Расширенный поиск
Закон Республики Тыва от 08.05.2013 № 1852 ВХ - IЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА О нормативных правовых актах Республики Тыва Принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 20 февраля 2013 года Принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва повторно 17 апреля 2013 года Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва устанавливает единые требования, предъявляемые к нормативным правовым актам Республики Тыва, их опубликованию, вступлению в силу, действию и систематизации, определению общих правил юридической техники, применяемых при подготовке нормативных правовых актов Республики Тыва. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе В целях настоящего Закона применяются следующие понятия: 1) нормативный правовой акт Республики Тыва (далее - нормативный правовой акт) - изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти Республики Тыва, государственного органа или должностного лица, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; 2) нормотворческие органы – Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва, Глава Республики Тыва, Правительство Республики Тыва, исполнительные органы государственной власти Республики Тыва, Избирательная комиссия Республики Тыва; 3) нормотворческая деятельность - деятельность органов государственной власти Республики Тыва, государственных органов по подготовке и принятию нормативных правовых актов; 4) правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера. Статья 2. Нормотворческая деятельность органов государственной власти Республики Тыва, государственных органов 1. Нормотворческая деятельность органов государственной власти Республики Тыва, государственных органов осуществляется на основе принципов разделения властей, законности, гласности, планирования и согласования действий нормотворческих органов. 2. Нормотворческая деятельность включает в себя: прогнозирование, планирование, подготовку, рассмотрение, принятие, опубликование и толкование нормативных правовых актов; научную и публичную независимую экспертизы и оценку эффективности действия законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва. 3. Нормотворческие органы обязаны предпринимать меры по обеспечению эффективности своей нормотворческой деятельности, которая обеспечивается качеством, законностью и своевременностью принятия нормативных правовых актов Республики Тыва. Глава 2. Виды и соотношение нормативных правовых актов Статья 3. Виды нормативных правовых актов 1. Нормативными правовыми актами являются: 1) Конституция Республики Тыва; 2) конституционные законы Республики Тыва; 3) законы Республики Тыва; 4) постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, имеющие нормативный правовой характер; 5) указы Главы Республики Тыва, имеющие нормативный правовой характер; 6) постановления Правительства Республики Тыва, имеющие нормативный правовой характер; 7) нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Тыва; 8) постановления Избирательной комиссии Республики Тыва, имеющие нормативный правовой характер. 2. Конституция Республики Тыва и иные нормативные правовые акты образуют единую и целостную систему законодательства Республики Тыва. Нормотворческие органы не вправе издавать нормативные правовые акты иных видов, кроме предусмотренных Конституцией Республики Тыва и настоящим Законом. 3. Нормативными правовыми актами могут быть утверждены (приняты) программы, регламенты, положения, правила, инструкции, а также иные документы, используемые в правотворческой практике. Утвержденные (принятые) нормативными правовыми актами и прилагаемые к нормативным правовым актам документы являются их составными частями и обладают их юридической силой. 4. Принятие нормативного правового акта непосредственно населением на референдуме Республики Тыва осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Республики Тыва от 28 декабря 2011 года N 1156 ВХ-I «О референдумах в Республике Тыва». Статья 4. Конституция Республики Тыва Конституция Республики Тыва – принимаемый в особом порядке Основной закон Республики Тыва, определяющий статус Республики Тыва как субъекта Российской Федерации и закрепляющий положения, составляющие правовую основу законодательства Республики Тыва. Статья 5. Конституционные законы Республики Тыва 1. Конституционный закон Республики Тыва (далее - конституционный закон) - нормативный правовой акт, принимаемый Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва или непосредственно населением на референдуме Республики Тыва, издаваемый по вопросам ведения Республики Тыва, прямо определенным в Конституции Республики Тыва. 2. Конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее чем две трети от установленного числа депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. 3. Конституционный закон Республики Тыва принимается на референдуме Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Статья 6. Законы Республики Тыва 1. Закон Республики Тыва - нормативный правовой акт, принимаемый Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва или непосредственно населением на референдуме Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Тыва и республиканскими законами, регулирующий наиболее значимые и устойчивые общественные отношения. 2. Закон Республики Тыва принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. 3. Закон Республики Тыва принимается на референдуме Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. Статья 7. Иные правовые акты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва 1. Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва по вопросам, решение которых отнесено к его полномочиям, принимает нормативные правовые акты в виде постановлений. 2. Перечень вопросов, по которым Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва принимаются постановления, устанавливается федеральными законами, Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва. 3. Регламент Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва является нормативным правовым актом, определяющим порядок деятельности Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, основные правила и процедуры его работы. Статья 8. Правовые акты Главы Республики Тыва 1. Глава Республики Тыва по основным вопросам, входящим в его компетенцию, в соответствии с федеральным законодательством, Конституцией Республики Тыва, конституционными законами Республики Тыва и законами Республики Тыва издает правовые акты в форме указов. 2. Указы Главы Республики Тыва являются нормативными правовыми актами, если они содержат правовые нормы. 3. Указы Главы Республики Тыва обязательны для исполнения на всей территории Республики Тыва. Статья 9. Правовые акты Правительства Республики Тыва 1. Правительство Республики Тыва по вопросам, входящим в его компетенцию, издает в соответствии с установленной процедурой правовые акты в форме постановлений. 2. Постановления Правительства Республики Тыва являются нормативными правовыми актами, если они содержат правовые нормы. 3. Постановления Правительства Республики Тыва обязательны для исполнения на всей территории Республики Тыва. Статья 10. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Тыва 1. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Тыва издаются в соответствии с вопросами ведения и полномочиями этих органов, установленными федеральным и республиканским законодательством, Главой Республики Тыва, Правительством Республики Тыва. 2. Исполнительные органы государственной власти Республики Тыва принимают нормативные правовые акты в форме приказов. Приказами могут быть утверждены инструкции, положения, правила, а также иные документы, являющиеся приложениями к нормативному правовому акту и его неотъемлемыми составными частями и обладающие равной с ним юридической силой. Инструкция - подзаконный нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти Республики Тыва, издаваемый в целях разъяснения и определения порядка применения определенного нормативного акта, либо с целью указания норм о способах выполнения определенных операций (действий). Положение - подзаконный нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти Республики Тыва, определяющий статус, структуру и порядок деятельности органов, организаций и учреждений. Правила - подзаконный нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти Республики Тыва, определяющий порядок осуществления определенного вида деятельности. 3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно с несколькими исполнительными органами государственной власти Республики Тыва или одним из них по согласованию с другими. Статья 11. Правовые акты Избирательной комиссии Республики Тыва 1. Избирательная комиссия Республики Тыва принимает правовые акты в форме постановлений. 2. Постановления Избирательной комиссии Республики Тыва являются нормативными правовыми актами, если они содержат правовые нормы. 3. Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Избирательной комиссии Республики Тыва определяется Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», другими федеральными законами, Законом Республики Тыва от 5 февраля 2001 года N 777 «Об Избирательной комиссии Республики Тыва», а также регламентом Избирательной комиссии Республики Тыва. Статья 12. Правовое регулирование и соотношение юридической силы нормативных правовых актов 1. Нормативными правовыми актами осуществляется правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва в пределах полномочий Республики Тыва, а также по предметам ведения Республики Тыва. До принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Республика Тыва вправе осуществлять собственное правовое регулирование, которое после принятия соответствующего федерального закона приводится в соответствие с ним и действует в части, не противоречащей федеральному законодательству. 2. Нормативные правовые акты Республики Тыва должны соответствовать Конституции Российской Федерации. 3. Нормативные правовые акты Республики Тыва не могут противоречить федеральным конституционным законам и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также федеральным законам, изданным по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным конституционным законом, федеральным законом и нормативными правовыми актами Республики Тыва, действуют положения федерального законодательства. 4. Конституция Республики Тыва является актом высшей юридической силы в системе права Республики Тыва, имеет прямое действие и применяется на всей территории Республики Тыва. Конституционные законы и законы Республики Тыва, иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Тыва, не должны противоречить Конституции Республики Тыва. В случае их противоречия Конституции Республики Тыва действует Конституция Республики Тыва. 5. Постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, указы Главы Республики Тыва, постановления Правительства Республики Тыва, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, постановления Избирательной комиссии Республики Тыва не должны противоречить конституционным законам и законам Республики Тыва. В случае их противоречия конституционному закону Республики Тыва, закону Республики Тыва действует конституционный закон Республики Тыва, закон Республики Тыва. 6. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Тыва не должны противоречить конституционным законам Республики Тыва, законам Республики Тыва, постановлениям Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, указам Главы Республики Тыва, постановлениям Правительства Республики Тыва. 7. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения нормативного правового акта, вступившего в силу позднее. В случае коллизии нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой и вступивших в силу одновременно, действуют положения нормативного правового акта, содержащие специальную норму. Глава 3. Планирование нормотворческой деятельности Статья 13. Планирование нормотворческой деятельности 1. Нормотворческая деятельность в Республике Тыва в целях ее организации и совершенствования осуществляется на основе планирования. 2. Планы нормотворческой деятельности в Республике Тыва утверждаются нормотворческими органами самостоятельно. Статья 14. Планы законопроектной работы 1. План законопроектной работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва на полугодие или на очередной год разрабатывается Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва на основе предложений депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, комитетов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, Главы Республики Тыва, Правительства Республики Тыва, представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва. К разработке плана законопроектной работы Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва могут привлекаться научные организации, ученые и специалисты. 2. План законопроектной работы на очередное полугодие утверждается в начале сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва на одном из ее первых заседаний постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, направляется субъектам права законодательной инициативы и размещается на официальном сайте Верховного Хурала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для открытого доступа. 3. Порядок разработки, рассмотрения и утверждения плана законопроектной работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, внесения в него изменений определяется Регламентом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. 4. Проекты планов нормотворческой деятельности Правительства Республики Тыва формируются на основе предложений органов исполнительной власти Республики Тыва. Планы нормотворческой деятельности Правительства Республики Тыва утверждаются Главой Республики Тыва в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Тыва. 5. Утвержденные планы законопроектной работы не препятствуют разработке и внесению на рассмотрение Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва проектов законов Республики Тыва, не предусмотренных в плане. 6. В ходе нормотворческого процесса планы законопроектной работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и планы нормотворческой деятельности Правительства Республики Тыва могут корректироваться. 7. В планах законопроектной работы Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и планах нормотворческой деятельности Правительства Республики Тыва указываются наименования и виды актов, а также органы, ответственные за разработку нормативных правовых актов и сроки их подготовки. Глава 4. Подготовка, оформление, экспертиза, внесение и рассмотрение нормативных правовых актов Статья 15. Подготовка проекта нормативного правового акта 1. Нормотворческим органом Республики Тыва, разрабатывающим проект нормативного правового акта, может создаваться комиссия по его подготовке из числа работников этого органа. В работе комиссии по согласованию могут принимать участие депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, представители органов местного самоуправления, специалисты и ученые, представители общественности. 2. Нормотворческий орган может поручить подготовку проекта нормативного правового акта подведомственным ему органам, организациям, а также вправе заключить договор на его подготовку с государственными органами, научными учреждениями, отдельными учеными, экспертами, специалистами или их коллективами. 3. Нормотворческий орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям, физическим лицам или заключить с ними договоры, а также объявить конкурс на лучший проект. 4. Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с требованиями к нормативным правовым актам, установленными настоящим Законом. Статья 16. Содержание нормативного правового акта 1. Конституционный закон Республики Тыва, закон Республики Тыва имеют следующие обязательные реквизиты: 1) Государственный герб Республики Тыва; 2) наименование вида нормативного правового акта на государственных языках Республики Тыва; 3) наименование закона; 4) пометка о принятии на референдуме Республики Тыва или Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва (в окончательной редакции); 5) текст; 6) подпись уполномоченного должностного лица: наименование должности лица, подписавшего нормативный правовой акт, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия); 7) место подписания; 8) дата подписания; 9) регистрационный номер. 2. Постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва имеют следующие обязательные реквизиты: 1) Государственный герб Республики Тыва; 2) наименование вида нормативного правового акта на государственных языках Республики Тыва; 3) текст; 4) подпись уполномоченного должностного лица: наименование должности лица, подписавшего нормативный правовой акт, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия); 5) место подписания; 6) дата подписания; 7) регистрационный номер. 3. Иные нормативные правовые акты Республики Тыва имеют следующие реквизиты: 1) Государственный герб Республики Тыва; 2) наименование органа, должностного лица на государственных языках Республики Тыва; 3) наименование вида нормативного правового акта на государственных языках Республики Тыва; 4) дата принятия (издания); 5) место подписания; 6) регистрационный номер; 7) текст; 8) подпись уполномоченного должностного лица: наименование должности лица, подписавшего нормативный правовой акт, личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия). 4. Формы бланков конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва, содержание реквизитов и их описание утверждаются постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Формы бланков, содержание реквизитов и их описание иных нормативных правовых актов Республики Тыва утверждаются органом, их принимающим. Статья 17. Структура текста нормативного правового акта 1. Структура текста нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие предмета правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным. 2. Текст нормативного правового акта в зависимости от вида, объема и содержания может состоять из преамбулы и следующих структурных элементов: 1) разделов; 2) глав; 3) статей; 4) частей; 5) пунктов; 6) подпунктов; 7) абзацев. 3. Преамбула - предваряющая текст, самостоятельная часть законопроекта, не содержащая нормативных предписаний, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. Преамбула не может содержать ссылки на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу или изменению в связи с изданием данного нормативного правового акта, легальные дефиниции (определения), не делится на статьи, не формулирует предмет регулирования, не нумеруется. 4. Структурные элементы нормативного правового акта нумеруются: разделы обозначаются римскими цифрами; главы, статьи, части, пункты - арабскими цифрами. Нумерация структурных элементов нормативного правового акта должна быть сквозной. Структурные элементы нормативного правового акта не могут иметь преамбулу. 5. Разделы, главы нормативного правового акта должны иметь наименования. Статьи нормативного правового акта могут не иметь наименований. 6. Статьи близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. 7. Статья может подразделяться на части, обозначаемые арабскими цифрами. Части статей могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты частей статьи нормативного правового акта подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. 8. Пункты нормативного правового акта, не имеющего статей, могут подразделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты могут подразделяться на абзацы, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. 9. Нормативный правовой акт может иметь приложения, на наличие которых указывается в соответствующем структурном элементе. Приложения к нормативному правовому акту могут оформляться в виде текстов, таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков, карт. Приложения являются неотъемлемой составной частью нормативного правового акта. 10. В законах Республики Тыва нормативные предписания излагаются в виде статей. В иных нормативных правовых актах нормативные предписания излагаются в виде пунктов. Статья 18. Требования к тексту нормативного правового акта 1. В тексте нормативного правового акта закрепляются нормы права в письменном виде в форме языкового, знакового, графического, словесно-терминологического выражения и иные положения, определяющие цели и мотивы принятия акта. Норма права излагается в виде нормативных правовых предписаний, оформленных предложениями, которые строятся в соответствии с общепринятыми правилами и нормами тувинского и русского языков. 2. Текст нормативного правового акта излагается в логической последовательности точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленное или неоднозначное толкование. 3. В нормативных правовых актах используются понятия и термины, которые применены в Конституции Российской Федерации, соответствующих отраслевых федеральных законах, Конституции Республики Тыва, конституционных законах Республики Тыва, законах Республики Тыва. В нормативном правовом акте даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его применение. Термины и понятия должны употребляться только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. Если термин, используемый в нормативном правовом акте, имеет несколько смыслов или смысл, отличающийся от обычного, в тексте нормативного правового акта дается его определение. 4. В соответствии с Федеральным законом от 1 июня 2005 года N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. 5. В случае необходимости для обеспечения системности, полноты и ясности правового регулирования в нормативном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов, обладающих более высокой юридической силой, без смыслового искажения, со ссылкой на такой акт, если это не противоречит федеральному законодательству. 6. Ссылки в нормативном правовом акте на его структурные элементы, а также на иные действующие нормативные правовые акты или их структурные элементы применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. В нормативных правовых актах применяются следующие виды ссылок: 1) ссылки на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы; 2) ссылки в статьях нормативного правового акта к другим структурным элементам данного нормативного правового акта. Не допускается использование ссылок к нормативному правовому предписанию отсылочного характера. Статья 19. Требования к нормативным правовым актам о внесении изменений 1. Изменение нормативного правового акта оформляется нормативными правовыми актами того же вида. Изменения вносятся в основной нормативный правовой акт. 2. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей, частей, пунктов нормативного правового акта, структурных элементов статьи, части, пункта при внесении в них изменений или признании утратившими силу отдельных структурных элементов нормативного правового акта, структурного элемента статьи, части, пункта. 3. При внесении дополнения в конец структурного элемента нормативного правового акта нумерация разделов, глав, статей, частей, пунктов, структурных элементов статьи, пункта - продолжается. Если структурный элемент нормативного правового акта (структурный элемент статьи, части, пункта) внутри его текста дополняется новыми структурными элементами, то новые структурные элементы обозначаются цифрами, помещаемыми после и над основными цифровыми или буквенными обозначениями. 4. Внесение изменения в виде изложения нормативного правового акта в новой редакции не допускается. 5. При необходимости внесения изменения в приложение к нормативному правовому акту в виде изложения его в новой редакции, текст приложения, изложенный в новой редакции, включается в текст изменяющего нормативного правового акта и не является приложением к нему. Статья 20. Требования к нормативному правовому акту об утрате юридической силы 1. В перечень нормативных правовых актов (структурных элементов нормативных правовых актов), подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются: 1) нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью; 2) структурные элементы нормативных правовых актов, подлежащие признанию утратившими силу. 2. Не допускается признание утратившим силу нормативного правового акта без признания утратившими силу нормативных правовых актов и (или) структурных элементов нормативных правовых актов, которыми в основной нормативный правовой акт внесены изменения. Статья 21. Юридико-техническое оформление нормативных правовых актов (их проектов) 1. Юридико-техническое оформление проектов конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва осуществляется в соответствии с правилами, установленными Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва. 2. Юридико-техническое оформление иных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с правилами, установленными нормотворческими органами, к полномочиям которых отнесено установление соответствующих правил. 3. Правила юридико-технического оформления законопроектов (далее - Правила), установленные настоящим Законом, применяются в следующем порядке: 1) законопроекты, направленные на новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с Правилами; 2) законопроекты о внесении изменений в конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва (далее - законы Республики Тыва), подготовка проектов которых осуществлялась в соответствии с Правилами, законопроекты о признании утратившими силу законов Республики Тыва оформляются в соответствии с Правилами; 3) законопроекты о внесении изменений в законы Республики Тыва, принятые до принятия настоящего Закона, законопроекты о признании утратившими силу структурных элементов законов Республики Тыва, принятых до принятия настоящего Закона, оформляются в соответствии с Правилами в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения структуры соответствующего закона Республики Тыва; 4) при оформлении ссылок на структурные элементы статьи действующего закона Республики Тыва применяются обозначения структурных элементов статьи, использованные в данном законе Республики Тыва. Статья 22. Проведение слушаний при подготовке проекта нормативного правового акта 1. По проекту нормативного правового акта, затрагивающему наиболее важные вопросы политической и общественной жизни Республики Тыва, могут проводиться, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законами Республики Тыва, - обязательно проводятся публичные слушания, парламентские слушания, общественные слушания. 2. Публичные слушания по проектам нормативных правовых актов, за исключением проекта закона Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва, проводятся в порядке, установленном нормотворческим органом, рассматривающим и принимающим проект нормативного правового акта. Публичные слушания по проекту закона Республики Тыва о республиканском бюджете Республики Тыва и годовому отчету об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва проводятся в порядке, установленном статьей 20 Закона Республики Тыва от 2 ноября 2011 года N 39 ВХ-I «О бюджетном процессе в Республике Тыва». Парламентские слушания проводятся по инициативе Совета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, комитетов и комиссий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в порядке, установленном Регламентом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Статья 23. Антикоррупционная, научная и публичная независимая экспертиза проектов нормативных правовых актов 1. По решению нормотворческого органа Республики Тыва проекты нормативных правовых актов могут направляться на антикоррупционную, правовую, финансово-экономическую, научно-техническую, экологическую и иную научную экспертизы. 2. С предложениями о назначении антикоррупционной, научной экспертиз обращаются субъекты права законодательной инициативы. 3. Порядок проведения научной экспертизы проектов законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва устанавливается постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Порядок проведения научной экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Тыва устанавливается Правительством Республики Тыва. Антикоррупционная экспертиза проектов законов Республики Тыва и иных нормативных правовых актов проводится в порядке, установленном Законом Республики Тыва от 7 июля 2008 года N 856 ВХ-II «О мерах по противодействию коррупции в Республике Тыва», и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Республики Тыва. 4. Для целей настоящего Закона под публичной независимой экспертизой понимается компетентное исследование и подготовка заключения по проектам законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва, содержащего обоснованные выводы о возможных последствиях их принятия и влиянии на социально-экономические процессы в обществе, а также на основные характеристики республиканского бюджета Республики Тыва. Публичная независимая экспертиза проводится в целях учета мнения общественности при подготовке проекта закона или иного нормативного правового акта Республики Тыва и получения независимой оценки последствий их воздействия на комплекс социально-экономических отношений в Республике Тыва. 5. Публичная независимая экспертиза проводится путем опубликования проекта нормативного правового акта, регулирующего правоотношения в области бюджетного или налогового законодательства, в республиканских средствах массовой информации и на официальном Интернет-портале Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с целью оценки качества проекта нормативного правового акта для выявления возможных социально-экономических последствий. 6. Порядок и условия проведения публичной независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Тыва в области бюджетной и налоговой политики устанавливаются Правительством Республики Тыва. Правительство Республики Тыва также вправе установить перечень нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Тыва в области бюджетной и налоговой политики, подлежащих обязательной публичной независимой экспертизе. 7. Публичная независимая экспертиза законопроектов осуществляется до их внесения в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва. Законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, касающиеся вопросов, затрагивающих государственную тайну, не подлежат публичной независимой экспертизе. Статья 24. Требования, предъявляемые к проекту конституционного закона Республики Тыва или к проекту закона Республики Тыва 1. При внесении проекта конституционного закона или закона Республики Тыва (далее - законопроект) в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены: 1) текст законопроекта, оформленный в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, на тувинском и русском языках с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 2) пояснительная записка к законопроекту, в которой: а) указываются разработчик проекта и субъект законодательной инициативы, вносящий законопроект; б) указывается правовое основание законопроекта, обосновывающее полномочия Республики Тыва по регулированию вопросов, указанных в законопроекте; в) излагаются цель принятия и обоснование необходимости принятия законопроекта, а по законопроектам о внесении изменений в законы Республики Тыва дается краткое обоснование основных изменений, вносимых законопроектом; г) дается общая характеристика структуры законопроекта; д) указывается общая сумма средств республиканского бюджета Республики Тыва, необходимых для реализации закона на период его действия или на текущий год и последующие три года, либо указывается на отсутствие необходимости финансирования реализации закона за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва; 3) перечень нормативных правовых актов Республики Тыва, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в случае принятия данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование; 5) заключение Главы Республики Тыва в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Тыва; 6) иные документы и материалы в случаях, предусмотренных законодательством; 7) копии текста законопроекта и материалов, предусмотренных частью первой настоящей статьи, должны быть представлены на электронном носителе либо посредством электронной почты в виде электронных образцов документов. 2. В финансово-экономическом обосновании законопроекта указываются: 1) источники финансирования расходов на реализацию закона; 2) расчет суммы средств, необходимых для реализации закона на текущий год и последующие три года по видам расходов и источникам финансирования; 3) вывод об эффективности расходования средств республиканского бюджета Республики Тыва на предполагаемое законопроектом государственное регулирование, в том числе: а) целесообразность использования средств республиканского бюджета Республики Тыва, иных источников финансирования для исполнения предполагаемого законопроектом государственного регулирования; б) бюджетный эффект вложенных бюджетных средств с указанием (показателей) конечного результата (потери либо получение дополнительных доходов республиканским бюджетом Республики Тыва); в) экономический эффект вложенных бюджетных средств с указанием (показателей) конечного результата; г) социальный эффект вложенных бюджетных средств с указанием (показателей) конечного результата. 3. Финансово-экономическое обоснование представляется в случае, если реализация закона требует расходов за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва. 4. Непосредственно в текст законопроекта должны быть включены следующие положения: 1) о сроке и о порядке вступления в силу закона Республики Тыва; 2) о признании утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых законов Республики Тыва или отдельных их положений в связи с принятием данного закона Республики Тыва. 5. Законопроект, документы и материалы к нему, предусмотренные в частях 1 и 2 настоящей статьи, представляются в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва субъектом права законодательной инициативы на бумажных носителях. 6. Законопроект о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Тыва либо предусматривающий расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, направляется субъектом права законодательной инициативы Главе Республики Тыва для подготовки заключения. При этом направляются текст законопроекта с сопроводительным письмом, в котором указываются цель и обоснование необходимости принятия законопроекта, пояснительная записка к законопроекту, финансово-экономическое обоснование и перечень нормативных правовых актов Республики Тыва, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в случае принятия данного закона. 7. В заключении Главы Республики Тыва на законопроект: 1) определяется позиция Главы Республики Тыва в отношении законопроекта в целом и по его отдельным положениям; 2) дается финансово-экономическая оценка положений законопроекта; 3) определяется возможность финансирования предполагаемых расходов, связанных с реализацией законопроекта, за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва. 8. Заключение Главы Республики Тыва на законопроект представляется субъекту права законодательной инициативы в течение тридцати календарных дней со дня получения им законопроекта. Статья 25. Вступление в силу нормативных правовых актов 1. Нормативный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования, если не установлен иной порядок его вступления в силу. 2. Нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Глава 5. Толкование нормативных правовых актов Статья 26. Понятие официального толкования нормативных правовых актов 1. Официальное толкование нормативных правовых актов - властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов или их предписаний правомочным органом государственной власти Республики Тыва, государственным органом. 2. Официальное толкование нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта, неправильной или противоречивой практики их применения. 3. Результатом официального толкования нормативных правовых актов должна быть полная определенность смысла интерпретируемого акта или его предписания. 4. Официальные акты-разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими нормативные правовые акты. 5. В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний. Статья 27. Официальное толкование нормативных правовых актов 1. В соответствии с Конституционным законом Республики Тыва от 4 января 2003 года N 1300 ВХ-I «О Конституционном суде Республики Тыва» официальное толкование Конституции Республики Тыва дает Конституционный суд Республики Тыва. Официальное толкование законов Республики Тыва, постановлений Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва вправе давать только Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва, как по собственной инициативе, так и по запросам субъектов права законодательной инициативы путем принятия актов-разъяснений. 2. Акты-разъяснения законов Республики Тыва принимаются законами Республики Тыва. Акты-разъяснения постановлений Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва принимаются постановлениями Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. 3. Порядок рассмотрения запросов об официальном толковании законов Республики Тыва определяется Регламентом Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. 4. Официальное толкование нормативных правовых актов Главы Республики Тыва осуществляется указами Главы Республики Тыва. 5. Официальное толкование нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва осуществляется постановлениями Правительства Республики Тыва. 6. Официальное толкование нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Тыва осуществляется органами, их принявшими. 7. Официальное толкование нормативных правовых актов Избирательной комиссии Республики Тыва осуществляется постановлениями Избирательной комиссии Республики Тыва. 8. Порядок рассмотрения запросов об официальном толковании нормативных правовых актов Главы Республики Тыва определяется Главой Республики Тыва. Порядок рассмотрения запросов об официальном толковании нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва, исполнительных органов государственной власти Республики Тыва определяется Правительством Республики Тыва. Глава 6. Действие нормативных правовых актов Статья 28. Действие нормативных правовых актов во времени 1. Действие нормативных правовых актов начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими силы. 2. Нормативные правовые акты действуют бессрочно. Действие отдельных нормативных правовых актов либо отдельных положений нормативных правовых актов может быть ограничено определенным периодом времени. 3. Действие нормативных правовых актов не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу. Придание нормативному правовому акту или его отдельным положениям обратной юридической силы допускается в случаях, установленных законодательством. Статья 29. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц 1. В соответствии с Конституцией Республики Тыва нормативные правовые акты Республики Тыва действуют на всей территории Республики Тыва. 2. Действие нормативных правовых актов распространяется на все, находящиеся на территории Республики Тыва, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностных лиц, на всех граждан Российской Федерации и иных лиц, проживающих или пребывающих на территории Республики Тыва, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Республики Тыва. Статья 30. Приостановление действия нормативного правового акта 1. Действие нормативного правового акта или его отдельных положений может быть приостановлено на определенный срок или до наступления определенного события по основаниям и в порядке, установленным законодательством. 2. Действие закона Республики Тыва может приостанавливаться путем принятия закона Республики Тыва, в том числе содержащего правовые нормы о приостановлении действия закона Республики Тыва. 3. Действие нормативного правового акта (за исключением Конституции Республики Тыва, закона Республики Тыва) может приостанавливаться нормотворческим органом, принявшим данный нормативный правовой акт, путем принятия нормативного правового акта того же вида, а также актом, принятым иным органом государственной власти Республики Тыва, государственным органом, наделенным соответствующим полномочием законом. Статья 31. Изменения и отмена нормативных правовых актов. Признание нормативного правового акта, отдельных его положений недействующими 1. Изменение или отмена законов Республики Тыва, постановлений Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, указов Главы Республики Тыва, их отдельных положений осуществляется нормативными правовыми актами соответствующего вида. 2. Изменение или отмена нормативных правовых актов Правительства Республики Тыва, исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, Избирательной комиссии Республики Тыва, их отдельных положений осуществляется нормотворческим органом, принявшим данный нормативный правовой акт. 3. Глава Республики Тыва вправе предложить исполнительным органам государственной власти Республики Тыва отменить или внести изменения в ранее принятые ими нормативные правовые акты, противоречащие законодательству Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, законам Республики Тыва. В случае если по истечении одного месяца либо иного установленного Главой Республики Тыва срока исполнительный орган государственной власти Республики Тыва не примет решения об отмене или внесении изменений в ранее принятый нормативный правовой акт, противоречащий законодательству Российской Федерации, Конституции Республики Тыва, законам Республики Тыва, Глава Республики Тыва вправе отменить действие такого акта. 4. Правительство Республики Тыва вправе внести предложения в соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Тыва об отмене принятых ими нормативных правовых актов, если они противоречат законодательству Российской Федерации и (или) Республики Тыва. Если в предложенный срок соответствующий исполнительный орган государственной власти Республики Тыва не примет решение об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации и (или) Республики Тыва нормативного правового акта, не внесет в него изменения, Правительство Республики Тыва вправе принять решение об отмене действия такого акта. 5. В соответствии с федеральным законом нормативный правовой акт либо его отдельные положения могут быть признаны судом недействующими по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом. Признание судом нормативного правового акта либо отдельных положений нормативного правового акта недействующими является основанием для изменения, отмены или признания нормативного правового акта либо отдельных его положений утратившими силу. Статья 32. Утрата нормативным правовым актом юридической силы 1. Нормативный правовой акт утрачивает юридическую силу в случаях: 1) истечения срока действия нормативного правового акта; 2) признания нормативного правового акта утратившим силу нормотворческим органом, принявшим этот акт; 3) отмены нормативного правового акта в порядке, установленном частями 1-4 статьи 31 настоящего Закона; 4) признания Конституционным Судом Российской Федерации нормативного правового акта не соответствующим Конституции Российской Федерации; 5) признания Конституционным судом Республики Тыва нормативного правового акта не соответствующим Конституции Республики Тыва; 6) в иных случаях в соответствии с действующим законодательством. 2. Не требуется принятия специального нормативного правового акта при утрате нормативным правовым актом юридической силы по истечении срока, на который он был принят. Глава 7. Регистрация, систематизация и хранение нормативных правовых актов Статья 33. Регистрация нормативных правовых актов 1. Регистрации подлежат все нормативные правовые акты независимо от срока их действия, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, или сведения конфиденциального характера. 2. Регистрация нормативного правового акта включает в себя: 1) присвоение регистрационного номера; 2) включение в реестр нормативных правовых актов нормотворческого органа, его принявшего. 3. Регистрация нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Республики Тыва включает в себя: 1) присвоение регистрационного номера; 2) включение в сводный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Тыва. 4. Регистрация нормативных правовых актов осуществляется в порядке, определенном нормотворческими органами, их принявшими. 5. Копии нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов Избирательной комиссии Республики Тыва, направляются в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва в семидневный срок после их подписания. Статья 34. Систематизация нормативных правовых актов 1. Систематизацию нормативных правовых актов осуществляют нормотворческие органы, их принявшие, либо уполномоченные ими органы или организации. 2. Систематизация нормативных правовых актов включает: 1) учет; 2) поддержание в контрольном состоянии; 3) классификацию (индексацию); 4) кодификацию, инкорпорацию, консолидацию; 5) справочно-информационную работу. 3. Классификация (индексация) нормативных правовых актов осуществляется на основе общероссийского классификатора правовых актов. 4. В Республике Тыва, кроме «Собрания законодательства Республики Тыва», могут издаваться иные официальные систематизированные собрания (сборники) нормативных правовых актов, в том числе по отдельным отраслям (вопросам) республиканского законодательства. Статья 35. Учет нормативных правовых актов 1. Нормативные правовые акты подлежат учету. Учет нормативных правовых актов включает сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковой системы, обеспечивающей получение достоверной информации о нормативных правовых актах. 2. Учет нормативных правовых актов должен обеспечивать получение органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений: 1) о дате принятия, подписания, издания нормативного правового акта, дате и источниках его официального опубликования, дне или моменте вступления в силу; 2) об изменениях нормативного правового акта, включая данные о нормативных правовых актах, которыми внесены изменения; 3) о дне прекращения, приостановления действия либо отмены нормативного правового акта, включая данные о нормативном правовом акте, которым прекращено, приостановлено либо отменено его действие; 4) о действующей редакции нормативного правового акта на любой день за весь период его действия; 5) обо всех действующих нормативных правовых актах на конкретную дату. 3. Учет нормативных правовых актов, принятых Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва, ведется Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва. Учет нормативных правовых актов, принятых Главой Республики Тыва, Правительством Республики Тыва, исполнительными органами государственной власти Республики Тыва, ведется в порядке, определяемом Главой Республики Тыва. Учет нормативных правовых актов, принятых Избирательной комиссией Республики Тыва, ведется Избирательной комиссией Республики Тыва. Статья 36. Хранение подлинников нормативных правовых актов Подлинники нормативных правовых актов хранятся в органах государственной власти Республики Тыва, государственных органах, принявших данные акты, и подлежат передаче в государственный архив Республики Тыва в порядке, установленном Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Глава 8. Заключительные положения Статья 37. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Глава Республики Тыва Ш.Кара-оол г. Кызыл 8 мая 2013 года N 1852 ВХ-I Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|