Расширенный поиск
Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 21.06.1996 № 359-IНАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Программе развития правовой информатизации и правового просвещения в Республике Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия постановляет: 1. Программу развития правовой информатизации и правового просвещения в Республике Бурятия, одобренную Правительством Республики Бурятия 4 июня 1996 года, утвердить (прилагается). 2. Предложить Правительству Республики Бурятия до октября 1996 года наметить конкретные мероприятия по реализации данной Программы. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления на основе Программы разработать мероприятия по правовой информатизации и правовому просвещению в каждом районе. 4. Финансирование мероприятий Программы в 1996 году осуществлять за счет резервных средств, средств фонда "Правопорядок" и местных бюджетов. Средства на расходы в 1997 году включить в сметы расходов Правительства, министерств и ведомств, а также в местные бюджеты. 5. Информацию Правительства Республики Бурятия о ходе реализации данной Программы заслушать на одной из сессий Народного Хурала в 1997 году. Председатель Народного Хурала Республики Бурятия М.И. СЕМЕНОВ г. Улан-Удэ "21" июня 1996 г. N 359-I Одобрена Постановлением Президиума Правительства Республики Бурятия от 4.06.96 г. Утверждена постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от "21" июня 1996 N 359-I П Р О Г Р А М М А развития правовой информатизации и правового просвещения в Республике Бурятия (1996-1997 г.г.) П А С П О Р Т РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ Наименование Программы - Республиканская Программа развития правовой информатизации и правового просвещения в Республике Бурятия (1996-97г.г.) Основание для разработ - Постановление Народного Хурала ки программ Республики Бурятия N 264-I от 1 февраля 1996 г., Распоряжение Президента Республики Бурятия и Председателя Народного Хурала Республики Бурятия от 16.02.96. Государственный заказ - Народный Хурал Республики Бурятия, чик Правительство Республики Бурятия Исполнители - Правительство Республики Бурятия, органы местного самоуправления Республики Бурятия Соисполнители - Народный Хурал Республики Бурятия,органы исполнительной власти,предприятия,организации,учрежден ия,общественные объединения Срок реализации 1996,1997 г.г. и последующие годы Основные программные - Обеспечение необходимых условий для задания развития правовой информатизации и право вого просвещения в соответствии с задачами правовой реформы в Российской Федерации Цели Программы Создание единого информационно-правового пространства и обеспечение доступа граждан,предприятий,учреждений,организа- ций, органов государственной власти и местного самоуправления к информационно-правовым ресурсам Формирование правового сознания, правового мышления и активного его отражения в повседневном поведении граждан Республики Бурятия Развитие сферы правовых информационных услуг гражданам, предприятиям,учреждениям,организациям,о- рганам государственной власти и местного самоуправления Объемы и источники финансирования (в ценах П кв-ла 1996 г.) Всего: 624 млн.рублей В том числе: 1996 г. 97 млн.рублей 1997 г. 527 млн. Расходы будут включены в сметы министерств, ведомств в бюджете 1997 г. Из них: республиканский бюджет 97 млн. на 1996 г. Система контроля за ис Контроль за реализацией осуществляет полнением Программы Президент Республики Бурятия и Народ- ный Хурал Республики Бурятия РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ (1996-1997 Г.Г.) 1. Основные понятия Программы: - Правовая информатизация: 1. информационно-правовое обеспечение общества; 2. создание и ведение банка правовой информации; 3. обеспечение использования информационно-коммуникационной среды. - Правовое просвещение: 1. распространение правовых знаний среди населения; 2. обучение навыкам пользования и применения правовых актов; 3. повышение образовательного уровня подрастающего поколения и молодежи в области права. 2. Содержание проблемы Конституционная реформа в Российской Федерации и Республике Бурятия поставила во главу угла развитие демократического правового государства, признающего общечеловеческие ценности,права и свободы каждого человека и гражданина, международные правовые документы.В условиях быстрого и масштабного развития законодательства особую актуальность приобретает вопрос о реализации всех правовых актов с помощью комплекса средств: юридических, институциональных, социально-психологических,материально-финансовых и др. Знание Конституций и законов, верное толкование конституционных и законодательных положений об основных правах и свободах человека, уважение к закону , применение норм права в конкретных жизненных ситуациях должны стать естественной нормой для каждого гражданина республики. Но сегодня ряд обстоятельств сдерживают усилия законодательных,правоохранительных и правоприменительных органов по формированию правосознания населения.К ним можно отнести: - слабую разработанность законодательной системы; - неадекватное обеспечение многих законов необходимыми ресурсами и конкретными механизмами реализации; - противоречивость законодательства; - недоступность многих законодательных актов для рядового гражданина, возникающая из-за незначительного тиража нормативно-правовых документов, дороговизны юридической литературы, слабого разъяснения компетентными органами и средствами массовой информации правовых норм.Система правового просвещения (правовой пропаганды), не так давно функционирующая в масштабах всего государства (СССР, а затем РСФСР) оказалась в основном свернутой и нежизнеспособной. Все выше названные недостатки обуславливают слабое знание населением правовых норм, несоблюдение должностными лицами принятых законов, это, в свою очередь, ведет к росту правового нигилизма людей.Для повседневной жизни стали обычными такие явления, как: - рост правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних и молодежи; - нарушение прав и свобод человека в различных органах, учреждениях, на предприятиях разных форм собственности (прежде всего права на труд, жилье, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание, прав потребителя и т.д.); - бюрократизм и волокита в органах государственной власти и местного самоуправления, в учреждениях и организациях. Перечисленные изъяны в области права невозможно изжить,не повышая правовую грамотность населения и должностных лиц,не делая каждого гражданина активным участником социально-правовых отношений. 2. Цели Программы Республиканская Программа развития правовой информатизации и правового просвещения (1996-1997 и последующие годы), далее именуемая Программой, призвана создать необходимые условия для выполнения задач правовой реформы в Российской Федерации и Республике Бурятия в области правовой информатизации и правового просвещения. Цели Программы дифференцируются в зависимости от ее двух основных блоков: правовой информатизации и правового просвещения. Для блока правовой информатизации выдвигаются следующие цели: - создание и сохранение единого информационного правового пространства в Республике Бурятия, включающего по многим своим параметрам в систему правовой информатизации Российской Федерации; - создание автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности и правового образования; - разработка унифицированной комплексной технологии обработки, распространения и предоставления правовой информации; - развитие сферы правовых информационных услуг в условиях рыночной экономики; - создание условий и предпосылок для осуществления сотрудничества с другими субъектами (республиками, краями,областями и т.п.) Российской Федерации в области правовой информатизации. Реализация мероприятий блока правового просвещения предполагает в качестве основной цели обеспечить развитие правового сознания, правового мышления и активного его отражения в повседневном поведении граждан. Развитие правосознания предполагает формирование глубокого и устойчивого интереса к вопросам демократии, законодательства, управления, правосудия и законности.При этом весьма важно постоянно поддерживать интерес к содержанию Конституций Российской Федерации и Республики Бурятия, законодательства, к правовой информации о системе рыночной экономики, бюджета и финансов (их системе, структуре и состоянии), о мотивах и целях издания, изменения и отмены нормативных актов, в работе правоприменительных и правоохранительных органов и т.д. Проведение правовой реформы - обязанность государства, органов государственной власти и местного самоуправления, всех должностных лиц перед обществом и каждым гражданином. 3. Задачи Программы В целях обеспечения государственной поддержки Программы предполагается осуществить: 1) координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, иных учреждений,органов и организаций в области правовой информатизации и правового просвещения; 2) создание единой информационной системы обеспечения текущим законодательством, регистрационной информацией органов государственной власти, местного самоуправления,организаций и граждан; создание новых и развитие действующих локальных информационных сетей и информационно-аналитических центров и их сопряжение с республиканской информационно-телекоммуникационной системой;организация доступа к законодательной и регистрационной информации пользователей; 3) внедрение результатов деятельности по информатизации в процессы обучения пользователей правовой информации; 4) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в области правовой информатизации и правового просвещения; 5) разъяснение положений и норм Конституций и законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия среди населения всеми возможными средствами и прежде всего через средства массовой информации; 6) отражение в средствах массовой информации процесса законотворчества и применения законодательства; 7) оказание научно-методической и информационной помощи по правовым вопросам органам государственной власти, органам местного самоуправления, гражданам по конкретным категориям лиц; 8) организацию деятельности курсов подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по правовым вопросам; 11) создание и внедрение специализированных программ в процесс обучения в учебных заведениях; 12) подготовка и распространение учебно-методической и иной правовой литературы,программ обучения; 13) создание консультационных центров в районах и в городах; 14) проведение социологических и иных исследований; 4. Основные принципы правовой информатизации и правового просвещения Программа исходит из следующих принципов правовой информатизации и правового просвещения: - строгое соответствие содержания и методов правовой информатизации и правового просвещения Конституциям Российской Федерации и Республики Бурятия, действующему законодательству, международным правовым документам,признанным Российской Федерацией; - гарантированность своевременного и полного получения достоверной правовой информации из любых источников как отдельными гражданами, так и органами государственной власти, организациями, общественными объединениями; - открытость, доступность, свобода сбора, хранения и распространения правовой информации; - взаимная заинтересованность лиц и органов, распространяющих и получающих правовую информацию; - дифференцированность процесса правовой информатизации и правового просвещения, т.е. ориентация в сборе, хранении и распространении информации на систематизированные области права (его кодификацию) и конкретные категории граждан (молодежи, ветеранов, предпринимателей, руководителей и специалистов разного рода организаций и т.д.); - соответствие программно-технических, информационно-вычислительных, технологических и организационных основ правовой информатизации и правового просвещения установленным отечественным и международным стандартам. 5. Основные этапы осуществления Программы: В Программе предусматриваются два основных этапа ее исполнения: первый этап- в течение 1996- первой половины 1997г.г. создать базовые условия для формирования систем правовой информатизации и правового просвещения,закрепление правовых,финансовых и материальных условий,создание системы кадрового и информационного обеспечения; второй этап - в течение 1997 и в последующие годы осуществить мероприятия по реальному становлению систем правовой информатизации и правового просвещения. 6. Финансирование Программы: Финансирование Программы осуществляется из средств республиканского бюджета и по согласованию из средств местных бюджетов, предприятий различных форм собственности,организаций,общественных объединений в соответствии с реально обоснованными бизнес-планами. Предполагаемые затраты на реализацию мероприятий Программы в ценах II квартала 1996 г. составят 624,0 млн. рублей, в том числе в 1996 г. 97 млн. рублей,в 1997 г. 527 млн. рублей. Наряду с этим для финансирования мероприятий Программы планируется привлечь средства внебюджетных фондов (прежде всего фонда "Правопорядок") и иные средства.Расходы будут включены в сметы министерств,ведомств в бюджете 1997г. 7. Организация управления реализацией Программы Координация деятельности за выполнением Программы возлагается на Правительство Республики Бурятия, которое несет ответственность за выполнение Программы в установленные сроки, рациональное использование выделяемых бюджетных средств, размещение и исполнение заказов на поставку и внедрение материальных ресурсов и оборудования, выполнение организационных мероприятий. В процессе выполнения Программы отдельные ее положения и финансовые затраты по согласованию с Правительством Республики Бурятия могут уточняться и корректироваться в установленном порядке. Основные мероприятия по реализации Программы развития правовой информатизации и правового просвещения в Республике Бурятия(1996-97г.г.) I. ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ: ---------------------------------------------------------------------- Основные мероприятия ¦Исполнители, ¦Примечания,в и механизм их реализации ¦срок испол- ¦т.ч.объем фи- ¦нения,перио- ¦нансирования ¦дичность ¦(млн.руб. ¦ ¦на 1.01.96.) ---------------------------------------+----------------+------------- ¦ ¦ 1. Обеспечение органов местного ¦Минэкономики ¦ 1996г.-15 самоуправления РБ базой данных ¦(Информцентр), ¦ 1997г..-19 правовой информации РФ "Эталон" ¦БЦПИ Мин-ва ¦ (21 тематический раздел) ¦юстиции, ¦ а) установка,настройка системы ¦Комитет по ра- ¦ б) обучение пользователей ра- ¦боте с орга- ¦ боте с базой данных ¦нами местного ¦ ¦самоуправления ¦ ¦(1996-97г.г.) ¦ ¦ ¦ 2. Обновление базы данных пра- ¦Минэкономики ¦ 1996г.- 23 вовой информации РФ "Эталон" в ¦(Информцентр), ¦ 1997г.-161 органах местного самоуправления ¦БЦПИ Мин-ва ¦ ¦юстиции ¦ ¦(постоянно) ¦ 3. Систематизация и создание базы ¦Мин-во юс- ¦ данных нормативных документов РБ ¦тиции ¦ а) разработка программного обес- ¦(1-й кв.1996г.) ¦ печения для работы с базой данных ¦ ¦ б) наполнение базы данных ¦Мин-во юс- ¦ ¦тиции(1996г.) ¦ в) установка информационно-поиско-¦Мин-во юс- ¦ вой системы в информационную сеть ¦тиции, ¦ Правительства РБ ¦Минэкономики ¦ ¦(Информцентр) ¦ ¦(1 полугодие ¦ ¦1996г.) ¦ г) установка базы данных норма- ¦Минэкономики ¦ тивных документов РБ в органах ¦(Информцентр), ¦ местного самоуправления ¦Минюстиции ¦ ¦(1 кв.1997г.) ¦ ¦ ¦ 4. Актуализация базы данных нор- ¦Мин-во ¦ 1997г.-117 мативных документов РБ ¦юстиции, ¦ ¦Информцентр ¦ ¦(постоянно) ¦ ¦ ¦ 5. Создание базы данных норма- ¦Мин-во юс- ¦ Всего:28 тивных документов органов мест- ¦тиции,БЦПИ, ¦ в т.ч.: ного самоуправления РБ ¦органы мсу, ¦ ¦Минэкономики ¦ ¦(Информцентр) ¦ ¦(1997г.) ¦ а)оказание помощи по системати- ¦Мин-во юс- ¦ 1997г.-10 зации нормативных документов ¦тиции,БЦПИ ¦ органам местного самоуправления ¦(1 кв.1997г.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ б) наполнение и ведение базы ¦Мин-во юс- ¦ данных ¦тиции,Информ- ¦ 1997г.-18 ¦центр ¦ ¦ ¦ 6. Создание и ведение базы дан- ¦Минэконо- ¦ 1997г.- 7 ных нормативных документов ре- ¦мики (Ин- ¦ гионов и территорий РФ ¦формцентр) ¦ ¦(1997г.) ¦ ¦ ¦ 7. Создание центрального интег- ¦Минэконо- ¦ 1997г.-19 рированного банка данных право- ¦мики (Информ- ¦ вой информации ¦центр), ¦ ¦Мин-во юс- ¦ ¦тиции ¦ ¦(II полу- ¦ ¦годие 1997г.) ¦ ¦ ¦ 8. Подготовка предложений по соз- ¦ -=- ¦ данию центрального узла правовой ¦(II полу- ¦ информации ¦годие 1996г.) ¦ ¦ ¦ 9. Подготовка предложений по соз- ¦Минэкономики ¦ данию системы многопользователь- ¦(Информцентр) ¦ ского доступа потребителей к ин- ¦(II полуго- ¦ формационно-правовым ресурсам ¦дие 1996г.) ¦ центрального узла правовой узла ¦ ¦ правовой информации ¦ ¦ ¦ ¦ 10. Создание системы обеспече- ¦Минэкономи- ¦ 1997г.-3 ния базами данных текущего зако- ¦ки (Информ- ¦ нодательства органов государст- ¦центр) ¦ венной власти и местного само- ¦(1997г.) ¦ управления РБ. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 11. Подключение правоохра- ¦Информцентр, ¦ нительных и правоприменительных ¦МВД,Прокура- ¦ органов и СМИ к единой информаци- ¦тура,Колле- ¦ онной сети органов государствен- ¦гии адвокатов ¦ ной власти. ¦(1996-97г.г.) ¦ ¦ ¦ 12. Создание системы оказания ин- ¦Информцентр, ¦на договорной формационно-правовых услуг насе- ¦БЦПИ Мин-ва ¦основе лению,предприятиям,учреждениям,ор-¦юстиции ¦ ганизациям. ¦(1997г.) ¦ ¦ ¦ II. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: Цели правового просвещения можно представить в следующем виде: Познавательные цели: Знание правовых норм; Понимание правовых норм; Юридическая оценка социальных фактов. Эмоциональные цели: Воспитание чувства справедливости Воспитание чувства ответственности Поведенческие цели: Расширение участия граждан в государственно-правовом и законотворческих процессах; Выбор правомерного варианта поведения; Выработка привычки к соблюдению правовых норм. Основные источники и формы правового просвещения: 1. Официальная правовая информация: - официальные публикации законов и иных нормативных актов в изданиях Федерального Собрания Российской Федерации (Госдумы и Совета Федерации), Народного Хурала Республики Бурятия, в "Российской газете", в газете "Бурятия" и других официальных изданиях, а также электронные копии законов и нормативных актов из названных источников; - акты толкования правовых норм, официальные разъяснения конкретных правовых норм компетентными органами (Федеральное Собрание РФ, Народных Хурал РБ, Конституционные Суды РФ и РБ и т.д.). 2. Специализированная правовая информация: - толкования правовых норм, не имеющие официального, общеобразовательного значения (например, в научных комментариях, справочниках, монографиях и статьях, ответов специалистов-правоведов, работников правоохранительных и правоприменительных органов) в прессе,выступлениях по радио; - организованные формы правового обучения (юридические учебные заведения, школы правовых знаний, правовые лектории); - лекции, беседы, вечера вопросов и ответов на правовые темы, юридические консультации, проводимые специалистами в области права (адвокатами, юрисконсультами, судьями, прокурорами и т.д.); - научно-популярная юридическая литература. 3. Массовая информация, передаваемая по телевидению и радио, публикуемая в газетах и журналах. 4. Межличностные коммуникации: - непосредственное участие личности в правовых отношениях (обсуждение законопроектов, участие в судебных процедурах, решение вопросов в правоохранительных и правоприменительных органах и т.п.); - межличностные связи: общение с другими членами тех же небольших отдельных групп, к которым относится данное лицо (семья, трудовой коллектив и др.), с друзьями, соседями, знакомыми. --------------------------------------------------------------- ¦ Основные мероприятия и ¦ Исполнители, Примечания,в механизм их реализации ¦ срок испол- том числе ¦ нения,перио- объем финан- ¦ дичность сирования, ¦ (на 1.01.96. ¦ в млн.руб.) ----------------------------------------------------------------- РАЗДЕЛ 1.Организаторская деятельность Президента Республики Бурятия,Народного Хурала Республики Бурятия,Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления по реализации Программы ¦ 1. Принять Постановление Прави - ¦ Мин-во юстиции, тельства Республики Бурятия по ¦ ГПУ (июль- реализации Программы,в част- ¦ август 1996г.) ности: ¦ - определение конкретных ответст- ¦ венных за реализацию положений ¦ Программы и контроль за ее испол- ¦ нением; ¦ - задачи органов государственной ¦ власти (министерств,ведомств) при ¦ реализации программы; ¦ - источники финансирования Прог- ¦ раммы (бюджет,фонд "Правопорядок" ¦ и т.п.). ¦ ¦ 2. Повысить эффективность контроля¦ Комитеты и за соблюдением действующего зако- ¦ Счетная па- нодательства РФ и РБ со стороны ¦ лата НХ, юридических и физических лиц, ру- ¦ ГПУ,Конт- ководителей и должностных лиц ор- ¦ рольное ганизаций,учреждений и органов ¦ управление, местного самоуправления. ¦ (Весь период) ¦ 3. Принять решение районных Со- ¦ Органы мсу Рекомендуется ветов и распоряжения глав местно- ¦ (июль-ав- комиссией го самоуправления районов по реа- ¦ густ 1996г.) лизации задач Программы на конк- ¦ ретных территориях,в организациях,¦ общественных объединениях,по месту¦ жительства граждан. ¦ ¦ 4. Принять решения коллегий,рас- ¦ Руководители поряжения первых лиц органов го- ¦ органов го- сударственной власти по вопросам ¦ государствен- реализации Программы ¦ ной власти ¦ (июль- ав- ¦ густ 1996г.) ¦ 5. Выявить потребность в юриди- ¦ Руководители ческих кадрах органов госу- ¦ органов госу- дарственной власти и местного ¦ дарственной самоуправления и наметить ме- ¦ власти,Мин-во роприятия по их подготовке и пе- ¦ юстиции,Коми- реподготовке. ¦ тет госслужбы ¦ (В течение ¦ 1996г.) ¦ 6. В рамках системы подготовки и ¦ Комитет гос- переподготовки государственных ¦ службы и муниципальных служащих усилить ¦ (начиная с блок обучения по правовым вопро- ¦ 1996/97 сам,разрабатывая соответствующие ¦ учебного программы. ¦ года) ¦ 7. Обеспечить выпуск отдельных ¦ Правитель- законов и сборников нормативно- ¦ ство,Мин-во правовых актов РБ для населения, ¦ юстиции,ГПУ в частности: Конституция РБ, ¦ (В течение сборник законов по местному само- ¦ 1996- первой управлению, сборник законов по ¦ половины образованию,культуре,спорту и мо- ¦ 1997г.) лодежной политике и т.д. ¦ ¦ 8. Обеспечить подготовку различных¦ БГУ комментариев к Конституции РБ, ¦ (Весь период) действующим республиканским ¦ законам. ¦ ¦ 9. Для более полного понима- ¦ НХ,субъекты ния населением процесса раз- ¦ законодатель- работки и принятия правовых ¦ ной инициативы норм активизировать участие ¦ (Весь период) граждан в законопроектной ¦ деятельности в следующих фор- ¦ мах: ¦ - встречи избирателей с де- ¦ (Отразить эти формы в законе путатами по обсуждению под- ¦ "О законопроектной деятель- готавливаемых законопроектов; ¦ ности в Республике Бурятия") - опубликование законопроектов ¦ в средствах массовой иноформа- ¦ ции; ¦ - проведение парламентских ¦ слушаний по законопроектам; ¦ - участие заинтересованных лиц ¦ в разработке законов; ¦ - стимулирование законодатель- ¦ ной инициативы как организаций ¦ и общественных объединений,так ¦ и отдельных граждан. ¦ ¦ 10. Проводить выставки материа- ¦ НХ,субъекты лов законодательной работы НХ, ¦ законодатель- других субъектов законодательной ¦ ной инициативы инициативы в библиотеках, в уч- ¦ (Весь период) реждениях и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦ 10.Организовать социологические ¦ Социально- опросы населения с включением ¦ психологи- вопросов по правовым проблемам. ¦ ческая ла- ¦ боратория ¦ НХ ¦ 11. Обратить особое внимание реа- ¦ Комитет лизации нормативных правовых ¦ НХ по документов по проблемам малых на- ¦ между- родов в районах их проживания ¦ народным (Баунтовский,Северо-Байкальский, ¦ отношениям, Курумканский, Баргузинский и ¦ Правительст- т.д.) ¦ во РБ ¦ 12.Проводить ежегодные научно- ¦ БГУ практические конференции по пра- ¦ (начало вовому просвещению и правовой ин- ¦ 1997-98 форматизации с участием всех за- ¦ г.г.) интересованных лиц. ¦ ¦ ¦ 13. Обеспечить взаимодействие с ¦ Субъекты зако- научно-исследовательскими, юри- ¦ нодательной дическими,правоведческими инсти- ¦ инициативы тутами как в Бурятии, так и за ¦ (Весь период) ее пределами в целях обучения ¦ кадров и проведения экспертиз ¦ нормативно-правовых докумен- ¦ тов. ¦ ¦ РАЗДЕЛ 2. Деятельность правоприминительных и правоохранительных органов по правовому просвещению 1. Создать методический совет БГУ,Мин-во по правовому просвещению,пору- юстиции,Мин-во чив ему организацию разработ- образования ки учебно-методических пособий, материалов лекций,бесед,дискус- (начиная с ок- сий по правовым вопросам. тября 1996г.) 2.Провести конкурс на лучшую раз- Юрфак БГУ, 1996г.-15 млн. работку учебно-методических по- методСовет собий,текстов лекций,бесед и т.п. (октябрь- по правовой тематике среди юристов,декабрь выделив средства для обязательной 1996г.) оплаты каждого такого материала. 3. Проводить лекционную работу правопримени- За счет средств среди конкретных групп населе- тельные и пра- учреждений, ор- ния и консультирование граждан воохранительные ганизаций и по правовым вопросам силами органы внебюджетных сотрудников правоохранительных, фондов правоприменительных и правоис- полнительных органов. 4. Учитывать результаты деятель- Правоохрани- ности по правовому просвещению тельные и пра- сотрудников правоохранительных и воприменитель- и правоприменительных органов ные органы при их аттестации, представлении (Весь период) на почетные звания и т.п. 5. Обеспечить закрепление руко- МВД водящего состава и специалистов (Весь период) горрайорганов за крупными пред- приятиями,учебными заведениями для выступлений и отчетов о дея- тельности милиции по вопросам борьбы с преступностью,охраны правопорядка. 6. Ежеквартальное проводить в МВД,про- СМИ "круглые столы " представи- куратура, телей правоприменительных и пра- Суды, охранительных органов по вопро- органы сам обеспечения охраны правопо- местного рядка, профилактики правонару- самоупр-я шений с участием органов мест- ного самоуправления (Весь период) 7. Ввести в практику работы изу- -=- чение общественного мнения о дея- тельности правоохранительных ор - ганов с целью совершенствования форм и методов работы по борьбе с преступностью,укрепления их ав- торитета и взаимодействия с насе- лением по решению возникающих правовых проблем. 8. Организовать "Горячую линию" 1-я Колле- по телефону в течение одного дня гия адво- в неделю для ответов на возникаю- катов щие у населения вопросы. (1997г.) 9. Создать при Государственных ГНИ налоговых органах всех уровней (1996- постоянно действующие информа- 1997г.г.) ционно-консультационные пункты. 10. Обеспечить подготовку и публи-ГНИ,СМИ кацию материалов представителей (постоянно) налоговых органов по разъяснению налогового законодательства. 11. Обеспечить выпуск методичес- ОТБ ГНИ ких рекомендаций,в т.ч. произ- (1996г.) водство рекламных роликов,разъяс- няющих населению порядок запол- нения деклараций о доходах физи- ческих лиц. 12. Обеспечить финансирование Руководство отдельных пунктов настоящей Прог- Фонда раммы по линии фонда "Правопо- с IV кв-ла рядок" 1996 г. 13. Обеспечить улучшение системы ОИТУ МВД, правового просвещения в исправи- (Весь пе- тельно-трудовых учреждениях. риод) РАЗДЕЛ 3. Деятельность по правовому просвещению в образовательных учреждениях и среди молодежи 1. Обеспечить разработку новых Мин-во обра- 1997г.-25 учебных программ, учебных планов зования по де- и методических пособий по курсу лам высшей "Основы Российского законода- школы и научных тельства" для переподготовки пре- учреждений подавателей всех образовательных (начиная с уровней (профтехучилища,школы) октябрь 1996г.) 2. Провести ряд совещаний руково- -=- дителей высших и средних специаль- ных учебных заведений, осуществля- ющих углубленную подготовку по специальности правоведение. 3. Рассмотреть на ученых и педа- Мин-во образо- гогических Советах возможность ока- вания, рук-во зания помощи БИПКРО по разработке вузов и ССУЗов учебных программ,планов и методи- ческих пособий по курсу "Основы Российского законодательства". 4. Рекомендовать руководителям Министерство учебных заведений всех образова- образования тельных уровней регулярно органи- зовывать дополнительные семинары и занятия для учащейся молодежи по правовому просвещению с прив- лечением работников правоохра- нительных органов. 5. Апробировать в школах республи- -=- ки учебно-методический комплект (учебник,пособие,рабочая тетрадь, (1997г.) методические рекомендации) "Ваши права" (авт.Е.Шабельник,Е.Кашир- цева), "Права на всякий случай" (авт. Е.Шабельник), "Изучаем пра- ва человека" (авт.В.В.Антонов), "Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека" (авт. В.В. Антонов), "Младшим школь- никам о правах человека" (авт. З.К. Шнекендорф). 6. Внести коррективы в учебные Министерство программы обществоведческих дис- образования, циплин средней, средней специаль- рук-во вузов, ной и высшей школы с учетом за- ССУЗов дач правового просвещения (Весь период) 7. Предусмотреть создание инфор- - " - мационных центров и обеспечение компьютерной и оргтехникой учеб- ных заведений. (1996-97г.г.) 8. Провести студенческий форум -=- по вопросам правовой реформы. 9. Создать клубы "Будущий юрист", Комитет по "Молодой правовед" для старше- делам моло- классников и подростков с целью дежи,туризму, изучения правовых документов,по- физической лучения юридических знаний. культуре и Лучшим предоставлять рекомендации спорту для поступления на юридические фа- (1996-97г.г.) культеты и отделения . 10.Проводить единые уроки по пра- -=- вовым вопросам для старшеклас- Мин.образо- сников и учащейся молодежи с приг- вания,МВД, лашением работников правоохра- Прокуратура, нительных органов. Суды 11. Разработать особую программу ИДН МВД, работы по правовому просвещению Мин.обра- среди насовершеннолетних,склонных зования, к отклоняющемуся (девиантному) Комитет поведению. по делам молодежи (1997г.) 12. Организовать работу бесплатной Комитет по юридической консультации для мо- делам моло- лодежи. дежи (1996-97г.г.) 13. Оказывать помощь и осуществ- -=- лять контроль в проведении викто- рин и конкурсов по правовым воп- росам в СМИ. 14. Обеспечить проведение конкурса -=- на лучшее освещение в СМИ проблем правового воспитания молодежи. РАЗДЕЛ 4. Деятельность средств массовой информации и учреждений культуры по правовому прос- вещению 1. Проводить семинары журналистов Комитет по СМИ и представителей СМИ,освещающих и полиграфии, правовые вопросы. ГПУ,НХ, (не реже одного раза в полугодие) 2. Организовать выпуск ежемесяч- Комитет по 1997г.-32 ных правовых приложений к газете СМИ и поли- "Бурятия" по правовым вопросам. графии, газеты, с IVкв-ла 1996г. 3. Организовать специальный пра- БГРТК, 1996 - 29,0 вовой телевизионный канал на БТ (IV кв-л 1997 - 116 1996г.) 4. Провести конкурс среди журна- Комитет по листов на лучшее освещение право- СМИ и по- вых вопросов.Подготовить спе- лиграфии циальное положение по организа- Октябрь 1996г. 1996г.-15 ции конкурса и поощрению его по- Октябрь 1997г. бедителей. 5. Организовывать выступления БРТК,другие СМИ руководителей и представителей (Весь период) органов правоохранительной и правоприменительной деятельности в СМИ. 6. Активизировать информацию на- -=- селение республики о характере и причинах преступлений и право- нарушений. 7. Открыть ежеквартальные рубри- -=- ки по правовому просвещению насе- ления в газетах "Бурятия" и "Бу- ряад Унэн". 8. Рекомендовать редакциям район- -=- ных газет, коммерческим и общест- венным телерадиоредакциям публи- ковать материалы по правонарушени- ям и по правовым вопросам в районах. 9. Обеспечить выпуск ежемесячных Все средства рубрик,телерадиопередач,газетных массовой полос т.д. по правовым вопросам, информации ориентированных на конкретные категории населения. 10.Публиковать материалы и сооб- Респ.газеты, щения из МВД,ГАИ,прокуратуры,Вер- районные ховного и народных судов под руб- газеты рикой "Человек и закон". (Весь период) 11.Обеспечить перепечатку и пов- Средства торный показ важнейших материалов массовой ин- РИА-ТАСС на правовые темы. формации 12.Организовать выставки литера- Мин-во куль- туры "Правосудие и мы","Человек туры,Библиоте- и закон". ки РБ, (весь период) 13.Проводить "круглые столы", по- -=- священные ж-лу "Человек и закон" 14.Организовывать выставки мате- -=- риалов из периодической печати по Законам РФ и РБ. 15.Организовать встречи с депу- -=- татами Госдумы РФ и НХ РБ 16.Организовать книжные выставки- -=- просмотры, постоянно действующие стенды на темы: - Основы законодательства о защите прав потребителей; - Права потребителей и рынок; - Правовое регулирование отно- шений по обслуживанию граждан; 17.Создать структуры в справоч- -=- но-библиографическом аппарате библиотек в целях пропаганды среди читателей печатных материа- лов по защите прав потребителей. 18.Осуществлять индивидуальное -=- информирование читателей по воп- росам правозащитной деятельности и прав потребителей. 19.Организовать курс лекций "Че- Юношеская ловек и общество","Знаем ли мы библиотека свои права?","Уроки Фемиды". (Весь период) 20.Открыть "Молодежный информа- - " - , совместно ционный центр по правовому прос- с Комитетом по вещению молодежи". делам молодежи, тури- зму,физической культу- ре и спорту РАЗДЕЛ 5. Деятельность органов местного самоуправления по проведению правового просвещения 1. Создать при органах местного Органы МСУ самоуправления Советы, объедине- (начиная с нения (центры) из числа работни- августа ков правоохранительных и право- 1996 г.) применительных органов, руководи- телей образовательных структур, депутатов Советов, глав МСУ для организации правового просвещения 2. Проводить учебу аппарата органов -=- местного самоуправления по изучению законодательства. 3. Направлять работников МСУ и де- -=- путатов местных Советов на курсы повышения квалификации и в консуль- тационные центры по повышению пра- вовой грамотности. 4. Отражать в местных СМИ процесс -=- разработки и реализации нормативных правовых актов местного самоуправле- ления. 5. Способствовать организации в уч- -=- реждениях культуры и учебных заве- дениях "университетов правовых зна- ний",ориентируя их на работу с конк- ретными категориями населения. 6. Ввести в практику заслушивание -=- должностных лиц по вопросам право- вого просвещения. 7. Организовывать встречи руково- -=- дителей МСУ, депутатов Советов, муниципальных служащих с населе- нием,учащимися,трудовыми коллек- тивами по разъяснению законода- тельства, Уставов и других нормативных документов местного самоуправления. РАЗДЕЛ 6. Деятельность по повышению правовой культуры избирателей 1. Организовать изучение Конститу- Мин-во обра- ций РФ,РБ,законодательства о выбо- зования рах и референдумах,иных норматив- (Весь период) ных актов будущими избирателями. 2. Разработать типовые учебные Бур.ин-т программы по дисциплинам и кур- повышения ква- сам, включающим вопросы избира- лификации ра- тельного права и избирательного ботников об- процесса для учащихся общеобра- разования зовательных школ, профтехучилищ, (Весь период) средних и высших учебных заве- дений. 3. Организовать использование Руков-ли активных форм овладения основами учебных правовой культуры по вопросам из- заведений бирательного права (семинары,кон- ференции). 4. Практиковать задания на лучшее -=- знание избирательных прав и изби- Мин-во рательного процесса, конкурсов образо- рефератов по указанной тематике вания при организации районных и респуб- ликанских олимпиад среди школьни- ков, учащихся и студентов. 5. Организовать подготовку и пере- Мин-во подготовку по данным вопросам учи- образ-я, телей и преподавателей, осуществля- Бур.ин-т ющих изучение курсов правовых знаний.повышения квалиф-и работников образования 6. Проводить молодежные конкурсы Мин-во и викторины по радио и телевиде- образ-я, нию на темы избирательного права. Мин-во культуры, Гостеле- радио, Комитет по делам мо- лодежи, туризму, физ-ре и спорту, избира-е комиссии. 7. Организовать на республикан- Бур.ТРК ском канале радио и ТВ выпуск избират-е цикла передач, разъясняющих из- комиссии, бирательное законодательство Мин-во юс- тиции 8. Подготовить и опубликовать в избирательные республиканских и районных га- комиссии, Ком-т зетах серии материалов, способ- по ср-вам массо- ствующих повышению правовой куль- вой информации, туры избирателей. и полиграфии, редакции респ-х и районных газет, 9. Организовать проведение кон- Центриз- сультаций и семинаров-совещаний с бирком лидерами и представителями изби- рательных объединений по вопросам предстоящих выборов,технологии их проведения, взаимодействия изби- рательных комиссий и избиратель- ных объединений. 10.Организовать консультирование -=- кандидатов в депутаты, их доверен- ных лиц, представителей обществен- ных (избирательных) объединений и наблюдателей по вопросам техноло- гии избирательного процесса. 11.Организовать подготовку и пере- -=- подготовку членов окружных,терри- ториальных избирательных комиссий на курсах. 12.Проводить семинары,совещания с -=- председателями и членами окружных и территориальных избирательных комиссий по проблемам совершенство- вания организации подготовки и про- ведения выборов и референдумах, а также о нарушениях изрательного права. 13.Организовать систематические Центриз- На договорной публикации в газетах и других из- бирком, основе даниях материалов о деятельности СМИ избирательных комиссий по обес- печению соблюдения избирательных прав граждан и других участников избирательного процесса. 14.Организовать обобщение и рас- пространение опыта работы по по- Центр- вышению правовой культуры избира- избирком, телей,других участников и органи- Комитет заторов избирательного процесса, по сред- представителей общественных объе- вам мас- динений совой ин- формации и полигра- фии. РАЗДЕЛ 7. Некоторые формы деятельности отдельных министерств и ведомств по правовому просвещению 1. Осуществлять методическую и Минсоцзащиты информационную помощь по проб- (Весь период) лемам социальной защиты насе- ления и пенсионного законодатель- тельства райгоротделам,органам МСУ,министерствам,ведомствам. 2. Обеспечить подготовку,обобще- Минсоцзащиты ние и распространение положитель- (Весь период) ного опыта социальных учреждений в области правовой защиты различ- ных категорий населения. 3. Организовать оформление стен- Отделы дов правовой информации о законо- соцзащиты дательстве по вопросам женщин, органов МСУ семьи, молодежи, выплате пенсий и т.п. в районных отделах соцзащи- ты населения РБ. 4. Активизировать разъяснение "Се- -=- мейного кодекса" среди населения. 6. Обеспечить разработку и разъяс- -=- нение профессионального кодекса Ассоциация работников социальной службы. работников социальных служб. 7. Опубликовать текст жилищного Комитет по Кодекса и правового акта о его ЖКХ,Коми- введении на территории респуб- тет по СМИ лики во всех республиканских и и полигра- местных газетах,провести цикл фии,БРТК передач по жилищному праву на радио и ТВ. 8. Оказать методическую и кон- Комитет по сультативную помощь органам МСУ, ЖКХ предприятиям ЖКХ в части реали- (1996г.) зации жилищного права. 9. Обеспечить пропаганду в СМИ, Бур.терр.уп- на лекциях и в беседах среди на- равление Гос- селения основных положений Зако- комитета по на РФ "О защите прав потребите- антимонополь- лей", различных правил продажи ной политике отдельных видов товаров, правил РФ,Бур.центр бытового и иных видов обслужи- стандартиза- вания и выполнения отдельных ви- ции и метро- дов работ. логии,Центр госсанэпид- надзора,респ. общество за- щиты прав потребителей (Весь период) 10. Информировать население через Бур.центр СМИ о государственных стандартах стандарти- на потребительскую продукцию,о зации и мет- медико-биологических показателях рологии,Центр и основаниях отнесения основных госсанэпид- видов продукции к нестандартной, надзора, о случаях несоответствия продук- Бур.центр ции установленным требованиям, испытания вести широкую антирекламу появ- качества ляющихся на товарном рынке опас- продукции, ных для жизни и здоровья товаров Торгово- и услуг, а также предприятий,вы- промышленная пускающих такую продукцию. Палата,Бур. терр.упр-е Госкомитета по антимоно- польной по- литике РФ 11. В целях разъяснения професси- Совет проф- На договорной ональных прав трудящихся обеспе- союзов РБ, основе чить публикацию следующих право- СМИ вых актов: (1996г.) - "О профессиональных союзах,их правах и гарантиях деятельности"; - "О внесении изменений и допол- нений в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"; - "О внесении изменений и дополне- ний в законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо и иным повреждением здоровья, свя- занными с исполнением ими трудо- вых обязанностей"; - "О порядке разрешения коллек- тивных трудовых споров"; - "О социальной защите инвалидов в РФ". 12. В целях оказания правовой и Мин-во тру- психологической поддержки безра- да и заня- ботным и незанятому населению ор- тости насе- ганизовать и открыть "Клубы ищу- ния,Центры щих работу" в г. Улан-Удэ,в Ка- по труду и банском, Селенгинском и Северо- занятости байкальском районах. (1996г.) 13. Создать временные ученичес- Модельный кие рабочие места в рамках прог- Центр по раммы "Молодежная практика" для труду и приобретения молодежью правовых занятости и профессиональных знаний,уме- г.Улан-Удэ ний и навыков, повышения конку- (1996г.) рентоспособности на рынке труда. 14. Разъяснять положения и нормы Госкомзем законодательства по вопросам ре- (Весь период) гулирования земельных отношений, налогового законодательства о зем- ле среди населения. 15. Обеспечить разъяснение граж- Минздрав, данам прав на бесплатную меди- БТФОМС, цинскую помощь в государствен страхмед ных и муниципальных учреждениях организа- здравоохранения, прав пациента ции учреждений здравоохранения, (Весь период) условий выбора врача и лечебно- го учреждения. 16. Организовать разъяснение За- Минздрав, кона "О медицинском страховании Бур.терр. граждан в РФ". фонд обязат. медицинского страхования, страхмедор- ганизации (Весь период) 17. Разъяснять через СМИ,право- Буркомвод, охранительные и правопримени- Бурятское тельные органы,учебные заведения отделение положений Водного Кодекса РФ и Всерос- подзаконных актов, разрабатывае- сийского мых в целях его реализации (По- общества ложения о лицензировании водо- охраны при- пользования,государственной экс- роды пертизе предпроектной и проект- (весь пе- ной документации на строительст- риод) во и реконструкцию хозяйствен- ных и других объектов,влияющих на состояние водных объектов,по- рядок расчета взимания и расхо- дования платы за пользование водными объектами,организации служб контроля за рациональным использованием и охраной водных объектов и информирование насе- ления об их реализации. 18. Подготовить и издать учебное Буркомвод, пособие для школ республики "Вод- Бурятский ные ресурсы РБ и их использова- институт ние". повышения квалифика- ции работ- ников обра- зования (1997г.) Ожидаемые конечные результаты Программы правовой информатизации и правового просвещения: Реализация Программы позволит: - заложить основы системы правового просвещения, учитывающей особенности правовой реформы в Российской Федерации, позволяющей более эффективно влиять на формирование правосознания граждан Республики Бурятия; - улучшить подготовку по правовым вопросам учащихся образовательных учреждений, студентов высших и средних учебных заведений, слушателей в системе правовой переподготовки; - повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации; - обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия; - создать организационные и технические возможности информационно- правового обмена с другими субъектами Российской Федерации. Возможные показатели и формы контроля по реализации Программы: 1. сравнительный анализ материалов судебной практики, раскрывающие дифференцированные показатели судебных дел; 2. статистические данные правоохранительных и правоприменительных органов по количеству и структуре правонарушений и преступлений; 3. анализ количественных и качественных показателей органов прокуратуры; 4. анализ обращений граждан в юридические консультации; 5. анализ обращений граждан в органы адвокатуры и к отдельным адвокатам; 6. показатели активности граждан,организаций, общественных объединений в законотворческой деятельности; 7. социологические опросы по вопросам знания правовых норм, законов и отношения к ним; 8. анализ материалов из прессы по вопросам правовых отношений; 9. анализ обращений граждан к должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления по социально-правовым вопросам. ______________________________________________________________ Авторы и составители Программы развития правовой информатиза- ции и правового просвещения в Республике Бурятия: 1. Карнышев А.Д. - зам. Председателя Народного Хурала Респуб- лики Бурятия, доктор психол. наук, профессор - руководитель группы (тел. 2-17-88) 2. Мархаева Г.Д. - зам. министра юстиции Республики Бурятия (т. 2-31-35) 3. Роговая Н.В. - зам. министра экономики Республики Бурятия (т. 2-63-61) 4. Буркова О.Н. - начальник Государственно-правового управле- ния аппарате Президента и Правительства Республики Бурятия (т. 2-69-18) 5. Тынтуева Г.И. - консультант Комитета Народного Хурала по государственному устройству, местному самоуправлению, законода- тельству, законности и правопорядку (т. 2-43-81) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|