Расширенный поиск

Закон Республики Тыва от 26.02.1997 № 746

 
 
 
 
                               ЗАКОН
 
                          РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
 
 
      О государственной системе профилактики безнадзорности и
                 правонарушений несовершеннолетних
     
           Принят Верховным Хуралом 26 февраля 1997 года
 
     Настоящий  Закон  Республики Тыва определяет основные принципы
и   задачи   деятельности   государственной   системы  профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     устанавливает   основы  правового  регулирования  деятельности
органов и учреждений государственной системы профилактики;
     распространяется на:
     детей,  нуждающихся  в  особых условиях обучения, воспитания и
контроля;
     родителей,опекунов,   попечителей  и  других  лиц,  нарушивших
права детей;
     должностных  лиц органов и учреждений, исполняющих обязанности
по      профилактике      безнадзорности      и      правонарушений
несовершеннолетних.
 
 
                     Раздел I. Общие положения
 
     Статья 1. Основные понятия
 
     Государственная система профилактики -
     взаимодействие   государственных   органов  власти  и  органов
местного  самоуправления  по  реализации  государственной  политики
Республики  Тыва  и Российской Федерации, направленной на выявление
и  устранение причин и условий, отрицательно влияющих на здоровье и
развитие    личности    несовершеннолетних,    способствующих    их
безнадзорности и правонарушениям;
     безнадзорность  -  отсутствие  заботы,  воспитания, присмотра,
наблюдения  за поведением и времяпрепровождением несовершеннолетних
со стороны родителей или лиц их заменяющих;
     профилактика     безнадзорности    -    система    комплексных
государственных  и  общественных  мер,  направленных на выявление и
устранение  причин  и  условий,отрицательно  влияющих на здоровье и
развитие личности несовершеннолетних;
     несовершеннолетние - лица, не достигшие 18-летнего возраста;
     группа  социального  риска  - любое микросоциальное сообщество
(группа),  способствующее  развитию  и реализации антиобщественного
поведения   несовершеннолетних,   дети   склонные   к   девиантному
поведению;
     девиантное     поведение     -     отклоняющееся    поведение,
противоречащее  принятым  в  обществе правовым и (или) нравственным
нормам, включая общественно опасное поведение.
 
     Статья   2.  Государственная  политика  в  сфере  профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
     Государственная  политика Республики Тыва в сфере профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлена на:
     обеспечение социальной справедливости;
     создание  для  несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе
государства,  условий,  способствующих развитию личности, получению
образования, предупреждению правонарушений;
     создание  правовых  и  социальных  гарантий  для детей в целях
обеспечения приоритетной охраны их прав и законных интересов;
     материально-техническое,   финансовое,   кадровое  обеспечение
органов   и   учреждений   государственной   системы   профилактики
безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних для выполнения
ими  своих  функций на уровне не ниже мировых социальных и правовых
стандартов;
     поддержку   негосударственных  структур  системы  профилактики
безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, взаимодействие
с ними.
     Организационной   основой  государственной  политики  является
республиканская    программа    профилактики    безнадзорности    и
правонарушений  несовершеннолетних,  утверждаемая Верховным Хуралом
Республики Тыва.
 
     Статья   3.  Основные  принципы  деятельности  государственной
системы     профилактики     безнадзорности     и    правонарушений
несовершеннолетних
 
     Деятельность      государственной     системы     профилактики
безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних основывается на
принципах:
     законности  и социальной справедливости, гуманного обращения с
детьми,  соблюдения  прав  и  обязанностей  несовершеннолетних,  их
родителей  (опекунов,  попечителей), неотвратимости наказания за их
нарушение;
     поддержки   семьи   и   взаимодействие   с   ней   в  вопросах
профилактики  преступности, соблюдения права несовершеннолетнего на
конфиденциальность на всех этапах социальной реабилитации;
     информационной  открытости  и  гласности работы всех органов и
учреждений  государственной  системы  профилактики безнадзорности и
правонарушений    несовершеннолетних,   государственной   поддержки
деятельности     негосударственных     организаций,     учреждений,
предприятий,    направленной    на    осуществление    профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
 
     Статья  4.  Задачи  в  области  профилактики  безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
 
     Основными   задачами   государственной   системы  профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
     обеспечение  и защита конституционных прав несовершеннолетних,
оказание  им  помощи  в  восстановлении  нарушенных прав и законных
интересов во всех сферах жизнедеятельности;
     выявление   и   пресечение   случаев   жестокого  обращения  с
несовершеннолетними;
     раннее  выявление  нарушений  в поведении несовершеннолетних и
устранение обстоятельств, приводящих к таким нарушениям;
     создание   условий   для   осуществления   диагностических   и
реабилитационных   мер   для   несовершеннолетних,   нуждающихся  в
психолого-педагогической коррекции и адаптации;
     социально-бытовое  устройство  несовершеннолетних, оказавшихся
в сложной жизненной ситуации;
     проведение  профилактической  работы  с родителями (опекунами,
попечителями),  систематически  не  выполняющими своих обязанностей
по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних;
     выявление  и  пресечение  причин  и  условий  безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних,  вовлечения их в преступную или
иную противоправную деятельность;
     психолого-медико-педагогическая    и    социальная   коррекция
несовершеннолетних с девиантным поведением;
     выявление  причин  и  условий, способствующих безнадзорности и
правонарушениям несовершеннолетних, принятие мер к их устранению.
 
     Статья   5.   Правовая   основа  деятельности  государственной
системы     профилактики     безнадзорности     и    правонарушений
несовершеннолетних
 
     Правовую    основу    деятельности   государственной   системы
профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних
составляют  Конституции  Республики  Тыва  и  Российской Федерации,
настоящий  Закон и иные законы и нормативные акты Республики Тыва и
Российской Федерации .
 
     Статья   6.  Координация  деятельности  органов  и  учреждений
государственной     системы     профилактики    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних
 
     Координация  деятельности  органов  и  учреждений профилактики
безнадзорности  и  правонарушений несовершеннолетних возлагается на
межведомственную   комиссию   по   делам   несовершеннолетних   при
Правительстве Республики Тыва.
     Координация  деятельности  органов  и  учреждений профилактики
безнадзорности   и   правонарушений  несовершеннолетних  в  органах
местного   самоуправления   возлагается   на   комиссии   по  делам
несовершеннолетних местных администрациий.
 
     Статья   7.  Компетенция  высших  органов  власти  и  местного
самоуправления
 
     К компетенции Верховного Хурала относятся:
     -  разработка  и  принятие нормативных актов Республики Тыва в
сфере      профилактики     безнадзорности     и     правонарушений
несовершеннолетних;
     -    утверждение    республиканской   программы   профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -  утверждение  объема  финансирования государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -учреждение    фонда    по   профилактике   безнадзорности   и
правонарушений несовершеннолетних и контроль за их исполнением;
     -   осуществление   контроля  за  исполнением  законодательных
актов,     регулирующих     деятельность    системы    профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     К компетенции Правительства Республики Тыва относятся:
     -  проведение  государственной  политики  в сфере профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -     создание     межведомственной    комиссии    по    делам
несовершеннолетних при Правительстве Республики Тыва;
     -  заслушивание  отчетов  межведомственной  комиссии  по делам
несовершеннолетних при Правительстве Республики Тыва;
     -  заслушивание  отчетов  министерств  и  ведомств по вопросам
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -  формирование  и  развитие  сети  учреждений государственной
системы     профилактики     безнадзорности     и    правонарушений
несовершеннолетних,       финансовое,      материально-техническое,
научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности;
     -  осуществление  в  пределах  своих  полномочий  лицензионной
деятельности   в   сфере   государственной   системы   профилактики
безнадзорности и правонарушений;
     -  содействие  развитию  муниципальных учреждений профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -  обеспечение  выполнения  законодательных  нормативных актов
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -    разработка    республиканской    программы   профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     К компетенциям органов местного самоуправления относятся:
     - создание комиссий  по делам несовершеннолетних;
     -  разработка  и  финансирование из местного бюджета программы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     -   координация   деятельности   предприятий,   учреждений   и
организаций  государственной  и  муниципальной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений;
     -  финансирование  учреждений  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних.
 
 
 Раздел II. Государственная система профилактики безнадзорности и
                 правонарушений несовершеннолетних
 
     Статья 8. Структура государственной системы профилактики
 
     Государственную    систему   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений   несовершеннолетних   Республики  Тыва  составляют:
межведомственная   комиссия   по   делам   несовершеннолетних   при
Правительстве   Республики  Тыва,  Министерство  социальной  защиты
населения,  Министерство образования, Министерство здравоохранения,
лекарственного  и технического обеспечения, Министерство внутренних
дел,  Министерство по делам молодежи, Министерство культуры, кино и
туризма,  Государственный  комитет  Республики  Тыва  по физической
культуре и спорту и органы местного самоуправления.
 
     Статья   9.   Органы   и  учреждения  государственной  системы
профилактики
 
     К  органам  и учреждениям государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений относятся:
     органы опеки и попечительства;
     специализированные учреждения органов социальной защиты
     для  несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике
и реабилитации;
     специальные   (коррекционные)   образовательные  учреждения  и
учебно-воспитательные   учреждения   для   детей   и  подростков  с
девиантным поведением;
     дошкольные   образовательные   учреждения,  школы,  учреждения
дополнительного образования;
     образовательные    учреждения   для   детей-сирот   и   детей,
оставшихся без попечения родителей, органов образования;
     учреждения   органов   здравоохранения   и   образования   для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     подразделения       по      предупреждению      правонарушений
несовершеннолетних    и    центры    временной   изоляции   милиции
общественной безопасности для несовершеннолетних нарушителей.
     В  работе  по  профилактике  безнадзорности  и  правонарушений
несовершеннолетних   участвуют   органы   и   учреждения  по  делам
молодежи,  культуры,  физкультуры,  спорта, туризма, общественные и
благотворительные организации, объединения, религиозные конфессии.
 
     Статья     10.     Межведомственная    комиссия    по    делам
несовершеннолетних
 
     Для  координации  действий  министерств  и ведомств Республики
Тыва,  комиссий  по  делам  несовершеннолетних  при  администрациях
кожуунов,  городов  Кызыла,  Ак-Довурака создается межведомственная
комиссия  по  делам несовершеннолетних при Правительстве Республики
Тыва.
     Межведомственная   комиссия   является  постоянно  действующим
органом в структуре исполнительной власти.
     Комиссию   возглавляет   председатель   -   заместитель  главы
Правительства  Республики  Тыва.  В  состав  комиссии на постоянной
основе  входят  заместитель  председателя  комиссии,  ответственный
секретарь,  специалисты,  имеющие  юридическое,  педагогическое или
иное, соответствующее занимаемой должности, высшее образование.
     Межведомственная   комиссия  руководствуется  в  своей  работе
законодательными  актами  Республики  Тыва,  Российской Федерации и
положением о комиссии.
     Положение     о    межведомственной    комиссии    по    делам
несовершеннолетних  разрабатывается  и  утверждается Правительством
Республики Тыва.
     Межведомственная   комиссия   по  делам  несовершеннолетних  в
пределах  своей  компетенции  принимает постановления, обязательные
для   исполнения  органами  государственной  системы  профилактики,
иными   предприятиями,   учреждениями,   организациями   всех  форм
собственности, должностными лицами и гражданами.
     Постановление   комиссии  может  быть  обжаловано  в  судебном
порядке.
 
     Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних
 
     1. Основными  задачами  комиссий  по  делам несовершеннолетних
являются:
     оказание  помощи  несовершеннолетним в защите и восстановлении
нарушенных    прав    и   законных   интересов   во   всех   сферах
жизнедеятельности;
     определение  форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства;
     рассмотрение       представлений       органам      управления
образовательного   учреждения   об  исключении  несовершеннолетнего
учащегося,  не  достигшего 16-летнего возраста, из образовательного
учреждения или переводе его в другое образовательное учреждение;
     осуществление   контроля   в   пределах,   предоставленных  им
полномочий  за  условиями  содержания,  воспитания  и  обращения  с
несовершеннолетними,  соблюдением  их  прав  и законных интересов в
органах   и   учреждениях   государственной   системы  профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     осуществление  координации и взаимодействия в работе органов и
учреждений  государственной  системы  профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
     рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних:
     -   совершивших  общественно  опасные  деяния  до  наступления
возраста уголовной ответственности;
     -  совершивших  деяния в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении
которых  отказано  в  возбуждении  уголовного  дела  или прекращено
уголовное  дело в порядке, предусмотренном Уголовно- процессуальным
кодексом Российской Федерации;
     -  совершивших  в  возрасте  от  16 до 18 лет административные
правонарушения     пределах  компетенции,  определенной  Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях).
     2. Комиссии  по  делам  несовершеннолетних  являются постоянно
действующими  органами в структуре исполнительной власти, создаются
в органах местного самоуправления.
     Комиссии  возглавляют председатели - заместители председателей
местных администраций.
     В  состав  комиссии  на постоянной основе входит ответственный
секретарь,  имеющий  соответствующее  занимаемой  должности, высшее
образование.
     Численный   и   персональный   состав   комиссии  определяется
председателями  местных администраций, при которых они создаются, с
учетом  численности  несовершеннолетнего населения в возрасте до 18
лет и объема работы, но не менее трех человек.
     3. Комиссии   по   делам   несовершеннолетних  в  пределах  их
компетенций  принимают  постановления,  обязательные для исполнения
органами   местного  самоуправления,  предприятиями,  учреждениями,
организациями   всех  форм  собственности,  должностными  лицами  и
гражданами.   Постановления   комиссии   могут  быть  обжалованы  в
судебном порядке.
 
     Статья   12.   Органы   опеки   и   попечительства  в  системе
профилактики
 
     Органы  опеки  и  попечительства  относятся к органам местного
самоуправления.
     Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
     выявление   детей   сирот,  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей  и  несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для
жизни  и  воспитания  в  семье,  принятие  мер  по  их устройству и
созданию  благоприятных  условий для всестороннего развития, охраны
жизни и здоровья детей;
     возбуждение  в  суде  дел  в  защиту прав и охраняемых законом
интересов несовершеннолетних;
     обеспечение  защиты  личных,  имущественных  и жилищных прав и
интересов несовершеннолетних.
     Права   и  обязанности  опекунов  и  попечителей  определяются
действующим законодательством.
 
     Статья  13.  Специализированные  учреждения органов социальной
защиты  населения  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной
профилактике и реабилитации
 
     С   целью   всемерно   способствовать  обеспечению  социальной
защищенности  несовершеннолетних, их адаптации в социальной среде в
кожуунах,  гг.Кызыле  и  Ак-Довураке  создаются  специализированные
учреждения     органов     социальной    защиты    населения    для
несовершеннолетних  (социально-реабилитационные  центры, социальные
приюты,  центры  помощи детям, оставшимся без попечения родителей и
иные, создаваемые для этих целей учреждения).
     Специализированные   учреждения   органов   социальной  защиты
населения   для   несовершеннолетних,   нуждающихся   в  социальной
профилактике и реабилитации:
     выявляют семьи, несовершеннолетних групп социального риска;
     обеспечивают временное проживание:
     а)  безнадзорных  детей, несовершеннолетних матерей до и после
родового    периода    с   предоставлением   бесплатного   питания,
коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода;
     б)  родителей  с  несовершеннолетними  детьми,  оказавшихся  в
экстремальных   условиях   (беженцы,   потерпевшие   в   результате
стихийных   бедствий   и   иных   чрезвычайных   обстоятельств),  с
предоставлением аналогичных услуг;
     проводят   работу   с   несовершеннолетними,   нуждающимися  в
экстренной    социальной,   психологической,   психотерапевтической
помощи,  подвергшимся  любым  формам  физического  или психического
насилия,   отказавшимися   жить   в  семье  или  в  образовательных
учреждениях  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения
родителей,  опекунов,  попечителей,  не  имеющих  постоянного места
жительства и средств к существованию;
     обеспечивают    правовое    просвещение    несовершеннолетних,
оказание   им,  их  родителям,  опекунам,  попечителям  юридической
помощи по вопросам защиты прав несовершеннолетних;
     оказывают   психологическую,психокоррекционную,  социальную  и
иную  помощь  семье  и  содействуют  возвращению детей к родителям,
опекунам, попечителям;
     выявляют  причины  и условия безнадзорности несовершеннолетних
и принимают необходимые меры к их устранению;
     участвуют   совместно   с   заинтересованными   ведомствами  в
устройстве несовершеннолетних.
     Центры  создаются по решению органов местного самоуправления и
находятся  в  ведении  соответствующих  органов  социальной  защиты
населения,которые   определяют   виды   учреждений   и  порядок  их
деятельности,оказывают  им  необходимую организационно-методическую
помощь.
     Учреждения   дополнительного   образования   (дома   и  центры
творчества,   станции   юных   техников,   туристов,  натуралистов,
учебно-производственные     комбинаты,    центры    дополнительного
образования   детей,  традиционной  культуры,  народных  ремесел  и
другие)  оказывают  содействие несовершеннолетним в реализации прав
на  свободу творчества, культурную деятельность; занятие физической
культурой,    спортом    и    туризмом;   удовлетворение   духовных
потребностей  и  приобщение  к  ценностям  отечественной  и мировой
культуры; развивают сферу досуга и отдыха.
 
     Статья   14.   Специальные   (коррекционные)   образовательные
учреждения   и   учебно-воспитательные   учреждения   для  детей  и
подростков с девиантным поведением
 
     К  специальным  (коррекционным)  образовательным учреждениям и
учебно-воспитательным   учреждениям   для   детей  и  подростков  с
девиантным поведением относятся:
     специальные  (коррекционные)  образовательные  учреждения  для
обучающихся  воспитанников  с  отклонениями в развитии, совершивших
общественно-опасные деяния;
     другие  виды  учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в
особых условиях воспитания.
     Специальные               учреждения              обеспечивают
психолого-медико-педагогическую     и    социальную    реабилитацию
несовершеннолетних,  получение начального общего, основного общего,
среднего    (полного)    общего    образования,    профессиональной
подготовки, начального профессионального образования.
     Специальные    учебно-воспитательные    учреждения   создаются
органами     управления     образованием,     органами     местного
самоуправления.  Специальные учебно-воспитательные учреждения могут
быть открытого и закрытого типа.
     В  специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа
принимаются   несовершеннолетние   в  возрасте  от  8  до  18  лет,
требующие   специального   педагогического   подхода  на  основании
заключения   психолого-медико-педагогической  комиссии  с  согласия
родителей,  опекунов, попечителей несовершеннолетних и рекомендаций
комиссий по делам несовершеннолетних.
     В  специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
помещается   несовершеннолетний,  совершивший  общественно  опасное
деяние,  предусмотренное  Уголовным  кодексом Российской Федерации,
до   достижения   возраста   уголовной   ответственности,  а  также
освобожденный   от   уголовной   ответственности   и   наказания  с
применением  мер воспитательного характера, если эти лица нуждаются
в особых условиях воспитания.
     В  специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
помещаются  несовершеннолетние  в  возрасте  от  11  до  18 лет при
отсутствии    у    них   медицинских   противопоказаний.   Перечень
медицинских  противопоказаний  утверждается  органом исполнительной
власти, в компетенцию которого входят вопросы здравоохранения.
 
     Статья 15. Учреждения органов здравоохранения
 
     Основными  задачами  органов  и  учреждений  здравоохранения в
государственной     системе     профилактики    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних являются:
     пропаганда  здорового  образа жизни, профилактика алкоголизма,
наркомании и токсикомании, венерических заболеваний и абортов;
     обследование,  сроком  не  более  двух месяцев, новорожденных,
лишенных  попечения родителей, с последующей дачей рекомендаций для
их   устройства   с   учетом   состояния   здоровья   в  учреждения
государственной         системы        профилактики        (детские
лечебно-профилактические учреждения);
     выхаживание,     динамическое    наблюдение    за    развитием
несовершеннолетних  раннего  и  дошкольного  возраста,  подкинутых,
оставшихся  без попечения родителей, или родители которых оказались
в сложной жизненной ситуации (дом ребенка);
     оказание       специализированной       диагностической      и
лечебно-восстановительной  помощи несовершеннолетним с психическими
расстройствами,   нарушениями   поведения,  консультативная  помощь
родителям  несовершеннолетних,  проходящих  соответствующее лечение
(психоневрологический диспансер, отделение);
     проведение  всех  видов  психиатрических  экспертиз в порядке,
установленном законодательством;
     обследование,      выявление,     наблюдение     и     лечение
несовершеннолетних  с  патологическими  формами  поведения,  в  том
числе   употребляющих  спиртные  напитки,  наркотические  или  иные
одурманивающие средства (наркологический диспансер);
     выявление  источников  заболеваний, передаваемых половым путем
среди      несовершеннолетних,      обследование      и     лечение
(кожно-вендиспансер, отделение, стационар).
     Учреждение  здравоохранения  обязано  немедленно информировать
соответствующую   комиссию  по  защите  прав  несовершеннолетних  о
каждом   случае   нарушения   прав  несовершеннолетних  в  порядке,
установленном   работниками   учреждения,   в  процессе  выполнения
профессиональных обязанностей.
 
     Статья 16. Общеобразовательные учреждения
 
     Общеобразовательные  учреждения несут ответственность согласно
законодательства Республики Тыва и Российской Федерации за:
     -   качество  общего  образования  на  уровне  государственных
образовательных стандартов;
     -   соответствие   применяемых   форм,   методов   и   средств
организации  образовательного  процесса возрастным, психофизическим
и индивидуальным особенностям;
     - защиту прав, охраны жизни и здоровья обучающихся;
     -  воспитание  высоких нравственных качеств личности, правовых
знаний и культуры поведения.
 
     Статья  17.  Учреждения  органов образования для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
 
     В  общеобразовательные  учреждения  для  детей-сирот  и детей,
оставшихся  без  попечения родителей (детские дома, школы-интернаты
и другие общеобразовательные учреждения) принимаются:
     дети-сироты;
     дети,  родители  которых  лишены  родительских прав, осуждены,
признаны   недееспособными,   находятся   на   длительном  лечении,
местонахождение которых не установлено;
     дети   одиноких   матерей   (отцов),  малообеспеченных  семей,
беженцев,  вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от
стихийных   бедствий   и  временно  не  имеющих  постоянного  места
жительства,  нуждающихся  в  государственной  помощи,  а также дети
лиц, обратившихся за статусом беженцев (сроком до 1 года).
     Учреждения   создают  благоприятные  условия,  приближенные  к
домашним,  для всестороннего развития личности и безопасности жизни
и здоровья детей.
     Государство         обеспечивает         и         гарантирует
социально-экономическую   и   правовую   деятельность   учреждений,
предоставляет    материально-техническую,   финансовую   и   другие
средства для их функционирования.
 
     Статья 18. Органы и учреждения службы занятости
 
     Органы   и   учреждения  государственной  службы  занятости  и
трудоустройства  содействуют  реализации прав несовершеннолетних на
труд  и свободу выбора вида занятости в условиях рыночной экономики
и  многообразия  форм собственности, создают дополнительные рабочие
места  для  несовершеннолетних,  обучают профессии (специальности),
повышают   их  квалификацию,  оказывают  помощь  в  трудоустройстве
несовершеннолетних,  достигших 15 лет, в соответствии с действующим
законодательством,  реализуют  иные задачи, предусмотренные Законом
Российской Федерации "О занятости населения".
     Совместно  с  органами  образования органы и учреждения службы
занятости   ведут   учет   несовершеннолетних,   оставивших  учебу,
привлекают  несовершеннолетних  к  труду  путем  развития различных
форм   самостоятельной   производственной   и   предпринимательской
деятельности.
 
     Статья  19.  Подразделения  милиции  общественной безопасности
(местной      милиции)     по     предупреждению     правонарушений
несовершеннолетних
 
     1. Подразделения    милиции   общественной   безопасности   по
предупреждению правонарушений несовершеннолетних:
     а)    предупреждают    административные    правонарушения    и
преступления   несовершеннолетних,   содействуют   их  раскрытию  в
процессе проведения профилактической работы;
     б)   проводят   самостоятельно   профилактическую   работу   и
принимают   установленные  законом  меры  воздействия  в  отношении
несовершеннолетних:
     -  осужденных  к  лишению  свободы  условно  либо  с отсрочкой
исполнения  приговора,  а  также  к мерам наказания, не связанным с
лишением свободы;
     -  совершивших  преступления,  но  освобожденных  от уголовной
ответственности   в   связи   с   применением   мер   общественного
воздействия  либо  административного  взыскания или вследствие акта
об амнистии;
     -   совершивших   общественно  опасные  деяния  до  достижения
возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
     -  обвиняемых  в  совершении преступлений и не заключенных под
стражу в период предварительного следствия;
     в)    проводят    по    постановлению    комиссии   по   делам
несовершеннолетних     профилактическую    работу    в    отношении
несовершеннолетних:
     - освобожденных из мест лишения свободы;
     -  вернувшихся  из  закрытых специальных учебно-воспитательных
учреждений;
     -  совершивших правонарушения, влекущие меры административного
взыскания;
     -  употребляющих  спиртные  напитки,  наркотические  или  иные
средства, вызывающие одурманивание;
     г)  проводят профилактическую работу и принимают установленные
законом   меры   воздействия   в   отношении  родителей,  опекунов,
попечителей  несовершеннолетних,  перечисленных в настоящей статье,
если   они   систематически   не   выполняют  свои  обязанности  по
воспитанию    несовершеннолетних    и    (или)   своим   поведением
способствуют совершению ими правонарушений;
     д)  рассматривают  заявления  и  сообщения  о  правонарушениях
несовершеннолетних,  не  достигших  возраста,  с которого наступает
уголовная   ответственность   и   принимают   по   ним   решения  в
соответствии с законом.
     2. При   проведении   профилактической  работы  обеспечивается
соблюдение  конституционных  прав несовершеннолетних, их родителей,
опекунов,   попечителей.   Порядок,   формы   и  методы  проведения
профилактической    работы,   права   и   обязанности   сотрудников
подразделений  милиции  общественной безопасности по предупреждению
правонарушений  несовершеннолетних регулируются актами Министерства
внутренних  дел.  При проведении профилактической работы требования
сотрудников  подразделений  милиции  общественной  безопасности  по
предупреждению  правонарушений  несовершеннолетних, предъявляемые в
пределах   их   прав,  обязательны  для  исполнения  руководителями
предприятий,    учреждений,    организаций,    независимо   от   их
организационно-правовой формы, а также физическими лицами.
     3. Наделение  подразделений  милиции общественной безопасности
по    предупреждению    правонарушений   несовершеннолетних   иными
функциями,   не   предусмотренными   пунктом  1  настоящей  статьи,
возможно только на основании закона.
     4. Подразделения   (отделы,   отделения)   по   предупреждению
правонарушений  несовершеннолетних действуют в кожуунных, городских
отделах внутренних дел.
 
     Статья   20.   Учреждения  милиции  общественной  безопасности
(местной милиции)для временного содержания несовершеннолетних
 
     В   учреждения   милиции  общественной  безопасности  (местной
милиции)   для   временного   содержания   несовершеннолетних(далее
учреждения  милиции  для временного содержания) могут быть помещены
лица в возрасте от 3 до 18 лет:
     а)оставшиеся без попечения родителей;
     б) заблудившиеся, подкинутые;
     в)   самовольно   оставившие  семью  в  возрасте  до  16  лет,
нуждающиеся в помощи со стороны государства;
     г)  направляемые  в закрытые специальные учебно-воспитательные
учреждения;
     д)     самовольно     ушедшие    из    закрытых    специальных
учебно-воспитательных учреждений;
     е)  совершившие  общественно  опасные  деяния, предусмотренные
Уголовным  кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с
которого  наступает уголовная ответственность, при необходимости их
немедленной изоляции;
     ж) личность которых не установлена.
     В   учреждения   милиции   временного  содержания  могут  быть
помещены  несовершеннолетние  в  возрасте  до  11  лет, совершившие
тяжкие  общественно опасные деяния при необходимости их немедленной
изоляции для обеспечения личной безопасности.
     Учреждения      милиции      для     временного     содержания
несовершеннолетних    находятся   в   непосредственном   подчинении
соответствующих органов внутренних дел.
 
     Статья  21.  Исправительные учреждения для несовершеннолетних,
осужденных к лишению свободы
 
     Порядок   отбывания   несовершеннолетними   наказания  в  виде
лишения    свободы    определяется   законодательством   Российской
Федерации.
 
     Статья     22.     Психолого-медико-педагогические    комиссии
(консультации)
 
     1. Для  диагностики  физических и(или) психических недостатков
у  детей,  определения их специальных образовательных потребностей,
а  также для консультирования родителей по всем вопросам, связанным
с   физической  и  (или)  психической  недостаточностью  детей  при
Министерстве   образования  создается  постоянная  межведомственная
психолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК).
     2. Основными задачами ПМПК являются:
     а)    проведение    возможно    более    раннего   бесплатного
психолого-медико-педагогического   обследования   детей,  выявление
особенностей  их  развития,  установление  диагноза  и  определение
соответствующих условий специального обучения;
     б) составление рекомендаций к индивидуальному плану обучения;
     в)  подтверждение,  уточнение и изменение ранее установленного
диагноза;
     г)  консультативная  помощь  родителям, опекунам, попечителям,
дети которых имеют физические и (или) психические недостатки;
     д)  консультирование  педагогических, медицинских и социальных
работников  по вопросам, связанным со специальными образовательными
потребностями  детей,  их  правами  и  правами родителей, опекунов,
попечителей;
     е)  формирование  банка  данных  о  детях,имеющих физические и
(или)   психические   недостатки,   структуре   детской   патологии
(недостаточности)     и    представление    собранной    информации
соответствующим   органам   государственной   системы  защиты  прав
несовершеннолетних,     профилактики     их     безнадзорности    и
правонарушений.
     В   своей   деятельности   ПМПК   руководствуется  Положением,
утвержденным Правительством Республики Тыва.
 
     Статья  23. Органы и учреждения культуры, физической культуры,
спорта и туризма. Средства массовой информации
 
     Органы  и  учреждения  культуры, физической культуры, спорта и
туризма,  средства массовой информации в пределах своей компетенции
оказывают   содействие  несовершеннолетним  в  реализации  прав  на
свободу  творчества,  культурную  деятельность,  занятия физической
культурой,спортом  и туризмом, удовлетворение духовных потребностей
и   приобщение   к  ценностям  отечественной  и  мировой  культуры,
развивают сферу досуга, отдыха, спорта.
     Учреждения  культуры,  средства  массовой информации обязаны в
своей   деятельности  не  допускать  распространения  информации  и
материалов:
     поощряющих физическое, сексуальное, психологическое насилие;
     пропагандирующих   аморальность,  пристрастие  к  употреблению
алкоголя,   наркотических   и   психоактивных  веществ,  вызывающих
пренебрежение  к  закону  и  социально приемлемым нормам поведения,
враждебное   отношение   к   окружающим,   расовую   и  религиозную
нетерпимость.
     Руководители    учреждений   культуры   и   средств   массовой
информации  несут  ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение  части  второй настоящей статьи в порядке, установленном
законодательством Республики Тыва и Российской Федерации.
 
     Статья 24. Органы и учреждения по делам молодежи
 
     Органы   и   учреждения   по   делам   молодежи   участвуют  в
государственной     системе     профилактики    безнадзорности    и
правонарушений   несовершеннолетних   путем   организации   досуга,
занятости  несовершеннолетних,  развития  у них гражданственности и
патриотизма,  удовлетворения  их  социально  значимых потребностей,
оказания несовершеннолетним помощи в конфликтных ситуациях.
     Учреждения   по   делам   молодежи  (центры  разного  профиля,
молодежные  биржи  труда,  приюты для подростков и молодежи и т.п.)
создаются  по  решению  органов  исполнительной  власти  Республики
Тыва,   органов  местного  самоуправления  и  находятся  в  ведении
соответствующих  комитетов  (отделов)  по  делам  молодежи, которые
определяют   виды   учреждений   и   их   задачи   по  профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
 
     Статья 25. Негосударственные учреждения и организации
 
     Общественные   объединения,   ассоциации,   фонды,  профсоюзы,
религиозные   конфессии  и  иные  негосударственные  организации  в
соответствии   с   уставами   и   положениями,   определяющими   их
деятельность,  могут  участвовать  в  профилактике безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних,  оказывать содействие в области
образования,  нравственного,  эстетического, физического, трудового
воспитания,  утверждение здорового образа жизни, помощи многодетным
матерям,  несовершеннолетним,  оставшимся без попечения родителей в
социальной  реабилитации осужденных несовершеннолетних, вернувшихся
из   мест   лишения   свободы,   специальных  учебно-воспитательных
учреждений.
     Негосударственные  учреждения  и организации взаимодействуют с
субъектами  государственной  системы  профилактики безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних  и  могут вносить предложения по
совершенствованию       системы      профилактики,благотворительной
деятельности,  а  также  индивидуальной  профилактической  работы с
детьми, их семьями.
     Негосударственные   учреждения,  организации  и  частные  лица
могут   входить   на   равноправной   основе   с   государственными
учреждениями   в   специализированные   государственно-общественные
структуры,  осуществляющие  деятельность,  указанную в части первой
настоящей статьи.
 
     Статья  26.  Лицензирование учреждений государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
     Деятельность  учреждений государственной системы профилактики,
независимо    от    их   организационно-правовых   форм   и   видов
собственности,  осуществляется  на  основании  лицензии, выданной в
порядке, определяемом Правительством Республики Тыва.
     Деятельность  учреждений  государственной системы профилактики
безнадзорности    и    правонарушений   несовершеннолетних   должна
соответствовать   государственным  стандартам,  которые  определяют
основные  требования к качеству и объемам социальных услуг, порядку
и  условиям  их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья
детей.
 
 
   Раздел III. Обеспечение деятельности государственной системы
  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
     Статья   27.   Материально-техническая   база  государственной
системы профилактики
 
     Материально-техническая    база   учреждений   государственной
системы     профилактики     безнадзорности     и    правонарушений
несовершеннолетних    обеспечивается   в   порядке,   установленном
законодательствами   и   подзаконными   актами  Республики  Тыва  и
Российской Федерации.
     Содержание  и развитие материально-технической базы учреждений
государственной    системы   профилактики   осуществляется   самими
учреждениями  в  пределах  предусмотренного  бюджета  и собственных
средств.
     Государственные  и местные органы управления обязаны оказывать
услуги  учреждениям  профилактики  в  решении вопросов содержания и
развития их материально-технической базы.
 
     Статья 28. Финансовое обеспечение
 
     Финансирование      учреждений     государственной     системы
профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних
осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.
     Средства,  предусмотренные  на  профилактику  безнадзорности и
правонарушений     среди    несовершеннолетних,    указываются    в
республиканском  и  местных  бюджетах  в  объеме  не  менее  одного
процента от общей суммы доходов соответствующего бюджета.
     Дополнительными    источниками   финансирования   могут   быть
благотворительные  взносы,  добровольные пожертвования и услуги, не
запрещенные   законодательством   Республики   Тыва   и  Российской
Федерации.
 
     Статья   29.  Фонд  поддержки  профилактики  безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних
 
     Фонд  поддержки  профилактики  безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних   является  бюджетным  фондом  и  создается  при
Правительстве  Республики  Тыва  с  целью  финансирования программ,
мероприятий,   направленных   на   профилактику   безнадзорности  и
правонарушений несовершеннолетних.
     Положение  о  фонде  поддержки  профилактики  безнадзорности и
правонарушений  несовершеннолетних  разрабатывается  и утверждается
согласно законодательству.
     Средства   фонда   поддержки   профилактики  безнадзорности  и
правонарушений  несовершеннолетних  распределяются согласно решению
межведомственной   комиссии   по   делам   несовершеннолетних   при
Правительстве Республики Тыва.
 
     Статья 30. Кадровое обеспечение
 
     Органы   государственной   власти  и  местного  самоуправления
обеспечивают   учреждения   государственной   системы  профилактики
безнадзорности       и       правонарушений      несовершеннолетних
высококвалифицированными  кадрами,  а  также организуют подготовку,
переподготовку   и  повышение  квалификации  работников  социальной
сферы, занимающихся проблемами детей.
     На  работу  принимаются  граждане,  способные по своим деловым
личным   и   нравственным  качествам,  а  также  по  образованию  и
состоянию    здоровья,    выполнять    соответствующие    служебные
обязанности.
     Не  могут  быть приняты на работу в учреждения государственной
системы     профилактики     безнадзорности     и    правонарушений
несовершеннолетних   граждане,   признанные   в   судебном  порядке
недееспособными     или    ограниченно    дееспособными,    имеющие
непогашенную судимость за умышленные
     преступления,   не  отвечающие  требованиям,  перечисленным  в
части второй настоящей статьи.
 
     Статья 31. Хозяйственная деятельность
 
     В   соответствии   с   законодательством   Республики  Тыва  и
Российской    Федерации    учреждения    государственной    системы
профилактики  безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних
имеют   право   вести  хозяйственную  деятельность,  способствующую
реализации их функций.
 
     Статья   32.   Гарантии   и   льготы   работникам   учреждений
государственной     системы     профилактики    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних
 
     Работники  государственной системы профилактики безнадзорности
и  правонарушений  несовершеннолетних пользуются льготами в порядке
и  на условиях, предусмотренных законодательством Республики Тыва и
Российской Федерации.
 
     Статья  33.  Стимулирование  участия  предприятий, учреждений,
организаций  в  деятельности  государственной  системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
 
     Предприятия,  учреждения, организации всех форм собственности,
непосредственно   участвующие   в   деятельности   или   передающие
финансовые,   материальные,  технические  средства  в  распоряжение
учреждений  государственной  системы  профилактики безнадзорности и
правонарушений     несовершеннолетних     пользуются    налоговыми,
кредитными  и  другими  льготами,  порядок  предоставления  которых
определяется   законодательством   Республики   Тыва  и  Российской
Федерации.
 
 
 Раздел IY. Основания и порядок помещения в учреждения социального
            и временного содержания несовершеннолетних
 
     Статья    34.   Основания   помещения   несовершеннолетних   в
специализированные учреждения органов социальной защиты
 
     Основанием      для     помещения     несовершеннолетних     в
специализированные  учреждения  органов социальной защиты населения
являются:
     - заявление родителей, опекунов, попечителей;
     - заявление несовершеннолетнего;
     - направление комиссии по защите прав несовершеннолетних;
     -   направление   органов   и   учреждений  социальной  защиты
населения,  образования,  здравоохранения,  внутренних дел, опеки и
попечительства.
 
     Статья    35.   Права   несовершеннолетних,   содержащихся   в
специализированных учреждениях
 
     Несовершеннолетним,    содержащимся    в    специализированных
учреждениях, гарантируется право на:
     - гуманное обращение и уважение человеческого достоинства;
     - получение бесплатной юридической консультации;
     -  обеспечение  бесплатным  питанием, лечебно-профилактической
помощью  и коммунально-бытовыми услугами, одеждой, обувью и другими
предметами вещевого довольствия;
     -  получение  бесплатного начального общего, основного общего,
среднего    (полного)    общего,    начального    профессионального
образования  в  соответствии  с  государственными  образовательными
стандартами;
     - поддержание связи с семьей;
     -  получение  посылок,  передач, получение и отправление писем
без ограничения их количества.
 
     Статья  36.  Сроки  пребывания  и выпуск несовершеннолетних из
специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа
 
     Продолжительность  пребывания несовершеннолетнего в учреждении
не   может   превышать  трех  лет.  Несовершеннолетние  могут  быть
выпущены  из  учреждений  закрытого  типа досрочно по представлению
администрации  учреждения  либо по ходатайству родителей, опекунов,
попечителей, а также комиссий по делам несовершеннолетних.
     Вопрос   о   их   выпуске   рассматривается  судьей  по  месту
нахождения учреждения.
     По   решению   суда   несовершеннолетний   может   остаться  в
учебно-воспитательном  учреждении  по  истечении  трех  лет в целях
окончания  текущего  учебного  года или завершения учебы с согласия
несовершеннолетнего, родителей, опекунов и попечителей.
     При  установлении  у несовершеннолетнего во время пребывания в
учреждении    отклонений    в    психическом    развитии,судья   по
представлению     администрации     или     комиссии    по    делам
несовершеннолетних,  решает  вопрос  о  переводе  его в специальное
(коррекционное)      учебно-воспитательное      учреждение      для
несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии.
     В   случае   установления   у   несовершеннолетнего  во  время
пребывания  в  учреждении  психического  заболевания госпитализация
его   в   психиатрический   стационар   в   принудительном  порядке
осуществляется  в  соответствии  с  Законом Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
 
     Статья 37. Меры по устройству несовершеннолетних
 
     Комиссия   по   делам   несовершеннолетних   определяет  форму
устройства несовершеннолетних,нуждающихся в помощи государства.
     Постановление    комиссии,    основанное   на   заключении   и
рекомендациях  медико-психолого-педагогической комиссии с указанием
формы   устройства   несовершеннолетних  направляется  в  органы  и
учреждения  государственной  системы  профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
     В   случае   необходимости   на   основании   законодательства
Республики   Тыва   и   Российской   Федерации  комиссии  по  делам
несовершеннолетних  обращаются  в  суд с иском для защиты интересов
несовершеннолетних, восстановления нарушенных прав.
 
 
                    Раздел Y. Меры воздействия
 
     Статья 38. Меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним
 
     К  несовершеннолетним  правонарушителям могут применяться меры
воздействия,   предусмотренные  Положением  о  комиссиях  по  делам
несовершеннолетних,   также   меры   воздействия,   предусмотренные
другими   законодательными  актами  Республики  Тыва  и  Российской
Федерации.
 
     Статья 39. Ответственность родителей, опекунов, попечителей
 
     К   родителям,   опекунам,   попечителям,   систематически  не
выполняющим     обязанности     по     воспитанию     и    обучению
несовершеннолетних  либо  злоупотребляющим  родительскими  правами,
применяются  меры,  предусмотренные Положением о комиссиях по делам
несовершеннолетних,  меры, предусмотренные другими законодательными
актами Республики Тыва и Российской Федерации.
 
     Статья 40. Ответственность должностных лиц
 
     Непринятие    должностными   лицами   органов   и   учреждений
государственной     системы     профилактики    безнадзорности    и
правонарушений  несовершеннолетних,  в  пределах своих компетенций,
мер  по  предупреждению  и пресечению безнадзорности детей, а также
оставление    без    рассмотрения   решений   Комиссии   по   делам
несовершеннолетних    влечет    ответственность,    предусмотренную
административным и уголовным законодательством.
 
 
   Р а з д е л YI. Контроль и надзор за деятельностью органов и
 учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и
                 правонарушений несовершеннолетних
 
     Статья  41.  Контроль  за  деятельностью  органов и учреждений
государственной     системы     профилактики    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних
 
     Контроль     за    деятельностью    органов    и    учреждений
государственной    системы    и   профилактики   безнадзорности   и
правонарушений     несовершеннолетних    осуществляется    органами
исполнительной   власти   Республики   Тыва,  комиссиями  по  делам
несовершеннолетних,    в    пределах   и   порядке,   установленном
законодательством Республики Тыва и Российской Федерации.
     Контроль        за       деятельностью       негосударственных
специализированных   учреждений  осуществляется  органами  местного
самоуправления.
 
     Статья 42. Прокурорский надзор
 
     Надзор  за  исполнением  настоящего Закона осуществляют органы
прокуратуры Республики Тыва.
 
 
                 Раздел YII. Заключительная часть
 
     Статья 43. О вступлении в действие настоящего Закона
 
     Настоящий  Закон  вступает  в действие со дня его официального
опубликования,  за  исключением  статей 28 и 29, которые вступают в
действие с 1 января 1998 года.
 
 
     Президент Республики Тыва                            Ш. Ооржак
 
     г. Кызыл
     26 февраля 1997 года
     № 746
     
    
 
 
 


Информация по документу
Читайте также