Расширенный поиск

Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 21.04.2015 № 429 ПВХ-II

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО ХУРАЛА (ПАРЛАМЕНТА)

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

 

 

 

Об утверждении рекомендаций парламентских слушаний на тему:

«Развитие производства строительных материалов и целевая подготовка кадров для строительного комплекса Республики Тыва»

 

Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва постановляет:

 

1. Утвердить рекомендации «парламентских слушаний на тему: «Развитие производства строительных материалов и целевая подготовка кадров для строительного комплекса Республики Тыва» (прилагаются).

 

2. Направить настоящее постановление и указанные рекомендации в Правительство Республики Тыва, Общественную палату Республики Тыва, Объединение работодателей строительной отрасли, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва, Министерство строительства Республики Тыва, Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва, главам муниципальных районов Республики Тыва.

 

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Верховного Хурала

(парламента) Республики Тыва                                                   К. Даваа

 

 

г. Кызыл

21 апреля 2015 г.

№ 429 ПВХ-II

Утверждены

постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 21 апреля 2015 г. № 429 ПВХ-II

 

РЕКОМЕНДАЦИИ,

принятые по итогам парламентских слушаний на тему: «Развитие производства строительных материалов и целевая подготовка кадров

для строительного комплекса Республики Тыва»

 

         Обсудив вопросы развития строительной индустрии и промышленности строительных материа­лов, являющейся существенным фактором развития экономики, строительного комплекса и социальной сферы, а также вопрос о целевой подготовке кадров в сфере строительного комплекса, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Инвестиции выступают точками роста экономики, помогая создавать новые рабочие места, привлекать эффективных менеджеров, использовать современные технологии. В Послании Главы – Председателя Правительства Республики Тыва Шолбана Валерьевича Кара-оола Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва и в инвестиционном послании на экономическом Совете в декабре 2014 года были определены основные направления региональной инвестиционной политики на 2015 год. Из текста Послания: «Необходима подготовка высококвалифицированных кадров и современных менеджеров. В республике надо сформировать систему профессионального образования, не просто учитывающую потребность инвесторов и предприятий, а четко ориентированную на них»; «Необходимы сквозные образовательные программы, разработанные совместно с работодателями, нужны системы карьерного планирования, начиная со школьной скамьи, системы профессиональной сертификации и независимой оценки. Сформировать площадки профессиональной ориентации. Сформировать специальные программы дополнительного образования. Заключить под проекты инвестиционных кампаний соглашения».

В Послании Главы – Председателя Правительства Республики Тыва предлагается очень серьезное направление – участие муниципалитетов в реализации региональной инвестиционной политики. Алгоритм действий по прогнозированию кадровой потребности дан в ключевом документе года.

Прежде всего, нужен анализ целесообразности принятия республиканских нормативных правовых актов, в том числе законодательных, которые послужат инструментом государственного регулирования вопросов подготовки квалифицированных кадров, в соответствии с потребностями инвестиционных проектов республиканского и муниципального уровней на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Кроме того, необходима консолидация ресурсов строительных предприятий и организаций различной формы собственности, лабораторного оборудования, мест по организации практических занятий образовательных учреждений для развития системы подготовки кадров в рамках государственно-частного партнерства.

В 2014 году внесены изменения в Закон Республики Тыва «О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва», позволяющий в упрощенном порядке оформлять право на пользование недрами подрядным организациям, заключившим контракт на строительство, ремонт и обслуживание автодорог.

Одним из основных потребителей минерального сырья является строительная индустрия, которую рассматривают как важнейший элемент производственной инфраструктуры республики. От уровня развития строительной индустрии зависит не только капитальное строительство, но и экономическое состояние республики.

По данным Тувинской геологоразведочной экспедиции и Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, на территории Тувы имеются месторождения самых разных горных пород, необходимых для производства основных видов строительных материалов.

Основой для развития промышленности строительных материалов республи­ки является наличие в регионе больших запасов сырьевых ресурсов для производства экологически чистых строительных материалов.

По состоянию на 1 января 1993 года в банке данных были учтены 66 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, учтенных государственным балансом, 40 месторождений – не учтенных балансом, 56 проявлений общераспространенных полезных ископаемых – строительных материалов.

Месторождениями общераспространенных полезных ископаемых для производства строительных материалов, предоставление которых находится в ведении Министерства природных ресурсов Республики Тыва, являются:

1)     месторождения строительных песков;

2)     месторождения песчано-гравийных материалов;

3)     месторождения карбонатных пород для строительной извести;

4)     месторождения глин и суглинков.

Всего на территории Республики Тыва за период 2008 – 2014 годов было выдано 111 лицензий. По состоянию на 22 января 2015 г. на территории Республики Тыва действует 65 лицензий на пользование участками недр общераспространенных полезных ископаемых, из них с целью геологического изучения с последующей добычей – 51, с целью добычи – 15.

По видам минерального сырья лицензии распределяются следующим образом:

песчано-гравийные породы – 41;

пески – 8;

магматические породы – 7;

глины и суглинки – 5;

известняки – 2;

гравий – 1;

бутовый камень -1.

 

Общее число недропользователей составляет 18 субъектов, в том числе 4 - индивидуальные предприниматели.

В зависимости от потребности и объема применяются минерально-сырьевые ресурсы для производства следующих строительных материалов:

1) стеновые материалы;

2) вяжущие материалы;

3) теплоизоляционные материалы;

4) отделочные материалы.

Наиболее распространены (практически во всех районах республики) глини­стые породы самого различного химико-минералогического состава и генетического происхождения, служащие сырьем для производства керамических изделий.

Суммарный запас кирпичного сырья по 17 месторождениям составляет 34488,9 тыс. куб. м., запасы песчано-гравийной породы по 10 месторождениям составляют 37003,16 тыс. куб. м., запасы песка по 8 месторождениям составляют 32002,22 тыс. куб. м., карбонатное сырье для извести по 5 месторождениям составляет 21588,0 тыс. т., известняка на 5 месторождениях - 35671,0 тыс. т.

Также к строительным материалам относятся лесосырьевые ресурсы Республики Тыва. По данным Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва, общая площадь лесного фонда Республики Тыва составляет 10882,9 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь 8071,3 тыс. га. Наибольшую площадь и запас среди хвойных насаждений имеет древостой лиственницы – 53,5 процента, который широко распространен во всех районах.

По состоянию на 1 января 2015 года площадь эксплуатационных лесов составляет 1809,9 тыс. га или 22 процента всей покрытой лесом площади.

Расчетная лесосека Республики Тыва составляет 2293,5 тыс. куб. м., в том числе по хвойному хозяйству – 1099,2 тыс. куб. м. или 48,9 процента и 1194,3 тыс. куб. м. по мягколиственной древесине.

Основные проблемы строительной индустрии республики сегодня - высокая изношенность производственной базы предприятий промышленности строительных материалов и отсутствие предприятий по выпуску ряда базовых строительных материалов при наличии сырья в республике для их производства.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития республики, увеличение объемов строительства объектов социальной сферы, возрастающие требования заказчиков, а также устранение дефицита определенных видов материалов ставят перед промышленностью строительных материалов Республики Тыва задачи по выработке направлений комплексного решения вопросов их развития, повышению технического и технологического уровня производства, по расширению ассортимента, улучшению качества, снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Несмотря на большое число используемых в строительстве материалов в рес­публике выпускается только ограниченная номенклатура.

В период реформ, с 1990 – 2000 годы, произошло снижение темпов развития республики. В ряде отраслей, в том числе и в промышленности строительных материалов, наблюдалась стагнация: были утрачены несколько основных предприятий по выпуску строительных материалов. Потеряны мощности по производству керамического кирпича в размере 34,0 млн. шт. (два предприятия), утрачены мощности домостроительного комбината, в том числе крупнопанельного домостроения - 102,3 тыс. кв. м. жилья, мощности по производству керамзитового гравия, служащего теплоизолятором и наполнителем при производстве легких бетонов. Основной причиной снижения уровня производства блоков дверных и оконных в сборе явилось прекращение деятельности в конце 2006 года столярного цеха «Стройдеталь».

Некоторое оживление инвестиционной активности в республике оказало по­ложительное влияние на процесс производства строительных материалов. Развитие жилищного и промышленного строительства, а также строительство объектов социальной сферы в республике повлияли на рост объемов производства основных видов материалов, таких как неармированные изделия, конструкции сборные железобетонные, керамический кирпич, нерудные строительные материалы, асфальтобе­тонные смеси и других.

С 2007 года предприятиями различной формы собственности постепенно наращивался ввод в эксплуатацию установок, линий, заводов, выпускающих изделия для нужд строительства.

Несколькими организациями различных ведомств и форм собственности были приобретены мобильные установки по выпуску товарного пенобетона и блоков из него, установки по производству тротуарной плитки и элементов благоустройства.

Введён в эксплуатацию цех по производству сборно-разборных жилищ для чабанов государственного унитарного предприятия «Юрта» в г. Чадане.

В 2007 году общество с ограниченной ответственностью «Восток» установило две дробильно-сортировочные установки в Тес-Хемском районе и г. Кызыле.

В 2008 году предприятием «Адарон» был введен в эксплуатацию завод по выпуску керамического кирпича по китайской технологии и на китайском оборудо­вании мощностью 12 млн. шт. в год.

В 2009 году предприятием «Двина» запущена линия по производству пенополистирола и изделий из него мощностью 6,0 тыс. куб. м.

В эти годы в двух районах республики - Тере-Хольском и Тоджинском - вве­дены лесоперерабатывающие цеха производительностью по 1000 куб. м. в год.

В 2010 году ООО «Жилье» в бывшем цехе крупнопанельного домостроения Кызылского ДСК введен цех с двумя линиями по производству пустотных плит перекрытия, железобетонных доборных и неармированных изделий, товарного бетона (мощностью 10 тыс. куб. м. изделий и 5,0 тыс. куб. м. товарного бетона) с автоматизированной системой управления процессом приготовления бетонной смеси на двух бетоносмесительных установках (БСУ).

В 2010 году ООО «Энергострой» установило бетоносмесительную установку стационарного типа по выпуску товарного бетона и строительных растворов мощностью 42 куб. м. в час с автоматизированной системой управления.

С увеличением объемов строительства и капитального ремонта дорог федерального, республиканского и муниципального значения увеличился спрос на необходимые для этого материалы. Изучив спрос, ООО «Восток» введены в эксплуатацию полуавтоматическая асфальтобетонная установка марки КДС-185 и в 2011 году - полностью автоматизированная асфальтобетонная установка КДМ-201 производительностью 110 тонн в час. Ежегодный выпуск нерудных строительных материалов этой организации составляет до 250 тыс. куб. м.

Строительный комплекс Тувы в последние годы отличается динамичными темпами роста. Этому способствует целый ряд  факторов:

активная работа по программам социального развития села, переселения граждан из аварийного и ветхого жилья;

повышение сейсмоустойчивости зданий и сооружений;

строительство жилья для детей-сирот;

реализация программ льготной ипо­теки для молодых учителей, выпускников вузов с красным дипломом;

дотации молодым врачам;

обеспечение земельными участками многодетных семей.

Растущие из года в год объемы строительных работ влекут за собой рост производства основных видов строительных материалов.

Существующие в республике объемы производства не удовлетворяют быстро растущие потребности строительных организаций. До сих пор основная масса материалов продолжает завозиться строителями из-за пределов республики.

Производство кирпича в республике покрывает 70 процентов от потребности, производство железобетонных изделий на 63 процента. Обеспечена потребность, почти в полном объеме, только в пиломатериале и нерудных материалах.

     С целью решения данных вопросов Правительством республики утверждена «дорожная карта» развития индустрии строительных материалов на 2014 – 2015 годы, разработанная Министерством строительства Республики Тыва.

Планом мероприятий предусмотрено увеличение производства строительных материалов уже существующими организациями, а также путем открытия новых производств на территории Республики Тыва.

     Общей целью «дорожной карты» является создание в республике производства номенклатуры современных высококачественных, конкурентоспособных и энергосберегающих строительных материалов с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для наиболее полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда.

     Одним из направлений работы Министерства строительства Республики Тыва в 2014 году было привлечение инвесторов в республику для открытия новых производств строительных материалов. В результате наиболее существенный прирост выпуска строительных материалов ожидается от реализации проекта с инвесторами, такими как: ООО «Бен-конс», ООО «НСК-град», компания «Арго», располагающими финансовыми, административными и трудовыми ресурсами, имеющими достаточный опыт работы в строительной отрас­ли, чтобы можно было говорить о размещении на территории республики новых производственных линий.

     По вопросу целевой подготовки кадров для строительного комплекса республики Министерством экономики Республики Тыва формируются объемы целевой контрактной подготовки кадров в 2015 году. Согласно предварительным данным, по специальностям строительного профиля необходимо подготовить 532 человека, из них с высшим образованием – 68 человек, по специальностям среднего звена – 56 человек, по рабочим профессиям – 408 человек. В наибольшей степени работодателям необходимы мастера общестроительных работ, мастера сухого строительства, мастера отделочных строительных работ, электромонтажники электрических сетей и электрооборудования.

По всем указанным специальностям ведется подготовка в профессиональных образовательных организациях Республики Тыва. Основными заказчиками подготовки кадров являются Министерство строительства Республики Тыва (подведомственные организации) и ООО «Лунсин».

В 2014 году объем целевого заказа по строительной отрасли составил 151 человек, из них по высшему образованию – 41 человек, по среднему образованию – 110 человек.

В Республике Тыва профессиональная подготовка кадров для строительной отрасли осуществляется на базе Тувинского государственного университета, Тувинского строительного техникума (г. Кызыл), Тувинского техникума жилищно-коммунального хозяйства и сервиса (г. Шагонар), а также на базе профессиональных образовательных организаций Российской Федерации. В 2012 году Тувинский строительный техникум преобразован из Профессионального училища № 4 г. Кызыла. Кроме имеющихся специальностей, в техникуме открылись новые специальности среднего профобразования: монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции; строительство и эксплуатация зданий и сооружений; водоснабжение и водоотведение.

Взаимодействие с работодателями осуществляется в части организации практических занятий студентов: заключены многолетние договоры с 34 работодателями, в числе которых ОАО «Кызылская ТЭЦ», ОАО «Тываэнерго», МУП РТ «Благоустройство», ГУП РТ «Тепловые сети», ООО «Водопроводно-канализационные системы», ООО УП «Жилсервис», ООО «Адарон», ООО «Жилье», ООО «Кызылстрой», ООО «Сельстрой», ООО «Лунсин», ООО Кондитерская «Эдем», школы, детские сады, индивидуальные предприниматели.

Из 245 выпускников в 2014 году трудоустроено 125 человек (51 процент), продолжили обучение 30 человек (12 процентов), направлены в армию 69 человек (28 процентов), находятся в отпуске по уходу за ребенком 6 человек (3 процента). Не трудоустроенными остались 15 человек (6 процентов).

По мнению участников парламентских слушаний, в рамках решения указанной проблемы в настоящее время требуется проведение работы по составлению, так называемого, баланса производства – потребления  общераспространенных полезных ископаемых, в том числе «разбраковка» некоторых месторождений и проявлений полезных ископаемых, так как последняя работа по анализу и обобщению материалов по минерально-сырьевой базе строительных материалов Республики Тыва была проведена в 1993 году.

Предстоит дальнейшая работа по тем месторождениям, которые числились на балансе, выяснению их пригодности для добычи. Остались ли в них пригодные для выемки запасы, или уже все отработано, экономически целесообразно ли вести на них добычу.

         Также необходимо проведение Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва работы по лесоустройству, последняя деятельность в указанном направлении проводилась 30 лет тому назад.

         С учетом вышеизложенного, в целях развития производства строительных материалов в Республике Тыва, а также совершенствования подготовки  кадров для строительного комплекса участники парламентских слушаний рекомендуют:

 

         I. Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва:

1) провести анализ положений Закона Республики Тыва «О порядке предоставления в пользование участков недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в Республике Тыва»;

2) разработать законопроект по целевой подготовке кадров для строительного комплекса Республики Тыва;

3) изучить возможность дополнения регионального законодательства нормативными правовыми актами об эксплуатации мелких месторождений песков и глин гражданами, проживающими в кожуунах и городах Республики Тыва.

 

II. Правительству Республики Тыва:

1)       определить основные приоритеты единой научно-технической политики и перечень прикладных научных исследований в области освоения минерально-сырьевой базы и лесных ресурсов Республики Тыва и представить их для утверждения на Экономическом Совете Правительства Республики Тыва;

2)       разработать и внести на рассмотрение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва проект закона Республики Тыва «О промышленных (индустриальных) технопарках в Республике Тыва»;

3)       ежегодно предусматривать средства для предоставления государственной поддержки предприятиям, выпускающим строительные материалы на базе местного сырья, для субсидирования части процентной ставки по банковским кредитам и компенсации затрат на модернизацию основного технологического оборудования;

4)       в тесном взаимодействии с Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН продолжать проведение экспертиз при разработке инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства и взаимодействие в оценке их влияния на экономику Республики Тыва;

5) в проект закона Республики Тыва «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О налоге на имущество организаций» включить предоставление льгот на имущество организациям, занимающимся выпуском строительных материалов на базе местного сырья, по следующим критериям:

- освободить от уплаты налога на имущество в последующий год организации, реализовавшие строительные материалы, произведенные на территории республики: кирпича - от 2 млн. штук в отчетный год и более, товарного бетона - от 5000 куб. метров в отчетный год и более, железобетонных изделий - от 5000 куб. метров в отчетный год и более;

- освободить от уплаты налога на имущество в последующие 5 лет организации, применившие при производстве строительных материалов новые современные технологии (приобретение нового оборудования) в отчетном году;

6) изучить возможность определения Министерства строительства Республики Тыва в качестве соучредителя организаций среднего профессионального образования Республики Тыва с целью подготовки кадров для строительной отрасли и ЖКХ.

 

III. Правительству Республики Тыва, Тувинскому институту прикладных исследований, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»:

1) предусмотреть образование центра прикладных квалификаций по  подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров строительной отрасли;

2) принимать участие в разработке образовательных программ по  переподготовке специалистов с высшим базовым техническим образованием, с учетом требований конкретных инвесторов, реализующих инвестиционные программы в строительной отрасли в Республике Тыва;

3) предусмотреть в структуре ТИПИ и ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» базовые кафедры по строительству и производству строительных материалов, принять меры по открытию  лаборатории прикладных исследований по технологии производства строительных материалов.

 

IV. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству строительства Республики Тыва и Министерству труда и социальной политики Республики Тыва:

внести предложения о необходимости принятия закона Республики Тыва, регулирующего вопросы подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы Республики Тыва, и «Дорожной карты «Развитие кадрового потенциала Республики Тыва».

 

         V. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва:

1)       в соответствии с подпрограммой «Развитие и использование минерально-сырьевой базы полезных ископаемых на территории Республики Тыва» ускорить проведение работ, предусматривающих системные мероприятия, направленные на сбор и обобщение геологической информации для ведения территориального баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых, геолого-ревизионного обследования участков недр;

2)       возобновить геологоразведочные работы по поиску новых видов нерудного сырья (каолины, кварцевый песок и др.) для производства строительных материалов.

 

         VI. Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва:

         принять меры по финансированию мероприятий, направленных на лесоустройство.

 

         VII. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству строительства Республики Тыва:

         разработать предложения в региональную подпрограмму ФЦП «Жилище» с целью кадрового обеспечения строительной отрасли для решения задач увеличения ввода объектов строительства во исполнение приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 марта 2011 года № 101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства региональных программ развития жилищного строительства».

 

VIII. Министерству экономики Республики Тыва, Тувинскому институту комплексного освоения природных ресурсов СО РАН и ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»:

проводить совместную работу  по поиску инвесторов для строительного комплекса.

 

IX. Агентству по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва:

оказать содействие организациям среднего профессионального образования в целях практикоориентированной подготовки студентов в получении лицензии по обслуживанию многоквартирных домов городов Шагонара, Чадана, Кызыла путем образования малых инновационных предприятий при организациях среднего профессионального образования.

 

X. Общественной палате Республики Тыва, Объединению работодателей строительной отрасли:

внести предложения по созданию в Республике Тыва негосударственных процедур оценки качества образования (привлечение независимых экспертов, проведение профессиональной общественной аккредитации).

 

XI.  Главам муниципальных районов Республики Тыва:

1) при подготовке планов социально-экономического развития учесть потребность кожуунов и городов Республики Тыва в тех или иных строительных материалах во избежание открытия нерентабельного, невостребованного производства строительных материалов;

2) внести предложения по поддержке уже действующих предприятий по производству строительных материалов.

 

 

 


Информация по документу
Читайте также