Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 17.02.1997 № 48ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Программе содействия занятости населения республики на 1997 год Правительство Республики Бурятия отмечает, что негативные тенденции в экономическом и социальном развитии вызвали сокращение числа занятых в сфере материального производства и рост безработицы, уровень которой в декабре 1996 года составил 2.2 процента. Однако, несмотря на падение объемов производства, в целом по республике в результате принятых мер удалось избежать неконтролируемых ситуаций на рынке труда. Так, из обратившихся 41636 граждан в центры по труду и занятости 22 тыс.человек оказана консультация, 19636 - зарегистрированы в качестве ищущих работу, 6196 были трудоустроены, 13194 - признаны безработными, из них 11950 - установлены пособия по безработице. В основном были выполнены предусмотренные Программой содействия занятости на 1996 год показатели по доходам и расходам средств Фонда занятости, формируемого за счет обязательных отчислений от фонда оплаты труда предприятий и организаций. Считая программно-целевой подход к управлению занятостью и организации деятельности подразделений Министерства труда и занятости населения Республики Бурятия достаточно эффективным, а также учитывая возможность дальнейшего осложнения на рынке труда в результате продолжающегося спада производства Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Утвердить Программу содействия занятости населения Республики Бурятия на 1997 год (прилагается). 2. Министерству труда и занятости населения Республики Бурятия (Пытин И.М.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных программой и установить строгий контроль за использованием средств государственного фонда занятости. 3. Государственной налоговой инспекции по Республике Бурятия (Цыреторов С.Ц.) принять меры к полному сбору страховых взносов работодателей в государственный фонд занятости в соответствии с действующим законодательством и ежеквартально информировать Правительство Республики Бурятия. 4. Главам местного самоуправления районов и городов по согласованию с центрами по труду и занятости населения до 24 февраля 1997 года привести в соответствие с показателями утвержденной республиканской Программы содействия занятости населения районные и городские программы и принять меры к их безусловному выполнению. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Жильцова А.Н. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия Л.В.Потапов г.Улан-Удэ 17 февраля 1997г. N 48 ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 1997 год Наименование, номер и - Закон Российской Федерации "О дата принятия решения о занятости населения в Российской разработке Программы: Федерации", постановление Правительства Республики Бурятия от 29.12.1995 г. N 437. Государственный заказчик: - Министерство труда и занятости населения Республики Бурятия. Основные разработчики - Министерство труда и занятости Программы: населения Республики Бурятия, городские и районные центры по труду и занятости населения с участием органов местного самоуправления Цели и задачи Программы, - Формирование благоприятных условий важнейшие целевые показатели: для занятости населения и обеспечение рабочей силой предприятия путем: сдерживания роста численности безработных за счет поддержки работодателей,создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную подготовку персонала; реализации республиканских и районных мероприятий по поддержке занятости в районах с напряженной ситуацией на рынке труда, в том числе селективной поддержки и развития занятости на градообразующих предприятиях; осуществления финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства; усиления мероприятий эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, увеличения масштабов общественных и временных работ. Срок реализации Программы: В течение 1997 года. Объемы и источники - Финансовые затраты на реализацию финансирования Программы из Государственного фонда занятости составят 39170.2 млн.руб. Ожидаемые конечные результаты - реализация Программы позволит: реализации Программы сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 3.9 - 4.4 %; оказать посредничество в трудоустройстве 7542 чел.; обеспечить временное трудоустройство 1812 чел.; создать и сохранить 430 рабочих мест; поддержать предпринимательскую Инициативу 143 чел.; предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 935 безработным гражданам; провести профориентационную работу с 10000 чел.; поддержать доходы 13605 безработных граждан. Система организации контроля - контроль за реализацией Программы за выполнением Программы осуществляет Министерство труда и занятости населения Республики Бурятия совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти и с участием общественных организаций. ВВЕДЕНИЕ Правовые, экономические и организационные условия, а также гарантии государства в области занятости граждан регламентируются Законом "О занятости населения в Российской Федерации", принятым 19.04.1991 г., и Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" "О занятости населения в Российской Федерации", принятым 20 апреля 1996 г. Республиканская программа содействия занятости населения на 1997г.(далее именуемая Программа) разработана Министерством труда и занятости населения Республики Бурятия на основе районных и городских программ, которые являются ее составляющими частями. Учтен опыт разработки программ содействия занятости населения в других республиках, областях и краях России. В расчетах использованы экспертные оценки специалистов Бурятского научного центра СО РАН, Минэкономики РБ, Госкомстата РБ, прогнозные материалы Министерств экономики, труда и социального развития Российской Федерации на 1997 г. В соответствии с перечисленными законодательными и нормативными актами Программой не предусматривается обеспечение полной занятости, ее целью является содействие реализации прав граждан на занятость и гарантий государства в области занятости, а мероприятия распространяются на безработных граждан, зарегистрированных в органах по труду и занятости населения, в том числе - особонуждающихся в социальной защите. Методика, обоснование расчетов рынка труда и нормативное обеспечение в целях сокращения объема в Программе не приводятся. Приведены только результирующие таблицы и мероприятия. Являясь инструментом оперативного управления, Программа предусматривает в процессе ее реализации поквартальную разбивку годовых показателей, на основе которых формируются квартальные бюджеты фонда занятости. В связи с этим показатели Программы подлежат ежеквартальной корректировке в зависимости от социальной, экономической и политической ситуации, складывающейся в Республике Бурятия и Российской Федерации. 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. Правовой и организационной базой содействия занятости населения Республики Бурятия являются Законы Российской Федерации, инструктивные и методические материалы Министерства труда и социального развития Российской Федерации, распорядительные документы Правительства Республики Бурятия. Для практического исполнения мероприятий в области занятости населения, предусмотренных этими законодательными и нормативными актами, в республике создано 23 районных (городских) центра по труду и занятости населения, действующих под непосредственным руководством и управлением Министерства труда и занятости населения Республики Бурятия. Главными направлениями государственной политики содействия занятости в 1997 году являются: обеспечение эффективной целевой поддержки и социальной защиты граждан, потерявших работу; содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством; создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики; сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях; смягчение последствий долговременной безработицы; сдерживание роста численности безработных за счет организации и проведения переобучения и переподготовки персонала; финансовая поддержка работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную подготовку персонала. Комплекс мер по содействию занятости населения, порядок взаимодействия подразделений службы занятости между собой и с другими звеньями системы управления Республики приведен в таблице N 1. Механизм обеспечения занятости населения Таблица N 1 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Назначение ¦ Основное содержание ¦Принимаемые ¦Время на ¦ Субъекты ¦ Требуемая для ¦Потери от ¦ блоков ¦ работ ¦решения и ¦принятие и ¦ участвующие ¦ решения ¦задержки ¦ ¦ ¦функции ¦релиазацию ¦ в решении ¦ вопросов ¦или некачест- ¦ ¦ ¦ ¦решения ¦ ¦ информация ¦венных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решений ¦ ¦ -----------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------¦ БЛОК I. ¦ 1.1.Подбор рабочих ¦Направление ¦ ¦ Лица,ищущие ¦Вакансии на пред- ¦Перерасход ¦ Трудоустрой¦ мест,направление ¦на работу(пос- ¦ ¦ работу,сотру- ¦приятиях и в ¦фонда занятост¦ ство и соци¦ на переподготовку, ¦тоянные,времен- ¦ ¦ дники службы ¦учреждениях, ¦по статье "по-¦ альная под-¦ выплата пособий ¦ные,обществен- ¦ ¦ занятости, ¦квалификация ¦собие безработ¦ держка лиц,¦ по безработице ¦ные работы), ¦ ¦ предприятия, ¦ищущих работу, ¦ным" ¦ ищущих ¦ ¦на переобучение, ¦ ¦ имеющие ¦наличие "под- ¦ ¦ работу ¦ ¦назначение ¦ ¦ вакансии, ¦ходящих" работ, ¦ ¦ ¦ ¦пособий. ¦ ¦ сеть пере- ¦временные и об- ¦ ¦ ¦ ¦Направление на ¦ ¦ подготовки ¦щественные работы,¦ ¦ ¦ ¦специальные ¦ ¦ кадров. ¦возможности сети ¦ ¦ ¦ ¦рабочие места ¦ ¦ ¦переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦слабозащищен- ¦ ¦ ¦кадров, специаль- ¦ ¦ ¦ ¦ных категорий ¦ ¦ ¦ные рабочие места.¦ ¦ ¦ ¦граждан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.2. Направление на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работу и социальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержка слабоза- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ щищенных категорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граждан. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ *1.3. Поощрять орга- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ низацию специальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ученических рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мест для 14-16-летних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подростков. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.4. Обучение безра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ботных основам пред- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимательства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.5. Финансовая поддерж-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ка на стадии становления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ собственного дела ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.6. Консультирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональная ориен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тация безработных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целью определения воз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ можностей их эффективной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности в качестве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предпринимателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1.7. Представление безра¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ботным гражданам возмож-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ностей для временной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятости на период поис¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ка постоянного места ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ БЛОК 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Анализ и ре¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гулирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рынка труда¦ 2.1.Предупреждение и ¦ Разработка и реализация ¦Анализ и ¦ Руководство ¦Прогноз чис- ¦Усиление ¦ ¦ уменьшение дисбаланса ¦ программ содействия ¦выработка ¦ службы за- ¦ленности ¦структурной ¦ ¦ между составом ¦ занятости для районов ¦предложений¦ нятости,ад- ¦трудоспособ- ¦безработицы, ¦ ¦ трудоспособного ¦ республики профессио- ¦в течение ¦ министрации, ¦ного населения, ¦непрогнози- ¦ ¦ населения и "подходящими¦ нальных, национальных ¦нескольких ¦ работодатели, ¦оценка перспек- ¦руемый рост ¦ ¦ работами, возможностями ¦ полововозрастных групп, ¦месяцев, ¦ профсоюзы, ¦тив развития ¦числа без- ¦ ¦ сети переподготовки. ¦ организация общественных ¦реализация ¦ центры пере- ¦сети переподго- ¦работных. ¦ ¦ 2.2. Предупреждение мас-¦ работ, создание малых ¦до несколь-¦ подготовки, ¦товки, направ- ¦Перерасход ¦ ¦ совых высвобождений на ¦ предприятий, специальных ¦ких лет. ¦ НИИ и проект- ¦ления по пере- ¦средств ¦ ¦ предприятиях ¦ рабочих мест, соответст- ¦ ¦ ные организа- ¦подготовке ¦фонда заня- ¦ ¦ 2.3.Создания условий для¦ вующих характеристикам ¦ ¦ ции, законо- ¦различных ¦тости по ¦ ¦ развития и расширения ¦ трудоспособного населения¦ ¦ дательные ¦профессиональ- ¦статьям ¦ ¦ занятости в альтернатив-¦ Сдерживание сокращения ¦ ¦ органы. ¦ных и полово- ¦"Расходы на ¦ ¦ ных негосударственных ¦ эконом.целесообразных и ¦ ¦ Правительствен- ¦зрелых групп. ¦переподготов- ¦ ¦ секторах экономики ¦ перспективных рабочих ¦ ¦ ная комиссия по ¦ ¦ку", "Пособия ¦ ¦ ¦ мест, переход на преи- ¦ ¦ предотвращению ¦ ¦безработным" ¦ ¦ ¦ мущественно контрактно- ¦ ¦ критической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурсное размещение ¦ ¦ ситуации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвестиционных ресурсов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поддержку предприятий, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяющих структурное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сертификация сети подго- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ товки и переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадров, профориентации. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Изменение в политике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития народного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ хоз-ва. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------¦ БЛОК 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Социальная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защита тру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дящихся,за-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нятых на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприяти-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ях всех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ форм собст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ венности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.1. Воздействие на рабо¦ Возмещение ущерба,нане- ¦Постоянный ¦ Подразделения ¦Законы,инструкции,¦ Увеличение ¦ ¦ тодателей с целью защиты¦ сенного работнику, изме-¦контроль ¦ службы занятости, ¦нормативы,тарифная¦ социальной ¦ ¦ прав трудящихся, улучше-¦ нение условий труда и ¦и инспекция¦ профсоюзы, пред- ¦система,результаты¦ напряженности¦ ¦ ние условий труда и соб-¦ его оплаты. ¦ ¦ приниматели, ¦социологических ¦ ¦ ¦ людения законов о труде ¦ Санкции к работодателям ¦ ¦ инспекция труда. ¦исследований. ¦ ¦ ¦ и занятости. ¦ Индексация доходов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3.2. Целевое поощрение ¦ зависимости от темпов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудоустройства граждан,¦ инфляции. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особо нуждающихся в со- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ циальной поддержке. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------¦ БЛОК 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Финансовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятости. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦4.1.Формирование фонда ¦Согласование с администра-¦ При форми-¦Координационный ¦Положение о фонде ¦Недостаток ¦ ¦занятости. ¦циями районов и городов ¦ ровании ¦Совет,Министерство ¦занятости, прогноз¦средств для ¦ ¦ ¦смет на реализацию про- ¦ бюджета и ¦труда и занятости ¦рынка труда. ¦выплаты посо- ¦ ¦ ¦грамм содействия занятос- ¦ при раз- ¦населения,городские,¦Потребность в ¦бий, перепод- ¦ ¦ ¦ти. Контроль за поступле- ¦ работке ¦районные администра-¦средствах для реа-¦готовки, соз- ¦ ¦ ¦нием средств. Формирование¦ программ. ¦ции. ¦лизации программ. ¦дания рабочих ¦ ¦ ¦собственных источников ¦ ¦ ¦Данные о состоянии¦и выполнения ¦ ¦ ¦поступлений в Фонд заня- ¦ ¦ ¦и развитии пред- ¦др. мероприя- ¦ ¦ ¦тости. ¦ ¦ ¦приятий. ¦тий программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦содействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятости. ¦ ¦4.2.Использование ¦Контроль за использованием¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств фонда занятости ¦смет расхода ¦ Постоянно¦ Минтруд и центры ¦Смета расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятости ¦порядок назначения¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пособий ¦ ¦ -----------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------¦ БЛОК 5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Информаци- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ онное обес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ печение служб ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятости ¦5.1.Эксплуатация действу-¦ Обеспечение всех служб ¦ Постоянно ¦Подразделения службы¦Вакансии,состав и ¦Затруднения в ¦ ¦ющей системы АИС "Содейс-¦ занятости необходимой ¦ ¦занятости,ищущие ¦численность безра-¦работе и допол¦ ¦твие" ¦ для деятельности ¦ ¦работу,центры пере- ¦ботных, состояние ¦нительные зат-¦ ¦ ¦ информацией. ¦ ¦подготовки,Госком- ¦сети переподготов-¦раты труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стат. ¦ки,данные Госком- ¦работников ¦ ¦ 5.2. Совершенствование и¦ Разработка и передача в ¦По плану ¦Руководство служб ¦стата, результаты ¦служб занятос-¦ ¦ развитие информационной ¦ постоянную эксплуатацию ¦развития ¦занятости, подрядные¦научных исследова-¦ти.Неготов- ¦ ¦ системы. ¦ новых програмных продук- ¦служб ¦проектные,научные ор¦ний.Потребности в ¦ность служб ¦ ¦ ¦ тов. ¦занятости ¦ганизации. ¦информации 1-4 и ¦занятости к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦6 блоков. ¦решению новых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦задач. ¦ -----------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------¦ БЛОК 6. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Научное обе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спечение за- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нятости. ¦ Проведение научных иссле¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дований, разработка мето¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дических материалов. ¦ ¦ По плану ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития. ¦Руководство службы, ¦Определяется при ¦ Методическая,¦ ¦ ¦ ¦ ¦привлекаемые научные¦проведении кон- ¦ практическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и проектные организа¦кретных исследова-¦ неподготов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции. ¦ний. ¦ ленность к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работе в кри-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуациях. ¦ -----------+-------------------------+--------------------------+-----------+--------------------+------------------+--------------¦ БЛОК 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Организа- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ционное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспече- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ние сис- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ темы. ¦ ¦ Методическое руководство.¦Постоянно. ¦ ¦Работа организаци-¦ ¦ ¦ ¦ Подготовка кадров служб ¦ ¦ ¦онных подразделе- ¦ ¦ ¦ ¦ занятости. Информация на-¦ ¦ ¦ний служб занятос-¦ ¦ ¦ ¦ селения, предприятий о ¦ ¦ ¦ти. ¦ ¦ ¦ ¦ рынке труда. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ * Пункты 1.3 - 1.7 выполняются при наличии свободного остатка средств фонда занятости после выполнения пунктов 1.1, 1.2. II. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ. Одной из важнейших проблем экономики становится создание системы управления трудом, основным объектом которой являются трудовые ресурсы. Снижение уровня использования трудовых ресурсов в общественном производстве обусловливает потребность в изучении региональных особенностей воспроизводства населения, в анализе демографической ситуации, обеспечении сбалансированности имеющихся и создаваемых рабочих мест с трудовыми ресурсами. Важно выявить структуру, тенденции развития трудовых ресурсов в республике и увязать их с социально-экономическим развитием территории, согласовать с действиями государства по стабилизации экономики. Анализ процессов режима воспроизводства населения республики, в частности его основных показателей - рождаемости и смертности, дает основание утверждать, что возникшая в начале 90-х годов кризисная демографическая ситуация сохранится в 1997 году. Наличие негативных тенденций в воспроизводстве населения подтверждается снижением общей численности населения (см. таблицу N 2). Численность населения Таблица N 2 (тыс.чел.) Дата Территория Всего В том числе: Общий при В том числе: город. сельск. рост за период естест механ. 1 2 3 4 5 6 7 8 на 1.01.91 Республика 1056.0 635.2 420.8 7.6 +9.7 -2.1 на 1.01.92 Республика 1059.4 630.4 429.0 3.4 +7.3 -3.9 на 1.01.93 Республика 1056.6 625.9 430.7 -2.8 +3.8 -6.6 на 1.01.94 Республика 1052.8 623.2 429.6 -3.8 -0.5 -3.3 на 1.01.95 Республика 1052.8 625.4 427.4 - -1.3 +1.3 на 1.01.96 Республика 1052.5 627.1 425.4 -0.3 -0.3 - на 1.01.97 (оценка)Республика 1050.5 625.9 424.6 -2.0 -0.4 -1.6 на 1.01.98 (прогноз) Республика 1049.9 625.5 424.4 -0.6 -0.3 -0.3 С 1985 по 1992 год источником роста населения, пополнения трудовых ресурсов республики был естественный прирост, а сальдо миграционного прироста было отрицательным. Однако в 1990 году резко упала рождаемость населения и в настоящее время ее снижение продолжается. Если в 1990 году на 1000 человек населения приходилось 18,2 родившихся, то в 1995 году- 11,7, а в за январь - сентябрь 1996 года - 11,8. Наблюдается увеличение смертности населения. Если в 1990 году смертность населения составляла 9,1 человек в расчете на 1000 человек населения, то в 1995 году - 12,0, а за январь - сентябрь 1996 года - 12,3. В 1992 году впервые появились территории, на которых было отмечено снижение численности населения. В 1995 г. в число таких территорий вошли города Улан-Удэ, Закаменск, Бабушкин, 15 поселков городского типа из 29 и сельские населенные пункты 19 районов республики. Предполагается, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Косвенным подтверждением тому является сокращение числа браков в расчете на 10000 человек населения с 84,1 в 1991 году до 65,0 в 1995 г. Эта демографическая волна усиливается под влиянием происходящих социально-экономических преобразований, особенно - снижения уровня жизни. В 1995 году миграционный прирост населения отсутствовал, а за счет естественной убыли произошло снижение численности населения на 0.3 тыс.чел. За 9 месяцев 1996 г. зафиксировано превышение числа выбывших из республики над числом прибывших на 1.9 тыс.человек. Это в значительной степени влияет на изменение половозрастного состава населения, что в дальнейшем окажет влияние на формирование трудовых ресурсов (таблица N 3). Половозрастная структура населения Таблица N 3 (тыс.чел) Дата Мужчины Женщины Население в Население моло- Население страр- трудоспособ- же трудоспособ- ше трудоспособного ном возрасте ного возраста возраста 1 2 3 4 5 6 1990 508,1 537,4 581,4 330,6 133,5 1991 511,9 541,2 585,2 330,0 137,9 1992 513,5 543,0 587,1 327,2 142,2 1993 512.1 541.6 587.4 320,1 146,2 1994 509,9 540,0 589,4 311,9 148,6 1995 508.7 541.2 594.3 305.2 150.4 1996 507.9 541.7 598.2 298.2 153.2 1997 (прог- ноз) 507.6 541.4 599.2 295.2 154.6 Удельный вес женщин в общей численности населения возрос на 0.1 пункта и составляет 51,6 %. Возрастная структура населения республики имеет положительные показатели по сравнению с западными регионами, где небольшой удельный вес населения моложе трудоспособного возраста. В республике он составляет 28,4% (среди городского населения - 26,3 %, сельского - 31.6%). Доля городского населения сократилась с 60,3% в 1991 году до 59,8 % в 1996 году, а сельского возросла с 39,6% до 40,2 %. Происходит рост численности населения старше трудоспособного возраста. Так, удельный вес этой категории населения возрос с 13,1 % в 1991 г. до 14,6 % в 1996 году, при снижении удельного веса населения моложе трудоспособного возраста на 2.9 %. Согласно расчетам численность трудовых ресурсов в 1997 году составит 594,9 тыс.чел.(в 1996 г. - 592,4 тыс.чел.). III. ПРОГНОЗ ЗАНЯТОСТИ НА 1997 Г. Ожидаемые изменения в структуре населения (увеличение доли населения в трудоспособном возрасте) приведут к сохранению высокого спроса на рабочие места. Численность занятых в экономике составит 405,3 тыс.чел., против 404.7 тыс.чел. в 1996 году, или возрастет на 0.1 %. В 1996 году численность работающих в государственном секторе сократилась по сравнению с прошлым годом на 4.4 тыс. человек и составила на конец года 207.4 тыс. чел. или 51.2 процента от общей численности работающих. В тоже время растет численность занятых в альтернативных структурах. Переход к рыночным отношениям, новым формам хозяйствования, приводит к коренным преобразованиям в структуре занятости. Продолжается перераспределение рабочей силы по отраслям экономики. Уменьшилась численность работающих в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании. В то же время увеличилось число работающих в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере бытового обслуживания, в кредитовании, пенсионном обслуживании. Предполагаемые уровни и структура занятости населения республики в 1997 году приведены в таблице N 4. Прогноз занятости (в среднегодовом исчислении) Таблица N 4 Показатели ед.изм. 1995г. 1996г. 1997г. отчет оценка прогноз 1 2 3 4 5 Численность населения на 1.01. т.чел. 1052.8 1052.5 1050.3 Трудовые ресурсы т.чел. 591.0 592.5 594.9 Численность занятых к экономике - всего т.чел. 407.6 404.7 405.3 Из них: в материальном производстве - всего т.чел. 276.0 271.3 271.2 в т.ч. по отраслям: промышленность т.чел. 88.8 87.5 87.4 сельское хозяйство т.чел. 55.1 54.7 54.8 строительство т.чел. 37.9 37.6 37.8 транспорт и связь т.чел. 38.2 37.9 38.1 торговля и общественное питание т.чел. 39.7 37.3 36.6 другие отрасли т.чел. 16.3 16.3 16.5 в непроизводственной сфере - всего т.чел. 131.6 133.4 134.1 в т.ч. по отраслям: здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение т.чел. 28.4 28.2 28.1 образование, культура, искусство т.чел. 62.5 62.3 62.2 наука и научное обслуживание т.чел. 1.8 1.8 1.8 жилищно-коммунальное обслуживание и непроизводственные виды бытового обслуживания т.чел. 19.2 21.0 21.9 в кредитовании, в страховании, пенсионном обслуживании т.чел. 5.1 5.2 5.3 в органах управления т.чел. 14.6 14.9 14.9 Из численности занятых: на предприятиях и в организациях госсектора т.чел. 211.8 207.4 204.4 в общественных объединениях и организациях т.чел. 2.7 2.7 2.8 на предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности т.чел. 73.7 74.0 76.1 в совместных предприятиях т.чел. 0.8 0.9 1.1 в частном секторе - всего ( с учетом личного подсобного хозяйства) т.чел. 118.6 119.7 121.5 в т.ч. в крестьянских (фермерских) хозяйствах (включая наемных работников) т.чел. 11.5 11.5 12.2 в зарегистрированных частных предприятиях т.чел. 84.8 84.9 85.1 лица, занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан 22.3 23.4 24.2 Учащиеся (с отрывом от производства) т.чел. 43.5 43.6 43.6 Занятые в домашнем хозяйстве, военнослужащие и другие т.чел. 139.9 144.2 145.4 Лица, не занятые трудовой деятельностью и учебой т.чел. 59.4 63.0 64.6 в т.ч. лица, имеющие статус безработного (по отчету) т.чел. 8.7 10.3 18.1 Доля безработных в общей численности экономически активного населения % 1.9 2.3 3.9 Фонд заработной платы по территории - всего млрд.руб. 2164.4 3354.8 3925.1 IY. РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ СЕГМЕНТОВ РЫНКА ТРУДА И ПРОГНОЗ СПРОСА - ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Расчеты сегментов рынка труда основаны на методических рекомендациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации, статистических данных, прогнозных оценках Министерства труда и занятости населения, Министерства экономики Республики Бурятия и Бурятского научного центра СО РАН. 4.1. Численность высвобождаемых работников. Высвобождение работников предприятий и организаций в 1997 году будет происходить под воздействием следующих факторов: - структурной перестройки экономики (перепрофилирования, ликвидации и реорганизации убыточных производств); - изменения инвестиционной политики; - сокращения нового строительства; - реформирования сельскохозяйственных предприятий; - трансформации скрытой неполной занятости в безработицу. По экспертным оценкам высвобождение за счет перечисленных факторов в 1997 году составит 11.2 тыс.человек. Численность высвобождаемых работников в разрезе отраслей народного хозяйства. Таблица N 5 ( тыс.чел.) NN пп О т р а с л и Всего может быть высвобождено 1 2 3 1 Промышленность 2.6 2 Сельское хозяйство 0.8 3 Транспорт и связь 2.3 4 Строительство 1.4 5 Торговля и общественное питание 0.7 6 Бытовое обслуживание 0.1 7 Жилищно-коммунальное хозяйство 0.4 8 Здравоохранение, культура, соцобеспечение, народное образование 1.7 9 Управление 0.4 10 Другие отрасли 0.8 Итого: 11.2 4.2. Численность молодежи, пополняющей рынок труда. Получат свободные дипломы и окажутся на рынке труда 2.2 тыс. выпускников ВУЗов, 2.4 тыс. выпускников средних специальных учебных заведений, 4.1 тыс. окончивших ПТУ, 4.7 тыс. окончивших средние общеобразовательные школы и учащиеся 9-х классов, не желающих продолжать обучение. (таблица N 6). Таблица N 6 Виды учебных Ожидаемый Числен. выпускников со свобод. распределением заведений выпуск, т.чел. 1 вариант II вариант т.чел. %% т.чел. %% 1 2 3 4 5 6 1. ВУЗы 3.1 2.2 71.0 2.6 83.9 2. Средние спец.учеб. заведения 3.8 2.4 63.2 2.8 73.7 3. ПТУ 6.3 4.1 65.1 4.6 73.0 4. Средние общеобразова- тельные школы 19.3 4.7 24.4 5.3 27.5 Итого: 32.5 13.4 41.2 15.3 47.1 Кроме того, рабочие места могут потребоваться для 3.8 тыс. учащихся по разным причинам прервавшим обучение. 4.3. Численность освобожденных из мест лишения свободы. К этой категории относятся лица, освобожденные в расчетном году из исправительно-трудовых учреждений и прописанные после этого в Республике Бурятия. Таких лиц по данным районных администраций на рынке труда ожидается 2.3 тыс.человек. 4.4. Численность уволенных по причине текучести. В 1996 году коэффициент текучести кадров в отраслях народного хозяйства ориентировочно составлял 12.5 процентов. Численность лиц, уволенных по этой причине, в 1997 году будет около 40 тыс.человек. Учитывая, что не все уволенные по собственному желанию пополнят рынке труда, а часть их подыщет работу самостоятельно (53.0%) и приступит к новой работе практически без перерыва, численность лиц этой категории на рынке труда составит 18.8 тыс.чел. 4.5. Численность временно незанятого населения. К временно незанятым относятся лица в трудоспособном возрасте, которые могут и желают трудиться, но по некоторым причинам не имеют работы и заработка. На начало 1997 года численность граждан, ищущих работу по отчету составляет 13.8 тыс.человек. 4.6. Численность женщин, выходящих на работу из отпуска по уходу за ребенком. По данным Госкомстата республики 75 процентов женщин, имеющих детей до 3-х летнего возраста, до их рождения были заняты в общественном производстве, следовательно, их рабочие места (15.1 тыс.чел.) были зарезервированы за ними. Из них предположительно выйдет на работу после отпуска 1/3 от общей численности, то есть свыше 5 тыс. человек, из них рынок труда пополнят женщины, которые будут высвобождены ( 2.0 тыс.человек). 4.7. Прогноз спроса - предложения и направления распределения рабочей силы Прогноз сделан на основе разработанных Министерством экономики показателей социально-экономического развития республики на 1997 год. Учитывая, что тенденции развития экономики в 1997 году носят неустойчивый характер, рассмотрены два варианта, согласно которым в зависимости от состояния экономики предложение рабочей силы может составить 69.4 и 80.4 тыс.человек ( таблица N 7). Прогноз рынка труда на 1997 г. Таблица N 7 (человек.) Варианты: I вариант II вариант 1 2 3 1. Предложение рабочей силы 1. Высвобожденные работники 11239 13719 2. Молодежь 17206 22400 3. Уволенные по причине текучести 18784 21673 4. Уволенные в запас из рядов Вооруженных Сил 3514 3514 5. Освобожденные из мест лишения свободы 2308 2308 6. Незанятое население на 1.01. 1997 г. 13788 13788 7. Женщины, выходящие из отпуска по уходу за ребенком по достижению 3-х лет. 2014 2394 8. Механический прирост населения в трудоспособном возрасте 547 653 Итого: 69400 80449 II. Спрос на рабочую силу. Потребность в работниках - итого 7468 8690 в т.ч. - на имеющиеся рабочие места 7147 8326 - на дополнительные рабочие места, предусмотренные к вводу в прогнозируемом периоде 321 364 III. Соотношение спроса и предложения на рабочую силу. Превышение предложения над спросом (+), превышение спроса над предложением (-) +61932 +71759 IY. Направления распределения рабочей силы, попавшей на рынок труда 1. Трудоустроятся самостоятельно* 34437 40836 2. Обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости - всего 34963 39613 Из них: 2.1. Будут трудоустроены, 7542 8662 из них: временные работы (молодежь от 14 до 18 лет) 1812 1812 2.2. Пройдут переобучение 935 1124 2.3. Будут оформлены на досрочную пенсию 439 543 2.4. Будут признаны безработными, всего 18102 20473 Из них: - будут получать пособия по безработице 13605 15690 2.5. Заняты на общественных работах 1138 1542 2.6. Сняты с учета по другим причинам 6807 7269 *Учитываются лица, которые трудоустроятся самостоятельно на имеющиеся рабочие места, будут заняты в личном хозяйстве, организуют собственное дело без участия службы занятости или занятые другими видами деятельности, а также не изъявившие желания трудиться. V. КОМПЛЕКС МЕР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. 5.1. Основные мероприятия На основании данных прогноза рынка труда определены необходимые меры по содействию занятости и по обеспечению социальных гарантий временно незанятому населению, предусмотренных Законом. Меры, обеспечивающие социальные гарантии, представлены в таблице N 9. Меры по предотвращению высвобождения работников и снижению напряженности на рынке труда путем оказания помощи работодателям для создания рабочих мест, поддержки предпринимателей, квотирования рабочих мест, организации общественных работ, переподготовки, переобучения и профориентации высвобождаемых работников представлены в таблице N 10. (Расчет по районам республики произведен по первому варианту, кроме общественных работ). В программе в качестве расчетных показателей приняты: - пройдут переобучение - 935 человек; - получат профориентационные услуги, в том числе в рамках программы "Новый старт" и "Клуб ищущих работу" - 10000 чел.; - будут оформлены на досрочную пенсию - 439 человек; - заняты на общественных работах - 1402 человека; - будут временно заняты (молодежь от 14 до 18 лет) - 1812 человек; - будут признаны безработными - 18102 человека; из них будут получать пособия по безработице - 13605 человек, при этом средняя продолжительность выплаты пособия будет сокращена с 6 до 3.5 месяцев; - будет оказана материальная помощь - 832 чел. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|