимулирует рост 
наркопреступности.   Одной   из   основных   причин,   влияющих  на  
распространенность  наркомании и токсикомании в детско-подростковой 
среде,  является  легкая доступность наркотиков. Основным фактором, 
определяющим  уровень  наркоситуации  в  Республике  Тыва, является 
произрастание  на  ее  территории  зарослей  дикорастущей  конопли,  
которые представляют реальную угрозу, являясь сырьем для наркотиков 
каннабиноидной группы.
    Данные  официальной  статистики о количестве наркозависимых лиц 
не  могут полностью отражать действительность, так как значительная 
часть  злоупотребляющих  алкоголем  и  наркотиками не обращаются за 
медицинской помощью.
    Показатель     первичной     заболеваемости    наркологическими    
расстройствами  среди  несовершеннолетних  по  сравнению  с 2008 г. 
увеличился  на  34,8  %.  За  2009  г.  в  республике  выявлено  54  
несовершеннолетних  с  наркологическими  расстройствами, показатель 
55,2 на 100 тыс. несовершеннолетних, из них 48 подростков и 6 детей 
(в  2008 г. – 40 несовершеннолетних, из них 33 подростка, 7 детей). 
    Анализ первичных показателей официальной медицинской статистики 
говорит   об  активном  вовлечении  значительной  части  подростков  
республики  в потребление психоактивных веществ. Наглядным является 
и  тот  факт,  что показатель первичной заболеваемости употребления 
психоактивных  веществ  в  группе  лиц  от  14 до 17 лет за 2009 г. 
возрос  на  38,4 % в сравнении с 2008 годом (РТ – с 113,8 до 119,1; 
РФ    –    74,0,   СФО   –   175,8   на   100   тыс.   подростков).   
    По состоянию на 1 января 2010 г. на диспансерном учете состояло 
120    несовершеннолетних,    показатель    116,2   на   100   тыс.   
несовершеннолетних,  из них 13 детей, 107 подростков (2008 г. – 134 
несовершеннолетних, 8 детей и 126 подростков).
    Большинство состоящих на диспансерном учете, как и в предыдущие 
годы,   –дети,  употребляющие  психоактивные  вещества  с  вредными  
последствиями,   –   90   %;  дети  со  сформировавшимся  синдромом  
зависимости    от    психоактивных   веществ   составляют   10   %.   
    Наиболее  общей  и  ранней  характеристикой группы подростков с 
риском  развития  алкоголизации является школьная дезадаптация. Это 
может  быть  конфликтность  со  сверстниками, недостаток социальной 
нормативности, неугомонность, проявления эмоционального напряжения, 
неприятие  взрослых, уход в себя, астения, недоверие к новым людям, 
вещам,  ситуациям.  У  большинства  детей  и подростков наблюдается 
снижение   уровня  превентивной  психологической  защиты  и  низкий  
ценностный   барьер.   Несовершеннолетний,   начинающий   принимать   
наркотики,   находится   в  своеобразной  социально-психологической  
ситуации:  с  одной  стороны – массовое распространение наркотиков, 
рекламные  предложения  нового  стиля  жизни  и  новых  ощущений  в  
сочетании  с  доминирующими  у  подростка  мотивами  любопытства  и  
подражания;  с  другой  стороны  – растерянность и некомпетентность 
педагогов, социальных работников, родителей.
    Обращает  на  себя  внимание  низкий  уровень информированности 
населения  о профилактике наркомании. При появлении наркологических 
проблем   население,   в   основном,   ориентировано  на  анонимную  
наркологическую  помощь.  Через  средства  массовой  информации  не  
развернута     широкая     и    эффективная    антиалкогольная    и    
антинаркотическая пропаганда.
    Научные исследования распространения алкогольной зависиомости в 
республике   показывают,   что   нейропсихологической  особенностью  
тувинского   этноса   является   правополушарность.   Распределение   
тувинских   подростков   по  Павловским  типам  выглядит  следующим  
образом: преобладает художественный тип – 58 %, средний тип – 23 %, 
мыслительный  тип  –  19  %.  Для  художественного  типа характерна 
образность   и   яркость   представлений,   склонность  человека  к  
художественному творчеству, хорошая память на образы и лица, худшая 
память   на  определения,  термины  и  общий  смысл  –  преобладает  
функциональная   активность   правого  полушария  головного  мозга.  
Известно,   что  правое  полушарие  является  наиболее  уязвимым  к  
действию  алкоголя,  что  благоприятствует ускоренному формированию 
алкогольной и наркотической зависимости. Правополушарность является 
психофизиологической          характеристикой,          врожденной,          
конституциально-обусловленной   и  может  влиять  на  поведенческие  
характеристики     и     степень    социальной    адаптированности.    
    Таким  образом, первичная профилактика алкоголизма в Республике 
Тыва  определяется  преимущественно  немедицинскими  мероприятиями,  
направленными  на  возрождение  национального  самосознания, должна 
базироваться  на  принципах  хорошего знания тувинской психологии и 
состоять  в  искоренении  негативного  влияния  русских алкогольных 
обычаев и микросоциальной среды через духовное возрождение народных 
традиций,  этническое  оживление,  движение  в сторону формирования 
этнической   гордости,  формирования  менталитета,  предполагающего  
самодостаточность  тувинской  культуры.  Антиалкогольная пропаганда 
должна  затрагивать  чувства,  а  не  взывать к разуму. Для большей 
эффективности   антиалкогольной  пропаганды  необходимо  с  помощью  
специальных   курсов,   основанных   на   религиозных   верованиях,   
этнокультуральных   представлениях,   проводить  информирование  об  
особенностях  влияния  алкоголя на тувинский народ. Психологические 
средства   на   основе   социокультурных  особенностей  тувинцев  в  
совокупности обеспечат развитие чувственно-эмоционального понимания 
необходимости        полного        отказа       от       алкоголя.       
    При  проведении  антиалкогольной  и  антинаркотической работы в 
республике  не  скоординирована  деятельность всех заинтересованных 
ведомств  и управлений, органов местного самоуправления, так как не 
определены  их функции. В связи с чем распространение алкоголизма и 
наркомании  характеризуется  не  только  совокупностью различных по 
своему   роду   факторов,   но   и  их  сложным  взаимодействием  и  
взаимопроникновением,  что  диктует  выбор определенных стратегий и 
реальных  подходов  в  поисках  путей решения проблемы наркомании с 
использованием  потенциала заинтересованных структур исполнительной 
власти   и   органов  местного  самоуправления  городов  и  районов  
республики и привлечением общественности.
    В  этом  направлении  можно  условно определить четыре основные 
стратегические цели:
    -  пресечение  незаконного  оборота  алкоголя  и  наркотических  
средств      и     регламентация     их     легального     оборота;     
    -  первичная  профилактика – персонально для тувинских детей, с 
учетом  их  менталитета и психологических особенностей, возрождение 
национального   самосознания,   национальной   гордости,   духовное   
возрождение   народных   традиций,   пропаганда  и  внедрение  идей  
здорового  образа жизни, направленных на полный отказ от алкоголя и 
наркотиков,   создание  условий  для  полной  реализации  личности;  
    - вторичная профилактика – работа с группами риска, организация 
работы на улице, ювенальные технологии;
    -  третичная  профилактика  –  работа  с  химически  зависимыми  
детьми,   направленная   на   профилактику   рецидива  заболевания.  

                 3. Цели и основные задачи Концепции                  

    Главная    цель    Концепции    заключается    в    объединении    
образовательных,    социальных,   медицинских,   информационных   и   
административных  мер  в  рамках  первичной,  вторичной и третичной 
профилактики    наркомании,    обеспечивающих   достижение   общего   
результата:
    -   снижение   спроса   и,   следовательно,  распространенности  
наркотиков среди детей и молодежи;
    -   снижениеь   медико-социальных  последствий  злоупотребления  
психоактивными  веществами  – инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, 
венерических   заболеваний,   психических   расстройств,  суицидов,  
разрушения     семей,     криминализации    детей    и    молодежи.    
    Для  достижения  обозначенной  цели  предстоит  решить основные 
задачи:
    -    вовлечение    в    профилактическую    антиалкогольную   и   
антинаркотическую   деятельность  всех  без  исключения  органов  и  
учреждений   социальной   сферы,   образования,  правоохранительных  
органов,  общественных  организаций,  средств  массовой информации; 
    -  улучшение  качества  воспитания  и  формирование  у  детей и 
молодежи   этнической   гордости   за  самодостаточность  тувинской  
культуры,   народных  традиций,  движение  в  сторону  формирования  
антиалкогольных и антинаркотических установок;
    -  улучшение  качества  образования  за  счет  повышения уровня 
здоровья  и  изменения  ценностной  ориентации  детей  и  молодежи;  
    - повышение качества здоровья детей и молодежи;
    -  улучшение  криминогенной  ситуации  в республике, разобщение 
наркотических асоциальных групп;
    -     оказание     детям     и    молодежи    консультационной,    
психокоррекционной и реабилитационной помощи;
    -    осуществление    антиалкогольной    и    антинаркотической    
профилактической  работы  в семьях, а также в местах досуга детей и 
молодежи;
    -   создание   системы   раннего   выявления  и  контроля  лиц,  
приобщенных  к  употреблению наркотиков, и наркозависимых на уровне 
школы, семьи и мест организации творческого досуга (секции, кружки, 
подростковые    клубы   и   пр.),   мест   неформального   общения.   
    Для  решения  обозначенных задач предстоит реализация следующих 
этапов организационной профилактической деятельности:
    - создание нормативной правовой базы;
    -      совершенствование      деятельности      координационных      
антинаркотических структур;
    - реализация дифференцированных программ профилактики;
    - подготовка и переподготовка кадров;
    -   разработка   научно   обоснованной   программы  этнического  
возрождения тувинцев;
    -   обеспечение   взаимодействия   с  различными  общественными  
объединениями, а также со средствами массовой информации.

     4. Основные принципы межведомственного профилактического
                          взаимодействия

    4.1.   Межведомственное   профилактическое   взаимодействие  по  
противодействию  распространению  алкоголизма  и  наркомании  среди  
молодежи       основывается       на      следующих      принципах:      
    4.1.1. Комплексность:
    -       согласованность      взаимодействия      органов      и      
учреждений,отвечающих  за различные аспекты системы противодействия 
распространению алкоголизма и наркомании в Республике Тыва в рамках 
своей     компетенции    (органы    и    учреждения    образования,    
здравоохранения,учреждения по делам молодежи, учреждения социальной 
защиты     населения,    правоохранительные    органы    и    др.);    
    -   согласованность  на  профессиональном  уровне  специалистов  
различных профилей (педагогов, воспитателей, школьных и медицинских 
психологов,  врачей  - наркологов, социальных педагогов, работников 
комиссий  по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников 
правоохранительных органов и др.);
    -  в  системе  субъектов профилактики – органов и учреждений на 
республиканском    и    местном   уровнях,   а   также   специально   
уполномоченных  органов, отвечающих за взаимодействие и координацию 
при  проведении  различных  профилактических  мероприятий  в  русле  
единой  целостной  программы комплексной профилактики алкоголизма и 
наркомании.
    4.1.2. Дифференцированность
    Дифференциация  целей, задач, средств и планируемых результатов 
профилактики с учетом возраста, степени вовлеченности в наркогенную 
ситуацию  (здоровые,  «потребители»,  больные),  отношения к группе 
риска.
    4.1.3. Ценностная ориентация
    Формирование   у   детей  и  молодежи  этнической  гордости  за  
самодостаточность    тувинской    культуры,    народных   традиций,   
мировоззренческих   представлений  об  общечеловеческих  ценностях,  
здоровом  образе  жизни,  законопослушности,  уважении  к человеку, 
государству и др.
    4.1.4. Многоаспектность
    Ведущими  аспектами являются образовательный, психологический и 
социальный.
    4.1.5. Постоянство и последовательность (этапность)
    Первый   этап  –  неотложные  мероприятия,  реализация  которых  
предполагается  в  условиях  текущего финансирования и действующего 
законодательства;
    второй   этап   –   формирование   нормативной   правовой  базы  
согласованных профилактических антинаркотических действий;
    третий этап – организационные мероприятия;
    четвертый этап – полное развитие программ.

     5. Основные направления организационной профилактической
               деятельности по реализации Концепции

    Развитие    системы    межведомственного    взаимодействия   по   
профилактике    наркомании   среди   молодежи   требует   поэтапных   
целенаправленных     действий     в     следующих     направлениях:     

                5.1. Нормативное правовое обеспечение                 

    5.1.1.  Проведение  анализа  действующих  федеральных законов и 
законов  Республики  Тыва,  ведомственных  нормативных  актов на их 
соответствие задачам по реализации государственной политики в сфере 
борьбы   с   незаконным   оборотом   наркотиков,   распространением   
наркомании        в        молодежной       среде       республики.       
    5.1.2.    Формирование    блока   республиканских   законов   и   
нормативно-правовых  актов,  обеспечивающих  деятельность органов и 
учреждений   в  сфере  борьбы  с  незаконным  оборотом  наркотиков,  
распространением  наркомании  среди  молодежи. Формирование рабочих 
групп   специалистов  по  разработке  данных  проектов  нормативных  
правовых актов.
            5.2. Организационно-управленческое обеспечение            

    5.2.1.  Повышение ответственности органов исполнительной власти 
и  местного самоуправления городов и районов республики за создание 
разноуровневой  системы профилактики алкоголизма и наркомании среди 
молодежи.
    5.2.2. Разработка и принятие муниципальных комплексных программ 
противодействия   злоупотреблению   наркотиками  и  их  незаконному  
обороту  на  2011-2013  годы. Изыскание дополнительных внебюджетных 
средств  на проведение антиалкогольной и антинаркотической работы в 
рамках реализуемых программ.
    5.2.3.  Обеспечение  органами  исполнительной власти и местного 
самоуправления   городов   и   кожуунов   республики   оперативного   
руководства   и   координации   действий   органов   и   учреждений   
образования,  здравоохранения,  внутренних дел, учреждений по делам 
молодежи,   социальной  защиты  населения  и  других  ведомственных  
органов  по  реализации  государственной  политики  противодействия  
распространению наркомании, решению задач в области противодействия 
незаконному  обороту  наркотических средств и психотропных веществ. 
    5.2.4.     Укрепление    взаимодействия    антиалкогольных    и    
антинаркотических комиссий, управлений и ведомств, подведомственных 
им  учреждений с общественными, религиозными объединениями, фондами 
для   создания   единой   системы  противодействия  распространению  
наркомании среди молодежи.
    5.2.5. Дифференциация функций и сфер профилактического влияния, 
осуществляемого  различными органами и учреждениями (дифференциация 
целей,     задач,     средств     и    планируемых    результатов).    

             5.3. Информационно-аналитическое обеспечение             

    5.3.1.  В  целях  получения  объективных  данных для разработки 
целевых    профилактических    программ    и    программ   оказания   
специализированной  помощи  лицам,  злоупотребляющим психоактивными 
веществами,   и   больным   наркоманией  необходимо  проведение  на  
республиканском    уровне   мониторинга   наркотической   ситуации.   
    В этих целях необходимо:
    -    разработать   дополнительные   формы   внутриведомственной   
статистики,   отражающей   характер   и  состояние  распространения  
алкоголизма      и      наркомании      в     молодежной     среде;     
    -  обеспечить  в  соответствии  с законодательством доступность 
статистической   информации,   отражающей   характер   и  состояние  
распространения   алкоголизма  и  наркомании  в  молодежной  среде;  
    -   регулярно   проводить   анализ   состояния  распространения  
алкоголизма  и  наркомании  и  ее  последствий на основании данных, 
полученных    в   ходе   проведения   мониторинга   алкогольной   и   
наркотической  ситуации:  оценка  эффективности  антиалкогольной  и  
антинаркотической  профилактической  работы,  проводимой субъектами 
системы     профилактики,     прогнозирование    качественного    и    
количественного      развития     всех     компонентов     системы.     

                      5.4. Ресурсное обеспечение                      

    5.4.1.  Разработка  комплексных республиканских и муниципальных 
программ  на  2011-2013 годы, обеспечивающих реализацию мероприятий 
по  противодействию  злоупотреблению  алкоголем  и наркотиками и их 
незаконному обороту.
    5.4.2.      Совершенствование     деятельности     подростковой     
наркологической   службы,  ее  материально-техническое  укрепление.  
    5.4.3.   Мобилизация  и  эффективное  использование  финансовых  
ресурсов,    предназначенных    для   ведения   антиалкогольной   и   
антинаркотической  профилактической  работы  на  республиканском  и  
муниципальном уровнях.
    5.4.4. Привлечение внебюджетных средств: средств инвестиционной 
поддержки,    спонсорских    и    других    форм    дополнительного    
финансирования.
    5.4.5.  Разработка  предложений  об  эффективном  использовании  
средств   существующих   целевых   программ  в  области  реализации  
государственной молодежной политики.

                      5.5. Кадровое обеспечение                       

    5.5.1.   Анализ   кадрового  обеспечения  учреждений  различных  
ведомств,      имеющих      антинаркотическую      профилактическую      
направленность,   выявление   кадрового  дефицита  специалистов  по  
социальной,  психосоциальной,  социально-педагогичес-кой работе, по 
лечению       больных       алкоголизмом       и       наркоманией.       
    5.5.2.  Анализ существующей системы подготовки и переподготовки 
специалистов         по         социальной,        психосоциальной,        
коррекционно-реабилитационной    работе,   лечебно-профилактической   
работе  в  системе  государственных  и негосударственных учреждений 
высшей    профессиональной    подготовки    в    Республике   Тыва.   
    5.5.3.  Формирование  заказа  на  подготовку  и  переподготовку  
кадров  на базе Тывинского государственного университета для работы 
в   органах   и  учреждениях  системы  профилактики  алкоголизма  и  
наркомании,  а  также специалистов по социальной «уличной работе» с 
молодежью. Разработка межведомственных программ, ориентированных на 
обучение  специалистов  по социальной «уличной работе» с молодежью. 

                 5.6. Научно-методическое обеспечение                 

    Формирование  заказа в рамках целевой программы на разработку и 
издание  новых  социальных  технологий  профилактики  алкоголизма и 
наркомании,   методик  для  профилактической  работы  с  молодежью,  
организации «родительского всеобуча».
    Организация   международных,  межрегиональных,  республиканских  
научно-практических   конференций   по   проблемам  противодействия  
распространению   алкоголизма  и  наркомании  в  молодежной  среде.  
    Научное    обобщение    республиканского,    отечественного   и   
зарубежного  опыта  проведения  антиалкогольной и антинаркотической 
профилактической работы.

 5.7. Информационное обеспечение и взаимодействие с общественными
                           организациями

    5.7.1.  Формирование общественного мнения, поддерживающего цели 
и   задачи   возрождения   национальных   традиций,   национального   
самосознания  для  противодействия  распространению  алкоголизма  и  
наркомании   среди   молодежи   на   территории   Республики  Тыва.  
    5.7.2.  Привлечение  средств  массовой  информации к пропаганде 
идеалов здорового образа жизни.
    5.7.3.  Повышение  уровня  объективности и профессионализма при 
освещении  проблем  распространения  наркомании  среди  молодежи  в  
средствах массовой информации.
    5.7.4.   Организация   регулярных   выступлений   и   обращений   
руководителей  органов  исполнительной  власти республики и органов 
местного самоуправления городов и районов, специалистов в средствах 
массовой   информации  по  проблемам  злоупотребления  алкоголем  и  
наркотиками и их незаконному обороту.
    5.7.5.  Проведение  конкурса среди журналистов средств массовой 
информации    по    освещению    проводимой    антиалкогольной    и    
антинаркотической профилактической работы.
    5.7.6.   Поддержка   деятельности  общественных  организаций  и  
объединений,    ведущих    профилактическую    антиалкогольную    и    
антинаркотическую      деятельность     в     молодежной     среде.     

     5.8. Функции субъектов системы профилактики алкоголизма и
      наркомании среди несовершеннолетних и наркомании среди
           несовершеннолетних и молодежи Республики Тыва

    Совершенствование     межведомственного     взаимодействия    в    
организации  профилактики  алкоголизма  и наркомании среди молодежи 
невозможно  без четкого разделения функций и сфер профилактического 
влияния   различных  ведомств  и  их  подведомственных  учреждений,  
определения   основных   форм  межведомственного  профилактического  
антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия, поэтому одной 
из   важнейших   задач  государственного  управления  должно  стать  
определение  основных форм согласованных действий субъектов системы 
профилактики,    разграничение   их   функций   и   сфер   влияния.   

    5.8.1. Основные формы межведомственного антиалкогольного и
                 антинаркотического взаимодействия

    5.8.1.1.  Всесторонний  обмен  интересующей  информацией  между  
каждым  ведомством  системы  профилактики алкоголизма и наркомании. 
    В   этих   целях   представители   каждого   ведомства  обязаны  
незамедлительно информировать:
    -  комиссию  по  делам  несовершеннолетних и защите их прав – о 
выявленных  случаях нарушения прав несовершеннолетних, подверженных 
алкозависимости  и наркозависимости или находящихся в группе риска, 
на  образование,  труд,  отдых,  жилище  и  других  прав, а также о 
недостатках  в  деятельности  органов  и учреждений, препятствующих 
предупреждению  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 
    -  орган  управления образованием – о выявлении алкозависимых и 
наркозависимых  или  находящихся в группе риска несовершеннолетних, 
нуждающихся  в  помощи  государства, либо в связи с прекращением по 
неуважительным  причинам  занятий  в образовательных учреждениях, с 
самовольными    уходами    из    дома,    интернатных   учреждений;   
    - орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних 
группы  риска  алкозависимых  или  наркозависимых,  оставшихся  без  
попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в 
обстановке,   представляющей   угрозу   их   жизни,   здоровью  или  
препятствующей    их    развитию,    воспитанию    и   образованию;   
    -  орган  управления учреждения социальной защиты населения – о 
выявлении  несовершеннолетних,  нуждающихся  в помощи государства в 
связи  с  алкозависимостью и наркозависимостью, а также о выявлении 
семей,   находящихся   в   социально   опасном  положении,  имеющих  
алкозависимых       и       наркозависимых       членов      семьи;      
    -    орган    внутренних    дел   –   о   выявлении   родителей   
несовершеннолетних  или  их  законных  представителей  и  иных лиц, 
жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в 
сферу  незаконного оборота наркотиков, или совершающих по отношению 
к  ним  другие  противоправные  деяния, а также несовершеннолетних, 
совершивших  правонарушения или антиобщественные действия, попавших 
в  наркозависимость,  о  случаях  появления  сбытчиков наркотиков в 
образовательных  учреждениях,  местах досуга подростков и молодежи; 
    -    орган    управления    здравоохранением    и    учреждения    
здравоохранения  –  о  выявлении  несовершеннолетних  группы риска, 
нуждающихся  в  обследовании,  наблюдении  или  лечении  в  связи с 
употреблением    спиртных    напитков,    наркотических    средств,    
психотропных или одурманивающих веществ;
    -  орган  по  делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних и 
молодежи, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в 
этой  связи  в  оказании  помощи,  в организации занятости, отдыха, 
досуга.
    При  этом каждый орган и учреждение обязаны обеспечить хранение 
и   использование   информации,  полученной  от  других  органов  и  
учреждений    системы    профилактики    наркомании    в   порядке,   
обеспечивающем ее конфиденциальность.
    5.8.1.2.   Совместное   определение   и   принятие   адекватных   
(социальных,           медицинских           или          правовых)          
индивидуально-профилактических    мер    в    отношении   молодежи,   
вовлеченной   в   потребление  или  незаконный  оборот  наркотиков.  
    5.8.1.3.   Совместное   выявление   источников   поступления  в  
молодежную  среду  наркотических  средств  в целях привлечения лиц, 
поставляющих  наркотические  средства  и  психотропные  вещества, к 
уголовной     ответственности     и    пресечения    наркоторговли.    
                                                                      
        5.8.2. Координация межведомственного профилактического        
            антиалкогольного и антинаркотического взаимодействия      
                                                                      
    Координацию         межведомственного         профилактического         
антиалкогольного   и  антинаркотического  взаимодействия  субъектов  
системы  профилактики  алкоголизма  и  наркомании среди молодежи на 
республиканском  уровне  осуществляет  Антинаркотическая комиссия в 
Республике    Тыва,    на    местном    уровне    –   Муниципальная   
антинаркотическая комиссия.
    Антинаркотическая   комиссия   координирует   ресурсы   системы   
межведомственного  профилактического  взаимодействия,  деятельность  
всех  ее  субъектов, выполняет функции информационного обслуживания 
всей   структуры  системы,  осуществляет  обработку  информационных  
потоков.
                                                                      
5.8.3. Профилактическая антиалкогольная и антинаркотическая работа,
проводимая комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
                                                                      
    Комиссии   по   делам   несовершеннолетних  и  защите  их  прав  
осуществляют  координацию  деятельности  организаций  и учреждений, 
осуществляющих  профилактику алкоголизма и наркомании среди детей и 
подростков.
    Комиссии  в  своей деятельности не допускают нарушения законных 
интересов  и  прав  несовершеннолетних,  подверженных алкоголизму и 
наркозависимости  или  находящихся  в  группе  риска,  на  лечение,  
образование,  учебу  и  труд,  отдых, оздоровление, жилище и других 
прав,   определенных   законодательством   Российской  Федерации  и  
Республики Тыва.

5.8.4. Органы и учреждения образования, осуществляющие профилактику
          алкоголизма и наркомании, содержание их работы

    5.8.4.1.    Органы    управления    образования    осуществляют    
профилактическую  антиалкогольную  и антинаркотическую деятельность 
по        следующим       основным       направлениям       работы:       
    а)   организация   контроля   за  соблюдением  законодательства  
Российской   Федерации   и   законодательства   Республики  Тыва  в  
профилактической  работе  с  несовершеннолетними  по предупреждению 
зависимости  от  алкоголя,  наркотических  средств  и психоактивных 
веществ;
    б)  оценка эффективности профилактических мер, создание условий 
для  проведения на регулярной основе мониторинга распространенности 
употребления  психоактивных  веществ для систематического анализа и 
принятия  упреждающих  мер,  позволяющих  активно воздействовать на 
алко- и наркоситуацию;
    в)  осуществление  комплекса  мер по сохранению сети дошкольных 
образовательных  учреждений.  Обеспечение  сохранности и расширение 
сети  дошкольных  образовательных  учреждений  и  учреждений общего 
образования   с   целью  увеличения  срока  пребывания  детей  всех  
возрастов     и     подростков     в    нормативных    микросредах;    
    г) принятие мер по обеспечению круглогодичной занятости детей и 
подростков.   Организация   летнего   отдыха,  досуга  и  занятости  
несовершеннолетних,   подверженных  алко-  и  наркозависимости  или  
находящихся        в       социально       опасном       положении;       
    д)  строгий  контроль  за  соблюдением  требований действующего 
законодательства    по   недопущению   перегрузок,   переутомления,   
превышения   психофизических   нагрузок,  разрешенных  для  каждого  
возраста  обучающихся,  обеспечение  особого  внимания  организации  
обучения   и   воспитания   детей   в  образовательных  учреждениях  
повышенного уровня;
    е)  организация  учета  несовершеннолетних,  не  посещающих или 
систематически  пропускающих  по  неуважительным причинам занятия в 
образовательных   учреждениях,   раннее   выявление  группы  риска;  
    ж)  разработка  и  внедрение  в практику работы образовательных 
учреждений   программ   и  методик,  направленных  на  формирование  
законопослушного   поведения   несовершеннолетних,   потребности  в  
организации   здорового   образа   жизни,   адекватной  реакции  на  
провокации    и    негативные    проявления    окружающей    среды:    
    -  внедрение специальных программ формирования полезных навыков 
и привычек;
    -  разработка  и  внедрение  комплекса  учебно-профилактических  
программ  в  обязательное  обучение (возможный вариант исполнения – 
введение  в  предметы  инвариантной  части  учебного  плана (химия, 
биология, ОБЖ) тем, раскрывающих разрушающее действие психоактивных 
веществ;
    -   создание   сети   психолого-медико-педагогических  комиссий  
(консилиумов)     образовательных    учреждений    для    выявления    
несовершеннолетних,  имеющих  отклонения  в развитии или поведении, 
проведения  их  комплексного обследования и подготовки рекомендаций 
по   оказанию  помощи,  определению  форм  дальнейшего  обучения  и  
воспитания несовершеннолетних;
    з) сохранение и развитие учреждений дополнительного образования 
детей,  постоянное  расширение  видов  занятий  с целью обеспечения 
интересов  школьников,  их  творческого  развития и самореализации; 
    к)   создание  системы  консультационной  помощи  специалистами  
различных    ведомств,    работающих    с   детьми   и   молодежью;   
    л)  создание  системы, обеспечивающей информирование работников 
образовательных  учреждений,  обучающихся  и родителей о негативных 
последствиях   употребления  алкоголя  и  наркотиков:  медицинских,  
юридических, социальных;
    м)   организация   взаимодействия  образовательных  учреждений,  
комиссий   по   делам   несовершеннолетних   и   защите   их  прав,  
наркологической   подростковой   службы,  органов  внутренних  дел,  
органов   и   учреждений   социальной   защиты   населения,   групп   
родительского  актива,  поддержка проблемных семей в целях создания 
на   уровне  микрорайона  благополучной  микросреды,  свободной  от  
распространителей  психоактивных веществ и употребления их детьми и 
подростками.
    5.8.4.2.   Образовательные   учреждения   общего  и  начального  
профессионального    образования    осуществляют   профилактическую   
антиалкогольную   и  антинаркотическую  деятельность  по  следующим  
основным направлениям работы:
    5.8.4.2.1. Профилактическая работа с родителями:
    -    организация    «родительских   университетов»,   различных   
объединений  родителей  учащихся  для  поддержки проблемных семей и 
формирования  негативного  отношения к алкоголизации и наркотизации 
школьников;
    -  предупреждение  внутрисемейного  вовлечения  детей  в раннюю 
алкоголизацию,  случаев эмоционального отвержения детей и жестокого 
обращения    с   ними.   В   этих   целях   организуется   семейное   
консультирование,   привлечение   групп   родительской   поддержки,   
специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, 
служб  социальной  защиты  населения,  органов  внутренних  дел для 
оказания помощи проблемной семье;
    -  оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал 
употреблять   алкоголь   и   наркотики;   уходит  из  дома;  прошел  
антиалкогольное   и   антинаркотическое   лечение;   находится   на   
реабилитации и т.д.). В этих целях организуется консультирование по 
вопросам   «семейного   примирения»,   информирование  родителей  о  
целесообразности внутрисемейного тестового контроля алкоголизации и 
наркотизации,  оказание  помощи  семье  в установлении контактов со 
специалистами,  с  группой  родительской  поддержки,  коррекционной  
помощи  по  программам  тематических  семинаров-тренингов «Как жить 
рядом   с   ребенком,   который   начал  употреблять  психоактивные  
вещества».
    5.8.4.2.2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:
    -    разработка   и   модификация   образовательных   программ,   
ориентированных  на  формирование  ценностей здорового образа жизни 
(обучение  и воспитание через предметы: валеология, ОБЖ, физическая 
культура);
    -   разработка   и   модификация  превентивных  образовательных  
программ,    ориентированных    на    предупреждение   употребления   
психоактивных   веществ  (обучение  и  воспитание  через  предметы:  
валеология,  ОБЖ,  литература,  история,  биология,  химия и другие 
предметы,    формирующие   понимание   социальных   и   медицинских   
последствий алко- и наркозависимости);
    -  разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной 
психологической   защиты   для   обучающихся  среднего  и  старшего  
школьного возраста;
    -  создание  в каждом образовательном учреждении воспитательной 
системы,  направленной  на  формирование  у  школьников  ценностных  
ориентаций,    духовности,    патриотизма,    трудовой   мотивации;   
    -  поддержка и развитие существующих, а также организация новых 
детских,  подростковых,  юношеских  объединений  по  интересам,  их  
участие  в  профилактической  антиалкогольной  и  антинаркотической  
работе;
    -   методическое   сопровождение  мероприятий  досуга  детей  и  
подростков;
    -   разработка  и  внедрение  оформления  предметов  молодежной  
субкультуры  и школьных принадлежностей символикой антиалкогольного 
и антинаркотического направления;
    -   разработка   и  внедрение  общешкольных  антиалкогольных  и  
антинаркотических   мероприятий:   тематические   «круглые  столы»,  
дискуссии   и  конференции,  конкурсы  газет,  выставок,  плакатов,  
рисунков,  беседы  в  классах с учетом возраста детей, тематические 
классные       часы       с       профилактической       тематикой;       
    -  создание  условий для саморазвития и самореализации личности 
обучающихся во внеурочное время;
    -  принятие  мер  по  разъединению  асоциальных,  алкогольных и 
наркотических  групп  в  целях  ослабления  криминогенной ситуации; 
    -  использование  в профилактической работе волонтеров из числа 
подростков,  отказавшихся  от  употребления  алкоголя и наркотиков; 
    - восстановление деятельности и организация работы подростковых 
клубов   по  месту  жительства,  строительство  и  укрепление  базы  
дворовых спортивно-досуговых площадок.
    5.8.4.2.3.    Организационно-методическая   антиалкогольная   и   
антинаркотическая     работа    в    образовательном    учреждении:    
    -  организация  при  необходимости  внутришкольного наркопоста, 
включающего следующие формы работы: учет обучающихся (их родителей) 
с риском алкоголизации, наркотизации и проблемами алкозависимости и 
наркозависимости;    методическое    обеспечение   просветительской   
антиалкогольной   и   антинаркотической  работы  в  образовательном  
учреждении;   проведение  при  мотивационном  согласии  обучающихся  
тестовой  доврачебной  диагностики  алкоситуации  и  наркоситуации;  
консультирование   родителей   по   проблемам   взаимоотношений   с   
наркотизирующимся ребенком;
    -   организация   внутришкольных   и  межшкольных  тематических  
семинаров,  внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов 
образовательных  учреждений  по  методам и средствам предупреждения 
злоупотребления  психоактивными  веществами  в  детско-подростковой  
среде.
    5.8.4.3.  Профилактическая  антиалкогольная и антинаркотическая 
работа,  осуществляемая  в детских домах и интернатных учреждениях: 
    Детские  дома,  интернатные  учреждения в соответствии со своей 
компетенцией реализуют следующие функции:
    -    осуществляют    защиту    прав    и   законных   интересов   
несовершеннолетних,   обучающихся   или  содержащихся  в  указанных  
учреждениях,  находящихся  в  группах риска, алко- и наркозависимых 
или  в состоянии ремиссии, обеспечивая в пределах своей компетенции 
индивидуальную       профилактическую      работу      с      ними;      
    -   принимая   для   содержания,   воспитания  и  подготовки  к  
самостоятельной   жизни   несовершеннолетних   (в  соответствии  со  
статусом  учреждения),  особое внимание следует обращать на детей и 
подростков,   имеющих   отклонения  в  поведении  и  развитии,  для  
обеспечения  своевременной  инди видуальной профилактической работы 
или  специальной  (медицинской,  психологической)  помощи  в случае 
необходимости вторичной профилактики.
    5.8.4.4.  В  образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего  
профессионального  образования  профилактическая  антиалкогольная и 
антинаркотическая деятельность осуществляется по следующим основным 
направлениям:
    5.8.4.4.1. Профилактическая работа с родителями:
    -   информирование   родителей   о   случаях   алкоголизации  и  
наркотизации  студента, о целесообразности внутрисемейного контроля 
алкоголизации  и наркотизации на основе доврачебных диагностических 
тестов        употребления       алкоголя       и       наркотиков;       
    -   организация   среди   родителей,  нетерпимо  относящихся  к  
алкоголизации  и  наркотизации  обучающихся  подростков и молодежи, 
групп   родительской   поддержки   при   наркопостах   и  кабинетах  
профилактики,  созданных  в  образовательных учреждениях среднего и 
высшего профессионального образования.
    5.8.4.4.2.  Воспитательно-педагогическая работа с подростками и 
молодежью,  обучающимися  в  образовательных учреждениях среднего и 
высшего профессионального образования:
    -   разработка   превентивных  воспитательных  и  информативных  
программ, ориентированных на предупреждение употребления наркотиков 
и  других психоактивных веществ в условиях студенческого общежития; 
    -  разработка  и  внедрение  обучающих  программ-тренингов  для  
воспитателей   общежитий   образовательных  учреждений  среднего  и  
высшего профессионального образования;
    -  проведение  регулярных  антиалкогольных  и антинаркотических 
мероприятий:  тематические «круглые столы», дискуссии, тематические 
дискотеки «Молодежь против наркотиков»;
    - формирование групп социальной и психологической поддержки лиц 
с проблемами наркотической зависимости среди подростков и молодежи, 
обучающихся   в  образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего  
профессионального  образования.  Организация  взаимодействия  между  
указанными  группами  и  руководством  образовательных  учреждений.  
    5.8.4.4.3.    Организационно-методическая   антиалкогольная   и   
антинаркотическая  профилактическая работа в учреждениях среднего и 
высшего профессионального образования:
    -   организация   при  необходимости  наркопостов  и  кабинетов  
профилактики  при  учреждениях среднего и высшего профессионального 
образования,  разработка методического обеспечения их деятельности; 
    -   разработка   и   внедрение   моделей  межвузовского  центра  
реабилитации   подростков   и   молодежи   с   алкозависимостью   и   
наркозависимостью      и      организация     подобных     центров;     
    -   организация  и  проведение  мониторинга  распространенности  
употребления  алкоголя  и  наркотиков  среди подростков и молодежи, 
обучающихся   в  образовательных  учреждениях  среднего  и  высшего  
профессионального образования.
    5.8.4.5.  Должностные  лица  органов  управления  образованием,  
органов  опеки  и  попечительства,  руководители  и  педагогические  
работники  образовательных  учреждений  всех  видов  и  типов имеют 
право:
    -  осуществлять  мероприятия  по раннему выявлению детей группы 
риска;
    -   в   установленном   порядке   посещать  несовершеннолетних,  
проводить    беседы   с   ними,   их   родителями   или   законными   
представителями и иными лицами;
    -  запрашивать  информацию  у  государственных  органов  и иных 
учреждений  по  вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для 
выяснения  указанных  вопросов несовершеннолетних, их родителей или 
их законных представителей, иных лиц.

                  5.8.5. Профилактическая работа с семьей             
                                                                      
    Основные направления работы с семьей:
    1)   формирование   негативного  отношения  родителей  к  риску  
алкоголизации  и  наркотизации  в  той  среде,  в  которой растет и 
общается их ребенок;
    2)   предупреждение   случаев   вовлечения   детей   в   раннюю   
алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения 
с ними в семье;
    3)  оказание  помощи  семье, когда ребенок начал злоупотреблять 
психоактивными веществами;
    4)   основные  формы  и  средства  оказания  антиалкогольной  и  
антинаркотической помощи семье:
    -  работники  образовательных  учреждений  выявляют совместно с 
социальными     работниками,    врачами-педиатрами,    сотрудниками    
правоохранительных  органов  семьи, находящиеся в социально опасном 
положении,  оказывают  им  помощь  в  обучении  и воспитании детей, 
активно  привлекают  родителей к профилактической работе с детьми и 
подростками группы риска;
    -  с  помощью  родительской  общественности, врачей-наркологов, 
специалистов по делам молодежи работники образовательных учреждений 
обеспечивают:
    формирование    нетерпимого   отношения   родителей   к   риску   
алкоголизации  и  наркотизации в той микросреде, в которой растет и 
общается их ребенок;
    организацию   на  уровне  дома,  двора,  уличного  микросоциума  
благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному 
поведению  детей,  распространению среди них алкоголя, наркотиков и 
иных психоактивных веществ;
    общественный  контроль за проведением досуга детей и подростков 
силами родительских комитетов;
    организацию   и  проведение  массовых  семейных  мероприятий  с  
участием    детей    и    подростков,    школьной   общественности;   
    реализацию  программы  повышения  родительской  компетентности,  
развития  родительских  клубов,  в  которых идет обучение родителей 
навыкам  эффективного  взаимодействия с собственными детьми (беседы 
на   родительских  собраниях,  семинары,  занятия  в  «родительском  
университете» и т.д.);
    формирование   из   родительского  актива  группы  родительской  
поддержки для проблемных семей;
    выявление   детей  и  родителей  группы  риска  (алкоголизация,  
наркотизация)  и  оказание  им  социальной и медико-психологической 
помощи;
    предупреждение   внутрисемейного   вовлечения  детей  в  раннюю  
алкоголизацию,  случаев эмоционального отвержения детей и жестокого 
обращения с ними;
    социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в 
семье,  жестоком  обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю 
алкоголизацию,  наркотизацию,  безнадзорное существование (семейное 
консультирование,   привлечение   групп   родительской   поддержки,   
специалистов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 
служб социальной защиты населения, органов внутренних дел и т. д.); 
    оказание   помощи   семье   в   конфликтных  ситуациях:  начало  
наркотизации   ребенка,   уходы   из   дома,   реабилитация   после   
антиалкогольного    и    антинаркотического    лечения    и    т.д.    
(консультирование     по     вопросам    «семейного    примирения»,    
информирование  родителей о формах и методах обследований, помощь в 
установлении  контактов  со  специалистами,  с группой родительской 
поддержки,  оказание  коррекционной помощи, индивидуальное семейное 
консультирование   родителей   из  проблемных  дисфункциональных  и  
конфликтных   семей   по   предупреждению   ранней   алкоголизации,   
наркотизации,  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и 
молодежи);
    организацию   в   образовательных   учреждениях   общедоступных   
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение 
к участию в них несовершеннолетних;
    осуществление   мер   по   реализации   программ   и   методик,   
направленных    на    формирование    законопослушного    поведения    
несовершеннолетних, потребности в здоровом образе жизни, адекватной 
реакции  на  провокации  и  негативные проявления окружающей среды; 
    обеспечение     систематических     медицинских     комплексных     
профилактических  осмотров  учащихся  школ,  дошкольных учреждений, 
профессиональных  училищ  (в  необходимой  временной  частотности).  

    5.8.6. Воспитательная и профилактическая антиалкогольная и
антинаркотическая работа с детьми и подростками по месту жительства

    Основы профилактической работы должны быть развернуты на уровне 
конкретного   муниципального   образования   (города,  микрорайона,  
кожууна, сумона) через программы типа «Образовательное учреждение – 
микрорайон  (кожуун,  сумон)  – семья» при непосредственном участии 
социальных   педагогов   образовательного   учреждения,  социальных  
работников  учреждений социальной защиты населения, специалистов по 
делам  молодежи, учреждений культуры, физической культуры, спорта и 
туризма, сотрудников правоохранительных органов.
    Цель  внедрения  методов  профилактической работы – обеспечение 
преемственности   и   непрерывности   воспитательно-оздоровительной   
работы с детьми в образовательной среде.
    Организационно-методическая  профилактическая антиалкогольная и 
антинаркотическая   работа   в   микрорайоне   (кожууне,   сумоне):   
    -   составление  социального  паспорта  микрорайона,  сумона  с  
определением  зон  риска,  связанных с распространением наркотиков, 
учетом  трудных  и  проблемных  семей  по  микрорайонам  (сумонам),  
нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций 
для  детей  и подростков, контроль за работой торговых предприятий, 
баров,   кафе   и  дискотек,  в  которых  допускается  употребление  
алкогольных   напитков   или   психоактивных   веществ   детьми   и   
подростками);
    -   организация   под  социальным  патронажем  образовательного  
учреждения  многопрофильных  детско-подростковых  клубов;  создание  
клубного  воспитательного  пространства, строительство и укрепление 
дворовых спортивно-досуговых площадок с обязательным привлечением к 
данной  работе специалистов органов и учреждений по делам молодежи, 
социальной    защиты    населения,   общественных   и   религиозных   
объединений, а также для участия в постоянно действующих кружковых, 
студийных  формах  работы,  в  организации  на  уровне  микрорайона  
(улицы)   праздников,   спортивных   и   развлекательных  программ;  
    -  установление  взаимодействия  образовательного  учреждения с 
депутатской  группой, общественными объединениями, которые работают 
в   микрорайоне   (городе,   кожууне,  сумоне)  и  в  рамках  своей  
деятельности    оказывают   социально-психоло-гическую   помощь   и   
поддержку   проблемным   семьям  и  детям  с  риском  наркотизации.  
    Воспитательная      профилактическая      антиалкогольная     и     
антинаркотическая  работа  с  детьми  и  подростками  в микрорайоне 
(сумоне):
    -  организация  и развитие на уровне микрорайона (сумона) через 
подростковые  клубы,  учреждения дополнительного образования детей, 
различных  форм  внешкольной  детской  и  юношеской  инициативы  по  
оказанию   поддержки  инвалидам,  престарелым,  многодетным  семьям  
микрорайона;    участие   социальных   педагогов   образовательного   
учреждения,  школьного  врача совместно с социальными работниками в 
организации  из  числа  положительно  ориентированных  подростков и 
молодых  людей  групп  взаимопомощи  по предупреждению употребления 
психоактивных   веществ   среди   несовершеннолетних   и  молодежи;  
    - организация социально значимой деятельности детей, подростков 
и   молодежи  по  месту  жительства  (благоустройство  микрорайона,  
проведение    микрорайонных    конкурсов    на    лучшие   дворовые   
спортивно-досуговые   площадки);   установление   через  социальных  
педагогов  школы  взаимодействия  с  муниципальными органами службы 
занятости  населения  для  обеспечения  рабочих  мест  и  помощи  в  
оформлении  договоров  на  работу  подростков  во  время каникул, в 
свободное от учебы время;
    -  организация  летнего  спортивно-ориентированного  отдыха для 
детей  и  подростков, состоящих на профилактическом учете в органах 
внутренних  дел,  а  также  для  детей  и подростков из групп риска 
наркотизации.

  5.8.7. Органы и учреждения здравоохранения и социальной защиты
                                                                      

    5.8.7.1.    Органы   управления   здравоохранением   республики   
обеспечивают  развитие  сети  наркологических  учреждений  и служб, 
оказывающих   медицинскую  помощь  алко-  и  наркозависимым  детям,  
подросткам, молодежи и членам их семей.
    5.8.7.2.   Учреждения  здравоохранения  обеспечивают  выявление  
группы  риска  по  наркологическим  расстройствам  среди пациентов, 
обращающихся    за    медицинской   помощью   в   первичное   звено   
здравоохранения.
    5.8.7.3.    Специализированные    учреждения    здравоохранения    
обеспечивают:
    -   диагностику,  учет,  обследование  (при  наличии  показаний  
медицинского    характера),    комплексную    медицинскую    помощь    
(детоксикация,      медицинская     реабилитация)     и     лечение     
несовершеннолетних  и  молодежи,  употребляющих  спиртные  напитки,  
наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а 
также  осуществление  других  входящих  в  их  компетенцию  мер  по  
профилактике  алкоголизма, наркомании и токсикомании среди молодежи 
и      связанных      с     этим     нарушений     в     поведении;     
    -  диагностику  алкогольных  и  наркологических  расстройств из 
числа  пациентов из группы риска, оказывают консультационную помощь 
членам их семей;
    -  психосоциальное  консультирование членов семей алкоголиков и 
наркоманов:     первичная    консультация,    групповая    терапия,    
индивидуальная терапия;
    -  психосоциальные  консультации  для алкоголиков и наркоманов: 
первичная  консультация,  общая  консультация,  помощь  в  кризисе,  
создание мотивации к лечению;
    -  лечение алко- и наркозависимых больных, раннюю медицинскую и 
социальную реабилитацию;
    -   круглосуточный   прием   лиц,   находящихся   в   состоянии   
алкогольного   или   наркотического   опьянения,  для  оказания  им  
медицинской  помощи  при  наличии показаний медицинского характера; 
    - медико-социальное сопровождение пролеченных пациентов;
    -    распространение   санитарно-гигиенических   знаний   среди   
несовершеннолетних,  их  родителей  или  законных представителей, а 
также  пропаганду  здорового  образа жизни (совместно со средствами 
массовой  информации,  учреждениями образования и социальной защиты 
населения);
    -  участие  в  подготовке  профилактических  программ на радио, 
телевидении, серии газетных материалов профилактического характера; 
    -  подготовку  материала  к  выпуску  информационных листков по 
вопросам  профилактики  наркомании  для  специалистов  и населения; 
    -    поддержку    научно-практических   изысканий   в   области   
профилактики, экспертизы, диагностики и лечения наркомании, научное 
руководство   и   экспертизу   форм   и   методов  профилактических  
мероприятий;
    -  высокое  качество информированности специалистов по вопросам 
профилактики алкоголизма и наркомании;
    -  проведение со специалистами различных ведомств, работающих с 
молодежью  (правоохранительные органы, социальные службы, отделы по 
делам  молодежи  и  т.д.),  информационно-методических семинаров по 
вопросам  профилактики  алкозависимости и наркозависимости, участие 
специалистов системы здравоохранения в совещаниях работников других 
ведомств,  посвященных вопросам алкозависимости и наркозависимости; 
    - проведение наркологической экспертизы лиц призывного возраста;
    -     систематическое,     своевременное,     комплексное     и     
профилактическое  обследование  всех  обучающихся в образовательных 
учреждениях    и    посещающих   детские   дошкольные   учреждения;   
    -    использование    тестов    экспресс-диагностики    наличия    
психотропных  веществ  в  биологических  жидкостях организма в ходе 
проведения профилактических осмотров при подозрении на употребление 
вышеуказанных   веществ   согласно  действующему  законодательству;  
    -   оказание   консультационной  помощи  работникам  органов  и  
учреждений  системы  профилактики  безнадзорности  и правонарушений 
несовершеннолетних,  а  также родителям или законным представителям 
несовершеннолетних   по   вопросам   профилактики   зависимости  от  
психоактивных      веществ      и     адаптации     наркозависимых;     
    -   организацию   реабилитационной   медико-психологической   и   
частично  социальной  помощи лицам, злоупотребляющим психоактивными 
веществами, имеющим химическую зависимость;
    -   оказание  в  соответствии  с  законодательством  Российской  
Федерации        специализированной        диагностической        и        
лечебно-восстановительной    помощи   несовершеннолетним,   имеющим   
отклонения  в поведении в связи с алкогольной и (или) наркотической 
зависимостью;
    -  медицинское  обследование несовершеннолетних, оставшихся без 
попечения  родителей  или  законных представителей, обратившихся по 
поводу  алкогольной  и  (или) наркотической зависимости, подготовку 
рекомендаций   по  их  устройству  и  лечению  с  учетом  состояния  
здоровья.
    5.8.7.4.  Органы  и  учреждения  социальной  защиты населения в 
соответствии со своей компетенцией:
    -   организуют   профилактическую   работу   по  предотвращению  
распространения  алкоголизма  и  наркомании,  реабилитации  детей и 
подростков,   оказавшихся   в  трудной  жизненной  ситуации,  через  
развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей; 
    -  способствуют  улучшению  профилактических работ среди семей, 
злоупотребляющих  алкоголем,  не  занимающихся  воспитанием  детей.  
    5.8.7.5.  Учреждения  социального  обслуживания  семьи  и детей 
проводят индивидуальные занятия с несовершеннолетними, находящимися 
в  трудной  жизненной  ситуации, у которых родители или члены семьи 
имели   или   имеют   алкогольную   и   наркотическую  зависимость.  
Осуществляют  меры  по предотвращению распространения алкоголизма и 
наркомании  путем  реализации  профилактических  и реабилитационных 
программ,  направленных  на  формирование  здорового  образа жизни, 
ответственности  родителей, повышение информированности родителей в 
вопросах      профилактики      алкоголизма      и      наркомании.      
    5.8.7.6.  В целях апробации новых методов, технологий, программ 
работы  с  несовершеннолетними,  находящимися  в  трудной жизненной 
ситуации,   учреждения   социального  обслуживания  семьи  и  детей  
совместно     со     специализированными    медико-психологическими    
учреждениями     здравоохранения    и    психолого-педагогичес-кими    
учреждениями    системы    образования   разрабатывают   и   издают   
методические   рекомендации,   наглядные   пособия  по  организации  
первичной  профилактики  детского  алкоголизма  и  наркомании среди 
несовершеннолетних,   находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации.  

                       5.8.8. Органы внутренних дел                   

    Органы  внутренних  дел  в пределах своей компетенции принимают 
участие  в предупреждении распространения алкоголизма, наркомании и 
токсикомании,   злоупотребления   психоактивными  веществами  среди  
несовершеннолетних  и  молодежи  в соответствии с законодательством 
Российской Федерации и Республики Тыва.

          5.8.8.1. Руководители городских, районных отделов           
                     (управлений) внутренних дел                      

    Руководители    городских,    районных   отделов   (управлений)   
внутренних дел:
    -    обеспечивают    активное    участие    в   противодействии   
распространению   наркомании   и   токсикомании,  проводимом  всеми  
заинтересованными  подразделениями  отделов (управлений) внутренних 
дел,    на    основе   присущих   им   форм   и   методов   работы;   
    -   контролируют   практику   взаимного   обмена   информацией,   
проведение   совместных  профилактических  мероприятий,  подготовку  
обобщенных  представлений  и  информаций,  выступлений  сотрудников  
подразделений  в  трудовых  коллективах  и  учебных  заведениях,  в  
средствах массовой информации;
    -  принимают  меры  по  повышению  профессионального мастерства 
сотрудников,    занимающихся   решением   проблем   противодействия   
злоупотреблению  алкоголем  и наркотиками и их незаконному обороту, 
усовершенствованию их специализации;
    -   в   пределах   своей   компетенции  рассматривают  дела  об  
административных  правонарушениях,  связанных с незаконным оборотом 
наркотических   средств,   психотропных   веществ  и  их  аналогов.  

          5.8.8.2. Подразделения по делам несовершеннолетних          
                        органов внутренних дел                        

    Подразделения  по  делам  несовершеннолетних органов внутренних 
дел:
    - выявляют и ставят на профилактический учет органов внутренних 
дел    несовершеннолетних,   употребляющих   спиртные   напитки   и   
наркотические,  психоактивные  вещества, и информируют о них органы 
управления  образованием,  здравоохранением  и  комиссии  по  делам  
несовершеннолетних и защите их прав при муниципальных образованиях. 
При   выявлении   таких   несовершеннолетних  оформляют  материалы,  
необходимые  для привлечения несовершеннолетнего к административной 
ответственности,  и  в  установленном  порядке вносят предложения о 
применении  к ним мер, предусмотренных законодательством Российской 
Федерации;
    -   ведут   учет   несовершеннолетних,  употребляющих  спиртные  
напитки,   наркотические   и   психоактивные  вещества.  Ежемесячно  
проводят сверку с наркологическим кабинетом органа здравоохранения, 
которая        фиксируется       в       специальном       журнале;       
    -   незамедлительно   информируют   органы   здравоохранения  о  
выявлении   несовершеннолетнего,   нуждающегося   в   обследовании,   
наблюдении  или  лечении в связи с употреблением спиртных напитков, 
наркотических  средств,  психотропных  или  одурманивающих веществ; 
    -  выявляют  лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление 
спиртных  напитков, наркотических средств и психоактивных веществ и 
(или)  совершающих  иные  правонарушения,  связанные  с  незаконным  
оборотом  наркотиков.  При  выявлении  таких  лиц  в  установленном  
порядке  вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных 
законодательством Российской Федерации;
    -  совместно  с  другими заинтересованными учреждениями системы 
профилактики проводят профилактические мероприятия, направленные на 
предупреждение   распространения  употребления  спиртных  напитков,  
наркотических и психотропных веществ;
    -  в  отношении  несовершеннолетнего, когда имеются достаточные 
основания  полагать,  что он находится в состоянии алкогольного или 
наркотического  опьянения,  либо потребившего психотропные вещества 
без  назначения  врача или доставленного в органы внутренних дел по 
подозрению  в  совершении преступления в соответствии с ч. 2 ст. 23 
Закона  Российской  Федерации  от  2  июня  1992  г.  N  3185-1  «О  
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в 
возрасте  до  15  лет направляют на медицинское освидетельствование 
для  установления  степени  опьянения по просьбе или с согласия его 
родителей  либо  законных  представителей, а в возрасте от 15 до 18 
лет  –  с  согласия  родителей и законных представителей, а также с 
добровольного  согласия  самого  несовершеннолетнего по направлению 
начальника внутренних дел или комиссии по делами несовершеннолетних 
и  защите  их  прав  при  муниципальных образованиях администраций; 
    -  осуществляют взаимодействие с Управлением Федеральной службы 
Российской   Федерации   по  контролю  за  оборотом  наркотиков  по  
Республике  Тыва  и  другими заинтересованными учреждениями системы 
профилактики.

5.8.8.3. Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел

    5.8.8.3.1.    Подразделения    криминальной   милиции   органов   
внутренних      дел      в      пределах     своей     компетенции:     
    - выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления, 
а  также  устанавливают  лиц,  их подготавливающих или совершивших; 
    -  выявляют  несовершеннолетних  правонарушителей, группы таких 
лиц,   а   также   несовершеннолетних,  входящих  в  организованные  
преступные   группы   или   в   преступные  сообщества  (преступные  
организации),  и  принимают  меры  по предупреждению совершения ими 
преступлений;
    -     осуществляют     меры,     противодействующие     участию     
несовершеннолетних  в  незаконном  обороте  наркотических  средств,  
психотропных веществ и их прекурсоров;
    -   выявляют   лиц,   вовлекающих  несовершеннолетних  в  сферу  
наркобизнеса, злоупотребления алкоголем и психотропными веществами, 
применяют к ним меры воздействия, предусмотренные законодательством 
Российской Федерации;
    -  принимают  участие  в  розыске несовершеннолетних, без вести 
пропавших,  скрывшихся  от  органов  дознания,  следствия или суда, 
уклоняющихся   от   отбывания   наказания  или  принудительных  мер  
воспитательного   воздействия,  совершивших  побеги  из  учреждений  
уголовно-исправительной  системы  или  самовольно ушедших из семей, 
специальных  учебно-воспитательных учреждений или центров временной 
изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних 
дел.
    5.8.8.3.2.  Должностные  лица  подразделений органов внутренних 
дел имеют право:
    -   доставлять   в   подразделения   органов   внутренних   дел   
несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные 
действия,  в  том  числе  занятых  незаконным сбытом, хранением или 
употреблением наркотических средств;
    -  вносить  в соответствующие органы и учреждения предложения о 
применении   мер   воздействия,  предусмотренных  законодательством  
Российской  Федерации  и  (или) законодательством Республики Тыва в 
отношении  несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением 
или  употреблением наркотических средств, их родителей или законных 
представителей,   либо   должностных   лиц,   не   исполняющих  или  
ненадлежащим  образом  исполняющих  свои обязанности по воспитанию, 
обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно 
влияющих   на  их  поведение  либо  жестоко  обращающихся  с  ними;  
    -  вносить в соответствующие органы и учреждения предложения об 
устранении    причин    и    условий,   способствующих   совершению   
правонарушений  и  антиобщественных  действий  несовершеннолетними,  
занятыми    незаконным    сбытом,   хранением   или   употреблением   
наркотических  средств. Соответствующие органы и учреждения обязаны 
в  месячный  срок со дня поступления указанных предложений сообщить 
подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о 
мерах,  принятых  в  результате рассмотрения внесенных предложений; 
    -  принимать участие в рассмотрении соответствующими органами и 
учреждениями  материалов  о  правонарушениях  и об антиобщественных 
действиях  несовершеннолетних, занятых незаконным сбытом, хранением 
или употреблением наркотических средств.

        5.8.9. Органы и учреждения по делам молодежи и спорта         

    Органы и учреждения по делам молодежи и спорта в пределах своей 
компетенции:
    - содействуют социальному, культурному, духовному нравственному 
и физическому развитию молодежи;
    -   осуществляют   координацию  государственных,  муниципальных  
учреждений,   молодежных  общественных  организаций  и  движений  в  
решении молодежных проблем;
    -  участвуют  в  разработке целевых программ по противодействию 
злоупотреблению  алкоголем  и наркотиками и их незаконному обороту; 
    -   оказывают   помощь   и   поддержку   детским  и  молодежным  
организациям,  объединениям, входящим в областной реестр молодежных 
и  детских общественных объединений, деятельность которых связана с 
осуществлением    мер    по    профилактике    и    противодействию    
распространению алкоголизма и наркомании;
    -   участвуют   в  организации  отдыха,  творческого  досуга  и  
занятости несовершеннолетних и молодежи;
    -  организуют  пропаганду  формирования  здорового образа жизни 
молодежи;
    -     организуют    проведение    различных    профилактических    
антиалкогольных и антинаркотических акций;
    -   осуществляют   профилактику   антиобщественного   поведения   
несовершеннолетних и молодежи;
    -  оказывают  социально-психологическую  помощь  и определенные 
виды  социальных услуг несовершеннолетним и молодежи, находящимся в 
социально опасном положении;
    -    обеспечивают   расширение   сети   детских   и   юношеских   
спортивно-оздоровительных,    культурно-зрелищных,   технических  и  
творческих  клубов,  в  том  числе  бесплатных,  специализированных  
спортивных центров;
    -  организуют  массовые  досуговые и спортивные мероприятия для 
детей, подростков и молодежи;
    -  вовлекают в кружки и секции подростков, состоящих на учете в 
органах внутренних дел;
    -    проводят    смотры-конкурсы    на    лучшую    организацию    
спортивно-досуговой   работы   с  молодежью  по  месту  жительства;  
    -  осуществляют  развитие  деятельности  и  организацию  работы  
подростковых клубов по месту жительства, строительство и укрепление 
базы   дворовых   спортивно-досуговых   площадок   с   обязательным   
привлечением  к  работе клубов специалистов органов и учреждений по 
делам   молодежи,   социальной  защиты  населения,  общественных  и  
религиозных   объединений   для  участия  в  постоянно  действующих  
кружковых,   студийных  формах  работы,  в  организации  на  уровне  
микрорайона  праздников,  спортивных  и  развлекательных  программ.  

                 5.8.10. Органы и учреждения культуры                 

    Учреждения  культуры,  искусства  и  туризма  в  пределах своей 
компетенции оказывают содействие подросткам и молодежи, нуждающимся 
в   особой   заботе  государства,  в  реализации  прав  на  свободу  
творчества,     культурную    деятельность,    занятия    туризмом,    
удовлетворение  духовных  потребностей  и  приобщение  к  ценностям  
отечественной   и  мировой  культуры,  развитие  досуга  и  отдыха.  
    Учреждения культуры и туризма в целях профилактики наркомании и 
алкоголизма осуществляют:
    -   движение   в   сторону  формирования  этнической  гордости,  
формирования    менталитета,    предполагающего   самодостаточность   
тувинской   культуры,   проводят   мероприятия,   направленные   на   
возрождение    национальных    традиций,    обычаев,    возрождение    
национального  самосознания  через  духовное, этническое оживление; 
    -  пропаганду  безалкогольного проведения мероприятий (свадьбы, 
юбилеи, похороны и т.д.);
    -   выявление   познавательных   и  профессиональных  интересов  
несовершеннолетних и молодежи;
    -  формирование  ценностных  ориентаций  у  детей и подростков, 
создание  условий  для  реализации творческого потенциала личности; 
    -       расширение      сети      детских      и      юношеских      
спортивно-оздоровительных,   культурно-зрелищных,   технических   и   
творческих  клубов,  в  том  числе  бесплатных,  специализированных  
культурных центров;
    -  организацию  массовых досуговых и спортивных мероприятий для 
детей, подростков и молодежи;
    - вовлечение в кружки и секции подростков, состоящих на учете в 
органах внутренних дел;
    -    проведение   смотров-конкурсов   на   лучшую   организацию   
культурно-досуговой   работы   с  молодежью  по  месту  жительства.  

                   5.8.11. Общественные организации                   

    Общественные  объединения,  ассоциации,  фонды в соответствии с 
уставами  и положениями, определяющими их деятельность, участвуют в 
противодействии  распространению  алкоголизма  и  наркомании  среди  
несовершеннолетних   путем   взаимодействия  с  субъектами  системы  
профилактики  алкоголизма  и  наркомании,  открытия соответствующих 
специальных учреждений, подготовки предложений по совершенствованию 
государственной  системы  профилактики  алкоголизма  и  наркомании,  
выявлению    лиц,   злоупотребляющих   алкоголем   и   наркотиками,   
благотворительной     деятельности,    а    также    индивидуальной    
профилактической     работы     с    подростками    и    молодежью,    
злоупотребляющими  алкоголем  и наркотиками, их семьями, организуют 
общественные  формирования  для  профилактической антиалкогольной и 
антинаркотической работы по месту жительства подростков и молодежи, 
организуют       пропаганду       здорового      образа      жизни.      

    5.8.12. Взаимодействие министерств и ведомств республики по
   вопросам профилактики наркомании и алкоголизма через средства
                        массовой информации

    Министерства   и  ведомства  республики  в  целях  профилактики  
наркомании и алкоголизма обеспечивают:
    -  широкое  освещение  в средствах массовой информации проблем, 
отражающих практику работы по профилактике алкоголизма и наркомании 
в  республике с введением в этих целях рубрик специальной тематики; 
    - пропаганду и распространение среди населения, детей, молодежи 
идеалов  здорового  образа  жизни, повышение уровня осведомленности 
населения  об  опасностях,  связанных  с  употреблением  алкоголя и 
наркотиков.
    Рекомендовать   средствам  массовой  информации  при  освещении  
профилактической    тематики,    направленной   на   предотвращение   
алкоголизма,     наркомании     среди     населения     республики,     
руководствоваться следующими основными принципами:
    -   позитивность,   наступательность   и   отсутствие   оттенка   
безысходности;
    -   правдивость   и  доходчивость  информирования  населения  о  
трагических   последствиях   употребления  алкоголя  и  наркотиков;  
    -  не  показывать людей в состоянии эйфории, не демонстрировать 
наркотические  средства,  способы их приготовления и использования; 
    -  содержание  в  резюме любой публикации четкой, всем понятной 
рекомендации    по    профилактике    алкоголизма   и   наркомании;   
    -    активное    привлечение    при    подготовке    материалов    
антиалкогольной  и  антинаркотической  направленности специалистов, 
работающих  в  сфере реализации антиалкогольной и антинаркотической 
политики  (наркологи,  психологи,  социальные  педагоги, сотрудники 
правоохранительных органов);
    -   недопущение  обсуждения  в  средствах  массовой  информации  
вопросов  легализации потребления алкоголя, наркотических средств и 
психотропных веществ.






Информация по документу
Читайте также