Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 19.10.2012 № 560ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 октября 2012 г. N 560 г.Кызыл О Концепции устойчивого развития сельских территорий Республики Тыва до 2020 года В целях реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р, Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию устойчивого развития сельских территорий Республики Тыва до 2020 года (далее - Концепция). 2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва при разработке планов и показателей своей деятельности с участием заинтересованных органов исполнительной власти республики и муниципальных образований руководствоваться положением Концепции. Первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва М.Козлов Утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 19 октября 2012 г. N 560 К О Н Ц Е П Ц И Я устойчивого развития сельских территорий Республики Тыва до 2020 года I. Общие положения В целях реализации положений Концепции долгосрочного социально-эконо-мического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, разработана Концепция устойчивого развития сельских территорий Республики Тыва до 2020 года (далее Концепция). Целью разработки Концепции является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономи-ческого, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволяют вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей Республики Тыва, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан. Понятия, используемые в Концепции: сельские территории территории сельских поселений и соответствующие межселенные территории; межселенные территории территории, находящиеся вне границ поселений; сельское поселение один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, деревень и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; сельские населенные пункты поселки, села, деревни и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в Республике Тыва. В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей; сельское население жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов; устойчивое развитие сельских территорий стабильное социально-экономи-ческое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель. II. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения. Территория Республики Тыва составляет 168,6 тыс. кв. км, из которых 3899,3 тыс. гектаров (23,1 процента) составляют земли сельскохозяйственного назначения. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в Республике Тыва проживает 307,9 тыс. человек, из них в сельских территориях проживает 144,5 тыс. человек (46,9 процента общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы 193,9 тыс. человек, плотность населения низкая 1,9 человека на 1 кв. км. Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с 2003 по 2011 годы было введено (приобретено) 145,19 тыс. кв. метров жилых помещений. Улучшили свои жилищные условия всего 2293 гражданина, молодых специалиста и молодых семей. Расширилась сеть медицинских учреждений на сельских территориях за счет ввода фельдшерско-акушерских пунктов на 20 посещений в смену, на 140 посещений в смену. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2011 годах сельские школы получили более 83 школьных автобусов, подключены к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» более 186 школ, а 110 сельских школ получили комплекты специализированных компьютерных программ. Численность учреждений дошкольного образования, функционирующих в Республике Тыва, составляет - 218, из них 166 в сельской местности. Также в республике открыты 2 частных центра для детей дошкольного возраста и один частный детский сад, один из них в с.Бурен-Хем Каа-Хемского кожууна. Открываются аналогичные центры в сс.Шамбалыг, Шанчы, пгт. Каа-Хем. Общая численность детей дошкольного возраста по Республике Тыва от 1 до 7 лет составляет 44142 человека. Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования от 1 до 7 лет, - 16935 человек, из них в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) - 15637, в группах дошкольного образования на базе образовательных учреждений (ОУ, ДОУ) - 660, в частных учреждениях - 90, в группах кратковременного пребывания ДОУ - 548 человек. Процент охвата дошкольным образованием составляет - 44,9 процента. Численность детей, не охваченных услугами дошкольного образования от 1 до 7 лет, - 27207 человек. Численность детей, состоящих в очереди на получение места в детском саду, - 15383 человека. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена диспансеризация сельского населения. Несмотря на положительные сдвиги в социальной и трудовой сфере в части повышения уровня обеспечения жилищных условий, позитивных сдвигов в демографической ситуации, разрыв в уровне и качестве жизни в сельской местности по сравнению с городом остается ощутимым и качественного перелома не произошло. За 2005-2011 годы уровень младенческой смертности в республике снизился с 19,3 до 13,6 на 1000 родившихся живыми в 2011 году. Неравномерное распределение населения по территории республики, или более 100 тыс. человек, что составляет около трети всех жителей республики, проживает в западных кожуунах республики (около 90 тыс. человек или 29 процентов). Половозрастной состав населения характеризуется высокой долей граждан пенсионного возраста (более 15 %) и высоким удельным весом детей от 10 до 15 лет (более 17 %). В результате миграции республика постоянно теряет население и эта тенденция растет с каждым годом, в среднем отток населения за пределы республики составляет 700-1000 человек в год. Республика имеет устойчивый отрицательный баланс миграционных связей с большинством субъектов Российской Федерации. В пределах республики идет постоянный отток населения из сельской местности в города. Так распределение населения в трудоспособном возрасте характеризуется ростом городского населения трудоспособного возраста и сокращением численности населения в сельской местности в трудоспособном возрасте. Многие сельские населенные пункты не имеют потенциала для развития, поскольку численность их населения не позволяет разместить в них рентабельные производства реального сектора экономики из-за слабо развитой инфраструктуры, удаленности от центра и небольшой численности постоянного населения. Вместе с тем наличие этих населенных пунктов определяет существование муниципальных образований первого уровня с собственными бюджетами, наполнение которых за счет собственных бюджетов почти невозможно. Разрывной характер имеет и система муниципальных образований второго уровня. При средней численности населения районов республики около 11,3 тыс. человек, в 9 из 17 районов численность населения составляет менее 10 тыс. человек. Сельское хозяйство в большинстве муниципальных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда в отрасли, рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства. В сельском хозяйстве достаточно низкими остаются: - уровень обеспеченности населения республики собственными продуктами питания, организаций перерабатывающей промышленности - сырьем; - уровень занятости сельского населения, производительности труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве; - уровень производственного потенциала отрасли. Темпы роста производства продукции в сельскохозяйственных организациях не позволяют вести расширенное воспроизводство, обновлять технику; - объемы собственных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей для реализации инвестиционных проектов. Одна треть сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формой торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен. Остро стоит проблема обеспечения жителей сельских территорий питьевой водой, выбытие водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод. В республике имеются населенные пункты, не имеющие безопасных источников питьевого водоснабжения. В число не обеспеченных безопасным источником питьевого водоснабжения входят сс. Хонделен, Теве-Хая, Чыргакы, Хорум-Даг, Тоолайлыг, Адыр-Кежиг, Сыстыг-Хем, Хамсара, Качык. Развитие села сдерживается низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе. Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры и неразвитостью дорожной сети все еще остаются проблемными вопросы территориальной доступности образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых услуг. Без серьезного увеличения инвестиций в объекты социальной, инженерной инфраструктуры и жилищного строительства на селе не удастся повысить качество социальной среды обитания сельского населения республики, повысить уровень занятости и доходов. В противном случае подобная тенденция скажется на демографической и трудоресурсной ситуации и дальнейшем уменьшении численности населения сельских территорий и приведет к выходу из хозяйственного оборота сельхозугодий и других природных ресурсов. III. Цели, принципы и задачи в области устойчивого развития сельских территорий Политика республики в области устойчивого развития сельских территорий включает систему правовых, финансово-экономических и организационных мер, определяющих деятельность органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления, направленную на повышение эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения, а также рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий. Целями политики республики в направлении сельского развития до 2020 года являются: - создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития; - устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику республики и благосостояние российских граждан; - повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам; - замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; - сокращение межрайонной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения; - рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды; - сохранение и приумножение культурного потенциала села. Политика республики в направлении развития сельских территорий осуществляется в соответствии со следующими принципами: развитие сельской местности как единого территориального исторически сложившегося комплекса, выполняющего производственно-экономическую, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную и другие общенациональные функции; обеспечение конституционных прав сельских граждан на труд с достойной оплатой, а также доступность качественного образования, медицинской помощи и других социальных услуг; гарантирование сельским территориям государственной поддержки, обеспечивающей полное использование и развитие их природного и социально-демографического потенциала; партнерство между органами местного самоуправления, бизнесом и сельским населением в целях достижения устойчивого развития сельских территорий; расширение и углубление связей села с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему на основе агропромышленной интеграции и кооперации, развития рекреационных зон для горожан, дорожно-транспортных коммуникаций, современных форм связи и создания единых систем социального обслуживания населения; использование потенциала развития всех сельских населенных пунктов с выделением центров межселенного обслуживания; развитие на селе местного самоуправления, институтов гражданского общества, всех форм кооперации, повышение участия сельского населения в принятии решений, связанных с доступом к природным ресурсам (земельным, водным, лесным), социальным услугам, а также с перспективами развития сельских поселений. Достижение целей республики в направлении развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач: стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность; диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения; улучшение жилищных условий сельского населения; создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности. IV. Направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий 1. Демографическая политика и создание условий для переселения в сельскую местность Преодоление негативных демографических процессов, происходящих на сельских территориях, требует проведения активной демографической политики, направленной на укрепление сельской семьи, повышение ценности рождения и воспитания детей, а также на повышение доступа сельского населения к услугам детских дошкольных учреждений. В целях повышения эффективности реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, применительно к сельским территориям требуется принятие дополнительных мер, направленных на: - сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте; - сокращение уровня младенческой смертности; - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий здорового образа жизни, а также на снижение уровня заболеваемости социально значимыми заболеваниями; - снижение миграционного оттока населения. В этой связи необходимо предусмотреть следующие меры: усиление первичного звена здравоохранения в сельских поселениях; повышение доступности лекарственного обеспечения сельских жителей; формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, включая разработку программ, направленных на снижение потребления алкоголя и табачных изделий, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, профилактику алкоголизма, наркомании, сердечно-сосудистых и других заболеваний; обеспечение работы центров здоровья в закрепленных за ними сельских поселениях. Для улучшения демографической ситуации в сельской местности необходимо принять следующие меры: повышение уровня и качества жизни на селе, а также снижение масштабов бедности; создание новых рабочих мест; развитие рынка доступного благоустроенного жилья и института социального найма жилья; создание в сельской местности среды обитания, благоприятной для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям и объектам социальной инфраструктуры с учетом плотности населения. Демографическая политика также предусматривает дополнительные меры по стимулированию внешней и внутренней миграции на селе, особенно в депрессивных районах. Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности управления миграционными процессами, нормативно-правовое регулирование распределения миграционных потоков по сельским территориям, создание организационно-экономических условий для привлечения высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в сельское хозяйство и другие отрасли сельской экономики. В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в сельские поселения, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, следует расширить доступ к рынку жилья на селе, включая развитие института социального найма жилья. Также важное значение имеет решение проблем, возникших при перемещении мигрантов на сельских территориях, в частности упорядочение регистрации по месту пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности, защита трудовых прав и обеспечение доступности социальных услуг. Требуют решения вопросы, касающиеся перечня возмещаемых затрат и размеров оказания финансовой помощи переселяющимся на село семьям, особенно, в части профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. 2. Диверсификация сельской экономики, политика повышения занятости и доходов сельского населения Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление ее отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе. В условиях резкого обострения ситуации в демографической и трудовой сферах села переход от существующей неэффективной отраслевой и территориальной структуры сельской экономики к новой социально и инновационно ориентированной модели развития приобретает приоритетное значение. Необходимо разработать меры по поэтапному переходу от преимущественно монофункциональной модели сельской экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости. Приоритетными мерами в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются: восстановление и поддержание занятости населения, а также создание новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на модернизированные трудосберегающие инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства; поддержка эффективной занятости в сфере малого и среднего сельскохозяйственного предпринимательства и потребительской кооперации, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства; наращивание и модернизация рабочих мест в социальной сфере, на объектах инфраструктуры агропродовольственного рынка (хранение, транспортировка, сбыт сельскохозяйственной продукции), в сельском строительстве и жилищно-комму-нальном хозяйстве, а также на объектах транспортной и энергетической инфраструктуры; стимулирование увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности во всех возможных организационных формах, особенно, в сфере рекреационной и природоохранной деятельности, агро- и экологическом туризме, сельском гостиничном бизнесе, подсобных промышленных организациях и народных промыслах, лесопромышленном, водохозяйственном и строительном комплексах, а также в производстве местных строительных материалов; повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами. Меры по расширению занятости сельского населения должны осуществляться одновременно с повышением территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, обеспечением сбалансированности профессионально-квалифика-ционной подготовки работников и спроса на труд, развитием кадрового потенциала села и оптимизацией привлечения иностранной рабочей силы. Развитие кадрового обеспечения отраслей сельской экономики предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также по повышению обеспеченности организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Достижение этих задач предусматривает реализацию следующих мер: развитие системы мониторинга и управления кадровым обеспечением отраслей сельской экономики на основе организации регулярных мониторинговых исследований их кадрового потенциала, создания электронной системы взаимодействия профессиональных образовательных учреждений и работодателей, а также совершенствования целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения инфокоммуникационных технологий, формирования и развития инновационных образовательных и научно-производ-ственных структур, обеспечивающих повышение практической значимости и качества подготовки кадров; развитие ресурсных центров по подготовке кадров для сельской местности в образовательных учреждениях; принятие мер для обеспечения функционирования учебных хозяйств образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; стимулирование закрепления в сельской местности трудоустраивающихся молодых специалистов на основе предоставления субсидируемых кредитов организациям-работодателям на строительство жилья для молодых специалистов. В рамках политики Республики Тыва в области поддержки малого и среднего предпринимательства для стимулирования развития малого бизнеса на селе, в том числе потребительской кооперации, предусматривается реализация следующих мер: расширение доступа субъектов малого предпринимательства к субсидируемому кредиту, в том числе предпринимателей, желающих организовать альтернативный несельскохозяйственный вид деятельности; создание гарантийных и залоговых фондов для обеспечения кредитов, привлекаемых малыми формами хозяйствования на селе, за счет средств бюджета Республики Тыва и местных бюджетов; содействие сбыту сельскохозяйственной продукции, расширение сети приемо-заготовительных пунктов по закупке сельскохозяйственной продукции, создание торговой и логистической системы на кооперативной основе и содействие организации кооперативных рынков; расширение участия субъектов малого предпринимательства на селе в реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства; расширение сети информационно-консультационных служб для предоставления правовых, экономических и технологических консультаций сельским предпринимателям; содействие продвижению на рынок продукции сельского хозяйства, ремесел и народных промыслов под местными торговыми марками; снижение административных барьеров в продвижении продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничную сеть организаций торговли и общественного питания; обеспечение широкого доступа к обучению новым профессиям и основам малого предпринимательства лиц, высвобождаемых из сельскохозяйственного производства. В целях стимулирования сбыта сельскохозяйственной продукции предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой стороны. Такие центры позволят осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что будет способствовать решению целого ряда проблем, существующих сегодня в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями. Вовлечение граждан в обустройство сельских территорий в рамках реализации грантовых программ будет также способствовать повышению уровня занятости сельского населения. Политика республики в области доходов сельского населения направлена на повышение их уровня и диверсификацию источников, сокращение уровня бедности, преодоление локализации низкодоходных групп населения в сельском хозяйстве и сельских поселениях, выравнивание среднедушевых доходов на селе и в городе, выполнение ими стимулирующей, воспроизводственной, социально-защитной и социально-этической функций, снижение социально и экономически необоснованной территориальной, межхозяйственной и социально-групповой дифференциации, создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, повышение привлекательности сельского труда, а также привлечение и закрепление молодежи на селе. 3. Улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Политика Республики Тыва в области развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий ориентируется на кардинальное улучшение социальной среды обитания лиц, проживающих в сельской местности, повышение доступности социально-культурных и торгово-бытовых услуг на основе развития дорожно-транспортных коммуникаций, стационарных, мобильных и дистанционных форм обслуживания. При разработке схем территориального планирования и планов развития сельских территорий необходимо ориентироваться на создание в сельских поселениях социальных кластеров, обеспечивающих в полном объеме удовлетворение минимальных потребностей населения в социальных услугах с учетом нормативных радиусов их пешеходно-транспортной доступности и развития мобильных форм сервиса. Планы развития сельских территорий должны быть направлены на решение задачи по обустройству не только сельских населенных пунктов, но и территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в части развития инженерной инфраструктуры. В жилищной политике необходимо ориентироваться на удовлетворение потребностей всех групп сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, на основе: развития рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки государства в реализации конституционного права сельских граждан на жилище; формирования на селе фонда социального жилья, предоставляемого малообеспеченным сельским семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основе договора найма; стимулирования инвестиционной активности организаций-работодателей, прежде всего, сельскохозяйственных товаропроизводителей, в жилищной сфере; расширения доступа сельского населения, проживающего в ветхом, аварийном и требующем капитального ремонта жилье, к средствам Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; организации системы земельно-ипотечного кредитования строительства и покупки жилья на селе; преференций для молодых специалистов и молодых семей в обеспечении благоустроенным жильем с целью активизации их репродуктивного поведения; стимулирования привлечения граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность и не имеющих жилья, в рамках реализации региональных программ развития жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования, в том числе в сельской местности; улучшения проектирования сельского жилища, развития и модернизации жилищно-строительной индустрии, снижения стоимости сельского жилищного строительства, широкого применения автономных систем инженерного оборудования сельского жилища; упрощения процедуры предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в том числе отмены требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан, проживающих в сельской местности, кроме пригородных районов, и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также переселяющихся для постоянного проживания и работы в сельскую местность, и установления механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков указанным категориям граждан. На селе предстоит сформировать первичный рынок жилья, расширить ипотечное жилищное кредитование населения и накопительные схемы строительства (приобретения) жилья при государственной поддержке особенно молодых и малоимущих семей. В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования на селе, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования предусматривается осуществление мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р, в том числе повышение квалификации сельских работников образования, грантовая поддержка выпускников вузов для работы в сельских школах и создание условий для организации профильного обучения. В целях повышения эффективности реализации указанных мер применительно к сельским учреждениям образования необходимо ориентироваться: на создание на региональном и муниципальном уровнях базовых школ и определение транспортных схем доставки обучающихся, использование передвижных учебных лабораторий, внедрение новых моделей образовательных и социокультурных комплексов, интеграцию и кооперацию образовательных учреждений различных типов и ступеней; на развитие сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, а также на обеспечение пешеходной доступности для детей начальной школы и организацию подвоза детей на специализированных автобусах к основной и средней школе в пределах 30-минутной транспортной доступности; на восстановление и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных школ на основе создания учреждений образования типа «детский сад - школа», детских дошкольных учреждений семейного типа, групп кратковременного пребывания в детском дошкольном учреждении для подготовки детей к школе, разновозрастных групп и других вариативных форм дошкольного образования; на улучшение материально-технической оснащенности сельских школ, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием, завершение их компьютеризации, а также на развитие дистанционного обучения и других современных технологий образования и воспитания, в том числе с использованием информационно-теле-коммуникационной сети «Интернет»; на восстановление и развитие в сельской школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности; на реконструкцию и строительство пришкольных спортивных комплексов и площадок. В области медицинского обслуживания предполагается расширить доступ для сельского населения квалифицированной первичной, скорой и специализированной медицинской помощи на основе развития фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц, создания амбулаторий общей врачебной практики с учетом территориальных особенностей, укрепления материально-технической базы районных, центральных районных больниц и межрайонных центров с использованием телемедицины, а также обеспечения транспортной доступности для сельского населения межрайонных центров, республиканских учреждений здравоохранения. Предполагается развитие службы скорой медицинской помощи, аптечной сети, развитие выездных форм оказания специализированной медицинской помощи и применение дистанционных форм диагностики. Все сельское население должно быть охвачено диспансерным наблюдением. В целях популяризации здорового образа жизни и привлечения сельских жителей к занятиям физической культурой и спортом предполагается осуществление развития сети спортивных сооружений и площадок. Для улучшения культурного обслуживания сельского населения, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала сельских жителей необходимо ориентироваться на решение следующих задач: создание многофункциональных культурных центров путем реструктуризации учреждений культуры с обеспечением доступа к электронным базам данных и оцифрованным библиотечным и музейным фондам учреждений культуры, библиотечного и музейного обслуживания, кинопоказа, доступа к информационно-телекомму-никационной сети «Интернет»; создание и внедрение мобильных многофункциональных культурных центров с возможностями обеспечения цифрового контента, доступа к библиотечным и музейным фондам, а также организация профессиональных и любительских творческих коллективов; восстановление имеющих культурно-историческое значение усадеб и других архитектурных и природных памятников, создание музеев, усадебно-этногра-фических комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма и другие мероприятия. В области инженерной и транспортной инфраструктуры села предусматривается: улучшить электроснабжение производственных организаций и населения на основе обеспечения надежности электросетевого комплекса, снижения затрат на передачу и распределение электроэнергии за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого оборудования, а также перевода на более высокий класс напряжения распределительных сетей; повысить уровень обеспечения сельского населения теплом на основе повышения эффективности использования источников теплоснабжения (угля, газа, электроэнергии) с учетом природно-климатических условий и природно-ресурсной базы; обеспечить сельское население питьевой водой нормативного качества на основе реконструкции и развития централизованных систем водоснабжения, установки контейнерных сооружений водоподготовки и повышения санитарной надежности водозаборных сооружений; улучшить дорожно-транспортное обслуживание сельского населения путем обеспечения сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог с твердым покрытием, увеличения количества сельских населенных пунктов, обслуживаемых автобусами, количества и протяженности автобусных маршрутов, обновления автобусного парка, а также более активного использования водного транспорта и строящейся сети железных дорог. В целях формирования позитивного отношения к сельскому образу жизни предполагается активизировать действия в области популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания и повышения нравственности сельской молодежи, а также повышения информированности населения о позитивных переменах, происходящих на селе. 4. Политика сельского расселения Главная цель республики в области сельского расселения заключается в создании благоприятных предпосылок для выполнения селом его производственной, социально-демографической, культурной и других функций, а также для улучшения условий жизни сельского населения на основе развития горизонтальных и вертикальных хозяйственных и социальных связей сельских поселений. Политика сельского расселения предусматривает решение следующих задач: сохранение существующих сельских поселений во всем многообразии сложившихся форм сельского расселения от мелкопоселковых до крупноселенных в зависимости от конкретных условий и особенностей региона, а также создание во всех сельских поселениях минимальных базовых условий социального комфорта; формирование в сельских поселениях опорных пунктов, выполняющих роль центров социально-культурного и торгово-бытового обслуживания группы населенных мест; преодоление изолированности сельских поселений, обеспечение их взаимосвязи между собой, с центрами муниципальных районов, а также малыми и средними городами для улучшения социального обслуживания населения; оптимизация расселения на сельских территориях с учетом необходимости устойчивого социально-экономического развития муниципальных районов; создание в отдаленных районах благоприятных условий для развития относительно автономных сел для выполнения ими важнейших общенациональных функций; разработка механизмов перевода поселков постоянного проживания, возникших на месте дачных и садовых некоммерческих объединений граждан, в сельские населенные пункты. 5. Экологическая политика Основными задачами экологической политики являются экологическое оздоровление сельских территорий и экологизация основных сфер сельской экономики. Важными задачами являются совершенствование нормативной правовой базы, касающейся снижения антропогенного воздействия на природную среду в процессе производства и жизнедеятельности людей, и совершенствование административных и экономических методов управления этими процессами. Предстоит провести инвентаризацию экологического состояния сельских территорий, разработать их экологические паспорта и эколого-экономические карты, а также систему оценочных социально-эколого-экономических критериев, позволяющих решать вопросы экологически обоснованного размещения производительных сил, создать методическое обеспечение, которое даст возможность принимать оптимальные решения при формировании природоохранных проектов, распределении природоохранных инвестиций между отдельными сельскими территориями и объектами и размещении производственных объектов. С целью развития производства экологически чистой продукции предполагается разработать новые стандарты экологически безопасного сельскохозяйственного производства, провести сертификацию сельскохозяйственных производителей, усовершенствовать систему сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также меры финансовой поддержки производства экологически чистой продукции. Важным направлением экологической политики является развитие безотходных технологий. Основная задача в этой области состоит в создании принципиально новых технологических процессов, обеспечивающих минимизацию образования отходов в процессе производства и их утилизацию. С этой целью необходимо создание условий для развития малоотходных и безотходных технологий, совершенствование соответствующих технологических процессов и оборудования, а также содействие кооперации организаций промышленности и сельского хозяйства в более полном использовании сырья и отходов. Для комплексного решения проблем в области экологической реабилитации сельских территорий необходимо разработать муниципальные программы, содержащие систему природоохранных мероприятий в сельской местности, включая мероприятия по инвентаризации и ликвидации существующих свалок, рекультивации захламленных отходами земель и вовлечение этих земель в сельскохозяйственный оборот, размещением скотомогильников, а также по организации систем обращения и удаления твердых бытовых отходов на территории муниципальных образований, включая обустройство объектов переработки бытовых отходов. V. Механизмы реализации политики устойчивого развития сельских территорий 1. Организационное обеспечение Реализацию основных направлений политики Республики Тыва в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять до 2020 года в рамках республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 14 октября 2008 г. N 605, а также федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, с учетом ее пролонгации до 2013 года, а с 2014 года в рамках предлагаемой к разработке федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года, а также в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, а с 2013 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждение которой на очередной 5-летний период предусмотрено Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», которые предусматривают мероприятия по следующим направлениям: диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения; развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости; улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, в том числе развитие и модернизация учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других учреждений, развитие сети сельских дорог с твердым покрытием; комплексная компактная застройка сельских поселений; поощрение гражданских инициатив, направленных на создание условий для устойчивого развития сельских территорий, путем предоставления грантов, включая грантовую поддержку социально значимых творческих проектов; развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения; создание позитивного отношения к сельскому образу жизни; проведение научно-исследовательских работ, разработка системы и проведение мониторинга в сфере развития сельских территорий. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в республике должны быть разработаны муниципальные программы развития сельских территорий. Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских поселений, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социально-экономического положения. Для преодоления межведомственной разобщенности в области устойчивого развития сельских территорий требуется расширение полномочий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в части наделения функциями координации деятельности других республиканских органов исполнительной власти по реализации ими мероприятий в области развития сельских территорий. Это позволит во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти и общественными организациями вырабатывать и принимать эффективные управленческие решения, направленные на достижение целей и задач по устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренных Концепцией. Взаимодействие с органами исполнительной власти Республики Тыва предполагается осуществлять на основе соглашений, заключаемых с ними Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва в целях выработки согласованных позиций по осуществлению государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. 2. Финансовое обеспечение В целях диверсификации сельской экономики необходимо расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе и установить для них преференции, направленные на создание привлекательных условий для осуществления указанных видов деятельности. Расширению доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать расширение финансовых услуг сельским жителям на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов в сельской местности, а также организации предоставления банковских услуг через сельские отделения почтовой связи. Важным направлением является создание системы грантового поощрения инициатив сельских сообществ по благоустройству сельских поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды. Реализацию направлений политики Республики Тыва в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств бюджета Республики Тыва и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников, в том числе средств субъектов, хозяйствующих на селе, и средств сельского населения. 3. Научное и кадровое обеспечение Необходимо расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на республиканском и местном уровнях. Для кадрового обеспечения управления развитием сельских территорий необходимо разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти республики и органах местного самоуправления, а также в системе информационно-консультационного обслуживания сельского населения. Также необходимо разработать образовательные программы в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также для самих сельских жителей. 4. Информационное обеспечение и мониторинг В целях совершенствования информационного обеспечения политики сельского развития необходимо повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований. Необходимо организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых Росстатом при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе. Одним из направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Учитывая многоплановость устойчивого развития сельских территорий, объектами статистического наблюдения должны выступать как сельская территория в целом, так и сельское население. В связи с этим потребуются: разработка и законодательное закрепление регламента ведения похозяйственных книг сельских (поселковых) администраций как важнейшего источника информации о сельских домашних хозяйствах; расширение использования географических информационных систем, что позволит получать сведения с учетом географических идентификаторов; использование существующих административных регистров (сведений о записях актов гражданского состояния, сведений миграционных служб и другое). Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба, создание электронных эколого-экономических карт сельских территорий и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики. Проведение мониторинга развития сельских территорий предлагается закрепить за Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, выполняющим функции органа исполнительной власти, координирующего этот процесс. VI. Основные этапы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Реализация политики Правительства Республики Тыва в области устойчивого развития сельских территорий до 2020 года будет осуществляться в 2 этапа. На I этапе (2012-2013 годы) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий. На II этапе (2014-2020 годы) предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках Концепции. Это позволит к концу II этапа значительно повысить уровень занятости и доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить среду обитания и на этой основе замедлить процессы депопуляции и расширить количество сельских поселений со стабильным и растущим сельским населением. Приложение к Концепции устойчивого развития сельских территорий Республики Тыва до 2020 года» Целевые индикаторы и показатели Концепции устойчивого развития сельских территорий Республики Тыва до 2020 года +---------------------------+--------------+---------+---------------------------------+--------------+------------------------+-----------+ | | Единица | 2014- | В том числе: | 2018-2020 | В том числе: | 2014-2020 | | | измерения | 2017 | | гг., всего | | гг., | | | | гг., | | | | всего | | | | всего | | | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+-------++----------+---+------+--------+-------++-----------+ | | | | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | | 2018 г. | 2019 | 2020 | | | | | | г. | г. | г. | г. | | | г. | г. | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+-------+-----------+----------+--------+-------+------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+-------+-----------+----------+--------+-------+------------+ | | | Улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение | | жильем молодых семей, молодых специалистов на селе | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ | Ввод (приобретение) жилья | тыс.кв.м | 68,25 | 16,9 | 16,99 | 17,11 | 17,25 | 52,24 | 17,34 | 17,4 | 17,5 | 120,4 | | для граждан, проживающих | | | | | | | | | | | | | в сельской местности | | | | | | | | | | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ | в том числе для молодых | тыс.кв.м | 38,21 | 9,46 | 9,51 | 9,58 | 9,66 | 29,25 | 9,71 | 9,74 | 9,8 | 67,46 | | семей и молодых | | | | | | | | | | | | | специалистов | | | | | | | | | | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ | Обеспеченность жильем на | кв. м | | 13,54 | 13,54 | 13,55 | 13,56 | | 13,58 | 13,59 | 13,6 | | | одного жителя республики | | | | | | | | | | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ | | | Развитие инженерной инфраструктуры в сельской местности | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ | Ввод в действие локальных | км | 34 | 8 | 8 | 9 | 9 | 27,8 | 9 | 9,4 | 9,4 | 61,8 | | водопроводов | | | | | | | | | | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ | Уровень обеспеченности | % | | 14,36 | 15,25 | 16,27 | 17,26 | | 18,23 | 19,25 | 20,25 | | | сельского населения | | | | | | | | | | | | | питьевой водой, | | | | | | | | | | | | | подаваемой по водопроводу | | | | | | | | | | | | +---------------------------+--------------+---------+--------+-------+-------+--------+----------+---------+---------+-------+------------+ +---------------------------+------------+--------+---------+------+------+--------+-------+------+---------+-------+--------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | +---------------------------+------------+--------+---------+------+------+--------+-------+------+---------+-------+--------+ | | | Развитие на селе дошкольного и общего образования | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | Ввод в действие | мест | 240 | | | | 240 | 480 | | | 480 | 720 | | общеобразовательных | | | | | | | | | | | | | учреждений | | | | | | | | | | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | Ввод в действие | мест | 100 | 50 | 50 | | | | | | | 100 | | дошкольных | | | | | | | | | | | | | образовательных | | | | | | | | | | | | | учреждений | | | | | | | | | | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | | | Улучшение медицинского обслуживания сельского населения, | | развитие физической культуры и спорта | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | Открытие | пос./см. | 240 | 60 | 60 | 60 | 60 | 180 | 60 | 60 | 60 | 420 | | фельдшерско-акушерских | | | | | | | | | | | | | пунктов | | | | | | | | | | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | | | Развитие культурно-досуговой деятельности на селе | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | Ввод в действие | мест | 140 | 70 | 70 | | | | | | | 140 | | учреждений | | | | | | | | | | | | | культурно-досугового типа | | | | | | | | | | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | | | Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | Количество реализованных | ед. | 12 | 3 | 3 | 3 | 3 | 9 | 3 | 3 | 3 | 21 | | пилотных проектов | | | | | | | | | | | | | комплексной компактной | | | | | | | | | | | | | застройки и | | | | | | | | | | | | | благоустройства сельских | | | | | | | | | | | | | поселений | | | | | | | | | | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | | | Поддержка местных инициатив, направленных на улучшение среды | | обитания и жизнедеятельности сельского населения | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ | Количество сельских | ед. | 80 | 17 | 19 | 21 | 23 | 81 | 25 | 27 | 29 | 161 | | поселений, получивших | | | | | | | | | | | | | грантовую поддержку на | | | | | | | | | | | | | реализацию местных | | | | | | | | | | | | | инициатив | | | | | | | | | | | | +---------------------------+------------+--------+---------+-----+-------+-------+-------+------+---------+-------+---------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|