Расширенный поиск
Указ Президента Республики Бурятия от 21.05.1996 № 183Утратил силу - Указ Президента Республики Бурятия от 29.04.2003 г. N 119 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ УКАЗ О концепции государственно-церковных отношений в Республике Бурятия В целях совершенствования государственно-церковных отношений в Республике Бурятия постановляю: 1. Утвердить Концепцию государственно-церковных отношений в Республике Бурятия (прилагается). 2. Органам исполнительной власти республики руководствоваться Концепцией государственно-церковных отношений в решении конкретных задач в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений. 3. Предложить органам местного самоуправления использовать положения Концепции государственно-церковных отношений в своей практической деятельности. Президент Республики Бурятия Л.В.Потапов г.Улан-Удэ "21" мая 1996 г. N 183 УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Бурятия от 21.05.96 N 183 К О Н Ц Е П Ц И Я государственно-церковных отношений в Республике Бурятия Содержание: 1. Общая часть 2. Принципы государственно-церковных отношений в Республике Бурятия 3. Религиозные объединения Республики Бурятия и задачи органов государственной власти в совершенствовании государственно-церковных отношений на современном этапе 4. Механизм реализации задач по совершенствованию государственно-церковных отношений 5. Заключительная часть 1. Общая часть Республика Бурятия, как и в целом Российская Федерация, переживает в настоящее время глубокий кризис, охвативший все стороны жизнедеятельности общества, включая государственно-политическую и духовно-нравственную сферы. Отсутствие целостного, обобщенного представления о перспективах развития страны и стратегии её реформирования, а также отказ от прежней системы ценностей привели к образованию определенного вакуума в сознании людей и к потере привычных ориентиров в поведении. Закономерно, что в этих условиях всё более заметную роль в жизни общества стала играть религия. За последние годы в Бурятии в несколько раз увеличилось количество церковных приходов и, соответственно, действующих культовых объектов. В настоящее время на территории республики зарегистрированы и практически действуют 84 религиозных объединения, и они представляют 13 самостоятельных конфессий. Возникли политические партии и общественные объединения религиозного характера. Значительно возросла активность религиозных организаций в общественно-политической жизни Бурятии, наметилась тенденция влияния в различных сферах жизни общества. Необходимо признать, что возросло влияние религии и в сфере межнациональных отношений. Наличие у религиозных систем значительного потенциала и возможности оказывать влияние на общественное сознание, гуманизировать человеческие отношения, объективно поднимает значение государственно-церковных отношений. Государственно-церковные отношения, как совокупность форм взаимосвязей между государством и религиозными образованиями, являются продуктом исторического процесса развития государства. В России государственно-церковные отношения строились в различные исторические периоды на разных принципах: союзничества и партнерства; соперничества и борьбы за верховенство в жизни страны; подчинения церковной власти светским властям и полного огосударствления самой церкви и, наконец, отделения церкви от государства в советский период, которые на практике вылились в ограничение её деятельности, вмешательство во внутренние дела церкви и использование её в политических целях. В современной России, а также Бурятии, провозгласивших курс на создание правового государства и гражданского общества, чрезвычайно актуальной становится задача выработки новых подходов в государственно-церковных отношениях в концептуальном плане. Концепция государственно-церковных отношений Республики Бурятия призвана отразить состояние, содержание и характер отношений между государством и церковью, определить перспективы развития государственно-церковных отношений в республике, дать ориентиры органам государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям в их практической деятельности. 2. Принципы государственно-церковных отношений в Республике Бурятия Государственно-церковные отношения в Республике Бурятия базируются на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, Законе Российской Федерации "О свободе вероисповеданий", а также на других основополагающих государственных документах Российской Федерации и Республики Бурятия. Важнейшими принципами в сфере государственно-церковных отношений в Республике Бурятия являются следующие: - светский характер государства, отделение религиозных объединений от государства; - равенство религиозных объединений перед законом и невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной; - гарантия государством свободы совести, свободы вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; - гарантия государством равенства прав и свобод человека, независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям; - запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; - запрещение создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни; - запрещение пропаганды и агитации, возбуждающих расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, равно как и пропаганда расового, национального и религиозного превосходства; - запрещение создания и деятельности объединений, которые используют методы психологического воздействия, являющиеся психонасилием, приводящие к разрушению личности и сознания человека, причинению вреда здоровью человека, а также имеют деструктивный характер в отношении семьи, общества и государства в целом; - уважение и равенство всех народов и конфессий Республики Бурятия, развитие исторических традиций уважительного диалога культур и религий народов республики. 3. Религиозные объединения Республики Бурятия и задачи органов государственной власти в совершенствовании государственно-церковных отношений на современном этапе. В Республике Бурятия представлен широкий спектр религиозных объединений как традиционных, так и нетрадиционных вероучений. К числу традиционных относится буддизм, древнейшая из трех мировых религий. Буддизм распространился на территории Бурятии в конце 17 - начале 18 века и по мере интеграции в бурятскую культуру стал частью этой культуры, национальной психологии, образа жизни бурятского народа. Буддийская церковь в республике представлена в виде широко разветвленной иерархической системы со своим штатом духовенства, учебными заведениями и органом управления - Центральным Духовным Управлением буддистов России (ЦДУБ РФ). Существование в республике ЦДУБ имеет важное значение не только внутри Бурятии и России, где число последователей буддизма приближается к 1 миллиону, но и для внешних связей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наряду с буддизмом, традиционной религией бурят с древнейших времен является шаманизм - система верований, основанная на определенных представлениях о человеке и окружающем его мире. Шаманизм сумел привнести в буддизм некоторые свои элементы, глубоко вошел в культуру бурят и продолжает сохранять свое влияние в настоящее время. Так же как буддизм и шаманизм к традиционным верованиям в Бурятии относится православие. Имея тысячелетнюю историю, будучи глубоко интегрированной в общественно-политическую жизнь и культуру, русская православная церковь (РПЦ), последователи которой составляют до 80% всех верующих в стране, объективно обладает значительно более высоким социальным статусом по сравнению с другими религиозными организациями. РПЦ остается крупнейшей религиозной организацией в России, на долю которой приходится около 60% зарегистрированных религиозных объединений. Распространение православия в Бурятии относится к 17 веку и связано с появлением здесь первых русских землепроходцев. В настоящее время русская православная церковь представлена на территории республики Благочинением Бурятского округа Читинской и Забайкальской Епархии. К традиционным вероучениям Бурятии следует отнести и древлеправославие, также имеющее глубокие исторические корни в республике. Появление древлеправославия относится к середине 18 века. В республике древлеправославие, или старообрядчество, представлено несколькими согласиями и направлениями. Нетрадиционные вероучения представлены в Бурятии церквями баптистов, пятидесятников, Христиан Адвентистов Седьмого дня, Божией матери Преображающей, поместной христианской "Слово Жизни", Новоапостольской, обществом сознания Кришны, Апостольскими православными и общинами последователей веры Бахаи и "Полное Евангелие". В настоящее время отношения между последователями двух основных конфессий - православия и буддизма - в целом носят достаточно корректный характер. Межрелигиозная веротерпимость, характерная для Бурятии, имеет под собой основу. Исторически сложилось, что каждая из этих религий преимущественно распространена в определенной национально-этнической среде: православие - у русских, буддизм - у бурят. Приверженцы каждой из них рассматривают свою религию как национально-культурное достояние, не пытаются сделать другие народы объектом своей религиозной миссии и не опасаются "религиозной экспансии" с их стороны. Вместе с тем внутри христианской церкви, представленной в республике Бурятским Благочинением Русской православной церкви и старообрядческими общинами, имеются разногласия. Характерной чертой межконфессиональных отношений в республике является негативное отношение практически всех традиционных конфессий к новым нетрадиционным религиозным объединениям как зарубежного, так и отечественного происхождения. Сложность и неоднозначность религиозной ситуации, разнообразие проблем, возникающих в области государственно-церковных отношений, обуславливают необходимость определения целей и задач органов государственной власти в этой сфере. Основные цели и задачи органов государственной власти в области государственно-церковных отношений 3.1. Деятельность органов государственной власти Республики Бурятия должна быть направлена на неуклонное соблюдение и проведение в жизнь принципа светскости государства и отделения церкви от государства. В настоящее время Бурятия, находясь в условиях переходного периода, проходит через кризисную фазу как в смысле экономическом, так и духовном. Этим обстоятельством во многом объясняется наличие элементов клерикализации общественно-политической жизни республики в сферах культуры, образования и в политике. Заглядывая в перспективу, необходимо иметь в виду, что современное государство в конце ХХ века, стремящееся к демократизации своих институтов и отношений в обществе, может быть только светским государством, однако при этом оно не должно трансформироваться в государство атеистическое. Государство и его политика, с одной стороны, и религия и церковь, с другой, имеют разные цели и выполняют совершенно разные задачи в обществе. Исходя из этого, светское государство отделяет политическую сферу от религиозной, признавая автономию обеих. 3.2. Органы государственной власти должны обеспечивать на практике реализацию конституционных прав на свободу совести. Из-за отсутствия научно обоснованной политики в сфере государственно-церковных отношений реализация конституционного права граждан на свободу совести, особенно после принятия Закона "О свободе вероисповеданий", получила одностороннее и зауженное толкование, а на практике свелась исключительно к свободе вероисповеданий, свободе религий. Религиозная свобода, зачастую трактуемая как право на никем и ничем не контролируемую деятельность, изменяла смысл этого конституционного права и приводила не к свободе, а к насилию над совестью, к ущемлению прав неверующих граждан и атеистов. Вопрос о праве человека на свободу совести должен рассматриваться как вопрос сугубо из сферы частной жизни граждан. 3.3. Совершенствование правовой основы государственно-церковных отношений. Многочисленность возникших за последние годы проблем в сфере государственно-церковных отношений, кардинальное изменение религиозной ситуации, обострение негативных проявлений, вызванных слабой отрегулированностью некоторых правовых сторон деятельности религиозных организаций (в особенности иностранных), требует скорейшего принятия принципиально нового законодательства Республики Бурятия о свободе совести. Закон должен учитывать своеобразие исторических особенностей распространения религий в Бурятии, Забайкалье и Прибайкалье, в частности буддийской, православной веры и шаманизма. Он должен адекватно отражать сложившуюся религиозную ситуацию в Республике Бурятия с учетом тенденций развития религиозных верований. В современных условиях органы государственной власти республики должны строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями на правовой основе, при безусловном соблюдении принципов светскости государства и отделения церкви от государства. Было бы целесообразным идти по пути договорных форм взаимоотношений, заключения соглашений (договоров) между государством или органом, уполномоченным его представлять, с одной стороны, и религиозными организациями как социальными институтами и субъектами публично-правовых отношений, с другой. На договорной основе может строиться и другая совместная деятельность религиозных объединений, государственных и общественных организаций, в том числе попечительских и опекунских советов. 3.4. Обеспечение равенства прав религиозных организаций, согласия и веротерпимости в межконфессиональных отношениях. В многоконфессиональной и многонациональной Республике Бурятия реализация принципа равенства религиозных организаций перед законом является важным условием преодоления межконфессиональных противоречий и конфликтов. Органы государственной власти и должностные лица при решении вопросов сферы государственно-церковных отношений не должны отдавать предпочтение какой бы то ни было конфессии. Также не допустим протекционизм со стороны государственных органов в отношении какой-либо религии, который неизбежно вызывет недовольство со стороны приверженцев других религий и стоящих за ними народов, нередко отождествляющих с этими религиями свою национальную принадлежность. Предоставление льгот и преимуществ одной какой-либо религии оборачивается дискриминацией других религий и их последователей, в конечном счете, нарушением принципов равноправия народов и равенства граждан перед законом. В современных условиях чрезвычайно важно, чтобы взаимоотношения между конфессиями происходили в цивилизованных рамках, не допуская очернения вероучений соперников, не возбуждая вражды и ненависти между последователями разных вероисповеданий, между людьми различных национальностей. Несходство религиозных или иных мировоззренческих убеждений не должно служить препятствием к конструктивному диалогу и взаимодействию между гражданами Бурятии во имя её прогресса. 3.5. Религиозный фактор в межнациональных отношениях. В историческом процессе формирования и развития этнонациональных общностей Бурятии важную роль играла религия. В современных условиях задача укрепления межнационального согласия и воспитания толерантности в межнациональных отношениях приобретает большую актуальность. И в решении этой задачи, наряду с государственными и общественными институтами, важная роль принадлежит религиозным объединениям. Религиозные организации имеют большие возможности влиять на формирование национального самосознания в сторону его гуманизации. Необходимо воспитание у людей национального достоинства, исключающего возможность ущемления прав представителей других народов; формирование уважительного отношения к иным культурным традициям и религиозным верованиям. 3.6. Одной из серьезных проблем, которую необходимо решать органам государственной власти республики, является передача религиозным организациям в собственность или пользование культовых зданий и иного имущества. В настоящее время ряд объектов культового назначения уже передан религиозным объединениям. Выявлены и включены в перечень практически все бывшие храмы и другие церковные сооружения, подлежащие передаче. Однако, передача ряда объектов и собственности затруднена тем, что эти здания и сооружения, как правило, используются в качестве жилья, заняты учреждениями культуры, здравоохранения и образования, для освобождения которых необходимы равноценные по площади и условиям помещения. В нынешнем финансово-экономическом положении возможности ускорения процесса передачи значительно ограничены. В этой связи передача культовых объектов должна осуществляться на основе программы поэтапной передачи. Подход к решению проблем, связанных с передачей собственности и другими материальными ценностями, должен основываться на праве и поиске взаимоприемлемых вариантов, учитывающих объективные возможности сторон. 4. Механизм реализации задач по совершенствованию государственно-церковных отношений. Государство, в лице органов государственной власти Республики Бурятия, призвано обеспечивать условия для нормальной жизнедеятельности объединений граждан по мировоззренческим убеждениям. Практика последних лет убедительно доказала, что государство не вправе "уходить" из религиозной сферы общества, самоустраняться от разрешения возникающих в ней проблем. В сфере государственно-церковных отношений государство имеет свои имущественные, правовые, идеологические и внешнеполитические интересы и является самостоятельной и ведущей силой, обеспечивающей интересы всех верующих и неверующих граждан. В этой связи органы государственной власти Республики Бурятия должны отказаться от прежней практики администрирования в отношении церкви, вытекавшей из политики государственного атеизма, и в новых условиях переходить к практике цивилизованного регулирования и контроля сферы взаимоотношений с религиозными организациями, общего состояния религиозной ситуации в республике. В качестве первоочередных задач необходимо: - усилить координацию деятельности государственных органов всех ветвей и уровней власти в сфере государственно-церковных отношений; - для координации работы органов исполнительной власти создать специальный орган на уровне республики и аналогичные подразделения в районах. Возложить на такой орган функции информационно-аналитического обеспечения деятельности Правительства и Межведомственной комиссии по вопросам религиозных объединений при Президенте и Правительстве Республики Бурятия; - создать центр по религиозным проблемам для организации научных исследований, проведения социологических опросов, экспертиз и консультаций по вопросам религиозных отношений; - ввести в практику проведение ежегодных семинаров для работников органов государственной власти по вопросам государственно-церковных отношений; - ввести в практику проведение регулярных встреч представителей религиозных объединений и государственных органов по проблемам, имеющим взаимный интерес; - в государственных средствах массовой информации предусмотреть создание специальных рубрик, редакций по освещению проблем в сфере государственно-церковных отношений. 5. Заключительная часть Таким образом, демократизация общественно-политической жизни сопровождается интенсивным процессом возрождения традиционных конфессий и появлением новых религиозных движений в Республике Бурятия. Религиозная жизнь характеризуется повышенной активностью и можно констатировать, что в осуществлении национальной политики в духовно-культурных сферах важную роль стал играть религиозный фактор. Необходимо также признать, что государственно-церковные отношения - не периферийная, а общественно значимая сфера политики, от которой во многом зависят общественно-политическая атмосфера в стране в целом и, в частности, в Республике Бурятия, психологический климат и состояние межнациональных отношений. Происходящие за последние годы перемены в количественном и качественном измерениях резко изменили религиозную ситуацию в Байкальском регионе, в целом и, в частности, в Республике Бурятия. Сложившаяся этноконфессиональная обстановка требует соответствующего реагирования как со стороны государственных институтов, так и религиозных организаций. В этой связи в основе государственно-церковных отношений должны быть законодательно закрепленные представления о месте религии и церкви в жизни общества, их функциях, сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений. В конечном итоге весь комплекс законодательных, организационных и иных мер должен быть направлен на межрелигиозную гармонизацию, поддержание мира и согласия, на предупреждение эскалации религиозного экстремизма, предотвращение самой возможности возникновения очагов религиозных конфликтов на территории Республики Бурятия. Верно: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|