Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.09.1999 № 343ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О проекте закона Республики Бурятия "Об охране труда в Республике Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Одобрить проект закона Республики Бурятия "Об охране труда в Республике Бурятия" и представить его на рассмотрение в Народный Хурал Республики Бурятия. 2. Назначить официальным представителем Правительства Республики Бурятия при рассмотрении указанного законопроекта в Народном Хурале Республики Бурятия министра социальной защиты населения и труда Республики Бурятия Ефимова С.Г. 3. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия в месячный срок со дня опубликования Закона Республики Бурятия <Об охране труда в Республике Бурятия> разработать механизм реализации вышеуказанного Закона. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия Л.В.Потапов "20" сентября 1999 г. N 343 Проект НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от__________________N________ О Законе Республики Бурятия "Об охране труда в Республике Бурятия" Народный Хурал Республики Бурятия постановляет: 1. Принять Закон Республики Бурятия "Об охране труда в Республике Бурятия". 2. Направить указанный Закон Президенту Республики Бурятия для подписания и обнародования. Председатель Народного Хурала Республики Бурятия М.И.Семенов г.Улан-Удэ от________________ N_______ Проект ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ" Настоящий Закон устанавливает гарантии осуществления права работников на труд, отвечающий требованиям охраны труда, и единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работниками предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Закон направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной сферы и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность работника.. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести его к заболеванию. Вредные условия труда - условия труда характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или его потомство). Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Опасные условия труда - условия труда характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или её части) создаёт угрозу для жизни, высокий риск травм, острых профессиональных поражений. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. Тяжёлые работы - работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более 2\3 мышечной массы человека. Рабочее место - место, в котором работник должен находится или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под под контролем работодателя. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных или вредных производственных факторов, а также от загрязнения. Сертификат соответствия (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. Производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его применения Законодательство Республики Бурятия об охране труда основывается на Конституции Республики Бурятия и состоит из настоящего закона и других нормативно-правовых актов Республики Бурятия в области охраны и условий труда. Настоящий закон действует на всей территории Республики Бурятия и распространяется на: - предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности всех организационно-правовых форм и видов собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности (в дальнейшем организации); - работодателей; - предпринимателей без образования юридического лица; - работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; - членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; - студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, профессионального начального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику; - военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях; - граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях; - граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации. Статья 3. Основные направления государственной политики в области охраны труда Государственная политика в области охраны труда предусматривает согласованные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возникающих в результате производственной деятельности. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: - признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья граждан в производственной деятельности организации; - принятие и реализация законодательных и других требований по охране труда, а также республиканских целевых программ, способствующих созданию безопасных условий труда, предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - установление единых требований по охране труда, обязательных для исполнения всеми организациями; - государственное управление охраной труда; - государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда; - содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда; - обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве; - защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей, на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - установление компенсаций за тяжелые работы с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. - координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; - распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; - участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; - подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; - организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о профессиональном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; - обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; - международное сотрудничество в области охраны труда; - проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Бурятия в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти Республики Бурятия в осуществлении государственной политики в области охраны труда относятся; - реализация государственной политики в области охраны труда на территории Республики Бурятия; - участие в разработке и реализации федеральных целевых программ по улучшению условий и охраны труда; - принятие законов и других нормативных правовых актов по охране труда Республики Бурятия, контроль за их соблюдением; - разработка и утверждение республиканских программ улучшения условий охраны труда, контроль за их выполнением; - государственное управление охраной труда на территории Республики Бурятия; - определение расходов на охрану труда из средств бюджета Республики Бурятия; - разработка и осуществление мер и экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; - организация обучения специалистов в области охраны труда, проверки знаний требований по охране труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; - организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях; - координация деятельности органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и граждан по проведению мероприятий по охране труда на территории Республики Бурятия; - передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований; - другие полномочия в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда Органы местного самоуправления обеспечивают государственную политику в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями в области охраны труда осуществляется в соответствии с законом Республики Бурятия "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в Республике Бурятия". К полномочиям органов местного самоуправления Республики Бурятия в осуществлении государственной политики в области охраны труда относятся: - участие в разработке и реализации республиканских программ улучшения условий и охраны труда; - государственное управление охраной труда на территории муниципального образования; - участие в распределении расходов на охрану труда из средств бюджета Республики Бурятия; - руководство и контроль за деятельностью руководителей организаций по обеспечению исполнения норм по охране и условиям труда; - обучение и проверка знаний законодательства по охране труда руководителей организаций и лиц, отвечающих за безопасность труда. Государственными полномочиями в области охраны труда наделяются все муниципальные образования на территории Республики Бурятия отдельным законом Республики Бурятия. Органы, должностные лица местного самоуправления ответственны за выполнение ими государственных полномочий перед государством. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий в области охраны труда устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. РАЗДЕЛ 2. ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД, ОТВЕЧАЮЩИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 6. Право на труд, отвечающий требованиям по охране труда Каждый работник имеет право на: - рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; - обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; - возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; - получение достоверной информации от работодателя или соответствующих государственных или общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите его от воздействия вредных или опасных производственных факторов; - отказ от выполнения работ, без каких-либо последствий для него, в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья, до устранения этой опасности; - обеспечение специальной одеждой, обувью и средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с установленными требованиями по охране труда за счет средств работодателя; - обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; - профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; - проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда по запросу работника на его рабочем месте; - обращение в органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; - личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; - обязательные предварительные (при приеме на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры в установленном законодательством порядке за счет средств работодателя; - внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; - компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Статья 7. Гарантии права работника на труд, отвечающий требованиям по охране труда Республика Бурятия в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на труд, отвечающий требованиям по охране труда, работникам участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда. На время приостановки работ органами государственного надзора и контроля вследствие нарушения законодательства по охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника, за ним сохраняются место работы с оплатой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья (кроме случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также при не обеспечении его средствами индивидуальной и коллективной защиты, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации. При ликвидации рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации или организовать бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки оплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Категории работников, имеющих право на компенсации за тяжелые работы с вредными и (или) опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Бурятия. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, возмещение вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для реализации установленных гарантий. Республика Бурятия обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований по охране труда, а также применение предусмотренных законодательством мер ответственности за их нарушение к работодателям и уполномоченным ими лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий труда. Статья 8. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда На тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда запрещается применение труда женщин возраста и лиц в возрасте моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. Перечни тяжёлых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Российской Федерации с учётом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов. РАЗДЕЛ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 9. Государственное у правление охраной труда Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда. Государственное управление охраной труда в Республике Бурятия осуществляется Правительством Республики Бурятия или по его поручению республиканским органом исполнительной власти ведающий вопросами охраны труда и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий и полномочий, переданных им соответствии с законодательством Республики Бурятия. Должностные лица этих органов имеют право беспрепятственного посещения организаций и доступа к необходимой информации. Нормы и правила, утвержденные этими органами управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Республики Бурятия всеми министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями всех форм собственности. Статья 10. Органы управления охраной труда в организации В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. В других организациях с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда и введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем в зависимости от специфики деятельности данной организации. Структура и численность работников службы охраны труда в организации определяются работодателем с учётом рекомендаций республиканского органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 11. Обязанности работодателя по обеспечению условий и охраны труда Обязанность по обеспечению условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя, который обязан в соответствии законодательством и другими требованиями по охране труда обеспечить: - безопасность при эксплуатации производственных технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты; - соответствующие требованиям по охране труда условия труда на каждом рабочем месте; - организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников; - режим труда и отдыха, установленный законодательством; - приобретение и выдачу специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований по охране труда, недопущение к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж, проверку знаний в соответствии с их производственной деятельностью; - организацию эффективного контроля за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников; - проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда; - обязательное социальное страхование работников в связи с временной нетрудоспособностью, вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, внеочередного медицинского осмотра по просьбе работника, с учетом медицинских показаний с сохранением за ним их места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских осмотров; - информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях; - принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; - расследование причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - беспрепятственный допуск представителей органов государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля, а также представителей государственных социальных страховых организаций и организаций общественного (в том числе профсоюзного) контроля для проведения проверок состояния условий труда в организации и расследования причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда; - своевременное выполнение предписаний и постановлений государственных органов надзора и контроля; - наличие необходимой нормативной правовой документации по охране труда для работников. Статья 12. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан: - соблюдать требования по охране труда, а также исполнять указания руководителя по безопасному ведению работ; - правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; - проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; - немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, а также о любом несчастном случае происшедшем на производстве, или об ухудшении состоянии своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); - проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования); - проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности других лиц, жизнь и здоровье которых могут быть поставлены под угрозу в результате несоблюдения ими необходимых мер предосторожности во время выполнения работ. Статья 13. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям по охране труда Проекты строительства и реконструкции объектов, предназначенных для осуществления любых видов производственной деятельности, создания машин, механизмов, технологических процессов должны соответствовать требованиям по охране труда. Запрещается строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, выпуск и внедрение новой техники, технологий без заключения государственной экспертизы труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений (заключений) соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Новые или реконструированные производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключения соответствующих государственных органов надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. Запрещается применение в производстве опасных и вредных химических веществ и материалов, продукции, товаров и услуг, на которые не разработаны методики, средства метрологического контроля и которые не имеют токсилогической (санитарно-гигиенической, медико-биологической) оценки. В случае поступления в организацию новых опасных и вредных химических веществ или наличия в организации веществ, требующих принятия дополнительных мер безопасности, работодатель обязан до начала их использования уведомить об этом специально уполномоченные на то государственные органы надзора и контроля, разработать и согласовать с ними меры по защите здоровья и жизни работников. Машины, станки, механизмы, оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям по охране труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификат соответствия. Статья 14. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты На работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства по нормам, утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты осуществляются за счет средств работодателя. Статья 15. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда Все работники организации, в том числе её руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определённом Правительством Республики Бурятия. Для всех поступающих на работу, а также переводимых на другую работу лиц работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и по оказанию первой помощи пострадавшим. Для лиц, поступающих на производство с вредными и опасными условиями труда, где в соответствии с законодательством требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения и проверки знаний по охране труда. Все работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить обучение и проверку знаний, правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и сроки, которые установлены для определенных работ и профессий. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, профессионального высшего и послевузовского профессионального образования. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего и профессионального высшего образования. Статья 16. Обучение и проверка знаний по условиям и охране труда в муниципальных образованиях Должностные лица местного самоуправления, назначенные ответственными за проведение работы по охране и условиям труда, обязаны проходить обучение и последующей сдачей экзаменов в комиссии органа исполнительной власти Республики Бурятия, ведающего вопросами охраны труда в республике, в порядке определённые этим органом. Органы местного самоуправления обязаны: - создавать районные (городские) комиссии по проверке знаний по охране и условиям труда под председательством одного из заместителей главы местного самоуправления, сдавшего соответствующий экзамен в комиссии органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда в Республике Бурятия; - проводить на хозрасчетной основе обучение и экзаменационную проверку знаний по условиям и охране труда руководителей организаций, действующих на территории района (города), в соответствии с Положением "О порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и учреждений Республики Бурятия", утвержденным Правительством Республики Бурятия; - обеспечить создание комиссий по проверке знаний по охране и условиям труда в организациях с численностью более 10 работников под председательством руководителя организации или его заместителя, сдавших соответствующие экзамены в районной (городской) комиссии; - экзаменационную проверку знаний по охране и условиям труда руководителей и специалистов организаций численностью 10 и менее работников проводить районной (городской) комиссией с выдачей соответствующих документов. Статья 17. Финансирование охраны труда Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и республиканских программ из средств бюджета Республики Бурятия, местных бюджетов, внебюджетных источников, в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Республики Бурятия. На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные за счёт: - добровольных взносов организаций и физических лиц; - средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казённых предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. В Республике Бурятия, отраслях экономики, на территориях муниципальных образований, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 18. Государственный надзор и контроль Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется Государственной инспекцией труда по Республике Бурятия на основе надзорных, контрольных, разрешительных функций Федеральной инспекции труда. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации. Государственный надзор за соблюдением требований по охране труда наряду с Государственной инспекцией труда осуществляют специально уполномоченные органы- федеральные надзоры, в пределах своих полномочий. Статья 19. Государственная экспертиза условий труда Государственная экспертиза условий труда в Республике Бурятия осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. Задачами государственной экспертизы условий труда является контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или её подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации. Статья 20. Общественный контроль за охраной труда Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов или трудовых коллективов. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: - осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; - проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников предприятия; - принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; - получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний; - предъявлять требования о приостановке работ в случаях угрозы жизни и здоровья работников; - осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; - принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда Республики Бурятия; - принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; - обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; - осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, с изменением условий труда. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. РАЗДЕЛ 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ДРУГИХ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 21. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающие требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 22. Ответственность за нарушение требований охраны труда Должностные лица, работодатели и другие лица, виновные в нарушении требований по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами (соглашениями), либо препятствующие деятельности представителей государственных органов надзора и контроля, а также общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 23. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда В случаях, когда деятельность предприятий или структурных подразделений, а также эксплуатация оборудования осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований по охране труда, она может быть приостановлена по предписанию руководителя Государственной инспекции труда по Республике Бурятия и государственных инспекторов по охране труда или иных федеральных надзорных органов в пределах своих полномочий на срок, необходимый для устранения нарушений. Решения, принятые руководителем государственной инспекции и государственными инспекторами по охране труда могут быть обжалованы в административном порядке или в суд. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке. Статья 24. Ликвидация организации или прекращение деятельности её структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности её структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда в Республике Бурятия или руководителя Государственной инспекции труда по Республике Бурятия при наличии заключения органа государственной экспертизы труда. Статья 25. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Бурятия Л.В.Потапов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту республиканского закона "Об охране труда в Республике Бурятия" 1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта Проект республиканского закона "Об охране труда в Республике Бурятия" разработан во исполнение Постановления Правительства Республики Бурятия от 12 февраля 1998 года N 60 " О программе первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Республике Бурятия на 1998-2000 годы". Необходимость данного законопроекта обусловлена принятием Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и других законодательных и правовых актов. 2. Цели и задачи законопроекта Цель данного законопроекта - приведение законодательства об охране труда в Республике Бурятия в соответствии с основополагающими Федеральными законами, совершенствование законодательного регулирования отношений в области охраны труда, усиление внимания к вопросам охраны труда со стороны государственных, муниципальных и хозяйственных органов, работодателей и трудовых коллективов и общественности. Основной задачей данного законопроекта является выработка новых механизмов взаимодействия всех участников трудового процесса в обеспечении условий и охраны труда, повышение гарантий социальной защиты работающих, создании трехуровневой системы управления охраной труда в Республике Бурятия. 3. Общая характеристика и основные положения законопроекта Предметом правового регулирования законопроекта является охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Законопроект состоит из следующих разделов: Раздел 1. Общие положения. Раздел 2. Гарантии права на труд, отвечающий требованиям по охране труда Раздел 3. Обеспечение охраны труда. Раздел 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Раздел 5. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Принципиальная новизна законопроекта в том, что впервые на законодательном уровне закреплено разграничение полномочий исполнительных органов государственной власти по труду Республики Бурятия и органов местного самоуправления в области охраны труда. Вводится статья, предусматривающая порядок обучения и проверки знаний по условиям и охране труда муниципальными образованиями. Расширена область полномочий органа государственной власти, ведающего вопросами охраны труда в Республике Бурятия. Кроме того, уточнена сфера действия законодательства об охране труда, которая будет распространяться также на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Расширены и более четко сформулированы отдельные права и гарантии права работника на труд, отвечающий требованиям охраны труда. В целях повышения ответственности работодателя за обеспечение охраны труда на предприятии и защиты интересов работников, в проекте закона расширен ряд обязанностей работодателя. Вводится статья, определяющая роль Государственной экспертизы условий труда, определены права государственных экспертов по условиям труда и других работников, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, а также направления деятельности государственной экспертизы условий труда, её роль с учётом предстоящей сертификацией работ на соответствие требованиям охраны труда. 4. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства Законопроект разработан в развитие отдельных положений по вопросам охраны труда, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Бурятия, Гражданском кодексе Российской Федерации, Административном кодексе Российской Федерации, Кодексе законов о труде Российской Федерации, в законе "Об Основах охраны труда в Российской Федерации", основополагающих конвенциях и рекомендациях МОТ, а также в модельном законодательном акте, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. Для реализации статьи 5 данного законопроекта необходимо принятие отдельного закона Республики Бурятия в соответствии с Законом Республики Бурятия "О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями в Республике Бурятия". 5. Финансово-экономическое обоснование Введение данного закона не потребует дополнительных расходов из республиканского бюджета. 6. Ожидаемые социально-экономические последствия принятия законопроекта Принятие законопроекта усилит внимание к вопросам охраны труда со стороны государственных, муниципальных и хозяйственных органов, работодателей и работников, повысит технологическую дисциплину, усилит контроль за соблюдением требований по охране труда, в результате чего ожидается снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и улучшение социального положения работников в Республике Бурятия. Социально-экономический эффект реализации закона будет выражаться в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, а также экономии денежных средств за счет: - сокращения потерь, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью; - экономии материальных затрат в связи с сокращением производственного травматизма; - сокращения величины недополученного внутреннего валового продукта в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями на производстве. Заместитель Министра социальной защиты населения и труда, Председатель Комитета по труду П.А.Чукреев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|