Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.12.1994 № 179

 
                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

        О развитии минерально-сырьевой базы Республики Бурятия        


     Правительство Республики  Бурятия  отмечает,  что  в  1994   году
продолжается  спад объемов геологоразведочных работ по воспроизводству
минерально-сырьевой   базы   из-за   резкого    снижения    бюджетного
финансирования (в 13.2 раза к уровню 1991 года).
     Физические объемы работ снизились по:
     - колонковому бурению - в 20.9 раза;
     - ударному бурению - в 10 раз;
     - подземным горным выработкам - в 85 раз;
     - геологической съемке - в 25 раз;
     - гидрогеологическим и экологическим исследованиям - в 10.6 раза.
     В связи с этим только за два  последних  года  погашение  запасов
россыпного  золота  от  добычи  превысило  их  прирост  в 2 раза,  что
значительно  снижает  обеспеченность  запасами  некоторых  действующих
золотодобывающих       предприятий.       Практически       прекращены
геологоразведочные работы на  рудное  золото  в  Муйском  районе  и  в
Восточных  Саянах;  на  нижних  горизонтах Холтосонского вольфрамового
месторождения и на других объектах.
     Продолжается спад    объемов    производства    на    действующих
предприятиях  минерально-сырьевого  комплекса.  Так,  в 5 раз снизился
выпуск вольфрамового концентрата на Джидинском  вольфрамо-молибденовом
комбинате,  в  10  раз  -  плавикошпатового  концентрата на Кяхтинской
обогатительной фабрике.
     В то же время в текущем году в 3  раза  увеличился  объем  добычи
сырья на Черемшанском кварцитовом карьере, в 1.6 раза - золотодобычи.
     В 1994 году ожидается поступление в бюджет республики платежей за
право пользования недрами в объеме 4596 млн.рублей,  в  том  числе  от
золотодобывающих  предприятий  3410  млн.рублей,  что составляет 74.2%
всех плат за недра.
     В настоящее время  ведется  корректировка  программ  по  развитию
геологоразведочных  работ  и  минерально-сырьевой  базы  республики на
период  до  2000  года  и  разработанных  программ  "Золото  Бурятии",
"Кварциты  Бурятии",  "Цветные  и редкие металлы Бурятии",  реализация
которых значительно  позволит  погасить  дефицит  бюджета  республики.
Только  от  реализации  Программы "Золото Бурятии" в бюджет республики
поступит более  50  млрд.рублей,  будет  создано  5000  дополнительных
рабочих мест.
     Объем добычи  золота  к  2000  году  составит 10 тыс.килограммов,
однако,  для выполнения этой Программы  потребуется  свыше  250  млрд.
рублей (в ценах октября 1994 года).
     Правительство Республики Бурятия постановляет:
     1. Принять   Программу   развития   геологоразведочных   работ  в
Республике Бурятия на период 1995-2000 гг.  по добыче  золота  "Золото
Бурятии" (прилагается).
     2. Поручить   Министерству   промышленности   Республики  Бурятия
(Ларионов В.Г.),  Бурятгеолкому (Бахтин В.И.), Минэкономике Республики
Бурятия   (Жильцов  А.Н.),  администрациям  золотодобывающих  районов,
руководителям  золотодобывающих   предприятий   -   АО   "Бурятзолото"
(Дмитриев),  АО  "Ципиканский  прииск"  (Ямпилов),  ТОО "Старательская
артель "Искра" (Павлов),  фирма "Агродорспецстрой" (Пустильник) - до 1
марта   1995   г.  разработать  мероприятия  по  реализации  Программы
золотодобычи на период до 2000 года.
     3. Министерству    промышленности,     Министерству     финансов,
Министерству  внешнеэкономических  связей  и  международных отношений,
Министерству экономики Республики Бурятия в целях изыскания источников
финансирования в I квартале 1995 г. подготовить предложения о льготном
налогообложении    реконструируемых    и    строящихся     предприятий
горнодобывающей  промышленности республики и представить их в Народный
Хурал Республики Бурятия.
     4. Бурятгеолкому  в  течение  I  квартала  1995   г.   решить   с
Правительством   Российской   Федерации,   министерствами,  комитетами
Российской Федерации:
     - вопросы о привлечении отечественных и иностранных инвесторов  в
развитие минерально-сырьевого комплекса Республики Бурятия;
     - согласовать  Перечень  залоговых  объектов  - неразрабатываемых
месторождений полезных  ископаемых  и  перспективных  -  на  выявление
полезных ископаемых на участках недр.
     5. Министерству   экономики   Республики   Бурятия,  Министерству
промышленности,    Министерству    внешнеэкономических    связей     и
международных     отношений    Республики    Бурятия    совместно    с
заинтересованными  предприятиями,   ведомствами,   Бурятским   научным
центром  РАН  продолжить подготовку инвестиционных проектов и программ
"Кварцевое сырье Бурятии", "Цветные и редкие металлы Бурятии" и внести
их на рассмотрение Правительства Республики Бурятия во П квартале 1995
года.
     6. В целях подготовки высокоэкономичных инвестиционных проектов и
программ  развития  минерально-сырьевой  базы Бурятгеолкому произвести
пересчет   кондиций    и    технико-экономических    обоснований    по
месторождениям дефицитных видов минерального сырья с учетом требований
рыночной экономики,  в том числе  Озерного  -  IV  квартале  1995  г.,
Жарчихинского  -  IV квартале 1996 г.,  Халютинского - Ш квартале 1997
года.
     7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
Контрольное  Управление  Президента и Правительства Республики Бурятия
(Белоколодов Н.М.).


     Президент - Председатель
     Правительства Республики Бурятия          Л.В.Потапов
     г.Улан-Удэ
     "15" декабря 1994 г.
     N 179



                                                   Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                               Республики Бурятия
                                               от 15.12.94 N 179



                          П Р О Г Р А М М А
                  развития геологоразведочных работ
                  по добыче золота "Золото Бурятии"

                     Оценка современной ситуации


     Золотоносность территории  Республики  Бурятия  известна  с  40-х
годов ХIХ века.  Начало добычи  относится  к  1844  году.  Современная
сырьевая   база  россыпной  золотодобычи  опирается  на  месторождения
Баунтовского,  Муйского, Северобайкальского, Хоринского и Закаменского
районов,  в  пределах  которых  разведано  свыше 100 мелких по запасам
(20-500  кг)  с  низким-средним  содержанием  золота  (400-1000  мг/м)
россыпей.  Сокращение геологоразведочных работ за счет средств бюджета
привело к тому, что погашение запасов золота начиная с 1993 года почти
вдвое превысило их прирост.
     Рудные объекты   представлены  Зун-Холбинским,  Барун-Холбинским,
Водораздельным,  Гранитным,  Пионерским,  Динамитным и Зун-Оспинским в
Восточных Саянах, Ирокиндинским и Кедровским месторождениями в Муйском
районе.
     Состояние золотодобычи   за   период   с   1986   по   1994    г.
характеризуется по годам в таблице 1.
                                                     Таблица 1
------------------------------------------------------------------
             ¦1986¦1987¦1988¦1989¦1990¦1991¦ 1992 ¦1993¦1994¦1995
------------------------------------------------------------------
Всего,        1612 1757 2117 2293 2548 2601 2855.5 3453 4230 5100
в том числе:
  рудного      154  307  474  763  761   -  1196.5 1464 1503 2100
  россыпного  1458 1452 1643 1530 1787   -  1659.0 1989 2727 3000
------------------------------------------------------------------

     Балансовые запасы  россыпного  золота  обеспечивают  деятельность
добывающих  предприятий при сохранении уровня добычи 3.0 тонны на срок
6-7 лет;  рудного золота с учетом достижений уровня добычи в 2000 г. -
7 тонн на срок 15-25 лет.  Однако обеспеченность разведанными запасами
россыпного золота отдельных предприятий не одинакова и колеблется от 2
до 17 лет.
     Обеспеченность разведанными  запасами рудника Ирокинда составляет
6 лет,  рудника Холба на проектную мощность 400 тыс.тонн  руды  в  год
более 25 лет.

                Существующие организационные структуры
                   золотодобычи и их характеристика

     В настоящее время золотодобыча в Республике проводится более  чем
40    акционерными    обществами,    товариществами   с   ограниченной
ответственностью - бывшими старательскими артелями,  частными фирмами,
предприятиями, физическими и юридическими лицами.
     Добыча рудного  золота  ведется  на двух месторождениях силами АО
"Бурятзолото",  АО  "Витимзолото"  соответственно  на   Зун-Холбинском
месторождении  в Окинском и Ирокиндинском в Муйском районах.  В стадии
подготовки   к   эксплуатации   находятся   месторождения   Гранитное,
Пионерское,    осваиваемые    международным   объединением   "ИИИ"   и
Зун-Оспинское  в  Окинском  районе,  осваиваемое  С/А  "Зун-Оспа".   В
небольших  объемах  (100-150  тонн  руды  в  год)  ведется  добыча  на
динамитном месторождении силами артели "Мушэн" в Окинском районе.
     Россыпная золотодобыча   ведется    в    Баунтовском,    Муйском,
Северо-Байкальском,  Хоринском  и  Джидинском  районах  в  основном  в
труднодоступных местностях на техногенных россыпях,  малых по запасам,
что делает производство низкорентабельным.
     Основные технико-экономические   показатели   наиболее   крупного
предприятия - АО "Бурятзолото" на 1 октября 1994 года  характеризуются
таблицей 2.
                                                     Таблица 2
------------------------------------------------------------------
                        ¦                Г о д а
         Показатели     +-----------------------------------------
                        ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ 1998
                        ¦ факт.¦ ожид.¦проект¦проект¦проект¦проект
------------------------------------------------------------------
1. Добыча золота, кг     1543.0 1700.0 2070.0 2550.0 2900.0 2950.0
   в том числе:
   рудник Холбинский      778.0 1100.0 1100.0 1300.0 1400.0 1400.0
   рудник Ирокинда        685.0  400.0  700.0  800.0  900.0  900.0
   участок Барун-Холба      -      -      -    100.0  200.0  200.0
   россыпь Нерунда         70.0   80.0  150.0  200.0  250.0  300.0
   Ципиканский полигон     60.0  120.0  120.0  150.0  150.0  150.0

2. Численность рабо-
   тающих, человек         1000   1260   1300   1400   1500   1500

3. Товарная продукция,
   млрд.рублей            10.84   49.4  60.16   74.1  84.27  85.73

4. Полная себестоимость
   работ, млрд.рублей      9.22  43.75  51.86   52.9  60.19  60.13

5. Прибыль, млрд.рублей    1.62   5.65   8.29  21.17   24.0  25.35
6. Рентабельность, %      17.6   12.9   16.0   40.0    40.0  42.0

7. Капитальные вложения,
   млрд.рублей             4.66   8.94  25.0   10.0     2.0   2.0

8. Затраты на горно-
   рудные работы,
   млрд.рублей             0.13   2.32   4.69   5.78   6.57   6.69

9. Платежи в бюджет,
   млрд.рублей,

   Всего                  1.805   7.17   9.07   14.8  16.61  12.17
- Российская Федерация    0.48    1.55   2.1    4.02  4.56   4.76
- Республика Бурятия      1.325   5.62   6.97  10.78  12.05  12.41

  в том числе:

9.1. Плата за природные
     ресурсы:
- Российская Федерация    0.271   0.82   1.03  1.27   1.44   1.47
- Республика Бурятия      0.813   2.48   3.1   3.81   4.33   4.43

9.2. Налог на прибыль:
- Российская Федерация    0.21    0.73   1.07  2.75   3.12   3.29
- Республика Бурятия      0.35    1.24   1.82  4.65   5.28   5.57

9.3. Налог на имущество:
- Республика Бурятия       -      1.16   1.15  1.21   1.17   1.12

9.4. Налог на пользова-
     ние автодорогами,
     млрд.рублей:
- Республика Бурятия      0.162   0.74   0.9   1.11   1.27   1.24

                         Рудник "Холбинский"

     Рудник "Холбинский"  (п.Самарта)  расположен  в  310  км  от  ж/д
станции Култук (ВСЖД),  с которой связан автомобильной дорогой,  в том
числе 220 км до п.Монды дорогой общегосударственного значения.
     Рудник "Холбинский"  АО   "Бурятзолото"   проводит   эксплуатацию
Зун-Холбинского месторождения.
     Анализ горно-технических   условий   и   состояния  горных  работ
показывает, что нагорная часть месторождения, вскрываемая штольнями до
горизонта  штольни  12,  позволяет  обеспечить  производительность  на
руднике  до  240  тыс.тонн  руды  в  год.  Вскрытие  запасов   шахтных
горизонтов позволит довести производительность рудника до 400 тыс.тонн
руды в год.
     В настоящее время основную долю затрат в себестоимости  продукции
составляет транспортировка и переработка золотосодержащих концентратов
на медеплавильных заводах Урала (35%  от  цены  за  металл).  С  целью
снижения    себестоимости    продукции   встает   вопрос   переработки
концентратов на месте.
     В настоящее время АО "Бурятзолото" ведет работы по  строительству
цеха   гидрометаллургии   в   п.Самарта,   который  позволит  получать
драгоценные металлы в виде золото-серебряных слитков пробностью до 800
единиц.  Плановое  завершение строительства цеха намечено в 1996 году.
Себестоимость переработки концентратов после ввода в эксплуатацию цеха
гидрометаллургии снизится до 17%. По состоянию на 1 октября 1994 г. по
цеху переработки концентратов освоено 30% строительно-монтажных работ,
комплектации   оборудования  -  около  70  процентов.  Для  завершения
строительства     комплекса     переработки     концентратов     (цеха
гидрометаллургии,  хвостохранилища)  потребуется  освоить за 1994-1996
годы 12.53 млрд.рублей, а всего для ввода объектов пускового комплекса
и  выхода  на  производительность  240  тыс.тонн  руды в год с годовой
добычей золота в объеме 1400 кг потребуется 23.4 млрд.рублей.
     Для повышения эффективности производства в 1996 году  планируется
ввод   в   эксплуатацию   сепарационного   комплекса  радиометрической
рудосортировки и технологии кучного выщелачивания.
     Для освоения I очереди Барун-Холбинского месторождения  и  начала
очистных  работ  потребуется  на  период  с  1995  по  1998 годы 12.68
млрд.рублей.

                          Рудник "Ирокинда"

     В настоящее  время  закончен  процесс  акционирования  рудника  с
долевым участием госкомимущества республики,  ТОО старательская артель
"Витим"  и  АО  "Бурятзолото"  (бывшее   государственное   предприятие
"Бурятзолото").
     Рудник находится  в 70 км южнее железнодорожной станции Таксимо и
связан с ней круглогодично автодорогой.
     На месторождении (руднике)  подготовлены  и  эксплуатируются  три
участка: на жиле Юрасовской, жиле N 30 и жиле Серебряковской. Вскрытие
всех жил штольневое.  Учитывая выбытие  отработанных  мощностей  (жила
Юрасовская), проектный отдел АО "Бурятзолото" ведет проектирование для
вовлечения к отработку с 1994 года жилы  Тулуинской,  с  1995  года  -
участка жилы N 3, разведуемой в настоящее время.
     Производительность рудника  составит  50  тыс.тонн  руды  в год с
годовой добычей золота 900 килограммов.
     Для поддержания  выбывающих  мощностей  с  1997   по   2001   год
предусматривается  освоение  новых жил с капитальными вложениями около
20 млрд.рублей.
     Шлиховое золото, добытое из россыпей, и золоторудные концентраты,
прошедшие  металлургический  передел  на медеплавильных заводах Урала,
направляются  на  аффинаж  на  заводы  гг.Красноярск,  Новосибирск   и
Касимово.
     В добываемых и перерабатываемых рудах,  золотосодержащих песках и
складируемых породах химически  активных  компонентов  не  содержится.
Источников,  реально  значимых в загрязнении атмосферы,  экстремальных
выбросов,  загрязняющих веществ,  не  существует.  Пылеобразование  на
руднике Холбинском происходит за счет выбросов вентиляционной системы,
при погрузке-разгрузке руды,  в котельной,  при повторном пылесносе  с
отвалов и при транспортировке. Согласно СМ 245-71 промплощадки рудника
относятся к третьему классу опасности с  размерами  санитарно-защитной
зоны - 500 м.
     По ТЭО  постоянных  кондиций  для  Зун-Холбинского  месторождения
(1990  г.)  на  мероприятия  по  охране   воздушного   бассейна   (без
организации  на  руднике  гидрометаллургического  передела)  требуются
затраты  в  220  тыс.рублей.  Потенциальными  источниками  загрязнения
водоёмов являются шахтные и ливневые воды,  подвергающиеся загрязнению
нефтепродуктами  и   отходами   взрывчатых   веществ.   Шахтные   воды
предусматривается направлять на станцию очистки и сбрасывать на рельеф
или водотоки.  Расчетные  затраты  на  эти  мероприятия  составят  390
тыс.рублей  в  ценах  1990  года.На  руднике Ирокинда в старых отвалах
хвостохранилища отмечаются высокие концентрации ртути,  образовавшиеся
в результате амальгамирования руд.  Необходимы дополнительные средства
для  её  улавливания  и  нейтрализации.  При  россыпной   золотодобыче
необходимо  проведение  дополнительных  мероприятий  по предотвращению
загрязнения водотоков.
     Основные проблемы.
     1. Усиление    геологоразведочных    работ   по   воспроизводству
минерально-сырьевой базы россыпного  золота  в  Баунтовском,  Муйском,
Северо-Байкальском,  Хоринском  и  Закаменском  районах,  где  у  ряда
добывающих предприятий обеспеченность разведанными запасами составляет
2-3 года. Перспективы увеличения запасов имеются. Проблема заключается
в финансировании геологоразведочных работ.  Источниками финансирования
являются  бюджетные  средства  в  рамках  федеральной программы (очень
ограниченные);  за   счет   ставок   отчисления   на   воспроизводство
минерально-сырьевой  базы,  оставляемых у предприятий в соответствии с
постановлением Правительства  РФ  от  30.12.93  г.  N  1359  (наиболее
реальный  путь,  но  требует согласования с Минфином,  Государственной
налоговой  службой,  Минэкономикой  России  и  Роскомнедра);  за  счет
собственных средств предприятий, инвестиций и кредитов.
     По рудному  золоту  -  производство  геологоразведочных  работ  в
Кедровско-Ирокиндинском     рудном     узле     по     воспроизводству
минерально-сырьевой   базы   малообеспеченного   действующего  рудника
Ирокинда.  Источниками финансирования работ являются оставляемая часть
ставок   отчислений   на   воспроизводство  минерально-сырьевой  базы,
средства предприятия, сторонние инвестиции и кредиты.
     Поиски рудного золота на перспективных площадях Верхне-Саянского,
Джидинского,  Муйского  и  Икат-Багдаринского  рудных  районов  должны
осуществляться в рамках федеральных программ за счет бюджета России, а
также   на  рисковой  основе  за  счет  средств  недропользователей  и
инвестиций.
     2. Совершенствование технологии обогащения и организация на месте
(в  республике)  переработки  золоторудных концентратов (строительства
цехов-заводов гидрометаллургии).
     3. Организация   в   республике   ювелирного    производства    с
использованием драгметаллов.
     4. Решение  проблемы  извлечения  тонкого золота в так называемых
"желтых разрезах".
     5. Правовое  урегулирование  вопросов   залога   участков   недр,
месторождений,  передачи  в  концессии  участков  недр,  месторождений
Правительством  республики;  создание  золотого  запаса  республики  в
качестве  залогового  фонда - в соответствии с Указом Президента РФ от
13.02.91 г. N 295.
     6. Правовое урегулирование вопросов земле- и недропользования  на
уровне местных, республиканских и федеральных органов власти, вопросов
налогообложения всех уровней.
     7. Совершенствование законов Российской  Федерации  и  Республики
Бурятия  "О  недрах"  в части разрешения противоречий отдельных статей
законов Республики Бурятия "О недрах" и "Земельным кодексом",  а также
Закона  "О  местном  самоуправлении"  в  части согласования с местными
органами власти изъятия земель из сельскохозяйсвенного  пользования  и
передачи их недропользователю.
     8. Разработка  законодательной  базы для выделения так называемых
"промышленных земель",  под которыми расположены экономически значимые
месторождения   полезных   ископаемых,   и   передачи  их  (земель)  в
республиканскую и  федеральную  собственность  на  период  изучения  и
эксплуатации месторождения.
     9. Недостаточная    обеспеченность   квалифицированными   кадрами
золоторудных добывающих предприятий.
     10. Отсутствие современной социальной инфраструктуры на  объектах
золотодобычи,  особенно при отработке россыпных месторождений (поселки
Маловский, Варваринский, Уакит, Карафтит).
     Цели и задачи.  Цель программы - обоснование создания  потенциала
золотодобывающей  промышленности  как валютного и бюджетного источника
экономического и социального развития республики.  Для достижения цели
необходимо решение следующих задач:
     - изменение    организационно-правовых    форм   золотодобывающих
предприятий (акционирование,  приватизация) с временным (не более  чем
на  3 года) сохранением государственной доли собственности на наиболее
крупных рудных объектах с цехами обогатительного производства;
     - определение первоочередных объектов для увеличения золотодобычи
с максимальной экономической эффективностью;
     - поиски   источников   финансового  обеспечения  для  увеличения
золотодобычи;
     - кадровое  и  материально-техническое  обеспечение   предприятий
золотодобычи;
     - создание  правовых  условий льготного,  гибкого налогообложения
для  привлечения  инвесторов  и  предпринимателей  в  золотодобывающую
промышленность республики;
     - определение  объектов  и  разработка нормативных документов для
создания совместных предприятий;
     - определение  объектов  для  сдачи  в  концессии  и   разработка
правовых  нормативных  документов,  определяющих  условия  организации
концессии;
     - определение залоговых объектов  в  качестве  инвестиционного  и
кредитного  гаранта  и  разработка  нормативной,  законодательной базы
условий их заклада;
     - разработка нормативной законодательной  базы  условий  создания
золотого  запаса  республики,  как  залогового  гаранта  инвестиций  и
кредитов зарубежных банков и кампаний;
     - определение объектов аукционной продажи  как  наиболее  быстрой
формы изыскания финансовых ресурсов для нужд республики.

                     Пути и направления развития

     Обеспеченность действующих предприятий с учетом их перспективного
развития  составляет  для  рудника  Холбинский  -  42  года  с  учетом
достижения  мощностей  по  добыче  руды  до 240 тыс.тонн,  для рудника
Ирокинда при производительности 50 тыс.тонн -  8  лет.  Обеспеченность
предприятий,  занятых на россыпной золотодобыче, составляет от 2 до 17
лет.  В 1993 году доля россыпной золотодобычи составила 57.6%,  в 1994
году  ожидается  её  рост  до  66-68%,  начиная с 1995 года намечается
тенденция к медленному спаду объемов россыпной золотодобычи в связи  с
истощением  запасов.  К 2000 году ожидается в общем объеме добычи 8800
кг  -  2800  кг  россыпной   золотодобычи   (31.8%),   к   2005   году
соответственно 8800 и 2700 кг (30.6%), к 2010 году - 9200 кг и 2500 кг
(27%).
     Перспектиными планами развития АО "Бурятзолото", АО "Витимзолото"
и других предприятий,  занимающихся и готовящихся к рудной и росспыной
золотодобыче  (АО  "Жаргал",  Международное  объединение   "ИИИ",   АО
"Окинская экспедиция" и др., намечается следующий уровень золотодобычи
до 2000, 2005 и 2010 годов:
                                                        Таблица 3
------------------------------------------------------------------
                             ¦            Г о д а
       Добыча золота         +------------------------------------
                             ¦1993 ¦1994 ¦1995 ¦2000 ¦2005 ¦2010
------------------------------------------------------------------
Всего тонн,                   3453  4230  5100  8800  8800  9200
     в том числе:

         рудного              1464  1503  2100  5600  6100  6700

     в том числе:
- рудник Холбинский            778  1100  1100  3600  3600  3600
- рудник Ирокинда              685   400   700  1000  1000  1100
- прочие предприятия            -    3.0   300  1000  1500  2000

        россыпного            1998  2727  3000  2800  2700  2500
------------------------------------------------------------------

     Рост золотодобычи в республике в течение  1995-2000  годов  будет
осуществляться главным образом за счет увеличения мощностей на руднике
Холба АО "Бурятзолото" до 240 тыс.тонн в 2000  году  (1993  г.  -  114
тыс.тонн,  1995  - 200 тыс.тонн) и 400 тонн - в 2010 году,  на руднике
Ирокинда  до  60  тыс.тонн  -  в  2010  году,  освоения  АО   "Жаргал"
Зун-Оспинского месторождения с доведением в 2000 году мощности рудника
до 43.76 тыс.тонн руды,  576 кг золота и 6051 кг серебра,  Гранитного,
Пионерского   месторождений   (международное  объединение  "ИИИ"),  АО
"Окинская экспедиция"  -  Лево-Смартинской  группы  месторождений,  АО
"Сосновгеология"    -    Водораздельного    месторождения,    освоения
Барун-Холбинского и Кедрового месторождений.
     Большой потенциал - 80-100 тонн россыпной золотоносности  имеется
в  так  называемых  "Желтых разрезах",  распространенных в Баунтовском
районе в бассейне  рек  Карафтит,  Витимкан  и  др.  Решение  проблемы
извлечения  тонкого золота из этих разрезов позволит укрепить сырьевую
базу россыпной золотоносности и увеличить добычу россыпного золота или
сохранить её на уровне 2.5 - 3.0 тонн в год.
     Перспективны на  выявление  новых  рудных  объектов золота районы
Восточных Саян, Троицка и Талякит-Кудунская зоны в Баунтовском районе,
Верхне-Каралонская, Уряхская и Ирбинская рудные зоны в Муйском районе,
проявления  Водопадное  и  Золотая   Горка   в   Закаменском   районе.
Значительный  ресурсный потенциал по увеличению запасов рудного золота
имеет Кедровско-Ирокиндинский рудный узел в Муйском районе.
     Прогнозные ресурсы рудного золота по состоянию на 1  января  1993
г. оцениваются в 500 тонн.
     Реализация этих  ресурсов в запасы требует значительных затрат на
геологоразведочные работы.

            Механизм реализации, отношение к собственности

     Практическая реализация программы во многом зависит от адекватной
системы  хозяйственного  механизма.  Она  в свою очередь срабатывает в
зависимости   от   форм   собственности.   В   настоящее   время   все
золотодобывающие    предприятия    республики   трансформировались   в
акционерные общества,  ТОО, частные фирмы и другие юридические лица. В
части  этих  предприятий доля государственной собственности закреплена
на правах аренды с правом собственности (ТОО - артели) в течение  трёх
лет, в АО "Бурятзолото", АО "Ципиканский прииск" доля госсобственности
определена распоряжением Правительства РФ в размере 38%  на срок до  3
лет.  В  принципе все золотодобывающие предприятия республики являются
акционерными обществами с частной собственностью,  за  исключением  АО
"Бурятзолото",  АО  "Ципиканский  прииск"  и  АО "Ирокинда",  временно
имеющих смешанную форму собственности и дающих в общей  сложности  40%
общей золотодобычи в республике (1994 г.).
     Систему хозяйственного механизма,  в зависимости от эффективности
использования, условно можно разделить при разных формах собственности
на три группы:
     I группа   -   система   рычагов   и   механизмов  стимулирования
производства срабатывает  с  равнозначным  эффектом  при  всех  формах
собственности.   Это   цены,   налоги  на  прибыль,  плата  за  землю,
государственная монополия на реализацию продукции,  установление  норм
амортизации, интересы к глубокой переработке продукции.
     П группа - система рычагов и механизмов, эффективно работающих на
госпредприятиях.  Это  механизмы   и   пути   решения   социальной   и
производственной   инфраструктуры,   экспорт   продукции   и   решение
экологических проблем.
     Ш группа - система рычагов и механизмов,  эффективно работающих в
акционерных  обществах  и  частных  предприятиях.  Это  система оплаты
труда,  организация производства,  упрощенная и эффективная  структура
управления, оперативность материально-технического обеспечения.

                        Финансовое обеспечение

     Выбор форм   организации  производства  в  горнодобывающей  и,  в
частности,  золотодобывающей промышленности ещё предопределяет решение
всех    проблем,    особенно   финансирования.   Необходимо   создание
гарантированных источников формирования финансовых  ресурсов  развития
отрасли.  Горнодобывающая  отрасль,  особенно  на  стадии организации,
строительства  и   реконструкции,   требует   больших   единовременных
капитальных вложений.
     Для изыскания необходимых инвестиций могут быть выбраны различные
пути и источники:
     - государственное авансирование (кредитование) в размере  50%  от
квоты   добычи   золота,   установленной  на  хозяйственный  год.  При
выполнении этих условий  государством  в  основном  решаются  проблемы
подготовки   к   промывочному  сезону  и  добыче  рудного  золота  уже
устоявшихся,  действующих предприятий (артелей,  акционерных обществ),
ТОО и др.), так как этот аванс обеспечивает финансирование большинства
затрат подготовительного периода,  но он не обеспечивает значительного
развития   работ,   особенно   на   рудных   объектах,  где  требуются
значительные капиталовложения;
     - государственные кредиты в виде авансовой продажи  части  золота
за  счет  доли  республики  на  развитие золотодобывающих предприятий.
Такая форма инвестирования развития довольно эффективна,  но лучше эти
кредиты отпускать Правительству Республики,  а не предприятиям,  чтобы
осуществлять контроль и реализацию целевых высокоэффективных проектов;
     - кредиты  банков,  в  том  числе  иностранных,  для   реализации
конкретных    проектов,    представленных   банкам   золотодобывающими
предприятиями под собственные гарантии;
     - финансирование геологоразведочных работ (до стадии разведки) за
счет  ставок на воспроизводство минерально-сырьевой базы,  в том числе
их   части,    оставляемой    у    предприятий    на    финансирование
геологоразведочных   работ   для   нужд   предприятий   (постановление
Правительства РФ от 30.12.93 г. N 1359);
     - создание  акционерных  обществ  с  иностранными  и  российскими
участниками  -  инвесторами  отдельных  проектов  геологоразведочных и
эксплуатационных работ;
     - эмиссия акций,  выпуск ценных бумаг,  золотых акций и  векселей
под будущую добычу золота, займы предприятий под залог основных фондов
предприятий и другие гарантии;
     - передача в концессии отдельных перерабатываемых месторождений;
     - аукционы    и    конкурсные    аукционы    по    лицензированию
недропользования перспективных  площадей,  участков  недр,  проявлений
рудного  и  россыпного  золота  на  рисковой  основе  для производства
геологоразведочных работ за  счет  средств  недропользователя  или  им
привлеченных средств с правом добычи на выявленных объемах.

                      Геологоразведочные работы

     Учитывая сравнительно низкую обеспеченность разведанными запасами
золотодобывающих  предприятий  республики,  особенно   по   россыпному
золоту,    программой    развития    геологоразведочных    работ    по
воспроизводству запасов рудного и россыпного золота  предусматривается
подготовка запасов в объемах их погашения.
     Таким образом,  планируется  прирост запасов рудного и россыпного
золота в 1995 году в объеме 5.5 тонн,  в 2000 - 6.7 тонн, в 2005 - 8.0       тонн, в 2010 - 9.0 тонн.

     Финансирование геологоразведочных  работ должно осуществляться за
счет ставок на воспроизводство МСБ (7.8%  от  стоимости  реализованной
продукции)   и   за   счет   бюджета  России  (15%  от  общего  объема
геологоразведочных  работ)  на   производство   геологической   съемки
масштаба  1:50000,  поисков  на перспективных площадях,  рудных телах,
зонах, участках и проявлениях в рамках Федеральной программы.                Установленные процентные  ставки  на  воспроизводство МСБ золота,
если они полностью будут возвращаться  на  г/р  в  республике,  смогут
обеспечить  восполнение  МСБ  в  объемах их погашения (так,  исходя из
уровня добычи в 1995 г.  - 5.5 тонн,  сумма ставок  составляет  4.7736
млн.долл.США, или около 15 млрд.рублей по курсу рубля на 01.11.94).

                         Ожидаемые результаты

     На основании   прогнозируемой   добычи   золота  на  предприятиях
республики ожидаются следующие результаты:
                                                      Таблица 4
------------------------------------------------------------------
NN ¦                      ¦                Г о д а
п/п¦      Показатели      +---------------------------------------
   ¦                      ¦  1994 ¦  1995 ¦  2000 ¦  2005 ¦  2010
------------------------------------------------------------------
1. Объем добычи золота, кг   4230    5100    8800    8800    9200

2. Стоимость товарной про-
   дукции в млн.рублей -
   числитель по цене 30000
   руб./г. в мировых ценах  __143640  153000  252000  264000  276000
   (11.2 долл/г.) - тыс.   53625.6 57120.0 94080.0 98560.0  103040
   долларов США - знаме-
   натель

3. Полная себестоимость,
     млн.рублей            127265  131580  143640  150480  157820

4. Прибыль, млн.рублей      16375   21420  108360  113520  118680
5. Рентабельность, %         12.9    16.3    42.8    42.8    43.0

6. Капитальные вложения,
     млрд.рублей             13.0    35.0     5.0     5.0     3.0

7. Затраты на г/р работы
     (3.9%) млн.рублей       5602    5967    9828   10296   10764

8. Платежи в бюджет,
   всего, млн.рублей        27703   30651   69103   75422   78641

- Российская Федерация      10111   11190   25704   26928   28152
- Республика Бурятия        17592   19452   46399   48494   50489

8.1. Плата за природные
     ресурсы (в среднем
     8%), млн.рублей        11490   12240   20160   21120   22080

- Российская Федерация       2872    3090    5040    5280    5520
- Республика Бурятия         8618    9180   15120   15840   16560

8.2. Отчисления на вос-
     производство МСБ (3.9%),
     млн.рублей              5602    5967    9828   10296   10764

8.3. Налог на прибыль,
     млн.рублей              5239    6854   34675   36326   37977

- Российская Федерация (13%) 1637    2142   10836   11352   11828
- Республика Бурятия (22%)   3602    4712   23839   24974   26109

8.4. Налог на имущество,      усл.
     млн.рублей

- Республика Бурятия          2500   2500    2400    2400    2300

8.5. Налог на пользование
     автодорогами,
     млн.рублей (2%)

- Республика Бурятия          2872   3060    5040    5280    5520

9. Численность работающих,
     человек                  4600   5000    5100    5200    5300

10. Валютные поступления
    в республику:

10.1. - 10% от объема добычи
     для ювелирного произ-
     водства в соответствии
     с Указом Президента РФ,
     килограмм                480    510     840     880     920

- из него будет произведено
  лигатурного золота (1.675),
     килограмм                804    854    1407    1474    1541

- стоимость товарной про-
  дукции (44 тыс.руб/год),
     млн.рублей             35376  37576   61908   64856   67804

  в том числе акциз (30%),
     млн.рублей             10613  11272   18572   19457   20341

10.2. Залоговое золото Бу-
     рятии, добытое пред-
     приятиями сверх квоты
     РФ, килограмм           2088   2250    5400    5600    5700

- стоимость залогового зо-   ___________________________________
  лота в тыс.долл.США/млн.руб.
  11.2 долл/г.

     Таким образом, при увеличении золотодобычи с 4788 кг в 1994 г. до
8800 кг - в 2000 году и 9200 кг - в 2010 году, путем протекционистской
политики,  льготного налогообложения,  снижения удельных затрат, путем
внедрения новых ресурсосберегающих технологий,  обязательные платежи в
бюджет  Республики  вырастут  с  17592 млн.рублей в 1994 году до 50489
млн.рублей в 2010 году.
     Кроме того,  акцизы от производства и продажи ювелирных  изделий,
произведенных  в  республике за счет 10%  квоты,  составит в 1994 году
10613 млн.рублей и 20841 млн.рублей в 2010 году,  но главным  гарантом
валютных   инвестиций  может  быть  залоговое  золото  Бурятии,  объем
которого в 1994 году составит 2088 кг, в 2000 г. - 5400 кг и 5700 кг -
в 2010 году.




Информация по документу
Читайте также