Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 23.12.2015 № 588
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА от 23 декабря 2015 г. № 588 г. Кызыл О Концепции
снижения выбросов парниковых газов на территории
Республики Тыва до 2018 года В
целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября
2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов», снижения выбросов
парниковых газов на территории Республики Тыва Правительство Республики Тыва
ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.
Утвердить прилагаемую Концепцию снижения выбросов парниковых газов на
территории Республики Тыва до 2018 года (далее – Концепция). 2.
Органам исполнительной власти Республики Тыва, органам местного самоуправления руководствоваться
положениями Концепции при разработке и реализации мероприятий по снижению
выбросов парниковых газов на территории Республики Тыва. 3.
Разместить настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой
информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва
А.
Дамба-Хуурак Утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2015 г. № 588 К О Н Ц Е П Ц И
Я снижения выбросов парниковых газов на территории Республики Тыва до 2018 года 1. Общие положения Концепция снижения выбросов парниковых
газов на территории Республики Тыва до 2018 года (далее – Концепция) определяет
основные направления формирования единой государственной политики в области
антропогенных факторов и объединяет в себе три основных аспекта: экономический,
социальный и экологический. Концепция разработана на краткосрочную
перспективу. Нормативно-право-вую основу Концепции составляют : Указ Президента Российской Федерации от
1 апреля 1996 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому
развитию»; Указ Президента Российской Федерации от
30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов»; распоряжение Президента Российской
Федерации от 17 декабря 2009 г.
№ 861-рп «О климатической доктрине Российской Федерации»; распоряжение Правительства Российской
Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р «Об утверждении плана
мероприятий по обеспечению к 2020 г. сокращения объема выбросов парниковых
газов до уровня не более 75% объема указанных выбросов в 1990 г.»; распоряжение Правительства Российской
Федерации от 22 апреля 2015 г.
№ 716-р «Об утверждении концепции формирования системы мониторинга,
отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации»; распоряжение Правительства Республики
Тыва от 12 мая 2015 г. № 208-р «Об утверждении плана мероприятий по снижению
выбросов парниковых газов в Республике Тыва на 2015-2018г.». В результате антропогенной деятельности
человечества за последние 40-50 лет планетарная температура поднялась на
0,6-0,7 градуса и является наиболее высокой за последние 600 лет. Средний
уровень океана поднялся на протяжении последнего столетия на 10-15 см. За этот
период отступили все зарегистрированные горные ледники. Ученые констатируют усиление тенденции к
потеплению климата. Средняя температура на планете к 2020 году может повыситься
на 1,3-1,5 градуса. Спектр пагубных тенденций может быть очень широким: от
повышения уровня мирового океана на 30-100 см. до изменения климатических
систем перераспределения осадков. Современные технологии оказывают
негативное воздействие не только на климат, флору, фауну, но и на здоровье
людей. Согласно исследованиям, проведенным комиссией по изменению климата ООН и
опубликованным в 1997 г., воздействие продуктов сгорания только твердого
топлива в период до 2020 г. может обернуться ежегодной смертью 700 тыс.
человек, вызванной онкологическими заболеваниями. Сокращение же выбросов на
10-15 процентов спасло бы жизнь 8 млн. человек. Именно концентрация антропогенных
парниковых газов в атмосфере существенно изменилась в течение последнего
столетия в результате деятельности человека, т.е. в век углеродного топлива,
что доказано изотопным и корреляционным анализами. По относительным показателям эмиссии
углекислого газа (выбросы в тоннах на 1 МВт установленной электрической
мощности тепловыми электрическими
станциями) крупнейшим загрязнителем воздуха считается Россия – 80 т/МВт,
Индия и Великобритания – 65 т/МВт, Китай – 61 т/МВт, Германия и Япония – всего
по 7 т/МВт. Анализ перспективных структур мирового
энергобаланса позволяет заключить по данным межправительственной группы
экспертов по вопросам изменения климата при ООН, пик эмиссии парниковых газов
будет зафиксирован в течение ближайших 20-25 лет на уровне 9 млрд. т в год, при
текущем значении менее 7 млрд.т в год. 2. Основные аспекты 2.1. Экономическая составляющая Экономическая составляющая Концепции
подразумевает оптимальное использование ограниченных природных ресурсов и
применение экологичных природо-, энерго- и материалосберегающих технологий, в
том числе добычу, переработку сырья, создание экологически приемлемой
продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов, исходя из того факта, что на сегодняшний
момент, невозможно обойтись без не возобновляемых природных ресурсов – нефти,
угля, газа, металлов. 2.1.1. Стационарное сжигание топлива По предварительной оценке (на основе
базового подхода, указанного в методических рекомендациях по проведению
добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах
Российской Федерации) выбросы парниковых газов от сжигания твердого топлива для
производства тепловой энергии ОАО «Кызылская ТЭЦ» в год составляет более 200,0
тыс. тонн эквивалента углекислого газа (далее – СО2экв.), что позволяет
относить данный объект к значимым источникам выбросов. Из-за большого
содержания летучих веществ (неконденсируемые газы, каменноугольная смола) и
склонности к спеканию, слоевое горение тувинских углей в котлоагрегатах
сопровождается высоким химическим недожогом (данный факт при расчете выбросов
не учитывался, применялся коэффициент равный 1, на основе базового подхода,
указанного в методических рекомендациях по проведению добровольной
инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской
Федерации). Резко континентальный климат и
географические условия – расположение населенных пунктов республики в межгорных
котловинах, препятствуют перемешиванию воздушных масс и очищению воздуха. Кроме
того, достаточно большой «вклад» в процесс увеличения выбросов парниковых газов
вносит частный жилой сектор, оборудованный отопительными печами. Только по г.
Кызылу объем выбросов парниковых газов от таких источников может составлять от
100,0 до 130,0 тыс. тонн СО2экв. в год. Таким образом, суммарная нагрузка
антропогенного воздействия на окружающую среду только от стационарных
источников сжигания твердого топлива по г. Кызылу может составлять более 300,0
тыс. тонн СО2экв. в год и до 400,0 тыс.т СО2экв.в целом по республике. О
конкретных объемах выбросов можно будет говорить после составления кадастра
источников выбросов парниковых газов составленного по результатам
инвентаризации. Увеличение потребления ископаемых углей с использованием
традиционных энергетических технологий будет сопровождаться ростом
экологической нагрузки на окружающую среду. Исходя из посыла, что в ближайшее время
не представляется возможным отказаться от использования угля как основного
источника топлива, необходимо проводить мероприятия по снижению негативного
воздействия парниковых газов от источников стационарного сжигания топлива. Для решения проблемы снижения выбросов
парниковых газов от сжигания топлива при производстве тепловой энергии
необходимо внедрять более эффективные энергетические технологии. Работа,
начатая в республике по производству бытового экологически безопасного топлива
с целью снижения экологической нагрузки от бытовых печей, производство
брикетированного (переработанного) угля и паллет из древесных отходов, должна
быть не только продолжена, но и расширена. За счет улучшения качества угля
можно снизить объем выбросов вредных газов всего на 5 процентов, но применение
этих процессов важно, так как они обеспечивают немедленный эффект сокращения
выбросов СО2экв. Необходимо проводить разъяснительную
работу и пропаганду среди населения по внедрению новых экологически чистых
видов топлива. На территории Республики Тыва имеется
уникальный объект – подземный пожар пласта Улуг-Эрбекского угольного
месторождения. Пожар выделяет большое количество СО2 и водяного пара.
Необходимо изучить вопрос возможного использования выделяющегося тепла для
целей теплоснабжения г. Кызыла. Строительство новой станции по
производству и передаче тепловой энергии вне границ г. Кызыла позволит решить
основные проблемы, связанные с загрязнением воздушного пространства, которые на
сегодня являются наиболее актуальными.
Результаты инвентаризации
источников выбросов парниковых газов на объектах стационарного сжигания топлива
дадут дополнительные аргументы в пользу строительства новой тепло-электро
станции с применением современных технологий, позволяющих значительно снизить
антропогенное воздействие топливно-энергетического комплекса на окружающую
среду и обеспечить наибольшее количество потребителей централизованным
теплоснабжением. Потери в тепловых сетях – еще один
источник парниковых газов. Величина потерь в теплосетях г. Кызыла достигает 18
процентов, при существующей норме 5-6
процентов. Это связано с износом теплопроводов и,
главным образом, с несовершенством применяемой изоляции. Улучшение
изоляции теплосетей с использованием современных технологий (полиуретановая
теплоизоляция) должна сократить потери в 2-3 раза, до уровня примерно в 15
процентов, что в пересчете принесет эффект сокращения выбросов на 4,2 тыс. т
СО2экв. в год на один километр замененных (модернизированных) теплосетей. Проведение мероприятий, предусмотренных
государственной программой Республики Тыва «Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в Республике Тыва до 2020 года», утвержденной
постановлением Правительства Республики Тыва от 8 октября 2010 г. № 392, в
части модернизации и капитального ремонта теплосетей необходимо сопровождать
разработкой проектов сокращения выбросов парниковых газов как отдельными
предприятиями, так и в целом по республике. Это позволит учитывать изменения
(сокращения) выбросов, которое в обязательном порядке будет отражать изменения
в республиканском кадастре выбросов парниковых газов и, кроме того, проектные
объемы сокращенного СО2экв. могут быть предложены к продаже в дальнейшем. Задача состоит в том, чтобы за счет
проведения целенаправленной политики создать устойчивую и эффективную систему
инвестирования в энергосбережение, которая, в свою очередь, позволит сократить
в перспективе расходы всех уровней бюджетов республики. 2.1.2. Повышение эффективности транспортной системы Одним из основных источников загрязнения
окружающей среды является автотранспорт, на долю которого приходится 96
процентов всех продуктов переработки нефти. В среднем каждый автомобиль
выбрасывает порядка 1 тонны вредных веществ в год. В потреблении первичных
энергоресурсов на транспорт приходится 15 процентов. В качестве первичных методов снижения
потребления топлива необходимо рассмотреть такие технические меры, как повышение
энергоэффективности автомобилей, переход на альтернативные виды топлива (газ) и
обучение экологичному движению. Необходимо провести энергетические обследования
организаций общественного транспорта, которое можно совместить с процессом
инвентаризации источников выбросов от мобильных установок сжигания топлива. Наиболее эффективной мерой модернизации
транспортной системы и снижения выбросов парниковых газов и загрязняющих
веществ на транспорте является так называемый «модальный сдвиг» (модальный – обусловленный обстоятельствами). Применительно
к городскому транспорту это означает, во-первых, перевод пассажиропотоков с
личного (автомобильного) на общественный транспорт, а, во-вторых,
предоставление людям большей возможности передвигаться на велосипедах и пешком. По сравнению с передвижением
на легковом автомобиле расход энергии на одного пассажира при передвижении на
автобусе приблизительно меньше в пять раз. Если же в автомобиле едет один
водитель, то энергоэффективность автомобиля ниже автобуса в 20 раз. Выбросы загрязняющих
веществ, приходящиеся на одного пассажира, у общественного транспорта в 5-10
раз меньше, чем у автомобиля. Обеспечение модального
сдвига дополнительно ведет и к положительным социальным аспектам: повышение
возможности мобильности для малообеспеченных, пожилых людей и детей создает
благоприятную городскую среду обитания. В этом плане имеет смысл рассмотреть
вопрос продления или разработки новой программы на смену государственной
программы Республики Тыва «Доступная среда» на 2014-2015 годы», утвержденной
постановлением Правительства Республики Тыва от 25 декабря 2013 г. № 758. Развитие общественного
транспорта, велосипедной инфраструктуры и пешеходных возможностей позволит
эффективно решить проблему загрязнения воздуха. В отношении пригородного и
междугородного транспорта модальный сдвиг означает предоставление пассажирам
удобных возможностей использования железной дороги, автобусного сообщения,
водного и воздушного транспорта. Именно в таком приоритетном порядке
располагаются эти виды транспорта по возрастанию потребления энергии (топлива)
в расчете на одного пассажира. Что касается грузовых
перевозок, то и в этом отношении железнодорожный и водный транспорт являются
значительно более энергоэффективными, чем автомобильный, поэтому для республики
весьма актуальной остается проблема строительства железной дороги, развитие
водного и воздушного транспорта. Перевод транспорта на более
экологический вид топлива – газ, а также перевод пассажирского автотранспорта
на гибридные автомобили (автомобили,
использующие для привода ведущих колес более одного источника энергии) с
использованием газовых, газобензиновых или электродвигателей позволит замедлить
темпы роста выбросов, при том, что прогнозируется рост числа эксплуатируемых автомобилей на 3,5
процента ежегодно, по данным Росстата. Не маловажной проблемой в
загрязнении окружающей среды является состояние автодорог. Государственной
программой Республики Тыва «Развитие транспортной системы Республики Тыва на
2014-2016 годы», утвержденной
постановлением Правительства Республики Тыва от 28 апреля 2014 г. № 171, предусмотрен ряд мероприятий по строительству и
реконструкции отдельных участков автомобильных дорог, а подпрограммой
«Транспорт» – реконструкция аэропортового комплекса г. Кызыла. По окончании
2016 г. необходимо оценить достигнутые результаты по реализации вышеуказанной
программы, проанализировать результаты инвентаризации выбросов от мобильных
источников выбросов парниковых газов и разработать новую программу более
расширенного содержания на последующие годы с учетом мероприятий, направленных,
в том числе и на экологизацию автотранспортной системы республики, с
обязательным включением в раздел целевых показателей, характеризующих
достижение целей и решение задач, показателей по снижению объемов эмиссии
парниковых газов. 2.1.3. Повышение энергоэффективности
зданий По оценке экспертов мирового
энергетического агентства, примерно 40 процентов энергопотребления приходится
на здания жилые (нежилые). Просчеты, допущенные при строительстве жилых и общественных
зданий, в которых ограждающие конструкции зданий выполнялись со снижающимся
коэффициентом термического сопротивления, ведут почти к 2-кратному перерасходу
энергии. Делалось это в угоду экономическим интересам строительного комплекса,
в условиях искусственно заниженных цен на энергоресурсы. Чтобы избавиться от
допущенных потерь, необходимо проводить достаточно сложное утепление стен и
окон существующих зданий, менять технологии производства стеновых конструкций,
снижать теплопроводность дверных и оконных блоков. В среднем величина потерь тепловой энергии обыкновенного
кирпичного здания составляет 250-350 кВт.ч в год с одного квадратного метра
отапливаемой площади. Задача повышения энергоэффективности жилых, общественных
и производственных зданий особенно актуальна. Нормативы энергопотребления для
новых зданий в России составляет 105 кВт.ч/кв.м к достижению такой величины
потерь должны быть направлены все мероприятия по реконструкции зданий и
обязательно подтверждены расчетами,
показывающими, в количественном выражении объем сокращенной потребляемой
энергии и соответственно перевод в эквивалент СО2экв, что наглядно отразит
вклад в процесс сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду.
Министерству топливно-энергетического комплекса Республики Тыва необходимо
разработать систему оценок и критериев для всех зданий: «Дом высокого
потребления энергии», «Дом низкого потребления энергии», «Дом нулевого
энергобаланса» и подготовить руководство к применению для предприятий и
управляющих компаний. Данные критерии должны базироваться на потери тепловой
энергии с квадратного метра (кВт.ч/м кв. в год или в отопительный период). В сфере экономического
управления энергосбережением нельзя допускать его отрыва от управления топливно-экономическим
комплексом в целом. При этом следует использовать преимущества системного
подхода и возможности математического моделирования. Необходимо разработать и
внедрить в практику единую экономико-математическую модель
топливно-энергетического комплекса республики, в которой энергосбережение было
бы представлено самостоятельным блоком. Это позволит получать оптимальные
решения по всему множеству мероприятий и технологий с детальностью вплоть до
отдельного предприятия, в увязке со всеми звеньями энергохозяйства республики. Частично такой сценарий
предусмотрен государственной программой
Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным
жильем на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики
Тыва от 26 мая 2014 г. № 219, в части
развития производственной базы строительного комплекса и создания
условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов,
отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности. Следует также наладить адресную систему стимулирования
энергосберегающих мероприятий за счет создания проектов сокращения выбросов
СО2экв. Такая работа может быть организована на уровне Правительства Республики
Тыва с привлечением внебюджетных источников финансирования с последующей
реализацией сокращенных объемов парниковых газов. Раздел V «Мероприятия
Программы, сроки их реализации и ожидаемые результаты» государственной
программы Республики Тыва «Повышение эффективности и надежности
функционирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2014-2020
годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва
от 6 июня 2014 г. № 267, должен быть дополнен
показателем «объем сокращенных выбросов парниковых газов от внедрения
энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий». Использование современной
бытовой и офисной техники еще один источник снижения энергопотребления. Любая
новая техника, в среднем, на 35-40 процентов более энергоэффективна, чем
заменяемая. Новая бытовая техника потребляет меньше электроэнергии на 15-20
процентов, а новая офисная техника – на 45-50 процентов. 2.1.4. Меры в секторе обращения с
отходами Утилизация отходов в
Республике Тыва, да и в России в целом, является важной и насущной проблемой,
которая заключается не только в том, чтобы очистить от мусора наши леса, реки и
парки, но и организовать должную утилизацию мусора и
принять меры, ограничивающие все ускоряющий рост количества отходов, прежде
всего, твердых бытовых отходов. Необходима
организация раздельного сбора мусора, как это принято во всех развитых
странах, и главное, его дальнейшая утилизация.
Недопустимо, чтобы раздельно собранный мусор не перерабатывался, а вывозился на
свалки. Следует подчеркнуть, что
использование вторичного сырья также приносит дивиденды в вопросах экономии
энергии и снижения выбросов парниковых газов, при этом речь идет не о
мусороперерабатывающих заводах, поскольку они сами являются дополнительным
источников выбросов вредных веществ, а в прямой замене первичного сырья, вторичным сырьем и достигнутым при этом
эффекте, который рассчитывается через экономию топлива, электроэнергии и тепла.
Освоение таких производств предпринимателями, должно быть поддержано на уровне
Правительства Республики Тыва и отражено в государственной программе Республики
Тыва. Для организации раздельного сбора отходов и их вторичного использования
необходимо законодательное регулирование, рассматривающее отходы в качестве
ресурсов. Утилизация
свалочного газа, который на 50-70 процентов состоит из метана, даже в случае
его неэффективного, неэнергетического использования (простого сжигания) также
оценивается эффектом в снижении выбросов парниковых газов, поскольку
образующийся при сжигании СО2экв, дает в 20-25 раз меньше парниковый эффект,
чем метан. Это менее затратный механизм на первом этапе сокращения выбросов,
который может быть реализован в ближайшее время. По
результатам инвентаризации источников выбросов парниковых газов государственную
программу Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годы»,
утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 22 октября 2014 г.
№ 497, необходимо будет расширить за счет включения мероприятий по утилизации
свалочного газа, а позицию «Ожидаемые результаты реализации Программы» паспорта
Программы дополнить абзацем «объем выбросов парниковых газов на территории
Республики Тува к 2020 году не должен превышать 75 процентов к уровню 1990
года». 2.1.5. Переход к экологически
устойчивому ведению лесного хозяйства Леса
поглощают СО2экв. в процессе фотосинтеза, но также и выделяют его в процессе
«дыхания» и разложения органических веществ. Молодой, быстро растущий лес
является, безусловно, нетто-поглотителем, а старый может быть нетто-имиттером
углекислого газа. Леса неизбежно будут стареть и через 30 лет нетто-поглощение
может стать нулевым. На сам процесс старения повлиять невозможно, но можно
повлиять на другие факторы: пожары и рубки. Основной перечень таких мероприятий
предусмотрен государственной программой Республики Тыва «Развитие лесного хозяйства Республики
Тыва на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением
Правительства Республики Тыва от 22 октября 2014 г. № 497. Как показывает практика, этих
мероприятий не достаточно, нужно более интенсивное финансирование и расширение
перечня мероприятий в данной отрасли. Таким источником инвестиций является
специальный экономический механизм REDD+ (сокращение от обезлесения и
деградации земель). При вступлении в действие второго глобального климатического
соглашения, принятого на 21-ой Конференции ООН по проблеме изменения климата,
прошедшей в г. Париже в декабре 2015 года (планируется к подписанию в марте
2016 г.), будет происходить формирование мирового и внутреннего углеродных
рынков по торговле квотами выбросов парниковых газов. Создание климатического
проекта на базе сохранения и выращивания лесов в лесном хозяйстве Республики
Тыва является оправданным и даст возможность получить инвестиции, через
предложенный инвестиционный механизм. Рамки этого проекта могут быть расширены
за счет присоединения земель, выведенных из сельскохозяйственного использования
на территории Республика Тыва. В бывшем пахотном горизонте за счет прекращения
отчуждения растительного материала в виде урожая и восстановления многолетней
растительности началось постепенное накопление органического углерода. 2.1.6. Возобновляемые источники энергии Республика Тыва располагает
значительным потенциалом возобновляемых источников энергии, который в разы
превышает энергетические потребности республики. Однако на сегодняшний день
самым доступным и менее затратным является потенциал солнечной энергии.
Использование мобильных солнечных батарей для обеспечения удаленных
сельскохозяйственных производителей поможет решить не только проблему снабжения
энергией, но и минимизирует процесс негативного антропогенного воздействия за
счет перевыпаса скота, а также позволит сельхозпроизводителям республики
успешно развиваться, не разрушая привычного уклада хозяйства. Сегодня для этих
целей используются дизельные генераторы, которые отличаются крайне высокими
эксплуатационными издержками. 2.2. Социальная составляющая Социальной составляющей Концепции
является идея соблюдения прав будущих поколений, поскольку природные ресурсы
земли, в том числе и ресурсы Республики Тыва, являются общим наследием, включая
как ныне живущих, так и те поколения, которые придут нам на смену. Сокращение
антропогенного воздействия на природу – это смена ценностных установок, как на
личном, так и на общественном уровне. Обеспечение устойчивого развития требует
не только новых технологий и инвестиций, но прежде всего социальных
новаций, готовности отказаться от
сиюминутной выгоды ради будущих поколений, для этого необходимо улучшать
качество социальной среды и здоровья населения; выходить на стабильные
демографические показатели и повышение продолжительности жизни; осуществить
переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения.
В итоге это приведет к сокращению расходов на здравоохранение, поскольку будет
снижаться уровень заболеваемости населения вследствие улучшения экологической
обстановки. 2.3. Экологическая составляющая Экологическая
составляющая Концепции должна обеспечивать целостность и жизнеспособность
биологических и физических природных систем, прежде всего тех, от которых
зависит глобальная стабильность всей биосферы.
Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата
биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к
самовосстановлению. В понятие «природных систем и ареалов обитания» нужно
включить созданную человеком среду, такую как, например, «Город». Это позволит
рассматривать в комплексе влияние негативных процессов связанных с
жизнедеятельностью человека и выработке решений на их устранение. Вовлечение
социума в природоохранную систему через механизм экологического контроля, производственного, ведомственного и
общественного. Если первые два вида контроля регламентируются правовыми актами,
то общественный контроль в отличие от государственного не имеет обязательной
силы, его заключения носят рекомендательный характер, но государственные органы
обязаны реагировать на деятельность общественных экологических организаций.
Кроме того, общественный контроль представляет собой одну из форм участия
общественности в деле охраны природы и рационального использования природных
ресурсов. Его цель состоит в оказании содействия государственным органам в
проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию
природных ресурсов, в выявлении, предупреждении и установлении вредных
воздействий на окружающую среду и ее отдельные объекты. Важнейшая мера в
преодолении экологической опасности состоит в целенаправленном воздействии на
человека по формированию чувства гражданского долга и моральной ответственности
за состояние окружающей среды, бережного отношения к природе и ее ресурсам на
этапе формирования экологической культуры у школьников и детей дошкольного
уровня. Государственной программой Республики Тыва «Развитие образования и
науки 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики
Тыва от 30 октября 2013 г. № 632, предусмотрен комплекс мер для реализации
намеченных целей. Кроме того, программой предусмотрена разработка методологии и
технологии комплексной оценки изменения природных экосистем под влиянием как
естественных, так и антропогенных факторов на базе использования современных
технических средств дистанционных спутниковых и наземных измерений интегральных
характеристик природных экосистем. 3. Цель и задачи Цель Концепции – последовательное
решение ряда задач, направленных на сокращение антропогенного воздействия на
климатическую систему Республики Тыва, что в итоге должно привести к: 1) сокращению выбросов парниковых газов
к 2020 году не менее чем на
25 процентов от объема выбросов в 1990 году; 2) устойчивому развитию региона; 3) стабилизации экологической
обстановки; 4) коренному улучшению состояния
окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках
институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить
становление новой модели хозяйствования и широкого распространения экологически
ориентированных методов управления; 5) ведению хозяйственной деятельности в
пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и
ресурсосберегающих технологий. Основными направлениями перехода
Республики Тыва к устойчивому «зеленому» развитию являются: 1) оценка хозяйственной емкости
локальных и региональных экосистем республики, определение допустимого
антропогенного воздействия на них, начиная с инвентаризации источников и
объемов выбросов и поглощений парниковых газов; 2) разработка системы стимулирования
хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее
экологические результаты по итогам мониторинга и построения системы отчетности
по выбросам парниковых газов, при которых биосфера воспринимается уже не только
как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть
непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее
отдельных элементов; 3) формирование эффективной системы
пропаганды идеи устойчивого развития и создание соответствующей системы
воспитания и обучения. Переход к устойчивому развитию потребует
скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной
переориентации социальных, экономических и экологических институтов республики.
При этом регулирующая роль возлагается на Правительство Республики Тыва,
в сотрудничестве с научными институтами, строгое соблюдение ряда ограничений,
следовать которым нелегко, особенно на начальном этапе. Это, в частности,
осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных
территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый
ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно
изучены. Для реализации намеченных целей необходимо: 1) провести инвентаризацию всех
источников выбросов парниковых газов и сформировать кадастр выбросов в целом по
Республики Тыва; 2) сформировать региональный
хозяйственный механизм, регулирующий социально-экономическое развитие, в
области природопользования и антропогенного воздействия на окружающую среду; 3) выполнять природоохранные мероприятия
на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктах
республики Тыва и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку,
рекультивацию земель, озеленение и благоустройство; 4) осуществлять меры по оздоровлению
населения, развивать социальную инфраструктуру во всех отраслях и предприятиях,
функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения, обеспечить
санитарно-эпидемиоло-гическое благополучие; 5) развивать сельское хозяйство на
основе прогрессивных агротехнологий, адаптированных к нашим условиям, создавать
системы социальной защиты сельского населения. При этом механизмы разработки и принятия
решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать
последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической
сферах. Не маловажной целью данной Концепции
является привлечение «углеродных» инвестиций в экономику республики. Потенциал привлечения инвестиций через
углеродные проекты существует не только в области лесов, но и во всех сферах
экономики, где осуществляются мероприятия, направленные на сокращение
(поглощение) выбросов парниковых газов. Проведение инвентаризации источников
выбросов и создание республиканского кадастра выбросов послужит начальным
этапом по созданию условий привлечения «углеродных» инвестиций в республику. 4. Реализация концепции Реализация Концепции
осуществляется органами исполнительной власти Республики Тыва в пределах их
компетенции и во взаимодействии с
органами местного самоуправления Республики Тыва и вовлечением всех организаций
и предприятий, ведущих экономическую деятельность на территории Республики
Тыва, в период 2016-2018 годов. В результате будет построена открытая и
прозрачная система мониторинга и отчетности количественного определения объема
выбросов парниковых газов в Республике Тыва, выработана система оценки
мероприятий, направленных на экологизацию окружающей среды, с учетом
необходимости демонстрировать результативность по сокращению выбросов
парниковых газов. Будут созданы условия для привлечения инвестиций, а также
реализован единый подход определения ущерба от любых видов деятельности,
способствующих возникновению эмиссии парниковых газов, что консолидирует
выполнение ряда государственных программ
Республики Тыва. Концепция дополняет
Стратегию социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года. Мероприятия, направленные на сокращение
выбросов парниковых газов, предусмотрены целым рядом государственных программ: 1) государственной программой Республики
Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на
2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от
26 мая 2014 г. № 219; 2) региональной программой «Капитальный
ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории
Республики Тыва на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства
Республики Тыва от 11 июня 2014 г. № 281; 3) государственной программой Республики
Тыва «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2014-2016 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 28 апреля 2014 г.
№ 171; 4) государственной программой Республики
Тыва «Повышение эффективности и надежности функционирования
жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва на 2014-2020 годы»,
утвержденной постановлением
Правительства Республики Тыва от 6 июня 2014 г. № 267; 5)
государственной программой Республики Тыва «Охрана окружающей среды на период
2015-2020 годов», утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от
22 октября 2014 г. № 497; 6) государственной
программой Республики Тыва «Развитие образования и науки 2014-2020 годы»,
утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г.
№ 632. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|