Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Тыва от 18.05.2016 № 165
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА от 18 мая 2016 г. № 165 г. Кызыл Об утверждении республиканской комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва «Бузурел» (Вера) (В редакции Постановлений Правительства Республики Тыва от 20.09.2016 № 407; от 14.03.2017 № 95; от 15.09.2017 № 415) В соответствии с Указом Главы Республики Тыва от 18 февраля 2013 г. № 30 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Тыва на 2012-2017 годы», в целях проведения социальной реабилитации детей, совершивших правонарушения и преступления, профилактики безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной, Правительство Республики Тыва ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую комплексную программу профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва «Бузурел» (Вера). 2. Определить Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва ответственным органом исполнительной власти Республики Тыва за реализацию республиканской комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва «Бузурел» (Вера). 3. Опубликовать настоящее постановление в газетах «Тувинская правда» и «Шын», разместить на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Тыва Натсак О.Д. Заместитель Председателя Правительства Республики Тыва А. Дамба-Хуурак Утверждена постановлением Правительства Республики Тыва от 18 мая 2016 г. № 165 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва «Бузурел» (Вера) П А С П О Р Т республиканской комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Республике Тыва «Бузурел» (Вера)
I. Обоснование проблемы преступности и правонарушений несовершеннолетних, анализ ее исходного состояния В Республике Тыва проживают 95 165 семей, в которых воспитываются 115 792 ребенка, из них 31 346 являются многодетными (или 32,9 процента от общего числа семей), в них воспитываются 52 970 детей. Для обеспечения потребности в социальных услугах семей с детьми в Республике Тыва действуют: 180 общеобразовательных школ (вместе с вечерними школами) с охватом 58 375 детей; 262 дошкольных организации с охватом 21 843 ребенка; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) 19 центров социальной помощи семье и детям, в которых пребывает ежедневно 441 ребенок (в стационарных отделениях – 202 ребенка, в отделениях дневного пребывания – 239 детей). По сведениям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по Республике Тыва, в 2015 году на учете состояло 734 семьи, находящихся в социально опасном положении, в них воспитывались 1723 ребенка (в 2014 году – 621 семья, в них 1644 ребенка, в 2013 году – 884 семьи, в них 1774 ребенка). Безнадзорные и дети из неблагополучных семей, не имея юридического статуса социальных сирот, составляют латентное (скрытое) социальное сиротство, представляющее еще большую опасность, чем явное, так как эти дети лишены воспитания, образования, медицинской помощи, питания и одежды. Родители в таких семьях, как правило, не желают работать, зачастую пропивая даже детские пособия, что ведет к отчуждению детей от родителей. Чаще всего именно эти дети вовлекаются в криминальную деятельность или сами становятся жертвами преступлений. По состоянию на 1 января 2016 г. на профилактическом учете в отделе
организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов
внутренних дел республики (далее – ООД ПДН ОВД РТ) состоят Из общего числа состоящих на профилактическом учете ООД ПДН ОВД РТ 290 (335) несовершеннолетних воспитываются в неполной семье, 7 (18) – проживают в детских домах и школах-интернатах, 43 (45) – воспитываются опекунами, попечителями, 3 (2) – в приемных семьях. Одним из основных
направлений деятельности органов внутренних дел является снижение детской
преступности. Несмотря на принятые меры по итогам 2015 года на территории
республики отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними на
12,36 процента (2015 г. – 291, 2014 г. – 259, 2013 г. – 277). Удельный вес от
общего числа расследованных уголовных дел составляет Отмечается тенденция увеличения количества преступлений из категории тяжких и особо тяжких на 17 процентов (2015 г. – 97, 2014 г. – 83, 2013 г. – 94). В 2015 году из 84 несовершеннолетних, повторно совершивших преступления, 20 подростков – ранее судимые несовершеннолетние. Еженедельный анализ совершения подростками повторных преступлений показывает, что основной причиной является отсутствие контроля со стороны родителей. Все это остро ставит вопрос о необходимости расширения многообразия форм и методов профилактической работы, всесторонней поддержки детей из «групп риска», повышения эффективности данной деятельности и обеспечения ее комплексного характера. Количество граждан лишенных родительских прав, составило: в 2013 г. – 131, в 2014 г. – 169, в 2015 г. – 269. Важно обратить внимание на то, что большинство дел о лишении родительских прав рассматривается в отношении таких родителей, которые имеют детей старше 7 лет. Данный факт свидетельствует о несвоевременном выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и организации индивидуальной профилактической работы с ними. Лишение родительских прав в большинстве случаев связано с тяжелым алкоголизмом одного или обоих родителей. Пренебрежительное отношение к ребенку, отрицательное влияние на детей со стороны родителей в семье, где процветает пьянство, жестокое обращение, отсутствуют любовь и взаимопонимание, формируют в будущем социально дезадаптированных людей, не способных быть хорошими родителями. Анализ показал, что почти все родители, лишенные родительских прав, сами ранее проживали в социально неблагополучных семьях. Одними из основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Тыва по защите прав и интересов детей становятся: организация профилактической работы с семьями и детьми, предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия; сохранения ребенка в его родной семье, профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Действующая сеть организаций социального обслуживания семьи и детей позволяет оказывать экстренную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в первую очередь, безнадзорным, а также семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) К сожалению, на сегодняшний день субъектами системы профилактики безнадзорности зачастую приводятся различные оценки количества детей и семей, находящихся в социально опасном положении. Организациями социального обслуживания семьи и детей ведется работа по формированию банка данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2014 г. № 68, утверждены: - Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Тыва по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей; - Положение о Едином республиканском банке безнадзорных и беспризорных детей, находящихся в социально опасном положении, в Республике Тыва. Сформирован Единый республиканский банк данных безнадзорных и беспризорных детей, в который включены 119 подростков, получающих социальную реабилитацию (в 2014 г. – 139). В 2014/15 учебном году в образовательных организациях республики действуют 87 отрядов юных друзей полиции (1272 детей), 31 отряд юных инспекторов дорожного движения (297 детей). Активное участие в профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних принимают муниципальные органы управления образованием и образовательные организации. В образовательных организациях ведется строгий учет обучающихся, совершивших правонарушения, реализуется комплекс мер воспитательного характера, направленных на профилактику рецидива правонарушений; принимаются меры по расширению спектра образовательных услуг во внеурочное время, организации занимательного досуга. Привлечение детей к различным формам организованного досуга является наиболее действенным механизмом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время в 39 организациях дополнительного образования ежедневно занимаются свыше 26274 детей в возрасте от 5 до 18 лет. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Однако все эти занятия носят только общий профилактический характер и не имеют цели индивидуальной реабилитационной работы с каждым подростком группы риска. Кроме того, только в 3 организациях дополнительного образования детей реализуются программы, включающие реабилитационный компонент для целевых групп детей. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Сложность ситуации в том, что дети, склонные к девиантному поведению, как правило, не стремятся в кружки и секции, отдавая предпочтение свободному времяпрепровождению. Данные обстоятельства говорят о необходимости вовлечения детей в специальную досуговую деятельность, которая предполагает максимальный охват целевых групп детей, разработку и внедрение инновационных образовательных программ, направленных на социальную реабилитацию; создание культурно-досуговых клубов по интересам для подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП) в каждом муниципалитете республики на базе домов культур. В Республике действует сеть 19 организаций социального обслуживания семьи и детей. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Для предоставления различных социальных услуг центры в своей структуре имеют 18 стационарных отделений для несовершеннолетних на 202 места, 18 отделений с дневным пребыванием детей на 239 мест и 18 отделений срочной социальной помощи и социального обслуживания «Социальный автобус». Организована работа по консультированию родителей и детей по вопросам их правовой, юридической, психолого-педагогической и медико-социальной поддержки. Для специалистов муниципалитетов, центров социальной помощи семье и детям, организаций образования, здравоохранения проводились циклы обучающих семинаров «Семья – основной фактор профилактики социального сиротства», «Межведомственное взаимодействие в создании механизма раннего выявления детского неблагополучия и оказания помощи», «Социально-психологические проблемы современной семьи», «Проблемы организации социально-психологической реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации», разработаны и выпущены методические рекомендации по различным аспектам работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, семейным формам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Для решения проблем социального сиротства, семейного неблагополучия социальными организациями совместно с другими субъектами системы профилактики и общественными объединениями проводятся мероприятия по реализации программ, направленных на создание благоприятных условий, обеспечивающих снижение масштабов детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних, способствующих выявлению одаренных детей в спорте, развитию детского массового спорта, пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения социально значимых заболеваний. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Одним из факторов, сдерживающих эффективность деятельности учреждений системы профилактики по предупреждению социального сиротства, своевременному выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является дефицит квалифицированного персонала, обладающего надлежащей подготовкой, в первую очередь, в области социально-психологической деятельности. Отмечается высокая текучесть квалифицированных кадров, в первую очередь, психологов, юристов, социальных педагогов, что связано с низким размером оплаты труда работников социальной сферы. В целом в организациях социального обслуживания семьи и детей республики работает 644 человека, из них 191,5 или 53,7 процента – специалисты. За 2015 год из их числа на курсы повышения квалификации был направлен 61 человек. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Одной из наиболее эффективных мер профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, является организация их оздоровления, отдыха и занятости. Ежегодно всеми формами организованного отдыха охватывается более 30 тыс. детей. Из них более 15 тыс. детей отдыхают в пришкольных лагерях с дневным пребыванием. Наиболее эффективная форма оздоровления – отдых в стационарных оздоровительных лагерях и санаторно-курортных организациях. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, которые позволят: обеспечить формирование институциональной системы профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных; сократить повторные правонарушения
участниками целевой группы на обеспечить социальное сопровождение и социальный контроль за родителями, не выполняющими надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей до выхода их из трудной жизненной ситуации; создать систему раннего сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; расширить правовые знания, повысить гражданскую ответственность, сформировать активную жизненную позицию у несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; стабилизировать внутрисемейные детско-родительские отношения; повысить уровень родительской компетентности, создать в семье благополучные условия для содержания, проживания и воспитания несовершеннолетних; сократить количество безнадзорных
детей на 15 процентов в 2016 году, на усилить влияние семьи на несовершеннолетних посредством духовных, культурных и национальных ценностей; сформировать здоровый образ жизни у семей и несовершеннолетних. Программные мероприятия должны быть направлены не только на количественное расширение, но и на качественное совершенствование системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия. Отличительной чертой Программы является создание различных служб на базе организаций социального обслуживания семьи и детей, образования, здравоохранения, основным направлением деятельности которых является выявление семей в трудной жизненной ситуации на ранних стадиях развития социального неблагополучия, которая позволит формировать институциональную систему профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) В соответствии с социальной политикой Республики Тыва в Программу заложен принцип партнерства, который предусматривает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, увеличение системного эффекта за счет взаимодействия всех потенциалов. II. Основные цели, задачи, этапы реализации Программы Целями Программы являются социализация и реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом; профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных. Задачи Программы: улучшение координации усилий всех организаций, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) обеспечение получения постоянной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле; реализация социально-реабилитационных программ и технологий по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних путем создания новых структур по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом; развитие государственно-частного партнерства, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям, находящимся в конфликте с законом; организация обучения специалистов системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних. Программа реализуется в один этап с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г. География Программы: 19 муниципальных образований: Бай-Тайгинский (центр в с. Тээли), Барун-Хемчикский (с. Кызыл-Мажалык), Дзун-Хемчикский
III. Система (перечень) программных мероприятий Роль координатора Программы отведена Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва – органу исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющему функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, по государственной социальной защите семьи и детства, по организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва является главным оператором по формированию Единого республиканского банка данных безнадзорных и беспризорных детей, находящихся в социально опасном положении, в Республике Тыва, готовит и представляет на одобрение Правительства Республики Тыва ежегодный государственный доклад о положении семей с детьми в Республике Тыва. В результате реализации Программы запланировано решение следующих задач. Задача 1. Улучшение координации усилий организаций, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом В рамках поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий: 1.1. Проведение организационного семинара-совещания для субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Данное мероприятие необходимо
провести для координации усилий всех субъектов профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних программным путем. В организационном
семинаре-совещании примут участие Срок реализации – июнь 2016 г. Ожидаемый результат – координация усилий всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Исполнитель мероприятия – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. 1.2. Разработка и утверждение регламентов межведомственного взаимодействия на всех уровнях профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних и обеспечения оказания социальных услуг детям, вступившим в конфликт с законом, и их семьям в целях их выхода из кризисной ситуации, включая мероприятия по их социальному сопровождению (далее – Регламенты) Целью разработки Регламентов является активизация процесса обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышение эффективности их деятельности по проведению профилактических работ по снижению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, также оказанию социальных услуг детям, вступившим в конфликт с законом, и их семьям. Срок реализации – июнь 2016 г. Ожидаемый результат – координация всесторонней реабилитационной работы для получения ожидаемых результатов. Исполнители мероприятия: Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва (по согласованию), Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Тыва (далее – УФСИН по РТ) (по согласованию). 1.3. Создание республиканского межведомственного координационного совета (далее – Совет), в состав которого будут входить представители различных служб и ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволит осуществить координацию всесторонней реабилитационной работы для получения ожидаемых результатов. В состав Совета будут включены представители Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерства образования и науки Республики Тыва, Министерства здравоохранения Республики Тыва, Министерства по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерства внутренних дел по Республике Тыва (ООД УУП и ПДН МВД по РТ), УФСИН по РТ (по согласованию) Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва (по согласованию). Срок реализации – июнь 2016 г. Ожидаемый результат – управление и организация реализации Программы, текущее и перспективное планирование, проведение мониторинга хода реализации Программы и результатов. Исполнитель мероприятия – Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Республике Тыва. 1.4. Проведение социального исследования «Диагностика причин безнадзорности несовершеннолетних и миграции семей с детьми, склонных к бродяжничеству, родительской безответственности в Республике Тыва» Для установления и анализа социальных тенденций, закономерностей развития, связанных с решением проблем безнадзорности несовершеннолетних, мигрирующих семей с детьми, склонных к бродяжничеству, родительской безответственности необходимо проведение социального исследования. В рамках мероприятия планируется охватить 760 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел; 52 несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, также в результате анкетирования планируется изучить причины бродяжничества 1785 неблагополучных семей, воспитывающих 3 914 детей, основные причины безответственности 728 родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей. Срок реализации – июнь-ноябрь 2016 г. Ожидаемые результаты – исследование причин безнадзорности 760 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел; 52 несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, изучение причин бродяжничества 1785 неблагополучных семей, воспитывающих 3 914 детей, причин безответственности 728 родителей, не выполняющих надлежащим образом своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию детей. Исполнитель мероприятия – государственное бюджетное научно-исследовательское и образовательное учреждение «Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований». Задача 2. Обеспечение получения постоянной и объективной информации, ведение межведомственной базы данных о несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи, воспитательном контроле В рамках поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий: 2.1. Формирование Единого республиканского банка данных безнадзорных и беспризорных детей, находящихся в социально опасном положении, в Республике Тыва В целях реализации постановления Правительства Республики Тыва
от Срок реализации – июнь 2016 г. Ожидаемый результат – организация учета безнадзорных и беспризорных детей, находящихся в социально опасном положении. Исполнитель мероприятия: Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов в Республике Тыва. 2.2. Разработка и издание методических пособий по применению инновационных услуг и технологий по профилактике правонарушений несовершеннолетних В целях обобщения и распространения опыта инновационных моделей и методик необходимо разработать и издать методические пособия по применению инновационных услуг и технологий по профилактике правонарушений несовершеннолетних специалистами субъектов системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и 30 представителями общественных формирований, имеющих опыт работы с «трудными» детьми и неблагополучными семьями. Срок реализации – постоянно. Ожидаемый результат – обобщение и распространение опыта инновационных моделей и методик. Исполнитель мероприятия – государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» (далее – ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей»). 2.3. Проведение информационных кампаний по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, освещению в средствах массовой информации хода реализации Программы Проведение информационно-рекламной кампании по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в целях формирования ответственного родительства. Срок реализации – постоянно. Ожидаемый результат – формирование в обществе позитивного образа семьи, распространение идеологии ответственного родительства и ненасильственного воспитания детей. Исполнители мероприятия: Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Министерство здравоохранения Республики Тыва, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Республиканский центр медицинской профилактики», Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Министерстве внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию). Задача 3. Реализация социально-реабилитационных программ и технологий по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних путем создания новых структур по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом В рамках поставленной задачи предусматривается реализация следующих мероприятий: 3.1. Реализация программ культурно-досуговой реабилитации подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП, путем вовлечения их в культурно-досуговую деятельность на базе домов культуры в кожуунах республики Функционирование культурно-досуговых клубов по интересам для подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП, планируется в каждом муниципальном образовании на базе домов культуры в кожуунах республики. По результатам опроса подростков, находящихся в конфликте с законом, культурно-досуговый клуб поможет организовать занятость и досуг детей, т.е. предполагается создание системы творческой реабилитации. Планируется на базе культурно-досуговых клубов проводить коллективный просмотр фильмов, затрагивающих проблемы, характерные для данной категории несовершеннолетних, проведение социально-психологических тренингов и ролевых игр. Реабилитационный эффект: подростки учатся решать проблемы, делать правильный выбор в трудной ситуации, находить альтернативу противоправному и аддиктивному поведению, вырабатывать коммуникативные навыки в процессе дискуссий и тренингов, формировать у подростков чувство ответственности за свою жизнь и навыки здорового образа жизни. Срок реализации – постоянно. Ожидаемый результат – создание системы творческой реабилитации через вовлечение их в клуб по интересам. Исполнители мероприятия – органы местного самоуправления (по согласованию), дома культуры в кожуунах (в районах), региональное отделение Союза женщин России по Республике Тыва (по согласованию), Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей при Министерстве внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), УФСИН по РТ (по согласованию). 3.2. Создание службы психолого-педагогической помощи детям, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (условно осужденные, осужденные к мерам воспитательного воздействия), и их семьям при государственном бюджетном образовательном учреждении Республики Тыва «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» В целях усиления доступности психолого-педагогических и реабилитационных услуг для детей, состоящих на профилактических учетах, на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» (далее – ГБОУ РТ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал») необходимо организовать службу психолого-социального сопровождения детям, осужденным к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (условно осужденные, осужденные к мерам воспитательного воздействия), и их семьям. Данная служба будет осуществлять выезды в муниципалитеты на опорные площадки, где специалисты окажут действенную психолого-соцальную и реабилитационную услугу для детей и их семей. Срок реализации – постоянно Ожидаемые результаты: проведение реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними, оказание психологической помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних, направленной на их вовлечение в реабилитационные программы. Исполнитель мероприятия: ГБОУ РТ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал». 3.3. Создание семейных клубов на базе 19 центров социального обслуживания семьи и детей в кожуунах республики В республике достаточно широко проводится разъяснительная работа среди родителей по профилактике правонарушений, о правовых последствиях и ответственности граждан за совершение противоправных деяний совместно с сотрудниками правоохранительных органов в форме родительских собраний, лекториев, «круглых столов», бесед по данной тематике. В 2014 году проведено 256 родительских собраний, «круглых столов» с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения подростков. Анализ проведенных мероприятий показывает, что традиционных форм работы с родителями недостаточно для создания более благоприятных условий для воспитания ребенка в семье. Это приводит к необходимости внедрения в работу с родителями новой услуги по просвещению родителей «Семейные клубы». Данная технология предполагает проведение для родителей просветительского курса в форме интерактивных занятий: бесед, тренингов, ролевых игр, практикумов. Раскрывает основы психологической культуры семейных отношений. Данную технологию предполагается вводить во всех организациях социального обслуживания семьи и детей. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Кроме того, в работе семейных клубов необходимо использовать технологии, направленные на реабилитацию и социализацию с привлечением ветеранов социальной сферы, органов внутренних дел, волонтеров. Интенсивная семейная терапия на дому (в 19 центрах социального обслуживания семьи и детей) – технологии, обеспечивающие комплексный подход к социальной работе с семьей и родителями. При этом качественные изменения происходят на уровнях «Сеть близкого окружения» – мобилизация социального окружения семьи, «Поддержка родителей» – семейно-центрированный метод по обучению родителей восстановлению семейных отношений, эффективному планированию семейного бюджета, также интенсивная семейная терапия на дому позволит решить проблемы в семейной среде, когда ситуация кажется безвыходной. На базе данных семейных клубов будут охвачены 728 родителей, не выполняющих надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. Срок реализации – постоянно. Ожидаемые результаты – формирование необходимых родительских компетенций, налаживание внутрисемейных отношений, расширение сети позитивных социальных контактов. Исполнители мероприятия – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, 19 центров социальной помощи семье и детям, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), УФСИН по РТ (по согласованию). 3.4. Создание межведомственных опорных площадок по работе с детьми, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (условно осужденные, осужденные к мерам воспитательного воздействия) в 19 муниципальных образованиях на базе 19 центров социального обслуживания семьи и детей в кожуунах республики В работе данных опорных площадок будут охвачены 760 несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел, и 52 несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. В рамках профилактических мер на дому будут охвачены 3 914 детей, воспитывающихся в 1785 неблагополучных семьях. Будут привлечены квалифицированные специалисты частного Центра дополнительного образования «Логос», Центра практической психологии и этикета «Медерел» Тувинского государственного университета совместно со специалистами 19 центров социальной помощи семье и детям, Министерства внутренних дел по Республике Тыва (ООД УУП и ПДН МВД по РТ) и УФСИН по РТ и общественными воспитателями. Следует отметить, что важную роль в профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних сыграло принятие Закона Республики Тыва от 12 февраля 2009 г. № 1131 ВХ-2 «Об общественных воспитателях несовершеннолетних». Принятые меры способствовали сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в ночное время, на 1,8 процента. Большое количество функций в профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних исполняет Министерство внутренних дел по Республике Тыва. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Срок реализации – постоянно. Ожидаемый результат – внедрение технологий социального сопровождения разных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Исполнители мероприятия: Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, 19 центров социальной помощи семье и детям, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), УФСИН по РТ (по согласованию), общественные воспитатели несовершеннолетних 3.5. Создание при ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» службы экстренного реагирования по оказанию неотложной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом, по типу выездной бригады с участием психолога, врача-нарколога, социального педагога Создание службы экстренного реагирования по оказанию неотложной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом, целесообразно на базе ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей», поскольку учреждение, имея статус республиканского, осуществляет сетевое взаимодействие организаций социального обслуживания семьи и детей, органов опеки и попечительства, реализующих программы реабилитации социально неблагополучных семей с детьми, имеет необходимую для этого ресурсную базу. Кроме того, основными задачами ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей» являются: оказание поддержки гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, а также семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; разработка и реализация мероприятий по повышению общественного авторитета семьи, подготовка молодежи к семейной жизни, укреплению семьи как важнейшего фактора социальной, психологической и демографической стабильности общества, возрождение его нравственности, духовности, сохранение традиций; осуществление правовой и юридической помощи несовершеннолетним и их семьям, обеспечение контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении, семьями и лицами, вовлекающими детей и подростков в преступления. Срок реализации – постоянно. Ожидаемый результат – эффект своевременного реагирования и решение конфликта на месте. Исполнители мероприятия: ГБУ РТ «Республиканский центр социальной поддержки семьи и детей», ГБОУ РТ «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал», государственное бюджетное учреждение «Республиканская психиатрическая больница Республики Тыва». 3.6. Создание психологического консультативного пункта, проведение тренингов социально-психологической направленности на базе государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна» Учитывая, что одним из важнейших факторов, способствующих девиантному поведению несовершеннолетних, является деформация структуры личности, в настоящее время особо актуально в работе с данной категорией несовершеннолетних внедрение методов коррекции психофизиологических и психоэмоциональных нарушений, развитие навыков саморегуляции и адаптивных возможностей. Именно поэтому целесообразно создание психиатрического консультативного пункта, проведение тренингов социально-психологической направленности специалистами государственного бюджетного учреждения «Республиканская психиатрическая больница Республики Тыва». Срок реализации – постоянно. Ожидаемые результаты: формирование навыков партнерского общения и ассертивного поведения, формирование навыков уверенного и ответственного поведения. Исполнители мероприятия: Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр социальной помощи семье и детям Кызылского кожууна», государственное бюджетное учреждение «Республиканская психиатрическая больница Республики Тыва». Задача 4. Развитие государственно-частного партнерства, участия некоммерческих организаций, представителей социально ответственного бизнеса в оказании услуг детям, находящимся в конфликте с законом 4.1. Проведение кустовых встреч с несовершеннолетними, осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, по теме «Не оступись», на которых будут проводиться тренинги психолога УФСИН по РТ, Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, блиц-опросник «Знаешь ли ты свои права?» В целях организации содержательного досуга подростков, их физического развития, формирования культуры здорового образа жизни, использования элементов воспитательного законопослушного поведения несовершеннолетних планируется проведение данного мероприятия с привлечением Центра практической психологии и этикета «Медерел» Тувинского государственного университета. Срок реализации – постоянно. Ожидаемые результаты: организация содержательного досуга подростов их физическое развитие, формирование культуры здорового образа жизни, использование элементов воспитательного законопослушного поведения несовершеннолетних. Исполнители мероприятия – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Тыва (по согласованию), Центр практической психологии и этикета «Медерел» Тувинского государственного университета, УФСИН по РТ (по согласованию). 4.2. Проведение спартакиады «Старты надежды» для несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД и КДН и ЗП В данной спартакиаде участвуют несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, и несовершеннолетние, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Основные организаторы данного мероприятия – Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва. Срок реализации – один раз в год. Ожидаемые результаты – формирование культуры здорового образа жизни, использование элементов воспитательного законопослушного поведения несовершеннолетних. Исполнители мероприятия – Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Тувинское отделение всероссийской общественной организации «Боевое братство» (по согласованию), Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию). Задача 5. Организация обучения специалистов системы профилактики правонарушений и преступности несовершеннолетних 5.1. Обучение специалистов, принимающих участие в реализации Программы. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Ожидаемый результат – подготовка специалистов, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных Программой инновационных услуг и технологий социального сопровождения различных категорий несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Участники мероприятия – Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва, Министерство внутренних дел по Республике Тыва (по согласованию), УФСИН по РТ (по согласованию). Решение обозначенных проблем возможно только в рамках Программы, поскольку их решение требует внедрения новых форм взаимодействия между различными ведомствами. Необходимо, чтобы на территории республики была создана единая многокомпонентная ресурсная база в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, включающая информационный, научно-методический, программно-методический компоненты, работу с кадрами, психолого-педагогическую и социальную помощь несовершеннолетним. Таким образом, данная Программа позволит обеспечить консолидированное участие всех заинтересованных ведомств в решении задач, направленных на профилактику аддиктивного и противоправного поведения. IV. Обоснование финансовых и материальных затрат Общие
затраты за счет всех источников финансирования составляют в 2016 г. – 12 799, 55 тыс. рублей; в 2017 г. – 19 049, 46 тыс. рублей. За
счет средств республиканского бюджета предусмотрено выделение в 2016 г. – 5 249, 27 тыс. рублей; в 2017 г. – 8 644,73 тыс. рублей. За
счет средств муниципального бюджета предусмотрено выделение в 2016 г. – 1 125,5 тыс. рублей; в 2017 г. – 855,0 тыс. рублей. Объем
привлеченных средств из внебюджетных источников составляет в 2016 г. – 50,0 тыс. рублей; в 2017 г. – 50,0 тыс. рублей. Предполагаемая доля и объем средств, запрашиваемых за счет средств Фонда, составляет 15 874, 50 тыс. рублей, в том числе: в 2016 г. – 6 374,77 тыс. рублей; в 2017 г. – 9 499,73 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского и муниципального бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующий год. Источниками финансирования мероприятий являются средства республиканского бюджета Республики Тыва, заложенные в действующих программах: государственной программе Республики Тыва «Развитие молодежной политики Республики Тыва на 2014-2018 годы», государственной программе Республики Тыва «Социальная защита семьи и детей на 2014-2016 годы», государственной программе Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014-2020 годы», а также средства муниципальных бюджетов. Объем привлеченных средств составляет 100,0 тыс. рублей, в том числе: в 2016 г. – 50,0 тыс. рублей; в 2017 г. – 50,0 тыс. рублей. Источниками привлеченных средств являются денежные средства регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по Республике Тыва, Тувинского регионального отделения общественной организации «Союз женщин России» Предполагаемая
доля и объем средств, запрашиваемых за счет средств Фонда, составляет
15 874, 5 тыс. рублей, в том числе в 2016 году – 6 374,7 тыс. рублей,
Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского и муниципального бюджетов носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год. Возможен объективный риск – негативные тенденции в экономике могут повлиять на доходную часть республиканского бюджета, что может незначительным образом сказаться на общем объеме финансирования. В процессе модернизации системы социального обслуживания
семьи и детей в Республике Тыва
невозможно уменьшение количества организаций
социального обслуживания семьи и детей-участников Программы, на базе которых
будут созданы опорные площадки по работе с детьми в 19 муниципальных
образованиях, в соответствии со Стратегией действий в интересах детей
Республики Тыва на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Главы Республики Тыва от
18 февраля 2013 г. Последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут стать: - разрозненные усилия республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Тыва, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области; - рост семейного неблагополучия и социального сиротства; - рост количества безнадзорных и беспризорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних; - ухудшение условий интеграции социальных сирот в общество, увеличение числа детей, проживающих в специализированных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода может стать проблематичность обеспечения дальнейшего развития различных форм занятости «трудных» подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время, увеличение числа повторных правонарушений среди несовершеннолетних. Отсутствие Программы повлечет за собой снижение эффективности межведомственного взаимодействия системы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Программно-целевой подход позволит обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и беспризорности, создать условия для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и развить новые формы профилактической работы с семьей и детьми. V. Трудовые ресурсы В рамках реализации Программы планируется организация работы 960 специалистов субъектов системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с привлечением 19 представителей общественных формирований, имеющих опыт работы с «трудными» детьми и неблагополучными семьями, – общественные воспитатели несовершеннолетних, также планируется организация деятельности службы экстренного реагирования по оказанию неотложной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом, по типу выездной бригады с участием психолога, врача-нарколога, социального педагога. В целом это позволит охватить 1 785 неблагополучных семей, воспитывающих 3914 детей, и 728 родителей, не выполняющих надлежащим образом свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. VI. Механизм реализации Программы Государственные заказчики Программы ежегодно готовят отчет о ходе ее реализации и представляют государственному заказчику-координатору Программы, осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, ежегодно готовят в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва на основе информации, предоставленной государственными заказчиками Программы, ежеквартально готовит отчет о ходе реализации Программы и представляет его в установленном порядке в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и в Министерство экономики Республики Тыва до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва ежегодно представляет в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Министерство экономики Республики Тыва уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и отчитывается о ходе ее выполнения. Межведомственную координацию и оценку реализации осуществляет Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва: обеспечивает взаимодействие ведомств и организаций в вопросах реализации Программы; (В редакции Постановления Правительства Республики Тыва от 15.09.2017 № 415) осуществляет ежегодное планирование работы по реализации мероприятий Программы; организует отчетность, мониторинг, анализ выполнения Программы; представляет в Правительство Республики Тыва информацию о выполнении Программы; взаимодействует со средствами массовой информации для освещения деятельности по реализации Программы. Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, за нецелевое использование выделенных средств и иные нарушения бюджетного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках Программы, осуществляется Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва. VII. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий Реализация мероприятий Программы обеспечит комплексный и межведомственный подход к решению социальной реабилитации детей, склонных к совершению противоправных действий, и несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния. В результате выполнения мероприятий Программы предполагается увеличить количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных действий, и несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния, повысить уровень правовой культуры несовершеннолетних, найти пути решения и внедрения новых технологий и форм социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния. Реализация мероприятий Программы обеспечит комплексный и межведомственный подход к решению социальной реабилитации детей, склонных к совершению противоправных действий, и несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния. VIII. Механизм получения средств Фонда Грантополучателем денежных средств Фонда в виде гранта (далее – грант) является Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва, администрации кожуунов республики в лице домов культуры, Министерство образования и науки Республики Тыва. Денежные средства, предоставляемые Фондом на безвозмездной и безвозвратной основе в виде гранта, поступают на счет грантополучателя и носят целевой характер. Расходы гранта, которые направлены на приобретение материальных ценностей, оказание услуг, предусмотренных мероприятиями Программы, осуществляется исполнителями мероприятий Программы. Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва – координатор Программы, осуществляет контроль за ходом реализации Программы и действиями грантополучателя, направленными на ее выполнение, как за счет средств республиканского бюджета, так и денежных средств, полученных от Фонда. Также ежеквартально осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий и представляет в Фонд отчеты о реализации подпрограммы и расходовании средств Фонда, вносит предложения, связанные с корректировкой мероприятий Программы. Исполнители мероприятий подПрограммы несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы. Ежегодный контроль за целевым использованием средств, предусмотренных в рамках Программы, в том числе средств гранта, осуществляется Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва. IX. Перечень мероприятий Программы Перечень мероприятий Программы с указанием сроков их реализации, ожидаемых результатов, ответственного исполнителя и соисполнителей приведен в таблице 1. Таблица 1
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|