Расширенный поиск
Закон Республики Тыва от 10.10.1995 № 390 ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ
О выборах членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва
Принят Верховным Хуралом 10 октября 1995 года.
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Основные принципы выборов
Выборы членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва(далее - Великий Хурал) проводятся по одномандатным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Республики Тыва в выборах является добровольным. Статья 2. Избирательные права
Право избирать в Великий Хурал имеют граждане республики, достигшие 18 лет. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по
приговору суда. Членом Великого Хурала может быть гражданин Республики Тыва, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах и постоянно проживающий в соответствующем кожууне, гг. Кызыле и Ак-Довураке. Выборы членов Великого Хурала являются равными: все граждане Республики Тыва пользуются равным правом участвовать в выборах, а также равным правом быть избранным в состав высшего конституционного органа (съезда) всенародного свободного волеизъявления республики. Каждый избиратель по данному избирательному округу имеет один голос. Военнослужащие пользуются избирательными правами наравне со всеми гражданами и голосуют на общих избирательных участках. Статья 3. Прямое избирательное право
Выборы членов Великого Хурала являются прямыми:избиратель голосует за или против кандидатов в члены Великого Хурала непосредственно. Статья 4. Тайное голосование
Голосование на выборах членов Великого Хурала является тайным: контроль за волеизъявлением избирателя не допускается. Статья 5. Состав Великого Хурала
Великий Хурал состоит из 250 членов, работающих на общественных началах, кроме секретаря Великого Хурала. Статья 6. Назначение выборов
Выборы членов Великого Хурала назначаются Президентом Республики Тыва по согласованию с Верховным Хуралом. Указ Президента о назначении выборов издается не позднее, чем за два месяца до дня выборов. Статья 7. Организация и проведение выборов
Организация и проведение выборов в Великий Хурал возлагается на Центральную избирательную комиссию Республики Тыва, избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, Центральная избирательная комиссия Республики Тыва и избирательные комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, независимы от других государственных органов. Статья 8. Гласность при подготовке и проведении выборов
Подготовка и проведение выборов членов Великого Хурала осуществляются избирательными комиссиями открыто и гласно. Все решения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов, подлежат опубликованию. На заседаниях избирательных комиссий, в том числе при регистрации кандидатов в члены Великого Хурала, пломбировании или опечатывании избирательных ящиков перед началом голосования, подсчете
голосов на избирательном участке, определении результатов выборов по округу, подведении общих итогов выборов, а также на всех других собраниях и заседаниях, связанных с выборами, вправе присутствовать представители трудовых коллективов, общественных объединений и политических партий, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, окружных избирательных комиссий, органов государственной власти, доверенные лица, представители печати, телевидения и радио. Полномочия указанных представителей должны быть удостоверены соответствующим документом. Вмешательство указанных представителей в работу избирательных комиссий не допускается. Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов членов Великого Хурала. Статья 9. Право выдвижения кандидатов
Право выдвижения кандидатов в члены Великого Хурала принадлежит трудовым коллективам, общественным объединениям (организациям), политическим партиям и движениям, зарегистрированным в установленном порядке, в лице их республиканских и кожуунных (городских) органов, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Представление в соответствующую кожуунную, городскую избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то, в соответствии с уставом органа политической партии, общественного объединения (организации). Статья 10. Несовместимость статуса члена Великого Хурала с должностным положением Президент, вице-президент, депутаты Верховного Хурала, судьи, лица, входящие в состав Правительства Республики Тыва не могут быть членами Великого Хурала. Статья 11. Финансирование выборов
Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов членов Великого Хурала осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва. Кандидаты в члены Великого Хурала вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования. Глава II.
Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей.
Статья 12. Образование избирательных округов
Для выборов членов Великого Хурала образуются территориальные одномандатные избирательные округа . Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией Республики Тыва по представлению администраций кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака. При образовании избирательных округов предусматривается представительство от каждого сумона, а также учитывается административно-территориальное деление Республики Тыва. Схема избирательных округов утверждается и публикуется Центральной избирательной комиссией не позднее 45 дней до дня выборов. Статья 13. Образование избирательных участков
Избирательные участки образуются не позднее чем за 40 дней до дня выборов решениями администраций кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака с учетом административно-территориального деления. Избирательные участки образуются с учетом границ сумонов, кожуунов и городов с целью создания максимальных удобств для избирателей. В санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях могут быть образованы избирательные участки, которые входят в избирательные округа по месту их нахождения. Избирательные комиссии оповещают избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования. Статья 14. Списки избирателей
Местные администрации в городе, кожууне, сумоне,поселке, арбане составляют списки избирателей,и не позднее, чем за 40 дней до дня выборов передают их окружным и участковым избирательным комиссиям. Уточнение списков избирателей должно быть завершено участковой избирательной комиссией не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после этого срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. В список избирателей включается каждый гражданин Республики Тыва, достигший ко дню выборов 18 лет и имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. Участковые избирательные комиссии обеспечивают гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. В списки избирателей не включаются граждане, признанные судом недееспособными,
и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Г л а в а III.
Избирательные комиссии
Статья 15. Система избирательных комиссий
Подготовку и проведение выборов членов Великого Хурала обеспечивают Центральная избирательная комиссия Республики Тыва, кожуунные и городские избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Статья 16. Полномочия Центральной избирательной комиссии
Центральная избирательная комиссия:
1) осуществляет на всей территории Республики Тыва контроль за исполнением настоящего Закона и обеспечивает его единообразное применение, дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и
входит в случае необходимости в Верховный Хурал с представлениями о его толковании; 2) направляет деятельность избирательных комиссий, определяет порядок внесения изменений в состав избирательных комиссий; 3) образует избирательные округа;
4) распределяет денежные средства по избирательным комиссиям, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; 5) устанавливает формы избирательных бюллетеней по выборам членов Великого Хурала, списков избирателей, протоколов заседаний избирательных комиссий, других избирательных документов, образцы избирательных ящиков и печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов; 6) заслушивает сообщения министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Тыва, других государственных и общественных органов по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; 7) подводит итоги выборов в целом по республике, публикует в печати сообщения об итогах выборов и список избранных членов Великого
Хурала; 8) решает вопросы, связанные с организацией отзыва члена Великого Хурала; 9) назначает выборы членов Великого Хурала вместо выбывших и обеспечивает их проведение; 10) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия избирательных комиссий, отменяет решения этих комиссий, приостанавливает их действие либо принимает другие решения по этим вопросам. Решения Центральной избирательной комиссии являются окончательными; 11) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Тыва. Статья 17. Образование кожуунных и городских избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия по выборам членов Великого Хурала образуется в каждом кожууне, гг. Кызыле и Ак-Довураке не позднее, чем за 40 дней до выборов в составе 5-9 человек. Представители в состав кожуунной (городской) избирательной комиссии выдвигаются трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций, республиканскими, кожуунными, городскими органами общественных объединений (организаций) и политических партий, коллективами средних специальных и высших учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Для определения трудовых коллективов, общественных организаций и политических партий, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, выдвигающих представителей в состав комиссии, администрации кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака, при необходимости, могут проводить совещания уполномоченных трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений избирательного округа. Кожуунные и городские избирательные комиссии по выборам членов Великого Хурала образуются администрациями кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в члены Великого Хурала, их доверенные лица и ближайшие родственники (мать, отец, жена, муж, дети, сестра, брат). Срок полномочий кожуунных и городских избирательных комиссий заканчивается после признания Великим Хуралом полномочий избранных членов Великого Хурала. Статья 18. Полномочия кожуунной (городской) избирательной комиссии Кожуунные (городские) избирательные комиссии исполняют функции окружных избирательных комиссий. Кожуунная (городская) избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории кожууна, гг. Кызыла и Ак-Довурака; 2) направляет деятельность участковых избирательных комиссий, устанавливает единую нумерацию избирательных участков по округу; 3) заслушивает сообщения исполнительных и распорядительных органов, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; 4) наблюдает за состоянием списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; 5) организует выдвижение кандидатов в члены Великого Хурала;
6) регистрирует выдвинутых кандидатов в члены Великого Хурала, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения, обеспечивает издание плакатов с биографическими данными о кандидатах; 7) организует совместно с трудовыми коллективами и общественными организациями встречи кандидатов в члены Великого Хурала с избирателями, как в трудовых коллективах, так и по месту их жительства; 8) утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; 9) устанавливает и публикует в печати результаты выборов по избирательному округу, выдает удостоверение избранному члену Великого
Хурала; 10) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; 11) регистрирует избранных членов Великого Хурала, выдает им удостоверение об избрании после опубликования Центральной избирательной комиссией Республики Тыва итогов голосования; 12) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 19. Образование участковых избирательных комиссий Участковая избирательная комиссия образуется не позднее чем за 40 дней до выборов в составе 5-7 членов. В необходимых случаях по решению соответствующей местной администрации численный состав участковой избирательной комиссии может быть изменен. Участковые избирательные комиссии образуются кожуунными,Кызылской и Ак-Довуракской городскими администрациями. Представители в состав участковой избирательной комиссии выдвигаются трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций, кожуунными, городскими органами общественных организаций
и политических партий и их первичными организациями,органами территориального общественного самоуправления населения, коллективами
средних специальных и высших учебных заведений, собраниями избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. В трудовых коллективах предприятий, учреждений, организаций, численностью свыше 100 работающих, выдвижение представителей в состав
участковой избирательной комиссии может проводиться на собраниях коллективов цехов, отделов, участков, бригад, других подразделений предприятий, учреждений и организаций. Срок полномочий участковых избирательных комиссий заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий кожуунных (городских) избирательных комиссий. Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) составляет списки избирателей по участку;
2) проводит ознакомление граждан со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о неправильности в списке, решает
вопрос о внесении в него соответствующих изменений; 3) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; 4) обеспечивает подготовку помещения для голосования и избирательных ящиков; 5) организует на избирательном участке голосование в день выборов; 6) производит подсчет голосов, поданых на избирательном участке;
7) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним решения; 8) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 21. Организация работы избирательных комиссий
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии тайным голосованием. Решение об образовании избирательной комиссии и постановление избирательной комиссии об избрании ее руководителей доводятся до сведения избирателей. Заседания избирательной комиссии являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение,
которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в Верховный суд Республики Тыва. Член избирательной комиссии, включая председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных
или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов. На отдельных этапах предвыборной кампании по усмотрению кожуунной (городской) избирательной комиссии может быть освобожден еще один член избирательной комиссии. Лица, входящие в состав избирательных комиссий, могут быть освобождены от своих обязанностей в комиссии по личному заявлению, по
представлению, соответственно, трудового коллектива, органа общественной организации, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, собрания избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям либо администрацией кожууна, гг. Кызыла и Ак-Довурака, выдвинувших их в состав комиссий, а также на основании и в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 22. Права члена избирательной комиссии
Члены комиссии:
заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии и присутствуют на них; имеют право выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной
комиссии, и требовать проведения по ним голосования; имеют право знакомиться с любыми документами и материалами избирательной комиссии. Председатель и члены избирательной комиссии имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией, обязаны присутствовать на всех ее заседаниях. Глава IY.
Выдвижение и регистрация кандидатов в члены Великого Хурала
Статья 23. Порядок выдвижения кандидатов в члены Великого Хурала
Выдвижение кандидатов в члены Великого Хурала начинается за 45 дней и заканчивается за 30 дней до выборов, осуществляется на альтернативной основе. Выдвижение кандидатов производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, расположенных на территории избирательного округа. Трудовые коллективы, насчитывающие менее 30 человек, производят выдвижение кандидатов на совместных собраниях (конференциях) с другими коллективами, при этом общая численность работающих, должна составлять не менее 30 человек. Выдвижение кандидатов от зарегистрированных в установленном порядке общественных объединений (организаций), политических партий и
движений, имеющих право на выдвижение кандидатов, производится на заседаниях их руководящих органов при наличии необходимого кворума. Собрания избирателей по месту жительства по выдвижению кандидатов созываются местными администрациями, либо по инициативе самих избирателей, либо по инициативе органов территориального общественного самоуправления, поддержанные не менее 30 избирателями данного избирательного округа. Для выдвижения в избирательном округе по выборам членов Великого Хурала независимого кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 3 процентов общего числа избирателей этого округа. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной согласно приложению. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения и постоянное место жительства кандидата. Сбор подписей проводится в местах, не запрещенных законодательством Республики Тыва и Российской Федерации. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа избирателей со стороны лиц, собирающих подписи. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи,с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат вносят подписные листы и заявления кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в кожуунную (городскую) избирательную комиссию по выборам членов Великого Хурала не позднее 30 дней до дня выборов.Кожуунная (городская) избирательная
комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям законодательства. Подписи могут собираться только среди избирателей того округа, где осуществляется выдвижение кандидата. Предложения о проведении собрания избирателей по месту жительства рассматриваются местными администрациями в течение трех дней. Оно может быть отклонено только в случае, если поддержано менее
чем 30 избирателями, проживающими в данном округе. О дате, времени и месте проведения собрания оповещаются избиратели округа в течение трех дней. В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей по месту жительства местной администрацией выдается копия
мотивированного решения. Это решение может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию, решение которой является окончательным. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее
30 избирателей, проживающих на территории избирательного округа. Собрания военнослужащих по выдвижению кандидатов созываются командованием воинских частей. При невозможности проведения общего собрания военнослужащих воинской части собрания проводятся по подразделениям. Перед открытием собрания устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников собрания. Для его ведения избирается президиум либо председатель и секретарь. От трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, коллектива среднего специального и высшего учебного заведения, совместного собрания нескольких коллективов, собрания избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям выдвигается один кандидат по любому избирательному округу в пределах соответствующего кожууна, г.г.Кызыла и Ак-Довурака. Республиканские общественные объединения, политические партии и движения вправе выдвигать по одному кандидату в каждом избирательном округе Республики Тыва. Местные общественные объединения и политические партии вправе выдвигать по одному кандидату в каждом избирательном округе в пределах соответствующего кожууна, гг.Кызыла и Ак-Довурака. На заседаниях руководящих органов общественных организаций, движений и партий создаются условия для обсуждения неограниченного числа кандидатур. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания и конференции республиканского или местного органа общественной организации, политической партии и движения. О выдвижении кандидата составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату не позднее чем в двухнедельный срок. Кандидатами выдвигаются граждане Республики Тыва, проживающие на территории соответствующего избирательного округа. Кожуунная (городская) избирательная комиссия, организующая выдвижение кандидатов, оповещает население о выдвинутых кандидатах в члены Великого Хурала. Статья 24. Регистрация кандидатов
Кандидаты в члены Великого Хурала регистрируются кожуунной (городской) избирательной комиссией на основании протоколов собраний трудовых коллективов,заседаний руководящих органов, республиканских и
местных органов общественных организаций, политических партий и движений, коллективов средних специальных и высших учебных заведений,
собраний избирателей по месту жительства, военнослужащих по воинским частям,выдвинувших кандидатов. Регистрация кандидатов начинается за 45 дней и заканчивается за 30 дней до выборов. Решение о регистрации кандидатов принимается при наличии следующих документов: протоколов или подписных листов о выдвижении кандидатов по избирательному округу и заявлений кандидатов о согласии
баллотироваться в члены Великого Хурала. О регистрации кандидатов кожуунная (городская) избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов
в пятидневный срок представляется в Центральную избирательную комиссию. Кожуунная (городская) избирательная комиссия регистрирует кандидатов, выдвинутых с соблюдением требований настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в пятидневный срок в Центральную избирательную комиссию. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат, зарегистрированный в одном избирательном округе, не
может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей кандидатуры в избирательном округе,
где он был зарегистрирован первоначально. Кандидат не может состоять в Центральной избирательной комиссии, а также в кожуунной (городской) или участковой избирательной комиссиях избирательного округа, где он выдвинут кандидатом. Лицо, выдвинутое кандидатом и состоящее в одной из указанных комиссий, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом. В случае, если в сроки, установленные настоящей статьей, по избирательному округу будет зарегистрирован только один кандидат либо
не будет зарегистрирован ни один кандидат, выборы по такому избирательному округу откладываются по решению Центральной избирательной комиссии на 30 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Если в избирательном округе на день выборов останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению Центральной избирательной комиссии на 30 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Кожуунная (городская) избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов публикует сообщения о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности (занятия), места работы и жительства каждого кандидата, наименование выдвинувшего его избирательного объединения. Статья 25. Права и обязанности кандидатов
Администрация предприятий и организаций обязана предоставить кандидату по его желанию, неоплачиваемый отпуск с момента регистрации
до момента опубликования результатов выборов. Кандидат после регистрации не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен
к уголовной ответственности, арестован без согласия прокурора. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидат не вправе использовать свое должностное положение в интересах избрания. Кандидат может иметь доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части 1 настоящей статьи период администрации предприятий и организаций обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты и избиратели, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную агитацию. Избиратели по решению собрания и избирательные объединения своим решением могут в любое время до дня выборов отменить выдвижение зарегистрированного кандидата, баллотирующегося по избирательному округу и по спискам избирательных объединений и, если не истек установленный настоящим Законом срок регистрации, внести на регистрацию в кожуунную (городскую) избирательную комиссию нового кандидата или новый список. Информация о выбытии или замене кандидатов не позднее трех дней доводится до сведения избирателей округа. Глава Y.
Предвыборная агитация Статья 26. Право на участие в предвыборной агитации
Граждане Республики Тыва, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов. Участие государственных органов и органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий в предвыборной агитации
за или против кандидатов не допускается. Статья 27. Порядок проведения предвыборных мероприятий
Государственные органы и местные администрации обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и местными администрациями в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Владельцы государственных и муниципальных общественных залов обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять безвозмездно их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые предвыборные агитационные материалы органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, а также благотворительным и религиозным объединениям (организациям). Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а
также выплатой денежных средств. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации запрещается вести информационные теле - и радиопрограммы, участвовать в освещении выборов через данные средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности,
а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кадидата. Указанные представления рассматриваются судом в трехдневный
срок, а за три дня до выборов и менее - немедленно. Статья 28. Предвыборная агитация через средства массовой информации В течение 10 дней до дня выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. Средства массовой информации представляют равные возможности для предвыборных выступлений всех кандидатов. Статья 29. Выпуск агитационных печатных материалов
Политические партии и движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты вправе беспрепятственно за счет своих средств выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Кожуунные (городские) избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о
применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не могут содержать призывов к насильственному изменению конституционного
строя, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с
согласия владельца. Статья 30. Сроки проведения агитационной кампании
Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за одни сутки до дня выборов. В последний день перед днем выборов и в день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Запрещается распространение материалов, наносящих ущерб чести и достоинству кандидатов. Глава YI.
Финансирование выборов
Статья 31. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Тыва на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. Избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им Центральной избирательной
комиссией средств не позднее 15 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Центральная избирательная комиссия представляет Верховному Хуралу отчет о расходовании средств не позднее одного месяца после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией в республиканских газетах не позднее одного месяца со дня его представления в Верховный Хурал. Статья 32. Избирательные фонды кандидатов и порядок их создания
Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: а) собственных средств кандидата;
б) средств, выделенных кандидату выдвинувшими его политическими партиями, общественным движением, иным общественным объединением; в) добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Сумма пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда более чем в 200 раз. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям или кандидатам. Статья 33. Порядок расходования средств избирательных фондов
Порядок учета расходования денежных средств устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Тыва.Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам и
избирательным объединениям. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам организаций и лиц, перечисливших пожертвования. Глава YII.
Порядок голосования и подведение итогов выборов
Статья 34. Избирательные бюллетени
Для выборов каждый избиратель получает избирательный бюллетень.Форма и текст избирательного бюллетеня на тувинском и русском языках устанавливается Центральной избирательной комиссией. Справа против данных о кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Избирательный бюллетень для голосования по одномандатному избирательному округу по выборам в Великий Хурал содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, указаные в статье 23 настоящего Закона. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени печатаются на тувинском и русском языках. Избирательные бюллетени печатаются в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня выборов. Печатание избирательных бюллетеней кожуунными (городскими)избирательными комиссиями не допускается. Участковые избирательные комиссии получают от кожуунных (городских) избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число комплектов
избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 3 процента. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии вычеркивают в
избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые бюллетени. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии и ее печать. Статья 35. Время и место голосования
Голосование проводится в дни выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости с
учетом местных условий кожуунная (городская) избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией может изменить время голосования. В исключительных случаях с разрешения Центральной избирательной комиссии Республики Тыва и с согласия кандидатов голосование в отдаленных и труднодоступных местах может проводиться досрочно, но не
ранее, чем за 10 дней до дня выборов. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. Статья 36. Организация голосования
Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковых избирательных комиссий местными администрациями безвозмездно. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в
государственной или муниципальной собственности, местная администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производится избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного
голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам
должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Избиратель, который за 10 дней до дня выборов уедет и в день выборов не прибудет к месту своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 10-4 дня до выборов) или участковой (за 3-1 день до выборов) избирательной комиссии, при этом не должна быть нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении кожуунной (городской) избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставится печать либо подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель вкладывает в
конверт, который заклеивает и передает дежурному члену кожуунной (городской) или участковой комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей избирательной комиссии и подписи двух
ее членов. Окружные избирательные комиссии передают под роспись списки проголосовавших избирателей и конверты с находившимися в них заполненными бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с комплектом избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке проголосовавших избирателей. В 8 часов утра в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями и опускает их в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число бюллетеней, находившихся в конвертах, оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего удостоверения личности или паспорта и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого, не входящего в состав избирательной комиссии лица, фамилия которого указывается в списке. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной
комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене, избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик.
Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, поддержание необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней,
соответствующее количеству письменных или устных заявлений.Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении
бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 37. Подсчет голосов на избирательном участке
По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии и наблюдателей, если они находятся в помещении, погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|